3 класс жизнь растений. Читать онлайн Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 | Жизнь растений и скачать fb2 без регистрации

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по окружающему миру на тему: "Жизнь растений" (3 класс). 3 класс жизнь растений


Урок окружающего мира "Жизнь растений". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Цель:

  • обобщить знания детей по данной теме;
  • углубление знаний о жизни растений;
  • формирование у детей нравственного и эстетического отношения к растениям как части живой природы;
  • воспитание любви к природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением растений, магнитные карточки.

Ход урока

На доске:

От нас природа тайн своих не прячет. Но учит быть внимательнее к ней.И. Рыленков

1. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке? Все ли правильно сидят, Все ль внимательно глядят?

2. Сообщение темы урока.

- Прочитайте строки, написанные на доске.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о растениях. Прочитайте вопросы, на которые вы должны найти ответ в течение урока.

(Вопросы записаны на доске)

- Какие растения живут на нашей планете?

- Почему растения относятся к живым существам?

- Как размножаются растения?

- Способы распространения семян.

- Продолжительность жизни растений.

- Что губительно для растений?

3. Основная часть урока.

а) - Расскажите о разнообразии растительного мира.

б) - Почему растения относятся к живым существам?

Дополнить таблицу (на доске с использованием магнитных карточек):

Слова для справок: питаются, дышат, размножаются, растут.

в) - Какие способы размножения вы знаете?

- Расскажите, какие растения размножаются вегетативно? (семенами?)

г) - Большинство представителей растительного мира неподвижны, но это не является помехой в их распространении на поверхности Земли.

- Как переселяются на другое место растения?

д) - Соотнесите растения и способы распространения их семян (на доске)

  • ель - растрескиваются створки плода
  • одуванчик - ветер разносит семена - крылышки
  • горох - ветер разносит семена - парашютики

е) - Мир растений удивительный. Их семена иногда совершают длительные путешествия.

(Рассказ ученика о подорожнике.)

Одно растение подорожника осенью дает от 8 до 60 тысяч семян. Поэтому подорожник очень быстро расселяется по всем дорогам - везде, где ступала нога человека. Семена подорожника переправились из Европы в Америку - на сапогах первых переселенцев. Коренные жители Америки - индейцы назвали подорожник "след белого человека"

ж) Рассказ учителя.

Растения и животные, как живые организмы имеют возраст, хотя это слово чаще употребляется для характеристики человека. Так говорят: "Возраст этого человека

- 10 лет", "Этому растению пять лет"

Растения бывают однолетние, двулетние и многолетние (используются иллюстрации). Среди однолетних: мак, ноготки, огурец, томат, кабачки, астра. Однолетнее растения живет один сезон, т.е. весну, лето, осень. К осени образуются семена, и потом растение погибает.

Среди двулетних - лук, гвоздика, репа, свекла, морковь, малина. У них семена образуются только на второй год.

Среди многолетних - тюльпан, ландыш, брусника, земляника, пион. Они живут на одном месте много лет. На нашей планете большинство растений многолетних. Продолжительность их жизни разная. Есть такие, которые живут 3 года, а есть - 3 тыс. лет. О таких растениях сейчас расскажут ребята.

У самого многолетника своя продолжительность жизни. Самое старое, ныне живущее дерево на свете - одно из североамериканских сосен. Её возраст 4700 лет. Другое дерево того же вида дожило до 5100 лет. Возраст одной из секвой гигантских достиг3500 лет.

На территории нашей страны тоже есть растения - долгожители. Дуб, например, может прожить до 2000 лет, а берёза до 100 - 150 лет. Сосны так же удивляют своей долговечностью. Среди них, много таких, которым 200- 300 лет. Из травянистых растений многолетников долго живут папоротники. Их возраст достигает 100 лет.

4. Физкультминутка

Руки подняли и покачали -Это деревья в лесу.Руки согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу.В сторону руки, плавно помашем -Это к нам птицы летят.Как они тихо садятсяПокажем - крылья, сложив назад.

5. Игра.

- Сейчас мы с вами организуем "выставку" растений. На ней три раздела: "Однолетние растения", "Двулетние растения", "Многолетние растения". (на доске карточки с названиями разделов)

- Вам необходимо назвать растения и распределить их по разделам выставки в соответствии с продолжительностью жизни.

6. Обобщение.

а) - Растения необходимы для человека. Это кислород, пища, лекарства, ткани, древесина, красота.

Один американский ученый подсчитал, что для нужд человека в современном обществе за всю жизнь расходуется примерно 400 деревьев среднего размера. 400 деревьев - это целый лес! Но не все люди рационально используют растения.

Поэтому растения нуждаются в защите. Охранять их нужно, прежде всего, от людей, которые наносят миру растений большой вред.

Посмотрите, как выглядит лес нетронутый человеком. (иллюстрация)

А, теперь, откройте учебник и расскажите по иллюстрации в учебнике, что губительно действует на растения. (Ответы детей)

Обобщение ответов детей:

Растениям вредит:

- вырубка леса

- вытаптывание растений

- сбор (безмерный) лекарственных трав

- загрязнение атмосферы

б) - Сегодня на уроке мы создадим книгу, которая будет называться "Как сохранить растения".

Но прежде давайте вспомним, какие дорожные знаки вы знаете? (запрещающие, разрешающие, информационно - указательные)

- О чем говорит каждый из знаков? (Запрещающие знаки нам говорят, что нельзя делать, а предписывающие - сообщают о том, что необходимо делать)

- А сейчас вы будете рисовать запрещающие и предписывающие знаки. Только эти знаки будут говорить о том, как нужно и как нельзя обращаться с растениями.

(Анализ детских рисунков Учащиеся объясняют, что они хотели рассказать с помощью знака.)

7. Итог урока.

а) - О чем мы сегодня говорили на уроке? Вернемся к вопросам, написанным на доске, и постараемся на них коротко ответить.

б) - И завершить наш урок мне хочется четверостишьем. Прочитайте его (на доске)

Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься, Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. Не забывайте об этом. Берегите то, что нас окружает.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

"Жизнь растений" 3 класс тест

  1. Как называется наука о растениях?

а)биология б) зоология в) микология г)ботаника

  1. К какой группе растений относится яблоня?

а) цветковые растения б) хвойные растения в) папоротники

г) водоросли д) мхи

  1. Что растения выделяют при дыхании?

а) азот б) кислород в) углекислый газ

  1. Какие вещества образуются при питании растения в его листьях?

а) вода б) сахар в) углекислый газ д) крахмал

  1. Какие органы растения дышат?

а) листья б) корни в) побег д) все органы

  1. Каково значение испарения в жизни растений? Выбери 2 ответа:

а) спасает от перегревания

б) спасает от избытка воды

в) движение воды в растении

д) воздух насыщается паром

  1. Вено ли утверждение? Если неверно, исправь.

При питании растения поглощают из воздуха кислород, а выделяют в него углекислый газ.

  1. Опиши опыт, которым можно доказать что в растениях образуется крахмал.

____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

  1. Что называют органами растений?

а) корень в) корень и побег

б) побег д) корень, побег, цветок, плод с семенами

  1. К какой группе растений относится кедр?

а) цветковые растения б) хвойные растения

в) папоротники г) водоросли д) мхи

  1. Что растения выделяют при питании?

а) азот б) кислород в) углекислый газ

  1. Под действием чего в листьях образуются органические вещества?

а) воды б) солнца в) углекислого газа

  1. Как растение использует органические вещества? Выбери 2 ответа:

а) для роста и развития б) для испарения воды

в) для выделения кислорода г) для откладывания в запас

  1. Вено ли утверждение? Если неверно, исправь.

При дыхании растения поглощают из воздуха углекислый газ, а выделяют в него кислород.

  1. Зачем удаляют пыль с листьев комнатных растений?

а) для чистоты в доме б) для дыхания растения

в) для роста растения г) для красоты растения

  1. Опиши опыт, которым можно доказать что листья испаряют воду.

________________________________________________

_________________________________________________

_________________________________________________

infourok.ru

"Жизнь растений" (3 класс) страница 2

- А давайте наш кабинет превратим в лабораторию.(Переодеваются)

2 этап. Мотивация и целепо

лагание.

Организа

ция работы по изуче

нию нового материала.

1. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

- Давайте вспомним, что такое растения.

- Какие части растений вы знаете? (слайд 7)

- Какова роль каждой из них?

-Что поглощают растения из почвы?

- Что такое растение?

- Как растения питаются?

- Как растения дышат?

- Нам сложно ответить на 3 последних вопроса, именно сегодня в нашей лаборатории мы и ответим на эти вопросы.

(На доску: 1.Что такое растение?2. Как растение питается? 3. Как растения дышат?)

- Сегодня в нашей лаборатории будем работать в группах.

- Прежде, чем начать работу давайте вспомним правила работы в группе.

На слайде 8 памятка: друг друга не перебивать; выслушать мнение товарища; обсудить проблему; принять решение.

3 этап. Изучение нового материала.

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

- Постараемся ответить на первый вопрос урока: «Что такое растение»? Вам поможет найти ответ на этот вопрос учебник с.89 прочитайте абзац и дополните таблицу

- Что же такое растение? (Слайд9)

(Растение- это живое существо или организм.)

-Так почему растения живые существа? (слайд9)

Растения живые существа.

(питаются, дышат, размножаются, растут, развиваются, стареют и отмирают)

2. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

- Как называется наука, изучающая растения?(ботаника- слайд 10)(на доску)

- Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые изучают растения?

(Ботаники – слайд 10).(на доску)

3. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

- Если мы знаем, что такое растение, то можем переходить к изучению его жизни.

- Работать будете в группах по плану, который дан в конверте.

(Конверт№1 для первой группы, Конверт№2 для второй группы, Конверт №3 – для третьей, конверт №4 – для четвертой).

- 1группа изучает.Как растение питается?

- 2 группа изучает. Как растения выделяют кислород?

-3 группа изучает. Как листья испаряют воду?

-4 группа изучает. Как растения дышат?(слайд11)

-Командир команды распределяет обязанности (2 ЧЕЛОВЕКА ИЩУТ ИНФОРМАЦИЮ С УЧЕБНИКА,2 ЧЕЛОВЕКА ПРОВОДЯТ ИСЛЕДОВАНИЯ, КОМАНДИР ДЕЛАЕТ ВЫВОДЫ)

- Группа которой нужна помощь,поднимает красный флажок

1 конверт:

  1. Срежем стебель фасоли со всеми листьями, оставив небольшой пенёк.(попросите учителя)

  2. Понаблюдайте что произойдет?

  3. Откуда берётся жидкость?

  4. Запишите вывод.

  5. Прочитайте материал учебника на странице 89-90 и дополните таблицу.

  6. Разрежем клубень картофеля и нанесём на срез каплю слабого раствора йода. (попросите учителя)

  7. Что произошло?

  8. Запишите вывод.

(корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества.

В клубнях картофеля находиться крахмал)

2 конверт:

  1. Для этого опыта, мы с вами, два стакана с водой поместили растениеэлодея. 1 стакан с растением поставили на яркий свет, а другой в темноту и собирали выделяемый кислород, методом вытеснения воздуха, т. к. кислород мало растворим в воде.

  2. Рассмотрите 1 стакан, который стоял в шкафу

  3. Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)

  4. Что произошло?

  5. Рассмотрите 2 стакан, который стоял на свету

  6. Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)

  7. Что произошло?

  8. Запишите вывод

  9. Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

infourok.ru

"Жизнь растений" (3 класс) страница 4

-При питании растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород, такой процесс называется фотосинтезом (на доску).

-Рассмотрите схемы. Сравните их: в чем сходство и различие процессов дыхания и питания растений

hello_html_66a60ffc.jpg

hello_html_m78ff2924.jpg

4 этап. Закрепле

ние изученного.

  1. Индивидуальная работа узкой направленности.

- У каждого из вас на столе лежат карточки возьмите и подпишите их. Заполните схему. Проверьте. (слайд 18,19)

hello_html_569628ab.jpg

hello_html_7cb3c517.jpg

  1. Фронтальная работа Решение (биологических задач)

- Хозяйка выращивала комнатные растения в глинных горшках на подоконнике. Чтобы горшки были красивыми и не портили интерьер комнаты, она покрасила их масляной краской. Правильно ли поступила хозяйка?(Нет. Корень дышит. Краска закупоривает поры стенок глиняного горшка)

Страничка для любознательных (слайд 20)

За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа.

- Так же ребята разные растения испаряют разное количество воды. Одно можно сказать точно так это то что растение испаряют очень много воды. Например, (слайд 21)

-Подсолнечник испаряет 3-4 стакана воды в день

-Капуста 5 стаканов

-А береза в жаркий день испаряет до 6 ведер воды.

-Чем лист крупнее, тем больше он испаряет воды.

- Испарение играет большую роль в жизни растения

- Благодаря испарению листьями вода поступает через корни по стеблю в листья, а вместе с ней и растворенные в ней питательные вещества

-Чтобы это доказать я правила для вас опыт

Цель опыта: Увидеть движение воды в растении.

(описание опыта) Нам понадобятся: Оборудование: - хризантема с белыми лепестками - емкости для воды, например, стаканы. - пищевые красители разных цветов - нож – вода. Я захотела, чтобыхризантемастала с одной стороны красной, а с другойсиней.

Описание опыта: Согласно инструкции, я сделала срез на стебле и поместила в сосуды с окрашенной водой и поставила в темное место. Периодически я заходила и смотрела, начался ли процесс окрашивания. ВЫВОД: Более заметное окрашивание растения наступило через 6 часов после начала (стали окрашиваться более мелкие части растений). На весь процесс окрашивания цветов у меня занял времени около 20 часов. После полученного результата мне стало ясно, что цветок окрасилсяблагодаря тому, что в растении осуществляется движение воды.(Слайд 22-27)

- Ребята, вы многое узнали о растениях. Молодцы!

5 этап.

Рефлексия деятельности. Итог урока.

1. Фронтальная работа. Беседа.

- Вернемся к девизу нашего урока (слайд 28)

-Учит ли нас природа быть внимательнее к ней?

- Какие открытия для себя сделали?

-Что помогло нам в работе?

Вывод нашего урока: растение- живые организмы. Они питаются и дышат

2. Самостоятельное оценивание. Использование специальной шкалы. Включение эмоционального компонента: похвала, благодарность за работу на уроке.

- Вот и подходит к концу наш урок. Пришла пора оценить свою работу. Сделайте это по пятибалльной шкале с позиции «Я», «Мы», «Дело»

(критерии оценивания на слайде 29).

_Молодцы!(слайд 30)

1. Срежем стебель фасоли со всеми листьями, оставив небольшой пенёк.(попросите учителя)

2.Понаблюдайте что произойдет?

infourok.ru

"Жизнь растений" (3 класс) страница 3

(растения выделяют на свету кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы жить на Земле)

3 конверт:

  1. Для этого опыта, мы с вами полили горшок с пшеницей водой и накрыли его крышкой.И оставили на сутки

  2. Повторим опыт. Возьмите горшок с пшеницей.

  3. Полейте ее водой и накройте крышкой.

  4. Теперь рассмотрите пшеницу, с которой мы провели опыт ранее.

  5. Откуда взялась вода на крышке?

  6. Запишите вывод.

  7. Рассмотрите листочки пшеницы

  8. Запишите вывод

  9. Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

(листья испаряют воду. Испарение воды очень важно для жизни растения. От солнечных лучей листья сильно нагреваются. При испарении воды они охлаждаются и поэтому не засыхают. Благодаря испарению воды происходит ее передвижение в растении. А вместе с водой передвигаются растворенные в ней питательные вещества)

  1. конверт:

  1. Для этого опыта,мы с вами смазали листочки цветка вазелином

  2. Возьмите трубочки.

  3. Вдыхайте и выдыхайте через трубочку.

  4. Затем отверстие трубочки замажьте вазелином.

  5. Попытайтесь дышать через такую трубочку

  6. Сделайте вывод.

  7. Рассмотрите, что произошло с вашим растением.

  8. Запишите вывод

  9. Прочитайте материал учебника на странице 92 и дополните таблицу.

(растения нуждаются в воздухе, дыхании)

Физминутка (слайд 12)

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

4. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование зрительной наглядности.

- Продолжаем работу. Каждая группа представит полученные результаты.

(Слайд 13,14,15,16)

Группа №1 (Вывод: корень поглощает из почвы воду. Вместе с водой в растение поступают растворенные в ней минеральные вещества.

В клубнях картофеля находиться крахмал)

Группа №2 (Вывод: растения выделяют на свету кислород. Если бы на Земле не росли растения, в воздухе не было бы кислорода. Животные и люди не смогли бы жить на Земле)

Группа №3(Вывод: листья испаряют воду. Испарение воды очень важно для жизни растения. От солнечных лучей листья сильно нагреваются. При испарении воды они охлаждаются и поэтому не засыхают. Благодаря испарению воды происходит ее передвижение в растении. А вместе с водой передвигаются растворенные в ней питательные вещества)

Группа №4 (Вывод: растения нуждаются в воздухе, дыхании)

-Молодцы!

- Какие два процесса мы изучили? (питание и дыхание)

(Слайд 17)

- Дыхание происходит непрерывно днем и ночью. Дышат все органы растения. Растение поглощают при дыхании намного меньше кислорода, чем выделяют при образовании питательных веществ. Благодаря этому запасы кислорода в атмосфере постоянно пополняются.

-Растения такой же живой организм, как и человек, мы вдыхаем кислород, а выдыхаем углекислый газ, так дышат и растения

-При дыхании растения поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

- Растения- удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу-сахар и крахмал. Вода поступает в листья по стеблю из корня, а углекислый газ листья поглощают из воздуха. Работает чудесная «кухня» только на свету! Солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для работы любой машины и жизни любого существа.

infourok.ru

Читать онлайн Окружающий мир. 3 класс. Часть 1



Menu Menu Auth Онлайн Библиотека
  • Авторизация
    • VkOdnoklassnikiMailruYandexGoogleFacebook
Поиск Подписаться в TelegramФантастика 6250Детективы и Триллеры 7797Проза 1901Любовные романы 10247Приключения 6272Детское 7536
  • Сказка 1043
  • Детские стихи 88
  • Детская проза 3350
  • Детская фантастика 1431
  • Детские остросюжетные 1000
  • Детские приключения 902
  • Детская образовательная литература 257
  • Прочая детская литература 309

litra.info

"Жизнь растений" (3 класс) страница 5

3.Откуда берётся жидкость?

4.Запишите вывод.

5.Прочитайте материал учебника на странице 89-90 и дополните таблицу.

6.Разрежем клубень картофеля и нанесём на срез каплю слабого раствора йода.(попросите учителя)

7.Что произошло?

8.Запишите вывод.

ВЫВОД:

2.Рассмотрите 1 стакан, который стоял в шкафу

3.Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)

4.Что произошло?

5.Рассмотрите 2 стакан, который стоял на свету.

6.Снимем пробирку и внесём в неё тлеющую лучинку. (попросите учителя)

7.Что произошло?

8. Запишите вывод

9.Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

ВЫВОД:

Этапы

Что видим

1.Для этого опыта, мы с вами полили горшок с пшеницей водой и накрыли его крышкой. И оставили на сутки

2.Повторим опыт. Возьмите горшок с пшеницей.

3.Полейте ее водой и накройте крышкой.

4.Теперь рассмотрите пшеницу, с которой мы провели опыт ранее.

5.Откуда взялась вода на крышке?

6.Запишите вывод.

7.Рассмотрите листочки пшеницы

8.Запишите вывод

9.Прочитайте материал учебника на странице 91 и дополните таблицу.

ВЫВОД:

1.Для этого опыта, мы с вами смазали листочки цветка вазелином

2.Возьмите трубочки.

3.Вдыхайте и выдыхайте через трубочку.

4.Сделайте вывод

5.Затем возьмите трубочки смазанные вазелином.

6.Попытайтесь дышать через такую трубочку

7.Сделайте вывод.

8.Рассмотрите, что произошло с вашим лепестком.

9.Запишите вывод

10.Прочитайте материал учебника на странице 92 и дополните таблицу.

ВЫВОД:

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта