Композиция растений. Немного теории: основные принципы растительной композиции

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Композиции из растений: оформление окон,виды композиций. Композиция растений


Немного теории: основные принципы растительной композиции

В очередной раз посоветовав пользователям сайта сочетать растения в композиции, я решила подготовить данный материал в качестве вспомогательного пособия. Ознакомившись с теорией, вы уже в ближайшем будущем сможете применить новые знания на практике — для гармоничного оформления цветников, рабаток, бордюров, рокариев на своей даче.  Теория, воплощенная в практикеТеория, воплощенная в практике

Итак, начнем с определений, которые помогут нам понять что и как делать.

Что такое композиция

Композиция (от латинского comрositio — расположение, составление, соединение) — означает организацию элементов и частей в единое целое; совокупность всех средств раскрытия образа. Это классическое определение всегда вполне оправданно и успешно применялось и к растительным композициям.

Растительная композиция у водоемаРастительная композиция у водоема

Любая композиция из растений — это объединение в гармоничное целое отдельных растительных форм и элементов дачи.

Растительная композиция в рокарии, фрагментРастительная композиция в рокарии, фрагмент

Чтобы добиться этой гармонии, следует учитывать основные принципы (они идентичны приемам, применяемым в живописи и архитектуре) растительной композиции — пропорции и ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, цвет и светотень. Следует принимать во внимание и характерные особенности, связанные с использованием живых объектов — растений.

Суккулентная композицияСуккулентная композиция   Любой из принципов растительной композиции важен сам по себе. Однако, создание нужного образа, объединяющего в единую картину все составляющие элементы (которые способны жить достаточно длительное время на заданном пространстве), возможно лишь при условии умелого использования всех основных принципов.

Соразмерность и ритмичность

Соразмерность или пропорция — это определенное соотношение растений по величине (высоте, ширине или длине). Растения (элементы композиции) должны быть соразмерны друг другу (не только по вертикали, но и по горизонтали), отведенной площади и находиться в соответствующей пропорции с окружающим ландшафтом.

Все части в композиции рокария соразмерны, фрагментВсе части в композиции рокария соразмерны, фрагмент

Самое гармоничное и часто применяемое пропорциональное отношение — «золотое сечение» (деление непрерывной величины на две части, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине): С/b = b/a или a /b=b/С, где:

  • С – целое;
  • b — большая часть;
  • a – меньшая часть.
  Любая из величин (объектов), соотношение частей которой соответствует «золотому сечению», визуально производит особенно приятное впечатление.

Геометрическая запись золотой пропорции

Геометрическая запись золотой пропорции

Применяя эти величины при построении растительной композиции следует понимать, что нельзя просто переносить математическое понятие пропорции на живые объекты. При размещении растений нужно знать отличительные особенности каждого (высоту, обилие и продолжительность цветения, насыщенность цвета и так далее), чтобы соотносить их между собой, и при этом все они должны соответствовать общему замыслу композиции.

Отражение форм в водоемеОтражение форм в водоеме

Нужно помнить, что виды, формы, сорта и гибриды изменяются в процессе роста и развития: они становятся выше и шире, а с наступлением цветения и плодоношения могут вообще поменять внешнюю форму — изменить «образ».

Белые тюльпаны и незабудка эффектны только в цветенииБелые тюльпаны и незабудка эффектны только в цветении   Важнейшими приемами, позволяющими выделить соотношение между различными элементами композиции, считаются контраст, нюанс и равенство.

Контраст

Контраст — это резко выраженное противопоставление однородных свойств элементов композиции, помогающее ярче оттенить их особенности. Контраст по высоте, например, заключается в сочетании высоких и низких растений (душица — тимьян), по внешней форме (плотный салат и ажурный укроп), по цветовой гамме (краснолистная лебеда садовая и серебристолистный дубровник беловойлочный).

Контрастное сочетание по высотеКонтрастное сочетание по высоте

Контрастными могут быть и форма отдельных частей растений (листьев или соцветий), фактура листьев или общий вид. Так, красивы контрастные сочетания бадана с округлыми листьями и луков с узкими линейными листьями, или ирисов и хост. Другой пример — огромные листья ревеня и ажурные листочки петрушки, крупные рассеченные листья борщевика сибирского и изящная листва бутеня клубненосного. 

Контраст фактуры листьевКонтраст фактуры листьев

Если в композицию не будут включены растения с контрастной формой соцветий, то, какие бы изысканные сорта при этом ни использовались, она останется монотонной. Классические примеры контрастов по форме — плоские щитковидные соцветия тысячелистника и стройные вертикали коровяка, шаровидные соцветия луков и свечеобразные ослинника двулетнего.

Контраст соцветийКонтраст соцветий

Фактура листьев и соцветий также может давать очень интересные комбинации. Мягкие, шелковистые от опушения листья коровяка (стахиса, шалфея) и гладкие блестящие — бадана, любистка; пушистые соцветия василистника, артишока и жесткие — синеголовников. Таких примеров среди декоративных растений можно набрать довольно много. Однако использовать прием контраста следует осторожно, чтобы не разрушить общую гармонию.

Акцент

Одна из разновидностей контраста — акцент, концентрация внимания на какой-то отдельной части композиции, достигается путем противопоставления тех или иных свойств одного (или группы) растения по отношению к другим.

Акцент – мискантусАкцент – мискантус

Например, для акцентирования (закрепления) углов миксбордера идеально подойдут высокорослые виды (любисток, коровяк, ослинник двулетний, индетерминантные томаты, фасоль огненно-красная на опорах и другие).

Нюанс

Лучше, если большая часть видов, которые составляют растительную композицию, будет со сходными признаками.

Нюансная композиция олеандра обыкновенногоНюансная композиция олеандра обыкновенного

Именно такая растительная композиция, в которой сходства между видами, формами и сортами больше, чем различий, и называется нюансной. Как правило, это родственные растения из одного семейства или виды одного рода, или различные сорта. При этом сходные декоративные признаки будут умножены в несколько раз, и поэтому станут более яркими, насыщенными, что еще больше подчеркнет целостность композиции.

Если вам не нравится такая однотипность, составляйте композиции из контрастных декоративных видов, сходных по экологическим требованиям, но с различной формой листьев, соцветий, плодов.

Нюансная композиция салатов с контрастными сортами, фото чешских коллег

Нюансная композиция салатов с контрастными сортами, фото чешских коллег

Оптические иллюзии, основанные на контрасте и нюансе, позволяют изменить пропорции отдельных элементов или композиции в целом. Так, при сопоставлении двух элементов длиннее будет казаться меньший в ширину, но больший по высоте. Крупное растение в окружении меньших по размеру будет смотреться еще массивнее.

В окружении малыхВ окружении малых   Для визуального уменьшения величины растения нужно разместить его рядом с более крупными экземплярами.

Целенаправленное применение контраста и нюанса поможет выявить главное в композиции, придать ей необходимую выразительность, подчеркнуть декоративные достоинства отдельных растений.

Равенство

Равенство предполагает полное сходство элементов по размерам, форме и другим признакам. Оно привносит в композицию спокойствие и стабильность. Так, при геометрической планировке дачного цветника подбирают декоративные растения одинаковой высоты, желательно цветущие в одно и то же время.

Рабатка из виолы

Рабатка из виолы   Равенство нельзя отождествлять с равновесием, то есть с правильной организацией пространства и соразмерностью частей. Высокий стройный куст может быть уравновешен широким, с развесистым или округлым габитусом.

Правильно уравновешенное пространствоПравильно уравновешенное пространство

Равновесие бывает симметричным и асимметричным. Симметрия предполагает расположение одинаковых элементов строго относительно средней линии композиции (зеркальное отражение). Симметричные композиции уравновешенны и законченны, идеальны для создания регулярного стиля (грядок, классических клумб и так далее).

Симметрия и асимметрия, фото Антона ПапковаСимметрия и асимметрия, фото Антона Папкова

При асимметричном равновесии у гармонично расположенных элементов нет общей оси симметрии (но сами элементы могут состоять из отдельных симметричных частей). Асимметричная композиция обладает гибкостью, динамичностью, живописностью. Рекомендуется для создания миксбордеров, рокариев, пейзажных элементов природного стиля.

Ритм

Постоянное чередование одинаковых по размеру растений, повторяющиеся виды посадок, визуально разделяющие пространство, называются ритмом.

Ритм красных тюльпановРитм красных тюльпанов

Он может выражаться, например, в линейном расположении высоких растений сходного габитуса, в чередовании однотипных по форме грядок на партерном огороде и так далее. Этот прием чаще всего используется для симметричных композиций.

Цвет и свет

На цвете, как одном из важнейших художественных средств оформления жизненного пространства, стоит остановиться особо, так как он оказывает на человека эстетическое, психофизиологическое воздействие и обладает лечебным эффектом.

Цвет колеусовЦвет колеусов

Здесь мы ничего нового не изобретем, а просто напомним, что существует цветовой круг, который условно разделен на 7 частей:

Цветовой круг, фото сайта static.beautyinsider.ru

Цветовой круг, фото сайта static.beautyinsider.ru  Основных чистых цвета — три:

  • красный;
  • желтый;
  • синий.
Дополнительных — четыре:
  • зеленый;
  • голубой;
  • фиолетовый;
  • оранжевый. 
Теплыми цветами считаются:
  • красный;
  • оранжевый;
  • желтый.
Холодными цветами считаются:
  • голубой;
  • синий;
  • фиолетовый.
Зеленый цвет — переходный; в зависимости от оттенков он может быть и теплым, и холодным.

Самые лучшие композиции получаются при использовании основных цветов и их оттенков. Пары теплых и холодных цветов (красный и зеленый, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый) дают яркую и насыщенную «гармонию в контрасте». Она приветствуется в парадных местах дачи — «визитных цветниках», миксбордерах регулярного стиля. А вот в местах отдыха и пейзажных элементах оформления (рокарий, прибрежная зона водоема) она будет менее уместна.

Начинающим дачникам лучше составлять более мягкие сочетания, основываясь на парах:

  • красный — желтый; 
  • оранжевый — зеленый;
  • желтый — синий;
  • зеленый — фиолетовый; 
  • фиолетовый — оранжевый.
Синий и желтыйСиний и желтый

А вот этих дисгармоничных пар (зеленый — синий, красный — оранжевый) следует избегать.

Чисто зеленый плектрантус сделал бы композицию более гармоничнойЧисто зеленый плектрантус сделал бы композицию более гармоничной

Теперь, когда мы ознакомились с принципами создания растительной композиции, подбор видов, форм, сортов с цветками, соцветиями и даже листьями определенных оттенков, сочетающихся между собой и с основными цветами не составит большого труда.

Виола одноцветная сделала бы небольшой партер более выразительнымВиола одноцветная сделала бы небольшой партер более выразительным   Одно из модных направлений современного садового дизайна — выбор единственного доминирующего цвета с целой гаммой оттенков, которые должны присутствовать не только в растениях, но и садовых конструкциях, аксессуарах, мебели, заборах и так далее. Немного контрастных окрасок используют лишь для подчеркивания и смягчения основной темы.

Фрагмент зеленогоФрагмент зеленого

В гармоничной растительной композиции цвета должны быть уравновешены по насыщенности, что особенно важно при составлении миксбордера или многокомпонентных групп.

Излишняя яркость в рокарииИзлишняя яркость в рокарии  Растительная аксиома: в любом цветнике допускается не более трех доминирующих цветов.  Доминирование красного и фиолетовогоДоминирование красного и фиолетового

В количественном выражении в цветнике предпочтительны следующие гармоничные пары цветов: 

  • 6 белых и 4 синих; 
  • 4 белых и 6 красных;
  • 3 желтых и 7 лиловых;
  • 3 красных и 7 сине-голубых;
  • 5 красных и 11 зеленых;
  • 3 желтых и 5 красных;
  • 3 оранжевых и 8 синих;
  • 4 розовых и 6 фиолетовых и другие.
Интересно? Продолжение следует…

7dach.ru

Композиции из растений: оформление окон,виды композиций.

С точки зрения освещения окна – лучшее место для растений. Это утверждение весьма спорно. Конечно, солнечный свет, который проникает сквозь оконные стекла нужен растениям. Но в нем отсутствуют ультрафиолетовые лучи. С другой стороны, разросшиеся на окне растения не дают свету проникать в комнаты. Как быть, если вы хотите сделать квартиру удобной для цветов и одновременно с этим не лишать себя значительной доли солнечного света? Размещайте на подоконнике одно-два растения. Остальные можно расположить возле окна, создавая обрамление оконного проема, и тем самым, зрительно расширяя его. По боковым сторонам можно разместить вертикальные стойки для ампельных растений. Если в стойке более 3 кашпо, то ампельные можно с успехом чередовать с красивоцветущими растениями, которые не имеют длинного стебля. Например, плющ будет прекрасно смотреться над цветущей сенполией или цикламеном.

Энциклопедия комнатных растений ОФОРМЛЕНИЕ ОКОН.

Рис. 37. Оформление окон 1.

Растения можно размещать и под окном. Это идеальное место для подиума или цветочницы, в которой вы будете содержать высокое растение (такое как драцена или пальма). Почву около ствола можно закрыть покровными или ползучими растениями. Но можно просто разместить красивую гальку или камешки. Если же в напольном кашпо для такого растения будет видна почва, то это не прибавит декоративности ни растению, ни помещению, в котором оно растет.

Место перед окном хорошо освещено, но есть одна проблема – там же часто располагаются радиаторы центрального отопления. Если это так, то многие растения не будут расти. Правда, можно установить растение чуть сбоку, или предусмотреть увлажнение, подставив под радиатор поддон с водой. Если это будет возможно сделать без ущерба для интерьера – то, пожалуйста. Проявите фантазию, и эта проблема будет решена.

Можно соорудить или приобрести передвижную или стационарную цветочницу, в которой вы установите растения, подобрав их согласно своему вкусу. Не ставьте в ряд одинаковые растения – выберите одно, самое высокое, и вокруг него составьте композицию, каждое растение которой должно быть особенным. Одно, например, раскидистыми листьями прикроет почву, другое будет обильно и красиво цвести. Удачно дополнят композицию ампельные, покровные или ползучие растения. Такие цветочницы могут быть в виде подиумов, лесенок или целых оазисов с фонтанчиком или мини-бассейном.

Энциклопедия комнатных растений ОФОРМЛЕНИЕ ОКОН.

Рис. 38. Композиция в цветочнице.

Уместны столики с террариумами и аквариумами разных форм, установленные перед окном. В этом случае тот микроклимат, который создается в закрытом объеме, не ухудшается от радиаторов столь сильно, как в том случае, если растения расположены в горшках, плошках или кашпо. Зато такой столик – традиционное место для размещения красивого подноса с бонсай или ландшафтной композицией любого типа. Помещение преображается, украшенное таким элементом дизайна.

С помощью ампельных растений, о которых мы говорили, можно устроить «зеленые гардины» – пусть их плети обрамляют окно, свисая или располагаясь по периметру. Для этого подойдут кронштейны или стойки около окна, на которых крепятся горшки (а лучше – кашпо) с растениями. Неплохо смотрятся и подвесные кашпо, выполненные в самых различных стилях из самых разных материалов. Это могут быть и кованые изделия, и пластиковые подвесные кашпо, и плетеные в различных техниках. Так что способов озеленения окна, которые не закрывают зеленой массой оконный проем, более чем достаточно. Нет ничего тоскливей, чем ряды горшков на подоконниках. Растения теряют свою индивидуальность и «теряются» среди общей массы.

Но если вам не мешает то, что в комнате стало меньше света, что ж, можно расположить растения на окне. Но, повторяем – ряд горшков – это не лучшее решение. Кронштейны, закрепленные на оконных откосах, лестнички и решетки для красивого расположения растений – вот нужное решение. В этом случае обрамление оконного проема ампельными будет также уместно.

Энциклопедия комнатных растений ОФОРМЛЕНИЕ ОКОН.

Рис. 39. Оформление окна 2.

Следующее место, которое заслуживает внимания с точки зрения расположения растений – это стена, противоположная окну. Она обычно достаточно освещена для того, чтобы на ней располагались растения, которые не нуждаются в сильном освещении. Растения можно располагать как на стенах, так и на столиках, полках и в напольных кашпо самого различного дизайна. Помните – чем оригинальнее емкость для растения, тем проще оно может быть само по себе, и тем меньше растений должно быть в комнате. И наоборот – чем пышнее и оригинальнее сами растения, тем проще должна быть посуда.

Заслуживает внимания и ажурная стенка – перегородка, которая может быть стойкой для растений. На такой стенке можно разместить не только цветы – на ней, рядом с цветами, удачно будут выглядеть статуэтки, мини-скульптуры, книги и многое другое.

О растениях, которые должны украсить длинные стационарные цветочницы в затененных местах, можно сказать следующее – композиция должна иметь смысл. Это может быть тропический лес, уголок с водоемом или другой ландшафт. Возможно, вам придется применить искусственную подсветку. Но она не только не испортит внешний вид, но может его украсить. Для тех, у кого есть лестница на второй этаж, под ней почти всегда есть пространство, которое можно назвать идеальным для такого уголка.

Подсветка, как вы читали в предыдущей главе, может быть в любом месте, где вашим растениям не хватает света. Это не введет вас в большие расходы, но сделает рост и развитие ваших растений гораздо более эффективным.

Что же касается окон, то их можно украшать не только изнутри, но и снаружи. Что это будет – контейнеры для красивоцветущих однолетников, или место, куда вы на лето будете ставить комнатные растения – решать вам. Но помните – растения на окнах не должны мешать вам жить, а, напротив, должны делать вашу жизнь красивее и комфортнее.

Создание композиций из комнатных растений

Кроме прекрасного внешнего облика, композиция из горшечных растений имеет еще ряд преимуществ:

  • собранные вместе растения делают полив проще, чем когда они расставлены по всей комнате;
  • густая листва увеличивает площадь испарения и тем самым увеличивает влажность воздуха, что жизненно необходимо для наиболее нежных растений;
  • составление собственных композиций приносит их обладателям немалое удовольствие.

Стандартная композиция состоит из четырех и до двенадцати пластиковых или глиняных вазонов с растениями, различающихся по оттенкам и внешности, составляющих симпатичную для глаз группу. Обыкновенно декоративно-лиственные растения применяют, чтобы придать композиции определенные очертания, а цветущие вносят в нее цветовые пятна. На дальнем плане располагают более высокие растения, или растения с более темными или крупными листьями.Было бы неправильно считать, что «профессиональные» композиции, это те, которые впечатляют буйством красок и форм. Опытный декоратор умеет использовать, например, только декоративно-лиственные растения, и добиваться декоративного эффекта, сочетая разные по контуру листья и пеструю окраску некоторых растений.

[​IMG]

Профессиональная композиция

Обыкновенно такие композиции располагают в социальных зданиях, но их уменьшенные версии подойдут и для пустого угла в комнате. Немаловажной составляющей частью профессиональной композиции являются вазоны-кашпо — они должны быть привлекательными и разными по высоте. Самое дальнее растение должно быть высоким либо его устанавливают на подставку. На переднем плане обычно размещают цветущие растения, а по мере отцветания их заменяют другими. В средней части композиции размещают ампельные растения, которые красиво оплетают вазон, в котором они растут.Поддон с галькой. Если растения содержатся в помещении с центральным отоплением, требующие высокой влажности воздуха, то полезно разместить их на низком поддоне, в который насыпан слой гальки. Поддон может быть изготовлен из любого водонепроницаемого материала. Глубина поддона около 5 см, длина и ширина могут быть любые.

[​IMG]

На дно поддона насыпается слой гальки высотой 2-2,5 см и заливается водой, так чтобы нижние камешки были мокрыми. Сверху на камни устанавливают растения. Лучшим местом для такого поддона является полка над батареей центрального отопления. При таком размещении влажность воздуха вокруг растений увеличивается многократно. Поливать растение очень легко — избыток воды будет выливаться из горшков прямо в поддон.Коллекция

Горшочки с близкородственными растениями можно найти в домах, как начинающих любителей, так и опытных цветоводов. У начинающих это зачастую кактусы или другие суккуленты. У опытных цветоводов — это дорогая коллекция узамбарских фиалок, папоротников, орхидей — в зависимости от увлечений хозяина. В Великобритании коллекции обычно размещают в местах с естественным освещением; в США распространены столики для растений, освещаемые люминесцентными лампами.Коллекции, как маленькие, так и большие, имеют одно общее свойство. В отличие от стандартной композиции, в которой важен общий декоративный эффект, основная цель коллекции — подчеркнуть индивидуальность, редкость или красоту каждого растения.

[​IMG]

Вертикальное озеленение

Двойные рамы, подоконники, под которыми находятся отопительные приборы, общий недостаток полезной площади вынуждают предпочесть вариант вертикального озеленения с частичным использованием горизонтальной поверхности. Живые стены из вьющихся растений применимы как в жилых помещениях, так и для оформления фойе и холлов, а также декоративные решетки-ширмы с расположенными на них цветами. Для этого емкости с растениями крепят на кронштейнах в капитальных стенах и колоннах, размещают вазоны на застекленных перегородках или экранах, на декоративных решетках, которые служат опорой для вьющихся растений — таким образом, помещение как бы удается разделить на отдельные зоны или уголки. Там, где позволяет архитектурная планировка здания, можно применять для подвесного озеленения оконные проемы, ниши, входы в здания, арки. Также для вертикального озеленения используют угловую подставку, на каждую полку которой ставят по горшку, при этом лучше использовать один вид ампельных растений, которые образуют колонну из листьев или цветов. Прекрасно смотрятся подвешенные к потолку «растительные люстры» — вазоны с растениями, укрепленные на металлических стойках — держателях. Такой вариант дает возможность максимально озеленить помещение и при этом не занимать место на полу.Зеленое окно

Зеленое окно превратит самые обычные окна в выставку цветов и зелени, размещенных на разных уровнях. Чтобы создать такое окно используют полки из прозрачного пластика, которые укрепляют вдоль окна на удобной высоте, на каждую полку затем выставляют вазоны с цветами. Такой вариант дает возможность похвастаться коллекцией кактусов и других суккулентов, цветущих растений и т.д.

[​IMG]

Комнатный садик

Комнатный садик — это контейнер, заполненный несколькими растениями. Вазоны при таком способе размещения не видны: они могут быть спрятаны внутри контейнера или растения могут быть высажены прямо в контейнер, без вазонов.Такой вариант выращивания растений, пока, не завоевал популярность, вероятно потому, что многие все еще выращивают растения по-старинке — поодиночке, а не группой, хотя многие растения лучше растут в комнатном садике, нежели в отдельно стоящих вазонах, потому что при групповой посадке корни лучше защищены от перепадов температуры и выше влажность воздуха. Такие яркие растения, как бегония или колеус, можно и в комнатных условиях выращивать так же, как в саду на клумбе — группами, тем не менее, их почти всегда содержат поодиночке в отдельных вазонах.Как выбрать контейнер

Он должен иметь декоративный вид, быть приятного цвета и интересной формы. В заполненный землей контейнер высаживаются различные растения, или в нем расставляются небольшие вазончики с растениями поверх слоя песка, торфа, гравия или гальки, а промежутки между вазонами заполняются влажным торфом, чтобы края горшков не были видны и комнатный садик готов! Садиком может быть также миска с пятью маленькими растеньицами или большая цветочница с целым садом растений, но в любом случае принципы композиции остаются такими же. Но существуют и опасности. Из-за тесноты получается плохая вентиляция, и это увеличивает опасность заболеваний или заражения вредителями. Следует прищипывать или прореживать растения, чтобы они не притесняли друг друга, и своевременно удалять отцветшие цветы или загнившие листья.Все растения в таком садике получают приблизительно одинаковое количество влаги и тепла, а также у них примерно одинаковое освещение, но растения находящиеся в центре большой емкости получат меньше света, чем растущие по краям.Неплохой вариант — оставить растения в вазонах, чем высаживать их прямо в контейнер. Это позволит время от времени поворачивать вазоны, чтобы растения не наклонялись в одну сторону. Растения можно легко заменить другими или достать в случае пересадки. Горшки должны иметь дренажные отверстия.

[​IMG]

Очень важно, чтобы торф достигал до самых краев вазонов, и поддерживать его нужно во влажном состоянии, но не заливать. Влажный торф обеспечит запас влаги для каждого растения, а значит, растения в комнатном садике будут лучше переносить кратковременный перерыв в поливе во время отпуска.Дренаж в контейнере делать не обязательно, но неплохо положить на дно тонкий слой мелких камешков или крупного песка, прежде чем насыпать торф.Выбор водонепроницаемых контейнеров практически неограничен: пластмассовые ящики, узорчатые жардиньерки, старые медные тазы, самодельные деревянные ящики и т.п.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:

plants-1.ru

РАСТЕНИЯ И КОМПОЗИЦИИ ИЗ НИХ. Энциклопедия комнатных растений

Чтобы растения украшали интерьер, они должны быть его органичной частью. Странно выглядит бутыль с кактусами внутри, если она находится на столе в зале заседаний, а в кабинете возле компьютера смотрится органично и оригинально. Фитодизайн, или украшение интерьера растениями и цветами – это и наука, и искусство. Искусство – потому что одна из главных функций растений и цветов – это удовлетворение наших эстетических потребностей, а также психологический комфорт, который мы испытываем оттого, что в окружении стекла, пластика, бетона и прочих искусственных материалов и форм есть эти островки живой природы. Они напоминают нам о лете, навевают мысли об экзотических местах и дикой природе, оживляют помещение, делают его теплее и уютней. При составлении композиций их стиль может быть различным – подобие дикой буйной растительности джунглей, изящество в восточном стиле, стройность и симметрия для тех, кому нравится строгая английская или немецкая классика. Возможны и совершенно неожиданные сочетания – стиль хай-тек и комнатные розы, например. Главное – чтобы нравилось хозяину.

Рис. 1. Растения в интерьере.

Фитодизайн как наука определяет место растения, требования к микроклимату помещения, а также совместимость растений в композициях как биологических видов. Не остается без внимания и влияние растений на человека. Существуют даже астрологические рекомендации по выбору растений. Можно относиться к этому по-разному, но растения действительно оказывают влияние на здоровье и настроение. Некоторые растения выделяют фитонциды, дезинфицируют воздух, некоторые впитывают вредные вещества, пыль, снижают влияние вредных излучений и радиационного фона. Многие домашние растения являются лекарственными. Между собой растения «дружат», «конфликтуют», то есть усиливают или ослабляют взаимный рост и развитие.

Таким образом, есть существенная разница в оформлении жилых помещений, офисов и больших залов, и также отдельных комнат, в зависимости от их функций – гостиной, спальни, кухни и ванной комнаты, кабинета, холла, прихожей и террасы.

Как правило, в обычной квартире или небольшом кабинете растения располагают на окнах, освещенных стенах, и в больших кадках в местах с достаточным освещением. Если не использовать искусственную подсветку, то расположение их в других местах нежелательно, так как даже тенелюбивые растения плохо растут в слишком затененных местах. Таким образом, все комнатное озеленение группируется вокруг окна и в местах, на которые попадает свет из него.

Подоконник – не единственное место, где можно поместить цветы. Хотя и сам подоконник может быть использован не только внутри, но и снаружи. Подвесные наружные контейнеры для цветов – это прекрасное место для размещения некоторых растений в летний период, а также для выращивания однолетних и двулетних. На самом подоконнике хорошо смотрится одно-три растения, но не ряд горшков, которые стоят вплотную. Окно можно оформить различными способами, о которых мы подробно расскажем в дальнейших главах.

Рис. 2. Растения снаружи балкона или окна.

Из растений создают декоративные группы, возможно расположение одиночными экземплярами. Их можно устанавливать как горизонтально, так и вертикально. Для одиночных групп лучше всего использовать пальму, драцену, фикус, филодендрон, лавр благородный, агаву – большие кадочные или горшечные растения. Рекомендуется установить красивоцветущие – азалию, абутилон, камелию, гибискус, гортензию, олеандр и др.

Для того чтобы создать небольшие декоративные группы желательно взять 3–7 (9) экземпляров одного вида, ну а если сложные, то нескольких. Следует принять определенное композиционное решение и начинать размещать растения внутри сложной группы. Если же группа размещается в углу помещения или у стены, то она может быть односторонней. Тогда следует самые крупные растения с яркими цветками располагать на заднем плане, а более низкорослые – на переднем. Если группа просматривается со всех сторон – создайте асимметричную композицию – крупные растения установите в центре или с краю.

Обратите внимание на посуду, где будут находиться растения. Для этого следует выбрать подходящие по размеру, форме и цвету горшки, плошки, кашпо, ящики индивидуально под каждую цветочную культуру. Не следует выбирать очень большую посуду. Обратите внимание на цвет и форму, они должны подходить к окружающей обстановке.

Достаточно часто для размещения групповых композиций используют ящики или другие контейнеры. Бывают они совершенно разной высоты и формы и делают их из пластмассы, керамики, дерева, металла, пенопласта и так далее. Для того чтобы усилить декоративный эффект помещения, рекомендуется в центре холла, фойе, комнаты отдыха ставить квадратные, круглые или овальные контейнеры, возле окон и стен – удлиненной формы, в углах – треугольные, у колонн – дугообразные. Допускается комбинирование по высоте контейнеров и их форме в больших просторных помещениях.

Обратите внимание на привлекательность в подвесных кашпо и различных корзинках красивоцветущих растений – азалий, сенполий, колокольчиков разнолистных. Популярен стиль макраме – подвешенный на длинных шнурах, оплетенный тонким шнуром горшок с подходящим цветком.

В небольших композициях используются емкости, сделанные из бамбуковых палочек, керамической проволоки, грибов-трутовиков. В настоящее время очень модно устанавливать в них композиции из миниатюрных деревьев – бонсай, различные суккулентные группы, лишайники, низкорослые красивоцветущие растения.

Рис. 3. Размещение растений на стене.

Достаточно часто композиции располагают на закрепленных на стенах и лестницах подвесных полках, вертикальных стойках, фигурных подставках, специальных кронштейнах.

Если имеется достаточно большое пространство, рекомендуется делить его на зоны, применяя при этом вертикальные деревянные решетки, куда и располагают вьющиеся и ампельные растения. И вообще, имея просторные помещения, можно использовать огромный арсенал приемов декоративного оформления. Например, наиболее выгодно смотрятся вьющиеся, ампельные и прямостоящие растения с некрупными листьями, при этом можно оригинально украсить ими окна. В современном оформлении интерьера большое внимание уделяется цветочным композициям. Рекомендуется для этого использовать такие материалы, как кусочки туфа, изогнутые сучья, спилки деревьев, ракушечник, гальку, гранитную и мраморную крошку.

В небольших жилых квартирах лучше применить ажурные стойки с закрепленными на них кашпо и декоративные решетки, увитые зеленью лиан. Не сомневайтесь, это живое украшение сделает уютной любую квартиру.

Если же вы хотите украсить кухню, то лучше разместить небольшие растения на подоконнике, полочках, подвесных шкафах для того, чтобы они были обеспечены достаточным количеством света. При создании композиции растения высаживают достаточно близко друг к другу. Обратите внимание, они должны подходить по декоративным признакам (окраске, фактуре листьев), и самое главное, по экологическим и биологическим требованиям к свету, влаге и т. д. Также применяются низкие керамические вазы, плошки, невысокие горшки или специальные контейнеры. При использовании таких емкостей достаточно 3–5 растений. И в этом случае можно совместить высокие растения с низкими.

Если вы имеете возможность устроить зимний сад у себя дома или в офисе, то вы сможете наслаждаться живой природой постоянно. Устройство зимнего сада потребует некоторых усилий, но они стоят того! И не нужно думать, что это возможно только при условии, если вы живете в собственном доме, или ваш офис имеет значительный размер. Для тех, кто любит цветы, достаточно просто балкона или лоджии!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

hobby.wikireading.ru

Правила составления композиций из растений в контейнерах.

Цвет, текстура, и высота - три вещи, которые делают составление композиции из растений в контейнерах увлекательным и творческим экспериментальным процессом с этими тремя характеристиками. Учитывая  эти несложные правила и приемы для достижения неожиданных и со вкусом собранных комбинаций, обычный контейнерный садик можно превратить в настоящее произведение искусства.

растения в контейнереПравила составления композиций в контейнерах

Использование контейнеров и кашпо в саду представляет собой прекрасную возможность экспериментировать с различными комбинациями растений и неожиданными сортами из года в год и от сезона к сезону. При выборе контейнерных растений для составления композиции, обратите внимание на их цвет и конфигурации в качестве сравнительных параметров.

Принципы составления композиций, включающих в себя от трех до шести различных растений, подразумевают, что они должны контрастировать по цвету, текстуре, или высоте. Даже ограничение вашего контейнера тремя - шестью растениями дает грандиозный простор для фантазии при составлении схем с различными видами сортов и оттенков, для обеспечения максимальной насыщенности цвета наших контейнеров.

В то же время не следует забывать, что помещать в один контейнер можно только растения со схожими условиями содержания.

Вот примеры нескольких композиций, которые делают упор на фактуру, ограничивая цветовую палитру растений.

Примеры приемов составления контейнерных композиций

принципы составления композиций в контейнереРастения, показанные на этом фото:

  • Sporobolus heterolepis (степная трава),
  • Каланхоэ thyrsiflora,
  • тимус х citriodorus(лимонный чабрец),
  • Echeveria х 'Lola' (эйчверия Лола),
  • Portulacaria AFRA,
  • толстянка muscosa

В этом оригинальном контейнере из старой ванны собрана композиция из засухоустойчивых трав и суккулентов, которые в природе растут в засушливой почве и получают лишь природную дождевую воду.

 

композиция растений для кашпоРастения, показанные на этом фото:

  • Стрелиция Nicolai (гигантская птица рая),
  • колеус scutellarioides (ажурные чулки) ,
  • ипомеи batatus Illusion (Полночные Кружева),
  • >бессмертника petiolare (Лимонная солодка)

Выбор этих четырех растений, основан на четырех различных формах листьев и стеблей. Этот прием позволяет не перегружать контейнер чрезмерной массой зеленой листвы. Сочетание цвета находится в одной палитре - темная и тонкая текстура Колеуса, сладкого винограда и батата разбавлена зеленовато-лимонными листьями солодки. 

 композиция растений для контейнеровРастения, показанные на этом фото:

  • Dichondra Argentea "Silver Falls" (серебряный водопад),
  • традесканция раШйа 'Pink Stripe' (традесканция),
  • Сансевиерия trifasciata (тещин язык).

Сочетание трех растений здесь создает чередование цвета. Нижняя цветовая полоса создается фоном из "серебряного водопада" и традесканции, которые заполняют основании контейнера. Задний план обеспечивает Сансивиерия, поднимаясь до почти на 90 см и создавая верхнюю полосу. Большой контейнер также сливается с внешней стеной позади него, что исключает любую визуальную конкуренцию со стороны растений.

 

 

 

 

приемы составления композиций из цветовРастения показанные на этом фото:

  • Листва "Мистический Дух" гибридный георгин,
  • полыни stelleriana Silver Cascade ( 'Серебряный каскад, пыльный мельник),
  • традесканция раШйа' Фиолетовая Королева (фиолетовая традесканция),
  • Centaurea gymnocarpa"Колчестер White" (пушистые васильки).

Немаловажное значение имеет то, что растения выращиваются сначала в теплицах, что бы можно было увидеть формы листьев и цветов. Этот этап позволяет начать эксперименты по составлению контейнерных комбинаций. Во всех этих четырех композициях, предпочтение отдается фактуре листьев и стеблей, а так же размерам и конфигурациям растений одной цветовой палитры.

Однако вся прелесть контейнерных садов заключается в том, что вы не привязаны к какой то одной долгосрочной комбинации, и вы можете изменить ваш маленький садик в зависимости от настроение и сезона. Например для серого зимнего неба подойдет сочетание серебристых и черных растений для контейнеров. Ведь черные цветы и растения далеко не редкость.

сайт Идеи для дачи

idei-dlia-dachi.com

Садовые композиции, композиции из растений

Садовые композиции, композиции из растений

 

Если вы счастливый обладатель нового дома за городом и задумали создать свой сад, на вас сразу обрушивается уйма вопросов. Один из них - какие растения поселить в саду и как их расположить? Чтобы они не болели, хорошо росли и доставляли радость. Конкретных рецептов здесь не существует. Современный сад стал садом индивидуального выбора, творческим решением его автора. И все же есть схемы, знание которых облегчит вам задачу. Направления современного ландшафтного дизайна предусматривают объединение растений в садовые композиции по одному из нижеприведенных принципов. 

В сезонных композициях акцент делается на объединение в одну группу наиболее характерных растений сезонов. Каждый сезон характеризуется особой погодой, температурой, и, конечно, растениями. Своеобразная зеленая эстафета их пробуждения, цветения, плодоношения остается неизменной в природе. Любители наблюдать смену сезонов выбирают для сада растения - своеобразные маяки, свидетельствующие о смене одного периода другим. Так, цветение калины в первой декаде июня говорит о наступлении молодого лета и начале бурного цветения кустарников - бузины, шиповников, береслектов, спирей. В народе за обилие свежей листвы и бурный рост растений этот сезон еще зовут "зеленым шумом".

 

708a

 

 

Сезонные "маяки" - это, как правило, яркие и хорошо всем знакомые представители российской флоры. К ним можно добавлять и неместные виды растений, подходящие по облику, срокам вегетации и прочим условиям. Главное, чтобы группа выглядела естественно, пик ее декоративности строго укладывался в заданные временные рамки, а совокупность декоративных признаков отражала особенности текущего сезона. Например, удачно подобранная группа из кустарников, деревьев и трав, обладающих осенней расцветкой листвы, буквально преобразит сад в пасмурные октябрьские дни.

 

709a

 

 

Группы растений из одних и тех же мест обитания составляют основу географических композиций. В таких случаях для садовода важны сведения о происхождении - чтобы получился настоящий кусочек дальневосточной тайги, гор Кавказа, или еще какого-нибудь своеобразного уголка земли. Если говорить о флоре России, то из-за суровости континентального климата древесных растений и лиан для географической композиции наберется не очень много, а вот травянистые многолетники представлены богато. Для разных районов России такими растениями-эмблемами в составе садовых групп могут стать береза, черемуха, рябина, сибирская сосна, гречиха, рожь, лен, ландыш.

 

710a

 

 

Биологическими называются композиции, основанные на общих ботанических особенностях видов, то есть группы, состоящие из представителей близких видов и их сортов. Например, в розарии мы встретим множество видов роз различных видов, сортов и оттенков, штамбовых, кустовых, плетистых. Не менее интересны композиции из вечнозеленых растений, в частности, хвойных, составленных по этому же принципу. Красиво сочетание разных сортов кленов. Набирают популярность вересковые сады. К биологическим композициям относят группы из душистых растений луковичных, однолетников, лиан, кустарников, медоносов, лекарственных трав, сад-"съедобный ландшафт".

 

 

711a   712a

 

 

Диапазон возможностей такой компоновки довольно богат. Вместе с тем, составление композиций по биологическому принципу имеет существенные ограничения. Во-первых, в декоративном плане разные сорта и виды должны гармонировать между собой. Во-вторых, некоторые близкородственные виды, несмотря на свою похожесть и родство, произрастают в совершенно разных экологических условиях и по этой причине никак не могут соседствовать. Например, лесные виды колокольчиков предпочитают влажные почвы в полутени, а горным видам требуется обилие ультрафиолета и безупречный дренаж. 

Композиции, учитывающие сходство требований растений к условиям произрастания, называют экологическими. В таких случаях при выборе растений ориентируются на требования к освещенности, влажности почвы и воздуха, механическому составу, питательности и кислотности почв. Царственная роза порадует вас цветением только на солнечном месте, а нежный тенелюб папоротник ни за что не потерпит солнцепека. Хвойные предпочитают гумусную почву с примесью песка, хосты - влажную глинистую, рододендроны - кислую торфяную. Какие бы изысканные композиции мы не задумывали, растения ни за что не изменят своего характера. В большинстве композиций, даже не претендующих на экологические, эти требования растений учитываются. Иначе рядом могут оказаться гармонично сочетающиеся по другим признакам, но несовместимые по экологии виды.

 

713a

 

 

Вот примеры экологической композиции: влаголюбивые астильбы, баданы, папоротники, лилейники и примулы переносят затенение и тяжелую глинистую почву. Высаженные на одной клумбе в тенистом влажном уголке, они не доставят вам много хлопот. Засухоустойчивый чубушник и спиреи хорошо растут под березами, и это тоже пример "добрых соседей". 

Поскольку речь все же идет о гармоничных, то есть представляющих определенный художественный образ сочетаниях, настоящими экологическими композициями следует считать те, где собраны растения степи, предгорий, альпийского сухого или влажного луга, ширколиственного леса, ельника, вересковой пустоши, болота, берега ручья и т.п. Иначе говоря, собраны растения из определенного природного ландшафта, характеризующегося конкретным спектром условий произрастания. 

Перечисленные выше виды композиций построены на природных особенностях растений и наиболее приближены к естественным условиям произрастания. Эти принципы должны быть учтены и при создании приводимых ниже фантазийных композиций, основанных на многовековых традициях садового искусства. 

Тематические композиции из растений объединяют виды с общими традициями применения. В "бабушкином саду", согласно этому принципу, будут высажены флоксы, пионы, мальва, рудбекии, примулы, левкои, астры, незабудки, маргаритки, фиалки, сирень, чубушник. В "экзотарии" соберутся все виды, облик которых в сравнении с привычными глазу растениями кажется необычным, экзотическим. Таковы фитолакка, илилаконос, клещевина, канна, аралия. В "классическом саду" соберутся излюбленные садовые культуры - розы, лилии, флоксы, пионы, ирисы. В "диком саду" - модные "дикари": папоротники, колокольчики, злаки, астильбы.

 

 

714a   715a

 

 

Стилистические композиции продолжают традиции работы с растениями в классических садах прошлого и настоящего. Эти группы относятся к тому типу садовых красот, чья типичность, узнаваемость и неоригинальность составляет их главную прелесть. Например, безусловно узнаваемы модные сейчас японские сады с собственным неповторимым стилем. Извилистые дорожки, композиции из камней на мелком гравие, покрытые мхом валуны, каменные фонари, живописные берега водоемов. Клены, сосны, бамбуки и злаки, фигурно постриженные зеленые насаждения, преобладание вечнозеленых - это и есть типичная картинка японского сада. А уютную атмосферу английского деревенского сада воспроизводят яркие рокошные цветники, бордюры из лаванды и манжетки мягкой.

 

716a

 

 

Компоновка растений на основе их форм и расцветки позволяет создавать художественные композиции. В них, как правило, не учитываются биологические и географические аспекты. Так, композиции, основанные на формах крон и кустов, называются архитектурными. Помимо селекционных форм растений с заданной формой кроны, в этих группах применяется стрижка и фитопластика (увивание лианами объемных конструкций). Для архитектурной композиции выбирают растения с декоративной листвой, минимумом сезонных эффектов и контролируемым ростом. В хорошо спланированных садах такие группы составляют "скелет" садовых посадок, служат фоном для более сложных композиций.

 

717a

 

 

Композиции, построенные на сочетаниях оттенков зелени листвы или хвои, называют колерными. Как правило, в таких группах цветоносы у растений удаляют, чтобы не нарушать гармонии цвета листвы. Но цветение, как компонент композиции, может быть учтено при ее создании. Сюда же можно отнести и монохромные сады, в которых предпочтение отдается одному цвету, например, красному, белому, синему.

 

718a

best-stroy.ru

Садовая композиция | КРАСИВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ САДА

Итак, мы знаем, чего хотим и видим фон нашего цветника. Что делать дальше? Как составить грамотную, красивую, гармоничную садовую композицию, чтобы «Ах!»?:)

Вы      ведь      помните      из прошлого     выпуска,      что ландшафтные     дизайнеры мыслят         формами         и объемами,  а  не названиями          растений? Проще           говоря,           на начальном       этапе,       Вам не столько важно выбрать определенные виды и сорта растений. Важно определиться с формой и объемом, общей концепцией самой композиции. Чего хочется? Четких стриженных форм? Пышной растительности? Аристократичной торжественности? Ярких цветовых всплесков? На одном и том же месте с одним и тем же фоном можно создать совершенно различные по восприятию композиции. Однако, в любом случае, грамотно составленный цветник имеет в своем составе растения трех типов.

Садовая композиция. Строение

садовая композиция

Невозможно составить гармоничную садовую композицию из одних только растений – "экзотов", растений – "звезд". В грамотно сделанном цветнике обязательно должны быть главные (акцентные) растения и растения, которые им подчиняются, а также фоновые растения.

Акцентные растения – это те, которые Вы замечаете первыми при взгляде на садовую композицию, и вокруг которых все строится. В качестве главных, акцентных растений, если позволяет размер цветника, конечно, лучше использовать декоративные кустарники (хвойные или лиственные, красивоцветущие или с оригинальной окраской листвы). Не зря акцентные растения образно сравнивают с «восклицательным знаком», важно знать, что колонновидные растения всегда притягивают взгляд и не могут подчиняться раскидистым формам. Поэтому в качестве акцента часто выбирают растения колонновидной формы, а иногда это может быть какая-то опора (столб или высокая шпалера), увитая лианами (плетистыми розами, клематисами или др.), в качестве акцента подойдет и растение на штамбе. В качестве акцента в цветнике может использоваться не только растение, но и какая-то малая архитектурная форма (МАФ), например, статуя или арка.

Акценты – это самые крупные, необычные и яркие растения в композиции. А еще, акценты – это то, чего мало!

Растения второго плана. После выбора акцентного растения нужно подобрать одно или несколько (2-3-4,  не  нужно  много)  растений,  которые  будут  исполнять  роль  его  подчиненных.  Эти  растения должны  обладать  несколькими  характеристиками:  сочетаться  с  акцентным  растением,  дополняя  и «подчиняясь»  ему;  они  должны  быть  структурными  (то  есть,  держать  форму  на  протяжении  всего сезона). Они должны обладать общим периодом декоративности с акцентным растением, например, цвести в одно время, а также общими требованиями к условиям выращивания. И они не должны «спорить» с акцентным растением, перетягивая внимание на себя. Акцентное растение должно быть ярче, крупнее, выразительнее, чем его «свита». Растений второго плана гораздо больше по количеству, чем акцентов. Эти растения следует высаживать группами по несколько экземпляров между главными акцентами.

Фоновые растения еще называют растениями – статистами, эти растения помогают собрать композицию воедино, при этом не выделяясь. Они прикрывают почву и заполняют пространство между основными растениями в цветнике. К фоновым растениям относят, к примеру, декоративные злаки, хосты, манжетки, гипсофилу, почвопокровные растения и др.

Фоновыми также называют высокие хвойные и лиственные кустарники, если они создают фон для цветника, высаженные в изгородь за цветником, например.

садовая композиция

Нельзя совершенно точно назвать, не представляя себе композиции, какие растения являются акцентами, какие дополнениями, а какие фоновыми. В каждом конкретном случае, в каждой конкретной композиции одно и то же растение может играть разную роль.

Чтобы было понятно, приведу пример.

Возьмем, скажем, розу, обычный куст чайно-гибридных роз. Казалось бы, это несомненный акцент в цветнике.

Но если вы высадите рядом, скажем, крупный красивый кустарник с красивой формой кроны и необычной яркой окраской листвы (скажем, пурпурной), например высокий куст пузыреплодника калинолистного «Диабло» или пурпурный сорт барбариса, то розы в этой композиции будут выступать в роли растений второго плана, и должны будут подчиняться и дополнять своим видом главный акцент. Чтобы композиция была гармоничной, окраска цветков розы в этом случае должна быть в одной тональности с кустом, нежно-розовой, к примеру, или малиновой. В другом варианте, она может быть желтой, в таком случае композиция получится контрастной.

Главные растения в цветнике (акценты, дополнение и фон) должны быть структурными!

На роль акцентных, дополняющих и фоновых желательно выбирать такие растения, которые держат форму в течение всего сезона. Ведь есть такие растения, которые прекрасны во время цветения, однако, теряют свою декоративность или даже вовсе пропадают после него. Это, к примеру, аквилегии,  дельфиниумы, восточные маки или крупнолистные колокольчики. Такие растения, конечно, можно включать в цветники, однако, только в качестве небольших вкраплений, между основными растениями, так, чтобы в определенный момент их пропажа не была слишком заметной.

 Акценты в композиции могут меняться с течением времени.

В саду всегда присутствует динамика во времени. Многолетние травянистые растения проходят все фазы: от всходов, нарастания листьев весной и цветения до отмирания  осенью. Цветение одних растений сменяется цветением других.

Кустарники и деревья более статичны, тем не менее, и они выглядят по-разному в каждый временной период: период распускания листьев, период цветения, период осенней окраски листвы, период зимней графики оголенных веток.

Как следствие, акценты в составленной композиции (цветнике) могут меняться с течением времени. И это обстоятельство также необходимо учесть при создании композиции.

Так, к примеру, возьмем спирею серую: весной она выглядит завораживающе, дугообразно изогнутые ветки сплошь покрываются пеной из белых цветов, но, после цветения она не слишком примечательна и из акцентного растения превращается просто в сизовато-зеленый фон. Однако, к осени вновь выходит на арену благодаря яркой осенней окраске листвы.

Играйте с акцентами! Учитывайте периоды наибольшей декоративности выбранных растений. Пусть акценты перемещаются с течением времени.

Всю информацию о цветниках, их видах, стилях, способах составления и т.д. Вы найдете в специальном разделе "ЦВЕТНИКИ".

 

2016-03-02_125729

nyurochka.ru

РАСТИТЕЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ

Внешний вид сада во многом зависит от удачно подобранных растительных композиций, т. е. сочетаний различных растений. Их не так-то легко создать, ведь должны учитываться самые разные факторы: цветовая гамма, высота и диаметр растений, наличие цветков и плодов, форма листьев. Но, несмотря на трудности, можно найти множество интереснейших решений по оформлению как сада в целом, так и различных участков в отдельности.

С давних пор садоводы в самых разных странах создавали сады и парки удивительной красоты. Обычные растения, собранные в определенной системе и по установленным принципам, становятся по- настоящему изысканным и великолепным зрелищем.

При оформлении садов и парков могут использоваться разнообразные виды цветочного оформления, т. е. цветники.

Цветник — это участок определенной формы, на котором произрастают однолетние, двулетние или многолетние растения. Существуют следующие типы цветников: альпинарий, клумба, миксбордер, арабеска, рабатка, рокарий, палисадник, водный цветник и т. д. Каждый из вариантов по-своему интересен и красив.

Клумба — это небольшой цветник, который обычно имеет правильную геометрическую форму и нередко на несколько сантиметров возвышается над соседними участками.

Альпинарийу или альпийская горка, — участок, на котором высажены растения, в естественной среде произрастающие в альпийском и субальпийском поясе. Чаще всего в центре альпийской горки располагают крупный камень. Он олицетворяет вершину горы, рядом с ним должны находиться камни поменьше. В промежутках между ними находятся растения.

Арабеска — достаточно большой цветник, форма которого может быть круглой или овальной. Основное отличие в том, что растения составляют оригинальный рисунок или надпись. Чаще всего на арабесках высаживают однолетние цветы.

Миксбордер — это цветник, который отличает ся вытянутый формой. Главная особенность заключается в выборе цветов — клумба должна выглядеть красиво весьма продолжительный период, т. е. растения должны непрерывно цвести весь сезон. На таких участках могут быть высажены как однолетники, так и многолетники.

Рабатка — длинный цветник в форме ленты, располагается вдоль дороги, дома или любой зоны отдыха в саду.

Рокарий — участок, на котором помимо растений расположено много крупных камней.

Палисадник — огороженный участок, который располагается между дорогой и домом.

Водный цветник — участок, на котором расположен небольшой водоем с водными и прибрежными растениями.

Перед созданием растительных композиций нужно в первую очередь задуматься о том, каким должно быть будущее украшение сада. Существует немало вариантов оформления. Например, сад непрерывного цветения представляет собой очень популярную растительную композицию, для которой должны быть выбраны растения, создающие картину постоянного цветения на протяжении весьма продолжительного периода, т. е. с ранней весны до поздней осени. Для подобного оформления нужны как травянистые растения, так и деревья и кустарники.

В основу биологических композиций заложены те ботанические особенности, которые являются общими для различных видов. К данному типу можно отнести группы однолетников, вечнозеленых растений, луковичных, кустарников и т. д. При создании подобных композиций необходимо обращать внимание на художественные принципы. Растения должны гармонично сочетаться по цвету и внешнему виду. Также необходимо учитывать, что условия произрастания одних видов могут быть совершенно неподходящими для других. Например, одним видам однолетников требуется влажная почва и тень, другим — необходимы солнце и сухая почва. Соответственно, вместе сажать их никак нельзя. На этом основаны так называемые экологические композиции.

При их создании нужно обращать внимание на такой фактор, как условия произрастания. Необходимо выбрать такие растения, у которых практически одинаковые требования к почве, освещенности, особенностям ухода.

Примером композиций данного типа могут служить собранные вместе альпийские, степные растения или растения широколиственных лесов.

В основе архитектурных композиций — внимание к форме кустов и крон деревьев. Для прида ния им определенной формы может быть использована стрижка. Сами архитектурные композиции могут быть основой для более сложных композиционных решений.

Цветовые, или колерные, композиции основываются на гармоничных сочетаниях оттенков листвы. Цветоносы растений в некоторых случаях удаляют, чтобы они не оказывали никакого влияния на оформление. Если цветоносы не удаляют, то такие композиции называют смешанными.

Можно отдать предпочтение композициям, которые будут представлять собой яркий и красочный рисунок из цветов. Или же можно добиться такого эффекта, что цветы будут неотъемлемой частью естественного ландшафта, который создан самой природой, а не руками человека. При планировании и создании различных вариантов дизайна сада нужно опираться на следующие вопросы:

• какой должна быть цветовая гамма растений?

• какими должны быть следующие параметры: форма растений, их объем, плотность посадки, месторасположение?

• каким должен быть ассортимент растений?

• как будет изменяться композиция в течение всего сезона?

В первую очередь необходимо задуматься о цветовой гамме. На первый взгляд, чем больше различных цветов и оттенков, тем более красивым выглядит участок. Но на самом деле это далеко не так. Существуют определенные закономерности в восприятии цвета, и их нужно принимать во внимание. В парке или саду основным цветом является зеленый (и его многочисленные оттенки), именно он воспринимается как фон, на котором раскрываются различные композиции. Если сад небольшого размера, то цветовых тонов должно быть сравнительно немного, также не должно быть сильных контрастов. Тогда территория будет выглядеть более просторной и красивой. Если же на небольшом по размеру пространстве будет использовано множество разных цветов, то находиться в саду будет не очень комфортно. Весьма удачным может быть плавный переход цветовых тонов один в другой. Или можно использовать пастельную цветовую гамму. Если сад достаточно большой, то при создании растительных композиций цветовая гамма может быть более насыщенной. Если основной темой оформления пространства является естественный ландшафт, желательно избегать растений красных тонов. Нужно отдавать предпочтение оттенкам, наиболее характерным для данной местности. Яркие цвета, которые встречаются в природе, чаще всего не занимают значительного пространства на фоне окружающей среды.

Великолепную гамму оранжевых и желтых красок дают следующие растения: бархатцы, календулы, львиный зев, настурции, хризантемы, анютины глазки, тюльпаны, лилии, рудбекии, диморфотеки и др. Разумеется, при выборе семян нужно учитывать желаемый будущий цвет, так как существуют различные цветовые виды данных растений.

Изумительной гаммой красных и розовых красок радуют астры, вербены, душистый горошек, левкои, гвоздики, маки, петунии, флоксы, циннии, маргаритки, тюльпаны, пионы, гладиолусы, георгины, розы, клематисы, бегонии, астильбы.

Голубыми, синими, сиреневыми или фиолетовыми бывают астры, васильки, левкои, петунии, колокольчики, незабудки, тюльпаны, гиацинты, безвременники, крокусы, ирисы, гладиолусы, георгины, примулы, дельфиниумы.

Существует множество форм цветочных культур, что дает возможность создавать различные композиции. Очень гармоничным является сочетание красных цветов с белыми и зелеными. Фиолетовые и синие гармонично сочетаются с желтыми и оранжевыми. В композиции на переднем плане могут находиться яркие цветы теплых тонов. На заднем плане при этом следует расположить растения холодных тонов, что способствует увеличению пространства. В противном случае будет создан иной эффект. Пространство визуально уменьшится, а задний план будет выглядеть приближенным.

Очень важным является форма, высота, силуэт, структура листьев, размер и форма цветов и соцветий. Некоторые растения спустя определенное время после посадки как бы стелятся по земле, образуя покрытие. Другие разрастаются, в результате чего получаются заросли. В любой композиции основой могут быть растения, форма куста которых округлая или пирамидальная. Такие формы в первую очередь привлекают внимание.

Если у растений тонкая структура листа (пример: осока, злаковые), то их рекомендуется располагать на открытом ровном участке группами. На обширном пространстве они будут смотреться весьма неплохо. Также их можно использовать для оформления небольшого пространства, но при этом они должны находиться на фоне почвопокровных, низких растений.

Для одиночной посадки нужно выбирать растения, у которых крупные листья, отличающиеся грубой структурой. Они будут как бы подавлять другие цветы и травы в композиции, поэтому их следует располагать именно так.

Очень красиво выглядят раскидистые растения с нависающей или струящейся листвой. Для них требуется спокойный фон, который самым удачным образом будет гармонировать с их плавным спокойствием.

В зависимости от декоративных признаков травянистые растения бывают:

• цветочно-декоративные — их культивируют из-за красоты цветов к данному типу относятся практически все цветочные растения: розы, флоксы, пионы, герани, хризантемы, георгины, ирисы, гладиолусы, рудбекии, колокольчики, лилии, дицентры и др.

• декоративно-лиственные — их культивируют ради красоты внешнего облика в целом или ради красоты листвы. Данный тин включает в себя папоротники, спаржу, некоторые виды очитка, стахиса, цинерарию, камыш, различные виды овсяниц, ковыль, ревень и многие другие.

Растения бывают многолетними и однолетними. Многолетники — это цветочные или декоративнолиственные растения, которые живут несколько лет. Они делятся на группы:

• подушковые — низкорослые, у них распростертые стебли, которые в междоузлиях укореняются. Такие растения очень быстро разрастаются, цветут обильно, закрывая все пространство. Они формируют красивое цветочное покрытие. Но как только начинают отцветать, декоративные качества в значительной степени ухудшаются. Некоторые подушковые растения в месте первоначальной высадки отмирают. Соответственно, в центре композиции образуется пустое место, где нужно снова высаживать цветы. Эту особенность следует учитывать

• корневищные — такие растения обладаю! стержневой корневой системой или системой придаточных корней. Такие растения необходимо омолаживать один раз в 3-5 лет

• луковичные и клубнелуковичные многолетники — в данной группе объединяется множество декоративных растений. К луковичным относятся тюльпаны, лилии, гиацинты, нарциссы к клубнелуковичным относятся цикламены, гладиолусы.

Однолетники — это растения, жизненный цикл которых составляет один сезон. Их очень легко размножать: весной семена высевают в грунт. Однолетние растения часто используют для создания красивых цветочных композиций. К данной группе относятся настурция, календула и многие другие любимые садоводами растения.

Двулетники — растения, жизненный цикл которых составляет два года. В первый год прорастают семена, происходит формирование прикорневых розеток листьев. В таком виде растение переносит зиму, а на следующее лето происходит развитие цветоноса. Растение зацветает, начинает плодоносить, дает семена и отмирает. Нужно помнить, что на первый год жизни растение не слишком красиво. Декоративные свойства проявляются на второй год жизни.

При создании цветочных композиций нужно учитывать особенности различных растений.

Бордюрные — эго низкорослые цветочные и декоративно-лиственные растения. С их помощью можно сформировать однородные и плотные арабески и бордюры. К данной группе относятся колокольчик карпатский, настурция, бальзамин, петуния, очиток гибридный и очиток побегоносный, бурачок и т. д.

Ковровые — плотные низкорослые растения, которые формируют цветочное покрытие почвы. К данной группе относятся камнеломка дернистая, тимьян ползучий, бегония изящная и др.

Почвопокровные — это низкорослые цветочнодекоративные и декоративно-лиственные растения, особенностью которых являются стелющиеся укореняющиеся побеги, способные к очень быстрому разрастанию.

Вьющиеся — травянистые лианы, которым необходима опора. Они применяются для оформления оград, стен домов, беседок, пергол. К данной группе относятся плетистые розы, виноград, клематисы и др.

Растения, находящиеся в одной композиции, должны гармонично сочетаться друг с другом. В связи с этим нужно помнить, что в течение сезона живое сообщество цветника будет меняться. Весной, летом, осенью украшение сада будет производить разное впечатление. Поэтому нужно обращать внимание на продолжительность жизни и время цветения разных элементов. Приведем несколько примеров.

Весна — это время цветения нарциссов, гиацинтов, тюльпанов, анютиных глазок, маргариток, незабудок, примулы и др.

Первая половина лета — это время цветения левкоев, иберисов, колокольчиков, гвоздик, аквилегии, маков, пионов, ирисов и др.

В середине лета цветут амаранты, васильки, вербена, годеции, душистый горошек, календулы, лобелии, настурции, флоксы, хризантемы, розы, клематисы, лилейники и др.

Осенью цветут астры, гвоздики, гладиолусы, георгины, хризантемы.

Очень интересными являются растительные композиции, которые представляют собой «сад

одного цветка», или «моноцветник». В данном случае основой композиции является один вид или род растений. Моноцветник может быть создан из сортов и видов одного растения, которое обладает разнообразной цветовой гаммой. Пример: гладу- лярий — сад гладиолусов. Общеизвестно, что гладиолусы изысканны и красивы, обладают различной окраской и формой цветков. Для создания гладулярия можно использовать формы кругов различного диаметра. Круги можно расположить на фоне газона.

Пионарий — сад пионов. Существует множество сортов пионов, которые отличаются друг от друга по окраске, высоте, срокам цветения. Очень красивы листья пионов, их декоративность сохраняется до глубокой осени даже после периода цветения.

Лилинарий — сад лилий, данная цветочная композиция идеально выглядит с середины лета до самой осени. Лилии — многолетние растения с длинным стеблем, который увенчан соцветиями из удивительно красивых цветков. Растительные композиции из лилий будут на редкость красиво смотреться на фоне живой изгороди и кустарников. Лилии лучше располагать группами, которые разместить на некотором отдалении друг от друга.

Астрарий — сад астр, состоящий из однолетних и многолетних астр. Цвести они начинают с начала июля и продолжают до конца октября. Для формирования цветника можно выбирать разные виды и формы цветов. Астры можно высаживать любые.

Изумительным видом моносада является розарий — сад роз. Цветы отличаются продолжительным и обильным цветением. Высокие сорта роз можно окружить бордюром из более низкорослых. Штамбовые розы можно высадить одиночно вдоль других посадок розария. Дополнительным и очень удачным элементом композиции будут плетистые розы. Они должны располагаться на специальной решетке, арке, перголе, беседке.

Принцип моносада позволяет объединять любые цветущие растения, которые будут хорошо смотреться, собранные вместе в больших количествах.

Очень интересной композицией является «клумба из овощей». Она была очень популярна во Франции несколько столетий назад. Своеобразие такой композиции в том, что на небольшом пространстве высажены овощные культуры. Клумба из овощей — это функциональная деталь огорода и в то же время великолепное украшение. Диаметр должен быть примерно 2 м, не меньше и не больше. Меньший диаметр приведет к тому, что полезная площадь будет слишком незначительной. Больший диаметр приведет к тому, что за клумбой будет нелегко ухаживать. На выбранном месте следует установить колышек, а затем четко вычертить круг, используя шнур и другой колышек (принцип циркуля). Верхнюю часть грунта нужно убрать — это примерно 10-15 см, на это место насыпать гальку, щебень, битый кирпич. По периметру круга можно расположить камни. Круг поделить на секторы, в каждый из которых должна быть насыпана плодородная почва. Затем в каждый сектор высаживают растения — семенами или рассадой.

Можно использовать любые культуры, но для создания декоративной композиции нужно выбирать растения одинаковой высоты, листья при этом должны отличаться по окраске. Для создания подобной композиции можно использовать следующие растения: лук, петрушка, шпинат, кресс-салат, базилик, кориандр, свекла, укроп и т. д.

При создании растительных композиций не следует забывать о живых изгородях, которые являются одновременно украшением и защитой от ветра. Живые изгороди можно сформировать из шиповника, сирени, можжевельника, роз, сосны, жасмина, боярышника и т. д. Для живых изгородей растения высаживают весной, но иногда — осенью. Растения следует располагать в шахматном порядке. Кустарники рекомендуется высаживать в возрасте двухтрех лет. Нели посадка однорядная, то между растениями должно быть не менее 30 см. Если посадка двухрядная, то расстояние между ними должно быть не менее 30- 40 см. Между рядами нужно сохранять расстояние — примерно 30 см.

Для подчеркивания определенных растительных композиций, а также для отделения одного участка от другого используют бордюры из растений. Бордюры можно сформировать из однолетних и многолетних растений, а также из низких кустарников. Для бордюров используют бархатцы низкие, флоксы низкие, астры низкие, колеусы, ирисы, незабудки, пеларгонии, маргаритки, аллисумы, лобелии эринус и др.

При создании различных композиций нужно помнить о том, как важно подчеркнуть границы пространства. Это позволяет создать определенные линии, без которых участок выглядит неухоженным и неаккуратным. Единичная цветочная композиция — это элемент целого ландшафтного дизайна сада. И важно, чтобы различные элементы гармонично сочетались друг с другом.

Ландшафтный дизайн — это искусство, которое требует не только воображения, но и точного расчета. Поэтому перед созданием тех или иных композиций нужно просчитать варианты оформления, составить чертеж и нарисовать эскизы. Идеальный сад — это место, где каждый, самый крохотный участок представляет собой совершенную по форме и цветовым сочетаниям картину.

ofazende.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта