Дикорастущие растения беларуси 2 класс. Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Дикорастущие и культурные растения

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Разработка урока по теме: "Дикорастущие и культурные растения" , 2 класс. Дикорастущие растения беларуси 2 класс


Конспект урока для 2 класса «Дикорастущие и культурные растения»

www.alllessons.ru

Планируемые результаты обучения (предметные)

УУД (метапредметные)

Обучающийся научится: классифицировать культурные растения по среде обитания, понимать зависимость растений от неживой природы и смогут найти дополнительный материал по изучаемой теме.

Личностные.

У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, представления о причинах успеха в учебе, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные.

Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; получит возможность научиться осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные.

Обучающийся научится: осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получит возможность научиться умению смыслового восприятия познавательного текста.

Коммуникативные.

Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы.

Организационный момент

Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание.

Актуализация знаний

Реализация построенного проекта. Открытие нового знания

Физминутка

Коммуникативные УУД (Умение слушать и понимать речь других)

Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места)

Личностные УУД

( проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интерес к учебному материалу )

Познавательные ( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа)

Регулятивные УУД (формирование учебной задачи, планирование ее выполнения)

Коммуникативные УУД (умение строить понятные для партнера высказывания; участие в работе группы)

Регулятивные

УУД. (принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности)

Познавательные

( понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа)

Коммуникативные УУД (умение строить

понятные для партнера высказывания; участие в работе группы)

Познавательные УУД(Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций)

Личностные УУД (Осознание своих эмоций, интереса к изучению окружающего мира

Регулятивные УУД (Учатся работать по предложенному учителем плану)

Коммуникативные УУД (формулирование собственного мнения, учет разных мнений, умение задавать вопросы).

Личностные УУД

(Умение применять правила охраны своего здоровья)

Прозвенел и смолк звонок.

Собрались все на урок,

Что-то новое узнать,

Громко, чётко отвечать

И друг другу помогать.

Значит, нам сегодня нужно

Поработать вместе, дружно!

Поприветствуйте гостей.

Ну-ка, улыбнись скорей!

А друг другу серьёзно, без смеха

Пожелайте удачи, успеха (дети пожимают друг другу руки).

Со мной пришел сказочный герой (слайд). Узнали его?

— Ребята, а вы любите путешествовать? А для чего люди совершают путешествия? (узнать что-то новое, сделать открытия).

— Во время путешествия люди могут столкнуться с трудностями. Что может помочь их преодолеть? (помощь друзей, сообразительность, находчивость). Вы готовы помогать друг другу, преодолевая трудности сделать новое открытие?

— Чиполлино приглашает вас совершить путешествие в очень красивое царство.

— Разгадайте кроссворд и вы узнаете место путешествия. (слайд).

— В какое царство приглашает нас Чиполлино? (растений)

— Впервые ли вы окажетесь в этом царстве или вы что-то уже знаете о растениях?

Определите по учебнику тему урока (учебнике с. 57)

Что нам нужно будет узнать о растениях во время сегодняшнего путешествия?

Я предлагаю работать по следующему плану:

— Подведение итогов.

— Определение условий жизни дикорастущих и культурных растений.

— Повторить изученные группы растений.

— Знакомство с новыми группами растений.

— Согласны ли вы с этим планом?

— Восстановите правильный порядок пунктов плана.

РАБОТА В ПАРАХ

Чиполлино предлагает вспомнить вам известные группы растений.

Задание: Подчеркни цветковые растения красным цветом, хвойные растения – зеленым.

ОДУВАНЧИК, ЯБЛОНЯ, ТОМАТ, КРЫЖОВНИК, ЕЛЬ, СОСНА, ГРУША, ПИХТА

Проверка на слайде. Оцените свою работу.

Листик в уголке закрась соответствующим цветом:

-зеленый – легко, без затруднений

— желтый – с некоторыми затруднениями

-красный – задание не выполнили, трудно

Выявление места и причины затруднения.

-А как бы вы назвали эти группы растений? (дети высказывают предположения) (слайд).

?

?

Томат

Одуванчик

Крыжовник

Ель

Яблоня

Пихта

Груша

Сосна

Учитель: Почему мнения разошлись? Почему возникло затруднение? (Не можем определить признак, по которому разделены растения на группу. Если есть предположения, то нужно их проверить)

—Переходим ко 2 пункту плана Слайд

-Сравните растения из первой группы с растениями из второй. Результаты сравнения занесите в таблицу:

КАРТОЧКА (зеленая)

ТОМАТ

ОДУВАНЧИК

Форма растения: дерево, кустарник, трава

Приносит ли пользу

Где растет? Кто садит и ухаживает?

.

(Аналогично сравниваются другие пары растений)

1 группа — сравнивает томат и одуванчик

2 группа — крыжовник и ель

3 группа — яблоню и пихту

4 группа – грушу и сосну

Слайд: проверка: общее – отличие

— Что объединяет растения первой группы? (садит, ухаживает человек)

— Что объединяет растения второй группы? (Растут сами по себе в природе, человек не ухаживает)

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ Слайд

— Прочитайте определения из словаря С.И. Ожегова. Выберите, которое из них подходит к первой (второй) группе растений. Подпишем название каждой группы растений. (Дикорастущие, культурные)

Слайд

ДИКОРАСТУЩИЕ — растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком.

КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие.

— Которое определение помогло выяснить, как называются растения в первой (второй) группе.

Слайд

Какие растения называются культурными, дикорастущими?

Слайд: вывод

—Какой пункт плана мы выполнили? (Открыли новое знание. Выполнение 2 пункта плана)

Игра «Третий лишний».

-Чиполлино называет три растения, а вы определяете лишнее.

ОГУРЕЦ, СВЕКЛА, ВАСИЛЕК (василек — дикорастущее)

— Составьте такую игру для соседа по парте. (Несколько учеников дают задание классу)

Ветер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову. Наклоны туловища вправо и влево.)

Общий настрой класса на учебную работу.

Отгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, принимают правила игры.

Принимают и сохраняют учебную задачу

Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков.

Анализируют, устанавливают причинно-следственные связи.

Работа с источником информации

Выступающий ученик осуществил поиск информации, строит выступление в устной форме

Обыгрывают ситуацию. Осуществляют профилактику утомления.

Первичная проверка понимания.

Физминутка

Закрепление полученных знаний в совместной работе

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Домашнее задание

Познавательные УУД(Понимание смысла задания; возможность применить первона­чальные способы поиска инфор­мации)

Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов)

Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)

Личностные УУД

(Умение применять правила охраны своего здоровья)

Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)

Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке)

Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

Личностные УУД(наличие познавательных интересов, учебных мотивов)

Регулятивные УУД (планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации)

Коммуникативные УУД(Осуществление взаимоконтроля по ходу выполнения задания)

Личностные УУД (Оценивание разного вида деятельности на уроке)

Регулятивные УУД (Формирование умение адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей)

3 пункт плана Слайд

Как вы думаете, какие из этих растений, дикорастущие или культурные, более выносливы и устойчивы к изменениям в природе? Почему вы так считаете? (Это дикорастущие растения. За ними никто не ухаживает. Выносливыми и устойчивыми их сделала сама природа.) Найдите подтверждение в учебнике С. 57-60

Слайд: пейзаж с изображением пустыни в ней растет берёза.

— Какое растение изображено, культурное или дикорастущее? Что вас удивило? (В пустыне растёт берёза).

— Почему это вас удивило? (берёза не может расти в пустыне недостаточно влаги и много солнца)

— Можно ли природные условия пустыни назвать подходящими для берёзы?

— А какие растения могут расти в пустыне? Почему?

Слайд:

В жарком поясе даже весной много тепла и мало влаги, растениям приходиться добывать влагу и сохранять ее длительное время. Кактус может долго обходиться без воды, потому что его ствол устроен таким образом, что прямые солнечные лучи падают на тонкие колючки, поэтому влага почти не выделяется. Сам ствол очень толстый, что тоже предотвращает испарение, некоторые кактусы могут обходиться без воды в течение 2 лет.

-Подходят ли для жизни кактусов природные условия пустыни? Какой можем сделать вывод?

(Для жизни дикорастущим растениям нужны подходящие для него условия.)

Я буду говорить слова, а вы покажите это движениями:

В огород пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты-

Круглый, сочный, очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

—О каких растениях шла речь в физкультминутке? Какие же растения появились раньше дикорастущие или культурные? (Предположения детей)

Проверим наши предположения по учебнику С. 57-60

(Выступление ученика)

Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. И вот однажды люди заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь они подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие растения, от которых они произошли. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

Учитель: Чиполлино, решил заняться выращиванием культурных растений, но он не знает, что значит ухаживать. Он просит нас составить для него памятку по уходу за культурными растениями. Поможете?

РАБОТА В ПАРАХ

Карточка

1. Прочитай в первом абзаце четвёртое предложение текста на странице 59.

2. Составь памятку по уходу за культурными растениями.

Проверка в форме сличения с образцом на экране. Слайд

Оценка работы.

Листик в уголке закрась соответствующим цветом:

— зеленый – легко, без затруднений

— желтый – с некоторыми затруднениями

— красный – задание не выполнили, трудно

-Как оценили работу в парах?

—Кому и когда может пригодится эта памятка?

Самостоятельная работа

— Чиполлино хотел бы узнать где выращивают эти растения.

Соедини линиями, используя слова

1.Морковь, капусту, помидоры, выращивают в…. ПОЛЕ

2. Яблоки, груши, сливы, выращивают в …. ОГОРОД

3. Пшеницу, овес, лен, выращивают в …. БАХЧА

4. Арбузы, дыни выращивают на…… САД

Взаимопроверка.

Ученики высказывают результаты взаимопроверки

Проверка

Коллективное выполнение задания

Тетрадь с. 36 № 86

4 пункт плана

-В какое царство мы совершили путешествие?

-Что хотели узнать?

— Какие новые знания приобрели за время путешествия?

Подведение итогов по алгоритму:

(Разноуровневое домашнее задание.)

— Подготовить сообщение об одном из культурных растений нашей местности?

— Составить кроссворд на тему «Дикорастущие растения» или «Культурные растения»

— Подобрать загадки о культурных растениях и изготовить книжку- малышку

— с. 57-60 – прочитать и ответить на вопросы

Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме.

Классифицируют объекты. Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Составляют рассказ, высказывают свое мнение.

Сравнивают природные условия. Высказывают свое мнение, учитывают другие мнения

Анализируют стихотворение. Устанавливают причинно-следственные связи.

Выступающий ученик осуществил поиск информации в различных источниках, строит выступление в устной форме

Выдвигают предположение. Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи

Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания».

Аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи.

Классифицируют картинки. Контролируют действия партнера. Осуществляют поиск необходимых предметных картинок. Организуют деловое общение.

Размышляют. Делают выводы. Определяют границы знания и «незнания».

Выбирают задание

Тема урока "Культурные и дикорастущие растения". 2-й класс

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Орг.момент Установочная беседа. Дети делятся на две группы. Подготовка рабочего места
2. Постановка цели, актуализация знаний в начале урока Знакомство учащихся с целью урока.

Учитель предлагает задание “Третий лишний”: Берёза, крапива, кукуруза.

Дети определяют, какое растение лишнее и почему, обсуждают тему урока и выясняют, чем будут заниматься
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Учитель предлагает найти в учебнике тему урока. Всем ученикам предлагается подумать над вопросом учителя: чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений? Ученики высказывают своё мнение.

Читают и находят отличие в учебнике

4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

5. Физминутка.

Работа в группах

1) Какие бывают растения?

Какая существует разница между культурными, дикорастущими растениями? (Слайд 2). Презентация

2) Какие растения называются культурными? (Рассказ учеников и учителя)

Работа в группах. Наблюдение, сравнение.

 Ученики высказывают своё мнение.

Обсуждают в группах картинки. Ученики высказывают своё мнение и делают вывод.

Работа со слайдами.

Наблюдение, сравнение, вывод.

Сообщение – доклад Карцевой Яны “О культурных и дикорастущих растениях”.

Ученик сообщает о своём исследовании

6. Самостоятельная работа в тетрадях.

Взаимопроверка

Учитель предлагает выполнить работу в тетради для самостоятельной работы 1) Дети самостоятельно выполняют задание.

2) Взаимопроверка тетрадей.

Ученики обмениваются тетрадями, проверяют работу соседа и оценивают её, комментируя свой выбор

7. Использование сформированных умений и навыков Работа в парах Учитель предлагает ученикам игру “Найди пару”:

1 - культурные,

2 - дикорастущие.

В парах выполняют задание, анализируя фотографии на карточках находят и обсуждают отличия.

Затем делают вывод

8. Динамическая пауза. Работа в группах Работа в группах по презентации.

- Для чего люди выращивают культурные растения?

 В группах выполняют задание, сообщают о своих наблюдениях, делают выводы: для чего человек выращиваются культурные растения?
9. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов.

10. Работа с учебником

Работа в группах.

Учитель задаёт загадки о дикорастущих и культурных растениях.

1) У закутанных девиц Волос ветер шевелит.

2) Это зелье ты не тронь: Жжется больно, Как огонь.

3) Стоят в поле сестрички: Желтый глазок, Белые реснички.

4) Беленькие горошки На зеленой ножке.

5) С неба Солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною Золотые Усачи.

Дети определяют и доказывают, к какому виду относится данное растение. Определяют, где используются эти растения.

1) Ответ: Кукуруза (культурное, используется в пищу)

2) Ответ: Крапива (дикорастущее, используется в пищу, медицинских целях)

3) Ответ: Ромашка (дикорастущее, медицинских целях)

4) Ответ: Ландыш (дикорастущее, в парфюмерии)

5) Ответ: Пшеница (культурное, используется в пищу)

Учащимся предлагается прочитать информацию по теме в учебнике. Вывод читается хором.

11. Домашнее задание Учитель даёт задание по учебнику для всех и индивидуально Подготовить сообщение о культурном или дикорастущем растениях , по желанию выполнить иллюстрации по этой теме.
12. Рефлексия деятельности Учитель предлагает проанализировать работу, выполненную на уроке.

Подводит итог совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Ученики дают оценку личного вклада в урок, с помощью смайликов.
13. Мотивация оценок Учитель предлагает каждому ученику поставить оценки самостоятельно.

Учитель внимательно анализирует мотивацию каждой оценки и по надобности корректирует оценки выставленные учениками.

Дети выставляют оценки и мотивируют своё решение.

Урок окружающего мира во 2 классе. Дикорастущие и культурные растения

Урок по окружающему миру

2 класс

На какие группы делятся

все растения?

Деревья

Кусты

Травы

А) цветы

Б) лишайники

В) мхи

Кормят человека

Дают много полезных веществ.

Лечат человека

Одевают человека

Чем отличаются ель от яблони?

Общее

дерево

дерево

Приносит пользу

Приносит пользу

Различие

Растёт в саду. За ней ухаживает человек.

Растёт в лесу.

Чем отличаются орешник от крыжовника?

Общее

кустарник

кустарник

Приносит пользу

Приносит пользу

Различие

Растёт в саду. За ним ухаживает человек.

Растёт в лесу.

Чем отличаются одуванчик от помидора?

Общее

Травянистое растение

Травянистое растение

Различие

Растёт повсюду.

Растёт в огороде. Человек сажает, ухаживает, собирает урожай.

Растения, которые выращивает специально человек.

Растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме..

Деревья, кустарники и травы растут сами по себе. За ними не ухаживает человек.

Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Васильки не приносят пользу человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо. Многие собирают их, плетут венки. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки и благодарность за дождевую воду, без которой не вызреют хлебные колосья.

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

Красоту дуба оценили ещё древние римляне, назвав его «кверкус», то есть «красавец». Однако, это дерево не только красиво, но и полезно: оно растёт там, где трудно расти другим деревьям.

Березка получила свое имя из-за светлой белой коры. Видно, сильное впечатление произвел когда-то на наших далеких предков сверкающий серебряный ствол этого чудесного деревца. «Бер» у древних славян означало «светлый, ясный, блестящий, белый». От него-то и пошли слова «береста», «береза».

Славяне так любили белоствольную красавицу, что даже праздник березки устраивали. Им отмечали окончание весенних полевых работ.

Растения, которые выращивает специально человек. Ухаживает за ними, собирает урожай.

травы

деревья

кустарники

Помидор

Огурец

Яблоня

Груша

Крыжовник

Смородина

овощные

плодовые

зерновые

декоративные

прядильные

На какие две группы можно разделить все растения?

О каких группах культурных растений вы познакомились?

Приведите примеры растений каждой группы?

compedu.ru

Растения родного края (обобщающий урок)

Класс: 2

Тема: Растения родного края (обобщающий урок)

Цели: к концу урока учащиеся должны обобщить и систематизировать знания о культурных и дикорастущих растениях белорусской природы; сформировать умения группировать растения по определенным признакам, учиться анализировать, делать выводы и обобщения; сформировать экологические знания, активную гуманную позицию по отношению к природе, повысить свою экологическую культуру; воспитывать любовь к природе;

приобщать детей к пониманию ценности природы в жизни человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей.

Оборудование: логико-смысловые модели, учебник «Человек и мир» 2 класс, наглядность для заполнения моделей, конверт с загадками, мультипроектор.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Урок с использованием многомерной дидактической технологии.

Ход урока

  1. Организационный момент. Минутка релаксации
— Закройте глаза, вслушайтесь в слова словацкого поэта Гвездослава:

Я сорвал цветок —

И он увял.

Я поймал мотылька —

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

— Откройте глаза.

Сердце, наполненное добротой, теплом, может подсказать правильный путь в нашем путешествии. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Действуйте дружно. И вам будет сопутствовать удача. Верными помощниками в пути станут ваши знания.

Нам не страшны любые испытания.

Вперёд, друзья, проверим свои знания!

II. Введение в тему.

Загадка

Дышит, растёт, питается,

А ходить не может.

Что это? (растение)

— Посмотрите внимательно на иллюстрации и определите лишнее растение.

(На доске картинки с изображениями растений родного края. Лишняя пальма.)

III. Постановка темы и целей урока.

— О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

(Ученики перечисляют изученное и формулируют цели урока — обобщение знаний.)

Вся живая природа, все растения на нашей планете имеют свои места обитания — свою "родину".

Сегодня поговорим о растениях нашего края. Постараемся вспомнить и систематизировать знания, полученные на предыдущих уроках, и составить логико-смысловую модель по теме «Растения нашего края».

Растения родного края

К4

К5

К6

К1

К2

К3

IV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Правила вежливости.

Мы отправимся в гости к природе. Перед путешествием по родному краю определим правила поведения в природе. (Слайды 1,2)

2. Типы растительности: дерево, кустарники, травы.

Звуковое письмо от Лесовичка.(Слайд 3)

- Дорогие ребята, я рад, что вы так хорошо знаете правила поведения в природе. Я, надеюсь, вы без труда узнаете по описанию растения, которые я сейчас вам опишу. Слушайте внимательно.

  • Она знакома нам с детства. Без неё, нарядной и красивой, и праздника нет. Круглый год она зелёная. А почему? Да потому что её листок-иголка живет 2—3 года. Меняются иголки не все сразу, а постепенно, в течение всего года.
(Ель – картинка на слайде)
  • Полюбилась народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней! Её белый ствол даже в жаркие дни остается холодным. Весной, до распускания почек, она дает до 40 литров сока.
(Береза – картинка на слайде)

- Что объединяет эти два растения? (Это деревья. На ЛСМ заполняется первый узел первой координаты: дерево)

  • Самое обычное растение наших лесов высотой 3—6 м. Где растёт дуб. там растёт и он. По его цветению отмечают наступление весны. Осенью на нем созревают вкусные орехи.
(Орешник, или лещина обыкновенная – картинка на слайде)
  • Молодцы ребята, успехов вам!
- К какому типу растительности относится орешник?

(Кустарник. На ЛСМ заполняется второй узел: кустарник)

- Какой тип растительности вы ещё знаете? (Травы. Заполняется третий узел К1)

Растения родного края

К1

Тип растительности

К4

К5

К4

К2

К3

дерево

кустарник

трава

- Что вы можете прочитать на нашей ЛСМ? (среди растений Беларуси есть деревья, кустарники, травы)

3. Растения огорода и сада: культурные растения, сорняки.

Игра "Почтовый ящик"

— Угадайте, от кого пришли письма. (Дети по очереди читают загадки в конвертах, класс отгадывает их. На доске картинки)

В огороде хрупкий зонт

Понемногу вверх растёт.

Как зовут тебя? «Прокоп», -

Громко скажет нам ...

(укроп)

Черных ягод пышный куст —

Хороши они на вкус!

(Смородина)

Вырос шарик бел,

Да ветер его съел.

(Одуванчик)

Само с кулачок,

Красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

А откусишь — сладко.

(Яблоко)

— Определите лишнее растение. (Одуванчик: это дикорастущее растение.

А все остальные растения - культурные)

Растения родного края

К1

Тип растительности

К2

культурные

К3

дикорастущие

К4

К5

К6

дерево

кустарник

трава

Заполняется вторая и третья координаты ЛСМ.

- Лесовичку хотелось бы, чтобы мы заполнили узлы на координате 2 соответствующими картинками, которые находятся у вас на партах.

Учащиеся, работая фронтально, приклеивают на свои схемы (на партах лежат заготовки схем) соответствующие картинки (яблоня, смородина, укроп), учитель на доске прикрепляет те же картинки.

- Какие кустарники ещё выращивают в садах? (малина, крыжовник)

- Можете ли вы провести взаимосвязи на ЛСМ и заполнить третью координату?

- Знаете ли вы дикорастущие травы, деревья и цветы?

(Работая в парах, дети выбирают из предложенных картинок необходимые и наклеивают их на свои ЛСМ: василёк, одуванчик, орешник, сирень, дуб, берёза, клён, ель)

Проверка.

- Какое дерево называют музыкальным? (Ель: из её древесины делают музыкальные инструменты)

- В каких лесах строят санатории? Почему? (В сосновых: сосны вырабатывают вещества, которые очищают воздух)

Физкультминутка

Мы немного отдохнём

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляют,

За природой наблюдают.

(Физические упражнения под музыку)

4. Лекарственные и ядовитые растения.

Если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, поднимется жар,

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый душистый отвар...

- Как будет называться четвёртая координата нашей модели? (лекарственные растения)

Заполняется ЛСМ на доске и у детей на партах.

- Отвары каких растений обладают лечебными свойствами?

(Ромашки аптечной, мать-и-мачехи, малины, липы, тысячелистника и др.)

Работая самостоятельно, учащиеся заполняют предложенными картинками (ромашка аптечная, малина, липа, тысячелистник, смородина) координату 4.

Растения родного края

К1

Тип растительности

К2

культурные

К3

дикорастущие

К4

Лекарственные растения

К5

Ядовитые растения

К6

трава

дерево

кустарник

Проводится самопроверка (сравнивается с оригиналом на доске)

- Рассмотрите группу следующих растений. Как будет называться пятая координата?

(картинки белены чёрной, волчьего лыка, вороньего глаза)

- Правильно. Пятая координата – это ядовитые растения.

Работая в группах, ребята заполняют К5 (ядовитые растения)

5. Значение растений. Их охрана. Красная книга Республики Беларусь.

Минутка поэзии

(Читают подготовленные дети)

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали. В нас молчало разумное "стой!",

Нам казалось — все мало, все мало.

А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле.

Обреченно глядел василек.

Безнадежно ромашки глядели...

Е. Карасев

— Какие чувства вызвали у вас эти строки? О чем заставили задуматься?

- Какая же будет последняя координата в модели? (растения, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь) Растения родного края

К1

Тип растительности

К2

культурные

К3

дикорастущие

К4

Лекарственные растения

К5

Ядовитые растения

К6

трава

дерево

кустарник

К 6

Охраняемые

растения

- Попробуйте угадать некоторые из растений, занесённых в Красную книгу по визиткам (Слайды 4-9).

Отгадывая, дети заполняют К6 на ЛСМ.

♦ "У меня самые большие среди наших растений цветки, белоснежные, красивые. По ним можно определять время, предсказывать погоду. Листья также крупные, плавают на поверхности воды. Расту я в водоемах нашей страны. В древности меня называли одолень-травой, потому что верили, что я помогаю преодолевать беды, болезни". (Кувшинка белая)

♦ "В конце весны всех радуют мои прелестные желтые цветки. Они напоминают связку небольших ключиков. Поэтому в народе меня иногда называют "ключики". Расту я на лугу или опушке леса". (Первоцвет высокий)

  • "Меня легко узнать по необычным желто-коричневым цветкам, похожим на старинную туфельку. Но мои красивые цветки появляются только на 18-м году жизни. Расту я в лесу". (Венерин башмачок)
  • "Мои красивые лиловые цветки состоят из 6 лепестков и похожи на колокольчик. Стебелек защищен от холода пушистыми волосками. Увидеть меня можно ранней весной в лесу". (Прострел луговой)
— На мгновенье представьте себя прекрасным цветком, попытайтесь проникнуться его чувствами. Обратитесь с просьбой к огромному великану, который в это время подошёл к вам. (Высказывания детей.)

V. Обобщение. Используя логико-смысловую модель учащиеся обобщают все знания о растениях родного края

Работа с учебником

На с. 65 (работая в паре, учащиеся определяют какие растения относятся к указанным группам и где бы они разместили их на своих ЛСМ).

VI. Домашнее задание:

  • придумать и нарисовать знаки, призывающие беречь растения родного края;
  • ответить на вопросы на с. 64-65 учебника
VII. Рефлексия.

— Мы можем принести вред природе, а можем постараться делать так, чтобы мир становился всё краше и краше. Возьмитесь за руки. Чувствуете тепло, которое исходит от каждого из нас? Дарите тепло своих сердец окружающим людям! Покажите с помощью схем своё отношение к уроку.

! – очень интересно

? – остались вопросы

* – урок понравился

Кто остался доволен своей работой на уроке?

Скажите, пожалуйста, вам понравилось быть исследователями?

Что помогало вам справиться с заданиями?

Что было самым интересным?

Что полезного для себя вы узнали на уроке?

Пригодятся ли вам полученные знания на уроке в дальнейшем?

VIII. Подведение итогов урока.

— Как нужно относиться к окружающей природе?

-- Какое золотое правило мы должны помнить всегда?

Если ты что-то от Земли взял — отдай ей долг: посади дерево, очисти родник, покорми птиц. Если не будет природы, то не будет и нас.

vmest.ru

Конспект урока во 2 классе Культурные и дикорастущие растения

ГУ «Белоглиновская основная школа отдела образования акимата Карабалыкского района»

Открытый урок

по познанию мира во 2 классе

Тема «Культурные и дикорастущие растения»

Учитель начальных классов:

Мукомолова Любовь Андреевна

2016г

Тема «Культурные и дикорастущие растения»

Учитель: Мукомолова Л.А.

Цели: - познакомить с видами культурных растений и со значением культурных растений для человека;

- развивать умение различать культурные растения от дикорастущих; умение работать в группе, анализировать, делать выводы, речь, кругозор учеников;

- воспитывать дружелюбие, толерантность.

Ход урока.

Вызов.

- Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Я думаю, что кто-то пришел веселый, а кто-то не очень.

У вас на столах лежат «солнышки» и «тучки», покажите, какое настроение у вас в данный момент. А теперь повернитесь к своему товарищу по парте и улыбнитесь друг другу. Все хорошее в жизни начинается с улыбки.

Очень хорошо, начнем наш урок с улыбок.

Звучит музыка, картинки, лес…

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава, горы, воздух и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг …(природа)

- Так, что такое природа?

(Животные, птицы, водоемы, человек, явления природы, растения…)

- Какое значение для человека имеют растения?

- На какие группы делятся все растения?(слайд)

- Чем отличается ель от яблони? (слайд)

- Чем отличается крыжовник от орешника? (слайд)

- Чем отличается помидор от одуванчика? (слайд)

- На какие две группы можно разделить все растения? (слайд)

- Определите тему нашего урока.

- Чем отличаются дикорастущие растения от культурных растений?

- На этом уроке мы должны ответить на вопросы: зачем люди выращивают культурные растения, и какие культурные растения бывают?

Осмысление.

  1. Правила работы в группе.

  2. Загадки (слайды) о васильке, дубе, березе.

  3. На какие группы можно разделить культурные растения (заполнение таблицы)

Культурные растения

Деревья кустарники травы

  1. Групповая работа.

Составить кластер ( 1 группа – дикорастущие растения

2 группа – культурные растения)

5. Физминутка «Отдохнем на природе»

6. Чтение с пометками (+ - ? )

7. Работа с одаренными (София рассказывает о сбитне, Алеша – о чае)

8. Индивидуальная работа. (Критерии оценок)

А) Соотнеси название растения, и место где оно растет

Сад огород поле

(яблоня, рожь, огурцы, баклажаны, кукуруза, виноград)

В) какие части растений люди употребляют в пищу

Арбуз листья

Картофель плод

Петрушка корнеплод

Свекла клубень

Укроп ягода

Капуста

Груша

Взаимопроверка

Г) соотнеси стрелкой

Дикорастущие растения растут там, где есть для них подходящие условия

Культурные растения

человек выращивает в огороде, в саду, ухаживая за ними

Рефлексия

- Что узнали нового?

- Что знаем?

- Что умеем?

Лист самооценки

- Давайте вернемся к нашим «тучкам» и «солнышкам». Возьмите их в руки и покажите то, что соответствует нашему настроению в данный момент. Я вижу, что оно у вас хорошее. Поделитесь хорошим настроением со мной.

- У вас остались на столах тучки. Они в начале урока были печальными, но к концу урока, глядя на вас, тоже повеселели. Давайте поделимся с ними улыбками. Дорисуйте карандашом им улыбки.

- А теперь всех ребят и гостей мы хотим угостить киселем. А как его приготовить, вы можете узнать в книжке «Полезные напитки»

resheba.ws

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе Дикорастущие и культурные растения

Конспект урока по окружающему миру во 2 классе

Тема «Дикорастущие и культурные растения»

( Учебник (УМК): А. А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс)

Оборудование: интерактивная доска, презентация, выполненная в программе «ПервоЛого» (для возможности выполнения интерактивной работы), конверты с заданиями, листочки с вопросами для групповых заданий, таблицы для вклеивания картинок, клей, конверты с картинками, словарь Ожегова, мяч.

Ход урока:

1. Мотивационно-целевой этап

-Посмотрите на доску, как можно одним словом сказать, что здесь изображено? (растения)

-На какие группы вы разделили бы эти растения? (деревья, травы, кустарники)

-Разделите, пожалуйста (выполняют на интерактивной доске)

-Подумайте, а как бы вы разделили эти же растения, если бы я предложила разделить их только на две группы? (растения, которые растут сами по себе, и те, за которыми ухаживает человек)

-Разделите (выполняют на доске).

-А как бы вы назвали те растения, которые растут сами по себе? (дикорастущие)

-А те, за которыми ухаживает человек?

-Как вы считаете, что означает слово «культура»? (при необходимости, пользуются словарём)

-Многие слова к нам пришли из других языков. Слово «культура» тоже пришло к нам из латинского языка, и означает оно «возделывание», «обрабатывание». Что значит «возделывание»? (выращивание, ухаживание)

-Узнав о значении слова «культура», сможете теперь дать название этой группе растений?

(культурные)

- Итак, сможете сказать, какая тема урока у нас сегодня? (формулируют тему)

- А как думаете, что нового мы должны узнать сегодня? (какие растения относятся к дикорастущим, а какие к культурным; на какие группы они делятся)

2. Поисково-исследовательский этап

-Объединимся в группы. Выберите командира, рассказчика, секретаря. Давайте вспомним критерии, по которым мы оцениваем работу в группах.

-Итак, поработав в группах, вы должны найти ответы на такие вопросы (слайд)

- Для чего человеку необходимы растения?

- Откуда взялись на земле культурные растения?

- Для чего люди выращивают культурные растения? На какие группы можно их разделить?

Вопросы выберете сами (выбирают на листочках). Работают в группах 5 минут.

Отчёт групп.

При отчёте третьей группы предлагается всем подумать, на какие группы можно разделить культурные растения (слайд)

-Деревья

-Кустарники

-Травы

- Давайте поиграем в игру «Найди пару» (после нахождения пары, дети объясняют, для чего выращивают эти растения, и как можно было бы их назвать)

(зерновые, плодовые, овощные, декоративные, прядильные)

-Назовите ещё примеры этих видов растений. Какие виды растений вам знакомы меньше всего?

-Посмотрите виды зерновых (обсуждают, какие крупы и какие каши готовятся из этих зерновых)

- Давайте проверим себя, поиграем в другую игру (классифицируют растения)

Физкультминутка (игра с мячом «Дикорастущие и культурные». Дети получают мяч, учитель называет растения, ученик отвечает, культурное это растения или дикорастущее. Использовать растения, которые могут быть и дикорастущими, и культурными, например, яблоня, земляника, смородина, малина)

3. Практический этап

А сейчас продолжим работу в группах. Вы получите конверты, в которых находятся изображения различных культурных растений. Вы должны будете определить, к какой группе культурных растений они относятся, наклеить их в таблицу. У всех вас будут растения каких-то двух групп, сверху подписать, какая это группа.

Отчёт групп.

Анализ работы групп

- Посмотрите на доску, вы видите два растения. К какой группе вы отнесли бы эти растения? А знаете ли вы их названия? Как вам кажется, на что похож гладиолус? А на что похожа астра?

-О многих растениях люди складывали легенды. Кто знает, что означает это слово? (в словаре)

Легенда – это поэтическое предание о каком-либо историческом событии.

Давайте познакомимся с некоторыми из этих легенд (стр. 70) Читают хорошо читающие ученики.

4. Рефлексивно-оценочный этап

- Что нового узнали сегодня на уроке?

-Каких целей достигли?

resheba.ws

"Дикорастущие и культурные растения" , 2 класс

Дикорастущие и культурные растения. Разработка урока для 2 класса Презентация

Предмет: Окружающий мирКласс: 2 Тема: Природа.Тема урока: Дикорастущие и культурные растенияТип урока: Изучение нового материала.Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа  с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, работа в тетрадях, отгадывание загадок.) Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала. Технические условия: компьютер, мультимедиа проектор, экранИспользуемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, рабочие тетради, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

 

Описание урока:

*Организация класса.

Ну-ка, детки, встаньте в ряд.Готов работать мой отряд?К гостям красиво повернитесьИ очень дружно поклонитесь.Все развернулись, раз, и два,И тихо сели на места.Глаза проверят: всё ль в порядке?На парте – книжки и тетрадки.Все улыбнулись. Собрались!Работать дружно мы взялись!

*Актуализация опорных знаний.

*Работа в тестовых тетрадях (работа в парах, взаимопроверка )

- Где могут произрастать растения?

-На какие группы мы можем поделить все растения по месту произрастания?

-Растения, растущие в садах, парках, на клумбах, каким словом мы можем их назвать?(варианты ответов)

-Вот сегодня на уроке мы выясним, на какие две группы делятся растения по месту произрастания и как они называются, научимся делить растения на группы, будем учиться находить новую для нас информацию в рассказах о растениях.

-Чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?(местом произрастания). Для чего человек сажает растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.)

- Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу.

-Как вы думаете, как называются растения, посаженные человеком?

-Они называются культурными.

А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека, как они называются?

-Дикорастущие растения.

-Тема нашего урока, назовите?

-*Тема урока:»Культурные и дикорастущие растения».

* Работа над темой урока.

*работа в рабочих тетрадях

раскройте рабочие тетради на с.48 №1: заполните таблицу, приведите примеры не менее трёх в каждом столбце.

-Назовите, какие дикорастущие растения вы записали?

-Назовите, какие культурные растения вы записали?

*Физминутка

-Культурные растения можно разделить на другие группы. На какие вы узнаете, выполнив задание в рабочей тетради на с.48 №2(1,2) 

-Так на какие ещё группы можно разделить растения?- Назовите растения  на этом слайде.   - Это зерновые растения. Где они растут и что из них делают? (Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.)

-( слайд) Назовите эти растения (Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.) - Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…)

 

-  ( слайд) Назовите эти растения.  (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)- ( слайд) Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

  -( слайд) Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

-( слайд) Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)- ( слайд) Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

Физминутка

ГРУППОВАЯ РАБОТА Дети делятся на 6 групп, каждая из групп получает по одному растению, вам нужно рассмотреть растение, обсудить в группе, какое это растение по месту произрастания, ярус растения, найти в атласе-определителе информацию об этом растении, обсудить значение этого растения. Затем вы будете выступать по очереди, сами оценивая выступления группы по таким критериям: всё понятно, вопросов нет – жёлтый пушистик, требуется уточнение, возникают вопросы – зелёный пушистик, вопросы по каждому пункту – красный пушистик

-Давайте вспомним правила работы в группе, план работы на экране:

1. Название.

2.Культурное/дикорастущее.

3.Дерево, кустарник, трава.

4.Особенности.

5. Значение.

I группа:

1.берёза.

2.Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Берёзу мы узнаем по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет.

5. Почки и молодые листья берёзы применяются в лечебных целях. Высаживают берёзу как декоративное украшение возле домов, в парках, скверах.

II группа:

1.осина.

2. Дикорастущее.

3.Дерево.

4. Примечательна тем, что её округлые листья при каждом дуновении ветра дрожат. Весной на осине можно увидеть длинные пушистые серёжки. Кора у осины зеленоватая.

5. Древесина мягкая, белая, без ядра, идет на различные поделки. С лечебной целью используют ее почки и сок. В научной медицине не используется. В народной лечебной практике известны полезные свойства осины.

III группа:

1.липа

2.Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Липа имеет листочки в форме сердечка. Летом она цветёт распространяя чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешкиЮ сидят по несколько штучек под одним крылышком. По плодам это дерево легко узнать зимой и осенью.

5. Липа сердцевидная один из важнейших медоносов. Мёд, полученный из липы, обладает целебными свойствами.

IV группа:

1.малина

2.Дикорастущая/культурная.

3.кустарник.

4.Колючие стебли.

5.Лекарственное растение. Малина ценный целебный продукт. В медицине используют плоды малины.

V группа

1.дуб

2. Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Дуб можно узнать по листьям пятиконечным.Даже зимой на дереве остаётся хотя бы несколько побуревших плодов. Ни с чем не спутаешь и плоды дуба – жёлуди.

5.Желуди служат пищей для лесных зверей. Древесина используется для изготовления мебели, в строительстве.

VI группа

1.тополь

2.Дикорастущее.

3.Дерево.

4.Высокое до 40м дерево. Растёт обычно по берегам рек. Цветки собраны в серёжки. Мелкие семена – тополиный пух – снабжены пушистыми волосками, благодаря которым их разносит ветер.

5.Техническое, лекарственное, медоносное. Древесина используется в строительстве, для производства мебели, в спичечном производстве. Почки и кора используются в народной медицине как противовоспалительное, антисептическое, ранозаживляющее. Люди сажают в полезащитных полосах.

1.шиповник

2.Дикорастущее.

3.Кустарник

4.Шиповник – дикая роза. Плоды шиповника очень богаты витаминами.

5.Лекарственное.

Закрепление изученного материала.

Игра “Что здесь лишнее?”

- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?Почему?” (слайд ).

1. клевер, астра, роза, гладиолус2. береза, василек, репа, осина3. огурец, лук, лен, чеснок4. груша, слива, малина, яблоня5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

.

Итог урока:

- По какому признаку мы сегодня делили растения?

- На какие группы можем разделить растения? Чем они отличаются?

- Приведите по два-три примера растений каждой группы.

-Что было интересно?

-Кто испытывал затруднения на уроке ?

- В чём испытывали затруднения?

-Оцените свои достижения:

хлопните в ладоши один раз, кто может определить,

- дикорастущее или культурное растение?

-знает, где можно найти информацию о растениях?

-Кому на уроке легко работалось?

-У кого хорошее настроение?

Домашнее задание

- Наш попугай Кеша приготовил для вас интересное задание в рабочей тетради на с.49 №3:

- Вам нужно будет прочитать легенды о растениях и подготовить пересказ(уч. с 70-71)

- Всем спасибо!

6

multiurok.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта