Человек и мир растений. Урок по предмету "Человек и мир" по теме "Растения родного края"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Человек и мир. Растения леса. Человек и мир растений


Человек и мир. Растения леса

Тема урока: Растения леса Цели урока: — расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания; — развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах и микрогруппах, приемы умственной деятельности; — содействовать воспитанию чувств восхищения красотой природы, ее мудростью, гуманных отношений ко всему живому. Оборудование: гербарии и рисунки растений леса, таблицы с растениями леса, карточки с заданиями для самостоятельной работы. Ход урока 1. Организационный момент Психогимнастика для создания соответствующего настроения на уроке. Упражнение «Творим добро». Выполняется сидя. — Положите руки в удобное положение. Закройте глаза, представьте, что ваше сердце наполняют Любовь, Доброта, Мир. Их так много, что вы мысленно направляете во все стороны Любовь, Доброту, Мир. Мы творим вокруг себя Любовь, Доброту, Мир. Эти минуты вернуться сторицей. — Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже: на ясное солнышко или темную тучу? Вот сейчас можно и начинать урок. Сейчас мы отправимся на прогулку в лес. Закройте глаза и представьте себе участок леса, где вы побывали недавно. Мы слышим, как шелестят листья на деревьях, как поют лесные птицы. Мы вдыхаем свежий и целебный лесной воздух, слушаем звуки леса, любуемся его красками… — Хорошо в лесу, но пора возвращаться. В каком лесу вы побывали? (Заслушивается несколько ответов учащихся). 2. Вводная часть Объявление темы урока, его задач. Вводная беседа по вопросам учебника перед изучением темы.

3. Изучение нового материала Формирование представления о лесе, типах леса. — Прочитайте первый абзац текста «Растения леса». — Какие леса встречаются в Беларуси? После ответов школьников, на доске строится схема:

— Какие деревья образуют хвойные леса? Лиственные? Какие леса называются смешанными? — Прочитайте второй абзац текста. О чем идет речь в нем? — Какие растения в лесу являются главными? — Как растения растут в лесу? Почему? — Какие растения растут в первом ярусе? Какие во втором? Какие растения образуют третий ярус? Самостоятельная работа. Игра «Узнай по описанию» (для проверки знаний учениками растений, как дети могут распознавать их на рисунках) Класс делится на 5 микрогрупп, каждая из которых получает свое задание. Задание 1-й микрогруппе: С помощью рисунков учебника, опознайте деревья по их описанию: 1. Дерево с мелкими листьями, стволом  необычного цвета, с черными черточками и полосками. 2. Могучее дерево с мощным стволом и мощной кроной, с поздно появляющимися листьями, по форме напоминающими перо, плоды желуди. 3. Ствол тёмный, бархатистый, пы

weburok.com

Урок по предмету "Человек и мир" по теме "Растения родного края"

10

Открытый урок по предмету «Человек и мир» 2 класс

Тема Растения родного края

Тип урока

Обобщающий урок

учитель начальных классов Шлык Ирина Николаевна

2016

Цели и задачи:

-систематизировать и углубить знания учащихся о культурных и дикорастущих растениях ближайшего окружения,

-развивать логическое мышление, память, внимание,

-активизировать познавательную деятельность,

-содействовать осознанию необходимости бережного отношения к растениям, развитию умения видеть и беречь красоту растительного мира родного края.

Ход урока

  1. Организационный момент

Начнем наш урок с небольшого упражнения.

Закройте глаза, глубоко вдохните, расслабьтесь. Представьте себе, что вы стоите на берегу океана, по синему морю плывут облака.

Они несут вам познание, вдохновение и успех. Солнце освещает деревья, поют птицы, шумят волны, вам хорошо и спокойно. Приятная обстановка придает вам уверенность в своих силах. Я желаю вам успеха на уроках.

Дидактическая игра «Поспевай-не зевай» (для снятия психологической инерции)

1. Сколько человек тянули репку?

2 .Красная шапочка носила венок из одуванчиков или ромашек?

Игра «Дорисуй недостающее»

На листах бумаги схематически нарисованы лист кувшинки, лист подорожника, лист вороньего глаза

- Назовите одним словом части растений.

- Назовите растение, лист которого показан первый. Дорисуйте цветок.

- Лист какого растения показан вторым? Что мы должны дорисовать?

- Какому растению принадлежит последний лист? Дорисуйте цветок. Сколько листьев еще нужно дорисовать на этом рисунке?

Настроились на работу?

Нам нужно добавить только хорошее настроение.

Давайте вспомним какой-нибудь красивый уголок природы, в котором нам всегда приятно побывать.

2. Целеполагание

- С какими растениями мы познакомились на предыдущих уроках?

- Сегодня нам предоставляется возможность проверить себя, насколько хорошо мы знаем растения нашего края, научились ли мы их распознавать и описывать. Кроме того, мы узнаем еще много интересного о мире растений. Поможет нам решить эти задачи увлекательная, очень занимательная книга «Этот удивительный зеленый мир»

Почему зеленый мир?

Есть ли у вас, ребята, желание попутешествовать по страницам этой книги? Тогда, милости просим.

  1. Систематизация и обобщение материала.

Перевернем первую страницу. Прочитаем название

Такие разные и такие похожие

- Как вы думаете, чем похоже большинство растений?

(У растений есть корень, стебель, листья, цветок, плод.)

- Чем отличаются?

(Разные листья, цветки ,плоды, стебли.)

На этой странице есть интересные задания, которые мы можем выполнить.

Задание «Загадаю- отгадай»

Из травы под тенью кроны

Смотрит черный глаз вороны. (Вороний глаз)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Береза)

Крона кудрявая,

Сучья корявые, плод полированный,

Как из меди кованный. (Дуб)

На реке у бора -

Чашка из фарфора:

Как день - она всплывет,

Как ночь - она ныряет. (Кувшинка белая)

Ягоды - не сладость,

Садам - украшение,

Дроздам - угощение. (Рябина)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят,

Очень любят бусы эти,

Дети ,птицы и медведи. (Малина)

Лег пластом у дороги,

Разметал руки, ноги,

Его бьют сапогом,

Его мнут колесом-

Ему все нипочем,

Хоть ударь кирпичом! (Подорожник)

Игра «Назови нужное» ( с мячом)

Дикорастущее дерево (Елка)

Культурное растение сада (Яблоня)

Овощ ( Огурец)

Дикорастущий кустарник

Лекарственное травянистое растение

Лекарственное дерево

Ядовитое травянистое растение

Ядовитый кустарник

Растение - краснокнижник

Страница вторая «Для умников и умниц»

Игра-физкультминутка «Деревья, кустарники, травы»

Волчье лыко, лещина, вороний глаз, кувшинка белая, сосна, венерин башмачок, прострел луговой, колокольчик, малина, береза.

Распределите растения: если это дерево, то поднимите руки вверх, если это кустарник, то положите руки на пояс, а если травянистые растения, то присядьте.

Следующая игра «Назови одним словом»

Томат, огурец, кабачок, редис-это…

Яблоня, вишня, томат, укроп-это…

Береза, ель, клен-это…

Подорожник, малина, липа, тысячелистник-это..

Белена черная, вороний глаз-это…

Психогимнастика

Топали да топали ( на всей стопе)

Дотопали до тополя.

До тополя дотопали (на пятках)

Да ноги все протопали.(на носках)

Помните ли вы сказку про Мужика и медведя?

Упражнение «Вершки и корешки»

Если называется растение, у которого съедобные подземные части, то надо присесть, если наземные- встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

Капуста, свекла, морковь, щавель, лук.

Открываем третью страницу «Удивительное рядом»

Каким растениям принадлежат эти рекламы:

1. Душистое, медовое, золотое дерево.(Липа)

2. Дерево здоровья, смолистое, стройное, с золотистой корой. (Сосна)

3. Дерево щедрое, дарящее птицам свои яркие, красивые плоды. (Рябина)

4. Растение-друг путешественника зеленый бинт. ( Подорожник)

5. Растение- часы, предсказатель погоды. (Кувшинка белая)

6. Музыкальное, радостное дерево, с красивой кроной, ветками до самой земли. (Ель)

Четвертая страница «Знаем и умеем»

Самостоятельная работа – работа в парах( дополнительные тетради на печатной основе «Человек и мир: тестовые задания»)

Самопроверка. Взаимопроверка между парами.

Пятая страница «Мы - друзья и защитники растений»

Хорошие друзья всегда хорошо знают друг друга, умеют говорить приятное своему другу.

Игра «Хлопаем в ладоши»

Если эти слова о значении растений- хлопаем в ладоши

Тетради, карандаши, парта, кислород, телевизор, корабль, чай, салат, борщ, красота, открытие, шариковая ручка, дом, нектар, корм, полотенце, мороженое, шкатулка, скворечник.

На прошлом уроке мы говорили о том, что растения нуждаются в охране, нашей защите. Что нужно делать, чтобы стать другом растений?

Чтобы носить это гордое звание «Друг и защитник растений»?

Нужно знать и соблюдать определенные правила. Хорошо ли вы их знаете, сейчас проверим.

Игра «Я буду - я не буду»

  1. Чтобы растения не страдали от вытаптывания, я буду…

  2. Чтобы не исчезали цветущие растения, я не буду…

  3. Чтобы не отравлять почву, на которой растут растения, я не буду…

  4. Чтобы красивоцветущие растения не исчезали, я буду…

  5. Чтобы птицы охраняли растения от вредителей, я буду…

  6. Чтобы в огне не гибли растения, я не буду…

  7. Чтобы комнатные растения всегда хорошо себя чувствовали, я буду…

Игра «Да - нет»

Я букетик соберу,

И веночек я сплету.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

По тропинкам я хожу

Ничего я не топчу.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

На опушке цветы цветут

Дети любуются ими, не рвут.

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

В жаркий день костер зажгу

Как хочу - я отдохну!

Дайте, дети, мне ответ:

Это можно или нет?

Мусорить -

Нести беду!

Травинке, каждому цветку.

Дайте, дети, мне ответ

Это можно или нет?

Может в каждом цветке живет добрый эльф, который дарит людям хорошие сны и улыбки, но, конечно, только добрым. И если прислушаться, можно услышать:

Мне по нраву только тот,

Кто мир природы бережет,

Кто березку не сломает.

И пичужку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет

И костер не разведет…

Кто всегда в моем дому

Уважает тишину!

Следующее задание для вас:

Найди способ прочитать новое слово

Заяц

Арбуз

Подорожник

Огурец

Вороний глаз

Ель

Дуб

Нарцисс

Ирис

Картофель

- Какое слово здесь спряталось?

Кто самый смекалистый и внимательный? (Заповедник)

- Какое отношение имеет это слово к растениям? (В заповедниках охраняются растения)

Знакомство с «Красной книгой Беларуси»

- На какие группы можно разделить все растения? (Дикорастущие и культурные)

Игра «Хлопаем в ладоши»

Если это растение занесено в « Красную книгу Беларуси»

Вороний глаз, венерин башмачок ,первоцвет высокий, тысячелистник, прострел луговой, волчье лыко, кувшинка белая.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Вы были на концерте или в театре и видели, что зрители благодарят артистов рукоплесканием.

Если было интересно на уроке, похлопайте в ладоши. Чем интереснее, тем громче должны быть ваши хлопки. Своими хлопками мы говорим спасибо друг другу и себе за интересную и успешную работу.

Все вы умницы! Работали дружно, добросовестно! Были внимательны и активны, проявили смекалку, находчивость, сообразительность, показали свои знания. Поаплодируйте сами себе и скажите: «Молодцы!»

Поднимите руки, опустите их на голову, погладьте себя. Вы - молодцы!

multiurok.ru

Урок «Человек и мир» 2 класс

Отдел образования, спорта и туризма

Краснопольского райисполкома

Учреждение образования

«Краснопольская районная государственная гимназия»

Урок человек и мир во 2 классе

Тема: «Части растений. Условия, необходимые для роста и развития растений»

учитель начальных классов

Леонченко Елена Александровна

Краснополье,

 2017

Урок «Человек и мир» , 2 класс

Тема урока: «Части растения. Условия, необходимые для роста и развития растений»

Цели урока: сформировать представление учащихся о строении

растений (на примере цветкового: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и условиях, необходимых для их роста (вода, воздух, тепло, свет).

содействовать формированию заботливого отношения к растениям.

Оборудование: гербарий, рисунки с растениями.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Сядем прямо, не гудеть.

Руки держим мы на парте.

Ножки вместе соберем.

Посмотри скорей, дружок,

Всё ли у тебя в порядке?

Книжки, ручки и тетрадки?

Будем мы работать дружно,

Многое успеть нам нужно.

Постарайтесь все понять.

Учитесь тайны открывать.

Ответы полные давать.

II .Актуализация знаний.

Тема урока и цели. Итак, в путь!

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это будет урок-игра. Игра не простая, будем учиться играя.

Путешествовать любите? Сегодня отправимся в гости к Лесовичку.

А вы знаете, где он живет? (высказывания детей)

За чистым-чистым полем, за дремучим- дремучим лесом живет Лесовичок. Он охраняет природу. А что такое природа? Какая бывает природа? Какие виды растений вы знаете? В природе все удивительно. В ней множество загадок – только успевай –разгадывай.

III. Поляна загадок.

И вот мы попали с вами на поляну загадок. Лесовичок загадает вам загадки. Слушайте внимательно!

Определите орган, который укрепляет растение в почве. (Корень.)

У дерева он один, а у кустарника — много.(Стебель.)

Растет — зеленеет, летит — пожелтеет, упадет — почернеет. (Лист.)

Яркий, благоухающий… (Цветок.)

Бывает вкусный, сочный, но бывает сухой,твердый, образуется на месте цветка.(Плод.)

Из него вырастает новое растение. (Семя.)

Молодцы! Все загадки отгадали.А скажите ,ребята: «Все ли растения имеют названые части?»

IV. Лесная школа.

А сейчас мы вместе с Лесовичком отправляемся в лесную школу (Видео «Школа чудесников»).

Физкультминутка

V. Работа с учебным пособием.

Сейчас ребята из Совета ученых прочитают статью учебного пособия (с. 39). Сравнение полученных знаний с текстом статьи, формулировка выводов.

Чтение вывода о растениях (с. 40)

VI.Практическая работа.

Все, что мы услышали, сейчас мы попробуем рассмотреть . Следующая остановка «Лесная поляна». Лесовичок заготовил для вас растения. Сейчас мы поработаем в группах и изучим строение растений на примере гербариев.

1 группа. Рассмотрите корень и скажите :какое значение для растения имеет корень?

2 группа. Рассмотрите стебель и ответьте на вопрос: какое значение имеет стебель?

3 группа. Рассмотрите листья. Каково значение листьев?

4 группа. Цветок. Какова роль цветка в жизни растений?

Обсуждение результатов работы.

VII.Формирование новых знаний. Условия необходимые для жизни растений.

Молодцы, все правильно. А сейчас , ребята, подумайте и скажите, какие условия необходимы для жизни растений? Попробуйте отгадать загадки Лесовичка.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

(Вода.)

Кто-то утром не спеша

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг.

(Солнце.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

(Воздух.)

– Что значат для нас вода, воздух, солнце? (Необходимые условия для жизни.)

– Какие условия для жизни необходимы растениям? (Свет, тепло, вода, воздух, минеральные вещества.)

- Как много вы уже знаете о растениях!

VIII. Научная лаборатория.

А сейчас мы с вами отправимся в научную лабораторию и будем проводить опыт.

Мы начинаем с вами проект «Фиалка для мамы» , в ходе проведения которого мы проведем научно- исследовательскую работу и научимся

- доброжелательно относится к природе;

- познакомимся с особенностями выращивания фиалок;

- рассмотрим виды фиалок и строение;

-сделаем научные выводы.

Я, как научный руководитель, подготовила информацию о растении фиалка . Это необычайно нежное и красивое комнатное растение, покорившее сердца миллионов людей. На данный момент насчитывается порядка пятисот видов фиалок разных форм, цветов и размеров. Привлекательное внешне и непривередливое к уходу растение легко поддаётся размножению. Размножать фиалки под силу даже новичкам, не имеющим достаточного опыта. Размножив фиалку и получив деток, вы можете подарить маме на 8 марта.Способов размножения фиалок достаточно много:

Способ: Размножение фиалок листом

Способ: Размножение черенком

Способ: Размножение цветоносом

Способ: Размножение пасынком

    Каждый из этих четырёх способов хорош по-своему, но мы выбрали именно первый способ. На наш взгляд именно он является самым лёгким и оптимальным.

    От выбранного вами листа будет зависеть дальнейшая жизнь растения, подойдите к этому моменту ответственно . Сейчас мне будет помогать младший научный сотрудник. Если вы возьмёте в руки фиалку и внимательно изучите строение розетки (место, откуда растут листья) то увидите, что листья у фиалки растут рядами. Если начать считать снизу, то это будет первый ряд, брать листья для размножения с этого ряда не рекомендуется, так как они старенькие и при пересадке долго не дадут деток. Не желательно так же брать лист из середины розетки, в большинстве случаев они маленькие, у центра велика вероятность, что вы повредите точку роста фиалки – последствия могут быть не предсказуемые. Самым оптимальным местом для получения посадочного материала будет второй – третий ряд снизу. Эти листики достаточно молодые, окрепшие и довольно быстро дадут молодое потомство. Осталось только выбрать, какой именно лист мы будем использовать для размножения, тут есть несколько условий:

    Лист должен быть здоровый, с яркой окраской, присущей вашему виду растения.

    На нём не должно быть никаких жёлтых пятен, царапин, переломов, следов повреждения, вредителей.

    Лист должен быть упругий — хорошо держать форму.

    1 шаг- выбираем лист

    2 шаг- срезаем 2 см

    3 шаг- готовим землю

    4 шаг- сажаем лист

    5 шаг – поливаем

    6 шаг- готовим парник

    7 шаг- ставим на окно

    8 шаг – заносим наблюдения в журнал

    На протяжении нескольких месяцев мы с вами будем наблюдать за ростом и развитием фиалки.

    Физкультминутка.

    IХ. Закрепление изученного.

    – Для чего растения поливают? (Без воды растение не сможет выжить.)

    – Почему растения ставят к свету, а не в темноту? (Для нормального роста растениям нужен свет и тепло.)

    – Какие условия необходимы для нормального роста растений? (Свет, тепло, вода, воздух.)

    – Что произойдет с растением, если у него оборваны листья? (Растение погибнет, так как только в листьях образуется питание зеленого растения.)

    – Сможет ли человек прожить без растений? (Нет.)

    – Для чего нужны растения человеку? (Растения служат пищей для человека: овощи, фрукты.)

    – Растения служат пищей для животных и птиц. Медведь очень любит малину. Птицы клюют фрукты и ягоды.

    – Как вы понимаете выражение: «Растение кормит себя само»? (Плоды, листья опадают с дерева, перегнивают в почве, получаются питательные вещества для самого растения.)

    Тест. Самооценка.

    Х. Рефлексия.

    – Почему зеленое растение гибнет без света? (В листьях из воды и углекислого газа только на свету образуется основное питание зеленого растения.)

    – Что поглощает зеленый лист? (Углекислый газ.)

    – Что выделяет в воздух? (Кислород.)

    А если мы с вами вырастим много цветов, что произойдет? (станет много кислорода и станет легче дышать).

    Презентация части растенийPPT / 3.25 Мб

    xn--j1ahfl.xn--p1ai


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта