Лекарственные растения белгородской области. урок-исследование 'Лекарственные растения Белгородской области'

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект занятия и презентация "Растения Белгородской области". Лекарственные растения белгородской области


Лекарственные растения Белгородской области

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС.

ТЕМА: ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

ПОДГОТОВИЛА: УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

УДОВИНА МАРИНА СЕРГЕЕВНА

МБОУ «САМАРИНСКАЯ ОСНОВНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

Цель: воспитание биологического сознания, посредством углубления знаний о многообразие лекарственных растений нашего края.

Задачи: углубить знания обучающихся о лекарственных растениях; раскрыть их значение для человека и медицины; учить готовить сообщения, познакомить с правилами сбора лекарственных растений; формировать умение определять эти растения по гербарию.

- развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями;

- продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, практический.

Приёмы: объяснение, рассказ, работа с дополнительной литературой и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, мультимедиа.

Оборудование: мультимедиа, презентация урока «Лекарственные растения», гербарий лекарственных растений, дополнительная литература о лекарственных растениях.

План урока.

I.Организационный момент.

Приветствие.

II. Актуализация знаний.

III. Изучение нового материала.

1.Решение проблемной ситуации.

2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.

3. Проектная работа в группах «Зелёная аптека».

Физкультминутка.

4. Продолжение рассказа учителя.

IV. Закрепление.

V. Подведение итогов.

Рефлексия.

Оценки.

Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Сегодня я буду вести урок биологии. Меня зовут Марина Сергеевна. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах –

Целительная сила.

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

( М. Рязанов)

II. Актуализация знаний.

- Над какой темой вы работали на прошлых уроках?

Царство растений.

- О чём говорили на прошлом уроке?

Голосеменные растения.

- С какими еще отделами растений вы познакомились?

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, плауны, хвощи.

  1. Изучение нового материала.

1. Решение проблемной ситуации.

И сегодня мы тоже продолжим знакомиться с царством растений. Сейчас вы отгадайте загадки и попробуйте определить тему нашего урока.

Дикой розой называют,

Как лекарство плоды применяют. (Шиповник)

На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной. (Ландыш)

Для бани веничек готовят,

Листочки прочно так сидят,

Его плоды – зверей накормят,

Если ты крепок – с ним сравнят. (Дуб)

Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает. (Календула)

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке. (Сосна)

- Как можно назвать все эти растения?

Лекарственные растения.

- Какая тема нашего урока, кто догадался?

Тема нашего урока: «Лекарственные растения Белгородской области».

Запишите в тетрадь тему урока.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир лекарственных растений нашей области. Здесь нас ждут увлекательные истории, легенды, мифы, связанные с этими растениями, задания. Вы узнаете о лекарственных свойствах растений, которые растут рядом с нами, как и когда растения нужно собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств.

2. Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.

Ребята, у всех вас дома есть аптечки с лекарственными средствами, и вы, наверное, не задумывались, что в состав многих из них входят окружающие нас растения, называются они лекарственные, потому что их применяют для лечения людей и животных.

Запишите определение в тетрадь.

Лекарственные растения – это те растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Лечение целебными травами издавна привлекало внимание людей.

Первобытный человек, стремясь избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.

Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра 1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах. Впоследствии из этих «огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.

От истоков медицины и до наших дней человек испробовал множество разнообразных методов и средств лечения.

Фитотерапия – лечение растениями, зародилась в глубокой древности.

В настоящее время травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов.

3. Проектная работа.

Ребята, сейчас поработаем группами над проектом. У вас на столах лежит дополнительная литература, гербарий, конверт с заданием. Откройте конверт, прочитайте название растения. И подберите информацию и гербарий об этом растение. Затем от каждой группы выходит один учащийся показывает гербарий растения и читает информацию о нём. (2-3 мин)

Защита проекта.

1 Подорожник.

2 Ромашка.

3 Мать-и-мачеха.

4 Крапива.

5 Липа.

6 Берёза.

7 Одуванчик.

Молодцы.

Физкультминутка.

Все лекарственные растения нашей области мы не сможем с вами рассмотреть за один урок. К этой группе относятся: малина, земляника, лопух, калина, черемуха, пастушья сумка, зверобой, череда, рябина и многие другие.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу: Горицвет (адонис весенний), Кубышка желтая, Колокольчик широколистный, Багульник болотный, Черника, Сосна меловая и другие. Информацию о лекарственных растениях, которые занесены в Красную книгу можно узнать из Красной книги Белгородской области. (демонстрация книги)

4. Правила сбора лекарственных растений.

Ребята, а знаете ли вы, что при сборе лекарственных растений необходимо соблюдать определенные правила? Давайте же познакомимся с этими правилами.

ПАМЯТКА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

1.Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветки - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

3.Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.

4.Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни - выкапывать.

5.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

6.Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.

запомните три правила:

Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ:

  • рвать

  • нюхать

  • брать в рот

(потому что некоторые растения могут быть ядовитыми)

Лекарственные растения можно собирать в природе, это - целая наука,

а также их можно купить в аптеке.

Не забывайте, что все лекарства «зелёной аптеки» применяют только по назначению врача.

Закрепление.

Игра «Угадай-ка». Угадайте растение на картинке (слайде).

1 Малина.

2 Сосна.

3. Земляника.

4.Ландыш.

5. Одуванчик.

Итог.

Молодцы, ребята! Сегодня на уроке мы познакомились лишь с небольшим количеством лекарственных растений, существует ещё очень много других лекарственных растений, которые произрастают в нашей Белгородской области.

Я надеюсь, что наша встреча не пройдёт бесследно для вас. Вы обо всём, что запомнили, расскажете дома родителям.

Оценки.

Сегодня на уроке получают оценки.

Рефлексия.

Выразите свое мнение об уроке: покажите цветок (прикрепите на поляну цветов), который соответствует вашему настроению: красные – было интересно и все понятно; синие – было безразлично и что-то не понятно; желтые – не понятно и не интересно.

Вот и закончилось наше небольшое путешествие в мир лекарственных растений нашей местности.

Домашнее задание.

Заполните таблицу:

«Лекарственные растения».

Название растения

Какую часть используют

Применение в медицине

Проектное задание. Предложите меры по сохранению численности и распространению лекарственных растений вашей местности.

7

multiurok.ru

Презентация "Лекарственные растения Белгородской области"

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах –

Целительная сила.

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

( М. Рязанов)

1. Дикой розой называют,

Как лекарство плоды применяют.

2. На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

3. Для бани веничек готовят,

Листочки прочно так сидят,

Его плоды – зверей накормят,

Если ты крепок – с ним сравнят.

4. Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает.

5. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке.

Ландыш

Шиповник

Дуб

Сосна

Календула

Лекарственные растения

Белгородской области.

Белгородская область.

Домашняя аптечка.

Лекарственные растения – это растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Египет.

Первобытный человек.

Фитотерапия – лечение растениями.

Тысячелистник обладает бактерицидными, кровоостанавливающими и противовоспалительными свойствами, а также усиливает желчеотделение.

Полезен для пищеварительной системы, стимулирует аппетит, улучшает пищеварение.

Подорожник.

Ромашка.

Мать-и-мачеха.

Крапива.

Липа.

Берёза.

Одуванчик.

Физкультминутка.

Малина

Земляника

Калина

Лопух

Пастушья сумка

Черемуха

Рябина

Зверобой

Череда

Красная книга.

Кубышка желтая

Адонис (Горицвет) весенний

Колокольчик широколистный

Сосна меловая

Багульник болотный

Черника

ПАМЯТКА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

1.Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения,

цветки - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

3.Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.

4.Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни - выкапывать.

5.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

6.Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.

Игра «Угадай-ка».

Домашнее задание.

Заполните таблицу:

«Лекарственные растения».

Название растения

Какую часть используют

Применение в медицине

Проектное задание.

Предложите меры по сохранению численности и

распространению лекарственных растений вашей местности.

multiurok.ru

Лекарственные растения Яковлевского района Белгородской области и оценка их запасов

«ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ  И ОЦЕНКА ИХ ЗАПАСОВ»

 

Автор: Анисимов Александр

«Гостищевская СОШ» Яковлевского района Белгородской области, с. Гостищево

Руководители: Анисимова Ольга Николаевна, Николаева Александра Юрьевна

Актуальность использования сырья лекарственных растений заметно выросла в последние десятилетия. Это вызвано  тем, что на данный момент мы являемся свидетелями терапевтических неудач и ятрогенных осложнений,  3-6% госпитализированных составляют больные с лекарственными осложнениями. Фармакологический эффект может существенным образом  изменяться при параллельном  применении лекарственных средств. При  рациональном сочетании  сырья лекарственных растений терапевтические возможности расширяются.

Цель исследования: дать оценку запасов лекарственных растений во флоре Яковлевского района.

Объект исследования: лекарственные растения Яковлевского района.

Предмет исследования: запасы лекарственного сырья Яковлевского района.

Методы исследования: при исследовании запасов лекарственного сырья Яковлевского района используется  экспедиционно-полевое обследование, метод учетных площадок.

Место исследования: исследования и оценка запасов лекарственных растений проводились на территории Яковлевского района, Белгородской области от с. Сабынино  до с. Верхний Ольшанец; от с. Вислое  до х. Жданово;  с. Сажное.

Задачи исследования:

1. провести ресурсоведческие исследования природных зарослей лекарственных растений Яковлевского района Белгородской области;

2. определить общие и биологические запасы, объемы возможных ежегодных заготовок свежесобранного и воздушно-сухого  лекарственного сырья, объективно охарактеризовать потенциально продуктивные угодья с участием лекарственного растения.

Расположен Яковлевский район в центре западной части Белгородской области, в пределах лесостепной зоны  и занимает водоразделы и склоны речных долин верховий Ворсклы и Северского Донца.

Общая площадь района составляет 108972 га, в которую входят   следующие территории:  сенокосы  3,5 % - 3814 га; плодово-ягодные насаждения – 1, 6 % - 881 га;  леса  7,8 % - 8387 га пастбища – 12,3 % - 13403 га.

Для исследования были намечены примерные маршруты, в которые входили следующие районы обследования:

Рис. 1. «Яковлевский район» территории от с. Сабынино  до с. Верхний Ольшанец; от с. Вислое до х. Жданово;  с. Сажное. Все исследуемые  лекарственные растения изучались в зависимости от их местообитания.

После сбора,  лекарственное сырье взвешивается с помощью электронных  весов «ВЭЛС-2», затем, сырье высушивается согласно общепринятым правилам.

В расчетах запасов собранного сырья учитывалась площадь исследуемой территории.

При оценке запасов лекарственных растений Яковлевского  района, были произведены расчеты биологической, годовой и эксплуатационной массы каждого свежесобранного и воздушно-сухого образца.

Рис.2 Оценка биологического запаса лекарственных растений, кг/S Итак, проведя сравнительный анализ полученной диаграммы, пришли к выводу, что наибольший биологический запас лекарственного сырья Яковлевкого района представляют собой следующие виды растений: чистотел большой (989 кг/ S),  ромашка аптечная (967 кг/S), пижма обыкновенная (957 кг/S),  тысячелистник (904 кг/S), крапива двудомная (785 кг/S),морковь дикая (763 кг/ S), зверобой (691 кг/S), наименьший: ландыш майский (142 кг/S), медуница (296 кг/S), первоцвет весенний (312 кг/S).

Отобразим результаты оценки эксплуатационного и годового запасов в виде диаграмм:

Рис. 3 Эксплуатационный запас свежесобранного и сухого сырья, кг/S.Анализируя полученные результаты можно увидеть, что наибольший эксплуатационный запас свежесобранного лекарственного сырья представляют собой такие растения как: пижма обыкновенная, ромашка аптечная, тысячелистник обыкновенный, крапива двудомная, череда трехраздельная, чистотел большой, морковь дикая, зверобой. Наименьший: ландыш майский, медуница лекарственная, первоцвет весенний.

Таким образом,  эксплуатационный запас воздушно-сухого сырья показывает следующие результаты:  наибольший запас (более 1500 кг.) – пижма обыкновенная, ромашка аптечная, тысячелистник обыкновенный, чистотел большой, крапива двудомная, пастушья сумка, морковь дикая;  наименьший (до 500 кг.) – земляника лесная, ландыш майский, медуница лекарственная, первоцвет весенний.

Для проведения общего исследования запасов лекарственных растений Яковлевского района Белгородской области, составим  общий график оценки запасов. Данный график покажет нам общее количество запасов каждого из объектов исследования.

 

Рис. 4 Оценка запасов лекарственных растений  Яковлевского района. Все исследуемые лекарственные растения, являются дикорастущими и не выращиваются в промышленных масштабах. Анализируя запасы данных  лекарственный растений, следует также отметить, что некоторые из видов относятся к лекарственным растениям, относящихся к категории  охраняемых [35]: ландыш майский, первоцвет весенний, медуница, т.е. можно проследить данный факт в соответствии с полученными нами данными. Эти лекарственные растения составляют наименьший запас и именно поэтому были занесены в реестр особо охраняемых видов растений

ВЫВОДЫ.

В своих исследованиях мы сталкиваемся уже с последствиями антропогенного вмешательства в природные комплексы и наша задача по возможности сократить до минимума негативное влияние этих последствий, в тоже время рационально используя природные растительные ресурсы для нужд отечественного здравоохранения.

Важным моментом проводимых исследований является проблемы воспроизводства и повышения качества лекарственного растительного сырья. В связи с этим, необходимо решить вопрос о выращивании некоторых лекарственных растений в изучаемом регионе с тем, чтобы обеспечить их восстановление.

Изучены терапевтические свойства 20 видов лекарственных растений Яковлевского района, изучены области их применения.

Некоторые  виды исследуемых лекарственных растений используют в качестве компонентов следующих лекарственных препаратов:

-Белена черная – «Астматол» и «Астматин»; горицвет весенний – «Адонизид» и «Адонис-бром»; дурман обыкновенный – «Астматол»; зверобой продырявленный – «Новоманин»; крапива двудомная – «Аллахол»; ландыш майский – «Коргликон»; морковь дикая – «Уролесан»; первоцвет весенний, баранчики – «Примулина»; чистотел большой – «Чистотело».

Проведены экспедиционно-полевые исследования, где произвелись сбор и последующая сушка сырья, расчеты запаса свежесобранного сырья лекарственных растений на территории Яковлевского района: вычислены биологические, эксплуатационные,  и  эксплуатационно-годовые запасы.

Россия владеет большими запасами дикорастущих растений, но это совсем не означает, что они неисчерпаемы, их не рекомендуется использовать, не наладив учет, охрану и правильную эксплуатацию.

 

Список литературы.

1. Атлас лекарственных растений СССР, под ред. Н.В. Цицина, М., 1962;

2. Атлас. Природные ресурсы и экологическое состояние Белгородской области. БелГУ, 2005.-182с

3. Ботанико-фармаконостический словарь: Справ. Пособие / К.Ф. Блинова, Н.А. Борисова, Г.Б. Гортинский и др.; Под ред. К.Ф. Блиновой, Г.П. Яковлева – М.: Высш. шк., 1990. – 272 с.

4. Виноградова Т.А. Определитель луговых злаковых трав  Чернозёмной зоны. – Л.: Колос, 1984. – 112 с.

5. Воронов А.Г. Геоботаника. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 1973. – 384 с.

6. Гаммерман А. Ф. Лекарственные растения. – М.: Высшая школа, 1998. – 78 с.

7. География Белгородской области. Галимская К.К. Центрально-Черноземное книжное издательство, Воронеж,76 г. – 86с.

8. География Белгородской области. Учебное пособие для учащихся средних школ Белгородской области/ Под общей редакцией Григорьева Г Н. – Белгород: БГУ, 1996. 47с.

9. Лазарев А.В., Колчанов А.Ф., Колчанов Р.А. К17 Учебно-полевая практика по ботанике. Методическое руководство для летней практики / Под ред. А.В. Лазарева и А.Ф. Колчанова. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2008. – 84 с.

10. Лекарственные растения (каталог), М., 1985; Муравьева Д.А. Фармакогнозия, М., 1978;

11. Лекарственные растения луга. – Москва: «Изобразительное искусство», 1993. – 65 с.

12. Пастушенков Л.В. Лекарственные растения: Использование в народной медицине и в быту. – Л.: Лениздат, 1990. – 384 с.

13. Правила сбора и сушки лекарственных растений, под ред. А.И. Шретера, М., 1985;

14. Природа Белгородской области. Антимонов Н., Белгородское книжное издательство, 1959 г. – 147с.

15. Природные ресурсы и окружающая среда Белгородской об¬ласти /П.М. Авраменко, П.Г.Акулов и др. под ред. С.В.Лукина. – Белгород, 2007.-556 с.

16. Энциклопедия, Лекарственные растения, 2006. – 196 с.

 

См. также

 

Путеводитель по выбору оборудования для учебно-исследовательских работ

 

 

 

u-center.info

Презентация "Лекарственные растения Белгородской области"

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом

Так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах –

Целительная сила.

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

( М. Рязанов)

1. Дикой розой называют,

Как лекарство плоды применяют.

2. На больших столбах подряд

Лампы белые весят,

Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной.

3. Для бани веничек готовят,

Листочки прочно так сидят,

Его плоды – зверей накормят,

Если ты крепок – с ним сравнят.

4. Семена, как коготки, Жёлто-красные цветки. От горла помогают, Кто же их не знает.

5. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке, ветви – только на макушке.

Ландыш

Шиповник

Дуб

Сосна

Календула

Лекарственные растения

Белгородской области.

Белгородская область.

Домашняя аптечка.

Лекарственные растения – это растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Египет.

Первобытный человек.

Фитотерапия – лечение растениями.

Тысячелистник обладает бактерицидными, кровоостанавливающими и противовоспалительными свойствами, а также усиливает желчеотделение.

Полезен для пищеварительной системы, стимулирует аппетит, улучшает пищеварение.

Подорожник.

Ромашка.

Мать-и-мачеха.

Крапива.

Липа.

Берёза.

Одуванчик.

Физкультминутка.

Малина

Земляника

Калина

Лопух

Пастушья сумка

Черемуха

Рябина

Зверобой

Череда

Красная книга.

Кубышка желтая

Адонис (Горицвет) весенний

Колокольчик широколистный

Сосна меловая

Багульник болотный

Черника

ПАМЯТКА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ.

1.Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения,

цветки - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

3.Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.

4.Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни - выкапывать.

5.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

6.Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.

Игра «Угадай-ка».

Домашнее задание.

Заполните таблицу:

«Лекарственные растения».

Название растения

Какую часть используют

Применение в медицине

Проектное задание.

Предложите меры по сохранению численности и

распространению лекарственных растений вашей местности.

multiurok.ru

Конспект занятия и презентация "Растения Белгородской области".

multiurok.ru

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения.

Чтобы определить тему нашего путешествия, давайте отгадаем загадки. Слайд

Эх, звоночки, синий цвет,С язычком, а звона нет. (Колокольчики).

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Летом-то зеленый дом,

А зимой бело кругом. (лес)

В лесу меня узнаешь враз:

Осинка, дуб, берёза, вяз.

                                  (дерево)

Вы догадались о чем мы будем говорить?

  1. Реализация построенного проекта

  1. Викторина «Узнай меня».

2) Беседа о лекарственных растениях. Работа со словарем. Рассматривание гербария и иллюстраций.

3) Самостоятельная работа. Работа с текстами.

4) Отчет групп

5) Знакомство с заповедниками Белгородской области. Просмотр видеоролика.

Если рассматривать растительность Белгородской области в общих чертах, то можно выделить 1284 вида. Эти виды можно варьировать в зависимости от места нахождения - земля, вода, глина, песок. Лесные и степные виды занимают куда большую часть растительного мира Белгородской области. Большинство из этих массивов являются особо охраняемыми, так как на их территориях встречается большое количество растений занесенных в красную книгу.

Если говорить о растениях Белгородской области, то стоит отметить, что основой этих лесов является дуб. Но именно дубовые леса встречаются достаточно редко. Чаще всего они включают в себя такие деревья как: ясень, клен, липа, черемуха, рябина, груша, дикая яблоня. Такие леса являются многоярусными. Также в Белгородской области есть и мелколиственные леса. Чаще всего в них можно увидеть березы и осины. Они произрастают на местах выгоревших лесов, новообразовавшихся болот, сырых оврагах. На местах, не тронутых человеком, растут дерезняки. Это заросли, похожие на низкие кустарники, включающие в себя: дерезу, терн, шиповник. Их роль в растительном мире Белгородской области чрезвычайно велика - они способствуют постоянному увлажнению почвы путем задержки дождевой или талой воды.

Ребята, посмотрите на слайды, на нем изображены растения, которые вам уже должны быть знакомы. Ваша задача отгадать, что изображено.

( На слайде изображаются деревья, цветы Белгородской области без надписей) слайд

Ребята, а теперь давайте немного поговорим о растениях нашего края. Какие растения вы видели в нашем поселке?

Ребята, у всех вас дома есть аптечки с лекарственными средствами, и вы, наверное, не задумывались, что в состав многих из них входят окружающие нас растения, называются они лекарственные, потому что их применяют для лечения людей и животных.

Найдите в словаре значение слова. Слайд Лекарственные растения – это те растения, части которых (цветы, плоды, листья, стебель, корень) применяются для лечения заболеваний людей, животных или же употребляются в качестве сырья для производства лекарственных препаратов.

Давайте рассмотрим растения, которые относятся к лекарственным.

Лечение целебными травами издавна привлекало внимание людей. Первобытный человек, стремясь избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.

Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте. Из поколения в поколение передавались сведения о растениях-целителях, легенды и мифы об излечении болезней волшебными травами. Растения-целители исстари почитались и получили название «зелёной аптеки».

На Руси лекарственные растения применяли также давно, как и в других странах. При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.

Сбор дикорастущего сырья и выращивание лекарственных растений получили широкое развитие в период правления Петра 1, издавшего несколько указов, в том числе и об организации «аптекарских огородов» во всех крупных городах. Впоследствии из этих «огородов» были организованы прекрасные ботанические сады.

От истоков медицины и до наших дней человек испробовал множество разнообразных методов и средств лечения.

В настоящее время травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов.

Все лекарственные растения охраняются государством, некоторые занесены в Красную книгу. Категорически запрещается собирать растения, занесённые в Красную книгу: Горицвет (адонис весенний), Кубышка желтая, Колокольчик широколистный, Багульник болотный, Черника, Сосна меловая и другие. Информацию о лекарственных растениях, которые занесены в Красную книгу можно узнать из Красной книги Белгородской области.

Расскажите все, что вы узнали из текстов о лекарственных растениях?

Ребята, вы же знали, что  редкие растения охраняются законом. В Белгородской области есть заповедники: Лес на Ворскле, Острасьевы яры, Ямская степь, Лысые горы, Стенки – Изгорья, Бекарюковский бор. Слайд

И сейчас мы просмотрим видеоролик об одном из наших заповедников – Бекарюковский бор. Подумайте, почему этот бор называется Бекарюковский?

урок-исследование 'Лекарственные растения Белгородской области'

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДВУЛУЧЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

(УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ)

УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ: ГОНЧАРОВА Л.И.

2014 год

Цель: формирование познавательной компетентности в области природного краеведения.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Учить школьников поиску в различных источниках информации о лекарственных растениях, произрастающих на территории Белгородской области.

  • Научить обрабатывать: классифицировать, систематизировать, обобщать изученный материал, делать выводы.

  • Формировать экологическую грамотность учащихся.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности.

  • Формирование умения работать с текстовой информацией, словарями.

  • Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

  • Развитие познавательной активности, игрового творчества, внимания, смекалки, навыков поведения в различных ситуациях.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Привить навыки правильного поведения в природе.

  • Развитие коммуникативных навыков.

  • Развивать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, находить совместные конструктивные решения.

  • Развивать коммуникативные навыки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Рефлексия.

- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня прекрасный весенний денек и мне хочется подарить вам частичку душевного тепла. Я хочу, чтобы вы тоже улыбнулись друг другу …нашим гостям…

  1. Сообщение темы урока.

- Ребята, наш сегодняшний урок - урок-исследование. Только работа в сотрудничестве, помощь друзей вам поможет справиться с заданиями.

- Ребята, к уроку вы готовились заранее: организовали исследовательские группы, выбрали руководителей, выполняли различные задания.

- Прошу руководителей представить свой коллектив.

- Друзья, у вас на столе есть листы достижений, которые заполните в конце урока. По ходу работы заполняйте лист исследования.

- Юные ученые, тема исследования вам уже известна. Напомните ее еще раз.

3. Актуальность темы исследования.

-Уважаемые исследователи, одно из домашних заданий - подготовить доказательства актуальности вашей исследовательской работы (можно в оригинальной форме).

- Определите по жребию направление вашего исследования (культурные и дикорастущие лекарственные растения, применяемые при простудных заболеваниях).

4. Определение цели, задач исследования.

- В каждой исследовательской работе должна быть цель. Посовещайтесь и запишите на листах исследования.

- Какова цель вашей работы?

- Уважаемые исследователи, в ваших папках находятся листы с задачами исследования, выберите те из них, которые вы будете решать. Приклейте на лист исследования. Обратите внимание на направление вашего исследования, и какие задачи должны быть решены обязательно.

  1. Определение гипотезы исследования.

- Сформулируйте и запишите гипотезу вашей исследовательской работы.

6. Анализ результатов анкетирования.

- Друзья, одна из задач вашего исследования - проведение социологического опроса. Я знаю, что у вас уже есть результаты. Прошу с ними ознакомить.

  1. Проведение исследования по источникам информации.

- Уважаемые друзья природы, вы планировали выявить лекарственные растения нашей области. Прошу провести исследование по литературным источниками и предоставить отчет в виде таблицы.

Вы работаете, пока звучат великолепные произведения Фредерика Шопена «Весенний вальс» и «Вальс цветов».

Название растения

Какую часть растения используют

Применение в медицине

Противопоказания

- Прошу ознакомить с результатами вашей работы.

- Обратите внимание, что у лекарственных растений есть противопоказания, поэтому консультация врача обязательна.

8. Музыкальная физкультминутка. (Юные исследователи, вы хорошо поработали, предлагаю немного отдохнуть)

9. Обобщение и закрепление знаний. (Выполнение таинственных заданий).

- Таинственный шкатулка (дается описание растения, рецепт, узнать, о каком растении речь)

- Правила сбора и сушки растений (2 конверта с заданиями: выбрать верные правила сбора лекарственных растений, составить предложения о правилах сушки растений)

- Решение экологической задачи. Демонстрация презентации «Лекарственные растения нашей области, занесенные в Красную книгу».

10. Выводы. Заключения.

- Друзья, вернемся к вашим гипотезам. Подтвердились ли они?

- Какие выводы вы можете сделать по результатам своей работы?

11.Итог урока.

- Юные исследователи, прошу вас заполнить лист достижений. У кого самооценка и оценка друзей совпали? Остальным я поставлю среднюю арифметическую оценку.

12. Дом. задание. Проектное задание.

- Предложите меры по сохранению численности и распространению лекарственных растений нашей местности.

13.Рефлексия.

- Ребята, завершая наш урок, прошу подойти к весам и положить красную фасоль, если вам было интересно на уроке, получили достаточно знаний, работали с интересом. Белую - если вы остались недовольны работой на уроке.

Только врач может точно диагностировать болезнь, оценить ее развитие и течение, назначить необходимые лекарства. Поэтому и лекарственные растения нужно применять лишь после консультации с лечащим врачом или по его совету.

Правила сбора и сушки.

1. «Где собирать лекарственные растения?

  • Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.

  • Собирай растения около автомобильных дорог.

2. «Когда собирать лекарственные растения?

Собирай растения в сухую погоду: листья и стебли - во время цветения, цветки - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

3. «Какие лекарственные растения собирать?

К. - 4. «Как собирать лекарственные растения?

  • Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семяна для их дальнейшего размножения.

  • Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни - выкапывать

Правила сушки лекарственных растений

• Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем.

• Листья кладут черешками в одну сторону.

• Корни отмываю от грязи и разрезают.

• В течение дня растения переворачивают, сухие убирают.

ПАМЯТКА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ

1.Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли - во время цветения, цветки - в начале цветения, плоды - в период полного созревания, корни - осенью.

2.Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

3.Нельзя собирать растения около дорог и промышленных предприятий.

4.Нельзя растения выдергивать, их нужно срезать ножом, корни - выкапывать.

5.Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

6.Сбор следует производить в местах массового произрастания этого растения.

botana.cc

Белгородская область - Россия - Фотографии растений и лишайников - Местообитания

www.plantarium.ru

Изображения

показаны с 1 по 30-е (30 из 934 найденных)

Фрагмент соцветия с кормящимися мухами-журчалками (Eristalis). Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, охранная зона участка "Лес на Ворскле" заповедника "Белогорье", пойменный луг. 05.07.2016.

© Денис Мирин

Часть побега с верхними листьями. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, луг на дне балки. 06.07.2016.

© Денис Мирин

Фрагмент верхней части соцветия. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, луг на дне балки. 06.07.2016.

© Денис Мирин

Средняя часть соцветия. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, луг на дне балки. 06.07.2016.

© Денис Мирин

Часть соплодия. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, луг у куртины деревьев в отвершке яра. 06.07.2016.

© Денис Мирин

Нижняя часть побега. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, степь. 06.07.2016.

© Денис Мирин

Плодоносящее растение. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, степь. 06.07.2016.

© Денис Мирин

Верхушка цветущего растения (рыжеопушённая форма). Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, поле. 09.07.2014.

© Денис Мирин

Зацветающее растение (белоопушённая форма). Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, поле. 09.07.2014.

© Денис Мирин

Верхушка цветущего растения в луговой степи. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, ур. Острасьевы яры. 12.07.2014.

© Денис Мирин

Частично осыпавшийся плод. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, степь. 20.07.2013.

© Денис Мирин

Верхушка цветущего растения. Белгородская обл., Борисовский р-н, дубрава "Лес на Ворскле", суходольный луг между опушкой дубравы и краем поймы. 21.07.2012.

© Денис Мирин

Цветущие колоски (на побеге, отросшем после скашивания). Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, усадьба заповедника "Белогорье", нижний сад. 14.07.2012.

© Денис Мирин

Средняя часть побега. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, заболоченный луг. 20.07.2012.

© Денис Мирин

Элементарные соцветия-корзинки. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, заболоченный луг. 20.07.2012.

© Денис Мирин

Верхушка побега с соцветием. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, степь. 10.07.2012.

© Денис Мирин

Пятно доминирования солонечника в степи. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр. 10.07.2012.

© Денис Мирин

Нижняя поверхность листа. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, степь. 10.07.2012.

© Денис Мирин

Обёртка отцветшего соцветия-корзинки. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, Острасьев яр, степь. 10.07.2012.

© Денис Мирин

Часть соцветия с нераскрывающимися цветками. Белгородская обл., окр. пос. Борисовка, участок "Острасьев яр" заповедника "Белогорье", степь. 08.07.2011.

© Денис Мирин

Соцветие. Белгородская обл., Борисовский р-н, дубрава "Лес на Ворскле", приопушечная часть дубняка. 03.05.2010.

© Денис Мирин

Нижняя часть соцветия с бутоном. Белгородская обл., Борисовский р-н, дубрава "Лес на Ворскле", приопушечная часть дубняка. 03.05.2010.

© Денис Мирин

Цветок. Белгородская обл., Борисовский р-н, дубрава "Лес на Ворскле", приопушечная часть дубняка. 03.05.2010.

© Денис Мирин

Растения и лишайники

Местообитания


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта