Укажите различие гуморальной регуляции у животных и растений. В чём проявляется взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции? Помогите пожалуйста, это вопрос с контрольной

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Различия между нервной и гуморальной регуляцией. Укажите различие гуморальной регуляции у животных и растений


Часть 2 - вопросы линии 25

  

Задания с развернутым ответом

Линия вопросов 25

Вопросы ориентированы на обобщение и применение знаний о человеке и многообразии организмов

(Приведены типовые задания под редакцией В.С. Рохлова)

Анатомия

1. Какая кровь содержится в правой половине сердца человека? По каким сосудам она туда поступает и по каким она покидает сердце? Частями каких кругов кровообращения являются правое предсердие и правый желудочек?

2. Какие функции в организме человека выполняет печень?

3. Какие три основные структуры кожи человека выделяют? Какие функции они выполняют?

4. Назовите кости, составляющие плечевой пояс человека. Каково значение этого отдела скелета?

5. Назовите отделы анализатора. Укажите, чем они образованы и какие функции выполняют в организме человека.

6. Что лежит в основе изменения кровяного давления человека в спокойном состоянии и во время работы? Какие отделы нервной системы это обеспечивают?

7. Что представляют собой медицинские препараты – вакцина и лечебная сыворотка? С какой целью каждый из этих препаратов вводят человеку? Ответ поясните.

8. Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.

9. Согласованная работа всех систем органов человека обеспечивается благодаря нервной и гуморальной регуляции. Чем отличается гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека от нервной? Приведите четыре отличия.

 

Ботаника

1. Что представляет собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.

2. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

3. Каковы особенности морфологии побегов растения гороха?

4. В чем отличие клубней и клубеньков у цветковых растений? Какова их функция?

5. Что представляет собой гаметофит папоротникообразных? Какова его роль в жизненном цикле?

 

Зоология

1. Известно, что медоносная пчела принадлежит к общественным насекомым. Как распределяются обязанности между особями «пчелиной семьи»?

2. Коралловые полипы ведут прикрепленный образ жизни на морском дне. Какие особенности строения обеспечивают их питание при таком образе жизни? Как происходит пищеварение?

3. Какие части имеют зубы у млекопитающих? Укажите виды зубов и их функции.

4. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

5. Насекомые – самый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

6. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

7. Большинство плоских червей – внутренние паразиты других животных. Какие особенности строения и жизнедеятельности позволяют им вести этот образ жизни?

8. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?

9. Класс Млекопитающие – процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Ответ поясните.

10. Какие характерные для типа Хордовые структуры и системы органов имеет ланцетник? Какие функции они выполняют?

11. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин.

 

Общая биология

1. Биологическое окисление органических веществ в организмах животных, растений, грибов сходно по химическому процессу со сжиганием обычного топлива, которое использует человек. Какие общие с горением продукты образуются в результате этих процессов? Сравните энергетику процессов биологического окисления и горения. В чем их отличие?

 

Грибы

1. Почему грибы выделены в самостоятельное царство органического мира? Почему их не относят ни к растениям, ни к животным?

 

biologyonline.ru

отличие гуморальной регуляции от нервной

Гуморальная регуляция — один из эволюционно ранних механизмов регуляции процессов жизнедеятельности в организме, осуществляемый через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями. У высокоразвитых животных и человека гуморальная регуляция подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции. Продукты обмена веществ действуют не только непосредственно на эффекторные органы, но и на окончания чувствительных нервов (хеморецепторы) и нервные центры, вызывая гуморальным или рефлекторным путём те или иные реакции. Так, если в результате усиленной физической работы в крови увеличивается содержание CO2, то это вызывает возбуждение дыхательного центра, что ведёт к усилению дыхания и выведению из организма излишков CO2. Гуморальная передача нервных импульсов химическими веществами, т. н. медиаторами, осуществляется в центральной и периферической нервной системе. Наряду с гормонами важную роль в гуморальной регуляции играют продукты промежуточного обмена.

Биологическая активность жидких сред организма обусловлена соотношением содержания катехоламинов (адреналина и норадреналина, их предшественников и продуктов распада) , ацетилхолина, гистамина, серотонина и других биогенных аминов, некоторых полипептидов и аминокислот, состоянием ферментных систем, присутствием активаторов и ингибиторов, содержанием ионов, микроэлементов и т. д. Учение о гуморальной регуляции разработано рядом отечественных (В. Я. Данилевский, А. Ф. Самойлов, К. М. Быков, Л. С. Штерн и др. ) и зарубежных учёных (австрийского — О. Лёви, американского — У. Кеннон и др.) .

НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, координирующее влияние нервной системы на клетки, ткани и органы, приводящее их деятельность в соответствие с потребностями организма и изменениями окружающей среды. Нервная регуляция имеет ведущее значение в обеспечении целостности организма и является одним из основных механизмов гомеостаза. Нервная регуляция — филогенетически более молодой механизм регуляции по сравнению с гуморальной регуляцией. По мере дифференциации и совершенствования нервной системы в ходе эволюции происходит подчинение гуморальной регуляции нервным связям, возникает нервно-гуморальное взаимодействие (нейрогуморальная регуляция) . Нервная регуляция основана на рефлекторных связях. Она осуществляется посредством медиаторов, выделяемых нервными окончаниями на иннервированные клетки, и строго адресована определённому органу или группе клеток. Скорость нервной регуляции в сотни раз превышает скорость гуморальной регуляции. Вместе с тем многие медиаторы (ацетилхолин, норадреналин, серотонин и др. ) могут поступать в кровь и таким образом регулировать деятельность органов и тканей как гуморальный фактор. Представление о преимущественном значении нервной системы в регуляции функций и процессов в организме животных и человека — основа концепции нервизма.

otvet.mail.ru

Тема 13. Координация и регуляция.

102. Дадим определение.Раздражимость – это способность организмов реагировать на воздействие окружающей среды.

103. Напишем системы, обеспечивающие координацию и регуляцию работы органов животных.Нервная и эндокринная.

104. Дадим определения понятиям. Приведем примеры этих явлений. Рефлекс – это стереотипная реакция живого организма на раздражитель, проходящая с участием нервной системы.Примеры: дыхание, пищеварение.Инстинкт – это врождённый комплекс видовых определённых реакций на раздражение окружающей среды.Примеры: материнский инстинкт, инстинкт самосохранения.

105. Напишем типы нервных систем животных и подпишем их части, изображенные на рисунках.

106. Опишем особенности строения нервной системы позвоночных.

107. Напишем, благодаря развитию какой системы у птиц наблюдается более сложное поведение по сравнению с рыбами, земноводными и пресмыкающимися.Нервной.

108. Подпишем части головного мозга млекопитающего, обозначенные на рисунке цифрами.

109. Напишем, в чем отличие эндокринной регуляции от нервной.Нервная система получает импульсы и выдаёт ответную реакцию, а эндокринная в ответ на импульс выделяет секрет.

110. Напишем общие и отличительные особенности регуляции процессов жизнедеятельности у растений и животных.У обоих присутствует гуморальная регуляция, а вот нервная – только у животных.

111. Выясним роль ростовых веществ для жизнедеятельности растений.Ростовые вещества – это органические соединения,  способствующие активизации биохимических процессов в клетках растений, регенерации и образованию корневой системы.

 112. Вставим пропущенные буквы.

РаздрАжИмость, вОзбуждение, инСтинкт, гОрмон, гИпофиз, нЕйрон.

biogdz.ru

В чём проявляется взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции? Помогите пожалуйста, это вопрос с контрольной

Нервная регуляция осуществляется нервной системой — головным и спинным мозгом — через отходящие от них нервные волокна, которыми пронизаны все органы тела человека. Этот вид регуляции обеспечивает быстрые ответные реакции организма в целом, или его определенных клеток, или их групп (локальный ответ) на то либо другое раздражение.

Нервная регуляция носит рефлекторный характер. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии ЦНС. Разные раздражители, постоянно воздействующие на организм, воспринимаются специализированными рецепторами. Есть рецепторы, воспринимающие раздражения светом, звуком, теплом, холодом, прикосновением и др. Возникшее в форме нервного импульса возбуждение от рецепторов передается по чувствительным нервным волокнам в соответствующий нервный центр ЦНС, регулирующий деятельность строго определенного органа. Гуморальная регуляция осуществляется биологически активными химическими веществами —гормонами, поступающими к тканям и органам через жидкости внутренней среды организма — кровь, лимфу, тканевую жидкость. Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции вдали от регулируемого органа и оказывают регулирующее воздействие сразу на многие органы и ткани. Как правило, гормональной регуляции подвергаются медленно протекающие процессы (рост тела, половое созревание и др.) .

Несмотря на указанные различия в скорости и локальности воздействия, обе системы регуляции взаимосвязаны друг с другом. Многие гормоны влияют на деятельность нервной системы, а нервная система, в свою очередь, оказывает регулирующее действие на протекание всех процессов в организме, в том числе и на гуморальные. В результате создается единый скоординированный механизм нервно-гуморальной регуляции функций организма человека при ведущей роли нервной системы. Эта регуляция осуществляется автоматически по принципу саморегуляции, что обеспечивает поддержание относительного постоянства внутренней среды организма. Саморегуляция осуществляется благодаря обратным связям между регулируемым процессом и регулирующей системой. Как саморегулирующаяся система организм человека успешно приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды. попытался покороче.

otvet.mail.ru

Задания №37 с объяснениями

1. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

Объяснение: правильнее сказать, что у растений дыхание и фотосинтез - противоположные процессы, так как в процессе фотосинтеза расходуются вода и углекислый газ, образуются сахара и кислород, как побочный продукт. В процессе дыхания кислород и глюкоза расходуются с образованием углекислого газа и воды. Фотосинтез делится на две фазы: световая фаза происходит с участием света, а темновая без его участия, дыхание же не зависит от света. 

 

2. В чем состоит сходство грибов и животных?

Объяснение: 1. И грибы и животные гетеротрофы (потребляют готовые органические вещества).

2. В клеточной стенке грибов и наружном скелете членистоногих содержится хитин.

3. И грибы и животные являются эукариотами, то есть имеют мембранные органеллы, в том числе оформленное ядро.

4. Не имеют хлоропластов и, вообще, пластид.

 

3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

Объяснение: нервная регуляция - регуляция через нервную систему. Нервная регуляция сердца осуществляется через вегетативную нервную систему, а, вернее, через ее два отдела - симпатическая нервная система усиливает работу сердца (учащает сердцебиение), а парасимпатическая - замедляет. Гуморальная регуляция осуществляется через гормоны - активные вещества, циркулирующие в крови. Адреналин ускоряет работу сердца, норадреналин - замедляет (вернее, он гасит действие адреналина на сердце). Гуморальная и нервная регуляции работают вместе, таким образом осуществляется полный контроль над сердцем. Еще на работу сердца влияют некоторые ионы. Ионы кальция ускоряют работу сердца, а ионы калия - угнетают. 

 

4. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

Объяснение: нервная регуляция осуществляется двумя путями: 1. При помощи условных рефлексов: при виде лимона (или пищи вообще) или звоне кастрюль в ротовой полости начинает выделяться слюна, то есть организм готовится к приему пищи, выделяя ферменты. 2. При раздражении рецепторов ротовой полости и желудка, то есть при помощи безусловных рефлексов. Гуморальная регуляция осуществляется только при попадании питательных веществ в кровь при всасывании. Начинают выделяться гормоны и разноситься к клеткам организма. 

 

5. Почему представителей царства бактерий относят к прокариотам? Укажите не менее трех признаков.

Объяснение: 

1. Отсутствие ядерной мембраны

2. Отсутствие мембранных органелл

3. Наличие кольцевой, а не линейной молекулы ДНК

4. Наличие внехромосомных участков ДНК

5. Наличие в клеточной стенке муреина.

 

6. Почему почку покрытосеменного растения считают зачаточным побегом? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: рассмотрим строение вегетативной почки покрытосеменного растения

 

Почку считают зачаточным побегом, так как она имеет все органы побега (но в зачаточном состоянии) - листья, стебель, почки. И из такой вегетативной почки вырастает настоящий побег. 

 

7. Как повлияло появление фотосинтезирующих организмов на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

Объяснение: так сложилось, что фотосинтезирующие организмы (поглощающие солнечную энергию), первыми появившиеся на Земле, вырабатывали кислород (в результате чего он накопился в атмосфере в количестве 21%) вместе с органическими веществами. Что дало пищу гетеротрофным организмам, которые использовали выработанный растениями кислород для дыхания (подавляющее большинство организмов на Земле - аэробы). Накопление кислорода дало образование озонового слоя, который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетового излучения.

 

8. Почему лишайники выделили в отдельную систематическую группу организмов? Приведите не менее трех доказательств.

Объяснение: 

1. Лишайники не являются систематической группой, а являются комплексными организмами.

2. Лишайники состоят из водоросли и гриба.

3. При этом водоросли (автотрофы) создают органические вещества из неорганических при помощи солнечной энергии, а грибы (гетеротрофы) потребляют эти органические вещества и разлагают их до минеральных.

4. Размножаются частями слоевища. 

 

9. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение. 

Объяснение: витамины - это группа органических соединений (не классификационная, а состоящая из молекул разных классов), поступающих в организм с пищей и выполняющих коферментативную функцию. То есть они играют большую роль в обмене веществ, осуществляя различные реакции. В коже образуется витамин D. Это происходит под действием ультрафиолетового света. Витамин D обеспечивает всасывание кальция и фосфора из пищи в тонком кишечнике.

 

10. Каковы причины малокровия у человека? Укажите не менее трех возможных причин.

Объяснение: малокровие - низкое содержание эритроцитов (гемоглобина) в крови. Причины могут быть различны:

1. Врожденное заболевание - малокровие (нарушение выработки эритроцитов в организме).

2. Потеря крови с большим количеством.

3. Недостаток железа в пище (недостаток витаминов).

 

11. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

Объяснение: растения с крупными семенами имеют некоторые ограничения в распространении своих семян, например, они не могут быть разнесены ветром, также они, как правило, образуются в небольших количествах, но имеют большой запас питательных веществ, что способствует большему выживанию и могут быть распространены крупными животными.  

 

12. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и половых венах? Ответ поясните.

Объяснение: центр рефлекторно-рефлекторной регуляции кровяного давления расположен в продолговатом мозге (вообще большинство безусловных рефлексов контролируется спинным мозгом).  В аорте давление более высокое, так как аорта расположена в начале большого круга кровообращения, а полыми венами большой круг кровообращения заканчивается, поэтому давление здесь наиболее низкое.

 

13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань – мышечная или соединительная – содержит больше митохондрий? Объясните почему.

Объяснение: основная функция митохондрий – энергетическая, здесь происходит окисление глюкозы кислородом в ходе чего выделяется энергия.  Большое количество митохондрий характерно для активно работающих тканей, так как для сокращения нужно много АТФ (энергетических молекул), например, активно сокращающихся. Соединительной ткани не нужно так много энергии.  

 

14. В чем проявляется усложнение кровеносной системы земноводных по сравнению с рыбами?

Объяснение: рыбы живут только в воде и дышат растворенным кислородом при помощи жабр, с этим связано появление второго круга кровообращения у амфибий, а также двухкамерное сердце рыб превращается в трехкамерное (состоит из двух предсердий и одного желудочка, где кровь смешивается). 

 

15. Каким образом происходит газообмен в легких и тканях у млекопитающих? Чем обусловлен этот процесс?

Объяснение: организм вдыхает воздух, воздух по трахее, затем по бронхам попадает в легкие, там кислород попадает в легочные пузырьки - альвеолы (к каждой альвеоле подходит кровеносный сосуд) и в кровь. Гемоглобин, соединяясь с кислородом, превращается в обратимую форму - оксигемоглобин, и по кровотоку бежит в клетку организма и восстанавливается в гемоглобин, а кислород проникает в клетку (при помощи диффузии), где в митохондриях идет процесс клеточного дыхания, в ходе этого процесса глюкоза окисляется до углекислого газа и воды, в ходе чего выделяется 38 молекул АТФ. Углекислый газ из клетки попадает в кровоток и по нему проникает в альвеолы, а оттуда в легкие и мы его выдыхаем. 

 

16. Что представляет собой плод? Каково его значение в жизни растений и животных?

Объяснение: плод - генеративный орган растения, значит при помощи плода растение размножается. Плоды, как правило, бывают сочными и их едят животные. Это способствует распространению семян на определенные расстояния, то есть расселению растений.

 

Задания для самостоятельного решения

1. Назовите особенности строения и питания лишайников и укажите их роль в природе.

2. По каким признакам строения можно отличить бактериальную клетку от растительной? Назовите не менее трех признаков.

3. В чем заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково ее значение в жизнедеятельности организма?

4. Где расположены центры нервной регуляции мочеиспускания в организме человека? Как осуществляется нервная регуляция этого процесса?

5. В чем отличия групп крови, имеющихся у человека? Какие группы крови совместимы при переливании? Людей с какой группой крови считают универсальными донорами и реципиентами?

6. Какие функции в организме человека выполняет печень? Укажите не менее четырех функций.

7. Насекомые - са мый распространенный и многочисленный класс животных. Какие особенности их строения и жизнедеятельности способствовали процветанию этих животных в природе? Укажите не менее трех особенностей.

8. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

9. У многих паукообразных есть железы, полужидкие выделения которых превращаются на воздухе в паутинные нити. Какое значение в их жизни имеет использование паутины? Приведите не менее трех значений.

10. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

11. Охарактеризуйте роль витаминов в жизнедеятельности организма человека. Какой витамин образуется в коже и при каких условиях? Укажите его значение.

12. Какие преимущества и недостатки имеют растения с крупными семенами?

13. Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань - мышечная или соединительная - содержит больше митохондрий? Объясните почему.

14. В чем состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений? Ответ поясните.

15. Объясните, почему безусловные рефлексы относят к видовым признакам поведения животных, какова их роль в жизни животных. Как они сформировались?

16. Где расположен центр безусловно-рефлекторной регуляции кровяного давления человека? Чем различаются показатели кровяного давления в аорте и полых венах? Ответ поясните.

17. В чем проявляется транспортная функция крови? Приведите не менее трех примеров.

18. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

19. Объясните, по каким тканям и как осуществляется транспорт веществ у покрытосеменных растений.

20. Назовите не менее трех признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.

21. Какие структуры покровов тела обеспечивают защиту организма человека от воздействия температурных факторов среды? Объясните их роль.

22. Почему зеленую эвглену одни ученые относят к растениям, а другие - к животным? Укажите не менее трех причин.

23. Чем отличается кровеносная система членистоногих от кровеносной системы кольчатых червей? Укажите не менее трех признаков, которые доказывают эти отличия.

24. Какие признаки характерны для кишечнополостных?

25. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?

26. Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ поясните.

27. По каким признакам различают представителей царства грибов и царства животных? Укажите не менее четырех признаков.

28. Объясните, чем общественные насекомые отличаются от одиночных. Укажите не менее трех признаков. Приведите примеры таких насекомых.

29. Благодаря каким особенностям бактерии широко применяются в биотехнологии?. Назовите не менее трех признаков.

30. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите не менее четырех особенностей.

31. Как осуществляется нейрогуморальная регуляция отделения желудочного сока в организме человека? Ответ поясните.

32. Каковы особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов? Назовите не менее четырех особенностей.

33. Чем отличается по строению семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех отличий.

34. По каким признакам организмы царства Грибы отличаются от организмов царства Растения? Назовите не менее трех признаков.

35. В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее четырех признаков и объясните их значение.

36. Чем характеризуется дальнозоркость у человека? Объясните особенности врожденной и приобретенной дальнозоркости?

37. Какие изменения происходят в составе крови в капиллярах большого круга кровообращения у человека? Какая кровь при этом образуется? Какому процессу способствует медленный ток крови в капиллярах?

38. В поддержании постоянной температуры тела млекопитающих большую роль играет кожа. Назовите структуры кожи, участвующие в терморегуляции. Укажите их значение.

39. Как осуществляется перенос кислорода и углекислого газа кровью в организме человека?

40. В чем сходство в строении и жизнедеятельности растений и грибов? Укажите не менее четырех признаков.

41. Грызуны - самый крупный по числу видов и широте распространения отряд млекопитающих. Что способствует процветанию грызунов в природе? Приведите не менее трех причин.

cleverpenguin.ru

Различия между нервной и гуморальной регуляцией

Различия между нервной и гуморальной регуляцией

Две системы – нервная и гуморальная – различаются следующими свойствами.

Во-первых, нервная регуляция целенаправленна. Сигнал по нервному волокну приходит в строго определенное место, к определенной мышце, или к другому нервном центру, или же к железе. Гуморальный сигнал распространяется с током крови по всему организму. Будут или нет реагировать ткани и органы на этот сигнал, зависит от наличия в клетках этих тканей воспринимающего аппарата – молекулярных рецепторов (см. главу 3).

Во-вторых, нервный сигнал быстрый, он движется к другому органу, т. е. к другой нервной клетке, мышечной клетке или клетке железы со скоростью от 7 до 140 м/с, задерживаясь при переключениях в синапсах лишь на одну миллисекунду. Благодаря нервной регуляции мы можем сделать что-либо «в мгновение ока». Содержание в крови большинства гормонов увеличивается лишь через несколько минут после стимуляции, а максимума может достигать только через десятки минут. В результате наибольший эффект гормона может наблюдаться через несколько часов после однократного воздействия на организм. Таким образом, гуморальный сигнал медленный.

В-третьих, нервный сигнал краткий. Как правило, залп импульсов, вызванный стимулом, длится не более долей секунды. Это так называемая реакция включения. Аналогичную вспышку электрической активности в нервных узлах отмечают при прекращении действия стимула – реакцию выключения.

Основные отличия нервной регуляции от гуморальной следующие: нервный сигнал целенаправленный; нервный сигнал быстрый; нервный сигнал краткий

Гуморальная же система осуществляет медленную тоническую регуляцию, т. е. оказывает постоянное воздействие на органы, поддерживая их функцию в определенном состоянии. Уровень гормона может оставаться повышенным все время действия стимула, причем в некоторых условиях – до нескольких месяцев. Подобное стойкое изменение уровня активности нервной системы характерно, как правило, для организма с нарушенными функциями.

Еще одно различие, точнее группа различий, между двумя системами регуляции функций связано с тем, что изучение нервной регуляции поведения более привлекательно при проведении исследований на человеке. Самый популярный метод регистрации электрических полей – запись электроэнцефалограммы (ЭЭГ), т. е. электрических полей головного мозга. Его использование не вызывает болевых ощущений, тогда как взятие анализа крови для изучения гуморальных факторов связано с болевыми ощущениями. Страх, который многие люди испытывают в ожидании укола, может повлиять – и действительно влияет – на некоторые результаты анализа. При введении иглы в тело существует опасность внесения инфекции, а при проведении процедуры ЭЭГ она ничтожна. Наконец, регистрация ЭЭГ экономически выгоднее. Если определение биохимических параметров требует постоянных денежных затрат на приобретение химических реактивов, то для проведения длительных и масштабных исследований ЭЭГ достаточно хотя и крупного, но однократного финансового вложения – на приобретение электроэнцефалографа.

В результате действия всех перечисленных обстоятельств изучение гуморальной регуляции поведения человека проводится главным образом в клиниках, т. е. является побочным результатом лечебных мероприятий. Поэтому экспериментальных данных об участии гуморальных факторов в организации целостного поведения здорового человека несравненно меньше, чем экспериментальных данных о нервных механизмах. При изучении психофизиологических данных следует иметь в виду, что физиологические механизмы, лежащие в основе психологических реакций, не ограничиваются изменениями ЭЭГ. В целом ряде случаев эти изменения лишь отражают механизмы, в основе которых лежат многообразные, в том числе и гуморальные, процессы. Например, межполушарная асимметрия – различия в записи ЭЭГ на левой и правой половине головы – формируется в результате организующего влияния половых гормонов.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

bio.wikireading.ru

Вариант 1

 

Задание 1.

Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

 

 Объяснение: рассмотрим картинку.

В состав побега входят листья и почки, расположенные на стебле.

Правильный ответ - стебель.

 

 

Задание 2.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны.

На каком уровне организации живого происходит нервно-гуморальная регуляция функций?

 

1. Биосферном

2. Клеточном

3. Организменном

4. Экосистемном

5. Тканево-органном

Объяснение: нервно-гуморальная регуляция обеспечивает постоянство процессов на организменном уровне (гормоны, влияющие на весь организм - гормон роста (соматотропин) и на отдельные ткани и органы (инсулин, половые гормоны).

Правильный ответ - 35.

 

 

Задание 3.

 На какое число молекул тРНК приняли участие в синтезе фрагментов белка, если фрагмент молекулы иРНК содержит 20 кодонов? В ответе запишите только соответствующее число.

 

Объяснение: каждый кодон на иРНК соответствует определенной аминокислоте. Каждой аминокислоте соответтсвует одна молекула тРНК. Получается, что количество молекул тРНК соответствует количеству кодонов иРНК.

Правильный ответ - 20.

 

 

Задание 4.

Все перечисленные ниже понятия используют для описания изображенной на рисунке клетки. Определите два понятия, "выпадающие" из общего списка, и запищите цифры, под которыми они указаны.

 

1. Сократимость

2. Дендриты

3. Рецепторные белки

4. Миелиновая оболочка

5. Деление митозом

Объяснение: на рисунке показана нервная клетка (нейрон). Нейроны не умеют сокращаться (они не мышечные клетки) и не делятся.

Правильный ответ - 15.

 

 

Задание 5.

Установите соответствие между характеристиками и процессами.

Характеристики

 

А. Происходит в ядре

Б. Осуществляется в цитоплазме

В. Синтезируется иРНК

Г. Матрицей служит ген

Д. Образуется пептидная связь

Е. иРНК передвигается по рибосоме

 

Процессы

 

1. Транскрипция

2. Трансляция

Объяснение: транскрипция - процесс считывания информации молекулой иРНК с определенного участка ДНК. Он происходит в ядре, при этом синтезируется иРНК, матрицей служит ген (участок молекулы ДНК). Трансляция - процесс транспорта образованной молекулы иРНК на рибосомы. Он осуществляется в цитоплазме, при этом между аминокислотами образуется пепетидная связь, иРНК передвигается по рибосоме.

Правилный ответ - 121122.

 

 

Задание 6.

Сколько типов гамет образуется у дигетерозиготного растения при независимом наследовании генов? Ответ запишите в виде числа.

 

Объяснение: генотип гетерозиготного растения - АаВв. Такой организм образует следующие гаметы: АВ, Ав, ав, аВ.

Правильный ответ - 4.

 

 

Задание 7.

Все приведенные ниже термины, кроме двух, используют для описания двойного оплодотворения у цветкового растения. Определите два термина, "выпадающих" из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1. Зародышевый мешок

2. Бластомер

3. Триплоидная клетка

4. Пыльцевое зерно

5. Семя

Объяснение: в процессе двойного оплодотворения участвуют: зародышевый мешок, триплоидная клетка, пылцевое зерно. Бластомер и семя - не участвуют.

Правильный ответ - 25.

 

 

Задание 8.

Установите соответствие между особенностями и видами размножения.

Особенности размножения

 

А. Дробление яйцеклетки

Б. Использование клубней

В. Деление надземных столонов

Г. Развитие организма из женской гаметы

Д. Развитие нового растения из черенка

 

Виды размножения

 

1. Вегетативное

2. Партеногенез

Объяснение: вегетативное размножение происходит без участия половых клеток. К нему относят использование клубней, деление надземных столонов и развитие нового растения из черенка. 

Партеногенез - половое размножение без участия мужских половых клеток. При этом происходит дробление яйцеклетки и развитие организма из женских половых клеток.

Правильный ответ - 21121.

 

 

Задание 9.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны типу животных, к которому относят животное, изображенное на рисунке?

 

1. Теплокровность

2. Незамкнутая кровеносная система

3. Два круга кровообращения

4. Непостоянная температура тела

5. Развитие из трехслойного зародыша

6. Развитие с неполным превращением

Объяснение: на рисунке изображен представител класса Ракообразные. Для них характерна незамкнутая кровеносная система, непостоянная температура тела и развитие из трехслойного зародыша.

Правильный ответ - 245.

 

 

Задание 10.

Установите соответствие между особенностями животных и классами.

Особенности животных

 

А. В эритроцитах отсутствуют ядра

Б. Наличие левой дуги аорты

В. Живорождение

Г. Кожное дыхание

Д. Внешнее оплодотворение

Е. Альвеолярные легкие

 

Классы животных

 

1. Земноводные

2. Млекопитающие

Объяснение: для класса Зменоводные характерно: кожное дыхание и внешнее оплодотворение. Млекопитающие не имеют ядер в эритроцитах, левую дугу аорты, живорождение и альвеолярные легкие.

Правильный ответ - 222112.

 

 

Задание 11.

 

Установите последовательность расположения систематических таксонов организма, начиная с самого крупного таксона. 

1. Пиявки

2. Животные

3. Многоклеточные

4. Медицинская пиявка

5. Кольчатые черви

6. Эукариоты

Объяснение: располагаем таксоны, начиая с наибольшего: эукариты, животные, многоклеточные, кольчатые черви, пиявки, медицинская пиявка.

Правильный ответ - 623514.

 

 

Задание 12.

Выберите три верных ответа из шести.

Для эритроцитов крови человека характерно

 

1. Наличие в мембране белков аглютиногенов

2. Двояковыпуклая форма

3. Амебоидное движение

4. Наличие гемоглобина

5. Отсутствие ядра

6. Участие в свертывании крови

Объяснение: эритроциты - красные кровяные тельца, безъядерные клетки, имеющие гемоглобин, на их мембранах находятся белки - аглютиногены.

Правильный ответ - 145.

 

 

Задание 13.

Установите соответствие между особенностями регуляции и ее видами.

Особенности регуляции

 

А. Воздействует на определенный орган

Б. Осуществляется через кровь

В. Происходит с участием гормонов

Г. Осуществляется электрическим импульсом

Д. Воздействует на весь организм

 

Виды регуляции

 

1. Нервная

2. Гуморальная

Объяснение: нервная регуляция осуществляется при помощи нервной системы, воздействует на определенный орган (при помощи нервных окончаний), происходит при помощи электрического импульса. Гуморальная регуляция - поддрежание постоянства внутренней среды при помощи биохимических агентов - гормонов, которые циркулируют по крови, воздействуе на весь организм.

Правильный ответ - 12212.

 

 

Задание 14.

Установите последовательность расположения отделов позвоночника, начиная от позвонка атланта.

 

1. Крестцовый

2. Грудной

3. Шейный

4. Копчиковый

5. Поясничный

Объяснение: атлант - первый позвонок шейного отдела (7 позвонков), затем следует грудной отдел (12 позвонков), поясничный (5 позвонков), крестцовый (5 позвонков), копчиковый (4-5 позвонков).

Правильный ответ - 32514.

 

 

Задание 15.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания недостатков генетического критерия вида. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1. Популяции вида занимают разные экологические ниши. 2. Вид имеет специфический кариотип. 3. В онтогенезе могут происходить мутации. 4. Внутри вида могут существовать диплоидные и полиплоидные формы. 5. Генетический код универсален. 6. Мутагены вызывают различные мутации.

Объяснение: недостатками генетического критерия вида являются: возможност мутаций, полиплоидных форм и то, что мутации могут быт вызваны специальными веществами - мутагенами.

Правильный ответ - 345.

 

 

Задание 16.

Установите соответствие между примерами и факторами антропогенеза.

Примеры антропогенеза

 

А. Трудовая деятельность

Б. Абстрактное мышление

В. Проявление мутаций

Г. Генотипическая изменчивость

Д. Популяционные волны

Е. Вторая сигнальная система

 

Факторы антропогенеза

 

1. Биологический

2. Социальный

Объяснение: к социалным факторам (то, что относится к общению людей между собой и то, что отличает нас от животных) относят трудовую деятельность, абстрактное мышление и вторую сигналную систему (речь). Биологическими факторами являются проявление мутаций, генотипическая изменивость и популяционные волны.

Правильный ответ - 221112.

 

 

Задание 17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных факторов среды относят к биотическим?

 

1. Понижение атмосферного давления

2. Конкуренция между всходами сосны

3. Распространение сойками плодов дуба

4. Возрастание влажности воздуха

5. Поедание жуками плавунцами мальков рыб

6. Изменение солености воды в водоемах

Объяснение: биотические факторы - факторы живой природы, то есть конкуренция между всходами сосны, распространение сойками плодов дуба и поедание жуками-плавунцами мальков рыб.

Правильный ответ - 235.

 

 

Задание 18.

Установите соответствие между примерами и видами экосистем.

Примеры экосистем

 

А. Поле гречихи

Б. Сосновый бор

В. Посевы подсолнечника

Г. Заливной луг

Д. Таежный лес

 

Виды экосистем

 

1. Естественные

2. Искусственные

Объяснение: искусственные экосистемы созданы человеком - поле гречихи, посевы подсолнечника. Естественные экосистемы - сосновый бор, заливной луг, таежный лес.

Правильный ответ - 21211.

 

 

Задание 19.

Установите последовательность процессов энергетического обмена в организме человека при повышенной физической нагрузке.

 

1. Расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты

2. Расщепление биополимеров пищи до мономеров

3. Восстановление ПВК до молочной кислоты при недостатке кислорода

4. Расщепление молочной кислоты

Объяснение: сначала происходит подготовительный этап энергетического обмена (расщепление биополимеров пищи до мономеров, затем на бескислородном этапе глюкоза расщепляется на две молекулы ПВК. Далее, в митохондриях происходит кислородный этап энергетического обмена (окисление ПВК до углекислого газа и воды). При недостатке кислорода (в анаэробной среде происходит восстановление ПВК до молочной кислоты с последующим ее расщеплением).

Правильный ответ - 2134.

 

 

Задание 20.

Проанализируйте таблицу "Эндокринные железы". Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

 Железа   Гормон  Концентрация гормонов   Болезнь 
 Щитовидная   А   Повышенная  Б
 Поджелудочная   Инсулин   В

 Сахарный диабет

 

Список терминов:

 

1. Адреналин

2. Тироксин

3. Глюкагон

4. Базедова

5. Микседема

6. Кретинизм

7. Пониженная

8. Нормальная

Объяснение: щитовидная железа выделяет тироксин (гормон, отвечающий за энергетический обмен в организме человека), при его повышенной концентрации развивается Базедова болезнь. Поджелудочная железа выделяет инсулин. При его пониженной концентрации развивается сахарный диабет.

Правильный ответ - 247.

 

 

Задание 21.

Проанализируйте график "Биомасса насекомых, перемещающихся на высоте более 200 метров".

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

Суммарная биомасса насекомых перемещающихся на высоте более чем 200 метров

 

1. Имела наибольший показатель в 2006 году

2. Меньше на 3000 единиц в 2007 году, в сравнении с 2003 годом

3. Больше на 3000 единиц в 2006 году, в сравнении с 2007 годом

4. Зависит от влажности воздуха и скорости движения воздуха

5. Характерна для популяционных волн насекомых

Объяснение: верны утверждения 2 и 3, хотя пики на графике не совпадают, но можем сказать, что это погрешность.

Правильный ответ - 23.

 

 

Задание 22.

Каковы правила сохранения витамина С при кулинарной обработке пищи?

 

Объяснение: витамин С разрушается при температуре 100С (поэтому неэффективно добавлять лимон в кипящую воду (чай). Так же он разрушается при соприкосновении с воздухом (значит нужно его держать герметично упакованным). 

Режем продукты, содержащие витамин С прямо перед приготовлением и кладем в кипящую воду ненадолго, накрываем крышкой.

 

 

 

Задание 23.

Какие части слухового анализатора изображены на рисунке, чем они представлены, в чем состоят их функции? Назовите структуры, обозначенные буквами А, Б, какую роль они выполняют?

 

 

Объяснение: на рисунке изображена рецепторная часть внутреннего уха. А - улитка, содержащая жидкоть, воспринимающую колебания слуховых косточек. Б - кортиев орган, имеющий волосковые клетки. При помощи них жидкость в улитке преобразуется в нервные сигналы, передающиеся в слуховой нерв.

 

 

Задание 24.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

1. Среди грибов различают плесневые и шляпочные грибы. 2. Их сходство заключается в том, что тело представлено талломом. 3. К плесневым грибам относят пеницилл. 4. Споры у пеницилла образуются в плодовом теле. 5. Пеницилл паразитирует, проникая в ткани злаковых растений.

Объяснение: Предложение 2 - тело гриба представлено грибницей.

Предложение 4 - пеницилл имеет кисточки (конидии), на которых образуются споры.

Предложение 5 - пеницилл - не паразитирующий, а сапротрофный гриб (разлагает органику).

 

 

Задание 25.

Укажите не менее трех значений бактерий-сапротрофов в живой природе.

 

Объяснение: 1. Замыкание круговоротов веществ (разложние органических остатков).

2. Процесс гниения - высвобождение азота и возвращение его в почву для дальнейшего связывания другими группами бактерий.

3. Аммонификация - имнерализация оранического азота и преобразование его в неорганические соединения.

4. Минерализация веществ.

 

 

Задание 26.

Укажите не менее трех факторов, ограничивающих способность вида размножаться в геометрической прогрессии.

 

Объяснение: неорганическое размножение и распространение вида в живой природе лимитируют ряд факторов:

1. Организмы более высоких порядков

2. Ограниченность ресурсов: вода, еда, свет, кислород, минеральные вещества и т.д.

3. Влияние абиотических факторов: температура, неблагоприятные условия среды.

4. Конкуренция между видами со схожими потребностями.

5. Внутривидовая конкуренция

6. Естественный отбор

 

 

 

Задание 27.

В процессе транскрипции была синтезирована молекула иРНК, состоящая из 120 нуклеотидов. Определите, сколько нуклеотидов содержится в гене, который контролирует синтез белка, сколько аминокислот содержит синтезируемый белок, а также число транспортных РНК, участвующих в биосинтезе?

 

Объяснение: количество нуклеотидов в гене соответствует количеству нуклеотидов в молекуле и РНК (120). Одной аминокислоте соответствует кодон (три нуклеотида) в иРНК, то есть 120 : 3 = 40. Количество тРНК соответствует количеству аминокислот (на каждую аминокислоту своя молекула тРНК), то есть 40 тРНК.

 

 

Задание 28.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях?Объясните появление четырех фенотипических групп особей в F2.

 

Объяснение: А - гладкие

а - морщинистые

В - окрашенные

в - неокрашенные

(а и в  - гены сцеплены)

Запишем схему первого скрещивания, т.к. в первом поколении все потомство одинаковое (проявляется закон единообразия), делаем вывод, что обе особи дигомозиготны.

Р1: ААВВ х аавв

Г: АВ х ав

F1: АаВв - все потомство имеет гладкие окрашенные семена.

Проводим второе скрещивание (анализирующее):

Р2: АаВв х аавв

Г: АВ, ав, Ав, аВ х ав

F1: АаВв - гладкие окрашенные 25%

аавв - морщинистые неокрашенные 25%

Аавв - гладкие неокрашенные 25%

ааВв - морщинистые окрашенные 25%

Так как во втором скрещивании имее 4 фенотипические группы, делаем вывод, что сцепление было нарушено в результате кроссинговера.

 

 

ЕГЭ 2018 Л. Г. Прилежаева Биология 30 вариантов экзаменационных работ для подготовки к Единому государственному экзамену

 

21.10.2017

cleverpenguin.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта