Отличительные признаки животных и растений 7 класс таблица. Урок в 7 классе по теме «Основные признаки представителей царства Животные.»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

3. Основные признаки строения организма животных. Отличительные признаки животных и растений 7 класс таблица


Основные признаки и многообразие животных

Разделы: Биология

Цели урока:

  • сформировать знания о характерных особенностях царства животных, об экологических группах животных;
  • развивать умение наблюдать, узнавать, сравнивать различные группы животных;
  • развивать информационную и коммуникативную культуру; творческий потенциал учащихся;
  • прививать бережное отношение ко всем объектам живой природы.

Оборудование: карточки для проверки знаний по теме “Растения. Грибы”; конверты и карточки с заданиями для проведения дидактической игры; мультимедийный проектор, программные средства, интерактивная доска, карандаши, листы ватмана.

Ход урока

I. Организация начала урока.

“Природа! Многоликая и разнообразная! Ее нельзя не любить, ею нельзя не восхищаться! Эти слова мы слышим постоянно. Кроме того, на каждом уроке их подтверждаем. Мы ознакомились только с двумя царствами живых организмов, предстоит знакомство еще с одним. Но, прежде чем открыть новую страницу нашего путешествия в мир живой природы, мы вспомним самое важное из предыдущих страничек.”

II. Проверка знаний (для актуализации опорных знаний)

Индивидуальная письменная проверочная работа по карточкам, рассчитанная на два варианта (Приложение I).

III. Изучение нового материала.

1. Демонстрация на интерактивной доске слайд-шоу “Братья наши меньшие!” под мелодию – заставка к телепередаче “В мире животных”.

– Ребята, а в какой телепередаче вы могли слышать эту мелодию?

– Да, верно! В телевизионной программе, которая называется “В мире животных”. А сейчас посмотрите, пожалуйста, небольшое слайд-шоу под названием “Братья наши меньшие!”

2. Мобилизующее начало урока.

а) “Мы с вами начинаем путешествие еще по одному царству-государству – Царству Животных! Животные разнообразны и интересны. Их можно встретить повсюду: в почве, воде, воздухе, на поверхности земли, в телах других организмов. Среди них есть гиганты и карлики, ползающие и прыгающие, плавающие и летающие, дикие и домашние. Со многими из них вы знакомы очень близко! Но давайте еще раз напомним необходимые, самые важные данные о живых организмах.

б) Презентация-опрос по интерактивной доске (Приложение II):

  • Назовите известные вам царства живых организмов?
  • Перечислите признаки, общие для всех организмов?
  • Все живое состоит из клеток. На доске подпишите основные части клетки.
  • Назовите отличительные признаки растений?
  • На доске подпишите основные органы цветковых растений.
  • Назовите отличительные признаки грибов?
  • На доске подпишите основные органы шляпочных грибов.
  • А чем же животные отличаются от других царств живых организмов? (проблемный вопрос)

3. Объявление темы и целей урока. На доске начинается демонстрация презентации к уроку (Приложение III).

– Итак, тема сегодняшнего урока “Основные признаки и многообразие животных”. Мы должны выделить отличительные признаки животных, ознакомиться с группами животных, научиться находить в любой твари что-то хорошее, полезное и любить их за это.

4. Признаки животных. Рассказ с элементами беседы.

“Самое существенное отличие животных – это способ питания.

– Способны ли мы сами производить органические вещества?

– А как мы их получаем?

– Действительно в готовом виде, за счет растений и других животных.

– Одинакова ли продолжительность роста у растений и животных?

– Верно, обычно растительный организм развивается всю жизнь, а животное растет до определенных размеров, либо до определенного возраста.

– Могут ли растения передвигаться?

– Конечно, нет! Они поворачиваются вслед за солнцем, но при этом остаются прикрепленными.

– Назовите теперь отличительные признаки животных”

После ответов детей на доске появляется слайд с перечисленными признаками, ребята записывают их в тетради.

5. Экологические группы животных по способу питания. Дидактическая игра.

– Одинаково ли пищей питаются животные? На какие группы их можно разделить по источнику питания?

– Есть большое количество животных, которые питаются растительной пищей – это растительноядные. Например: корова, заяц. Есть хищники, или плотоядные, которые поедают других животных. Например: волк, лиса. Есть насекомоядные – ласточка, крот, и всеядные – медведь, человек”

На доске появляется схема “Деление животных на группы”, ребята зарисовывают ее в тетрадь.

– А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. На столах лежат листочки с названиями животных. Ваша задача распределить их по группам. Работаем в парах, каждой паре выдается конверт с наименованием группы, в него нужно собрать всех животных данной группы. По результатам игры детки, не допустившие ни одной ошибки, получают отметку “5”. Удачи вам, ребята!

6. Дикие и домашние животные. Беседа с последующим выполнением творческих заданий на компьютере или на бумаге (художественная мастерская).

– Посмотрите на изображенных животных и скажите, в чем коренное отличие между этими кошками?

– Да, одна из них домашняя, а другая – дикая!

– Каких животных называют домашними, а каких – дикими?

– Действительно, жизнь диких животных полностью зависит от условий окружающей среды, а жизнь домашних зависит от человека, так как он создает условия для их существования.

– Каких животных человек уже одомашнил?

– С какой целью мы одомашниваем диких животных?

– А теперь, ребята, предлагаю вам разделиться на пары и заняться творчеством. Вам нужно будет изобразить в течение 10 минут ваше любимое домашнее животное или “чудо-юдо” животное. Можно воспользоваться карандашами и бумагой, а можно компьютером, используя программы для рисования Paint и TuxPaint. Потом мы создадим свою картинную галерею и отметим лучшие работы по номинациям.

IV. Закрепление изученного материала. Презентация-опрос по интерактивной доске с элементами игры.

  • Перечислите отличительные признаки животных?
  • Назовите группы животных по источнику питания?
  • Приведите примеры растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных?
  • Игра
  • : на доске перечислены в две колонки домашние животные и их ближайшие дикие родственники. Составьте пары.

    V. Домашнее задание.

    – О животных сложено много сказок, легенд, еще больше пословиц и поговорок. Найдите и выпишите в тетради, используя любые ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы, пословицы и поговорки, в которых упоминаются животные.

    На интерактивной доске появляется д/з.

    VI. Подведение итогов урока.

    Выставляются оценки всем отличившимся, объявляются благодарности за хорошую работу и личная благодарность за отлично проведенное время.

    3.02.2011

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    3. Основные признаки строения организма животных

    У животных в процессе эволюции сформировались органы, которые составляют системы органов.

    1. Покровная система — ограничивает организм от окружающей среды, предохраняет от возможных негативных влияний, регулирует температуру тела.

    2. Опорно-двигательная система — обеспечивает передвижение и расположение организма в пространстве. Может защищать внутренние органы от повреждений.

    3. Дыхательная система — обеспечивает газообмен организма, то есть выведение углекислого газа и поступление кислорода.

     

    4. Пищеварительная система — обеспечивает подготовку употреблённой пищи для усвоения её организмом, разрушая сложные вещества до более простых.

    5. Кровеносная система — осуществляет движение крови по организму, таким образом насыщая его клетки кислородом и питательными веществами.

    6. Выделительная система — выводит из организма вредные продукты обмена веществ.

    7. Нервная система — анализирует информацию от окружающей среды и своих внутренних органов, обеспечивает реакцию на эту информацию.

     

    8. Сенсорная система — система органов чувств — воспринимает информацию от окружающей среды.

     

    9. Половая система — обеспечивает размножение организмов.

     

    Примеры систем органов

     Каждый орган в системе имеет характерное строение и выполняет свои функции.

    Орган — составляющая часть организма, которая занимает определённое положение, имеет определённое строение и выполняет определённую функцию.

    Животные имеют чёткую симметрию тела. Если тело можно разделить минимум на 2 зеркальные части, то оно симметрично.

    Лучевая (радиальная) симметрия — симметрия, позволяющая провести несколько плоскостей через тело животного, поделив его каждой плоскостью на равные части.

    Двусторонняя (билатеральная симметрия) — симметрия, позволяющая провести одну плоскость через тело животного, которая делит его на 2 равные половины.

    Радиальная симметрия гидры

     

    Двусторонняя симметрия червя

     

    Для животных характерно наличие полости тела.

    Полость тела — пространство, расположенное между стенками тела и внутренними органами.

    Выделяют полости тела:

    1. Кишечную — полость, отграниченную стенкой тела от окружающей среды.

    2. Первичную — заполненную полостной жидкостью, которая свободно омывает внутренние органы.

    3. Вторичную — полость, в которой органы отделены от стенок тела слоем клеток.

    Источники:

    Биология. Животные. 7 кл.:учеб. для общеобразоват. Учреждений/ В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. – 10-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2009. – 302, [2] с. :ил. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Биология (От амёбы до человека).  7 класс. Учебник общеобразовательной школы. – М:Баласс, 2013. – 320с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

    www.yaklass.ru

    Урок в 7 классе по теме «Основные признаки представителей царства Животные.»

    Открытый урок в 7 классе

    по теме «Основные признаки представителей царства Животные.»

    Цель урока: формирование у учащихся знаний об основных признаках представителей царства Животных, расширение круга знаний о многообразии животных.

    Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:

    Технология урока: проблемно-диалогический

    Оборудование: таблицы, фотографии, презентации по теме, тематические листы.

    Ход урока

    1. Этап приветствия и вхождения в урок

    2. Актуализация знаний

    (Примерные вопросы учителя учащимся)

    - Какие царства живой природы мы изучили на уроках биологии?

    - Составьте, пожалуйста, синквейн с ключевыми словами растения, бактерии, грибы, включив в синквейн наиболее существенные признаки представителей этих царств.(1 ряд-слово бактерии, 2 ряд - слово грибы, 3 ряд- слово растения) (работа в парах)

    Анализ синквейнов и поощрение (с каждого ряда по одному синквейну)

    (Примерные вопросы учителя учащимся)

    • Какие признаки присущи всем живым организмам? (питание, дыхание, размножение, раздражимость, рост, обмен веществ, способность к движению)

      - А теперь давайте вспомним строение растительной и животной клетки и сравним их, обращаем внимание на признаки отличия.

      (работа в группах сравнение растительной и животной клетки по изображению на слайде )

      Растительная клетка

      Животная клетка

      Имеют пластиды с пигментом хлорофиллом

      Не имеют пластид с пигментом хлорофиллом

      Имеют крупные вакуоли

      Крупных вакуолей нет

      Клетка снаружи покрыта клеточной стенкой

      Клеточной стенки нет, клетка ограничена плазматической мембраной

      Центриолей нет

      Имеют центриоли

      Визуализация результатов деятельности, представители групп вывешивают свои таблицы на доску.

      - Давайте поговорим, что у вас получилось. Каковы отличительные признаки растительной и животной клетки? (спросить одну группу, если нужны уточнения, спросить у остальных групп).

      - Итак, мы вспомнили, что животная и растительная клетка отличаются своим строением.

      .

      3. Постановка проблемы.

      Учитель организует подводящий к теме диалог

      - Для чего необходим хлорофилл растениям?

      - Что такое фотосинтез?

      - Какой тип питания характерен для растений, как он называется?

      - А животные могут питаться подобным способом и почему?

      - А каким может быть способ питания животных, раз у них нет пигмента хлорофилла?

      - Вот у растений есть определённые приспособления для питания автотрофным способом, вы это заметили.

      -А как вы думаете, для питания готовыми веществами у животных должны быть какие-то особенности?

      . (Возникновение проблемной ситуации)

      Побуждающий от проблемной ситуации диалог:

      (побуждение к осознанию противоречия)

      - Какой вопрос у нас возникает? О чём мы с вами будем говорить на уроке? (побуждение к формулированию проблемы)

      Учащиеся формулируют вопрос, «Какие же свойства организма наиболее важны для потребителей в природе»

      И какова же тема сегодняшнего урока

      Фиксация на доске темы урока «Основные признаки представителей царства животных.» (записывают дату и тему в тетрадь)

      1. Поиск решения через подводящий без проблемы диалог

      - Итак, я думаю, первый признак представителей царства животных вы мне можете уже сообщить мы о нём говорили сегодня многократно.

      Гетеротрофное питание (записывают признак в тетрадь)

      Учащимся предоставляются на экране слайды с различными животными и растениями для сравнения их внешних признаков и определения основных моментов различия.

      - Какие компоненты используют растения для создания органических веществ в ходе фотосинтеза?

      - Им нужно искать эти компоненты или они свободно доступны?

      - А как обстоят дела с добыванием пищи у животных?

      - Значит, какое свойство для них является значимым?

      Активное движение (записывают признак в тетрадь)

      - Назовите способы движения животных

      - Каким образом животные находят пищу?

      - Значит третий отличительный признак, какой?

      Предполагаемый ответ учащихся: животные видят и слышат свою пищу, а растения нет. У животных есть органы чувств и нервная система..

      - Как происходит поглощение пищи у растений ? А у животных?

      Предполагаемый ответ учащихся: Наличие пищеварительной системы, для измельчения и лучшего усваивания пищи.

      5. Разминка физкультминутка (вопрос-ответ)

      Это организмы автотрофы(встали)

      Тело этих организмов образовано гифами (хлопаем в ладоши)

      Это организмы гетеротрофы (садимся и хлопаем)

      В клетках этих организмов имеются вакуоли с клеточным соком(встали)

      Эти организмы способны к активному движению(сели)

      Эти организмы могут размножаться спорами (встали хлопаем)

      Эти организмы имеют системы органов, (сели)

      Наука, изучающая эти организмы называется микология(хлопаем)

      6. Выполнение продуктивного задания

      (разные формы заданий)

      - Ребята, а теперь поработаем с текстом учебника, вполне возможно, что в параграфе вы найдёте дополнительные признаки, которые мы не озвучили.

      1.Сравнить изученные ранее царства с царством животных

      Работа в группах по тексту учебника и тексту на листочках. Одни сравнивают животных с бактериями, другие животных с растениями, а третьи животных с грибами. Признаки сходства и отличия определить

      Защищают свои работы публично. Одна группа - сходства, а другая отличия.(визуализация результатов деятельности)

      2. Продуктивное задание составить опорную схему по признакам животных, если времени не останется, то на дом.

      3. Посмотрите внимательно на слайд и озаглавьте его, какой вывод делаем.

      7. Рефлексия

      - Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

      - Какое новое знание вы получили на уроке?

      8. Домашнее задание

      Написать эссе «Что будет на Земле, если исчезнут животные?», «Что было бы на Земле, если бы не было животных?» или написать стих.

      Признаки сходства и отличия животных и растений

      Растения

      Животные

      Признаки сходства

      Признаки отличия

      Признаки сходства и отличия животных и грибов

      Грибы

      Животные

      Признаки сходства

      Признаки отличия

      Признаки сходства и отличия животных и бактерий

      Бактерии

      Животные

      Признаки сходства

      Признаки отличия

      Особенности строения и жизнедеятельности бактерий

      Бактерии - это микроскопические одноклеточные организмы различной формы, которые могут существовать как по отдельности, так и в колониях. Клетки бактерий имеют клеточную стенку из белка муреина и слизистую капсулу. В цитоплазме бактериальной клетки отсутствует ядро, наследственный материал хранится в кольцевой молекуле ДНК. Поэтому бактерии относятся к прокариотам (к доядерным организмам). Бактерии могут синтезировать органические вещества из неорганических, а могут использовать для питания и готовые питательные вещества. Размножаются бактерии только бесполым путём, делением клетки при неблагоприятных условиях покрываются толстой оболочкой и превращаются в спору. Среди бактерий встречаются аэробы, для дыхания которым нужен кислород и анаэробы, которые могут существовать и в бескислородных условиях. В природе бактерии выполняют роль разрушителей, разлагая мёртвые тела других живых организмов.

      Особенности строения

      и жизнедеятельности грибов

      Грибы - это своеобразные организмы, которые сочетают в себе признаки растений и признаки животных. Они растут на богатой органическими веществами почве, в сырых затенённых местах, на растительных остатках, на пищевых продуктах и на живых тканях растений и животных. Тело грибов образовано тонкими ветвящимися нитями – гифами. Многочисленные гифы гриба образуют мицелий.

      Грибы - это ядерные, многоклеточные организмы. Клетки грибов имеют клеточную стенку, образованную хитином. Размножаются грибы в основном с помощью спор и обрывками гиф. Питаются готовыми органическими веществами, обладают неограниченным ростом. В жизни природы грибы в основном играют роль разрушителей, разлагая мёртвые органические вещества.

      Особенности строения

      и жизнедеятельности растений

      Растения - это удивительные организмы живой природы. В природе растения выполняют роль производителей, так как могут создавать органические вещества из неорганических в процессе фотосинтеза. Данный процесс у растений возможен благодаря наличию в клетках особых органоидов хлоропластов с зелёным пигментом хлорофиллом. Растения - ядерные организмы. Клетки растений имеют клеточную стенку, образованную целлюлозой. Среди растений есть одноклеточные и многоклеточные, простые и сложные организмы. Размножаются растения разными способами: спорами, семенами, вегетативными частями тела. Характеризуются неограниченным ростом и малоактивными формами движения.

      Сравнение растительной и животной клетки

      Растительная клетка

      Животная клетка

      Сравнение растительной и животной клетки

      Растительная клетка

      Животная клетка

      Сравнение растительной и животной клетки

      Растительная клетка

      Животная клетка

      gigabaza.ru


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта