Растения в государственной символике. Эмблема лекарственных растений
Животные и растения - символы врачебного искусства
Наиболее известное животное, символизирующее врачебное искусство — змея.
Менее известные — сова и петух, ворон и собака. Все они в разные времена изображались рядом с Асклепием. Ворон, как и сова, считался символом мудрости. В эпоху Ренессанса его образ стали связывать с употреблением лекарственных средств, приготовленных алхимиками. Собака — символ верности и преданности. Кроме того, она всегда настороже и охраняет своего хозяина.
Присутствие петуха рядом с Асклепием на античных и средневековых изображениях иногда связывают с тем, что петуха обычно приносили в жертву богу врачевания. Петух с древних времен был жертвенной пищей: считалось, что мясо его исцеляет больных. Выражение «петух для Асклепия» вошло в поговорку. Согласно другой гипотезе, петух и змея символизируют два дополняющих друг друга качества врача: бдительность и осторожность.
Петух как христианский символ встречается уже в первых веках нашей эры. Считалось, что его пение не только прогоняет нечистую силу, но и приносит облегчение больным после страданий, которые часто обостряются по ночам, сопровождаясь тоской и бессонницей. Вот как писал об этом один из отцов церкви Амвросий Медиоланский (III в.): «Как приятна ночью песнь петуха. И не только приятна, но и полезна. Всем вселяет надежду в сердце этот крик; больные чувствуют облегчение, уменьшается боль в ранах: с приходом света спадает жар лихорадки»
Изображение петуха и змеи как символов врачевания существовало и в Древнем Китае. Согласно учению китайских медиков, необходимым условием здоровья была гармония двух начал в организме человека: инь и ян. Олицетворением мужского начала (ян) был петух, женского (инь) — змея.
В эпоху Возрождения медицину часто изображали в виде увенчанной лаврами женщины с посохом, обвитым змеей, и петухом в руке. В XIII в. изображения посоха со змеей и поющего петуха украшали титульные листы медицинских сочинений. С 1696 г. золотой петух появился на гербе французских врачей.
Иногда на античных барельефах Асклепия сопровождает коза. Ее образ напоминает о том, что согласно греческой мифологии, коза Атена кормила молоком младенца Асклепия. Поэтому в асклепийонах обычно приносили в жертву быков, свиней и баранов, но козы не относились к числу жертвенных животных.
На античных монетах и медальонах Асклепий часто изображен с лекарственными растениями — маком, виноградом, пальмой, кипарисом. В эпоху Ренессанса в качестве эмблемы медицины широкое распространение получило изображение ландыша.
Лекарства из него были незаменимым средством лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Известен портрет великого польского астронома и врача Н.Коперника (1473-1543) с цветком майского ландыша в руке. Коперник изучал медицину в Италии, в университете Падуи. Искусный врач, он не отказывал согражданам в медицинской помощи. До наших дней сохранились выписанные его рукой рецепты лекарств.
Частные символы медицины
Помимо общих медицинских эмблем, имеется множество частных, обозначающих те или иные отрасли медицины. Одной из наиболее древних эмблем терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца. Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи — уринария, руки, ощупывающей пульс, петуха и др. Эмблема врачей-пифагорейцев античного мира — пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) — в эпоху средневековья стала эмблемой хирургов. Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов. Эмблемой аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком. Эмблемой педиатрии в ряде стран (Италия, Россия, Англия и др.) стало изображение «флорентийского младенца» — запеленатого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреа делла Роббиа (A. della Robbia, XVв.) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции. В России сXVIIIв. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением учением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства.
Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева. Не исключено, что прообразом этой эмблемы является платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил Гиппократ. Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику.
studfiles.net
Растения в государственной символике | Социальная сеть работников образования
Слайд 1
Растения в государственной символикеСлайд 2
Содержание: I . Введение 1. Цели и задачи 2. Что такое геральдика? II . Основная часть Виды растений в государственной символике: 1. Деревья 2. Листья 3. Травы 4. Плоды 5. Колосья 6. Цветы III . Заключение.
Слайд 3
Цели работы : изучить символику государств, где присутствуют растения. Задачи: 1. Дать краткую характеристику государственным символам, в которых присутствуют растения. 2. Узнать какое значение имеют растения в данных символах.
Слайд 4
Геральдика – наука о гербах и эмблемах. Основные фигуры, которые используются при составлении гербов, подразделяются на естественные, искусственные и фантастические . Естественными фигурами в геральдике называют те изображения, которые отражают явления и проявления всего многообразного мира природы. Естественные фигуры подразделяются на три основные группы: – космические предметы, планеты и стихии, явления природы; – животные; – растения В данной работе мы будем рассматривать только растения, присутствующие в государственной символике .
Слайд 5
Деревья. Деревья обычно изображаются с явными признаками своей породы. Особенно распространены дуб, сосна, ель, липа, береза, пальма, олива, лавр. Реже встречаются яблоня, груша, вишня, тисс , клен, кедр, баобаб и некоторые другие, особенно в символике стран «третьего мира». Деревья могут изображаться целиком, в таких случаях называются «вырванными», или частями. Каждый из этих видов изображений имеет свое значение.
Слайд 6
Герб Ливана выполнен с стиле флага Ливана. Красный цвет - символ крови, пролитой в борьбе с различными колонизаторами, белый цвет - чистота снега Ливанских гор, чистота помыслов народа Ливана. Дерево - Ливанский кедр - символ святости и бессмертия (вечности). Ливан
Слайд 7
Герб колонии Бразилия 1500-1816 На гербе изображено кофейное дерево, которое в данные годы было главной сельскохозяйственной культурой. Именно кофе давало прибыль бразильцам. Бразилия
Слайд 8
Герб состоит из центральной эмблемы, обрамлённой ветвями кофейного дерева с левой стороны и табака с правой, это важные сельскохозяйственные культуры. герб с 1822 по 1889 с 1889года
Слайд 9
В центре герба изображена гаитянская пальма (сельскохозяйственная культура Гаити), считающаяся на острове символом свободы народа, увенчана другим ее символом — фригийским колпаком. Пальма - значительный символ победы, славы, превосходства, мира, долголетия, воскрешения и бессмертия. Гаити Гаити
Слайд 10
Подставкой центральной эмблемы служит изображение горного хребта, переходящего в плоскогорье, — типичный гондурасский ландшафт. Поросшие лесами горы и возвышенности занимают около двух третей ее территории. Три сосны и три вечнозеленых дуба — наиболее характерные деревья для центральной части страны, символизируют лесные ресурсы Гондураса. Кроме того, сосны обозначают возвышенные стремления человеческой души, а дубы — мужество . Гондурас
Листья. Листья деревьев, изображаемые отдельно, имеют большое значение в эмблематике , поскольку они даже лучше, чем целое дерево, могут конкретно указывать на его породу, а следовательно, и четче раскрывать смысл эмблемы. Самое широкое распространение в классической и современной эмблематике имеют листья дуба, липы, хвоя ели, сосны, а также стилизованные изображения хвои тисса , листьев клена, листа пальмы .
Слайд 12
В герб Италии входят ветви оливы и дуба. Олива символизирует миролюбие нации, означающее стремление к внутреннему согласию в стране и интернациональному братству за её пределами. Ветвь дуба говорит о силе и достоинстве итальянского народа. В то же время, обе эти ветви представляют два наиболее типичных вида итальянской растительности. Италия
Слайд 13
Цветущий кактус знаменит тем, что на нем в огромном количестве размножается тля-кошениль, из высушенных особей которой получают прекрасную алую краску для тканей и пищевой краситель. Ветвь вечнозеленого каменного дуба символизирует республику, а ветвь лавра — славу и бессмертие ее героев. Ветви перевязаны лентой национальных цветов. Мексика
Слайд 14
Верхняя часть герба Багамских островов окружена ветвями королевской пальмы, произрастающей на островах, как символ плодородия. Пальмовая ветвь - главный символ победы, триумфа и долговечности. Багамские острова
Слайд 15
Канада
Слайд 16
Национальная эмблема Канады — лист сахарного клена, который изображен и на флаге, и на гербе Канады. Это красивое дерево — одно из самых высоких широколиственных деревьев в мире (до 40 м в высоту) — растет только на юго-востоке Канады. Изображение листьев сахарного клена, растущих из одной ветки олицетворяют развитие новой нации из многих народов.
Слайд 17
Травы . К травам относятся все растения, которые принято изображать целиком одинаковым зеленым цветом. Травы изображаются либо в виде пучка, либо отдельным стеблем, если они имеют хорошо выраженные родовые признаки. Так, например, изображаются вереск, осока, клевер, лен, сельдерей, чертополох (репейник), лук-порей, а также табак, сахарный тростник, появившиеся недавно в гербах ряда новых стран.
Слайд 18
Трилистник— символ Ирландии и зарегистрированная торговая марка Республики Ирландия, представляет собой графическое изображение трехпластинчатого листа белого клевера. Белый клевер с давних времен был известен благодаря своим лекарственным свойствам, а в викторианскую эпоху стал весьма популярным мотивом в орнаментах . Ирландия
Слайд 19
Плоды. Плоды могут изображаться группой или вплетенными в венок, а также могут быть представлены каким-либо одним определенным видом. Из классических плодов следует отметить виноград, померанец, орехи, гранат, яблоко, грушу, а также желуди, шишки ели и сосны, малину и початок кукурузы, которые в эмблематике относятся к разряду плодов. Из плодов, введенных в геральдику в последнее время, следует отметить апельсин, лимон, ананас, кокос, банан, мускатный орех, изображенные на гербах ряда тропических островных государств.
Слайд 20
Ананасы, помещенные на щите, не играли и не играют большой роли в хозяйстве и выращиваются в незначительном количестве. Они символизируют тропическую растительность и сельское хозяйств во в целом. Корзина с плодами и фруктами в руках, индианки и лук в руках индейца напоминают об их основных занятиях — земледелии и охоте. Ямайка
Слайд 21
На гербе Армянской ССР изображены куст винограда с лозой и листьями, колосья пшеницы. Виноград наглядно символизировал и отражал одну из отраслей хозяйства республики, а в более широком смысле служил эмблемой плодородия. Армянская ССР
Слайд 22
Герб был утвержден как национальный символ 9 мая 1834 года, вскоре после освобождения от испанского колониализма. В то время республика носила название Новой Гранады, о чём напоминает раскрытый гранат в верхней части герба, по его бокам расположены два золотых рога, символизирующие богатства страны, из одного сыпется золото, а из другого всевозможные плоды земли. Колумбия
Слайд 23
Колосья . Колосья в ряду растительных эмблем выделяются в особую группу в силу своего особого важного значения, особенно у государств, возникших в XX в. Изображения колосьев, как правило, стилизуются, даются условно. Из злаков обычно изображают рожь, пшеницу, просо и рис. Колосья могут изображаться отдельно, либо группироваться в венки, либо сочетаться и чередоваться друг с другом, либо изображаться в снопах.
Слайд 24
Шестерёнка и зерновые культуры на гербе Вьетнама представляют союз сельского хозяйства и промышленной рабочей силы в общей коммунистической модели. Вьетнам
Слайд 25
Вид гидроэлектростанции, воды которой орошают рисовые поля, соцветия риса по бокам, формирующего овальную структуру герба. Как видим, рис- это главное богатство страны. Демократическая Кампучия 1975-1979 гг .
Слайд 26
Снизу расположен венок из колосьев пшеницы и ветвей дуба. Венок из колосьев символизирует богатство, плодородие. Ветви дуба символизируют древность страны. Азербайджан
Слайд 27
В центре герба находится овал, в котором изображена гора Потоси . За ней с левой стороны восходит солнце. Перед ней изображён альпака, являющийся национальным животным этой страны, а также сноп пшеницы и хлебное дерево. Последние два объекта олицетворяют ресурсы Боливии. Боливия
Слайд 28
Цветы. Цветы – самая древняя группа растительных изображений в геральдике, но она продолжает пополняться и новыми видами. В силу своей древности цветы в геральдике обычно имеют не натурные, а подчеркнуто геральдические, стилизованные и условные изображения. Это относится в первую очередь к хризантеме, розе, лилии, лотосу. Из других цветов встречаются репейник, гвоздика, нарцисс, колокольчик, ромашка, лютик, мак, тюльпан, ландыш и эдельвейс, а из вновь введенных в геральдику молодыми государствами следует отметить орхидеи и викторию регию .
Слайд 29
В центре герба эмблема кувшинки, обрамлённая колосьями риса. Над кувшинкой расположены четыре звезды и трилистник джута. Кувшинка является национальным цветком Бангладеш, она встречается повсеместно на территории страны. Рис олицетворяет то, что Бангладеш является аграрной страной. Бангладеш
Слайд 30
Герб Белоруссии украшают «полезные в хозяйстве растения» - голубые цветочки льна и розовый клевер. В геральдике они играют роль не символическую, а справочную, поскольку сообщают о главных богатствах страны . Белоруссия
Слайд 31
Императорская печать Японии — символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи. Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует. Изображение императорской печати состоит из центрального круга, окружённого шестнадцатью лепестками, снаружи их окружает второй ряд лепестков. Япония
Слайд 32
На гербе Непала можно увидеть красные цветочки рододендронов. Это национальный цветок страны. Темно-красный цвет также считается национальным цветом Непала. Непал
Слайд 33
Заключение: Растения имеют большое значение в государственной символике: 1. Характеризуют природу страны 2. Характеризую хозяйство страны 3. Отражают политические ценности страны 4. Отражают духовные ценности страны. Несомненно, геральдика – интереснейшая наука, изучая которую можно очень многое узнать о многогранных особенностях той или иной страны.
nsportal.ru
Лекарственные растения
Алоэ является популярным комнатным растением. Его способность излечивать разные кожные заболевания, а также использовать при других болезнях, давно известна в народе. Но не многие знают, что алоэ бывает двух видов деревковое и кустовое. Алоэ по праву многие называют чудодейственным. Мало кто ни разу в жизни не слышал о лечебных свойствах этого растения. Сегодня практически в […]
29 ИюнМного книг написано о женьшене,много опытов проделано с ним, и нет теперь ни одной страны, ученые которой не признали бы лекарственного значения этого корня. Женьшень растет лишь в диких уголках Китая, Кореи, в кедровых лесах Тибета, Канады. Природного женьшеня уже нет в США, не осталось и в Японии. Однако его много в России на Дальнем […]
23 МайИзвестное многим лечебное растение элеутерококк, которое в народе еще называют: свободноягодником, диким перцем, колючим перцем, нетронником, чертовым кустом. Аптечное название: Корневища и корни элеутерококка (Rhizomata et radices Eleutherococci) Цветение: Июль-август Время сбора: Октябрь-ноябрь Используемые части: Корни и корневища, реже листья Сбор и заготовка элеутерококка В октябре-ноябре выкапывают подземную часть растений, промывают в проточной воде, отбирают […]
23 МайЛопух большой, это мощное двулетнее растение высотой 60-200 см с мясистым стержневым корнем. Листья сердцевидно-яйцевидные со слегка волнистым краем; нижние листья намного крупнее верхних. В первый год растение развивает лишь прикорневые листья, на второй год цветет, цветки трубчатые, лилово-розовые, собраны в шаровидные соцветия-корзинки, которые в свою очередь собраны в щитки на концах побегов. На этот […]
22 МайНародное название алтея просвирняк (или проскурняк). Ещё его называют дикой розой. Алтей может достигать высоты 1-1,2 метра, но в лечебных целях используют в основном корни алтея, в слизи которых содержится большое количество пектина, крахмалов, сахарозы, аспарагина, бетаина, и эфирных масел. Именно крахмалы придают препаратам из алтея способность обволакивать и надежно защищать стенки желудка и кишечника […]
22 МайСпелые ягоды рябины Ягоды рябины созревают в конце сентября в начале октября. Спелые ягоды округлые (в диаметре 0,8-1 см), ярко-красные или оранжево-красные. Вкус ягод этого растения варьируется (в зависимости от сорта) от горько-терпких до сладко-кислых с тонким миндальным ароматом. Благодаря свои целебным свойствам,рябина помогает излечиться от некоторых болезней. Особенно ценны ягоды дикорастущих рябин. В ягодах […]
06 МарНа вопрос, сколько вы клали сельдерея, когда осенью засаливали или консервировали огурцы и помидоры, скептически улыбаетесь и воспринимаете это как шутку, которая к вашему весеннему состоянию не имеет никакого отношения? А уже из ответа становится понятным, как человек относится к сельдерею, сколько его употребляет вся семья и почему за зиму так истощился организм. Кое-кто оправдывается, […]
06 ФевЗеленый чай – напиток богов. Как известно, Китай принято считать родиной зеленого чая. Но, по мнению многих ученых, зеленый чай пришел к нам из предгорных районов Гималаев. Само слово «чай» происходит от китайского «ча», что значит «молодой листочек». Таким же иероглифом пишут слово «бодрость» — одно из замечательных свойств чая. Письменные источники свидетельствуют о том, […]
17 СенСвойства подорожника В старые времена подорожник ценился наравне с золотом и считался, чуть ли не самой главной травой. В древнем Китае это растение собирали только обученные люди и он продавался по высокой цене. А древние целители считали, стоит бросить подорожник в бульон, где варится мясо, то этот бульон вылечит прямо-таки все недуги. Подорожник как вид […]
07 МайСъешь лимон.- Зачем? Да, лицо у тебя слишком довольное…Что же такое лимон? Это вечно зелёное дерево, родина которого Индия и Китай, и тропические острова. В диком состоянии неизвестен. Предполагается, что этот гибрид возник самостоятельно и развивался как отдельный вид. Лимон содержит в мякоти такие кислоты как лимонная, яблочная, так же пектины, сахара в размере около […]
infofito.ru
ЭМБЛЕМЫ медицинские — Большая Медицинская Энциклопедия
ЭМБЛЕМЫ медицинские (греческий emblema вставка, выпуклое украшение) — изображения, символизирующие медицину вообще, принадлежность к медицинской профессии, различные направления и области медицины, отдельные медицинские специальности.
Рис. 1. Шумерская каменная ваза (кубок Гудеа), посвященная богу исцеления Нингишзиде, с изображением дракона, держащего посох, и змеи (22 век до нашей эры). Рис. 2. Статуя античного бога медицины Асклепия с посохом, обвитым змеей.На протяжении многовекового развития медицина имела много Эмблемы некоторые из них не потеряли своего значения до настоящего времени, другие — ушли в прошлое. На XIII Международном конгрессе по истории науки (Москва, 1971) предложена классификация медицинских эмблем согласно которой они разделяются на две группы: общие и частные медицинские эмблемы. Общие медицинские эмблемы символизируют медицину вообще, частные медицинские эмблемы обозначают отдельные ее отрасли или направления. Данная классификация условна так как в истории медицины отдельные общие эмблемы со временем становились частными и, наоборот, частные эмблемы приобретали значение общих. Одна и та же частная эмблема в различные исторические периоды и в разных странах могла символизировать разные отрасли и направления медицины. Рис. 3. Статуя античной богини здоровья Гигеи с чашей и змеей.К общим медицинским эмблемам могут быть отнесены разнообразные изображения змеи, в том числе в сочетании с посохом, с чашей, со свечой и др., изображения горящего факела, светильника, сердца на ладони. Наибольшее распространение получили эмблемы с изображением змеи.
В первобытном обществе, когда складывались тотемизм и анимализм, отражавшие беспомощность первобытного человека перед окружающим миром, змея была одним из основных тотемных животных. С возникновения культа змеи ей приписывалась двойная роль — зла и добра. С одной стороны, змея была символом хитрости и коварства, с другой — бессмертия, мудрости и знаний (цветн. табл., ст. 176. рис. 1 и 2). В памятниках культуры Месопотамии (III тысячелетие до нашей эры) змея изображена на различных предметах, связанных с богом плодородия и исцеления Нингишзидой (рис. 1). Это, вероятно, одно из первых в истории изображений змеи в качестве медицинской эмблемы. Как эмблемы медицины первоначально змея изображалась без каких-либо атрибутов (рис. 4). Позднее появились изображения змеи в сочетании с различными предметами. Так, примерно с 8 века до нашей эры одним из символов медицины является посох бога врачевания Асклепия (Эскулапа) — суковатая палка, вокруг которой обвилась змея головой вверх (рис. 2, а также цвети, табл., ст. 170, рис. 3). В одном из древнегреческих мифов рассказывается. что Асклепий был приглашен во дворец Миноса — царя Крита. чтобы воскресить его умершего сына. По дороге он увидел на своем посохе змею и убил ее, но появилась вторая змея с целебной травой во рту и воскресила мертвую. Впоследствии Асклепий этой травой лечил больных людей. Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем — атрибутом бога торговли Гермеса (Меркурия). представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями (рис. 5). В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15—16 века кадуцей стал символом медицины. С 19 века кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (напр., США), Африки и Азии.
Рис. 4. Крышка античной бронзовой аптечки с изображением змеи. Рис. 5. Кадуцей — крылатый жезл, обвитый двумя змеями. Рис. 6. Древнегреческая амфора с лавровым венком, обвитая змеей (с экслибриса, принадлежавшего медику). Рис. 7. Изображение чаши со змеей на вывеске Ратушной аптеки в г. Таллине (основана в 1422 году).Первые изображения чаши со змеей относятся к 800—600 годы до нашей эры. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богинь здоровья Гигеи (рис. 3 и 8) и Салуты (цветн. табл., ст. 176. рис. 6). Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее (рис. 6 и 7, а также цветн. табл., ст. 176, рис. 5). В античном мире эмблемы медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.
Рис. 8. Памятная медаль, посвященная борьбе с чумой, с изображением обвитого змеей треножника Аполлона и Гигеи, держащей чашу (Россия, 18 век). Рис. 9. Металлический нагрудный знак французских медиков с изображением зеркала, обвитого змеей. Рис. 10. Древнегреческая монета с изображением Асклепия и двух кентавров. держащих факелы.Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей (рис. 8). В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 века существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей (рис. 9). Зеркало было символом чистоты и осторожности — качеств, необходимых врачу.
Рис. 11. Древнеегипетское изображение. Вверху анк Имхотепа (крестообразная петля) и две змеи.Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие. Древнеегипетского бога медицины Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так наз. анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье (рис. 11). Позднее он был известен под названием «тау-крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета). Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи). У многих народов огонь считался одним из основных элементов природы. Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6—5 век до нашей эры), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. На некоторых скульптурах и барельефах изображение Асклепия сочетается с изображением горящего факела (рис. 10). Разные степени сближения обвитого змеей посоха и горящего факела отражают тенденцию к слиянию обеих эмблем, особенно на римских изображениях, где змея обвивает горящий факел. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом (рис. 12). Изображение свечи сопровождалось изречениями: «Aliis lucens uror» («Светя другим, сгораю»), «Aliis in serviendo ipse consumor» («Служа другим, уничтожаю себя») и др. Многие врачи и медицинские общества в 17 —18 века пользовались эмблемы, где вместо змеи была изображена свеча, о чем свидетельствуют, в частности, дошедшие до нас произведения изобразительного искусства (рис. 13). В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения (рис. 14).
Рис. 12. Герб Уильяма Гарвея с изображением горящей свечи, обвитой двумя змеями (памятная доска, обнаруженная в 1893 году на своде аудитории в Падуанском университете).В СССР, как и в некоторых других странах, основной государственной общей медицинской эмблемой является изображение чаши, обвитой змеей (цветн. табл., ст. 176, рис. 4). Во многих зарубежных странах официальной эмблемой медицины является стилизованное изображение посоха, обвитого змеей (рис. 16).
ВОЗ на 1 Всемирной ассамблее здравоохранения в Женеве (1948) утвердила международную медицинскую эмблему, представляющую собой эмблему ООН (карта мира, окруженная венком оливковых ветвей золотого цвета на светло-голубом фоне в сочетании с посохом, обвитым змеями (рис. 15).
Рис. 13. Портрет чешского анатома 17 в. И. Йессена, ректора Карлова университета в Праге, с изображением его эмблемы — горящей свечи, обвитой лентой с надписью: «В исполнении своего долга нахожу я удовлетворение» . Рис. 14. Памятная медаль IV Международной конференции по санитарному просвещению с изображением горящего факела на фоне земного шара. Рис. 15. Эмблема Всемирной организации здравоохранения. Рис. 16. Современная официально принятая во многих странах эмблема медицины — стилизованное изображение посоха, обвитого змеей (красного цвета на белом фоне). Рис. 17. Изображение ландыша — средневековой эмблемы терапии (с титульного листа одной на первых польских книг, посвященных внутренним болезням). Рис. 18. Изображение лотарингского креста и цветков белой ромашки — эмблем борьбы с туберкулезом (фрагмент почтовой открытки, выпущенной в России перед первой мировой войной и распространявшейся в пользу больных туберкулезом)Помимо общих медицинских эмблем имеется множество частных эмблем, обозначающих те или иные отрасли медицины. В период средневековая медики в Европе были разделены на две группы: врачей-интернистов (терапевтов) и хирургов. Одной из наиболее древних эмблем терапии является изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца (рис. 1). Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи — уринария (цветн. табл., ст. 1, рис. 7), руки, прощупывающей пульс, петуха и др. Эмблема врачей-пифагорейцев античного мира — пентаграмма (пятиконечная звезда, вычерченная пересекающимися линиями) — в эпоху средневековья стала эмблема хирургов (рис.19). Символами хирургии служили также изображения различных хирургических инструментов (рис. 22). Эмблема аптекарей, которые в эпоху средневековья в Европе объединялись в свои гильдии отдельно от терапевтов и хирургов, были изображения различных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком. Эмблема педиатров в ряде стран (Италия, Россия и др.) стало изображение "флорентийского младенца" — запеленутого до пояса ребенка. Впервые это изображение было исполнено Андреаделла Роббиа (A. della Robbia, 15 век) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции (рис. 20). В России с 18 века эмблемой ведомств, занимающихся призрением и лечением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью. Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства (рис. 23).
Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева (рис. 24). Не исключено, что прообразом этой эмблемы является платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил и работал Гиппократ (цветн. табл., ст. 176, рис. 8). Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику (рис. 25). Эмблемой советского здравоохранения на выставках за рубежом и эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони (рис. 26). В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией — изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеей и направленного острием на малярийного комара (цветн. табл., ст. 176, рис. 9). Символ борьбы с онкологическими заболеваниями — краб, пронзенный стрелой дли шпагой (цветн. табл., ст. 176, рис. 10).
Рис 19. Издательский знак известного немецкого хирурга 16 век И. Зотера с изображен нем пентаграммы. Рис. 20. «Флорентийский младенец» — эмблема педиатрии (с экслибриса, принадлежавшего медику). Рис. 21. Печать Киевского цеха цирюльников с изображением различных инструментов. Рис. 22. Средневековая печать немецкого общества хирургов с изображением инструментов, совы (символ мудрости) и змеи.Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных мед. организаций. Среди них самая массовая — Международный Красный Крест. В 1864 году в Женеве была подписана конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (см. Женевские конвенции). Эта конвенция установила отличительный знак обществ помощи раненым и больным: красный крест на белом поле. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество. Прообразом знака был государственный флаг Швейцарии (белый крест на красном поле).
Этот символ служит эмблемой Международного Красного Креста и большинства национальных обществ Красного Креста (цветн. табл., ст. 176, рис. 11). Эмблемой аналогичных обществ в мусульманских странах — Афганистане, Пакистане, Турции, Иране (с 1980 год), арабских странах, а также в Азербайджанской, Таджикской, Туркменской и Узбекской ССР — является красный полумесяц, в Иране до 1980 года— красный лев и солнце (цветн. табл., ст. 176, рис. 12). В эмблеме всесоюзной добровольной массовой общественной организации, объединяющей общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, сочетаются красный крест и красный полумесяц (см. Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР).
Рис. 23. Изображения пеликана — эмблема донорства Рис. 24. Изображение векового дерева — эмблемы геронтологии. Рис. 25. Памятная медаль II Всесоюзного съезда травматологов и ортопедов с изображением надломленного деревца, подвязанного к столбикам. Рис. 26. Значок I Всесоюзного съезда кардиологов с изображением сердца на ладони. Рис. 27. Зарубежные эмблемы военно-медицинской службы.Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображения лотарингского креста (крест с двумя горизонтальными линиями) и белой ромашки (рис. 18). Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста красного цвета в качестве международной эмблемы борьбы с туберкулезом.
Отдельную группу медицинских эмблем составляют военно-медицинские эмблемы В большинстве стран мира в качестве знаков отличия военно-медицинской службы использованы общемедицинские эмблемы в различных модификациях (рис. 27). В некоторых странах были созданы специальные отличительные знаки военно-медицинской службы.
Библиогр.: Грибанов Э. Д. Медицина в нумизматике, М., 1962; он же, История международных медицинских эмблем, М., 1976, библиогр.; Грибанов д. Д. и Георгадзе В. И. Эмблемы медицины, Тбилиси, 1979, библиогр.; Заблудовский П. Е. Медицинская эмблема, в кн.: Из истории мед.. под ред. К. Г. Васильева и др., т. 5, с. 133, Рига, 1963; ТарасоновВ. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов, М., 1985; Liрp A. u. Gruber О. В. Die Kerze als Symbol dee Arzttums. Lpz., 1959. Bibliogr.; Schouten J. The rod and serpent of Asklepios, Symbol of medicine, Amsterdam a. o., 1967, bibliogr; он же, The pentagram as a medical symbol; an iconotogical study, Nieuwkoop, 1968.
Э. Д. Грибанов.
xn--90aw5c.xn--c1avg