Ихтиандр трубит в рог. Ихтиандр растение
это кто? "Человек-амфибия" Александра Беляева
По теории Дарвина нашими предками являются рыбы, а значит – океан можно назвать колыбелью человечества, которую мы покинули миллионы лет назад и перебрались на сушу. Но человек никогда не мог жить под водой. Хотя море и океан всегда его кормили, но они и запросто могли отнять жизнь.
Именно поэтому многие люди побаиваются воды, некоторые и вовсе не умеют плавать, сторонятся водоемов. Для нас океан – это не дом, бороздя его воды, мы находимся у него в гостях. Порой он ведет себя как гостеприимный хозяин, он ласков и приветлив, но иногда он грозный и злой, и когда он не в духе, с ним нужно быть очень и очень осторожным, иначе серьезно не поздоровится.
Лишь один человек чувствовал себя «как рыба в воде» в океане и на морях. Знакомьтесь, кто о нем не слышал - Ихтиандр. Это герой фантастического произведения Александра Беляева. Если перевести это имя с древнегреческого языка, получится «человек-рыба». Название для него очень подходящее, ведь он мог дышать под водой, как рыба, длительное время не подниматься на поверхность, плавал не хуже дельфина (хотя дельфин и не рыба, но сравним Ихтиандра в ловкости плавания именно с этим замечательным и умным млекопитающим), с легкостью опускался на большую глубину.
Ихтиандр – это вымышленный персонаж, но он описан настолько ярко и образно, что, кажется, что где-нибудь в Тихом океане этот романтик моря по-прежнему изучает затонувшие сотни лет назад корабли и находит города, ушедшие под воду тысячи лет назад.
Он все так же одинок, поскольку спутницу жизни ему найти очень сложно, ведь не каждая девушка готова выйти замуж за совсем необычного парня, которого моряки называют не иначе как «морской дьявол».
А ведь и правда: это же какой отчаянной нужно быть? Хотя, одна такая смелая красавица все же отыскалась. Ее зовут Гуттиэре – она тоже героиня фантастической истории Александра Беляева «Человек-амфибия».
Жажда наживы и романтика
Многих людей влечет жажда богатства, именно она доставила столько проблем нашему герою и его немногочисленным друзьям. Доктор Сальватор сделал своего названного сына Ихтиандра двоякодышащим не для того, чтобы прославиться как гениальный ученый и зажить «на широкую ногу». Нет, он просто решил когда-то подарить не особо здоровому ребенку новый, яркий подводный мир, осчастливить его новыми возможностями.
Но таких людей, как Сальватор, немного, гораздо больше тех, кто увидел в возможностях Ихтиандра лишь путь к успеху и деньгам. Они и стали источником бед наивного и доброго юноши с акульими жабрами.
Почему Аргентина и почему «человек-рыба»?
Местом действия романа стала Аргентина. Так решил Беляев. Ихтиандр стал жителем этой южноамериканской страны, потому что писатель прочел однажды одну необычную заметку из газеты. В ней говорилось о судебном процессе в аргентинской столице.
Судили доктора, который проводил эксперименты над индейскими детьми, для того чтобы сделать более подвижными их конечности. Эта история привлекла внимание Беляева, но не только она стала его вдохновителем.
Еще была книга «Иктанэр и Моизетта», написанная Жаном де ля Ирем, в которой рассказывалась судьба человека-акулы, ставшего жертвой фанатиков, решивших подмять под себя мир.
Морской дьявол – так назвали Ихтиандра неграмотные моряки, приписывавшие ему в одночасье такие злодеяния, как потопление кораблей и убийства невинных рыбаков. Главного героя гораздо правильнее было назвать «ангелом моря», ведь этот не совсем человек и совсем не рыба смотрел на людей чистыми глазами доброго и наивного ребенка, не желающего никому зла и готового жертвовать своей жизнью ради них.
Абсолютной его противоположностью является Зурита, который в первом же своем появлении перед читателями предстает человеком злым, алчным, жестоким, – настоящим посланником ада.
Антиподы
Нетрудно прочувствовать, читая строки книги «Человек-амфибия», что встреча Зуриты и Ихтиандра ничего хорошего последнему не сулит. Так и происходит. Противостояние зла и добра, тюрьмы и свободы – вот главная мысль этого фантастического произведения. Зурита желает заставить «морского дьявола» работать на себя, приносить ему со дна жемчужины, тем самым лишить Ихтиандра свободы. Но, к сожалению, герой и так уже ее лишен.
Отец Ихтиандра, прикрываясь высокопарными словами о совершенствовании человека, наделил своего сына акульими жабрами. Понятно, что человек, дышащий, как рыба, пусть и живущий на Земле, не будет восприниматься обществом своим.
Получается, что Ихтиандр – изгой, во всех смыслах не такой, как все, а его создатель поступил весьма недальновидно, обрекая своего пациента на муки и страдания – не только физические, но и душевные. Ихтиандр – это невинная жертва, пострадавшая за свою исключительность.
Цели жизни злодея и героя
У Зуриты, антипода Ихтиандра, совершенно иные ценности, чем у «человека-амфибии». Первый ценит деньги, добывать жемчуг он хочет лишь для того, чтобы обогатиться. Это его цель, его голубая мечта.
Но Зурита – один из многих, вокруг тысячи таких же черствых и алчных людей, как он. К примеру, тюремщики из этой же истории были согласны отпустить пленника, если им за это заплатят жемчугом.
Конечно, Ихтиандр не таков, как они. Для него деньги – пустой звук, ему не нужны богатства и блага на них покупаемые. Для него главное в жизни – это свобода, любовь и океан, конечно.
Счастье и беды Ихтиандра
Сальватор был щедр и одновременно жаден, вручил море Ихтиандру, но лишил его суши, тем самым отдалив последнего от людей на невообразимо далекое расстояние. Ихтиандр живет в бочке, этим его сухопутный мир ограничен. Ему не приходится выбирать между морем и землей, его вынудил жить в воде отец, которому почему-то вздумалось возвыситься над природой и повернуть эволюционное развитие человека вспять.
Любовь – это мука?
Ихтиандр – это, несомненно, страдалец. Не познавши любви, он долгое время довольствовался тем, что есть. Его все устраивало до той поры, пока ему не пришлось спасать Гуттиэре.
Эту встречу можно назвать роковой, ведь тогда Ихтиандр, отдавший свое сердце спасенной девушке, перестал наслаждаться жизнью. Возлюбленная Ихтиандра – удивительной чистоты девушка, но даже она стала причиной страданий «морского дьявола».
Ихтиандр, охваченный пламенем любви, ринулся в город, полный загадок, откровений и разочарований. Ради нее он начал познавать людей. Но «человек-амфибия», даже если любим девушкой, все равно останется несчастным, чуждым этому миру существом.
Финал как начало
В судьбах людей ничего не изменилось. Сальватор продолжил свои научные изыскания, Зурита не бросил добывать жемчуг, Гуттиэре создала семью с хорошим человеком. Несчастны лишь Ихтиандр и его новый отец – Бальтазар, который после того, как сын навсегда покинул берега Аргентины, практически сошел с ума.
«Человек-рыба» же, посланный ученым за океан к своему другу, вряд ли там обретет долгожданное счастье. Как сказал Сальватор, он будет служить науке, и в этом его призвание. Личной жизни, человеческой, у Ихтиандра не будет никогда.
Сальватор, представитель науки, безжалостно вторгся в судьбу своего подопечного. Ради научных достижений он просто растоптал будущее Ихтиандра, запрятал его за стены одиночества, навсегда оставил его в мире рыб, отдалил от нормальной жизни.
Думается, муки совести ученый не испытывал, потому как считал, что создание Ихтиандра послужит на благо людей в будущем.
Мифология
Умение жить под водой и на суше всегда было мечтой человека. Но вода одновременно и пугала, ведь сквозь нее порой ничего не разглядеть, и что на дне происходит, никто не знает. Потому и стали появляться такие мифологические персонажи, как утопленники, водяные, морские черти.
Авантюриные натуры жаждали побывать на дне, чтобы найти там сокровища и клады в трюмах затонувших кораблей, но неведомое пугало и их. Да и возможностей походить по дну, как это делают сейчас водолазы, в те времена не было. Люди боялись, потому и сами стращали своих детей русалками, сиренами, тритонами.
Человек-амфибия в современном кино и играх
В компьютерных играх и фильмах жанра фэнтези очень часто задействованы такие персонажи, как морские эльфы и русалки. Они обладают необычными для человека силами.
Шутки про человека-амфибию
В основном юмор связан с темой одиночества Ихтиандра. Чтобы он не страдал в пучинах морских, в невесты ему предлагают Русалочку, героиню диснеевских мультфильмов, которая также все свое время проводила в подводном мире. Пользователи интернета пишут, что эти двое составили бы прекрасную и счастливую пару.
fb.ru
Ихтиандр - это... Что такое Ихтиандр?
Ихтиандр (греч. ἰχθυ, ikhthu + ἀνδρο, andro — «рыбочеловек») — вымышленный персонаж научно-фантастического романа А. Беляева «Человек-амфибия», а также снятых по этому роману фильмов. Человек, обладающий способностью свободно находиться и перемещаться под водой.
Происхождение
Согласно книге, Ихтиандр — в прошлом индейский мальчик, которому для спасения жизни аргентинский хирург Сальватор пересаживает жабры молодой акулы.
Образ человека-амфибии в различных мифологиях являлся отражением мечты о возможности человека в равной мере свободно находиться и перемещаться под водой и на суше.
Архетип человека-амфибии в популярной культуре
Образ человека-амфибии или человека-рыбы популяризировался и нашёл отражение в современных явлениях культуры:
- Глубоководные — существа, отчасти лягушки, рыбы и люди, жители моря из рассказов Г. Лавкрафта, а также во многих ролевых играх, вдохновленные данными рассказами.
- Морские эльфы — в ролевых играх и произведениях фэнтези.
- Ихтиосапиенс — человек с жабрами, мутант, главный герой в фильме «Водный мир».
- Образ русалки обыгран во множестве произведений литературы и кино.
- В одном из выпусков юмористической передачи «Городок» есть пародийная сцена, названная «Человек-амфибия 30 лет спустя».
- Аквамен и Нэмор — персонажи комиксов.
- Гидрокомбисты — люди, обладающие способностью потреблять кислород из воды, в повести «Акванавты» и одноимённом фильме.
- Эйб Сапиен — подводный человек, герой комиксов и фильмов о Хеллбое.
- Ихтиандр упоминается в названии книги Дарьи Донцовой
dic.academic.ru
Ихтиандр - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 мая 2013; проверки требуют 40 правок.Ихтиа́ндр (от др.-греч. ἰχθύς «рыба» + ἀνήρ «мужчина, человек») — вымышленный персонаж научно-фантастического романа Александра Беляева «Человек-амфибия», а также снятых по этому роману фильмов. Человек, обладающий способностью свободно находиться и перемещаться под водой.
Происхождение[ | ]
Согласно книге, Ихтиандр — в прошлом индейский мальчик, которому для спасения жизни аргентинский хирург пересаживает жабры молодой акулы.
Продолжение[ | ]
По свидетельству друзей и знакомых Беляева, он не любил писать продолжения своих произведений: «…когда роман написан, герои его меня больше не интересуют…». Однако Ихтиандр был его любимым героем. Беляев рассказывал продолжение истории об Ихтиандре своим друзьям и знакомым, однако продолжение романа так и не вышло[1]. Позднее писатель Александр Климай написал два романа - «Ихтиандр» и «Морской дьявол», о дальнейших приключениях Человека-амфибии[2][3].
Экранизации[ | ]
Влияние[ | ]
- Донецкий водолазный клуб был назван в честь героя Беляева. Заслугой клуба является проект по созданию первого в СССР подводного дома Ихтиандр-66.
- [6] — морская улитка, названная в честь Ихтиандра.
- [7] — морская рыба, названная в честь Ихтиандра.
- Термин "ихтиандр" применим как синоним акванавта.
Образ человека-амфибии в различных мифологиях являлся отражением мечты о возможности человека в равной мере свободно находиться и перемещаться под водой и на суше. Вода всегда являлась недоступным и таинственным местом для человека. Отчасти в связи с её недоступностью, в поздней мифологии с водой были связаны тёмные и отрицательные, теневые силы, нашедшие отражение в мифах об утопленницах, морских чертях и водяных (поговорка: в тихом омуте черти водятся). Мокрое и сырое, в китайской мифологии, выражалось в виде тёмной и женственной силы инь (ср. женственный и пленительный образ сирены, русалки).Глубина воды также вызывала подсознательный страх перед неведомым, которое одновременно влекло и отпугивало своими увлекательными возможностями (наличием кладов, сокровищ на дне моря, но одновременно наличием дьявольских существ и драконов).Ниже представлены жители водных пространств, часто представляемые в виде получеловека-полурыбы либо человека-полулягушки в различных мифологиях мира.
Архетип человека-амфибии в популярной культуре[ | ]
Образ человека-амфибии или человека-рыбы популяризировался и нашёл отражение в современных явлениях культуры:
- Глубоководные — существа, отчасти лягушки, рыбы и люди, жители моря из рассказов Г. Лавкрафта, а также во многих ролевых играх, вдохновлённые данными рассказами.
- Gillman («жаброчеловек») — персонаж фильма «Тварь из Чёрной Лагуны».
- — в ролевых играх и произведениях фэнтези.
- Ихтиосапиенс — человек с жабрами, мутант, главный герой в фильме «Водный мир».
- Образ русалки обыгран во множестве произведений литературы и кино.
- В одном из выпусков юмористической передачи «Городок» есть пародийная сцена, названная «Человек-амфибия 30 лет спустя».
- Аквамен и Нэмор — персонажи комиксов.
- Гидрокомбисты — люди, обладающие способностью потреблять кислород из воды, в повести «Акванавты» и одноимённом фильме.
- Эйб Сапиен — подводный человек, герой комиксов и фильмов о Хеллбое.
- Ихтиандр упоминается в названии книги Дарьи Донцовой «Лебединое озеро Ихтиандра».
- * На сленге выражение «звать Ихтиандра» означает подвергаться морской болезни и извергать рвоту.
Примечания[ | ]
encyclopaedia.bid
Ихтиандр трубит в рог 3
Город у моря. Столица Азербайджана. Административный, промышленный и культурный центр республики. Всемирно знаменит добычей каспийской нефти. В почти заново отстроенном за годы советских пятилеток городе тем не менее имелось немало уголков для натурных съемок «города где-то в Южной Америке». К тому же художники-кинематографисты помогли «воссоздать» тесноту грязных улочек, невзрачные хижины бедняков, лавки, кабачки, магазины. Снимались эпизоды с Ихтиандром.
Здесь же были отсняты и первые кадры под водой. Эпизод с акулой. В бассейне, уровень воды в котором был поднят так, что она выливалась из него через край, плыла Гуттиэре (Анастасия Вертинская), «упавшая нечаянно в море с борта шхуны своекорыстного и жестокого Зуриты». И тут к ней устремлялась «акула». Ее хвостовой плавник появлялся то с одной, то с другой стороны рядом с насмерть перепуганной девушкой.
Затем следовал удар хвоста «акулы», и оглушенная героиня опускалась без сознания на дно...
В эпизоде участвовали аквалангисты. На небольшой глубине они поднимали из воды макеты акульего хвоста, и Анатолий Иванов наносил удар «хвостовым плавником» (он был на его ногах).
А в это время на Черном море шли поиски натуры для сложных подводных съемок. На моторной шлюпке кинематографисты отмеряли милю за милей от Севастополя до Феодосии, осматривая берег и скалы под водой, где бы можно было «поместить» подводный дом Сальватора и «выход» из него в пещеру и море Ихтиандра. От удачного выбора зависела достоверность картины и успех подводных съемок.
Скал, гротов, пещер в этой части Крыма много. Но выбрать из множества единственную, разумеется, не просто.
И такую пещеру нашли — в Голубой бухте, под Севастополем, по соседству с бухтой Казачьей. Там же решили построить подводный кинематографический павильон. А в бухте Ласпи, что у Байдарских ворот — кстати, излюбленном месте плавания подводников, где в свое время был установлен первый в нашей стране подводный дом «Ихтиандр» донецких аквалангистов, снимать эпизоды со шхуной Зуриты.
Отыскалась и шхуна — старый парусник, еще достаточно уверенно державшийся на воде. Сюда и перебралась труппа после окончания съемок в Баку.
...В бухте снимали Ихтиандра в море. Он плыл, то исчезая, то вновь появляясь на поверхности. Властелин моря. Здесь его дом, его царство. Одет он был в серебристый костюм (его изготовили, наклеив пластинки из кинематографической ленты на черный материал). Уверенный в своих силах, радуясь жизни, он доставал рог, изготовленный из морской раковины, и призывные звуки разносились над водой...
Этот эпизод снимали с дублями. Иванов должен был вновь и вновь плыть способом «дельфин» мимо кинокамеры, а, доплыв до каменной глыбы под водой, подняться на нее, достать свой рог и огласить море торжественными звуками.
Здесь же отсняли эпизод встречи Зуриты и Сальватора. Завидев в море катер ученого, Зурита приказывает привязать Ихтиандра к якорю и спустить его вместе с якорем на дно моря. И снова — дубли. Во время одного из них якорь-цепь стала разматываться с недопустимой скоростью, веревка запуталась, и дублер Ихтиандра никак не мог освободиться от якоря под водой. К нему на помощь поспешил Рэм Стукалов. Помог отвязаться. Передал акваланг, в который включился Иванов, чувствуя, что находится, как говорится, на пределе задержки дыхания.
Однако главные съемки под водой были еще впереди.
В Голубой бухте за короткий срок была создана под водой студия. Местные рыбаки помогли связать длинные опорные столбы — гундеры. Их устанавливали в море, предварительно привязав к ним тяжелые камни. Между ними протянули стальные тросы. Каркас затем обтянули рыбацкими сетями. Вот и отвоевана у моря часть водной территории, способная противостоять течениям, волнам, шторму. А в подводном павильоне «выросли» яркие экзотические растения — подводный «лес» тропических морей.
Страницы: 1 2 3 4 5 6www.offsport.ru