2012 год Всероссийская олимпиада школьников по биологии. Ткань составляющая основную массу конуса нарастания почек растений
Конус нарастания стебля у растений. Образовательная ткань
Растения растут в течение всей жизни, и эта способность кардинально отличает их от животных. Главную роль в формировании новых побегов играет конус нарастания – специальная структура, клетки которой постоянно делятся. Эта зона находится на верхушках почек, а также на апексе главного стебля. Каким образом растениям удается постоянно расти?
Конус нарастания: что это такое и какова его роль?
На верхушках стебля и корня растения располагается специальная зона деления, которая образована клетками меристемы. Особенностью этой растительной ткани является способность к непрерывному и быстрому делению, что приводит к росту органов всего организма в длину и толщину.
Образовательная ткань также располагается на верхушках зеленых почек. Собственно, по этой причине из них и появляются новые побеги, которые позволяют растению простираться на большой территории и получать больше солнечной энергии для фотосинтеза. Существуют три типа почек: верхушечные, боковые и придаточные. Первые располагаются на апексе растения, а их точка роста позволяет расти организму в длину. Боковые почки находятся на стволе и отвечают за ветвление, то есть образование боковых побегов. Придаточные почки считаются спящими и активируются, если на верхушке меристема перестала делиться.
Из чего состоит конус нарастания? Во-первых, он образован клетками меристемы, которые быстро делятся и в последующем детерминируют все другие ткани. Во-вторых, возле зоны роста располагаются зачаточный стебелек, зачаточные листья и зачаточная почка, которые станут основой для образования молодого побега.
Конус нарастания стебля и корня
Образовательная ткань концентрируется прежде всего на верхушках растения, то есть на апексе стебля и на кончике корня. Стебель, таким образом, как и корень, увеличивает свою длину за счет деления клеток мезодермы. Последние, в свою очередь, в процессе детерминации формируют новые типы клеток и тканей. В стебле это проводящие ткани (флоэма и ксилема), основная ткань, покровная и т. д.
Точка роста корня имеет свои особенности. Так как она находится на конце корня и отвечает за его рост в длину, твердая почва могла бы быстро разрушить тонкие стенки клеток образовательной ткани, что остановило бы процесс деления. Поэтому поверх зоны деления располагается корневой чехлик, клетки которого отшелушиваются вместе с почвой, предохраняя тем самым уязвимые клетки мезодермы, а также выделяют слизистые вещества, которые помогают продвижению кончика подземного органа растения.
Видео по теме
Меристема – образовательная ткань растений
Ткань, составляющая основную массу конуса нарастания почек, стебля и корня, имеет название "меристема". Эта образовательная ткань состоит из мелких тонкостенных клеток, которые имеют большое ядро и мелкие многочисленные вакуоли. Функция меристемы – это быстрое деление и увеличение биомассы растения.
По локализации меристемы делятся на апикальные, боковые и вставочные.
- Апикальные меристемы располагаются на верхушках стебля и корня. Их основная задача заключается в увеличении длины растения.
- Боковая образовательная ткань представлена кольцом камбия в стебле и перициклом в корне. У травянистых растений эта меристема быстро исчезает, а у многолетних древесных она остается, что дает возможность роста стебля и корня в ширину. В результате работы боковой меристемы образуются так называемые годичные кольца.
- Вставочная, или интеркалярная, меристема находится в области узлов травянистых растений. Лучше всего этот тип образовательной ткани проявляется у семейства злаковых, так как отвечает за рост междоузлий в длину.
Также выделяют раневые меристемы, которые образуются на месте механического повреждения тела растения путем деспециализации близлежащих тканей (чаще всего паренхимы).
По времени возникновения меристемы делятся на первичные и вторичные. Первые образуют тело зародыша, а вторые уже наблюдаются у молодого сформировавшегося растения.
Использование особенностей меристемы на практике
Иногда домашние или садовые растения начинают быстро увеличиваться в длину, совсем не разветвляясь на мелкие боковые побеги. Чтобы избежать чрезмерного роста стебля в высоту, прибегают к обрезанию его верхушки. В итоге конус нарастания исчезает, а растение начинает активно ветвиться за счет боковых и вставочных почек.
Если же, наоборот, необходимо продлить процесс роста в длину, обрезать верхушку стебля ни в коем случае нельзя. Это приведет к потере образовательной ткани, которая и отвечает за увеличение тела растения.
Заключение
Конус нарастания играет ключевую роль в росте представителей флоры. Он образован клетками меристемы, или образовательной ткани, которая создает новые верхушечные и боковые побеги. Конус нарастания находится в почках, которые защищают меристему от воздействия окружающей среды. Собственно, любая почка дает начало новому побегу за счет деления клеток мезодермы.
Источник: fb.ru Образование Камбий — разновидность образовательных тканей растений. Характеристика и функции камбияВ основе физиологии растений лежит процесс фотосинтеза – превращения солнечной энергии в энергию химических связей. Основным органом фотосинтеза является лист. Поверхность листа покрыта тоненькой кожицей –...
Образование Устьица у растения: определение, расположение, функции. Значение устьиц в дыхании растенийУстьица у растения — это поры, находящиеся в слоях эпидермиса. Они служат для испарения лишней воды и газообмена цветка с окружающей средой.Впервые о них стало известно в 1675 году, когда натуралист Марче...
Образование Дыхание у растений происходит в клетках органов. В клетках каких органов происходит дыхание у растений?В дыхании участвуют системы, которые снабжают организм кислородом. У растений оно идентично животному. Этот процесс длится круглосуточно. Дыхание у растений происходит в клетках органов, расположенных на всей поверхно...
Увеличение количества особей своего вида – важнейшая задача любого организма. Именно поэтому наряду с половым размножением появилось бесполое. Растения по-своему приспособились к эффективному распространению, ис...
Образование Особенности строения и функция корневого чехлика у растенийУ каждого живого существа есть свои приспособления для нормальной жизни, позволяющие защищаться от самых разных неприятностей, начиная от врагов и заканчивая климатическими невзгодами. Растения не являются исключением...
Образование Чередование поколений - это... Чередование поколений у растенийВ современном мире стало привычным называть техническими терминами все, что нас окружает. Механизм размножения... Именно так «окрестили» ученые умы чудо зарождения новой жизни.
Образование Образовательная ткань: функции и строениеЭволюция животного и растительного мира постепенно вела к усложнению их организации. Поэтому современное разнообразие видов настолько велико, что просто поражает воображение. Усложнение внутреннего строения находило о...
Давно доказано, что растения - это живые существа. Они, так же, как и животные, питаются, дышат, размножаются. В них происходят тысячи биохимических реакций, образуются полезные питательные вещества, из них выводятся ...
Образование Особенности строения проводящей ткани растений. Проводящая ткань растений: строениеКак и в организме животных, у растений есть отдельные транспортные механизмы, которые отвечают за доставку питательных веществ к отдельным клеткам и тканям. Сегодня мы обсудим особенности строения проводящей ткани рас...
monateka.com
Весной раствор сахаров поступает к почкам по — КиберПедия
а) лубяным волокнам;
б) ситовидным трубкам коры;
в) сосудам древесины;
г) паренхимным клеткам древесины.
Околоцветник цветков растений семейства Пасленовые
а) двойной, кратный пяти;
б) двойной, кратный трем;
в) простой, кратный пяти;
г) простой, кратный пяти.
Рожь и подсолнечник относятся к разным семействам растений на основании различий в
а) типах корневых систем;
б) строении семени, цветка и корневой системы;
в) строении клеток и тканей;
г) строении цветков.
Основной общей особенностью споровых растений является
а) зависимость их размножения от воды;
б) среда обитания;
в) наличие хроматофоров в листьях;
г) отсутствие органов растения.
Ткань, составляющая основную массу конуса нарастания почек растений,-
а) покровная
б) основная;
в) проводящая;
г) образовательная.
Придаточные корни на стеблях развиваются за счет деятельности
а) основной ткани;
б) боковой образовательной ткани;
в) клеток коры и луба;
г) клеток древесины.
Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений открыл
а) Г.И. Мендель;
б) И.И. Шмальгаузен;
в) А.И. Опарин;
г) С.Г. Навашин.
Перистое жилкование листьев характерно для растения
а) пырей ползучий;
б) ландыш майский;
в) вороний глаз;
г) подорожник большой.
Первый антибиотик был получен из
а) растений;
б) животных;
в) бактерий;
г) грибов.
Одним из общих свойств всех животных считается
а) многоклеточность;
б) способность к автотрофному питанию;
в) эукариотическое строение клеток;
г) наличие нервной системы.
Новой системой органов, возникшей в процессе эволюции у членистоногих, является
а) пищеварительная;
б) кровеносная;
в) дыхательная;
г) нервная.
Карась отличается от ланцетника наличием
а) жабер;
б) спинного мозга;
в) кровеносной системы;
г) позвоночника.
Пара животных, у которых развитие происходит с полным превращением, - это
а) озерная лягушка и бабочка-капустница;
б) аксолотль и стрекоза;
в) червяга и кузнечик;
г) гребнистый тритон и саранча.
Протонефридиальная выделительная система у
а) кишечнополостных;
б) кольчатых червей;
в) плоских червей;
г) членистоногих.
Личинки моллюсков, ведущих паразитический образ жизни, имеются у
а) беззубок;
б) прудовиков;
в) виноградных улиток;
г) слизней.
Исключите лишнее
а) бедренная кость;
б) большая берцовая кость;
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость.
18. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы:
а) биотические;
б) абиотические;
в) антропогенные;
г) космические.
19. Выберите правильно составленную пищевую цепь:
а) фитопланктон – мелкие ракообразные – хищные птицы – рыбы;
б) мелкие ракообразные – фитопланктон – рыбы – хищные птицы;
в) фитопланктон – мелкие ракообразные – рыбы – хищные птицы;
г) рыбы – хищные птицы – фитопланктон – мелкие ракообразные.
Какой из перечисленных организмов относится к миксотрофам?
а) кузнечик зеленый;
б) эвглена зеленая;
в) кувшинка белая;
г) раффлезия Арнольди.
Наименьшее давление крови в момент систолы сердца возникает в
а) правом желудочке; в) левом желудочке;
б) правом предсердии; г) левом предсердии.
Эритроциты – это
а) межклеточное вещество эпителиальной ткани;
б) специализированные клетки эпителиальной ткани;
в) межклеточное вещество соединительной ткани;
г) специализированные клетки соединительной ткани.
Хрящевые гиалиновые полукольца
а) образуют скелет гортани;
б) образуют скелет трахеи;
в) участвуют в газообмене;
г) расширяют голосовую щель
Активирование деятельности ферментов в кишечнике происходит за счет
а) желчи;
б) гормонов;
в) глюкозы;
г) аминокислот.
25.Корковое вещество почки содержит
а) почечные пирамиды;
б) почечные канальцы;
в) клубочки;
г) почечную лоханку.
Устойчивость организма к влиянию факторов внешней среды называется
а) раздражимостью;
б) возбудимостью;
в) развитием;
г) саморегуляцией.
Поддержание постоянства внутренней среды организма обеспечивается
а) способностью костей к росту;
б) прочностью костей;
в) соединением костей друг с другом;
г) способностью костной ткани выделять в кровь ионы солей.
Возникновению близорукости способствует
а) расположение источника света во время работы слева;
б) чтение черно-белого текста;
в)расположение текста на расстоянии 30-35 см от глаз;
г) чтение в движущемся транспорте.
Грудная клетка при выдохе
а) опускается, объем уменьшается;
б) опускается, объем увеличивается;
в) приподнимается, объем уменьшается;
г) приподнимается, объем увеличивается.
cyberpedia.su
Всероссийская олимпиада школьников по биологии Муниципальный этап 8 классЧасть 1
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
Муниципальный этап
8 класс
Часть 1. Задание включает в себя 30 вопросов, к каждому из которых предложены 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.
1. Корневой волосок – это
а) часть корня, состоящая из одного ряда клеток;
б) вырост тонкостенной клетки покровной ткани;
в) группа клеток, сходных по строению;
г) небольшие боковые корни.
2. Весной раствор сахаров поступает к почкам по
а) лубяным волокнам;
б) ситовидным трубкам коры;
в) сосудам древесины;
г) паренхимным клеткам древесины.
3. Околоцветник цветков растений семейства Пасленовые
а) двойной, кратный пяти;
б) двойной, кратный трем;
в) простой, кратный пяти;
г) простой, кратный пяти.
4. Рожь и подсолнечник относятся к разным семействам растений на основании различий в
а) типах корневых систем;
б) строении семени, цветка и корневой системы;
в) строении клеток и тканей;
г) строении цветков.
5. Основной общей особенностью споровых растений является
а) зависимость их размножения от воды;
б) среда обитания;
в) наличие хроматофоров в листьях;
г) отсутствие органов растения.
6. Ткань, составляющая основную массу конуса нарастания почек растений,-
а) покровная
б) основная;
в) проводящая;
г) образовательная.
7. Придаточные корни на стеблях развиваются за счет деятельности
а) основной ткани;
б) боковой образовательной ткани;
в) клеток коры и луба;
г) клеток древесины.
8. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений открыл
а) Г.И. Мендель;
б) И.И. Шмальгаузен;
в) А.И. Опарин;
г) С.Г. Навашин.
9. Перистое жилкование листьев характерно для растения
а) пырей ползучий;
б) ландыш майский;
в) вороний глаз;
г) подорожник большой.
10. Первый антибиотик был получен из
а) растений;
б) животных
в) бактерий;
г) грибов.
11. Одним из общих свойств всех животных считается
а) многоклеточность;
б) способность к автотрофному питанию;
в) эукариотическое строение клеток;
г) наличие нервной системы.
12. Новой системой органов, возникшей в процессе эволюции у членистоногих, является
а) пищеварительная;
б) кровеносная;
в) дыхательная;
г) нервная.
13. Карась отличается от ланцетника наличием
а) жабер;
б) спинного мозга;
в) кровеносной системы;
г) позвоночника.
14. Пара животных, у которых развитие происходит с полным превращением, - это
а) озерная лягушка и бабочка-капустница;
б) аксолотль и стрекоза;
в) червяга и кузнечик;
г) гребнистый тритон и саранча.
15. Протонефридиальная выделительная система у
а) кишечнополостных;
б) кольчатых червей;
в) плоских червей;
г) членистоногих.
16. Личинки моллюсков, ведущих паразитический образ жизни, имеются у
а) беззубок;
б) прудовиков;
в) виноградных улиток;
г) слизней.
17. В процессе эволюции у земноводных впервые появиласьа) грудина;
б) мочевой пузырь:
в) грудная клетка;
г) поджелудочная железа.
18. Среди позвоночных только для млекопитающих характерно
а) выкармливание детенышей;
б) внутреннее оплодотворение;
в) забота о потомстве;
г) внутриутробное развитие.
19. Жук-навозник по характеру питания
а) фитофаг;
б) сапрофит;
в) хищник;
г) паразитоид.
20. Хрящевые рыбы в отличие от костистых обычно имеют
а) гетероцеркальный хвостовой плавник;
б) гомоцеркальный хвостовой плавник;
в) плавательный пузырь;
г) покрытую слизью кожу.
21. Осенью первыми из перелетных птиц улетают
а) водоплавающие;
б) зерноядные;
в) насекомоядные;
г) хищные.
22. Клетки животных в отличие от клеток растений имеют способность к
а) синтезу белка;
б) фотосинтезу;
в) фагоцитозу;
г) дыханию.
23. Споры бактерий служат для
а) перенесения неблагоприятных условий;
б) размножения;
в) переселения на большие расстояния;
г) перенесения неблагоприятных условий и размножения.
24. К паукообразным относится
а) циклоп;
б) майский жук;
в) скорпион;
г) муравей.
25. Ехидна и утконос в отличие от других млекопитающих
а) откладывают яйца;
б) дышат жабрами;
в) не выкармливают детенышей молоком;
г) не имеют наружного уха.
26. Сложная форма врожденного поведения у животных – это
а) инстинкт;
б) реакция;
в) рефлекс;
г) раздражимость.
27. Исключите лишнееа) бедренная кость;
б) большая берцовая кость;
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость.
28. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы:
а) биотические;
б) абиотические;
в) антропогенные;
г) космические.
29. Выберите правильно составленную пищевую цепь:
а) фитопланктон – мелкие ракообразные – хищные птицы – рыбы;
б) мелкие ракообразные – фитопланктон – рыбы – хищные птицы;
в) фитопланктон – мелкие ракообразные – рыбы – хищные птицы;
г) рыбы – хищные птицы – фитопланктон – мелкие ракообразные.
30. Какой из перечисленных организмов относится к миксотрофам?
а) кузнечик зеленый;
б) эвглена зеленая;
в) кувшинка белая;
г) раффлезия Арнольди.
Часть II. Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Признаки семейства Злаковые:
I. Вставочный рост;
II. Параллельное жилкование листа;
III. Плод семянка;
IV. Закрытые проводящие пучки.
а) I, II, IV; б) I, II, III; в) I, III; IV; г) II, III, IV.
2. Растительная клетка высших растений в отличие от животной может иметь:
I. Целлюлозную клеточную стенку;
II. Клеточный центр;
III. Пластиды;
IV. Алейроновые зерна.
а) I, II, III; б) I, III, IV; в) I, II, IV; г) II, III, IV.
3. Свойства клеток устьиц листа:
I. Клетки образованы основной тканью;
II. Клетки образованы покровной тканью;III. Клетки живые, бесцветные;
IV. Клетки живые, зеленые.
а) II, III; б) III, IV; в) I, II; г) II, IV.
4. Укажите приспособления к паразитизму у печеночного сосальщика:
I. Три пары губ;
II. Ротовая присоска;
III. Брюшная присоска;
IV. Развитие без смены хозяев.
а) II, III; б) I, III; в) I, II; г) I, IV.
5. В скелете человека неподвижно соединены кости:
I. Лобная и теменная;
II. Лобная и затылочная;
III. Лучевая и плечевая;
IV. Бедренная и берцовая.
а) II, IV; б) I, IV; в) I, II; г) I, III.
Часть III. Задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет».
1. Покровная ткань растения содержит трихомы.
2. Внесение удобрений в почву – антропогенный фактор.
3. Двудомными называют растения, у которых все цветки имеют и тычинки и пестики.
4.Сигналом к осеннему отлету птиц является похолодание.
5. При правильной осанке позвоночник полностью выпрямлен.
6. Гаметофит мхов имеет гаплоидный набор хромосом в клетках, т.е. является гаплобионтом.
7. Растительная клетка в отличие от животной и грибной клеток не имеет митохондрий.
8. У придонных рыб чешуя отливает зеркальным блеском, что помогает им не попадаться на глаза врагу.
9. Главное отличие амёбы от стафилококка заключается в том, что она имеет оформленное ядро.
10. В связи с прямохождением у человека имеется подвижное соединение костей.
Часть IV. Задания, требующие установление соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.- Установите соответствие между признаками паукообразных и насекомых и классами, к которым они относятся
ПРИЗНАК | КЛАСС |
А) тело состоит из головогруди и брюшка Б) четыре пары ходильных ног В) тело состоит из головы, груди, брюшка Г) три пары ходильных ног Д) глаза простые и сложные Е) несколько пар простых глаз | 1. Паукообразные 2. Насекомые |
- Установите соответствие между признаками растений и отделами, в которых они находятся
ПРИЗНАК | ОТДЕЛ |
А) гаметофит представлен заростком Б) спорофит имеет множественные перистые листья – вайи В) органы прикрепления отсутствуют или ризоиды Г) спорофит – коробочка Д) из спор вырастают зеленые нити (протонемы)Е) органы прикрепления – корневище | 1. Мхи 2. Папоротники |
girniy.ru
2012 год Всероссийская олимпиада школьников по биологии
Муниципальный этап
8 классЧасть 1. Задание включает в себя 30 вопросов, к каждому из которых предложены 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. 1. Корневой волосок – это
а) часть корня, состоящая из одного ряда клеток;
б) вырост тонкостенной клетки покровной ткани;
в) группа клеток, сходных по строению;
г) небольшие боковые корни.
2. Весной раствор сахаров поступает к почкам по
а) лубяным волокнам;
б) ситовидным трубкам коры;
в) сосудам древесины;
г) паренхимным клеткам древесины.
^
а) двойной, кратный пяти;
б) двойной, кратный трем;
в) простой, кратный пяти;
г) простой, кратный пяти.
^
а) типах корневых систем;
б) строении семени, цветка и корневой системы;
в) строении клеток и тканей;
г) строении цветков.
^
а) зависимость их размножения от воды;
б) среда обитания;
в) наличие хроматофоров в листьях;
г) отсутствие органов растения.
^
а) покровная
б) основная;
в) проводящая;
г) образовательная.
^
а) основной ткани;
б) боковой образовательной ткани;
в) клеток коры и луба;
г) клеток древесины.
^
а) Г.И. Мендель;
б) И.И. Шмальгаузен;
в) А.И. Опарин;
г) С.Г. Навашин.
9. Перистое жилкование листьев характерно для растения
а) пырей ползучий;
б) ландыш майский;
в) вороний глаз;
г) подорожник большой.
^
а) растений;
б) животных
в) бактерий;
г) грибов.
11. Одним из общих свойств всех животных считается
а) многоклеточность;
б) способность к автотрофному питанию;
в) эукариотическое строение клеток;
г) наличие нервной системы.
^
а) пищеварительная;
б) кровеносная;
в) дыхательная;
г) нервная.
^
а) жабер;
б) спинного мозга;
в) кровеносной системы;
г) позвоночника.
14. Пара животных, у которых развитие происходит с полным превращением, - это
а) озерная лягушка и бабочка-капустница;
б) аксолотль и стрекоза;
в) червяга и кузнечик;
г) гребнистый тритон и саранча.
^
а) кишечнополостных;
б) кольчатых червей;
в) плоских червей;
г) членистоногих.
16. Личинки моллюсков, ведущих паразитический образ жизни, имеются у
а) беззубок;
б) прудовиков;
в) виноградных улиток;
г) слизней.
^
а) грудина;
б) мочевой пузырь:
в) грудная клетка;
г) поджелудочная железа.
18. Среди позвоночных только для млекопитающих характерно
а) выкармливание детенышей;
б) внутреннее оплодотворение;
в) забота о потомстве;
г) внутриутробное развитие.
^
а) фитофаг;
б) сапрофит;
в) хищник;
г) паразитоид.
20. Хрящевые рыбы в отличие от костистых обычно имеют
а) гетероцеркальный хвостовой плавник;
б) гомоцеркальный хвостовой плавник;
в) плавательный пузырь;
г) покрытую слизью кожу.
^
а) водоплавающие;
б) зерноядные;
в) насекомоядные;
г) хищные.
22. Клетки животных в отличие от клеток растений имеют способность к
а) синтезу белка;
б) фотосинтезу;
в) фагоцитозу;
г) дыханию.
^
а) перенесения неблагоприятных условий;
б) размножения;
в) переселения на большие расстояния;
г) перенесения неблагоприятных условий и размножения.
^
а) циклоп;
б) майский жук;
в) скорпион;
г) муравей.
25. Ехидна и утконос в отличие от других млекопитающих
а) откладывают яйца;
б) дышат жабрами;
в) не выкармливают детенышей молоком;
г) не имеют наружного уха.
^
а) инстинкт;
б) реакция;
в) рефлекс;
г) раздражимость.
27. Исключите лишнее
а) бедренная кость;
б) большая берцовая кость;
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость.
^
а) биотические;
б) абиотические;
в) антропогенные;
г) космические.
^
а) фитопланктон – мелкие ракообразные – хищные птицы – рыбы;
б) мелкие ракообразные – фитопланктон – рыбы – хищные птицы;
в) фитопланктон – мелкие ракообразные – рыбы – хищные птицы;
г) рыбы – хищные птицы – фитопланктон – мелкие ракообразные.
^
а) кузнечик зеленый;
б) эвглена зеленая;
в) кувшинка белая;
г) раффлезия Арнольди.^ Задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.^
I. Вставочный рост;
II. Параллельное жилкование листа;
III. Плод семянка;
IV. Закрытые проводящие пучки.
а) I, II, IV; б) I, II, III; в) I, III; IV; г) II, III, IV.
^
I. Целлюлозную клеточную стенку;
II. Клеточный центр;
III. Пластиды;
^
а) I, II, III; б) I, III, IV; в) I, II, IV; г) II, III, IV.
3. Свойства клеток устьиц листа:
I. Клетки образованы основной тканью;
II. Клетки образованы покровной тканью;
III. Клетки живые, бесцветные;
^
а) II, III; б) III, IV; в) I, II; г) II, IV.
4. Укажите приспособления к паразитизму у печеночного сосальщика:
I. Три пары губ;
II. Ротовая присоска;
III. Брюшная присоска;
IV. Развитие без смены хозяев.
а) II, III; б) I, III; в) I, II; г) I, IV.
^
I. Лобная и теменная;
II. Лобная и затылочная;
III. Лучевая и плечевая;
IV. Бедренная и берцовая.
а) II, IV; б) I, IV; в) I, II; г) I, III.
Часть III. Задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». 1. Покровная ткань растения содержит трихомы.
2. Внесение удобрений в почву – антропогенный фактор.
3. Двудомными называют растения, у которых все цветки имеют и тычинки и пестики.
4.Сигналом к осеннему отлету птиц является похолодание.
5. При правильной осанке позвоночник полностью выпрямлен.
6. Гаметофит мхов имеет гаплоидный набор хромосом в клетках, т.е. является гаплобионтом.
7. Растительная клетка в отличие от животной и грибной клеток не имеет митохондрий.
8. У придонных рыб чешуя отливает зеркальным блеском, что помогает им не попадаться на глаза врагу.
9. Главное отличие амёбы от стафилококка заключается в том, что она имеет оформленное ядро.
10. В связи с прямохождением у человека имеется подвижное соединение костей.Часть IV. Задания, требующие установление соответствия. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- Установите соответствие между признаками паукообразных и насекомых и классами, к которым они относятся
ПРИЗНАК | КЛАСС |
А) тело состоит из головогруди и брюшка Б) четыре пары ходильных ног В) тело состоит из головы, груди, брюшка Г) три пары ходильных ног Д) глаза простые и сложные Е) несколько пар простых глаз | 1. Паукообразные 2. Насекомые |
- ^
ПРИЗНАК | ОТДЕЛ |
А) гаметофит представлен заростком Б) спорофит имеет множественные перистые листья – вайи В) органы прикрепления отсутствуют или ризоиды Г) спорофит – коробочка Д) из спор вырастают зеленые нити (протонемы) Е) органы прикрепления – корневище | 1. Мхи 2. Папоротники |
pochit.ru