Что такое почвенное питание растений 6 класс биология. Урок 2. Почвенное питание растений (§ 24)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

§ 15. Минеральное питание растений. Что такое почвенное питание растений 6 класс биология


Урок 2. Почвенное питание растений (§ 24)



Вопрос 1. Что представляет собой процесс питания и каково его значение?

Процесс питания имеет большое значение для всех живых существ. Во время этого процесса организм получает нужные ему для поддержания жизни органические вещества.

Вопрос 2. Питание растений отличается от питания животных и человека. Почему растения относят к автотрофным, а животных — к гетеротрофным организмам?

Автотрофами называются живые существа, которые создают органические вещества из неорганических. Автотрофами в основном являются растения и цианобактерии. Они сами под действием солнечного света из CO2 и h3O создают себе нужные органические вещества

Гетеротрофными же называют существ, которые питаются готовыми органическими веществами.

Вопрос 3. Какие виды питания характерны для растений? Приведите примеры.

В основном все растения автотрофы. Например, дуб или клевер.

Но так же есть и такие, которые дополняют свое автотрофное питание гетеротрофным. Они имеют название – насекомоядные растения. Ярким их представителем является венерина мухоловка.

Вопрос 4. Рассмотрите рисунок «Проникновение корней растений в почву».

Ответьте на вопросы:

1) Какие вещества растения поглощают из почвы?

Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества.

2) Как можно объяснить то, что у разных растений корни проникают в почву на разную глубину?

Это зависит в какой географической зоне растет растение, на каких почвах произрастает. Например в тундре корневая система поверхностная, так как земля оттаивает лишь в верхних слоях, а в пустыни, чтоб добыть воду верблюжьей колючке, надо иметь корневую систему до 15-18 м, чтоб достать воду.

Вопрос 4. Схематично изобразите и подпишите зоны корня.

Ответьте на вопросы:

1) Какова роль корневых волосков?

Корневые волоски значительно увеличивают всасывающую поверхность, разветвляясь и глубоко проникая в почву.

2) Что такое корневое давление?

Корневое давление - сила, вызывающая одностороннюю подачу влаги от корней к побегам.

Вопрос 6. Используя материал учебника, дополнительную литературу и интернет-ресурсы, заполните таблицу «Особенности строения корня растения».

Работаем в лаборатории

Вопрос 7. Проведите опыт «Поглощение воды корнем» (см. учебник, с. 93). Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.

Поглощение воды корнем зависит от её температуры. Холодная вода плохо поглощается корнями.

resheba.me

Минеральное питание растений и фотосинтез, корень и корневище как органы питания (6 класс)

Растения, в отличие от животных, сами производят органические вещества, то есть, являются автотрофами. Обеспечение себя питательными веществами происходит за счёт фотосинтеза и минерального питания растений. Фотосинтез осуществляется в зелёных частях растений, а органом минерального питания является корень.

Содержание

Что такое минеральные вещества

В состав клеток растений входят все химические элементы, даже драгоценные и радиоактивные. Минеральными веществами называют элементы и их соединения, которые жизненно важны для организма, но содержание их в организме невелико.

Минеральные вещества не содержат энергии. Их ценность в том, что они входят в состав разных веществ:

  • ферментов;
  • витаминов;
  • гормонов.

Например, кобальт входит в состав витамина В12. Железо в составе ферментов участвует в процессе дыхания.

Выделяют две группы элементов по концентрации в растениях:

ТОП-3 статьикоторые читают вместе с этой
  • макроэлементы;
  • микроэлементы.

Макроэлементы

К макроэлементам относят:

  • кремний;
  • калий;
  • азот;
  • фосфор;
  • кальций;
  • серу;
  • магний;
  • натрий;
  • алюминий.

Магний входит в состав хлорофилла, без него невозможен фотосинтез. Кремний придаёт прочность стеблям. Калий участвует в образовании углеводов.

Важнейшими в минеральном питании являются азот, фосфор и калий. Минеральные удобрения, как правило, содержат именно эти три макроэлемента.

Растениям одинаково вреден и недостаток, и избыток какого-либо элемента. Развитие растений нарушается в обоих случаях.

Рис. 1. Признаки недостатка калия на листьях.

Микроэлементы

Содержатся эти элементы в растении в чрезвычайно малых количествах. Но при этом обладают высокой биологической активностью и без них нельзя получить высокие урожаи. К микроэлементам относят:

  • бор;
  • цинк;
  • медь;
  • марганец;
  • железо;
  • молибден;
  • кобальт.

Где находятся минеральные вещества

Минеральные вещества могут находиться:

  • в растворённом состоянии в почвенной воде;
  • в составе органических веществ почвы;
  • в составе горных пород почвы.

Чтобы полноценно использовать органические удобрения, их вносят в почву заблаговременно. Это нужно, чтобы микроорганизмы разложили крупные молекулы органических веществ до простых, которые могут поступить в корень.

Как осуществляется почвенное питание

Корневые волоски всасывают почвенную воду.

Рис. 2. Корневые волоски.

Затем вода перемещается в сосуды ксилемы, по которым поднимается в надземные органы.

Всасывание происходит за счёт осмоса. Это физическое явление обозначает движение воды в область более высокой концентрации растворённых веществ. Конечно, содержание минеральных веществ в корне выше, чем в почве, и поэтому вода всасывается корнем.

Рис. 3. Схема передвижения воды в корне.

Корневище, клубень и старые корни не всасывают воду. Поглощение происходит только в растущих корнях, в области до 5 см от верхушек.

Что мы узнали?

Изучая в 6 классе данную тему, мы узнали, что минеральное питание растений осуществляется корневой системой и проводящими тканями. Минеральные вещества необходимы для жизни растений, но содержатся в очень малых количествах.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 65.

obrazovaka.ru

Ответ § 15. Минеральное питание растений

55) Что такое минеральное питание растений?

 

  • Ответ: Минеральное питание растений – это совокупность процессов поглощения, передвижения и усвоения растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей.

 

56) Рассмотрите рисунок. Объясните, какое значение имеют корневые волоски в жизни растений. Какова роль выростов в клетках корневого волоска? Сделайте подписи к рисунку.

 

 

Ответ: 

1) корневой волосок2) сосуды3) комочки почвы

 

57) Почему перед пересадкой растений и после нее почву обильно поливают, а сами растения стараются пересадить с комом почвы?

 

  • Ответ: Растения стараются пересадить с комом почвы, чтобы минимально повредить корни.Поливают, чтоб земля была влажной и поврежденные в результате пересадки корни не пересушились.

 

58) В начале учебного года два соседних класса озеленили одинаковыми комнатными растениями. воду для полива растений учащиеся брали из одного крана. в одном классе учащиеся сначала наливали воду в сосуды и лишь на следующий день использовали её для полива. в другом классе этого не делали и поливали растения водой из-под крана. сначала в обоих классах растения росли хорошо. но к февралю в одном из классов растения стали чахлыми, а многие вообще погибли. объясните, в каком классе это произошло и почему.

 

  • Ответ: В том классе, где растения поливали не отстоянной водой. В воде из-под крана находится хлор, который вреден растениям – у растений развивается болезнь хлороз, и они погибают. Чтобы избежать этого, растения необходимо поливать отстоянной водой, а если хлороз уже начал развиваться, их необходимо подкармливать железосодержащими удобрениями и в дальнейшем не допускать полива водой с хлором. 

 

59) Заполним схему " Виды удобрений".

 

  • Ответ: 

 

60) Объясните, почему удобрения, содержащие бор, цинк, медь и другие элементы, называют микроудобрениями.

 

  • Ответ: микроудобрения - группа незаменимых минеральных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности растений. Они необходимы растению в малых количествах.

 

61) Почему навоз рекомендуется вносить при осенней обработке почвы, а минеральные удобрения - перед посевом семян или в период роста в виде подкормок?

 

  • Ответ: Минеральные удобрения - это уже готовые питательные вещества, поглощаемые корнями растений. Поэтому их вносят в почву не просто так (чтобы их размыло осенними дождями), а под посадку или посев конкретных растений.Навоз свежий вносить под растения нельзя - они погибнут. В навозе сначала должны произойти физико-химические процессы брожения. Постепенно под воздействием тепла, влаги, света и работы дождевых червей навоз перепревает, после чего становится ценным органическим удобрением.

 

62) Почему весной и в первой половине лета следует вносить в почву больше азотныз удобрений , а во второй половине лета проводить подкормку растений фосфорными и калийными удобрениями?

 

  • Ответ:Азот необходим для роста растений – это так называемое «детское» удобрение. Весной и в начале лета почва крайне бедна азотом (N₂). Позже там поселяются клубеньковые бактерии, которые обогащают почву азотом. Ко второй половине лета растения истощают весь фосфор (P) и калий (K) из почвы. Запасы этих элементов приходится увеличивать удобрениями. Калий и фосфор способствуют росту корней, образованию плодов и семян, поэтому они необходимы позже, а азот вызовет лишь усиленный рост побегов. 

 

63) С какой целью гранулируют минеральные удобрения?

 

  • Ответ:Гранулируют для удобства с точки зрения производства, хранения и транспортировки. Спрессованные гранулы легче вносить в почву. Так они лучше удерживают минеральное вещество и менее вымываются в нижние слои грунта. В таком виде они быстрее растворяются.

 

64) В чем выражается приспособление росянки к произрастанию на скудных болотистых почвах?

 

  • Ответ: Азот росянки получают благодаря дополнительному гетеротрофному питанию насекомыми. В данном случае приспособления у росянок – это клейкие вещества, вырабатываемые листьями. Так же эти вещества содержат в себе и пищеварительный сок.

     

tetrab.ru

§ 14. Почвенное питание растений - БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС - ОНЛАЙН-УЧЕБНИКИ - Каталог файлов

Вспомните

  1. Чем отличаются органические вещества от неорганических?
  2. Каково значение почвы в жизни растений?

По способу питания все организмы делят на автотрофные и гетеротрофные (от греч. аутос — сам, гетерос — иной, другой, трофе — пища). Гетеротрофные организмы используют для питания готовые органические вещества. К этой группе относятся все животные и человек, грибы, большинство бактерий и некоторые растения (заразиха, Петров крест).

Автотрофные организмы образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света. Растения справедливо называют уникальной фабрикой органических веществ. Ежегодно они создают сотни миллиардов тонн органических веществ, которыми питаются все другие организмы, в том числе и человек.

Большинству растений свойственно почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Водоросли, а также некоторые водные растения усваивают питательные вещества всей поверхностью тела. Растения осуществляют почвенное питание с помощью корней.

В корне от верхушки до основания выделяют четыре зоны: деления, растяжения (роста), поглощения (всасывания), проведения (рис. 38).

Рис. 38. Строение корня

В почвенном питании растений важную роль выполняет зона всасывания, в которой располагаются корневые волоски (см. рис. 38).

На 1мм2 поверхности корня может располагаться от 200 до 400 корневых волосков. За счет огромного числа корневых волосков всасывающая поверхность корня возрастает примерно в 18 раз. На рисунке видно, что корневой волосок — одна сильно вытянутая клетка длиной 1—2 мм. Корневые волоски недолговечны и постоянно обновляются. Они покрыты слизью и тесно соприкасаются с частицами почвы (рис. 39). Благодаря этому облегчается всасывание воды с растворенными веществами.

Рис. 39. Срез корня в зоне всасывания

Корневые волоски поглощают из почвы воду с растворенными в ней минеральными веществами, которые поступают в соседние клетки, а затем в сосуды корня. По сосудам под давлением водный раствор поднимается в другие органы растения. Это давление называют корневым давлением.

Ответьте на вопросы

  1. Чем отличается питание растений от питания животных?
  2. Какой участок корня осуществляет всасывание водного раствора из почвы?
  3. Что такое почвенное питание растений?

Новые понятия

Автотрофные и гетеротрофные организмы. Почвенное питание растений.

Подумайте!

Как отразится на растении недостаток минеральных веществ в почве?

Моя лаборатория

Наблюдать корневое давление вы сможете, если у комнатного растения бальзамина срежете стебель на высоте 10 см и на пенек наденете короткую резиновую трубку, которая соединит пенек со стеклянной трубкой (рис. 40). Почву в горшке следует полить теплой водой, после чего вода начнет подниматься по трубке и вытекать из нее. Подумайте, что изменится, если почву полить холодной водой.

Рис. 40. Схема опыта: поглощение воды корнем

Чтобы узнать, какие минеральные вещества растения поглощают из почвы, в одном сосуде готовят питательный раствор, содержащий в небольших количествах все необходимые растению минеральные соли. В другой сосуд наливают раствор, исключив из него калий, в третий — исключив азот, в четвертый — железо, в пятый — кальций, в шестой — фосфор. В сосуды помещают одинаковые растения и наблюдают за их развитием, отмечая, как изменится высота и окраска растений во всех сосудах.

Эти опыты позволили установить, что растения хорошо развиваются лишь в том случае, если в растворе содержатся в достаточном количестве все минеральные соли.

Другими опытами было доказано, что из химических элементов растению больше всего необходимы азот, калий и фосфор.

По окраске, форме, размерам растения можно определить, каких веществ ему не хватает. Так, при недостатке азота растение становится бледно-зеленым. При нехватке фосфора у картофеля желтеют и отмирают ткани по краям листьев. Признаком недостатка калия служит появление на листья бурых пятен.

Удобрения. За лето растения используют много минеральных веществ. Например, пшеница на площади 1 га поглощает из почвы более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Поэтому следует систематически восполнять запасы минеральных веществ в почве, вносить их своевременно и строго по нормам.

Удобрения разделяют на минеральные и органические.

В последнее время при выращивании растений применяют микроудобрения. Они необходимы растениям в очень небольших количествах. При этом значение микроудобрений велико. Они повышают устойчивость растений к болезням, неблагоприятным условиям окружающей среды.

Восполняя недостаток тех или иных веществ в почве, нужно помнить, что вносить удобрения следует строго по норме, так как их излишек может повредить растениям, вызвать угнетение роста, развития, снизить урожай. Так, при избытке азота растения сильно вытягиваются в длину. В клубнях картофеля снижается содержание крахмала, в листьях капусты — сахара. Из-за этого картофель и капуста плохо хранятся, быстро гниют. Избыток азотных удобрений ведет к перенасыщению растений нитратами — вредными для здоровья веществами.

Избыточное внесение удобрений вредит окружающей среде. Они вымываются дождями из почвы и стекают в водоемы. Это способствует бурному развитию цианобактерий, вызывающих «цветение» воды и приводящих к гибели рыбы.

xn----btbgfrbtlnb0l8a.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта