Занятие растения поля в старшей группе. Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе "Растения – легкие земли"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект занятия в старшей группе: «Комнатные растения». Занятие растения поля в старшей группе


Конспект зантятия "Растение, как живое существо" в старшей группе - Занятия - Дошкольное образование - Обучение и развитие - ПочемуЧка

Растение, как живое существо. Конспект занятия в старшей группе. ГБДОУ № 93 Воспитатель: Тихова Татьяна Михайловна Познание. Растение, как живое существо. Конспект занятия в старшей группе. Задачи: 1. Расширение первичных естественно - научных и экологических представлений. Строение растений, функции частей растения. 2. Развитие связной речи, тонкой и общей моторики, творческого воображения. 3. Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, между средой обитания и особенностями внешнего вида растений. Использование доказательной речи. 4. Формирование навыков сотрудничества взаимодействия, интереса, доброжелательности, ответственности, любви и бережного отношения к природе. Модели: строения растения; функции частей растения; приспособления растения к среде обитания. Ход Занятия. Дидактическая игра: «Живое не живое» в кругу Определить и правильно назвать, что относится к живой природе. Что к не живой, что сделано руками человека; (камень, горы, река, водопад, дерево, мышь, цветок, жук, кукла, мяч, стул, чашка и т. д.) Появляется игровой персонаж, Буратино. Здравствуйте, ребята, во что вы тут играете. Ответы детей. Буратино: я услышал, что высказали, что цветок живой. Как это он живой, я вот живой, я бегаю.прыгаю, я живой и веселый, а цветок, как он может быть живым? У него нет ног, нет рук и бегать он не умеет. Воспитатель: Ребята давай те поможем Буратино разобраться и понять, что все растения относятся к живым существам. Игра «Собери цветок» (Корень, стебель, лист, цветок) Воспитатель: для того что бы растение росло и было красивым, здоровым ему необходимы все части. Дети: А еще ему необходимы благоприятные условия (выставляют модель потребности растений, (земля, свет, тепло, вода) Без этого растения, расти не сможет. Воспитатель: Растение, как любой живой организм питается, пьет, тянется к солнцу, растет, размножается, еще растения дышат. Каждая часть растения выполняет свою функцию. Дети давайте расскажем Буратино, для чего нужны и что выполняют разные части растения. Дети выставляют модель «функции живого» - Корень удерживает растение в земле, всасывает из земли воду и питательные вещества, дышит. -Стебель удеживает растение как опора, проводит воду и другие питательные вещества другим частям растения, дышит. -Лист улавливает солнечный свет, испаряет влагу, дышит, поглощает азот и выделяет кислород. -Цветок - из него появляются семена, из семян вырастает новое растение, дышит. Воспитатель: Ну, что Буратино понял, что растение Живое. Буратино отвечает…. Воспитатель: в природе очень много разных растений, и все они по своему приспосабливаются к разным условиям жизни. Ребята давайте покажем Буратино, какое множество есть разных растений. Задание за столами «Собери целое из частей» (цветы, кусты, деревья) Речь с движением: Наши алые цветочки раскрывают лепесточки; Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветочки закрывают лепесточки, головки опускают и тихо засыпают. Воспитатель хвалит детей и показывает волшебный цветок. А теперь с помощью волшебного цветка отправимся в путешествие. «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели чтобы мы с детьми оказались в пустыне. (кружатся) Вот мы и в пустыню с вами попали. Пустыня-территория на которой отсутствует сплошная растительность, там очень жарко температура воздуха выше 35 градусов. Мало влаги и растут только отдельные виды растений. Игра, «Какой песок». Потрогаем песок, какой он: горячий, сухой, сыпучий, обжигающий, и т. д. Ребята в пустыне очень жарко, там ярко светит солнце, и растения и другие живые существа приспосабливаются к такой жаре Давайте посмотрим какое растение мы с вами увидим. (открывает кактус) . Дети: это кактус Буратино: Это точно не растение, стебелька нет, листьев тоже нет. Воспитатель: успокойся Буратино, кактус тоже растение, только растет оно, как мы уже знаем в пустыне. Давайте рассмотрим кактус – шишка-образная форма, листьев нет, есть колючки, внутри растения имеет мякоть. Кактусы своими широкими корнями собирают всю доступную воду, и хранят ее в своих толстых «стеблях» шишках, а еще кактусы могут цвести, правда, не очень долго, и их яркие цветы привлекают насекомых. В природе на кактусах появляются съедобные плоды. Некоторые виды кактусов достигают гигантских размеров. (Показать разные виды кактусов на картинках). Ребята мы разводим декоративные кактусы для украшения помещений, и можем ими любоваться, только вот нюхать и трогать их не следует, так как можно уколоться. Буратино разобрался, что кактус это растение пустыни. А теперь ребята перед дальней дорогой немного отдохнем и полежим на теплом песочке, закроем глазки. (релаксация под музыку.) Теперь обратимся к нашему волшебному цветку. «Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по-моему вели, вели, чтобы мы с детьми оказались на реке». (кружатся) Вот мы и на речке, река быстрая полноводная, присядем, потрогаем водичку, какая она: холодная, прозрачная, светлая и т. д. Ребята посмотрите, что это за цветы? Помните, вы делали, такие же в подарок мамам. (Работа у мольберта динамическая модель лилии.) Дети: это лилии. Буратино - это точно не цветы. Стебля нет, земли нет, где же корни, не понятно. Воспитатель: Это растение водяная лилия, стебель у нее под водой. Он очень крепкий и длинный. Корень крупный цепляется за дно реки, он надежно удерживает растение и не дает течению унести растение, цветочек у лилии состоит из лепестков белого цвета с острыми краями, лист большой овальный лежит на поверхности воды, цветок также привлекает внимание насекомых. Воспитатель: Буратино убедился, что лилия очень красивое водное растение. Ребята сегодня мы с вами много говорили о растениях их строении, том какие они разные, как по-разному приспосабливаются к разным условиям. Но самое главное, что растения приносят нам огромную пользу, они очищают нам воздух от вредных газов, и там где много растений людям легче дышать. Когда мы сморим нарастания, мы любуемся их красотой, и получать от этого хорошее настроение. Ребята как мы с вами можем помочь растениям. Дидактическая игра. «Напоминающие знаки, как вести себя в природе» Не рвать цветы, не ломать ветки, не жечь в лес костров, не мусорить и т. д. Ребята давайте нарисуем Буратино в подарок растения, с которыми мы сегодня познакомились в пустыне и на реке. Молодцы, вы сегодня все хорошо потрудились. А Буратино в знак благодарности за помощь, хочет подарить вам свои цветочки (Чупа-чупс в лепестках) Спасибо вам ребята за помощь.

pochemu4ka.ru

Конспект для старшей группы "Растения -лёгкие Земли"

Автономное муниципальное дошкольное общеобразовательное учереждение

Д/С №3

Конспект

занятия по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе на тему:

«Растения – легкие земли».

Подготовила и провела

Воспитатель:

Борисенко С.И.

Каневская

Программные задачи: Дать представления о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите к нам пришло письмо. А в конверте лежит фотография.

Дети рассматривают фотографию космонавтов на луне.

- Что здесь изображено? (Луна)

- Кто это? (Космонавты)

- А как вы догадались? (Ответы детей.)

- Что на них надето? (Скафандры)

-А почему космонавты находятся в космосе только в специальных скафандрах? Зачем они нужны? (Чтобы дышать)

-А разве в космосе нет воздуха, нет кислорода? (Нет)

-А почему в космосе нет кислорода? Кто знает? (Ответы детей)

- Да, одна из причин того, что в космосе нет кислорода в том, что в космосе не растут растения.

Вдруг в дверь стук. Приходит Чепухарь.

-Здравствуйте ребята! Это я прислал вам фотографию. Я сначала думал, что это космонавты на себя чепуху какую-то напялили? Летели бы в космос в спортивных костюмчиках, и все было бы хорошо. А потом я подумал: вдруг я не знаю чего-то. Пусть ребята фотографию посмотрят, а сам спрятался и все слушал, что вы говорили. Только мне стыдно, что я ничего про воздух, кислород и про растения ничего не знал. А вы молодцы! Теперь я понял зачем нужны скафандры.

- Ребята, а вы тут говорили про какие-то растения. А что это такое?(Это травы, кусты, деревья, цветы и т.д.)

-А как вы знаете, что травы, кусты, деревья и цветы – все это растения? (У растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды)

- Ребята, а растения живые или неживые? (Ответы детей)

-А почему вы говорите, что растения живые? (Они растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают)

-А почему воздух очищается с помощью растений? (Ответы детей)

-Чепуха! Все это чепуха! Сказки какие-то…

-Опять ты, Чепухарь, не веришь. Не веришь нашим ребятам, может, поверишь умным книгам? Послушай, Чепухарь, отрывок из книги «Все обо всем»:

Оказывается, растения питаются не так, как животные. Под теплыми лучами солнца растения усваивают углекислый газ из воздуха, который выдыхают люди и животные, и превращают его в крахмал и сахар. При этом растениям обязательно нужна вода, которую они поглощают из почвы вместе с питательными веществами, чтобы расти и развиваться. Без воды, углекислого газа и солнечного света растения не могут осуществлять процесс питания. Питаясь, растения насыщают воздух кислородом, а это делает возможным жизнь всех других организмов, в том числе и самих растений. Растения и животные дышат кислородом, выдыхая в воздух углекислый газ. При питании растения выделяют кислорода гораздо больше, чем используют при дыхании. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода. И все это благодаря растениям. Кислородом дышат все живые существа: птицы, звери, насекомые, рыбы, человек. Птицы летают очень высоко, значит, в небе есть кислород. Рыбы плавают глубоко, значит, и в воде есть кислород.

- Все это чепуха! Откуда в воде кислород? (в воде много растений, водорослей)

- Теперь мне все ясно, почему на Луне нет кислорода, а на Земле, так легко дышится. Теперь я понимаю, почему в лесу воздух чище, чем в городе. В лесу очень много растений: и цветов, и трав, и кустарников, и деревьев.

- ребята, а что надо делать, чтобы в городе воздух был таким же, как в лесу?(Сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями)

- Скорее, скорее собирайтесь, ребята на улицу! Пойдем все вместе ухаживать за растениями на участке. Около нашего детского сада воздух будет свежий и чистый, а мы с вами будем здоровыми.

kopilkaurokov.ru

Луговые растения конспект занятия по окружающему миру

Рассматривание луговых растений (клевер, одуванчик). Старшая группа.

Цель: прививать любовь к цветущим растениям лугов, развивать любознательность, бережное отношение к природе, кругозор, фантазию.

Задачи:

• Вызывать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

• Закреплять и расширять знания детей о луговых растениях (клевер, одуванчик).

• Учить различать растения по листьям, цветам, по окраске цветов, стеблей.

• Активизировать, уточнять, расширять словарный запас детей по теме: «Луговые цветы».

• Выявить умение сравнивать объекты, составляя небольшие рассказы, используя при этом сложные предложения.

Материал к занятию: гербарий одуванчика, клевера, иллюстрации с изображением растений, картина Левитана И.И. «Цветущий луг».

Предварительная работа: целевая прогулка на луг.

Ход занятия

Посадка – полукругом.

Сюрпризный момент: в группу входит веселый, озорной Буратино. У него в руках нарисованный букет из одуванчиков, клевера и других луговых растений.

-Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Давайте с ним поздороваемся.

-Здравствуйте, ребята. Я вам принес букет цветов. Но пока шел, забыл, как они называются. Помогите мне, пожалуйста, вспомнить их название и где они растут.

-Дети, поможем Буратино? (Да)

-Сначала, Буратино, мы тебе загадаем загадки про растения. Ты попробуй их отгадать. Слушай внимательно детей.

Вкусной кашки полон луг,

Кашку ту не ест мой друг,

Да и я её не ем:

Можно есть её не всем.

Вот корова тёти Маши

Очень любит эту кашу

И, когда её жуёт,

Молоко вкусней даёт.

Разным кашки цвет бывает.

Луг с ней словно оживает.

Ей по нраву юг и север.

Кашка та зовётся...(...?)

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк.

-Буратино, вспомнил названия луговых растений? (Да)

-Ребята, а вы догадались, о каких растениях мы сейчас расскажем Буратино? (Да)

-Какие знакомые цветы вы узнали в букете? (одуванчик, клевер)

-Где они растут? (на лугу)

-Как можно назвать, одним словом?

(Клевер и одуванчик растут на лугах, поэтому их называют луговыми растениями)

-Ребята, давайте вспомним, из каких частей состоит клевер и одуванчик? (Показ гербарий одуванчика и клевера)

-Стебель, листья, цветы. (Показывают и называют)

-Подумайте, а затем скажите, чем отличается цветок одуванчика от клевера?

(Цветок у одуванчика белый, прозрачный, пушистый, а у клевера красный, бывает белый, шаровидный)

-Дети, а весной одуванчик сразу становится белый и пушистый? (Нет, сначала желтый)

-Что с ним происходит в процессе цветения? (превращается в семена)

-Правильно. Это плоды – пушистые семянки, которые после созревания образуют серо-белые пушистые шары. А потом тысяча легких парашютиков, когда на них подует ветер или человек, как белое покрывало, закружится в воздухе, чтобы улететь подальше от родного луга и приземлиться на другом. На следующий год и здесь появится солнечный ковер. Когда светит солнце, одуванчик поворачивает свои золотые головки за ним. А когда наступает вечер, солнце уходит, он сворачивает свои лепестки.

-Ребята, чем еще отличается одуванчик от клевера? (Листочки у одуванчика большие, зеленые, перисто-надрезанные или цельные. У клевера круглые, небольшие, зеленые, тройчатые, резные)

-Правильно. Когда наступает вечер, они складываются верхними сторонами и поднимаются к верху.

-А на чем находятся цветок и листья растений? (на стебле)

-Какие они – стебли?

(У одуванчика стебель высокий, мягкий, сочный, похож на цилиндр, внутри полый. У клевера низкий, тонкий, ветвистый, прочный).

-Буратино, ты согласен с ребятами?

-Согласен. Ребята отвечали интересно, я узнал много познавательного. И я вам, ребята, предлагаю поиграть в игру «Одуванчик».

Одуванчик, одуванчик!

Стебель тоненький, как пальчик. (Приседают, потом медленно поднимаются.)

Если ветер быстрый-быстрый

На поляну налетит (разбегаются в разные стороны),

Все вокруг зашелестит («Ш-ш-ш-ш-ш»).

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

- Как весело мы поиграли! Ребята, а составьте мне, пожалуйста, рассказ о клевере и одуванчике. (Рассказ 3-4 детей).

-Какие замечательные, познавательные рассказы вы, ребята, составили!

-А вы знаете, где используются луговые растения – клевер и одуванчик? (в питании, в косметике, в народной медицине, как корм для скота)

-Скажите, дети, нужно ли беречь эти замечательные цветы?

-Цветы приносят пользу. Радуют человека своей красотой. Вкусно пахнут. Их нужно аккуратно срывать, чтоб не повредить корни.

-Буратино, ты все запомнил про луговые цветы?

-Я очень доволен ответами ребят.

-Сегодня вы, ребята, хорошо отвечали. Буратино все запомнил и теперь он с вами прощается до следующей встречи.

-До свидания, ребята. (До свидания)

-Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду загадывать загадки, а вы называть ответ и показывать картинку с этим цветком.

Золотой и молодой

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший ...(одуванчик)

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (ландыш)

Колосится в поле рожь.

Там, во ржи, цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (василёк)

Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит. (колокольчик)

Белая корзинка –

Золотое донце,

В ней лежит росинка

И сверкает солнце.(ромашка)

Желтые глазки в белых ресничках,

Людям на радость, пчёлкам и птичкам.

Землю собою они украшают,

На лепестках их порою гадают

Бабочки любят их, любят букашки

Эти цветочки зовутся? (ромашки).

Назван он ласково именем мальчика,

Дружит с ромашкою и с одуванчиком

Строен и крепок его стебелёк,

В поле растёт этот синий цветок.

Как же прозвали его? (василёк)

- Сегодня мы много узнали про луговые цветы, давайте вспомним, что именно.

- Конечно же, луговые цветы нужно беречь. Лучше любоваться цветами, рисовать их или фотографировать, потому что сорванный цветок живёт недолго. Пусть он растёт, чтобы им могли любоваться все!

Воспитатель дарит детям раскраски о луговых цветах.

multiurok.ru

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе "Растения – легкие земли"

Разделы: Работа с дошкольниками

Программное содержание:

- формировать знания детей о растительном мире через игры экологического характера;

- закрепить знания детей о деревьях, лекарственных растениях;

- показать зависимость всего живого от растительного мира;

- развивать экологическое мышление и экологическую культуру;

- воспитывать интерес к растениям.

Предварительная работа:

- чтение литературы о лесе;

- наблюдения на прогулках;

- разгадывание загадок о травах, деревьях;

- рассматривание иллюстраций о растительном мире.

Оборудование:

- мультимедийная установка;

- модель дерева;

- изображения деревьев в зимнее время;

- листья березы, тополя, дуба, рябины;

- иллюстрации деревьев;

- изображения лекарственных трав;

- разрезные картинки.

Словарная работа:

- растительный покров, живые существа.

Методические приемы:

- игры экологического характера;

- вопросы поискового характера.

Ход занятия

Слайд №2

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришла телеграмма. Сейчас мы ее прочтем:

“Я хочу вас пригласить на поляне погостить. Собирайтесь скорее в необычный поход Ждут вас тайны лесные, вдаль тропинка зовет. Здесь найдете вы меня, В добрый путь, смелей друзья”!

Воспитатель: На такое приглашенье нам нельзя ответить нет. Да чтобы в лес попасть, нужно отгадать его тайны. В путь, ребята! И мы узнаем, кто прислал эту телеграмму.

Физминутка

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом. Крылья пестрые мелькают, В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились.

Слайд №3 (появляется картинка леса)

Воспитатель: Вот мы и в лесу. А вот и тайны, которые мы должны отгадать.

Тайна 1. Главные жители моего леса-это деревья, самые большие растения.

Что такое дерево? Как оно живет?

Кто все части дерева верно назовет.

Игра “Части дерева”

(Дети выкладывают части дерева)

1 ребенок. Корни поглощают воду и питательные вещества из почвы. Корни удерживают дерево.

2 ребенок. По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям, цветам и плодам.

3 ребенок. На ветках есть листья, цветы, плоды.

4 ребенок. Зеленые листья поглощают свет. Листья выделяют кислород.

5 ребенок. Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.

6 ребенок. Листья падают, гниют, образуют питательные вещества для дерева.

Тайна 2. Назовите что это за деревья.

Игра “С какого дерева листок”

Воспитатель: Подберите к этим деревьям их листья.

Физкультминутка. “Сон совы”

В небе солнышко сияет (руки вверх, смотреть на них) В речке рыбок веселит (руки вниз, смотреть на них) Ветер листьями играет (движенья рук из стороны в стороны, провожая взглядом) А сова спокойно спит (глаза закрыть) Ей приснился сладкий сон (глаза широко открыты - “вытаращены”) Вот бы не кончался он (глаза сильно зажмурить, палец поставить к носу, качать головой из стороны в стороны).

Тайна 3. Наша сова увидела во сне деревья. Но явились они ей в виде теней. Сумеете ли вы отгадать, какие деревья приснились сове?

Слайд 4-7 (На экране появляются силуэты деревьев).

Слайд 8

Тайна 4.

Друг за другом вы поспевали, Деревья правильно одевали. А сейчас хочу узнать Что растет в родном краю.

Если это дерево растет в наших лесах - то хлопните в ладоши, если нет - то молчок.

Слайд №9–36.

Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня, черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин, слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, каланча!

Слайд №37

Тайна 5. Это тайна посвящается травам. На каждую болезнь есть своя лекарственная трава,

Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

Узнайте и назовите лекарственные растения и расскажите, чем полезна эта трава.

Слайд 38 Тысячелистник - улучшает аппетит.

Слайд 39 Подорожник - хорошо лечит, если разобьешь коленки.

Слайд 40 Крапива - полезные и вкусные щи, укрепляет волосы.

Слайд 41 Ромашка - если горло заболит.

Слайд 42 Душица - при простуде.

Слайд 43 Зверобой - если обожгли ноги.

Слайд 44 Мать-и-мачеха - при ангине.

Слайд 45 Чистотел - пятна на коже.

Слайд 46 Воспитатель: Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Вторая часть этой тайны: Как про лекарственные растения можете сказать? Как можно их достоинство охарактеризовать!

Это травы жизни

Растения целители

Живая сила

Растения, дарящие бодрость

Кладовая витаминов

Творения природы

Удивительные помощники здоровья.

Тайна 6.

Слайд №47 Чтобы сохранить все растения Земли, нужно знать правила, предлагаю собрать их в виде запрещающих знаков из разрезных картинок и назвать что они означают.

Игра “Собери запрещающий знак”

  1. В природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам, так, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
  2. Нельзя срывать растения с корнем.
  3. Есть редкие растения, занесенные в Красную книгу, их срывать совсем нельзя.
  4. Нельзя рубить деревья.
  5. Не ломай ветки деревьев.
  6. Охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что в природе все взаимосвязано: не будет животных - исчезнут растения.

Входит Лесная Фея:

Здравствуйте мои друзья, я Лесная Фея. Молодцы все мои тайны разгадали. Много вы знаете о растениях.

Запомните, ребята, что когда растение питается, оно выделяет много кислорода. Поэтому на Земле всегда имеется большой запас кислорода, и все это благодаря растениям. Кислородам дышат все живые существа.

Психогимнастика

Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений, мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое. Откройте глаза.

Ведущая: Спасибо вам за приглашение. Нам пора возвращаться.

Фея: До новых встреч, друзья природы. (Уходит)

Ведущая:

Мы шагаем друг за другом Лесом и зеленым лугом Крылья пестрые мелькают В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре Полетели, закружились.

Слайд 48

Ведущая: Вот мы снова в детском саду.

- Разгадав все тайны, какой для себя вывод вы сделали?

- Растения выделяют кислород, который нужен всем нам и чтобы этот кислород не закончился нужно беречь растения.

Презентация

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект занятия на тему: "Растения" в старшей группе - 8 Января 2015

Программное содержание:

Обобщить знания детей о лекарственных растениях.

Учить различать их по внешнему виду, форме листа и цветка

Воспитывать в детях любовь к природе, развивать познавательный интерес

Развивающая среда:

Картинки с растениями (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, мята, ромашка, крапива)

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня. Давайте поздороваемся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро улыбчивым лицам.

Воспитатель:

А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.

Воспитатель: Ребята я не вижу Максима, где он?

Дети: Он простудился и кашляет.

Воспитатель: Очень жаль, а как же нам уберечься и защититься от болезней?

Дети: Мы едим лук, чеснок, проветриваем группу, ходим гулять, едим витамины, пьем чай из лекарственных трав.

Воспитатель:

Есть много разных травок

у тропинок, у канавок

и красивых, и пушистых

разноцветных и душистых!

Воспитатель: Я предлагаю вам отправиться в царство растений.

Лес как сказочное царство

там кругом растут лекарства

в каждой травке, в каждой ветке

и микстура, и таблетки

ну а чем и как лечить

я смогу вас научить.

Воспитатель: Давайте больше узнаем о лекарственных растениях. Как вы думаете, почему они называются лекарственными? (их используют для лечения заболеваний) .

Издавна люди замечали, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Послушайте загадку:

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива)

Правильно, ребята. Это сорняк. Он растет у заборов домов, по обочине дорог. Стебель и листья покрыты жгучими волосиками. Чуть дотронешься до них - они обламываются и ранят кожу. Появляются волдыри, которые чешутся. Листья крапивы богаты витаминами, поэтому весной, пока нет свежих овощей, листья крапивы собирают и готовят их них зеленые щи. В медицине листья крапивы используют как кровоостанавливающее средство.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

Правильно! А почему он так называется? Он растет около дороги, он есть у нас на участке. У него крупные, блестящие листья. Они прижаты к земле. Сколько ни ходи по ним ногами, их не прижмешь и не притопчешь, потому что лист у подорожника крупный. Это растение – доктор. Если его листок приложить к ранке, то он остановит кровь, убьет микробы и ранка быстро заживет.

А теперь я предлагаю провести физминутку.

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Стоят в поле сестрички -

желтый глазок, белые реснички.

(Ромашки)

Как вы догадались? Растет ромашка на лесных опушках, полянках, в лунах и на полях. Ее употребляют внутрь как противовоспалительное и успокаивающее средство. При ангине ее настоем полощут горло. При нарывах лечат раны, промывают глаза. Чай из ромашки помогает при болезнях желудка.

В жвачке, в пасте и в конфетах

Вы найдёте травку эту.

Холодит приятно рот,

Запах чаю придаёт.

(мята)

Растет мята на лугах. Из ее листьев готовят витаминный чай, а также отвары и настойки. Они укрепляют здоровье, повышают сопротивляемость болезням. Повышают аппетит. Оказывают болеутоляющее и успокаивающее действие. Маслом мяты лечат насморк, а при ангине с ним делают ингаляции. Бывает мятная зубная паста, она укрепляет зубы и освежает дыхание.

Вот послушайте рассказ:

Пошел как-то селянин свою пасеку проведать и вернулся домой хмурый, как туча.

– Что случилось? – перепугалась жена.

– Беда с нашей пасекой. Не то что меду, пчел почти не осталось. Напал на них клещ злющий, от которого спасения нет.

Опечалились селянин с женой – без денег, которые за мед выручали остались. Пошел селянин на базар, чтоб на последние деньги детям хлеба купить. Шел он, вдруг запнулся и выронил свою последнюю монету. Прикатилась эта монета прямо к старику, что торговал связанной в пучки какой-то пахучей травой. Поднял дедок монету селянина и говорит:

- Хочешь, отдам тебе за твою монету пучок мяты? Есть в этом растении чудесное вещество – ментол. Мята и простуду прогонит, и колики в животе уберет, и сердце успокоит. – Я б хотел моим деткам не травы. А булок сдобных с базара принести, та нет у меня денег на них. Давай свою траву, может от нее хоть на сердце легче станет, – сказал селянин и взял пучок мяты.

– Залей дома мяту кипятком и пей вместо чая, – посоветовал дедок на прощанье.

Селянин так и сделал. Сели они всей семьей пить ароматный чай из мяты и видят, что над чашками пчелки вьются. Подлетела одна пчелка прямо к уху селянина и прожужжала:

– Для нас мята – спасение. От ее запаха клещи вредные замертво падают.

Обрадовался селянин и положил в каждый улей тряпочку, смоченную в мятном настое. Вскоре в ульях не одного клеща не осталось. Пчелы выздоровели и меду наносили.

Селянин за мед деньги выручал и больше беды не знал.

Ребята, а где же нам приобрести эти чудесные травы? Правильно. Их можно собрать или купить в аптеке. Необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила, какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем в игру «Я мяч бросаю, а ты лови и правильно говори! » Дети стоят по кругу, в центре – воспитатель. Воспитатель бросает мяч и задаёт вопросы детям.

Воспитатель: Что такое лекарственное растение?

Дети: Растения, которые лечат разные болезни.

Воспитатель: Для чего используют лекарственные растения?

Дети: Для лечения разных болезней, для купания, для приготовления кремов, шампуней, зубных паст.

Воспитатель: В какую погоду собирают лекарственные растения?

Дети: В сухую, солнечную погоду.

Воспитатель: Почему подорожник так назвали?

Дети: Потому что он растет вдоль дорог.

Воспитатель: Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог, около домов? Почему?

Дети: Нельзя, потому что у дорог и около домов грязно, пыльно.

Воспитатель: Где можно собирать лекарственные растения?

Дети: Можно собирать в лесу, у рек, в огороде на грядках.

Воспитатель: Почему растение мать – и – мачеха так назвали?

Дети: Потому что листочек с одной стороны гладкий, холодный, как мачеха, а с другой - мягкий, теплый, как мать.

Воспитатель: Что делают из лекарственных трав?

Дети: Из них делают отвары, настои, капли, добавляют в крем, шампуни, мыло.

Воспитатель: итак подведем итог:

- о чем мы с вами сегодня говорили?

- Чай, с какими лекарственными растениями вы пьете дома всей семьей? А я хочу угостить вас настоем шиповника. Он богат витамином С, укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. Угощаю и желаю всем крепкого здоровья! И чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем!

supermams.ucoz.ru

Конспект занятия в старшей группе: «Комнатные растения»

Цель:

Закрепить и расширить знания детей о комнатных растениях, умение описывать их, узнавать и называть по описанию.

Продолжать знакомить с нетрадиционными методами лечения.

Рассказать о целебных растениях, которые растут в помещении.

Раскрыть значение запахов для здоровья человека.

Дать несколько простых рецептов.

Воспитать бережное отношение дошкольников к природе.

Предыдущая работа: уход и дежурства в уголке природы, изучение названий вазонов, чтение стихов, рассказов, рассматривание картинок из серии «Комнатные растения».

Материал: комнатные растения, ширма, атрибуты к игре (бабочка) стихи, загадки, карта мира.

Ход занятия в старшей группе детского сада

(Дети под музыку заходят в зал садятся за столы)

Психогимнастика

Воспитатель. - Дети, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся чтобы и у нас и у них было хорошее настроение.

(Дети здороваются)

Воспитатель: Сегодня, дети, я снова приглашаю вас в волшебный мир природы. Вспомните, что такое природа? (Это деревья, кусты, цветы, камни, песок, земля ...) Да, но ничего этого в нашей группе нет. О чем пойдет речь? Вот вам загадка - подсказка:

Очищают воздух,

Создают уют,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

 - Да, это комнатные цветы, это также часть природы.

- Где они растут? (В комнатах)

- А где в основном стоят они в комнатах, в группе? (Вблизи окон)

- Место, где стоят цветы, мы называем Уголком живой природы. Сегодня вы познакомитесь с названиями и пользой некоторых растений.

Дидактическая игра «Назови цветок»

- Красивые цветы у меня есть, кто их правильно назовет?

(Воспитатель убирает ширму на столе - здесь выставлены комнатные растения в горшках. Дети должны узнать и назвать, что это)

1. Растение с влажных тропических лесов. Ее цветы мелкие на одном стебле. Листочки похожи на кленовые. (Бегония)

2. Это растение рекомендуется завести дома, потому что она считается оберегом и имеет лекарственные свойства - лечит от простуды. Ее листочки круглые, цветы как букетики. (Герань)

3. Растение с длинными светло-зелеными листочками, собранными в пучки, из середины которых вырастают длинные висячие цветочные стрелки с белыми цветочками (Хлорофитум)

4. Сок этого растения лечит всех детей от насморка. Ее листочки мягкие и сочные имеют колючки по краям. (Алоэ)

5. Цветы бывают разных оттенков, при хорошем уходе листочки должны быть гладкими, блестящими. (Китайская роза, гибискус)

6. Листочки длинные светло зеленые, гладкие. (Кливия)

7. Древовидный стебель, широкие, толстые листья, темно-зеленого цвета. (Фикус)

8. Листья длинные, гладкие, когда цветет выбрасывает стрелку с которой с является цветок. (Амариллис)

9. Листочки мелкие будто глянцевые, имеет лекарственные свойства, противовоспалительное действие. (Каланхоэ)

Воспитатель: Да, молодцы, вы узнали все цветы. А для чего нужно выращивать комнатные растения, тратить на них свое свободное время? (Потому что они украшают жилье, радуют, веселят нас, очищают воздух, а некоторые даже лечат).

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете стихи о цветах.

1 ребенок

Произрастает на окошке, зацветает на солнце.

Вы за нами, дети, ухаживайте и водой поливайте.

Чтобы могли мы воду пить, надо землю подпушить.

Дорогие дети, время не теряйте! Наши листья протирайте.

2 ребенок.

Комнатные цветы я люблю

То ласкаю их, то поливаю

То с ними тихо говорю

То песню им на ночь пою.

Воспитатель: Чтобы растения были красивыми их нужно ухаживать. Как это нужно делать?

- Какой водой поливаем цветы? (Водой комнатной температуры, отстоянной, лучше дождевой)

- В какой почве растения растут лучше? (В рыхлой). Почему? (В рыхлую почву лучше проникают вода и воздух). Как рыхлим землю? (Деревянной заостренной палочкой рыхлим верхний слой земли вокруг горшка, чтобы не повредить корни) Пыль на растении препятствует проникновению в листья света и воздуха.

- Что нужно делать? (Очищать от пыли). Как? (Большие листья протираем влажной тряпкой, мелкие листья опрыскиваем).

- Если растению тесно в горшке? (Нужно пересадить в больший)

- Наши дома украшают еще и декоративные цветы.

- А какие вы знаете декоративные цветы, они здесь есть в уголке природы?

Сегодня я вам расскажу о них подробнее, послушайте внимательно.

Картинка «Декоративные комнатные растения»

1) Фиалка

2) Фикус

3) Папоротник

4) Кактус

Воспитатель: Дети, вы немножко устали, нужно отдохнуть.

(Звучит музыка, залетает бабочка)

Бабочка. Дети, все вставайте. Со мною поиграйте.

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Воспитатель: Бабочка, а что это у тебя в руках?

Бабочка. Посмотрите, дети, что я вам принес, вы знаете что это? (Лимон).

- Да правильно, но он необычен. Я вырастила его дома на лимонном дереве. Я очень хорошо за ним ухаживала, поливала, подкармливала, он стоял у меня на солнечном подоконнике, и вот он зацвел и дал свои плоды.

- А кто знает, чем полезны плоды лимонного дерева? (От простуды, для укрепления иммунитета, вкусный чай)

Бабочка: Даю вам лимон, чтобы вы в групповой комнате, попили чаю с ним

- До свидания, детки! (Бабочка уходит)

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне и мы приготовим с вами чай из лимона, порежем лимон, поместим его в чайник с горячей водой, пусть он настоится, и попьем его в групповой комнате.

Воспитатель: О целебных свойствах растений, а именно цветов писатели писали в рассказах, красоту цветов передали художники в своих картинах, артисты воспевали в песнях.

- А сегодня мы вспомним произведения о цветочных растениях.

- Какие вы знаете рассказы о цветах?

Итог

Воспитатель: - Дети, цветы украшают нашу жизнь. Пусть их на земле будет больше. И пусть среди них будут обязательно цветы, которые вырастили вы! Ведь это очень хорошо, когда на тебя смотрят цветы, которые ты сам посадил. Смотрят и будто с благодарностью говорят: «Спасибо тебе, друг!»

- На этом наше занятие закончено.

(Дети выходят из зала)

Метки: старшая группа, занятие в старшей группе

chudor.ru

Конспект занятия на тему: «Растения» в старшей группе

«Комнатное растение»

Цели:

Закрепление элементарных представлений о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых.

Закрепление умения ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости; показать детям алгоритм посадки комнатного растения.

Воспитание самостоятельности, доброжелательности, желания оказать помощь.

Словарь: комнатное растение, садовые цветы, фикус, бегония, рео, кринум, кливия, сансевьера, дренаж, лейка, грабли, цветущее растение, декоративно-лиственное растение.

^ Предварительная работа: беседы о комнатных растения; уход за комнатными растениями: поливка, рыхление землю в горшке, протирание листьев; посадка комнатного растения.

Оборудование:

Коробка-посылка (на коробке наклейки с героями мультфильма), в которой находится фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке.

Комнатные растения: фикус, бегония, рео, кринум, кливия, сансевьера.

Инструментарий для ухода за комнатными растениями: лейка, губки для протирания, грабли и палочки для рыхления, салфетка для рук.

Отросток – луковка кринума.

Горшок, дренаж, земля.

Паспорта комнатных растений.

Наклейки для составления рекомендаций.

Дидактическая игра «Растения комнатные и садовые» (карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов, цветочный горшок, забор-клумба).

Ход занятия

Посылка

Дети входят в группу. На столе лежит коробка-посылка от Маши (на коробке наклейки с героями мультфильма), в которой находится фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка. Как вы думаете, от кого эта посылка? (от Маши) Хотите посмотреть, что в ней? Но чтобы узнать, что в коробке, нужно отгадать загадки.

^ Без рук, без ног, но двигается, 

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет. (Растение)

На окнах растут – людям радость несут. (Комнатное растение)

Воспитатель: Ребята, вы догадались, что в посылке? (комнатное растение)

Дети открывают коробку, а там не живое комнатное растение, а фотография комнатного растения со знаком вопроса в цветочном горшке.

Воспитатель: Почему же Маша отправила нам фотографию в цветочном горшке? (у нее нет растений или она не умеет за ними ухаживать). Маша очень хочет сделать подарок своему другу Медведю – посадить комнатное растение, но не знает как это сделать. Хотите помочь Маше? А как мы поможем Маше? (отправим Маше живое комнатное растение и опишем, как за ним ухаживать)

^ Дидактическая игра

Воспитатель: Ребята, какие вы знаете растения кроме комнатных? (садовые) Вы умеете их различать? На столе вы видите карточки с изображением комнатных растений и садовых цветов. Их нужно распределить так: комнатные растения располагайте рядом с цветочным горшком, садовые цветы – рядом с клумбой.

^ Беседа о комнатных растениях

Дети проходят в уголок природы.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как много в нашей группе комнатных растений. А как вы думаете, для чего нужны эти растения? (Чтобы было красиво.) Еще для чего нужны комнатные растения? (Растения очищают воздух.) Правильно, чтобы было красиво – комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут.

Ребята, вы уже знаете, что каждое растение имеет свое название. Какие названия комнатных растений вы знаете? (Дети называют растения уголка природы и показывают их.)

Ребята, что нужно делать, чтобы комнатное растение всегда было красивым, не завяло? (ухаживать за комнатным растением) Давайте расскажем, как мы ухаживаем за растениями.

^ Трудовая деятельность 

Воспитатель: Ребята, определите, есть ли в нашем уголке природы растения, которые нуждаются в уходе? Вы хотите привести в порядок наши комнатные растения: протереть и убрать засохшие листья, разрыхлить землю, полить растения. (Дети выполняют действия по потребности растений).

Воспитатель: Ребята, а Маша не знает, как ухаживать за растениями. Хотите помочь Маше? Мы с вами составим паспорт комнатного растения и расскажем Маше, как нужно ухаживать за ним. Но ведь у Маши нет комнатного растения, за чем она будет ухаживать? Какое растение вы хотите подарить Маше?

Воспитатель предлагает посадить растение и отправить Маше в посылке (специально заготовленная луковка кринума).

^ Беседа о растении

Дети рассматривают кринум.

Воспитатель: Какой формы листья кринума? Какого цвета листья? (Листья у кринума овальной формы, ярко-зеленого цвета).

Ребята, кринум – цветущее растение или декоративно-лиственное? Вспомните, какого цвета цветы кринума? (у нашего растения цветы белые).

А где корни кринума? Как вы думаете, зачем растению нужны корни? (Корни растения находятся в земле. За счет корня растение не падает и крепко держится в земле. Еще корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам.) Кринум растет из луковицы.

Ребята, а что нужно делать, чтобы растение не завяло? (его обязательно нужно поливать).

Ребята, когда мы рассаживали кринум, у нас осталась она луковка. Хотите посадить ее и отправить Маше?

^ Посадка растения

Воспитатель: Что нужно, чтобы посадить растение? (цветочный горшок, земля, дренаж, вода для полива).

Дети участвуют в посадке растения.

Воспитатель: Берем цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? (В цветочный горшок мы насыплем камни – это дренаж.) Для чего он нужен? (Дренаж нужен для того, чтобы улучшить доступ воздуха к корням, чтобы корни не гнили при поливе) Что будем делать дальше? (После этого мы насыпаем землю, оставляя лунку для луковицы.) После того, как мы насыпали землю, что делам дальше? (Садим луковицу в землю и присыпаем ее.) Растение мы посадили, что-то еще нужно сделать? (Сразу после посадки растение нужно полить, чтобы оно лучше приросло.) Машин подарок готов!

^ Составление паспорта растения

Воспитатель: А сейчас, когда мы выбрали и посадили растение, давайте составим паспорт кринума, чтобы Маша знала особенности этого растения и как за ним нужно ухаживать. (На фотографию кринума дети наклеивают наклейки, характеризующие растение и уход за ним).

Заключение.

В конце дети упаковывают все в посылку.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня сделали доброе дело – помогли Маше узнать о комнатных растениях и подготовить подарок другу. Что вам понравилось, что у вас получилось лучше всего?

Ребята, а можно я отнесу посылку на почту во время тихого часа?

Мы сегодня хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Хотите потанцевать? (дети танцуют танец дружбы)

zanyatiya-v-detskom-sadu.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта