Экскурсия 5 класс осенние явления в жизни растений. Экскурсия в природу в разное время года

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок - экскурсия в природу. 5 класс. Экскурсия 5 класс осенние явления в жизни растений


экскурсия в природу. 5 класс

Урок - экскурсия в природу. 5 класс

Образовательные задачи: 1) учить распознавать листья наиболее распро­страненных пород деревьев; 2) разви­вать умение различать кустарники, деревья, травы.

Воспитательные задачи: 1) воспи­тывать бережное отношение к приро­де; 2) закрепить правила поведения в природе, на экскурсии вспомнить из­менения в неживой природе; 3) про­должить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению; 4) повышать уровень эколо­гической культуры учащихся.

Развивающие задачи: 1) развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение; 2) обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явления­ми в жизни растений, животных; 3) осуществлять наблюдения за при­родными явлениями; устанавливать зависимости в природе; 4) сравнить летнюю природу с осенней; 5) разви­вать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Программное содержание.

  • Сформировать у детей представление о том, что парк — это комплекс естественных пейзажей (березовые рощи, открытые поляны, лесонасаждения и т.д.) и ис­кусственных инженерных сооружений фонтаны, клумбы, аллеи и т.д.).

  • Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью для утепления.

  • Познакомить детей с разнообразием деревьев, расте­ний, их окраской.

  • Закрепить у ребят знания о культуре поведения в при­роде. Учить их верно оценивать свои поступки и по­ступки окружающих.

  • Формировать связную диалогическую речь.

  • Сбор природного материала (листья, желуди, летучие семена липы, клена, мох, коряги).

Методы, формы урока: творческое задание, исследовательское задание, задания для групповой работы.

Возможное развитие:

- умение применить теоретические знания на практике;

- умение видеть влияние деятельности человека на природу;

- умение сотрудничать, выполняя в группе разные роли;

- умение корректно и эстетично оформлять свою работу

Термин проведения: II семестр, май месяц

Тема курсу природоведение, 5 класс

Оборудование: папка для сбора листьев, лупа, коробка или корзинка для сбора плодов, термометр, барометр, лупа, компас, фотоаппараты, ручки, листочки.

План экскурсии:

  1. Перед началом экскурсии ставлю задачи перед учащимися и делю класс на группы, в каждой группе выбираем старшего или звеньевого. Звеньевым выдается задание уже на экскурсии (Приложение 1).

2. Экскурсия проводится в городском парке, поэтому дети работают на разных территориях заранее

отмеченных учителем.

3. В классе 6 групп. На выполнение задания дается 20-25 минут. Учитель напоминает учащимся, что

передвигаться можно только по дорожкам.

4. Провожу беседу-лекцию и обращаю внимание детей на технику безопасности во время экскурсии.

5. В ходе беседы вспоминаем стихи об осени, загадки. В беседе выясняются знания учащихся о

деревьях, кустарниках и травах, о характерных признаках осени – окраске листьев, начале листопада,

созревании плодов.

6. Перед выполнением индивидуальных заданий для каждой группы напоминаю о правилах поведения

учащихся в природе, о культуре общения человека с окружающей природой.

7. В выполнении коллективного задания должен принимать участие каждый ученик из группы.

8. В ходе выполнения самостоятельной работы учащиеся, как правило, обращаются к учителю.

Выполнив работу, докладывают старшему.

9. Подводятся итоги экскурсии. Учитель напоминает о том, что отчеты о проделанной работе нужно сдавать на следующий урок. Оценивается работа каждой группы и отдельно учащихся.

10. Задание на дом: составить план рассказа по результатам экскурсии.

Ход урока

  1. Организационный момент. Беседа по правилам ТБ и ОБЖ

  2. Рассказ учителя о целях экскурсии, напоминание правил поведения в природе и во время экскурсии.

  3. Введение в тему. Актуализация знаний.

- Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир природы.

Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)

- Перечислите, что относится к неживой природе? (Солнце, звёзды, воздух, вода, камни)

- А что относится к живой природе? (Растения, человек, животные)

- Всё в природе подчинено законам. Жизнью природы управляют и времена года. Какие

времена года вы знаете, назовите.

- Отгадайте загадки:

Опустел уютный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл? (Сентябрь.)

Всё мрачней лицо природы -

Почернели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (Октябрь. )

Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек,

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.)

- Ещё раз перечислите эти месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- К какому времени года они относятся? (К осени)

Учитель. Какая погода в октябре?

-Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвёт с ветки листок, и он, медленно кружась ,опускается на землю.

- По утрам стелются по лесным полянам и речным лугам белые влажные туманы.

В октябре нередки дожди, но не тёплые летние, а холодные, мелкие, моросящие, а небо затянуто серыми облаками.

- В конце месяца бывают заморозки. Лужицы покрываются тонкой корочкой льда, на траву и кусты ложится серебристый иней.

- Итак, какая погода в октябре?

(Читает подготовленный ученик)

Закружила Осень

Рыжие метели.

Золотые листья

С клёнов полетели.

Закружился листьев

Пёстрый хоровод,

Заблестел на лужах

Первый тонкий лёд.

  • Отметьте, какие работы выполня­ют люди в эту пору в парках, садах, по­ле, на лугу.

4. Экскурсия в городской парк.

Учитель. Ребята, куда мы пришли? (В парк). Давай­те посмотрим вокруг... Какие из­менения произошли в природе? (Ответы детей).

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

- Что происходит осенью с листьями деревьев? (Листья деревьев меняют окраску и опадают)

- Сейчас мы совершим с вами небольшую экскурсию в городской парк. Понаблюдаем, какие деревья в нём растут, какого цвета листва на них. А ещё понаблюдаем за небом: какое оно? Ярко-синее или бледно-голубое? И есть ли на нём облака?

(Характеризуя осенний парк, следует отметить, в какие цвета окрашиваются листья разных деревьев, у всех ли растений в одинаковой степени произошло это изменение, одинаково ли изменяется окраска листьев на одном дереве. От того, что листья разнообразно окрашены, лес осенью очень красив. Это время осени называют золотой осенью.)

Учитель.

- Как изменилась окраска листьев на различных деревьях и кустарниках?

-Что еще происходит с листьями?

- Найти деревья и кустарники, которые не изменились с лета.

Учитель. Ребята, а что такое листопад? Как вы думаете, почему в природепроисходит листопад? (Сбрасывая листья, растения спаса­ются от физиологической засухи, так как листья испаряют большое количе­ство влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают.)

- Когда листьев больше опадает: в затишье или при ветре, объяснить почему?

- Каких опавших листьев больше: зеленых или частично изменивших окраску? (Листопаду

предшествует изменение окраски листьев.)

-На всех ли лиственных деревьях одновременно начался листопад?

- Со всех ли деревьев уже опали листья?

- Видели ли вы сейчас растения с листьями?

- Когда лес бывает более красивым – в сентябре или сейчас? Почему?

-Когда началось изменение окраски листьев, какая в это время была погода (температура воздуха)?

-Когда началось массовое изменение окраски листьев?

- Как изменилась к этому времени температура воздуха? (Надо сравнить температуру воздуха в начале и в конце листопада. Дети увидят, что с понижением температуры изменение окраски листьев происходит интенсивнее. Быстрее идет листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков.)

Дети и учитель идут по тропе парка.

Учитель. Ребята, отгадайте, о каком дереве я за­гадаю загадку:

Осень в парк

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, глядя, его клюют. (Рябина)

Дети рассматривают встретившиеся деревья, кустар­ники, обсуждают форму листьев, их величину. По ходу соби­рают семена, листья для гербария.

Учитель.

– Какие деревья растут в, парке?

– Отгадайте, о каких деревьях говорится в этих загадках.

1.Зимой и летом одним цветом.

2. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

– Докажите, что ваши отгадки правильны.

Это задание вызвало большую активность со стороны учащихся.

– Сравните ели, которые описывает М. Лермонтов, с теми, которые вы видите в этом парке.

Читается отрывок из стихотворения М. Лермонтова “Осень”:

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникши ели,

Зелень мрачную хранят....

Учащиеся, прослушав отрывок, отметили, что в парке ели и сосны выглядят не мрачно, а очень нарядно, весело, потому, что они выделяются среди золотых березок и красных осинок, а желтые листочки, которые лежат на их ветках, еще больше оттеняют их зеленый наряд.

– А какие деревья осенью меняют свою листву?

– Расскажите о березках, какие они были летом, а какие сейчас? С чем можно сравнить их наряд?

– Посмотрите еще раз на березки в парке. Что вы подметили? Расскажите об этом. (Крона у березки кружевная, а такого белоснежного ствола, как у березки, нет ни у одного дерева. Березка похожа на балерину в золотой пачке, которая кружится на одной ножке.)

Проводится игра «Кто быстрее найдет березу, сосну, дуб».

Учитель. Идем дальше.

«Все меня топчут,

А я все лучше».

Ребята, о чем я говорю? (Об аллее). Какая она?

Обратить внимание детей на скамейки.

Учитель. Ребята для чего нужны скамейки? Для чего служат указатели? (Для того чтобы ориентироваться на многочисленных аллеях нашего парка).

5. Работа в группах.

Затем учащиеся разбиваются на группы по 3-4 человека и работают са­мостоятельно. Задание учитель состав­ляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это делать. Подчеркива­ется необходимость соблюдения эле­ментарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.

Задания для 1-й группы: «Охрана природы»

1. Какой мусор был найден вашей группой на данной территории? Пластиковые бутылки и упаковки. Макулатура.

Стеклотара.

Алюминиевые банки.

Металлические отходы.

Другие отходы (какие?)

2. Какие из найденных вами отходов принимаются для переработки?

3. Какие отходы относятся к опасным? Есть ли такие отходы на данной территории?

4. Какие меры принимаются для сохранения чистоты территории? Что бы вы еще могли предложить?

5. Нарисуйте два знака ,призывающих людей не мусорить на данной территории.

Задача. В сутки авто­мобиль способен выбросить в воздух при­мерно 20 кг выхлопн ых газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Успеха в работе!

Задание для 2-й группы.

1. Посмотрите, что стало с почвой с при­ходом осени. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? Понаблюдайте за их внешним видом. Много их или мало? Где они чаще всего встречаются – на солнце, в тени? Почему? Где они прячутся?

– Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было летом?

У насекомых температура тела не­постоянная. Она изменяется в соответ­ствии с изменением температуры в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в ста­дии личинки и куколки.

С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

3. Задача. Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?

Успеха в работе!

Задание для 3-й группы.

1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью темпе­ратура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмур­но. Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?

2. Соберите опавшие листья, с помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.

3. Задача. Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. На сколько видов зверей и птиц в общем запрещена охота?

Задание для 4-й группы.

1. Пронаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии (холодный, теплый; сла­бый, сильный). Определите с помощью компаса его направление

2. Каких птиц вы встретили на экскурсии? Чем они заняты? Почему?

3. Задача. Сова уничтожает за год 1000полевых мышей. Сколько килограммов хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?

Привал «Думаем, вспоминаем»

(фенологический рассказ).

- Слушайте внимательно, ищите ошибки.

Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскре­сенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пест­рые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносятся трели соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блес­тит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превра­тятся во взрослых лягушек. Катюша захва­тила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвра­щались домой. Вышли к полю и увидели -высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.

Ошибки. 1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля - мае, но не в сентябре. 2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля. 3. Люпин отцве­тает в июле. 4. Головастиков, как пра­вило, в сентябре уже нет. 5. Земляника кончается в начале июля, малина - в конце июля. 6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.7.Белые журавли обитают в тундре. 8. Ласточки летают высоко - к хоро­шей погоде, а не к дождю.

Учитель: Итак, мы завершили небольшую экскурсию в наш осенний дивный уголок природы. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, попробуйте дома об этом нарисовать, сделать фотографии, гербарии, колажи. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем.

infourok.ru

Степаненко Л.В. - учитель биологии

Урок – экскурсия :   Разнообразие растений.                           6 класс    

                                            Осенние явления в жизни растений.                                    

Цель: Развивать у учащихся понятия об органах растений, о взаимосвязях в живой и неживой природе.

Изучить жизненные формы растений.

Познакомиться с осенними явлениями в жизни растений.

Привить навыки поведения в природе.

Оборудование: гербарные папки, ручки, блокнот

Ход работы:

На начальном этапе проводится подготовка учителя: разрабатываются задания, ребята делятся на группы по уровню сложности, вопросы подбираются дифференцировано.

До начала урока проводится инструктаж по технике безопасности, прорабатывается маршрут.

 

1.Вступительная беседа учителя: Ребята, посмотрите вокруг, красиво, правда? А как вы думаете, почему каждый раз выходя в природу, мы с вами удивляемся, отдыхаем и восхищаемся?

      Вспомните уроки литературы, как много поэтов восхищалось  природой, черпали    из нее вдохновение.

Приметы осени во всем встречает взор:

Там тянется, блестя на солнце, паутина,

Там скирд виднеется, а там через забор

Кистями красными повиснула рябина.

Там нива полная щетинится, а там уж

Озимь яркая блеснула изумрудом… (И.Греков).

 

Ребята, а давайте присмотримся получше к природе, и к ее осеннему разнообразию. Скажите мне, чем различаются растения, на какие группы они делятся? (немного поговорим об отделах растений).

Как вы думаете, почему происходит изменение в окраске листьев? (поговорим об окраске листьев, об изменениях в неживой природе осенью).

Подойдем к основной теме нашего урока – изменения окраски листьев, листопаду.

 

2.Работа по группам:

 

Задание 1:

1.Запишите в блокнот названия знакомых деревьев, укажите осенние признаки, характерные для них. Соберите для гербария листья с различной окраской.

2.Определите типы плодов, встреченных на деревьях.

 

         Задание 2:

  1. Запишите в блокнот названия знакомых вам кустарников, осенние явления, характерные для них.
  2. Соберите гербарий плодов и семян кустарников.
  3. Определите типы плодово-ягодных растений.

 

         Задание 3:

  1. Запишите в блокнот названия, знакомых вам травянистых растений.
  2. Соберите гербарий цветущих поздней осенью трав.
  3. Определите тип плодов злаков.

 

     После выполнения задания ребята собираются в круг, делятся своими знаниями, отвечают на заданные учителем вопросы, ответы на которые получены в результате наблюдений. Учитель должен стать центром обсуждения, постоянно преподнося учащимся новые знания.

     Учитывая экологическую обстановку на р. Кума нужно выяснить источники загрязнения и меры борьбы с ними.

 

     Задание на дом: 1. Систематизация полученных знаний.

                                 2.  Составление отчета по экскурсии.

                                 3. На выбор: проект очистки загрязненных участков р.Кума (возможно

                                     и экологическая очистка различных районов города) или сочинение

                                     на тему «Экскурсия».

    

 

www.stepanencko.ru

Экскурсия в природу в разное время года

ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ

Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует процесс обучающихся к ее изучению и способствует эстетическому воспитанию школьников. Одновременно воспитывается чувство любви к родному краю, а это служит хорошей основой для воспитания советского патриотизма.

Развитие эстетического чувства и поддержание интереса к изучению природы во время экскурсии требуют от учителя высокого педагогического мастерства.

О благотворном влиянии экскурсий на воспитание обучающихся говорили многие выдающиеся педагоги и методисты. (И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.Я. Герд, В.В. Половцев и др.). так, например, широко известный методист профессор Б.Е. Райков написал: «Знакомясь с природой не из книг, а путем непосредственного сближения с нею на экскурсиях, на практических работ в лаборатории, в живом уголке и т.д., обучающиеся открывают в ней многое такое, чего они раньше не замечали.

Они всматриваются в красивые формы, гармоничные сочетания, узнают о причиненных связях между далекими, казалось бы, явлениями и т. д. работы в этом направлении приучает замечать скрытую в природе красоту – даже в некрасивых , с первого взгляда, вещах и наслаждаться той слаженностью и стройностью, которая характеризует жизнь природы. Таким путем развивается эстетическое чувство, возбуждается интерес и любовь к природе, что составляет одну из важных сторон воспитания.

Как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящей экскурсии, вызывает у обучающихся радость. Они с большим интересом готовятся к ней и с нетерпением ожидают ее проведения.

Местом экскурсии может быть лес, парк, лесозащитная полоса, колхозное поле или школьный учебно-опытный участок, которые расположены вблизи от школы. Нужно отметить, что в различные временна года посещение одного и того же места не снижает интереса обучающихся к экскурсии. Например, осенью они любуются золотым и багряным убором деревьев и кустарников, зимой наблюдают жизнь растений под снегом, весной их радует нежная зелень листьев, первые весенние цветы и первая песня жаворонка, летом приятная прохлада зеленых насаждений богатство красок, стоголосая песня пернатых и многое другое, на что так щедра родная природа.

Учитель должен направить эту инстинктивную тягу к природе на то, чтобы обучающиеся разумно наблюдали, изучали природу, научилась любовью охранять ее.

Опыт показывает, что никакой доклад, никакая беседа родной природе не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия.

Природа – большая книга, которую учитель должен научить читать своих учеников.

Экскурсии по изучению растений может придать элемент игры. Игровые моменты заинтересовывают обучающихся и направляют их на самостоятельное выполнение задания.

Экскурсия на тему «Осенние явления в жизни растений».

Цель: познакомить обучающихся с осенними явлениями в жизни растений.

Задачи:

Образовательная: дать представление о сути биологических явлений (Осенняя раскраска листьев, листопад, приспособления к распространению плодов и семян)

Развивающая: развитие навыков самостоятельных наблюдений в природе, сбор материала.

Воспитательная: воспитание любви к природе, бережного отношения к ней, обратить внимания на красоту осеннего леса.

Оборудование: секаторы (садовые ножницы) – 2-3шт., гербарные папки из картона 2-4шт., газетная бумага, пакеты для сбора семян, блокноты, карандаши.

Подготовка к экскурсии

Выбрать место проведения экскурсии, учитывая эстетическую сторону и разнообразие растений.

План проведения экскурсии

  1. Выбор маршрута экскурсии

  2. Организация обучающихся перед экскурсией

  3. Выход на место проведения экскурсии

  4. Беседа учителя о цели экскурсии и осенних явлениях в жизни растений

  5. Работа обучающихся по сбору материала

  6. Заключительное слово учителя

  7. Подведение итогов работы

Вступительная беседа 5-7 мин.

Заинтересовать обучающихся предстоящими наблюдениями, обратить внимание на красоту осеннего леса. Вспомнить стихи об осени, картина «Золотая осень».

В конце августа, начале сентября появляются признаки осени. Какие? (изменяется окраска листьев на деревьях, кустарниках, созревают плоды, однолетние травянистые растения отмирают, но созревают их и семена зимуют, начинается листопад, на ветках остаются почки и они защищены от ветра, мороза, многолетние травы надземная часть погибает, зимуют подземные – корни, корневища, луковица).

У большинства деревьев, кустарников листья опадают, наиболее яркая окраска в период с 15 по 25 сентября. Желтеют березы, краснеют листья осины, красными становятся листья рябины, созревают их плоды. Около середины сентября начинается пожелтение лиственницы. Они сбрасывают хвою на зиму (приметы: сбросила лиственница хвою – установился снежный покров) среди местных кустарников листья сирени остаются зелеными до самых морозов.

Осень пора созревания плодов и семян с наступлением осени некоторые растения цветут вторично, и мы этому удивляемся!

- одуванчики, жарки, ветреница, земляника.

Задания для самостоятельной работы

  1. Рассмотреть у каких деревьев изменилась окраска листьев по сравнению с летней, и начался ли листопад?

  2. Собрать окрашенные листья для гербария (взять с веток и опавшие)

  3. Что остается на ветках после опадения? Записать наблюдения.

  4. Собрать семена, плоды деревьев, кустарников, трав. Предположить, как они распространяются.

  5. Какие растения продолжают цветение? Записать название.

Итог экскурсии

Цветковые растения разнообразны и произрастают в разных условиях и несмотря на внешнее различие, все имеют органы: корни, стебли, листья, цветки.

Из собранного материала приготовить гербарий осенних листьев, коллекции семян, возможно, сделать аппликацию «Осенний букет», «Осень в лесу».

Проверьте народные приметы

  1. Если на рябине много ягод, осень будет дождливая, если мало – сухая.

  2. Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Экскурсия в природу на тему «Жизнь растений весной»

Цель: Изучить жизнь растений весной

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с характерными явлениями в жизни растений весной, их приспособленностью к совместной жизни, к условиям окружающей среды.

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников, раннецветущих растений, развитие умений наблюдать

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, обогащение мира чувств ребенка, формирование эстетического восприятия природы.

Оборудование: блокноты, карандаши для записей.

Экскурсию необходимо проводить в то же природное окружение, которое обучающиеся наблюдали зимой. Это дает возможность показать периодичность в жизни растений связанную с изменяющимися условиями в природе.

План проведения экскурсии

  1. Подготовка обучающихся к экскурсии в классе к выходу на экскурсию

а) сообщение темы, цели и места экскурсии

б) проверка наличия блокнотов, карандашей

2. Организационный выход на место экскурсии

3. Вводная беседа на месте экскурсии

4. Задания группам для самостоятельной работы. Выполнение заданий.

5. Подведение итогов самостоятельной работы.

Оптимальная численность 8-10 человек. Желательно участие воспитателя. Вступительная беседа 5-7 мин.

Кончились холода, ярче светит солнце, стали изумрудными кроны сосен, набухают почки на деревьях, кустарниках. Появляются цветущие растения в лесу, на лугах.

Вопросы беседы

Какие деревья растут в данном лесу? Как можно назвать этот лес? Какие кустарники и травы произрастают в лесу? Какие явления можно наблюдать весной? (сок движения, набухание и распускание почек, цветение и раннее цветение и рост побегов. Под влиянием каких причин наступают эти явления? (тепло, свет, поглощение корнями воды, минеральных солей, передвижение в растении, запасных веществ к растущим частям растений).

Обратить внимание на приспособленность к совместной жизни (цветение некоторых деревьев и кустарников до распускания листьев, лесная подстилка создает условия для перезимовки и быстрого развития раннецветущих травянистых растений, теневыносливые приспособлены к поглощению рассеянного света под пологом леса).

Задания для самостоятельной работы для каждой группы общие, что позволяет познакомиться со всеми растениями сообщества.

Каждой группе показать место, направление, где обучающиеся могут выполнить задание, распределив работу между собой.

  1. Найдите деревья, которые вы видели на экскурсии осенью, зимой. Какие изменения наступают в жизни и во внешнем строении этих растений?

В чем причина этих изменений. Укажите, у каких деревьев набухли

почки или же распустились.

Запишите наблюдения.

  1. В каких условиях растут кустарники: среди каких деревьев, как освещены солнцем?

У каких набухли почки или распустились. Посещают ли их насекомые?

  1. Найдите и рассмотрите травянистые растения. Определите, в каких условиях они произрастают. Прилетают ли к ним насекомые. Запишите наблюдения среди раннецветущих встретить такие – прострел раскрытый (сон-трава), медуница неясная, гусиный луг желтый, пролеска сибирская, ветреница лютиковая, ветреница дубравная и т.д.

Совместно с учителем узнают названия растений, какие из них редкие в данной местности и обсуждается вопрос, почему возможно раннее цветение и какие приспособления у них имеются?

Итог экскурсии

Обратить внимание на красоту весеннего леса, пробуждение природы

Домашнее задание

Подготовить рассказ об экскурсии.

Экскурсия в природу на тему

«Зимние явления в жизни растений»

Цель: Ознакомить обучающихся с растениями в зимнее время

Задачи:

Образовательная: знакомства обучающихся с приспособленностью к перезимовки. Научить распознавать деревья и кустарники в безлистном состоянии

Развивающая: развитие практических умений и навыков по определению деревьев, кустарников с использованием цвета коры, почек, силуэтов деревьев, и навыков проведения самостоятельных наблюдений в природе.

Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе, показ красоты зимнего леса.

Оборудование: блокноты, простые карандаши, ручные лупы.

Вводная беседа. В зимнее время года, когда снег покрывает землю и начинаются морозы, кажется, что растения могут погибнуть, но это не так. Зима самый продолжительный сезон в нашей области. Зима по календарю начинается с 1 декабря, а у нас гораздо раньше, в ноябре и даже в октябре снег покрывает землю. Зима удивительно прекрасное время года.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

В зимнем лесу на первый взгляд, кажется, что жизнь прекратилась. Замерли под снежными шубами, сосны, ели.

Стынут голые ветви, листопадных деревьев и не верится, что они снова зашумят зеленой листвой. Надежно спрятаны живые части стебля под корой, а новые побеги под чешуйками почек. Деревья и кустарники радуют нас не только весной, летом и осенью, но и зимой, каждое неповторимо по силуэту, рисунку ветвей, окраски коры.

Цель нашей экскурсии научиться узнавать эти деревья и кустарники по этим признакам.

Переходя от одного дерева к другому и подводя к ним обучающихся, учитель показывает кору деревьев, кустарников, срезая ветку обращает внимание на почки растений покрытые чешуйками, указывает на особенности внешнего строения, объясняет, что такое силуэт и показывает деревья стоящие в отдалении, характеризует их силуэты.

Жизнь растений не прекращается. Это состояние называют зимним покоем.

Какие приспособления имеют деревья к неблагоприятным условиям?

(опадают листья). Но все ли деревья сбрасывают листья? Какие не сбрасывают на зиму листья (сосна, ель, кедр, брусника, багульник, клюква и т.д). Это вечно зеленые растения. А как они могут перезимовать? (они защищены снежным покровом, у хвойных сокращены листовая пластинка, что уменьшает испарение).

Задание группам

1 группа

Найти в зимнем лесу березу бородавчатую.

Описать особенности внешнего строения коры. Зарисовать силуэт дерева (расположение ветвей, форма кроны).

  1. Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

  2. Каков цвет коры?

  3. Имеет ли запах?

  4. Зарисуйте небольшой участок коры

  5. Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

2 группа

Найти кустарник, чем он отличается от дерева. Зарисовать силуэт. Описать особенности внешнего строения коры.

  1. Проведите ладонью по стволу, каков он на ощупь: теплый, гладкий, бугристый, шершавый.

  2. Каков цвет коры?

  3. Имеет ли запах?

  4. Зарисуйте небольшой участок коры

  5. Данные занесите таблицу

Вид

Дерево или кустарник

Цвет коры

Какова на ощупь

Запах

Срезать 2-3 ветки, принести в школу, поставить в воду и наблюдать за развитием побегов из почек.

Обратить внимание на красоту зимнего леса.

Сделать вывод о приспособлении к неблагоприятным условиям.

Правила проведения зимних экскурсий

  1. Лучшим временем для экскурсии является время до обеда.

  2. Число участников не должно превышать 8-10 человек.

  3. Одежда и обувь должны быть теплыми.

  4. Движение группы должно быть медленным, необходимо соблюдать тишину.

  5. Продолжительность экскурсии 1 или 1,5.

Остановка № 1

Хвойный лес.

Данная остановка знакомит обучающихся с биоценозом хвойного леса и его видовым составом. Используются гербарии. На остановке обучающиеся определяют возраст деревьев по спилам (пень) и по мутовкам. Проводится игра «Под крышей дома твоего»: всем участникам раздаются карточки с названием вида. Например: ель, дятел, гриб, жук-короед и т.д. Раздаются нити. Если между видами есть связь, то участники соединяют нити. Эта игра показывает взаимосвязь участников в биоценозе.

Порядок выполнения работ:

  1. Беседа экскурсовода: а) о культуре поведения на экологической тропе; б) особенности изучаемого биоценоза.

  2. Самостоятельная работа обучающихся по определению возраста леса.

  3. Демонстрация гербария травянистой растительности (в осенний, весенний, зимний периоды года).

  4. Игра «Под крышей дома твоего»

  5. Игра «Почувствуй».

Остановка № 2

Муравейник.

Данная остановка является зоологическим объектом, а так же экологическим так как охватывает взаимосвязи с другими компонентами леса. Из сообщения обучающихся экскурсоводов, участники тропы узнают о жизни муравьев, о их роли и значении в лесу и для человека.

Делается вывод о состоянии леса по количеству муравейников.

Порядок выполнения работ:

  1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Жизнь муравьев. Их значение в природе и для человека.

  2. Игра «Почувствуй».

Остановка № 3

Кузница дятла.

На остановке участники знакомятся с деятельностью большого пестрого дятла. С его ролью в лесу. Производиться осмотр кузницы дятла, для коллекции собираются шишки. Проходит игра.

Порядок выполнения работ:

1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Дятел и его жизнь в лесу».

  1. Осмотр кузницы дятла.

  2. Сбор шишек для коллекции.

  3. Игра «Почувствуй».

Остановка № 4

Свалки.

Этот участок маршрута экологической тропы знакомит участников с негативной деятельностью человека и влиянием его на окружающую среду.

Порядок выполнения работ:

  1. Сообщение обучающихся экскурсоводов с элементами беседы по теме: «Свалки и их отрицательное влияние на окружающую среду».

  2. Выяснения причин, проблемы и предложение возможных решений.

  3. Игра «Почувствуй».

На каждой остановке проводится игра «Почувствуй».

В ходе этой игры участники, закрыв глаза должны сказать, какие цвета они вокруг себя представляют. В тех местах где не видна деятельность человека участники, как правило называют яркие цвета (синий, зеленый, красный, желтый и т.д.). А там где деятельность человека налицо, например, на свалках преобладают темные цвета(серый ,черный и д.т.). Эта игра показывает на эмоциональном уровне показывает негативное влияние человека на окружающую среду.

Перед проведением экскурсии в природу обучающиеся знакомятся с правилами поведения в природе и инструкции по технике безопасности.

www.metod-kopilka.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта