Классификация растений биология
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОЧНЫХ РАСТЕНИЙ - РАСТЕНИЯ преподавателей биологии
Покрытосеменные, или цветковые, растения — самый многочисленный и разнообразный отдел растительного мира, насчитывающий около 250 тыс. видов. Они встречаются во всех климатических зонах, в разных экологических условиях. Это деревья, кустарники и травы, дикорастущие и культурные растения. Они различаются своими размерами, внешним видом, внутренним строением, продолжительностью жизни (однолетние, двухлетние и многолетние). Чтобы правильно ориентироваться в этом многообразии растений, применяется их классификация, изучением и разработкой которой занимается раздел ботаники — систематика растений. На основе особенностей строения, общности способов размножения и развития растения объединяют в систематические (таксономические) группы — вид, род, семейство, порядок, класс, отдел.
Основы классификации растений были заложены Карлом Линнеем в работе «Виды растений» (1753), а в 1834 г. российский ботаник П. Ф. Горянінов опубликовал первую в России естественную систему растительного мира. Линней впервые дал понятие рода и вида растения, а в дальнейшем — и порядка как более крупной категории.
Вид — основная структурная единица в системе живых организмов, качественный этап их эволюции; основная таксономическая категория в биологической систематике. Вид — это совокупность особей, которые заселяют определенную территорию (ареал ), похожих по строению, поведению, имеющих общее происхождение, скрещиваются исключительно между собой и дают плодовите потомство. Виды со сходными признаками объединяются в роды, роды — в семейства, семейства — в порядки и порядки — в классы. Близкие классы объединяются в отделы. Отделы объединяются в підцарства. Підцарства входят в состав царства.
Каждый вид растения обозначается двумя словами — название рода и название вида. В этом суть бинарной (двойной) номенклатуры К. Линнея. Например, систематическая принадлежность паслена черного выглядит следующим образом:
вид — паслен черный
род — паслен
семейство — пасленовые
класс — двудольные
отдел — цветковые
підцарство — высшие растения
царство — растения
Одно и то же растение в разных странах может иметь разные (местные) названия. Но научное название, что дается на латинском языке, единая и не зависит от места, где это растение встречается. Поэтому речь систематики является международной.
Отдел Покрытосеменные, или Цветковые, объединяет все растения, имеющие цветки. Они подразделяются на два класса — Однодольные и Двудольные, представители которых различаются по целому ряду признаков (табл. 3).
Признак | Однодольные | Двудольные |
Строение семян Строение цветка | Одна семядоля Число частей по 3 или кратное 3 | Две, редко три — четыре семядоли Число частей по 4-5 или кратное им |
Форма листка | Простые, цельнокрайние, сидячие (без черешков) | Простые или сложные, края рассеченные или зубчатые, с черешком |
Жилкование листа | Параллельное или дуговое | Сетчатое, перистое, пальчасте |
Стебель Тип корневой системы | Травянистый, проводящие пучки разбросаны по стеблю и не имеют камбия Мочковатая | Травянистый или деревянистый, проводящие пучки с камбием, расположены правильным кругом в стебле Стержневая, в некоторых травянистых растений — мочковатая |
Некоторые растения по набору отличительных признаков составляют исключения. Например, подорожник относится к двудольным растениям, но имеет дуговое жилкование листьев и стержневую корневую систему. Растение вороний глаз, наоборот, относится к однодольных, хотя имеет сетчатое жилкование листьев.
schooled.ru
учитель биологии - Классификация растений
Вид – совокупность особей, сходных по внешнему и внутреннему строению, происхождению, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство, и занимающих в природе определённую область – ареал.
Род – совокупность близких по происхождению родов.
Семейство – совокупность близких родов, имеющих общее происхождение.
Порядок – совокупность близких семейств, имеющих общее происхождение.
Класс – совокупность близкородственных порядков, имеющих общее происхождение.
Отдел Покрытосеменные делят на два класса: Двудольные и Однодольные. Представители этих классов различаются прежде всего строением семени: зародыш семени двудольных имеет две семядоли, однодольных —одну (отсюда и название классов). Другие различия между ними представлены в табл. 9.1.
Однако среди одно- и двудольных встречаются растения, у которых отдельные признаки не совпадают с перечисленными в табл. 9.1. Так, у вороньего глаза (класс Однодольные) жилкование листа перистое, а у подорожника (класс Двудольные) — дуговидное и имеется мочковатая корневая система. В этой связи судить о принадлежности растения к тому или иному классу можно только по совокупности признаков.
Отличительные признаки одно- и двудольных растений.
27 тестов по теме
188. Растения, имеющие одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, параллельное жилкование листьев, относят к отделу А) голосеменных, классу хвойных Б) голосеменных, классу хвойниковых В) покрытосеменных, классу однодольных Г) покрытосеменных, классу двудольных
226. Почему злаки относят к классу однодольных А) имеют мелкие, невзрачные цветки без околоцветника Б) составляют начальное звено в цепи питания экосистемы луга, водоёма В) имеют мочковатую корневую систему и параллельное жилкование листьев Г) плод зерновка богат питательными веществами, которыми питается зародыш при прорастании
378. Отличие двудольных растений от однодольных состоит в том, что они имеют А) одну семядолю в семени, мочковатую корневую систему, листья с параллельным жилкованием Б) две семядоли в семени, стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев В) корень, побег, цветок и плоды Г) соцветие метелку, сложное строение листьев
427. Растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии, относят к семейству А) розоцветных Б) бобовых В) капустных Г) лилейных
533. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие А) головка Б) сложный зонтик В) простой зонтик Г) корзинка
612. По какому признаку можно узнать растения класса однодольных А) в зародыше семени две семядоли Б) корневая система - стержневая В) листья сложные, с сетчатым жилкованием Г) корневая система - мочковатая
673. Бамбук - представитель злаков, так как у него А) плод семянка Б) стержневая корневая система В) верхушечный рост и деревянистый стебель Г) вставочный рост и стебель соломина
820. Томаты, баклажаны относят к семейству А) крестоцветных Б) розоцветных В) пасленовых Г) астровых
821. Картофель и перец относят к семейству А) крестоцветных Б) розоцветных В) пасленовых Г) астровых
822. Характерный признак растений семейства сложноцветных А) цветок четырехчленного типа Б) соцветие корзинка В) плод стручок Г) плод зерновка
824. Для класса однодольных растений в отличие от двудольных характерно А) наличие плода, защищающего семена от неблагоприятных условий Б) наличие цветков 3-членного типа с простым околоцветником или без околоцветника В) двойное оплодотворение и развитие семян из семязачатка Г) разнообразие способов распространения плодов, семян
967. Клубеньковые бактерии вступают в симбиоз с растениями семейства А) розоцветных Б) пасленовых В) крестоцветных Г) бобовых
969. Соцветие сложный колос характерно для большинства растений семейства А) лилейных Б) бобовых В) злаков Г) пасленовых
1203. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных) А) Имеют стержневую корневую систему Б) Имеют сетчатое жилкование листьев В) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть Г) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку
1241. У сложноцветных плод А) зерновка Б) семянка В) костянка Г) орешек
1424. Найдите название класса среди перечисленных групп растений А) моховидные Б) двудольные В) цветковые Г) голосеменные
1450. Покрытосеменные растения, которые имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, две семядоли в зародыше семени, относят к классу А) однодольных Б) двудольных В) голосеменных Г) лилейных
1452. Клевер, горох и сою, у которых цветок напоминает сидящего мотылька, а корни ступают в симбиоз с клубеньковыми бактериями, относят к семейству А) бобовых Б) розоцветных В) пасленовых Г) сложноцветных
1453. Какой признак характерен для растений семейства бобовых А) наличие мочковатой корневой системы Б) наличие на корнях клубеньковых бактерий В) небольшая поверхность корневых волосков Г) слаборазвитый главный корень
1641. Растения семейства бобовых А) имеют плоды ягоды или коробочки Б) существуют только в виде травянистых форм В) имеют мелкие невзрачные цветки без околоцветника Г) способны вступать в симбиоз с клубеньковыми бактериями
1659. Большинство лилейных А) многолетние травянистые растения с луковицами или корневищами Б) многолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами В) однолетние травянистые растения со стержневой корневой системой Г) однолетние травянистые растения с клубнями или корнеплодами
1678. К какому классу и семейству относят ландыш майский? А) класс Однодольные, семейство Злаки Б) класс Однодольные, семейство Лилейные В) класс Двудольные, семейство Сложноцветные Г) класс Двудольные, семейство Паслёновые
1794. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод А) семянка Б) коробочка В) стручок Г) орешек
1827. Одуванчик относят к растениям семейства А) розоцветных Б) крестоцветных В) пасленовых Г) сложноцветных
1939. К систематическому признаку классов цветковых растений относят А) форму стебля Б) количество хромосом в клетках В) строение корневой системы Г) длину листьев
1962. Плод боб встречается у растений семейства А) сложноцветных Б) пасленовых В) злаков Г) мотыльковых
2026. Плод стручок характерен для представителей семейства А) розоцветные Б) бобовые
В) пасленовые Г) крестоцветные
тесты взяты с сайта
matveeva.ucoz.ru
Обобщающий урок по теме "Классификация растений". Биология, 6-й класс
Разделы: Биология
Цели урока:
- Повторить и обобщить знания об отличительных признаках растений класса Однодольные и класса Двудольные, о характерных признаках растений различных семейств.
- Продолжить формирование умений различать растения различных семейств и классов, давать им морфологическую характеристику. Развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, анализировать и применять полученные знания на практике.
- Развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, любовь к окружающему нас растительному миру, умения работать в коллективе.
Оборудование:
Гербарии растений различных семейств, дидактический материал на партах, дополнительная литература, мультимедийный проектор и компьютер.
Тип урока: урок-соревнование.
План урока:
- Организация класса.
- Обобщение знаний.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. Организация класса:
Класс поделён на 5 групп (гетерогенные группы) по 4-5 человек. В каждой группе выбран консультант, который отвечает за работу всей группы и в ходе урока ведёт контроль за ответами учащихся в ходе урока и выставляет оценку за их работу в “Листок активности группы”. Можно задействовать жюри для облегчения подсчёта баллов во время урока. Урок проводится в форме путешествия по станциям. В конце урока выявляется самая рейтинговая группа и рейтинговый ученик.
Оформление доски:
- Разминка – 2 баллов.
- “Узнай-ка” - 8 баллов.
- “Выбирай-ка” - 4 балла.
- “Четвёртый лишний” - 3 балла.
- “Криминальная” - 5 баллов.
- “Ай, болит” - 5 баллов.
- “Загадка” - 4 балла.
- “Узнай семейство” - 5 минут.
- “Исследовательская” - 12 баллов.
- “Музыкальная” - 5 баллов.
2. Обобщение знаний:
1 станция: “Разминка”.
Учитель называет растение. Группа должна сказать, к какому семейству относится это растение.
1 группа: сурепка обыкновенная, горох посевной.
2 группа: шиповник коричный, белена чёрная.
3 группа: подсолнечник однолетний, пастушья сумка обыкновенная.
4 группа: ландыш майский, томат обыкновенный.
5 группа: рожь посевная, василёк синий.
2 станция: “Узнай-ка”.
На доске выписаны признаки растений и названия семейств в определённом порядке:
- Сетчатое.
- Мочковатая.
- Крестоцветные, розоцветные, паслёновые.
- Одна семядоля.
- Злаковые, лилейные.
- Две семядоли.
- Параллельное или дуговое.
- Стержневая.
Ученики имеют набор цифр то 1 до 8. Учитель зачитывает текст, в котором пропущены слова, выписанные на доске. По ходу чтения ребята находят ответ и показывают цифру, которой он обозначен.
Текст: “У растений класса однодольных корневая система….., у двудольных - ….. . У двудольных зародыш семени имеет….., а у однодольных….. . У растений класса однодольных жилкование листьев……, а у класса двудольных…. . Из изученных семейств растений к классу двудольных относятся…., к классу однодольных…. .”
Ответы: 2, 8, 6, 4, 7, 1, 3, 5. Самопроверка.
3 станция “Выбирай-ка”.
У учащихся на парте перечень признаков растений различных семейств. Им нужно выбрать из них только те, которые характерны для определённого семейства, и на листочке написать цифры, под которыми расположены эти признаки.
- Плод зерновка.
- Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок одинаковой величины, расположенные в 2 круга.
- В цветке 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.
- Многолетние растения с луковицами или корневищами.
- Плод ягода или коробочка.
- Листья длинные с параллельным жилкованием и длинным влагалищем.
- Цветок имеет 1 пестик и 5 тычинок, расположенных свободно.
- Соцветие корзинка.
- Плод стручок или стручочек.
- Стебель соломина с узлами.
- Цветок имеет 2 цветковые чешуи, 3 тычинки, 1 пестик.
- Венчик цветка сростнолепестной, состоит из 5 лепестков.
- Цветки трубчатые, воронковидные, язычковые.
- Соцветие – только кисть.
- Плод семянка.
- Околоцветник состоит из 4 чашелистиков и 4 лепестков.
- Околоцветник простой, состоит из 6 листочков.
- Чашечка цветка заменена хохолком из волосков или плёнок.
- Чашечка цветка сростнолистная, состоит из 5 чашелистиков.
Ответ:
1 группа (Крестоцветные) – 3,9,14,16.
2 группа (Паслёновые) – 5,7,12,19.
3 группа (Сложноцветные) – 8,13,15.18.
4 группа (Лилейные) – 2,4,5.17.
5 группа (Злаковые) – 1,6,10,11. взаимопроверка групп.
4 станция “Четвёртый лишний”.
Из гербариев, расположенных на парте или карточки с рисунками или фотографиями растений, выберите лишнее растение, которое не относится к семейству, к которому относятся другие 3 растения.
1 балл – за правильное название лишнего растения.
1 балл – за правильное название семейства, к которому оно относится.
1 балл – за правильное название семейства, к которому относятся оставшиеся 3 вида растений.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
5 группа:
5 станция “Криминальная”.
Представьте себе, что вы работаете в уголовном розыске, и вам по перечисленным приметам необходимо найти преступника – в данном случае растение. Перед вами расположено неизвестное растение и определительная карточка. В течение 5 минут вы должны определить это растение, назвать весь ход определения: тезы, антитезы, которыми вы пользовались, и дать объяснение, почему же это растение является преступником
1 группа – Белена чёрная.
2 группа – Табак настоящий.
3 группа – Паслён чёрный.
4 группа – Редька дикая.
5 группа – Чертополох крычочковый.
6 станция “Ай, болит”.
Представьте себе, что вы пришли к товарищу, а он заболел. Его мучает кашель и насморк, болит горло, повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете ему для лечения, используя знания о растениях выбранного вами семейства.
1 группа – Крестоцветные.
Хорошее средство от кашля – редька с мёдом. Приготовить его надо так: взять чёрную редьку, вымыть её, ножом вырезать сердцевину так, чтобы в неё вошли 2 чайные ложки мёда. Положить редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3-4 часа. Жидкость, образующуюся внутри редьки, 3-4 раза в день пить до еды.
2 группа – Паслёновые.
Рекомендуем вдыхание пара только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает верхние дыхательные пути.
3 группа – Сложноцветные.
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Подвинь себе кружку, в которой дымится,
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Сухие цветки ромашки заварить кипятком и спустя 15 минут выпить 1 стакан, и вы будете крепко и спокойно спать.
4 группа – Лилейные.
Если кашель только начинается, поможет сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положить в стеклянную посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4-5 раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1-2 столовые ложки натёртого лука надо положить на дно чашки, которую поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной бумаги и через неё попеременно дышат то одной, то другой ноздрёй по 5-10 минут 3-4 раза в день.
5 группа – Злаки.
В качестве потогонного и отхаркивающего средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для его приготовления берут 15-20 грамм корневищ. Заливают 2 стаканами холодной воды и настаивают 10-12 часов.
Дополнение учителя:
Розоцветные.
А вот заросли малины.
Не проходите мимо.
Послушайте, что они говорят:
Не зовите докторов Вы из поликлиники, А ищите докторов Где – нибудь в малиннике.
Ягоды вкусны, ароматны и полезны. Настой из сушёных ягод излечивает кашель и понижает жар. 2 столовые ложки сухой малины заварить стаканам кипятка, дать настояться 20 минут, затем процедить. 2-3 стакана горячего настоя нужно выпить в течение 1-2 часов и вы будете здоровы.
7 станция “Загадка”.
Вам нужно дать ответ на загадку и кратко охарактеризовать систематическое положение этого растения: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство.
1 группа:
На плечах Игнашки, Сорок три рубашки, Все из ткани отбелённой, А поверх – пиджак зелёный. (Капуста белокочанная)
2 группа:
Был зелёным плод – не просился в рот. Положили в лёжку – он сменил одёжку: Красную надел – для еды поспел. (Томат обыкновенный)
3 группа:
На лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка аптечная)
4 группа:
Из растений, чей потрет, выбит на монете? Чьих плодов нужнее нет на земной планете? (Пшеница твердая)
5 группа:
Сидит дед на грядах – весь в заплатках. Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук репчатый)
8 станция “Узнай семейство”.
Учитель показывает слайды, на которых изображены растения. Учащиеся должны назвать, к какому семейству относятся изображённые виды растений, и назвать их.
1 группа:
2 группа:
3 группа:
4 группа:
5 группа:
9 станция “Исследовательская”.
Представьте себе, что вы работаете в Агротехнической лаборатории. Вашей исследовательской группе предложено составить технологическую карту возделывания одной из культур и познакомить присутствующих с рекомендациями по выращиванию этой культуры. (При подготовке задания используется дополнительная литература).
1 группа: Лаборатория зернобобовых культур. Технологическая карта выращивания гороха овощного.
2 группа: Лаборатория овощеводства. Технологическая карта выращивания свёклы столовой.
3 группа: Лаборатория овощеводства. Технологическая карта выращивания огурца.
4 группа: Лаборатория цветоводства. Технологическая карта выращивания гладиолуса декоративного.
5 группа: Лаборатория плодово-ягодных культур. Технологическая карта выращивания яблони садовой.
Технологическая карта выращивания
- Происхождение.
- Значение.
- Систематическое положение: царство, отдел, класс, порядок, семейство, род, вид.
- Биологические основы выращивания:
- отношение к свету –
- отношение к теплу –
- отношение к влаге –
- отношение к почве –
5. Агротехника возделывания:
- подготовка почвы –
- подготовка семян к посеву –
- посадка (на какую глубину) –
- полив и подкормка –
- борьба с сорняками, вредителями, болезнями –
- уборка –
- районированные сорта –
10 станция “Музыкальная”.
Каждая группа должна сочинить и исполнить частушку об определённом семействе растений (выбирают жетончики с названиями семейств по желанию).
1 группа – Крестоцветные.
Как на опытном участке сеял репу Михаил, Репа выросла большая, целый класс её тащил.
2 группа – Паслёновые.
Баклажаны, помидоры, Коля в поле посадил, А потом пять суток Коля урожай свой вывозил.
3 группа – Сложноцветные.
В нашем доме день рожденье и пришёл переполох, Подарил Алёша маме вместо астр чертополох.
4 группа – Лилейные.
Вышел Федя на прополку, да трудился всё без толку, Вырвал вместо сорняков лук зелёный, да чеснок.
5 группа – Злаки.
Поспевает рожь на поле, наливается зерно, Пролежал Ванёк на печке, и осыпалось оно.
3. Подведение итогов урока.
Учащиеся сдают “Листок активности групы” по форме:
№ п/п. |
Ф.И. | Этапы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итог | ||
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. |
Выявляется самая рейтинговая группа и самый рейтинговый ученик. Выставляются оценки в зависимости от количества набранных баллов:
53-43 – “5”; 42-32 – “4”; 31-21 – “3”; меньше 21 – “2”.
Рефлексия: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке? Что бы вы хотели изменить, сделать по-своему? И т.д.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai