Какие вы знаете виды растений и животных исчезнувшие в вашей местности. Практическое занятие по биологии на тему "Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Решение экологических задач"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Практическая работа №1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. Какие вы знаете виды растений и животных исчезнувшие в вашей местности


Практическая работа №13

Количество просмотров публикации Практическая работа №13 - 12751

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности

Цель работы:научиться выявлять антропогенные изменения в экосистемах

Ход работы

1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.

2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

Редкие животные ,растения,занесенные в Красную книгу (примеры)

Влияние человека на окружающую среду

Воздействие человека на животных выражается как в прямом преследовании и нарушении структуры популяции, так и в перемене мест их обитания. В последнее время к общим изменениям условий обитания добавился такой мощный фактор, как загрязнение природной среды. Очень часто прямое преследование (охота) сопровождалось изменением ландшафта. Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие должна быть прямым и косвенным. Прямое воздействие испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают. Так же к прямым воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий. Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и стрепет), осушении болот (дальневосточный аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов, применении пестицидов (красноногий аист) и т.д. В XX в прямое преследование стало причиной гибели видов в 28 % случаев, а косвенное в 72 % случаев. Полное или почти полное истребление животных в результате неумеренной и нерегламентированной добычи было довольно широко распространено в прошлом. Первой документально засвидетельствованной жертвой преследования человеком был гигантский голубь - дронт.

Читайте также

  • - Практическая работа №3

    Тема: «Расчеты и графическое построение тяговых и удельно-тяговых характерискик заданного локомотива» Цель работы: Научиться расчитывать тяговые характеристики (скоростные и электро-тяговые) и строить графики, определять ограничения силы сцепления колеса с рельсом,... [читать подробнее].

  • - Практическая работа №10-11

    По выполнению практической работы № 10-11 Инструктивная карта СПЕЦИФИКАЦИЯ ЖБ ЭЛЕМЕНТОВ. Практическая работа №3 Тема №5.2 Раздел V. По выполнению практической работы № 9 Конструкции промышленных зданий.... [читать подробнее].

  • - Практическая работа 2

    Литература по астрономии Основная литература для учащихся: 1. Галузо, И. В. Астрономия: учеб. пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. И. В. Галузо, В. А. Голубев, А. А. Шимбалев. — Минск: Народная асвета, 2009 г. 2. Галузо, И. В. Астрономия: сб. разноуровневых задании... [читать подробнее].

  • - Практическая работа

    Вопросы для самоконтроля Взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами Практическое занятие № 4 Тест для самоконтроля Выберите один правильный ответ 1. Изменение одной аминокислоты только в одном белке а)... [читать подробнее].

  • - Практическая работа

    Вопросы для самоконтроля Изучение изменчивости Практическое занятие № 3 Тест для самоконтроля Сформулируйте вывод по всей работе Расщепление пероксида водорода ферментом каталаза Оборудование: 3% раствор... [читать подробнее].

  • - Практическая работа

    Вопросы для самоконтроля Взаимосвязи между физическими, химическими и биологическими процессами Практическое занятие № 4 Тест для самоконтроля Выберите один правильный ответ 1. Изменение одной аминокислоты только в одном белке а)... [читать подробнее].

  • - Практическая работа

    Вопросы для самоконтроля Изучение изменчивости Практическое занятие № 3 Тест для самоконтроля Сформулируйте вывод по всей работе Расщепление пероксида водорода ферментом каталаза Оборудование: 3% раствор... [читать подробнее].

  • - Практическая работа №1

    Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. 1. Микроскопический анализ постоянного препарата «Комплекс Гольджи в клетках спинального ганглия» На препарате нервные клетки имеют округлую форму, ядра в клетках большие светлые пузыревидные с... [читать подробнее].

  • - Практическая работа

    Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя. Правила оформления лабораторной работы Необходимым элементом микроскопического изучения объекта является его зарисовка в альбом. Цель зарисовки - лучше понять и закрепить в памяти строение... [читать подробнее].

  • - Практическая работа

    Основным видом практической работы на данное задание является индивидуальная курация больного и разбор больных по теме в группе. Во время самостоятельной работы студент должен: 1.В процессе сбора анамнеза, проведения объективного исследования (в соответствии с этапами... [читать подробнее].

  • referatwork.ru

    Практическое занятие по биологии на тему "Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Решение экологических задач"

    Практическое занятие № 6

    Тема: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля). Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум). Решение экологических задач.

    1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

    Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

    Ход работы:

    1. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

    2. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

    3. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

    2. Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).

    Словарь:

    С экологической точки зрения в составе биогеоценозов выделяют три основные группы организмов: продуценты, консументы и редуценты.

    Продуценты — это автотрофные организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. Через их посредство происходит приток в экосистему энергии солнечного света или химических связей неорганических соединений. Основными продуцентами большинства экосистем являются зеленые растения, хотя со счетов нельзя сбрасывать и фото-, и хемосинтезирующие бактерии, являющиеся основой некоторых водных экосистем.

    Консументы, являющиеся гетеротрофами, потребляют органические вещества, синтезированные автотрофами в процессе жизнедеятельности. К ним относят растительноядных и плотоядных животных, а также грибы. Консументы могут быть представлены целым рядом видов, каждый из которых является пищей для последующего. Например, растительноядных животных (насекомых) рассматривают в качестве консументов 1-го порядка, насекомоядных птиц — консументов 2-го порядка, а хищных птиц — консументов 3-го порядка.

    Наличие консументов в биогеоценозе не является обязательным условием его существования, поскольку отмершие остатки все равно будут утилизированы редуцентами. Таковы некоторые глубоководные экосистемы, в которых продуцентами являются хемосинтезирующие бактерии.

    Редуценты также относятся к гетеротрофам, поскольку они используют готовые органические вещества, разлагая их до неорганических, вновь вовлекаемых в биотический круговорот веществ продуцентами. Редуцентами являются бактерии, грибы и некоторые животные, например дождевой червь.

    Таким образом, благодаря существованию этих трех групп организмов в биогеоценозах осуществляется круговорот веществ, тогда как большая часть энергии рассеивается.

    Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 5 цепей питания характерные для данной экосистемы.

    Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают многочисленные виды других групп организмов: в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

    infourok.ru

    Комплект практических работ по экологии, социально-экономического профиля СПО.

    ПЕРЕЧЕНЬ

    практических работ по учебной дисциплине общеобразовательного цикла

    по дисциплине Экология по профессии:

    43.01.02 «Парикмахер- модельер»

    № п/п

    Название Л-П Р

    Количество часов

    1

    Практическая работа № 1

    «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

    2

    2

    Практическая работа № 2

    Описание жилища человека как искусственной экосистемы

    2

    3

    Практическая работа № 3

    «Решение экологических задач на устойчивость и развитие».

    2

    4

    Практическая работа № 4

    «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».

    2

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Настоящие методические указания по дисциплине Экология по профессии:43.01.02 «Парикмахер- модельер»

    составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки по освоению ППССЗ по профессии.

    Критерии оценок едины для выполнения всех практических работ по дисциплине Экология

    Отметка "5"

    Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

    Отметка "4"

    Практическая или самостоятельная работа выполнена студентами в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

    Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

    Отметка "3"

    Практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.

    Отметка "2"

    Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

    ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

    Подготовка к практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой. Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам. Отчет по практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению.

    Отчет выполняется в рабочей тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия. Отчет должен включать пункты:

    - название практической работы

    - цель работы

    - оснащение

    - задание

    - порядок работы

    - решение, развернутый ответ, таблица, ответы на контрольные вопросы (в зависимости от задания)

    - вывод по работе

    Практическая работа считается выполненной, если она соответствует критериям, указанным в практической работе. Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет работу во время консультаций отведенных группе по данной дисциплине.

    Практическая работа № 1

    Тема: «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»

    Цель: выявить антропогенные изменения в экосистемах местности и оценить их последствия.

    Оборудование: красная книга растений

    Ход работы

    1. Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.

    2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

    3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

    4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Какое воздействие можно назвать антропогенным?

    2. Что такое экосистема?(стр 116)

    3. Чем отличаются агроэкосистемы от естественных экосистем? (стр. 131)

    4. Приведите примеры естественных экосистем.

     Дополнительный материал к работе.

    Ученые утверждают, что сегодня на полуострове вследствие огромного воздействия антропогенного пресса наблюдаются самые высокие в стране темпы генетической эрозии. За последние десятилетия флора Крыма потеряла 39 видов. По мнению ученых, крымскому биоразнообразию сегодня угрожают не менее 33 факторов – химическое влияние, механическое воздействие, изменение водно-солевого режима, загрязнение, фактор беспокойства и так далее. Всего, согласно обсуждаемой концепции, в Красную книгу Крыма ученые предлагают занести 2085 редких видов.

    Список угрожаемых или исчезающих видов Крыма

    Авраамово дерево Астрагал сверхуволосистый Астрагал щетинистый Камыш Табернемонтана Камыш лесной Камыш прибрежный

    Крокус Подснежник складчатый Сосна Станкевича Шалфей Дмитрия

    Шалфей луговой Шалфей скабиозолистный

    Практическая работа № 2

    Описание жилища человека как искусственной экосистемы

    Цель: описать жилищ человека, изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, вопросы грамотного и взвешенного их выбора, узнать, какие цветы можно держать у себя дома и почему, изучить наиболее опасные бытовые приборы и методы защиты от электромагнитного излучения.

    На качество среды в жилище влияют: Наружный воздух; продукты неполного сгорания газа;вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. д.; продукты табакокурения; бытовая химия; комнатные растения;соблюдение санитарных норм проживания.

    В современном доме используются самые разнообразные материалы на основе природных, синтетических и композитных веществ, сочетание которых может пагубно влиять на здоровье человека. В воздухе среднестатистической квартиры одновременно присутствует более 100 летучих химических веществ, относящихся к различным классам химических соединений, причем некоторые из них могут обладать высокой токсичностью. Самую большую опасность для здоровья человека представляют бензол, формальдегид и диоксид азота, основные источники токсичных веществ, попадающих в атмосферу дома, - вовсе не загазованный уличный воздух, а некачественные строительные и отделочные материалы.

    Опишите жилище человека как искусственную экосистему, заполнив таблицу:

    Элемент дома

    Вредные факторы

    Методы устранения этих факторов

    Отделка, интерьер

    мебель

    растения

    кухня

    спальня

    кабинет

    Бытовые приборы, ЭВМ

    вода

    Приложение №1

    Материалы, использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме.

    Название материала

    Степень вредного воздействия на организм человека

    Дерево

    Экологически чистый материал

    Железная арматура

    Экологически чистый материал

    Стекло

    Экологически чистый материал

    Краска масленая

    Токсическое воздействие тяжелых металлов

    и органических растворителей

    Древесностружечные плиты

    Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами

    Пластик

    Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые

    изменения в организме человека

    Линолеум

    Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления

    Бетон

    Источник радиации

    Поливинилхлорид

    Может вызвать отравления

    Обои с моющим покрытием

    Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту,

    спазмы и потерю сознания

    Приложение №2

    Стены из бетона, шлакобетона, полимербетона – источник радиации, способной провоцировать новообразования. Радий и торий постоянно разлагаются с .выделением радиоактивного газа радона.

    Бетонные плиты поглощают влагу из стен. Сухость воздуха вызывает неприятные ощущения, заболевания верхних дыхательных путей, ведет к ломкости волос и шелушению кожи, увеличению статического электричества.

    • Потому необходимы увлажнители. Можно повесить сосуды с водой на батареи, установить аквариумы, которые еще успокаивают нервы и развивают эстетические чувства.

    . Линолеум, служит источником ароматических углеводородов, которые в избыточном количестве вызывают аллергические реакции, повышенную утомляемость, ухудшение иммунитета.

    • Врачи рекомендуют использовать линолеумные покрытия только там, где человек бывает нечасто. Лучше использовать деревянный пол – теплый и экологически чистый.

    • Синтетические ковровые покрытия лучше заменить на изделия из натуральной шерсти и хлопка, бамбуковые циновки.

    Мебель из ДСП многие годы источает формальдегиды и фенолы, которые вызывают раздражение слизистой и кожи, обладают канцерогенным (вызывающим рак) и мутагенным (способным вызвать непредсказуемую мутацию генов) эффектами. Такая мебель негативно воздействует на репродуктивную функцию человека, опасна для центральной нервной системы и печени.

    • Нужно заменять на мебель из натурального дерева или уменьшить выделение токсических веществ с помощью краски на алкидной основе.

    • лучше использовать дома водно-дисперсионные краски или отделывать дерево натуральным маслом или воском.

    Потолки лучше всего покрывать побелкой. Она и «дышит» неплохо, и влагу впитывает.

    Электроприборы

    Наши квартиры "нашпигованы" электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно воздействует на кровеносную, иммунную, эндокринную и другие системы органов человека. Конечно же, постоянное длительное воздействие ЭМП выше перечисленных источников на человека в течение жизни приводит к появлению различного рода заболеваний, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем организма человека. В последние годы в числе отдаленных последствий часто называются онкологические заболевания.

    Не садиться близко к экрану телевизора или персонально компьютера.

    Убрать электрический будильник или телефонный автоответчик от изголовья постели.

    Дешевый и эстетический способ уменьшить влияние вредных факторов - завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

    Приложение № 3

    Как улучшить электромагнитную обстановку в доме?

    • Выключайте из розеток все неработающие приборы - шнуры питания под напряжением создают электромагнитные поля.

    • Размещайте приборы, включающиеся часто и на продолжительное время (электропечь, СВЧ-печь, холодильник, телевизор, обогреватели), на расстоянии не менее полутора метров от мест продолжительного пребывания или ночного отдыха, особенно детей.

    • Если ваш дом оснащен большим количеством электробытовой техники, старайтесь включать одновременно как можно меньше приборов.

    • Помещение, где работает электробытовая техника, чаще проветривайте и делайте влажную уборку - это снижает статические электрические поля.

    Кухня

    Кухня перенасыщена электромагнитными полями, которые накладываются друг на друга, не оставляя хозяевам никаких шансов найти "тихий уголок". Только абсолютно здоровый человек может позволить себе несколько раз в день окунаться в такую электромагнитную "ванну".

    Спальня.

    Ни в коем случае в изголовье кровати не должна находиться розетка! А уж тем более с вечно воткнутым в нее шнуром от бра.

     Кабинет. Главная ошибка - круглосуточно вставленные в розетки шнуры питания. Работающий и неработающий, но включенный в розетку электроприборы дают практически одинаковое излучение. Если же сделать заземление, то, как уверяют специалисты, излучения упадут в 5-10 раз.

    Вода

    Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Методами химического анализа определили качество питьевой воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 70-80 % всех известных болезней, на 30% ускоряет старение. Из-за употребления токсичной воды развиваются различные заболевания. Повышенная жесткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью, холециститом Недостаток фтора в организме приводит к развитию кариеса зубов. Недостаток йода в воде и пище - основная причина заболевания населения тиреотоксикозом.

    Флора жилища

    На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. На помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис - циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Водно-газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта, и монстера. Хлорофитум, плющ алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха. Многие комнатные растения обладают фитонцидными свойствами. В помещении, где находятся, например, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует и дезодорирует воздух. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности.

    Практическая работа № 3

    Тема: «Решение экологических задач на устойчивость и развитие».

    Цель: закрепить и углубить знания по методике решения задач по экологии качественных и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы о защите природы и использовать эти знания в жизни.

    Задача 1.

    В стратосфере на высоте 20 -30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Санкт-Петербурга в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного петербуржца?

    Дано: Решение:

    √(O3)=150 моль 1) Вычислим число молекул озона:

    √ (O3) = N/Na , отсюда N(O3) = √ (O3)·Na

    Найти: N(O3) = 150 моль · 6,02·1023молекул/моль = 9,03·1025 молекул

    N(O3) = ? 2) Вычислим массу озона:

    m(O3) = ? √ (O3) = m/M , отсюда m(O3) = √ (O3)·M

    m(O3) = 150 моль·48 г/моль = 7200 г = 7,2 кг

    Ответ: N(O3) = 9,03·1025 молекул, m(O3) = 7,2 кг.

    Задача 2

    Установлено, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может обезвредить без ущерба для него свыше 500 г сернистого газа и 250 г хлора. Рассчитайте, какое количество указанных газов может обезвредить одно такое дерево.

    Дано: Решение:

    m(SO2) = 500 г 1) Определим молярные массы указанных газов:

    m(Cl2) = 250 г

    2) Вычислим количество вещества каждого газа, которое может Найти: обезвредить одно дерево:

    √ (SO2) = ? m(SO2) 500 г

    √ (Cl2)= ? √ (SO2) = ------ =-------- = 7,8 моль

    M(SO2) 64 г/моль

    m(Cl2) 250 г

    √ (Cl2) = ------- =-------- = 3,5 моль

    M(Cl2) 71 г/моль

    Ответ: √ (SO2) = 7,8 моль, √ (Cl2) = 3,5 моль.

    Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты еще раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева и мобилизуют на активное участие в озеленении своего города

    Задача 3.

    При сгорании в карбюраторе автомобиля 1кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода (II). Вычислите массу и объем (н. у.) оксида углерода (II), образующегося при сгорании 100 кг горючего.

    Решение:

    Задачу можно решить устно. Путем простых математических вычислений можно прийти к выводу, что при сгорании 100 кг горючего может образоваться оксид углерода (II) массой 80 кг.

    Вычислим, какой объем займет этот газ при н.у.:

    m(CO) V(CO) m(CO)·Vm 80·103г ·22,4л/моль

    n(CO) = = , отсюда V(CO) = = = 64 м3

    M (CO) Vm M(CO) 28г/моль

    Ответ: m(CO) = 80 кг, V(CO) = 64 м3

    М(СО)=80 кг=80000г

    √(СО)=80000/28=2857 моль

    V(CO)=2856 *22.4=63974 л= 64 м3

    При решении подобных задач учащиеся узнают о веществах, загрязняющих атмосферу: выхлопных газах автотранспорта, продуктах сгорания органического топлива, выбросах промышленных предприятий.

    Задача 4

    В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием. На основе качественного и количественного анализов этого вещества было установлено, что это производное фенола и массовые доли элементов в нем равны: 55% С, 4,0% Н, 14,0% О, 27% Cl.

    Установите молекулярную формулу вещества. Составьте уравнения реакции его получения, укажите возможные причины попадания этого вещества в среду.

    Задача 5 В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

    Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

    Задача 6 Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

    Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

    Задача 7. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

    Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.

    Практическая работа № 4

    Тема: «Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы».

    1.. Цели:

    • Образовательные: закрепить знания о структуре экосистем, научить составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение;

    • Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, пробуждать их творческие способности.

    2. Обеспечение занятия: инструкции для студентов, тестовые задания, дидактические, мультимедийные презентации.

    3. Порядок выполнения:

    3.1. Отработка терминов и понятий.

    3.2. Выполнение работы, решение заданий.

    3.3. Выполнение тестового задания.

    4. Схема отчета:

    4.1. Тема и цель занятия.

    4.2. Ответы к заданиям.

    4.3. Ответы тестового задания.

    Оборудование: учебник , таблицы

    Ход работы. Прочитать текст «Агроценозы» на стр. 129, «Биоценозы» стр. 106

    Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

    Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

    Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

    Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

    Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы. Внесите следующие утверждения в таблицу:

    • действует на экосистему минимально,

    • не действует на экосистему,

    • действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

    Природная экосистема

    Агроэкосистема

    Естественный отбор

    Искусственный отбор

    Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)

    Природная

    Агроэкосистема

    Видовой состав

    Продуктивность

     Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

    Тестирование

    1. Основным источником энергии для агроэкосистем являютсяА) минеральные удобренияБ) солнечные лучиВ) органические удобренияГ) почвенные воды

    2. Почему поле, засеянное культурными растениями, нельзя считать природной экосистемойА) отсутствуют цепи питанияБ) не происходит круговорот веществВ) кроме солнечной используется дополнительная энергияГ) растения не располагаются в пространстве ярусами

    3. В чем проявляется сходство плантации сахарной свеклы и экосистемы лугаА) имеют незамкнутый круговорот веществБ) для них характерна небольшая длина цепей питанияВ) в них отсутствуют вторичные консументы (хищники)Г) имеют пищевые цепи и сети

    4. Агроценоз считают искусственной экосистемой, так как онА) существует только за счёт энергии солнечного светаБ) не может существовать без дополнительной энергииВ) состоит из продуцентов, консументов и редуцентовГ) не включает консументов и редуцентов

    5. Большую роль в повышении продуктивности агроэкосистем играетА) превышение нормы высева семянБ) введение севооборота на поляхВ) выращивание растений одного видаГ) увеличение площади агроценоза

    6. Агроценозы характеризуютсяА) доминированием монокультурыБ) уменьшением численности вредителейВ) разнообразием входящих в них видов организмовГ) уменьшением конкурентоспособности культурных растений

    7. При уничтожении ядохимикатами насекомых-вредителей иногда наблюдается их массовое размножение, так какА) увеличивается численность хищных птицБ) ускоряется рост сельскохозяйственных растенийВ) уничтожаются их естественные врагиГ) уменьшается численность культурных растений

    8. Агроэкосистема, в сравнении с естественной экосистемой, менее устойчива, так какА) она состоит из большого разнообразия видовБ) в ней замкнутый круговорот веществ и энергииВ) продуценты в ней усваивают энергию СолнцаГ) она имеет короткие пищевые цепи

    12

    kopilkaurokov.ru

    Практическая работа №1 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося

    ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1

    Тема:

     Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.

    Цель работы:

    Выявить и описать антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах Южского района;

    Спрогнозировать изменение экологической ситуации в районе.

      Ход работы:

      Как Вы понимаете термин «Антропогенные изменения»? Дайте определение. С какими антропогенными изменениями вы уже встречались? (дайте письменный ответ).

                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         
                                                                         

        Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу Ивановской области: исчезающие, редкие, сокращающие численность по Южскому району. Составьте схему:

          Исчезающие виды животных и растений Южского района

          Биологический вид

          Описание

          Места обитания

          Причины исчезновения

                 

          Приведите примеры растений и животных, исчезнувших из Южского района. Попробуйте объяснить причину исчезновения.

            Исчезнувшие растения

            Исчезнувшие животные

            А)______________

            А)______________

               

            Б) ______________

            Б) ______________

                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             
                                                                             

            Приведите примеры биоценозов Южского района, сделайте их краткую характеристику.

            Биоценоз

            Географическое положение, описание

            Представители

            Флоры

            Фауны

                   

            Выберите один из биоценозов, который, по-вашему мнению Вам наиболее близок и опишите антропогенные изменения, которым он подвергся за время Вашего наблюдения за ним.

                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               
                                                                               

              Сделайте вывод о влиянии человека и антропогенного фактора на природные ландшафты Южского района.

                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 
                                                                                 

                Дополнительная литература:

                Исаев В.А. (ред.) Красная книга Ивановской области. Том 1: Животные.

                Исаев В.А. (ред.) Красная книга Ивановской области. Том 2: Растения и грибы.

                  Web-источники:

                  Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области:

                  http://eco.ivanovoobl.ru/deyatelnost/krasnaya-kniga-ivanovskoj-oblasti/

                  xn--j1ahfl.xn--p1ai

                  Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

                  

                  Вспомните, как образовались известняки, каменный уголь.

                  Известняк и каменный уголь – горные породы органического происхождения. Большинство известняков образовались из раковин морских животных и их обломков. Каменный уголь образуется из продуктов разложения органических остатков растений, подвергшихся изменениям (метаморфизму) в условиях высокого давления окружающих пород земной коры и сравнительно высокой температуры.

                  вопросы и задания

                  1. Какую роль играют растения и животные в жизни Земли?

                  Живые организмы обогащают кислородом атмосферу, создают плодородный почвенный слой. Растительность заметно влияет на климат: испаряемая ею влага участвует в круговороте воды. Более того, растительность наряду с микроорганизмами создала современную атмосферу и поддерживает её газовый состав. Посадки лесных полос помогают снегозадержанию и сохранению влаги, создают преграду движущимся пескам. Бактерии способствуют разложению органического вещества и участвуют в снабжении почвы азотом. Большие скопления органических остатков становятся материалом, слагающим горные породы. Многие животные — земляные черви, роющие грызуны — активно участвуют в почвообразовании. Есть животные, которые переносят семена и плоды растений, помогая их расселению.

                  2. Как влияют живые организмы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?

                  Растительный мир даёт человеку пищу и корма, топливо и сырьё. Луга, пастбища, сенокосы — это прекрасная кормовая база животноводства. Тысячи растений — травы и кустарники — сырьё для производства лекарств. В медицине давно и весьма успешно применяются лекарственные растения. Леса дают человеку, кроме съедобных плодов, древесину — поделочную и строительную, химическое сырьё. Ресурсы животного мира — это прежде всего охотничье-промысловые ресурсы. Особое место занимает рыбный промысел и добыча других водных организмов. Таким образом, от богатства растительного и животного мира во многом зависит благосостояние страны.

                  3. Что такое биологические ресурсы?

                  Биологические ресурсы — источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, заключенные в объектах живой природы: промысловые объекты, культурные растения, домашние животные, живописные ландшафты и т.п.

                  4. С какой целью создаются заповедники, национальные парки?

                  Заповедники и национальные парки создаются для защиты отдельных видов растений и животных от полного уничтожения. Так же они могут создаваться для охраны уникальных ландшафтов.

                  ИТОГОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

                  1. Что преобладает в природе нашей страны по числу видов — травянистые растения или деревья?

                  По числу видов преобладают травянистые растения.

                  2. Кто преобладает в фауне нашей страны по числу видов — насекомые, земноводные, птицы или млекопитающие?

                  По числу видов преобладают насекомые.

                  3. Какие виды растений и животных завезены в Россию из других стран и получили распространение в природе?

                  Американский бобр, ондатра, нутрия на юге, почти все культурные растения и их вредители (паслёновые - колорорадский жук ярчайший пример), а из сорняков амброзия. В Финском заливе рачок церкопагис, моллюски дреиссена и потамопиргус.

                  4. Расскажите о том, как приспосабливаются растения к условиям обитания. Приведите примеры.

                  Растительность арктических пустынь не образует сплошного покрова. Отдельные пятна лишайников, отдельные стебли растений сменяются оголёнными участками.

                  Суровые климатические условия тундры определяют особенности растительного покрова тундры. Здесь преобладают мхи, лишайники, низкорослые кустарники; характерно и отсутствие леса. Низкорослость помогает спасаться от холодных сильных ветров.

                  В умеренном поясе распространена лесная растительность России, представленная на севере хвойными лесами, южнее смешанными лесами из ели, сосны, осины, берёзы и др. в средней полосе и широколиственными лесами в южных районах этой зоны. Хвойные деревья приспособлены для существования в холодных условиях. Хвоя помогает уменьшить испарение.

                  Степная зона — это море травяной растительности. Травянистая растительность образуется в при недостаточном увлажнении для формирования лесов. Поскольку степи расположены в области с недостаточным увлажнением, представители травянистой растительности хорошо переносят недостаток влаги в почве.

                  В полупустынях и пустынях умеренного пояса условия менее благоприятны для существования растений, чем в степи. Растительный покров здесь разрежен. Растения имеют длинные корни, толстую кутикулу, у многих листья видоизменены в колючки.

                  5. Приведите примеры приспособления животных к суровым условиям обитания.

                  Приспособления животных к холодным условиям – густой мех, накопление жировой клетчатки, спячка, миграции.

                  6. Что такое заповедник? Какие заповедники вы знаете?

                  Заповедники — особо охраняемые территории (акватории), исключённые из любой хозяйственной деятельности ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов, а также отдельных видов растений и животных. Известны заповедники – Алтайский, Байкальский, Баргузинский, Ильменский.

                  7. Что такое Красная книга? Приведите примеры растений и животных вашей местности, занесённых в Красную книгу.

                  Красная книга — аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов. В Красную книгу России занесены многие исчезающие виды животных и растений, сохраняемые в заповедниках. К таким видам относятся: астрагал ольхонский, чёрный журавль, сибирская пестрогрудка, лаптевский морж, малый лебедь (тундровый), розовая чайка, родиола розовая — «золотой корень», путоранский снежный баран, ковыль красивейший, дрофа, ёж даурский, стерх, или белый журавль, журавль-красавка и т. д.

                  resheba.com


                  Смотрите также

                  Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта