Задания по систематике растений и животных 9 класс. Задания тренажер систематика растений и животных. Подготовка к ОГЭ по биологии.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок по биологии 9 класс на тему "Классификация органического мира". Задания по систематике растений и животных 9 класс


Задания тренажер систематика растений и животных. Подготовка к ОГЭ по биологии.

Задания тренажер систематика растений и животных.

Подготовка к ОГЭ биологии.

1. К. Линней в своей системе живой природы ошибочно причислял

изображённое животное к рыбам, однако правильно его следует

отнести к классу

1) Млекопитающих

2) Земноводных

3) Головоногих

4) Пресмыкающихся

2. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных, начиная с наибольшей.

1) вид

2) класс

3) тип

4) род

5) отряд

6) Семейство

3. Расположите в правильном порядке элементы классификации вида Серая жаба, начиная с наименьшего

1) класс Земноводные

2) тип Хордовые

3) род Жабы

4) царство Животные

5) отряд Бесхвостые

4. Расположите в правильном порядке систематические категории, начиная с наименьшей.

1) Пресмыкающиеся

2) Гадюка

3) Хордовые

4) Гадюка обыкновенная

5) Чешуйчатые

5. Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей.

1) Млекопитающие

2) Куньи

3) Лесная куница

4) Хордовые

5) Хищные

6. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей.

1) отряд Приматы

2) семейство Мартышкообразные

3) тип Хордовые

4) царство Животные

5) вид Макака-резус

6) класс Млекопитающие

8. Какими классами представлен тип Членистоногие?

1) Двустворчатые, Брюхоногие, Головоногие

2) Насекомые, Ракообразные, Паукообразные

3) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

4) Ленточные черви, Ресничные черви, Сосальщики

9. Какими классами представлен тип Моллюски?

1) Двустворчатые, Брюхоногие, Головоногие

2) Насекомые, Ракообразные, Паукообразные

3) Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки

4) Ленточные черви, Ресничные черви, Сосальщики

10. Установите последовательность систематического положения вида зайца-беляка, начиная с наименьшей группы.

1) отряд Зайцеобразные

2) класс Млекопитающие

3) семейство Заячьи

4) род Зайцы

5) тип Хордовые

11. Установите последовательность, описывающую систематическое положение указанного животного с учётом соподчинённости , начиная с наименьшей.

1) отряд Зайцеобразные

2) тип Хордовые

3) класс Млекопитающие

4) род Заяц

5) царство Животные

6) вид Заяц беляк

12. Установите последовательность, описывающую систематическое положение указанного животного с учётом соподчинённости, начиная с наименьшей.

1) вид Капустная белянка

2) класс Насекомые

3) тип Членистоногие

4) Род Белянка

5) царство Животные

6) Отряд Бабочки

13. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей царства Животные, начиная с наименьшей.

1) отряд Бесхвостые

2) семейство Жабы настоящие

3) вид Жаба зелёная

4) тип Хордовые

5) царство Животные

6) класс Земноводные

14. Установите последовательность таксономических единиц в классификации волка начиная с наибольшей.

1) Псовые

2) Хордовые

3) Млекопитающие

4) Животные

5) Хищные

6) Волки

15. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тигра, начиная с наибольшей.

1) Хищные

2) Кошачьи

3) Животные

4) Хордовые

5) Млекопитающие

6) Пантеры

16. Изучите таблицу, в которой приведены две группы животных.

Группа 1

Озёрная лягушка

Группа 2

Тритон европейский

Средиземноморская черепаха

Нильский крокодил

Краснобрюхая жерлянка

Ящерица круглоголовка

Что из перечисленного было положено в основу классификации (разделения) этих животных на группы?

1) обитание на одной территории

2) тип развития

3) строение глаза

4) форма тела

17. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Объект Классификация

Пищуха Зайцеобразные

… Насекомоядные

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

  • ондатра 2) тапир 3) дикобраз 4) выхухоль

18. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей царства Животные, начиная с наименьшей. 1) отряд Бесхвостые

2) семейство Жабы настоящие

3) вид Жаба зелёная

4) тип Хордовые

5) царство Животные

6) класс Земноводные

19. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства животных , начиная с наименьшей.

1) род

2) вид

3) класс

4) семейство

5) отряд

20. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у хордовых животных, начиная с наибольшей.

1) вид Заяц-беляк

2) семейство Зайцы

3) тип Хордовые

4) класс Млекопитающие

5) отряд Зайцеобразные

1. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей.

1) класс

2) царство

3) отдел

4) вид

5) род

6) семейство

2. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у растений, начиная с наибольшей.

1) семейство Кувшинковые

2) отдел Покрытосеменные

3) вид Кубышка жёлтая

4) род Кубышка

5) класс Двудольные

6) царство Растения

3. Установите последовательность соотношения систематических категорий у растений, начиная с наименьшей.

1) род Паслён

2) царство Растения

3) класс Двудольные

4) семейство Паслёновые

5) отдел Покрытосеменные

4. Расположите в правильном порядке систематические группы растений, начиная с наименьшей.

1) класс Двудольные

2) отдел Покрытосеменные

3) род Шиповник

4) царство Растения

5) семейство Розоцветные

5. Установите последовательность таксономических единиц в классификации ромашки, начиная с наибольшей.

1) Двудольные

2) Ромашка

3) Растения

4) Астроцветные

5) Цветковые, или Покрытосеменные

6) Астровые, или Сложноцветные

6. Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана, начиная с наибольшей.

1) Лилиецветные

2) Растения

3) Цветковые, или Покрытосеменные

4) Лилейные

5) Однодольные

6) Тюльпан

7. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей.

1) донник

2) донник лекарственный

3) двудольные

4) покрытосеменные

5) бобовые (мотыльковые)

8. Установите последовательность систематических категорий, начиная с наименьшей.

1) Губоцветные

2) Яснотка

3) Яснотка белая

4) Покрытосеменные

5) Двудольные

9. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителя царства Растения, начиная с наименьшей.

1) отдел Покрытосеменные

2) класс Однодольные

3) семейство Злаки

4) вид Пшеница твёрдая

5) род Пшеница

10. Установите последовательность систематических категорий с учётом их соподчинённости, начиная с наименьшей.

1) Клевер

2) Клевер луговой

3) Бобовые (Мотыльковые)

4) Двудольные

5) Покрытосеменные

11. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства растений, начиная с наибольшей.

1) класс

2) семейство

3) вид

4) род

5) отдел

multiurok.ru

Задания на проверку знаний по систематике растений.

Разработанные задания позволяют проверить знания учащихся по систематике растений. Задания могут использоваться в качестве раздаточного материала для проверки домашнего задания по пройденной теме (темам). Каждый учащийся может выбрать задания, которые ему по силам. Задания работы направлены на проверку теоретических знаний и практических умений школьников.

Просмотр содержимого документа «Задания на проверку знаний по систематике растений. »

Карточка – задание №1 по систематике растений.

Напротив растения укажите семейство, к которым оно принадлежит:

1. Клевер

2. Ромашка

3. Шиповник

4. Георгин

5. Осот

6. Пастушья сумка

7. Капуста

8. Картофель

9. Подсолнечник

10. Груша

Карточка – задание №2 по систематике растений.

Напротив растения укажите семейство, к которым оно принадлежит:

  1. Горчица

  2. Абрикос

  3. Василёк

  4. Табак

  5. Ярутка

  6. Соя

  7. Рябина

  8. Дурман

  9. Топинамбур

  10. Редис

Карточка – задание №3 по систематике растений.

Напротив растения укажите семейство, к которым оно принадлежит:

  1. Рапс.

  2. Земляника

  3. Морошка

  4. Горох

  5. Редис

  6. Перец

  7. Пижма

  8. Лапчатка

  9. Мать – мачеха

  10. Баклажан

Карточка – задание №4 по систематике растений.

Среди перечисленных признаков выберите только те, которые относятся к семейству Крестоцветных:

  1. Плод – ягода или костянка

  2. Соцветие – кисть

  3. Околоцветник простой, состоящий из 4 листочков

  4. Тычинок 6, (2 короткие, 4 длинные)

  5. Плод – стручок или стручочек

  6. Травянистые растения или кустарники (нет древесных форм)

  7. Цветки крупные, одиночные, не собраны в соцветие.

  8. Жилкование листьев сетчатое

  9. Самое малочисленное семейство

  10. Большое количество растений этого семейства человек использует в пищу.

Карточка – задание №5 по систематике растений.

Среди перечисленных признаков выберите только те, которые относятся к семейству Крестоцветных:

  1. Плод – боб или коробочка

  2. Околоцветник двойной

  3. Распространены в основном в умеренных широтах Старого Света

  4. Венчик цветка состоит из 4 лепестков, расположенных крестообразно.

  5. Растения семейства используют для получения растительных масел.

  6. Венчик сростнолепестной

  7. Жилкование листьев параллельное

  8. Тычинок 8 (4 коротких, 4 длинных)

  9. Второе название – Капустные

  10. Насчитывают около 3200 видов

Карточка – задание №6 по систематике растений.

Среди перечисленных признаков выберите только те, которые относятся к семейству Розоцветных:

  1. Насчитывается около 3000 видов

  2. Встречаются все жизненные формы

  3. Формула цветка * Ч(5) Л(5) Т5 П1

  4. Цветки обычно крупные, яркие с приятным ароматом

  5. Характерный представитель семейства – ромашка

  6. Плод – стручок или стручочек

  7. Среди представителей семейства много декоративных

  8. Параллельное жилкование листьев

  9. Мочковатая корневая система

  10. Число частей цветка кратно 5-ти.

Карточка – задание №7 по систематике растений.

Среди перечисленных признаков выберите только те, которые относятся к семейству Розоцветных:

  1. Формула цветка *Ч5 Л5 Т∞П1

  2. Мочковатая корневая система

  3. Жилкование листьев – сетчатое

  4. Большое разнообразие плодов – ягода, костянка, многоорешек, яблоко

  5. Формула цветка ↑ Ч5 Л5 Т∞П1

  6. Распространены на всех материках, включая Антарктиду

  7. На корнях – клубеньки с азотофиксирующими бактериями

  8. Число частей цветка кратно 4-ём

  9. Основной способ опыления – насекомыми

  10. Листья простые и сложные

Карточка – задание №8 по систематике растений.

Среди перечисленных признаков выберите только те, которые относятся к семейству Бобовые:

  1. Второе название – Капустные

  2. Формула цветка *↑Ч(5) Л1+2+(2)Т(9) +1П1

  3. Формула цветка *Ч5 Л5 Т∞П1

  4. Характерно наличие на корнях клубеньков с азотофиксирующими бактериями

  5. Плод – стручок

  6. Плод – боб

  7. Каждый из лепестков имеет своё название (лодочка, весло, парус)

  8. Плод ягода или коробочка

  9. Растения ценятся вегетарианцами

  10. Все части растений богаты белком

Карточка – задание №9 по систематике растений.

Среди перечисленных признаков выберите только те, которые относятся к семейству Сложноцветные:

  1. К этому семейству относится каждое 10-е растение отдела Покрытосеменные

  2. Встречаются все жизненные формы

  3. Цветки могут быть: язычковыми, ложноязычковыми, трубчатыми, воронковидными

  4. Формула цветка ↑ Ч5 Л5 Т∞П1

  5. Сетчатое жилкование листьев

  6. Плод – семянка

  7. Представители: астра, ромашка, василек, шиповник и др

  8. Формула цветка *Ч(5) или 0 Л(5)Т(5) П1

  9. Плод – семянка

  10. Характерная особенность -соцветие – корзинка

Карточка – задание №10 по систематике растений.

Ниже перечислены растения.

  1. Определите семейства растений

  2. Выпишите названия растений, относящихся к семейству Крестоцветные.

  3. Определите, какое количество (а) родов и какое количество (б) видов упоминается в этом списке:

  1. Гулявник лекарственный

  2. Клевер луговой

  3. Лапчатка прямостоячая

  4. Сурепка дикая

  5. Капуста цветная

  6. Капуста белокочанная

  7. Клевер шуршащий

  8. сурепка обыкновенная

  9. Гулявник Лезелиев

  10. Одуванчик полевой

Карточка – задание №11 по систематике растений.

Ниже перечислены растения.

  1. Определите семейства растений

  2. Выпишите названия растений, относящихся к семейству Паслёновые.

  3. Определите, какое количество (а) родов и какое количество (б) видов упоминается в этом списке:

1. Лютик едкий

2. Табак душистый

3. Василёк луговой

4. Паслён красный

5. Паслён сладко - горький

6. Помидор съедобный

7. Перец сладкий

8. Горох посевной

9. Перец пряный

10. Одуванчик полевой

kopilkaurokov.ru

Тестовый контроль по теме "Систематика" (9-11 класс)

Систематика.

Задание №1. Выберите правильный ответ.

  • Наука, которая занимается изучением многообразия организмов, объединением их в группы на основе родства: а) экология; б) ботаника; в) систематика; г) биология.

  • Наименьшая единица систематики: а) вид; б) род; в) отдел; г) семейство.

  • Главный признак растений отдела Покрытосеменные: а) большинство имеют зелёную окраску; б) образованы разными клетками и тканями; в) размножение спорами; г) образование плода с семенами.

  • Систематические группы расположены в правильной последовательности в следующем случае: а) вид-род-отдел-класс-царство-семейство; б) род-семейство-вид-отдел-царство-класс; в) царство-отдел-класс-семейство-род-вид; в) семейство-вид-род-класс-царство-отдел.

  • Вид – это: а) группа организмов, обитающих на общей территории; б) группа организмов, созданных человеком на основе отбора; в) группа сходных между собой по строению, жизнедеятельности особей, занимающих определённую территорию, дающих при скрещивании плодовитое потомство, похожее на родителей; г) группа организмов, производящих органические вещества из неорганических.

  • Главный признак деления покрытосеменных на классы: а) строение почек; б) строение стебля; в) строение цветка; г) строение семени.

  • Признак, по которому растения относят к определённому семейству класса Двудольные: а) строение корневой системы; б) строение стебля и почек; в) жилкованию листьев; г) строение цветка и плода.

  • Группа растений, объединяющая родственные роды: а) вид; б) класс; в) семейство; г) отдел.

  • Сосна – это растение отдела голосеменные, так как она имеет: а) корень, стебель, листья; б) хорошо развитые покровные и проводящие ткани; в) цветок; г) семена в шишках.

  • Наиболее крупная систематическая категория: а) отряд; б) тип; в) класс; г) порядок.

  • Мхи относятся к царству Растения, так как: а) в процессе дыхания они расходуют органические вещества; б) их клетки содержат хлоропласты, в которых происходит фотосинтез; в) их клетки имеют ядро и цитоплазму.

  • Низшие растения – это: а) мхи, псилофиты, хвощи; б) псилофиты, плауны; в) одноклеточные и нитчатые водоросли; г) голосеменные растения.

  • Задание №2. Установите последовательность систематических категорий, характерных для царства Растения, начиная с наибольшей.

    Задание №3. Установите последовательность групп растений в порядке их усложнения в процессе эволюции.

    Д) Папоротники.

    infourok.ru

    Урок по биологии 9 класс на тему "Классификация органического мира"

    Число:______________ Урок: Класс: 9 Предмет: Биология

    Тема урока: Классификация органического мира..

    Тип урока:.

    Цель урока:

    1. Образовательные:

    Изучить современную систему органического мира. Рассмотреть характерные признаки организмов каждого царства.

    2. Развивающие:

    • Развивать мотивацию в изучении биологии. Развивать умения рефлексировать, делать самооценку.

    3. Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к предмету.

    Методы урока: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский.

    Оборудование: мультимедийный проектор, инструктивные карты, листы самооценки учащихся.

    Форма работы: И-Г

    ПЛАН УРОКА:

    I Орг. момент – мин

    II Опрос домашнего задания – мин

    III Новая тема – мин

    IV Физминутка – мин

    V Закрепление новой темы – мин

    VI Итоги урока – мин

    VII Домашнее задание – мин

    ХОД УРОКА:

    I Орг. момент:

    Проверка и отметка отсутствующих

    Психологический настрой на урок:

    Все расселись по местам, никому не тесно,

    По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

    Здравствуйте! Мне сегодня приятно вас видеть вновь и поработать с вами.

    II Опрос домашнего задания:

    Обратите внимание экран. Предлагаю сыграть в игру «Четвёртый лишний». Вашему вниманию предлагаются следующие изображения совы, гиены, кошки и белки. Для каждого из этих животных придумайте объяснение, почему лишнее именно оно?

    О чём сегодня мы будем с вами говорить?

    Как вы думаете, нужно ли нам возвращаться к этой теме вновь? Почему?

    Вашему вниманию предлагаю небольшое стихотворение, возможно, оно вам поможет определить задачи урока.

    Зимой и летом, круглый год

    У живых существ множество забот.

    Ошибок не простит среда –

    Знай, где – еда, а где – беда.

    Но каждой божьей твари дан

    Природой уникальный дар,

    Чтоб в той борьбе у нас у всех

    Имелись шансы на успех.

    Работа сегодняшнего урока предполагает решения нескольких задач. Одну, из которых, вы будите решать, заполняя лист самооценки в течение урока самостоятельно.

    III Новая тема:

    В итоге эволюционного процесса возникло то разнообразие форм жизни, которое наблюдается при изучении современных и ископаемых видов животных, растений, грибов и микроорганизмов. И это многообразие живых форм как то необходимо было систематизировать. Так возникла наука систематика.

    Систематика (от греч. «систематикос» - упорядоченный) – это наука о классификации организмов, т.е. распределение организмов по группам на основании сходства и родства.

    Кто является основоположником науки систематики?

    Карл Линней. В своём главном труде «Систематика природы» он описал правила классификации и номенклатуры организмов.

    В основу систематики он положил следующие принципы:

    • Принцип иерархичности (соподчинённость) систематических категорий (вид – род – отряд (порядок у растений) – класс – тип (отдел у растений) – царство ).

    • Принцип бинарной номенклатуры (двойное название вида; родовое и видовое, например, Волк обыкновенный).

    Существует два типа классификации: искусственная и естественная.

    Как вы думаете, чем отличается естественная классификация от искусственной?

    Благодаря учению К. Линнея, Ч. Дарвину современная система органического мира имеет следующую картину.

    Предположите, все ли организмы на Земле уникальны? Имеют ли они право на жизнь?

    IV Физминутка – разминка для глаз

    V Закрепление новой темы:

    Решить эту проблему, вам поможет совместная работа в группах с использованием инструктивных карт. (Тогда, предлагаю проверить правильность ваших суждений). Работу вашу будет оценивать экспертная группа по следующим критериям:

    • Доступность, логичность изложения материала

    • Научность

    • Культура речи

    • Взаимодействие в группе.

    1 группа. Классификация Вирусов.

    • Основные признаки царства

    • Формы известных вирусов

    • Уникальность вирусов

    • Вопрос.

    2 группа. Классификация Прокариот.

    • Основные признаки царства

    • Систематические единицы

    • Уникальность бактерий

    • Вопрос.

    3 группа. Классификация Грибов.

    • Основные признаки царства

    • Систематические единицы

    • Уникальность грибов

    • Вопрос.

    4 группа. Классификация Животных.

    • Основные признаки царства

    • Систематические единицы

    • Уникальность животных

    • Вопрос.

    5 группа. Классификация Растений.

    • Основные признаки царства

    • Систематические единицы

    • Уникальность растений

    Вернёмся к проблеме урока, подведём итог:

    1. Систематика – это наука о классификации организмов.

    2. Классификация отображает систему живых организмов при помощи таксономических единиц (вид, род, семейство, класс и т.д.).

    3. Все царства живых организмов, обитающие на Земле уникальны.

    4. Поэтому…(стих) живую природу надо беречь и охранять.VI Итоги урока:

    Биология, друзья,

    Наука очень нужная:

    Без неё ты ни за грош

    В наше время пропадёшь,

    Ибо каждый знать обязан,

    Кто, как, с кем в природе связан,

    Чтоб случайно иногда

    Ей не принести вреда

    Итоги урока:.

    Рефлексия.

    Ребята, за что вы сегодня себя бы похвалили, а меня?

    Оценивание

    Формативное капитаны команд, сумативное учитель

    VII Домашнее задание: параграф 11.

    • Про Линнея рассказывали, что он однажды поспорил со своей женой, как надо классифицировать и раскладывать одежду в комод. Придумайте две разные классификации одежды: одну – за Линнея, а другую – за его жену.

    Проверено _____________

    .

    infourok.ru

    Шипунов - Задания по систематике

    Открытый Лицей ¾ВСЕРОССИЙСКАЯ ЗАОЧНАЯ МНОГОПРЕДМЕТНАЯ ШКОЛА¿

    Биологическое отделение

    А. Б. Шипунов

    ЗАДАНИЕ

    ПО СИСТЕМАТИКЕ

    Москва

    2001

    2

    Введение

    Мы предлагаем Вам более 20 задач на тему ¾Систематика¿. Для их решения необходимо прежде всего подробно ознакомиться с содержанием пособий ¾Теория систематики¿ и ¾Система живых организмов¿. Следует иметь в виду, что изложенная там система1 в значительной степени не совпадает с принятой в школьных учебниках (см. стр. 20), и поэтому не может быть использована для подготовки в ВУЗ.

    Задание

    По теме ¾Систематика¿ Вам необходимо выполнить:

    1)Тест (выполняется в начале тетради)

    2)¾Задачи на классификацию¿ 3 любые задачи;

    3)¾Задачи на составление или анализ ключей¿ 2 любые задачи;

    4)¾Задачи по нумерической ситематике¿ 1 любую задачу;

    5)¾Задачи по кладистике¿ 1 любую задачу;

    6)¾Задачи по системе организмов¿ 3 любые задачи;

    Всего нужно выполнить 10 задач.

    Срок отправки заданий:

    1Регулярно обновляемый вариант системы находится в Internet: http://herba.msu.ru/shipunov/os/current/synat.htm.

    Глава 1

    Задачи

    1.Òåñò

    Âкаждом вопросе среди трех ответов один и только один правильный.

    1)Что такое экстраполяция?

    а) Предсказание значений неизвестных признаков

    б) Замена одних названий другими в) Слияние двух таксонов

    2) Наиболее искусственная классификация это:

    а) Классификация животных по размеру

    б) Классификация растений по типу органов размножения

    в) Классификация книг по содержанию

    3) Какой ранг находится между родом и видом?

    а) Секция б) Класс

    в) Триба

    4) Филогенетическая систематика:

    а) Классифицирует организмы прежде всего по сходству

    б) Классифицирует организмы по прежде всего родству

    в) Классифицирует организмы сначала по сходству, а затем по родству

    5) Что означает сокращение ¾i. s.¿?

    а) Фамилию автора названия

    б) ¾В широком смысле¿

    в) ¾Неопределенного таксономического положения¿

    6) Что такое ¾принцип приоритета¿?

    а) Из двух конкурирующих названий должно выбираться более раннее

    б) Все названия, данные после 1753 г., должны быть отвергнуты

    в) Все названия должны основываться на типовых образцах

    7) Кто автор первого дихотомического ключа?

    а) К. Линнея

    б) Ж. Ламарка

    в) Ч. Дарвина

    8) В нумерической систематике:

    а) Все используемые в системе признаки не имеют веса

    б) Все используемые в системе признаки имеют вес ¾1¿

    в) Все признаки исследуемых таксонов имеют разный вес

    9) Что такое плезиоморфное состояние признака?

    а) Наименее примитивное состояние

    б) Наиболее примитивное состояние

    в) Наиболее продвинутое состояние

    10)Какому определению соответствует парафилетиче- ская группа?

    а) Группа, все члены которой являются потомками общего предка

    б) Группа, включающая не всех потомков ближайшего общего предка

    в) Группа, включающая всех потомков ближайшего общего предка

    11)На какие два таксона надо разделить таксоны, расположенные на кладограмме как ((A, B), (C (D, E)))1 ?

    à) Íà {A, B, C} è {D, E}

    á) Íà {A, B} è {C, D, E}

    1Здесь использована так называемая ¾скобочная запись¿ см. стр. 26.

    â) Íà {A, B, E} è {C, D}

    12)Какой признак является стилистическим для человека по отношению ко всем млекопитающим?

    а) Выкармливание детенышей молоком

    б) Прямохождение

    в) Наличие 3 пар тазовых костей

    13)Какой род стоит ближе к ядру таксона ¾Царство Растения¿?

    а) Росянка

    б) Герань

    в) Ряска

    14)На каком основании сине-зеленыеводоросли отнесены к Царству Бактерии?

    а) Отсутствие ядра

    б) Фотосинтез с помощью хлорофилла a

    в) Отсутствие жгутиков

    15) Какие организмы имеют настоящие ткани?

    а) Миксомицеты б) Инфузории в) Антоцеротовые

    Задачи на классификацию

    7

     

     

    2. Задачи на классификацию

    Задача 1. На лавке обувщика висит объявление: ¾Обувь дамская, мужская, резиновая и подержанная¿. Можно ли считать это перечисление классификацией обуви и почему?

    Задача 2. Составьте классификации: а) видов спорта, б) способов движения животных, в) вопросов этой разработки. Чем эти классификации отличаются от принятых в биологической систематике?

    Задача 3. Перед Вами список из 7 растений: росянка, хвощ, береза, лебеда, кувшинка, сосна, пузырчатка. Разделите эти растения на 2 группы возможно большим числом способов. В каждом случае укажите, по какому признаку Вы проводите разделение.

    Задача 4. На целиком покрытой водой планете Аква (система Кита) водятся различные плоские организмы (см. рисунок) Эти существа (назовем их ¾кубрики¿) могут фотосинтезировать, питаться другими организмами или их частями (точно соответствующими их ротовым отверстиям по форме) и передвигаться (только в том слу- чае, если у них отсутствуют органы прикрепления).

    Рис. 1.1. Виды кубриков

    Распределите, пожалуйста, разных кубриков по таксономическим группам. Обязательно укажите призна- к(и), по которым Вы проводите деление.

    Задача 5. а) речной рак, дафния, рыбка гуппи, тля; б) человек, планария, бычий цепень, стрекоза; в) ам¼ба, гидра, собака, прыткая ящерица. Что общего у животных, собранных в одну группу? Для животных каждой из этих тр¼х групп постарайтесь перечислить как можно больше общих признаков.

    Задачи на классификацию

    9

     

     

    Задача 6. На рисунке (см. ниже) представлена зависимость количества разных родов с различным числом видов N от числа видов в данном роде n.

    Рис. 1.2. Кривая Виллиса

    Мы видим, что есть очень много мелких родов с 1 2 видами, умеренное число родов со средним числом видов и несколько крупных родов, представленных множеством видов. Это и есть распределение Виллиса.

    Оказывается, что какое бы семейство живых организмов мы не взяли, чтобы построить для него такое распределение родов по числу видов в них, характер кривых, как правило, будет очень похож. Как Вы думаете, какого рода причины могут лежать в основе столь универсальных закономерностей?

    Задача 7. В систематике, как Вы знаете, принята бинарная (биномиальная) номенклатура, в которой название вида состит из двух слов (см. пособие). В чем ее преимущества и недостатки по сравнению с: (а) униномиальной, когда название состоит из одного слова и (б) полиномиальной, когда название состоит из трех и более слов?

    3. Задачи на составление или анализ ключей

    Для решения задач по составлению ключей следует, кроме пособий, прочитать еще и соответствующий раздел в следующей главе.

    Задача 8. Вы с компьютером играете в следующую игру: компьютер загадывает одно из следующих растений сосна, дуб, лук, капуста (белокочанная), подорожник, морковь, роза, огурец, подсолнух, картофель, кукуруза. Вы задаете ему вопросы о загаданном растении, на которые он отвечает ¾да¿ или ¾нет¿. Ваша цель определить это растение за минимальное число вопросов. Опишите, какие вопросы Вы будете задавать и в какой последовательности, для того чтобы определить каждое из загаданных растений. Вопросов типа: ¾Название кон- чается на гласную?¿ просьба не задавать.

    Задача 9. Известны описания листьев тр¼х видов растений:

    Вид А: листья овальные, округлые, 2 3 см шириной, с треугольным в сечении черенком и малозаметной средней жилкой. Листья снизу густо опушены.

    Вид В: листья овальные, 3 4 см шириной, с уплощенным черенком и сильно выдающейся средней жилкой.

    Вид С: листья удлин¼нные, вытянутые, 3 4 см шириной, с явственно заметной средней жилкой.

    Составьте ключ для определения этих тр¼х видов по листьям, используя тезы и антитезы.

    studfiles.net

    Задания на тему : "Систематика растений" (6 класс)

    1 вариант

    Самооценка

    1. Дополните определение:

    ( 1 балл) Систематика – это...

    …балл

    2.Найдите ошибки в схеме, запишите ее верно:

    Вид – отдел – класс – порядок –род - семейство

    (0-6 баллов)

    …баллов

    3.Выберите верный ответ:

    Ученые объединяют организмы в группы на основе:

    А) сходства организмов без учета родства;

    Б) общности мест их обитания;

    В) сходства организмов с учетом их родства;

    Г) практического значения организмов.

    Ответ:

    (0-1 балл)

    …бал

    Проверочные задания на тему: «Систематика растений».

    2 вариант

    Самооценка

    1.Определите, сколько видов и родов растений названо в следующем списке:

    клевер луговой, василек луговой, клевер ползучий, василек синий, василек скабиоза, клевер шведский, лютик едкий. (1 балл)

    Ответ:

    …балл

    2. Впишите правильные ответы в кроссворд

    1. Наука о классификации организмов (0-6 баллов)

    2Шведский ученый – натуралист.

    3. Страна-родина Карла Линнея.

    4.Систематическая группа (или единица).

    5.Основная единица системы растений.

    6.Двойные названия растений.

    6

    3

    2

    5

    1

    Н

    баллов

    3.Решите задачу:

    Чайный сервиз, изготовленный в Китае по заказу одного крупного ученого украшало его любимое растение – линнея северная. Как фамилия ученого? Как он связан с этим растением?

    (1 балл)

    Ответ: Ученый -… …Он связан с этим растением тем, что …

    …балл

    infourok.ru

    Контрольная работа по теме "Систематика растений и животных"

    Контрольная работа № 2

    Систематика. Основные систематические категории; их соподчиненность

    Вариант 1

    1

    Установите последовательность систематических категорий в классификации растений начиная с наименьшей

    1

    отдел

    4

    семейство

    2

    род

    5

    порядок

    3

    вид

    6

    класс

    2

    Назовитенаименьшую систематическую категорию в живой природе (При записи помните, что в каждую ячейку вы вносите только одну букву).

    3

    Назовите фамилию шведского ученого, основателя науки систематики. Впишите имя ученого на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке.(При записи помните, что в каждую ячейку вы вносите только одну букву).

    4

    Установите соответствие между названиями видов цветковых растений и классами, к которым они относятся

    ВИДЫ

    КЛАСС РАСТЕНИЙ

    А)

    Ландыш майский

    Б)

    Василек полевой

    В)

    Роза чайная

    Г)

    Тюльпан степной

    Д)

    Лилия гибридная

    Е)

    Ромашка аптечная

    1)

    ОДНОДОЛЬНЫЕ

    2)

    ДВУДОЛЬНЫЕ

    5

    Установите соответствие между видами и классами типа Моллюски

    ВИД

    КЛАСС

    А)

    Голый слизень

    Б)

    Роговая катушка

    В)

    Виноградная улитка

    Г)

    Кальмар дальневосточный

    Д)

    Мидия гигантская

    Е)

    Морской гребешок

    1)

    Брюхоногие

    2)

    Двустворчатые

    3)

    Головоногие

    6

    Выберите из списка названия семейств среди перечисленных групп растений

    1

    Однодольные

    4

    Голосеменные

    2

    Крестоцветные

    5

    Лилейные

    3

    Розоцветные

    6

    Папортникообразные

    7

    В какую систематическую группу объединены все растения на Земле. Впишите термин на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При записи помните, что в каждую ячейку вы вносите только одну букву).

    8

    К какой систематической категории относятся ракообразные Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При записи помните, что в каждую ячейку вы вносите только одну букву).

    9

    Категория, объединяющая группы родственных растений, основываясь на сходстве строения их цветков и плодов. Впишите термины на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При записи помните, что в каждую ячейку вы вносите только одну букву).

    10

    К какому семейству относят картофель, томат, перец. Впишите термин на место пропуска таблице. Запишите его в ячейки ответа в бланке. (При записи помните, что в каждую ячейку вы вносите только одну букву).

    11

    Установите соответствие между изображением растения и классом, к которому оно относится

    КЛАСС

    1) Двудольные

    2) Однодольные

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    12

    Установите соответствие между видом млекопитающего и отрядом, к которому оно относится

    Отряд

    1) Хищные

    2)Рукокрылые

    3)Приматы

    4)Ластоногие

    5)Непарнокопытные

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    13

    Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских групп жи­вот­ных, на­чи­ная с самой круп­ной.

    www.prodlenka.org


    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта