Царство растений 5 класс. Конспект урока биологии для 5 класса «Характеристика царства Растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок "Царство Растения. Ботаника - наука о растениях. ( 5 класс по ФГОС ). Царство растений 5 класс


"Царство Растения" - Биология - 5 класс

Царство Растения. Разнообразие, распространение и значение растений.

Царство Растения. Разнообразие, распространение и значение растений.

«В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы»

«В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы»

Наша планета в опасности! Она на грани гибе­ли, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы — космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыха­ются жители, которая их зеленой превратилась в серую. Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый пятиклассник. С вашей по­мощью мы хотим понять, что произошло с на­шей планетой. Подозреваем, что без БКВ здесь не обошлось. Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

Наша планета в опасности! Она на грани гибе­ли, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной ! Мы — космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыха­ются жители, которая их зеленой превратилась в серую.

Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый пятиклассник. С вашей по­мощью мы хотим понять, что произошло с на­шей планетой. Подозреваем, что без БКВ здесь не обошлось.

Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете.

Чего не хватает жителям планеты Гринетты? ?

Чего не хватает жителям планеты Гринетты?

?

Проблема: можно ли жить без растений?

Проблема: можно ли жить без растений?

Зачем изучать растения?

Зачем изучать растения?

 Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.

Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы.

Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко.

Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко.

Война алой и белой розы в Англии. Ланкастер-Йоркская роза.

Война алой и белой розы в Англии.

Ланкастер-Йоркская роза.

эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости.

эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости.

орхидея растет в джунглях.

орхидея растет в джунглях.

Флаг Канады – кленовый лист.

Флаг Канады – кленовый лист.

Герб Японии – хризантема .

Герб Японии – хризантема .

Символ России – лиственница.

Символ России – лиственница.

Сколько растений на Земле, где растут растения? Растения в океане Растения в пустынях. Растения в горах. ВЕЗДЕ Более 350 тысяч Растения в болотах.

Сколько растений на Земле, где растут растения?

Растения в океане

Растения в пустынях.

Растения в горах.

ВЕЗДЕ

Более 350 тысяч

Растения в болотах.

Самое высокое растение. Наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, в национальном парке Редвуд их высота достигает 115,55 м.

Самое высокое растение.

  • Наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, в национальном парке Редвуд их высота достигает 115,55 м.
Самое маленькое дерево. Самое маленькое в мире дерево — бонсай, его высота может быть всего12 мм.

Самое маленькое дерево.

  • Самое маленькое в мире дерево — бонсай, его высота может быть всего12 мм.
Самый маленький цветок. Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые, имеют в диаметре всего около 1 мм.

Самый маленький цветок.

  • Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые, имеют в диаметре всего около 1 мм.
Самый большой цветок. Самый крупный цветок у раффлезии Арнольда, обитающей в тропических лесах на острове Суматра (Индонезия), достигает в диаметре 91 см и имеет массу около 11 кг.

Самый большой цветок.

  • Самый крупный цветок у раффлезии Арнольда, обитающей в тропических лесах на острове Суматра (Индонезия), достигает в диаметре 91 см и имеет массу около 11 кг.
Самое старое дерево. Самый древний долгожитель – сосна остистая , возраст этого вида насчитывает уже 4900 лет.

Самое старое дерево.

  • Самый древний долгожитель – сосна остистая , возраст этого вида насчитывает уже 4900 лет.
Самое толстое дерево. Самое толстое дерево в мире — баобаб, 15.9 м в диаметре.

Самое толстое дерево.

  • Самое толстое дерево в мире — баобаб, 15.9 м в диаметре.
ФИЗМИНУТКА «ЦВЕТЫ» Наши нежные цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Тихо засыпают, Головками качают.

ФИЗМИНУТКА «ЦВЕТЫ»

  • Наши нежные цветки
  • Распускают лепестки.
  • Ветерок чуть дышит,
  • Лепестки колышет.
  • Наши алые цветки
  • Закрывают лепестки,
  • Тихо засыпают,
  • Головками качают.
Значение растений для человека. Пища для Человека. Лекарства Выделение Кислорода. Значение Строительный материал. Материал для одежды. Сырье для промышленности. Эстетическое значение. Очистители воздуха.

Значение растений для человека.

Пища для

Человека.

Лекарства

Выделение

Кислорода.

Значение

Строительный

материал.

Материал для

одежды.

Сырье для

промышленности.

Эстетическое

значение.

Очистители

воздуха.

 Задание: Работа в группах: Оформить плакат-письмо для инопланетян. Почему жители Гринетты стали задыхаться? Что им нужно взять на Земле? Какое растение вы бы им посоветовали взять? Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.

Задание:

Работа в группах: Оформить плакат-письмо для инопланетян.

  • Почему жители Гринетты стали задыхаться?
  • Что им нужно взять на Земле?
  • Какое растение вы бы им посоветовали взять?
  • Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.
Ботаника – это наука о растениях. Ботане- зелень, трава.  

Ботаника – это наука о растениях.

  • Ботане- зелень, трава.

 

Царство растения. П/ц Низшие П/ц Высшие Тело расчленено на органы, которые построены из различных тканей. Состоят из одной клетки или слоевища. Нет органов и тканей.

Царство растения.

П/ц Низшие

П/ц Высшие

Тело расчленено на органы, которые построены из различных тканей.

Состоят из одной клетки или слоевища. Нет органов и тканей.

Мини-тест. А-левая рука, В-правая рука, С- обе руки. 1.Наука изучающая растения Биология Ботаника Микология

Мини-тест. А-левая рука, В-правая рука, С- обе руки.

1.Наука изучающая растения

  • Биология
  • Ботаника
  • Микология
2. Органы и ткани есть у… Низших растений Высших растений У всех растений 3 . Главное значение растений… Являются пищей человеку Выделяют кислород Являются сырьем

2. Органы и ткани есть у…

  • Низших растений
  • Высших растений
  • У всех растений

3 . Главное значение растений…

  • Являются пищей человеку
  • Выделяют кислород
  • Являются сырьем
4. На земле существует растений… Около миллиона видов Более 350 тыс. Около тысячи 5. Какое растение является символом России Береза Клен Лиственница

4. На земле существует растений…

  • Около миллиона видов
  • Более 350 тыс.
  • Около тысячи

5. Какое растение является символом России

  • Береза
  • Клен
  • Лиственница
Домашнее задание: § 17, ТПО стр. 40, творческое задание.

Домашнее задание: § 17, ТПО стр. 40,

творческое задание.

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

multiurok.ru

урок "Царство Растения" - Биология

Приложение 4

Остановка «Исследователи»

Прочитайте инструкцию по выполнению лабораторной работы «Знакомство с внешним строением растения» и выполните ее.

1 группа «Цветковые»

Задание 1 см учебник стр.51

2 группа « Голосеменные»

Задание 2 см. учебник стр.51

3 группа «Папоротниковидные»

Задание 3

Рассматривание строения папоротника.

1.Рассмотрите внимательно папоротник.

2. Найдите части побега – стебель, листья

3. Пользуясь ручной лупой найдите спорангии на обратной стороне листа.

4.Зарисуйте папоротник.

5. Сделайте вывод

4 группа «Мхи»

Задание 4

Рассматривание мха - кукушкин лен

1.Рассмотрите внимательно мох – кукушкин лен

2. Найдите части побега – стебель, листья

3. Найдите коробочку со спорами

4.Зарисуйте мох кукушкин лен

5. Сделайте вывод

5 группа «Водоросли»

Задание 5

Рассматривание многоклеточной водоросли ламинарии

1.Рассмотрите внимательно водоросль ламинарию

2. Найдите у водоросли слоевище

3.Зарисуйте водоросль ламинария

4. Сделайте вывод

Приложение 5

Остановка «Биологическое лото»

Алгоритм действий

1. Рассмотрите игровое поле и внимательно прочитайте название группы царства, описания организмов и вопросы к этой группе организмов.

Игровое поле

2. Прочитайте ответы на всех карточках.

3. Выберите шесть карточек с правильными ответами и разложите их на игровом поле. У вас должно получиться кодовое слово.

4. Обоснуйте свой выбор ответов и найдите общие черты, которые объединяют данные организмы.

5. Предположите, что будет, если с планеты Земля исчезнут все растения.

1 группа «Цветковые растения»

Выбрав правильное утверждение, вы отгадаете букву ключевого слова.

1.Цветки – органы размножения./Ц/

2.Ель, сосна - .цветковые растения./Г/

3.В составе побега различают: стебель, листья, почки. /В/

4.Тело цветкового растения состоит из слоевища./О/

5.Цветковые растения размножаются спорами./Ю/

6. Цветки преобразуются в плоды с семенами. /Е/

7.К цветковым растениям относятся: дуб, малина, тюльпан. /Т/

8.В листьях происходит образование органических веществ. /О/

9.К культурным растениям относятся: капуста, яблоня, картофель, томат. /К/

Кодовое слово ЦВЕТОК

2 группа «Голосеменные»

Выбрав правильное утверждение, вы отгадаете букву ключевого слова.

1.Семена у голосеменных защищены оболочкой плода./К/

2.К голосеменным относятся все хвойные растения /С/

3.Семена у голосеменных растений расположены в шишках./Е/

3.Голосеменные размножаются спорами./У/

4.Хвоя – это лист голосеменного растения. /М/

5.Пихта, лиственница, тисс – голосеменные растения./Е/

6.Орган размножения – цветок. /Ф/

7. В составе побега различают: стебель, листья./Н/

8.Ива, тополь, вяз – голосеменные растения./ Ц/

9.Голосеменные растения используют для озеленения дворов и улиц. /А/

Кодовое слово СЕМЕНА

3 группа « Папоротниковидные»

1.В день Ивана Купалы папоротник цветет./Б/

2.У папаротниковидных есть корень, стебель, лист./П/

3.Раньше папоротники были гигантскими растениями. /Л/

4.Папоротниковидные размножаются семенами./Х/

5.Из папоротников получают агар-агар./И/

6.Для папоротников характерно размножение спорами. /А/

7.Папоротники обитают во влажных тенистых лесах. /У/

8.Каменный уголь образован из остатков древних папоротников./Н/

9. К папоротниковидным относятся: хвощи, плауны, папоротники. /Ы/

Кодовое слово ПЛАУНЫ

4 группа «Мхи»

1.Спора- мелкая специализированная клетка для размножения. /Б/

2.Мхи имеют стебель, лист. /О/

3.Мхи обитают в пустынях.

4. Мхи размножаются семенами.

5.К мхам относятся: хвощи, плауны, вереск.

6.Мох сфагнум образует в болотах слои торфа. /Л/

7.Торф используется как топливо, удобрение. /О/

8.Мхи не цветут и размножаются спорами. /Т/

9.Мхи обитают на болоте и во влажных местах. /О/

Кодовое слово БОЛОТО

5 группа «Водоросли»

1.К одноклеточным водорослям относится спирогира./П/

2.Слоевище – это тело нерасчлененное на органы. /В/

3.Водоросли – растения у которых есть корень, стебель, лист./Э/

4.К многоклеточным водорослям относится хламидомонада./Ы/

5.Бурые водоросли распространены в морях. /О/

6.Водоросли, у которых тело состоит из вытянутых в длину и соединенных друг с другом в нить клеток называют нитчатыми. /Д/

7.Среда обитания водорослей – водная. /О/

8. К водорослям относятся хламидомонада, спирогира. /Ё/

9.Хламидомонада одноклеточная водоросль./М/

Кодовое слово ВОДОЕМ

ТАБЛИЦА

Группы растений

Части тела растений

Среда обитания

корень

стебель

лист

цветок

плод

Цветковые

Голосеменные

Папоротниковидные

Мхи

Водоросли

«Внешнее строение растений и их среды обитания»

ИНСТРУКЦИЯ

1группа «Цветковые»

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы.

2.Прочитать самостоятельно текст в учебнике стр.46-47.

3.Озаглавьте его.

4.Составте план текста.

А дальше каждая группа выполняет свои персональные задания.

2 группа «Голосеменные»

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы

2.Прочитать самостоятельно текст в учебнике стр.47-48.

3.Озаглавьте его.

4.Составте план текста.

А дальше каждая группа выполняет свои персональные задания

3 группа «Папоротниковидные»

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы

2.Прочитать самостоятельно текст в учебнике стр.48-49.

3.Озаглавьте его.

4.Составте план текста.

А дальше каждая группа выполняет свои персональные задания

4 группа «Мхи»

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы

2.Прочитать самостоятельно текст в учебнике стр.48-49.

3.Озаглавьте его.

4.Составте план текста.

А дальше каждая группа выполняет свои персональные задания

5 группа «Водоросли»

1. Выберите командира группы, который будет выступать с результатами работы

2.Прочитать самостоятельно текст в учебнике стр.49-50.

3.Озаглавьте его.

4.Составте план текста.

А дальше каждая группа выполняет свои персональные задания

ОСТАНОВКА «КРЕСТИКИ – НОЛИКИ»

1. корень

2.стебель

3.лист

4. цветок

5. плод

6. шишка

7. слоевище

8. коробочка

Оценочный лист

Оцени себя (степень включенности и активности учащихся на уроке

Самооценивание Оценивание командира группы

10-20% -2

30-50% - 3

60-80% - 4

90-100% - 5

Оцени свое настроение на уроке

(приклей смайлик к оценочному листу)

multiurok.ru

Царство Растения (5 класс)

1. Составление характеристи царства растения.

2. Многообразие царства растения (систематические группы)

3. Роль растений в природе и жизни человека.

4. Составление синквейна.  

Просмотр содержимого документа «Царство Растения (5 класс)»

Общая характеристика царства Растения

Общая характеристика царства Растения

Флора (Flora) — древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Флора (Flora) — древнеиталийская богиня, культ которой был распространён у сабинян и особенно в Средней Италии. Она была богиней цветов, расцвета, весны и полевых плодов; в честь неё у сабинян был назван месяц, соответствующий апрелю или маю (mese Flusare = mensis Floralis).

Подцарство Низшие растения- тело не разделено на органы Подцарство Высшие растения- есть корни, стебли и листья

Подцарство

Низшие

растения-

тело не разделено

на органы

Подцарство

Высшие

растения-

есть корни, стебли

и листья

К низшим растениям относят: Зеленые водоросли Красные водоросли Бурые водоросли

К низшим растениям относят:

  • Зеленые водоросли
  • Красные водоросли
  • Бурые водоросли
Высшие растения Споровые Семенные Бесполое размножение осуществляется при помощи спор. Половое размножение зависит от воды . Размножаются половым путем при помощи семян. Бесполое размножение осуществляется вегетативно.

Высшие

растения

Споровые

Семенные

Бесполое размножение

осуществляется при

помощи спор.

Половое размножение

зависит от воды .

Размножаются половым

путем при помощи

семян.

Бесполое размножение

осуществляется

вегетативно.

ПРИЗНАКИ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ:

ПРИЗНАКИ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ:

Имеют хорошо выраженные ткани

Имеют хорошо выраженные ткани

Имеются вегетативные и репродуктивные органы

Имеются вегетативные и репродуктивные органы

Индивидуальное развитие делится на зародышевый и послезародышевый периоды

Индивидуальное развитие делится на зародышевый и послезародышевый периоды

Признаки высших растений: Имеют хорошо выраженные ткани.(Назовите их) Имеются вегетативные (?) и репродуктивные (?) органы. Индивидуальное развитие (онтогенез) делится на эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый) периоды.

Признаки высших растений:

  • Имеют хорошо выраженные ткани.(Назовите их)
  • Имеются вегетативные (?) и репродуктивные (?) органы.
  • Индивидуальное развитие (онтогенез) делится на эмбриональный (зародышевый) и постэмбриональный (послезародышевый) периоды.
К споровым растениям относятся: Отдел Моховидные

К споровым растениям относятся:

  • Отдел Моховидные
Отдел Плауновидные Отдел Хвощевидные
  • Отдел Плауновидные
  • Отдел Хвощевидные
Отдел Папоротниковидные
  • Отдел Папоротниковидные
К семенным растениям относят: Отдел Голосеменные

К семенным растениям относят:

  • Отдел Голосеменные
Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
  • Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ:

Автотрофы, способны к фотосинтезу.

Автотрофы, способны к фотосинтезу.

Наличие в клетках пластид с пигментами. Имеется оболочка из целлюлозы. Наличие клеточного сока.

Наличие в клетках пластид с пигментами. Имеется оболочка из целлюлозы. Наличие клеточного сока.

Неограниченный рост.

Неограниченный рост.

Автотрофы и способны к фотосинтезу; Наличие в клетках пластид с пигментами; Клетки окружены стенкой из целлюлозы; Наличие клеточного сока; Неограниченный рост; Есть растительные гормоны-фитогормоны Синтезируют витамины
  • Автотрофы и способны к фотосинтезу;
  • Наличие в клетках пластид с пигментами;
  • Клетки окружены стенкой из целлюлозы;
  • Наличие клеточного сока;
  • Неограниченный рост;
  • Есть растительные гормоны-фитогормоны
  • Синтезируют витамины
А знаете ли вы? 1.Какая наука изучает мир растений? 2.Сколько видов растений известно на Земле? 3.Кто такие автотрофы? 4.Что такое флора? 5.Что такое фотосинтез? 6.Назовите пластиды растений.

А знаете ли вы?

1.Какая наука изучает мир растений?

2.Сколько видов растений известно на Земле?

3.Кто такие автотрофы?

4.Что такое флора?

5.Что такое фотосинтез?

6.Назовите пластиды растений.

СИНКВЕЙН Автотрофы Зеленые, неподвижные Прорастают, образуют, испаряют Без растений невозможна жизнь Мое увлечение

СИНКВЕЙН

  • Автотрофы
  • Зеленые, неподвижные
  • Прорастают, образуют, испаряют
  • Без растений невозможна жизнь
  • Мое увлечение

multiurok.ru

Характеристика царства Растения - Биология

Характеристика царства Растений Учитель МБОУ СОШ №70 г.липецка Аленина евгения анатольевна

Характеристика царства Растений

Учитель МБОУ СОШ №70 г.липецка

Аленина евгения анатольевна

Решите ребус. Что значит этот термин?

Решите ребус. Что значит этот термин?

Самое высокое растение в мире, это  секвойя вечнозелёная (Sequoia sempervirens).  Дерево Гиперион (секвойя вечнозелёная), которое растёт в национальном парке «Редвуд» в северной Калифорнии (США), имеет высоту 115,6 м, его диаметр составляет 1,4 метра на высоте 1,5 метра от Земли
  • Самое высокое растение в мире, это  секвойя вечнозелёная (Sequoia sempervirens). 
  • Дерево Гиперион (секвойя вечнозелёная), которое растёт в национальном парке «Редвуд» в северной Калифорнии (США), имеет высоту 115,6 м, его диаметр составляет 1,4 метра на высоте
  • 1,5 метра от Земли
Самые – самые

Самые – самые

Самые – самые

Самые – самые

Одноклеточные водоросли

Одноклеточные водоросли

Что общего у этих растений? Где обитают растения? Могут ли они жить в экстремальных условиях? На какие группы делят растения и по какому признаку?

Что общего у этих растений?

  • Где обитают растения?
  • Могут ли они жить в экстремальных условиях?
  • На какие группы делят растения и по какому признаку?
ВОДОРОСЛИ СПОРОВЫЕ МХИ РАСТЕНИЯ ПАПОРОТНИКИ ГОЛОСЕМЕННЫЕ СЕМЕННЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ По способу размножения

ВОДОРОСЛИ

СПОРОВЫЕ

МХИ

РАСТЕНИЯ

ПАПОРОТНИКИ

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

СЕМЕННЫЕ

ЦВЕТКОВЫЕ

По способу размножения

НИЗШИЕ ВОДОРОСЛИ РАСТЕНИЯ МХИ ПАПОРОТНИКИ ВЫСШИЕ ГОЛОСЕМЕННЫЕ ЦВЕТКОВЫЕ По особенности строения

НИЗШИЕ

ВОДОРОСЛИ

РАСТЕНИЯ

МХИ

ПАПОРОТНИКИ

ВЫСШИЕ

ГОЛОСЕМЕННЫЕ

ЦВЕТКОВЫЕ

По особенности строения

ткань слоевище орган Работа с терминами

ткань

слоевище

орган

Работа с терминами

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ РАСТЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ РАСТЕНИЯ В ПРИРОДЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА?

multiurok.ru

Презентация "Царство растения" - Биология

Летняя распродажа видеоуроков для учителей! Скидки от 40%

960 руб.  1600 руб.

1110 руб.  1850 руб.

1020 руб.  1700 руб.

1080 руб.  1800 руб.

multiurok.ru

Конспект урока биологии для 5 класса «Характеристика царства Растений»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Озерки

Петровского района Саратовской области»

КОНСПЕКТ УРОКА

по теме: «Характеристика царства Растений»

Учитель экологии и биологии

МБОУ «СОШ с.Озерки»

Орешина Алла Владимировна

Тема: Характеристика царства растений.

Класс: 5

Цель: дать представление о царстве растений.

Задачи: - познакомить учащихся с многообразием царства растений, их характерными признаками и местами обитания; - ввести понятия о высших и низших растениях.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: учащиеся узнают о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.

Метапредметные: учащиеся учатся выделять существенные признаки растений, различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения.

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растениям, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям, развивается экологическая культура на основе понимания важности охраны растений.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний о строении и многообразии бактерий и грибов (фронтальная беседа). Заслушивание сообщений учащихся «Роль грибов в природе и жизни человека».

  3. Актуализация знаний. Изучение нового материала.

– Сколько царств живой природы?

(Слайд) ЦАРСТВА

Бактерии Грибы Растения Животные

В результате рассуждений, учащиеся называют тему урока. Формулируют цель и задачи урока.

Итак, запишите число, тему урока.

Учитель: В современном мире насчитывается более 350 тысяч видов растений. Они составляют 95% от биомассы планеты- массы всех населяющих ее живых организмов.

(Слайд) Растительный мир нашей планеты очень разнообразен. Когда вы говорите «растения», что вы себе при этом представляете? (цветы, деревья, водоросли, мхи …)

Посмотрите на рисунок 30 стр.52 в учебнике (размеры растений)

Вывод: (дети)

Итак, давайте посмотрим, что же мы узнаем сегодня о растениях? (Слайд)

  1. Общие признаки растений (схема различия растений и животных)

  2. Этапы эволюции растений.

  3. Классификация растений.

  4. Почему и зачем мы изучает растения?

  1. - Скажите, что вы знаете о растениях? (ответы детей)

Давайте обратимся к схеме «Различия растений и животных». Дети называют общие признаки растений.

(Слайд) Общие признаки растений:

- Автотрофы

- Неподвижны

- Растут всю жизнь

- Дыхание (поглощают углекислый газ, выделяют кислород- способны к фотосинтезу).

- Преимущественно имеют зеленую окраску.

2. (Слайд) Эволюция растений. Учитель: Эволюция- историческое развитие.

- Жизнь зародилась в воде.

- Самые древние растения-водоросли. Их тело не имеет органов и тканей.

Постоянно находятся в воде.

Одноклеточные и многоклеточные.

ФИЗМИНУТКА.

(Слайд) Эволюция растений: выход на сушу.

- Предками наземных растений были многоклеточные зеленые водоросли.

Но чтобы выйти на сушу, растения должны были решить несколько проблем. Какие же это проблемы???

1 проблема: Как получать необходимые вещества: воду и минеральные соли, которые находятся в почве; углекислый газ и кислород, которые находятся в воздухе?

Решение: Тело растений разделилось на две части: одна находится в почве, другая в воздухе (Слайд)

2 проблема: Как доставлять вещества из одной части растения в другую?

Решение: Развилась сосудистая система: вода движется от корня к листьям, питательные вещества- от листьев к корням.

3 проблема: Как предотвратить высыхание?

Решение: Появился защитный слой-кутикула

4 проблема: Как размножаться без воды?

Решение: Появились специальные структуры- споры и семена, которым не грозило высыхание.

(Слайд) 3. Классификация растений.

ОРГАНЫ ТКАНИ

нет есть

низшие растения высшие растения

  1. Закрепление материала.

Демонстрация фильма о разнообразии низших и высших растений.

- Ребята, давайте откроем рабочие тетради, задание №2.

- Назовите местообитание растений.

-Условия существования.

Ребята, сегодня на уроке мы узнали много нового о растениях. А давайте вспомним, что изучает биология? Как называется наука о растениях?

(Слайд)

  1. Домашнее задание.

  1. Изучить & 13, ответить на вопросы.

  2. Выполнить задания к уроку 19 в рабочей тетради.

  3. Сообщение на тему «Чем полезны растения» или «Как растения появились в воде?».

globuss24.ru

Урок "Царство Растения. Ботаника - наука о растениях. ( 5 класс по ФГОС )

Сегодняшний урок я начну со слов французского философа Жан Жака Руссо (слайд 2):

« Вы талантливые дети! Когда-нибудь, вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

Сегодня вас ждут новые «открытия». Чтобы урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит, надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдем правильный ответ.

Работаем по группам, в каждой исследовательской группе определим руководителя, который будет моим помощником в организации исследований и консультантом для своих коллег.

У вас на столах репродукции картин известных художников. Рассмотрите их, обратите внимание на название работ, выясните, кто автор.

Назовите, с репродукциями картин каких художников вы работаете (автор, название)?

Что объединяет предложенные произведения? (тема)

Что изобразили художники? (живую природу)

У меня карточки со словами «живая природа» и цифрой «5» (повесить на доску).

Вспомните, какое отношение имеет числительное «5» к понятию «живая природа»?

Живая природа представлена 5 царствами. Кто помнит, какими? (Бактерии, Простейшие,Грибы,Растения,Животные)

С какими царствами мы уже знакомы? (Бактерии, Грибы)

( Слайд 3) А тему сегодняшнего урока нам помогут определить все те же работы художников. Вернемся к содержанию картин.

Какие объекты природы отражены на репродукциях (какие преобладают)? (Растения)

Как называется наука, изучающая растения? (ботаника)

Итак, тема сегодняшнего урока (Слайд 4): Царство Растения. Ботаника -наука о растениях.

Откройте тетради, запишите число, запишите тему урока.

(Слайд 5) Натуралист Винсон Браун сказал: «Накопление знаний подобно росту дерева. Постепенно на нем появляются новые и новые ветви, увеличивается толщина ствола».

Как вы думаете, каким образом слова Винсона можно отнести к нашему уроку? Какая стоит перед нами цель? (Изучить общие признаки растений, где они встречаются, их значение, какие особенности растений изучает ботаника). (Слайд 6)

Ребята, а какие ассоциации вызывает у вас слово «растение»? (зеленые, красивые, полезные, их много и они разные, дают кислород…).

Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зеленая одежда Земли». А почему так говорят? (покрывают нашу планету, делают ее красивой).

Безусловно, зеленый наряд из растений красит Землю. Давайте полюбуемся фотографиями, отражающими великолепие растительного мира. (Слайд 7,8,9,10,11,12,13).

Где можно встретить растения?

Растения встречаются почти везде. Если разделить поверхность Земли на 100 частей, то только на 6 из них нет растений (6%).

Используя текстовый раздаточный материал, найдите: Сколько на нашей планете видов растений? А сколько в Ставропольском крае? (350 тыс. / 2200)

А сейчас, вам предстоит исследование в области определения специфических признаков растений. Прошу руководителей раздать своим коллегам материал для работы. Сначала каждый работает индивидуально. Затем, взаимопроверка. Если есть необходимость, можно воспользоваться текстовой распечаткой или учебником (п.17). Результаты обсудим через ______минут.

Я прошу вас обменяться работой с товарищем и, используя эталон ответа, проверить правильность выполнения. (Слайд 15)

Руководителей исследовательских отделов прошу прокомментировать результаты исследования, были ли разногласия в отделе и по каким вопросам. (беседа)

Переходим к более серьезным исследованиям: каждый исследовательский отдел получит свою отдельную тему для исследования. Ваша задача спланировать работу, распределить обязанности среди коллег, провести исследования, наглядно оформить результаты исследования и представить их всему научному сообществу (классу).

1 и 2 исследовательские отделы исследуют разнообразие растений.

1 отдел, с учетом жизненных форм растений, а 2 отдел с учетом строения растений разных групп.

3 отдел исследует значение растений в природе и жизни человека.

4 исследовательский отдел охарактеризует разделы науки «ботаника».

Попрошу руководителей отделов получить рабочий материал. Время на исследование ____ минут. (Слайд 16)

Физминутка.

(Выступления отделов с отчетами по исследованию. Регламент ___ мин.)

Для закрепления полученных знаний, выполним следующее задания:

Вставить недостающие слова в предложения.

1.Большенство растений имеют____________ окраску, благодаря наличию в клетках пигмента __________________.2. При дыхании растения, как и все живые организмы, поглощают ________________, а выделяют ______ ______.3.Для питания растения производят ________ вещества в процессе _____________.4.Побочным продуктом фотосинтеза является ________, который растения выделяют в атмосферу днем.

Найди «лишнее».

  1. А) подорожник 2. А) клен 3. А) черная смородина

Б) крапива Б) малина Б) лещина

В) шиповник В) яблоня В) одуванчик

( Проверка с комментированием)

А сейчас, я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма. Какой совет вы можете дать одному из главных героев?

(Просмотр фрагмента мультфильма «Вершки и корешки». Беседа)

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Если вы считаете, что усвоили тему на «5», то можно учебник не читать, а подготовить творческое задание: мини сочинение «О чем могли бы рассказать растения, если бы они умели говорить?». Если кто-то из вас считает, что недостаточно усвоил тему, прочитать параграф 17, разобрать вопросы устно.

Сегодня мы лишь немного заглянули в удивительное царство Растений. Вы показали себя хорошими исследователями. А впереди вас ждет еще много исследований и открытий.

Ребята, вам понравилось на уроке? Если «да» поднимите руку.

Продолжите высказывание:

- Сегодня на уроке я узнал… - Мне понравилось…

- Я могу использовать эти знания…

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта