Изучение лугового сообщества. Ярусное расположение растений в сообществе луга приспособление к
Изучение лугового сообщества
Цель: познакомиться со структурой лугового природного сообщества, с растительным миром и животными лугов.Оборудование: ботанические папки, сачки для ловли насекомых, морилки, лопатки, ручные лупы, определители.
Методические рекомендацииПри изучении различных видов природных сообществ луга ведется описание экологической ниши луга, изучается действие различных факторов внешней среды на отдельные популяции животных и отдельные виды растений.
Изучение проводится по следующей схеме:1) положение вида;2) функциональная роль вида в сообществе;3) влияние абиотических факторов;4) морфоструктурные приспособления;5) поведенческие и физиологические реакции.
Луг — это растительное сообщество, основу которого составляют многолетние травянистые растения, некоторые однолетние (клевер, люцерна хмелевая, мятлик однолетний и др.) и двулетники растения (тмин, различные виды клевера и др.).
В растительном сообществе ярусность — это приспособление к совместной жизни. На лугах наблюдается два или три яруса: первый — верхний, ниже — второй, которые состоят из высших цветковых растений, и третий — приземистый, состоящий из мхов, возможно с примесью лишайников. Более теневыносливые растения располагаются во втором ярусе. Корни растений также располагаются ярусами. Разной длины корни получают воду и минеральные соли из разных слоев почвы и потому в меньшей степени конкурируют друг с другом.
Луговая растительность представлена в большей степени злаками, которые по высоте стебля делятся на верховые и низовые. Верховые злаки: тимофеевка луговая, ежа сборная, райграс французский, овсяница луговая, костер безостый, пырей ползучий. Низовые злаки: мятлик обыкновенный, мятлик луговой, полевица обыкновенная, гребенник обыкновенный, овсяница красная. Злаки образуют мощную, тесно сплоченную растительную массу. Они обедняют почву азотом. На лугу чаще встречаются сложноцветные: василек луговой, василек синий, нивяник обыкновенный, тысячелистник обыкновенный; зонтичные: большая камнеломка, борщевик сибирский, тмин обыкновенный; бобовые растения: клевер луговой, клевер ползучий, клевер розовый, мышиный горошек, чина луговая и другие. В промежутках между злаковыми встречаются розоцветные: лабазник, лапчатки, манжетка; губоцветные: черноголовка; гвоздичные: гвоздика, дрема, смолевка; колокольчиковые: колокольчики поникающий, сборный, круглолистный и др.
Делятся луга на заливные и незаливные. Во время половодья заливные луга оказываются под водой. Вода наносит ил, что увеличивает плодородие почвы. Незаливные лугаделят на низинные — часто заболоченные, с преобладанием осоковых растений, и суходольные,расположенные на возвышениях. Увлажняются такие луга только за счет атмосферных осадков.
Растения изучают и определяют на месте или выкапывают для определения и гербаризации. Для гербаризации растения расправляют и между листами газетной бумаги, которые помещают в специальном прессе для высушивания. Бумагу необходимо менять каждые два дня. Растения после высыхания закрепляют на белом листе бумаги и оформляют этикетку с указанием систематического положения (семейство, вид), места и даты сбора.
Из животных, обитающих в луговом сообществе, трудно различить типично луговых, необходимо обратить внимание на почвенных беспозвоночных, летающих насекомых. На низинных лугах из позвоночных можно встретить бурых лягушек: остромордую и травяную, на суходольных лугах часто встречаются ящерицы: прыткая и живородящая. Орнитофауна лугов богата. Отмечается видовое многообразие грызунов: полевые мыши, полевки, хомяки и др.
Для сбора насекомых используется несколько методов: 1) ловля сачком отдельных видов, преимущественно бабочек или сидящих на цветках мух, пчел и др.; 2) кошение травы; 3) использование ловушки для почвенных насекомых —стеклянная банка, врытая вровень спочвой.
Отловленных насекомых помещают в морилку, потом закрепляют на пенопласте для оформления коллекции и изучения.
Ход работы
Задание 1. Изучение растений лугового сообщества.1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы (1×1 м) геоботанической площадки, на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите ярусное расположение растений на участке и опишите виды, составляющие 1, 2 и 3 ярусы. Заполните таблицу 5.
Таблица 5
Растения лугового сообщества
Ярусы | Представители | Морфологические особенности |
3. Выкопайте вместе с корнем виды растений, преобладающие вданном сообществе. Определите их систематическое положение, сделайте гербарий.4. Определите морфологические особенности: корня, стебля, листа, цветка, плода.
Задание 2. Определение луговой фауны.1. Поймайте сачком в траве и рассмотрите обитателей лугового сообщества.2. Выберите нескольких насекомых одного вида. Определите их размеры, способ передвижения. Определите, на какие раздражители и как реагирует насекомое. Сделайте вывод о приспособленности насекомого к среде обитания.3. Рассмотрите другие виды насекомых. Как они размещаются в пределах данного сообщества.4. Соберите несколько экземпляров наиболее распространенных в данном природном сообществе видов насекомых для коллекции и последующего изучения.5. Составьте 2—3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.
Список рекомендуемой литературы: 1,4, 5, 6, 11, 13,14, 16, 19.
Изучение лесного сообщества
Цель: познакомиться со структурой сообщества смешанного леса, с его растительным и животным миром.Оборудование: лопатки, ботанические папки, сачки, морилки, ручные лупы, рулетка, бечевка, определители.
Методические рекомендацииВ лесу растения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и со средой обитания, т. е. образуют растительное сообщество. Сложная взаимосвязь между растениями проявляется в их расположении по ярусам. Виды, входящие в состав лесного сообщества, различаются отношением к окружающей среде, жизненными формами, ритмом развития, и поэтому на одной и той же территории занимают разные экологические ниши.В верхнем ярусе леса — деревья, олиственные кроны которых находятся в наиболее благоприятных условиях освещения. Под пологом деревьев первого яруса — низкорослые и теневыносливые древесные породы, образующие второй ярус или подлесок. Втретьем ярусе — низкорослые кустарники, кустарнички и высокие травянистые растения, образующие травянисто-кустарничковый ярус. В самом низу располагаются низкорослые травы и ярус мхов и лишайников. На лесной почве всегда есть остатки растений, сухие ветки, опавшие листья, которые образуют лесную подстилку, богато заселенную микроорганизмами, грибами, они содействуют минерализации опада.
Четко выраженная ярусность говорит о разнообразии древесных пород. Чем разнообразнее почвенный покров, тем больше животных находят там приют. На видовой состав животных оказывают влияние различные факторы: наличие сухостоя, хвороста и многое другое. Наиболее заселенными местами оказываются опушки, края лесных полян.
Для того чтобы обнаружить мелких беспозвоночных животных нужно рассмотреть кору деревьев и кустарников. Если тряхнуть крону кустарника или дерева на подставленный зонт, то можно собрать менее заметных животных. Часто животные прячутся под деревом или корой пня. Летающих насекомых ловят сачком. Просеивание через сито опавшей листвы, хвои, мха позволит обнаружить мелких наземных беспозвоночных: пауков, клещей, многоножек и т. п.
Позвоночных животных наблюдать трудно, но можно отыскать и рассмотреть следы их жизнедеятельности. На высокоствольной ели можно увидеть гнезда лесного голубя-вяхиря, ястреба-перепелятника, дупло белки. Еловые шишки — пища для белок, дятлов, клестов, лесных мышевидных грызунов. У каждого животного особые следы. На небольших елочках можно обнаружить гнезда зяблика, дрозда славки, лесной завирушки. Пищуха вьет гнезда за отставшей корой дерева. В трухлявых деревьях делают дупла хохлатая синица, малый пестрый дятел, гаичка. В хворосте гнездятся зарянка, крапивник, горихвостка. Под старыми пнями с пустотами и отставшей корой делают норы бурозубки и мышевидные грызуны. На хорошо освещенных полянах, на пнях можно встретить ящериц и змей, земноводных — бурых лягушек.
Ход работы
Задание 1. Изучение растительности леса.1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы площадки (10×10 м), на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите на данном участке ярусное расположение растений и опишите, какие их виды составляют эти ярусы.3. Опишите лесообразующую породу дерева на площадке, ее систематическое положение.4. Определите морфологические особенности органов растения:1) толщину его ствола, примерную высоту растения;2) характер листьев, форму листовой пластинки, жилкование, тип ветвления;3) приспособленность к условиям жизни в лесу. Заполните таблицу по форме (см. табл. 6):
Таблица 6
Ярусы | Представители | Морфологические особенности |
5. Соберите несколько экземпляров растений, относящихся к разным систематическим группам, для их гербаризации и последующего изучения.
Задание 2. Изучение фауны леса.1. На выделенной площадке просейте лесную подстилку и изучите обитающих в ней беспозвоночных. Выберите 2—3 насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения, сделайте вывод о среде обитания насекомого.2. Рассмотрите все растения второго яруса и найдите следы жизнедеятельности позвоночных животных.3. На основе проведенных наблюдений сделайте перечень видов животных, встречающихся в сообществе. Как эти виды размещены в пределах местообитания. Составьте 2—3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.4. Соберите несколько экземпляров наиболее распространенных в дан-ном природном сообществе беспозвоночных животных для их последующего изучения.
Список рекомендуемой литературы: 1, 4, 6, 11, 13,14, 16, 19.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Изучение лугового сообщества — КиберПедия
Цель: познакомиться со структурой лугового природного сообщества, с растительным миром и животными лугов.Оборудование: ботанические папки, сачки для ловли насекомых, морилки, лопатки, ручные лупы, определители.
Методические рекомендацииПри изучении различных видов природных сообществ луга ведется описание экологической ниши луга, изучается действие различных факторов внешней среды на отдельные популяции животных и отдельные виды растений.
Изучение проводится по следующей схеме:1) положение вида;2) функциональная роль вида в сообществе;3) влияние абиотических факторов;4) морфоструктурные приспособления;5) поведенческие и физиологические реакции.
Луг — это растительное сообщество, основу которого составляют многолетние травянистые растения, некоторые однолетние (клевер, люцерна хмелевая, мятлик однолетний и др.) и двулетники растения (тмин, различные виды клевера и др.).
В растительном сообществе ярусность — это приспособление к совместной жизни. На лугах наблюдается два или три яруса: первый — верхний, ниже — второй, которые состоят из высших цветковых растений, и третий — приземистый, состоящий из мхов, возможно с примесью лишайников. Более теневыносливые растения располагаются во втором ярусе. Корни растений также располагаются ярусами. Разной длины корни получают воду и минеральные соли из разных слоев почвы и потому в меньшей степени конкурируют друг с другом.
Луговая растительность представлена в большей степени злаками, которые по высоте стебля делятся на верховые и низовые. Верховые злаки: тимофеевка луговая, ежа сборная, райграс французский, овсяница луговая, костер безостый, пырей ползучий. Низовые злаки: мятлик обыкновенный, мятлик луговой, полевица обыкновенная, гребенник обыкновенный, овсяница красная. Злаки образуют мощную, тесно сплоченную растительную массу. Они обедняют почву азотом. На лугу чаще встречаются сложноцветные: василек луговой, василек синий, нивяник обыкновенный, тысячелистник обыкновенный; зонтичные: большая камнеломка, борщевик сибирский, тмин обыкновенный; бобовые растения: клевер луговой, клевер ползучий, клевер розовый, мышиный горошек, чина луговая и другие. В промежутках между злаковыми встречаются розоцветные: лабазник, лапчатки, манжетка; губоцветные: черноголовка; гвоздичные: гвоздика, дрема, смолевка; колокольчиковые: колокольчики поникающий, сборный, круглолистный и др.
Делятся луга на заливные и незаливные. Во время половодья заливные луга оказываются под водой. Вода наносит ил, что увеличивает плодородие почвы. Незаливные лугаделят на низинные — часто заболоченные, с преобладанием осоковых растений, и суходольные,расположенные на возвышениях. Увлажняются такие луга только за счет атмосферных осадков.
Растения изучают и определяют на месте или выкапывают для определения и гербаризации. Для гербаризации растения расправляют и между листами газетной бумаги, которые помещают в специальном прессе для высушивания. Бумагу необходимо менять каждые два дня. Растения после высыхания закрепляют на белом листе бумаги и оформляют этикетку с указанием систематического положения (семейство, вид), места и даты сбора.
Из животных, обитающих в луговом сообществе, трудно различить типично луговых, необходимо обратить внимание на почвенных беспозвоночных, летающих насекомых. На низинных лугах из позвоночных можно встретить бурых лягушек: остромордую и травяную, на суходольных лугах часто встречаются ящерицы: прыткая и живородящая. Орнитофауна лугов богата. Отмечается видовое многообразие грызунов: полевые мыши, полевки, хомяки и др.
Для сбора насекомых используется несколько методов: 1) ловля сачком отдельных видов, преимущественно бабочек или сидящих на цветках мух, пчел и др.; 2) кошение травы; 3) использование ловушки для почвенных насекомых —стеклянная банка, врытая вровень спочвой.
Отловленных насекомых помещают в морилку, потом закрепляют на пенопласте для оформления коллекции и изучения.
Ход работы
Задание 1. Изучение растений лугового сообщества.1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы (1×1 м) геоботанической площадки, на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите ярусное расположение растений на участке и опишите виды, составляющие 1, 2 и 3 ярусы. Заполните таблицу 5.
Таблица 5
Растения лугового сообщества
Ярусы | Представители | Морфологические особенности |
3. Выкопайте вместе с корнем виды растений, преобладающие вданном сообществе. Определите их систематическое положение, сделайте гербарий.4. Определите морфологические особенности: корня, стебля, листа, цветка, плода.
Задание 2. Определение луговой фауны.1. Поймайте сачком в траве и рассмотрите обитателей лугового сообщества.2. Выберите нескольких насекомых одного вида. Определите их размеры, способ передвижения. Определите, на какие раздражители и как реагирует насекомое. Сделайте вывод о приспособленности насекомого к среде обитания.3. Рассмотрите другие виды насекомых. Как они размещаются в пределах данного сообщества.4. Соберите несколько экземпляров наиболее распространенных в данном природном сообществе видов насекомых для коллекции и последующего изучения.5. Составьте 2—3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.
Список рекомендуемой литературы: 1,4, 5, 6, 11, 13,14, 16, 19.
Изучение лесного сообщества
Цель: познакомиться со структурой сообщества смешанного леса, с его растительным и животным миром.Оборудование: лопатки, ботанические папки, сачки, морилки, ручные лупы, рулетка, бечевка, определители.
Методические рекомендацииВ лесу растения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и со средой обитания, т. е. образуют растительное сообщество. Сложная взаимосвязь между растениями проявляется в их расположении по ярусам. Виды, входящие в состав лесного сообщества, различаются отношением к окружающей среде, жизненными формами, ритмом развития, и поэтому на одной и той же территории занимают разные экологические ниши.В верхнем ярусе леса — деревья, олиственные кроны которых находятся в наиболее благоприятных условиях освещения. Под пологом деревьев первого яруса — низкорослые и теневыносливые древесные породы, образующие второй ярус или подлесок. Втретьем ярусе — низкорослые кустарники, кустарнички и высокие травянистые растения, образующие травянисто-кустарничковый ярус. В самом низу располагаются низкорослые травы и ярус мхов и лишайников. На лесной почве всегда есть остатки растений, сухие ветки, опавшие листья, которые образуют лесную подстилку, богато заселенную микроорганизмами, грибами, они содействуют минерализации опада.
Четко выраженная ярусность говорит о разнообразии древесных пород. Чем разнообразнее почвенный покров, тем больше животных находят там приют. На видовой состав животных оказывают влияние различные факторы: наличие сухостоя, хвороста и многое другое. Наиболее заселенными местами оказываются опушки, края лесных полян.
Для того чтобы обнаружить мелких беспозвоночных животных нужно рассмотреть кору деревьев и кустарников. Если тряхнуть крону кустарника или дерева на подставленный зонт, то можно собрать менее заметных животных. Часто животные прячутся под деревом или корой пня. Летающих насекомых ловят сачком. Просеивание через сито опавшей листвы, хвои, мха позволит обнаружить мелких наземных беспозвоночных: пауков, клещей, многоножек и т. п.
Позвоночных животных наблюдать трудно, но можно отыскать и рассмотреть следы их жизнедеятельности. На высокоствольной ели можно увидеть гнезда лесного голубя-вяхиря, ястреба-перепелятника, дупло белки. Еловые шишки — пища для белок, дятлов, клестов, лесных мышевидных грызунов. У каждого животного особые следы. На небольших елочках можно обнаружить гнезда зяблика, дрозда славки, лесной завирушки. Пищуха вьет гнезда за отставшей корой дерева. В трухлявых деревьях делают дупла хохлатая синица, малый пестрый дятел, гаичка. В хворосте гнездятся зарянка, крапивник, горихвостка. Под старыми пнями с пустотами и отставшей корой делают норы бурозубки и мышевидные грызуны. На хорошо освещенных полянах, на пнях можно встретить ящериц и змей, земноводных — бурых лягушек.
Ход работы
Задание 1. Изучение растительности леса.1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы площадки (10×10 м), на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите на данном участке ярусное расположение растений и опишите, какие их виды составляют эти ярусы.3. Опишите лесообразующую породу дерева на площадке, ее систематическое положение.4. Определите морфологические особенности органов растения:1) толщину его ствола, примерную высоту растения;2) характер листьев, форму листовой пластинки, жилкование, тип ветвления;3) приспособленность к условиям жизни в лесу. Заполните таблицу по форме (см. табл. 6):
Таблица 6
Ярусы | Представители | Морфологические особенности |
5. Соберите несколько экземпляров растений, относящихся к разным систематическим группам, для их гербаризации и последующего изучения.
Задание 2. Изучение фауны леса.1. На выделенной площадке просейте лесную подстилку и изучите обитающих в ней беспозвоночных. Выберите 2—3 насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения, сделайте вывод о среде обитания насекомого.2. Рассмотрите все растения второго яруса и найдите следы жизнедеятельности позвоночных животных.3. На основе проведенных наблюдений сделайте перечень видов животных, встречающихся в сообществе. Как эти виды размещены в пределах местообитания. Составьте 2—3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.4. Соберите несколько экземпляров наиболее распространенных в дан-ном природном сообществе беспозвоночных животных для их последующего изучения.
Список рекомендуемой литературы: 1, 4, 6, 11, 13,14, 16, 19.
cyberpedia.su
Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа
Взаимосвязи растений в сообществе
В сложившемся за много лет природном сообществе виды приспособились к совместной жизни и к условиям среды обитания. Поэтому сюда могут входить только виды, обладающие приспособлениями, чтобы жить в данных условиях.
Все скопления многочисленных и различных по форме растений распределяются в пространстве, занимаемом сообществом, в соответствии со своими потребностями и особенностями формы тела. Внешне это выражено в строении природного сообщества. Оно представлено в виде ярусов (этажей), возвышающихся один над другим. В этих ярусах размещаются важнейшие органы растений, осуществляющие воздушное и почвенное питание, и органы размножения.
Ярусы лесного биоценоза. (Анимация)
Поярусно располагаются растения в степи и на лугах.
Пространственное размещение органов растений по ярусам наблюдается также в подземной части природного сообщества. Ярусы выделяют по глубине расположения всасывающих частей корней. Больше всего корней находится в самых плодородных слоях почвы. Но и на глубине 3-5 м в лесных биогеоценозах умеренной зоны корней тоже много. Первым подземным ярусом называют самый глубокий ярус, а третьим подземным ярусом – самый близкий к поверхности почвы.
Количество ярусов (подземных и надземных) в разных растительных сообществах неодинаково. Чем более благоприятны условия, тем бывает больше ярусов. Если в дубраве можно выделить 5-6 надземных ярусов, то в ельнике их обычно 3, а в тропических лесах насчитывается 9-10.
Сочетанием разных жизненных форм: деревьев, кустарников, трав, мхов, а также других обитателей – водорослей, бактерий, грибов, лишайников, животных – обеспечивается наиболее полное использование биогеоценозом природных условий на данной территории.
В разных ярусах наблюдаются неодинаковые условия местообитания. Так, например, в верхнем ярусе сказывается яркое солнечное освещение и дуют сильные ветры. Поэтому верхний ярус занимают светолюбивые виды растений, у которых ветер переносит пыльцу, осуществляет распространение семян.
В ярусах ближе к почве значительно меньше света, так как кроны деревьев поглощают его, но в воздухе больше влаги, нет ветра. В этом ярусе леса могут нормально развиваться лишь сравнительно теневыносливые растения, с насекомоопыляемыми цветками и с плодами (семенами), которые распространяются животными (птицами, зверями). Поэтому многие животные размещают здесь свои гнезда.
У самой поверхности почвы много перегноя, теплее, чем в других местах, много углекислого газа и влаги, но мало света. Поэтому в самых нижних ярусах поселяются тенелюбивые виды растений. Их характеризуют широкие темно-зеленые листья, белая окраска цветков, самоопыляемость, распространение семян с помощью муравьев или на ногах крупных животных. В подстилке – перегнойном слое почвы – поселяется много организмов с сапротрофным типом питания (грибы, бактерии, черви и др.).
Таким образом, растения, в большом количестве входящие в биогеоценоз, различны по своим биологическим и экологическим свойствам, размещаются в разных ярусах, и потому они не создают трудностей друг другу, обитая на одной и той же территории. Все виды организмов природного сообщества как бы дополняют друг друга в использовании условий окружающей среды.
Природное сообщество (биогеоценоз) – это комплекс разнообразных живых организмов, приспособленных к совместной жизни.
Приспособленность к совместному существованию проявляется также в неодинаковых ритмах (т. е. темпах и сроках) развития. Во внешнем облике биогеоценоза это проявляется в виде чередования массового цветения то одних, то других видов растений. Так же "слоями", один сменяя другого, в течение лета появляются в биогеоценозе плодовые тела разных видов шляпочных грибов. Неодновременное цветение разных видов растений обеспечивает их достаточным количеством опылителей и других условий, которых в окружающей среде никогда не бывает в избытке. Расцветая как бы по очереди, виды один за другим получают "свою долю" ограниченных условий среды обитания.
Размещение живых организмов по ярусам в пространстве и их различное развитие во времени обеспечивают возможность размещения на небольшой территории земной поверхности большого количества видов из разных царств живой природы.
Приспособления организмов к совместной жизни проявляются также в различных типах взаимоотношений между отдельными видами природного сообщества. Среди них: создание микоризы между высшим растением и грибом, образование лишайников – симбиоз водорослей и грибов, взаимосвязь между цветковым растением-хозяином и его грибом-паразитом.
Некоторые виды лишайников (уснея повислая), мхов, зеленых водорослей, размещаясь на стволах деревьев как эпифиты (от греч. эпи – "над" и фитон – "растение"), оказываются достаточно высоко приподнятыми над поверхностью почвы. Поднявшись чуть выше, они получают больше света, воздуха, не замокают от чрезмерной почвенной влаги. От такого сожительства эпифиты получают пользу, тогда как для дерева оно безразлично. А вот поселившиеся на растениях грибы-паразиты, развиваясь, наносят большой ущерб растению-хозяину. Таких полезных и вредных взаимосвязей между видами в биогеоценозе много.
Все разнообразие типов взаимосвязей между организмами появилось в процессе эволюции как приспособление к совместной жизни видов в природном сообществе.
Таким образом, природное сообщество (биогеоценоз) – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни и к условиям своего обитания.
Все организмы, входящие в природное сообщество, приспособлены к совместной жизни. Биогеоценоз – это совокупность большого количества видов, взаимодействующих между собой и приспособившихся к совместной жизни и к определенным условиям среды обитания.
biolicey2vrn.ru
Изучение лугового сообщества
Цель: познакомиться со структурой лугового природного сообщества, с растительным миром и животными лугов.Оборудование: ботанические папки, сачки для ловли насекомых, морилки, лопатки, ручные лупы, определители.
Методические рекомендацииПри изучении различных видов природных сообществ луга ведется описание экологической ниши луга, изучается действие различных факторов внешней среды на отдельные популяции животных и отдельные виды растений.
Изучение проводится по следующей схеме:1) положение вида;2) функциональная роль вида в сообществе;3) влияние абиотических факторов;4) морфоструктурные приспособления;5) поведенческие и физиологические реакции.
Луг — это растительное сообщество, основу которого составляют многолетние травянистые растения, некоторые однолетние (клевер, люцерна хмелевая, мятлик однолетний и др.) и двулетники растения (тмин, различные виды клевера и др.).
В растительном сообществе ярусность — это приспособление к совместной жизни. На лугах наблюдается два или три яруса: первый — верхний, ниже — второй, которые состоят из высших цветковых растений, и третий — приземистый, состоящий из мхов, возможно с примесью лишайников. Более теневыносливые растения располагаются во втором ярусе. Корни растений также располагаются ярусами. Разной длины корни получают воду и минеральные соли из разных слоев почвы и потому в меньшей степени конкурируют друг с другом.
Луговая растительность представлена в большей степени злаками, которые по высоте стебля делятся на верховые и низовые. Верховые злаки: тимофеевка луговая, ежа сборная, райграс французский, овсяница луговая, костер безостый, пырей ползучий. Низовые злаки: мятлик обыкновенный, мятлик луговой, полевица обыкновенная, гребенник обыкновенный, овсяница красная. Злаки образуют мощную, тесно сплоченную растительную массу. Они обедняют почву азотом. На лугу чаще встречаются сложноцветные: василек луговой, василек синий, нивяник обыкновенный, тысячелистник обыкновенный; зонтичные: большая камнеломка, борщевик сибирский, тмин обыкновенный; бобовые растения: клевер луговой, клевер ползучий, клевер розовый, мышиный горошек, чина луговая и другие. В промежутках между злаковыми встречаются розоцветные: лабазник, лапчатки, манжетка; губоцветные: черноголовка; гвоздичные: гвоздика, дрема, смолевка; колокольчиковые: колокольчики поникающий, сборный, круглолистный и др.
Делятся луга на заливные и незаливные. Во время половодья заливные луга оказываются под водой. Вода наносит ил, что увеличивает плодородие почвы. Незаливные лугаделят на низинные — часто заболоченные, с преобладанием осоковых растений, и суходольные,расположенные на возвышениях. Увлажняются такие луга только за счет атмосферных осадков.
Растения изучают и определяют на месте или выкапывают для определения и гербаризации. Для гербаризации растения расправляют и между листами газетной бумаги, которые помещают в специальном прессе для высушивания. Бумагу необходимо менять каждые два дня. Растения после высыхания закрепляют на белом листе бумаги и оформляют этикетку с указанием систематического положения (семейство, вид), места и даты сбора.
Из животных, обитающих в луговом сообществе, трудно различить типично луговых, необходимо обратить внимание на почвенных беспозвоночных, летающих насекомых. На низинных лугах из позвоночных можно встретить бурых лягушек: остромордую и травяную, на суходольных лугах часто встречаются ящерицы: прыткая и живородящая. Орнитофауна лугов богата. Отмечается видовое многообразие грызунов: полевые мыши, полевки, хомяки и др.
Для сбора насекомых используется несколько методов: 1) ловля сачком отдельных видов, преимущественно бабочек или сидящих на цветках мух, пчел и др.; 2) кошение травы; 3) использование ловушки для почвенных насекомых —стеклянная банка, врытая вровень спочвой.
Отловленных насекомых помещают в морилку, потом закрепляют на пенопласте для оформления коллекции и изучения.
Ход работы
Задание 1. Изучение растений лугового сообщества.1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы (1×1 м) геоботанической площадки, на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите ярусное расположение растений на участке и опишите виды, составляющие 1, 2 и 3 ярусы. Заполните таблицу 5.
Таблица 5
Растения лугового сообщества
Ярусы | Представители | Морфологические особенности |
3. Выкопайте вместе с корнем виды растений, преобладающие вданном сообществе. Определите их систематическое положение, сделайте гербарий.4. Определите морфологические особенности: корня, стебля, листа, цветка, плода.
Задание 2. Определение луговой фауны.1. Поймайте сачком в траве и рассмотрите обитателей лугового сообщества.2. Выберите нескольких насекомых одного вида. Определите их размеры, способ передвижения. Определите, на какие раздражители и как реагирует насекомое. Сделайте вывод о приспособленности насекомого к среде обитания.3. Рассмотрите другие виды насекомых. Как они размещаются в пределах данного сообщества.4. Соберите несколько экземпляров наиболее распространенных в данном природном сообществе видов насекомых для коллекции и последующего изучения.5. Составьте 2—3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.
Список рекомендуемой литературы: 1,4, 5, 6, 11, 13,14, 16, 19.
Изучение лесного сообщества
Цель: познакомиться со структурой сообщества смешанного леса, с его растительным и животным миром.Оборудование: лопатки, ботанические папки, сачки, морилки, ручные лупы, рулетка, бечевка, определители.
Методические рекомендацииВ лесу растения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и со средой обитания, т. е. образуют растительное сообщество. Сложная взаимосвязь между растениями проявляется в их расположении по ярусам. Виды, входящие в состав лесного сообщества, различаются отношением к окружающей среде, жизненными формами, ритмом развития, и поэтому на одной и той же территории занимают разные экологические ниши.В верхнем ярусе леса — деревья, олиственные кроны которых находятся в наиболее благоприятных условиях освещения. Под пологом деревьев первого яруса — низкорослые и теневыносливые древесные породы, образующие второй ярус или подлесок. Втретьем ярусе — низкорослые кустарники, кустарнички и высокие травянистые растения, образующие травянисто-кустарничковый ярус. В самом низу располагаются низкорослые травы и ярус мхов и лишайников. На лесной почве всегда есть остатки растений, сухие ветки, опавшие листья, которые образуют лесную подстилку, богато заселенную микроорганизмами, грибами, они содействуют минерализации опада.
Четко выраженная ярусность говорит о разнообразии древесных пород. Чем разнообразнее почвенный покров, тем больше животных находят там приют. На видовой состав животных оказывают влияние различные факторы: наличие сухостоя, хвороста и многое другое. Наиболее заселенными местами оказываются опушки, края лесных полян.
Для того чтобы обнаружить мелких беспозвоночных животных нужно рассмотреть кору деревьев и кустарников. Если тряхнуть крону кустарника или дерева на подставленный зонт, то можно собрать менее заметных животных. Часто животные прячутся под деревом или корой пня. Летающих насекомых ловят сачком. Просеивание через сито опавшей листвы, хвои, мха позволит обнаружить мелких наземных беспозвоночных: пауков, клещей, многоножек и т. п.
Позвоночных животных наблюдать трудно, но можно отыскать и рассмотреть следы их жизнедеятельности. На высокоствольной ели можно увидеть гнезда лесного голубя-вяхиря, ястреба-перепелятника, дупло белки. Еловые шишки — пища для белок, дятлов, клестов, лесных мышевидных грызунов. У каждого животного особые следы. На небольших елочках можно обнаружить гнезда зяблика, дрозда славки, лесной завирушки. Пищуха вьет гнезда за отставшей корой дерева. В трухлявых деревьях делают дупла хохлатая синица, малый пестрый дятел, гаичка. В хворосте гнездятся зарянка, крапивник, горихвостка. Под старыми пнями с пустотами и отставшей корой делают норы бурозубки и мышевидные грызуны. На хорошо освещенных полянах, на пнях можно встретить ящериц и змей, земноводных — бурых лягушек.
Ход работы
Задание 1. Изучение растительности леса.1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы площадки (10×10 м), на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите на данном участке ярусное расположение растений и опишите, какие их виды составляют эти ярусы.3. Опишите лесообразующую породу дерева на площадке, ее систематическое положение.4. Определите морфологические особенности органов растения:1) толщину его ствола, примерную высоту растения;2) характер листьев, форму листовой пластинки, жилкование, тип ветвления;3) приспособленность к условиям жизни в лесу. Заполните таблицу по форме (см. табл. 6):
Таблица 6
Ярусы | Представители | Морфологические особенности |
5. Соберите несколько экземпляров растений, относящихся к разным систематическим группам, для их гербаризации и последующего изучения.
Задание 2. Изучение фауны леса.1. На выделенной площадке просейте лесную подстилку и изучите обитающих в ней беспозвоночных. Выберите 2—3 насекомых одного вида и изучите их размеры, способ передвижения, сделайте вывод о среде обитания насекомого.2. Рассмотрите все растения второго яруса и найдите следы жизнедеятельности позвоночных животных.3. На основе проведенных наблюдений сделайте перечень видов животных, встречающихся в сообществе. Как эти виды размещены в пределах местообитания. Составьте 2—3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.4. Соберите несколько экземпляров наиболее распространенных в дан-ном природном сообществе беспозвоночных животных для их последующего изучения.
Список рекомендуемой литературы: 1, 4, 6, 11, 13,14, 16, 19.
Читайте также:
lektsia.info
Луговое сообщество ktyf
Изучение лугового сообществаЦель: познакомиться со структурой лугового природного сообщества, с растительным миром и животными лугов.Оборудование: ботанические папки, сачки для ловли насекомых, морилки, лопатки, ручные лупы, определители.Методические рекомендацииПри изучении различных видов природных сообществ луга ведется описание экологической ниши луга, изучается действие различных факторов внешней среды на отдельные популяции животных и отдельные виды растений.Изучение проводится по следующей схеме:1) положение вида;2) функциональная роль вида в сообществе;3) влияние абиотических факторов;4) морфоструктурные приспособления;5) поведенческие и физиологические реакции.Луг — это растительное сообщество, основу которого составляют многолетние травянистые растения, некоторые однолетние (клевер, люцерна хмелевая, мятлик однолетний и др.) и двулетники растения (тмин, различные виды клевера и др.).В растительном сообществе ярусность — это приспособление к совместной жизни. На лугах наблюдается два или три яруса: первый — верхний, ниже — второй, которые состоят из высших цветковых растений, и третий — приземистый, состоящий из мхов, возможно с примесью лишайников. Более теневыносливые растения располагаются во втором ярусе. Корни растений также располагаются ярусами. Разной длины корни получают воду и минеральные соли из разных слоев почвы и потому в меньшей степени конкурируют друг с другом.Луговая растительность представлена в большей степени злаками, которые по высоте стебля делятся на верховые и низовые. Верховые злаки: тимофеевка луговая, ежа сборная, райграс французский, овсяница луговая, костер безостый, пырей ползучий. Низовые злаки: мятлик обыкновенный, мятлик луговой, полевица обыкновенная, гребенник обыкновенный, овсяница красная. Злаки образуют мощную, тесно сплоченную растительную массу. Они обедняют почву азотом. На лугу чаще встречаются сложноцветные: василек луговой, василек синий, нивяник обыкновенный, тысячелистник обыкновенный; зонтичные: большая камнеломка, борщевик сибирский, тмин обыкновенный; бобовые растения: клевер луговой, клевер ползучий, клевер розовый, мышиный горошек, чина луговая и другие. В промежутках между злаковыми встречаются розоцветные: лабазник, лапчатки, манжетка; губоцветные: черноголовка; гвоздичные: гвоздика, дрема, смолевка; колокольчиковые: колокольчики поникающий, сборный, круглолистный и др.Делятся луга на заливные и незаливные. Во время половодья заливные луга оказываются под водой. Вода наносит ил, что увеличивает плодородие почвы. Незаливные луга делят на низинные — часто заболоченные, с преобладанием осоковых растений, и суходольные, расположенные на возвышениях. Увлажняются такие луга только за счет атмосферных осадков.Растения изучают и определяют на месте или выкапывают для определения и гербаризации. Для гербаризации растения расправляют и между листами газетной бумаги, которые помещают в специальном прессе для высушивания. Бумагу необходимо менять каждые два дня. Растения после высыхания закрепляют на белом листе бумаги и оформляют этикетку с указанием систематического положения (семейство, вид), места и даты сбора.Из животных, обитающих в луговом сообществе, трудно различить типично луговых, необходимо обратить внимание на почвенных беспозвоночных, летающих насекомых. На низинных лугах из позвоночных можно встретить бурых лягушек: остромордую и травяную, на суходольных лугах часто встречаются ящерицы: прыткая и живородящая. Орнитофауна лугов богата. Отмечается видовое многообразие грызунов: полевые мыши, полевки, хомяки и др.Ход работыЗадание 1. Изучение растений лугового сообщества.1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы (11 м) геоботанической площадки, на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите ярусное расположение растений на участке и опишите виды, составляющие 1, 2 и 3 ярусы. Заполните таблицу:Растения лугового сообществаЯрусыПредставителиМорфологические особенности 3. Выкопайте вместе с корнем виды растений, преобладающие в данном сообществе. Определите их систематическое положение, сделайте гербарий.4. Определите морфологические особенности: корня, стебля, листа, цветка, плода.Задание 2. Определение луговой фауны.1. Поймайте сачком в траве и рассмотрите обитателей лугового сообщества.2. Выберите нескольких насекомых одного вида. Определите их размеры, способ передвижения. Определите, на какие раздражители и как реагирует насекомое. Сделайте вывод о приспособленности насекомого к среде обитания.3. Рассмотрите другие виды насекомых. Как они размещаются в пределах данного сообщества.4. Составьте 2—3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.Тема:
Изучение лесного сообществаЦель: познакомиться со структурой сообщества смешанного леса, с его растительным и животным миром.Методические рекомендацииВ лесу растения находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и со средой обитания, т. е. образуют растительное сообщество. Сложная взаимосвязь между растениями проявляется в их расположении по ярусам. Виды, входящие в состав лесного сообщества, различаются отношением к окружающей среде, жизненными формами, ритмом развития, и поэтому на одной и той же территории занимают разные экологические ниши.В верхнем ярусе леса — деревья, олиственные кроны которых находятся в наиболее благоприятных условиях освещения. Под пологом деревьев первого яруса — низкорослые и теневыносливые древесные породы, образующие второй ярус или подлесок. В третьем ярусе — низкорослые кустарники, кустарнички и высокие травянистые растения, образующие травянисто-кустарничковый ярус. В самом низу располагаются низкорослые травы и ярус мхов и лишайников. На лесной почве всегда есть остатки растений, сухие ветки, опавшие листья, которые образуют лесную подстилку, богато заселенную микроорганизмами, грибами, они содействуют минерализации опада.Четко выраженная ярусность говорит о разнообразии древесных пород. Чем разнообразнее почвенный покров, тем больше животных находят там приют. На видовой состав животных оказывают влияние различные факторы: наличие сухостоя, хвороста и многое другое. Наиболее заселенными местами оказываются опушки, края лесных полян.Для того чтобы обнаружить мелких беспозвоночных животных нужно рассмотреть кору деревьев и кустарников. Если тряхнуть крону кустарника или дерева на подставленный зонт, то можно собрать менее заметных животных. Часто животные прячутся под деревом или корой пня. Летающих насекомых ловят сачком. Просеивание через сито опавшей листвы, хвои, мха позволит обнаружить мелких наземных беспозвоночных: пауков, клещей, многоножек и т. п.Позвоночных животных наблюдать трудно, но можно отыскать и рассмотреть следы их жизнедеятельности. На высокоствольной ели можно увидеть гнезда лесного голубя-вяхиря, ястреба-перепелятника, дупло белки. Еловые шишки — пища для белок, дятлов, клестов, лесных мышевидных грызунов. У каждого животного особые следы. На небольших елочках можно обнаружить гнезда зяблика, дрозда славки, лесной завирушки. Пищуха вьет гнезда за отставшей корой дерева. В трухлявых деревьях делают дупла хохлатая синица, малый пестрый дятел, гаичка. В хворосте гнездятся зарянка, крапивник, горихвостка. Под старыми пнями с пустотами и отставшей корой делают норы бурозубки и мышевидные грызуны. На хорошо освещенных полянах, на пнях можно встретить ящериц и змей, земноводных — бурых лягушек. Ход работыЗадание 1. Изучение растительности леса.1. Отметьте рулеткой и бечевкой границы площадки (1010 м), на которой будут проводиться исследования. 2. Рассмотрите на данном участке ярусное расположение растений и опишите, какие их виды составляют эти ярусы.3. Опишите лесообразующую породу дерева на площадке, ее систематическое положение.4. Определите морфологические особенности органов растения:1) толщину его ствола, примерную высоту растения;2) характер листьев, форму листовой пластинки, жилкование, тип ветвления;3) приспособленность к условиям жизни в лесу. Заполните таблицу по форме ЯрусыПредставителиМорфологические особенности 5. Соберите несколько экземпляров растений, относящихся к разным систематическим группам, для их гербаризации и последующего изучения.Задание 2. Изучение фауны леса.1. Рассмотрите все растения второго яруса и найдите следы жизнедеятельности позвоночных животных.2. На основе проведенных наблюдений сделайте перечень видов животных, встречающихся в сообществе. Как эти виды размещены в пределах местообитания. Составьте 2—3 пищевые цепи, объединенные в единую пищевую сеть.
freedocs.xyz