Контрольная работа рассчитана на 1 урок. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является
Биологический регресс — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья
Эволюционные причины
Общая причина регресса — отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды. В настоящее время в состоянии регресса находятся, например, хвощи и плауны.К биологическому регрессу приводят эволюционные ограничения. Так, иногда самое успешное приспособление, способствующее прогрессу, на определенном этапе развития становится причиной эволюционных ограничений. Например, появление у насекомых трахей дало им широкие возможности для освоения воздушной среды обитания. Но с появлением трахей значительно упростилось строение кровеносной системы насекомых. В результате ухудшилось снабжение органов питательными веществами, что привело к уменьшению размеров тела. Самые крупные вымершие стрекозы достигали в длину 75 см, а самые крупные современные насекомые не превышают 12-15 см. Так ограничивающие факторы сужают возможности дальнейших эволюционных изменений и зачастую приводят к биологическому регрессу.
Антропогенные причины
Деятельность человека служит мощным фактором биологического регресса. Человек влияет на виды непосредственно, уничтожая их, или опосредованно, изменяя среду их обитания. Так в начале XVII века были истреблены дикие быки туры. Во второй половине XVIII века были полностью уничтожены морские млекопитающие стеллеровы коровы. К началу XIX века охотники полностью истребили крупных нелетающих птиц моа в Новой Зеландии, рост которых достигал трех метров.Изменение человеком окружающей среды привело к появлению видов насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к действию лекарств, бурное развитие синезеленых водорослей в сточных водах. При посевах человек часто вторгается в живую природу, уничтожает на больших площадях множество диких популяций, заменяя их немногочисленными искусственными. Усиленное истребление человеком многих видов ведет к их биологическому регрессу, который грозит вымиранием.Решение проблемы сохранения редких и исчезающих видов идет по нескольким направлениям:
- создание охраняемых территорий (заказники, заповедники и пр.), где частично или полностью запрещена хозяйственная деятельность;
- наблюдение за состоянием редких видов, занесение их в Красную книгу;
- законодательный запрет на добычу и торговлю редкими видами животных и растений;
- ограничение хозяйственной деятельности в местах обитания редких и исчезающих видов;
- регуляция добычи промысловых животных, заготовок древесины и редких видов растений.
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология 10-11 класс. Дрофа, М: 2005
- Ответы на вопросы по биологии (11-й класс) // Первое сентября. Биология. № 12, 22 2000
- Возможный вариант экзаменационных вопросов по биологии (11-й класс) // Первое сентября. Биология. № 12, 22 2000
- Кривицкий Л. Эволюционизм. Том первый: История природы и общая теория эволюции. – Litres, 2013.
megabook.ru
Биологический регресс — процесс, обратный биологическому прогрессу
Биологический регресс — это эволюционное движение, при котором происходит сокращение ареала обитания; уменьшение численности особей из-за неприспособленности к среде обитания; снижение числа видов групп из-за давления других видов, исчезновение вида. Наука палеонтология доказала, что многие виды в прошлом полностью исчезли. Если при биологическом прогрессе некоторые виды развиваются и широко распространяются по всему земному шару, то при биологическом регрессе виды исчезают, не сумев приспособиться к условиям окружающей среды.
Причины биологического регресса: исчезновение способности организмов приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.
Биологическому регрессу подвержены:
1. Организмы, ведущие паразитический образ жизни.
2. Животные, ведущие неподвижный образ жизни.
3. Животные, живущие под землей или в пещерах.
1. Примеры дегенерации организмов, перешедших к паразитическому образу жизни:
а) примеры регресса у животных: у животных-паразитов (плоские черви) редуцируются органы чувств, пищеварительная система, упрощается нервная система. Взамен этого у них развиваются различные необходимые приспособления—присоски, прицепки, способствующие удержанию в кишечнике хозяина. Самка паразитических ракообразных (усоногие — саккулина) полностью утратила признаки членистоногих. Она выполняет только одну функцию — откладывание яиц. Бычий цепень, паразитирующий в кишечнике человека 18—20 лет, производит около 11 млрд. яиц. Защищенность яйца телом хозяина обеспечивает высокую плодовитость и процветание червей;
б) примеры регресса у растений. Регресс у растений тесно связан с паразитическим образом жизни. Например, заразиха — растение-паразит, существующий на корнях подсолнечника, конопли, клевера. Стебли у нее темноватой окраски, чешуевидные листья лишены хлорофилла, поэтому с помощью присосок они внедряются в тело другого растения и высасывают их питательные вещества.
Второе растение-паразит — повилика. Встречается повсюду: вдоль дорог, в огороде. Красноватые и желтые нитевидные стебли обвивают дикие и культурные растения. У повилики редуцированы корни и листья. Вместо корней появляются специфичные органы — присоски, которыми она внедряется в стебель растения и всасывает необходимые питательные вещества (сок). Растения-паразиты прочно прикрепляются к растению-хозяину и с трудом отделяются от хозяина.
2. Примеры дегенерации у организмов, ведущих неподвижный образ жизни.
У животных, ведущих неподвижный образ жизни, орган движения действует только в период личиночной стадии, хорда редуцирована. Например, единственный представитель отдельного типа брахиата — погонофора — обитает на дне моря, ведет неподвижный образ жизни. В 1949 г. ученый-зоолог А. В. Иванов впервые нашел ее в Охотском море на глубине 4 км, она попала в сети вместе с рыбами. Удлиненное червеобразное тело животного покрывает трубка цилиндрической формы. В передней части тела имеются щупальца, которые периодически выходят из трубки наружу для дыхания. Тело состоит из трех отделов, в переднем отделе имеются щупальца (у некоторых видов их до 200—250), мозг, сердце, органы выделения. Второй отдел более крупный, третий — очень длинный. Во внутренней части отделов находятся органы дыхания, во внешней части — выросты, прикрепленные к трубке (рис. 34).
Рис. 34. Погонофора: 1—шупальца; 2— голова; 3—первый отдел тела; 4—второй отдел тела; 5—третий отдел тела; 6—чувствительные волоски; 7—задняя часть тела
У погонофоры имеются мозг и сердце, но рот и желудок редуцированы, органами дыхания являются щупальца. Из-за неподвижного образа жизни они не похожи на животных. Во внутренней части щупалец имеются длинные тонкие волоски, которые снабжены кровеносными сосудами. В воде волоски выходят из трубки, и к ним прикрепляются микроорганизмы. Когда их становится много, погонофоры затягивают волоски внутрь. Под влиянием ферментов мелкие организмы перевариваются и впитываются внутренними выростами.
Зачаточный кишечник у зародыша погонофоры доказывает наличие органов пищеварения у предков. Из-за прохождения процесса пищеварения вне организма органы пищеварения погонофор редуцировались.
Строение асцидии также упрощено в процессе эволюции из-за неподвижного образа жизни. Асцидия относится к одной из ветвей типа хордовых — оболочникам, обитающим в море (рис. 35).
Рис. 35. Асцидии
Мешковидное тело асцидии покрыто оболочкой, подошвой она прикреплена ко дну моря и ведет неподвижный образ жизни. В верхней части тела имеютсю два отверстия, через первое отверстие вода проходит в желудок, a из второго — выходит наружу. Органы дыхания — жаберные щели. Размножается откладыванием яиц. Из яйца развиваются подвижные похожие на головастиков, личинки с признаками хорды. Во взрослом состоянии асцидия прикрепляется ко дну моря, тело упрощается. Считается, что асцидия — сильно деградированное хордовое животное.
3. Примеры дегенерации животных, живущих под землей или в пещерах.
В пещерах бывшей Югославии и Южной Австрии обитает протей из класса земноводных, похожий на тритона (рис. 36).
Рис. 36. Протей
Кроме легких по обе стороны головы у него имеются внешние жабры. В воде протеи дышат жабрами, на суше — легкими. Обитатели вод и глубоких пещер, они имеют змеевидную форму, прозрачны, бесцветны, без пигментов. У взрослых особей глаза прикрывает кожа, а у личинок имеются зачаточные глаза. Таким образом, у предков асцидии были глаза, и они вели наземный образ жизни. У пещерных организмов исчезли органы зрения, пигменты, снизилась активность.
У цветковых растений, перешедших в водную среду, листовые пластинки стали узкими, нитевидными, проводящие ткани перестали развиваться. Исчезли устьица, не изменились только цветы (лютик водяной, ряска, роголистник).
Генетической основой эволюционных изменений, ведущих к упрощению уровня организации, является мутация. Например, если сохранившиеся недоразвитые органы — рудименты, альбинизм (отсутствие пигментов) и другие мутации — не исчезают в процессе эволюции, то встречаются они у всех членов данной популяции.
Таким образом, выделяют три направления в эволюции органического мира. Ароморфоз — повышение уровня организации живых организмов; идиоадаптация — приспособление живых организмов к условиям окружающей среды без принципиальной перестройки их биологической организации; дегенерация — упрощение уровня организации живых организмов, ведущее к биологическому регрессу.
Взаимосвязь между направлениями биологической эволюции. Связь между ароморфозом, идиоадаптацией и дегенерацией в эволюции органического мира неодинакова. Ароморфоз по сравнению с идиоадаптацией происходит реже, но именно он знаменует новый этап в развитии органического мира. Ароморфоз приводит к возникновению новых высокоорганизованных систематических групп, которые занимают другую среду обитания и приспосабливаются к условиям существования. Даже эволюция идет по пути идиоадаптации, иногда и дегенерации, которые обеспечивают организмам обживание новой для них среды обитания.
Биологический регресс
Биологический регресс — уменьшение численности вида, сужение ареала, снижение уровня приспособленности к условиям среды.
1.Чем отличается биологический регресс от биологического прогресса?
2. Сколько путей имеет дегенерация?
3. Приведите примеры дегенерации у животных.
4. Каковы примеры дегенерации у растений?
Как можно объяснить причины откладывания миллиардов яиц паразитическими червями (бычий цепень)?
Какое значение для паразитического червя имеет возникновение новых органов вместо редуцированных?
Как вы объясните причины исчезновения корня и листьев у повилики?
Чем и как питается повилика? Образует ли она органическое вещество?
1. Объясните причины превращения листьев заразихи в чешую.
2. Разберите примеры дегенерации погонофор, ведущих неподвижной образ жизни.
3. Как переваривается пища у погонофор, если у них нет органа пищеварения?
4. Какие вы знаете организмы, ведущие неподвижный образ жизни? Опишите их.
Где обитает протей? Объясните на примерах дегенерации. Приведите примеры дегенерации у растений, живущих в водной среде. Напишите краткий реферат об ароморфозе, идиоадаптации, дегенерации.
Контрольная работа рассчитана на 1 урок
Тематический контроль по теме
«Эволюция живого мира на Земле».
9 класс
Контрольная работа рассчитана на 1 урок.
Вариант 1
Часть 1(А)
Выберите один ответ из предложенных четырёх.
А1. Первые названия видов были введены
Ж.Б. Ламарком 3) К. Линнеем
М. Шлейденом 4) Ч. Дарвином
А2. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят
появление спор 3) образование семян
образование плода 4) видоизменение листьев
А3. К движущим силам эволюции относится
приспособленность 3) многообразие видов
борьба за существование 4) видообразование
А4. Научную теорию эволюции живой природы создал
Н.И. Вавилов 3) К. Линней
Ж.Б. Ламарк 4) Ч. Дарвин
А5. Среди предков человека наиболее близки к современному человеку
питекантропы 3) кроманьонцы
синантропы 4) неандертальцы
А6. Общие предки человека и человекообразных обезьян
неандертальцы 3) австралопитеки
питекантропы 4) древние обезьяны
А7. Популяцию образуют
одуванчики на газоне 3) мальки рыб в прибрежной части водоема
ели в одном лесу 4) кусты сирени на одном приусадебном участке
А8. Важный ароморфоз у млекопитающих - появление
развитых органов чувств
живорождение и вскармливания детенышей молоком
легочного дыхания
зубов
А9. Видом называется группа особей:
обитающих на общей территории
появившихся в результате эволюции
скрещивающих и дающих плодовитое потомство
созданных человеком на основе отбора
А10. Какое явление служит примером покровительственной окраски?
окраска пчелы 3) окраска кузнечика
окраска пятнистого оленя 4) окраска хвостового оперения у самца павлина
Часть 2 (В)
В задании В1 выберите три верных ответа из шести.
В1. Какие примеры иллюстрируют внутривидовую борьбу за существование?
Синица затаптывает в гнезде своих птенцов при нехватке корма
В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких.
Черная крыса вытесняется серой
Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов
Дельфин питается хищной рыбой
Птицы и млекопитающие распространяют семена
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов
В2. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции.
Характеристика Направления эволюции
1) многообразие видов А) биологический прогресс
2) ограниченный ареал
3) небольшое число видов Б) биологический регресс
4) широкие экологические адаптации
5) широкий ареал
6) уменьшение числа популяций
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов.
В3. Установите последовательность эр в истории Земли
А) протерозойская
Б) архейская
В) кайнозойская
Г) мезозойская
Д) палеозойская
Часть 3 (С)
Дайте полный развернутый ответ
С1. Все живые существа потенциально способны производить большое число потомков. Так, потомство одного пресноводного рачка дафнии может достигать 10 в 30 степени особей. Однако в природе в действительности такое число особей не выживает. В чем причина такого явления?
Критерии оценивания:
За верное выполнение каждого задания части 1(А) – 1 балл.
Максимальный балл за часть 1(А) – 10 баллов.
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
- ответ без ошибок – 2 балла;
- ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
- ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 6 баллов.
Часть 3 (С)
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).
− ответ включает все названные выше элементы ответа, не содержит биологических ошибок – 3 балла;
− ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки – 2 балла;
− ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 2 названных ответа, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл;
− ответ неправильный – 0 баллов.
Максимальный балл – 3 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 19 баллов.
«5» – 17-19 баллов
«4» – 14-16 баллов
«3» – 10-13 баллов
«2» – менее 10 баллов
Тематический контроль по теме
«Учение об эволюции органического мира».
11 класс
Контрольная работа рассчитана на 1 урок.
Вариант 2
Часть 1(А)
Выберите один ответ из предложенных четырёх.
А1. Увеличение численности вида в природе свидетельствует:
1) о биологическом прогрессе
2) о развитии по пути дегенерации
3) о биологическом регрессе
4) о развитии по пути ароморфоза
А2. О возникновении папоротников в истории природы Земли свидетельствует:
1) существование травянистых и древесных форм
2) наличие их отпечатков и окаменелостей
3) их способ размножения
4) их современное разнообразие
А3. Упрощение внутреннего и внешнего строения организмов называется:
1) общей дегенерацией
2) ароморфозом
3) идиоадаптацией
4) регенерацией
А4. Какое эволюционное явление называют дивергенцией:
1) схождение признаков у неродственных видов
2) расхождение признаков у родственных видов
3) приобретение узкой специализации
4) образование гомологичных органов
А5. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:
1) появление спор
2) образование семени
3) образование плода
4) видоизменение листьев
А6. Появление пятипалой конечности и легочного дыхания у древних земноводных позволило:
1) освоить водную среду обитания
2) быстрее размножаться
3) выйти на сушу
4) питаться разнообразной пищей
А7. Главной причиной биологического регресса многих видов животных и растений в настоящее время является:
1) изменение климата
2) хозяйственная деятельность человека
3) изменение рельефа
4) увеличение численности хищников
А8. Одно из доказательств родства кишечнополостных и простейших:
1) расположение клеток в два слоя
2) наличие стрекательных клеток
3) развитие организма из одной клетки
4) внеклеточное пищеварение
А9. Какие особенности организации кистеперых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?
1) чешуя на теле, наличие плавников
2) образование легких; особое строение плавников
3) обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств
4) дыхание с помощью жабр; хищничество
А10. Почему покрытосеменные в процессе эволюции стали господствующей группой растений?
1) они составляют первое звено в цепи питания
2) в их клетках расположены хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
3) в процессе жизнедеятельности они взаимодействуют со средой обитания
4) они имеют разнообразные приспособления к жизни в разных условиях
Часть 2(В)
В задании В1 выберите три верных ответа из шести.
В1. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется:
1) в наличии у большинства видов плавательного пузыря
2) в отсутствии плавательного пузыря
3) в хрящевой основе внутреннего скелета
4) в окостенении скелета
5) в формировании жаберных крышек
6) в отсутствии жаберных крышек
При выполнении задания В2 установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В2. Установите соответствие между характеристикой систематической группы и направлением её эволюции.
Характеристика Направления эволюции
1) многообразие видов А) биологический прогресс
2) ограниченный ареал
3) небольшое число видов Б) биологический регресс
4) широкие экологические адаптации
5) широкий ареал
6) уменьшение числа популяций
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов.
В3. Установите последовательность действия движущих сил эволюции в популяции растений, начиная с мутационного процесса:
А) борьба за существование
Б) размножение особей с полезными изменениями
В) появление в популяции разнообразных наследственных изменений
Г) преимущественное сохранение особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями
Д) закрепление приспособленности к среде обитания
Часть 3(С)
Дайте полный развернутый ответ.
С1. Какие типы палеонтологических находок служат доказательствами эволюции?
Ответы на вопросы и критерии оценивания
контрольной работы (для учителя) по теме
«Учение об эволюции органического мира».
11 класс
Вариант 2
Часть 1(А)
№ ответа | А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
1 | 1 | 1 | ||||||||
2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
3 | 3 | 3 | ||||||||
4 | 4 | 4 |
За верное выполнение каждого задания части 1 (А) выставляется один балл.
Максимальный балл за часть 1 (А) – 10 баллов.
Часть 2(В)
№ задания | Ответ |
В1 | 1 4 5 |
В2 | А Б Б А А Б |
В3 | В А Г Б Д |
Критерии оценивания
Задания части 2(В) оцениваются от нуля до двух баллов:
- ответ без ошибок – 2 балла;
- ответ содержит одну ошибку – 1 балл;
- ответ неверный или ответ, содержащий 2 и более ошибок, – 0 баллов.
Максимальный балл за часть 2 (В) – 6 баллов.
Часть 3(С)
Элементы ответа:
1) ископаемые остатки и отпечатки
2) переходные формы
3) филогенетические ряды
Критерии оценивания:
- в ответе содержатся все названные выше элементы, нет биологических ошибок – 3 балла;
- в ответе содержатся 2 из названных выше элементов и нет биологических ошибок, или ответ включает 3 названных элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 2 балла;
- в ответе содержится 1 из названных выше элементов и не содержится биологических ошибок, или ответ включает 2 названных элемента, но содержит негрубые биологические ошибки – 1 балл;
- ответ неправильный – 0 баллов.
Максимальный балл – 3 балла.
Шкала перевода баллов в школьную отметку
Максимальный балл за работу – 19 баллов.
«5» – 17-19 баллов «3» – 10-13 баллов
«4» – 14-16 баллов «2» – менее 10 баллов
gigabaza.ru