Что такое зимник, его особенности, правила движения по зимним дорогам rss. Зимник растение
виды, особенности посадки и ухода, применение в декоративном садоводстве, лечебные свойства
Морозник представляет собой растение удивительной красоты. Популярность оно приобрело еще в средневековье. Считалось, что растение защищает от колдовства и злых духов, поэтому издавна его сажали у самого входа в дом. В наше время морозник ценится за другие качества.
Содержание материала
Виды и сорта
Насчитывается около 15 видов морозника. Самые известные из них:
Гибридный морозник является сборным. Он включает в себя сорта, полученные путем скрещивания разных видов. Высота – 70 см, цветки – разнообразные.
Кавказский морозник достигает в высоту 40 см. Цветонос обладает 1-3 цветками, диаметр до 8 см. Оттенок цветков зеленовато-белый с коричневым или желто-зеленый. Цветение – ранней весной или зимой.
Также рекомендуем прочитать:
Черный морозник обладает высотой, равной 50 см. Цветки поникающие белые, кремово-белые, беловато-зеленые, диаметр – 6 см. Бывают сорта с темно-красными или розоватыми цветками.
Как правильно посадить растение
Перед тем как начать посадку, стоит принять во внимание тот факт, что растение плохо относится к частым пересадкам. Тем не менее, правильная посадка обеспечит прекрасный рост морознику в продолжение целых 10 лет.
К почве особых требований не предъявляется. Лучший вариант – место среди деревьев и кустарников, в полутени.
Если посадить морозник под яблоней, крона растения будет выступать естественной мульчей, которая в несколько раз повышает плодородие почвы.
- Итак, подросшие растения высаживают в ямки 25х25х25 см.
- Расстояние между ямками должно составлять не менее 30 см.
- Наполовину углубление заполняется компостом.
- Во время посадки одной рукой берем морозник, помещаем его в ямку. Второй рукой заполняем углубление землей, утрамбовываем, затем поливаем.
Высаживать растение лучше группами. Выигрышно смотрится морозник на фоне зимнего сада или вокруг деревьев.
Выращивание морозника
Оптимальный вариант – размножение семенами, так как взрослые растения плохо переносят пересадку и деление кустов. Как правило, семена созревают в середине лета.
Высевают их весной или осенью непосредственно в грунт на глубину в 1 см. Всходы можно ждать через год. На постоянное место «проживания» сеянцы высаживают через 4 года. Цветет растение на 5 год жизни.
Если целью является сохранение сорта, следует предпочесть такой способ размножения как деление куста. Данный вариант стоит применять для морозника черного, который дает мало семян. Деление кустов происходит весной или осенью. После проведения посадки деленки необходимо обильно полить.
После цветения растения почву рекомендовано мульчировать. Для этой цели используется торф или компост.
Важно! Морозник не переносит застоя воды и пересыхания почвы. Несмотря на то, что морозник считается морозостойким, некоторые его виды – восточный или кавказский – рекомендовано укрывать на зиму сухими листьями или торфом.
Морозник кавказский (видео)
Особенности ухода
- Многие виды хорошо относятся к внесению в почву извести. Если погода сухая, есть необходимость в обильном поливе.
- Морозник очень любит удобрения и всегда благодарит своих хозяев обильным цветением. Удобрять растение необходимо каждые 3 месяца, для этого можно использовать костную муку.
- После того как растение зацвело, вокруг него проводят мульчирование компостом. Это нужно для того, чтобы в почве задержалась влага.
Применение в садоводстве
- Морозник выращивают в садах. Растения очень декоративны и ценятся за вечнозеленую листву, а также за стойкость к холодной температуре. Цветение раннее.
- Фаворитом в саду можно назвать сорт «Рождественская роза». Белые цветки раскрываются прямо в середине зимы.
- Тем не менее, популярным видом считается H. Orientalis и гибриды. Они отлично смотрятся в миксбордере, под деревьями и среди кустов. Цветут в марте.
Красивый цветок — морозник (видео)
Лечебные свойства
Свойства морозника лечить признаны многими фитотерапеватами и народными целителями. Так морозник кавказский:
- очищает организм от радионуклидов, шлаков или токсинов;
- лечит урологические заболевания;
- жирные масла корня способны препятствовать росту раковых клеток;
- обладает слабительным и мочегонным действием;
- используется после сотрясения головного мозга и при головных болях;
- лечит болезни органов дыхания;
- оказывает действие на нервную систему, повысит уверенность, придаст спокойствия, увеличит работоспособность;
- ввиду содержания сердечных гликозидов используется для изготовления препарата корельборин, необходимого для употребления при сердечной недостаточности;
- нормализует обмен веществ;
- подходит для лечения и профилактики сахарного диабета.
Морозник не стоит применять при лактации и беременности. Передозировка недопустима!
В первые полгода лечения происходит очищение организма. Стоит подождать и морозник утратит слабительное действие, при этом он будет очищать, и обновлять кровь. Бывает, что прием растения способствует обострению каких-либо заболеваний, для того чтобы впоследствии устранить их.
Итак, морозник – уникальное по красоте растение, которое помимо отличных декоративных характеристик обладает лечебными свойствами. Некогда морозник утратил свою популярность, но теперь он снова может называться любимцем садоводов.
Морозник: украшение сада (25 фото)
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Отзывы и комментарии
Вы нашли ошибку в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
Рейтинг:
Загрузка...dachadecor.ru
Мёртвая дорога. Часть 1: зимник: varandej
На первый взгляд идея ехать в Надым через достигнутый в прошлой части Салехард выглядит странной: из простейшей географической карты следует, что оба города стоят в тупиках, причём если до Салехарда железная дорога из Москвы в целом прямая, то до Надыма по рельсам и шоссе надо сделать гигантский крюк через пространства Сибири. Между ними же три сотни километров лесов и болот, которые, казалось бы, можно только перелететь... да не совсем. Между Салехардом и Надымом я впервые познакомился с такой специфической сущностью Крайнего Севера, как ЗИМНИК - это дорога, которую наводят зимой по наморожённому льду да укатанному снегу. Зимников в России много, и Салехард-Надым среди них натуральный хайвей - даже называют его местные "трассой".
А проходит он вдоль насыпи Мёртвой дороги - пожалуй самой необычной из многочисленных российских железных дорог. Её насыпь на заглавном кадре видна слева, но о ней - в следующих двух частях, пока же расскажу о зимнике какой он есть: устройство, нюансы, техника, встречи по дороге, в том числе со съезжавшимися к Надыму ненцами. Здесь - совсем другая жизнь.
..Утром, переехав на маршрутке замёрзшую Обь, в аэропорту Салехарда я встретился с Максимом raven_ptitsa и удалым, но правильным, как казак, надымчанином Мишей, который приехал за нами ночью на чёрном "Паджеро". Покрутившись по Салехарду, купив в "Дарах Ямала" несколько хвостов муксуна, мы взяли курс на восток по асфальтовой дороге. Зимник в наше время "уже не тот", из 300 километров треть (от Салехарда) - асфальт, треть (от Надыма) - отсыпка, и лишь треть посредине остаётся собственно зимником, раскисающим в оттепель и непроходимым в пургу, и даже по идеальной погоде - безветренному крепкому морозу - эта треть пути съедает две трети времени. Раньше при хорошем раскладе путь из Надыма в Салехард занимал 12 часов, сейчас - 5-6 часов, а вот при плохом раскладе что сейчас, что раньше можно было ехать сутки и в итоге где-нибудь застрять в ожидании МЧС. Асфальтовая дорога проходит мимо поворотов на Горнокнязевск и Аксарку - единственных соседей Салехарда на правом берегу Оби, и то, куда она ведёт, видно хотя бы по встречным машинам, будь то колонна грузовиков с дорожно-строительной техникой:
2.
Или колёсные вездеходы. Вот например нам повстречались подряд два "Петровича" - такие с 2011 года выпускают в Тюмени, и производитель Xpen'ов, на которых парой недель позже мне предстояло исколесить пол-Ненецкого округа, в шутку назвал их "вездеходами премиум-класса".
3.
Час пути по асфальту - и мы упёрлись в шлагбаум: это и есть начало собственно зимника. По фактической погоде его порой закрывают - иногда для самых тяжёлых и самых малопроходимых машин, а порой и для всех. Первыми отсекают фуры и легковые "пузотёрки", последними - джипы с высокой посадкой, как наш "Паджеро". На постах у шлагбаумов все проезжающие машины отмечают, чтобы в случае чего было ясно, кого искать:
4.
В основном зимник выглядит как-то так - утрамбованный снег, под которым слой льда, качество дороги - "смерть подвеске":
5.
Дело в том, что лёд - не асфальт и даже не глина: зимник - "живой", и каждая оттепель, каждая метель изрядно его меняет. Вот потеплело и сквозь лёд пробились ручьи, вскоре замёрзшие кочками и скользкими пространствами; вот прошёл "Урал" и выдавил колеи да ухабы, а вот задул ветер и намёл перемётов. Вдобавок, в сечении зимник представляет собой горбыль с твёрдой серединой и мягкими обочинами, заехав на которые одной стороной скорее всего увязнешь в снегу. На зимник не ездят без троса и лопаты... вернее, конечно, ездят, но сугубо на свой страх и риск.
6.
Здесь бывают разные коллизии - например, пока я сидел в Надыме, упавшая на бок поперёк дороги фура перекрыла зимник более чем на сутки. Типичный сюжет - две фуры пытаются разъехаться и обе вязнут у обочин, а вытянуть их сможет разве что гусеничный вездеход, которому ползти до места полсуток. И это ещё сейчас, когда зимник накатан и широк: Миша рассказывал, что ещё недавно на нём не могли разъехаться две машины. Вот пример местной этики: ты идёшь в колонне из 5 машин, тебе навстречу колонна в 7 машин, и значит ты проиграл - все пять машин сворачивают с твёрдой середины и падают в снег. Но это не потому, что выживает сильнейший - просто семью машинами, проехав, вытащить обратно пять машин намного легче, чем наоборот.
7.
Вот на обратном пути (там я ехал с оказией на "Ниве") мы попытались обогнать фуру и влетели колёсами в снег. Фура сразу остановилась, водитель "Нивы" нашёл трос и машину благополучно вытянули. На "Паджеро" мы тоже увязли, но там справились сами - мы с Максом вылезли из машины и повисли на её подножке, чтобы сместить центр тяжести, пока Миша выруливал из снежного кювета.
7а.
Доводилось слышать, что в снегу у дороги погребено немало сгоревших машин - это общесибирский сюжет: вот ты заглох на дороге в лютейший мороз, а мимо никто не едет. Чтобы согреться, водитель сжигает сначала какие-то вещи, потом кресла или покрышки, а под конец остаётся сжечь лишь саму машину, и дай бог если этого хватит до прибытия помощи. Честно говоря, ни одного горелого остова я не видел, вот разве что скелет снегохода валялся близ сталинского лагеря "Щучий":
8.
Основная техника на зимнике - фуры типа "Уралов" и "Камазов": техника на Севере в основном отечественная, потому что обратная сторона её ненадёжности - возможность починить на коленке и достать запчасти в любой дыре. Попадаются и легковушки, и в принципе движение тут весьма активное - раз в полчаса что-нибудь да проедет.
9.
Но обслуживает зимник едва ли не больше техники, чем его проезжает - тут и там попадаются базы дорожников в виде россыпи балков (жилых вагончиков), немалая часть фур везёт трактора или экскаваторы, не редкость повстречать бульдозер, расчищающий снег или тягач с волокушей:
10.
Собственно волокуша, в народе "балалайка" или "гитара" - такой тромбуют снег на проезжей части:
11.
Почти военного вида гусеничные вездеходы "Витязь" разработки 1980-х годов (считаются чуть ли не самой проходимой в мире машиной) у отворота на Ярудейское газовое месторождение - уж не знаю, его ли они обслуживают или сам зимник:
12.
То и дело попадаются горы заметённого снегом песка - для отсыпки, которая местами тёмная и плотная, напоминая пошорканный асфальт:
13.
Не забывают и про разметку - вдоль зимника стоят дорожные знаки, указатели, километровые столбы, деревянные вешки со светоотражателями (на случай низкой видимости; видны на вводном кадре), и разве что на поверхности разметку сделать не представляется возможным:
14.
А водных предград по дороге так много, что всем не хватило названий, поэтому у ледовых переправ и мостов часто написано просто "Ручей":
15.
Капитальный мост тоже не случаен - сейчас полным ходом идёт строительство круглогодичной дороги, которую обещают сдать к 2018 году:
16.
Немало мостов, особенно ближе к Надыму, уже открыты для проезда, но некоторыми приходится любоваться с ледовых переправ:
17.
И если раньше зимник представлял собой единственную тоненькую нить, то сейчас первые и последние десятки километров он изрядно ветвится - тут и насыпи строящейся дороги, частью уже открытые для всех едущих, а частью нет, тут и усиленные зимники для тяжёлой техники дорожников, куда посторонних как правило не пускают, а салехардские и надымские форумы переполнены советами, как и где туда "запрыгивать" и где самый удобный "спрыг".
18.
Большая часть зимника проходит сначала вдоль правого берега Полуя вверх по течению, затем вдоль опять же правого берегу реки Ярудей вниз по течению - первый впадает в Обь, второй - в реку Надым. А посредине, на их водоразделе, полого поднятом чуть выше - соответственно, чуть сильнее ветра и потому лес растёт не очень охотно. Это так называемое Русское поле, где злые ветра чаще всего заметают дорогу или сдувают снежное покрытие со льда, самая сложная часть пути:
19.
А снова нырнув в лес, не стоит удивляться вот этой вывеске:
20а.
В тёплом безветренном месте у середины пути образовалось натуральное кафе, куда на той же "Ниве" мы подвозили вдупель пьяного дорожника. Более того, километров через 20 есть ещё и бензоколонка, причём цены не сильно отличаются от обычных дорог - вот только про качество ничего не знаю.
20.
Не знаю, насколько это кафе легально, но народная тропа сюда не зарастает, и когда откроется круглогодичная дорога - дядя Вася будет её королём:
21.
И по всей длине зимнике, перепрыгивая то на правую, то на левую сторону тянется Мёртвая дорога - заметная насыпь, в снегу которой покоятся рельсы, мосты, водоспуски. Порой её постройки очень капитальны:
22.
Но помимо всяческих мостов, семафоров, путейских домиков на разъездах тут и там в лесу мелькают силуэты бараков, заборов и вышек сталинских лагерей. Обилие истории - главное отличие этого зимника от любого другого. Об этом всём будут отдельные посты.
23.
"Вороньё нам не выклюет глаз из глазниц, Потому что не водится здесь воронья..." - пел Высоцкий, но из всей живности на этом зимнике нам попадался лишь чёрный ворон:
23а.
А среди многочисленных дорожных знаков зимника и вообще северных дорог самые необычные - вот эти:
24.
Олени на дороге нам действительно встретились неподалёку от Салехарда:
25.
"Так вот ты какой, северный олень" - удивительно, но я видел этих животных впервые. Впрочем, олени очень пугливы, и только завидев машину, быстро утянулись в разреженный лес. Я так и не успел разглядеть, были ли среди них белый олень - один такой, как неприкосновенный хранитель, должен быть в каждом стаде.
26.
Обратите внимание, как разрыт снег - они копытят, то есть добывают из под снега корм. Позже случилась оттепель, за которой вновь ударил мороз, и землю сковал мощный наст - поэтому это стадо так и осталось единственным, увиденным мной за без малого месяц: в поисках корма они куда-то ушли. А вот на ездовых оленей ещё насмотримся.
27.
Ведь где олени - там, стало быть, и оленеводы: коренастые ненцы в мешковатых подпоясанных малицах и меховых сапогах-кисАх, которые крепятся к поясу. Параллельно зимнику тянентся снегоходная тропа, по которой они носятся на "Буранах" и "Ямахах" один за другим, лишь на некоторых участках выходя на сам зимник.
28.
-Эй!-Давай запрыгивай, только быстро, спешим!-Я вас сфоткать хотел!-А, фоткай, фоткай!
29.
Максим говорил, что такие вот войлочные балахоны, видимо за неимением своих оленей, носят "промысловики", то есть рыболовы и охотники, и по крайней мере на Дне оленевода я таких одежд действительно не видел. Впрочем, вот с этим товарищем у меня вышел такой диалог:-Простите, вы рыболов?-Браконьеров что ли ищешь?-Ну, я слышал, что в такой одежде рыболовы ходят.-Не, оленеводы тоже.Но возможно, он меня принял за рыбнадзор и потому не стал распространяться на эту тему. Кстати, всех представителей коренных народов в Надыме почему-то называют ханты, хотя на самом деле в его окрестностях кочуют исключительно ненцы.
30.
А ездят по снегоходной тропе не только на буранах. Но когда из-за поворота дороги показались нарты с парой оленей, которых ненец в малице подгонял длинной палкой-хореем, сильнее меня удивились Максим и наша попутчица, большую часть жизни прожившая в Надыме - как и я, новичок в этих краях, они такое видели впервые.
31.
На зимник я выезжал суммарно 4 раза (дважды - от начала до конца, дважды - с Максимом по объектам Мёртвой дороги), и ненцы встречались мне каждый раз, причём становилось их всё больше и больше. Это специфика их труда, из-за которой они единственными среди народов СССР сумели сохранить кочевой образ жизни: дело в том, что северный олень не приручается, и их сада по сути остаются дикими, ходят из века в век своими тропами и в своё время, зимой уходя на юг от морозов, а летом на север от оводов, и люди за этими стадами лишь приглядывают, чтобы их не уморили болезни и не подрали волки. С марта начинается каслание - то есть перекочёвка людей вслед за стадами, и Дни оленевода в том или ином селении проходят тогда, когда захотят сами олени, проще говоря - когда близ населённого пункта скопится больше всего оленеводов. Ну а Надым так расположен на оленных путях, что столица Дня оленевода - именно он, а не Салехард. Вот в чистом поле гружёные нарты - верный признак каслания:
32.
А накануне Дня оленевода мы повстречали такую вот нарядную команду на буране с прицепом - они ехали на праздник, в котором собирались активно участвовать: женщина представилась "хозяйкой чума". Тут обратите внимание на три основных вида ненецкой зимней одежды - слева мужская малица, справа женская ягушка (отличается тем, что распашная, чтобы кормить детей грудью без отрыва от производства), а посредине совик, соок или просто "гусь" - самая тёплая одежда, надеваемая поверх малицы: говорят, в гусе можно в 40-градусный мороз валяться пьяным и проснуться без признаков обморожения. Вся эта одежда шьётся из двух оленьих шкур мехом наружу и вовнутрь, только малицы и ягушки - из осеннего меха телят, а совик - из зимнего меха взрослых оленей. Минусы этой одежды в том, что при температурах выше -20 в ней уже жарко, а в городе она хранится не может, начиная быстро гнить и скверно пахнуть. Но для жизни в тундре более совершенной одежды не придумано до сих пор...
33.
Женское украшение - шапка с амулетами и бляшками, передающимися из поколения в поколение. Аналогичное украшение у мужчин - "пояс оленевода", где висят инструменты и амулеты, включая обязательный медвежий клык, и такие я ещё покажу в посте про сам День оленевода.
34.
Но у ненцев необычна не только одежда, но и само тело - ведь в тундре они не имеют возможности помыться, даже летом не купаются, и поэтому пахнут... нет, не застарелым потом, а почему-то смолой. Слышал, что кожа у них самоочищается какими-то особыми выделениями, и дающими этот смолистый запах, а может просто так пахнет ношенная-переношенная одежда из оленьей шкуры. Запах оленеводов не спутаешь ни с чем.
35.
Непосредственно накануне Дня оленевода в 6 километрах от Надыма и вовсе выросло целое стойбище. На стойбище ненцев, правда поселковом, я был ещё в августе под Антипаютой, там же рассказывал о происхождении, культуре и просто впечатлениях от общения с этим удивительным народом. Впечатление с тех пор не изменилось: ненцы конечно себе на уме, но у них очень твёрдый внутренний стержень, и по крайней мере на трезвую голову (сильно пьяных ненцев я, вопреки стереотипам, пока не встречал) они держатся с редким достоинством - это редкий в постсоветской России народ, сохранивший свою сущность.
36.
...В один из дней мы заметили ненца в нартах с четвёркой оленей, гнавшего по снегоходке километров 30 в час. Мы его, конечно, довольно быстро обогнали:
37.
А затем свернули к остаткам сталинского лагеря, и вскоре он нас нагнал и притормозил. Олени, убрав красные языки, тут же принялись лизать снег, а Максим недолго думая предложил кочевнику чая из термоса и печенья к чаю: к ненцам в принципе не принято ходить без подарка. Так на снегоходке произошла встреча двух миров, в равной степени друг от друга далёких и потому друг другу интересных - оленевод сделал привал, а мы с чайком присели на его нарты. Он был из Яр-Сале, посёлка и тундры за Обской губой, и встреченная на Дне оленевода землячка сходу опознала его по фотографиям и сказала даже, как его зовут - Гоша Худи:
38.
Я спросил, почему он ездит на оленях, когда есть буран (тем более горючее для кочевников дотируется государством), и Гоша ответил, что оленям надо тренироваться, чтобы выдержать косалание. С большим отрывом крупнейшее в России поголовие оленей Ямало-Ненецкого округа, порядка 600 тысяч голов, примерно поровну совхозное и частное, и Гоша Худи - частник. Несколько лет назад у него случился мор, и (тут я не понял) то ли выжила, то ли вымерла треть стада, к чему он, впрочем, относился философски: природа проводит выбраковку, оставляя для потомства сильнейших. Часть оленей тогда потерялись, и вот одного из них он нашёл в совхозном стаде под Надымом и ездил туда его забирать, и думаю не стоит удивляться, что своего "быка" (взрослого ездового самца) оленевод узнал в лицо.
39.
Олени маленькие, размером то ли с ослика, то ли с пони - пониже, но подлиннее. Однако - очень мощные, натуральные комки мышц и сухожилий под шкурой с необычайно плотным мехом. Если малицы и чумы - совершенные вещи для здешних реалий, то северный олень - совершенное животное для здешение природы. А ненцам он - и еда, и одежда, и стройматериал, и транспорт. Только очень уж пуглив - даже за ухом почесать не каждый олень в упряжке дастся, но эти вот дались.
40.
Наконечник хорея. На другом его конце в старину было острие - при надобности хорей превращался в копьё, ведь как и всякие кочевники, ненцы были прирождёнными воинами.
40а.
Ну а яр-салинцы, как мне показалось из общения - это самые нэнэй-нэнэч ("настоящие люди" - именно так переводится на русский название "ненцы"), в смысле самые true среди оленеводов. Гоша Худи говорил, что их притесняют - и вроде с одной стороны мы знаем о том, что кочевникам платят пособие, дотируют топливо, спутниковую связь, лекарства и продукты, а с другой... Например, "Газпром" на Ямальском полуострове построил самую северную в мире железную дорогу, но не оборудовал её проходами для оленей, и конечно же, для оленеводов это не только серьёзная проблема, но и просто пощёчина, от которой каждый ненец за устьем Оби решил, что строительство дорог - это плохо. Вернее, как пояснил sibir79, с тех эту проблему успели решить, хотя и не без ошибок, но, как говорится, "осадочек остался".
41.
Выпив чаю, Гоша спросил, где можно будет посмотреть фотографии, и Максим ответил, что без проблем вышлет их на электронную почту. Гоша быстро сообразил, что у него в Яр-Сале есть то ли сын, то ли племянник (это уже я запамятовал), который дружит с компьютером, а значит надо доехать туда, где ловит сеть, и позвонить ему узнать адрес электронной почты. И хотя все сотни километров зимника необитаемы, где-то как-то всё же местность ловит сигналы, и те, кто ездит здесь постоянно, знают такие места. Вот и Гоша сказал нам, где его подождать километрах в 20 отсюда, и мы поехали туда. Пока ждали, Максим достал армейский индивидуальный пищевой набор - такие сейчас не проблема купить в интернете. Вполне съедобно и даже вкусно, вот только гуляш с привкусом металла цвета хаки:
41а.
Гошу мы прождали дай бог минут 15, удивишись такой скорости. В какой-то момент из-за холма раздались удалые пронзительные крики - каюр подгоняет оленей не только хореем, но и голосом, и как я понимаю, у каждого свой клич. Оленья упряжка на большом ходу - зрелище впечатляющее, у оленей розовые языки болтаются шлейфами, а пыхтят они как небольшой паровоз.
42.
Устанавливаем связь с Яр-Сале. Кстати, заметьте - лица у ненцев как правило грустные:
43.
Рассматриваем кисы и пояс. Это опять же о том, кто тут ещё "туземцы" - гордый оленевод и мы, удивлённо пялящиеся его снаряжение.
44а.
"Поселковые ненцы - они не настоящие. Если ненцы потеряли оленеводство - значит, они потеряли сущность" - сказал нам Гоша, да помчался дальше, свернув с зимника куда-то на свою тропу. Ненецкие тундры - кажется, последнее место в России, где бетонные русские города окружены землёй кочевников.
44.
А ещё где-то у зимника (где - не скажу) есть священно дерево - лиственница с длинной горизонтальной веткой, увитая и увешанная цветными лентами. Возможно, это "дерево желаний", что-то сродни степняцким обоо - повязнная ленточка обозначает какую-то просьбу к духам и богам. Один раз, проезжая мимо этого дерева, мы видели, как двое ненцев ему кланялись - наверное, молились. Где-то в более потайных местах есть и жертвенники, и идолы, но свои храмы ненцы ставили так, чтобы случайный человек не смог их найти, и говорят, выдают их в первую очередь горки оленьих рогов, оставшихся от принесённых в жертву животных. А в посте про окрестности Антипаюты (где стойбище) я показывал ещё и хальмер - ненецкое кладбище, не похожее ни на что из привычного нам.
45.
Зимник стоит с декабря до мая с перерывами по несколько дней на погоду, ненцы тут частые гости в феврале-марте, но с ними или без них это целый мир, как бы подпространство, параллельное измерение, разделяющие два богатых города. Тут можно встретить многое - вот например в Надыме видел такую вот афишу, от которой что мне, что Максу делалось слегка не по себе.
46а.
Впереди в какой-то момент появляются огни телевышки, и за расступившимся лесом встают многоэтажки Надыма:
46.
Надымский шлагбаум и выезд из города по узкой дорожке среди гаражей и балков:
47.
Но про Надым расскажу позже. А в следующей части - о сопровождающих на протяжении всего зимника остатках Мёртвой железной дороги.
НАДЫМ-2016Обзор поездки и оглавление серии.Железная дорога Чум-Лабытнанги и немного Салехарда.Мёртвая дорогаЖизнь зимника.Мосты и разъезды Трансполярной магистрали.Лагеря 501-й Стройки.Газовый крайНадым.Железная дорога Надым - Новый Уренгой и украинцы на Севере.Новый УренгойДень оленевода в Надыме.Продолжение - на вездеходах по Ненецкому округу.
P.S.Извиняюсь за режим "два поста в день" - так надо, чтобы успеть выложить всю серию (а это десяток постов) подряд.
varandej.livejournal.com
Цвет сада: розово-пурпурный - нежно-романтический
Если вы видите мир в розовом цвете, носите розовые очки, то почему бы не попробовать создать розово-пурпурный сад на своем участке?Это отличная идея для людей, которые еще верят в романтику, мечтатели по натуре и находятся в поиске ярких впечатлений.
При создании монохромного сада нужно учесть такой момент, что все цветы и растения должны дополнять, зацветать и сменять друг друга в строгой последовательности. В противном случае вы рискуете только пару недель видеть все великолепие розового сада. Но обо всем по порядку.
Порядок зацветания сада
Первым начинает цвести морозник или как его еще называют – зимник. Только снег сойдет, солнце пригреет землю, на свет появляются первые розовые цветки. Они очень эффектно смотрятся между деревьями и высаженные в рокарий.
Следующим идет весенний крокус. Его особенность в том, что он сможет радовать вас своими цветами только в дневное время суток, с приходом вечера крокус закрывает свои цветки.
Весна в самом разгаре и это пора идеальна для гиацинта, особенно для его сорта «Розовая жемчужина». Для выращивания гиацинта отлично подойдут вазоны в саду и горшки на террасах.
В период с апреля по июль ваш розово-пурпурный сад украсит примула сорта «Сильвия». Если вам нравятся крупные цветки, то обратите внимание на гибриды примулы пругоницкой, они будут очень эффектно смотреться в розовом саду.
Следующим идет пустозвон, теплолюбивое растение, требующее к себе повышенного внимания, которое с лихвой окупит яркостью своих цветов.
И, конечно же, какой розовый сад без тюльпанов. Среди многообразия сортов выделим те, которые подойдут для нашего сада. Это сорта «Сирен», «Джаз», «Элегантная леди», «Розовая звезда» и многие другие. Также в своем розовом саду можно высадить нарциссы с розовыми цветами, например сорта "Соломе" и "Туинк".
Хотите еще больше цветов для сада? Тогда сажайте незабудки, фиалки, маргаритки, люпин, ирисы, пионы, гвоздики и конечно же розы.
Особый колорит в розово-пурпурный сад привнесет сирень и барбарис.
Садовые декорации
Что касается садовых элементов, то в розовом саду стоит сделать акцент на спокойных, пастельных тонах: белый, бежевый. Не нужно делать приторный дизайн сада, достаточно придать ему легкий налет романтизма и воздушности.
www.mil-sad.ru
Что такое зимник? - Полезная информация для всех
Зимник - зимняя дорога, которую прокладывают по замерзшим рекам и болотам, но летом там дороги, конечно же, нет. Делается эта дорога потому, что возможен кратчайший путь. Есть слово quot;зимникquot; и в разных диалектах. Так в Сибири quot;зимникомquot; называют зимнее пристанище, в лесу, например. В московском диалекте - это зимний извозчик.
Зимник - это дорога по замерзшей речке. Иногда это единственная дорога, по которой можно доехать до отдаленного населенного пункта. Ну, и зимником или зимней дорогой называется, потому что ее только зимой и можно использовать.
зимник - проложенная по снегу и льду (замерзших водоемов) для езды зимой. зимники прокладывают для того, чтобы сократить обычный летний объездной путь.зимники прокладывают на Крайнем Севере и на северо-востоке Сибири в болотистых и труднопроходимых местах, пересеченных ручьями и реками, часто по льду рек и других водоемов. зимниками накатывают для перевозки тяжеловесного оборудования (для газо и нефтедобытчиков, бурильщиков , геологов), запасов продовольствия, продуктов жизнеобеспечения.
соответственно, для езды по зимникам технике требуется особое quot;обмундированиеquot;.
Зимник - это автомобильная дорога, которая используется только в холодное время года при минусовой температуре, т.к. замерзает и автомобили могут по ней проехать.
Жителям южных краев трудно понять что такое зимник и для чего он нужен. Но вот на севере и там, где зима продолжается долго и оказывается многоснежной зимник просто необходим.
Ведь зимник - это дорога, которая проделана в снегу или по льду и предназначена для движения автотранспорта, а в прошлом телег.
Зимником пользуются только зимой, и иногда зимник оказывается единственной транспортной артерией, которая связывает труднодоступные места на севере нашей страны.
Ну что же там где живу я эти дороги встречаются очень часто особенно тогда когда собираемся поехать на охоту или на рыбалку или за грибами или ягодой. В красноярском крае таких дорог очень много.
Так вот зимник это дорога проложенная в таких местах где порой не проходит очень сильная и мощная техника среди таежных болот мелких заболоченных речушек и так далее. Эту дорогу накатывают когда наступают сильные морозы и вода с землей достаточно глубоко промерзают. По ней как правило перевозят большие грузы в отдаленные вахтенные поселки.
info-4all.ru
Новости Список Пищевые Лекарственные Статьи Фотоальбом Термины Литература | КОПЫТЕНЬ ЕВРОПЕЙСКИЙ - Asarum europaeum L.• Семейство кипарисовые - Cupressaceae • НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ. Подорешник, зимник, блякотник, блевунья, лихорадочная трава, рвотный корень, сердечная, увечная трава.
ОПИСАНИЕ. Многолетнее травянистое растение.Местообитание. Растет в широколиственных, сосново-широколиственных и осиновых лесах. Повсеместно распространен по области. Часто растет под кустами орешника откуда одно из его народных названий.Высота. Высота 5-10 см.Цветки. Цветет в апреле-мае. Цветки одиночные на короткой поникшей ножке, околоцветник снаружи буроватый, внутри - темно-красный, бурый с тремя яйцевидными, внутри загнутыми заостренными долями; тычинок двенадцать.Листья. Листья напоминающие по форме копыто лошади, на длинных черешках. Растение покрыто короткими волосками, с тремя низовыми чешуйчатыми листьями и обычно с двумя почковидно-сердцевидными зимующими темно-зелеными листьями с длинными черешками.Плод. Плод - коробочка.Вкус растения горький, запах острый, неприятный (особенно, если растереть какую-нибудь его часть), специфический, довольно сильный, немного похож на запах валерианы.
ЛЕКАРСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОПЫТЕНЯ ЕВРОПЕЙСКОГО. В лекарственных целях используют листья, корни, корневища копытеня европейского. Действие. Копытень является мочегонным, регулирующим функциональную деятельность желудка и менструации, противовоспалительным, отчасти сердечным, отхаркивающим и рвотным средством. Порошок из корня женщины употребляют для регулирования менструаций: 0,2-0,5 г порошка (на кончике перочинного ножа) всыпают в рюмку молока. Принимают один раз в день натощак. Отвар корня копытня на воде или на козьем молоке также часто употребляют при скудных менструациях, для улучшения пищеварения (при диспепсии), при гастритах и энтеритах, болезнях печени и желтухе. Отвар рекомендуется и при сердечных болезнях как успокаивающее средство, особенно он полезен при судорогах у детей (отвар: пол чайной ложки на стакан молока, употреблять по пол чайной ложки один раз в день). Эффективен копытень и при глистах (в порошке по 0,2-0,5г), а также при лихорадке.Одна столовая ложка отвара копытня; смешанная со стаканом водки, может вызвать у человека, страдающего алкоголизмом, отвращение к спиртным напиткам. Наружно отвар корня копытня применяют как примочку от головной боли. Листья в свежем виде и истолченные - при нарывах. Отвар листьев как примочку также при глазных болезнях. Настойкой на уксусе его травы натирают места, пораженные чесоткой.Порошком корня копытня, принятым внутрь в дозе не больше чем 0,5 г, можно вызвать (когда это необходимо рвоту) [8].ОТВАР КОРНЯ: 2,0г на 200мл воды или пол чайной ложки на стакан кипятку; по одной столовой ложке три раза в день.ОТВАР ЛИСТЬЕВ: 1,0г. на 100мл воды или 1/5 чайной ложки на стакан [8]. Корневища копытня ядовиты, поэтому препараты из него следует употреблять осторожно, строго в соответсвии с дозировкой! СРОКИ ЗАГОТОВКИ. Листья собирают во время цветения, а корни с корневищем - поздней осенью. |
simbir-flora.narod.ru
Что такое зимник, его особенности, правила движения по зимним дорогам
20 Марта 2016 14:54
По информации на 15 марта 2016 года на территории Чукотского автономного округа действует 27 ледовых переправ общей протяжённостью 743 км (640 км регионального значения и 103 км муниципального): 1 Билибинский МР; 8 ГО Певек; 8 Анадырский МР, 10 ГО Эгвекинот. 4-е автозимника: Певек – Билибино протяжённостью 380 км., Эгвекинот – Мыс Шмидта протяжённостью 360 км., Марково – Ваеги протяжённостью 23 км, Марково – Чуванское 80 км.
ЧТО ТАКОЕ ЗИМНИК?
Для многих регионов России зимние дороги или зимники являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Связанно это с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является не преодолимым препятствием для колесной техники. Обычно зимники начинают функционировать в ноябре и движение на них продолжается вплоть до мая, пока почва окончательно не отмерзает. Так происходит и в Чукотском автономном округе. Они обрудованы согласно требований отраслевых дорожных норм. Далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. Дело в том, что как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья. Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег. Для удобства работы техники, а также для транспорта передвигающегося по не расчищенному зимнику дорога маркируется специальными вешками снабженными светоотражающими лентами. Благодаря им даже заметенная дорога легко читается и полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути. Длина зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят-сто километров сооружаются базы дорожной техники из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь и водители автомобилей передвигающихся по зимнику отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах-выездах зимников. Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду. Движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же напротив дорога сливается с окружающим снегом и можно легко сползти на рыхлую обочину.
Особенности зимних дорог
Снег - самое сложное и непредсказуемое покрытие из всех существующих. Дело не столько в том, что ровный покров скрадывает рельеф и маскирует бугры и канавы, основная его опасность в другом. Японские ученые плотно занимающиеся изучением свойств снега насчитали в России около семидесяти(!) его разновидностей. В зависимости от температуры и плотности снежный покров способен менять свои свойства до противоположных. Так, например, при температурах близких к нулю по Цельсию, снег очень липкий и тяжелый, при этом его коэффициент сопротивления качению настолько высок, что не уступает рыхлому сухому песку. При снижении температуры свойства снега меняются. Минус десять-двадцать градусов в купе с высокой влажностью, свойственной для таких температур, превращают его в "манную крупу", снег смерзается в небольшие гранулы и становиться серьезным препятствием для колесной техники, машины буксуют на ровном месте - им не за что зацепиться. При температурах ниже минус тридцати влага вымерзает, снег снова меняет свои свойства теперь это мельчайшая снежная пыль. Утрамбованная сильным северным ветром она выглядит как настоящее шоссе, взрослый человек легко передвигается по ней, даже не оставляя следов. Но кажущаяся твердость обманчива, стоит только провернуть колесо, как снег расступается и машина провалившись оказывается обездвижена, практически без шансов выбраться самостоятельно. Но это еще не все сюрпризы которые нам преподносит снег. При смене температур образуется наст. Чем чаще прыгает ртуть термометра, тем больше слоев наста намерзает. Снегопады и перемены погоды превращают снежный покров в слоенный пирог. Обычно наст не настолько толст чтобы выдержать вес автомобиля, поэтому подламывается, автомобиль оказывается в ситуации парохода скованного льдами. Единственная возможность выбраться из такой западни - продалбливать наст вокруг машины и вытаскивать ее обратно на твердое место. Большую опасность при передвижении по тундре представляют сильные северные ветры. Дело в том, что при строительстве зимних дорог в тундре, магистраль прокладывается по возвышенностям, там суше и быстрее промерзает грунт, но в это и проблема, так как дорога в результате открыта всем ветрам и шквальный ветер, а он на Севере обычное явление, поднимает снег и метет его через дорогу. Во-первых образуются переметы мешающие передвижению, а во-вторых видимость падает до нескольких метров, что делает передвижение на скорости (требуемое для прохождения переметов) невозможным. Но останавливаться тоже нельзя - стоящая машина моментально оказывается заметенной снегом. В случае если вы не можете продолжать движение следует остаться в машине и дожидаться помощи, если о вашем передвижении по зимнику известно дорожным службам или дождавшись конца метели идти за помощью. Ни в коем случае не следует отправляться пешком в метель это опасно для жизни.
Техника, передвигающаяся по зимникам
В основном это полноприводные грузовые автомобили, Уралы и КамАЗы. Часто встречается гусеничная техника, она представляет наибольшую опасность для легкового транспорта. Во время движения в кабине гусеничного вездехода очень шумно и водители пользуются противошумными наушниками. Светотехника таких аппаратов также оставляет желать много лучшего, а скорость они развивают весьма порядочную, поэтому существует немалый шанс, что вас просто не заметят, особенно если ваш автомобиль светлого цвета и фары залеплены снегом. Легковой транспорт встречается крайне редко, обычно такие машины идут в сцепке с грузовиками или тракторами, или же проехав самостоятельно твердый расчищенный участок останавливаются у перемета и ожидают попутный вездеход, чтобы прицепившись к нему пройти гиблый участок.
Правила движения по зимним дорогам
Передвигаясь по зимним дорогам следует соблюдать все правила дорожного движения. Особое внимание стоит обращать на знаки дорожного движения, поверьте уж где-где, а на зимниках они установлены далеко не просто так. Есть такое выражение "Правила дорожного движения написаны кровью", так вот особенно оно актуально на таких дорогах как зимники. Поэтому настоятельно рекомендуем следовать их рекомендациям. Также на зимниках существуют и свои собственные правила, например, на подъеме преимущество имеет автомобиль двигающийся вверх. И если вы, подъехав к спуску, увидели машину подъезжающую снизу, остановитесь, оставив место для маневра на выезде и подождите пока встречный автомобиль закончит подъем и минует вас, только после этого продолжайте движение. Ведь подняться по скользкой заснеженной дороге далеко не просто особенно большегрузному автомобилю и если из-за того что вы, не подумав выехали ему навстречу он потеряет ход, то может возникнуть довольно опасная ситуация, в которой грузовик, становившийся на склоне может опрокинуться сдавая назад.
Также не в коем случае не следует пить за рулем. Управление автомобилем в сложных дорожных условиях уже само по себе серьезное испытание и не каждый водитель в состоянии справиться с управлением автомобилем даже будучи абсолютно трезвым и сосредоточенным, не говоря уже о пьяном.
Практические советы
Езда по зимним дорогам требует определенных навыков. Главное правило, не выезжать за ограничительные вешки или если их нет, не съезжать с утрамбованного полотна. Стоит одному колесу машины зацепить мягкий снег как машину моментально стаскивает с дороги и она проваливается. Выбраться без посторонней помощи очень трудно. Даже если на машине установлена лебедка это мало что меняет так как зацепить крюк в тундре совершенно не за что. Поэтому передвигаться по зимникам в одиночку не следует, движение на северных дорогах нельзя назвать интенсивным, так что можно провести несколько часов в ожидании помощи.
Так же большую опасность представляют ледяные переправы. Не смотря на то, что их обычно специально намораживают для того, чтобы они выдерживали вес тяжелого транспорта, на них случаются каверны, нередко водители тяжелой большегрузной техники не обращают внимания на знаки у переправ с ограничением тоннажа и грузные машины проламывают колесами лед. Поэтому если ледовая переправа не просматривается под снегом или из-за неровностей рельефа, лучше не пожалеть пары минут, выйти из машины и внимательно осмотреть место где вы собираетесь проехать, поверьте это может сэкономить вам не мало времени и нервов. Если на переправе посреди дороги торчит вешка это значит, что лед в этом месте проломлен и проезжать близ этого места не следует.
Также выезжая на зимник вы должны понимать, что расход топлива в сложных дорожных условиях возрастает многократно, поэтому стоит им запастись, ведь в суровых условиях русского Севера горючие - жизнь. Даже если вы рассчитываете провести в дороге пару часов в машине должен быть запас воды и пищи, это как раз тот случай, когда береженного Бог бережет. В машине обязательно должна быть хорошая лопата и надежный буксировочный трос. Совсем не лишними будут лыжи или снегоступы.
Если зимник сильно заметен снегом, имеет смысл приспустить ведущие колеса, пятно контакта возрастет, а сопротивление качению напротив уменьшиться, машина будет меньше буксовать и лучше управляться. Если ваша машина все же сползла с дороги в рыхлый снег, не торопитесь переключать передачи и давить на газ. Для начала стоит выйти из машины и посмотреть насколько глубоко она провалилась, поверьте снаружи это видно гораздо лучше чем изнутри. Перед тем как вы сядете обратно и попробуете выехать стоит обкопать машину, удалив снег из под мостов и днища. Независимо от того, пытаетесь ли вы выехать самостоятельно или машину выдергивают на тросу, выбираться надо обратно, по своей же колее, это самый простой и действенный способ. При движении по зимнику покрытому свежевыпавшим снегом и при прохождении переметов старайтесь не допускать пробуксовки колес, если чувствуете, что машина теряет ход а до конца заснеженного участка еще далеко, лучше остановиться, аккуратно сдать назад, выйти из машины и померить глубину снежного покрова. Дальше принимать решение уже исходя из ситуации. Никогда не ленитесь выйти и посмотреть, это занимает не много времени, гораздо больше уходит на ликвидацию последствий необдуманных действий.
Подготовка автомобиля для движения по зимним дорогам и бездорожью
Основным гарантом высокой проходимости являются специальные грязевые колеса большой размерности с глубоким протектором. Лучше всего подходит американская резина Super Swamper Irok размерностью 38*14 дюймов. Для достижения максимального эффекта давление в колесах понижают до 0.3-0.5 атмосферы. Для того чтобы поставить такие колеса на автомобиль требуются небольшая модификация кузова (лифт и резка крыльев) и существенные изменения в подвеске и трансмиссии, с помощью лифт-комплекта, других пружин или рессор или специальных проставок увеличиваются ходы подвески и сам автомобиль становиться значительно выше. Поскольку колеса большего размера увеличивают нагрузку на трансмиссию автомобиля изменяются передаточные числа (посредством установки других главных пар в мосты).
Обвес также претерпевает серьезные изменения. На место штатных бамперов устанавливаются специальные силовые конструкции способные выдержать удар о ледяной бруствер или дерево. На автомобиль устанавливается как минимум одна лебедка с электрическим, гидравлическим или механическим приводом. Воздухозабор во избежание гидроудара двигателя при прохождении бродов выводиться на крышу автомобиля. Для бесперебойной работы двигателя в условиях низких температур устанавливается автономная печка (работающая на основном топливе автомобиля) для подогрева охлаждающей жидкости. Также для поддержания комфортной температуры автономная печка устанавливается в салон автомобиля.
На машину устанавливается дополнительная светотехника, для обеспечения достаточного обзора в условиях плохой видимости. Также в машину устанавливается комплект оборудования для спутниковой навигации, и радиосвязь.
Перед путешествием каждый автомобиль снабжается максимально полным комплектом наиболее важных запасных частей, полным набором инструмента, комплектом внедорожного оборудования, включающим в себя рывковый буксировочный трос, высокий реечный домкрат, удлинитель лебедочного троса, корозащитную стропу для лебежения, трапы для прохождения ледовых трещин. Также каждая машина комплектуется канистрами для того чтобы суммарный запас хода по бездорожью был не менее пятисот километров.
Только после этого внедорожник можно считать готовым к дальним путешествиям по зимним дорогам.
Все описанное выше является профессиональной подготовкой и совсем не обязательно, а за частую и не нужно для движения по зимникам. Главное четко рассчитывать свои силы и возможности автомобиля. Управляя машиной с умом и осторожностью вы имеете все шансы проехать по зимнику на совершенно стандартном полноприводном автомобиле. А если и случаться какие-нибудь непредвиденные трудности вам всегда помогут водители проезжающих автомобилей. Помочь ближнему - закон для Севера и дай Бог, чтобы так и было впредь.
Водитель будь внимателен и помни!
Водители транспортных средств, во время сильных морозов воздержитесь от дальних поездок по автомобильным дорогам, эксплуатация которых возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре (зимникам)! Такие поездки небезопасны.
Если нет возможности отложить поездку, необходимо соблюдать ряд несложных правил:
- отправляясь в дальнюю дорогу, всегда сообщайте своим близким, друзьям или соседям, куда вы едете и когда планируете вернуться;
- изучите заранее маршрут на карте;
- перед поездкой убедитесь, что взяли с собой мобильный телефон с полностью заряженным аккумулятором;
- возьмите с собой свисток. Если придется звать на помощь, голоса надолго не хватит – связки быстро устанут, и вы охрипнете. Зато сигнализировать о своем местонахождении с помощью свистка можно достаточно долго, к тому же без ощутимого вреда для организма;
- возьмите с собой рюкзак или сумку, в которых должны находиться компас, нож, фонарик, спички или зажигалка в непромокаемой упаковке. Необходимо взять с собой котелок, продукты питания, воду, теплые вещи;
- тем, кто постоянно пользуется лекарствами, а это, прежде всего, касается пожилых людей, нужно иметь при себе медикаменты;
- лучше ехать с попутчиками, не на одной машине, а хотя бы на двух, след в след. В такие поездки не следует брать детей.
Если вы заблудились в дороге или попали в экстремальную ситуацию, найдите возможность сообщить об этом, звоните по телефону 112.
Соблюдение этих несложных рекомендаций поможет вам, совершая дальнюю поездку, не попасть в экстремальную ситуацию.
87.mchs.gov.ru
Что такое зимник, его особенности, правила движения по зимним дорогам
21 Января 2017 09:00
ЧТО ТАКОЕ ЗИМНИК?
Для многих регионов России зимние дороги или зимники являются единственным средством сообщения с удаленными населенными пунктами. Связанно это с тем, что тундра и заболоченное редколесье российского Севера в теплый сезон является не преодолимым препятствием для колесной техники. Обычно зимники начинают функционировать в ноябре и движение на них продолжается вплоть до мая, пока почва окончательно не отмерзает. Так происходит и в Чукотском автономном округе. Они обрудованы согласно требований отраслевых дорожных норм. Далеко не каждый автомобиль способен передвигаться по снежным магистралям, это под силу только внедорожникам. Дело в том, что как бы хорошо не следили за состоянием зимника, после каждого снегопада хорошо утрамбованная дорога превращается в участок спортивного бездорожья. Поверхность зимника обычно находится ниже уровня окружающего снежного покрова. И снегопады или сильный ветер очень быстро засыпают дорогу делая ее совершенно неотличимой от окружающих снежных полей. После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, в основном это трактора К-700 (Кировец), они тащат за собой специальные волокуши, которые в зависимости от формы расчищают либо трамбуют снег. Для удобства работы техники, а также для транспорта передвигающегося по не расчищенному зимнику дорога маркируется специальными вешками снабженными светоотражающими лентами. Благодаря им даже заметенная дорога легко читается и полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути. Длина зимних дорог варьируется от десятков до сотен километров. На протяженных зимниках через каждые пятьдесят-сто километров сооружаются базы дорожной техники из которых машины ежедневно выходят на работы по поддержанию зимника. Нередко на таких базах устраиваются пункты отдыха водителей, состоящие из нескольких теплушек. Там можно переночевать, поесть и произвести легкий текущий ремонт. Также на этих базах имеется радиосвязь и водители автомобилей передвигающихся по зимнику отмечаются в специальных журналах учета движения транспорта, также аналогичные журналы в обязательном порядке имеются на пропускных пунктах расположенных на въездах-выездах зимников. Северный край суров, непогода и морозы, постоянные спутники суровой зимы, иногда в считанные минуты способны превратить спокойное передвижение по зимнику в битву за жизнь, а посему очень важно знать местоположение участников движения в любой момент времени. Чем больше на трассе автобаз и пунктов отдыха, тем легче вычислить местоположения автомобиля попавшего в беду. Движение по зимникам обычно осуществляется в темное время суток. В свете фар белая дорога обретает рельеф за счет игры света и тени, днем же напротив дорога сливается с окружающим снегом и можно легко сползти на рыхлую обочину.
Особенности зимних дорог
Снег - самое сложное и непредсказуемое покрытие из всех существующих. Дело не столько в том, что ровный покров скрадывает рельеф и маскирует бугры и канавы, основная его опасность в другом. Японские ученые плотно занимающиеся изучением свойств снега насчитали в России около семидесяти(!) его разновидностей. В зависимости от температуры и плотности снежный покров способен менять свои свойства до противоположных. Так, например, при температурах близких к нулю по Цельсию, снег очень липкий и тяжелый, при этом его коэффициент сопротивления качению настолько высок, что не уступает рыхлому сухому песку. При снижении температуры свойства снега меняются. Минус десять-двадцать градусов в купе с высокой влажностью, свойственной для таких температур, превращают его в "манную крупу", снег смерзается в небольшие гранулы и становиться серьезным препятствием для колесной техники, машины буксуют на ровном месте - им не за что зацепиться. При температурах ниже минус тридцати влага вымерзает, снег снова меняет свои свойства теперь это мельчайшая снежная пыль. Утрамбованная сильным северным ветром она выглядит как настоящее шоссе, взрослый человек легко передвигается по ней, даже не оставляя следов. Но кажущаяся твердость обманчива, стоит только провернуть колесо, как снег расступается и машина провалившись оказывается обездвижена, практически без шансов выбраться самостоятельно. Но это еще не все сюрпризы которые нам преподносит снег. При смене температур образуется наст. Чем чаще прыгает ртуть термометра, тем больше слоев наста намерзает. Снегопады и перемены погоды превращают снежный покров в слоенный пирог. Обычно наст не настолько толст чтобы выдержать вес автомобиля, поэтому подламывается, автомобиль оказывается в ситуации парохода скованного льдами. Единственная возможность выбраться из такой западни - продалбливать наст вокруг машины и вытаскивать ее обратно на твердое место. Большую опасность при передвижении по тундре представляют сильные северные ветры. Дело в том, что при строительстве зимних дорог в тундре, магистраль прокладывается по возвышенностям, там суше и быстрее промерзает грунт, но в это и проблема, так как дорога в результате открыта всем ветрам и шквальный ветер, а он на Севере обычное явление, поднимает снег и метет его через дорогу. Во-первых образуются переметы мешающие передвижению, а во-вторых видимость падает до нескольких метров, что делает передвижение на скорости (требуемое для прохождения переметов) невозможным. Но останавливаться тоже нельзя - стоящая машина моментально оказывается заметенной снегом. В случае если вы не можете продолжать движение следует остаться в машине и дожидаться помощи, если о вашем передвижении по зимнику известно дорожным службам или дождавшись конца метели идти за помощью. Ни в коем случае не следует отправляться пешком в метель это опасно для жизни.
Техника, передвигающаяся по зимникам
В основном это полноприводные грузовые автомобили, Уралы и КамАЗы. Часто встречается гусеничная техника, она представляет наибольшую опасность для легкового транспорта. Во время движения в кабине гусеничного вездехода очень шумно и водители пользуются противошумными наушниками. Светотехника таких аппаратов также оставляет желать много лучшего, а скорость они развивают весьма порядочную, поэтому существует немалый шанс, что вас просто не заметят, особенно если ваш автомобиль светлого цвета и фары залеплены снегом. Легковой транспорт встречается крайне редко, обычно такие машины идут в сцепке с грузовиками или тракторами, или же проехав самостоятельно твердый расчищенный участок останавливаются у перемета и ожидают попутный вездеход, чтобы прицепившись к нему пройти гиблый участок.
Правила движения по зимним дорогам
Передвигаясь по зимним дорогам следует соблюдать все правила дорожного движения. Особое внимание стоит обращать на знаки дорожного движения, поверьте уж где-где, а на зимниках они установлены далеко не просто так. Есть такое выражение "Правила дорожного движения написаны кровью", так вот особенно оно актуально на таких дорогах как зимники. Поэтому настоятельно рекомендуем следовать их рекомендациям. Также на зимниках существуют и свои собственные правила, например, на подъеме преимущество имеет автомобиль двигающийся вверх. И если вы, подъехав к спуску, увидели машину подъезжающую снизу, остановитесь, оставив место для маневра на выезде и подождите пока встречный автомобиль закончит подъем и минует вас, только после этого продолжайте движение. Ведь подняться по скользкой заснеженной дороге далеко не просто особенно большегрузному автомобилю и если из-за того что вы, не подумав выехали ему навстречу он потеряет ход, то может возникнуть довольно опасная ситуация, в которой грузовик, становившийся на склоне может опрокинуться сдавая назад.
Также не в коем случае не следует пить за рулем. Управление автомобилем в сложных дорожных условиях уже само по себе серьезное испытание и не каждый водитель в состоянии справиться с управлением автомобилем даже будучи абсолютно трезвым и сосредоточенным, не говоря уже о пьяном.
Практические советы
Езда по зимним дорогам требует определенных навыков. Главное правило, не выезжать за ограничительные вешки или если их нет, не съезжать с утрамбованного полотна. Стоит одному колесу машины зацепить мягкий снег как машину моментально стаскивает с дороги и она проваливается. Выбраться без посторонней помощи очень трудно. Даже если на машине установлена лебедка это мало что меняет так как зацепить крюк в тундре совершенно не за что. Поэтому передвигаться по зимникам в одиночку не следует, движение на северных дорогах нельзя назвать интенсивным, так что можно провести несколько часов в ожидании помощи.
Так же большую опасность представляют ледяные переправы. Не смотря на то, что их обычно специально намораживают для того, чтобы они выдерживали вес тяжелого транспорта, на них случаются каверны, нередко водители тяжелой большегрузной техники не обращают внимания на знаки у переправ с ограничением тоннажа и грузные машины проламывают колесами лед. Поэтому если ледовая переправа не просматривается под снегом или из-за неровностей рельефа, лучше не пожалеть пары минут, выйти из машины и внимательно осмотреть место где вы собираетесь проехать, поверьте это может сэкономить вам не мало времени и нервов. Если на переправе посреди дороги торчит вешка это значит, что лед в этом месте проломлен и проезжать близ этого места не следует.
Также выезжая на зимник вы должны понимать, что расход топлива в сложных дорожных условиях возрастает многократно, поэтому стоит им запастись, ведь в суровых условиях русского Севера горючие - жизнь. Даже если вы рассчитываете провести в дороге пару часов в машине должен быть запас воды и пищи, это как раз тот случай, когда береженного Бог бережет. В машине обязательно должна быть хорошая лопата и надежный буксировочный трос. Совсем не лишними будут лыжи или снегоступы.
Если зимник сильно заметен снегом, имеет смысл приспустить ведущие колеса, пятно контакта возрастет, а сопротивление качению напротив уменьшиться, машина будет меньше буксовать и лучше управляться. Если ваша машина все же сползла с дороги в рыхлый снег, не торопитесь переключать передачи и давить на газ. Для начала стоит выйти из машины и посмотреть насколько глубоко она провалилась, поверьте снаружи это видно гораздо лучше чем изнутри. Перед тем как вы сядете обратно и попробуете выехать стоит обкопать машину, удалив снег из под мостов и днища. Независимо от того, пытаетесь ли вы выехать самостоятельно или машину выдергивают на тросу, выбираться надо обратно, по своей же колее, это самый простой и действенный способ. При движении по зимнику покрытому свежевыпавшим снегом и при прохождении переметов старайтесь не допускать пробуксовки колес, если чувствуете, что машина теряет ход а до конца заснеженного участка еще далеко, лучше остановиться, аккуратно сдать назад, выйти из машины и померить глубину снежного покрова. Дальше принимать решение уже исходя из ситуации. Никогда не ленитесь выйти и посмотреть, это занимает не много времени, гораздо больше уходит на ликвидацию последствий необдуманных действий.
Подготовка автомобиля для движения по зимним дорогам и бездорожью
Основным гарантом высокой проходимости являются специальные грязевые колеса большой размерности с глубоким протектором. Лучше всего подходит американская резина Super Swamper Irok размерностью 38*14 дюймов. Для достижения максимального эффекта давление в колесах понижают до 0.3-0.5 атмосферы. Для того чтобы поставить такие колеса на автомобиль требуются небольшая модификация кузова (лифт и резка крыльев) и существенные изменения в подвеске и трансмиссии, с помощью лифт-комплекта, других пружин или рессор или специальных проставок увеличиваются ходы подвески и сам автомобиль становиться значительно выше. Поскольку колеса большего размера увеличивают нагрузку на трансмиссию автомобиля изменяются передаточные числа (посредством установки других главных пар в мосты).
Обвес также претерпевает серьезные изменения. На место штатных бамперов устанавливаются специальные силовые конструкции способные выдержать удар о ледяной бруствер или дерево. На автомобиль устанавливается как минимум одна лебедка с электрическим, гидравлическим или механическим приводом. Воздухозабор во избежание гидроудара двигателя при прохождении бродов выводиться на крышу автомобиля. Для бесперебойной работы двигателя в условиях низких температур устанавливается автономная печка (работающая на основном топливе автомобиля) для подогрева охлаждающей жидкости. Также для поддержания комфортной температуры автономная печка устанавливается в салон автомобиля.
На машину устанавливается дополнительная светотехника, для обеспечения достаточного обзора в условиях плохой видимости. Также в машину устанавливается комплект оборудования для спутниковой навигации, и радиосвязь.
Перед путешествием каждый автомобиль снабжается максимально полным комплектом наиболее важных запасных частей, полным набором инструмента, комплектом внедорожного оборудования, включающим в себя рывковый буксировочный трос, высокий реечный домкрат, удлинитель лебедочного троса, корозащитную стропу для лебежения, трапы для прохождения ледовых трещин. Также каждая машина комплектуется канистрами для того чтобы суммарный запас хода по бездорожью был не менее пятисот километров.
Только после этого внедорожник можно считать готовым к дальним путешествиям по зимним дорогам.
Все описанное выше является профессиональной подготовкой и совсем не обязательно, а за частую и не нужно для движения по зимникам. Главное четко рассчитывать свои силы и возможности автомобиля. Управляя машиной с умом и осторожностью вы имеете все шансы проехать по зимнику на совершенно стандартном полноприводном автомобиле. А если и случаться какие-нибудь непредвиденные трудности вам всегда помогут водители проезжающих автомобилей. Помочь ближнему - закон для Севера и дай Бог, чтобы так и было впредь.
Водитель будь внимателен и помни!
Водители транспортных средств, во время сильных морозов воздержитесь от дальних поездок по автомобильным дорогам, эксплуатация которых возможна только в зимних условиях, при минусовой температуре (зимникам)! Такие поездки небезопасны.
Если нет возможности отложить поездку, необходимо соблюдать ряд несложных правил:
- отправляясь в дальнюю дорогу, всегда сообщайте своим близким, друзьям или соседям, куда вы едете и когда планируете вернуться;
- изучите заранее маршрут на карте;
- перед поездкой убедитесь, что взяли с собой мобильный телефон с полностью заряженным аккумулятором;
- возьмите с собой свисток. Если придется звать на помощь, голоса надолго не хватит – связки быстро устанут, и вы охрипнете. Зато сигнализировать о своем местонахождении с помощью свистка можно достаточно долго, к тому же без ощутимого вреда для организма;
- возьмите с собой рюкзак или сумку, в которых должны находиться компас, нож, фонарик, спички или зажигалка в непромокаемой упаковке. Необходимо взять с собой котелок, продукты питания, воду, теплые вещи;
- тем, кто постоянно пользуется лекарствами, а это, прежде всего, касается пожилых людей, нужно иметь при себе медикаменты;
- лучше ехать с попутчиками, не на одной машине, а хотя бы на двух, след в след. В такие поездки не следует брать детей.
Если вы заблудились в дороге или попали в экстремальную ситуацию, найдите возможность сообщить об этом, звоните по телефону 112.
Соблюдение этих несложных рекомендаций поможет вам, совершая дальнюю поездку, не попасть в экстремальную ситуацию.
87.mchs.gov.ru