История появления растений в жизни человека 6 класс. Сценарий внеклассного мероприятия по биологии на тему «Растения в жизни человека» (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Исследовательская работа « Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?». История появления растений в жизни человека 6 класс


Растения. Роль растений в природе и жизни человека

Вспомните

• Какие растения вы знаете?

Ответ. Царство растений очень разнообразно. Его составляют водные растения – водоросли, самая большая водоросль – саргассум, есть и одноклеточные водоросли. К растениям относятся различные мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения.

• Какую роль играют растения на нашей планете.

Ответ. Растения являются поставщиком кислорода для всех живых организмов, они являются пищей для диких животных, кормом для домашних животных, пищей для человека, растения служат жилищем для различных организмов. Также растения являются сырьем для промышленности

Вопросы после §11

• Какова роль растений в природе и жизни человека.

Ответ. Растения играют важную роль в природе и жизни человека. Растения в природе являются поставщиками кислорода в атмосферу, растворенным в воде кислородом дышат водные животные, растения служат пищей для животных, на них и внутри их строятся жилища для животных. Растения обеспечивают микроклимат для отдельных организмов (тень, влажность и т.д.). Человек также дышит кислородом, произведенным растениями, питается растениями, кормит сельскохозяйственных животных, использует как сырье для промышленности, как строительный материал, лекарства, украшает поселения, жилища.

• Каковы основные признаки растений.

Ответ. Растения являются эукариотами, могут быть одноклеточными и многоклеточными, являются автотрофами, практически неподвижны, растут в течение всей жизни, состоят из тканей и органов.

• Назовите основные группы растений и охарактеризуйте их.

Ответ. Основные группы растений:

– водоросли – не имеют органов, их тело – слоевище;

– мхи, папоротники, хвощи и плауны – размножаются при помощи спор, древние растения;

– голосеменные – их семена не защищены, находятся в шишках, большей частью хвойные растения;

– покрытосеменные – они же цветковые растения, потому что хотя бы один раз в жизни цветут. Называются покрытосеменными, так кК семена находятся внутри плодов.

• Назовите деревья или кустарники, которые растут недалеко от вашего дома.

Ответ. Деревья – сосна, тополь, вяз, береза, клен, рябина. Кустарники – сирень, шиповник, жасмин, смородина, акция, боярышник.

resheba.me

История появления комнатных растений в жизни человека

  1. История появления комнатных растений в жизни человека
Искусство украшать живыми цветами, листьями, ветками, плодами и др. декоративным материалом праздничные процессии, одежду, интерьеры имеет многовековую истории.

Первоначально для украшения использовались рога, перья, раковины и зубы животных. Позднее стали оформлять отдельными ветками, цветами, листьями.

Ветвями различных растений украшали статуи богов в Древнем Египте. При погребении на умерших надевали гирлянды из мальвы, шафрана, лепестков роз (гробница Тутанхамона, усыпальница Рамсеса 11).

Во многих странах цветы и деревья издавна служили своеобразными символами:

Древняя Греция: Статуя Зевса – ветки дуба – символ силы;

Статуя Посейдона (бога морей) – прибрежной сосной;

Нике (богине победы) – пальмовая ветвь.

Цветы воспевали поэты в своих произведениях, в честь цветов устраивались праздники.

Букеты также появились на заре человечества. Прообразом их, вероятно, были несколько цветков, зажатых в кулачке ребенка, играющего на воздухе.

Одно из первых изображений букета (из лотоса) можно видеть на стенной росписи древнеегипетской гробницы. Пышные букеты были распространены среди римской знати. В мрачные времена средневековья цветы применяли, главным образом, для украшения церковных интерьеров. Их выращивали в монастырских садах с чисто прикладной целью. Тогда же символика цветов приобрела религиозное значение.

В XVI-XVII веках стали меняться взгляды человека на мир и окружающую природу. Эти изменения коснулись, прежде всего, Италии, Франции, Голландии. Цветы, сады, парки стали составной частью быта человека.

По мере открытия новых земель и роста культурных и торговых связей между народами в Европе быстро росло число привозимых экзотических растений. Для них строили специальные помещения — теплицы, названные позднее оранжереями. Аристократическая знать, и в первую очередь монархи, не только строила у себя теплицы, но и создавала роскошные зимние сады. Сохранились описания первых зимних садов при дворцах австрийских и французских королей. Сотни цветных горелок освещали зелень, среди которой были расставлены скамьи, садовые домики, перголы, колоннады; травяной ковер был полом, буйно растущий плющ поднимался по стенам до стеклянного потолка, а вокруг росли вечнозеленые дубы, олеандры, лавр, японская мушмула, рододендроны, кипарисы, камелии, померанцы, пальмы; струились фонтаны, белые лебеди плавали в пруду, соловьи и райские птицы щебетали в зарослях бамбука и сахарного тростника.

В России первыми владельцами оранжерей и зимних садов были граф Шереметьев и князь Голицын. Голицын одним из первых обратил внимание на необходимость разведения в России иноземных растений.

Зимний сад постепенно стал неотъемлемой частью жилой среды богатых дворянских имений.

Опыт многих поколений садоводов позволил отобрать из тепличных коллекций виды растений, наиболее устойчивые к микроклимату жилища. Они использовались для украшения парадных помещений. Размещали их на жардиньерках или подставках.

Жардиньерка - специальный цветочный столик, снабжённый жестяным или цинковым ящиком со сточной трубкой.

Постепенно сформировались правила содержания растений в закрытых помещениях. И теперь редко встретишь дом, в котором бы не нашлось ни одного растения.

ПЛАН урока

  1. Организационный момент (тема, цель).
  1. История появления комнатных растений в жизни человека (ученица)
  1. Роль комнатных растений (беседа, презентация «Растения в интерьере школы» – слайд №3)
  1. Разновидности комнатных растений (презентации
  1. Многообразие -«komnatnie rastenia» - (слайды № 1- 32) (ученица)
  2. Виды - «Растения в интерьере школы» – (слайды №17- 31) - я
  1. Уход за комнатными растениями (рассказ учителя)
  1. Практическая демонстрационная работа (посадка герани). Учитель и 2 ученицы.
  1. Размножение растений (рассказ учителя + показ таблицы по биологии)
  1. Размещение растений в жилище (презентация «Комнатные растения в интерьере» слайды №1 - 14) - ученица.
  1. Практическая работа – декорирование цветочных горшков (показ образцов оформления, инструктаж по ТБ, контроль за выполнением работы).
  1. Обобщение ( в чём заключается значение комнатных растений для человека и в интерьере жилища? (беседа) – микроклимат, спокойствие, снятие стрессов, радуют глаз, лекарство, очищение воздуха).
  1. Закрепление материала. «Определи растение по описанию» (из 7-ми кратких описаний растений выбрать подходящее к данному названию). Проверка.
Спасибо за урок!

tnu.podelise.ru

Исследовательская работа « Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верх-Катунская средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края

Исследовательская работа

« Какую роль играют комнатные растения в жизни человека?»

Выполнила : Машарова Ева

Ученица 3 класса

Руководитель:

Дарманчева Марина Фёдоровна

учитель начальных классов МБОУ

«Верх_Катунская СОШ»

Верх-Катунское 2017

Введение

         С глубокой древности и до наших дней комнатные растения пользуются неизменной любовью у всех народов.

          Ни мебель, ни картины так не украшают комнату, как «зеленые друзья» - комнатные растения. Без цветов пусто и холодно. Они радуют наш глаз, вселяют веру в свои силы, ласкают своими яркими красками. Особенно хороши комнатные растения зимой, когда вьюги и метели наносят сугробы снега, а ледяные узоры покрывают стекла окон.

Можно с уверенностью сказать: цветы и их красота всегда действуют на нас, как прекрасная, жизнерадостная музыка. Удовлетворяя эстетические потребности человека, они также выполняют санитарную роль – очищают воздух от вредных примесей. Поэтому я посчитала необходимым провести исследование и рассказать одноклассникам о пользе комнатных растений.  Я выбрала эту тему потому, что в домашних условиях или в классе, где мы проводим много времени, есть большие возможности изучить растения, научиться их выращивать, ухаживать за ними. А так же найти растения, приносящие не только радость своей красотой, но и пользу человеку.

Цель работы:

Выяснить какое влияние оказывают комнатные растения на окружающих их людей.

Задачи:

1.Выяснить историю появления комнатных растений

2. Провести исследование и выяснить пользу и вред комнатных растений.

3.Исследовать отношение одноклассников к комнатным растениям

4.Сделать выводы и подвести итог проделанной работы

Объект: комнатные растения и человек.

Предмет: комнатные растения нашего класса.

Методы:

Гипотеза:

Комнатные растения положительно влияют на здоровье человека и его настроение. Чем больше комнатных растений, тем лучше.

Предполагаемый результат:

Познакомившись с данной темой у учащихся, возможно появится желание сделать нашу школу и свой дом более «зелёными». Здоровье учащихся будет сохранятся, а может быть и улучшаться.

Этапы работы над проектом:

Научилась работать с различными источниками информации, Интернет ресурсами.

Узнала из статей историю комнатных растений, о их влиянии на здоровье человека.

Проанализировала собранную информацию.

Провела опыты.

Научилась применять информационные технологии, подготовила презентацию по теме.

Провела анкетирование, беседу для одноклассников, с использованием презентации.

Немного истории

Началом цветоводства в Европе можно считать появление первых зимних садов. До этого цветы разводили в садах и огородах, но в дома их не заносили. ВЕвропе просто почти не было цветов, которые не могли бы перенести холодную зимовку на улице. Первые зимние сады появились в 13 веке, а чуть позже при многих королевских дворах начали устраивать «оранжереи». По-настоящему же комнатные растения появились, когда из Америки, Азии и Африки было вывезено множество новых экзотических цветов. В России начало комнатного цветоводства принято связывать с именем Петра Первого. Родина большинства комнатных растений это тропики и субтропики.

Восхищаясь красотой цветка, мы воспринимаем его скорее как сувенир, хрупкое изделие, красивую вещь. И нет особой необходимости осознавать, что перед нами живое существо. Однако, посмотрев на растения несколько иначе, можно многому удивиться:

  • во-первых, люди появились на Земле позже кактусов, герани и других представителей современной флоры и сразу же стали их интенсивно использовать;

  • во-вторых, человек всегда очень сильно зависел от растений: пища, орудия труда и войны, строительный материал, одежда, целебные травы, вода в пустыне и д.р.;

  • в-третьих, растения очищают воздух наших улиц, квартир и офисов;

  • в-четвёртых, дают нам съедобные плоды, освежают своими запахами, радуют великолепием изысканных цветов, снимают напряжение и усталость пышной зеленью листьев.

Полезных для человека свойств у растений много. Но, даже не зная о них, люди никогда не оставались равнодушными к красоте. Вот и я не осталась равнодушной к тем растениям, которые живут у нас в кабинете.

Влияние  комнатных  растений  на атмосферу дома, психическое и физическое здоровье человека.

С давних времен люди стремились украсить свои жилища разнообразными растениями. Они служили не только для создания уюта. Это были своеобразные талисманы, защищающие дом от злых духов, болезней, несчастий.

Стремление человека быть ближе к зеленым созданиям - результат опыта и интуиции. Польза от их пребывания в доме действительно велика. Многие комнатные растения, такие как сансевиерия, герань, хлорофитум выделяют в воздух вещества, способные обезвредить возбудителей многих серьезных заболеваний. Поэтому там, где собирается больше людей, растений тоже должно быть по возможности больше.

Особенно полезно держать много растений в помещении, где работает лазерный принтер, компьютер, телевизор или проигрыватель. С некоторым ущербом для себя растения поглощают яды, выделяемые техникой, а угроза здоровью людей, работающих рядом, становится меньше.

Растения тонким ароматом своих цветков или душистых листьев могут сильно влиять на психофизическое состояние людей, стимулировать работоспособность, улучшать самочувствие. Сотрудники Американского агентства по космическим расследованиям доказали, что комнатные растения очищают воздух в квартирах не хуже, чем специальные технические устройства. Рекордсменом по очистке воздуха был признан хлорофитум.

Так же американские ученые заметили, что наличие в помещении, в котором работают люди, хотя бы нескольких живых растений улучшает эмоциональную обстановку в коллективе. А решение сложных конфликтных ситуаций проходит успешнее в кабинетах, обильно украшенных зеленью листьев.

Очень важно иметь зеленые растения поблизости от рабочего места людям с повышенной нагрузкой на зрение, в первую очередь, при многочасовой работе на компьютере.

Во время перерыва человек, глядя сквозь зеленые заросли куда-то дальше, дает отдых глазам, у него проходят напряжение и усталость.

Листья душистой герани и некоторых комнатных растений можно заваривать как чай. Во многих случаях такой чай не уступает по вкусу традиционному, но чаще выигрывает за счет своих целебных свойств.

Растения, влияющие на токсичные вещества

В 1984 году ученные доказали, что растения способны удалять из воздуха вредные для здоровья человека вещества. Настало время воспользоваться этими уникальными  свойствами комнатных растений и сделать их настоящими живыми фильтрами, способными очищать воздух жилых помещений и офисов.

Опираясь на полученные результаты опытов проводимых организацией NASA,  я выяснила, какие комнатные растения являются «живыми фильтрами».

Таблица №1 «Живые фильтры»

В таблице приведены цифры показывающие, сколько загрязняющих веществ было поглощено растениями из запечатанного помещения за 24 часа:

Растения

Формальдегид      %

Бензол  % 

Трихлорэтилен  % 

Хлорофитум.

70

21,4

12,5

Фикус Бенджамина 

47,4 

30 

10,5 

Циссус

50

80

23

Драцена 

67

67

9,2

Сансевиерия,

61

53

41

Любые растения могут быть для нас как самыми преданными друзьями, так и злейшими врагами. Надо знать, что некоторые из красивейших комнатных растений ядовиты. Осторожность надо соблюдать при уходе за диффенбахией, особенно при ее размножении, когда на свежем срезе выступают капельки ядовитого сока. Ядовитый белый млечный сок имеют и некоторые молочаи. Монстера может вызвать раздражение кожи. Цветы могут быть достаточно опасными для здоровья, если, например, их попробовать на вкус. Герань, хоть и является доктором, но запах, который она издаёт, может вызывать аллергию.

В домах, где часто бывают маленькие дети, такие растения вообще не следует держать. Приятный аромат целого ряда цветущих красавиц способен при долгом вдыхании вызвать головную боль, рвоту и обморок.

Очень важно располагать как можно более полной информацией о растениях, которые уже обитают или будут рядом с вами. Имея достаточно знаний о растении, его свойствах, требованиях к уходу, вы сможете радоваться его красоте, общаться с ним без опаски, чувствовать в нем своего друга.

Я изучила и выяснила, какие же растения окружают нас в классе. Таблица №2

Название научное

Называют в народе

Родина

Бегония

Тропические леса разных материков

Фикус

Индия

Камнеломка

Паучок

Китай

Плющ

Лиана

Тёплые страны, Кавказ, Черноморское побережье

Китайская роза

Китай

Глоксиния

Южная Америка

Сансевьеры

Щучий хвост

Африка

Хлорофитум

Африка

Монстера

Тропические леса Америки

Колеус

Крапивка

Тропические районы Азии и Африка

Циссус

Берёзка

Америка

Драцена

Африка

Лимон

Индия, Китай

Все растения нашего кабинета по значению для человека можно разбить на несколько групп: 

Защитники  от пыли : хлорофитум, традесканция,  дримопсис,  спатифиллум.

Обогащающие воздух: папоротник, традесканция, фикус .

Очищающие  воздух : хлорофитум, драцена папоротник, сансевьерия, герань, циссус (таблица 2 )

Увлажнение воздуха:  папоротник, хлорофитум , традесканция, циссус (опыт 1)

Несколько крупных комнатных растений в больших кадках с землей могут существенно повлиять на повышение влажности воздуха. Но поскольку в большинстве наших помещений воздух очень сухой, особенно во время отопительного сезона, то и здесь растения играют положительную роль.

Одно из наиболее распространенных заблуждений неподготовленных людей заключается в том, что комнатные растения они считают вредными для здоровья, так как растения выделяют углекислый газ. Но дело в том, что днем, на свету, в процессе питания все зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Ночью же, в темноте, они действительно выделяют углекислый газ, но в таких незначительных количествах, что это никак не может отразиться на здоровье человека. Например, средних размеров комнатный фикус выделяет за сутки углекислого газа раз в 500 меньше, чем человек, в то же время находящийся в комнате.

Итак, я пришла к выводу:

Все растения - живые существа, способные воздействовать на человека и его жилище. Со многими проблемами помогают справиться комнатные растения, однако, не все подряд, а определённые виды. Но как определить эти виды? И я решила провести анкетирование среди учеников нашей школы с целью узнать их мнение о том, считают ли они, что комнатные растения необходимы для класса и дома.

        1. Анкетирование

Чтобы узнать, что знают ученики нашего класса о комнатных растениях, мы провели  анкетирование. Для этого мы сначала составили анкету, которая включает в себя 8 вопросов  (Приложение 1). На вопросы анкеты отвечали 24 ученика.

Результаты анкеты  показали следующее:

  • Комнатные растения есть дома у -80  %;

  • Считают, что растения необходимы для класса и дома – 96 %;

  • Знают научные названия растений -33  %

  • Среди полезных свойств растения отмечают их

- красоту -50  %;

- лечебные свойства- 31%;

- вредные свойства – 6%;

  Анализ результатов.

Почти у всех ребят дома есть комнатные растения. Большинство детей названий комнатных растений не знают. 5 учеников назвали от 1 до 4 растений. Только половина опрошенных учащихся знают о пользе комнатных растений, а половина – не знает, есть ли вред от комнатных растений. 10 учащихся думают, что растения влияют на качество воздуха в комнате, на здоровье и настроение человека.

        Выводы: многие  учащиеся нашего класса не знают о  комнатных растениях дома и класса,  о пользе и вреде, у них нет интереса  к ним.

       Продолжая свою работу дальше, я начала изучать специальную литературу и источники из интернета.

Свойства комнатных растений

Следующее открытие, которое я сделала для себя, выясняя свойства комнатных растений – это то, что они повышают влажность воздуха, выделяют летучие вещества, способные убивать микробов. Особенно среди них выделяются такие растения,  как алое, каланхое, герань.

 Известно, что все растения выделяют фитонциды – особые летучие соединения, которые губительно воздействуют на находящиеся в воздухе болезнетворные микроорганизмы. Фитонциды различных растений отличаются по химическому составу, а значит, и по своему воздействию на бактерии и микробы.

По данным доктора фармацевтических наук А.Рабиновича, алоэ древовидное снижает количество бактерий в воздухе на 38%, аспарагус – в 3,1 раза, традесканция – в 2,1 раза, хлорофитум хохлатый накапливает окись углерода, очищает воздух от окислов азота. Аглоанема убивает стрептококковую инфекцию, аспарагусы поглощают тяжелые металлы. Хвойные растения, а также цереусы, кодеумы восстанавливают ионный состав воздуха. Зимой в квартирах воздух становится сухим, а это вредно не только для растений, но и для человека. Комнатные растения через листья испаряют влагу, тем самым способствуют увлажнению воздуха в домах. Диффенбахия, антуриум и филодендрон   наиболее эффективно воздействуют на сухость воздуха. Я решила проверить на опытах, так ли это.

Опыт №1 «Воздействие комнатных растений на влажность воздуха»

1. Хорошо полила  комнатное растение.

       2. Одела, полиэтиленовый пакет на цветочный горшок с растением.

  1. Закрепила пакет снизу.

  2. 4 .Стала наблюдать за происходящим.

Результаты опыта: уже на следующий день я увидела капельки воды на внутренней  стороне пакета.

Это говорит о том, что комнатные растения испаряют через листья воду, тем    самым способствуют увлажнению воздуха в квартире.

Опыт№2:«Взаимодействие простейших животных с соком исследуемых растений»

1. В керамической ступке   растерла листья  исследуемого растения, действие фитонцидов которого необходимо проверить.

  1. Отжала  через марлю несколько капель сока исследуемого растения.

  2. Взяла пипеткой  каплю воды из аквариума, нанесла ее на предметное стекло и накрыла покровным стеклом.

Просмотрела препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением микроскопа. Я увидела простейших.

5. Добавила под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев растений.

7. Наблюдала за движением простейших в течение 1 минуты. Записала результаты наблюдений в таблицу.

Таблица №2 «Действие сока растений на простейших»

Вид растений 

Время обездвижения простейших

1.Фикус 

70секунд

2.Пеларгония 

30секунд

3.Сингониум ножколистный 

60секунд

4.Циссус антарктический 

50секунд

 Результаты опыта:

а) экстракты  растений, обладающих фитонцидными свойствами,   обездвиживают и, по-видимому, губят микроорганизмы;

б) наибольшее воздействие отмечено при применении пеларгонии.

Проведя данную работу, я пришла к следующим выводам:

1.Комнатные растения нашего класса благоприятно влияют на здоровье и настроение учащихся.

2.Все растения нашего класса в большом количестве выделяют фитонциды, убивающие болезнетворных микробов.

3. Нам необходимо развести несколько растений Хлорофитума, который в большом количестве поглощает токсичные вещества и выделяет больше кислорода.

4. В нашем классе находятся лишь два растения, которые могут навредить здоровью – это Монстера и Фикус. Но в то же время, они приносят и большую пользу, убивая до 60% микробов. Значит с ними надо просто осторожно обращаться (мыть листья в резиновых перчатках).

Работа по изучению комнатных растений оказалась очень интересной, и я решила продолжить её:

Cписок литературы

1. Афонькин, С.Ю. Самые удивительные растения.- СПб.: БКК, 2007.                                  

2. Быховец, С.Л. Энциклопедия комнатных растений. — М.: Харвест, 2000.  

3.  Неер, Я.В. Все о комнатных растениях, очищающих воздух. – СПб.: СЗКЭО, 2007.

4.Плешаков А.А. Атлас – определитель «От Земли до неба» М.: Просвещение, 2008год

5. http://greendom.net/articles/161-top.html

6. http://indasad.ru/komnatnie-rasteniya/komnatnie-rasteniya

7. http://supermama.at.ua/forum/56-795-1

8. http://pensionary.ru/forum/showthread.php?112

9. http://www.plantopedia.ru/encyclopaedia/pot-plant/

Приложение 1

 Анкета

1. Есть ли у вас дома комнатные растения?

2. Необходимы ли растения для класса и дома?

3. Знаете ли вы научные названия растений?

4. Отметьте полезные свойства растений:

5. Знаете ли вы лечебные свойства домашних растений?

6. Как вы считаете, сколько нужно растений для дома или классной комнаты?

7. Знаете ли вы вредные свойства домашних растений?

8. Как вы думаете, влияют ли комнатные растения на качество воздуха в помещении?

Приложение2 .

 

Восемь правил по уходу за комнатными растениями.

Изучив особенности содержания комнатных растений, мы разработали восемь золотых правил по уходу за комнатными растениями.

1. Не заливайте их. Корням нужна не только вода, но и воздух. Научитесь правильно их поливать.

2. Предоставьте им покой. Начинающие любители обычно удивляются, когда узнают, что почти всем комнатным растениям нужен покой.

3. Примиритесь с потерей некоторых растений

4. Вовремя принимайте необходимые меры. Неприятности случаются и у начинающих. Обильный полив от случая к случаю не опасен, но если растение заливать в течение долгого времени, оно погибнет. Научитесь распознавать беду на ранних стадиях.

5. Группируйте растения. Почти все растения и лучше развиваются, и лучше выглядят, когда образуют группу. Научитесь правилам подбора комнатных растений.

6. Научитесь пересаживать. Спустя два года после приобретения большинство растений теряют привлекательность; чаще всего в этом случае растение просто нужно пересадить в большой горшок.

7. Выбирайте правильно. Растению должны подходить условия, которые вы можете ему предоставить. Даже опытный человек не может вырастить тенелюбивое растение на солнечном подоконнике.

8. Правильно ухаживайте за каждым растением

Для этого ознакомьтесь с особенностями содержания каждого растения

 

 

infourok.ru

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии на тему «Растения в жизни человека» (6 класс)

Сценарий внеклассного мероприятия по биологии 6 класс.

Тема: «Растения в жизни человека»

«Щи с хлебом»

Цель: познакомиться с историей овощных культур и их пользой для человека.

Оборудование:

  • Овощи: капуста, картофель, помидоры, лук, морковь.

  • Хлеб.

  • Географическая карта.

Ход мероприятия.

Ведущий:

Мы ежедневно садимся за стол обедать.

Давайте попробуем сосчитать, сколько различных овощей в тарелке щей!

(Обучающиеся предлагают свои варианты ответа).

Большие круглые кочаны капусты напоминают голову. Название «капуста» и происходит от древнеримского – латинского – слова «капут», что означает: «голова».

Откуда же произошло это ценное овощное растение?

Ученик 1 Рассказывает и показывает по карте.

Центр происхождения капусты - средиземноморские районы Западной Европы и Северной Африки. Капусту кочанную начали возделывать свыше 4 тыс. лет назад. Из Древней Иберии примерно 2,5 тыс. лет назад она распространилась в Египет, где выращивалась как овощное и лечебное растение. В одном из египетских папирусов упоминается о крестьянине, который "встает поутру, чтобы полить лук-порей; он ложится поздно ради капусты".

В России капусту начали выращивать очень давно - наши прохладные увлажненные условия хорошо подошли холодостойкой влаголюбивой капусте. Считается что на территорию, занимаемую современной Россией, капуста попала из южных стран вместе с обширной колонизацией в VII-V веке до н.э. греками Черноморского побережья.

Капуста всегда была главным овощем на Руси, и имела исключительное продовольственное значение. Её выращивали на каждом огороде страны. Это отмечали даже путешественники-иностранцы, приезжавшие в Московскую Русь. Корнелий де-Бруин, посетивший Москву в 1702 г., писал: "В Московии кочанная белая капуста произрастает в изобилии, русские заготавливают её большие запасы, простолюдины едят её два раза в день". Давние традиции и большой опыт выращивания капусты позволили известному российскому селекционеру-огороднику Е.А. Грачеву на Венской сельскохозяйственной выставке в 1875 г. получить за сорта капусты почетную медаль "За прогресс". Кочаны этих сортов достигали в диаметре 70 см при высокой плотности, белизне и отличном вкусе.

Капуста была известна ещё жителям древнего Египта. Отварную капусту египтяне подавали в конце обеда как сладкое блюдо.

Капусту использовали не только как основной овощ в питании, но и как лекарственное средство.

В древнем мире считали капусту целебным средством при разных заболеваниях. Римляне потребляли большое количество капусты не только в пищу, но и как лекарство почти от всех болезней: от бессонницы, отравления, опьянения, головной боли, глухоты, от заболеваний желудка. Древние врачи особенно рекомендовали кормить капустой маленьких детей, чтобы они росли крепкими и стойкими против всяких заболеваний.

В России возделывание капусты широко распространяется с Юга до северных широт .В настоящее время капуста выращивается и за полярным кругом на Кольском полуострове. Родиной считаю Среднеземноморье, где она произрастает в диком виде.

Ведущий.

На нашей тарелке самая обыкновенная картошка. Однако у картофеля длинная и интересная история.

Ученик 2.

Родина картофеля – берега Чили и горы Перу. Только морозоустойчивый картофель мог выдерживать холод и ветер высоких гор. Картофель служил основной пищей горных индейцев. О том, что картофель был древней культурой свидетельствует найденное при раскопках сосуды, имеющие формы клубня картофеля.в Европе картофель не был известен до 1536 года, до первого посещения испанцами Южной Америки.

Картофель не сразу был признан гвропейцами и долго путешествовал из страны в страну как дикованное растение. Сначала он появился в Испании, затем в Италии где получил название « тартуфоли», которое потом превратилось в «картуфоли» и « картофель». Во Франции ценность картофеля понял аптекарь Пармантье, который начал писать книги о картофеле, делал посадки его, устраивал обеды из блюд, приготовленных из одного картофеля, везде говорил о нем даже просил короля и королеву содействовать распространению замечательного растения. Результаты оказались неожиданными, Королева Мария Антуанетта приколола в прическу букетик цветов картофеля, после чего все предворные стали носить в петлицах камзолов цветы картофеля. Спрос на букеты столь понравившихся цветов был такой, что живых растений не хватало и стали делать цветы из бархата и шёлка. По примеру Французского короля во всех государствах Европы принялись возделывать картофель на клубнях перед дворцами.

Вначале ошибочно стали употреблять в пищу, вместо клубней, горькие и ядовитые картофельные ягоды, потому и назвали картофель «чёрным яблоком». В Россию первый мешок картофеля был прислан из Голландии Петром I. Распространялся картофель среди населения чрезвычайно медленно. В середине прошлого столетия принудительное введение посадок картофеля вызвало среди крестьян так называемые « картофельные бунты». Царские войска жестоко расправились с бунтовавшими крестьянами. Таким образом, всем известный теперь картофель начал культивироваться у нас в России всего 100 лет назад.

Ведущий:

А какие блюда можно приготовить из картофеля? ( игра с залом, кто больше назовёт блюд из картофеля)

Какие ещё ингредиенты входят в щи?

Ученик 3

Морковь

Морковь не сразу стала сочной, красной, сладкой.

Дикая морковь с тощим жёстким невкусным корнем произрастает по берегам Волги и на побережье Средиземного моря. Четыре тысячи лет морковь употребляется в пищу. Но долгое время нужно было возделывать морковь на хорошей почве, чтобы получить вкусные сочные корнеплоды различных сортов и размеров, от длинной до круглой.

Сочный корень моркови содержит до 10 процентов крахмала и сахара и, кроме того, железо и витамины.

Особенность моркови, что это растение двулетнее. В первый год в корне накапливаются питательные вещества и только на второй год она зацветает.

Культурная морковь создавалась в течении многих столетий путём отбора к нашему времени получено много различных по вкусу, форме, окраске сортов моркови. Корни моркови бывают: розовые, белые, фиолетовые, жёлтые. Многим известен сорт маленькой моркови – Коротель. Но есть морковь длиною до одного метра и шириной с крупную свёклу. Такую морковь возделывают в Китае и Японии. Для нее обрабатывают почву на глубину в полтора метра.

Добавление с места

О каждом растении используемом человеком, дошло много небылиц, преданий, сказок. В средние века считали морковь лакомством гномов сказочных маленьких лесных человечков. Существовало поверье: если вечером отнесёшь в лес миску с пареной морковью, то утром вместо моркови найдёшь слиток золота. Ночью гномы съедят морковь и щедро заплатят за любимое кушанье. Доверчивые люди носили в лес миски с морковью, но золото, увы, не находили.

Ведущий:

Лук! (берёт с тарелки) Ну что можно сказать о самой обыкновенной луковице, - подумаете вы. А между тем лук весьма своеобразное растение.

Ученик4

Родина лука до сих пор окончательно не установлена, но некоторые исследователи считают, что растение впервые появилось на территории Средней Азии, юго-западной Азии и Средиземноморья. Оттуда лук попал в Египет, а затем в Грецию и другие страны. Распространен он во всем мире в качестве овощного растения. В диком виде встречается в Афганистане, Узбекистане, Турции.Первыми узнали вкус дикого лука афганские, иранские и туркменские пастухи и охотники, бродившие по горным лугам. В горах не хватает влаги и слой почвы неглубок. Но лук приспособился к жизни в горах: у него много тонких, как струнки, корней, от засухи его защищают плотно обтягивающие луковицу сухие наружные чешуи. Чем их больше, чем толще «рубашка», тем дольше луковица может храниться.Лук является древнейшим растением на Земле. В Египте его выращивали 5—6 тыс. лет назад. Об этом свидетельствует надпись на пирамиде Хеопса.В середине века приписывали луковице чудесное свойство: предохранять воинов от стрел и ударов мечей. Рыцари, закованные в стальные латы, носили на груди талисман – обыкновенную луковицу. Поэтому один вид лука так и называли: «лук победный» . По - гречески же название лука – «кромион» - происходит от слова, обозначающего панцырь. Разные виды дикого лука растут и у нас на полях и в лесах. Но культурный лук происходит из западной Азии. В горах Тянь – Шаня настолько много дикого лука, что китайцы назвали эти горы «Дзунг-Линь», то есть Луковые горы. Возделывание лука началось в древнейшие времена в Китае, а затем в Индии и Египте. В Египецких гробницах находили остатк лука, что свидетельствует о широком его распространении 5000-6000 лет назад.В армиях древней Греции и Рима добавляли в пищу солдатам большое количество лука, полагая, что лук возбуждает силу , энергию и храбрость. Во все времена у всех народов приписывались луку лечебные свойства. В средние века врачи утверждали, что даже запах лука предохраняет от заболевания. Это мнение подтвердилось последними открытиями советских учёных – биологов. Установлено, что от летучих веществ, выделяемых луком, чесноком, хреном и другими растениями, гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии, простейшие животные: амёбы и инфузории и даже лягушки и крысы.

Ведущий:

Растения выделяющие защитные вещества – фитонциды, то есть «растительные губители» микробов и животных.

Ведущий: Чего не хватает, чтобы приготовить щи?

Ученик 5

Помидор.

Как и многие пищевые растения, выведенные из Южной Америки, помидоры долгое время были декоративными растениями. Не только из-за небольших желтоватых цветов, сколько из-за крупных оранжевых и красных плодов украшали ими клумбы садов, обвивали беседки и даже выращивали в горшках на окнах. И до половины XIX столетия помидоры были садовыми и комнатными растениями.

Слово «помидор» происходит от итальянского названия « поммо д,оро» - « яблоко золотое». В России впервые стали выращивать томаты в огородах в 1850 году.

Ведущий:

Какие щи без хлеба!

Известный русский учёный ботаник Климент Аркадьевич Тимирязев в одной из книг написал: «Давно замечено, что мы не обращаем внимание на самые замечательные факты только потому, что они слишком обыкновенны. Многим ли, действительно, приходила в голову мысль, что ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба…… составляет одно из величайших изобретений человеческого ума».

Какой громадный труд проделали бесчисленные люди в течении многих веков, чтобы получить такой хлеб, какой мы употребляем ежедневно. Из работ археологов известно, что первый хлеб был получен в лесу, древнейший хлеб был из желудей, вымоченный, высушенные жолуди растирали между камнями в муку из которой были приготовлены первые лепёшки и каша.

Начало возделывания хлебных растений теряется в глубокой древности.

Свыше тысячи лет назад, ещё в то время, когда человек жил в пещерах и его единственным орудием был отточенный камень, дикие предки начали употреблять в пищу пшеницу.

Свежие зёрна пшеницы можно было есть, но сухие были слишком твёрды, пробовали разбивать их камнем и, смешивая с водою, стали есть кашу, в начале сырую, потом варёную. Позже растирали зёрна между камней и получали муку. Мука, смешанная с водою превращалась в клейкое тесто, но есть это тесто сырым было неприятно. Из теста пекли горячие лепёшки но они получались твёрдые. Таким хлеб был до тех пор пока в тесто случайнее не попали дрожжи.

В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмал, жиры.

Что вы знаете о дрожжах? ( это мельчайшие грибки видимые в микроскоп)

Велико было удивление и, вероятнее всего, ужас человека впервые увидевшего как тесто, забытое в горшке, стало подниматься, пузыриться. Будто живое. Брошенное в огонь такое тесто испеклось виде пышной, мягкой слегка кисловатой лепёшке – это было чудесное открытие.

Большой путь от посеянного в поле зерна до тёплого хлеба, который мы покупаем.

Давайте попробуем вместе составить путь хлеба……………………………(перечисление, смотрим слайды)

Какие ещё вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Итог мероприятия. Выставление оценок выступающим.

infourok.ru

Презентация по биологии 6 класса на тему значение комнатных растений

Комнатные растения – какова их история появления в жилище человека, и какую они играют в нем роль? Ответ на вопрос ищите в презентации по биологии 6 класса на тему Значение комнатных растений в жизни человека, которая находится здесь. Действительно, почти у всех у нас в квартирах и частных домах, на дачах, а порою даже в гараже, можно встретить комнатные растения, о которых презентация по биологии 6 класса сумеет рассказать в лучшем виде.Растения в жизни нашей на самом деле очень много значат. Большинство из них мы едим, а некоторые используем в медицине и косметологии, такие, например, как жасмин, календулу, а также имбирь. А вот комнатные растения, о которых мы говорим, и про которые представляем разработку презентации по биологии 6 класса, вроде бы и для питания не используются, и медицине тоже не замечены. Но все же, несмотря на это, комнатные растения имеют большое значение в жизни человека каждого.

Как использовать презентацию по биологии 6 класса о комнатных растениях?

Каждая разработка используется учителем так, как ему хочется, нравится или требует образовательная программа. В любом случае, на уроках биологии в 6 классе такая разработка урока биологии будет хорошим подспорьем в работе учителя биологии, и поэтому надо ее вам скачать бесплатно для того, чтобы вашим детям было интересно учить биологию, жить в такое прекрасное время, и украшать свой дом комнатными растениями.

  • Презентации powerpoint шестиклассникам интересны своей новизной, компьютерной составляющей популярности формата и возможностью принять участие в процессе урока через работу с презентацией возле интерактивной доски
  • Для учителя презентация, это прекрасный способ визуального представления текстовой и графической информации, а также облегчения труда учителя через повышение его производительности и эффективной отдачи
  • Школа и образовательная система получают при этом положительный эффект повышения образовательного уровня, как объективного показателя, т общей успеваемости в классе, как субъективного показателя роста общего уровня грамотности обучаемых в школе

Из этого вывод простой следует – скачать презентацию по биологии 6 класса надо, и пользоваться ею стоит!Скачать презентацию на тему Значение комнатных растений здесь или хотя и тут можно

mirbiologii.ru

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности 6 класс

Урок биологии с краеведением в 6 классе

Тема: «Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности»

Цели:

  1. Обобщить знания о значении растений в жизни человека и животных;

  2. Побуждать интерес к разным видам растений, стремление узнавать о них больше;

  3. Развивать мышление, воображение.

  4. Воспитывать чувство ответственности, бережливости к природе

Оборудование : ПК, Детская энциклопедия Кирилл и Мефодий (электронная версия), диск « Флора окрестностей села Тумановка Москаленского района Омской области»

Ход урока:

  1. Организационный момент

— проверка готовности класса к уроку

— посещаемость

  1. Актуализация опорных знаний

1. Закончить предложение (учащиеся отвечают на листах, на обороте доски даны правильные ответы, взаимопроверка, оценивание «5» -10 верных ответов, «4» — 8-9 верных ответов, «3» — 5-7 верных) :

  1. Наука, изучающая особенности живой природы и ее разнообразие (биология)

  2. Очень большая группа организмов, обладающих сходными признаками строения, питания и жизни в природе (царство).

  3. Растения в первый год растут, на второй год образуют плоды и семена называются… (многолетние)

  4. Наука, изучающая царство растений (ботаника)

  5. Растения, специально выведенные и выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей (культурные)

  6. Древнегреческий ученый , который заложил начало изучению растений в 4 веке до н.э. (Теофраст)

  7. Растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека (дикорастущие)

  8. Общий внешний облик растения ( жизненная форма)

  9. растения, которые используют в медицине и ветеринарии (лечат животных) (лекарственные).

  10. Растения, жизнь которых укладывается в один вегетативный период. (однолетние)

2. Заслушивание сообщений о разнообразии растительного мира своего края.

( на предыдущем уроке было дано задание по группам.

Найти информацию и оформить на формате А4 с кратким сообщением о:

— необычных и удивительных деревьях, растущих на территории Омской области

— необычных и удивительных кустарниках, растущих на территории Омской области

— необычных и удивительных цветах, растущих на территории Омской области

— лекарственных растениях, растущих на территории Омской области

— растениях, занесенных в Красную книгу Омской области

По ходу сообщений на доску вывешиваются рисунки, фотографии растений.)

3. Изучение новой темы.

Посмотрите как разнообразен растительный мир Омской области. Общее число ныне живущих видов растений на Земле – приблизительно 400-500 тысяч! (по разным данным). Теофрасту было известно около 600 видов растений

— Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня ? ( Роль …..)

— Какова цель нашего урока ? (Выяснить …)

— Зачем нам это необходимо знать ? (Жизненно важно….)

1. перечертите в тетрадь таблицу и заполните ее .

Значение растений

В природе

В жизни человека

В жизни животных

2.Беседа, по ходу которой заполняется таблица

—Какова роль растений в природе? (ответы детей )

Большинство растений имеют зеленый цвет, а значит, способны. К фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов. Точно определить объем работы. Выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма приблизительным подсчетам растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода. Параллельно они выделяют в атмосферу кислород, так необходимый нам необходимый нам для дыхания.

Представьте себе. Что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода. Сколько нужно для дыхания трех человек. А один гектар зеленых насаждений поглощает в течение часа восемь килограммов углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют двести человек за то же время!

— участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

— участвуют в снегозадержании

— участвуют в закреплении оврагов и горных склонов

— участвуют в поддержании полноводия рек

— защищают от шума

— участвуют в очистке воздуха от пыли и газов, дыма и копоти

Еловые насаждения площадью в 1 га могут задерживать на кронах деревьев до 32 тонн пыли в год, сосновые – 35, вяза- 43, дуба – 54, бука – 68. хвойные выделяют фитонциды, вещества, убивающие микробы – возбудителей человека и растений.

— Какова роль растений в жизни животных ? (ответы детей)

Зеленые растения являются также местообитанием и убежищем для многих животных. Кроме того, животные используется растения не только в качестве пищи, но и как «лекарства » от нескольких болезней.

3. Самостоятельная работа с учебником.

Попробуйте ответить на вопрос: « Какова роль растений в жизни человека?» пользуясь текстом учебника И.Н Пономаревой п.1. Также вы можете самостоятельно дополнить ответ на этот вопрос.

— продукты питания

— топливо

— строительный материал

— одежда из растительных тканей (хлопок, лен)

— источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности

— лекарственные средства и сырье для медицинских препаратов

— декоративная роль

— охрана и улучшение окружающей среды

  1. Презентация диска « Флора окрестностей села Тумановка Москаленского района Омской области»

  1. Просмотр слайдов «Как человек приручил растения. Из чего варят кашу» раздела «Растения» энциклопедии Кирилла и Мефодия

4. Подведение итогов.

Заслушать ребят о результатах заполнения таблицы

Формирование вывода: Значение растений определяется их ролью в жизни других организмов, в природе в целом.

  1. Домашнее задание.

Творческое задание: Сочините сказку, в которой главными героями были бы растения.

Задание для учеников, интересующихся биологией: Найти и оформить в формате А4 информацию о растениях- символах.

www.alllessons.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта