Растения дикорастущие и культурные примеры. Дикорастущие и культурные растения Гербарные образцы Растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Чудеса селекции: дикорастущие предки культурных растений. Растения дикорастущие и культурные примеры


Чудеса селекции: дикорастущие предки культурных растений

Огромное разнообразие культурных растений, благодаря которым у нас сегодня есть множество вкусных и полезных продуктов питания, современные люди воспринимают как должное. Между тем, окажись мы в каменном веке, то не нашли бы там ни крупных и сочных яблок, ни сладких жёлтых бананов, ни огромных початков кукурузы. А многие дикорастущие растения, которые являются предками современных культурных, мы, вероятно бы, даже не узнали. В этом посте — о том, как изменились за прошедшие сотни и тысячи лет культурные растения благодаря методам селекции и нашим предкам.

1) Яблоня

Это растение известно людям с древнейших времён. Существует несколько видов дикой яблони, распространённых в Европе и Азии. При этом, согласно генетическим исследованиям, предками современных культурных сортов являются два вида: яблоня Сиверса и дикая лесная яблоня.

Яблоня Сиверса

Дикая лесная яблоня

Оба этих вида имеют маленькие плоды (размером от 2 до 5 см) и не самый приятный вкус. Яблоки Сиверса горьковаты на вкус, а плоды дикой лесной яблони очень кислые. Однако скрещивание и селекция этих видов привело к возникновению современных культурных сортов.

Считается, что первыми начали целенаправленно выращивать яблони жители Средней Азии, жившие к западу от горы Тянь-Шань, и произошло это более 2000 лет назад. После завоеваний Александра Македонского яблони попали в Грецию, а оттуда распространились по всей Европе. Греки и римляне немало потрудились, чтобы вывести новые сочные и сладкие сорта яблок.

В России яблоки долгое время были чуть ли не единственным фруктом. Яблони появились в монастырских садах ещё в 11 веке, а в 18 веке русский селекционер Болотов описал уже около 600 сортов яблок.

2) Пшеница, кукуруза и другие злаки

Злаки известны людям очень давно, и именно с возделывания пшеницы, ячменя и других злаков более 10 тыс. лет назад началась неолитическая революция. Родиной пшеницы и ячменя является Ближний Восток, их выращивание началось, вероятно, на территории современных Ирака и Турции.

Дикорастущий ячмень

Дикорастущие виды заметно отличались от современных культурных. У них были более мелкие зёрна и меньшее их число в колосе. Но главным недостатком было то, что созревшие зёрна сразу осыпались на землю,  поэтому собирать их было очень сложно. Лишь со временем были выведены сорта, которые было удобно собирать — жать целые колосья вместе с зёрнами, а затем их обмолачивать.

Кукурузу американские индейцы начали выращивать более 5000 лет назад. Точный предок современной кукурузы не установлен, но самое близкое к ней из дикорастущих растений — теосинте — выглядит так:

Мало того, что у него мало зёрен и они маленькие, так и имеют эти зёрна ещё довольно твёрдую оболочку.

3) Бананы

Банан мы знаем как мягкий и сладкий фрукт жёлтого цвета. Но дикие предки бананов были совсем другими. Это были маленькие, зелёные и твёрдые плоды, вдобавок наполненные семенами.

Дикие бананы

Тем не менее люди нашли что-то полезное в этом фрукте. Несколько тысяч лет назад люди начали выращивать бананы в Юго-Восточной Азии, а затем они постепенно распространились по всему миру.

Селекция бананов заняла довольно длительное время. Ещё испанские завоеватели, которые 500 лет назад завезли бананы в Америку, считали их кормом для рабов и животных. В это время бананы ещё были несъедобными в сыром виде, их нужно было варить или жарить. Лишь к концу 19 века были выведены современные сорта бананов, которые быстро стали одним из любимых продуктов питания у жителей США и Европы.

4) Морковь

Дикорастущая морковь издавна произрастала на обширных территориях Евразии. Люди употребляли корнеплоды этого растения в пищу, но у дикой моркови они горькие и жёсткие, так что популярностью этот овощ не пользовался. Морковь была известна древним греками и римлянам, но в эпоху Средних веков она была забыта.

Дикая морковь

Вернулась же морковь в Европу с Востока. Считается, что местом, откуда происходят современные сорта моркови, является территория современного Афганистана, именно здесь примерно в 10 веке морковь стали выращивать специально. В 12-13 веках морковь вновь попала в Европу. В это время морковь была разных цветов — от белой до фиолетовой. Лишь в 16-17 веках в Голландии были выведены привычные нам оранжевые сорта моркови с толстыми сладкими корнеплодами.

5) Арбузы

Родиной арбузов является Юго-Западная Африка. Дикие предки современных арбузов до сих пор произрастают в пустыне Калахари.

Дикие арбузы в пустыне

Плоды диких арбузов маленькие — размером не больше 10 см и горькие на вкус. Ещё 4000 лет назад их обнаружили древние египтяне и начали выращивать, правда, не для употребления в пищу, а для получения масла из семян. Древние римляне стали засаливать арбузы и варить из него варенье.

Постепенно арбузы начали выращивать в разных странах. Они становились больше и слаще, но ещё в 17 в. арбузы довольно сильно отличались от современных:

Арбузы на картине итальянского художника 17 в.

Заметный вклад в селекцию арбузов внесла Россия, куда арбуз попал ещё в 13 в. После падения Астрахани прикаспийские степи стали одним из главных центров разведения арбузов, где были выведены большие, сладкие и засухоустойчивые сорта.

6) Персики

Как понятно из названия, в Россию и Европу персики попали из Персии. Однако родиной персиков является Китай, и здесь эти фрукты стали выращивать ещё 4000 лет назад.

примерно так выглядели дикорастущие предки персика 

Учёные склоняются к тому, что современные персики являются результатом гибридизации нескольких видов, однако дикие предки персика были очень маленькими с большой косточкой и солоноватым вкусом, а их размер был всего 2-3 см. Современный персик примерно в 60 раз (по весу) больше своих диких предшественников.

7) Огурцы

Огурцы начали выращивать в Индии очень давно, около 4-6 тысяч лет назад. Древние греки и римляне выращивали огурцы в большом количестве и считали их очень полезным для здоровья продуктом. Подробности же селекции огурцов неизвестны, но дикие огурцы до сих пор в большом количестве произрастают в Индии.

Дикие огурцы

Дикорастущие огурцы маленькие, горькие и очень колючие. Местные жители используют их заросли для украшения заборов и стен.

8) Капуста

Капуста — одно из немногих культурных растений, которое происходит не из каких-то отдалённых мест, а с территории Европы.

Дикорастущая капуста

Также дикорастущая капуста вполне съедобна и имеет вкус, напоминающий обычные культурные сорта белокочанной капусты. Правда, листья этой капусты более жёсткие и, конечно, не образуют кочанов.

Капусту начали выращивать в Южной Европе более 4 тысяч лет назад. Древние греки и римляне очень любили капусту и считали, что она излечивает от многих болезней. Издревле выращивали капусту и славяне, у которых она была одной из главных овощных культур.

Что же в итоге? Иногда встречается мнение, что селекция и искусственный отбор — нечто, напоминающее методы современной генной инженерии. На самом деле нет. Наши предки, занимаясь выведением культурных сортов, не вмешивались в генотип и скрещивали между собой лишь близкородственные виды. Так что скорее наоборот — вышеприведённые примеры это примеры успеха традиционных методов селекции, показывающие, чего можно добиться без применения ГМО.

Похожие записи

interesnyjfakt.ru

Дикорастущие и культурные растения Гербарные образцы Растения

Дикорастущие и культурные растения Гербарные образцы

Растения • Культурные • Дикорастущие • Их выращивают • Они растут сами по люди в саду, в себе в лесу, на поле, на огороде. лугу, на водоеме.

Культурные растения Овощные Плодовые Злаковые Прядильные Декоративные огурцы груша пшеница хлопок люпин морковь яблоня рожь лен лук шнитт помидор вишня ячмень клевер горох малина овес боярышник свекла клубника гречиха рябина Вопросы

Овощные растения

Овощные растения Тыквенные Огурец Однолетнее травянистое растение. Цветки ярко-желтые. Плод – зеленая тыквина 3 -5 см длиной. Ценность огурца ничтожна: он содержит 90 % воды и очень мало минеральных веществ и витаминов. Но огурцы возбуждают аппетит и приятны на вкус, в этом и состоит их значение для питания людей. Употребляется в пищу в свежем, соленом и маринованном виде. Возделывают огурцы на всех пяти континентах.

Овощные растения Тыквенные Кабачок Однолетнее травянистое растение. Листья крупные до 25 см в ширину. Плод – тыквина, светлозеленого, кремового или белого цвета. Семена крупные, плоские. Кабачки употребляют в пищу в свежем, отварном, жареном, тушеном виде. Их можно консервировать, солить, мариновать и др. На территории России выращивается почти повсеместно.

Овощные растения Бобовые Горох Однолетнее вьющееся травянистое растение 30 -100 см высотой. Плоды – бобы 5 -10 см длиной. Семена шаровидные, зелено -желтые, 5 -8 мм в диаметре. Цветет в июне-июле. Употребляется в пищу в сыром, вареном и консервированном виде. Ценное кормовое растение.

Овощные растения Бобовые Фасоль Однолетнее травянистое растение. Стебель кустовых форм высотой 20 -45 см, вьющихся – до 2, 5 м. Плод – боб, с 3 -7 семенами. Семена шаровидные, белой, коричневой или пестрой окраски. Продукт питания, семена используются приготовлении супов и других блюд.

Овощные растения Капустные Капуста белокочанная Двулетнее растение. В первый год формируется кочан – разросшаяся верхушечная почка. На второй год образуется ветвящийся генеративный побег до 1, 7 м. Цветки с желтыми, реже белыми и кремовыми лепестками, собраны в соцветие-кисть. Плод – стручок. Семена круглые, от темно-бурого до черного цвета. Важнейшая из овощных и кормовых культур. Разводится повсеместно.

Овощные растения Капустные Горчица Однолетнее растение. Цветки бледно-желтые или белые, собраны в многоцветковую кисть. Плод – стручок, с жесткими волосками, бугорчатый. Семена шаровидные, гладкие. Распространена по всей территории России. Используют как приправу для различных блюд и применяют с лечебной целью.

Овощные растения Клубнеплоды Картофель Однолетнее растение. Клубни образуются на верхушках подземных побегов. Плод – шаровидная ягода. Цветет в июле-августе. Клубни используют в качестве продукта питания, а также для получения крахмала. Родина – высокогорные районы Центральной и Южной Америки. Культивируется повсеместно.

Овощные растения Корнеплоды Морковь Двулетнее травянистое растение до 30 см высотой. В первый год образует мясистый корнеплод красной, оранжевокрасной или желтой окраски. Ценный продукт питания. Распространена почти на всей территории России. Используют в сыром, вареном, замороженном и консервированном виде.

Овощные растения Корнеплоды Свекла Двулетнее травянистое растение. В первый год образуется корнеплод, имеющий темно-красную, бордовую, краснофиолетовую мякоть, у большинства сортов выступает над поверхностью почвы. На второй год образуется побег с длинными соцветиями. Цветки зеленые или беловатые. В пищу используют корнеплоды и молодые листья. Возделывается повсеместно.

Овощные растения Корнеплоды Редис Однолетнее, реже двулетнее растение. Корнеплоды различной формы и толщины в зависимости от сорта. Окраска от красной, розовой до белой. Цветки белые, розовые или светлосиреневые. Плоды – нерастрескивающиеся стручки. В пищу употребляют корнеплоды в свежем виде. Распространен повсеместно.

Овощные растения Корнеплоды Петрушка Двулетнее растение. Корень стержневой, ветвистый, с белой или сероватой мякотью. Стебель прямостоячий, ветвистый, до 100 см высотой. Широко применяется в народной медицине и в косметологии. Распространена повсеместно.

Овощные растения Плодовые Томат Однолетнее травянистое растение. Плод – сочная ягода от темно-красной и оранжевой до бледно-розовой и светло-желтой окраски, диаметром от 3 до 10 см. Ценная овощная культура. Плоды используют свежими, а также в консервном производстве для засолки, маринования, приготовления томатного сока, томатной пасты, соусов и др. Широко культивируется в Европейской части России, на Кавказе.

Овощные растения Пряные Кориандр Однолетнее травянистое растение, высотой до 1 м. Цветки мелкие, белые или розовые, собранные в соцветия - зонтик. Плод – шаровидная двусемянка с приятным запахом. Цветет в июне-июле. Плоды созревают в августе-сентябре. Медонос. В качестве приправы используются листья, из семян получают эфирное масло, применяемое в медицине. Культивируется в Центрально. Черноземных и Юго-Восточных областях европейской части России.

Овощные растения Пряные Укроп Однолетнее травянистое растение 40 -60 см высотой. Побеги с тонкими мягкими листьями 10 -20 см в длину. Цветы мелкие, от белых до желтых, собраны в соцветие-зонтик. Семена 4 -5 мм в длину и 1 мм в толщину. Цветет в июне-июле. Используется для приготовления салатов, в качестве приправы. В начале созревания семян - как специя при засолке и мариновании. Культивируется повсеместно.

Плодовые культуры

Плодовые культуры Фруктовые Яблоня Дерево с развесистой кроной высотой 2, 5 -15 м. Цветки белые, розовые, красные. Плод-яблоко. Яблоня - важнейшая плодовая культура, ее выращивают в большинстве областей с умеренным климатом. Все виды яблонь – хорошие медоносы. Яблоки употребляют свежими, перерабатывают для приготовления соков, желе, уксуса, консервируют, сушат и т. д.

Плодовые культуры Фруктовые Вишня Кустарник или небольшое дерево 1, 5 – 4 м. Цветки белые. Цветет в апрелемае одновременно с распусканием листьев. Плоды сочные костянки с сочной кисло-сладкой мякотью. Наиболее распространенное плодовое растение. Ягоды употребляются в пищу в свежем и переработанном виде – варенье, джем, компоты и т. д. Растете повсеместно в степной и лесостепной зонах европейской части России, на Северном Кавказе, в Западной Сибири.

Плодовые культуры Фруктовые Слива Деревья или кустарники высотой до 12 м. Цветки белые или розоватые. Плод – мясистая костянка. Окраска плода от зеленой до синеваточерной с голубоватым восковым налетом. Используется в свежем виде и для переработки – чернослив, компот, варенье, сок и др. Распространена В Западной Европе, Северной и Южной Африке, Восточной Азии.

Плодовые культуры Фруктовые Малина Листопадный ветвистый колючий полукустарник высотой 1 -3 м. Цветки белые, мелкие. Плод- красная многокостянка, созревает в июле. Хороший медонос. Плоды употребляют в пищу в свежем и переработанном виде - варенье, сок, сироп, кондитерские изделия. Широко применяется в народной медицине. Растет по опушкам сырых тенистых лесов, на вырубках, по берегам рек и оврагов. Распространена в европейской части СНГ, Западной Сибири, Урале и Кавказе.

Плодовые культуры Фруктовые Клубника Многолетнее травянистое растение. 5 -25 см высотой. Цветоносы выше листьев. Цветки белые, с 5 лепестками. Плод – земляничина, красно-розового цвета, съедобная, сладкая. Цветет в конце мая - начале июня, плодоносит с конца июня до начала августа. Растет на лугах, сухих холмах, полянах. Встречается повсеместно, чаще в черноземной полосе.

Злаковые культуры

Злаковые культуры Травянистые хлебные Пшеница Однолетнее травянистое растение до 50 -150 см высотой. Стебли прямостоячие, голые, гладкие. Колоски 2 -5 -цветковые, образуют сложный колос. Зерновка с глубокой бороздкой, на верхушке с волосками. Одна из основных продовольственных культур мира. При переработке зерновок получают муку, крупы – манную, пшеничную.

Злаковые культуры Травянистые хлебные, кормовые Рожь Однолетнее травянистое растение, 50 -150 см высотой. Стебель полый. Соцветие колосовидное, густое, 5 -15 см длиной. Цветет в июне-июле. Единственный вид культурной ржи, который широко распространен в мировом земледелии, в том числе и в России, как важнейшая продовольственная и кормовая культура.

Злаковые культуры Травянистые хлебные, кормовые Ячмень Однолетнее травянистое растение, 50 - 100 см высотой. Стебли прямостоячие, голые, гладкие. Соцветие колосовидное, двухрядное, 8 -12 см длиной, не ломкое. Плод – зерновка. Является важной продовольственной и кормовой культурой. Из зерна производят перловую и ячневую крупы. Выращивается повсеместно.

Злаковые культуры Травянистые хлебные, кормовые Овес Однолетнее травянистое растение высотой до 1, 5 м. Стебель – соломина, прямостоячий. Цветки мелкие, собраны по 2— 3 в колоски, образующие раскидистую метёлку до 25 см длиной. Цветет в июне-июле. Плод – зерновка. Созревает в июле – сентябре. Культивируется как продовольственная и кормовая культура. Применяется в медицине. Распространен по всей территории России.

Злаковые культуры Травянистые крупяные Гречиха Травянистое однолетнее растение до 70 см высотой. Цветки розового цвета. Соцветие – кисть. Плод – трехгранный орешек. Цветет в июле, плодоносит в августе. Медонос. Используется в медицине. Культивируется в средней полосе России, Белоруссии и на Украине.

Злаковые культуры Дикорастущие кормовые, декоративные Лисохвост луговой Многолетнее рыхлокустовое травянистое растение до 120 см высотой. Соцветие до 10 см длиной. Плод – зерновка. Ценная кормовая культура. Используется в декоративном садоводстве. Растет на рыхлых, плодородных и влажных почвах. Распространен в лесной зоне европейской части России, на Кавказе и в горных районах Средней Азии.

Злаковые культуры Дикорастущие кормовые, декоративные Овсяница Многолетнее травянистое рыхлокустовое растение до 150 см высотой. Соцветие метельчатое. Колоски трех-, многоцветковые. Наибольшее хозяйственное значение имеют овсяницы луговая, красная, бороздчатая. Ценный злак для создания долголетних пастбищ и газонов. Растет на лугах, в разреженных лесах, по обочинам дорог. Распространена повсеместно.

Прядильные культуры

Прядильные культуры Культурные травы Хлопок Хло пок — волокно растительного происхождения, получаемое из коробочек хлопчатника При созревании плода коробочка хлопчатника раскрывается. Волокно вместе с семенами — хлопок-сырец — собирается на хлопкоприёмных пунктах, откуда его отправляют на хлопкоочистительный завод, где происходит отделение волокон от семян. Хлопок идет на текстильную обработку для получения хлопчатобумажной ткани. Из него получают вату, его используют во взрывчатых веществах Культивируют в Индии, США, Китае, Узбекистане.

Прядильные культуры Культурные травы Лен Однолетнее травянистое растение. Побег прямостоячий, до 70 -100 см высотой. Стебель цилиндрический, на верхушке разветвленный Цветки пятилепестковые, голубые, с темносиними прожилками. Цветет в июне-августе. Плодкоробочка. Возделывается для получения льняного волокна и семян. Семена используются в медицине. Культивируется в средней полосе европейской части России, Сибири и Скандинавии.

Декоративные культуры

Декоративные культуры Дикорастущие травы Люпин Однолетнее травянистое растение до 60 -150 см высотой. Плоды- кожистые бобы. Цветет с июня-июля до поздней осени. Используется в медицине, фармакологии, цветоводстве - как декоративное растение, лесоводстве и др. Растет на лесных опушках, старых пепелищах, заброшенных садовых участках. В России распространен повсеместно.

Декоративные культуры Дикорастущие овощные луковые Лук шнитт Многолетнее травянистое растение 50 -60 см высотой. Цветки бледно-розовые или светлофиолетовые, собраны в густой пучковатошаровидный зонтик. Семена угловатые, черные. Листья употребляют в пищу в свежем виде или используют как приправа для различных блюд. Выращивается как декоративное растение и медонос. В России растет повсеместно: на лугах, в долинах рек, на каменистых склонах и насыпях.

Декоративные культуры Дикорастущие кустарники плодовые Боярышник Кустарник с плотной округлой кроной. Побеги – с колючками. Цветки белые, иногда розовые или красные, собраны в полузонтики. Цветет в конце мая – начале июня. Плод – мелкое яблоко, большей частью красный. Многие виды – декоративные растения, используются как живая изгородь. Древесина пригодна для мелких поделок, ягоды используются в медицине. Распространен преимущественно в Северной Америке, Евразии.

Декоративные культуры Дикорастущие деревья плодовые Рябина Дерево до 10 м высотой, реже кустарник. Белые многочисленные цветки собраны в густые соцветия. Цветет в мае – начале июня. Соцветия издают сильный специфический запах. Плод- шарообразное яркокрасное сочное яблоко с мелкими семенами, созревает в сентябре, оставаясь на дереве до глубокой зимы. Нектаронос. Плоды применяются в медицине. Широко распространена по всей Европе, Азии и Северной Америке.

Какое из этих растений культурное? А) Ошибка! Грибы Б) Ошибка! Одуванчик Верно! В) Хлопок Г) Клевер Ошибка!

Какое из этих растений дикорастущее? А) Люпин Верно! Б) Ошибка! Рожь В) Ошибка! Ячмень Г) Овес Ошибка!

Какое из этих растений дикорастущее? А)Одуванчик Верно! Б) Ошибка! Редис В) Ошибка! Груша Г) Пшеница Ошибка!

Какое из этих растений дикорастущее? А)Гречиха Ошибка! Б) Ошибка! Вишня Верно! В)Боярышник Г) Горох Ошибка!

Какое из этих растений дикорастущее? А) Ошибка! Свекла Б) Ошибка! Петрушка В) Ошибка! Тыква Г) Рогоз Верно!

Какое из этих растений культурное? А) Ошибка! Клевер Б) Ошибка! Люпин В) Ошибка! Лук шнитт Г) Астра Верно!

Какое из этих растений культурное? А)Боярышник Ошибка! Б) Груша Верно! В) Ошибка! Рябина Г) Овсяница Ошибка!

Какое из этих растений культурное? А) Ошибка! Хвощ Б) Ошибка! Василек В) Ошибка! Мох Г) Горчица Верно!

Какое из этих растений дикорастущее? А) Ошибка! Роза Б) Ошибка! Флокс Верно! В) Одуванчик Г) Георгин Ошибка!

Какое из этих растений культурное? А)Подорожник Ошибка! Б)Папоротник Ошибка! Верно! В) Фасоль Г) Грибы Ошибка!

Спасибо за внимание!

present5.com

Урок "Дикорастущие и культурные растения"

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения.

Цель: изучение особенностей культурных и дикорастущих растений, знакомство с предками некоторых культурных растений.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»;

  • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  • сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека;

  • различать культурные растения – по назначению.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • различать существенные и несущественные признаки;

  • приводить примеры дикорастущих и культурных растений;

  • рассказывать о предках культурных растений.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия при выполнении заданий;

  • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;

  • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;

  • находить необходимую информацию в учебнике;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • выполнять индивидуальные и групповые задания;

  • совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;

  • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;

  • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;

  • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;

  • раздаточный информационный материал.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-дискуссия.

Ход урока

    1. Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Ребята! Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный или светлый, солнечный? (слайд 1)

- Какое настроение вызывает у вас такая погода?

- А знаете, что надо сделать, чтобы на душе было тепло и спокойно?

(слайд 2)

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный зимний день и нашу встречу.

    1. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы.

Куда бы вы ни посмотрели, где бы вы ни побывали, повсюду увидите, встретите их. Они на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Они поселились в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

(слайд 3)

Догадались? Конечно, о чём мы поговорим с вами сегодня?

( О растениях)

“Не можем жить мы без растений

Об этом скажет нам не только гений.

Как воздух нам нужны они.

Они разнообразны…

И все они по-своему прекрасны”

(слайд 4)

    1. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

- Вспомните, какие группы растений вы знаете?

(слайд 5)

(Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые)

- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.

- Чем похожи и чем отличаются ДУБ и ВИШНЯ?

(слайд 6)

(Похожи тем, что и дуб и вишня деревья. Оба дерева приносят человеку пользу. Имеют корень, ствол, ветви, листья, плоды

Отличаются тем, что дуб растет в лесу, а вишня в саду. За вишней ухаживает человек, а за дубом нет. Вишню человек сажает, а дуб растёт сам)

- Аналогично сравните КРЫЖОВНИК и ШИПОВНИК.

(слайд 7)

- Предположите, о каких растениях пойдёт речь на уроке?

(О растениях, которые растут сами по себе(из называют ДИКОРАСТУЩИМИ и о тех, которые выращивает человек. Они носят название КУЛЬТУРНЫЕ)

- Как будет звучать тема нашего урока? (ДИКОРАСТУЩИЕ и КУЛЬТУРНЫЕ растения)

(слайд 8)

- Чему мы хотим научиться на этом уроке? Какие задачи поставим перед собой?

( Научиться сравнивать культурные и дикорастущие растения, понимать их роль в жизни человека, различать растения по назначению, приводить примеры, рассказывать о предках культурных растений)

(слайд 9)

    1. Открытие нового знания

Работа в группах (по рядам)

- Сейчас весь класс разделится на 3 группы по рядам. Каждый ученик получит листок с заданием.

Задания:

1 группа: Укажите отличительные особенности дикорастущих растений и сделайте вывод.

(слайд 10)

2 группа: Укажите отличительные особенности культурных растений и сделайте вывод.

(слайд 11)

3 группа: Найдите среди предложенных растений культурные. Сделайте вывод: какую пользу они приносят человеку?

(слайд 12)

Опрос групп

Работа обучающихся у интерактивной доски и формулирование выводов

(слайды 13 -17)

Дополнительный вопрос 3 группе и всему классу:

- Для чего человек использует различные виды растений? ( Многие виды растений человек использует для получения пищевых продуктов, лекарств, для производства тканей, бумаги, строительных материалов, для украшения жилья, для кормления животных).

(вывод на слайде 18)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (поднимаем руки вверх-вниз)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой, (шагаем на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (вращаем головой)

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка (наклоняемся в разные стороны)

А теперь росой умойся, (имитация движений)

Отряхнись и успокойся…» (встряхиваем руками)

(слайд 19)

    1. Первичное закрепление нового материала

- Первобытные люди использовали в пищу плоды, семена, сочные стебли, листья, сладкие корни дикорастущих растений. С течением времени наши предки научились отбирать в природе и выращивать наиболее ценные пищевые растения, ухаживать за ними, поливать, пропалывать от сорняков, а затем и удобрять почву. Для посадки они отбирали самые крупные зерна, самые вкусные корни и плоды. Так было положено начало РАСТЕНИЕВОДСТВУ.

(слайд 20)

    1. Самостоятельная работа

- Прочитайте, что об этом написано в учебнике на стр.87

- Как люди научились выращивать растения?

- О каких отраслях растениеводства вы прочитали?

(Полеводство, цветоводство, плодоводство, овощеводство)

- Выполните задание у интерактивной доски

(слайд 21)

- Давайте познакомимся с предками культурных растений. Мы узнаем об этом из материала учебника на стр. 88.

- О предках каких растений вы узнали ?(Морковь, капуста, картофель)

- Что вас удивило?

- О чём вы можете рассказать, глядя на слайд?

(слайд 22)

    1. Включение новых знаний в систему и повторение

- Среди культурных растений учёные выделяют следующие группы: ЗЕРНОВЫЕ, ОВОЩНЫЕ, ПЛОДОВЫЕ, ПРЯДИЛЬНЫЕ. ДЕКОРАТИВНЫЕ.

- Рассмотрите таблицу и приведите свои примеры

(слайд 23)

- Укажите группу, в которой перечислены только культурные растения

(слайд 24)

- Заполните таблицу, верно распределив названия растений.

(слайд 25)

- Рассмотри модель и найди растению пару.

(слайд 26)

- Соотнесите растение и место, где оно растёт.

(слайд 27)

    1. Рефлексия деятельности. Итог урока

- Вспомните учебные задачи урока. Все ли мы их решили?

( работа по слайду 28)

- Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению на уроке и перетащите его на листок.

(слайд 29)

    1. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

с.87-88, ответить на вопросы

Задание на выбор:

1) нарисовать фантастическое культурное растение и рассказать как его можно использовать;

2) найти информацию о любом культурном растении и его дикорастущем предке

(слайд 30)

infourok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта