Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс. Дикорастущие и культурные растения
Дикорастущие и культурные растения. Видеоурок. Окружающий мир 1 Класс
На данном уроке будет рассмотрена тема «Дикорастущие и культурные растения». Мы уже знаем, что растения делятся на деревья, кустарники и травы. В ходе занятия мы познакомимся еще с двумя группами растений – дикими и культурными. На примере яблони увидим разницу между дикорастущими и культурными растениями, охарактеризуем каждую группу.
Урок: Дикорастущие и культурные растения
Определите, чем ель и яблоня похожи и чем различаются?
Общее у них то, что это деревья. Оба дерева приносят пользу. Различие заключается в том, что ель растет в лесу, а яблоня – в саду. Ель растет сама по себе, а за яблоней ухаживает человек.
Почему человек сажает яблони и ухаживает за ними? Делает он это не случайно, а для того, чтобы получить с этого дерева вкусные и сладкие плоды.
Из нашего примера можно сделать вывод. Одни растения растут сами по себе, за ними никто не ухаживает. Такие растения получили название дикорастущие – растущие без помощи человека. Другие растения человек специально выращивает, ухаживает за ними. Такие растения называются культурными.
Внимательно рассмотрите рисунки и распределите их в группы: дикорастущие и культурные.
Рис. 3 (Источник), рис. 4 (Источник)
Рис. 5 (Источник)
Рис. 6 (Источник), рис. 7 (Источник)
Рис. 8 (Источник)
На картинках 3, 4, 5 изображены дикорастущие, а на рисунках 6, 7, 8 – культурные растения.
Растения не всегда были культурными. В древности все растения были дикорастущими. Наши предки занимались охотой и собирательством. Они собирали различные растения и их плоды. Иногда за нужными растениями приходилось идти очень далеко. Но вот однажды люди заметили, что в том месте, где они перетирали зерна, выросли колоски. Люди догадались, что это проросли зерна. Теперь человек стал выращивать нужные растения около своего жилища. Ухаживать за ними, поливать, охранять посевы от диких животных. Лучшие семена стали отбирать, сохранять и сеять, получая богатый урожай. Так многие растения стали культурными.
Плоды дикой яблони мелкие, кислые. А плоды садовой яблони крупные и сладкие.
Отбирая лучшие крупные плоды, человек научился выращивать новые виды растений. Вам хорошо известна капуста, а как выглядит дикая капуста? Какую капусту сейчас выращивает человек?
Рис. 11 (Источник)
На рисунке изображены различные виды капусты: 1) Дикая капуста; 2) Белокочанная; 3) Цветная; 4) Кольраби; 5) Брюссельская; 6) Савойская.
А есть еще декоративная капуста. Ее выращивают на клумбах.
Рис. 12 (Источник)
Закрепим полученные знания, разгадаем загадки. Назовите растение, указав 1) дерево, кустарник или травянистое растение; 2) культурное или дикорастущее растение.
Посадили зернышко –
Вырастили солнышко.
Рис. 13 (Источник)
Подсолнух – это культурное травянистое растение.
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый Год я главная.
Рис. 14 (Источник)
Ель – дикорастущее дерево.
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят.
Рис. 15 (Источник)
Ландыш – дикорастущее травянистое растение.
Он шипы свои выставил ловко,
А шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем,
Полезных плодов для аптеки нарвем.
Рис. 16 (Источник)
Шиповник – дикорастущий кустарник.
На этом уроке мы узнали, что растения делятся на дикорастущие и культурные. Чтобы получить урожай, человек должен ухаживать за культурными растениями. Только в этом случае он поучит богатый урожай.
На следующем уроке будет изучена тема«Культурные растения поля. Зерновые культуры». Рассмотрим зерновые культуры, которые человек выращивает на полях.
Список рекомендованной литературы
1. Самкова В.А., Романова Н.И. Окружающий мир 1. – М.: Русское слово.
2. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир 1. – М.: Просвещение.
3. Гин А.А., Фаер С.А., Андржеевская И.Ю. Окружающий мир 1. – М.: ВИТА-ПРЕСС.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" (Источник).
2. Социальная сеть работников образования (Источник).
3. Вопросы интернет образования (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Какие две группы растений мы рассмотрели на уроке? Чем они отличаются?
2. Приведите по два-три примера растений каждой группы.
3. Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.
4.* Сделай свой собственный гербарий из растений.
interneturok.ru
Конспект урока по окружающему миру "Дикорастущие и культурные растения"
Урок окружающего мира, 2 класс
Тема: Дикорастущие и культурные растения.
Цели: 1) Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их,
2)учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение,
3) воспитывать интерес к полевым растениям,
4) Поощрять потребность в сотрудничестве, развивать умение работать в группах, умение договариваться.
Ход урока:
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок
Начинается, какой урок? (окружающего мира.)
Повторение ранее изученного материала
(выставляю баллы, кто быстрее всех ответит, а в конце урока получают отметку)
Тест «Невидимые нити»
1.Найди группу, в которой перечислены только деревья.
1.сосна, орешник, дуб, клён;
2.берёза, осина, ясень, ель;
3.сирень, лиственница, рябина, липа.
Найди группу, в которой перечислены травы.
1.тополь, каштан, осина, липа;
2. орешник, калина, сирень, смородина;
3.одуванчик, репейник, крапива, подорожник.
Какое растение не относится к кустарникам?
1.сирень;
2.калина;
3.тысячелистник.
Что составляет верхний этаж (ярус) леса?
1.деревья;
2.кустарники;
3.травы.
Закончи определение: "Животные, у которых шесть ног, называются ..."
1. насекомые;
3.звери.
Закончи определение: "Животные, тело которых покрыто перьями, называются ..."
1. насекомые;
2.птицы;
3.звери.
Закончи определение: "Животные, тело которых покрыто шерстью, называются ..."
1.насекомые;
2.птицы;
3.звери.
Найди группу, в которой перечислены только птицы.
1.воробей, цапля, синичка, стрекоза;
2. ласточка, лебедь, ворона, курица;
3.снегирь, сорока, утка, летучая мышь.
Закончи определение: "Водные животные, тело которых покрыто чешуёй, называются ..."
1. рыбы;
2.земноводные;
3.пресмыкающиеся.
К какой группе относится лягушка?
1. рыб;
2. земноводных;
3.пресмыкающихся.
К какой группе относятся черепахи и крокодилы?
1. зверей;
2. земноводных;
3. пресмыкающихся.
За что пресмыкающиеся получили своё название?
1.за то, что они бегают;
2.за то, что они прыгают;
3.за то, что они ползают.
Чем покрыто тело у земноводных?
1.кожей;
2.шерстью;
3.чешуёй.
Найди группу, в которой перечислены только звери.
1. медведь, лось, волк, крокодил;
2. заяц, пудель, лисица, корова;
3.кошка, мышка, ящерица, тигр.
Что называют невидимыми нитями природы?
1). паутину в лесу;
2). связи в природе;
3). корни деревьев.
Какие действия человека вредят природе?
1). вырубка леса;
2). сбор грибов;
3). подкормка птиц.
Какое утверждение верно?
1). Хищников надо уничтожать;
2). Комары — вредные насекомые.
3). В природе все взаимосвязано.
Как вы можете помочь природе?
1). бороться с браконьерами;
2). очищать лес от мусора;
3). уничтожать гусениц.
Каких животных кормят плоды ели - шишки с семенами?
1). белку;
2) .мышь;
3). зайца
IV. Постановка проблемы урока.
- Вспомните, на какие группы можно разделить растения?
(деревья, кустарники, травы)
Таблички на доске (деревья, кустарники, травы)
Распределим растения по группам, объясняя свой выбор.
Деревья: (яблоня, ель)
Кустарники: (малина, шиповник)
Травы: (помидор, мать-и-мачеха.)
V. Совместное «открытие знаний»
- Сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, малина и шиповник, помидор и мать-и-мачеха?
- Но сначала вспомним, какое значение для человека имеют растения? (растения кормят, одевают человека, лечат, дают много полезных вещей).
- Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека.
- Вот сегодня мы должны выделить эти две группы, на которые можно поделить все растения.
- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (общее – деревья, отличие – ель растёт в лесу, а яблоня – в саду, за ней ухаживает человек)
- Сравним малину и шиповник.
- Чем похожи и чем отличаются помидор и мать-и-мачеха?
- На какие же группы можно поделить все растения? (первая группа – растения, которые выращивает специально человек. Вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)
- Какое название можно дать первой группе растений, второй группе?
Культурные и дикорастущие
Так и звучит сегодня наша тема:
Дикорастущие и культурные растения.
2.Работа по учебнику.
- Откройте учебники на стр.68, прочитайте о каждой группе растений.
-Выполните задание в парах на с.68. проверим.
- Какие дикорастущие растения вы видите? (крапива, камыш, береза)
- Почему они так названы? (дикорастущими)
- Какие культурные растения вы видите? ( астра, рожь, огурцы)
- Почему они так названы?
Физкультминутка
(вывесить экран)
- Сначала поговорим о дикорастущих растениях. Что вы про них запомнили? Культурные?
Выполним задание в рабочей тетради с. 48 №1.
(дикорастущие: клевер, крапива, камыш; культурные растения: яблоня, роза, слива, крыжовник)
- Ребята, скажите, а дикорастущие растения и культурные растения бывают только деревьями или еще чем -то могут быть?( кустарниками, травянистыми растениями)
Откроем учебник на с. 69 рассмотрим схемы Сережи. Что вы можете сказать, рассмотрев их? По какому признаку Сережа разделил растения? (1- по размеру, 2- по плодам)
(Прядильные: хлопок, джут, лен)
Дополним схемы Сережи.
Р.т с.48 №2.
Р.т. с 49 №2 2)
- Какой вывод мы можем сделать о том, какие существуют растения в природе?
( бывают: дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные)
VI. Итог урока.
Учитель: Урок наш заканчивается. Оцените свою работу.
Я с вами согласна, что работа была успешной.
Кому было трудно? Кому было легко?
Спасибо вам за хорошую и дружную работу. Приведите своё рабочее место в порядок.
infourok.ru
Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс
Разделы: Начальная школа
Цели и задачи:
- Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
- Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
- Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания.
- Развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.
I. Организационный момент.
Ну – ка проверь дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку “5”.
II. Актуализация знаний.
- Разнообразие растительного мира
- Группы растений. Работа по карточкам.
Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.
Дышит, растет,
А ходить не может. (растение)
Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.
Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)
Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)
Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.
III. Изучение нового материала
- Введение в тему.
Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)
Мы с детства, представьте, того и не знали, По – гречески этот цветок называли. “Звезда” - вот на русский его перевод. На клумбах он осенью долго цветет. (Астра)
Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной. На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. (Ландыш)
Со дна озера, реки Как веревки – стебельки. Над водою стебелек Превращается в цветок, И горит он летним днем Желтым пламенем – огнем А цветы назвали люди На подобие посуды, Как в шкафу глинянки – кринки Те цветочки звать … (Кувшинки)
В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница)
Лето целое старалась – Одевалась, одевалась … А как осень подошла, Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложим мы в бочонок. (Капуста)
Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоду сорвешь – Всю руку обдерешь. (Крыжовник)
Желтые головки, Белые ресницы, Все они похожи, Будто бы сестрицы. Я надеюсь, знаешь ты Эти скромные цветы. (Ромашки)
(слайд 3)
- Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)
- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)
Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?
Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.
2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями
1) Работа по учебнику
- Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 62 (читают 2 учеников вслух), (слайд 4).
- Ниже даны рисунки растений. Назовите изображенные растения. Дикорастущие растения накройте зелеными фишками, а культурные – желтыми.
2) Деление растений на 2 группы
Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).
- Работа в рабочей тетради
Для закрепления полученных знаний, выполним в рабочей тетради задание 1 на странице 25 – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.
Взаимопроверка выполненной работы.
Физкультминутка:
Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится в беленькое платьице. Легкое, воздушное, ветерку послушное.
3. О дикорастущих растениях.
- Дикорастущие деревья, кустарники, травы.
- Сообщения ребят о растениях.
- Рассказ учителя. “Как делают льняные ткани”.
Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы)
О своих любимых растениях ваши одноклассники подготовили сообщения (1 – ый ученик рассказывает о травянистом растении, 2 – ой – о кустарнике, 3 – ий – о дереве)
- Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы.
4. О культурных растениях.
1) Выбор верного определения.
Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел попугай Илья. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У Ильи 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?
Что такое культурные растения? (Слайд 6)
а) Растения, которые человек использует для питания;
б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;
в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.
(Дети объясняют выбранный ответ)
2) Деление культурных растений на группы.
- Для каких же целей люди выращивают культурные растения? (ответы детей)
- Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны отгадать растения и рассказать для чего они нужны (после каждой загадки демонстрируется гербарий отгаданного растения).
а) Что две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (Рожь)
Где она растет? Какую часть этого растения использует человек? Для чего? Это растение относится к зерновым. Еще какие зерновые растения вы знаете?
б) Было зеленое платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это - платье надело синего цвета. (Слива)
Слива растет в саду. Что дает нам это растение? Значит, слива – плодовое растение. К плодовым растениям относятся еще …
в) Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки. (Помидор)
Это растение растет в огороде и называется … (овощ). Из овощных растений в наших огородах растут …
г) Вот чудесные цветы небывалой красоты. Яркие, пахучие – Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)
Для чего их люди выращивают? (для красоты). Такие растения называются декоративными. Еще какие декоративные растения вы знаете?
д) Из земли вырастаю –
весь мир одеваю. (Лен) (слайд 7).
Что люди получают из этого растения? (Ткань). Ткань делают еще из хлопка. Лен и хлопок – прядильные растения. Сейчас я вам расскажу, как из льна делают ткань:
Из льна можно изготавливать любые ткани: начиная от грубого брезента, холста и заканчивая кружевами.
Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси.
Лен неприхотлив. Все, что ему нужно – длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.
Технология обработки льна остается неизменной. Сначала лен выдергивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, очесывают и молотят (слайд 8). После этого лен расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Эта процедура позволяет отделить волокно от древесной части стебля и может продолжаться несколько недель. Полученное волокно поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от древесной части стебля. Трепаный лен расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту. Из нее уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно. Теперь мы можем наслаждаться натуральным и очень приятным на ощупь льняным изделием (слайд 9).
Помимо ткани, лен дает нам множество побочных продуктов. Практически, в процессе переработки льна нет отходов! Из семян получают целебное льняное масло, жмых идет на корм скоту, а из одеревеневших частей стебля получают отличные строительные материалы и мебельные плиты.
Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна выполняют машины.
- Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 10)
IV. Закрепление изученного материала.
1) Игра “Что здесь лишнее?”
- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 11).
1. клевер, астра, роза, гладиолус 2. береза, василек, репа, осина 3. огурец, лук, лен, чеснок 4. груша, слива, малина, яблоня 5. пшеница, рожь, ячмень, картофель
2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”
- У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 12).
Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград. (слайд)
- А теперь ответьте, может так быть или нет?
- Почему?
- Где такое может быть? (в сказке)
3) Игра “цвет – фрукт”.
Перечислите ягоды, фрукты, овощи:
- оранжевого цвета;
- желтого цвета;
- красного цвета;
- синего цвета.
V. Итог урока.
И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?
- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы
(слайд 13) – спасибо за урок.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать легенды о растениях
2) задания в рабочей тетради
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai