Конспект урока зима в мире растений. КОНСПЕКТ урока по окружающему миру 2 класс на тему "Зима в мире растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по Окружающему миру "Зима в жизни растений" 1 класс. Конспект урока зима в мире растений


Конспект урока: "Зима в мире растений"

Программа – УМК «Перспектива», А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, 2 класс

Тема: «Зима в мире растений».

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формирование представлений об изменениях в жизни растений в зимний период и ознакомление со способами определения пород деревьев зимой по внешним отличительным признакам.

Планируемые результаты:

1) Предметные

  • формирование представлений об изменении условий жизни растений зимой

  • упражнять в назывании важнейших отличительных признаков изучаемых растений и различении пород деревьев зимой по отдельным признакам.

  • развитие кругозора при сообщении дополнительных сведений о зависимости изменений в жизни растений от погодных условий

2) Метапредметные

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности

- контролировать способ решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану

Познавательные:

  • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между состоянием природы и изменениями в жизни растений

  • развивать умение осуществлять анализ с выделением существенных признаков

  • развивать умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации

  • ориентироваться в учебнике, осуществлять поиск и выделение необходимой информации

  • развитие умения работать с информацией, представленной в разных видах (текст, иллюстрации)

  • развитие умения обобщения, умения делать выводы при раскрытии и систематизации изучаемого материала

  • подводить итоги урока по вопросам

Коммуникативные:

– выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

– формировать и аргументировать свое мнение при наблюдении за живой природой

– оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам)

3) Личностные

- воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

- развивать личностные качества: взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., кроссворд, фонограмма, отрывок мультфильма «Мороз Иванович», мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, конверты с карточками-заданиями 6 штук, полоски жёлтого и красного цвета, жёлтый круг.

1. Орг. момент.

- Начиная урок, я предлагаю вам послушать музыку.

Учитель включает аудиозапись и читает стихотворение. В это время на экране показываются слайды зимнего леса.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит —

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой —

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? (Зиме, лесу, зимнему лесу)

- Сейчас вы видели много картин зимнего леса. А какие слова использует поэт Ф.И. Тютчев рисуя лес? (Околдован, заколдован, волшебный сон, окован, очарован, …).

2. Актуализация знаний

- Что имел ввиду поэт говоря:

И стоит он, околдован,—

Не мертвец и не живой —

Сном волшебным очарован, …?

(Деревья в лесу как будто спят).

- Действительно, может показаться, что деревья в лесу как не живые. Но на самом деле это не так. В зимнее время они перестают расти, питаться и погружаются в глубокий сон).

- Кто из вас знает, как ещё деревья приспосабливаются к зимним холодам?

а) (Осенью они сбросили листья).

- Правильно, для листьев необходимо много тепла. Зимой это тепло будет очень необходимо дереву, поэтому они избавляются от листьев.

- Но есть деревья, которые остаются зелёными всю зиму. Как называются эти деревья? (Хвойные). Их хвоинки имеют толстую кожицу и покрыты восковым налётом. Смола, которую выделяют деревья, защищает их от промерзания.

б) - А чем грозит зима деревьям? (От сильных морозов деревья могут замёрзнуть и погибнуть.)

- Но не бойтесь, деревья и к этому приспособились. Под кожицей своего ствола и веток они имеют специальным защитным слоем, который не выпускает тёплый воздух из дерева и предохраняет его от морозов.

- Но вот, что удивительно – зимние холода для лесных растений просто необходимы. Оказывается, почки деревьев и кустарников могут нормально распускаться только после зимних холодов.

- Как вы думаете, там, под снегом, жизнь растений останавливается? Давайте посмотрим отрывок из мультфильма «Мороз Иванович».

Смотрят мультфильм.

- Вы правы, растения полностью укрыты под снегом, как тёплой периной. Снег, до весны, сохраняет их от холода и морозов.

- А как вы думаете, кто легче переносит зимние морозы низкорослые растения или деревья, почему? (Низкорослые, потому что они полностью скрыты под снегом.)

3. Постановка проблемы и выход на цель урока.

- Ребята, ученикам 2 класса дали задание запечатлеть красоту зимней природы сфотографировав разные деревья и определить, что это за дерево. Все справились с заданием. Маша тоже сфотографировала дерево, но не смогла определить, что это за дерево.

На экране учитель показывает фотографию дерева.

- Предлагаю вам помочь Маше сделать это. (Ответы детей).

- Мы не можем. Почему?

- И так, перед нами тоже возникла проблема? Какая, как вы думаете? (У нас не получилось распознать дерево).

Учитель вывешивает на доску карточку ПРОБЛЕМА, и после ответов детей карточку НЕ МОЖЕМ РАСПОЗНАТЬ ДЕРЕВО ЗИМОЙ

- Зная проблему, какую цель мы можем поставить? (Научиться распознавать деревья).

Учитель вывешивает на доску карточку ЦЕЛЬ, и после ответов детей карточку НАУЧИТЬСЯ РАСПОЗНАВАТЬ ДЕРЕВЬЯ

- Для этого нам нужно обозначить пути решения. (Определить признаки, которые помогут распознать деревья).

Учитель вывешивает на доску карточку ПУТИ РЕШЕНИЯ, и после ответов детей карточку ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ ДЕРЕВА

- И конечно, необходимо выполнить пробное действие. (Попробовать распознать дерево по этим признакам).

Учитель вывешивает на доску карточку ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ, и после ответов детей карточку РАСПОЗНАТЬ ДЕРЕВО ПО ЭТИМ ПРИЗНАКАМ

- Догадались ли вы, чему будет посвящён наш урок? (Ответы детей).

4. Открытие нового.

- Действительно, трудно распознать дерево в зимний период времени потому, что все деревья кажутся одинаковыми. Летом это сделать проще. Почему? (Летом на деревьях есть листья).

- Да, но листьев не стало. Но остались постоянные внешние признаки, по которым мы можем определить дерево, т.е. решить проблему.

Если дети называют признаки, учитель спрашивает: «Да, но знаем ли мы какие признаки характерны для Машиного дерева? (Нет). Значит у нас не хватает информации».

- Давайте обратимся к учебнику.

- Откройте учебники на стр. 20. Возьмите простые карандаши. Читая текст учебника, подчеркните слова обозначающие какой либо признак дерева.

Дети читают самостоятельно текст учебника.

- Какие внешние признаки вы нашли? (Кора).

Учитель вывешивает карточку КОРА

- Какие деревья легче узнать по коре? (Берёзу и осину).

- Ещё какие признаки вы подчеркнули? (Остатки листьев).

Учитель вывешивает карточку ЛИСТЬЯ

- На каких деревьях они остаются? (Ответы детей).

- По листьям, какие ещё деревья мы можем узнать? (Ель, сосну, пихту). Какие это деревья? (Хвойные). Почему их так называют? (Вместо листьев у них хвоинки).

- Ещё? (Плоды)

Учитель вывешивает карточку ПЛОДЫ

- Под словом плоды мы подразумеваем и семена и шишки.

- На каких деревьях они остаются? (Рябина, клён, липа, ясень, вяз).

- А если на дереве не видны ни плоды, ни оставшиеся листья. По какому признаку тогда придётся определять дерево? ( По силуэту).

Учитель вывешивает карточку СИЛУЭТ

- Правильно, но это трудно сделать.

- Мы определили с вами признаки, зная которые мы сможем распознать деревья. Давайте попробуем это сделать.

- Мы определили с вами признаки, по которым можем узнать дерево. Давайте вернёмся к нашему плану. И следующее наше действие? (Пробное действие). Сейчас мы должны попробовать эти знания применить.

На тарелочках разложены: кора деревьев, семена и шишки, сухие листья.

- Посмотрите, что я принесла.

Дети встают, подходят, ощупывают.

- Попробуйте назвать деревья.

- Получилось ли у вас назвать все деревья? (Нет. Мы не знаем у какого дерева какие семена).

- Где и откуда получить нам эти знания? (Из энциклопедии. Спросить у взрослых. Из интернета).

Физминутка.

Ели за окном стоят,

В небо синее глядят.

Ветки в стороны торчат,

Белки на ветках сидят.

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу.

Он суровый и могучий.

Но утихла злая вьюга,

Белой стала вся округа.

Ну а мы чуть-чуть пройдемся

И домой к себе вернемся.

5. Применение нового знания. Работа в парах.

А) - Я предлагаю вам поработать самостоятельно в парах. Пользуясь иллюстрациями из «Атласа – определителя» распознать растение. Познакомьтесь с информации о деревьях. А работая с таблицами, нарисуйте признаки вашего дерева. Подумайте, как вы сможете рассказать о нём другим ребятам, чтобы и они смогли бы узнать его.

- Давайте вспомним правила работы в паре. (Ответы детей).

Учитель выставляет карточку с правилами на доску.

У каждой пары листок с таблицей, иллюстрации деревьев, листы из «Атласа – определителя». Дети работают в парах. Записывают признаки на листочки. Учитель ходит и помогает им.

Название дерева

Силуэт

Кора

Листья

Плоды

1 ряд: 1 парта: сосна; 2 парта: ель.

2 ряд: 1 парта: липа; 2 парта: ясень.

3 ряд: 1 парта: ива; 2 парта: клён.

- Работа закончена. Договоритесь между собой, кто из вас будет рассказывать, а кто помогать.

Дети в паре выходят и рассказывают.

Б) - Давайте снова посмотрим на то, что лежит на тарелочках. Попробуйте назвать деревья. (Дети называют и объясняют).

Дети называют, а учитель показывает правильную картинку на экране (кора: берёза, осина, сосна; листья: ясеня, рябины, тополя, осины, сосна, ель; семена: клёна, ясеня, дуба).

Если успеваем по времени, то отгадываем кроссворд на уроке. Если нет, то даем задание на дом.

В) – Хотите проверить себя ещё раз? Попробуем разгадать кроссворд?

- Попробуйте определить дерево по его виду в зимнее время года.

Кроссворд. Работа с вебкамерой. На доске вывешиваются растения:

1. БЕРЁЗА

2. ОСИНА

3. СОСНА

4. ТОПОЛЬ

5. ЕЛЬ

6. КЛЁН

7. ИВА

8. РЯБИНА

6. Подведение итогов урока.

- Молодцы! Вернёмся к проблеме возникшей вначале урока. Мы должны были распознать дерево и помочь Маше. (Мы не могли распознать дерево зимой).

- Теперь мы знаем, почему она не смогла определить и назвать дерево? (Ей не хватало информации, содержащей сведения о признаках этого дерева).

Учитель добавляет признаки. Это клён.

- Мы справились с задачей поставленной нами на уроке? (Да).

- Что мы для этого должны знать? (Какая кора, листья, плоды у каждого дерева).

- Вам задание: По дороге домой, попробовать распознать и назвать деревья, которые вам встретятся. И разгадать кроссворд.

7. Рефлексия.

- Наш урок подошёл к концу. Попробуйте рассказать о том, что вы узнали на уроке по схеме:

Узнал

Я Запомнил

Смог

- На моём столе лежат жёлтые и красные полоски. Если вам понравился урок, и вы многое узнали, прикрепите к нашему солнышку жёлтую полоску, а если ничего нового не узнали – красную. Мне очень понравился наш урок, и я прикреплю свою жёлтую полоску. Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось. - Спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.

kopilkaurokov.ru

Конспект урока по познанию мира "Растения зимой" (2 класс)

Тема: Растения зимой.

Ход урока:

1) Психологический настрой.

- Прозвенел звонок на урок. Урок начинается. Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы.

2) Мотивация к учебной деятельности.

В школу мы пришли учиться.

В жизни это пригодиться.

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам всё постигать.

Учитель: Выделите в стихотворении ключевую фразу. Объясните, почему вы так считаете

3). Актуализация опорных знаний.

а). Фронтальный опрос

- Как по внешнему виду можно разделить растения? (На деревья, кустарники и травы)

- Какие условия необходимы для жизни растений на земле?

- Игра «Расшифруй слова»

- Как вы думаете, могли бы люди жить без природы?

- Для чего нам, людям, растения?

б) Составление кластера.

красота доброта кислород

здоровье очищение воздуха

хорошее настроение

в) Дидактические игры по рядам

1 ряд – «Поварята»

- Вам необходимо составить из данных слов первое блюдо. Вот набор картинок (кастрюля, свёкла, лук, мясо, соль, помидор, капуста, морковь, картофель, чеснок).

2 ряд – «Плотники»

- Составьте из «зашифрованных» слов мебель.

Природа дает нам пищу, одежду, жилье. Человек не может жить без пищи, а пищу дают нам растения и животные. Люди не могут жить без мебели и посуды. Материал для изготовления их получаем в природе.

4) Постановка темы, цели урока.

Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, все покрылось серебром. (Зима).

- Что это за царица? - А скакуны белые? - Кто знает, в каком порядке они идут? - А кто догадался, о чем будет идти речь на уроке?

- Будем говорить о зиме и о растениях зимой. Наша главная задача – выяснить, как зима повлияла на растения, и как растения приготовились к зиме. Чтобы справиться с этой задачей, надо быть внимательным, хорошо слушать вопросы, точно выполнять задания, прислушиваться к мнению товарищей в группе.

  1. Работа над темой:

а) Беседа:

- Как готовятся деревья к зиме?

- Почему дерево к зиме сбрасывает листья? (Просмотр видеоролика)

- Как сохраняет оно ствол и ветки от замерзания?

На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето откладывают деревья под корой ствола и веток пористую пробковую ткань – мертвую прослойку. Пробка не пропускает  воду  и воздух. Воздух застаивается в ее порах и не пропускает тепло из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой. Вот почему старые толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонким стволом и ветвями…

Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти погружаются в глубокий сон.

б ) Загадка

Одеяло белое не руками сделано, не ткалось, и не кроилось, с неба на землю свалилось. (снег).

- С чем сравнивается снег в загадке? - Как понять: снег ведь холодный и вдруг «одеяло»?

6.Практическая работа .

(У каждого ученика веточка дерева).

А) -Рассмотрите ветки лиственных растений. Перед вами веточки растений, их вам послал главный лесничий. Положите с лева веточки хвойных растений, а справа – лиственных. Рассмотрите внимательно веточки лиственных растений. Есть ли на них листья? На месте опавших листьев сидят почки, они спят как и дерево.

- Найдите почки. Отделите одну. - Чем почки покрыты сверху? Обратите внимание , очень плотные чешуйки покрывают её. Раздвиньте осторожно чешуйки. - А что внутри? Что увидели? - Так какое же значение имеют чешуйки? Весной из почек появляются листья.

Почки- это будущие листья, цветы, плоды .

Б) Рассмотрите ветки хвойных растений. Изменились ли они по сравнению с    осенью?

Зимой и летом одним цветом. О каком дереве загадка?

– Какие деревья нарисованы? - Раскрасить то, которое не изменилось с приходом зимы.

Проверка: - Какое дерево раскрасили?

6) Первичное закрепление изученного.

Работа по учебнику.Прочитайте в учебнике статью, стр.45; выясним, все ли мы вспомнили.

1) Чтение «цепочкой»

2)  Ответы на вопросы учебника:

7) Итог урока

– В конце совершим экскурсию в зимний лес (звучит музыка Чайковского). Тихо зимой в лесу. Кажется, все вымерло. Но стоит прислушаться, присмотреться и тогда… - Что можно услышать? - Мы говорим сегодня о растениях. Давайте пофантазируем. Посовещайтесь, придумайте, что снится в зимнюю пору вашему растению. (…)

4. Итоги. - Кто помнит нашу главную задачу? - Выяснили мы это или нет? - Кто понял, как изменилась жизнь растений с приходом зимы?

Домашнее задание: продолжать наблюдать за природой; вспомнить, о чем говорили на уроке.

8) Рефлексия

А теперь оцените свою работу на уроке:

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру по теме "Растения зимой"

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Сформировать знания учащихся о зимнем периоде жизни растений.
  2. Развивать наблюдательность, творческие способности, умение различать деревья зимой, речь учащихся.
  3. Воспитывать эмоциональное восприятие природы и эстетическое чувство, бережное отношение к природе.

Задачи:

Формирование знаний о зимнем периоде жизни растений. Расширять кругозор учащихся.

Оборудование:

Иллюстрации зимних пейзажей, иллюстрации деревьев, книжки-раскладушки,

CD – диски.

Ход урока

I. Организационный момент

– Ты бывал в лесу зимой? Если нет, скорей за мной Много знает зимний лес И загадок и чудес.

– Сегодня мы продолжим писать книгу зимы, а для этого мысленно отправляемся в лес. Но прежде чем совершить прогулку, давайте послушаем наших синоптиков с прогнозом погоды на сегодня.

Ученик сообщает прогноз, дети отмечают в дневнике наблюдений.

– Отгадайте загадки.

1. Не живая, а с ушами Зиму всю гуляет с нами Под ее ушами нашим Никакой мороз не страшен (шапка-ушанка)

2. Словно греет пара печек Из колечек от овечек ( варежки)

– Почему в это время года надо надевать теплые вещи?

Беседа о сохранении здоровья в зимний период.

II. Актуализация опорных знаний

Отправляясь в зимний лес, давайте повторим, что мы знаем о зимнем периоде в неживой природе.

Блиц – опрос

  1. Когда начинается зима в природе?
  2. – Долго ли природа ждала зиму в этом году?

    – Когда были первые морозы в этом году?

  3. Как называется явление, когда реки, озера, пруды покрываются льдом?
  4. (Еще в древней Руси ледоставом называли месяц декабрь).

    Беседа об опасности выхода на неокрепший лёд.

  5. Что происходит с водой, паром, который поднимается с воздушным потоком в верхние слои атмосферы?
  6. Как называется явление падения на землю множества снежинок?
  7. Когда снег летит хлопьями, а когда мелкой крупой?
  8. На доске: слова “ледостав”, “снегопад”.

    – Что особенного в составе этих слов?

    Подведение итогов блиц – опроса.

    III. Сообщение темы, целей и задач урока.

    – Итак, мы направляемся в лес. О чем же пойдет речь, как вы думаете?

    ( о лесе, о деревьях, о кустарниках).

    Рисунок 1. Зимний лес

    – Сегодня мы будем сравнивать условия зимовки деревьев, кустарников, трав. Узнаем о значении снегового покрова для растений.

    IV. Изучение нового материала.

    – А теперь давайте проверим свои предположения и прочитаем учебник с. 104-105.

    Дети читают статью в учебнике с.104.

    Учитель: послушайте, как описывает зимовку растений в своей книге В.Бианки. Прослушивание записи

    CD – дисках.

    Ученик: В трудную зимнюю пору жизнь отлично умеет притворяться мертвой. Замерзли травы, кусты и деревья. Замерзли, но не умерли. Под мертвым покрывалом снега они таят могучую силу жизни. Сосны и ели хранят в сохранности свои семена, крепко зажав их в свои кулачки-шишечки.

    – Итак, что очень важно для растений зимой?

    Далее рассматриваем иллюстрации деревьев на доске.

    Рисунок 5. Сосна

    – Какие деревья вы узнали? По каким признакам? (ель, сосна, береза)

    – А почему трудно узнать другие деревья? ( нет листвы ).

    Далее рассказ учителя.

    В спящем царстве чернолесья, на первый взгляд, деревья без листьев очень похожи друг на друга. Но если быть внимательным, то можно заметить, что у каждого дерева свой силуэт, свой порядок расположения веточек. Черные силуэты деревьев четко выделяются на белом снегу. Как будто нарисованы черной краской на белом листе бумаги. Недаром лес, сбросивший листву, называют в народе – чернолесьем.

    Давайте немного отдохнем.

    Физкультминута.

    – А сейчас поработаем по своим книжкам. Что вы приготовили?

    Далее работа по книжкам – раскладушкам. Дети в своих книжках заранее подготовили рисунки и рассказ о деревьях.

    1.Ученик рассказывает об ольхе.

    Ольха – разветвленное дерево с конусообразной кроной. Её можно узнать по серой коре, округлым листьям с зубчатыми краями, красноватым сережкам и коричневым шишечками.

    Рисунок 2. Ольха

    2.Ученик о тополе.

    Ствол этого большого, высокого дерева светло – серый. Веточку можно определить по крупным шерстисто – пушистым почкам, покрытым крупными коричневыми чешуями. Почки на веточках расположены поочередно, одна справа, другая повыше – слева.

    Рисунок 3. Тополь

    3.Ученик о осине.

    У осины веточки похожи на тополиные. Узнать осину можно по гладкому и очень зеленому стволу. Он у этого дерева ровный и только на самом верху разрастается шапкой курчавых ветвей. Почки осины остренькие, и каждая сидит на высокой ножке, чуть в стороне от веточки.

    4. Ученик о березе.

    Её можно узнать по красивой белой коре. У многих деревьев тонкие, свисающие ветви. Листья с зазубренными краями и цветки – сережки.

    Рисунок 4. Береза

    Далее учитель рассказывает о том, какую опасность представляет для коры деревьев оттепель зимой. Опасны зимой для коры деревьев оттепели. Когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет сильный мороз, то вода, замерзая, разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины – морозобоины. Зима – время сбора семян сосны, ели, лиственницы, липы, клена, ясеня.

    V. Закрепление знаний. Выполняется задание в рабочей тетради с.47.

    – Какие деревья кормят животных и птиц в лесу зимой в нашей местности?

    Работа в парах.

    – кора и ветки – лосей, зайцев, оленей

    – семена и ягоды – птиц

    – орехи – белок и птиц

    – желуди – кабанов

    VI. Подведение итогов.

    – Что очень важно для деревьев зимой?

    – Как можно различить деревья зимой?

    – Как зимуют травы, кустарники?

    Выставление отметок.

    Объявление домашнего задания.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    План-конспект урока "Зима в мире растений"

    Тема урока: «Зима в мире растений».

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.

    Задачи урока:

    - формировать универсальные учебные действия учащихся;

    - познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;

    -развивать речь обучающихся;- развивать психические процессы: произвольное внимание, память,     воображение;

    - формировать положительную мотивацию учения;

    - развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

    - развивать интерес к предмету окружающий мир;

    - воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

    Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., кроссворд, фонограмма «Январь» П.Чайковского, мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, спилы деревьев, карточки 3-х видов, лесенка знаний.

    Ход урока:

    1.Самоопределение к деятельности. 

    -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Учитель. Давайте вспомним,  какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

    Дети. Зимние изменения в природе.  

    Учитель. Какова продолжительность зимы по календарю, по Солнцу и по природным признакам?

    Ученики. По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.

                    По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца:  с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия (21 марта),  когда день и ночь одинаковы.

               Метеорологическая зима продолжается от опускания среднесуточной температуры приземного воздуха ниже 0 до её подъёма выше 0.  В некоторые годы зима в наших широтах длится около 4-х  месяцев, а в северных - ещё дольше, до 6-ти месяцев.

    Учитель.  Какие же зимние явления происходят в неживой природе?

    Ученики.  Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.

                  Почва замёрзла.                  

                  Ночи стали длиннее. *слайд с изображением зимней природы

    Учитель.  Как называется зимнее явление, которое вы видите на экране?                                                    *слайд «Ледостав»

    Ученики. Ледостав- явление сковывания водоёмов льдом.

    Учитель. Какое зимнее явление на следующем слайде?

                                                                                *слайд «Снеговой покров»

    Ученики. Снеговой покров. Это нетающий слой снега. Он не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то уплотнённый,  покрытый коркой льда (настом).

    Учитель. Что происходит с первым снегом?

    Ученики. Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.

    Учитель. А что такое снегопад?

    Ученики. Явление падения множества снежинок на землю.

                                                                                    *слайды «Снежинки» 

    Учитель. Как образуются снежинки? Как они выглядят? Какую форму имеют?

    Ученики. В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в  крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между  собой. Снежинки шестилучевые, симметричные, разной формы.

                                                                                *слайды «Снежинки» 

    Учитель. Когда мы наблюдаем снегопад в виде снежных хлопьев?

    Ученики.  Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.

    Учитель. А когда снегопад в виде снежной крупы?

    Ученики. Если  морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие

                     лучики  снежинок и образуется снежная крупа.

    Учитель. Когда появляется изморозь?             *слайд «Изморозь»

    Ученики. В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара.

    Учитель. А где можно наблюдать морозные узоры?

                                                                           *слайды «Морозные узоры»

    Ученики. Их можно наблюдать на стёклах  в транспорте, в  домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.

    Учитель. Что напоминают морозные узоры?

    Ученики. Они напоминают сказочный лес, растения.

    Учитель. Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега?

    Ученики. Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе.

    3.Постановка учебной задачи.

    Учитель. Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу?

    Ответы учеников.

    Учитель. Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока

                      * слайд

     Показываю гербарий и загадываю загадки.

    1.Зелена, а не луг,                          

      Бела, а не снег,                                  

      Кудрява, а не голова (берёза)          

                                                             

    2. Какое дерево мёдом богато? (липа)                    

    3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,

     Очень прямо я расту в высоту.

    Если я не на опушке,

         Ветви только на макушке (сосна)                                                             

    4.У родственницы ёлки                                               Б Е Р Ё З А

       Неколючие иголки.                                   Л И П А 

       Но в отличие от ёлки                                     С О С Н А

       Опадают те иголки (лиственница)         Л И С Т В Е Н Н ИЦ А

                                                          Л Е Щ И Н А

    5. Очень густо он растёт,                                   О С И Н А

        Незаметно он цветёт,                                   М А Л И Н А

        А когда проходит лето,                             З Е М Л Я Н И К А  

        Мы едим его конфеты,          

        Не в бумажке, а в скорлупке-

        Берегите, детки, зубки!  (лещина)

    6. Что за дерево стоит,                              

        Ветра нет, а лист дрожит? (осина)        

    7.Бусы красные висят,                                                        

       Из кустов на нас глядят.                                                    

       Очень любят бусы эти      

      Дети, птицы и медведи. (малина)

     8. Я капелька лета на тоненькой ножке.

        Плетут из меня кузовки и лукошки.

        Кто любит меня, тот и рад поклониться,

        А имя дала мне родная землица  (земляника)

     Учитель.  Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.

            *слайд «Растения зимой»

    Звучит музыка  П.Чайковского «Январь».

                                                         *слайд с изображением зимнего леса

    Учитель. Чародейкою зимою

                     Околдован, лес стоит-

                     И под снежной бахромою,

                     Неподвижною, немою

                     Чудной жизнью он блестит.

    Ребята, прозвучала музыка русского композитора П.Чайковского. А теперь давайте полюбуемся чудесным зимним пейзажем, погуляем в зимнем лесу.

    4. Физминутка.                                                      *музыка, слайд

    Учитель. Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.

                      Кроссворд поможет вспомнить.

    Ученики.  деревья                     кустарники                  травянистые

                       берёза                            лещина                     земляника

                       липа                               малина

                      лиственница                

                      сосна

               осина                                      

    5.Построение проекта выхода из затруднения.

    Учитель. Итак, как же зимуют растения? Прочитайте вопросы, которые ставит автор учебника.               

    Вопросы.  - Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед  наступлением зимы?

                      - Какие кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая листьев?

                      - Что делают люди для сохранения озимых посевов?

     Учитель. На основе своих собственных наблюдений вы можете дать ответы на вопросы.

    Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.

    Учитель. Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на вопросы?

    Учитель. Что узнали? О каких растениях идёт речь?

    Ученики. Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.

    Учитель. Как зимуют травянистые растения?

    Ученики. Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.

    Учитель. Что происходит с кустарниками?

    Ученики. Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.  

                                                          * слайд « Кустарники под снегом»

    Учитель. У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом  вкусные ягоды.

    Учитель. Так какое же значение снегового покрова для растений?

    Ученики. Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.

    Учитель. Что делают люди для сохранения озимых посевов?

    Ученики  находят ответ: На полях ставят специальные заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров.

    Учитель. Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой? Опираясь на  собственный  опыт и наблюдения.

    Ученики  дают ответы.

    Учитель. Полнее вы узнаете из учебника - нашего путеводителя.

                                                                    *слайд «Берёза». Гербарий.

    Учитель. Что это за дерево?

    Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева.

     Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола  под острыи углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.

                                                                      *слайд «Каштан». Гербарий.

    Ветки толстые, с крупными блестящими почками.

                                                               *слайд «Дуб» . Гербарий.

    Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.

                                                              *слайд «Ива». Гербарий.

    У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.

                                                               *слайд «Рябина». Гербарий.

     Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу.  Если нет плодов,  их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.

                                                                          *слайд «Липа». Гербарий.

     Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с  листочками- летучками.  

                                                                           *слайд «Тополь». Гербарий.

     У тополя светлый ствол, липкие почки. Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.

                                                                         *слайд «Клён». Гербарий.

      Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.

    Учитель. Чем покрыт ствол любого дерева?

    Ученики. Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные  клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.

    Учитель. Какая функция коры?

    Ученики. Кора имеет защитную функцию.

    Учитель. Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо  нагреваются.        

    *слайд «Побелка стволов и забрасывание снегом ствола дерева»

    Учитель. Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?

    Ученики  отвечают.

    Учитель. Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и влаги,  от плодородия почвы?

    Ученики. Зимой не растёт, почва замёрзла, мало тепла.

    Ученики читают статью из учебника о росте деревьев.

    Учитель. Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?

    Ответы учеников.

    Учитель. А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?

    Ответы учеников.

                                                                             *слайд – в зимнюю пору

    Учитель. Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода. В какое время суток быстрее растут деревья? 

    Ученики. Утром и вечером, а ночью отдыхают.

    Учитель. И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?

    Ученики  высказывают свои предположения.

    Учитель. Точнее вы узнаете из учебника.

    Учитель. Итак, как же определить возраст дерева?

    Ученики. По годичным кольцам.

    6.Первичное закрепление. 

    Работа в группах (по 4 человека)

    Учитель. Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева. Определите его возраст по годичным кольцам.

    Учитель. О чём могут рассказать годовые кольца?

    Ученики. Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ  и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное - можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже  северной стороны, а с южной - шире.

                                                                                          * рисунок на доске

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

      Работа с карточками-тестами.

     Учитель. А теперь работаем с карточками-тестами. Читайте вопросы и отмечайте правильные ответы.

     Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.

    8. Рефлексия деятельности.

    -Вам понравился урок?

    -Что было легко? Что было трудно?

    -Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

     -Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

    -А я, ребята, хочу похвалить вас  и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

    -Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?

    Информация о домашнем задании.     *слайд с записью дом. задания

    Приложение: презентация «Зимние изменения в природе»

    kopilkaurokov.ru

    КОНСПЕКТ урока по окружающему миру 2 класс на тему "Зима в мире растений"

    МБОУ «СОШ 73» г. Рязань

    Открытый урок по окружающему миру

    «Зима в мире растений»

    Провела учитель

    начальных классов

    Лазар Т. В.

    Тема

    Зима в мире растений.

    Цели урока

    Сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.

    Уметь определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, плодам.

    Развивать зрительную и слуховую память; наблюдательность; познавательный интерес; навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

    Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

    Межпредметные связи

    История, литературное чтение, музыка, ИЗО.

    Ресурсы

    Компьютер, проектор, презентация, исследовательский материал.

    Планируемый результат

    Предметные результаты:

    Метапредметные результаты:

    Личностные результаты:

    • перечислять способы определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам;

    • называть зимние погодные явления и состояния природы зимой;

    • определять растения, зимующие под снегом.

    • отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений;

    • извлекать из текста учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой;

    Технологическая карта урока « Зима в жизни растений»

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые УУД

    1.Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас ! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

    Отгадайте загадку:

    Раскрыла снежные объятья,Деревья все одела в платья.Стоит холодная погода.Какое это время года? Слйд-1

    Осуществляют самооценку готовности к уроку.

    Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Личностные УУД: самоопределение.

    2.Актуализация

    знаний.

    - Давайте вспомним, какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира? С каким временем года знакомимся?

    - Какова продолжительность зимы по календарю, по Солнцу и по природным признакам?

    - Что изменилось в природе с наступлением зимы?

    - Какие же зимние явления происходят в неживой природе?

    Слйд-2

    - Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега? (изменения связаны с Солнцем, его положением на небе)

    (проверка названных явлений на слайде)

    - Правильно, ребята. Солнце поднимается не так высоко, ее лучи скользят по земле и оно уже не греет.

    Отвечают на поставленные вопросы.

    Определяют тему урока.

    Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

    Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

    Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

    3.Постановка учебной задачи.

    -Как вы думаете, с наступлением зимы изменения происходят только в неживой природе?(нет).

    - И сегодня мы поговорим о том, как повлияли изменения в неживой природе на жизнь растений зимой.

    -Как вы думаете, какая тема нашего урока?

    Определяют тему урока.

    Отвечают на поставленный вопрос.

    Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение.

    Личностные УУД: умение осознавать трудности и стремление к их преодолению

    4.Решение учебной задачи.

    а)Словесное рисование

    б) Угадывание деревьев и кустарников.

    в) Практическая часть.

    А сейчас, я приглашаю всех вас на необычную экскурсию в сказочный зимний лес…

    (Звучит фонограмма А.Вивальди “Зима”)

    Закройте глаза и представьте себе, что вы очутились в мире спокойствия и особой тишины. Это сказочный зимний лес. Кругом все бело, деревья все убраны снегом до самого малого сучка. Лишь в вышине чернеют верхушки деревьев, их тонкие веточки кажутся нарисованными тушью на синей глади неба.

    Иногда деревья расступаются, открывая нам веселые солнечные полянки. И на этой полянке весело горит своими огоньками небольшая рябина с ажурной кроной. Посреди поляны в белых сверкающих одеждах стоит дуб, огромный и величественный. Кажется, деревья почтительно расступились, чтобы дать ему развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной.

    Сказочно красив зимний лес, но нам пора возвращаться. Откройте все глазки.

    - Вам понравилась эта экскурсия?

    - Какие чувства вы испытывали, гуляя по сказочному зимнему лесу?

    - А вот каким я представила этот сказочный лес. Но что-то не пойму, какие же деревья растут в моем лесу. Помогите мне разобраться, ребята.

    Первый ряд – первая группа.

    Выяснить, рассматривая рисунок, как выглядит зимой береза, рябина, дуб, клен, липа, тополь. Как их узнать?

    Второй ряд – вторая группа.

    Как зимуют хвойные деревья? Как отличить ель и сосну?(сделай вывод, рассматривая картинку)

    - Вот мы с вами рассмотрели деревья и кустарники. А какие еще растения можно встретить в лесу?

    Третий ряд – третья группа.

    Как зимуют травянистые растения? Что им помогает выжить в морозы? Рассматривая картинку, назови зимующие травы.

    - Правильно, ребята. Давайте попробуем догадаться, что бы мы увидели, если бы приподняли зимнее “пуховое” одеяло.

    (слайд)

    (ответы)

    - Да, это брусника, клюква, копытень и земляника. Как вы думаете, почему эти растения не погибают от морозов?

    - Правильно. Снег, как одеяло, укрывает их и не дает им замерзнуть. Их корневая система приспособлена таким образом, что способна подпитывать растения даже зимой. На бруснике и клюкве в разгар зимы можно даже ягоды найти, очень вкусные.

    Закрывают глаза, представляют зимний лес.

    Рассказывают о своих представлениях, устно рисуют картину зимнего леса.

    Самостоятельная работа с картинками для каждой группы. Наблюдения учащихся, ответы на поставленный вопрос

    Регулятивные УУД: целеполагание.

    Познавательные УУД: общеучебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

    Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

    Личностные УУД: формирование нравственно-эстетических ценностей.

    Регулятивные УУД: умение планировать, строить алгоритм деятельности.

    Познавательные УУД: формирование логических умений(анализ синтеза, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование).

    Коммуникативные УУД: развитие внимания учащихся.

    .

    5.Динамическая пауза

    Хорошо гулять по лесу!

    Хорошо гулять по лесу!

    Вот высокая сосна,

    К солнцу тянется она.

    (потягивание – руки вверх)

    Над поляной дуб старинный

    Ветви в стороны раскинул.

    (потягивание – руки в стороны)

    Хорошо гулять по лесу!

    Но учиться интересней!

    (дети садятся за парты)

    Приседаем, приседаем,

    Ножки полностью сгибаем,

    Чтобы мышцы укреплять.

    Раз-два-три-четыре-пять! (приседания)

    7 7.Продолжение

    работы над

    материалом.

    Предлагаю проверить понимание и запоминание выполнив задания в рабочей тетради.(с. 12

    №1 – узнай лиственное дерево по плодам.

    №2 – узнай хвойное дерево по шишкам,

    №3 – догадайся какое растение по фотографии)

    Самостоятельная работа.

    Проверка на слайде.

    Познавательные УУД: общеучебные умения:

    умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

    логические: определение критериев для сравнения.

    Личностные УУД: самоопределение.

    Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

    Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

    8. Закрепление материала.

    - А сейчас откроем рабочие тетради на с.13, найдем нашу тему

    «Зима в мире растений» и вспомним, по каким признакам

    можно узнать лиственные и хвойные деревья? В тетрадях

    соединим линиями рисунки и названия деревьев.

    Молодцы, правильно угадали все деревья.

    Познавательные УУД: общеучебные умения:

    умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

    логические: определение критериев для сравнения.

    Личностные УУД: самоопределение.

    Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

    Коммуникативные УУД: взаимодействие с партнёром, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

    умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

    7.Рефлексия.

    - Вот подходит к концу наш урок. Вам он понравился?

    - Что было легко? Что было трудно?

    - Что нового узнали на уроке? Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

    Ответы детей.

    Оценивание своей учебной деятельности.

    Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Регулятивные УУД: самооценка.

    8. Домашнее задание.

    - Во время прогулки постарайтесь определить несколько деревьев и кустарников в зимнем наряде. В рабочих тетрадях запишите название растений и нарисуйте признаки, по которым вы определили эти растения.

    - Я, ребята, хочу похвалить вас, вы сегодня очень хорошо потрудились, были внимательны и активны, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

    Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. Молодцы! Спасибо за урок.

    infourok.ru

    Разработка урока по окружающему миру "Зима в мире растений"

    Тема урока: «Зима в мире растений».

    Тип урока: урок открытия новых знаний.

    Цель урока: сформировать знания о зимнем периоде в жизни растений.

    Задачи урока:

    - формировать универсальные учебные действия учащихся;

    - познакомить с особенностями жизни деревьев, кустарников и трав в зимний период;

    -развивать речь обучающихся;- развивать психические процессы: произвольное внимание, память,     воображение;

    - формировать положительную мотивацию учения;

    - развивать личностные качества: толерантность, взаимовыручку, дружелюбие, наблюдательность;

    - развивать интерес к предмету окружающий мир;

    - воспитывать эмоциональное восприятие природы и эмоциональные чувства, бережное отношение к природе.

    Методы обучения: репродуктивный, проблемный, программированный.

    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Средства обучения: учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., кроссворд, фонограмма «Январь» П.Чайковского, мультимедийный проектор, презентация, гербарий, образцы веток зимних деревьев, предметные картинки, спилы деревьев, карточки 3-х видов, лесенка знаний.

    Ход урока:

    1.Самоопределение к деятельности. 

    -Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас! Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Нас, как всегда, ждёт много интересного. Итак, улыбнитесь друг другу, начинаем работать.

    2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Учитель. Давайте вспомним,  какую тему мы изучаем на уроках окружающего мира?

    Дети. Зимние изменения в природе.  

    Учитель. Какова продолжительность зимы по календарю, по Солнцу и по природным признакам?

    Ученики. По календарю-3 месяца: декабрь, январь и февраль.

                    По Солнцу, или астрономическая зима, тоже держится 3 месяца:  с зимнего солнцестояния (22 декабря), когда самый короткий день и самая длинная ночь до дня весеннего равноденствия (21 марта),  когда день и ночь одинаковы.

               Метеорологическая зима продолжается от опускания среднесуточной температуры приземного воздуха ниже 0 до её подъёма выше 0.  В некоторые годы зима в наших широтах длится около 4-х  месяцев, а в северных - ещё дольше, до 6-ти месяцев.

    Учитель.  Какие же зимние явления происходят в неживой природе?

    Ученики.  Изменяется температура воздуха, она стала ниже 0.

                  Почва замёрзла.                  

                  Ночи стали длиннее. *слайд с изображением зимней природы

    Учитель.  Как называется зимнее явление, которое вы видите на экране?                                                    *слайд «Ледостав»

    Ученики. Ледостав- явление сковывания водоёмов льдом.

    Учитель. Какое зимнее явление на следующем слайде?

                                                                                *слайд «Снеговой покров»

    Ученики. Снеговой покров. Это нетающий слой снега. Он не всегда одинаков: то глубокий, пушистый, то уплотнённый,  покрытый коркой льда (настом).

    Учитель. Что происходит с первым снегом?

    Ученики. Чаще всего первый снег тает. Зима с глубоким пушистым снегом приходит позднее.

    Учитель. А что такое снегопад?

    Ученики. Явление падения множества снежинок на землю.

                                                                                    *слайды «Снежинки» 

    Учитель. Как образуются снежинки? Как они выглядят? Какую форму имеют?

    Ученики. В природе водяной пар с воздушными потоками поднимается высоко, где попадает в холодные слои воздуха. Там превращается в  крошечные кристаллики льда. Кристаллы соединяются между  собой. Снежинки шестилучевые, симметричные, разной формы.

                                                                                *слайды «Снежинки» 

    Учитель. Когда мы наблюдаем снегопад в виде снежных хлопьев?

    Ученики.  Когда не очень морозно, снежинки слипаются и образуют снежные хлопья.

    Учитель. А когда снегопад в виде снежной крупы?

    Ученики. Если  морозно и дует сильный ветер, он обламывает тонкие

                     лучики  снежинок и образуется снежная крупа.

    Учитель. Когда появляется изморозь?             *слайд «Изморозь»

    Ученики. В морозный день, если дует влажный ветер, можно наблюдать это красивое явление. На ветвях деревьев и других предметах появляются крошечные кристаллики льда. Которые образовались из водяного пара.

    Учитель. А где можно наблюдать морозные узоры?

                                                                           *слайды «Морозные узоры»

    Ученики. Их можно наблюдать на стёклах  в транспорте, в  домах. Эти затейливые узоры рисует водяной пар.

    Учитель. Что напоминают морозные узоры?

    Ученики. Они напоминают сказочный лес, растения.

    Учитель. Так что же явилось причиной таких изменений в неживой природе? Понижение температуры воздуха, замерзание почвы, водоёмов, выпадение осадков в виде снега?

    Ученики. Изменения связаны с Солнцем, его положением на небе.

    3.Постановка учебной задачи.

    Учитель. Ребята, скажите, явления, происходящие в неживой природе, влияют на живую природу?

    Ответы учеников.

    Учитель. Сейчас мы разгадаем кроссворд, где зашифрована тема урока

                      * слайд

     Показываю гербарий и загадываю загадки.

    1.Зелена, а не луг,                          

      Бела, а не снег,                                  

      Кудрява, а не голова (берёза)          

                                                             

    2. Какое дерево мёдом богато? (липа)                    

    3. У меня иголки длиннее, чем у ёлки,

     Очень прямо я расту в высоту.

    Если я не на опушке,

         Ветви только на макушке (сосна)                                                             

    4.У родственницы ёлки                                               Б Е Р Ё З А

       Неколючие иголки.                                   Л И П А 

       Но в отличие от ёлки                                     С О С Н А

       Опадают те иголки (лиственница)         Л И С Т В Е Н Н ИЦ А

                                                          Л Е Щ И Н А

    5. Очень густо он растёт,                                   О С И Н А

        Незаметно он цветёт,                                   М А Л И Н А

        А когда проходит лето,                             З Е М Л Я Н И К А  

        Мы едим его конфеты,          

        Не в бумажке, а в скорлупке-

        Берегите, детки, зубки!  (лещина)

    6. Что за дерево стоит,                              

        Ветра нет, а лист дрожит? (осина)        

    7.Бусы красные висят,                                                        

       Из кустов на нас глядят.                                                    

       Очень любят бусы эти      

      Дети, птицы и медведи. (малина)

     8. Я капелька лета на тоненькой ножке.

        Плетут из меня кузовки и лукошки.

        Кто любит меня, тот и рад поклониться,

        А имя дала мне родная землица  (земляника)

     Учитель.  Да, мы будем говорить о растениях в зимнее время года.

            *слайд «Растения зимой»

    Звучит музыка  П.Чайковского «Январь».

                                                         *слайд с изображением зимнего леса

    Учитель. Чародейкою зимою

                     Околдован, лес стоит-

                     И под снежной бахромою,

                     Неподвижною, немою

                     Чудной жизнью он блестит.

    Ребята, прозвучала музыка русского композитора П.Чайковского. А теперь давайте полюбуемся чудесным зимним пейзажем, погуляем в зимнем лесу.

    4. Физминутка.                                                      *музыка, слайд

    Учитель. Давайте вспомним, какие виды растений мы знаем.

                      Кроссворд поможет вспомнить.

    Ученики.  деревья                     кустарники                  травянистые

                       берёза                            лещина                     земляника

                       липа                               малина

                      лиственница                

                      сосна

               осина                                      

    5.Построение проекта выхода из затруднения.

    Учитель. Итак, как же зимуют растения? Прочитайте вопросы, которые ставит автор учебника.               

    Вопросы.  - Что происходило с травянистыми растениями и кустарниками перед  наступлением зимы?

                      - Какие кустарнички зимуют под снегом, не сбрасывая листьев?

                      - Что делают люди для сохранения озимых посевов?

     Учитель. На основе своих собственных наблюдений вы можете дать ответы на вопросы.

    Ученики отвечают, опираясь на собственный опыт и наблюдения.

    Учитель. Не хватает знаний. Где мы можем найти ответы на вопросы?

    Учитель. Что узнали? О каких растениях идёт речь?

    Ученики. Речь идёт о травянистых растениях и кустарниках.

    Учитель. Как зимуют травянистые растения?

    Ученики. Они отмирают, оставляя под снегом семена, если это однолетние растения. У многолетних травянистых растений сохраняются в почве луковицы и корневища.

    Учитель. Что происходит с кустарниками?

    Ученики. Они сбрасывают листья осенью, а у вечнозеленых кустарников (у клюквы, брусники) листья не меняют цвета и не опадают. Это вечнозелёные растения.  

                                                          * слайд « Кустарники под снегом»

    Учитель. У этих кустарников остаются на ветках ягоды, которые от мороза становятся слаще. А птицы и животные находят под снегом  вкусные ягоды.

    Учитель. Так какое же значение снегового покрова для растений?

    Ученики. Снеговой покров помогает растениям пережить суровую зиму, укрывает их как тёплым покрывалом.

    Учитель. Что делают люди для сохранения озимых посевов?

    Ученики  находят ответ: На полях ставят специальные заграждения, чтобы ветер не сметал снеговой покров.

    Учитель. Теперь перейдём к вопросу как зимуют деревья? Летом вы хорошо узнаёте деревья по листьям. А зимой? Опираясь на  собственный  опыт и наблюдения.

    Ученики  дают ответы.

    Учитель. Полнее вы узнаете из учебника - нашего путеводителя.

                                                                    *слайд «Берёза». Гербарий.

    Учитель. Что это за дерево?

    Ученики отвечают и с помощью учителя описывают характерные черты дерева.

     Легче всего берёзу узнать по белой коре. Крупные ветки отходят от ствола  под острыи углом, а молодые веточки свисают. Почки мелкие, есть серёжки.

                                                                      *слайд «Каштан». Гербарий.

    Ветки толстые, с крупными блестящими почками.

                                                               *слайд «Дуб» . Гербарий.

    Мощные ветви образуют округлую крону. Кора в глубоких бороздах тёмно- коричневого цвета.

                                                              *слайд «Ива». Гербарий.

    У ивы светлая жёлтая кора, тонкие ветки спускаются до земли.

                                                               *слайд «Рябина». Гербарий.

     Легко узнать по плодам, по коричневому гладкому стволу.  Если нет плодов,  их склевали птицы, остаются на ветках плодоножки.

                                                                          *слайд «Липа». Гербарий.

     Тоже легко можно узнать по тёмной плотной коре, которая в мелких трещинках, а на ветвях могут висеть плоды-орешки с  листочками- летучками.  

                                                                           *слайд «Тополь». Гербарий.

     У тополя светлый ствол, липкие почки. Род тополя насчитывает около 110 видов. У нас в России растёт 16 видов.

                                                                         *слайд «Клён». Гербарий.

      Дерево можно легко узнать по семенам - вертолётикам. Видов клёна ещё больше- около 150 видов.

    Учитель. Чем покрыт ствол любого дерева?

    Ученики. Ствол любого дерева покрыт корой. Это отмершие растительные  клетки, по ним уже не поступает вода и питательные вещества.

    Учитель. Какая функция коры?

    Ученики. Кора имеет защитную функцию.

    Учитель. Для деревьев опасны зимой оттепели, когда снег на дереве тает, трещины коры заполняются водой. Если вслед за оттепелью будет мороз, то вода, замерзая. Разрушит кору. На ней появляются глубокие трещины-морозобоины. Чтобы избежать повреждения коры, стволы плодовых деревьев белят. Белый цвет отражает солнечные лучи и верхние слои слабо  нагреваются.        

    *слайд «Побелка стволов и забрасывание снегом ствола дерева»

    Учитель. Как же растут деревья? Опираясь на собственный опыт, скажите какое время года наиболее благоприятно для роста дерева?

    Ученики  отвечают.

    Учитель. Зависит ли рост дерева от температуры воздуха и влаги,  от плодородия почвы?

    Ученики. Зимой не растёт, почва замёрзла, мало тепла.

    Ученики читают статью из учебника о росте деревьев.

    Учитель. Итак, в какие месяцы быстрее всего растут деревья?

    Ответы учеников.

    Учитель. А когда деревья находятся в состоянии глубокого покоя?

    Ответы учеников.

                                                                             *слайд – в зимнюю пору

    Учитель. Все растения живут по своим часам. Сосна, например, просыпается в начале марта, какая бы ни была погода. В какое время суток быстрее растут деревья? 

    Ученики. Утром и вечером, а ночью отдыхают.

    Учитель. И так же, как у человека есть паспорт, у дерева тоже есть природный паспорт, где указан его возраст. Как узнать возраст дерева?

    Ученики  высказывают свои предположения.

    Учитель. Точнее вы узнаете из учебника.

    Учитель. Итак, как же определить возраст дерева?

    Ученики. По годичным кольцам.

    6.Первичное закрепление. 

    Работа в группах (по 4 человека)

    Учитель. Объединитесь в группы. На парте у каждой группы спил дерева. Определите его возраст по годичным кольцам.

    Учитель. О чём могут рассказать годовые кольца?

    Ученики. Годовые кольца многое могут рассказать: об особенностях климата, об условиях жизни, достаточно ли было ему питательных веществ  и воды, росло ли оно на поляне или в густом лесу. Если кольцо прироста широкое, ровное - можно говорить, что год был благоприятный и росло дерево на открытом месте. Если дерево росло на поляне, прироста будет уже  северной стороны, а с южной - шире.

                                                                                          * рисунок на доске

    7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

      Работа с карточками-тестами.

     Учитель. А теперь работаем с карточками-тестами. Читайте вопросы и отмечайте правильные ответы.

     Самопроверка. Дети сравнивают результат с эталоном.

    8. Рефлексия деятельности.

    -Вам понравился урок?

    -Что было легко? Что было трудно?

    -Кто из вас считает, что пополнил свои знания о жизни растений зимой?

     -Кто из вас может рассказать что-то интересное из материала урока дома?

    -А я, ребята, хочу похвалить вас  и сказать спасибо, но особенно интересные и правильные ответы были у следующих ребят (называю).

    -Нарисуйте лесенку знаний. На какую ступеньку вы поместите себя на этом уроке?

    Информация о домашнем задании.     *слайд с записью дом. задания

    Приложение: презентация «Зимние изменения в природе»

    infourok.ru

    Конспект урока по Окружающему миру "Зима в жизни растений" 1 класс

    Здесь Вы можете скачать Конспект урока по Окружающему миру "Зима в жизни растений" 1 класс для предмета : Окружающий мир. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

    Познание мира Тема: Зима в жизни растений.

    Класс 1 «А»

    Учитель: Филонова Елена Павловна

    Дата проведения: 5 декабря 2012г.

    Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой информации, применение её в учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений.

    Тип урока: комбинированный

    Задачи: закрепить представления детей о зиме, повторить как приспособились растения и животные к зиме, познакомить со значением ели для человека и животных, развивать логическое мышление, память, речь, воспитывать бережное отношение к природе.

    Методы: наглядные, словесные, практические, создание ситуаций выбора, создание проблемных ситуаций.

    Формы: индивидуальные, фронтальные

    Средства: учебник, тетрадь, ИКТ, наглядный материал.

    1. Мобилизирующий момент. Создание эмоционального настроя

    2. Объявление темы урока, постановка целей и задач урока.

    Послушайте стихотворение и скажите о каком времени года в нем говорится:

    Вот север, тучи нагоняя,Дохнул, завыл – и вот самаИдет волшебница-зима,Пришла, рассыпалась; клокамиПовисла на суках дубов,Легла волнистыми коврамиСреди полей вокруг холмов.Брега с недвижною рекоюСравняла пухлой пеленою;Блеснул мороз, и рады мыПроказам матушки-зимы.

    -Правильно, о зиме.

    В конце урока мы должны с вами ответить на несколько вопросов:

    -Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить, жизнь замирает?

    - Какие изменения происходят в неживой природе?

    -Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

    -Какие изменения происходят в живой природе?

    -Какие изменения происходят зимой в жизни растений?

    - Кому и как ты можешь помочь?

    1. Актуализация знаний учащихся.

    -Посмотрите на слайд и назовите объекты живой природы.

    – Давайте вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).

    Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются и умирают.

    – Молодцы, ребята, справились с заданием.

    IV. Изучение нового материала

    1. Беседа с учащимися «Какие изменения происходят в природе с приходом зимы»

    – Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее).

    2. Сообщение Лимарева Георгия о зиме.

    3. – На какие группы делятся все растения?

    Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?

    – Какие бывают деревья?

    - Все ли деревья сбрасывают листву на зиму?

    – Умирают ли лиственные деревья зимой?

    – Как определить дерево зимой?

    (Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).

    – Как зимуют кустарники и травы?

    (Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).

    – Как вы думаете, почему они не замерзают?

    (Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).

    – Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.

    – А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной).

    – Определите деревья.

    3. Работа по учебнику стр.50-52.

    -Что вы узнали нового из материала учебника?

    Физминутка

    IV. Посмотрите на иллюстрации в учебнике и скажите, на каких растениях сохранились плоды и семена и кому они пригодятся?

    Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).

    Почему птицы улетают в теплые края?

    Какие птицы остаются зимовать?

    На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.

    Ребята, а знаете вы, как птицы готовятся к зиме?Послушайте как Сорока и Глухарь готовятся к зиме.Сорока и Снегирь.-Здорово, Сорока! Где была? Куда летала?-Летом в тёмном лесу жила, осенью – на лесной опушке.-А теперь куда?-В деревню, милок, в деревню!-Чем же плохо тебе в лесу?-Да как же, милок, да как же? Птичьи гнёзда давно пустые, яички не утащишь, птенчика не схватишь. Всякая живность попряталась. Пусто нынче в лесу, ограбить и того некого!-Чем же в деревне-то хорошо?-Да как же, милок, да как же! У дворовой собаки косточку стяну, на помойке объедочков накопаю. Я птица не гордая!Учитель: Трудно приходится птицам зимой, голодно, холодно. Как они готовятся к зиме? По-разному. Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

    И всё же птицы зимой нередко голодают.

    Мы можем помочь птицам зимой?”

    Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала — для синиц.

    Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”

    Покормите птиц зимой,Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна – и не страшнаБудет им зима.

    Сколько гибнет их – не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло.

    Приучите птиц в морозК своему окну,Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.

    Игра на внимание «Прилетели птицы».Ведущий перечисляет птиц, но если услышите что-то другое, нужно хлопать в ладоши и топать ногами.-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, мухи и стрижи.-Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.-Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки, стрижи, комары, кукушки.-Прилетели птицы: голуби, куницы, овсянки, поползни, дятлы.-Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы -соплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

    1. Невидимые нити

    Ель – это хвойное, вечнозелёное дерево, которое растёт на влажных почвах.

    Хвоинки ели опадают через 6 – 7 лет, шишки созревают зимой.

    Белка: питание (семена шишек), укрытие (гнёзда высоко на елках)

    Лесная мышь: укрытие, питание

    Густые еловые лапы не пропускают в чащу злой леденящий ветер. Оттого тут и теплее, поэтому птицы в непогоду и летят в ельник.

    - Какие же птицы дружат с елью?

    Дятел: питание, укрытие

    Клёст: питание, укрытие.

    Под Новый год клёст выводит своих птенцов и прячет их от холода в еловых ветках.

    С елью дружат не только эти животные, но и другие. Посмотрите на нашу ель. Кто к ней ещё пришёл? (лиса, сова, волк)

    Перед Новогодним праздником люди приносят в дом елочки. Спору нет, украшенная елка в доме – радость.

    - У кого из вас уже есть дома ёлка?

    - Представьте, что пришел в лес человек и срубил ель. Что произойдет? На новый год можно нарядить и искусственную елочку, сделать разные новогодние веночки.

    Мы с вами говорим, что Нового года без елки не бывает. А ведь это было не всегда. Раньше Новый год встречали 1 сентября без елок, без всяких украшений. Пётр I издал указ Новый год встречать 1 января и все дома украшать еловыми и сосновыми ветками.

    VI. Рефлексия деятельности на уроке

    –Действительно ли зимой изменения в природе перестают происходить, жизнь замирает?

    - Какие изменения происходят в неживой природе?

    -Действительно ли всё уснуло, жизнь замирает?

    -Какие изменения происходят в живой природе?

    -Какие изменения происходят зимой в жизни растений?

    - Кому и как ты можешь помочь?

    – Чему вы научились на уроке?

    – Какая работа понравилась больше?

    Рефлексия: вспомнил…

    Я узнал …

    научился….

    docbase.org


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта