Лабораторная работа 5 класс знакомство с клетками растений. Лабораторная работа в 5 классе "«Строение клеток кожицы лука под микроскопом »

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа № 2. Знакомство с клетками растений. Лабораторная работа 5 класс знакомство с клетками растений


Знакомство с клетками растений

Задание 1. Рассматривание кожицы лука.

3. Зарисуете в тетради клетки кожицы лука.

4. Сделайте вывод.

Ответ. Кожица лука состоит из клеток, которые плотно прилегают одна к другой.

Задание 2. Рассматривание клеток томата (арбуза, яблока).

1. Приготовьте микропрепарат мякоти плода. Для этого от разрезанного томата (арбуза, яблока) отделите препаровальной иглой маленький кусочек мякоти и положите его в каплю воды на предметное стекло. Расправьте препаровальной иглой в капле воды и накройте покровным стеклом.

Ответ. Что делать. Возьмите мякоть плода. Положите её в каплю воды на предметном стекле (2).

2. Рассмотрите микропрепарат под микроскопом. Найдите отдельные клетки. Рассмотрите клетки при малом увеличении, а затем при большом.

Ответ.

Отметьте цвет клетки. Поясните, почему капля воды изменила свой цвет и отчего это произошло?

Ответ. Цвет клеток мякоти арбуза красный, яблока – желтый. Капля воды изменяет свой цвет, потому что она поступает клеточный сок, содержащийся в вакуолях.

3. Сделайте вывод.

Ответ. Живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие – это поры, через них происходит связь между клетками.

Таким образом, клетка – это единица строения растения

resheba.me

Лабораторная работа "Строение клетки" 5 класс

Лабораторная работа №2

Тема: Знакомство с клетками растения.

Цель: Изучить строение клетки на примере кожицы лука.

Оборудование: луковица, микроскоп, предметное и покровное стекла, препаровальная игла, вода.

Ход работы:

  1. Рассмотрите изображенную на рисунке 1 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его салфеткой.

  3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи пинцета осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке. Фильтровальной бумагой оттяните лишнюю воду.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Фильтровальной бумагой с противоположной стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем темную полосу, окружающую клетку, — оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 4—5 клеток кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Вывод: Что вы изучили в ходе лабораторной работы? Что вы узнали о строении клетки кожицы лука?

Рисунок 1 Приготовление микропрепарата

Рисунок 2 Строение клеток

infourok.ru

Лабораторные и практические работы по биологии 5 класс

Нагрейте небольшое количество воды в стакане. Сколько времени необходимо для того, чтобы довести воду до кипения?

№ 3 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.

Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.

Ход работы

Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

  1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

  2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

Порядок работы с микроскопом.

  1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.

  2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

  3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.

  4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

  5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

 

№4 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рисунок последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

№5 «Определение состава семян пшеницы»

Цель: изучить состав семян

Оборудование: спиртовка, пробирка.

Ход работы

  1. Соблюдая правила техники безопасности, зажгите спиртовку (сухое горючее). Прогрейте пустую пробирку, затем пробирку с семенами. Что вы наблюдаете на стенках пробирки?

  2. Продолжая нагревание, наблюдайте за изменением цвета и появления запаха. Что происходит?

  3. Используя личный опыт (наблюдения за горением дров в костре), предположите, что произойдет дальше. Прекратите нагревание. Оформите отчет по выполнению лабораторной работы

№6 «Определение физических свойств белков, жиров, углеводов»

Цель: изучение физических свойств органических веществ семени.

Оборудование: мука, вода, марля, йод, семя подсолничника.

Ход работы

  1. К небольшому количеству пшеничной муки добавьте воды и сделайте комочек теста. Как изменилось тесто?

  2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. Как изменилась вода в стакане?

  3. Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой. Как изменился цвет воды?

  4. Капните 1-2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

  5. Положите семя подсолнечника между двумя листами белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша. Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?

№7 «Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации связанных со средой обитания»

Цель: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Красноярского края.

Оборудование: гербарий, иллюстрации растений и животных, муляжи грибов.

Ход работы

Перед вами муляжи грибов. Запишите названия

грибов в два столбца:

- съедобные

- ядовитые.

2

Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены

красочные картинки жуков, у каждого жука свой

номер).

- под каким номером изображен жук, который является вредителем с\х культур;

-как называется этот жук;

-какой культуре он приносит вред

3

Рассмотрите растения в гербарии. Определите к каким группам они относятся

№8 «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения»

Цель: выяснить основные экологические проблемы Красноярского края и доступные пути их решения на данном этапе.

Оборудование: рабочая тетрадь, авторучка, карандаш, линейка.

Ход работы

Задание: Заполни таблицы.

зч п/п

Экологическая проблема

Пути решения

Тепловое загрязнение.

Вырубка лесов.

3.

Загрязнение вод.

Охота.

Парниковый эффект (потепление климата)

№9 «Измерение своего роста и массы тела»

Цель: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.

Оборудование: Ростомер, медицинские весы

- Ход работы

Задание:

1.Енимательно рассмотри шкалу деления

медицинских весов.

2.Определите цену деления.

Цена деления = г.

3. Установи большую гирю на значение 20

кг. Перемещая «бегунок» - малую гирю

вправо добивайся равновесия. Если

равновесие нет, то сдвинь большую гирю

вправо - в сторону больших, значений.

4.Продолжай такие же действия, пока не

  1. Большая гиря показывает кг

  2. Малая показывает г

Значит мой вес кг г

получишь равновесие.

Запиши полученный результат:

5. Встань спиной к ростомеру. Плотно

прижми пятки к линейке, распрями плечи.

Опусти планку до касания головы.

Мой рост

Зафиксируй результат в тетрадь.

№10 «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Цель: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.

Оборудование: карточки «Виды ран», «Тины повязок», бинт, зелёнка, йод, перекись водорода.

Ход работы

1. Определите тип ранения по виду раны

1

2

3

4

5

6

2.Укажите, с какой целью используют данные повязки

3.выберите необходимый перевязочный материал для наложения повязки, если:

вид раны – колотая область

раненая кисть

4.наложите повязку на область предплечья

infourok.ru

Лабораторная работа в 5 классе "«Строение клеток кожицы лука под микроскопом »

Инфоурок › Биология › Презентации › Лабораторная работа в 5 классе "«Строение клеток кожицы лука под микроскопом »

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда: 2 слайд Описание слайда:

Изучить особенности строения растительной клетки на примере кожицы лука Цель:

3 слайд Описание слайда:

Оборудование: - Световой микроскоп - Чашка Петри Луковица Препаровальная игла Фильтровальная бумага Пипетка Предметные и покровные стекла

4 слайд Описание слайда:

Подготовка к работе : 2.Повторение Правил работы с микроскопом и его устройство : 1.Повторение правил техники безопасности при выполнении лабораторной работы

5 слайд Описание слайда:

Проблемный вопрос : ?А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии ?

6 слайд Описание слайда:

Подготовка к работе микроскопа : 1.Поставьте микроскоп штативом к себе по центру стола на расстоянии 5 - 7 см от края стола. 2.Придерживая микроскоп за подставку наклоните его за штатив на себя что бы было удобно работать сидя не мешая соседу и не затеняя ему свет . 3. Оставьте микроскоп в таком положении до приготовления изучаемого объекта. (не изменяйте его положения и не передвигайте его.)

7 слайд Описание слайда:

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука.

8 слайд Описание слайда:

«Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука» 1. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. 2. Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло. 3.При помощи иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. 4. Покройте кожицу покровным стеклом. Ваш влажный препарат- готов !

9 слайд Описание слайда:

1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука 3. Определить увеличение объекта. Перемножь эти числа. Произведение будет указывать увеличение, которое в данный момент дает микроскоп. Для нашего примера это ? х ? = ? раз. Запишите вычисления в тетрадь . Важно указывать увеличение, когда работаешь над объектом! ХОД РАБОТЫ

10 слайд Описание слайда:

Продолжаем работать с микроскопом. Настраиваем его для дальнейшей работы : 4. Готовый микропрепарат устанавливаем на предметный столик под зажимы напротив отверстия в нем . 5. Опустите тубус микроскопа до микропрепарата . 6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку крутя винты на себя, до появления четкого изображения.

11 слайд Описание слайда:

Микропрепарат клеток кожицы лука

12 слайд Описание слайда:

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат кожицы лука 3. Определить увеличение объекта. 4. Поместив готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассматриваем и зарисовываем объект. Последовательно наносим обозначение частей клетки

13 слайд Описание слайда:

Ребята ,посмотрите и сравните похожую ли вы видите картинку в своем микроскопе, как на экране ??? Давайте же разберемся, что же мы увидели на изучаемом объекте??? И нам поможет разобраться в этом веселый колобок.

14 слайд Описание слайда:

Я прозрачна и прочна, Ни тонка, ни широка. От микробов, ран, грибочков защищает …

15 слайд Описание слайда:

Клеточный сок я содержу, токсины и яды ,а так же и воду при случае нужном- я вывожу , ты найти меня изволь, и зовусь я ………… ВАКУОЛЬ

16 слайд Описание слайда:

Полувязка, не прозрачна , полужидка я слегка . Заполняю клетку разом и средой зовусь ей я . Я участвую в обмене всех веществ, что нужно ей. Накоплю и сохраню- органоидам раздаю . Что не нужно- вывожу. Честно ей всегда служу ……….

17 слайд Описание слайда:

Клетке без меня не жить! Я за все в ней отвечаю: Что делить, что пропустить. Я об отдыхе мечтаю. Без меня же все мертво. Вы напишите … А за признаки наследства отвечаю в клетке я. Ну а если я разрушусь клетка гибнет без меня . Все вы поняли давно, что зовусь я в ней……

18 слайд Описание слайда:

ВАКУОЛЬ Ребята ,проверьте себя: все ли мы нашли органоиды в растительной клетке?

19 слайд Описание слайда:

Ребята , подумайте ,а какие органоиды растительной клетки мы не смогли увидеть? И почему ?

20 слайд Описание слайда:

Мы веселые ребята цвет мы клетке придаем, Можем быть и мы полезны, ей в питании дневном. Можем быть мы белыми, зелеными и желтыми , синими и красными и конечно разными!!! .…… Пластиды: Лейкопласты -…... Хромопласты -…. Хлоропласты ….

21 слайд Описание слайда:

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовим микропрепарат клеток кожицы лука. 3Определить увеличение объекта. 4. Поместить готовый препарат на предметный столик микроскопа под зажимы Рассмотреть и зарисовать объект . Последовательно сделав обозначения частей клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоль). 5.Сделать вывод.(исходя из цели поставленной перед лабораторной работой)

22 слайд Описание слайда:

1.Получили первые навыки работы с микроскопом (умеем и знаем как настраивать его и рассматривать в него изучаемые объекты). 2.Научились готовить влажные микропрепараты натуральных изучаемых объектов . 3.Изучили строение растительной клетки и выяснили , что она состоит :из клеточной оболочки, цитоплазмы , ядра, вакуоли с клеточным соком. Вывод: Не забудьте ….. После работы уберите у себя на столе !!!

23 слайд Описание слайда:

Строение растительной клетки Составьте и заполните схему: «Строение растительной клетки»

24 слайд Описание слайда:

Клеточная оболочка Строение растительной клетки Ядро Пластиды Цитоплазма Проверьте заполнение схемы: «Строение растительной клетки» Вакуоль

25 слайд Описание слайда:

Домашнее задание: 1. Оформить результаты исследований по лабораторной работе и подготовить работу к сдаче на проверку. 2. Составить рассказ для учеников начальных классов в тетради «Как я впервые выполнял лабораторную работу на уроке биологии » ?А для чего же мы изучаем клетку? Почему нам это важно при изучении биологии ?

26 слайд Описание слайда:

Из клеток- состоят все растения и живые организмы . Клетка – основная структурная единица любого живого организма. Клетка -обладает всеми признаками живого организма (Питание, дыхание, рост, развитие , размножение, выделение, обмен веществ.)

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-247034

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта "Инфоурок" даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Лабораторная работа "Химический состав клетки" (5 класс)

Лабораторная работа «Состав семян». 5 класс.

Лабораторная работа «Состав семян». 5 класс.

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Цель: научиться доказывать опытным путем наличие в семенах органических и неорганических веществ.

Оборудование: зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, мука, стакан с водой, марлевая салфетка, раствор иода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички.

Оборудование: зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, мука, стакан с водой, марлевая салфетка, раствор иода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички.

Ход работы 1.Изучить состав семян и заполнить таблицу.

__________________________________

Б.После сжигания семян осталась_________, это ______________________-вещество.

Положили муку в марлю и промывали ее в стакане с водой.

Капнули в стакан 1-2 капли йода.

Вода стала_________________________

Вода стала_________________________

Значит в тесте есть__________________

_____________________________________

Развернули марлю и рассмотрели остатки теста, потрогали пальцем.

Тесто стало_________________________

__________________________________

Это растительный белок – клейковина.

Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша.

На бумаге появилось __________________

___________________________________

Значит, в семенах есть______________

____________________________________

Справка: Йод –индикатор (показатель) крахмала.

2.Исходя из результатов работы, дополните схему.

Вещества

Органические __________________

Белки ______ ___________ _________ минеральные соли

3.Сделайте вывод. Вывод начинается словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и ______ входит __________________________________________________________________-_________________________________________________________________».

Ход работы 1.Изучить состав семян и заполнить таблицу.

__________________________________

Б.После сжигания семян осталась_________, это ______________________-вещество.

Положили муку в марлю и промывали ее в стакане с водой.

Капнули в стакан 1-2 капли йода.

Вода стала_________________________

Вода стала_________________________

Значит в тесте есть__________________

_____________________________________

Развернули марлю и рассмотрели остатки теста, потрогали пальцем.

Тесто стало_________________________

__________________________________

Это растительный белок – клейковина.

Очистили семянки подсолнечника, положили их между двумя листами бумаги и раздавили тупым концом карандаша.

На бумаге появилось __________________

___________________________________

Значит, в семенах есть______________

____________________________________

Справка: Йод –индикатор (показатель) крахмала.

2.Исходя из результатов работы, дополните схему.

Вещества

Органические __________________

Белки ______ ___________ _________ минеральные соли

3.Сделайте вывод. Вывод начинается словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и ______ входит __________________________________________________________________-_________________________________________________________________».

infourok.ru

Сборник лабораторных работ по биологии

Лабораторная работа № 1

Устройство увеличительных приборов

Цель: изучить устройство лупы и микроскопа и приемы работы с ними.

Оборудование: лупа, микроскоп, плоды томата, арбуза, яблока.

Ход работы

Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений

1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?

2. Рассмотрите невооруженным глазом мякоть полуспелого плода томата, арбуза, яблока. Что характерно для их строения?

3. Рассмотрите кусочки мякоти плодов под лупой. Зарисуйте увиденное в тетрадь, рисунки подпишите. Какую форму имеют клетки мякоти плодов?

Устройство микроскопа и приемы работы с ним.

  1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, винты, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.

  2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.

Порядок работы с микроскопом.

  1. Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.

  2. Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

  3. Пользуясь винтами, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.

  4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

  5. После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Ля этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа № 3

Приготовление микропрепаратов и рассматривание пластид под микроскопом в клетках листа элодеи, плодов томата, шиповника.

Цель: приготовить микропрепарат и рассмотреть пластиды в клетках листа элодеи, томата и шиповника под микроскопом.

Оборудование: микроскоп, лист элодеи, плоды томата и шиповника

Ход работы

  1. Приготовьте препарат клеток листа элодеи. Для этого отделите лист от стебля, положите его в каплю воды на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите препарат под микроскопом. Найдите в клетках хлоропласты.

  3. Зарисуйте строение клетки листа элодеи.

  4. Приготовьте препараты клеток плодов томата, рябины, шиповника. Для этого в каплю воды на предметном стекле иглой перенесите частицу мякоти. Кончиком иглы разделите мякоть на клетки и накройте покровным стеклом. Сравните клетки мякоти плодов с клетками кожицы чешуи лука. Отметьте окраску пластид.

  5. Зарисуйте увиденное. В чём сходство и различие клеток кожицы лука и плодов?

Лабораторная работа № 2

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

(строение клеток кожицы лука)

Цель: изучить строение клеток кожицы лука на свежеприготовленном микропрепарате.

Оборудование: микроскоп, вода, пипетка, предметное и покровное стекло, игла, йод, луковица, марля.

Ход работы

  1. Рассмотрите на рис. 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

  2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

  3. Пипеткой нанесите 1 – 2 капли воды на предметное стекло.

  4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

  5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

  6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части вы видите.

  7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

  8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

  9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите тёмную полосу, окружающую клетку – оболочку, под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

  10. Зарисуйте 2 – 3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

Лабораторная работа № 4

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Цель: приготовить микропрепарат листа элодеи и рассмотреть под микроскопом движение цитоплазмы в нём.

Оборудование: свежесрезанный лист элодеи, микроскоп, препаровальная игла, вода, предметное и покровное стекла.

Ход работы

  1. Используя знания и умения, полученные на предыдущих уроках, приготовьте микропрепараты.

  2. Рассмотрите их под микроскопом, отметьте движение цитоплазмы.

  3. Зарисуйте клетки, стрелками покажите направление движения цитоплазмы.

  4. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 5

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Цель: рассмотреть под микроскопом готовые микропрепараты различных растительных тканей.

Оборудование: микропрепараты различных растительных тканей, микроскоп.

Ход работы

  1. Настройте микроскоп.

  2. Под микроскопом рассмотрите готовые микропрепараты различных растительных тканей.

  3. Отметьте особенности строения их клеток.

  4. Прочтите П. 10.

  5. По результатам изучения микропрепаратов и текста параграф заполните таблицу.

Название ткани

Выполняемая функция

Особенности строения клеток

Лабораторная работа № 6.

Особенности строения мукор и дрожжей

Цель: вырастить плесневый гриб мукор и дрожжи, изучить их строение.

Оборудование: хлеб, тарелка, микроскоп, тёплая вода, пипетка, предметное стекло, покровное стеклышко, влажный песок.

Условия проведения опыта: тепло, влажность.

Ход работы

Плесневый гриб мукор

  1. Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку, положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появится пушок , состоящий из мелких нитей мукора. Рассмотрите в лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.

  2. Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.

  3. Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении. Найдите грибницу, спорангии и споры.

  4. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.

Строение дрожжей

  1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетку и нанесите 1 – 2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло.

  2. Накройте покровным стёклышком и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.

  3. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите названия её основных частей.

  4. На основе проведенных исследований сформулируйте выводы.

Сформулируйте вывод об особенностях строения гриба мукор и дрожжей.

Лабораторная работа № 7

Строение зеленых водорослей

Цель: изучить строение зеленых водорослей

Оборудование: микроскоп, предметное стекло, одноклеточная водоросль (хламидомонада, хлорелла), вода.

Ход работы

  1. Поместите на предметное стекло микроскопа каплю «цветущей» воды, накройте покровным стеклом.

  2. Рассмотрите при малом увеличении одноклеточные водоросли. Найдите хламидомонаду (тело грушевидной формы с заостренным передним концом) или хлореллу (тело шаровидной формы).

  3. Оттяните часть воды из – под покровного стекла полоской фильтровальной бумаги и рассмотрите клетку водоросли при большом увеличении.

  4. Найдите в клетке водоросли оболочку, цитоплазму, ядро, хроматофор. Обратите внимание на форму и окраску хроматофора.

  5. Зарисуйте клетку и попишите названия её частей. Правильность выполнения рисунка проверьте по рисункам учебника.

  6. Сформулируйте вывод.

Лабораторная работа № 8.

Строение мха, папоротника, хвоща.

Цель: изучить строение мха, папоротника, хвоща.

Оборудование: гербарные экземпляры мха, папоротника, хвоща, микроскоп, лупа.

Ход работы

СТРОЕНИЕ МХА.

  1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.

  2. Определите форму, расположение. Размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.

  3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.

  4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.

  5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?

  6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём сходство и различие?

  7. Запишите свои ответы на вопросы.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ХВОЩА

  1. С помощью лупы рассмотрите летний и весенний побеги хвоща полевого из гербария.

  2. Найдите спороносный колосок. Каково значение спор в жизни хвоща?

  3. Зарисуйте побеги хвоща.

СТРОЕНИЕ СПОРОНОСЯЩЕГО ПАПОРОТНИКА

  1. Изучите внешнее строение папоротника. Рассмотрите форму и окраску корневища: форму, размеры и окраску вай.

  2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне вай в лупу. Как их называют? Что в них развивается? Каково значение спор в жизни папоротника?

  3. Сравните папоротника с мхами. Найдите признаки сходства и различия.

  4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растениям.

? Каковы черты сходства мха, папоротника, хвоща

Лабораторная работа № 9.

Строение хвои и шишек хвойных

Цель: изучить строение хвои и шишек хвойных.

Оборудование: хвоинки ели, пихты, лиственницы, шишки данных голосеменных растений.

Ход работы

  1. Рассмотрите форму хвои, расположение её на стебле. Измерьте длину и обратите внимание на окраску.

  2. Пользуясь представленным ниже описанием признаков хвойных деревьев, определите, какому дереву принадлежит рассматриваемая вами ветка.

Хвоинки длинные (до 5 – 7 см), острые, выпуклые с одной стороны и округлые с другой, сидят по две вместе…… Сосна обыкновенная

Хвоинки короткие, жёсткие, острые, четырёхгранные, сидят одиночно, покрывают всю ветку…………………….Ель

Хвоинки плоские, мягкие, тупые, имеют две белые полоски с оной стороны………………………………Пихта

Хвоинки светло – зеленые, мягкие, сидят пучками, как кисточки, опадают на зиму………………………………..Лиственница

  1. Рассмотрите форму, размеры, окраску шишек. Заполните таблицу.

Название растения

Хвоя

Шишка

длина

окраска

расположение

размер

форма чешуек

плотность

  1. Отделите одну чешуйку. Ознакомьтесь с расположением и внешним строением семян. Почему изученное растение называют голосеменным?

Лабораторная работа № 10.

Строение цветковых растений

Цель: изучить строение цветковых растений

Оборудование: цветковые растения (гербарные экземпляры), лупа ручная, карандаши, препаровальная игла.

ход работы

  1. Рассмотрите цветковое растение.

  2. Найдите у него корень и побег, определите их размеры и зарисуйте их форму.

  3. Определите, где находятся цветки и плоды.

  4. Рассмотрите цветок, отметьте его окраску и размеры.

  5. Рассмотрите плоды, определите их количество.

  6. Рассмотрите цветок.

  7. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветники, пестики и тычинки.

  8. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков и тычинок.

  9. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить.

  10. Рассмотрите под лупой пыльник и тычиночную нить. В нем множество пыльцевых зерен.

  11. Рассмотрите строение пестика, найдите его части.

  12. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку).

  13. Что формируется из семязачатка? Почему тычинки и пестик являются главными частями цветка?

  14. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия?

Вопросы для формирования вывода.- какие растения называют цветковыми?

- из каких органов состоит цветковое растение?

- из чего состоит цветок?

videouroki.net

Лабораторный практикум по биологии 5 класс Пуртова Г.А.

Documents войти Загрузить ×
  1. Математика
advertisement advertisement
Related documents
Актуализация знаний
исследовательский институт цитологии и молекулярной биологии
Строение клеток кожицы лука
Урок № 2 Класс 6 Дата проведения
9. Урок-практикум
OC MS DOS-продолжение
Биология 6 класс
Лабораторная работа №1 микроскопом»
Лабораторная работа № 1 Цель Оборудование:
Контрольная работа «Строение цветкового растения» Вариант
Скачать advertisement StudyDoc © 2018 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта