Игры про лекарственные растения для дошкольников. Дидактическая игра «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Обучающие игры по теме: «Растения — доктора простудных заболеваний». Игры про лекарственные растения для дошкольников


Обучающие игры по теме: «Растения

Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лекарственных растений, помогающих при простудных заболеваниях.

Правила игры: отыскать карточку с изображением лекарственного растения в соответствии с описанием его характерных признаков.

Материал: карточки с изображением растений.

Организация и методика проведения: ведущий называет характерные особенности того или иного растения, которое помогает при простудных заболеваниях, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек, называют его, рассказывают о лечебных свойствах. Побеждает тот, кто быстро и правильно найдет или назовет отгадку.

Дидактическая игра «Найди, что лечит»

Цель: учить детей, используя схемы-модели, находить те части лекарственных растений, которые являются целебными.

Правила игры: используя схемы-модели находить и рассказывать о лечебных свойствах определенной части лекарственного растения (листья, стебель, цветок, семена, корень и т.д.).

Материал: 10-15 карточек с изображением лекарственных растений, схемы-модели с изображением цветка, листа, корня, стебля, веток.

Организация и методика проведения: на столе разложены карточки с изображением лекарственных растений, которые перевёрнуты изображением вниз (10-15 карточек). Воспитатель предлагает ребёнку взять карточку, посмотреть и назвать, какое лекарственное растение изображено на картинке. Затем рассказать, какая часть у этого растения целебная (цветок, корень, стебель и т.д.) и соответственно положить её возле карточки-схемы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

Дидактическая игра «Зелёная аптека»

Цель: формировать представления детей о лекарственных растениях, которые используют при простудных заболеваниях, их значении для здоровья человека; учить правилам сбора, заготовки, применения. Упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

Правила игры: угадывать лекарственные растения, используемые при простудных заболеваниях по их характерным признакам, описывать правила их сбора и заготовки.

Материал: плоскостное лукошко с красно-зелёным крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.

Организация и методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки про лекарственные растения. Ребёнок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «зелёным доктором», рассказывает о правилах сбора и заготовки лекарственных растений.

Подвижно-дидактическая игра «Кто быстрее найдёт растение по названию»

Цель: упражнять детей в быстром нахождении лекарственного растения по названию.

Правила игры: действовать по сигналу, быстро находить лекарственное растение по названию.

Организация и методика проведения: игра организуется как подвижная. Воспитатель объясняет, что после того, как он назовёт лекарственное растение и скажет: «Раз, два, три к … беги», ребятам необходимо быстро найти растение на участке и стать возле него.

Дидактическая игра «Интервью с лекарственными растениями»

Цель: развивать эмоционально-чувственную сферу личности старших дошкольников в процессе познания ими природы.

Правила игры: придумать интервью с лекарственными растениями.

Материал: игрушка микрофон.

Организация и методика проведения: воспитатель предлагает дошкольникам представить, что лекарственные растения ожили и могут говорить. Далее предлагается придумать, какие вопросы ребята задали бы лекарственным растениям, что хотели бы у них узнать.

За самые длинные и интересные интервью ребёнок получает фишку.

Дидактическая игра «Кто быстрее найдёт растение по названию?»

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

Правила игры: быстро находить карточки с изображением лекарственного растения, названного педагогом.

Материал: карточки с изображением растений (по нескольку карточек каждого растения).

Организация и методика проведения: воспитатель раскладывает карточки с изображением различных растений. Называет одно из изображенных на карточке лекарственных растений. Например, календула. Дети собирают все карточки с изображением календулы. Выигрывает тот, кто быстрее всех найдет названное растение.

Прокофьева О.О., Корниенко С.В.

vscolu.ru

Дидактическая игра «Лекарственные растения» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №106» г.Череповца

Дидактическая игра

«Лекарственные растения»

для детей старшего дошкольного возраста

(Авторская разработка)

Разработала:

воспитатель

Архипова Елена Александровна

Череповец, 2013 г.

Область: «Познание», «Здоровье».

Цель: обобщение знаний детей о лекарственных растениях.

Задачи:

- закреплять знание названий лекарственных растений, умение различать их по внешнему виду;

- закреплять знание частей лекарственных растений, содержащих целебные свойства;

- расширять знания о проблемах со здоровьем, при которых помогут лекарственные растения;

- развивать логическое мышление, зрительное внимание, память;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

- Игровое поле в виде круга (диаметр – 58 см), разделённого на 4 сектора:

Каждый сектор имеет иллюстрацию с изображением ребёнка с определённой проблемой со здоровьем, а именно: «простудился», «заболел животик», «поранился», «растроился и разнервничался». Эти иллюстрации расположены на внешнем выпуклом игровом круге. Игровое поле предполагает наличие ещё двух внутренних игровых кругов, предназначенных для укладывания вкладышей.

- Вкладыши: Вкладыши с изображением лекарственных растений:

Ромашка, шалфей, малина, душица, мать-и-мачеха – помогают вылечить простуду!

^

Лопух, тысячелистник, калина, облепиха, подорожник – помогут при ранах!

^ – помогут успокоиться!

Эти вкладыши укладываются в средний внутренний круг в зависимости от проблемы со здоровьем:

Вкладыши с изображением частей растений:

укладываются в последний внутренний круг, в зависимости от того, в какой именно части содержатся целебные свойства у каждого конкретного лекарственного растения:

Таким образом, вкладышами заполняется всё игровое поле:

Варианты игр с данным пособием (могут проводиться с одним ребёнком или группой детей):

Игра «Какие растения помогут, если…?»(заболел животик, ты простудился, ты поранился, ты растроился)

^ закрепить знания о лекарственных растениях и их целебных свойствах.

Ход: дети из общего количества вкладышей с изображением лекарственных растений выбирают те, которые помогают справиться с той или иной проблемой со здоровьем.

^

Цель: закрепить знания о целебных частях лекарственных растений.

Ход: дети подбирают к вкладышам с лекарственными растениями вкладыши с их целебными частями.

Игра «Найди место этому растению!»

Цель: закрепить знания о лекарственных растениях, их целебных свойствах и тех проблемах со здоровьем, с которыми они помогают справиться.

Ход: при показе определённого вкладыша с изображением лекарственного растения, детям необходимо отыскать его место на игровом поле, то есть определить вид заболевания, при котором это растение помогает.

Источники:

1. Игра является авторской разработкой.

2. Наглядный материал (иллюстрации с изображением растений, детей) собран из интернета и личного архива, обработан в графическом редакторе, распечатан на цветном принтере.

3. Фотографии, использованные в игре, из личного архива автора.

refdt.ru

Лекарственные травы Игра «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС» - Мои файлы - Каталог файлов

 

Цель  игры:

-воспитывать чувства любви к родным местам;

- развивать уважительного отношения к природе;

-расширять и углублять знания учащихся о лекарственных растениях и их свойствах.

Правила игры:

-в игре принимают участие 5-6 человек (учащиеся 4-6 классов).

-игра   состоит из 4этапов,  В ходе каждого тура участники отвечают на вопросы ведущего, зарабатывая звезды за правильные ответы.

 -игрок, набравший по итогам тура меньше  всего звезд,  выбывает из игры. Побеждает участник, показавший наилучшие знания, набравший наибольшее количество звезд.

Оборудование и оформление:

-гербарии лекарственных растений, фотографии растений;

-магнитофон, записи пения птиц, шум реки;

-сигнальные карточки с №1,2,3.

 

Вед: Путника друг, подорожник,

        Скромный, невзрачный листок,

         Ты на порезанный палец

          Влажной заплаткой лег.

 

                  Путника друг, подорожник,

                  Многим из нас невдомек,

                  Что отыскалось лекарство

                   Тут же на тропке у ног.

 

Вед: Добрый день, дорогие друзья! – участники игры «Звездный час». Сегодня мы с вами коснемся темы - лекарственных растений. Наша страна богата лекарственными растениями. В лесу растет ландыш, из которого приготовляют лекарство для  больного сердца, по опушкам и сырым лугам- валериана, которая действует успокаивающе.  На лугу, что ни шаг, растут лекарства: зверобой, про который в народе говорили, что он помогает от 99 болезней, коровник, тысячелистник.

В лесу, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства в большом количестве. Только надо их знать, ребята, и уметь пользоваться .Еще в давние времена люди пользовались травами для лечения всяких болезней .Собирая лекарственные растения, нужно всегда оставлять часть их неприкосновенными, чтобы сохранить эти ценные растения и на будущее.

Думаю, все согласятся, что природа  нашего края удивительна, красива и разнообразна. Много тайн и загадок сохранила она с древнейших времен.

Сказочно прекрасны ее озера, леса, таинственные травы. Именно о них, о целебных свойствах трав и пойдет сегодня речь.

 

Итак, встречаем наших участников (идет представление)

 

                    I тур. Лекарственные растения.

 

1.Противовоспалительным, успокаивающим и желчегонным средством является ?

а) Женьшень

б) Ромашка

в)  Чистотел

2. Рано заживляющим средством является?

а) крапива

б) одуванчик

в) подорожник

3.  Эффективным средством для полоскания горла является? 

а)   календула

б)   лопух  

в)   валериана

4.  Какое средство снимает напряжение и одновременно является хорошим противовоспалительным средством?

а) синий василек

б) крапива.

в) подорожник.

5. При зубной боли поможет настойка?

а) из березовых почек

б) подорожника

в) незабудки

    II тур.  «Целебная сила плодов и овощей».

 1. Очищает систему почек  мочевого пузыря, стимулирует пищеварение?  

а)  Виноград

б) Арбуз

в) Тыква

 Пояснение: Мякоть арбуза обладает сильным мочегонным, легким слабительным, желчегонным и противовоспалительным свойствами. Мякоть и сок арбуза рекомендуют для диетического питания. Они полезны в свежем виде при почечнокаменной болезни, циститах, нефритах, атеросклерозе, артрите, гипертонии.

 

2.  Это лекарственное растение рекомендуется при ожирении, гипертонии, заболевании печени и почек, улучшает жировой обмен, способствует укреплению капилляров?

а)  Морковь

б)  Свекла

в) Белена

 

Пояснение: Свекла- это древнее лекарственное растение. В старинных травниках свеклу рекомендовали использовать при цинге, запорах, туберкулезе, гипертонии, малокровии.

3.  Масло из этого растения обладает бактерицидным , болеутоляющим и ранозаживляющим  действием?

а) Облепиха

б)  Кукуруза

в)  Инжир  

 Пояснение: Облепиха- это кладовая витаминов. В  народной медицине отвар из плодов употребляли при желудочных заболеваниях, отвар плодов с листьями - при ревматизме и подагре, масло рекомендуется для лечения флегмон, чешуйчатого   лишая, ожогов, обморожений, экзем, язв,  трещин.

 4. Плоды этого растения рекомендуется применять при болях в суставах, цистите, простудном кашле и наружно для заживления ран.

а)  Малина

б)  Ежевика

в) Клюква

 

Пояснение: Отвар листьев в народной медицине используют как потогонное средство, а отвар корней -как мочегонное средство. Препараты из листьев ежевики принимают при кашле и гриппе как потогонное средство, а также при гастрите и холецистите, нервных расстройствах и  одышке.

 

5.  Сок этого растения используют как вяжущее средство для лечения желудочных заболеваний, а также при атеросклерозе, бронхиальная астма, ангине?

а)  Яблоко

б)  груша

в)  гранат

 Пояснения: В древности врачи назначали сок граната при желудочных болях, корки плодов использовали при лечении дизентерии и ран, отвар кожуры используют при сильном кашле. Семена растения принимают при отеках, желтухе, грудной боли и сильном сердцебиении.

 6. Это профилактическое  средство рекомендуется при авитаминозах и атеросклерозе, оно обладает мочегонным, желчегонным, антитоксическим, противовоспалительным, обезболивающем и кровоостанавливающим воздействием.

         А) Лимон

          Б) Яблоко

          В) Дыня  

         Пояснение: В народной медицине лимоны применяют при цинге, желтухе, водянке, почечнокаменной болезни, туберкулезе, сердцебиении, геморрое, подагре, ревматизме Спиртовая настойка корки лимона возбуждает аппетит и успокаивает нервную систему .Лимонный сок используют также при грибковых поражениях кожи и экземах.

              III тур.  Найди лишнее

 

1. Жаропонижающими и потогонными средствами при гриппе и простуде не является:

а) настой ромашки

б) настой малины

в) настой череды

2.  Какое из средств при насморке не окажет положительное воздействие:

а) сок свежих листьев Мать-и-мачехе

б)  Яблочный сок

в)  сок алоэ

3.  Во время болезни ангиной лекарственный настой на поможет

а) настой календулы

б) настой ромашки

в) настой лопуха

4.  Какое из перечисленных растений не является успокаивающим?

а) календула

б) валериана

в) алоэ

5.  Какое средство не является эффективным для выведения бородавок?

а)  чистотел

б) ромашка

в) череда 

6. Какое растение не предназначено для снятия  головную боль?

а) луговой клевер

б) ягоды брусники

в) настой череды

                IV  тур.  Вспомни  и запиши.

   Вспомнить и записать за 1 минуту как можно больше лекарственных средств  при заболевании гриппа

  Ответ: Лук репчатый, первоцвет, чеснок, лимон, эвкалипт ,черная смородина, малина, ромашка, калина, спорыш, редька ,мать- и –мачеха, солодка, календула.

 Вед: Вот и закончилась наша игра, слово предоставляется нашему победителю. Итак …… твой звездный час наступил и ты можешь обратиться к присутствующим  со своей речью. (слово победителю).

 Подведение итогов игры. Награждение.

Звучит музыка.

 

kaleidoskop.ucoz.ru

Дидактическая игра "Зеленая аптека"

Дидактическая игра для детей старшего возраста (5 – 7 лет)

«Зелёная аптека»

Данная игра поможет детям лучше узнать природу, научит любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять растения, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Цель: обобщение знаний детей о лекарственных растениях.Задачи:- закреплять знание названий лекарственных растений, умение различать их по внешнему виду;- закреплять знание частей лекарственных растений, содержащих целебные свойства;- расширять знания о проблемах со здоровьем, при которых помогут лекарственные растения;- развивать речь, логическое мышление, зрительное внимание, память;- воспитывать бережное отношение к природе;

Материал:

Игровое поле разделённое на 4 колонки: каждая колонка имеет иллюстрацию с изображением: 1 – лекарственное растение: ромашка, боярышник, лопух, крапива, календула, шиповник, подорожник, облепиха, душица;

2- изображение частей растений: корень, лист, цветок, плоды;

3- определённую проблему со здоровьем, а именно: «болит горло», «боль», «простуда», «поранился»;

4- что приготавливают из растений в качестве лечения: «чай, отвар», «микстуру», «масло, крем». Карточки с иллюстрациями соответствующие изображению на игровом поле. Фишки зеленого цвета.

Ход игры:

В начале игры необходимо рассмотреть с детьми игровое поле, вспомнить названия лекарственных растений (первая колонка), познакомить с обозначениями на игровом поле: определить какую часть данного растения используют (вторая колонка), что лечит это растение (третья колонка) и что приготавливают для лечения из растений (четвертая колонка). Рассмотреть карточки с такими же обозначениями.

- Корень Цветы -

- Листья Плоды -

- Болит горло - Простуда

- Боль - Раны

- Чай, отвар - Микстура

- Масло, крем

Вариант игры 1.

Детям предлагается заполнить игровое поле (напротив каждого растения соответствующими карточками). В случаи затруднения ребенок просит помощи у взрослого или товарища. В конце игры проверяется правильность заполнения игрового поля, при необходимости можно привлечь других детей для исправления ошибок. (Количество игроков 1 - 2 человека).

см. «Подсказки о растениях»

Вариант игры 2.

Ведущий показывает игровые карточки. Дети должны назвать лекарственное растение которому соответствует данная карточка, правильно ответивший ребенок получает зеленую фишку и кладет карточку на игровое поле. После заполнения всего игрового поля подсчитывается количество фишек у каждого игрока. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек. (Количество игроков 5 - 7 человек).

см. «Подсказки о растениях»

Вариант игры 3.

Предлагается составить описательный рассказ лекарственного растения, опираясь на карточки. Ребенок выбирает растение о котором будет рассказывать, ищет соответствующие карточки, раскладывает и рассказывает свой описательный рассказ (примерный рассказ ребенка: «Это лекарственное растение подорожник, используют у него листья для лечения ран, боли. Можно приготовить микстуру, настой для полоскания горла. Подорожник очень полезное растение.)

infourok.ru

Дидактические игры о растениях

Дидактическая игра «Растения-фитонциды»

Цель: дать детям элементарные знания о веществах-фитонцидах, которыми обладают лекарственные растения, формировать представление о действии фитонцидов на болезнетворные микробы.

Правила дидактической игры: правильно называть характерные особенности растений-фитонцидов.

Материал: 4 банки с крышками, 4 небольшие сеточки, сваренное и очищенное яйцо, чеснок, лук, хрен.

Организация и методика проведения: в группу приходит Незнайка и рассказывает детям о том, что Доктор Айболит познакомил его с волшебными растениями, которые содержат удивительные вещества — фитонциды. Эти вещества убивают вредные микробы. А чтобы убедится в этом, Незнайка предлагает опыт: нужно взять четыре банки и четыре небольшие нитяные сеточки; сваренное вкрутую и очищенное от скорлупы яйцо; чеснок, лук, хрен. На дно первой банки поместить толстым слоем кашицу из чеснока, на дно второй — из лука, третьей — из хрена. С помощью сеточек кусочки яйца подвешиваем во всех четырех банках на расстоянии 3-4 см от растительной кашицы или от дна. Банки плотно закрыть крышками, края которых замазать пластилином. Банки оставить в тёплом месте и в течение нескольких дней наблюдать за состоянием кусочков яиц.

Через два дня ребята увидели, что в контрольной четвертой банке яйцо начинает темнеть и разлагаться под действием вредных микробов. В банках с растениями, выделяющими фитонциды, этого не происходило. Воспитатель закрепляет с детьми характерные особенности фитонцидных растений.

Дидактическая игра «Узнай растение по запаху»

Цель: закрепить умения детей с помощью обоняния узнавать фитонцидные растения.

Правила игры: узнавать растения фитонциды по запаху.

Материал: тарелочки с кусочками лука, чеснока, лимона, листочков мяты и др. растений.

Организация и методика проведения: воспитатель предлагает старшим дошкольникам закрыть глаза и попробовать по запаху определить, какое растение находится на тарелочке.

Побеждает тот, кто быстрее и правильнее назовёт растение.

Дидактическая игра «Колючий доктор»

Цель дидактической игры: познакомить с лечебными свойствами сосны.

Правила игры: описывать лечебные свойства сосны.

Материал: ветки сосны, картинки с изображением продукции, которую получают из сосны.

Организация и методика проведения: воспитатель предлагает детям рассмотреть ветки сосны, назвать особенности строения и внешнего вида. Далее воспитатель знакомит с целебными свойствами сосны: «Сосна — это аптека, используемая человеком с давних времён. Из неё получают большое количество разных продуктов: сосновое масло, скипидар, канифоль. Это дерево даёт также живицу-смолу для скипидара и других ценных веществ, которые используются в медицине и в быту (хвойный экстракт для ванн, шампуни, хвойное мыло). Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары и настои используются как витаминное средство при заболеваниях органов дыхания, полости рта и т.д.». Далее предлагается детям взять картинку с изображением продукции из сосны и назвать для чего это нужно, как используется в быту и медицине. Можно предложить детям решить проблемную ситуацию: «Что было бы, если б исчезли сосновые боры?». (В ходе решения данной ситуации напомнить, что сосна выделяет особые вещества-фитонциды, которые губительные для микробов).

Дидактическая игра «Зелёная аптека»

Цель: сформировать представления детей о растениях-фитонцидах и их использовании человеком, учить в их распознавании на иллюстрациях.

Правила игры: угадывать растения-фитонциды по их характерным признакам, уметь объяснить, почему их называют «зелеными докторами»

Материал: плоскостное лукошко с красно-зелёным крестиком на одной из сторон, набор иллюстраций лекарственных растений.

Организация и методика проведения: воспитатель загадывает детям загадки о лекарственных растениях.

Ребёнок находит в лукошке отгадку, называет растение и объясняет, почему его называют «зелёным доктором».

Дидактическая игра «Разведка полезных дел»

Цель: развивать у детей интерес к природоохранной деятельности, осознанное её выполнение.

Правила игры: замечать недостатки в состоянии природных объектов и рассказывать, как их можно устранить.

Материал: территория, природные объекты детского сада.

Организация и методика проведения: отправляясь на прогулку по территории детского сада, воспитатель предлагает дошкольникам внимательно понаблюдать за состоянием природных объектов (площадка фитонцидных растений, лекарственная клумба, огород). В заключение прогулки дети называют замеченные ими недостатки, рассказывают о тех полезных делах, которыми им хотелось бы заняться для устранения этих недостатков. Воспитатель побуждает дошкольников к рассказыванию того, как они будут выполнять предстоящую работу.

Прокофьева О.О., Корниенко С.В.

vscolu.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта