Жизнедеятельность растения. Растения. Строение, размножение и жизнедеятельность растений в связи с выходом на сушу

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Жизнедеятельность растений (питание, дыхание, фотосинтез, листопад). Жизнедеятельность растения


Строение и жизнедеятельность растений

УРОК- игра

Тема Обобщение темы «Строение и жизнедеятельность растений»

Цель урока: систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по пройденной теме, продолжить развивать логическое мышление, умение работы в группах, навыки сопоставления явлений и процессов жизнедеятельности растений, воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация тем вопросов на доске, конверты с номерами участников команд, карточки с заданиями, листы учета ответов.

Ход урока

Учитель. Добрый день. Сегодня на уроке мы попытаемся систематизировать и обобщить обретенные вами знания по теме «строение и жизнедеятельность растения». Но урок будет необычный. У каждого из вас будет своя игра.

Правила игры следующие.

  1. На доске закрыты темы изученного материала

  2. После каждого тура, команды по очереди выбирают себе новую тему.

  3. Ответы на вопросы тура команда дает в письменном виде.

  4. За каждый правильный ответ команда получает по балу, за неправильный - балы снимаются.

  5. К концу урока жюри подведет предварительные и окончательные итоги, которые и будут объявлены командам.

I тур

Тема «Клетка»

  1. Вакуоли содержат клеточный сок.

  2. Зеленая окраска растений обусловлена пигментом меланином.

  3. Клеточная оболочка образована клеточной мембраной и клеточной стенкой.

  4. Цитоплазма – это желеобразное вещество клетки.

  5. Ядро участвует в дыхании клетки.

Тема «Ткани растений»

  1. В клетках основной ткани откладывается запас питательных веществ

  2. Движение веществ по растению осуществляет механическая ткань

  3. Органы растения образованы разными видами тканей

  4. Покровная ткань образована мертвыми клетками

  5. Ткань – это сходные строению и выполняемым функциям клетки

Тема «Органы растений»

  1. Генеративные органы растения участвуют в фотосинтезе.

  2. Листья формируются только верхушечных почек.

  3. Побег состоит из стебля с листьями.

  4. С помощью вегетативных органов растение может размножаться.

  5. У растения есть вегетативные и генеративные органы.

Тема «Корень»

  1. Боковые корни формируются на побеге.

  2. Видоизменения корня – приспособления к определенным условиям обитания.

  3. Корневые волоски образуются в зоне всасывания

  4. Мочковатая корневая система образована только дополнительными корнями.

  5. У всех растений есть главный корень.

Тема «Побег»

  1. Вегетативная почка состоит из чешуй и зачаточного цветка.

  2. На верхушке побега расположена верхушечная почка.

  3. Почка – это зачаточный лист.

  4. Усы земляники это видоизмененный побег.

  5. Участок стебля между двумя узлами называется междоузлие

Тема «Лист»

  1. Лист – единственный орган цветкового растения, где происходит фотосинтез.

  2. Простой лист любого растения имеет черешок.

  3. Сетчатое жилкование листьев встречается у растений гораздо реже, чем параллельное или дуговое.

  4. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа не имеют хлорофилла.

  5. Сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящей и механической тканями.

II тур

Тема «Клетка»

  1. Как называются пластиды красного и оранжевого цвета:

А) лейкопласты; Б) хромопласты; В) хлоропласты.

  1. Организмы, в клетках которых сформировано ядро называются:

А) автотрофами; Б) гетеротрофами; В) прокариотами; Г) эукариотами.

  1. Все процессы жизнедеятельности в клетке регулирует:

А) цитоплазма; Б) пластиды; В) ядро; Г) митохондрии.

  1. Выделительную и опорную функции в клетке выполняют:

А) митохондрии; Б) вакуоли; В) пластиды

5. Клеточные включения – это:

А) постоянные органеллы клетки; Б) временные образования

Тема «Ткани растений»

  1. Основу любого органа растения составляет:

А) основная ткань; Б) покровная; В) проводящая.

  1. Фотосинтез осуществляется в ткани:

А) образовательной; Б) основной; В) покровной.

  1. Столбчатые клетки - это клетки:

А) проводящей ; Б) механической; в) образовательной; Г) основной;

Д) покровной ткани.

  1. Клетки кожицы – это:

А) живые клетки основной ткани; Б) мертвые клетки механической ткани;

В) живые клетки покровной ткани.

  1. Образовательная ткань состоит из:

А) мелких клеток с крупными межклетниками; Б) мелких, плотно прилегающих друг к другу клеток; В) крупных плотно прилегающих друг к другу клеток.

Тема «Органы растений»

  1. На протяжении жизни у растений формируются органы:

А) Вегетативные; Б) генеративные; В) вегетативные и генеративные.

2. К вегетативным органам относят:

А) корень; Б) цветок; В) плод; В) побег.

3. Поглощение питательных веществ из почвы обеспечивает:

А) корень; Б) стебель; В) лист; Г) цветок.

4. Генеративные органы отвечают за:

А) бесполое размножение; Б) половое; В) вегетативное.

5. Функцию формирования зачатков нового поколения выполняют органы:

А) корень; Б) почка; В) цветок; Г) семя; Д) плод.

Тема «Корень»

  1. Корень растет в длину:

А) верхушкой; Б) основанием; В) средней частью.

  1. Из зародышевого корешка развивается:

А) главный корень; Б)дополнительные корни; В) боковые корни.

3. Зона деления корня представлена тканью:

А) проводящей; Б) покровной; В) образовательной.

4. Корневые волоски это:

А) видоизменения корня; Б) клетки покровной ткани; В) особый вид ткани растения.

5. Мочковатая корневая система представлена:

А) системой корней с хорошо выраженным главным корнем;

Б) системой боковых и дополнительных корней.

Тема «Побег»

  1. Стебель растения утолщается за счет деления клеток:

А) луба; Б) камбия; В) древесины; Г) сердцевины

2. Клубни картофеля – это расширения верхушки:

А) главного корня; Б) бокового корня; В) подземного побега.

3. Видоизменениями побегов являются:

А) колючка кактуса; Б) клубень картофеля; В) корнеплод моркови.

4. В трехлетнем стебле липы сосуды расположены в:

А) сердцевине; Б) древесине; В) коре.

5. Лубяные волокна расположены в:

А) коре стебля; Б) древесине; В) сердцевине

Тема «Лист»

  1. У водных растений устьица находятся:

А) на верхней стороне листа; Б) на нижней стороне листа; В) на краях, выступающих над водой.

  1. Межклетники губчатой ткани заполнены:

А) воздухом; Б) водой; В) воздухом и парами воды.

  1. В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется:

А) кислород; Б) углекислый газ; В) азот и углекислый газ.

  1. При дыхании зеленое растение поглощает:

А) азот; Б)кислород; В) углекислый газ.

5. Усики гороха – это видоизмененные:

А) прилистники; Б) листочки сложного листа; В) боковые побеги.

III тур

Тема «Клетка»

Дайте определения соответствующим понятиям

Цитоплазма

Органеллы, участвующие в фотосинтезе.

Ядро

Структурная и функциональная единица

Клетка

Структура, ограничивающая внутреннее содержимое от внешней среды

хлоропласты

Полужидкое внутреннее содержимое клетки

Клеточная оболочка

Хранитель наследственной информации

Тема «Ткани растений»

Дайте определения соответствующим понятиям

Образовательная

Придает органам растения прочность и упругость.

Основная

Осуществляет взаимосвязь между органами растения

Механическая

Составляет основную массу всех органов растения

Покровная

Защищает растение от повреждений и неблагоприятных условий

проводящая

Состоит из мелких, плотно прилегающих друг к другу постоянно делящихся клеток с тонкими стенками.

Тема «Органы растений»

Дайте определения соответствующим понятиям

Побег

Имеет чешуйки и зачаточные листья или цветки

Почка

Состоит из узлов и междоузлий

Лист

Наиболее интенсивно осуществляет дыхание, фотосинтез, транспирацию

Корень

Состоит из стебля, почек и листьев

стебель

Обеспечивает минеральное питание растения

Тема «Корень»

Дайте определения соответствующим понятиям

Корни - присоски

Запас питательных веществ

Корни – зацепки

Для поддержания кроны (побега).

Дыхательные корни

Корни растений – паразитов

Корнеклубни

У тропических растений, для дополнительного дыхания

Корни - подпорки

Для удержания побега на опоре

Тема «Побег»

Дайте определения соответствующим понятиям

Стебель

Образовательная ткань расположенная под корой

Камбий

Зона корня, защищающая его от повреждений

Корневой чехлик

Ось побега

Ствол

Зачаточный побег

почка

Главный стебель деревянистых растений

Тема «Лист»

Дайте определения соответствующим понятиям

Простой лист

Боковая часть побега

лист

Одна листовая пластинка

Сидячий лист

Лист без черешка

листорасположение

Сосудисто-волокнистые пучки, соединяющие лист со стеблем

жилки

Определенный порядок расположения листьев на стебле

IV тур

Тема «Клетка»

Закончите высказывания:

  1. Структурная и функциональная единица живых организмов –

  2. За хранение и передачу наследственной информации в клетке отвечает-

  3. Зеленая органелла клетки, участвующая в фотосинтезе –

  4. Внутреннее, желеобразное содержимое клетки –

  5. Наука о строении и процессах жизнедеятельности клеток –

Тема «Ткани растений»

  1. Наука, изучающая особенности строения различных тканей -

  2. Ткань, защищающая органы растения от повреждений и неблагоприятных условий среды –

  3. Вид проводящей ткани, из живых клеток последовательно соединенных между собой –

  4. Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и выполняемым функциям –

  5. Покровная ткань, состоящая из живых клеток -

Тема «Органы растений»

  1. Органы , участвующие в процессах жизнедеятельности –

  2. Подземный орган растения –

  3. Часть организма, имеющая свое расположение, строение, и выполняющая определенные функции -

  4. Изменение органа, связанное с появлением новых функций -

  5. Органы, участвующие в половом размножении -

Тема «Корень»

  1. Вид корня, развивающийся из зародышевого корешка семени -

  2. Длинные выросты клеток кожицы корня в зоне всасывания -

  3. Корневая система с хорошо развитым главным корнем -

  4. Поглощение и усвоение растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей -

  5. Совокупность всех корней растения –

Тема «Побег»

  1. Стебель с расположенными на нем листьями и почками –

  2. Угол между листом и расположенным над ним междоузлием –

  3. Самая верхняя часть зачаточного побега –

  4. Расположение листьев на стебле –

  5. Почка, находящаяся на верхушке побега -

Тема «Лист»

1. Замыкательные клетки кожицы листа –

2. Воскоподобное вещество, выделяемое клетками кожицы листа –

3. Процесс образования органических веществ из неорганических на свету –

4. Испарение излишков воды из листьев –

5. Процесс одновременного сбрасывания листьев на период неблагоприятных условий -

V тур

Тема «Клетка».

Рассмотрите рисунок растительной клетки и сделайте подписи к нему.

Тема «Ткани растений»

Рассмотрите рисунок внутреннего строения листа и назовите ткани, образующие его.

Тема «Органы растений»

Рассмотрите рисунок строения листа и сделайте к нему подписи.

Тема «Корень»

Рассмотрите рисунок внутреннего строения корня, сделайте к нему подписи.

Тема «Побег»

Рассмотрите рисунок строения побега, сделайте к нему подписи.

Тема «Лист»

Рассмотрите рисунки простых и сложных листьев, сделайте к ним подписи.

VI тур

Тема «Клетка»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Хлоропласт, ядро, цитоплазма, включения.

  1. Расшифруйте термин: 54166328 (пластиды)

Тема «Ткани растений»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Кутикула, древесина, кора, камбий.

  1. Расшифруйте термин: 4634241 (ксилема)

Тема «Органы растений»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Корневище, корнеплод, клубень, усы.

  1. Расшифруйте термин: 46451371 (луковица)

Тема «Корень»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Редис, морковь, георгин, свекла.

  1. Расшифруйте термин: 455425452 (корнеплод)

Тема «Побег»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Ситовидные трубки, чечевички, лубяные волокна, сердцевина.

  1. Расшифруйте термин: 4461249 (клубень)

Тема «Лист»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Листовая пластинка, черешок, узел, основание листа.

  1. Расшифруйте термин: 7565634623 (фотосинтез)

1

АБВ

2

ГДЕ

3

ЖЗИ

4

КЛМН

5

ОПР

6

СТУ

7

ФХЦЧ

8

ШЩЪЫ

9

ЬЭЮЯ

Подведение итогов урока, объявление команды-победителя

Лист команды №___

Участники: ____________________________________________________________

1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

итого

multiurok.ru

Основные процессы жизнедеятельности

Известно, что все цветковые растения имеют клеточное строение, что строение клеток зависит от той функции, которую они выполняют. В едином растительном организме все клетки, сходные по строению и выполняемым функциям, образуют ткани, из тканей сложены органы растений, из органов — единый целостный организм. Как же он живет?

Обмен веществ

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ, или метаболизм (от греч. «метаболе» — изменение, превращение). В растительных организмах происходит внешний обмен — поглощение и выделение веществ, и внутренний обмен — превращение веществ в клетке. Внешний обмен может происходить с расходованием энергии или без нее. Внутренний же обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: ассимиляции и диссимиляции. Ассимиляция (от лат. «ассимиляцио» — употребление) — процесс образования из простых веществ более сложных, из которых строится тело растения. Для этого необходима энергия. Диссимиляции — процесс распада сложных веществ, из которых построено тело, на более простые. При этом освобождается энергия.

Способность к фотосинтезу — основной признак зеленых растений.

Газообмен в листе происходит по закону диффузии (взаимного проникновения веществ). Днем, когда происходит фотосинтез, внутри листа концентрация углекислого газа уменьшается сравнительно с внешним воздухом, поскольку он расходуется на образование углеводов. Поэтому углекислый газ и проникает через устьица к межклетникам губчатой ткани, а оттуда к клеткам. В это же время из листьев выделяется кислород, освобождающийся в процессе фотосинтеза. Ночью происходит обратный процесс, а именно: количество углекислого газа в листьях возрастает и он выделяется в воздух, происходит интенсивно процесс дыхания. Дыхание происходит во всех живых клетках днем и ночью. Растение, как и человек, дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. Однако на свету, когда происходит фотосинтез, растения поглощают углекислого газа больше, чем выделяют при дыхании.

Зелёное растениеЗелёное растение. Фото: Ben Hosking

Испарение воды, или транспирация — это процесс испарения воды листьями, который имеет очень важное значение в жизни растений. Он осуществляется в основном через устьица. Благодаря испарению вокруг растения создается определенный микроклимат, необходимый для нормальной жизнедеятельности. Испарение в жаркую погоду способствует охлаждению листьев» передвижению воды и растворенных в ней веществ. Различают испарение воды через кутикулу (восковой налет на кожице) и через устьица. Скорость транспирации зависит от многих причин: биологических особенностей самих растений, экологических условий. Таким образом, ассимиляция и диссимиляция — взаимосвязанные процессы обмена веществ и энергии. Самым важным ассимиляционным процессом у растений является фотосинтез, а диссимиляционным — дыхание. Фотосинтез осуществляется в клетках ассимиляционной ткани, в которых содержатся зеленые пластиды — хлоропласты. Ассимиляционную ткань называют еще основной. Она состоит из клеток двух типов. Под верхней кожицей располагаются в два-три плотных слоя клетки столбчатой ткани, а под ними рыхло лежат клетки губчатой ткани, имеющей кмежклетники — пространства, заполненные воздухом. В кожице, преимущественно с нижней стороны листа, имеются многочисленные образования — устьица, обеспечивающие газообмен и испарение воды растением.

Минеральное питание

Для нормальной жизнедеятельности растениям нужны не только углеводы, образующиеся в процессе фотосинтеза, но и белки, жиры и другие вещества. Для их образования растению, кроме кислорода, водорода (из которых состоят углеводы), необходимы другие химические элементы. Их растение получает из почвы в виде минеральных веществ, следовательно, почва — не только среда обитания, но и источник минерального питания растений. Из почвы в растение поступают такие элементы, как калий, фосфор, азот и другие, а также микроэлементы: бор, кальций, магний, сера, кобальт, марганец, медь, цинк и др. При недостатке в почве минеральных солей их вносот в виде минеральных удобрений. Удобрения бывают минеральные: азотные (селитра, мочевина, сульфат аммония), фосфорные (суперфосфат) и калийные (хлорид калия). Золу также считают калийным удобрением. Вносят в почву и органические удобрения. Это вещества органического происхождения — навоз, птичий помет, перегной, торф. Есть еще и гранулированные удобрения. Их готовят в форме гранул (шариков). Вносят удобрения в почву весной или осенью, а также во время роста растений — подкормка.

Выращивать растения можно и без почвы, на водных питательных смесях, если в их составе будут все элементы, необходимые для питания растений. Такой способ выращивания растений получил название гидропоника. Есть еще и аэропоника, когда растения выращивают без почвы и находящиеся в воздухе корни периодически опрыскивают мелкими капельками питательного раствора. Транспорт веществ в растении — этот процесс в растении осуществляется в виде восходящего и нисходящего потоков. Штриховой стрелкой обозначен восходящий поток, непрерывной — нисходящий.

Вода с растворенными в ней веществами попадает в растение через корневые волоски, дальше поднимается по корню к стеблю и по стеблю — к листьям и другим органам (восходящий поток). Проводящая ткань, по которой движутся вода и минеральные соли, называется ксилемой, находится она в древесине стебля. Ткань, по которой движутся вещества, образовавшиеся в листе (нисходящий поток), называется флоэмой. Флоэма расположена в коре. Проводящие клетки флоэмы живые и называются ситовидными трубками. Проводящие клетки ксилемы мертвые и называются сосудами. Движение веществ проходит под силой действия корневого давления и транспирации. Под действием корневого давления раствор воды и минеральных солей через корневые волоски попадает в кору, а затем в сосуды ксилемы. По сосудам корня раствор поднимается к стеблю и по сосудам стебля движется вверх к листьям уже под действием силы транспирации. Получая необходимые для жизнедеятельности вещества, растение растет, развивается и размножается.

Рост и развитие

Растение растет — значит, организм находится в движении, так как при этом идет деление клеток (в живых клетках цитоплазма постоянно находится в движении). Разрастаясь, корневая система увеличивает площадь минерального питания, а рост надземной части увеличивает площадь воздушного питания. Взаимосвязь подземной и надземной частей обеспечивает жизнь растению как целостному организму.

Рост и развитие растений тесно связаны между собой, но не заменяют друг друга. Регуляция этих процессов осуществляется на клеточном уровне. Процессы роста происходят ритмично. Развитие растений — это те качественные изменения, которые происходят в растении на протяжении его жизни, начиная с деления зиготы. Из нее формируется зародыш с зачаточными органами, расположенный в семени. После прорастания семени из зародыша развивается растение, на котором образуются цветки, происходят цветение, опыление и оплодотворение, развитие плода и семени, их созревание и рассеивание. Развитие отдельного организма от семени до семени, то есть от рождения до смерти, называется индивидуальным, или онтогенезом (от греч. «онтос» — существо и «генио» — рождение). Развитие организмов в процессе эволюции, то есть в процессе исторического развития, называют филогенезом.

Размножение

Размножение — основная биологическая функция всякого живого организма. В одних случаях у растений размножением завершается жизненный путь, например, у однолетних и тех многолетних растений, у которых плодоношение бывает одни раз в жизни (бамбук, некоторые пальмы и др.). В других случаях размножение совершается многократно (многолетние травы, деревья и кустарники). Каждое растение начинает размножаться в определенную пору своей жизни. И независимо от того, семенным или вегетативным способом происходит размножение, растения воспроизводят себе подобных. Способы размножения у растений разнообразны, но их можно свести в основном к трем: бесполому, вегетативному и половому. При бесполом размножении воспроизведение себе подобных происходит без участия половых клеток и без оплодотворения. Бесполое размножение с помощью спор и вегетативных (растущих) частей тела свойственно всем растениям.

Как уже отмечалось, для жизненного цикла растений характерно чередование двух поколений — полового (гаплоидного, т. е. с одинарным набором хромосом) и бесполого (диплоидного, с двойным набором хромосом).

При половом размножении у растений обычно происходит чередование поколений: на одном формируются органы и клетки бесполого размножения — это спорофит, а на другом образуются половые органы и половые клетки — это гаметофит. Приспосабливаясь к жизни на суше, наземные растения развивались по пути усовершенствования спорофита (бесполого поколения) и редукции (изменения) гаметофита (половые поколения). Гаметофит, который очень чувствителен к недостатку влаги, постепенно уменьшается в размерах, что дает ему возможность быстрее развиться и, таким образом, стать менее зависимым от воды.

Дыхание

Живая клетка представляет собой открытую энергетическую систему, она живет и сохраняет свою индивидуальность за счет постоянного притока энергии. Как только этот приток прекращается, наступает дезорганизация и смерть организма. Энергия солнечного света, запасенная при фотосинтезе в органическом веществе, вновь высвобождается и используется на самые различные процессы жизнедеятельности. Энергия квантов света, аккумулированная в углеводах, вновь высвобождается в процессе их распада (диссимиляции). В самой общей форме можно отметить, что все живые клетки получают энергию за счет ферментативных реакций, в ходе которых электроны переходят с более высокого энергетического уровня на более низкий. В природе существуют два основных процесса, в ходе которых энергия солнечного света, запасенная в органическом веществе, высвобождается,— это дыхание и брожение. Дыхание — это аэробный окислительный распад органических соединений на простые, неорганические, сопровождаемый выделением энергии. Брожение —анаэробный процесс распада органических соединений на более простые, сопровождаемый выделением энергии. При брожении степень окисленности соединений не меняется. В случае дыхания акцептором электрона служит кислород, в случае брожения — органические соединения. Процессы, входящие в энергетический цикл, имеют настолько важное значение, что в настоящее время возникла наука биоэнергетика, изучающая молекулярные и субмолекулярные основы трансформации энергии.

Дыхание — один из центральных процессов обмена веществ растительного организма. Выделяющаяся при дыхании энергия тратится как на процессы роста, так и на поддержание в активном состоянии уже закончивших рост органов растения. Вместе с тем значение дыхания не ограничивается тем, что это процесс, поставляющий энергию. Дыхание, подобно фотосинтезу, сложный окислительно-восстановительный процесс, идущий через ряд этапов. На его промежуточных стадиях образуются органические соединения, которые затем используются в различных метаболических реакциях. К промежуточным соединениям относят органические кислоты и пентозы, образующиеся при разных путях дыхательного распада. Таким образом, процесс дыхания — источник многих метаболитов. Несмотря на то, что процесс дыхания в суммарном виде противоположен фотосинтезу, в некоторых случаях они могут дополнять друг друга.



biofile.ru

Растения. Строение, размножение и жизнедеятельность растений в связи с выходом на сушу

Существует предположение, что растения произошли от древних зеленых водорослей. Для такого предположения имеются веские основания:

  1. у водорослей и растений главный фотосинтезирующий пигмент - хлорофилл α и каротиноиды;
  2. основной запасной углевод - крахмал, который откладывается в хлоропластах, а не в цитоплазме, как у других фотосинтезирующих эукариот;
  3. целлюлоза является важнейшим компонентом их клеточной стенки;
  4. у водорослей и некоторых растений (мхи) в матриксе хлоропласта имеются особые включения - пиреноиды;
  5. есть сходство в клеточном делении растений и некоторых водорослей.

Растения появились на суше примерно 430 млн лет назад в виде небольших по размеру и примитивных по строению риниофитов и псилофитов. В дальнейшем их эволюция неразрывно связана с постепенным завоеванием суши. Оказавшись в совершенно новой воздушной среде, они постепенно адаптировались к необычной обстановке и на протяжении многих миллионов лет дали большое разнообразие наземных растений.

Самой большой трудностью, которую надо было преодолеть первым наземным растениям, была проблема обезвоживания. Как известно, у водорослей мужские гаметы, участвующие в половом размножении, имеют возможность приблизиться к яйцеклеткам только в водной среде. На суше такая возможность крайне ограничена. Одним из ключевых событий раннего этапа выхода растений на сушу явилось появление спор с прочными оболочками, позволяющими переносить засушливые условия. В процессе дальнейшего приспособления к наземным условиям существования у растений сформировались вегетативные органы - корень, стебель и лист, как результат разделения функций между различными участками тела. Корни обеспечивают закрепление растений в субстрате и водно-минеральное питание, листья - фотосинтез, стебли - транспорт веществ (восходящий и нисходящий токи). Расчленение тела растений на органы явилось следствием развития у них разнообразных тканей - покровной, проводящей, механической и др.

Развитие у сосудистых растений эффективной проводящей системы, состоящей из ксилемы и флоэмы, решило проблему передвижения воды, минеральных и органических веществ в условиях суши. От высыхания растения защищены покровной тканью - эпидермисом, перидермой или коркой. В свою очередь, развитие эпидермиса привело к формированию устьиц - высокоспециализированных образований, регулирующих газообмен и испарение воды растением.

У растений наблюдается усиление механической устойчивости стебля вследствие утолщения клеточной стенки и пропитывания ее лигнином, придающим жесткость целлюлозному остову клеточной оболочки. Многие ученые полагают, что появление способности к синтезу лигнина оказалось поворотным моментом в эволюции наземных растений.

Параллельно шла эволюция органов полового и бесполого размножения. Из одноклеточных, характерных для подавляющего большинства водорослей, антеридии и архегонии становятся многоклеточными, их стенки надежнее защищают гаметы и споры от высыхания.

В жизненном цикле растений наблюдается закономерное чередование полового и бесполого поколений. Это значит, что в ходе жизненного цикла (т. е. цикла от зиготы одного поколения до зигот следующего поколения) один тип организмов сменяется другим.

Гаплоидное поколение называется гаметофитом, оно способно к половому размножению и образует гаметы. Гаметы формируются в многоклеточных органах полового размножения - антеридиях и архегониях.

Антеридии - небольшие овальные тельца, внешняя стенка которых образована одним, реже - несколькими слоями стерильных клеток. В антеридиях формируются подвижные мужские гаметы - сперматозоиды, которые выходят из созревшего антеридия наружу и активно передвигаются только в воде.

Архегонии - небольшие колбообразные тельца, состоящие из нижней расширенной части, называемой брюшком, и верхней удлиненной - шейки. Снаружи архегоний окружают бесплодные клетки, защищающие их от высыхания. В брюшке находится неподвижная женская гамета - яйцеклетка. Над яйцеклеткой располагается брюшная канальцевая клетка, а внутри шейки - ряд шейковых канальцевых клеток.

При созревании яйцеклетки брюшная и шейковые канальцевые клетки расплываются в слизь, и архегоняй вскрывается на верхушке. По каналу шейки, заполненному слизью, сперматозоиды проникают в брюшко, и один из них сливается с яйцеклеткой, т. е. происходит оплодотворение. В результате образуется диплоидная зигота, из которой вырастает диплоидный спорофит. Он называется спорофитом, так как способен к бесполому размножению с образованием гаплоидных спор. Последние дают начало гаметофитному поколению.

Одно из этих двух поколений всегда преобладает над другим, и на его долю приходится большая часть жизненного цикла.

В отличие от других растений, в жизненном цикле моховидных преобладает гаметофит - небольшое, преимущественно листостебельное растение, которое осуществляет функцию фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Спорофит у них развивается из оплодотворенной яйцеклетки внутри архегония и постоянно связан с гаметофитом не только морфологически, но и физиологически, являясь его придатком. Для размножения мхов необходима вода, иначе сперматозоиды не смогут подплыть к архегониям. Кроме того, только в достаточно влажной среде у них лопаются антеридии, и высвобождаются сперматозоиды. Поэтому не случайно большинство моховидных приурочены к сырым и затененным местам.

Развитие моховидных по пути возрастания самостоятельности гаметофита и упрощения спорофита привело к эволюционному тупику.

В эволюции сосудистых растений происходит постепенная редукция (уменьшение и упрощение) гаметофита и преобладание в жизненном цикле спорофита, который не нуждается для образования и распространения спор в капельножидкой среде. Так, у плауновидных, хвощевидных и папоротниковидных гаметофит представлен маленьким (от нескольких миллиметров до 3 см) заростком, не расчлененым на органы, живущим несколько недель (у плаунов - несколько лет) независимо от спорофита. На заростках в антеридиях развиваются сперматозоиды, которые, плавая в каплях воды достигают архегония и сливаются с яйцеклеткой. Благодаря крошечным размерам гаметофитов, оплодотворение у хвощей, плаунов и папоротников может происходить даже при ничтожно малых количествах воды в виде капелек росы, тумана и др.

У голо- и покрытосеменных растений гаметофит полностью утратил способность к самостоятельному образу жизни и все его развитие протекает на спорофите внутри макроспорангия (или семязачатка).

У голосеменных женский гаметофит - многоклеточный гаплоидный эндосперм с двумя (у сосны) или несколькими (у других голосеменных) архегониями; у покрытосеменных он редуцирован обычно до семи клеток, архегониев не имеет и называется зародышевым мешком. В зародышевом мешке образуются яйцевой аппарат, состоящий из яйцеклетки и двух клеток-синергид, вторичное (диплоидное) ядро и клетки-антиподы.

Мужской гаметофит семенных растений развивается из микроспоры и представляет собой пыльцевое зерно (пыльцу). Оно содержит клетку, прорастающую в пыльцевую трубку и еще генеративную, образующую два спермия. При этом впервые в эволюции растений процесс оплодотворения становится независимым от наличия капельножидкой среды; спермин доставляются к яйцеклеткам пыльцевой трубкой, что является важнейшим приспособлением к наземному образу жизни.

Читать далее

ed-lib.ru

Строение и жизнедеятельность растений

Жизнь - качественно специфическая биологическая форма движения материи. Главными признаками живого является обмен веществ и энергии, питания, дыхания, рост и развитие, движение, раздражимость, размножение, саморегуляция и самообновления, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды.

Обмен веществ и энергии - это совокупность процессов поступления в организм веществ и энергии из внешней среды, их преобразование, усвоения в организме, распад с выделением энергии и выведения из организма.

Питание - процесс поступления в организм веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности, и их усвоение, это составная часть обмена веществ. Существуют два типа питания: автотрофных и гетеротрофных. Автотрофное питание - образование (синтез) органических веществ из неорганических и за использование, в основном, энергии солнечного излучения. В процессе синтеза органического вещества из неорганических у растений выделяется кислород. Часть его растения используют для дыхания, а остальной газ попадает в атмосферу.

Гетеротрофы используют для питания готовые органические вещества. Гетеротрофы делятся на паразитов и сапротрофы. Паразиты - организмы, использующие для питания органические вещества живых организмов. Сапротрофы - питаются органическими веществами отмерших организмов.

Фотосинтез - самая функция листа. В листьях происходят также важные функции - дыхание и испарение воды (транспирация). При фотосинтезе из неорганических соединений образуются органические за счет усвоения растением энергии света. Необходимым условием фотосинтеза является наличие света, воды и углекислого газа. Воду растения получают преимущественно из почвы, углекислый газ - из воздуха. Потребление растениями углекислого газа из атмосферы называют воздушным питанием. Углерод углекислого газа является основой для образования молекул органических веществ. Во время фото-синтеза на свете растения разлагают воду и выделяют из нее кислород. Интенсивность фотосинтеза зависит от освещенности, температуры окружающей среды, количества углекислого газа (в атмосфере его 0,03%), поступления воды. Оптимальные условия для фотосинтеза - температура +20 ... 25 ° C и достаточное увлажнение почвы.

Дыхание - сложный процесс; все организмы дышат кислородом и выделяют при этом углекислый газ. Дыхание является одним из основных процессов обмена веществ и энергии, поддерживающий связь между организмом и средой. Во время дыхания проходят процессы окисления органических соединений с высвобождением энергии, которая связана в них. Эта энергия необходима растениям для обеспечения процессов жизнедеятельности. Во время дыхания поглощается кислород и выделяется углекислый газ в окружающую среду. Температура и другие факторы внешней среды оказывают большое влияние на дыхание растения.

Испарение воды растениями (транспирация) - это выделение водяного пара через устьица, чечевичками подобное. Вода испаряется через все части растения, и интенсивно это делается листья. Скорость испарения регулируют устьица. По системе межклетников водяной пар попадает в устьиц щели и через них выходит наружу. Возможна потеря воды непосредственно с поверхности листка, хотя она и невелика. Транспирация имеет важное значение для жизни растения: снижает ее температуру и защищает от перегрева, а главное - обеспечивает восходящий поток растворов от корня в надземную часть. Все процессы жизнедеятельности растения происходят только при наличии воды. Основная масса воды, которую поглощают растения, испаряется, лишь незначительная ее количество используется непосредственно для образования органических веществ. Ветер, температура и влажность воздуха определяют интенсивность транспирации. При увеличении влажности скорость испарения воды уменьшается, может даже совсем прекратиться, а при повышении температуры и усилении ветра - растет.

Взаимосвязи частей растительного организма. Функции растительного организма - фотосинтез, дыхание, минеральное питание, транспорт воды, органических и неорганических веществ, рост и развитие, размножение и т.д. - изучает наука физиология растений. Все части растения тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга и составляют единое целое. Нарушения строения или функции любой из них сразу же отражается на деятельности других частей и организма в целом. Повреждение и отмирание корней не только нарушит закрепления растения в почве, но и сделает невозможным поглощение ею из почвы растворов минеральных веществ. Листок - орган, где у растения образуются органические вещества, без которых невозможен рост клеток и тканей корней и побегов, а следовательно, организма в целом. Вместе с тем листок и стебель нуждаются в минеральных растворах, поступающих из корня. Связь между различными частями растения осуществляет проводящая ткань, которая пронизывает весь организм - от корня через стебель до клеток листа. Согласование работы органов осуществляется благодаря выработке растением особых соединений - фитогормонов. Фитогормоны образуются в одних клетках и через проводящую ткань попадают в другие, где проявляется их действие. Одни из них ускоряющие деление и рост клеток, другие могут тормозить их, т.е. регулируют прорастание семян, почек, образования цветков, плодов и т..

Одним из основных проявлений жизни является обмен веществ. Растение растет, размножается, реагирует на изменения условий окружающей среды благодаря постоянному обмену веществ и превращению энергии. Одни вещества постоянно поступают в организм и используются им, испытывая в его клетках преобразований, другие вещества (конечные продукты обмена) - выводятся из организма в окружающую среду. То есть обмен веществ составляют два взаимосвязанных процесса: ассимиляция - образование сложных веществ из более простых для построения тела растения и диссимиляция - разложение сложных веществ, из которых построено тело, на простые вещества. Сложным ассимиляционным процессом является фотосинтез, а Диссимиляционная - дыхание.

В организм растения поступают необходимые ему вещества и энергия, происходит их превращение и усвоение - это питание растения. Зеленые растения за счет энергии света образуют сложные органические соединения из простых неорганических - это происходит в процессе фотосинтеза. Строение листа приспособлена к осуществлению его функций. Клетки основной ткани листа содержат хлорофилл, который находится в хлоропластах. Для осуществления фотосинтеза, помимо света, необходимы вода и углекислый газ. Углекислый газ поступает, в основном, через устьица листа при газообмена (воздушное питание). Благодаря неравномерному утолщению оболочки клеток устьиц, в зависимости от количества, устьиц щели открываются и закрываются. Через устьица щели углекислый газ поступает в хлорофилоносным ткани, а освободившийся в ходе фотосинтеза кислород выходит наружу. Во время дыхания поглощается кислород и высвобождается углекислый газ. Процесс фотосинтеза идет с поглощением энергии Солнца, а в процессе дыхания энергия высвобождается (направляется на нужды). Итак, процессы фотосинтеза и дыхания определенным образом противоположны друг другу, но одновременно связаны между собой. Кислорода при фотосинтезе высвобождается значительно больше, чем потребляется растением при дыхании, поэтому зеленые растения обогащают им атмосферу.

Фотосинтез - очень сложный процесс. Изучать его начали давно. Русский ученый К. А. Тимирязева в конце XIX века впервые высказал мысль о космической роли растений. Зеленые растения, а точнее хлорофилл, преобразующие энергию Солнца в энергию химических связей сложных органических соединений. Именно зеленым растениям принадлежит ведущая роль в обеспечении энергией всех живых существ на нашей планете.

vidminnyk.com

Жизнедеятельность растений (питание, дыхание, фотосинтез, листопад)

АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

Рассмотрев строение и жизнедеятельность растений, можно выделить главные признаки растения как живого организма.Питание растений осуществляется из воздуха и из почвы. Корневая система растения предназначена для всасывания из почвы воды и растворенных в ней минеральных солей. Листья являются своеобразными «фабриками» по производству на свету органических соединений из неорганических - воды и углекислого газа, поглощенного из воздуха. В организме растения органические вещества перемещаются и преобразуются во всех его органах и клетках. Таким образом, происходит рост растения. При этом накапливаются органические вещества в плодах, семенах, в корневой системе, в подземных и надземных побегах.

В организме растения осуществляются процессы жизнедеятельности (питание и дыхание). Как и любой другой живой организм, растение дышит кислородом, при этом углекислый газ выделяется в атмосферу. Растение не имеет особых органов дыхания. Дыхание происходит через стебли, листья и корни. Интересно, что процессы дыхания осуществляются и в цветках, плодах, семенах. То есть дыхание у растений происходит во всех органах и клетках. При этом органическое вещество расщепляется с выделением тепла.

Роль клеток в жизни растения. Каждое растение формируется из клеток. Клетка в свою очередь состоит из ядра и протоплазмы. Жизнедеятельность всего организма обеспечивается слаженной работой клеток, в каждой из которых осуществляются жизненно важные процессы – дыхание и питание. Разным клеткам присущи различные функции. Для всасывания воды с растворенными минеральными солями приспособлены корневые волоски. В клетках, образующих мякоть листа, а конкретнее в хлорофилловых зернах, на свету образуются органические соединения из воды и углекислого газа. Защитную функцию выполняют клетки кожицы стебля и листа, они предохраняют внутренние структуры листа от высыхания и повреждения. В процессе жизнедеятельности растения клетки претерпевают изменения – растут и делятся. При соединении содержимого клеток пыльцы и яйцеклетки образуется и растет зародыш нового растения.

Рост и движение растений. Растение постоянно растет, рост его стебля, корня и листьев очень заметен. Также увеличиваются в размерах за счет роста цветки и плоды. Что касается деревьев, то они растут в высоту и в толщину, иногда приобретая огромные размеры. Рост молодых деревьев осуществляется быстрее, чем старых, за счет деления всех клеток и их роста. Скорость деления юных клеток на кончике корня и в верхушечной части побега выше, чем в других частях растения. В связи с этим стебли и корни растут своими окончаниями. Увеличение дерева в толщину происходит потому, что клетки камбия делятся. Растения могут двигаться, конечно, очень медленно, но тем не менее движения происходят. Все знают, что если комнатное растение поместить на окно, то оно повернется к свету. В том случае, если горшок отодвинуть, растение разворачивается таким образом, чтобы быть обращенным к солнцу. К примеру, шляпки подсолнечника в течение суток поворачиваются по ходу солнца. А вот цветки душистого табака утром закрыты, а с наступлением вечера открываются.

Любопытно, что цветки большого количества растений всегда раскрываются в одно и то же время, поэтому могут послужить для определения точного времени. Например, осот раскрывает цветки с шести до семи часов утра, а одуванчик еще раньше – с пяти до шести утра. С лужайкой, усеянной одуванчиками в течение дня могут происходить удивительные метаморфозы. Так как к вечеру и после дождя соцветия одуванчика закрываются, лужайка меняет цвет с золотистого утром на зеленый вечером.

Листопад - процесс биологический, обусловленный развитием растительного организма и его жизнедеятельностью. Листопаду предшествует старение листа: снижается интенсивность жизненных процессов, протекающих в его клетках (фотосинтеза, дыхания), уменьшается содержание рибонуклеиновой кислоты, азотных и калийных соединений. Гидролиз преобладает над синтезом веществ; в клетках накапливаются конечные продукты распада (например, кристаллы оксалата кальция). Наиболее ценные минеральные и пластические соединения уходят из листьев. Их отток обычно совпадает или с формированием и ростом новых органов, или с отложением запасных веществ в уже готовые запасающие ткани. В опытах удавалось продлить жизнь листьев, удаляя почки или другие образования на растении, куда могут поступать пластические и минеральные вещества из листьев. Переброска веществ к местам их повторного использования рассматривается как одна из причин старения и опадения листьев. Таким образом, продолжительность жизни листа определяется процессами роста и развития растительного организма в целом. У большинства деревьев и кустарников в период листопада листья меняют окраску и становятся желтыми или багряными. Их желтый цвет обусловлен пигментами пластид (каротином и ксантофиллом) и клеточного сока (флавонами). Красновато-багряный цвет листьев обеспечивается накоплением в клеточном соке пигмента антоциана, который меняет свою окраску в зависимости от рН среды. В щелочной среде антоциан принимает голубовато-синюю окраску, а в кислой - розово-пурпуровую. У некоторых растений (ольха, сирень) листья сохраняют зеленый цвет до отмирания.

 

studopedya.ru

Строение и жизнедеятельность растений

2014-05-30

Растительные организмы могут быть одно- и многоклеточными, а также колониальными. Тело одноклеточной растения состоит лишь из одной клетки, которая осуществляет все жизненные функции и процессы организма. Тело многоклеточного растения состоит из совокупностей многих клеток, группы которых специализируются на выполнении определенных функций.

Ткань — это совокупность клеток, имеющих общее происхождение, одинаковую форму и выполняют присущую им функцию (или функции).

Рассказ с демонстрацией таблицы » Ткани растительного организма «. В зависимости от функции, которую выполняют ткани, их разделяют на:1) образующую;2) основную;3) покровную;4) механическую;5) ведущую.Образующая ткань — это ткань, клетки которой способны делиться, благодаря чему растут органы, дает начало всем другим тканям.Основная ткань (паренхима) — ткань растений, состоящая из живых растений разной формы, выполняет разнообразные функции: наполняя, ассимиляционной, газообменных, запасающую, выделительную и др..Покровная ткань — это слой клеток, которые покрывают орган или другую ткань. Покровная ткань защищает органы от испарения, высыхания, неблагоприятных условий, обеспечивает газообмен и всасывание воды.Механическая ткань, которую еще называют опорной, придает прочность растению.Проводящие ткани — это ткани, элементы которых проводят питательные вещества от одного органа к другому.

Характеристика тканей растительного организмаРассказ с демонстрацией таблиц.Образующие ткани. Растения, в отличие от животных, растут и образуют новые органы в течение всей жизни. Это обусловлено наличием специальных тканей — образующих, содержащиеся в различных частях растения. Эти ткани состоят из мелких клеток, густо заполненные цитоплазмой, внутри каждой клетки есть большое ядро. Клетки образующих тканей тесно связаны между собой.Образующие ткани размещаются на верхушке стебля растения или корня. За счет деления клеток верхушечной образующей ткани растение растет в высоту и длину. Внутри стебля и корня также содержится образующая ткань (боковая). За ее счет стебель и корни растут в толщину. Образующие ткани могут быть и в других частях растения.

Покровные ткани. Защищают растение от неблагоприятных внешних воздействий: механических, температурных колебаний, сильного солнечного освещения. Молодые части растения покрыты покровной тканью, состоящей из живых клеток. Старые — слоем мертвых клеток.Основную массу корня и побега составляет основная ткань. Она состоит из живых клеток с тонкими оболочками. Может выполнять различные функции: фотосинтез, поглощение и накопление веществ.Механические ткани придают растению прочности, благодаря которой она выдерживает значительную массу, противостоит ветру, дождю, снегу. Прочность этих тканей обусловлена особенностью строения клеток, составляющих ее, а также порядком размещения их в растении. Механические ткани состоят из толстостенных клеток с чрезвычайно прочной и упругой оболочкой.Проводящие ткани. Приспособлены для движения воды и растворенных в ней веществ как в направлении от корня к побега, так и в обратном направлении — от листьев к корням. Подумайте, какие вещества транспортируются от корней к листьям и, наоборот, — от листьев к корням Как вы думаете, могут ли эти вещества двигаться по одним и тем же ведущих тканях, или им надо разные пути?

категория: Биология

moykonspekt.ru

Экологические факторы среды - окружающей, растения

Экологическими факторами внешней среды называются определенные свойства среды обитания, оказывающие влияние на живой организм, в частности, растение. Те элементы среды, которые индифференты по отношению к живым организмам, не рассматривают как экологические факторы, например, инертный газ. Все живые организмы неразрывно прямо или косвенно взаимосвязаны с окружающим пространством. Экологические факторы очень широко варьируют в пространстве и времени. Поэтому растения постоянно приспосабливаются к условиям среды и регулируют работу систем внутренних органов в соответствии со значениями конкретных экологических факторов. Но не все экологические факторы имеют равноценное значение в жизнедеятельности определенного вида растений. Так, для большинства растений-автотрофов интенсивность освещения по значимости стоит на первом месте, тогда как для грибов-гетеротрофов свет практически не влияет на скорость протекания обменных процессов. При этом каждый вид растений может существовать только при совокупности экологических факторов с определенной интенсивностью действия в соответствующем диапазоне величин. Так, для прорастания семян арбуза или кукурузы необходима температура +20-+25 градусов, а укропа либо гороха - +8-+12 градусов. Вода также важный экологический фактор, ведь существуют влаголюбивые или засухоустойчивые растения. Чем больше интенсивность действия какого-либо экологического фактора будет отклоняться от благоприятного значения, тем больше угнетается жизнедеятельность организма. Оптимальная интенсивность действия определенного экологического фактора - наиболее благоприятная для поддержания процессов жизнедеятельности растений каждого конкретного вида.

Воздействие экологических факторов среды можно расценить как действие раздражителей, лимитирующих факторов и модификаторов. Раздражители обусловливают адаптивные изменения физиологических процессов растения. Лимитирующие факторы создают невозможные условия существования данного вида растения в определенной среде. Модификаторы провоцируют морфологические и физиологические трансформации организмов растений. Природно-экологические факторы динамичны, непостоянны, поэтому растения подвергаются воздействию их режимов, то есть последовательности изменений за определенный временной промежуток. Следует отметить, что растения, приспособившись к жизни в конкретных условиях, сами в процессе жизнедеятельности преображают среду своего обитания и впоследствии обеспечивают постоянство условий среды. К примеру, леса поддерживают влажность грунта и обеспечивают ему защиту от разрушения, а растительность болот увлажняет воздух и способствует накоплению воды, которая питает небольшие реки и ручьи. Также важно то, что жизнедеятельность растений обеспечивает постоянство газового состава атмосферного воздуха, а из остатков растений образуется перегной, уголь, торф, нефть.

Классификация экологических факторов по природе происхождения: абиотические (факторы неживой природы), биотические (факторы живой природы) и антропогенные (деятельность человека). К абиотическим факторам относят климатические (температура, давление воздуха, влажность), химические (концентрация солей в воде, кислотность, газовый состав воздуха), физические (солнечная радиация, шум, магнитные поля, теплопроводность), орографические (рельеф местности, высота над уровнем моря), эдафогенные (состав почвы, её воздухопроницаемость, кислотность). Биотические факторы обусловлены деятельностью живых организмов. Это фитогенные факторы, возникающие благодаря влиянию растений, зоогенные – животных, микробиогенные – микроорганизмов, микогенные – грибов. Антропогенные экологические факторы условно делятся на группы: физические, химические, социальные и биологические. Своей хозяйственной деятельностью человек коренным образом изменяет природную среду. К физическим антропогенным факторам относят воздействие на растительный мир вибрации и шума, поездки в поездах и автомобилях, использование атомной энергии. Химические факторы – это применение ядохимикатов и минеральных удобрений, загрязнение нашей планеты промышленными отходами и выхлопными газами. Социально-экологические факторы обусловлены отношениями людей между собой и жизнью в обществе. Биологические антропогенные факторы включают продукты питания человека, микроорганизмы, средой обитания которых является непосредственно человек. Все организмы, населяющие нашу планету, должны охраняться человеком. Но особенное значение имеет сохранение и воспроизведение мира растений, ведь от него зависит жизнь на Земле.

Похожие статьи:

1. Абиотические факторы2. Биотические факторы3. Антропогенные факторы

beaplanet.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта