Урок по окружающему миру «Культурные и дикорастущие растения». Культурные растения и дикорастущие растения
Дикорастущие и культурные растения, почему подразделяют (2 класс)
Растительный мир невероятно богат и разнообразен. Растения способны жить везде, приспосабливаясь даже к самым суровым условиям обитания. Их можно встретить в жарких пустынях, топких болотах и Северном Полюсе. Когда много лет назад люди начали заниматься сельским хозяйством, весь растительный мир разделился на дикорастущие и культурные растения.
Разница между культурными растениями и дикорастущими
Все растения, которые можно встретить на земном шаре, условно делятся на две большие группы:
- Дикорастущие – травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в особом уходе. Они могут расти где угодно, в зависимости от того, куда упало семечко, из которого в дальнейшем выросло растение.
- Культурные – растения, которые выращивает человек и за которыми он регулярно ухаживает. Они растут в садах, огородах, дачных участках, парках, скверах.
Все растения на нашей планете имеют много общего: строение, особенности питания, поглощение углекислого газа и выработку кислорода. Однако в результате человеческой деятельности растения приобрели и немало отличий, и касается это, прежде всего, способов их выращивания.
Так, дикорастущие растения способны прекрасно расти и без влияния человека. Для этого они используют те природные ресурсы, которые их окружают. И даже если условия обитания совсем неидеальные, растения умудряются приспособиться и к ним. Именно потому, что они растут в дикой природе, их и назвали дикорастущими.
Рис. 1. Лесная чаща
Виды дикорастущих растений:
- деревья;
- кустарники;
- травы.
Культурные растения, напротив, нуждаются в бережном и регулярном уходе. Человек их выращивает для получения богатого урожая.
Виды культурных растений:
- овощные;
- зерновые;
- плодовые;
- декоративные;
- прядильные.
Рис. 2. Пшеница – типичное культурное растение
Как появились культурные растения
В давние времена все растения на планете были дикорастущими. Древние люди лишь собирали съедобные ягоды, плоды, коренья и травы, и тратили на их поиски немало времени. Ситуация изменилась, когда наши предки догадались выращивать растения при помощи семян, и начали выращивать их возле своих поселений.
С этого момента дикорастущие растения начали постепенно окультуриваться. Под влиянием человека они менялись: становились более крупными, вкусными, урожайными. Таким образом на планете появились культурные растения.
Для чего нужно окультуривание растений?
Качество плодов дикорастущих растений очень сильно отличаются от культурных собратьев. Достаточно сравнить ягоды дикой малины и окультуренной: у лесной малины, растущей на «воле», плоды очень маленькие и совсем не такие сладкие, да и количество их на кусте гораздо меньше, чем у садовой малины.
Рис. 3. Дикая малина
В переводе с латинского слово «культура» означает «обрабатывать», «возделывать». На протяжении многих сотен лет люди ухаживали за растениями, тщательно выбирая только лучшие экземпляры. Так постепенно улучшались вкусовые качества окультуренных растений, увеличивалась их урожайность.
Благодаря влиянию человека вырос и ассортимент продуктов. Так, если у дикорастущей яблони плоды мелкие, кислые, зеленоватого цвета, то сейчас существует огромный выбор яблок самых разных вкусов, цветов и размеров.
Что мы узнали?
Благодаря данному докладу на одну из тем окружающего мира за 2 класс мы узнали, почему растения подразделяют на дикорастущие и культурные. Изначально на планете царили только дикорастущие растения, но в результате настойчивой человеческой деятельности многие из них стали культурными.
Тест по теме
Правильных ответов:
Ваш результат:
obrazovaka.ru
Дикорастущие и культурные растения - презентация к уроку Окружающий мир
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Дикорастущие и культурные растения Филиппова Марина Владимировнаучитель начальных классов МОУ «Общеобразовательная средняя школа № 7» г. Няндома
Дикорастущие и культурные растения. Цель: изучить особенности культурных и дикорастущих растений
№ слайда 3 Описание слайда:На какие группы делятся растения?
№ слайда 4 Описание слайда:Какое значение для человека имеют растения? Растения кормят человека. Растения одевают человека. Мебель. Строительство. Топливо.
№ слайда 5 Описание слайда:Человек очень тесно связан с растительным миром . Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами , собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека
№ слайда 6 Описание слайда:Сравним Деревья Ель Растёт в лесу. Никто не ухаживает. Яблоня Растёт в саду. Ухаживает человек.
№ слайда 7 Описание слайда:Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? Где растёт? Кто ухаживает?
№ слайда 8 Описание слайда:Кустарники. крыжовник можжевельник Растение сада . Растение леса. Ухаживает человек. Не ухаживает человек.
№ слайда 9 Описание слайда:Травянистые растения Мать-и-мачеха растёт повсюду. Помидор растёт в огороде, человек ухаживает, собирает урожай
№ слайда 10 Описание слайда:На какие же группы можно поделить все растения?
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. например:
№ слайда 12 Описание слайда:Отгадайте загадку, о каком цветке пойдёт речь: Колосится в поле рожь, Там во ржи цветок найдёшь Ярко-синий и пушистый, Только жаль , что не душистый.
№ слайда 13 Описание слайда:васильки Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.
№ слайда 14 Описание слайда:А теперь мы узнаем, какие ещё бывают растения?
№ слайда 15 Описание слайда:Разделите эти культурные растения на группы.
№ слайда 16 Описание слайда:Рожь и пшеница. Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зёрен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
№ слайда 17 Описание слайда:Груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах. И называются плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы, дающие нам плоды. Смородина, малина, земляника.
Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях и в огороде. Такие растения называют овощные. Свёкла, капуста, морковь, чеснок.
№ слайда 19 Описание слайда:Лён, хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное бельё, вафельные полотена.
№ слайда 20 Описание слайда:Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты. Они называются декоративными растениями. Например, флоксы, тюльпаны, гладиолусы.
№ слайда 21 Описание слайда:Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы).
№ слайда 22 Описание слайда:Ответь на вопросы. Как называются растения, специально выращиваемые человеком? Какие ещё бывают растения? Какие группы культурных растений вы запомнили? Приведи примеры.
ppt4web.ru
Тема: Дикорастущие и культурные растения
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ,
ВО 2 КЛАССЕ
Тема: Дикорастущие и культурные растения
Цель урока: Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; познакомить учащихся с дикорастущими и культурными растениями Северной Осетии; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Картины с изображением деревьев, кустарников и трав: ели, яблони, бука, граба, крыжовника, можжевельника, облепихи, рододендрона, мать-и-мачехи, помидора, василька, медуницы, колокольчика осетинского, подснежника кавказского, эдельвейса;
Ход урока
Организационный момент
Провер ка домашнего задания
Вспомните, на какие группы можно разделить растения ? (Деревья, кустарники, травы.) Привести примеры каждой группы.
А на какие группы делятся растения по виду листвы ? (Хвойные, лиственные.)
Заполните схему. Чем отличаются лиственные растения от хвойных ?
Введение в тему
Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор ?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения '
(Растения кормят человека -яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и
т.д. Растения одевают человека — лен, хлопок. Растения лечат человека мать- и-мачеха, душица, зверобой, береза. Растения дают много полезных вещей — мебель, строительство домов, топливо и т.д.)
Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (Общее - деревья, различие ель растет в лесу, яблоня — в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник ? (общее кустарники, различие — крыжовник растет в саду, за ним ухаживает человек. А можжевельник — растение лесов.)
Чем похожи мать-и-мачеха и помидор ? (Общее - травянистые растения, мать-и-мачеха растет повсюду, а помидор — в огороде, человек сажает, ухаживает, собирает урожай.)
На какие же группы можно поделить все растения ? (Первая группа -растения, которые выращивает специально человек; вторая группа —растение. которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, и на лугу, и на водоеме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую - дикорастущими растениями.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Например, деревья: береза, осина, тополь, сосна, бук, граб;
кустарники: шиповник, сирень, бересклет, облепиха, барбарис;
травы: ромашка, одуванчик, эдельвейс, колокольчик осетинский, подснежник,кавказский, василек.
Знакомство с дикорастущими растениями
Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдет речь:
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдешь.
Ярко - синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый.
(Василек)
Правильно, это василек. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто легким движением руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В этом желто-зеленом море-
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюбленным На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки,
Но как поле они украшают,
Голубые глаза - васильки.
Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает ? (Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза.)
Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками ? (Когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба.)
Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот, мешают расти хлебу, и все-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василек народом придумано много песен и легенд. В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растет хлеб) подарила небу васильки в благодарность за дождевую воду, без которой к вызреют хлебные колосья.
Физкультминутка
Работа по учебнику
А теперь мы узнаем, какие же еще бывают растения, кроме дикораступщих. Откройте учебники на странице 62. Рассмотрите рисунок. Назовите изображенные растения.
- Назовите сначала дикорастущие, а затем – культурные растения.
(Дети выполняют задание.)
- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой
группе:
VII. Игра «Найди пару»
Кроме этого, культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».
На доске - карточки со словами:
лук, груша, картофель, пшеница, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Учитель берет одну из карточек (например, пшеница), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.
Дети: Рожь и пшеница. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.
Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.
Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.
Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)
Дети: Лук и картофель. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,
Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, капуста, морковь, чеснок.)
Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.
Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.
Дети: Пион, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.
Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, гладиолус)
VIII. Закрепление изученного
- Отгадайте, о каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зеленым хохолком на голове ? ( Редис.)
Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимой - в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурец)
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий,
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох)
Золотая голова,
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (Капуста)
- Правильно, все это - овощные растения.
Презентация .
Итоги урока.
О каких группах культурных растений мы сегодня говорили ? (Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.)
Приведите по два - три примера растений каждой группы.
Домашнее задание.
Заполните схему (впишите 3-4 растения каждой группы):
Прочитать «Легенда о растениях» (учебник, с.64-65).
kopilkaurokov.ru
Культурное растение – это что такое?
Культурное растение – это то, что люди выращивают специально, чтобы впоследствии преобразовать его в продукт питания, корм для скота, медицинский препарат, промышленное сырье и многое другое. В общем, оно приносит много пользы человеку.
Культивирование
В настоящее время существует огромное количество культурных растений, которые люди получили, одомашнивая и культивируя дикорастущие. Перечислять их можно очень долго. Культивирование включает в себя генную инженерию, гибридизацию, а также селекцию. Все эти методы сегодня очень распространены. Люди научились выводить усовершенствованные и съедобные культурные растения, чего не скажешь об их дикорастущих "родственниках". Они различаются по многим параметрам.
Особенности культурных и дикорастущих растений
Культурные и дикорастущие растения – это два совершенно разных понятия. Не стоит их путать. В большинстве случаев дикорастущие предшественники культурных растений не годятся для еды и приготовления блюд. Люди рискуют их кушать только в случае голода, полного отсутствия пищи. Однако справедливости ради стоит отметить, что некоторые дикорастущие растения обладают целебными свойствами и приносят пользу организму, что несвойственно их культурным "потомкам". Это очень важно знать.
Знаменитая книга Вавилова
В издании "Центры происхождения культурных растений", автором которого является Вавилов, досконально рассказано о превращении дикорастущих растений в культурные. Разве не интересно ознакомиться с тем, как шел этот процесс? В этой же книге можно посмотреть рисунки, изображающие культурные растения. Для общего развития рекомендуется поразмышлять, чем они похожи на дикорастущие или чем отличаются от них. Многие культурные растения появились на свет в лабораториях, где ученые вывели их. И с течением времени их перечень все увеличивается, в него добавляются новые наименования, ведь селекция и генная инженерия стремительно развиваются.
Ученые обеспечивают население все большим количеством культурных растений, пригодных для еды. В их число входят множество гибридов уже существующих видов.
Центры происхождения культурных растений
Это географические зоны, где в большом количестве встречаются те или иные их разновидности. Сначала Вавилов описывал восемь таких областей. Однако в более поздних трудах он говорил о семи зонах. Каждому необходимо хотя бы немного знать о них.
- Тропическая южноазиатская область. Какие страны сюда относятся? Тропическая Индия, Южный Китай, Индокитай, островная часть Юго-Восточной Азии. Этот центр примечателен впечатляющим обилием культурных растений (приблизительно 1/3 всех открытых ныне видов). Здесь можно встретить огромное количество овощей и плодов, а также сахарный тростник.
- Восточноазиатская область. Какие государства она в себя включает? Восточный и Центральный Китай, Тайвань, Японию, Корею. Здесь произрастает соя, есть много овощей и плодов, некоторые разновидности проса. Данная область тоже является весьма плодовитой – 20% культурных растений сосредоточено именно в этой зоне. Впечатляет, не правда ли? А культурные растения – это какие? Это, как мы выяснили раньше, те, которые люди выращивают, преследуя определенные цели.
- Юго-западноазиатская область. О чем идет речь? В первую очередь, о Малой и Средней Азии, Афганистане, Иране, Северо-Западной Индии. Здесь появились некоторые виды пшеницы, большое количество зерновых, виноград, рожь, бобовые, плодовые. В этой области произрастает 14% культурной флоры, известной в мире.
- Средиземноморская область. Это государства, рассредоточенные по берегам одноименного моря. Данная область, где находились влиятельнейшие древние цивилизации, производит примерно 11% разновидностей культурной флоры. Они включают в себя маслины, многие овощи (например, капусту) и большое количество растений, предназначенных для корма (одноцветковую чечевицу, клевер). Это весьма щедрая территория, которая нас кормит. А культурное растение – это богатство земли.
- Абиссинская область. Это довольно маленькая территория Африканского материка с весьма необычными культурными растениями. Вероятнее всего, это старинный центр самобытного земледелия. Здесь растут сорго, нут (масличная культура), одна разновидность бананов, некоторые интересные типы ячменя, а также пшеницы.
- Центральноамериканская область. Сюда относится Южная Мексика. Данный край богат кукурузой, какао, фасолью, длинноволокнистым хлопком, некоторыми тыквенными. Здесь произрастают приблизительно 90 разновидностей культурной флоры. Это достаточно много. Не стоит забывать, что культурное растение – это наше пропитание, а значит, мы должны относиться к флоре бережно.
- Южноамериканская (Андийская) область. Из названия понятно, что относится к данному центру. Он включает в себя некоторые области Андийских гор, расположенных вдоль южноамериканского западного побережья. Здесь появилось большое количество клубненосных (например, картошка), многие целебные растения (хинное дерево, кокаиновый куст и т. д.). Местная флора отличается разнообразием. Хорошо, что наша земля настолько щедра, ведь культурное растение – это то, без чего мы бы не могли прожить.
Заключение
Теперь вы знаете, что такое культурные растения, и никогда не перепутаете их с дикорастущими. Вам известны также некоторые их наименования. Эту информацию необходимо помнить, она обязательно пригодится в течение жизни.
fb.ru
Приветствие и начало урока окружающего мира. Организует проговаривание правил поведения на уроке. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Начнем наш урок. Я сегодня вам приготовила видео, давайте мы ее посмотрим. - Как одним словом можно назвать все предметы, которые вы сейчас увидели? (Растения) - Они все такие разные! Что вы знаете о растениях? (из опыта детей). | - иметь представление о разнообразии растений. | Личностные: развивать мотивацию к изучению нового материала, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы (растений) | - Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха? - Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей). - Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. - Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения. - Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек) - Сравним малину и шиповник. - Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха? - На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.) - Какое название можно дать первой группе растений, второй группе? На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке. Прочитайте тему сегодняшнего урока на странице 68 учебника (Приложение 1) «Культурные и дикорастущие растения» - Что мы узнаем на уроке и чему будем учиться? (Узнаем, какие растения называются дикорастущими, а какие-культурными. Научимся делить культурные растения на группы. Будем учиться находить новую для вас информацию в рассказах о растениях.) -Сегодня на уроке нашими помощниками будут Мудрая Черепаха и Муравей-Вопросик. | - иметь представление о разнообразии растений. | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: применять полученную информацию при ответах на вопросы. Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, планировать учебную деятельность. | – Ребята, давайте откроем учебник на странице 68 (Приложение 1), и прочитаем как называются эти растения. - Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили? - К ним относятся растения, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Некоторые ребята приготовили рассказ о некоторых из них. Валериана лекарственная – ученик 1 Василёк – ученик 2 Волчье лыко – ученик 3 Вороний глаз – ученик 4 - О какой второй группе растений мы узнали сегодня на уроке? - Какие растения мы будем называть культурными? Приведите примеры. - Некоторые из культурных растений мы рассмотрим в гербарии. Гербарий - это собрание засушенных растений. Пшеница, Рожь, Гречиха (сообщения выполняют учащиеся) – В учебнике изображены растения. Давайте рассмотрим, какие из них относятся к дикорастущим растениям, а какие к культурным. Возьмите сигнальные карточки накройте зеленым цветом - дикорастущие, а красным - культурные. Попросите соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправьте ошибки, перемещая карточки. - Давайте подумаем, для чего люди выращивают культурные растения? На какие группы их можно разделить? Заглянем в учебник, на странице 69 -Серёже необходимо закончить схемы – помогите ему дописать в каждую схему по несколько культурных растений. У вас будет помощник – список растений из которого выберете нужное и свои добавьте. Список: (картофель, слива, рожь, пион, хлопок, нарцисс) Физкультминутка. Дружно по лесу гуляем (шаги на месте) И листочки собираем (наклоны вперед) Собирать их каждый рад Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши) Практическая работа - Повторите еще раз, на какие группы делятся культурные растения. Работа в группах. Правила работы в группе. В группе должен быть организатор обсуждения, Каждый может высказать свою версию решения, Один говорит, а остальные слушают, Каждая версия обсуждается в группе, В группе согласуется общее решение, Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает конверт с карточкой-заданием. (Приложение 3) - Задание 1 в рабочей тетради (с.48). Заполните таблицу. Приведите не менее трех примеров в каждом столбце. - Следующее задание — это задание 2 в рабочей тетради (с. 48-49) Укажите стрелками, к каким группам относятся эти культурные растения. | - знать, понятие культурные и дикорастущие растения; -знать, на какие группы делятся культурные растения; - •знать, что относиться к деревьям, кустарникам, травянистым растениям и называть их; | Личностные: формировать уважительное отношения к иному мнению, развивать навыки сотрудничества, уметь не создавать конфликтов. Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока. Познавательные: различать культурные и дикорастущие растения; понимать содержание текста, использовать различные способы поиска, сбора информации, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради. Коммуникативные: уметь слушать собеседниками, вести диалог, излагать свое мнение, работать в группах на основе приемов взаимодействия. |
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности (2мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Организует проговаривание правил поведения на уроке.
Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. - Что мы обычно делаем на уроках окружающего мира? -Согласна. Но сегодня мы кроме обычной работы попробуем себя в роли исследователей. Для этого мы объединимся в группы, чтобы нам было легче и интереснее работать. Перед началом работы что должны вспомнить?
- Молодцы! Правила работы в группах вы знаете хорошо, главное теперь не забывать их соблюдать. Я желаю нам успешной работы! | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. СЛАЙД !
слайд 1
Отвечают на вопросы учителя. -Наблюдаем, сравниваем, читаем и обсуждаем тексты. Вспоминают и проговаривают правила работы в паре. 1) без команды ничего не трогаем руками, 2) внимательно слушаем задание, садимся лицом друг к другу, обсуждаем негромко, говорим по очереди; 3) готовность показываем поднятием соединенных рук. | Л- мотивация к учебной деятельности К.- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; - умение оформлять свои мысли в устной форме |
2. Актуализация знаний. (10 мин) Цели: - актуализировать знания учащихся по теме «Растения». | Выявление уровня знаний. СЛАЙД 2 слайд 2
На прошлом уроке что вы запомнили о растениях? На какие группы их можно разделить? У вас на партах лежат листы, разделенные вертикальной линией, а также конверты с изображениями растений. Обсудите в парах: к какой группе относится ваше растение? Разместите его в нужном месте листа с помощью клея. На эту работу вам дается 10 минут. Как поняли задание? Обсуждение правильности отнесения растения к той или иной группе. - Посмотрите, всё ли правильно у нас размещено? СЛАЙД 3 СЛАЙД 4
слайд 4
| При выполнении задания тренируют отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции.
Отвечают на вопросы учителя.
Ученики работают в парах
На доске два правильных ответа
Дети замечают ошибки, если они есть и аргументируют свои ответы. | Л – мотивация к познанию окружающего мира Р- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками П - анализ объекта с целью выделения признаков; выбор К – сотрудничество в поиске и выборе информации |
3. Постановка учебной задачи (2 мин) Цели: - организовать формулировку темы урока детьми; - организовать постановку цели урока детьми. | Создание проблемной ситуации. - А теперь внимательно посмотрите на группы растений, которые мы выделили и скажите, где их можно встретить? чем же они еще отличаются?
- Когда у нас возникают разногласия, затруднения? - Какой вопрос у нас возник?
- Какая же цель сегодняшнего урока? Чему мы должны научиться на уроке? |
Отвечают на вопросы учителя.
СЛАЙД 5 слайд 5
-Когда мы чего-то не знаем.
- На какие группы можно разделить растения и почему? Формулируют тему и цель урока.
| Р – целеполагание |
4. Формирование нового знания (8 мин) Цель: - организовать формирование отличия между культурными и дикорастущими растениями. | Организация учащихся к исследованию проблемной ситуации. В ходе фронтальной беседы выявляются существенные признаки культурных растений - Что вы можете сказать о растениях, которые растут в саду, поле, огороде? Учитель дает название и формулирует определение культурных растений. Культурными называют растения, которые человек специально выращивает, использует и отбирает для посадки семена лучших из них, выводя сорта растений с нужными свойствами. -Ребята, как вы думаете всегда ли были культурными растения? Внимание на экран. Видео интернет-урок «Дикорастущие и культурные растения» https://interneturok.ru/okruj-mir/1-klass/zhivaya-priroda/dikorastuschie-i-kulturnye-rasteniya ?seconds=0&chapter_id=2283
А какое же название получила другая группа растений? - Они названы дикорастущими. Вдумайтесь в слова «дикорастущие растения». Попробуйте объяснить, что это такое?
-Ребята, а если эти растения растут в лесу и на лугу, значит они беззащитны. Как мы должны вести себя по отношению к ним? Всегда ли вы следуете этим правилам?
МУЛЬТЗАРЯДКА
| Отвечают на вопросы учителя.
-их выращивает человек, он о них заботится (поливает, рыхлит, подкармливает удобрениями) -человек использует их (например, в пищу) Дети зачитывают определение в справочнике учебника с.149
Слайд 6 слайд 6
Отвечают на вопросы учителя. Выявляют существенные признаки дикорастущих растений и по аналогии с культурными растениями дают определение дикорастущим растениям Слайд 7 слайд 7
Вспоминают правила поведения в лесу | П – моделирование решения проблемы, построение логической цепочки рассуждений; - анализ объекта с целью выделения признаков; К – сотрудничество в поиске и выборе информации; Л - умение оценивать поступки , жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей |
5. Первичное закрепление знаний (5 мин) Цель: - организовать работу по закреплению знаний о культурных и дикорастущих растениях. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. -Посмотрите на доску. ЭФУ с.74 На нужно распределить растение по группам: культурное растение – в саду или в огороде находится, дикорастущее – в лесу или на лугу. При обсуждении важно использовать слова: культурные и дикорастущие, |
Ученики обсуждают, выходят к доске, прикрепляют картинку в нужное место доски.
| Р – контроль, коррекция П – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание; знаково-символическое моделирование; К – умение выслушать и поддержать мнение собеседника или построить опровержение |
6. Итог урока (1 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока. | Организация фиксирования нового содержания. - Какую цель ставили? Достигли цели? - Какая тема урока была? - Расскажите по схеме, чему научились на уроке. знаю Я запомнил смог | Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | П -умение обобщать, осознавать качество и уровень усвоения, подводить итог работы, строить логическую цепь рассуждений, делать выводы. К - умение точно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. |
7. Рефлексия (2 мин) Цели: - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Строит рефлексию
-Давайте вспомним, что вам понравилось на уроке, что было трудно.
- Оцените свою деятельность на уроке, используя «волшебные» листочки» Если вы все запомнили на уроке и вам все понятно – приклейте листочек на крону дерева. Если вы ничего не поняли – на траву. Если у вас остались вопросы, сомнения – приклейте лист, как будто он падает с дерева и летит по воздуху.
-Мне кажется, что сегодняшнюю работу каждого из вас можно сравнить с работой учёных. Спасибо вам за активную работу. технологическая карта урокаDOCX / 8.49 МбПрезентация на SMARTboardNOTEBOOK / 22.42 Мб карточка дикорастущие растенияDOCX / 422.84 Кбкарточка культурные растенияDOCX / 207.52 Кб/data/files/q1485588380.mp4 (мультзарядка) | Осуществляют рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности Учащиеся высказываются о работе в паре: как оценивают работу в целом, кто из участников был самым активным, догадливым, вежливым и т.д. Высказываются мнения об уроке, эмоциональное состояние от такой работы. Делают самооценку на доске.
Слайд 8
| К –умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Л‑умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
Дикорастущие и культурные растения мира: разнообразие, использование человеком
В мире существуют дикорастущие и культурные растения. Главное их отличие заключается в том, что культурные человек выращивает целенаправленно, выводит внутри видов разнообразные сорта.
Однако это ненаучная классификация представителей флоры.
Общепринятая классификация дикорастущих и культурных растений
Ученые делят все растения на два подцарства: низшие и высшие. Первая группа состоит из четырех отделов: бурые, зеленые, красные и диатомовые водоросли. К высшим относятся такие отделы: моховидные, хвощевидные, плауновидные, псилотовидные, папоротниковидные, голосеменные и покрытосеменные. Первые пять групп растений размножаются при помощи спор, а последние две — семенами. Голосеменные отличаются от покрытосеменных тем, что у них есть цветы, поэтому растения данного отдела еще называются цветковыми. В основном культурные растения мира принадлежат к отделу покрытосеменных. И вообще, цветковые и голосеменные являются на сегодняшний день наиболее многочисленными группами растений.
Разнообразие покрытосеменных
Дикорастущие и культурные растения, размножающиеся семенами, очень разнообразны и многочисленны.
Давайте сначала рассмотрим научную классификацию этих представителей флоры. Итак, дикорастущие и культурные растения, принадлежащие к отделу цветковых, делятся на два класса в зависимости от строения семян: однодольные и двудольные. К однодольным принадлежат такие семейства, как злаковые и лилейные. Такие растения в большинстве случаев являются культурными. К двудольным можно отнести такие семейства, как березовые, ивовые, пасленовые, крестоцветные, бобовые, сложноцветные, розоцветные. Среди них также есть множество культур, которые выращиваются человеком.
Видео по теме
Многообразие голосеменных
Растения, которые принадлежат к отделу голосеменных, можно разделить на четыре класса: хвойные, саговниковые, гнетовые и гинкговые. В основном это дикорастущие виды.
Во всех перечисленных выше семействах выделяют роды и виды.
Другие классификации растений
В зависимости от жизненной формы, дикорастущие и культурные растения можно разделить на восемь групп:
- Деревья. Это многолетние растения с одеревеневшим ярко выраженным стволом от 2 метров в высоту.
- Кусты (кустарники). Многолетние представители флоры с одеревеневшими стеблями, однако не имеют ярко выраженного ствола. Ветвление таких растений начинается от самой почвы.
- Полукустарники. Это многолетние растения с одеревеневшими нижними частями стеблей и травянистыми верхними. Их высота составляет от 1 метра. Это не такая уж многочисленная группа растений. К ней принадлежат только некоторые виды эфедры, астрагала и тому подобные.
- Кустарнички. Обладают теми же качествами, что и кустарники, но меньшей высотой — не выше 0,5 метра.
- Полукустарнички. Очень похожи на полукустарники, но имеют приблизительно такую же высоту, как и кустарнички. К полукустарничкам относятся, например, некоторые виды полыни.
- Суккуленты. Многолетние растения, обладающие сочными, мясистыми стеблями и листьями, в которых содержится запасная вода. К этой группе относится много комнатных цветов: алоэ, каланхоэ, кактусы и др.
- Лианы. Им необходима опора для поддержания положения. Они делятся на вьющиеся и лазящие.
- Травы. Растения с сочными зелеными не одеревеневшими побегами. Этой жизненной формой обладает множество культурных растений и комнатных цветов.
- Также существуют такие жизненные формы, как паразиты и эпифиты. Они похожи тем, что поселяются на других растениях. Однако разница между ними в том, что паразиты питаются за счет своих "хозяев", а эпифиты не причиняют никакого вреда растениям, на которых живут.
Дикорастущие и культурные растения, примеры которых можно увидеть на картинках, также можно разделить на группы в зависимости от продолжительности их жизни. Так, выделяют однолетние, двулетние и многолетние растения. Однолетние и двулетние в основном травянистые растения, а многолетние могут быть кустарниками, полукустарниками, деревьями и др.
Дикорастущие и культурные растения: примеры
Рассмотрим культурные и дикорастущие растения, которые используются человеком в различных сферах.Их демонстрирует представленная ниже таблица.
Выращивание | Группы | Примеры |
Дикорастущие | лекарственные | календула, валериана, шиповник, ромашка полевая, хвойные |
для целлюлозно-бумажной и мебельной отраслей | ель, береза, сосна | |
для употребления в пищу | брусника, ежевика, черника, голубика | |
сорняки | лебеда, мятлик, крапива, осот | |
Культурные | декоративные | нарцисс, роза, тюльпан, орхидея |
бобовые | соя, фасоль, горох | |
зерновые | кукуруза, пшеница, рис, овес, пшено | |
сахароносные | свекла сахарная | |
крахмалоносные | картофель | |
волокнистые | лен, хлопчатник, конопля, кенаф | |
масличные | подсолнух | |
бахчевые | арбуз, дыня | |
плодовые | яблоня, груша, слива | |
овощные | помидор, огурец, капуста, редис, редька, репа | |
стимулирующие | кофе, чай, табак | |
кормовые | свекла кормовая, турнепс |
Теперь вы знаете, какими бывают культурные и дикорастущие представители флоры и на какие группы они делятся.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Образование Сказочная история о дикорастущем или культурном растении к уроку «Окружающий мир»Если вашему ребенку задали придумать сказочную историю – не беда! Фантазия, вымысел спешат вам на помощь. Творческие задания сегодня актуальны как никогда. Министерство образования ввело очередной новый стандарт...
Бизнес Что такое прядильные растения? Прядильные культурные растения: примерыНа земле существует просто огромное количество растений самых разных видов. Некоторые из них используются человеком в пище. Другие служат украшением жилищ и загородных участков. В этой статье поговорим о том, что тако...
Домашний уют Самые красивые растения мира: описание и фотоРассуждать о самых красивых растениях в мире — занятие неблагодарное, потому что понятие красоты субъективно. Для кого-то это роза необычной расцветки, кому-то нет ничего милее скромной ромашки или колокольчика....
Домашний уют Происхождение и многообразие культурных растений. Интересные факты о культурном растенииКультурные растения настолько прочно вошли в человеческую жизнь, что мало кто задумывается, откуда началась история их окультуривания. Употребляя овощи и фрукты в пищу, человек не задается вопросом о том, как выглядят...
Домашний уют Растение катран: виды, использование, отзывы, фотоМноголетнее растение, относящееся к семейству капустных, – это катран. Очень красивы белые или розовые соцветия, которые появляются к 2 годам его жизни. Они обладают приятным медовым ароматом, поэтому многие сад...
Домашний уют Культурное растение – это что такое?Культурное растение – это то, что люди выращивают специально, чтобы вп...
Домашний уют Удивительное растение - монстера. Влияние на человека только положительноеЛюбителям больших комнатных цветов очень нравится монстера. Она считается самым крупным декоративным растением семейства ароидных. При хорошем уходе растение может достигать в длину более 6 метров.
Новости и общество Опасные растения и грибы для человекаСуществует огромное количество ядовитых грибов и растений. Все их перечислить практически невозможно, тем более что таковые есть в каждом уголке планеты. В любом случае опасные растения своим ядом могут нанести сущест...
Новости и общество Биологические ресурсы Азовского моря и их использование человекомПо оценкам ученых, еще в первой половине двадцатого столетия биологические ресурсы Азовского моря были так высоки, что не имели себе равных среди всех других водоемов Мирового океана. Сегодня продуктивность моря значи...
Новости и общество Использование человеком реки Волги: судоходство, рыбный промысел и многое другоеС давних времен люди использовали водные пути для своих нужд, для реализации определенных целей. В Древнем Египте такой рекой являлся плодородный и судоходный Нил. Не исключение, а скорее яркий пример - использование ...
monateka.com