Видовой состав растений. Исследовательская работа по теме «Видовой состав растительности окрестностей с. Старое Дрожжаное»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Видеоматериалы. Занятие № 51 «Состав растительных сообществ». Видовой состав растений


Видовой состав растений | Обучонок

Глава 2. Методика исследования и результаты наблюдений

2.1. Методика исследования

Работа по изучению видового состава растений была проведена в помещении Моховской школы. С помощью определителя находили точное название растений, изучали биологические особенности и условия необходимые для их выращивания.

Затем изучили Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года. № 189 г. Москва «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Перечня растений, которые запрещены для выращивания в детских учреждениях в этом документе не нашли. Поэтому обратились к интернету.

В интернете нашли перечень опасных растений, которые нельзя выращивать в детских учреждениях.

На последнем этапе работы проанализировали перечень растений Моховской школы и выявили, есть ли среди них опасные. После этого познакомили учащихся и педагогов с опасными растениями и посоветовали убрать их.

2.2. Результаты наблюдений

Видовой состав растений Моховской школы

Сведения о видовом составе растений в Моховской школе представлены в таблице 1. Из данных, которые отражены в таблице, видно, что в Моховской школе 13 учебных кабинетов. Во всех кабинетах имеются комнатные растения. Так же есть растения в библиотеке, столовой, коридорах, учительской. В школе встречается 53 вида растений. Из них 38 видов – декоративнолистные – ценятся за красоту листьев.

Например, монстера, бегония королевская, нефролепис, аспарагус, сингониум и другие (приложение 1, рис. 1-5, 7-11, 13-16, 18, 20-21). 13 видов декоративноцветковые – ценятся за красоту цветов. Например, эухарис, глоксиния, бальзамин, фиалка, герань и т.д. (приложение 1, рис. 6, 12, 22-24). У эписции и хойи красивые и цветы и листья (приложение 1, рис.17, 19).

Во всех кабинетах, где занимаются учащиеся начальной школы, есть комнатные растения. Больше всего растений в 4 кабинете – 22, на втором месте 5 кабинет – 20 растений. Меньше всего растений в первом кабинете – всего 8 видов. Одинаковое количество видов растений в 3 и 2 кабинетах – по 11 видов.

В кабинетах, в которых занимаются учащиеся основной школы, по количеству видов растений лидирует кабинет биологии. В нём находится 31 вид растений. В кабинете истории и географии – 12 видов. В кабинете физики – 10 видов. В кабинете английского языка – 10 видов. В остальных кабинетах растёт менее 10 видов растений: в кабинете информатики – 8 видов, в кабинете технологии – 9 видов, в кабинете ИЗО – 7 видов, в кабинете математики – всего 4 вида растений.

В коридорах и в учительской находится по 14 видов комнатных растений. Много растений в библиотеке. Несмотря на маленькое помещение, там растёт 12 видов растений. В столовой – 3 вида растений.

Наиболее часто встречаются в помещениях школы следующие растения: сингониум – в 13 кабинетах (приложение 1, рис. 7, 8), нефролепис – в 12 кабинетах (приложение 1, рис. 15) , хлорофитум – в 11 кабинетах (приложение 1, рис. 18), бегония королевская – в 9 кабинетах (приложение 1, рис. 10) , роециссус – в 8 кабинетах (приложение 1, рис. 13) .

Таким образом, если учитель, ответственный за кабинет, любит цветы, значит, в кабинете растёт много комнатных растений. Благодаря растениям в кабинете становится уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха.

Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях

В таблице 2 представлен перечень вредных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Также описан вред, который может нанести данное растение человеку.

Из данных, приведённых в таблице, видно, что в Моховской школе находится 9 видов запрещенных растений. В результате исследовательской работы мы выяснили, что только в четырёх помещениях нет опасных растений: в кабинетах № 10, 18, 19 и в столовой.

Больше всего опасных растений находится в кабинете № 12 и в учительской – по 5 видов. Во 2, 4, 15 и 20 кабинетах – по 3 вида запрещенных растений. По два вида опасных растений находится в 1, 5, 16 кабинетах и в коридоре. По одному виду запрещённых растений находится в 3, 17 кабинетах и библиотеке.

Очень опасное растение – монстера – опасны все части этого растения. Оно находится в кабинетах: 2, 3, 4, 12, 16, учительской (приложение 1, рис. 14).

У некоторых растений ядовит сок. Это – Аглаонема, Диффенбахия, Молочай и Спатифиллум. Эти растения находятся в кабинетах 5, 20, 15, 17, 2, 12, 16, 19, учительской, коридоре (приложение 1, рис. 3, 14, 24) .

У Аспарагуса ядовиты ягоды. Это растение растёт в кабинетах 1, 12, библиотеке, учительской (приложение 1, рис. 4,5) .

У Гиппеаструма ядовита луковица. Он растёт в кабинетах 12, 4, 15, 20 и в учительской.

Растения Олеандр и Герань могут быть опасны своим ароматом. Запах Олеандра может вызвать головную боль. Это растение находится в кабинете №1. Герань наиболее опасное растение. Она может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла. Герань находится в кабинетах № 2, 4, 12, коридоре и учительской.

Таким образом, в Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам.

Таблица 2. Растения, запрещённые для выращивания в детских учреждениях

№ п/п Название растения Вред от растения № кабинета, в котором встречается растение
1 Аглаонема Опасна ядовитым клеточным соком и ягодами, сок может вызывать отёк и болезненность слизистой рта и горла, а при контакте с глазами — конъюнктивит и изменения роговицы 5, 20
2 Амариллис, Гиппеаструм Луковицы амариллиса богаты алкалоидом ликорином, стимулирующим рвотный центр, при этом луковицу растения дети легко могут принять за репчатый лук. Симптомы отравления: рвота, депрессия, диарея, боли в животе, судороги, слюноотделение, потеря аппетита, тремор конечностей, явления паралича, воспаление желудка и кишечника 12, 4, 15, 20,

учительская

3 Аспарагус Опасны ягоды, вызывают раздражение слизистых оболочек 1, 12, библиотека, учительская
4 Герань Может вызвать приступ астмы или аллергию, так как выделяет душистые эфирные масла 2, 4, 12, коридор, учительская
5 Диффенбахия В соке стеблей содержатся острые кристаллы оксалата кальция, которые вызывают сильное жжение во рту и горле при попадании сока, возникают боли в животе, сильная жажда, головная боль, рвота, диарея, симптомы начинают проявляться через 5-8 часов; растение также может вызвать временный паралич голосовых связок, а при попадании сока на кожу могут возникнуть отёки и волдыри, как при ожоге, при попадании в глаза — сильный конъюнктивит, при проглатывании возможны ожоги гортани и пищевода 15
6 Молочай Содержит очень ядовитый млечный сок. При попадании внутрь возникают тошнота, рвота, диарея, боли в животе, может развиться сердечная недостаточность. Сок вызывает жжение и волдыри на коже, а при попадании в глаза — временную слепоту 17, 20, 2, 12, 16, учительская
7 Монстера Опасны все части растения 2, 3, 4, 12, 16, учительская
8 Олеандр Аромат может вызывать головную боль 1
9 Спатифиллум Ядовит сок 15, 17, 19, коридор, учительская

Выводы

На основании исследовательской работы можно сделать следующие выводы:
  • Благодаря растениям в нашей школе уютно. Растения вырабатывают кислород и очищают воздух. Растения помогают регулировать влажность воздуха;
  • Перечень опасных растений включает 20 видов растений, которые могут нанести вред здоровью людей;
  • В Моховской школе растёт 9 видов опасных растений, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Необходимо убрать опасные растения из всех мест, которые доступны школьникам;
  • Проинформировали педагогов Моховской школы об опасных растениях, которые запрещено выращивать в детских учреждениях. Разработаны памятки об опасных растениях.

Список использованных источников и литературы

1. Антонов В. Цветы в вашем доме. Справочник от А до Я/ В. Антонов. – М.: АСТ-ПРЕСС,2005, - с.2. Сергиенко Ю.В.. Полная энциклопедия комнатных растений/ Ю.В. Сергиенко. – М.: АСТ, 2008. – с. 6 – 202.3. Титова К.Д. Комнатные растения. Определитель./К.Д. Титова. – М.: АСТ Астрель, 2001. – С. 3 – 240.4. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. М.: «Кладезь-Букс», 2001. С. 61 -225.

Перейти к содержаниюИсследовательской работы "Полезные и опасные растения Моховской школы"

obuchonok.ru

Исследовательская работа по теме «Видовой состав растительности окрестностей с. Старое Дрожжаное»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

МОУ «Стародрожжановская СОШ № 2»

Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан

чтения им. Каюма Насыри

Исследовательская работа по теме

«Видовой состав

растительности окрестностей с.Старое Дрожжаное»

Автор работы: ученица 10Б кл.

Хузеева Лейсан Рамисовна

Руководитель: Валеева Ф.А.

Старое Дрожжаное

2009г.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………….

2. Основная часть

- Обзор литературы…………………………………………………………………

- Физико-географическая характеристика района исследования…………

- Описание объекта исследования………………………………………………

- Методы исследования……………………………………………………………

- Анализ флоры биотопов на исследуемом участке…………………………

- Основные группировки растений на изучаемом участке…………………

- Флора изучаемого участка и её хозяйственное использование…………

- Общий список растений, обнаруженных в окрестностях села Старое

Дрожжаное и соседних деревень………………………………………………

- Результаты исследований

3. Выводы……………………………………………………………………...

4. Список использованной литературы……………………………………..

5. Приложения

1.Введение

Актуальность работы. В последние десятилетия исследователей настораживает обеднение флоры. На состояние растительного мира оказывают негативное влияние различные экологические и антропогенные факторы: вспашка степных простор, вырубка лесов, использование суходольных лугов под пастбища, нерациональное использование растений, выброс в атмосферу вредных химических примесей фабриками и заводами, автомашинами, использование в сельском хозяйстве сильных ядохимикатов для борьбы с сорняками и вредителями сельхозугодий. С каждым годом увеличивается число растений, отнесённых к редким или исчезающим видам.

Цели исследования:

  • Изучить разнообразие видов растительности в окрестностях с. Старое Дрожжаное (районный центр и близлежащие территории)
Задачи:
  • оценить богатство флоры на обследуемом участке;
  • выявить наличие редких и охраняемых видов растений.
Объект исследования. Объектом исследования являются суходольные и влажные луга в окрестности с. Старое Дрожжаное, Новое Дрожжаное, Чувашское Дрожжаное, д.Старое Ильмово, Хайбулдино, лесная зона, пойма реки и _____?

Предмет исследования: флора вышеуказанных территорий.

Гипотеза. Разнообразие и богатство флоры зависят от экологических и антропогенных факторов.

Методы исследования. При выполнении исследований использовался маршрутный метод в течение 3-х вегетативных периодов без заложения пробных участков.

Научная новизна. Полученные данные о флоре обследуемого участка можно использовать на уроках ботаники, на занятиях экологического кружка, на элективных курсах в профильных классах и при предпрофильной подготовке в 8-9 классах. Данные наших исследований позволяют считать, что имеется необходимость контроля над влиянием экологических и антропогенных факторов на состояние окружающей природы.

Практическая значимость. Результаты проведённых исследований могут быть использованы при определении видового состава растительности на обследуемой территории и для принятия природоохранных мер для стабилизации состояния флоры.

Апробация работы. Материалы проведённых исследований были представлены на школьной экологической конференции «Земля – наш общий дом» (2008г.)

Структура работы. Исследовательская работа изложена по страницам и состоит из введения, обзора литературы, описания объекта и методов исследования, результатов собственных исследований, практических советов по их использованию, списка использованной литературы, приложения. Работа содержит таблицы и фотоматериалы. 2. Основная часть.

2.1. Обзор литературы.

2.2.Физико-географическая характеристика района исследования Дрожжановский район расположен на юго-западе Республики Татарстан, на чернозёмно-полевой равнине, называемой Буинской степью. Район граничит на севере с Буинским районом РТ, на западе – с Чувашской Республикой, на юге и востоке с Ульяновской областью. Общая площадь составляет 1030 км2 .

Поверхность представляет собой возвышенную равнину, так называемое нижнее плато Приволжской возвышенности с абсолютными высотами 180 – 235м. Высшая точка Дрожжановского района 260м над уровнем моря. Преобладают открытые равнинные пространства. Лесов очень мало, и сами лесные участки невелики по размерам. Поэтому лесистость района (2,7%) самая малая в Татарстане. Преобладают поля зерновых и технических культур на месте бывших степей. Основной природный ресурс района – чернозём.

Климат района характеризуется достаточной увлажненностью, хорошей обеспеченностью летним теплом. Зима умеренно холодная. В Дрожжановском районе средняя температура января – 13,3оС, июля +18,9оС. Среднее количество осадков 484мм.

2.3. Описание объекта исследования

2.4.Методы исследования

Флористические исследования проводились в течение 3-х вегетативных периодов (2006-2008гг.) в мае, сентябре и ноябре. При этом использовался маршрутный метод. Нами были обследованы участки растительности.

При обследовании проводились работы по флористическому и геоботаническому описанию растительности на выбранном участке.

Геоботаническое описание растительности участков проводились визуально, без заложения пробных площадок. В зависимости от рельефа в ходе исследования нами выделялись основные биотопы. При изучении участков проводилось визуально выделение растительных группировок, определялись площади, занимаемые ими. Наименование группировок давалось по доминирующим видам.

Флористическое описание сводилось к составлению списков растений, встреченных на маршруте с подробным отнесением их к отдельным биотопам. Список растений составлялся по записям, осуществляемым непосредственно в момент исследования. Виды, которые не вызывали сомнений, фиксировались сразу, а незнакомые гербаризировались или фотографировались и определение этих видов проводилось в камерных условиях с использованием определителей и микроскопа (марка?). Список видов растений составлен в алфавитном порядке семейств.

Флора изучаемого участка и их хозяйственное использование

В ходе исследования окрестностей с. Старое Дрожжаное нами составлен общий список видов, включающий ___________вида (табл.4). В результате анализа флоры отмечено 164 лекарственных растений (__% от общего числа видов, _______ сорных (____%) и 39 ядовитых (14%). Приведённые данные свидетельствуют о том, что окрестность села Старое Дрожжаное богата лекарственными растениями и значительно засорена сорными растениями из-за большой антропогенной нагрузки. На обследуемом участке обнаружено значительное количество ядовитых растений.

Общий список растений, обнаруженных в окрестностях села Старое Дрожжаное и соседних деревень составлен в алфавитном порядке названий семейств.

№ п/п Семейство Род, вид (русское название) Л С Я
Берёзовые Берёза повислая +
Лещина обыкновенная, или орешник +
Ольха серая
Бобовые Акация жёлтая +
Клевер луговой
Клевер золотистый +
Клевер пашенный +
Клевер мясо-красный
Клевер средний
Клевер ползучий «кашка» + +
Горошек мохнатый, или вика посевная +
Донник белый + +
Донник лекарственный + +
Люцерна посевная
Буковые Дуб черешчатый +
Бурачниковые Бурачник лекарственный
Медуница
Незабудка полевая
Чернокорень
Вересковые Багульник болотный
Черника +
Вязовые Вяз шершавый
Вяз гладкий
Гвоздичные Гвоздика-травянка
Гвоздика пышная
Горицвет – кукушкин цвет
Звездчатка средняя, или мокрица + +
Звездчатка жестколистная
Звездчатка злаковидная
Мыльнянка лекарственная +
Смолевка-хлопушка
Гераниевые Герань луговая
Герань лесная
Гречиховые Щавель кислый + +
Щавель конский + +
Горец птичий, или спорыш + +
Горец змеиный +
Хрен обыкновенный + +
Губоцветные Мята полевая + +
Душица обыкновенная + +
Тимьян ползучий, или чабрец +
Чабрец Маршаллов +
Яснотка белая
Дымянковые Дымянка лекарственная + +
Хохлатка луковичная
Жимолостные Волчья ягода +
Калина обыкновенная +
Зверобойные Зверобой продырявленный +
Злаковые Костёр безостый
Пырей ползучий + +
Плевел многолетний
Ежа сборная
Овсяница луговая
Ежовник обыкновенный, или Куриное просо + +
Тимофеевка луговая
Луговик дернистый
Тростник южный
Зонтичные Сныть обыкновенная +
Борщевик сибирский + +
Борщевик Сосновского
Тмин обыкновенный + +
Дудник лесной
Болиголов пятнистый + +
Ивовые Тополь дрожащий, или осина
Тополь чёрный, или осокорь
Ива белая, или ветла
Ива козья, или бредина +
Верба, или ива остролистная
Кипрейные Иван-чай узколистый + +
Кисличные Кислица
Кирказановые Копытень европейский + +
Колокольчиковые Колокольчик персиколистный
Колоколчик раскидистый
Конскокаштановые Клён татарский
Клён остролистный +
Крапива жгучая
Крестоцветные Свербига восточная +
Чесночница черешковая
Пастушья сумка + +
Хрен обыкновенный + +
Сурепка обыкновенная + + +
Ландышевые Ландыш майский + +
Купена многоцветная
Майник двулистный
Лилейные Лилия саранка
Чемерица + +
Липовые Липа сердцелистная
Аконит,или борец высокий + +
Ветреница лютичная
Лютик золотистый
Лютик ползучий
Купальница европейская
Прострел раскрытый, или сон-трава
Чистяк весенний
Маковые Чистотел большой + +
Молочайные Молочай острый + +
Молочай солнцегляд +
Пролесник многолетний
Норичниковые Коровяк обыкновенный
Льнянка обыкновенная +
Погремок большой
Осоковые Камыш озёрный
Осока волосистая
Папоротникообразные Орляк
Страусник обыкновенный
Паслёновые Паслён черный + + +
Первоцветные Первоцвет весенний +
Вербейник монетчатый +
Подорожниковые Подорожник большой +
Рогозовые Рогоз
Розоцветные Таволга, или лабазник вязолистый +
Репешок обыкновенный +
Пузыреплодник калинолистный (дек. кусты в школе)
Лапчатка гусиная + +
Гравиант речной +
Земляника лесная +
Земляника зелёная +
Шиповник майский +
Рябина обыкновенная +
Яблоня лесная +
Боярышник +
Малина обыкновенная +
Кровохлёбка лекарственная +
Костяника +
Черёмуха обыкновенная +
Росянковые Росянка круглолистная
Сложноцветные, или астровые Ромашка лекарственная +
Пижма (дикая рябинка) + +
Девясил средний
Девясил низкорослый
Серпуха красильная
Василёк синий +
Ромашка пахучая +
Татарник колючий + +
Мать-и-мачеха обыкновенная + +
Ромашник непахучий + +
Трёхреберник непахучий
Нивяник обыкновенный
Осот полевой, или жёлтый + +
Одуванчик лекарственный
Тысячелистник обыкновенный +
Тысячелистник обыкновенный
Бодяк обыкновенный + +
Череда трёхраздельная +
Цикорий обыкновенный + +
Полынь горькая + +
Полынь обыкновенная, чернобыльник + +
Чертополох колючий +
Лопух большой + +
Сосновые Сосна обыкновенная
Ель обыкновенная
Толстянковые Очиток едкий
Очиток большой, или заячья капуста
Фиалковые Фиалка полевая +
Фиалка лесная
Фиалка трёхцветная +
Хвощеобразные Хвощ полевой + +
Хвощ лесной
, лебеда раскидистая, лебеда лоснящаяся (к какому семейству относятся?) На исследуемом участке отмечено ---- группировок травянистых растений. Обобщённо они относятся к ассоциации разнотравно-злаковой. Наиболее крупной группировкой растительности является конско-щавелево-злаковая. Также найдены большие группировки с участием купальницы европейской и ландыша майского, растений, занесённых в Красную книгу Республики Татарстан. Редкие виды растений, входящих в Красную книгу Республики Татарстан:

Серпуха красильная – семейство Астровые,

Одуванчик поздний – семейство Астровые,

Астрагал Геннинга – семейство Бобовые,

Пальчатокоренник мясокрасный – семейство Орхидные,

Овсяница высокая – семейство Злаковые,

Ковыль перистый – Злаковые,

Лапчатка прямостоячая – Розовые,

Ландыш майский - Ландышевые,

Купальница европейская –

Яблоня лесная

Гвоздика луговая

Поделитесь с Вашими друзьями:

zodorov.ru

«Биоразнообразие видового состава растений в

заповеднике и агробиоценозе пшеницы».

Цель: Определить влияние флористического биоразнообразия на устойчивость исследуемых биоценозов и их функционирование.

Задание А. Влияние освоения целинной степи для разных видов растений.

Таблица 3.

Виды растений

Обилие на 1 м²

Какие из перечисленых видов являются редкими

Запо-ведник

Пшенич-ное поле

Лапчатка донская

3,4

-

Ковыль перистый

2,1

-

Рябчик русский

1,1

-

Шлемник приземистый

0,5

-

Пырей ползучий

0,01

7.6

Вьюнок полевой

-

5,4

Щирица запрокинутая

-

3.2

Одуванчик лекарственный

4.6

Василек полевой

0.05

5.0

Лисохвост

0,4

2.4

  1. Перечислить виды доминанты в исследуемых биоценозах.

  2. Перечислить редкие виды растений.

  3. Какие из видов растений, перечисленных в таблице 3 являются многочисленными по обилию?

  4. Сделать краткие выводы по видовому разнообразию растений в каждом исследуемом сообществе.

Задание Б. Проследить последовательность сукцессионного процесса изменения участка пшеничного поля, оставленного под залежь в степной зоне.

В таблице 4 показана постепенная смена агроценоза пшеницы природной экосистемой (степью).

Таблица 4.

Количество прошедших лет

Доминирующие виды

Растений

Животных

I год (бурьянная залежь)

сем. Крестоцветные

сем. Сложноцветные

Фитофаги, жуки-листоеды, растительные клопы, мухи из семейства пестрокрылые

2-3 года (пырейная залежь)

Основу травостоя составляет пырей ползучий

Злакоядные, цикадовые и тли, жуки щелкуны, саранчовые

7-8 лет (старая залежь)

Травостои по видовому составу близкие по целине

Трипсы и другие виды насекомых

10 лет (целинная степь)

Видовой состав растений, характерный для целинной степи (ковыль степчак)

Фитофаги, мелкие грызуны

Типичный биоценоз

Степной природной зоны

Оборудование: Демонстрационные таблицы, справочный материал, приложение 1,2.

Контрольные вопросы:

  1. В чем главное отличие агробиоценоза и естественного биоценоза?

  2. Как влияет увеличение видов растений и животных на устойчивость любой экосистемы?

  3. Определить роль видового биоразнообразия в формировании пищевых цепей (на примере: степи и пшеничного поля).

  4. Почему процесс смены одного сообщества другим не происходит в короткие временные сроки?

  5. Как влияет загрязнение окружающей среды на ход эволюционных процессов в биосфере?

Тема: Поток энергии и продуктивность экосистемы.

Солнечную энергию используют автотрофные зеленые растения, располагающиеся в различных ярусах. Эта огромная масса древесных и травянистых продуцентов служит кормом потребителям первого порядка, представленным растительноядными животными. Сюда относятся крупные и мелкие млекопитающие (олень, косуля, кабан, заяц, полевка, белка), кормящиеся листвой, злаками, корнями и луковицами, плодами и семенами; птицы, (голубь, сойка, фазан) также поедающие плоды и семена; насекомые (шмель, пчела, цветочная муха, листоед), собирающие пыльцу и нектар и выполняющие таким образом роль опылителей липы, клена, вишни и т.п.; вредные насекомые (ореховатка, зеленая дубовая листовертка, заболонник), пожирающие растения травяного и древесного ярусов, повреждающие листья, почки и кору дуба или какого-нибудь другого вида лесных растений.

Таким образом, каждый вид растений представляет кров относительно большому числу различных потребителей. Все они более или менее специализированы в отношении корма. Некоторые из них питаются лишь одним видом растений, другие же многоядны.

В лесном сообществе, если оно находится в равновесии со средой, должна быть обеспечена стабильность каждого уровня, а также каждой цепи питания; это достигается тем, что сложившиеся регуляторные механизмы своими действиями и противодействиями взаимно контролируют друг друга.

studfiles.net

Видовой состав лекарственных растений местной флоры

скачать ЗАОЧНАЯ ШКОЛА ЮНОГО ЭКОЛОГА

-----------------------------------------------

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ВИДОВОЙ СОСТАВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ МЕСТНОЙ ФЛОРЫ.

Реферативно-творческая работа

Автор:

Готовцева Люба,

п. Варшавка

Карталинский район

МОУ Варшавская СОШ,

3 класс

Руководитель:

Шуманская И.В.,

Учитель биологии высшей категории

МОУ Варшавская СОШ,

Карталинский район

Варшавка – 2009

Цель работы:- выявить видовой состав лекарственных растений флоры п. Варшавка.

Задачи:

1.Выявить состав лекарственных растений окрестностей с. Варшавка

2.Изучить основные группы лекарственных растений, их биолого-экологические особенности лекарственные свойства.

3.Добиться высоких результатов при сборе и сушки лекарственных трав, используя, основные правила.

4.Подготовить наглядные материалы.

Методы исследования:

-анализ научно-популярной литературы;

-наблюдения и сбор лекарственных растений.

План работы:

  1. Введение
  2. Почему растения лечат?
  3. Как искать, собирать и охранять лекарственные растения
  4. Лекарства под ногами
  5. Заключение.
  6. Список литературы

Введение

Природа создала человека и позволила ему занять «царственный Олимп» на планете. Опьянённые своим могуществом, мы возомнили себя не только царями, но богами всех остальных существ. Мы узурпировали роль судьи в решении извечного вопроса – быть или не быть. Но Природа не даровала нам главной божественной привилегии – бессмертия. Более того, она не избавила человека и от болезней. Мы так и остались сравнительно слабыми и болезненными существами. Победив лишь несколько сотен из тысяч болезней и уповая на технический прогресс, мы всё дальше отдаляемся от Природы, забывая, что если есть яд, то есть и противоядие. Если на планете существуют болезни, то Природа же и даёт средства победы над ними. Значительная часть этих средств заключена в растениях, наиболее известные из которых мы называем лекарственными.

Когда-то человек, как и другие животные, хорошо знал и использовал целительные свойства растений. Сейчас такими знаниями обладают очень немногие из нас.

Лечение целебными травами сопровождало человечество с его колыбели. Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. Эта аптека не похожа на обычную, привычную нам, где лекарства хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях, – здесь они наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Эти клетки не просто хранилища лекарств – они их фабрики. Многие вещества, вырабатываемые растительными клетками, обладают целебными свойствами. Принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справиться с недугом. Богат и разнообразен выбор лекарств в природной аптеке, но здесь нет этикеток! Ядовитые растения могут выглядеть привлекательно. Поэтому обращаться за помощью к растениям следует только с рецептом врача! Возможно, первые люди и руководствовались в выборе лекарств инстинктом, как это сейчас делают больные животные, но чаще всего они шли эмпирическим путем – путем риска и ошибок. Постепенно выработалась способность улавливать связи между причиной и следствием, запоминать эти связи. Миллионы лет, в течение которых шла эволюция человека, накапливались эти знания и передавались из поколения в поколение.

Долгое время растения оставались почти единственными лекарственными средствами. И только в наше время бурно развивающаяся химия ввела в медицину синтетические лекарственные вещества, изготовленные на фармацевтических заводах. Это, несомненно, большое достижение человеческого разума, но не следует забывать – далеко не все загадки природы разгаданы: она хранит еще тайны и нам есть чему у нее поучиться.

Лечение целебными дарами природы и сейчас привлекает внимание многих: скромные травы наших лесов и полей пользуются доверием сотен тысяч пациентов – ведь терапевтическая ценность большинства лекарственных растений поистине непревзойденна и признана научной медициной.

Информация об этих растениях необходима не только специалистам – фармацевтам, врачам, ботаникам, ресурсоводам. В ней нуждаются и неспециалисты, которые, не имея соответствующей подготовки, не могут пользоваться специальной литературой: им нужно адаптированное наглядное справочное пособие по растениям, применяемым в медицине. Дело в том, что в связи с решением комплекса проблем охраны окружающей среды очень остро встал вопрос об охране не только растительности в целом, но и отдельных видов растений, в первую очередь лекарственных, которые подчас заготавливаются сверх разумных пределов, что сокращает их природные запасы ─ некоторые из лекарственных растений оказались уже на грани исчезновения.

Почему растения лечат?

Любые растения содержат белки, жиры и углеводы – основной строительный материал всех живых организмов. Белки и жиры растений, за исключением некоторых масел, имеют не столько лекарственное, сколько пищевое значение и служат для организма источником энергии. Их мы вообще не будем рассматривать, поскольку они относятся к другой области медицины – диетологии.

Сложнее обстоит дело с углеводными соединениями. Крахмал и сахар, содержащиеся в растениях, также дают организму только энергию. С медицинской точки зрения, нас интересуют в основном только неусваивающиеся углеводы, такие как клетчатка и, особенно, пектины, слизи и камеди. Эти вещества представляют собой природные полимерные молекулы, состоящие из моносахаридов – глюкозы, фруктозы, галактозы и других. Кроме того, очень часто другие действующие вещества находятся в клетках растений в соединениях с сахарами, образуя так называемые гликозиды.

Лекарственные растения делят на группы по накапливаемым ими типами действующих веществ. Такое деление достаточно условно, поскольку нет таких растений, которые накапливали бы только одно вещество. Некоторые вещества, например, флавоноиды, некоторые витамины, в частности фолиевая кислота, содержатся, пусть в небольших количествах, практически во всех растениях, участвуя в их нормальном обмене веществ. Однако отдельные виды растений, и даже целые их семейства, избирательно вырабатывают определённые группы биологически активных веществ.

Как искать, собирать и охранять лекарственные растения

Итак, общий объем ежегодно заго­тавливаемых в нашей стране лекар­ственных растений весьма внушите­лен. А если учесть, что высушенные растения весят ничтожно мало, и что дикорастущие виды растут, как правило, рассеянно и не образуют плотных скоплений, то станет ясно, какого огромного труда стоит заго­товка такого количества. Для того чтобы заниматься этим весьма не простым делом, надо научиться узнавать лекарственные растения в «лицо». Удобно, конечно, знако­миться с ними по цветным фотогра­фиям, слайдам или по гербарию (если он хороший), но все, же лучше всего знакомиться с живым растени­ем.

Активные вещества образуются и накапливаются в растениях в опре­деленные периоды их развития, поэтому и заготовка проводится в строго определенное время.. Распре­деляются эти вещества в растениях различно: у одних — ландыша, толокнянки, подорожника, брусни­ки, — они сосредоточены в листьях; у других — валерианы, кубышки, кровохлебки — в корнях и корневи­щах; у третьих — липы, ромашки, бессмертника, боярышника, пижмы — в цветках; у четвертых — шипо­вника, земляники, калины, черники, можжевельника, малины — в пло­дах и т. д.

Надземные части растений накап­ливают максимальное количество действующих веществ чаще всего в период цветения — в это время их и следует собирать. Плоды наиболь­шее количество целебных веществ содержат во время полного созрева­ния; кора пригодна к употреблению в период весеннего сокодвижения; корни и корневища — поздней осенью, после увядания надземной части растений; почки — ранней вес­ной, когда они набухли, но еще не тронулись в рост, обычно в марте- апреле, почки сосны и березы можно собирать еще раньше, в фев­рале. Все надземные части растений надо собирать в хорошую погоду, поскольку увлажненные росой или дождем они портятся при сушке. Подземные части растений можно выкапывать в любую погоду, так как перед сушкой их необходимо мыть.

Перед сушкой растительное сырье сортируют, удаляя случайно попавшие части других растений или части того же растения, не преду­смотренные заготовкой (например, листья в цветочном сырье), а также побуревшие и поврежденные части и прочий мусор.

Процесс сушки собранных расте­ний — самый существенный момент в ходе заготовки. Есть несколько способов сушки растительного сырья: воздушная теневая, воздуш­ная солнечная и тепловая с искус­ственным подогревом.

Воздушная теневая сушка приме­няется для трав, листьев и цветков, которые под влиянием прямых сол­нечных лучей блекнут, буреют, теряют естественную окраску и над­лежащий внешний вид; количество действующих веществ в таком некондиционном сырье снижается. Такая сушка производится в хорошо проветриваемых помещениях или на чердаках, а в хорошую погоду — на открытом воздухе, но в тени, под специальным навесом, и лучше на ветру; закрытые помещения можно оборудовать стеллажами с выдвиж­ными рамами, обтянутыми сеткой. Можно сушить сырье и на марлевых гамаках, подвешивая их на чердаке между стропилами. В гамаках марлю натягивают на распорки, чтобы она не морщилась и не сбива­лась: гамаки очень удобны для суш­ки, так как в этом случае сырье вен­тилируется не только сверху, но и снизу и с боков, поэтому сушка идет быстрее.

Воздушная солнечная сушка при­меняется для корневого и корневищ­ного сырья, содержащего дубиль­ные вещества и алкалоиды, а также для сочных плодов.

При том и другом способах сушки сырье раскладывают тонким слоем (от 1 до 3 см) и не менее одного раза в сутки переворачивают; при солне­чной сушке сырье на ночь убирают в помещение, а при теневой на ночь закрывают двери и окна помещения, в котором находится сырье.

Тепловая сушка с искусственным подогревом оптимальна для всех видов сырья, но температурный режим задается для каждого вида. Травы, листья, цветки, корни, кор­невища и луковицы сушат при тем­пературе 50—60°, плоды и семена — при 70—90°, все сырье, содержащее эфирные масла, — при 35—40°С. Для этого используются специаль­ные сушилки. При отсутствии их сырье сушат в (на) русских печах. Печь не должна быть очень жаркой, иначе сырье подгорит. Для про­верки температуры печи нужно бросить в нее бумажку: если она не будет обугливаться и сильно жел­теть, сырье можно ставить. В пер­вые 1—2 ч трубу не закрывают, заслонку следует поставить на два кирпича и отогнуть верхний край, чтобы втягивался наружный воздух, а в трубу выходил теплый воздух, насыщенный влагой сырья. В последнее время сушку сырья стали производить в духовках газовых и электрических плит. Пламя газовой горелки должно быть при этом минимальным (регулятор нагрева электродуховки на отметке «I»), дверца духовки приоткрыта.

Сухие плоды и семена теряют влагу еще до обмолачивания и почти не нуждаются в сушке. В случае надобности их досушивают на отк­рытом воздухе или в помещении.

Почки следует сушить очень осторожно — длительное время и в прохладном помещении, так как в тепле они быстро распускаются. Крупные почки (сосны, тополя) сре­зают с побегов непосредственно на месте, а мелкие (березы) — заготов­ляют вместе с побегами длиной 50— 60 см и только после сушки обмола­чивают; обмолоченные побеги используют для изготовления метел. Заготовки почек ведутся на кон­центрированных лесосеках, попутно собирают их во время санитарных рубок и рубок ухода, а также в посадках, но в этом случае — исклю­чительно с нижних побегов.

Заготавливая кору, спиливают или срубают молодые растения или побеги, а затем полностью снимают с них гладкую кору (старая растрескавшаяся содержит много пробки и мало действующих веществ). Частичная заготовка коры (т. е. не со всего побега, а только с одной его стороны), практиковавшаяся до недавнего времени, не может быть сейчас рекомендована, поскольку поврежденные растения становятся рассадником фитозаболеваний, рас­пространяющихся на окружающие растения; это способствует разви­тию антисанитарного состояния в растительном сообществе. Заго­товка коры, как и почек, сопут­ствует ведению различных рубок в лесном хозяйстве, но возможна и под пологом леса, а также на возоб­новляющихся лесосеках. Для коры предпочтительна тепловая сушка, так как в период ее заготовки еще слишком прохладно и сыро, чтобы сушить сырье на воздухе. Во время сушки необходимо следить за тем, чтобы куски коры, загнутые желоб­ками, не вкладывались друг в друга, иначе они плесневеют и загнивают изнутри. Кору можно хранить от 3 до 5 лет.

При заготовке листьев сле­дует срывать только нижние, чтобы не повредить цветению и плодоно­шению растений. Толстые и сочные черешки замедляют сушку, содер­жат мало действующих веществ, поэтому их удаляют ( у трифоли, или вахты, мать-и-мачехи). При сборе листьев крапивы вначале рас­тения скашивают, а когда листья подвянут и потеряют жгучесть, их обрывают. Мелкие кожистые листья (у толокнянки, брусники) непроизводительно обрывать рука­ми, поэтому вначале сушат побеги растений, а потом с них обрывают листья, прочесывая ветки, или обмолачивают, выбрасывая стебле­вые части. Окончательную очистку производят на решетках. Листья с тонкими листовыми пластинками сохнут неравномерно: листовые пла­стинки высыхают, а жилки и череш­ки остаются еще мягкими. Поэтому такие листья сушат до тех пор, пока и черешки не станут ломкими. После сушки листья сгребают в кучу и оставляют на несколько дней: бла­годаря гигроскопичности они слегка увлажняются и при упаковке мень­ше крошатся. Листья хранятся от 1 года до 3 лет.

Цветки надо собирать в начале цветения растений. Несвое­временно собранные, они теряют окраску или сильнее, чем обычно, измельчаются при сушке. Под тер­мином «цветки» подразумеваются нетолько отдельные цветки, но и их части (у коровяка, например, соби­рают только венчики) и даже целые соцветия (корзинки ромашки, ноготков или соцветия липы вместе с кроющим листом и др.) При заго­товке цветки обрывают без цвето­ножек, а корзинки сложноцветных растений собирают, прочесывая при сборе, после чего обрывают цвето­ножки. При сборе ромашки пользу­ются специальными гребнями-сов­ками. Корзинки сложноцветных собирают в фазе горизонтального расположения язычковых цветков, а те растения, которые имеют только трубчатые цветки — в начале рас­пускания краевых цветков. Повы­шенная измельченность высушен­ных цветков снижает качество лекарственного сырья или делает его непригодным к употреблению. При сборе цветков с деревьев и кустарников для пригибания ветвей пользуются палками с крючком, а для срезания — секатором или суч­корезом. Цветки — самые нежные части растения, поэтому их нельзя укладывать плотно, в закрытую тару. Лучше всего собирать их в корзины и после сбора тотчас высу­шить, разложив слоем в 1 см и не переворачивая, чтобы не перетер­лись. Можно ворошить только кор­зинки сложноцветных — пижмы, ромашки, календулы и др. Срок хра­нения цветочного сырья до 2 лет.

При сборе цветков и при заготовке травы необходимо оставлять нетро­нутыми несколько цветущих расте­ний на 1 м2 для семенного размноже­ния.

Плоды и семена следует собирать вполне зрелыми, за редким исключением. У растений с растяну­тым цветением плоды созревают неоднократно, и в то время как часть плодов еще не дозрела, спе­лые уже осыпаются — это приводит к большим потерям. В этом случае верхушки растений срезают в тот момент, когда половина плодов соз­реет, затем растения связывают в пучки и подвешивают для дозрева­ния всех плодов в сухом помещении. Созревая, плоды осыпаются, их легко можно собрать, а сухие сно­пики обмолотить. Плоды зонтичных (аниса, фенхеля, тмина) следует собирать рано утром при росе или в сырую погоду. Все сухие плоды после досушивания отсеивают от пыли и посторонних примесей, а окончательно очищают на веялках.

Лекарства под ногами

Далеко не все растения нужно выращивать. Многие из них часто встречаются в природе как сорные и образуют большие заросли на полях, заходя оттуда к домам и на огороды. Необходимо только знать, как они выглядят и когда их нужно собирать. Кое-что можно собрать прямо под ногами, при прополке собственного огорода.

Многие такие растения произрастают на территории нашего поселка. Например, такие как крапива двудомная, одуванчик лекарственный, подорожник большой, горец птичий, тысячелистник, ромашка душистая, пастушья сумка обыкновенная, пырей ползучий, полынь горькая, лопух большой, укроп аптечный, тмин обыкновенный, кориандр посевной, дягиль лекарственный, мелисса лекарственная, ноготки лекарственные, пустырник пятилопастный, ромашка аптечная, мята перечная, шалфей лекарственный, О некоторых из них расскажем поподробнее.

Крапива.

Корни кашель усмиряют

И при астме помогают.

Кипятковое жгун-зелье –

От семи недуг спасенье.

От порезов, нарывания,

И – наукой от гулянья.

Татьяна Смертина.

Это крупное многолетнее растение встречается по огородам, обочинам дорог, лесным опушкам. Крапива широко применяется в народной и официальной медицине как кровоостанавливающее, витаминное и общеукрепляющее средство, улучшающее кроветворение при малокровии. Крапива применяется также при лечении болезни почек, печени, ревматизма, в косметике – при выпадении волос.

Крапива – ценное пищевое растение, содержащее магний, кальций, железо, кремний, витамины А, В, С, хлорофилл, который извлекается из крапивы для использования в косметике и медицине. В крапиве высокое содержание полноценного белка. Это ценное кормовое растение повышает удои, яйценоскость, окрашивает желток в яркий цвет. Пастушья сумка.

Тайнозелье одиноких –

С ним чаруй на синеоких.

Зелье – милый обнимай

От чахотки применяй.

Коль тоски удушлив миг –

То умой настоем лик.

Если грезятся виденья –

Прогоняй дремотой зелья.

А наружно – при ушибах,

Сухожилий воспаленья –

Нежнотравно вей примочку,

чтоб не маяться всю ночку…

колдовское это зелье

воскрешает страсть – любовь!

Для родильницы спасенье –

Останавливает кровь…

Татьяна Смертина.

Это растение в изобилии встречается на грядках и в полях, занятых овощными культурами, особенно картофелем. Своё название пастушья сумка получила по форме плодов, действительно напоминающих стянутый верёвочный мешочек, или вернее, кисет.

Зелёная масса пастушьей сумки содержит аскорбиновую кислоту, каротин (провитамин А), витамин В, дубильные вещества, сахара, органические кислоты, флавоноиды, укрепляющие стенки сосудов, вещества, усиливающие свёртываемость крови.

В пищу используют молодые розетки пастушьей сумки до цветения. По вкусу они напоминают капусту и могут использоваться как её заменитель. Кроме того, пастушья сумка входит в состав смесей для весеннего витаминного лечения.

Лопух.

А ты – широкоплеч, хорош!

Звёздно-сиренево цветёшь.

Как часто в детстве я

до слёз

Рвала те звёзды из волос.

А бабка мне:

«Прилип жених?

Не распускай волос своих!».

Татьяна Смертина.

Лопухи или репейники знают все. Это одно из немногих растений, которое обязательно знакомо даже современному горожанину. И неудивительно. Лопух относится к растениям так называемой рудеральной флоры. Красивое слово «рудеральная», означает всего-навсего помойку или свалку. К этой группе относятся растения-спутники человека, приспособившиеся жить под постоянным воздействием его и его животных. От многих рудеральных растений на участке трудно отделаться. Лопуху соседство с человеком просто необходимо, иначе некому будет разносить по свету его семена. Для невнимательного глаза все лопухи одинаковы. На самом деле, их четыре вида. Это лопух лесной, малый, большой и паутинистый.

В медицине применяют в основном лопух большой, хотя паутинистый очень близок к нему по химическому составу, и по сути своей может быть равноправным сырьём.

Для ращения волос используют отвары из корня лопуха. Помимо корня используют и листья лопуха. Для внутреннего применения их иногда назначают в составе «кровоочистительных» и мочегонных сборов. Свежие листья лопуха снимают боль при ушибах и растяжении связок, уменьшают отёк.

Пустырник пятилопастный

Дремуче листья свисли.

О смысле жизни – мысли.

Свет доказал нам вроде –

Душа давно не в моде:

Изранишься с ней, сгинешь…

Но ты – её лишь видишь!

Да сердце, тот цветок,

Где дух огнится ярый,

Где клапан вьётся алый –

Сердечный лепесток!

Татьяна Смертина.

Пустырник не зря так называется, он действительно часто встречается на пустырях, пустошах, в зарослях кустарников. Многие, впервые увидев пустырник, удивляются – растение давно знакомо внешне, только названия не знали.

Это крупная, до 1,2 – 2 м высотой, многолетняя трава с прямыми, вверху слабо ветвящимися стеблями. Стебли четырёхгранные, волосатые, листья супротивные, пары листьев располагаются крест-накрест, чтобы не затенялись нижерасположенные листья.

Трава пустырника содержит гликозиды, эфирное масло, дубильные и горькие вещества, сахара, витамины.

Пустырник используется в медицине как успокаивающее средство. Он замедляет ритм сердечных сокращений, увеличивает их силу, понижает артериальное давление. Как горечь он стимулирует выделение желудочного сока.

Ромашка аптечная.

«Люблю, дорогая!» – и белый несмелый венчик

приносишь ты в жертву гаданью с тёмным исходом.

Игрою, собою случайных прохожих лечишь,

цветёшь, отцветаешь – и год проходит за годом.

И чёлку с челом украшает венок жёлто-белый,

венец, заменяя, печаль твоих глаз оттеняя.

Зачем ты раскрылась? Зачем он так это сделал?

И он не такой, и ты как будто иная.

И сотни тысяч подружек на поле рядом,

с такой же судьбою – в будущем или прошлом.

И белые волны дрожат под ветром, под взглядом.

И ты – такая, как все, – одинокая крошка…

Так вот: я люблю тебя. Только тебя! –

Такую, как все вы! Спасибо за то, что ты верила в «нечет»,

за самоотдачу, готовность играть рискуя;

за ветреный дар – цветок, что радостью вечен!

И если бы «да» всегда лепестки говорили! –

А впрочем, и это-то слово – пустое, людское.

Несчастным лугам ромашек смогли опостылеть;

счастливчик – живёт, не гадая, одною такою!

Александр Седов.

Среди многочисленных цветов с жёлтыми серединками и белыми лепестками, которые мы привычно зовём ромашками, настоящая или аптечная попадается редко. Это растение мест с нарушенным растительным покровом – осыпей, обрывистых склонов, берегов речушек, железнодорожных насыпей, картофельных полей и огородов.

В медицине используются соцветия ромашки, содержащие эфирное масло, которое и оказывает основное лекарственное действие. Интересно, что большинство эфирных масел либо вовсе не окрашены, например, мятное, либо окрашены в различные оттенки желтого и коричневого цветов. Эфирное масло ромашки, благодаря содержащемуся в нём хамазулену имеет синий цвет. Оно обладает сильным противовоспалительным, спазмолитическим и довольно значительным бактерицидным действием. Нужно подчеркнуть антитоксичное действие (помогает при отравлениях) ромашки на организм, кроме того, в ней есть вещества, оказывающие защитное действие на клетки печени.

Заключение.

В заключении своей работы мне хотелось бы отметить, что забота о собственном здоровье - это серьезная потребность каждого человека, все более возрастающая с возрастом. Статистические исследования последних лет показали, что во всех странах отмечается общий рост заболеваемости. Это во многом объясняется тем, что мы живем в век загрязнения окружающей среды, химизации, искусственной ароматизации, подцветки производимых продуктов и многих других неблагоприятных факторов. Однако немаловажную роль играет и отношение человека к своему здоровью.

В борьбе с болезнью немаловажным подспорьем является препараты растительного происхождения, т.к. они имеют ряд положительных характеристик:

  1. малая частота побочных эффектов;
  2. дешевизна сырья;
  3. более мягкое воздействие на организм;
  4. доступность,
благодаря чему препараты растительного происхождения с успехом применяются для профилактики и лечения различных заболеваний.

Не следует игнорировать слова философа VIII века Ибн-аль-Мукаффа:

“Если хочешь сохранить тело здоровым и сильным познай все,

что может принести пользу твоему телу или повредить ему.”

Я надеюсь, что таинственный и многообразный мир растений преподнесет немало находок и открытий, которые послужат надежным и гибким инструментом в борьбе за здоровье человека. Так как охрана и укрепление здоровья людей - дело первостепенной важности.

Список литературы

  1. Даников Николай Илларионович Ваш травник: -М.:РИПОЛ,1996.
  2. Домашний травник.-Смоленск:Русич,1999.
  3. Замятина Н. Г. «Лекарственные растения». Энциклопедия природы России. Справочное издание. Издательство «ABF», Москва.
  4. Залесова Е.Н., Петрова О.В. Полный русский иллюстрированный словарь-травник и цветник. – СПБ. Изд. Каспари.
  5. Крылов А.И. Удивительный мир лекарств-М..1985.
  6. Лекарственные растения и их применение. – Л 43 Владивосток: МП «Экслибрис», 1992. – 240 с. – (Сотворение гармонии).
  7. Новиков В.С.Школьный атлас определитель высших растений-М..1991.
  8. Пастушенков. К.Ф.Лекарственные растения-М..1990
  9. Посевы Народные приметы (часть1)-Ч..1991
  10. Радинович М.И Лекарственные растения Южного Урала-Ч..1990
  11. Самарин. Экологические и физиологические особенности растений
  12. Южного Урала и их ресурсы Челябинск. 1976
  13. Соколов С.Я. Замотаев И.П. Справочник по лекарственным растениям. Медицина 1985
  14. Справочник. Народные способы лечения-М..1993.
  15. Справочник-лечебник по народной и нетрадиционной медицине. -Тула:Ариэль,1996.
  16. Турова А.Д., Сапожникова Э.Н., Лекарственные растения СССР и их применение
  17. Ужегов Н.А. Основные лекарственные растения-М..2000.
  18. Шарапов Н. Ядовитые растения. Челябинское областное государственное издательство. 1950
  19. Экологическое образование-М..1993.Журнал
скачать

nenuda.ru

ВИДОВОЙ СОСТАВ - это... Что такое ВИДОВОЙ СОСТАВ?

 ВИДОВОЙ СОСТАВ ВИДОВОЙ СОСТАВ совокупность видов, входящих в ту или иную территориально ограниченную группировку организмов (биоценоз).

Экологический энциклопедический словарь. — Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989.

ВИДОВОЙ СОСТАВ совокупность видов, входящих в определенное сообщество.

Экологический словарь, 2001

.

  • ВИДОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ
  • ВИДООБРАЗОВАНИЕ

Смотреть что такое "ВИДОВОЙ СОСТАВ" в других словарях:

  • ВИДОВОЙ СОСТАВ — перечень видов, составляющих флору, данное сообщество или любой ценотаксон …   Словарь ботанических терминов

  • Видовой состав биоценоза — его биота число видов растений (и животных) или входящих в него ценопопуляций. В большинстве случаев определяется путем внимательного осмотра значительной части сообщества. Чем крупнее исследуемая территория, тем полнее выявляется биота. Так, дл …   Экологический словарь

  • Состав преступления — представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние как преступление[1]. Признаки состава преступления закрепляются в нормах общей и… …   Википедия

  • СОСТАВ ВИДОВОЙ — совокупность видов живого, входящих в ту или другую территориально ограниченную группировку (сообщество). Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Материальный состав преступления — Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление[1]. Признаки состава преступления закрепляются в нормах …   Википедия

  • Усечённый состав преступления — Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление[1]. Признаки состава преступления закрепляются в нормах …   Википедия

  • гельминтоценотический индекс видовой — Г. и., отражающий видовой состав гельминтов, выявленных у обследованной группы населения …   Большой медицинский словарь

  • СПЕКТР ВИДОВОЙ — состав видов вегетирующих или цветущих растений, размножающихся или питающихся животных на определенном пространстве в разные сезоны года. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И.… …   Экологический словарь

  • ФАУНИСТИЧЕСКИЙ СОСТАВ — характерный для экосистемы или биоты видовой состав животных. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 …   Экологический словарь

  • Признак состава преступления — Состав преступления представляет собой совокупность объективных и субъективных признаков, закреплённых в уголовном законе, которые в сумме определяют общественно опасное деяние, преступление[1]. Признаки состава преступления закрепляются в нормах …   Википедия

Книги

  • Руководство по медицинской микробиологии. Книга 3. Том первый. Оппортунистические инфекции: возбудители и этиологическая диагностика, Лабинская А.С.. Руководство содержит современные данные о бактериальных и микотических возбудителях наиболее распространенных оппортунистических инфекций, включая внутрибольничные, а также методы… Подробнее  Купить за 1511 руб
  • Руководство по медицинской микробиологии. Книга 3. Том первый. Оппортунистические инфекции, Арсланова Вера Алексеевна, Бабин Валерий Николаевич, Батуро Алла Петровна. Руководство содержит современные данные о бактериальных и микотических возбудителях наиболее распространенных оппортунистических инфекций, включая внутрибольничные, а также методы… Подробнее  Купить за 1456 руб
  • Эволюция кабарговых. Морфологические, молекулярно-генетические, этологические и экологические аспекты, В. И. Приходько. В книге обобщены морфологические, этологические признаки и молекулярно-генетические критерии Moschidae. Приведены современная классификация и видовой состав семейства. Рассмотрены… Подробнее  Купить за 1294 руб
Другие книги по запросу «ВИДОВОЙ СОСТАВ» >>

dic.academic.ru

Видеоматериалы. Занятие № 51 «Состав растительных сообществ»

Кинопособие « Экология растений» 58 занятий. Глава XIII. Растительные сообщества.

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите­лю на всех этапах проведения уроков.

Актуальность:

Растительным сообществом называют совокупность растений разных видов, которые живут совместно на однородном участке земной поверхности. Эти растения влияют друг на друга и взаи­модействуют с окружающей средой, изменяя ее.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Класс двудольных. Низшие растения. Водоросли. Мхи, лишайники фемероиды, подснежники. Злаки. Бобо­вые. Видовой состав растительных сообществ. Чистые заросли.Заносные растения. Открытые растительные сообщества. Закрытые растительныесообщества.

Вопросы для обсуждения

1.Что называют видовым составом растительных сообществ? При­ведите примеры сообществ с богатым и бедным видовым составом.

2.Какие сообщества называют чистыми зарослями? Приведите примеры и объясните, почему появляются естественные чистые заросли.

3.Можно ли отнести к чистым зарослям поле пшеницы? Сколь­ко видов растений можно встретить на картофельном, пшенич­ном, ржаном полях?

4.Какие растительные сообщества называют открытыми и ка­кие — закрытыми? Приведите примеры.

5.В каких растительных сообществах видовой состав постоянен, а в каких меняется от года к году? Приведите примеры.

Задание. Назовите виды растений, характерные для еловых и дубовых лесов, для сосняков, для сфагновых болот, для лугов. Заполните таблицу в тетради со списками жизненных форм растений, живущих в этих сооб­ществах.

Видовой состав естественных растительных сообществ.

В одном растительном сообществе совместно живут разные виды растений. Набор видов, характерный для сообщества, называют видовым составом.

На практике видовой состав обычно оценивают по числу видов высших растений, обитающих на площадках определенных разме­ ров. Сообщества разных природных зон сильно различаются по видовому составу. Так, в тундрах на площадках 100 м2 встречается 10—20 видов высших растений, в тайге — 25—35 видов, в дубравах — 40-45, а в луговых степях на 1 м2 — до 80 видов. Таким образом, бывают растительные сообщества с богатым и бедным видовым составом.

Чистые заросли — это естественные сообщества, в которыхпреобладает один вид, например камыш лесной, тростник обыкновенный, рогоз широколистный (рис.1). Они разрастаются в избыточно увлажненных местах. В таких условиях могут жить лишь немногие виды.

 

Рис. 1. Заросли рогоза

Постоянство видового состава. Во многих естественных сооб­ществах видовой состав относительно постоянен (рис.2 и 3). Например, в сосновых лесах обычно встречаются кошачьи лапки, вереск обыкновенный, папоротник орляк, ястребинка во лосистая, определенные виды мхов и лишайников. На сфагновых болотах обычно растут багульник болотный, болотный мирт, клюква, росянка.

В естественных сообществах виды растений настолько сжива­ются друг с другом, что “не впускают” к себе сорные и заносные растения. Даже если семена этих “чужаков” попадут в такое сооб­щество и прорастут здесь, молодые растения погибнут, не выдер­жав конкуренции с постоянно живущими видами. По этим причи­нам в естественных лесах и на болотах почти нет пришлых (занос­ных) растений. Сообщества, в которые не могут вселиться новые виды, называют закрытыми. Еловые, сосновые, дубовые леса, сфагновое болото — это относительно закрытые сообщества.

На лугах видовой состав сильно изменяется от года к году в за­висимости от погодных условий. Во влажные годы на лугах, на­пример, разрастается влаголюбивый лисохвост луговой, в сухие годы лисохвост почти исчезает, зато разрастается костер безостый. В некоторые годы на лугах бывает много клеверов, такие годы на­зывают клеверными. В другие годы клеверов почти нет. Это непо­стоянство видового состава лугов по годам объясняется, во-первых, изменением жизненного состояния растений в зависимости от погодных условий, во-вторых, неравномерным прорастанием почвенного запаса семян. Непостоянство видового соста­ва лугов благоприятствует приживанию здесь, особенно на нару­шенных местах, заносных и сорных видов — ромашка пахучая, или безлепестковая, мелколепестник канадский.

Рис.2. Растения разных растительных сообществ.

А. Сосновый лес: 1 — кошачьи лапки, 2 — вереск, 3 — молодило.

Б. Еловый лес: 1 — майник двулистный, 2 - мох кукушкин лен, 3 европейский седмичник

Рис.3. В. Степь: 1 — ковыль перистый, 2 — типчак, 3 — таволга шестилепест­ная, или земляные орешки, 4 — шалфей поникший, 5 — горицвет весенний, 6 — прострел, или сон-трава. Г. Сфагновое болото: 1 — сфагновый мох, 2 — багульник, 3 - клюква

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Состав растит. сообществ

 

 

 

 

 

РАСТЕНИЯ ЛУГА

 

 

 

 

Обыкновенный рогоз

 

 

 

 

Сосновый лес

 

 

 

 

Еловый лес

 

 

 

 

Степные травы...

 

 

 

 

Краски Стрелецкой степи

 

 

 

 

Зачарованные болота

 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Виды растительных сообществ

В окружающей природе растения живут не одиночно, а входят в состав особых комплексов - растительных сообществ, фитоценозов. Растительное сообщество - это сочетание (совокупность) различных видов растений, исторически сложившееся под влиянием определенных факторов среды, условий существования. В состав фитоценоза входят как автотрофные, так и гетеротрофные организмы. Среди них высшие и низшие растения, а также грибы, бактерии, водоросли, актиномицеты.

Большой вклад в изучение фитоценозов внес В. Н. Сукачев. Он определяет фитоценоз как «совокупность растений, произрастающих совместно на однородной территории, характеризующейся определенным составом, строением, сложением и взаимоотношениями растений как друг с другом, так и с условиями среды».

Не любое сочетание и совокупность растений можно считать фитоценозом. Если организмы взаимодействуют между собой и оказывают друг на друга заметное влияние, например, затеняют друг друга, ухудшают или улучшают питание и т.п., то тогда можно говорить о сложившемся растительном сообществе. Растительное сообщество представляет собой взаимодействующий комплекс растений, находящихся в сложных биотических связях (взаимополезных, взаимовредных) между видами и отдельными особями популяций. Живя совместно, растения приспосабливаются к влиянию друг на друга и эта адаптация отражается у организмов в ряде признаков: физиологии, анатомо-морфологическом строении и т.п.

Внешний вид растений, живущих в сообществе, отличается от живущих одиночно. Крона дерева, растущего в лесу, занимает вершинную его часть. Стволы у таких деревьев более высокие и тонкие, чем у деревьев, растущих одиночно и на опушке леса.

От взаимоотношений растений в фитоценозе зависит и его развитие, видовой и количественный состав. Видовой состав фитоценоза зависит и развивается под влиянием определенных условий существования. Но в то же время фитоценоз и сам оказывает влияние на окружающую среду, создавая фитосреду. Кроме исторически сложившихся сообществ (лес, луг, болото) выделяют искусственно созданные человеком агроценозы (поля, сады, бахчи). Любой фитоценоз населяют разнообразные животные, для которых растительное сообщество является домом, в котором они живут, находят пищу, размножаются, выращивая потомство. Взаимосвязи животных и растительного сообщества настолько органичны, что без животных сообщество не может существовать. Совокупность всего живого (растения, животные, микроорганизмы) составляет биоценоз. Среду, в которой живут организмы (атмосфера, почва, грунт), называют экотопом.

Совокупность растений (фитоценоз), животных (зооценоз), микроорганизмов (микробоценоз) и экотоп составляет биогеоценоз. По определению В. Н. Сукачева, создателя науки о биогеоценозах - биогеоценологии, «биоценоз - это совокупность на определенном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосфера, горные породы, растительность, животный мир и мир микроорганизмов, почва и гидрологические условия), имеющая свою особую специфику взаимодействий этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое диалектическое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».

В настоящее время биогеоценозы называют экосистемами. Этот термин введен английским ученым А.Тенсли в 1934 г. Согласно А.Тенсли, экосистема - «совокупность комплексов организмов с комплексом физических факторов его окружения, т.е. факторов местообитания в широком смысле слова». Такое же определение экосистеме дают Е. Одум, К. Вилли, Р.Уайтеккер.

В природе биогеоценозы (экосистемы) различаются размерами. Например, микросистема - это нора с ее населением, кочка среди болота, аквариум и т.п., мезосистема - ельник-брусничник, а макросистема - это океан, суша и отдельные типы растительности - степь, лес, луг.

Совокупность всех биогеоценозов Земли создает гигантскую экосистему - биосферу. Представление о биосфере как о наружной оболочке Земли, свойства которой определяются жизнедеятельностью организмов, разработал выдающийся ученый В. И. Вернадский. Он понимал биосферу широко, включая в нее не только поверхность Земли, заселенную организмами в настоящее время, но и земную кору, созданную организмами в прошлые эпохи.

Для характеристики фитоценоза, как и биогеоценоза, необходимо знать видовой и количественный состав растений, строение сообщества, особенности местообитания и взаимоотношений организмов сообщества.

Местообитание (биотоп) - территория, занимаемая сообществом с присущими ей экологическими условиями среды. Экологические факторы среды - это не только абиотические факторы, но и средообразующая роль населения биогеоценоза.

Граница фитоценоза определяет и границу биогеоценоза, однако качественная характеристика (видовой и количественный состав, взаимоотношения организмов) и само существование биогеоценоза зависят от местообитания.

Видовой состав - второй важный признак фитоценоза. Количество видов растений в каждом сообществе неодинаково. Например, в России в хвойных лесах (еловых, сосновых, лиственных) произрастает до 30 видов, в дубравах — до 40—50, на лугах — 30— 50, в луговых степях — 50—70 видов растений. Наиболее богат флористический состав тропических лесов: примерно 100 видов только деревьев, не считая видов трав и кустарников.

Все виды растений в растительном сообществе нуждаются в разных экологических условиях (свет, вода, минеральное питание и т.п.). Они неравноценны не только экологически, но и биологически (по приспособлениям, обеспечивающим им возможность существования и размножения в определенных условиях среды).

Видовое богатство фитоценоза зависит от ряда факторов: от видового богатства флоры района исследования, от географического положения местности, где находится сообщество, а следовательно, от климата и микроклимата, почвенно-грунтовых условий, от возраста фитоценоза, степени его развитости и степени влияния на среду самих организмов. Значительное влияние на видовой состав сообщества оказывает человек.

Для подсчета видов в растительном сообществе за основу принято брать сосудистые растения, так как они хорошо видны невооруженным глазом. И поэтому многие низшие растения (водоросли), а также плесневые грибы и бактерии выпадают из поля зрения. В видовой список обычно попадают взрослые растения (или их проростки), несмотря на то, что цветут они или нет, плодоносят или вегетируют.

Видовой состав растений растительного сообщества может сказать о многом. Присутствие чия блестящего в полупустынях и сухих степях указывает на близкое залегание грунтовых вод, появление лапчатки прямостоячей — на уменьшение плодородия почвы. Признаком плодородия почвы могут быть растущие в подлеске орешник, бузина, черемуха, а также ландыш. О существовании богатых черноземов свидетельствуют ковыли. Хвощ полевой - показатель кислотности почв.

По определенным видам растений можно судить не только об условиях жизни в данном сообществе, но и о происходящих или произошедших изменениях, сменах растительных сообществ. Присутствие на лугах белоуса торчащего указывает на деградацию этого сообщества. Ветреница дубравная, копытень, найденные в еловых или смешанных лесах, свидетельствуют о том, что на этой территории была дубрава.

Количество видов в фитоценозе — еще одна его характеристика. Виды растений, входящих в сообщество, представлены большим числом экземпляров. В Стрелецкой степи под Курском на 1 м2 найдено 1939 экземпляров высших растений, принадлежащих к 77 видам. Вид, представленный в фитоценозе в большинстве, называется доминантам, виды, не доминирующие в сообществах, - ассектаторами (соучастниками). Некоторые доминирующие виды играют важную средообразующую роль в фитоценозе. Они являются эдификаторами. К сильным эдификаторам можно отнести ель, дуб.

Количественный состав растений фитоценоза зависит от места обитания, биологических свойств вида и от того, в каких взаимоотношениях с другими организмами и окружающей средой он находится. На количественный состав растений сообщества влияет способ их размножения, а также то, что многие семена долго сохраняют свою всхожесть, находясь в почве. С этим связано значительное накопление жизнеспособных семян в почве лугов, лесов, степей. В почвах лугов число их колеблется от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч на 1м2, в почвах лесов - от нескольких сотен до нескольких тысяч на 1 м2, в почве луговой степи под Курском - 18 тыс. семян на 1 м2.



biofile.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта