Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения». Занятие в старшей группе растения поля
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения»
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения»
Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними.
Задачи:
Образовательные
-уточнение и активизация словаря по теме: «Комнатные растения»;
-совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционные
-развитие диалогической речи, тонкой и общей моторики;
Воспитательные
-воспитание любви бережного отношения к природе.
1. Организационный момент
(на доске прикреплены картинки с цветами, картинкой вниз. Загадываю загадки. Если дети затрудняются с ответом,то картинка открывается)
• Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов-
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. (Алоэ)
• Куст – оконный и балконный,
Лист – пушистый и душистый,
Он сборчатый и каемчатый,
А цветы на окне – словно шапка в огне. (Герань)
• Я пришел к вам из пустыни,
Мне не страшен окон иней.
Я колючий, словно ежик,
Но цвету, хоть редко, тоже. (Кактус)
• Хоть мы ростом низковаты,
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. (Фиалки)
• В кадке вырос куст –
И широк, и густ:
Лист как кожаный,
Плотно сложенный,
Ствол бузиновый,
Как резиновый. (Фикус)
В:-Что это? Как это можно назвать одним словом?
Д:-Комнатные растения.
В:-Почему они называются комнатными растениями?
Д:-Потому что они растут в помещении.
2. Сообщение новой темы
В:-Послушайте рассказ.
Оля и Юля близнецы. Они родились в один день. Наконец им исполнилось 6 лет. Они получили много подарков. Мама подарила куклу Барби. Папа –дом для нее. Дедушка – «Волшебные сказки». А бабушка принесла по маленькому горшочку с землей и сказала:
-поставьте горшочки на окно, поливайте через день и произойдет чудо. Оля сделала все так,как сказала бабушка. А Юля про свой горшочек с цветком забыла. Через неделю в Олином горшочке появился зеленый росток, а через две недели на высоком стебле распустился прекрасный цветок.
-Аленький цветочек! -закричала Оля.
Бабушка улыбнулась и сказала:
-Это Амариллис. Он отблагодарил тебя за заботу.
-А где же мой цветок?-спросила Юля.
-А твой цветок погиб -сказала бабушка.
В:-Почему погиб цветок у Юли?
Д:-Потому что она не ухаживала за ним.
В:-А вы знаете, как нужно ухаживать за комнатными растениями?
Д:-Чтобы цветы хорошо росли надо поливать растение, рыхлить землю, убирать сухие листья, опрыскивать и протирать пыль с листьев.
В:-Ребята,посмотрите на этот цветок, я обнаружила его у нас на лестнице. Видно, что цветок давно не поливали, не рыхлили, листья начали желтеть, на листьях пыль. Поможем цветку?
Д:-Да.
В:- Вы сначала посмотрите, как я это буду делать.
В:-Сначала я уберу сухие листья, опрыскаю цветок, протру тряпочкой листья от пыли, прорыхлю землю и полью цветок.
В:-Что я сделала сначала?
В:-Потом что я сделала?
Д:-Опрыскала и разрыхлила землю.
В:-Что еще я сделала?
Д:-Протерла пыль тряпочкой и полила цветок.
В:-Молодцы,все правильно сказали.
В:-А теперь представьте, что вы цветочки.
А)Физминутка «На окне в горшочках»
На окне в горшочках (дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают)
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках,руки вверх, широко в стороны)
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки (Ладони повернуть вверх)
Повернут цветочки.
Повернут бутоны, (руки соединить над головой, медленно развести в стороны)
В солнышке утонут.
3. Закрепление пройденного материала
(на столах расставлены цветы в горшках и предметы, необходимые для ухода за растениями (пульверизатор, лейка, тряпочка, кисточка, лопаточка)
А)Игра «Ухаживаем за растениями»
В:- Рассмотрите свой цветок и определите, в чем нуждается ваш цветок? Какая нужна ему помощь?
В:-Варя,как ты думаешь, в чем нуждается твой цветок?
Д:-У моего цветка сухая земля, пыльные листья.
В:-Чем ты можешь помочь ему?
Д:- Я опрыскаю листья, разрыхлю землю и полью цветок.
В:-Молодец,умничка!
В:-А что с твоим цветком,Тимур?
Д:- У моего цветка сухие листья, бледные.
В:-Чем же ты можешь ему помочь?
Д:-Я уберу сухие листья, разрыхлю землю и полью цветок.
(Остальные дети под контролем воспитателя оказывают нужную помощь своему цветку)
В:-А как вы думаете, что нужно растениям для роста?
Д:-Вода
В:-А еще что?
Д:-Затрудняются с ответом.
В:-А свет нужен растениям?
Д:-Да (отвечают неуверенно)
В:- Как вы думаете, растения дышат?
Д:- Не знаем.
В:- А чтобы все это узнать, давайте проведем с вами опыты.
Б) Опыт «С водой или без воды»
В:-Для этого мы возьмем два цветка. Одно растение мы будем поливать, а другое не будем поливать.
(Наблюдение ведется ежедневно, в течение одной недели. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.)
В) Опыт «На свету и в темноте»
В:- Давайте выясним, нужен ли свет для растений. Для этого один цветок мы поставим в темное место,а другой оставим на свету.
(Наблюдение ведется ежедневно, в течение одной недели. Дети делают вывод, что растение,которое находилось под колпаком стало светлым, бледным. А растение,которое стояло на свету, стало еще зеленей. Значит растению нужен свет.)
Д) Опыт «Может ли растение дышать?»
В:-Для того, чтобы узнать,дышат ли растения, проведем следующий опыт. Для этого опять возьмем два растения. Одному растению листья смажем вазелином с одной и другой стороны листа,а другое растение оставим не тронутым.
(Наблюдение ведется ежедневно, в течение одной недели. Дети делают вывод, что листочки «дышат» своей нижней стороной,потому что те листочки,которые были смазаны вазелином,погибли,а растение,которой не смазывали листья вазелином, продолжает расти и зеленеть.)
4. Подведение итогов занятия
infourok.ru
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Растения, которые кормят», ФГОС
Цель: Познакомить детей с растениями, которые служат нам источником питания.
Задачи:
Закрепить знания о том, где растения растут, и кто их сажает.
Какие блюда можно приготовить из растений.
Рассказать о происхождении некоторых названий растений.
Развивать внимание, расширить и активизировать словарь по теме.
Предварительная работа: Рассмотреть строение растения на примере цветка. Беседа о том, какие растения мы знаем? Что мы называем растением?
Материалы. Иллюстрации разных растений. Пакетики с крупами на каждого ребенка.
Ход занятия.
1 часть.
Воспитатель:
Ребята назовите мне, пожалуйста, что вы сегодня ели на завтрак? А что вы кушали вчера в детском саду? А дома? Ответы детей.
То есть мы с вами принимаем пищу несколько раз в день: завтракаем, обедаем, полдничаем, ужинаем. А знаете ли вы, откуда берутся продукты для нашего стола? Ответы детей.
Воспитатель:
Наша главная кормилица- это земля-матушка. Она нам и хлеб дает, и овощи, и фрукты. Земля и животных кормит травой и сеном, а животные дают нам мясо, молоко, шерсть и другие продукты. Овощи и фрукты, трав – что это? Правильно это растения, растения, которые нас кормят. Многие растения, такие как овощи и фрукты вы знаете, но сегодня я познакомлю вас с интересными растениями, которые тоже являются нашими кормильцами. Отгадайте загадки?
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Подкопай немножко:
Под кустом …(картошка).
Не шит, не кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек,
И все без застежек. (капуста)
3. Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят. (Колос)
4. В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем!
Что это такое? Верно это хлеб! Кто назовет, каким бывает хлеб?
Хлеб бывает разным: пшеничный и ржаной. Из пшенично муки хлеб получается белый, а из ржаной – черный. А вот пшеничную муку получают из зерна пшеницы, а ржаную – из зерна ржи.
Физкультминутка.
Зерно в землю упадет | Движения рук вправо-влево перед собой |
И росточком прорастет. | Из приседа поднимаемся, ладони рук сложить перед грудью. |
Солнце будет его жарить, | Поднимают руки вверх, разводят в стороны, смотрят вверх на ладошки. |
Дождь сто раз его польет. | Приседая, волнообразные движения кистями рук сверху вниз. |
А потом под снегом мерзнуть | Обхватить себя руками и переступать с ноги на ногу. |
И под ветром устоять | Поднимают руки вверх. Наклоны влево-вправо,отрывая ноги от пола. |
Очень трудно хлеб дается | Погрозить ук.пальцем левой, правой руки. |
Должен ты об этом знать. | Дотрагиваются рукой головы. |
Воспитатель: Оба этих растения - пшеница и рожь известны людям с давних времен. Всем хороша пшеница: мука из зерен получается белая, хлеб вкусный. Одно плохо: боится вредных насекомых, сильных морозов и засухи. Пшеница любит, когда за ней ухаживают, не жалея сил.
А вот рожь долгое время считалась сорняком. Рожь незваным гостем появилась на пшеничном поле и жила там, среди колосьев пшеницы, стремясь их оттуда выжить. Бывало стукнет мороз, погубит всю пшеницу, а рожь вырастет на славу. Жми ее, коси ее, молоти, да пеки из ржаной муки вкусный хлеб.
Пальчиковая гимнастика.
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
Вот еще одно растение - кормилица кукуруза.
Точно никому неизвестно, откуда у кукурузы такое чудное имя. По - румынски кукуруза значит еловая шишка. Уж очень похож початок на шишку. Во многих странах кукурузу ещё называют маисом. Каша из кукурузной муки получается вкусная, лепешки и того лучше. Кукурузы отличный корм для скота и птицы. Из зерен выжимают масло, а из кочерыжек делают мыло, пластмассу и даже лекарство – пенициллин.
А вот еще один продукт: гречневая каша. Варят её из гречки. А гречка откуда? Может быть из Греции? Нет, не совсем так. Точно известно только то, что это растение родилось где-то в южных краях, а про все южное в прежние времена говорили «греческое». Ведь Греция страна южная, вот и пошло отсюда название растения - гречиха.
Вот это растение называется сахарная свекла, из неё варят сахар. Не подумайте, что это та самая свёкла, про которую говорится в загадке: «Вверху зелено, внузу красно, в землю вросло». Нет, это другая свёкла, не красная, а белая и очень сладкая. Сахарная свёкла в поле растет. Комбайн её из земли выбирает, кучками складывает. Грузовик отвозит свеклу на сахарный завод, где из неё сварят сахар.
2 часть.
О растениях кормилицах можно говорить бесконечно, поэтому я предлагаю всем рассмотреть выставку иллюстраций, на которых изображены знакомые и незнакомые растения: просо, фасоль, горох, чай, картофель, капуста и т.п.
3 часть.
У детей пакетики с крупами, дети определяют из какого растения получилась крупа.
Итог занятия.
Домашнее задание: Предложить детям узнать у родителей, что можно приготовить из того или иного растения, с которым они познакомились на занятии.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект занятия по теме "Растения" в старшей группе
Цель: показать детям в практической деятельности, как рост и развитие растений зависит от условий жизни и правильного ухода за ними; развивать любознательность, внимание, умение делать выводы, исходя из увиденного.
Предварительная работа:
— экскурсии на поле, наблюдения за подготовкой земли к посеву, наблюдения за всходами и их ростом;
— посев овощных культур в ящики и уход за ними;
— чтение художественной литературы.
Материал: три горшка с землёй, семенные зёрна овса.
Ход занятия для детей старшей группы
Воспитатель (В.). Дорогие дети, сегодня мы с вами начнём проводить очень интересный эксперимент. Мы много раз ходили на экскурсии в поле и наблюдали, как сеют зерно, как оно растёт. Давайте вспомним, что нужно для того, чтобы посеять зерно, чтобы оно взошло и росло. (Нужны земля — рыхлая, мягкая и без сорняков, вода, тепло, свет, а также удобрение.) Сегодня мы с вами посеем овёс в горшки и будем наблюдать за его всходами и ростом, но условия роста создадим разные. В два горшка насыплем земли мягкой, рыхлой и чистой, а в третий — твёрдой и сухой с комьями.
I этап.
Дети насыпают землю в горшки. В два горшка с хорошей землёй вносят удобрение (азотно-фосфорно-калийное), а в третий, с твёрдой землёй, ничего не добавляют. Землю в двух первых горшках рыхлят.
II этап.
Во все три горшка сеют овёс, засыпают землёй. Овёс в горшках с хорошей землёй поливают и ставят: один горшок на подоконник, а другой — в тёмное место, в шкаф. Горшок с твёрдой землёй не поливают, но ставят на подоконник.
III этап.
Дети вместе с воспитателем наблюдают за овсом в трёх горшках.
В (обращаясь к детям). Посмотрите, пожалуйста, на подоконнике в горшке, с хорошей землёй, земля пересыхает? Почему? (Её высушивает солнце.) И что нужно делать? (Поливать.) Почему земля не пересыхает в тёмном месте? (Туда не доходит солнце.)
Через неделю в двух горшках, которые поливали, появляются всходы, а в третьем горшке с пересохшей землёй ничего нет. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть на горшки.
В. Почему овёс не всходит в третьем горшке? (Дети отвечают.) Правильно, ему не хватает влаги, а семена без воды не набухнут и не прорастут.
Каждый день воспитатель с детьми внимательно наблюдают за овсом на подоконнике и в тёмном месте. Во время наблюдения дети замечают, что на подоконнике овёс тёмно-зелёный, широкий, толстый, а в тёмном месте бледно-зелёный, тонкий и высокий. На вопрос «Почему?» дети отвечают: «В тёмном месте овсу не хватает света».
После всхода овёс, который стоит в тёмном месте, не поливают.
Через некоторое время в одном горшке овёс стал вянуть.
В. Почему овёс завял? (Ему не хватает света и воды.) вот видите, ребята, в горшке, в тёмном месте, овёс совсем засыхает и пропадает. Что с ним случилось, почему он так засох? (За ним никто не ухаживал, не поливал, не подкармливал, а также ему не хватало света.)
В. А теперь скажите, какой овёс в горшке, что на подоконнике? (Густой, красивый, да и стебель толстый.) Почему в этом горшке такой хороший овёс? (Потому что для него были созданы хорошие условия.)
Молодцы, ребята. Хорошо, что вы с интересом отнеслись к нашему наблюдению за ростом и развитием семян овса. А теперь давайте поразмышляем. Что нужно для растений, чтобы они взошли, а затем быстро росли и созревали? (Дети отвечают, обмениваются мнениями.)
Заключение.
В. Итак, дорогие дети, для хорошего роста и развития растений обязательно нужны следующие условия: мягкая, рыхлая, рассыпчатая земля, хорошие удобрения, вода, солнце, тепло, свет, своевременный уход. А ещё хорошее и заботливое отношение человека к своей земле, к тому, что на ней растёт, что её украшает. У каждого из вас есть огороды, где ваши мамы и бабушки сеют цветы, разные растения. Вот и понаблюдайте за ними. А затем вы расскажите о своих наблюдениях.
vscolu.ru