Технологическая карта урока по биологии на тему "Строение семян" (6 класс). Урок строение семян двудольных растений 6 класс фгос
Уроки биологии МБОУ СОШ 76: 6 класс
РАЗНООБРАЗИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ РАСТЕНИЙ Презентация к уроку - скачать В качестве повторения видеоурок по теме "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого"
Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ru
ГЛАВА 1. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
Другие видеоуроки по школьной программе смотрите на InternetUrok.ruВсе покрытосеменные, несмотря на своё многообразие, имеют общий план строения.
Орган – часть организма, имеющая определенное строение и выполняющая определенные функции.
Органы растений подразделяют на вегетативные и репродуктивные (генеративные).
Вегетативные (от латинского слова "вегетативус" - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова "генераре" - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок и плод с семенами. ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯПрезентация к уроку - скачатьЖизнь цветкового растения начинается с семени. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. Наш следующий урок посвящен изучению особенностей строения семени двудольных растений. СЕМЕНА
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ "СЕМЯ"
Выбери один правильный ответ из нескольких предложенных.
1. Семя большинства покрытосеменных растений состоит из:
а) зародыша;
б) эндосперма;
в) семенной кожуры;
г) зародыша, эндосперма, семенной кожуры.
2. Значение семенной кожуры:
а) содержит питательные вещества;
б) обеспечивает семя водой;
в) защищает семя от высыхания и повреждения;
г) укрепляет семя в почве.
3. Значение эндосперма в семени:
а) обеспечивает зародыш питательными веществами;
б) обеспечивает зародыш водой;
в) защищает семя от высыхания и повреждения;
г) укрепляет семя в почве.
4. Зародыш семени покрытосеменных растений состоит из:
а) зародышевой почки;
б) зародышевого стебелька;
в) зародышевого корешка;
г) зародышевых листьев, стебелька, корешка, почки.
5. Щиток в семенах злаков – это:
а) видоизмененный стебелек;
б) видоизмененный корешок;
в) почка;
г) видоизмененная семядоля.
6. При прорастании из семени первым появляется:
а) зародышевый корешок;
б) почечка;
в) семядоли;
г) зародышевый стебелек.
КОРЕНЬ
Верхушка говорила с похвальбою:«Моя обитель — небо голубое.
А ты, о корень, житель подземелья».
Но корень возмутился: «Пустомеля!
Как ты смешна мне со своею спесью:
Не я ль тебя вздымаю к поднебесью?»
ВИДЫ КОРНЕЙ И ТИПЫ КОРНЕВЫХ СИСТЕМ
Презентация к уроку -
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3 "Стержневая и мочковатая корневые системы" Цель работы: познакомиться со строением разных типов корневых систем Оборудование: растения с разными типами корневых систем, лупа; 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются? 2. Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие — мочковатыми. Запишите определения. 3. Отберите растения со стержневой корневой системой. 4. Отберите растения с мочковатой корневой системой. 5. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие — двудольные. 6. Заполните таблицу.Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы | |
biouroki76.blogspot.com
Конспект открытого урока по биологии 6 класс. Тема урока «Строение семян». ФГОС
Самоанализ урока «Строение семени».
Урок проходил в 6 классе, предмет – биология.
Тема урока: «Строение семени».
Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.
Цель урока : познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Задачи, которые я ставила перед собой
Образовательные:
· раскрыть особенности строения семян однодольных и двудольных растений;
· дать представление об общих и отличительных признаках в строении семян однодольных и двудольных растений.
· развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их;
· формировать практическое умение и навыки по распознаванию и определению семян;
· развивать умение работать с учебником.
Развивающие:
· развивать логическое мышление через умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы, сравнивать;
развивать наблюдательность, речь учащихся.
Воспитательная:
· продолжить формирование научного мировоззрения.
· Осуществлять экологическое, природоохранное воспитание на примере материала урока.
· развитие инициативы, уверенности в своих силах.
Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский
На уроке применялись различные формы учебной деятельности: работа по инструктивным картам, работа с гербариями, сообщения учащихся, фронтальный опрос, беседа, работа со слайдами, тестирование, рефлексия.
Принципы, соблюдаемые в деятельности учителя и учащихся: сотрудничество, соучастие.
Методы обучения используемые на уроке: интерактивные, проблемно- поисковые, наглядный, словесный, практический и др.
На уроке формировались следующие компетенции: личностного совершенствования, ценностно-смысловая, образовательная, учебная, познавательная, информационно-коммуникативная, общекультурная.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.
Урок состоит из этапов:
Организационного, задача которого была подготовить учащихся на уроке к восприятию темы ( эмоциональный и психологический настрой, рефлексия настроения).
Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока. Показана личностная значимость темы, где будут использоваться знания в дальнейшем . Проверка знаний по предыдущей теме фронтально и индивидуально в форме тестирования, взаимопроверка, оценивание.
Изучение нового материала по теме «строение семени». На этом этапе использовались приемы, усиливающие восприятие нового материала, работа с учебником, учебный фильм, задания в инструктивных картах, работа в группах, сообщения учащихся, использование наглядности, анализа, сравнения, обобщения, постановка проблемного вопроса, актуализация личного опыта и опорных знаний учащихся, самостоятельная работа. Привлекала класс к корректировке ответов.
Проверка знаний учащихся (тест), задача которого - проверить знания учащихся, взаимопроверка.
Информирование о домашнем задании. Задача - разъяснить методику и мотивирование его выполнение (из учебника, творческое задание по интересам и степени сложности)
Рефлексия. Задача этапа - осмысление деятельности ученика и учителя на уроке, оценка собственного продвижения в изучении темы. Анкета, оцени урок. Деятельность учащихся – указывать сильные и слабые стороны своей деятельности на уроке. А также проведена рефлексия настроения в начале и конце урока.
Проведена индивидуальная и самостоятельная работа, самооценка, контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Со стороны учащихся была проявлена заинтересованность в работе, в получении ими новой информации. Активность учащихся была на высоком уровне. Задания на дом предложено по интересам, с творческим содержанием. Использование компьютера позволило оживить процесс восприятия нового материала и сделать урок более наглядным и динамичным.
Считаю, что мне удалось выдержать стиль общения с учащимися, организовать их работу на уроке. Выбранные формы и методы работы на уроке были использованы целесообразно, что послужило реализации всего запланированного на уроке. Методы и приемы, использованные на уроке, способствуют развитию познавательного интереса учащихся к изучаемой теме, развивают мыслительные способности детей, соответствуют возрастным особенностям учащихся, применялись в рамках здоровьесберегающей технологии.
Считаю, что урок цели достиг.
По результатам рефлексии, я смогла сделать вывод, что дети удовлетворены результатами своей работы, урок им понравился, настроение в ходе урока улучшилось.
Конспект открытого урока по биологии 6 класс.
Тема урока «Строение семян». ФГОС
Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Задачи урока
Обеспечить достижение предметных результатов обучения:
сформировать знания о строении семян однодольных растениях и двудольных растениий.
Сформировать умения описывать внешнее строение семени, определять и называть части семени, выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений.
Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему урока, определять цель учебной деятельности;
Познавательные УУД:
- уметь работать с учебником (текстом, рисунками), дидактическим материалом; преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)
Комуникативные УУД:
- работая в паре учитывать мнения партнёров, отличные от собственных.
Личностные:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, проблемный, исследовательский (лабораторная работа).
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку, тесты, карточки с игрой «Верю – не верю», инструктивные карточки.
I. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята! Я очень рада приветствовать Вас и наших гостей сегодня на уроке биологии. Давайте возьмемся за руки и поприветствуем друг – друга словами
Здравствуй друг,
Я пришел.
Ты мне рад?
Хорошо!
Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.
II. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному царству растений, нас ждет интересное общение и плодотворная деятельность. Будьте внимательны, активны и вы добьетесь успеха.
1.Давайте вспомним, какие растения мы изучаем (цветковые)
2.Почему они получили такое название? (на этих растениях образуется цветок)
3.Что образуется на месте цветка? (плод)
4.на какие группы можно разделить плоды по строению околоплодника? (сухие и сочные)
5.На какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односемянные и многосемянные)
А теперь проведем небольшую разминку, все внимание на экран.
Молодцы!
III. Самоопределение к деятельности. (2 мин) послушайте стихотворение и попытайтесь понять о че пойдет речь на уроке?
У меня в руке будущая жизньБудущий побег и могучий корень.Дружно прорастут они в глубину и ввысь,Лишь вода дождей землю всю напоит.А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою все воет Спит и дышит жизнь у меня в рукеБудущий побег и могучий корень.
А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)
1.Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение)
Определите тему урока. «Строение семян».
2.что вы знаете, о семени? (Обычно находятся в плоде, разной окраски, формы, размеров)
3. что хотели бы еще узнать, чему научиться? Давайте мы с вами сформулируем цели урока?
1.изучить строение семян
2.разобраться все ли семена одинаковы по строению
3. запомнить на какие группы делят растения по строению семян
Молодцы!
Ребята, а что вы знаете о семенах? (опережающее задание ученикам)
1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг в 30 млн. раз тяжелее, чем у березы. Созревает семя в течение 7-10 лет, а прорастает 1-1,5 года.
2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. Очень мелкие семена у белозера (отдельное семя весит 0,00003 г), у осины – 50 000 семян весят – 4 г.
3. Есть семена лекарственные.
а) Семена пшеницы богаты витаминами – В1, В2, РР, а проростки пшеницы содержат необходимый для организма витамин Е.
б) Льняное семя толченое применяется при заболеваниях кишечника.
в) Семя укропа огородного применяется при болезнях печени, для возбуждения аппетита, при судорогах, одышке и как успокаивающее средство.
д) Семена петрушки обладают мочегонным действием, выгоняют соли из организма.
4. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен
0,2 г
Молодцы! Интересная информация
Открыли тетради и записали число и тему урока. Давайте дадим определение понятию семя.
Что же такое семя – это орган, предназначенный для размножения и распространения семян!
IV. Работа по новой теме. (9 мин)
Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.
А сейчас все внимание на экран! (1м 50с)
Что вы запомнили? из чего состоит семя?
Пользуясь учебником с. 8, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.
Перед трудной работой надо размяться!
Физминутка (1 минута):
А сейчас немного отдохнем:
Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).
V. Лабораторная работа. (12 мин), Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семян однодольных и двудольных растений на примере семени фасоли и пшеницы. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструктаж. Как мы работаем: Перед вами, ребята, инструктивные карты, натуральные объекты- семена растений, необходимое оборудование для работы: лупы. Поэтапно мы будем выполнять задания, согласно инструктивной карте.
Ваша задача:
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Обсуждение:
А теперь, давайте сравним изученные семена. Работа в парах (шпаргалка «алгоритм сравнения» у вас на столах. Которые вы заполняли в ходе работы.
Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).
А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).
Те растения, которые имеют в зародыше одну семядолю, называются однодольными. Например – пшеница, лук, лилия. Те растения, которые имеют в зародыше две семядоли, называются двудольными. Например – яблоко, огурец, слива, томат. Итак, мы с вами выяснили, что: Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок- сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
VI. Закрепление. (4 мин)
“Верю – не верю” Верю – не верю”
А теперь, поменяйтесь работами с соседом, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).VII. Подведение итогов, выставление оценок. (2 мин).
Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия?
1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.
2.Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.3.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др
4.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох и др.
Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
Сегодня активно работали на уроке: …, они давали полные, правильные ответы на мои вопросы, затруднялись ответить на вопросы: .., они получают оценку ____, за работу по карточкам получают оценки: ____.
VII. Домашнее задание (2 мин).
1.обязательное с. 40, 41
2. (творческое) в каких сказках идет речь об овощах, семенах и
плодах? Это будет вашим домашним заданием.
VIII. Рефлексия: (1 мин),
Что больше всего вам понравилось на уроке?
При выходе из класса я попрошу положить смайлик, который соответствует вашей оценке урока. «Было интересно», «Было неинтересно».
Приложение 1
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА (вариант А)
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «СТРОЕНИЕ СЕМЕНИ»
Цель: изучить строение семян однодольного и двудольного растения
Оборудование: сухие, намоченные семена фасоли, пшеницы; лупа, пинцет.
ХОД РАБОТЫ
Изучение строения семени фасоли
Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму, сравните набухшие семена с сухими.
На вогнутой стороне семени найдите рубчик – место прикрепления семени к семяножке.
Над рубчиком находится маленькое отверстие – семявход. Он хорошо заметен у набухшего семени. Через семявход в семя проникают воздух и вода.
Надорвите и снимите кожуру фасоли. Возможно ли это с сухими семенами? Какова функция семенной кожуры?
Изучите зародыш семени. Найдите семядоли, зародышевый корешок, стебелек и почечку.
Подпишите части семени фасоли на рисунке (отдельный листочек).
Рассмотрите семядоли – в них находятся запасные питательные вещества.
Сделайте вывод о строении семени фасоли, используя слова для справок.
ВЫВОД:
1. Семя фасоли состоит из …………………….. и ………………...
………………состоит из……………….., ……………………, …………………….,
…………………………………..
2. Растения, зародыш семени которых состоит из 2-х семядолей -
…………………………
Слова для справок: стебелек, почечка, зародыш, корешок, кожура, семядоли, двудольные, зародыш.
Изучение строения зерновки пшеницы.
Семя пшеницы одето золотисто – жёлтым кожистым околоплодником. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.
Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы.
Пинцетом попробуйте снять часть околоплодника с сухого и набухшего семени. Он так плотно сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно.
Рассмотрите половинку разрезанной зерновки пшеницы. Найдите эндосперм (запасающая ткань) и зародыш (корешок, стебелек с почечкой и семядолю).
Подпишите части семени на рисунке (отдельный листочек).
Сделайте вывод о строении зерновки пшеницы, используя слова для справок.
ВЫВОД:
1. Зерновка пшеницы имеет снаружи ……….. оболочку, которая плотно ……………..с кожурой семени; внутри зерновки одно семя, состоящее из ………… …..и……………..
………………….состоит из ……………., ………………………..,
………………………, …………………….
2. Растения, зародыш семени которых состоит из одной семядоли - ………………………..
Слова для справок: плодовая, срослась, зародыш, эндосперм, зародыш,
семядоля, корешок, однодольные, стебелек, почечка.
Инструкция по технике безопасности.
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться инструментом
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Анкета оцени урок!
(на 5 и 6 вопросы дать полный ответ)
1.Вам было интересно?
2.Вы узнали что-то новое?
3.Был ли доступным изучавшийся материал?
4.Вы его поняли?
5.Какие возникли трудности (что не поняли)?
6.Ваши пожелания.
infourok.ru
Конспект урока биологии в 6А классе по теме: «Строение семени».
Краевое государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат №1»
Конспект урока биологии в 6А классе
по теме: «Строение семени».
Учитель. Егорова Екатерина Александровна
Хабаровск, 2018
Тема. Строение семени.
Тип урока: комбинированный урок, с лабораторной работой.
Цель урока: обучающиеся научатся или получат возможность научиться определять строение семян однодольных и двудольных растений.
Цель для учителя: познакомитьобучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений.
Задачи урока:
1.Познакомить обучающихся со строением семян однодольных и двудольных растений;
2.Формировать навык учебной деятельности через лабораторную работу, т. е. умение обобщать знания в виде схем и таблиц, делать вывод и обобщение;
3. Обогащать словарный запас, развивать устную речь, словесно-логическое мышление неслышащих обучающихся;
4.Прививать интерес к предмету, формировать навыки взаимопомощи и сотрудничества. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимопроверки, взаимоуважения;
Оборудование: ноутбук, учебник, инструктивная карта, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, презентация к уроку.
Ход урока.
1. Орг. Момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Нам предстоит сегодня очень серьезная работа и все задуманное должно осуществиться. Для этого мне потребуется ваша помощь. Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак(открытые ладошки).
Ответьте мне этим знаком, кто хочет начать работу вместе со мной.
Эпиграфом нашего урока пусть станут эти строки:
Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети,
Но, как же появляются …
Растения на свете?
2. Словарная работа.
Сегодня на уроке будем работать со следующим словарем:
Словарь : однодольные, двудольные, семядоля, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле, мы будем определять строение семян.
однодольные
Растения
двудольные
3. Формулирование темы.
Послушайте стихотворение и попытайтесь понять, о чем пойдет речь на уроке?
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут они в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет
Спит и дышит жизнь у меня в руке
Будущий побег и могучий корень.
А сейчас отгадайте загадку и определите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
В землю ляжет, чтобы встать и до солнышка достать. (Семя)
1. Что вы уже знаете, о семени? (Семя имеет разную форму, размер, цвет)
2. Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение).
3. А что внутри у семени, что оно имеет? (строение)
Итак, сформулируем тему урока…..
«Строение семян».
Давайте ее прочитаем.
4.Формулирование цели урока.
А теперь попробуйте, исходя из темы, определить чему мы научимся на уроке? ( Сегодня на уроке мы научимся определять….. строение семени)
5. Постановка учащимися задач урока.
Задачи:
1. Мы будем изучать строение семени.
2. Будем разбираться, все ли семена одинаковы по строению.
3. Узнаем, на какие группы делятся растения по строению семян.
4. Будем отвечать …..(на какие классы делят растения по строению семян)
5. Будем находить… (части семени по таблице и на натуральных объектах)
6. Будем рисовать…..
7. Будем говорить…
Записать число, тему урока в тетрадь.
Это будет нашим планом урока, к которому мы вернемся в конце при подведении итогов.
Во время нашего урока мы будем выполнять различные задания. Вы должны быть активными, внимательными. А в конце урока вы сами оцените свою работу.
6. Опережающее задание ученикам. Перед изучением новой темы, давайте проверим домашнее задание Вы должны были найти интересный факты о семенах. Кто хочет рассказать? (5мин)
1. Самые крупные семена двулопастной формы у пальмы родом с Сейшельских островов. Их длина 30-45 см, вес до 15 кг
2.Самые мелкие, меньше мм., семена у орхидей, 50 000 таких семян весят 0,1 г. 3.
3.Есть семена лекарственные.
4. Есть растения, семена которых то скручиваются, то раскручиваются.
5. А еще семена могут быть эталоном веса, например, ювелирных изделий, бриллиантов – караты. Слово "карат" происходит от названия семени растения цератонии. С помощью этих семян люди в древности проверяли весы. Семечки цератонии малы и неотличимы друг от друга по весу. Один карат равен 0,2 г
6. Из семян зерновых делают муку, затем пекут хлеб.
Молодцы! Интересная информация.
Изучение нового материала.
Сегодня мы с вами должны выяснить, какое строение имеет семя? Все ли семена имеют одинаковое строение или они чем- то отличаются? Для этого посмотрим обучающий фильм, а потом отправимся в лабораторию, где проведем исследовательскую работу.
А сейчас все внимание на экран!
Что вы запомнили? из чего состоит семя?
Пользуясь учебником с. 86, запишите определение зародыша и семядолей. Прочитайте.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Перед трудной работой надо размяться!
Давайте отдохнем, встаньте, пожалуйста: «Делай как я»
Взяли семя, замочили (ладошки перед собой)
Все присели, посадили (присели)
Вырос наш росток (руки вверх)
Покачался на ветру (руки вверху покачать)
Рады мы своему труду (похлопать в ладошки, потопать).
Лабораторная работа.
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы.Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструкция по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (у каждого ученика на столе) (слайд).
1.Работать за столом следует аккуратно.
2.Не делать резких движений.
3.Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.
4.Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5.После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа (проводится под руководством учителя).
I. Рассмотрим внешнее строение семени.
Учитель: С одной стороны оно имеет вогнутую поверхность, а с другой – выпуклую. Такая форма называется почковидной.
-Чем покрыто семя?
Вывод 1. Семя покрыто кожурой.
Учитель: Как вы думаете, какую функцию выполняет кожура?
Вывод 2: Она выполняет защитную функцию. Кожура защищает семя от повреждения, бактерий и высыхания.
Учитель: Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Какие семена больше — набухшие или сухие? Чем вы это можете объяснить?
Учитель: Используя лупу, рассмотрите семя и определите, как проникает вода в семя, если кожура не пропускает воду?
Вывод3: В семени находится отверстие, через которое проходит вода. Это отверстие называется микропиле. (Через микропиле семя еще и дышит).
Посмотрите, как пишется это слово.
Учитель: Набухшее семя больше по размерам и кожура легко отходит. Она выполнила свою задачу и больше не нужна. С помощью препаровальной иглы, попробуйте снять кожуру с набухшего семени. Попробуйте снять кожуру с сухого семени. В каком случае и почему кожура снимается легче?
Учитель: Разделите семя на две части. Под семенной кожурой находятся две семядоли и зародыш. Растения, у которых имеется две семядоли - называются двудольными, растения, у которых одна семядоля – называются однодольными.
II. Изучение внутреннее строение семени.
Учитель: Рассмотрите внешний вид зародыша. Найдите зародышевый корешок, стебелек и почечку. Какую функцию выполняет корешок, стебелек, почечка?
Вывод 5: Из корешка развивается главный корень. Стебелек выносит на поверхность земли семядоли. Из почечки развивается стебелек с листьями.
Запишите вывод к лабораторной работе: Семя – это зачаток нового растения, которое состоит из зародыша, покрытого плотной семенной кожурой.
10.Закрепление.
Сейчас проверим, как вы усвоили новый материал. Для этого сыграем в игру: «Верю – не верю». Прочитав предложение, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте +, если неправильное –
“Верю – не верю”
Фамилия, имя | +/- |
| + + - + + - - + - |
Задание проверил(а): | Оценка: |
А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените:
(каждый “+” оцените в 1 балл).
Подведение итогов.
Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока. Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего путешествия?
1.Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша, и содержит запас питательного вещества.
2.Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными.
3.Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными.
Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
11.Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
Сегодня я узнал (а) больше о …
Было интересно выполнять…
Было трудно …
Я выполнял(а) …
Теперь я …
Я научился (ась) находить …
Вам понравился урок?
12.Оценивание.
13.Д/Ззапишите домашнее задание: читать параграф 18, зарисуйте семя и подпишите название частей.
videouroki.net
Урок по биологии в 6 классе на тему Строение семени.
МБОУ-СОШ с.Ольшанка
Аркадакского района Саратовской области.
Конспект урока
по биологии в 6 классе
на тему:
«Семя, его строение».
Подготовила учитель биологии и экологии
МБОУ-СОШ с.Ольшанка
Лунёва Ирина Владимировна
2014 год.
Урок биологии в 6-м классе "Семя и его строение"
Цель урока:
сформировать у учащихся знания о внутреннем и внешнем строении семян;
познакомить учащихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений;
продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;
продолжить формирование умений работать с натуральными объектами;
развивать личностные качества: умение самостоятельно работать с лабораторным оборудованием, умение работать быстро и аккуратно;
воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала.
Оборудование: таблицы: “Строение семян двудольных и однодольных растений”, “Прорастание семян” коллекции семян, лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, инструкция по ТБ, чёрный ящик, презентация к уроку, интерактивная доска.
План урока
Этапы урока
Время, мин
Приемы и методы
1. Организационный момент урока. Постановка учебной проблемы.
1-2
Сообщение учителя.
2. Изучение нового материала.
15-20
Рассказ учителя, демонстрация, беседа. Записи в тетради
3. Совершенствование знаний и умений. Подведение итогов.
15-20
Лабораторная работа, взаимоконтроль, составление синквейна.
4. Домашнее задание.
1-3
Запись на доске.
Ход урока
2. Я начну сегодняшний урок с загадки: перед вами чёрный ящик, попробуйте отгадать, что в нём находится, используя описания? (слайд (см. презентацию))
Это орган растения, который ему жизненно необходим.
Этот орган появляется в определённый период жизни растения.
С помощью него растения могут распространяться по Земле.
Это семя. (слайд)
Итак, сегодня на уроке мы начинаем изучать семена. Наш первый урок будет посвящён, в первую очередь, строению семян, кроме того, мы узнаем, что происходит при прорастании семян.
(ученики записывают в тетради число и тему) (слайд)
Свою жизнь цветковое растение начинает с семени. Если семя попадает в благоприятные условия, оно начинает прорастать. Первым появляется корешок, а затем маленький побег. Это маленькое растение называют проростком. Спустя какое-то время у молодого растения появляются листья, цветки, плоды и, конечно же, семена. Семя считают органом полового размножения и расселения растений. (слайд)
(вопрос учащимся)
Какой вид размножения растений кроме полового вам известен? (вегетативное)
Форма, величина, окраска семян различных растений очень разнообразны (страница учебника 39-40). (слайд) Обычно семя снаружи покрыто внешней оболочкой-кожурой. Толщина, твёрдость, окраска её у семян различных растений неодинакова. Поверхность также разнородна, она может быть гладкой, иметь неровности в виде шипиков, волосков. (Можно предложить учащимся самим ответить на вопрос: Какова роль этих видоизменений в строении оболочки?). Все эти приспособления служат для лучшего распространения, расселения семян.
На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению.
В зародыше выделяют две основные части: зародышевый побег и зародышевый корешок. В свою очередь зародышевый побег состоит из:зародышевой почечки, зародышевого стебелька и семядолей. Зародыш семени может содержать одну или две семядоли (слайд). Цветковые растения, имеющие зародыш семени с одной семядолей получили названия однодольные (пшеница, кукуруза, тюльпан), а с двумя двудольными (яблоня, фасоль, горох).
В состоянии покоя семена могут находиться до 3-5 лет, а иногда и более. При попадании семени в благоприятные условия (увлажнённая почва, определённая температура, достаточное количество воздуха) оно может прорасти. Прорастанию предшествует набухание, т.к. через семявход в семя поступает вода. Набухают все семена, но прорасти могут только те, в которых живой зародыш. Результатом прорастания семени является маленькое растение, которое, как мы уже знаем, называют проростком (демонстрация проростка) (слайд). Первым из семени, как я уже говорил, выходит зародышевый корешок.
(вопрос учащимся)
Почему именно корешок? (закрепляет растение в почве).
Затем появляется зародышевый побег.
Если у проростка фасоли удалить семядоли, то он погибнет. Причиной гибели послужит отсутствие питательных веществ. Следовательно, семядоли выполняют функции органа, запасающего питательные вещества, которыми питается вначале прорастающий зародыш. Но в некоторых семенах запасные питательные вещества находятся не в семядолях, а располагаются в специальной ткани-эндосперме, которая окружает зародыш.
(физминутка)
Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу по изучению строения семени фасоли. У вас на столах есть необходимое оборудование, инструкция выполнения работы есть в учебнике на странице 44 и у вас на столах в специальных бланках (прилагается). Результаты работы вы заносите в этот бланк. Но, прежде чем приступить к работе, вспомним ТБ (смотри бланк по технике безопасности).
Инструкция по технике безопасности
при выполнении лабораторной работы (у каждого учащегося на столе) (слайд).
Работать за столом следует аккуратно.
Не делать резких движений.
Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, что бы не уколоться.
Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
После выполнения работы, привести в порядок рабочее место.
Лабораторная работа № 4 (слайд).
Тема: Изучение строения семени фасоли.
Цель:
-изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование: лупа, препаровальная игла, набухшие семена фасоли, салфетка.
ХОД РАБОТЫ (слайд)
Рассмотрите внешний вид семени фасоли, отметьте его форму.
Найдите рубчик и семявход.
Пользуясь препаровальной иглой, снимите с семени кожуру (семя предварительно намочить, чтобы оно набухло).
Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевый корень, стебель, почку.
Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
Зарисуйте семя и подпишите его части.
Вывод.
3. Итак, мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени.
Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок-сыграем в игру “верю–не верю”: прочитав предложения, определите, правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.
“Верю – не верю” (слайд)
Фамилия, имя
+/-
У семени фасоли наибольшую массу имеют семядоли.
Все семена имеют по две семядоли и эндосперм.
Строение семян всех двудольных растений одинаково.
Первым у проростка появляется корешок.
Молодое растение называют заростком.
Снаружи семена покрыты корой.
Через семявход в семя проникает вода.
Семена растений, имеющие одну семядолю, называют двудольными.
+
-
+
+
-
-
+
-
Задание проверил(а):
Оценка:
А теперь, поменяйтесь работами с соседом или соседкой, проверьте и оцените: (каждый “+” оцените в 1 балл).
Покажи части семени фасоли (игра) (слайд).
Зародышевый корешок.
Кожура.
Семядоли.
Зародышевый стебелёк.
Выставление оценок.
5. Домашнее задание: (слайд)
(обязательное) § 10, прочитать, пересказать, выучить основные понятия.
(познавательное) заполнить тетради на печатной основе, страницы…..
(творческое) приготовить миниколлекцию семян, например в виде книжки.
infourok.ru
Тема урока: "Строение семян". 6-й класс
Разделы: Биология
УМК.
Оборудование.
Оптимальный вариант: семена фасоли и пшеницы, мультимедийный проектор, компьютер, электронное приложение к учебнику, электронный учебник для 6 класса линии “Навигатор” Сонина Н.И., электронные образовательные ресурсы по теме http://fcior.edu.ru/, презентация.
Минимум: фотографии и рисунки органов растений и животных.
Выдержка из программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Авторы:
Место урока/
Урок №19 в разделе 1 “Строение живых организмов”.
Предыдущие уроки: “Органы цветкового растения. Цветок. Плод”.
Следующие уроки: “Основные системы органов животных”.
Содержание урока | Характеристика видов деятельности учащихся. |
Строение семян Типы семян.
Строение семян однодольного и двудольного
растений Лабораторные и практические работы Строение семян |
Определяют понятия “зародыш”, “двудольные”, “однодольные”, “вегетативные органы”, “репродуктивные органы”. Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений. |
Предметные результаты обучения (для раздела) | Метапредметные результаты обучения (для раздела) |
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Учащиеся должны уметь:
|
Цель урока: изучение строения семян двудольных и однодольных растений.
Задачи урока.
1. Обеспечить достижение предметных результатов обучения.
Сформировать знания:
- о строении семян,
- однодольных растениях,
- двудольных растениях.
Сформировать умения:
- описывать внешнее строение семени,
- определять и называть части семени,
- выделять существенные признаки однодольных и двудольных растений,
- на основе строения семени растения определять принадлежность растения к классу однодольных или двудольных.
2. Обеспечить достижение метапредметных результатов обучения: создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.
3. Обеспечить достижение личностных результатов обучения:
- сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке биологическим объектам,
- вызвать удивление уникальностью строения семян;
- сформировать понимание практической значимости и ценности знаний о семенах для выращивания культурных растений.
Формы работы: в парах, фронтальная, индивидуальная.
Структура и ход урока
Этап урока. (Приложение)
1. Организационный.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Изучение нового материала.
5. Проверка понимания нового.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
27.05.2014
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Технологическая карта урока по биологии на тему "Строение семян" (6 класс)
МБОУ КР ОО «Нижне-Федотовская основная общеобразовательная школа»
Разработка урока по биологии в 6 классе
(технологическая карта урока)
на тему:
«Строение семян»
Выполнила учитель биологии Ададурова С. А.
д. Федотово
2017-2018 учебный год
Технологическая карта урока
Ф.И. О. учителя: Ададурова Светлана Анатольевна
Автор УМК – «Ракурс» издательства «Русское слово» к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология. 6 класс».
Тип урока - урок «открытия» нового знания.
ОБЩАЯ ЧАСТЬПредмет - биология
Класс - 6
Тема урока – Строение семян.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
- сформировать знание особенностей строения семени как будущего растения;
- научить различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные части семени;
- сформировать знание необходимости запаса питательных веществ в семенах растений.
Познавательные УУД:
- формировать умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- делать выводы на основе полученной информации;
- устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;
- формировать умение проводить сравнение объектов.
Регулятивные УУД:
- формировать умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы;
- формировать умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работ в кабинете.
Коммуникативные УУД:
- формировать умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.
- понимать роль семян в размножении голосеменных и цветковых растений;
- использовать правила работы в кабинете во время проведения лабораторных работ.
Личностные УУД:
- формировать умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников;
- применять полученные знания в практической деятельности.
План урока: 1. Строение семени как будущего растения.
2. Строение семян двудольных и однодольных растений.
3. Содержание запаса питательных веществ в семенах различных растений.
Словарь урока: семенное размножение, однодольные растения, двудольные растения, семя: семенная кожура, рубчик, микропиле, зародыш
(семядоли, корешок, стебелек, почечка), эндосперм.
Ресурсы урока: компьютер, мультимедийное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ,
коллекция семян, сухие и пророщенные семена фасоли и пшеницы, таблица «Строение семени фасоли»,
рельефная таблица «Строение зерновки пшеницы», лупа, препаровальная игла, тарелки с семенами.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1 этап. Орг. момент
(0,5 мин.)
Проверка готовности к уроку, создание позитивного настроя в совместной деятельности на уроке.
Здравствуйте, я рада приветствовать вас на уроке! Сегодня в нашем классе открывается научная лаборатория. И вы становитесь учеными-исследователями.
2 этап. Актуализация знаний
(2,5 мин.)
Вопросы к классу:
Какие органы цветкового растения вам известны?
Что образуется осенью у растений на месте увядших цветков?
Какие группы растений размножаются семенами?
Что вы знаете о семенах?
А как вы можете использовать семена в практической деятельности?
Отвечают на вопросы учителя.
3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
(4 мин.)
Учитель задает загадку:
У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А потом зима вьюгою завоет
Спит и дышит жизнь у меня в руке.
Будущий побег и могучий корень.
Проблемные вопросы:
Где находится будущий побег и могучий корень?
А почему про семя говорится, что это будущая
жизнь?
Если новое растение развивается из семени, то откуда у него могут появиться корень, стебель, почки?
Возможно ли, что в маленьком семени уже заложены все эти органы?
Что нужно, чтобы появились корень, стебель и почки?
- Как вы думаете, что мы должны сделать на уроке, чтобы правильно ответить на все поставленные вопросы?
-Какую тему урока мы сегодня будем изучать?
Разгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя, анализируют информацию, высказывают предположения, делают общий итог мотивации.
Общий итог. Мы должны изучить строение семян, сравнить семена между собой, научиться различать основные части семени, найти маленькое растение в семени и выяснить, что нужно для того, чтобы появились корень, стебель и почки.
Тема урока - запись на доске: "Строение семян".
Проблема (запись на доске): "Каково строение семени как будущего растения?»
Участвуют в формулировании проблемы урока.
4 этап.
Целеполагание
и планирование
(2-3 мин.)
Вопрос классу: Что нам нужно узнать, чтобы решить
проблему?
Цель: формирование представлений о строении семени как зачаточного растения.
План урока (на доске):
Строение семени как будущего растения.
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Содержание запаса питательных веществ в семенах различных растений.
В результате урока вы сможете:
- объяснять особенности строения семени как будущего растения;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные части семени;
- сравнивать семена между собой;
- знать необходимость запаса питательных веществ в семенах растений.
Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии)
Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?
Высказывают предположения (учебник, мультимедийное приложение к учебнику, презентации, биологический справочник и др.)
5 этап.
(24 мин.)
«Открытие» нового знания (изучение новой темы)
Вопрос 1.
Строение семян.
(5 мин.)
1.Разнообразие семян.
а) Все ли семена одинаковы по внешнему виду?
б) Чем отличаются семена между собой?
Рассматривают коллекцию семян, отвечают на вопросы учителя, выполняют задание 1 в рабочей тетради.
2. Строение семян.
2.1. Организация работы с информацией в учебнике с. 46, рис. 15).
Задание: какое строение имеют семена?
2.2. Выполнение задания: составьте схему
«Строение семян».
2.3. Работа с понятием (семенное размножение растений) – учебник, стр. 46.
Находят информацию в учебнике.
Составляют схему на доске.
Находят информацию в учебнике.
Вопрос 2.
Строение семян двудольных и однодольных растений.
(15 мин.)
1. Вопрос к классу:
Какие два класса включает отдел Покрытосеменные
растения?
Отвечают на вопрос.
2.Строение семян двудольных и однодольных растений.
2.1. Предлагает учащимся изучить информацию о
строении семян и содержании
питательных веществ.
2.2. Самопроверка (взаимопроверка)
умений применять новое знание.
2.3. Работа в тетради для лабораторных работ с. 12.
- Выполнение лабораторной работы «Строение
семян».
Учитель предлагает провести исследовательскую
работу, чтобы ответить на все поставленные
проблемные вопросы в начале урока.
На столах есть все необходимое для
выполнения работы: инструкция по технике
безопасности при выполнении лабораторной
работы, лабораторное оборудование, сухие и
пророщенные семена фасоли и пшеницы.
- Беседа по выполнению лабораторной работы:
а) Где находится будущее растение?
б) Что же общего в строении семян фасоли и
зерновки пшеницы?
Ответ: семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш.
в) Чем различаются семена между собой?
Ответ: в семени фасоли две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура у однодольных срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить.
Смотрят и слушают презентацию «Семя» по мультимедийному приложению к учебнику. Выполняют задание 2 в рабочей тетради с.17.
Работают в парах. Меняются тетрадями и проверяют задание 2 друг у друга. Проговаривают ошибки и исправляют их.
Работают в парах.
Читают и слушают инструкцию по технике безопасности при выполнении лабораторной работы (приложение).
Ставят цель лабораторной работы, описывают оборудование и записывают в тетрадь для лабораторных работ.
Используют таблицу «Строение семян», рельефную таблицу «Строение зерновки пшеницы».
Отвечают на вопросы учителя и делают выводы.
Вопрос 3.
Содержание запаса питательных веществ в семенах различных растений.
Организация работы с информацией.
Учитель предлагает изучить вопрос о содержании питательных веществ в семенах различных растений и ответить на поставленные вопросы:
а) Где содержится запас питательных веществ в семенах перца, томата, пастушьей сумки, лука, ландыша, овса, кукурузы?
б) Какое значение имеет запасное вещество семени?
Находят информацию в учебнике с. 47-48.
Отвечают на вопросы учителя.
6 этап.
Физкульт-минутка.
(1мин.)
Игра. Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).
Выполняют упражнения.
7 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
(6 мин.)
Задание для 1 группы:
Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений. Назовите семена двудольных растений.
Задание для 2 группы:
Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений. Назовите семена однодольных растений.
Работают в группах по заданию (приложение)
Выполняют задания по мультимедийному приложению.
8 этап. Рефлексия и оценивание
(2-3 мин.)
1. Организует беседу с классом по вопросам:
а) Какую проблему мы ставили в начале урока?
б) Удалось ли решить поставленную проблему? Все ли запланированное удалось выполнить? (Если не получилось – почему?)
в) Что нового вы узнали?
г) Что было интересным?
д) Чему научились?
Сравнивают цель урока и достигнутые результаты,
делают выводы.
2.Организует рефлексию, самооценку деятельности учащихся:
- Подумайте, насколько хорошо вы сегодня работали?
- Какое настроение было на уроке?
В завершение сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена цветов. Мы сегодня начали изучать новую тему, т.е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. А посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению территории нашей школы, нашей страны, нашей планеты. И тогда все окружающие вас люди долго смогут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.
Фиксируют настроение, приклеивая смайлики на доску.
Принимают подарок и благодарят учителя.
Выставляет и комментирует отметки.
Оценивают свою работу на уроке.
9 этап. Домашнее задание
(1 мин.)
Домашнее задание:
Инвариантная часть: п. 11, вопросы 1-8, задан.3 -5 стр.17-18 в раб. тетр.
Вариативная часть: - подготовить сообщения о семенах пальмы, орхидеи, лотоса, цератонии, осины, тополя, лекарственных семенах (на выбор), сделать коллекцию семян.
Источники и литература:
Рабочая программа к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология», М., «Русское слово», 2013 г.
Исаева Т. А., Романова Н. И. «Биология», 6 класс, М., «Русское слово», 2014 г.
Исаева Т. А., Романова Н. И. «Рабочая тетрадь» к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология» 6 класс, Линия «Ракурс», М., «Русское слово», 2013 г.
Амахина Ю. В. «Тетрадь для лабораторных работ» к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология» 6 класс, Линия «Ракурс», М., «Русское слово», 2013 г.
Мультимедийное приложение к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология» 6 класс.
Приложение
Инструкция по технике безопасности
при выполнении лабораторной работы
1. Работать за столом следует аккуратно.
2. Не делать резких движений.
3. Осторожно пользоваться колющим инструментом (иглой). Пальцами держать объект так, чтобы не уколоться.
4. Рабочее место держать в порядке, предметы не разбрасывать.
5. После выполнения работы привести в порядок рабочее место.
Рабочий лист
Задание для 1 группы:
Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений. Назовите семена двудольных растений.
Задание для 2 группы:
Ребята, рассмотрите семена, которые лежат у вас в тарелочке, разделите их на две группы: семена двудольных и однодольных растений. Назовите семена однодольных растений.
infourok.ru