В мире растений сценарий. Внеклассное мероприятие по биологии «Парад комнатных растений, посвященный путешествию в мир зеленых друзей»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Сценарий КВН для детей подготовительной группы "В мире лекарственных растений". В мире растений сценарий


Окружающий мир. Сценарий урока и презентация "Эти удивительные растения"

« Эти удивительные растения»

Форма проведения : «Клуб знатоков»

Цель: воспитание любви к своему краю, привлечение детей к природоохранительной работе.

Задачи: развивать интерес детей к окружающему миру, прививать любовь к своей малой родине, формировать потребность в новых знаниях о краеведение.

Планируемые результаты. Учащиеся научатся:

Познавательные УУД - Осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.

Личностные УУД - Различать и узнавать изученные объекты живой природы.

Регулятивные УУД - Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные УУД - Учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

Оборудование: Презентация (приложение 1) с фотографиями – иллюстрациями, загадки, стихи.

Ход мероприятия.

Учитель. Я люблю побродить (слайд 1, 2)

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

В той стране благодать, (слайд 3, 4)

Удивительный свет.

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной (слайд 5)

В эту славную жизнь

И с зеленой страной

Навсегда подружись.

-Попробуем подружиться с некоторыми жителями «Зеленой страны». Выберите растение, которое ближе вам по характеру. Объясните почему.

( По классу развешены карточки с названиями деревьев – береза, рябина, сосна, липа, дуб, кактус. Учащиеся подходят к тому дереву, которое считают своим. Объясняют свой выбор)

-Какое растение лишнее? (кактус) Почему?

(слайд 6)

-Сегодня мы отправимся в наш лес и определим лучшую команду знатоков растений Тугулымско-

го района.

В состязании будут принимать участие команды:

1) «Одуванчики»

2) «Цветы»

3) «Природа»

4) «Любители природы»

( Дети заранее делятся на команды и подбирают название.)

-Оценивать работу будет жюри (представление).

-Итак, «Клуб знатоков» объявляю открытым!

1 тур «Разминка» (слайд 7)

(Команде задается вопрос, если ответ неверен, право на ответ получает другая команда)

-Дерево-медонос. (липа)

-Дерево- символ России.(береза)

-Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые? (крапива)

-Какой гриб самый опасный , его не едят даже черви? (бледная поганка)

-Трава от 99 болезней. (зверобой)

-Какое растение в народе называют «ветродуйкой»? (одуванчик)

-Какое растение нужно приложить к ране, если вы натерли ногу? (подорожник)

-Какое самое страшное бедствие в лесу? (пожар)

2 тур «Разноцветный» (слайд 8 )

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты-

Если мы сорвем цветы.

-Рвать мы, конечно, не будем, а постараемся найти 7 жителей «Зеленой страны» (травянистые растения). (слайд 9)

hello_html_m5d8b4600.png

ромашка

вереск

калужница

багульник

медуница

мать- и –мачеха

сон-трава

-Какие из этих трав считаются первоцветами Тугулымского района? (Медуница, мать – и мачеха, сон – трава)

(За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

3 тур «Ягодная полянка» (слайд 10)

Собирали ягоды

И вели мы счет:

Ягоду в лукошко

Две ягоды в рот.

-Указать цифрами ягодные растения на рисунке. Нарисовать условный знак ! около ядовитых растений.(Черная смородина 2, черника 1, костяника 3, клюква 4, брусника 5, вороний глаз 6, волчье лыко7).

(слайд 11)

hello_html_782ccb36.jpg

-Какие ягоды не будем брать ни в рот , ни в лукошко?(вороний глаз , волчье лыко)

- Аргументируйте.

Рубрика «Это интересно знать!»

-А вы знаете, что в середине 19 века бруснику собирали в сосновых борах, сейчас ягода переселилась на болота.

4 тур «На лесной опушке» (слайд12)

Нам в дождь и зной

Поможет друг

Зеленый и хороший-

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

(Командам зачитываются характеристики некоторых деревьев, дети должны догадаться о каком дереве идет речь, время на обсуждение 30сек, отвечает та команда, капитан которой раньше поднял руку)

* «Перуново дерево» так называли его в Древней Руси. Красота, мощь и сила , величественность всегда действовали на воображение людей. Под ним судили и рядили древние жрецы. В рощах этого дерева собирались князья на важные советы, а простой народ прятался во время нашествия врагов. Это дерево долгожитель, т. к. может жить более 1000 лет. Много пользы приносит оно человеку: транспорт, медицина, жилье не могут без него обойтись. Из веток этого дерева получают хорошие банные веники. Что это за дерево? (дуб) (слайд 13)

*Осенью нет красивее дерева , чем это. Оно словно горит , поражая богатством оттенков: багряного, зеленого, оранжевого и желтого. Листья с 5-7 острыми выступами. Лесов из этого дерева не существует, но оно прекрасно чувствует себя в обществе берез , дубов, осин. Из древесины этого дерева делают музыкальные инструменты и спортивный инвентарь, а из листьев черную и желтую краску. Что это за дерево? (клен) (слайд 14)

*Красавица- с этим никто не поспорит. Дерево неприхотливое, может расти на любой почве. Светел и радостен лес из этого дерева. Русские умельцы из его древесины вырезали всевозможные игрушки, ложки, посуду, плели корзины и лукошки. А на коре этого дерева когда-то даже писали. Что это за дерево? (береза) ( слайд 15)

*Листья этого дерева имеют форму сердечка. И, наверное, не зря. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчел. И такой вкусный получается мед! В старину из этого дерева делали самую разнообразную утварь, без которой не обходилась ни одна крестьянская изба: ложки и чашки, ковши и прялки, блюда и веретена. Хохломская расписная посуда делалась из этого дерева. А из его лыка в старину плели лапти. Что это за дерево? (липа) (слайд 16)

5 тур «Зимой и летом одним цветом» (слайд 17)

Осень смирилась с хвойной стеной,

Красить не будет ни сосен, ни елок.

Осень обходит их стороной,

Осень боится их острых иголок.

-Выберите правильный вариант ответа.

( За правильный ответ команда получает 3 балла.)

hello_html_m5a73959d.png

-Какое хвойное растение является кустарником, но иногда имеет вид дерева от3 до 5 м? (можжевельник)

-Какое из данных растений сбрасывает иголки на зиму? (лиственница)

-У какого дерева иголки расположены по 5 в пучке? (кедр)

-У какого растения шишки поднимаются вверх, как новогодние свечки? (пихта)

-Из какого растения делают различные части музыкальных инструментов, особенно скрипок? (ель)

-Древесина какого дерева не гниет в воде? (лиственница)

1) е 4) б

2) д 5) а

3) в 6) д

Рубрика «Это интересно знать!»

-А вы знаете, что слово «сосна» в переводе на русский язык означает «скала»?

-На территории Тугулымского района есть огромный массив хвойных лесов (сосновые боры). О чем я говорю?( «Припышминские боры»)

- Выберите правильный вариант ответа.

(слайд 18)

* «Припышминские боры»- это:

1)памятник природы;

2)государственный заказник;

3)национальный парк; *

( 1 балл – за правильный ответ)

(слайд 19)

*В каком году был создан национальный парк «Припышминские боры»

1) 1993 год *

2) 2004 год

3) 2000 год

Одной из основных задач национального парка является:

сохранение в естественном состоянии то , что нам подарила природа.

( Сообщение участника экологического кружка.)

( слайды 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28)

Национальный парк «Припышминские боры» образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года. Часть парка расположена в Талицком районе (Талицкая дача). Другая - в Тугулымском районе (Тугулымская дача). Главное богатство национального парка леса с преобладанием сосны обыкновенной. Чудо природы- сосняк лишайниковый. В августе из-под подушек лишайника появляются белые грибы. Там, где раньше сосновые леса были вырублены, выросли березняки. Свыше 5000 га занимает Бахметский лесо-болотный комплекс. Три памятника природы вошли в состав Тугулымской дачи парка, один из них Авраамиев остров, который расположен на Бахметском болоте. Авраамиев остров является местом поломничества старообрядцев.

( слайд 29)

Во флоре парка насчитывается более 600 видов высших растений, 41 из которых внесены Красную книгу Среднего Урала и России(венерин башмачок, гнездовка обыкновенная). А еще, «Припышминские боры» можно считать настоящей «зеленой аптекой».

Первобытные люди были здоровее нас. Древний человек использовал в пищу большее число растений, чем мы. Люди, населявшие Сибирь, много тысячелетий назад уже использовали травы в лечебных целях. Сосчитать все лекарственные растения на территории Тугулымского района сложно.

Рубрика «Это интересно знать!»

В книге «Летопись Тугулымского района» приведены 146 лечебных растений. Сосна одно из них. Целительница Брагина из деревни Фоминка, например, советует смазывать трещины на губах смолой сосны.

В Конституции нашей страны записано, что одна из обязанностей граждан России - бережное отношение к природным богатствам.

Я и активные участники «Клуба Знатоков» хотим обратиться ко всем ребятам.

Ты, дружок,

Смотри не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка.

Люби цветы, леса,

Простор полей-

Все, что зовется

Родиной твоей.

Милая Родина!

Ты год от года должна становиться краше .

Охрана природы - дело народа,

Мое, твое, наше.

Выступление жюри.

Награждение.

Литература

  1. Летопись Тугулымского края. Книга первая/ Л. Т. Поротников. Тюмень: Экспресс, 2009. 170с.

infourok.ru

Путешествие в страну Лекарственных растений

Участник конкурса:

Тюрина Лариса Викторовна

Музыкальный руководитель,

I квалификационная категория

МАДОУ детский сад № 80

города Тюмени

 

Путешествие в страну Лекарственных растений

летнее развлечение для старшего дошкольного возраста

Цель:

Вызывать у детей радостные эмоции и обогатить новыми яркими впечатлениями.

Задачи:

- закрепить у детей элементарные знания о растениях, произрастающих в Тюменской области, их полезных свойствах

- воспитывать у детей бережное отношение к растениям.

- продолжать обучать детей выразительно исполнять основные танцевальные движения с использованием музыки народов мира.

- продолжать формировать основные певческие умения: выразительность, музыкальность, интонационную чистоту.

- поддерживать у детей желание слушать как классическую и русскую народную музыку, так и музыку народов мира, эмоционально откликаться на нее.

Предварительная работа:

  • Индивидуальная и групповая работа по разучиванию музыкального и стихотворного материала;
  • Индивидуальные и групповые беседы о целебных свойствах растений, их многообразии в родном крае;
  • Использование научно-популярной, художественной, медицинской литературы, иллюстраций и поэтических произведений, описывающих цветы и травы;
  • Составление рассказов и сказок о необычных приключениях растений;
  • Изготовление атрибутов, венков, элементов костюмов для развлечения.

Действующие лица:

Взрослые: Цветочница, Садовник, Тля.

Дети – цветы, травы, насекомые

Ход мероприятия:

Праздник проводится в летнее время на улице.

♫ Звучит музыка Э. Грига «Утро» (Приложение № 1)

Дети занимают места на площадке, их встречает Цветочница с корзинкой в руках, прикрытой покрывалом.

Цветочница. Здравствуйте, дорогие гости, я рада вас приветствовать в Цветочном городе. Дорогие ребята, в самом разгаре прекрасная пора — лето! Не счесть все летние радости: купание, грибы, рыбалка, походы... Сколько всего дарит лето! Но летом есть самое очаровательное занятие, такое, какого нет ни зимой, ни осенью, ни весной. Вы догадываетесь, мои юные друзья, какое? (дети высказываются) Придется тогда для вас спеть песенку. Может, моя песенка подскажет вам?

            Поет, не допевая последнее слово каждого куплета, заставляя ребят угадать его, допеть.

♫ Песенка Цветочницы, муз. Л. Тюриной, сл. Н. Малой, Приложение № 2

Лето — чудная пора.

Детвора кричит ... («Ура!»)

 

Нам и реки, и леса

Дарит летом ... (чудеса).

Кто же чудо совершил,

Лето в сказку ... (превратил)?

Сделал кто весь мир таким:

Звонким, радостным... (цветным)?

 

Стала вся земля кругом

Ярким, красочным ... (ковром),

 

Где под куполом небес

Зеленеет пышно ... (лес).

 

А вокруг цветут цветы

Небывалой ... (красоты).

 

Средь колосьев у реки

Засинели ... (васильки),

 

И, приветствуя ребят,

Колокольчики... (звенят).

 

Как приятно бегать вам

По ромашковым... (лугам)!

 

Вот по зеркалу реки

Заплясали... (поплавки),

 

А вокруг — нежны, чисты.

Лилий белые ... (цветы).

 

Пчелки весело летят

На медовый ... (аромат),

 

В мир добра и красоты

Превращают мир ... (цветы).

Цветочница. Догадались, ребята, чем мы любуемся летом?

Дети. Цветами.

Цветочница. Действительно, цветы – мои самые добрые друзья, а я – их покровительница. (Сни­мает  покрывало с корзины, а она полна цветов.) Всю свою жизнь я занималась цветами: собирала их в лугах, выращивала в саду, свя­зывала в красивые букеты и дарила их. И люди, увидев цветы, преображались на гла­зах: у них разглаживались морщинки, светлели глаза, а на лицах появлялись улыбки…  

У меня есть любимый цветок, знаете, как он называется? (достает из корзины Цветик - семицветик).

Дети отвечают

Цветочница. Правильно, Цветик – семицветик мне дорог еще потому, что умеет исполнять разные добрые желания. Хотите попробовать?

Дети отвечают.

Цветочница. Что ж, тогда помогайте мне говорить волшебные слова (звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

                                   Ты лети, лети, лепесток,

                                   Через запад на восток,

                                   Через север, через юг,

                                   Возвращайся, сделав круг,

                                   Лишь коснешься ты земли,

                                   Быть по-моему вели!

             Цветочница. Вели, чтобы сейчас для нас

                                     Цветы исполнили нежнейший вальс!           

             ♫ Под музыку А. Гречанинова «Вальс» дети исполняют танцевальную композицию. (Приложение № 3)                         

            Детям – Цветам аплодируют. В центре остаются Репей, Одуванчик, Лопушки, Васильки, Ромашка. 

Цветочница. Какой чудесный вальс получился!

Мои цветы не только прекрасные танцоры, но и замечательные поэты. Однако, свои таланты они не раскроют без помощи Цветика - семицветика.  Хотите узнать, какие цветы кружили в вальсе? (отрывает лепесток, приговаривает) :

                                   Ты лети, лети, лепесток,

                                   Через запад на восток,

                                   Через север, через юг,

                                   Возвращайся, сделав круг,

                                   Лишь коснешься ты земли,

                                   Быть по-моему вели!

Цветочница.              Вели, чтобы растения мои

                                     Рассказали о себе стихи.

Репей.

С. Пшеничных

Сказал репей:

- Я верный друг

Об этом знают все вокруг!

И помнят, между прочим,

Что я навязчив очень!

Одуванчик

И. Винокуров

Стоит он у стёжки

На тоненькой ножке,

Гордится обновой –

Шапкой пуховой.

Померить ту шапку

Жуку захотелось,

Едва прикоснулся,

Она разлетелась.

Лопушки

Юля Лебедушкина

1. Посмотрите, около дорожки,

Где вчера смеялись ручейки,

Тёплые зелёные ладошки

Протянули к солнцу лопушки.

2. Сколько в нем тепла, в листочке этом!

Ты со всеми, так же, как со мной,

Можешь поделиться щедро светом,

Поделиться солнцем и весной.

Васильки

Р. Кудашева

1. Весь я синий, весь я яркий,

Всюду виден в спелой ржи.

Для меня и в полдень жаркий

Ходят дети вдоль межи.

Меж колосьев их ручонки

Выбирают василек —

Любы им мои глазенки,

Люб мой гибкий стебелек.

 

2. На меня садится мушка,

И пчела ко мне летит,

Полевая мышь-вострушка

Мне вреда не причинит.

И меня, кружась по воле

Навещает мотылек...

Я — краса ржаного поля,

Ярко-синий василек.

 

Ромашка.

Серединка желтая, белая опушка.

На зеленой ножке. Я – твоя подружка.

Всем вам хочу понравиться,

Здоровья деткам пожелать,

Всех в кругу расцеловать!

Цветочница. (обращается к цветам) Спасибо, милые цветы, вы нас очень порадовали. (детям)Ребята, я вижу, вы очень внимательны, наверно, во время прогулок  с воспитателями очень внимательно наблюдаете за растениями, умеете определить их?  Назовите, пожалуйста, цветущие растения в вашем детском саду.

Дети. Астры, бархатцы, алиссиум, сирень, флоксы, ландыши, анютины глазки, лилии, ирисы, «веселые ребята» и т.д.

Цветочница. Ребята, я предлагаю всем поиграть с моими цветочками. Согласны?

Ответ детей.

♫ Дети исполняют венгерскую народную песню «Веночек», обр. Т. Попатенко, рус. текст Н. Найденовой (Приложение № 4)

Цветочница. Очень красивый получился венок. А вы знаете, что цветы и травы не только красивы, но и полезны? Чем они полезны?

Высказывания детей.

Цветочница. Хотите встретиться с настоящим знатоком растений? Тогда нам нужно воспользоваться волшебным лепестком Цветика-семицветика. (звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):

                                   Ты лети, лети, лепесток,

                                   Через запад на восток,

                                   Через север, через юг,

                                   Возвращайся, сделав круг,

                                   Лишь коснешься ты земли,

                                   Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтоб скорее мы

                        Садовника бы встретили!

Звучит фоновая музыка, появляется Садовник. В руках у него садовый инвентарь.

Садовник. Здравствуйте, дети, добро пожаловать в страну Лекарственных растений! Я рад, что вы заглянули к нам!

Цветочница. Здравствуй, Садовник, а чем это ты занимаешься?

Садовник. Готовлю запасы лекарственных растений на зиму, самая пора. Да вот беда – подзабыл я, как некоторые растения называются, и для чего они нужны? Может, ваши дети мне помогут разобраться?

Проводится игра «Полезные растения».

На столике разложены растения (подорожник, ромашка, мята, липа). Ребенок берет в руки или указывает на растение и называет его. Тот, кто имеет костюм данного растения (Ромашки, Мяты и т.п.) выходит и рассказывает о его  целебных свойствах.

Подорожник.

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный листок,

Он на порезанный палец

Влажной заплатою лег.

Многим из нас невдомек,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Мята.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка –

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста –

Всюду мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Ромашка.

Всех цветов не сосчитаешь,

Есть аптечная ромашка.

Про ромашку надо знать.

Белый крохотный цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар – успокоение.

Липа.

Липа – средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет,

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьют целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

(Вс. Рождественский)

Садовник. Вот молодцы, благодаря вам я прикреплю таблички с названиями к растениям и буду зимой друзей лечить, если заболеют. Ребята, я вам открою один маленький секрет. Мы с учеными заметили, что когда звучит красивая музыка, растения начинают лучше себя чувствовать. Не можем ли мы сегодня порадовать чем-нибудь растения?

Дети  предлагают варианты.

Цветочница. Ребята, предложение  принимается – споем песню!

♫ Песня «Летние цветы», муз. Е Тиличеевой, сл. Л. Некрасовой

                                                                                    (Приложение № 5)

Садовник. Да, песня чудесная, цветочная. Ребята, как вы думаете, кто помогает растениям цвести?

Дети предполагают.

Садовник. Наш Цветик – семицветик очень хочет, чтобы эти друзья появились здесь.

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):                                   

                                   Ты лети, лети, лепесток,

                                   Через запад на восток,

                                   Через север, через юг,

                                   Возвращайся, сделав круг,

                                   Лишь коснешься ты земли,

                                   Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели, чтоб бабочки и мотыльки

                        Слетелись кругом на цветы!

♫ Исполняется песня «На лужайке», муз. Л. Тюриной, сл. Л. Дымовой.

                                                                                     (Приложение № 6)

Садовник. Ребята, а почему бабочек, мотыльков, стрекоз, пчел называют помощниками растений, цветов? Может быть, их нужно всех переловить сочком для коллекции, ведь они такие красивые?

Дети. Ловить бабочек и пчел не нужно, без них не будут цвести цветы. Насекомые переносят пыльцу с растения на растение, а пчелы вырабатывают мед.

Садовник. Молодцы, все знаете.

Звучит неприятная музыка, крадучись выходит Тля (одета в едко-зеленый костюм), подходит ближе к детям, пытается «оторвать листочки», потрогать «растения».

Тля. Наконец-то, у нас в стране Лекарственных растений появились новые, неиспорченные цветы и травы! Можно их испортить, покусать, пожевать, дырки на листьях оставить. Вот, как вкусно! (срывает листья с куста, делает вид, что ест, чавкает,  выбрасывает их).

Садовник. Ах ты, противная Тля, зачем наши растения портишь?

Тля. Очень аппетитно, к тому же узоры из дырок на листиках получаются, словно кружева! (показывает детям)

Садовник. Сколько я с тобой борюсь, все никак уничтожить не могу!

Цветочница. Это, садовник, потому, что ты один борешься с вредителями. А нас сегодня много, мы тебе поможем. Правда, ребята?

Дети соглашаются.

Цветочница. Только, Садовник, ты нам расскажи, что нужно делать для того, чтобы вредителей победить, растения защитить?

Садовник. Ребята, чтобы защитить растения, нужно знать некоторые правила.  Опасных насекомых можно победить химическими препаратами. Но, препараты, помогающие растениям, имеют химический состав, опасный для кожи человека. Поэтому для их использования нужно надевать резиновые перчатки, калоши и распылять на растение только из специального распылителя. Я уже приготовил «Зеленый эликсир» для Тли и ее сообщников. Нам нужно очень быстро обработать кусты сирени и ирисы (или другие отцветшие растения), чтобы вредители не успели испортить наши цветы.

Проводится игра «Спаси растения».

Дети делятся на 2-3 команды (в зависимости от количества участников). Для каждой команды на большом куске картона раскладываются резиновые перчатки, калоши и распылитель для опрыскивания растений, наполненный водой. Задача каждого игрока – надеть калоши (обувь ребенка при этом не снимается), перчатки, взять распылитель, добежать до указанного куста, распылить воду, вернуться к своей команде, передать атрибуты следующему игроку.

Побеждает команда, быстрее других справившаяся с заданием.

Садовник. Молодцы, ребята, наверное, всех вредителей уничтожили.

Цветочница. Посмотрите-ка, цветам мы помогли, а Тля все еще радуется да замышляет какие-то гадости против наших растений.

Тля. (ехидно) Наступит ночь, все уснут, а я тут как тут, начну лакомиться листочками, цветочками!

Цветочница. Садовник, что же делать? Какой же есть еще способ борьбы с вредителями? Как можно одолеть Тлю?

Садовник. (шепотом) Ребята, я вспомнил! Можно победить эту вредину мылом! А чтобы она не догадалась, как мы ее будем изводить, мы применим хитрость. Мы мыло разведем с водой, упакуем в колбочки и получатся мыльные пузыри (раздает детям). Держите, дети, начинаем дуть все вместе.

Цветочница. А чтобы все у нас получилось, я попрошу помощи у Цветика-семицветика.     

♫ Звучит музыка «Мыльные пузыри», неизв. автора. (Приложение № 7)

Дети пускают пузыри, Цветочница произносит:                                    

                                   Ты лети, лети, лепесток,

                                   Через запад на восток,

                                   Через север, через юг,

                                   Возвращайся, сделав круг,

                                   Лишь коснешься ты земли,

                                   Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели злую Тлю победить.

                        В нашей стране мир воцарить!

Тля.( «улетает», исчезает) Ай-я-яй! Не хочу уходить, там много вкусных растений! Мыло щиплется, ай-я-яй!

Садовник. Спасибо, ребята, что помогли страну лекарственных растений избавить от вредных насекомых. Вам за это я хочу подарить мыло цветочное, из целебных трав приготовленное. Чтобы ваши лица и руки всегда были чистыми, чтобы вспоминали о лекарственных растениях и всегда бережно к ним относились, зря не рвали и не топтали.

Цветочница. Дорогие мои, мы с вами здорово провели время, и даже не заметили, как пришла пора возвращаться в детский сад, нас заждались воспитатели. Ну что ж, Цветик-семицветик, выручи нас еще разок!

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):                                   

                                   Ты лети, лети, лепесток,

                                   Через запад на восток,

                                   Через север, через юг,

                                   Возвращайся, сделав круг,

                                   Лишь коснешься ты земли,

                                   Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели скорее в путь отправляться,

                        Пора нам в садик возвращаться!

Звучит фоновая музыка, «дети возвращаются».

Цветочница. Вот мы и дома, солнышко светит, птички поют. А растения на нас по-особому смотрят, как на знатоков. Давайте и мы будем к ним уважительно относиться. А вот и куст сирени нам качает головой, наверное, что-то особенное сообщить хочет. Давайте, подойдем поближе (на ветвях сирени прикреплена записка в форме цветка).  

«Дорогие ребята, я наблюдала за вами на протяжении всего путешествия в страну лекарственных растений и приняла решение, что вы достойны звания «Юный натуралист». Это звание присваивается тем, кто оберегает природу родного края, заботится о ней.  Думаю, что вы заслужили поощрения. Вас ждет сюрприз на рябиновой полянке.

                                                                                                         Сирень».

Дети отправляются по нарисованным на асфальте следам на рябиновую полянку. Там, под рябинами, стоят термосы, оформленные под грибочки, в них – отвар шиповника. 

Цветочница. Вот какой сюрприз! Вкусный да полезный.

А у нас остался последний лепесток.

(звучит фоновая музыка, дети произносят слова, вторя Цветочнице):                                    

                                   Ты лети, лети, лепесток,

                                   Через запад на восток,

                                   Через север, через юг,

                                   Возвращайся, сделав круг,

                                   Лишь коснешься ты земли,

                                   Быть по-моему вели!

Цветочница. Вели скорее музыке звучать,

                        И луг цветной повсюду расстилать!

♫ Дети исполняют песню «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. (Приложение № 8)

  Цветочница. Жалко с вами расставаться, детвора,

                        В путь-дорогу собираться мне пора.

                        Я всегда вас буду рада навестить.

                        Не забудьте только в гости пригласить.

 

Звучит фоновая музыка, Цветочница машет рукой, уходит.            

 

 В развлечении по усмотрению музыкального руководителя, могут использоваться загадки, игры и другой дополнительный материал.

Загадки о цветах

 

Василёк

Колосится в поле рожь,

Там во ржи, цветок найдёшь,

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

 

Ирис

Я – травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

 

Колокольчик

Эй, звоночки, - синий цвет,

С язычком, а звону нет!

 

Кувшинки

Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

 

Ландыш

Даже ночью муравьишка

Не пропустит свой домишко:

Путь – дорожку до зари

Освещают фонари:

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

 

Лилия водяная

На воде увидел ты

Белые цветы.

Эти жители реки

На ночь прячут лепестки.

 

Мак

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

 

Нарциссы

Помню, в нынешнем году,

Расцвели они в саду.

Разоделись, как актрисы,

В платье белое…

 

Одуванчик

На зелёной хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

 

Подсолнух

У извилистой дорожки

Растёт солнышко на ножке.

Как дозреет солнышко –

Будет горстка зёрнышек.

 

Ромашка

Стоят в поле сестрички:

Жёлтый глазок,

Белые реснички.

 Игра «Я садовником родился»

Условия: количество участников – не менее семи человек.

Выбирается ведущий – «садовник». Остальные  игроки задумывают, кто каким цветком будет. Ведущий этого слышать не должен. Как только игроки готовы, он произносит:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился

Все цветы мне надоели,

Кроме ...  

                и называет любой цветок (роза, фиалка и пр.). Игрок, который выбрал себе название этого цветка, должен сразу сказать «Ой!». А садовник сразу спросить: «Что с тобой?». Цветок – ответить: «Влюблена». Садовник: «В кого?». Цветок: «В…»  - называет любой цветок. Тот, кто задумал название этого цветка, откликается, и вышеописанный диалог повторяется.

И так до тех пор, пока в игре не поучаствуют все игроки. Далее могут задумывать новые названия цветов.

 Приложение № 3

«Вальс» Гречанинова

             I часть. (фортепианное исполнение) Девочки имитируют пробуждающиеся бутоны, мальчики мелкими шагами делают пробежку между ними. Затем останавливаются в центре, подняв руки к центру вверх, отставив одну ногу на носок назад.

             Появляются мотыльки и бабочки, «крылышками оживляют, будят бутоны», затем располагаются в центре круга, поочередно поднимают «крылышки», выполняют «пружинку».

             II часть. (оркестровое исполнение) Цветы «распускаются», выполняют перестроения «змейкой» из маленьких кружков в два больших.

            Финал. Цветы движутся в двух кругах в противоположном направлении,   замирают в парах, положив одну руку друг другу на талию, другую – подняв вверх, нога выставлена на носок. 

Приложение № 4

«Веночек» венгерская нар. песня, обр. Т. Попатенко, рус. текст Н. Найденовой

Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа «плетет венок». Они встают в круг. Другая подгруппа – «цветы» (Василечки, Кашка, Лютики, Розы). Они стоят за кругом. Вступление. Дети слушают.

1. Мы плетем, мы плетем,

Мы плетем веночек.

К нам иди скорей,

Синий василечек!

Дети идут по кругу вправо, держась за руки. С концом песни останавливаются и поднимают руки – делают «ворота». На новое вступление вбегают в круг Василечки и образуют маленький кружочек.

2. Мы плетем, мы плетем.

    Мы плетем веночек.

    Кашка белая,

    К нам иди, цветочек!

Дети снова идут по кругу вправо, а маленький кружочек – влево. На вступление в круг встают Кашки. А Василечки кружатся на месте поодиночке. Затем Кашки встают в кружок с Василечками.

3. Мы плетем, мы плетем.

    Мы плетем Веночек.

    Кашка белая,

    К нам иди, цветочек!

Повторяются движения, описанные выше, с новыми цветами.

4. Мы плетем, мы плетем,

    Мы плетем веночек.

    Роза алая,

    К нам иди, цветочек!   

 

5. Вот какой, вот какой

    Мы сплели веночек!

    Вот как он хорош,

    Пестрый наш веночек!

Двигаются с пением два кружка. На отыгрыш цветы встают в общий круг. По окончании отыгрыша можно дать детям свободно потанцевать.

  Список литературы

Список литературы

1.      В гармонии с природой. Минск: ИООО Красико-принт, 2002.

2.      Кашигина Е.А. Летние праздники. Вып. 1. Ярославль: Академия развития, 2006. – 31с.

3.      Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 160с.

4.      Никитина В.В. 300 лучших игр для детских праздников. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2008. – 221с.

5.      Подвижные игры и забавы. Сост. Н.В. Чамарова, М.А. Шух. – Донецк: Сталкер, 2006. – 127с.

6.      Съянова Е. Сценарий праздников в детском саду и школе. М.: ЗАО Славянский дом книги, 2002

7.      Сценарии школьных праздников, сост. А.В. Соколов. – М.: Школьная Пресса, 2001.  

Приложение: нотный материал на 7 листах, тексты песен, описания танцев, 3 фонограммы.

Спонсоры конкурса сценариев летних праздников и развлечений  «Долгожданная пора, тебя любит детвора!»:

tmndetsady.ru

Сценарий КВН «В мире комнатных растений»

Сценарий КВН "В мире комнатных растений"

Цели

  • Закрепить знания детей о комнатных растениях и приёмах ухода за ними.
  • Углубить знания о лекарственных свойствах комнатных растений.
  • Воспитывать стремление беречь и любить растения, ухаживать за ними.
  • Развивать мыслительную деятельность, память, речь.
  • Воспитывать умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.

 

ХОД.

Звучит музыка. Входит Фея цветов и встречает детей.

Фея: Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас на цветочный конкурс!

Представление команд

1 команда «Кактусята».

Девиз: Мы – кактуся,

Дружные ребята,

К победе,  верно, мы идём,

С дороги этой не свернём!

2 команда « Фиалки»

Девиз: Мы - фиалки скромные,

Но упорные!

Разминка

Вопросы для команд:

1. Назовите лучшее время для пересадки растений.  (Весна)

2. Какой водой нужно поливать комнатные растения?

(Тёплой, отстоянной, дождевой.)

3.Когда растения не нуждаются в подкормке?  (Зимой)

4. Перечислите правила поливки комнатных растений.

Поливать можно только тогда, когда верхний слой земли подсох.  Поливать отстоянной водой.

5. В каком уходе, кроме поливки, нуждаются комнатные растения?

Уборке сухих листьев, рыхлении, опрыскивании, мытье или очистки от пыли, в подкормке.

Игра «Собери цветок из лепестков».

На полу раскладываются лепестки и сердцевинки от разных цветов, вырезанные из цветной бумаги. Дети должны определить цветок и правильно его собрать.

Конкурс «Загадочный.2

  • Командам предстоит разгадать загадки.

Лист горбочком,

С желобочком,

Шипы имеет,

А ранить не умеет.

Зато лечит нас

В любой день и час.      АЛОЭ

  • На моём  окошке

Поселился ёжик.

Всё глядит в окошко,

А ходить не может.

Где же его лапки?

Где у него рожица?

Может, он без шапки

От мороза ёжится?           КАКТУС….

Конкурс «Художественный»

Фея показывает командам рисунки непонятных растений. Задача детей- определить, из каких растений они составлены.

Музыкальная разминка

Стук в дверь. Заходит Боляка (голова перевязана косынкой, держится за щеку одной рукой, на другой отставил больной палец, хромает, чихает).

Боляка: Ой, ребята, помогите,

Поскорей меня спасите!

Я почти что инвалид-

У меня ведь всё болит.

Фея: Ой, ребята, жалко Боляку?

Дети: Жалко.

Фея: Давайте позовём медсестру, она сделает укол, и всё пройдёт.

Боляка пугается, трясётся. Ой, уколов я боюсь и таблетки горькие.

Фея: Ну хорошо, попробуем тебя вылечить без лекарств.

Боляка: Как это?

1. Вот растение алоэ. Его ещё называют домашним доктором. Возьми листик, выдави из него сок и закапай в нос - сразу чихать перестанешь.  Палец болит- приложи алоэ мякотью к пальцу и привяжи – боль утихнет.

2. А чтобы голова не болела, понюхай красную герань, чтобы дёсна не распухали, тебе поможет каланхоэ. Оторви листочек и пожуй.

Боляка. Вот спасибо вам, ребята. Я не знал, что среди комнатных растений есть и лекарственные.

Фея: Вот тебе ещё несколько советов. Каланхоэ лечит ангину, отвар из листьев традесканции помогает при простуде. Свежие листья плюща применяют против мозолей и опухолей, ими же сводят бородавки.

Боляка: Ну, спасибо вам ребята. Мне и правда легче стало.

Конкурс капитанов.

Фея называет научное наименование растения, а дети вспоминают его название:

бальзамин- «огонёк», традесканция - «бабьи сплетни», сансевьера – «щучий хвост», фуксия – «фонарики», фикус – « резиновое дерево», алоэ – « столетник», другие.

Домашнее задание

Рассказывание по одной сказке от команды на тему « Если бы я был комнатным растением».

Звучит музыка. Жюри подводит итоги, объявляет победителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

multiurok.ru

Внеклассное мероприятие по биологии «Парад комнатных растений, посвященный путешествию в мир зеленых друзей»

Сценарий внеклассного мероприятия

Праздник «Парад комнатных растений, посвященный путешествию в мир зеленых друзей»

Цель:

Познакомить учащихся с многообразием комнатных растений, углубить знания о приспособленности растений к условиям среды.

Обеспечить развитие познавательного интереса к природе.

Развивать исследовательские умения.

Способствовать формированию чувства ответственности за порученное дело.

Оборудование: выставка комнатных растений, карта мира, выставка книг, рисунков, буклетов, лабораторная посуда для проведения опытов; проектор, компьютер, букеты цветов.

Планируемые личностные результаты: создать условия для проявления активности, организованности и самостоятельности; формировать умение достигать поставленных целей, работать в команде; формировать любовь к природе, осознать роль человека в сохранении окружающего мира, соблюдать принципы и правила бережного отношения к природе.

Планируемые метапредметные результаты: развивать у обучающихся познавательные и коммуникативные аспекты УУД; умение работать по заданному алгоритму; анализировать полученную информацию и применять её при высказывании суждений; формулировать аргументированные выводы и строить логическое рассуждение.

Планируемые предметные результаты: закрепить знания о комнатных растениях, о правилах ухода за ними, научиться готовить удобрения для растений, сформировать эстетические чувства; уметь устанавливать причинно – следственные связи; уметь применять естественнонаучные знания для объяснения сущности природных явлений.

Праздник проходит в виде необычного полета на борту «Мыслелета»

Звучит праздничная музыка

Входят участники и, сменяя друг друга, открывают праздник.

Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на праздник, посвященный комнатному цветоводству. Проходить он будет на борту «Мыслелета».

Мы побываем в пустыне на родине кактусов, в тропиках и субтропиках.

Вас ожидают исследовательские опыты. Завершат праздник занимательные конкурсы, загадки. Наш полет будет проходить на высоте фантазии

со скоростью полета мысли.

Ведущий. А теперь – внимание! Мы отправляемся в наше путешествие

на родину кактусов. Наш «Мыслелет» совершил посадку в Центральной Америке (слайд-презентация).

Докладчик. Мы с вами на Мексиканском плоскогорье, в пустыне,

где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают размерами и разнообразием форм. Особое впечатление производят заросли опунции. Опунция – один из многочисленных родов семейства кактусовых.

Это род членистых кактусов. Стебель растения состоит из отдельных округлых лепешек. Членики покрыты колючками, волосками, щетинками. Щетинки легко обламываются при прикосновении и впиваются в кожу. Опунция требует много света и солнца, летом – обильного полива. Взрослые растения цветут желтыми, оранжевыми, красными цветами. К почве совершенно не требовательна. Плохо переносит пересадку, поэтому пересаживать только по необходимости.

Ведущий. Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся

в тропические леса Бразилии.

Докладчик. Оказывается такой привычный для нас зигокактус родом из тропических лесов Бразилии. Он интересен тем, что стебли у него

в виде члеников соединяются в цепочку и выполняют роль листьев. Цветет

в конце декабря ярко-красными цветами, поэтому его еще называют «декабристом». В отличии от кактусов пустыни этот вид нуждается в обильном поливе.

Докладчик. В тропических лесах можно встретить хорошо известное нам растение традесканция. Оно относится к семейству коммелиновые. Многие виды традесканции неприхотливы к условиям выращивания, могут легко переносить затемнение и перепады комнатных температур. Они очищают

и увлажняют воздух в помещении. Свисающие ветви традесканции со временем теряют свою декоративность. Чтобы избежать этого, весной его обрезают.

Ведущий. Мы отправляемся в Австралию! Это родина самого распространенного комнатного растения – восковой плющ.

Докладчик. Восковой плющ, или хойя, получил свое название в честь английского садовода Т.Хойя. Род растений из семейства ластовневых, насчитывает 200 видов. Хойя – вечнозеленый кустарник с лазающими, тонкими, длинными стеблями. Листья темно-зеленые, толстые, кожистые, расположены супротивно. Цветки очень изящные, белые, розовые, каждый отдельный цветок имеет форму пятиконечной звезды. Выращивать хойю следует в светлом помещении, поливать обильно.

Ведущий. Наш «Мыслелет» делает посадку в Мексике. Там мы встречаем бриофиллум дегримона. Это суккулентное растение из семейства толстянковых. Размножается бриофиллум оригинально: на его крупных удлиненных зубчатых листьях образуются маленькие растения-детки

с корнями, они падают на землю, сами укореняются и начинают быстро расти. Особого ухода бриофиллум не требует. Хорошо растет при достаточном освещении. Медики испытали сок этого суккулента и получили поразительные результаты. Теперь им лечат и людей.

Ведущий. Чтобы узнать, где родина известного всем растения алоэ,

нам придется отправиться в Африку.

Докладчик. В настоящее время в мире существует 300 разновидностей алоэ. Любой вид имеет определенные лечебные свойства. Растение хорошо растет на тяжелых почвах с примесью глины и песка, светолюбивое,

но не переносит застоя влаги. На примере этого растения мы видим,

как приспособилось алоэ к жизни в условиях пустыни. Обратите внимание, какие мясистые листья с большим запасом влаги , восковой налет на листьях, толстая кутикула.

Ведущий. Наше путешествие продолжается и мы прилетаем

в тропические леса Евразии. Это родина папоротников.

Докладчик. Папоротники – группа споровых растений. Среди них нефролепис. Его стебли, растущие пучком из корневища, достигают 50 см. Папоротники хорошо переносят затемнение. Они влаголюбивые.

В естественных условиях размножаются спорами, в домашних – делением корневища.

Ведущий. «Мыслелет» хорош тем, что на нем можно путешествовать

не только в пространстве, но и во времени. Мы отправляемся в Европу в XVIII век на заседание ученого совета цветоводческих наук.

Докладчик. Демонстрируем опыт: «Приготовление удобрений для комнатных растений».

Ведущий. Послушайте советы ученых по уходу за растениями (пересадка растений).

Практикант ученого совета по цветоводческим наукам покажет, как пересаживать растения.

Ученый. Мы провели работу по изучению уровня бактериального загрязнения помещения, а также определили фитонцидную активность комнатных растений. Как вы знаете, фитонциды вырабатывают растения, убивающие бактерии. На основании полученных данных сделали вывод,

что наибольшую фитонцидность имеют герань, олеандр, бегонии. Мы рекомендуем для озеленения помещения учитывать не только красоту растения, но и его фитонцидные свойства.

Ведущий. Задание 1. Чтобы получить звание магистра цветоводческих наук, необходимо победить в конкурсе. Условия конкурса: выйти представителям от каждого ряда и встать на одну линию. По очереди называть комнатное растение. Победит тот, кто больше назовет комнатных растений.

Победителям присваивают звание «Магистра цветоводческих наук».

Задание 2. Найти аспарагус и рассказать о его особенностях.

Задание 3.

  1. Какое комнатное растение очень ядовито? (олеандр).

  2. Назовите растения, у которых нет настоящих листьев (кактус, аспарагус)

  3. На каком растении писали древние египтяне и как называется та бумага? (циперус, папирус).

  4. В какое время суток поливают комнатные растения? (летом – вечером, зимой – утром).

Ведущий. Что ж, дорогие пассажиры, наш полет завершен. Надеемся, что праздник-путешествие был приятным и интересным.

videouroki.net

Сценарий внеклассного мероприятия «Разговор цветов на зимнем подоконнике»

Арнаут Татьяна Анатольевна,

учитель биологии

первой категории,

Узынкульской СШ

Сценарий внеклассного мероприятия

«Разговор цветов на зимнем подоконнике»

для учащихся 6 классов

Внеклассное мероприятие по биологии для учащихся 6 классов по теме: «Разговор цветов на зимнем подоконнике» проводится в рамках проведения в школе «Недели естественных наук». Цель мероприятия – воспитание у ребят чувства прекрасного на основе знаний о комнатных растениях, формирование интереса к ним, эстетического отношения к оформлению жилого помещения.

Ведь комнатные растения – сама природа, и она оказывает воспитывающее влияние на детей. Они проявляют интерес к окружающему их миру растений. Поддержать и развить у детей эту тягу к природе, использовать её для развития эстетического чувства – одна из важных задач учителя биологии.

Подготовка к данному мероприятию проводилась в несколько этапов. Сначала определили сюжет, форму проведения, состав участников. Мероприятие было задумано как разговор комнатных растений с ребятами. Они «рассказывают» о себе, «советуют» школьникам, как правильно ухаживать за ними. В течение двух недель ребята читали рекомендованную учителем литературу. Затем с помощью учителя написали сценарий. После этого началась работа над ролями. Во время театрализованного действия дети-актёры держались перед учениками-зрителями раскованно, старались, чтобы их выступления были яркими и эмоциональными. Ответственной была роль ведущих, так как они должны были уметь свободно и уверенно держаться, уметь направлять беседу в нужное русло.

Детям на мероприятии были предложены разнообразные творческие задания (ответы на вопросы; работа со схемой; составление правил полива растений; работа с текстами; викторина). Школьников привлекла неформальная обстановка, самостоятельный поиск решения различных задач. Использование театрализации позволяет учителю создавать неформальную обстановку, в которой ученики могут проявить свое творчество, овладевать коммуникативными навыками. В то же время в такой обстановке они демонстрируют свои знания, полученные не только на уроке, но и из дополнительной литературы, из Интернета.

Несколько слов о месте проведения мероприятия. Это был класс биологии, который ребята с помощью учителя оформили рисунками « Мой любимый комнатный цветок», книгами о комнатных растениях, букетами. Во время проведения внеклассного мероприятия демонстрировались репродукции картин В.К. Бялыницкого-Бируля «Дом с клумбой перед ним» 1912 год, С.Ю. Жуковского «Бессонная ночь. Светает» 1903 год; иллюстрации цветов.

Данное мероприятие позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, способствует формированию интереса к биологии.

Сценарий внеклассного мероприятия

« Разговор цветов на зимнем подоконнике»

(все мероприятие сопровождается мультимедийными презентациями)

Есть в травах и цветах

Целительная сила. Для всех,

Умеющих их тайну разгадать.

В. Рождественский.

Вступительное слово учителя.

Сегодня, ребята, речь пойдёт о живых существах, находящихся всегда с нами рядом, но мы их часто не замечаем. Хотите знать, кто это? Тогда внимательно смотрим и слушаем.

(Звучит музыка П.И.Чайковского из балета « Щелкунчик» «Вальс цветов»)

Выходят ведущие (цветоводы)

Ведущий: Каждый человек хочет найти себе друга, о котором надо заботиться, но в доме мало места для кошки, собачки, птички.

Ведущая: А рядом с вами есть друзья, которые не только помогут вам повысить ваш эмоциональный тонус в период долгой зимы, но узнать законы мироздания, закрепить знания, полученные о природе в школе. Если хотите узнать об этих друзьях, тогда добро пожаловать в Мир комнатных растений.

Ведущий: Этот мир удивительный. Ребята! Мы с вами находимся в биологическом кабинете. Здесь много комнатных растений. Сейчас они не цветут, так как им не хватает света. Но дни становятся длиннее, света больше и очень скоро начнется цветение растений. Быстрее зацветут те, что стоят на подоконниках. Почему? (отвечают дети). А те, что занимают места на столах, получают меньше света. Как их называют? (отвечают дети).

Ведущая: Итак, у нас есть растения светолюбивые и теневыносливые. Чтобы они прекрасно росли, я ухаживаю за ними:

• готовлю почву, чтобы было хорошее минеральное питание;

• рыхлю почву, чтобы корни дышали;

• слежу за чистотой листьев;

• выставляю их на свет;

• проветриваю комнату, даю воздух для дыхания и жду цветения, так как цветы – декоративная ценность, красотой которых мы любуемся и изучаем.

Ведущий: Мир комнатных растений удивителен. У каждого цветка свой характер, своя тайна красоты. Хотите знать их секреты? Тогда давайте послушаем их разговор.

Ведущая: Чей?

Ведущий: Разговор цветов на зимнем подоконнике.

(Звучит музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» «Вальс цветов».Выходят ребята в костюмах цветов и начинается ролевая игра).

Бальзамин: О, приветствую Вас друзья, комнатные растения! Я Бальзамин, неприхотливое растение. Моя родина – тропическая Африка. Все три года я цвел для ребят, но на четвертый перестал цвести. Поправить это можно, выращиванием нового растения из черенка. Но знают ли об этом ребята?

Бегония вечноцветущая: Уважаемый Бальзамин! Я пришла к ребятам из лесов Африки, Америки и названа в честь ботаника М. Бегона, жившего в семнадцатом веке. Чтобы я зацвела, нужна весенняя короткая обрезка, солнечное окно, обильный полив, но знают ли об этом мои юные друзья?

Пеларгония зональная (герань): Меня зовут Пеларгония зональная. Моя родина - Южная Африка. Я была привезена в Европу в шестнадцатом веке. У меня цветки собраны в соцветие – зонтик. Я украшаю почти каждое окно. Но зимой должна отдыхать, иначе летом хуже буду цвести. Черенковать нужно весною, а в июле уже зацвету. Очень хорошо летом держать меня на открытом воздухе. Но знают ли об этом ребята?

Цикламен: Цикламен цветет зимою. Родина моя – остров Кипр. Для цветения требую прохладного помещения. А мне жарко и душно, поэтому и не цвету. Жаль.

Колеус: Друзья! А я родом из Индии. У меня нет таких красивых цветков, как у вас. Они у меня мелкие и невзрачные, но я все равно получил признание у людей благодаря красивой окраске листьев. На свету цветная роспись становится только ярче, а на северных окнах узоры листьев пропадают. Я легко размножаюсь черенками.

Сансевьера: А меня люди часто называют Щучий хвост. Хотя мне нравится более звучное и романтическое название – Сансевьера. У меня корневище, из которого вырастают крупные мясистые листья, как мечи. Это и привлекает цветоводов. Когда я состарюсь, то зацвету мелкими белыми цветками на конце высокой стрелки. Родина моя остров Цейлон.

Традесканция Зебрина и традесканция обыкновенная: А мы Традесканции (2 девочки произносят вместе).

Зебрина: Я - Зебрина с серебристыми полосками, вечнозеленое растение со свивающимися побегами. Хорошо расту на северных окнах в подвешенной посуде.

Традесканция обыкновенная: Я - Традесканция обыкновенная с зеленными листьями. Хорошо размножаюсь – побег с тремя листочками, воткнутый в сырую землю, укореняется через 5 дней и быстро становится красивым кустиком.

Зебрина и Традесканция обыкновенная (вместе): Наша Родина – Америка, где мы растём на болотах тропических лесов.

Зебрина: Да мы названы в честь ботаника Джона Традесканта, жившего в 17 веке в Англии.

Традесканция обыкновенная: Я в 1960 году побывала в космосе.

Алоэ: Я целебное растение.

Родом я из Африки.

Пусть я не так красив,

Но зато я очень мил.

Листья – сочные ношу,

И цвету я редко.

Как зовут меня?

Комнатные растения (хором): Горькая конфетка.

Алоэ: Нет, неправильно, друзья.

Не зовусь конфеткой я.

Я Алоэ, а в быту Столетник.

Люди меня любят за мою целительную силу. Листья прикладывают к ранам, а сок с мёдом дают пить при туберкулёзе.

Зигокактус: А я из Бразилии, где много диких обезьян. Я - зигокактус, расту на ветвях деревьев. Люблю тень, много влаги и тепла. Цвету в декабре, январе. После цветения мне нужен покой и сократить полив. Но ребята об этом и не догадываются.

Учитель: Ребята! Давайте приведём доказательства, что вы о комнатных растениях много знаете. Итак, начнём. Какие условия необходимы комнатным растениям для их роста и развития?

Ученики: Тепло, свет, вода, воздух, почва.

Первое задание (на экране появляются значки условного обозначения).

Учитель ( показывает детям условное обозначение - ): Определите, что обозначает этот знак?

Ученики: Прямой солнечный свет.

Учитель: Как называются растения, которые любят солнечный свет?

Ученики: Светолюбивые.

Учитель: Приведите примеры светолюбивых растений.

Ученики Аспарагус, зигокактус, колеус, цикламен, абутилон, кактусы. Учитель: Где их нужно размещать? Ученики: Южном, юго – восточном, юго – западном окне.

По выше изложенному алгоритму учитель с детьми работают над обозначениями и .

(Теневыносливые – бегония, сансевьера, алоэ, плющ - северо – восточное и северо – западное окно; тенелюбивые – папоротник, традесканция; северное окно).

Второе задание (на экране схема)

Учитель: Рассмотрите схему и дополните её.

Ученики: Умеренно-теплолюбивые – алоэ, агава, зигокактус, традесканция; температура – 14 -17 С; холодностойкие – пеларгония, фуксия, цикламен, температура – 8 – 14 С.

Третье задание. Учитель: Ребята! Каждому растению нужен правильный полив. Давайте составим правила полива растений. Выдвигайте свои гипотезы. (Далее идёт активная мыслительная деятельность, обучающиеся высказываются, и в ходе работы создаются правила полива растений.)

Правила полива растений

1.Определить, что земля сухая. Для этого нужно постучать по горшку. Если звук глухой – земля влажная, значит, полив не нужен. Если звук звонкий – сигнал о необходимости полива.

2. Поливать так, чтобы не попадать на листья. 3. Растениям с гладкими листьями нужен душ. 4. Необходимо рыхлить почву (сухая поливка). 5. Растениям нужна вода комнатной температуры. 6. Воду нужно отстоять, чтобы улетучился хлор.

Четвертое задание. (Выполняется устно. На экране тексты).

Учитель: Даны тексты. В предложениях вставьте пропущенные слова по смыслу.

1).Нельзя допускать запыления цветов, так как нарушается процесс _____________. Растения с гладкими листьями нужно ____________________ водой, а с бархатными листьями протирать мягкой _______________.

2).Растения получают из почвенного раствора__________ и _______________. В почву вносят _________________. Её необходимо рыхлить. Это нужно для _________________корней.

Пятое задание. Через мультимедийное сопровождение демонстрируются: герань душистая, алоэ, фуксия гибридная.

Учитель: Взгляните на цветы. Какова их ценность для людей?

Дети: Герань увлажняет и очищает воздух, удерживает пыль, уничтожает микробы. Столетник лечит. Фуксия гибридная радует нас красотой; восхищает окраской цветов.

Учитель: Из вышесказанного следует, что комнатные растения для человека важны. Это организмы, которые в результате фотосинтеза аккумулируют солнечную энергию, преобразуют неорганические вещества в органические, а также создают кислород. Растения – источник жизни животного мира, в том числе человека. Они наши верные и бескорыстные друзья.

Учитель: А теперь, ребята, викторина. Она покажет, какие знания вы приобрели, знакомясь с комнатными растениями.

Викторина (на экране изображения растений)

1. Его называют «варварин цвет», так как он расцветает в декабре, к «варвариному дню»... (зигокактус).

2. Это растение пустыни обладает лечебными свойствами, говорят «живёт сто лет»… (алоэ).

3. У какого комнатного растения на концах листьев появляются постоянно капельки воды. Создается впечатление, что оно часто «плачет»… (бальзамин).

4.Назовите растение из тропических болот, его в лабораториях изучают школьники и студенты …(традесканция).

5.Обладательница большого количества эфирных масел… ( пеларгония душистая).

6. Какое комнатное растение не выносит тепло? (цикламен).

7. Цветки этого растения мелкие и невзрачные, но зато окраска листьев яркая, особенно на свету… (колеус).

8. У какого растения листья похожи на мечи… (сансевьера).

9. Какое растение названо в честь ботаника М, Бегона? (бегония).

Учитель. Ребята! Ещё раз посмотрим на удивительное творение природы - комнатные растения.

Прыгают синицы

Под окном моим.

Радуются птицы –

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Милое окно.

Где зимою – лето,

Где цветов полно.

kopilkaurokov.ru

Сценарий "Мир лекарственных растений"

1

2-4 минуты

Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами узнаем много интересного о лекарственных травах. Лечение травами давно известно в народе. Но прежде чем найти действительно полезное человеку растение, нужно его долго и осторожно проверять.

Около 300 лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди и их называли... Как же их называли, кто из вас ребята знает? (Ответы – предположения детей).  Итак, мы с вами узнали, что людей, собирателей лекарственных растений, называли “травниками”. Им давали лошадь, нужные продукты и на целое лето посылали в леса и луга. В помощники себе травники брали крестьянских ребят. Знатоки трав пускались в далекое путешествие по лесам и рекам за целебными травами. И теперь специальные экспедиции ученых работают по изучению лекарственных растений. Во всех концах России заготавливают ежегодно сотни тонн лекарственного сырья.

Чтобы познать секреты лечебных трав, нужно очень много знать об окружающей вас природе, уметь наблюдать за погодой, соблюдать правила и традиции в доме природы.

Ребята, а какие растения растут в наших лесах? (Ребята отвечают, за правильные ответы получают жетоны – силуэты елочек и цветов.)

А как вы думаете, почему лес называют “зеленой аптекой”? (Ответы.)

Почему врачи советуют чаще бывать в лесу, гулять по сосновому бору? (Ответы).

Цветная бумага для жетонов

2

5 минут

Игра разминка: Ребята, а сейчас вы разделитесь на две команды. За 3 минуты каждая команда напишет название лекарственных растений. Но вы должны не только вспомнить и написать названия растений, но и рассказать о их лекарственных свойствах.

Ребята, разделившись на две команды, пишут названия лекарственных растений, после отведенного времени, они зачитывают названия растений и рассказывают о них.

Бумага, ручки

3

7-10 минут

5 минут

Игра+теоретическая часть

Много на Руси народ придумал пословиц и поговорок про растения. Давайте попробуем сейчас собрать пословицы и их прочитать.

(Ребята подбирают 1 и 2 части пословиц и читают их, объясняя их значение.)

  1. Деревья – украшения земли.

  2. Дереву цена – по плодам, человеку – по трудам.

  3. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

  4. В лесу много рябины – к дождливой осени.

  5. Ель не сосна – шумит неспроста.

  6. Сосна там красна, где взросла.

  7. Всякая сосна своему бору шумит.

  8. Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

  9. Перед ненастьем одуванчики закрываются, прячась от дождя.

  10. Пока лиственница иголки не осыплет, снегу не будет.

Примечание. Количество пословиц определяется по количеству участников , содержание пословиц и поговорок должно учитывать знания и подготовленность ребят.

 Молодцы, ребятишки, вы уже много знаете о лекарственных растениях. Но кто из вас может сказать о правилах сбора этого природного дара. Лекарственные травы заготавливают в определенные сроки, вдали от дорог, выпаса скота. Собирая лекарственные растения нельзя забывать о бережном отношении к окружающей природе, о том, что мы приходим в гости в Дом природы и должны соблюдать правила поведения и доброго отношения ко всем жителям этого большого Дома.

Распечатанные пословицы

4

5-7 минут

Игра

На столик выставляется несколько карточек с изображениями лекарственных растений. Дети их запоминают. Наставник предлагает детям закрыть глазки и убирает одно из растений. Дети открывают глаза и вспоминают, какое растение стояло ещё. Игра проводится 4-5 раз. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Распечатанные карточки с изображением лекарственных растений

5

5-10 минут

Самостоятельная работа ребенка

Сегодня мы с вами научимся делать розы из бумаги (Наставник показывает, как делать цветы, дети повторяют)

Гафрированная бумага (розовая и красная), зеленая цветная бумага, зубочистки

infourok.ru

Сценарий КВН для детей подготовительной группы "В мире лекарственных растений"

Автор:

Шихова Альфира Фаридовна,

воспитатель

МБДОУ Детский сад №4 "Снегурочка"

г. Салехард

Цель

  • Закрепить знания детей о лекарственных растениях и правилах их сбора;

Задачи:

  • Углубить знания о пользе и применении лекарственных растений;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к растениям ;
  • Развивать мыслительную деятельность, память, речь;
  • Воспитывать умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.

Предварительная работа:

  •  Беседы о целебных свойствах растений, и их многообразии в родном крае;
  • Использование научно- популярной ,художественной, медицинской литературы, иллюстраций и поэтических произведений, описывающих цветы;
  • Составление рассказов, сказок о лекарственных растениях, заучивание стихотворений, загадок о лекарственных растениях;
  •  Рисование лекарственных растений.

Оборудование:

Детали цветов вырезанные из цветной бумаги, картинки лекарственных растений, корзинка, макеты деревьев ,цветы, магнитофон,  аудиозапись "Вальс цветов" П.И.Чайковского.

Ход занятия

Звучит "Вальс цветов" в группу входит Фея цветов.

Фея: Здравствуйте, дорогие ребята ! Я Фея цветов и я рада приветствовать Вас на лесной полянке .Вы любите цветы?

Дети :Да!

Фея: А какие цветы вы знаете?

Дети : Ромашки, колокольчики....

Фея : Ребята, а вы знаете, что растения могут лечить многие болезни?

Дети : Да !

Фея: А как называются эти растения?

Дети : Лекарственные растения!

 Фея : Правильно, мы сегодня с вами поговорим о лекарственных растениях и проведем мы с вами КВН " В мире лекарственных растений"

Сегодня у нас будут соревноваться 2 команды .Команда "Ромашки",команда "Одуванчики".

Представление команд

Первая команда "Одуванчики"

Девиз:

Команда "Одуванчики"

Готова отвечать.

О растениях много знаем,

Подготовились на "пять".

Вторая команда "Ромашки"

 Девиз:

Нам рады все люди,

Птицы ,букашки

Мы полезные цветы,

Нас зовут -ромашки!

Фея: Молодцы ребята ,представили команды.

 Задание 1

А сейчас разминка. Надо  быстро ответить на вопросы..

1.Верхняя сторона листочков этого лекарственного растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мама.Ответ:  Мать – и - мачеха

2.Это лекарственное растение растет у дорог, его листья заживляют раны.Ответ: Подорожник

3. Сегодня лесная полянка вся жёлтая от цветов, а завтра станет белой. Желтенькие цветы превратятся в белые, а головки у них будут пушистые. Что это за цветы?Ответ: Одуванчик

4. Отгадайте, какое растение используется при простуде и кашле:

Золотая середина

И лучи идут кругом.

Это, может быть, картина?

Солнце в небе голубом.

Ответ: Ромашка

5. С этим растением каждый день встречается тот, кто любит чистить зубы.Ответ: Мята

6. Это растение, с шипами и красивыми цветами, придает человеку силы и снабжает организм витаминами.Ответ: Шиповник

Фея: Молодцы ребята!

Задание2

 Игра "Собери цветок из лепестков"

На полу раскладывается лепестки и сердцевины цветов вырезанные из цветной бумаги (ромашка и василёк) Дети должны правильно собрать цветок. Побеждает та команда которая быстрее соберет цветок.

Задание 3

Конкурс загадок.

Загадки о лекарственных растениях:

1.Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник) 

2.Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву? (Крапива) 

3.Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (Одуванчик) 

4.Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (Зверобой) 

5.Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (Мяты) 

6.Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки? (Чистотел) 

7.Сидит на палочке 

В красной рубашке, 

Брюшко сыто, 

Камешками набито. (Шиповник)

8. Семена, как коготки, 

Жёлто-красные цветки. 

От горла помогают, 

Кто же их не знает. (Календула) 

Заходит Колобок с корзиной.

Колобок: Здравствуйте ребята! Я колобок -румяный бок катился по полям и лугам и собрал много растений . А как они называются не знаю . Помогите пожалуйста.

Фея: Ну, что ребята поможем Колобку?

Дети: Да!

Фея: А ты Колобок пока посиди да послушай и запоминай.

Фея берет из корзины засушенные растения  и показывает детям, дети называют растения.(Одуванчик, ромашка, крапива, Иван-чай, полынь, хвощ полевой)

Фея: Правильно ребята, вы все лекарственные растения назвали правильно. Ну, что Колобок ты запомнил  названия растений.

 Колобок :Да.

Фея: А сейчас следующее задание капитаны команд должны рассказать о лечебных свойствах  некоторых растений.

Задание 4

"Расскажи и покажи"

 Выходит по одному капитану и рассказывает о полезных свойствах растений.(Ромашка, крапива, подорожник, одуванчик)

Фея: Молодцы капитаны. Вас поддерживает вся команда. Колобок, а  ты знаешь как надо собирать и сушить лекарственные растения?

Колобок :Нет.

Фея: А сейчас дети тебе расскажут.

 Правила сбора лекарственных растений:

  • Подземные части растений собирают в сухую погоду, после того как спала роса.
  • Сушат под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
  • При сборе цветков часть из них оставляют на растении.
  • Нельзя собирать больные, поврежденные вредителями растения
  • Запрещается собирать растения вблизи автомобильных и железнодорожных магистралей, а также в крупных городах.
  • Запрещен сбор редких лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
  • Цветки собирают, когда растения цветет. Корневище – поздней осенью,  когда плоды уже осыпались  (что важно для возобновления зарослей).
  • Нельзя собирать растения в городе или вблизи дороги.

Фея: Ну ,что Колобок теперь ты всё запомнил?

Колобок: Ой ребята, вы такие молодцы. И все то вы знаете и все то вы умеете. А я покачусь быстрее до бабушки да заварю ей ромашку, а то у нее болит горло. Спасибо ребята. До свидания!

Фея: А сейчас ребята давайте отдохнём.

Физминутка:

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наобо­рот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

Фея: А теперь последнее задание

Задание 5. "Угадай"

Фея: Я буду описывать лекарственное растение , а вы должны угадать , что это за растение и показать картинку.

1. Листья узорные,головка белая.Используют в виде отвара,когда болит горло .(Ромашка)

2. Растет у дороги, семена идут в стрелку.Применяют для остановки кровотечения из ран.(Подорожник)

3. Растет на клумбах. Цветочки оранжевые или желтые. Применяют при ангине и для промывания ран.(Календула).

Молодцы ребята все правильно отгадали и показали. А теперь мы подведем итоги.

(Жюри подводит итоги и  вручает детям медали и призы)

Литература

1.Луконина Н,Чадова Л. Утренники в детском саду.  Москва"Айрис-Пресс.2002 .

2. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. .Минск "Асар".2001.

3.Плешаков А.А.Зеленая тропинка.Москва"Просвещение" 2002.

4.Интернет портал "Ресурсы образования .Портал информационной поддержки специалистов ДОУ."

 

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002696

Штрих код (№ квитанции) 62502674106083 Дата отправки 9 сентября 2014 г.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

tmndetsady.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта