Снова в школу или блог мамы первоклассника. Растения готовятся к зиме
Растения готовятся к зиме
Т.Г.Борисова
Лето пролетело незаметно, о нем напоминают все еще цветущие клумбы бархатцев и петуний, воздух уже становится намного прохладнее и солнце почти не греет. Сад обволакивает холодное дыхание осени, и он постепенно погружается в оцепенение. Для многолетних растений начинается важный этап перехода к периоду покоя.
Однако деревья и кустарники начинают готовиться к зиме задолго до того, как меняется окраска их листьев. Это происходит уже с начала августа, поскольку дни становятся короче. Такие изменения среды сигнализируют растениям о смене сезонов. Способность переносить низкие температуры развивается у них только после завершения роста, вызревания побегов и закаливания. Знание процессов, протекающих в растениях, поможет садоводам лучшим образом подготовить их в преддверии зимы. Ведь растения не могут, как животные мигрировать на юг вслед за теплой погодой, но у них есть другие способы выживания.
Изменения в продолжительности дня запускают механизм химических превращений в растительных организмах. Происходят две вещи: они прекращают рост, и начинают перемещать ассимиляты (продукты фотосинтеза) из надземной части вниз - в корневую систему, т.к. растениям необходим достаточный запас питательных веществ на зиму. Когда земля будет промерзшей, скованной снегом, вода и питательные вещества будут недоступны. Повысить зимостойкость растений помогут регуляторы роста адаптогенного характера, например, Эпин-Экстра (1мл/10л воды). Предзимние обработки кроны и скелетных ветвей улучшат обменные процессы и будут способствовать накоплению дополнительного запаса продуктов фотосинтеза (главным образом углеводов), а также лучшему вызреванию коры и древесины молодых побегов. Именно молодые плодовые деревья наиболее чувствительны к пониженным отрицательным зимним температурам, т.к. запаздывают с окончанием роста, по сравнению с взрослыми. Это же касается и растений, привезенных из южных регионов и приспособленных к иным климатическим условиям. Обработки антистрессовыми адаптогенами на фоне короткого дня способствуют образованию ингибиторов роста, повышают адаптационный потенциал клеток, а это в свою очередь, улучшает адаптацию и акклиматизацию растений в новых условиях. Только применять регуляторы роста следует при температуре не ниже +7⁰С, иначе обменные процессы замедляются, растения вступают в период покоя и неспособны воспринимать препарат.
Лучший эффект достигается когда обработки предшествуют или совпадают с периодом естественной закалки. В это время дневные положительные температуры воздуха перемежаются ночными заморозками, а уже позднее наступает общее понижение температуры воздуха. Закалка – это медленный процесс, сопровождающийся постепенным снижением температуры.
Но само по себе одно накопление плодовыми деревьями углеводов не обеспечивает повышение их зимостойкости. Необходима вторая фаза закалки - превращение углеводов в защитные соединения, а также соответствующие изменения строения клеточной цитоплазмы, ее физических свойств и физиологического состояния. Жидкость в клетках – цитоплазма становится более концентрированной, вязкой, а клеточные стенки - более эластичными, что препятствует повреждению их кристаллами льда. Большая часть углеводов превращается в сахара. Интересно, что с наступлением зимы в клетках тканей коры у многих хвойных растений наряду с сахарозой, глюкозой и фруктозой в значительном количестве имеются и такие сахара, как стахиоза и рафиноза, которые летом там практически отсутствуют. По мнению ученых, именно сахара в зимующих органах растений выполняют защитную роль. Сахар, является веществом, защищающим белковые соединения от коагуляции при промораживании, и поэтому его можно назвать защитным. Кроме того, у растений наблюдается большое накопление масла во внутренних слоях древесины, оно повышает устойчивость к сильным морозам. Масло вытесняет воду и этим предохраняет древесину от вымерзания.
Вечнозеленые хвойные растения в отличие от лиственных, не сбрасывают листву на зиму. Для того чтобы снизить испарение, на иглах увеличивается восковой налет и лишние потери воды хвойники регулируют закрытием устьиц. Обработки Эпином-Экстра регулируют внутренний механизм открытия и закрытия устьиц, если это необходимо растению.
У многолетних травянистых растений листья, стебли и побеги, составляющие надземную часть, на зиму отмирают. Спящие под землей ростовые почки хорошо защищены от морозов слоем снега и почвы.
Несмотря на обработки, повышающие зимостойкость растений более теплолюбивые цветочные культуры – розы, пион древовидный, хризантемы, вечнозеленые кустарники - самшит, тисс и ягодные лианы - актинидию, виноград в Средней полосе России все-таки приходится укрывать на зиму. Даже в условиях Краснодарского края бывают морозы, превышающие среднемноголетние показатели. Так, в 2001 г. январско-февральские морозы с порывистыми ветрами привели к гибели почек и повреждению виноградной лозы. А у растений, которые в предыдущий год обрабатывались Эпином-Экстра, правда, в малой дозе, увеличивалась доля вызревшей части побега и наблюдалась сохранность почек на 87% в сравнении с необработанными вариантами. Специалисты мичуринских плодопитомников и садов отмечают, что систематические обработки регуляторами роста в период вегетации (в лабильные и рискованные фазы развития) положительно влияют на восстановительную способность плодовых и декоративных культур после суровых зим. У плодовых увеличивается завязываемость плодов, сохранность завязей и урожайность.{jcomments on}
«Как растения к зиме готовятся»
Тема: «Как растения к зиме готовятся»
Автор-составитель Е.И.Мамонтова
Основная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: знакомство с природой ближайшего окружения, формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формирование системы знаний о жизни растений в осенний период: понимание закономерности явлений природы, цикличности изменений в природе; конкретизация представлений детей об осеннем расцвечивание деревьев;
2. Развитие образной и доказательной речи детей;
3. Воспитание у детей бережного и заботливого отношения к растительному миру (деревьям) как живым существам; чувства важности и необходимости всего, что происходит в природе.
Предварительная работа:
1. Заучивание стихов об осени, деревьях.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Деревья осенью», И. Грабарь «Осенние листья», К. Коровин «Осень».
3. Оформление гербария с осенними листьями.
4. Разгадывание загадок об осени, деревьях.
5. Экскурсия в осенний парк.
6. Беседа о природных явлениях.
Оборудование: телевизор, видеоролик «В осеннем лесу», презентация «Как деревья готовятся к зиме», корзина с приметами осени, осенние листья с разных деревьев, магнитофон, аудиозапись: П.И. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать музыку.(Звучит музыкальный отрывок «Осень»П.И.Чайковского из произведения «Времена года»)
Дети, какое время года напомнил этот музыкальный отрывок? Почему? (Осень, природа грустит, ушло лето и т.п.)
А сейчас какое время года? (Ответы детей).
А давайте прямо сейчас отправимся на прогулку в осенний лес? Вы согласны?
Чтобы попасть в лес надо встать в круг, вытянуть ладони, закрыть глаза и произнести заклинание:
В ладони наши загляни
В них доброту, любовь найди
И в лес осенний попади
(Звучит «Волшебная музыка»)
Ну, вот мы и попали в осенний лес.
(Видеоролик «В осеннем лесу»)
Под кусточком я вижу корзинку, давайте посмотрим, что в ней?
Ребята, здесь для нас первое задание «Назовите приметы осени»
(Дети поочередно достают из корзинки сюжетные картинки и составляют простые предложения, прикрепляя картинки к магнитной доске.)
Солнце осенью светит, но не греет.
Осенью часто идут дожди.
Осенью дует сильный, холодный ветер.
Осенью листья желтеют, краснеют и опадают.
Осенью птицы улетают в теплые края.
Осенью звери делают запасы на зиму.
Осенью люди с полей и огородов убирают урожай.
Молодцы, вы хорошо справились с заданиями
Воспитатель: Отправляемся дальше в путь.
Нас деревья в гости ждут.
(Дети переходят к следующему объекту плана-схемы – к столу с макетами деревьев и листьев).
Посмотрите, ребята, ветер сорвал с деревьев листья. Сколько листьев нападало! Подумаем и скажем, как называется это природное явление? (Листопад).
Одна из самых ярких и заметных примет осени – желтые пряди в листве. Ребята, а раньше всех начинает желтеть какое дерево? По этому поводу и поговорки в народе сложены. «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала. Говорят, есть две осени? Как они называются? (ранняя осень или золотая; другая – поздняя).
Воспитатель: Да, ребята, одна осень радостная пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем. Другая неприглядная собой, вся в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Ребята попробуем подобрать много слов-определений к первой золотой осени. (прекрасная, золотая, разноцветная, роскошная, щедрая, богатая урожаем, веселая, яркая, прохладная и т.п.)
Послушайте, как красиво написал об этой природе поэт Тютчев:
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора.Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера.
Воспитатель: Ребята, а какие слова можно подобрать, чтобы описать позднюю осень? (холодная, дождливая, мокрая, плачущая, грустная).
Игра «Найди такой же листочек» ( Возьмем по одному листу, рассмотрим его и поочередно положим лист возле того дерева, с которого он упал).
Я предлагаю вам сочинить небольшие рассказы «О чем думает осенний листочек» (рассказы детей).
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, а сейчас присядем на полянку, а я расскажу вам сказку.
Раз, два, три – музыка звучи, в сказку нас веди...
(Звучит сказочная спокойная музыка)
Воспитатель: Жила девочка. Звали ее осень. Это была добрая девочка. Девочка-Осень следила, чтобы в её царстве был порядок. А в царстве этом росли красивые деревья. И все они были в зеленых платьях. Решила Девочка-Осень сменить зеленые платья.
Девочка-Осень: Подарю я Вам пестрый, яркий наряд: золотистый, багряный, пурпурный. А ты елочка оставайся в этом необычном, зелено-игольчатом платье. Оно мне очень нравится.
Воспитатель: Стало как красиво! Девочка-Осень была довольна собой. Она подарила деревьям яркие, пестрые платья, а они в ответ дарили ее свои улыбки. А еще Девочка-Осень слушала, как шепчется ветерок с кудрявой березкой. Любовалась трудолюбивым дождиком, который все чаще и чаще омывал каждый листок в её царстве. Но вот однажды загрустили деревья между собой.
– У меня самое красивое платье: золотистое, блестящие! – Говорила Березка.
– А у меня – красное, прекрасное! – Перебивала ее Осинка.
И поднялся такой шум! Это не понравилось Девочке-Осени. Решала она наказать спорщиц и попросила своего друга:
Девочка-Осень: Ветер! Ветер! Сорви с них красивые, пестрые платья!
Воспитатель: С шумом и свистом налетел он на деревья. Задрожали листочки. Стал Ветер срывать с них одежду, рвать и бросать вниз. Всю землю укрыл ярким ковром. А деревья остались стоять голыми. Только Ель была в своем зеленом платье, потому, что она не участвовала в споре. Стыдно стало деревьям за свой поступок. И стали они просить Девочку-Осень:
Деревья: Девочка-Осень, прости нас, пожалуйста. Верни нам красивые, пестрые платья.
Девочка-Осень: Нет! Не прощу! Я люблю свое царство и порядок в нем.
Воспитатель: Вскоре Девочка-Осень сжалилась над ними.
Девочка-Осень: Хорошо! Радовать я вас пестрым нарядом буду только несколько месяцев в году. Потом его сорвет Ветер.
Воспитатель: И повторялось это каждый год...
Раз, два, три – из сказки выходи. Вот и вернулись мы снова в детский сад. Ребята, а такое бывает в природе? Что сейчас происходит в природе с деревьями? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему деревья осенью сбрасывают листву? (ответы детей).
Воспитатель: Осенью листьям не хватает солнечного света и теплого воздуха. Они меняют окраску и вянут. В том месте, где черешок сидит на ветке (воспитатель показывает ветку) образуется дряблый поясок – лист даже в безветренную погоду отрывается и падает на землю. А когда начинает дуть сильные ветры, то они срывают роскошный наряд с деревьев. Это явления называется?... (Листопад). Так деревья и кустарники готовятся к зиме. Зимой деревья «спят», и из земли в листочки не поступает пища и вода. Кроме того, если бы на листьях задерживался снег, могли бы обломиться ветки. (Во время показа ветки с листьями воспитатель обращает внимание детей на то, что ветку подобрали с земли, а не ломали ветку дерева).
Работа по дидактическому пособию «Приключения мышонка Пика»
(стр. 21)
Как растения и животные готовятся к зиме. Учимся дома
Рассматриваем картину Левитана "Золотая осень"
Когда наступает осень, мы замечаем, что: День становится короче Солнце не успевает согревать землю Листья изменили цвет, листья опадают Птицы улетают на юг Звери готовятся к зиме Появляется первый ледок на лужахВсё вокруг начинает готовиться к зимним холодам.Как же растения, животные, птицы, насекомые готовятся к зиме?
- Куда прячутся от холодов жуки? (Под кору деревьев, под опавшие листья, в щели домов.)– Что делают муравьи? (Муравьи осенью сбиваются в плотный клубок глубоко в земле. Так глубоко где земля не замерзает.)– Бабочки превратились в куколок, как в колыбельках будут спать до тёплой весны.– Куда прячутся ящерицы и змеи? (Ящерицы и змеи заползают под корни старых деревьев или трухлявые пни, чтобы заснуть там на всю зиму.)– А лягушки? (Лягушки зарываются в тину на дне водоёмов.)
– Что делает осенью ёжик? (Ёжик еле-еле передвигается, куда делась его быстрота и ловкость, спит на ходу. Он уже приготовил себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо это старательно выстлано травой и листьями. И ёж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.)
– какие ещё животные впадают в зимнюю спячку? (Медведь, барсук, бурундук)– А где зимует медведь? (В берлоге)
Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Своими острыми когтями медведь отрывает с сосен и елей полосы коры и перемешивает их со мхом. Роет глубокую яму. Устилает травой, листьями, ветками высокую постель. А ёлочки, что по краям ямы росли, подгрызает – они наклоняются и получается как шатёр. Надумает медведь спать укладывается, свернётся калачиком и уснёт с медвежатами до весны.
Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи – всё зимой пригодится. В лесу у неё есть кладовочки. В таких кладовочках много запасов, что за зиму сама не съест. Очень трудолюбивые белочки.
Но совсем по-другому готовятся осенью к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов. Какие это животные? (Лиса, заяц, волк, лось, кабан, олень.)
– Всем этим животным щедрая осень раздаривает тёплые пушистые красивые шубки. В таких шубках можно пережить морозы. Очень любит переодеваться заяц. Какую шубку? Из серой в белую) Почему?
– Правильно, у зайцев слишком много врагов, а на белом снегу его зимой не заметят.
Осенние леса молчаливы. Уже не слышно многоголосого птичьего хора, громких песен, которые так оживляют весной любой уголок природы. Но осенняя тишина в лесу обманчива. Птицы еще не улетели, они только не так заметны, как весной. Их стало даже больше. Ведь почти каждая пара старых вывела несколько молодых. В поисках корма птицы кочуют по лесам, опушкам и полям и только перелётные птицы летят в определенном направлении.
Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме
Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зелёным.Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстаёт от его разрушения. Лист всё время остаётся зелёным. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, но не успевает восстановиться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.Но осенью листья становятся не только жёлтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.Попробуйте сорвать зелёный лист, например, у берёзы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Ещё вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.Что произошло?Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Только тонкие волоконца соединяют черешок листа с веткой. Ветер, даже легкий, обрывает эти волоконца. Листья падают.
Деревьям нужно очень много воды. За лето большая берёза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев – нет и такого обильного испарения воды.Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега. Листопад приспосабливает деревья к зиме.
Дерево словно бы засыпает.Зимой деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки.Чем больше крахмала перешло в сахар, тем глубже спячка, покой у деревьев.И дышат деревья зимой в 200–400 раз слабее, чем летом.Особенно глубоко спят деревья с осени до конца года.Если в этом время срезать ветки черемухи и поставить в воду, они будут распускаться нехотя и очень долго. А срезанные после Нового года – просыпаются быстро, словно они только и ждали, когда их разбудят.
snova1klass.blogspot.com
Познавательная программа "Как растения и животные готовятся к зиме"
Разделы: Внеклассная работа
Цели мероприятия:
– познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе с приходом зимы: – формировать интерес к окружающему миру и стремление беречь природу; – углублять знания детей о живой и неживой природе, их взаимодействия между собой и с окружающей средой; – воспитывать любовь к природе; – развивать наблюдательность, память; – формировать правильное представление, чувство ответственности, бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: Иллюстрации зимней природы; иллюстрации зимующих птиц; запись “Голоса птиц”; кормушки, изготовленные детьми.
Ход мероприятия
Учитель: Послушайте стихотворение. О каком времени года в нем рассказывается?
Ученик.
С неба падают снежинки, Словно белые пушинки, Покрывая всё кругом Мягким бархатным ковром Солнце полно светлой ласки, Всё блестит, как в дивной сказке, Пруд зеркальный недвижим Под покровом ледяным.
Учащиеся: О зиме.
Учитель: Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины? (Зима.)
Сегодня мы поговорим о том, как готовятся к зиме растения и животные, о том, как холодно и голодно животным зимой и как мы можем им помочь пережить трудное зимнее время.
– А как вы думаете, готовится ли к зиме живая природа? (Ответы детей.)
– Все живое готовится к зиме, к встрече холодов. Медведи и барсуки, например, запасают к зиме побольше жира. А в теле у обыкновенных черных муравьев, древесных жуков, гусениц и других насекомых осенью появляется особое морозостойкое вещество.
– Деревьям тоже приходится выдерживать жестокие морозы. Как они справляются с этим? Деревья не могут, как белки и куропатки, сбиваться для тепла в кучу, не могут, как глухари, зарываться в снег, чтобы спастись от мороза. Но и они заранее и по-своему готовятся к зиме. А как они это делают мы узнаем из сообщений, которые подготовили ребята.
Сообщения учащихся:
1. Почему желтеют листья. Приложение 1. [1 ]
2. Как наступает листопад. Приложение 2. [1 ]
3. Зачем деревья сбрасывают листья? Приложение 3. [1 ]
4. Как дерево живет зимой? Приложение 4. [1 ]
Учитель. Большое спасибо, ребята. Ваши сообщения понятно объяснили нам, что происходит с деревьями, когда приходит зима.
Лес, поля, деревья и кустарники оденут зимой новый наряд. Стоит лес, околдованный чародейкою зимою, принакрывшись белой шапкой. Русские поэты в своих стихах очень любили воспевать такие картины природы.
Заранее подготовленные ученики читают стихи:
Ученик.
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой, – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...
Ф. Тютчев
Ученик.
Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. <...> Темный лес – что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно...
И. Суриков
Ученик.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.
С. Есенин
Ученик.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
А. Пушкин
Ученик.
Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все долины и поля... Все в природе замирает – И поля, и темный лес. Снег летает и сверкает, Тихо падая с небес.
С. Державин
Ученик.
Серебро, огни и блестки – Целый мир из серебра! В жемчугах горят березки, Черно-белые вчера. Это – область чей-то грезы, Это – призраки и сны! Все предметы старой прозы Волшебством озарены.
В. Брюсов
Учитель. Голодно в лесу зимой и зверям, и птицам. Особенно когда наступают морозы и деревья, кустарники, сухие остатки травяной растительности покрываются толстым слоем снега. А если после оттепели ударит мороз и все покроется льдом? Лед плотно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых, и птицам – даже таким проворным и шустрым, как поползень, – приходится туго, не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Жесткий наст ограничивает передвижение и копытных – лосей, косуль, оленей.
Нелегко в такую пору прокормиться животным, многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут. В это суровое время им, как никогда, нужна забота человека. Сегодня мы узнаем, как человек помогает лесным друзьям.
Немалую услугу мы можем оказать таким обитателям леса, как лоси, олени и другие копытные. Ведь в особо снежные зимы и им нелегко приходится. Глубокий снег, жесткий наст затрудняют добывание корма, животные становятся малоподвижными, и стараются передвигаться только по тропам.
Но так жить можно только неделю-полторы. Если снегопад не кончается, наступает катастрофа: съев все корма, находящиеся на тропах, пробраться по глубокому снегу к новым кормовым угодьям у них уже не хватает сил…
Вот тогда и выручат зверей подкормочные площадки, которые устраивает человек. Для оленей и косуль их располагают на полянах, в старом крупноствольном лесу, где хороший обзор и нет зарослей. Эти копытные очень осторожные звери, во время кормления они должны далеко видеть пространство перед собой.
Развилка дерева послужит неплохой кормушкой. Набейте между стволов сено, солому, ветки ивы, осины – вот вам и столовая для оленей, косуль, лосей. А для последних недалеко от троп можно еще подрубить мелкий осинник.
В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.
Учитель.
Если сильные морозы Будут в этом году, – Очень жалко яблоньку, Продрогшую в саду! Если лютый холод Будет во дворе, – Очень жалко Жучку В холодной конуре. Но больше всего – Беспокойно за птиц: За наших воробышек, Галок, синиц. Ведь холодно очень В воздухе им. Поможем ли мы – Беззащитным таким?
Дети хором: Поможем! Их надо кормить, и тогда им будет легко пережить холода!
Учитель.– Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? (голод) Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Для начала давайте проверим как вы знаете зимующих птиц. Отгадайте загадки.
(Дети разгадывают загадки, учитель вывешивает на доске изображения птиц, делает небольшие сообщения)
1.Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют. Не боится он простуды: С первым снегом тут как тут. (Снегирь.)
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками (7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.
2. Кто в беретке ярко-красной? В черной курточке атласной? На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел– труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
3. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива. Стрекотунья, белобока, А зовут её. .. (сорока).
Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.
4. Озорной мальчишка В сером армячишке, По двору шныряет, Крошки собирает. (воробей.)
Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
5. Носит серенький жилет, Но у крыльев – черный цвет. Видишь: кружат 20 пар И кричат: карр, карр, карр. (ворона.)
6. Что за птица – мороза не боится, Хоть снега лежат везде, У нее птенцы в гнезде? (клест.)
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.
7. Клюют рябины грозди, Так нарядны и ярки, На головках – хохолки! (свиристели.)
8. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. (синица.)
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.
Учитель. Молодцы, ребята, вы были внимательны и отгадали всех птиц. Многие из вас приготовили к сегодняшнему дню птичьи кормушки. Давайте их рассмотрим.
(Дети показывают свои кормушки, рассказывают, из чего они сделаны)
Учитель. А где надо развешивать кормушки? (ответы детей)
Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.
Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.
Сообщение ученика. Приложение 5.
Учитель. Вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.
- В понедельник мы положили в кормушку крошки хлеба, семечки подсолнуха, сало и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробьи.)
- Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали (синичка).
- В среду прилетели небольшие пушистые птички, с красными грудками, с белой полоской на темно-синих крыльях, они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины (снегири).
– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас, чтобы не обидеть птиц, а помочь им?
– Не разорять гнезда.
– Не ловить и не убивать.
– Не трогать яйца и птенцов.
– Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голода.
– Делать кормушки.
– Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)
– Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).
Звучит запись “Голоса птиц”.
Учитель.
Вы слышите, ребята, Это птицы зовут нас помочь им!
Ученики читают стихотворения.
1. Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма – Горсть зерна нужна, Горсть одна – и не страшна Будет им зима.
2. Сколько гибнет их – не счесть Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать – Улететь могли. А остались зимовать Заодно с людьми.
3. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
4. Эй, вороны, снегири! Сороки, синицы, воробьи! Птички милые, привет! Прилетайте на обед!
5. Крошек хлебных накрошим, Вкусных зёрен вам дадим. На кормушках ваших Мы положим каши!
Хором:
Мы кормушки смастерим, Птиц накормим, напоим!
Исполняется любая песня о птицах.
Затем дети идут на улицу вешать кормушки и кормить птиц.
Литература
- Болотскакя С.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Как цветы готовятся к зиме?
Как цветы готовятся к зиме? Если Вы ищете ответ на этот вопрос, то, прочитав данную статью, обязательно его найдете.
Как цветы готовятся к зиме?
С приходом не только зимы, но и осени, хозяевам роскошных цветников надо готовить своих подопечных к холодам. Некоторые цветы они сажают, а некоторые, наоборот, выкапывают и хранят в более теплых местах до весны. Если хозяйка сделает все правильно и надежно подготовит свой цветник к изменению климата, то в следующем году он снова будет радовать окружающих своей красотой и своими красками.
Цветы — живые организмы, которые требуют особого подхода к каждому. Так, например, розы и хризантемы нужно по-разному готовить к зиме. Хотя есть определенные нормы, которым соответствуют почти все цветы. Их однозначно надо будет как-то укрывать, или даже выкапывать, поэтому нужно правильно выбрать время для укрытия, поскольку если сделать это преждевременно, когда первые холода еще не пришли, то растения может просто сопреть. Первые холода не опасны для цветов, они просто вызывают замедление роста организма.
Иногда, некоторый вид цветов (кустовые розы) надо обрезать, оставляя просто маленькие ростки, такие культуры обрезают на 20-30 см (в зависимости от того какой высоты растение).
Некоторые растения (хризантемы) срезают полностью, затем засыпают мульчей или опилками и сверху накрывают хвойным лапником.
Большинство полевых цветов к зиме готовится заранее, они еще осенью оставляют в почве свои семена. Для того чтобы весной из них проросла новая травинка, новый стебелек.
kratkoe.com
Какие процессы помогают растениям подготовиться к зиме?
Чтобы благополучно пeрежить зиму растения приспособились к холодам по-разному. В теплый период второй половины лета, когда заканчивается рост растений в высоту и толщину, закладывается верхушечная почка. Молодые однолетние побеги к холодам должны одревеснеть. Покрывающая молодые побеги кора из зеленой становится бурой или серой.
В это время начинается процесс закалки растений. Продукты фотосинтеза не расходуются на рост побегов, а накапливаются в тканях дерева, как запасные защитные вещества, и используются следующей весной при формировании новых побегов и листьев. Чем больше будет запасных веществ, в первую очередь крахмала, тем выносливее, морозоустойчивее будет растение, так как температура замерзания клеточного сока в деревьях с большим количеством запасных веществ значительно ниже, чем у деревьев с малым запасом. Это касается не только деревьев, а также и кустов.
Сбрасывание листьев на зиму прекращает рост и вступление в состояние покоя одревесневших побегов - все это также является приспособлением растений к зимовке. Какое же имеет значение листопад? Мы знаем, что листья испаряют воду, а вот зимой испарение невозможно. Сок по стеблю также не сможет двигаться, потому что замерзнет. И снег, который будет падать на листовые пластинки, повредит их. Поэтому растения еще до наступления больших холодов сбрасывают листья. Итак, листопад - защитная реакция растений от гибели зимой.
На побегах остаются только те почки, которые выдерживают морозы от -35С до - 40С. В холодное время крахмал, как запасное питательное вещество, у клена и дуба превращается в сахар, а у хвойных, березы и липы - в жиры.
Наличие толстой коры на побегах смягчает резкие колебания зимней температуры, а весной сохраняет растение от солнечных ожогов.
Очень важно знать, что кратковременные оттепели зимой, пока растения еще находятся в зимнем покое, менее опасны, чем весенние заморозки, когда почки уже раскрылись и растение начало распускаться.
Почему почки зимой спят?
Покой почек имеет существенное значение для выживания многолетних растений умеренных широт, которые зимой подвергаются влиянию низких температур.
У многих деревьев почки переходят в состояние покоя еще в середине лета, задолго до осеннего листопада. Такие почки представляют собой зачаточный побег. Весь этот зачаточный побег окружен почечным чешуйками. Они имеют очень важное значение, поскольку препятствуют обезвоживанию, ограничивают поступление кислорода и изолируют почку от потери тепла. Во многих отношениях роль почечных чешуек подобна роли семенной кожуры.
Как семени, так и почкам многих видов растений для прерывания покоя необходим холод. Если ветви деревьев или кустов осенью срезать и занести в помещение, то они не будут цвести. Но, если их выдержать на открытом воздухе до зимы, а потом перенести в комнату, они зацветут.
Наши плодовые деревья: яблони, вишни, персики, каштаны и пр. не могут расти в климатическом поясе, где не бывает холодных зим.
Например, если одну почку сирени, выращенную в теплице, проморозить в течение короткого времени, то совсем скоро эта единственная почка раскроется.
У многих растений, особенно деревьев, зимний покой нарушается фотопериодической реакцией, то есть изменением длины дня. Увеличение продолжительности для служит для почек сигналом к окончанию зимнего покоя.
Дата публикации: 25 октября 2012г.
www.vashsad.ua
описание их жизни, как растения готовятся к зиме.
Зима – суровое время не только для человека и различных животных, но и для деревьев и растений, произрастающих на нашей планете.
Чтобы пережить холодное время года, все деревья и кустарники начинают готовиться к нему заранее – примерно со второй половины лета.
Это проявляется, в первую очередь, прекращением активного роста и закладкой верхней почки. До наступления холодов молодой древесный покров должен достаточно затвердеть, чтобы выдержать самые длительные заморозки. Остановка роста объясняется также необходимостью запаса большого количества питательных веществ, особенно крахмала. Деревья, с большим запасом питательных соков, как правило, легко переносят мороз. Также происходит переход в состояние покоя зачаточных побегов, т.е. почек. Последний этап подготовки – сбрасывание листьев, этот процесс также происходит для того, чтобы растения не погибли зимой, вследствие испарения влаги с поверхности листочков, обезвоживания и замерзания.
Травянистые растения сбрасывают на зиму всю наземную часть, оставляя под землей лишь ростовые почки, которые отлично переносят холода, а весной, с приходом тепла, они «просыпаются» и вновь начинают процесс активного роста.
Хвойные деревья не сбрасывают свои листики зимой, чтобы избежать гибели в мороз они «включают» механизм закрытия устьиц и увеличивают количество воска, защищающего зеленую часть растения.
Самыми теплолюбивыми являются цветочные культуры– пионы, розы, хризантемы и прочие, а также виноград, их приходится убирать на зиму в теплое место или укрывать специальными защитными приспособлениями.
Единственный регион России, где они могут перезимовать без укрытия – Краснодарский край, но и в этом регионе, в случае возникновения аномальных морозов, может встречаться массовая гибель этих растений, если они не были предварительно защищены.
labdou15.ru