Разнообразие растений. Осенние явления в жизни растений. Охрана растений (экскурсия). Экскурсия осенние явления в жизни растений 6 класс
Экскурсия в 6 классе "Весенние явления в жизни растений"
Тема экскурсии в 6 кл: «Весенние явления в жизни растений».
Подготовила студентка 4 к. отд. «Химия-биология» Татаркова Екатерина
Цель:
1) обучающая – познакомить и на практике пронаблюдать с учащимися за изменениями, происходящими в растениях с наступлением весны.
2) развивающая – развить у детей наблюдательность, самостоятельность суждений, умение работать в коллективе.
3) воспитательная – привить детям бережное отношение к природе и уважение к жителям леса.
(Мною выбран сл. маршрут: на расстоянии примерно 1 км от школы есть небольшая посадка верб, так же там протекает речка, а между ними находится луг. Я считаю это хорошее место для изучения как деревьев, так и луговых трав и прибрежно-водных растений)
Необходимое оборудование: папки с газетными листами, нож, садовая лопатка, коробка под объекты, фотоаппарат. Рекомендуется так же иметь несколько фотографий с изображением растений весной и летом, если они не встречаются по маршруту, но являются яркими представителями данной географической полосы (см. Приложение)
Этапы экскурсии:
1. Вводная часть – В классе оговаривается цель проведения экскурсии. Ученики делятся на группы по 2-4 человека(в зависимости от числа учеников). Раздается необходимый материал: папка с газетными листами, нож, садовую лопатку, коробка для сбора крупных экспонатов, фотоаппарат может взять учитель или же ученики. Тетрадь и ручку для записей можно использовать рабочую по биологии.
В ходе экскурсии ребятам необходимо будет собрать образцы растений, которые свидетельствуют о наступлении весны. Приготовить гербарий из первоцветов и предоставить фотографии экспонатов, которые нельзя поместить в гербарий.
Провести учителем инструктаж по правилам поведения на экскурсии: рассказать детям и их родителям маршрут следования, место проведения экскурсии, время возвращения. Обговорить заранее действия в случаях «отстал от группы», «заблудился». Обговорить внешний вид одежды, обуви, продукты которые можно с собой взять, колющие и режущие предметы, соблюдение дисциплины во время движения по маршруту следования и на месте проведения экскурсии
2. Основная часть – (рассказ можно начинать уже после выхода за территорию школы) Весна — пора пробуждения природы. По календарю весна начинается 1 марта. В природе весна вступает в свои права с началом сокодвижения у деревьев, на юге раньше, а на севере позднее 1 марта.
Слово учителя - Весеннее движение соков у деревьев и кустарников — первый признак весны. Оно наступает после того, как оттает почва и вода из корней начнет поступать во все органы растения.
В это время листьев еще нет. Вода, скапливаясь в клетках стеблей растений, растворяет запасенные в них органические вещества. Эти растворы передвигаются к набухшим и распускающимся почкам. Уже в начале марта, раньше, чем у других деревьев, начинается весеннее сокодвижение у клена остролистного, чуть позднее — у березы.
Второй признак весны — цветение ветроопыляемых деревьев и кустарников. Первой в зацветает ольха серая. Цветки ее невзрачны, но распустившиеся сережки из тычиночных цветков хорошо заметны. Стоит только дотронуться до ветки ольхи с сережками, как ветер подхватывает целое облачко желтой пыльцы. Пестичные цветки ольхи собраны в маленькие серовато-зеленые соцветия. Рядом с ними обычно хорошо заметны сухие, почерневшие шишечки — прошлогодние соцветия.
Почти одновременно с ольхой зацветает орешник(лещина). Тычиночные цветки орешника развиваются в соцветиях — сложных сережках, а красноватые рыльца пестичных цветков высовываются из генеративных (цветочных) почек.
Раннее цветение ольхи, орешника и других ветроопыляемых растений — хорошее приспособление к жизни в лесу. Голые безлистные ветви не затрудняют опыления. Пыльца, подхваченная ветром, свободно переносится с одного растения на другое.
Раннецветущим растением является ива: это деревья или кустарники; соцветия (так называемые "ивовые барашки") у них появляются до листьев; все ивы двудомны, так что на одном дереве (или кусте) цветки только одного пола. Весной, когда "соки идут вверх", кора стволов и ветвей легко отделяется. Цветут ранней весной, до того как появятся листья (в марте-апреле). Ивы предпочитают влажные местообитания. Они - спутники рек, встречаются по канавам, обрамляют влажные луга, а также обитают в сырых лесах и по опушкам.
Цветение мать-и-мачехи тоже признак наступившей весны. Это многолетнее травянистое растение растет на открытых, освещенных солнцем местах, на железнодорожных насыпях, берегах рек, крутых склонах и обрывах. Чуть только стает снег, а уже появляются ее чешуйчатые стебли — цветоносы с ярко-желтыми соцветиями, похожими на соцветия одуванчиков. Крупные листья мать-и-мачехи вырастают после того, как созреют и рассеются ее пушистые плодики. Свое необычное название мать-и-мачеха получила за своеобразие листьев. Их нижняя сторона покрыта белыми мягкими, как войлок, волосками, а верхняя сторона листьев — гладкая и холодная.
Цветение мать-и-мачехи ранней весной, до распускания листьев, возможно потому, что в ее толстых длинных корневищах накоплены запасы питательных веществ, отложенных еще летом прошлого года. Питаясь этими запасами, растут цветочные побеги и образуются плоды.
Третий признак весны — цветение многолетних травянистых растений лиственного леса. В районах средней полосы они цветут почти одновременно с мать-и-мачехой. Первыми в лесу зацветают печеночница благородная с лазоревыми цветками и медуница лекарственная, затем ветреницы дубравная и лютичная, хохлатки, чистяк весенний, гусиный лук желтый. Все они светолюбивы и цветут под пологом леса, когда на деревьях и кустарниках еще нет листвы.
В жизни некоторых раннецветущих травянистых растений леса очень интересен их подснежный рост. Такие растения, как пролеска, или подснежник, растут еще зимой под снегом. Весной многие из них выходят из-под снега с зелеными листьями и с бутонами, образовавшимися еще прошлой осенью. Они часто зацветают до того, как сойдет снег. Вот почему эти растения называют подснежниками.
Растения, цветущие ранней весной, всегда привлекают к себе внимание, потому что они красивы и потому что после долгой зимы это первые цветущие растения. К сожалению, их нередко собирают, составляя большие букеты. Часто губят растения целиком, вырывая с корнями. Растения, у которых оборваны цветоносные побеги, не дают плодов и семян. Это затрудняет их размножение.
Многие из растений стали большой редкостью, например печеночница благородная, сон-трава. Нельзя допустить полного их исчезновения. Мы обязаны заботиться о сохранении растений, не рвать их ради того, чтобы через день выбросить, не повреждать дикорастущие растения и активно охранять природу.
Охрана природы и рациональное использование природных богатств страны узаконены Конституцией России, т. е. обязательны для всех граждан нашей страны.
Деревья и кустарники, опыляемые насекомыми, цветут позднее, после распускания листьев. Если вы из года в год будете наблюдать за ходом весны, то сможете установить последовательность весеннего развития растений.
(По мере прохождения по маршруту экскурсии школьники должны собирать растения для гербария, если невозможно взять растение, то делают фотографии.)
3. Заключительная часть- проводится в классе.
Слово учителя: Каждый год весенние явления наступают в строгой очередности. Наблюдения за весенними явлениями в жизни растений помогают установить лучшие сроки проведения сельскохозяйственных работ и своевременно подготовиться к ним. Человек всегда жил в гармонии с природой и не следует от этого отходить. Люди, а именно каждый человек, должен с уважением относится ко всем благам, которые нам дает природа. В лесу нельзя мусорить, потому что там живут растения, животные и птицы, которые могут пострадать от остатков мусора
НА последок скажу что законы природы действуют как «часы», а именно: в средней полосе обычно через 8 дней после цветения мать-и-мачехи начинает цвести медуница, через 21 день—одуванчик и ива-ракита. Груша цветет на 29-й день, желтая акация — на 30-й, а липа — на 75-й день после начала цветения мать-и-мачехи.
. Сегодня мы рассмотрели много видов растений, дома вам нужно будет приготовить гербарий и фото отчет по всем объектам.
(Ученик разбирают собранные объекты, сдают ненужное оборудование)
Приложение.
Ольха серая
Орешник (лещина)
Медуница лекарственная Ветреница лютичная
Ветреница дубравная
Хохлатка плотная Пролеска двулистная(сибирская), подснежник.
Лук гусиный желтый Мать-и-мачеха
Чистяк весенний
Лютик едкий
infourok.ru
Урок-экскурсия Осенние явления в жизни растений (6 класс)
Придумайте этой «картинке» эмблему или девиз и опишите его красоту.Беседа начинается с вопроса 1. Здесь, где мы находимся, произрастают растения, это их среда жизни. Что является средой обитания растений? В ответах учащихся отмечается, что это и воздух, и свет, и почва, в которой растут их корни. Необходимо ввести понятие «факторы среды». Уточняя, учитель говорит, что из всего окружения только те факторы, которые оказывают влияние на растения, называются факторами среды их обитания.2. Какие условия (факторы) оказывают влияние на растения осенью?В ответах школьников звучит, что это и температура, которая снизилась, это и дожди, которых стало больше. Формулируется понятие «среда обитания растений - это многообразные условия (факторы) неживой и живой природы, которые оказывают влияние на организм». К факторам среды обитания растений относятся: температура, солнечная энергия, плодородие почвы, животные, которые используют растения в пищу и регулируют их численность.З. Осенью по сравнению с летом значительно изменились климатические факторы среды. Какие это условия (факторы) и как они влияют на растения?В ответах школьники отмечают сокращение долготы дня, снижение температуры воздуха и воды, увеличение их влажности. Они влияют на жизнедеятельность растений. Учитель обобщает и классифицирует экологические факторы по группам: факторы неживой природы - климатические (свет, температура, влага, воздух, ветер) и почвенные (ее состав).4. Имеются ли приспособления растений к факторам среды? Учитель отмечает, что первые цветковые растения появились на Земле около 125-150 млн. лет назад, в юрский и меловой период мезозойской эры. Весь этот длительный период на них действовали такие факторы среды, как: солнечное освещение, длина дня и состав воздуха. Под их влиянием у растений сформировали определенные внешние приспособительные формы, их называют - жизненные формы. Такими формами растений являются: деревья, кустарники и травы. Строение жизненных форм растений приспособлено к выполнению определенных функций. Например, кора и ствол деревьев и кустарников, защищают от промерзания ткани растения, расположенные внутри них.5. Опишите дерево, кустарник и траву как жизненные формы растений. Выявите у них черты сходства и различия.В ответах звучит, что деревья, кустарники и травы, имеют характерное внешнее строение. Так у деревьев имеется один одревесневший стебель, они высокие, имеют крону. Кустарники несколько ниже и имеют более одного стебля, а травы, чаще низкие растения, их стебель у большинства не одревесневает, они могут быть однолетними, двухлетними и многолетними. Зимой у трав отмирает надземный побег. Они возрождаются с помощью семян, почек, которые начинают расти весной. Итак, обобщает учитель, растения имеют определенную среду обитания, ее факторы многообразны, они воздействуют на растения и в результате у растений формируются приспособления к ним. Изучим их.
Задание 2. 1) Определите с помощью определителя 2-3 вида деревьев. 2) Наблюдайте деревья, у которых происходит листопад. Сделайте в таблице 1 записи об особенностях листопада у этих видов, отразив словами «раньше», «позже. И объясните причины листопада. Для этого найдите слой пробковой ткани (отделительный слой) на черешке опавшего листа. 3. Какие еще осенние явления можно наблюдать у деревьев?Почему раскраска листьев и листопад в разных частях кроны наблюдаются в разные сроки? Таблица 1Осенние явления в жизни растенийЖизненныеВидыОсенниеСпособы
формырастенийявленияраспространения
растений
плодов и семян
1. Деревья
Задание 2. 1) Определите с помощью определителя 2-3 вида деревьев. 2)
weburok.com
Экскурсии на уроках биологии в 6 классе
Цикл экскурсий на уроках биологии в 6 классе
Экскурсия № 1
Тема: | Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. |
Цель: | Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края |
Задачи: | Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой; Показать многообразие растений и животных; Воспитывать бережное отношение к природе |
Задание
Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?
Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?
Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.
Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
Этап – Разработка экскурсии
Постановка цели и задач
Этап – Проведение экскурсии
Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсии
Проведение экскурсии – Движение по маршруту
Учащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.
Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.
Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.
Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.
Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Этап – Рефлексия
Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
Обсуждение представленных творческих работ.
Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.
Экскурсия № 2
Тема: | Зимние явления в жизни растений |
Цель: | Выявить изменения в жизни растений, связанные с наступлением зимы на примере растений школьного парка. |
Задачи: | Показать на конкретных примерах взаимосвязь организма со средой; определит влияние факторов среды на рост и развитие растений; развивать умения учащихся проводить самостоятельные наблюдения в природе; проводить работу по эстетическому и экологическому воспитанию учащихся. |
Задание
Назовите деревья и кустарники, рассмотренные вами во время экскурсии.
Опишите форму кроны березы, липы, дуба.
Опишите особенности коры различных деревьев: тополя, березы, дуба.
Зарисуйте побеги клена, каштана, тополя, дуба. Обратите внимание на расположение почек на стебле. Отметьте в чем их приспособленность к перезимовке.
Назовите увиденные вами вечнозеленые растения. Отметьте приспособленность этих растений к зимним температурам.
Подберите наиболее понравившееся вам стихотворение, загадку или пословицу о зимней природе.
Этап – Разработка экскурсии
Постановка цели и задач
Разработка маршрута экскурсии
Этап – Проведение экскурсии
Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
Проведение экскурсии – Движение по маршруту
Предложить детям посмотреть вокруг и рассказать, в чем проявляется зимняя красота в природе. По каким климатическим изменениям мы узнаем о наступление зимы? В чем особенность этого времени года в нашем регионе? Какие видимые изменения произошли в жизни растений?
Опять погода стужей дышит,
Зато на окнах, сквозь лучи,
Мороз опять узоры пишет
Своей серебряной парчи.
Предложить детям определить, по каким признакам мы можем узнать деревья, когда с них опали все листья. Рассмотреть особенности кроны березы, липы, дуба.
У березы боковые побеги многократно ветвятся. Однолетние побеги тонкие и обычно свисают вниз, поэтому береза принимает своеобразную поникшую форму. У липы боковые побеги отходят от ствола под углом вниз, а на концах ветви приподнимаются. Такое ветвление придает кроне липы овальную форму. У дуба форма кроны округлая, раскидистая, что также зависит от расположения боковых ветвей.
Рассмотреть кору деревьев. Отметить, что по цвету и структуре коры тоже можно «узнать» дерево.
У дуба кора темная, почти черная, но с глубокими трещинами – бороздами. У тополя кора молодых веток серо-зеленая, а на более старом стволе – серо-бурая. Кору березы каждый из нас знает с самого детства. Белая, слоящаяся с глубокими черными бороздами.
Рассмотреть с учащимися побеги деревьев, предоставив им возможность самостоятельно называть цвет побегов, расположение почек на стебле, наличие и особенности строения почечных чешуек (дети делают записи и наброски в блокноты).
Рассмотреть вечнозеленые растения: Ель обыкновенная, Голубая ель. В чем их отличия. Обсудит на примере данных деревьев приспособленность хвойных растений к погодным условиям зимы.
4. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Этап – Рефлексия
Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
Сравниванием свои наблюдения с «Фенологическим календарем»
Слушаем выступления учащихся: стихи, пословицы, загадки о зимней природе. Делаем вывод об особенностях зимнего времени года в Краснодарском крае.
Экскурсия № 3
Тема: | Мир растений малой Родины |
Цель: | Начать знакомство учащихся с растительным миром Краснодарского края на примере школьного парка |
Задачи: | Познакомит учащихся с видовым разнообразием растений школьного парка; научить отличать некоторые виды растений, произрастающие на Кубани и характерные для данного региона; научить делать гербарии травянистых растений и листьев деревьев; воспитывать у учащихся бережное отношение к природе родного края. |
Задание
Перечислите рассмотренные вами на экскурсии растения.
Какие деревья растут в школьном парке? Изготовьте гербарий коллекции листьев различных деревьев.
Определите при помощи рисунков и собственного опыта, собранные вами растения, если найденного вами растения нет на этом рисунке, воспользуйтесь справочником-определителем или помощью учителя.
Душистый колос | Птичья гречиха, спорыш | Ежа сборная | Клевер ползучий (белый) | Подорожник большой | Ромашка пахучая |
4. Оформите гербарии растений, собранных на экскурсии.
5. Подберите загадки о нескольких из собранных вами растений.
Этап – Разработка экскурсии
Постановка цели и задач
Разработка маршрута экскурсии
Этап – Проведение экскурсии
Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
Выдать учащимся карточки – задания.
Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
Рассказать учащимся о правилах изготовления гербариев травянистых растений и листьев деревьев.
Проведение экскурсии – Движение по маршруту
Вступительное слово учителя посвящено климатическим особенностям стеной зоны Краснодарского края.
Рассматриваем вместе с учащимися деревья школьного парка. Дети их называют и собирают листья для гербария.
Предложить детям внимательно рассмотреть травянистые растения школьного парка. Помочь детям определить их видовую принадлежность и собрать материал для гербария.
6. Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Основную часть территории Краснодарского края занимает степная зона. Большинство растений, представленных в школьном парке, являются типичными представителями степи.
Этап – Рефлексия
Рассматриваем приготовленные учениками гербарии. Выбираем наиболее удачные и составляем общую папку «Растения степной зоны Краснодарского края, произрастающие в школьном парке»
Учащиеся загадывают друг другу приготовленные загадки.
Экскурсия № 4
Тема: | Природное сообщество и человек |
Цель: | Познакомить учащихся со структурой природного сообщества и отразить роль человека в жизни биологических систем. |
Задачи: | Познакомить учащихся с местными растительными сообществами, их видовым разнообразием; Закрепить знания о взаимосвязи растений с условиями внешней среды; Познакомить с многообразием дикорастущих растений, их приспособленностью к обитанию в сообществе; Показать влияние деятельности человека на растения сообщества. |
Задание
Опишите сообщество школьного парка по плану:
Какие деревья произрастают в данном сообществе?
Перечислить названия кустарников.
Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
Составьте природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе»
Этап – Разработка экскурсии
Постановка цели и задач
Разработка маршрута экскурсии
Этап – Проведение экскурсии
Организационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.
Выдать учащимся карточки – задания.
Объяснить требования к выполнению отчета по проведенной экскурсии
Проведение экскурсии – Движение по маршруту
Обратить внимание учащихся на изменения, произошедшие с деревьями, кустарниками, травами. Рассмотреть вместе с детьми цветущие растения, предложить назвать их.
Предложить детям объяснить, как осуществляется рост, питание, цветение этих растений.
Изучение сообществ происходит по плану:
Какие деревья произрастают в данном сообществе?
Перечислить названия кустарников.
Какие травянистые растения встречаются в данном сообществе?
Какие споровые растения обитают в данном сообществе (мхи, лишайники, возможно грибы)?
Какие организмы симбионты есть в данном биоценозе?
Встречаются ли в этом сообществе редкие и охраняемые растения?
Совместно с учащимися разработать положения природоохранной памятки «Как вести себя во время пребывания на природе».
Беседа предложенным учителем вопросам:
Как бы вы назвали данное растительное сообщество и почему? (уточнить название фитоценоза, используя принцип: название экосистемы определяет господствующая растительность местности)
Определить, к какому типу относится почка данного участка. Есть ли взаимосвязь между типами почвы и растительностью?
Какие породы деревьев произрастают в сообществе?
Есть ли кустарники, как они расположены относительно деревьев?
Что растет у самой земли?
В чем причина именно такого расположения растений в фитоценозе?
Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.
Мы сегодня наблюдали жизнь растений в фитоценозе. А что должен делать человек, чтобы не мешать жизни растений в растительных сообществах? К чему может привести неконтролируемая деятельность человека в фитоценозах?
Этап – Рефлексия
Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)
Выбираем самую полную природоохранную памятку «Как вести себя во время пребывания на природе» и закрепляем ее на стенде.
Совместно с учащимися сделать вывод о влиянии человека на жизнь биоценозов.
Главная > Экскурсии на уроках биологии в 6 классе
aret.ru
Экскурсия по биологии 6 класс Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Цель:Показать многообразие живых организмов на примере школьного парка, осенние явления в жизни растений и животных в климатических условиях Краснодарского края
Задачи:Научить проводить фенологические наблюдения, выделять сезонные изменения в природе, жизни растений, наблюдать связь растений и животных с окружающей средой;Показать многообразие растений и животных;Воспитывать бережное отношение к природе
Задание Какие растения вам встретились? Какие изменилась их жизнь с наступлением осени?Выясните, у каких растений листья опадают раньше, а у каких позже. В чем особенность листопада у различных растений?Рассмотрите, найденные во время экскурсии плоды и семена. Выделите особенности их строения и способы распространения.Какие животные вам встретились? Как изменилась их жизнь с наступлением осени?
Этап – Разработка экскурсииПостановка цели и задачРазработка маршрута экскурсииЭтап – Проведение экскурсииОрганизационный момент. Инструктаж по ТБ, правила поведения в природе.Выдать учащимся карточки – задания. Объяснить требования к выполнению отчеты по проведенной экскурсииПроведение экскурсии – Движение по маршрутуУчащиеся с учителем выходят в школьный парк. При помощи учителя дети делают вывод о смене времен года, описывают погодные изменения, связанные с этим временем года. Называют приметы, по которым смогли определить наступление осени.Осмотреть территорию школьного парка. Обратить внимание на разнообразие растительных форм: деревья, кустарники, травянистые растения. Дети при помощи учителя называют известные им виды растений. Обратить внимание на отличия хвойных и лиственных растений.Проанализировать протекания листопада у различных растений. Рассмотреть листья. Сравнить листья деревьев, их размер, окраску.Дети собирают плоды и семена. Определяют их видовую принадлежность. Вместе с учителем описать особенности их строения и распространения.Обратить внимание учащихся на животных, встречающихся на маршруте. Обсудить чем они заняты. Как изменилась их жизнь с наступлением осени?Поведение итогов экскурсии. Обобщение увиденного. Выводы.Этап – Рефлексия Несколько учеников зачитывают свои отчеты (все сдают на проверку)Обсуждение представленных творческих работ.Обратить внимание на стенд «Фенологический календарь». Сделать вывод о фенологических изменениях в жизни растений и животных, обратив особое внимание на климатические условия Краснодарского края.
Приложенные файлы
weburok.com
Разнообразие растений. Осенние явления в жизни растений. Охрана растений (экскурсия)
Задачи: развивать понятия об органах цветкового растения, о взаимосвязях живой и неживой природы; изучить жизненные формы растений; познакомить с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке; прививать школьникам навыки поведения в природе.
Оборудование: гербарные папки, лупы, блокноты, копалки, секатор.
Методические рекомендации. Экскурсия по ботанике проводится впервые, поэтому особое внимание уделяется организации учащихся, знакомству их с требованиями, предъявляемыми к экскурсии, учебно-воспитательным задачам. Экскурсия по усмотрению учителя проводится на учебно-опытном участке школы, в сквере, парке, лесу, в поле на лугу и т. д. Накануне экскурсии учитель предупреждает учащихся о том, что они должны взять с собой и как должны быть одеты. Экскурсию можно noпронести за 45—55 мин, т.е. за урок плюс перемена; ее проведение можно и во внеурочное время.
Особенно чщательно следует подбирать задачи по математике в 3 классе, каждая задача должна иметь смысл. Перед началом экскурсии учитель ставит общие задачи и определяет конкретные задания для их iа мое к (ягельного выполнения. Целесообразнее распределить учащихся по звеньям, назначив звеньевого в каждом. Звенья можно сохраним. на весь учебный год. Задания удобнее давать на звено и индивидуально.
После вступительной беседы учитель обращает внимание учащихся на признаки осени, предлагает вспомнить стихи, загадки, пословицы об осени, например стихи И. Грекова:
Приметы осени во всем встречает взор:
Там тянется, блестя на солнце, паутина.
Там скирд виднеется, а там через забор
Кистями красными повиснула рябина.
Там нива полная щетинится, а там уж
Озимь яркая блеснула изумрудом...
Или стихи А. Толстого:
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят...
Можно использовать загадки из стихотворений С. Маршака:
С колпачком на голове. Будто в путь готовый,
Он скрывается в листве дуба золотого
и другие.
В беседе выясняются знания учащихся о деревьях, кустарниках и травах, о характерных признаках осени — окраске листьев, начале листопада, массовом созревании плодов и др. Учащиеся находят у растений стебли, листья, цветки и плоды. Учитель напоминает об изменении погоды осенью, сокращении продолжительности дня, ночных похолоданиях, сильных ветрах и других изменениях, спрашивает у учащихся, как реагируют на это растения, как растения постепенно готовятся к зиме. Учитель сообщает об образовании плотной чешуи у почек, листопаде, отмирании надземных частей травянистых растений и т. д.
Перед выполнением индивидуальных заданий учитель проводит беседу о правилах поведения учащихся в природе, о культуре общения человека с окружающей природой, с растениями. Для самостоятельной работы по изучению осенних явлений в жизни растений каждое звено получает задание, напечатанное на плотной бумаге. Задания могут быть одинаковыми, но объекты для изучения лучше выбрать разные.
belmathematics.by