Строение и расположение листьев у разных растений таблица. Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Лабораторная работа по теме6 "Листья простые и сложные". Строение и расположение листьев у разных растений таблица


Лабораторная работа «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Лабораторная работа

«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Цель: научиться определять тип расположения листьев на стебле, особенности жилкования листьев, различать простые и сложные листья.

Оборудование: гербарий растений, лупа, приложение 1.

Ход работы:

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете?

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

4.Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».

Название листа Листья простые

или сложные

Жилкование Листорасположение

Примерный перечень растений: тополь бальзамический, черёмуха обыкновенная, карагана древовидная, берёза повислая, боярышник даурский, яблоня ягодная, лук стареющий, лук торчащий, пижма обыкновенная, одуванчик лекарственный, земляника восточная, копеечник альпийский, клевер средний.

Рис. 1 Внешнее строение листа Приложение 1

Рис. 4 Простые листья

Рис. 3 Различные формы края листьев

Рис. 2 Прикрепление листьев к стеблю

Рис. 5 Сложные листья

Рис.6 Жилкование листьев

Рис.7 Листорасположение

Лабораторная работа

«Внутреннее строение ветки дерева» Цель: сформировать представление об особенностях внутреннего строения ветк дерева.

Оборудование: гербарий, лупа.

Ход работы:

1. Рассмотрите ветку, найдите на ней чечевички (бугорки с отверстиями). Какую роль в жизни дерева они играют?

2. Приготовьте поперечный и продольный срезы ветки. С помощью лупы рассмотрите слои стебля на срезах. Используя учебник, определите название каждого слоя.

3. Иглой отделите кору, попробуйте её изогнуть, сломать, растянуть. Прочитайте в учебнике, как называется наружный слой коры. Что такое луб? Где он расположен и каково его значение для растения?

4. На продольном срезе рассмотрите кору, древесину, сердцевину. Испытайте каждый слой на прочность.

5. Отделите кору от древесины, проведите пальцем по древесине. Что вы ощущаете? Прочитайте в учебнике об этом слое и его значении.

6. Зарисуйте поперечный и продольный срезы ветки и подпишите названия каждой части стебля.

7. На спиле древесного стебля найдите древесину, подсчитайте с помощью лупы число годичных колец и определите возраст дерева.

8. Рассмотрите годичные кольца. Одинаковы ли они по толщине? Объясните, чем отличается древесина, образовавшаяся весной, от древесины более позднего времени года.

9. Установите, какие слои древесины старше по возрасту – лежащие ближе к середине или к коре. Объясните, почему вы так считаете.

Лабораторная работа

«Видоизмененные подземные побеги»

Цель работы: убедиться, что корневище, корень, луковица являются видоизмененными подземными побегами и выполняют функции отложения запасных веществ и размножения.

Оборудование: гербарные образцы корневищ растений, клубень картофеля, луковица репчатого лука, препаровальный нож, раствор йода.

Ход работы

«Строение клубня»

1. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите основание и верхушку.

2. Рассмотрите глазки. Каково их расположение на клубне? Рассмотрите почки в глазке, пользуясь лупой.

3. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля (рис. 42).

4. Зарисуйте поперечный срез клубня.

5. Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.

6. Докажите, что клубень – это видоизменённый подземный побег.

«Строение луковицы»

1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?

2. Разрежьте луковицу вдоль. Зарисуйте продольный разрез луковицы, обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.

3. Докажите, что луковица – это видоизменённый подземный побег.

Используя приложение 1 , рис 5 распределите предложенные растения на группы: корневище, луковица, колючки

Примерный перечень растений: пырей ползучий, крапива коноплёвая, красоднев малый, касатик одноцветковый, ландыш Кейске, лилия карликовая, гусиный лук малоцветковый, лук стареющий, лук торчащий, лилия даурская, боярышник даурский, яблоня, ягодная, земляника восточная, костяника каменистая.

Рис. 1 Корневища пырея (А) и ириса (Б) Приложение 1

Рис.2 Образование клубней у картофеля

Рис. 3 Клубень – видоизменённый побег

Рис.4 Луковица репчатого лука

Рис. 5 Видоизменённые побеги

Лабораторная работа

«Строение цветка»

Цель: изучить строение цветка, определить, какие функции выполняют его отдельные части; понять значение цветка в жизни растения.

Оборудование: учебник; гербарные образцы покрытосеменных растений разных семейств; лупы; пинцеты; приложение 1

Ход работы

1.Рассмотрите выданный вам цветок. Найдите цветоножку, цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2.Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3.Пользуясь пинцетом, расчлените цветок. Посчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

4.Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.

5.Выясните, какая чашечка у цветка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный.

5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нём множество мельчайших пыльцевых зёрен.

6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперёк, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток. Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

7. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

8. Составьте формулу изученного цветка.

Примерный перечень растений: яблоня ягодная, паслён Китагавы.

Приложение 1

Цветок

Рис. 1 Строение цветка яблони

Рис. 2 Строение цветка с двойным и простым околоцветником

Лабораторная работа

«Соцветия»

Цель: научиться определять виды соцветий у растений, понять биологическое значение

Оборудование: учебник; гербарные образцы покрытосеменных растений разных семейств; рисунок 1.

Ход работы

1. Рассмотрите соцветия на живом и гербарном материале.

2. Обратите внимание, как расположены цветки на цветоносном стебле у рассмотренных растений. Пользуясь рисунком 1, выясните, как называют эти соцветия.

3. Зарисуйте схемы рассмотренных соцветий, запишите их названия и укажите, у каких растений бывают такие соцветия из предложенного перечня растений.

Тип соцветия Характерные признаки Растения, имеющие такой тип растения

Рис.1 Соцветия

Примерный перечень растений: боярышник даурский, черемуха обыкновенная, лук торчащий, клевер средний, копеечник альпийский, вероника седая тысячелистник азиатский, астра альпийская, одуванчик лекарственный, незабудка подражающая.

Лабораторная работа

«Классификация плодов»

Цель работы: научиться определять вид плода у различных растений, классифицировать плоды по состоянию околоплодника (сухие / сочные) и по количеству семян (односемянные / многосемянные), понять роль плодов в жизни растения.

Оборудование: коллекции плодов растений разных семейств. Ход работы

1. Рассмотрите плоды. Разделите их на сочные и сухие.

2. Разделите очные плоды разделите на односемянные и многосемянные. С помощью учебника с.67определите их названия.

3. Сухие плоды на односемянные и многосемянные. Определите их названия.

4. Заполните таблицу «Типы плодов».

Название

плодов

Тип плода Какие растения имеют такой плод
Сухой или сочный плод Односемянный или многосемянный

Примерный перечень растений: яблоня ягодная, абрикос сибирский, шиповник иглистый, черемуха обыкновенная, карагана древовидная, земляника восточная, копеечник альпийский, мак голостебельный, пастушья сумка, брусника.

Лабораторная работа

«Семейство Крестоцветные»

Рис.  1. Семейство Крестоцветные: соцветие, цветок и его главные части, плод, семя

1. Используя рисунок 1, выделите основные особенности растений семейства крестоцветных.

2. Пользуясь гербарными экземплярами, опишите 2–3 растения семейства крестоцветных. При описании следуйте следующему плану:

1) Отметьте особенности внешнего строения корня. Определите тип корневой системы.

2) Изучая побег, отметьте особенности внешнего строения листа, тип жилкования, тип листорасположения, особенности внешнего строения стебля.

3) Определите, одиночный цветок или соцветие имеет растение, а также тип соцветия.

4) Изучая строение цветка, отметьте особенности строения чашечки и венчика, число и расположение тычинок, особенности строения пестика, число пестиков в цветке.

5) Изучите строение плода. Отметьте особенности его строения. Определите тип плода.

6) Укажите, к какому классу и семейству относится описанное вами растение.

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

Лабораторная работа по теме6 "Листья простые и сложные"

Лабораторная работа № 6

Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение

Цель:

- изучить строение простых и сложных листьев у различных растений,

- познакомиться с различными типами жилкования листьев

Оборудование: гербарии различных растений, комнатные растения, простые и сложные листья различных растений.

Ход работы

1. Рассмотрите листья комнатных растений и образцов из гербария. Отберите простые листья. По какому признаку вы их отбираете? Дайте ответ на вопрос.

2. Отберите сложные листья. Назовите эти растения.

3. Сделайте рисунок сложных листьев и подпишите название растения и основные части листа.

4. Отберите простые листья. Назовите эти растения.

5. Сделайте рисунок простых листьев и подпишите название растения и основные части листа.

6. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений»:

Название растения

Листья (простые или сложные)

Жилкование

Листорасположение

7. Сделайте вывод о проделанной работе.

Примеры простых листьев у хлорофитума, сенполии, бегонии, колеуса(слева на право).

Простые листья состоят из одной листовой пластинки.

2. Отберите сложные листья. По какому признаку вы это делаете? Какое жилкование у отобранных вами листьев?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.

У фатсии сетчатое жилкование, у робусты – параллельное.

3. Какое листорасположение имеют просмотренные вами растения?

Очередное листорасположение имеют фатсия, бегония, сенполия; супротивное – колеус, мутовчатое листорасположение – робуста, хлорофитум.

4. Заполните таблицу «Строение и расположение листьев у разных растений».

1. Каково внешнее строение листа?

Большая часть листьев состоит из двух частей: листовой пластинки и черешка. Черешок соединяет листовую пластинку со стеблем.

У листьев таких растений, как алоэ, пшеница, цикорий, лён, черешков нет, они прикрепляются к стеблю основанием листовой пластинки.

При основании черешка иногда развиваются выросты — прилистники

2. Какие листья называют сложными, а какие — простыми?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.

Простые листья состоят из одной листовой пластинки.

3. Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?

Для однодольных растений характерно параллельное и дуговое жилкование.

Сетчатое жилкование типично для листьев двудольных растений.

4. Какую функцию выполняют жилки листа?

Жилки проводят растворы питательных веществ и придают листу прочность.

Подумайте

Можно ли только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное?

Только по жилкованию листьев определить, какое это растение — однодольное или двудольное, нельзя, т.к. бывают исключения (например, у двудольного подорожника жилкование дуговое, а листья однодольного растения вороний глаз имеют сетчатое жилкование).

infourok.ru

Лист. Внешнее строение листа

скачать Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 28

с углубленным изучением отдельных предметов»

ЛИСТ. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ ЛИСТА

(5 КЛАСС)

Учитель биологии

Кузнецова Маргарита Николаевна

Цель: - познакомить учащихся с листом, как важной частью побега;

- изучить внешнее строение листа, жилование и расположение на стебле.

Оборудование: комнатные растения, гербарные экземпляры растений; таблицы. Ход урока
  1. Повторение изученного материала.
Мы продолжаем с Вами знакомство с органами растений. Прежде чем перейти к новой теме, ответьте на вопросы:

- назовите органы растений? (корень, стебель, лист, цветок, плод)

- с каким органом растений мы с вами знакомы? (корень)

- что такое почка?

- какие бывают почки?

- что развивается из вегетативной почки?

  1. Изучение нового материала.
Итак, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с одним из органов растений - конем. Сегодня на уроке познакомимся еще в одним органом – лист.

Начнем с маленькой экскурсии в наш сказочный лес.

Леший: Давайте отправимся с вами в лес. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за … чудесами. Посмотрите, птица улетела от врага и спряталась в листве: а вот бабочка притворилась листком; Ой ребята, посмотрите какие интересные растения! А листья все такие разные! А почему это они разные, не похожи друг на друга, и растут вроде бы в одном лесу?

Входит хозяйка леса.

Хозяйка леса: Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему»

Меж деревьями мчится,

Летит по пятам

За неведомой птицей.

Другое –

Пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою

Скок в ручеек.

«Что» мышкой шныряет

Под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах

Притаившийся шорох,

Сидит «отчего»

На зеленом листке,

«Куда»

Полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой

Взлетело на пень…

Вопрос за вопросом,

Итак – целый день.

Леший: (берет хозяйку леса под руку)

Пойдем-ка, дружок,

По тропинке вдвоем

Ответы искать

Под зеленым шатром.

Хозяйка лесса: Посмотри, какие листья, а этот какой интересный.

Ой, а это что?

А как ты думаешь, Леший, какое значение имеют листья в жизни растений?

Леший: Я думаю… (чешет затылок). Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, давайте познакомимся со строением листа и жизненными процессами, которые в нем протекают. - Общее знакомство с листьями.

Сначала сравните листья алоэ (мясистые, толстые) с листьями кактуса. Вспомните почки кружевные листья моркови и крупные листья капусты, завивающие в кочан. Даже листья обычных деревьев: дуба, березы, клена не похожи друг на друга.

Встречаются листья – гиганты и совсем карлики. Например, в Московском ботаническом саду цветет ежегодно тропическое водное растение – виктория – диаметр этого листа равен 2 м. А у сорного растения мокрица листья меньше детского ногтя.

Внешнее строение листьев разных растений сильно отличается друг от друга, ном между ними много общего. Теперь давайте познакомимся с внешним строением листа.

- Внешнее строение листа.

Листовая пластинка, основание листа, черешок, жилка.

Учитель: Большинство листьев растений имеют зеленую окраску и состоит из

листовой пластинки

черешка, но

встречаются листья, которые не имеют черешка, такие листья называются бесчерешковые.(дети рисунки рисуют в тетрадь)

По форме листья тоже бывают разные. Бывают округлые, цельные – у сирени, зубчатые – у березы, вишни; рассеченные – у моркови, укропа.

По своей форме листья разных растений не похожи друг на друга. Но даже самые разнообразные листья можно объединить в 2 группы: простые и сложные (рисунки на доске).

непарноперистый парноперистый пальчатый Место прикрепления листьев называется узлом. - Жилкование листьев

- Кто из вас не видел весной необычных, состоящих из одних жилок прошлогодние листья? Сочная зеленая мякоть сгнила за зиму, а более прочные сохранились. Это сосуды, по которым происходит движение Н2О, органичных и минеральных веществ. Это жилкование листьев. Жилкование бывает:

сетчатое дуговое параллельное

  1. Закрепление.

Ребята, у вас на партах лежит гербарий листьев. Рассмотрите предложенные вам растения и опишите их по плану:

а) простой или сложный лист;

б) тип жилкования.

и занесите в таблицу.

Название растений Простой или сложный Жилкование

Тополь простой сетчатое

Рябина сложный сетчатое

Пшеница простой параллельное

Земляника сложный сетчатое

Леший: ребята, давайте с вами поиграем: Игра «Найди лишнего»

1. Земляника 1. Каштан 1.Береза 1. Яблоня

2.Шиповник 2. Клен 2.Пшеница 2.Груша

3.Тополь 3.Горох 3.Рожь 3. Пшеница

Леший: Молодцы, ребята! Хорошо вы сегодня на уроке поработали. Все справились с заданием. Узнали много интересного. Теперь я много узнал тайн леса. Спасибо Вам! скачать

nenuda.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта