Природные явления. Стихийные и опасные природные явления. Какие природные явления и растения представляются героям живыми
Природные явления. Стихийные и опасные природные явления
Природные явления – это обычные, иногда даже сверхъестественные климатические и метеорологические события, происходящие естественным образом во всех уголках планеты. Это могут быть привычные с детства снег или дождь, а могут - невероятные разрушительные извержения вулкана или землетрясения. Если такие события проходят в стороне от человека и не причиняют ему материального ущерба, они считаются не важными. Никто не заострит на этом внимания. В противном же случае опасные природные явления рассматриваются человечеством как стихийные бедствия.
Исследования и наблюдения
Характерные природные явления люди начали изучать еще в глубокой древности. Однако систематизировать эти наблюдения удалось только в 17 веке, образовался даже отдельный раздел науки (естествознание), изучающий данные события. Однако, несмотря на многие научные открытия, и по сей день некоторые природные явления и процессы остаются малоизученными. Чаще всего мы видим следствие того или иного события, а о первопричинах можем только догадываться и строить различные теории. Исследователи многих стран работают над составлением прогнозов возникновения, а самое главное, предотвращения их возможного появления или хотя бы снижения урона, наносимого природными явлениями. И тем не менее, несмотря на всю разрушающую мощь таких процессов, человек всегда остается человеком и стремится найти в этом нечто прекрасное, возвышенное. Какое явление природное наиболее завораживает? Их можно долго перечислять, но, наверное, следует отметить такие, как извержение вулкана, торнадо, цунами, – все они прекрасны, несмотря на разрушения и хаос, которые остаются после них.
Погодные явления природы
Природные явления характеризуют погоду с ее сезонными изменениями. Каждое время года отличается своим комплексом событий. Так, например, весной наблюдаются следующие погодные явления: снеготаяние, половодье, грозы, облака, ветер, дожди. В летний период солнце дарит планете обилие тепла, природные процессы в это время наиболее благоприятны: облака, теплый ветер, дожди и, конечно же, радуга; но могут быть и суровыми: грозы, град. Осенью погодные условия меняются, снижается температура, дни становятся пасмурными, с дождями. В этот период преобладают следующие явления: туманы, листопад, иней, первый снег. Зимой растительный мир засыпает, некоторые животные погружаются в спячку. Наиболее частыми природными явлениями бывают: ледостав, метель, вьюга, снег, на окнах появляются морозные узоры.
Все эти события являются для нас обыденными, мы на них уже давно не обращаем внимания. Теперь давайте рассмотрим процессы, которые напоминают человечеству, что оно не является венцом всего, и планета Земля всего лишь приютила его у себя на какое-то время.
Опасные природные явления
Это экстремальные и суровые климатические и метеорологические процессы, которые происходят во всех частях мира, однако некоторые регионы считаются более уязвимыми для определенного рода событий по сравнению с другими. Опасные стихийные природные явления переходят в разряд бедствий в том случае, когда разрушается инфраструктура и гибнут люди. Эти потери представляют собой основные препятствия для развития человечества. Помешать подобным катаклизмам практически невозможно, остается только своевременное прогнозирование событий с целью недопущения жертв и материального ущерба.
Однако сложность заключается в том, что опасные стихийные природные явления могут проходить в разных масштабах и в разное время. По сути, каждое из них по-своему уникальное, поэтому и спрогнозировать его весьма сложно. Например, внезапные паводки и торнадо представляют собой хоть и разрушительные, но непродолжительные явления, воздействующие на относительно небольшие территории. Другие опасные катаклизмы, такие как засухи, могут очень медленно развиваться, однако поражают целые континенты и все население. Длятся такие бедствия на протяжении нескольких месяцев, а иногда и лет. С целью контроля и прогнозирования этих событий на некоторые национальные гидрологические и метеорологические службы и особые специализированные центры возложены задачи по изучению опасных геофизических явлений. Сюда входят извержения вулканов, перенос пепла по воздуху, цунами, радиоактивные, биологические, химические загрязнения и т. д.
Теперь рассмотрим чуть подробнее некоторые природные явления.
Засуха
Основной причиной такого катаклизма является недостаток осадков. Засуха сильно отличается от других стихийных бедствий своим медленным развитием, зачастую ее начало скрыто различными факторами. В мировой истории даже зафиксированы случаи, когда это бедствие длилось в течение многих лет. Засуха часто имеет ужасающие последствия: сначала пересыхают источники воды (ручьи, реки, озера, родники), перестают расти многие сельскохозяйственные культуры, потом погибают животные, широко распространенными реалиями становятся плохое здоровье и недостаточное питание.
Тропические циклоны
Эти природные явления представляют собой области весьма низкого атмосферного давления над субтропическими и тропическими водами, образующие колоссальную вращающуюся систему гроз и ветров размером в сотни (иногда в тысячи) километров в поперечнике. Скорость приземных ветров в зоне тропического циклона может достигать двухсот километров в час и даже более. Взаимодействие низкого давления и вызываемых ветром волн часто приводит к возникновению прибрежного штормового нагона – это огромный объем вод, выбрасываемых на берег с колоссальной силой и высокой скоростью, которые все смывают на своем пути.
Загрязнение воздуха
Эти природные явления возникают в результате скопления в воздухе вредных газов или частиц веществ, образующихся в результате катаклизмов (извержения вулканов, пожаров) и деятельности человечества (работы промышленных предприятий, автотранспорта и др.). Мгла и дым появляются в результате пожаров на неосвоенных землях и лесных массивах, а также сжигания остатков сельскохозяйственных культур и лесозаготовок; кроме того, вследствие образования вулканического пепла. Эти загрязняющие атмосферу элементы имеют весьма серьезные последствия для организма человека. В результате таких катаклизмов снижается видимость, возникают перебои в работе автодорожного и воздушного транспорта.
Пустынная саранча
Кратковременные бурные паводки и наводнения
Данные природные явления природы могут произойти где угодно после сильных дождевых осадков. Любые поймы рек являются уязвимыми к наводнениям, а сильные бури вызывают внезапные паводки. Кроме того, кратковременные паводки иногда даже наблюдаются после периодов засухи, когда весьма обильные дожди выпадают на твердую и сухую поверхность, через которую водный поток не может просочиться в землю. Эти природные события характеризуются самыми разнообразными видами: от бурных небольших паводков и до мощного слоя воды, который покрывает огромные территории. Они могут быть вызваны торнадо, сильными грозами, муссонами, внетропическими и тропическими циклонами (их сила может быть увеличена в результате воздействия теплого течения Эль-Ниньо), тающим снегом и ледяными заторами. В прибрежных районах в результате действия цунами, циклона или подъема уровня вод в реках, вследствие необычайно высоких приливов штормовые нагоны зачастую приводят к наводнениям. Причиной затопления огромных территорий, находящихся ниже заградительных дамб, часто становится половодье на реках, которое вызывается тающим снегом.
Другие опасные природные явления
1. Селевой (грязевой) поток или оползень.
2. Лавина.
3. Песчаные/пыльные бури.
4. Грозы.
5. Молнии.
6. Экстремальные температуры.
7. Торнадо.
8. Бури с градом.
9. Ледяные дожди.
10. Пожары на неосвоенных землях или в лесах.
11. Сильный снег и дождь.
12. Сильные ветры.
13. Волны тепла.
fb.ru
Урок-конспект по теме: "Явления природы"
Цели урока: • Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии; • Расширить знания детей об изменениях в неживой природе; • Воспитывать эстетическое восприятие природы; • Обучение работы со словарем; • Развивать творческие способности учащихся; • Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы;
• Развивать умение работать в команде; • Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. Планируемые результаты: • Иметь представление о природных явлениях; • Учится формировать выводы на основе наблюдений; • Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения; • Слушать и понимать речь других. Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана "Весна. Большая вода", А Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильева "Мокрый луг", кластер, словарь Ожегова, карта путешествия, музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал. Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка.
Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация Учитель читает стихотворение В. Лукша "Живой барометр" • О чем говорится в стихотворении? (о природе) • Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы) • Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки. Работа с классом. Если допущены ошибки – заострить внимание, объяснить еще раз разницу между живой и неживой природой. III. Постановка целей урока Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром.
Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку. Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь! IV. Объяснение темы Учитель: Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы думаете, что означает слово "явление". И что это такое "явление природы"? (Ответы учащихся) Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова, нам стоит заглянуть в словарь.
Работа со словарем. Учитель объясняет, как работать со словарем, как искать слово. В тетради запись: Явление - всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов) Явление природы – изменения в состоянии природы. Учитель: Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же нам их искать? К счастью, нам досталась карта, которую колдунья обронила, когда убегала. Итак, остановка 1. Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована. НЕСГ на полях, ДЁЛ на реках, ВГЮЬА гуляет, Когда это бывает? Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку. Отгаданные слова в виде картинок крепятся на доску. Составляется кластер.(См. Приложение)
Учитель: Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе? (Ответы учащихся) Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи? Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа. Демонстрация слайдов с изображением разных снежинок. • Как вы думаете, зачем нужен снег природе? (Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу) Учитель: А что же происходит на реках? (В сильные морозы вода замерзает) Это явление называется ледостав. Находит картинку с ледоставом и дополняет кластер. Почему же вода замерзает? Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед) То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед. Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица) Дополнение кластера. А вот еще одно явление природы, которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке? Я живу под самой крышей,Даже страшно глянуть вниз.Я могла бы жить и выше,Если б крыши там нашлись. (Сосулька) Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь? Работа с картинами: И. Левитан "Весна. Большая вода" А. Куинджи "Ранняя весна" Ф. Васильев "Мокрый луг". Учитель: Перед вами три картины известных русских художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся) • Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы) Дополняют кластер: ледоход, гроза Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Хорошим дополнением будет демонстрация записьи шума грозы. Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь) Во время ответов учащихся дополняется кластер. Учитель: Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся) Работа с презентацией: Скачать видео презентацию явления природы Учитель: Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется) То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше. Что это у нас на указателе? Задание: прослушайте песню и найдите явления природы. Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето" Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь) Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга) Дополняют кластер. Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся) А что же такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч." А может быть ветер легкий и ласковый. Какие ветры дуют летом? (Легкие) В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью) А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом. Физкультминутка. Ветер тихо клен качаетВетер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Дети имитируют движение ветра) Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано на указателе? ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса) В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) • Почему деревья сбрасывают листья осенью? • Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый) Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно. Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью. • А что такое роса? (Ответы учащихся) Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный. Чем ближе зима, тем меньше росы.
• Дать представление о различных явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений, об их многообразии; • Расширить знания детей об изменениях в неживой природе; • Воспитывать эстетическое восприятие природы; • Обучение работы со словарем; • Развивать творческие способности учащихся; • Активировать познавательную деятельность учащихся, развивать навыки самостоятельной работы; • Развивать умение работать в команде; • Уметь излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения. • Иметь представление о природных явлениях; • Учится формировать выводы на основе наблюдений; • Учится грамотно и связно излагать свои мысли, аргументировано отстаивать свою точку зрения; • Слушать и понимать речь других. Оборудование: ПК, проектор, презентация по теме, репродукции картин И. Левитана "Весна. Большая вода", А Куинджи "Ранняя весна", Ф. Васильева "Мокрый луг", кластер, словарь Ожегова, карта путешествия, музыкальная запись, запись звуков природы, раздаточный материал. Межпредметные связи: литература, ИЗО, музыка. Учитель читает стихотворение В. Лукша "Живой барометр" • О чем говорится в стихотворении? (о природе) • Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о явлениях природы) • Вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. Я медленно прочитаю стихотворение еще раз. Ваша задача: если вы услышите слово, которое относится к неживой природе, вы поднимаете одну руку. Если слово будет относиться к предметам живой природы – поднимаете обе руки. Работа с классом. Если допущены ошибки – заострить внимание, объяснить еще раз разницу между живой и неживой природой. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами поговорим о явлениях неживой природы, узнаем: откуда берутся облака, почему дует ветер и почему во время грозы гремит гром. Для этого я вам предлагаю перенестись в сказку. Жила-была матушка-природа. И все у нее было в порядке. Весной журчали ручьи. Зимой землю укутывал снег, осенью лили дожди, а лето радовало теплым солнцем. Но однажды случилась беда. Появилась злая колдунья, и все явления заколдовала и спрятала в разных местах. Исчезли дожди и ветры, грозы и туманы. Предлагаю вам на сегодняшний урок превратиться в отважных путешественников! Мы отыщем спрятанные сокровища и вернем природе все явления. Но путь к сокровищу долог и труден. Нужно будет решить немало головоломок и задач, ответить на многие вопросы, чтобы добраться до спрятанного клада. Вы согласны? Тогда – в путь! Учитель: Нам предстоит отыскать явления природы. Как вы думаете, что означает слово "явление". И что это такое "явление природы"? (Ответы учащихся) Если мы с вами затрудняемся объяснить значение слова, нам стоит заглянуть в словарь. Работа со словарем. Учитель объясняет, как работать со словарем, как искать слово. В тетради запись: Явление - всякое проявление чего-либо, что можно увидеть, обнаружить. (Ожегов) Явление природы – изменения в состоянии природы. Учитель: Мы выяснили, что такое явление природы. Но где же нам их искать? К счастью, нам досталась карта, которую колдунья обронила, когда убегала. Итак, остановка 1. Что это написано на указателе? Загадка. Но загадка зашифрована. НЕСГ на полях, ДЁЛ на реках, ВГЮЬА гуляет, Когда это бывает? Переставьте буквы в словах так, чтобы получились правильные слова и отгадайте загадку. Отгаданные слова в виде картинок крепятся на доску. Составляется кластер.(См. Приложение) Учитель: Мы оказались в царстве зимы. А что вы знаете о снеге, вьюге и ледоставе? (Ответы учащихся) Снег – это вид атмосферных осадков. Зимой воздух холодный, и капельки воды, которые скапливаются в тучах, зимой замерзают и превращаются в снежинки. Рассматривали ли вы когда-нибудь снежинки? Какие они по форме? На что похожи? Ученые еще не могут объяснить, почему снежинки имеют такие правильные, чёткие линии. Но по их наблюдениям, в мире не существует двух снежинок, похожих друг на друга! Только представьте, миллионы, миллиарды снежинок – и все разные! Удивительные чудеса творит природа. Демонстрация слайдов с изображением разных снежинок. • Как вы думаете, зачем нужен снег природе? (Снег укутывает землю, сохраняет тепло и влагу) Учитель: А что же происходит на реках? (В сильные морозы вода замерзает) Это явление называется ледостав. Находит картинку с ледоставом и дополняет кластер. Почему же вода замерзает? Работа с наблюдениями: Вспомните, что произойдет с водой, если ее налить в бутылку и положить в морозильник? (Вода превратится в лед) То же самое происходит и с водой в реках. Когда зимой температура воздуха опускается до нуля градусов, вода замерзает. И чем дольше стоят морозы, тем толще будет лед. Но лед образуется не только на реках. Лед появляется и на улицах городов. И тогда очень трудно ходить по тротуарам, а машины по дорогам двигаются медленно-медленно. Как называется это явление природы? (Гололедица) Дополнение кластера. А вот еще одно явление природы, которое вы можете наблюдать зимой. Послушайте, что зашифровано в загадке? Я живу под самой крышей,Даже страшно глянуть вниз.Я могла бы жить и выше,Если б крыши там нашлись. (Сосулька) Итак, мы нашли уже некоторые явления природы. Отправляемся дальше. Вот новый указатель. Что же нас ждет здесь? Работа с картинами: И. Левитан "Весна. Большая вода" А. Куинджи "Ранняя весна" Ф. Васильев "Мокрый луг". Учитель: Перед вами три картины известных русских художников. Какое время года изображено на картинах? (Весна) По каким признакам вы это определили? (Ответы учащихся) • Какие явления природы происходят весной? (Воздух прогревается, становится теплее, снег начинает таять, лед на реках ломается, начинается ледоход, первые грозы) Дополняют кластер: ледоход, гроза Самое грозное и самое радостное явление весной – это гроза. Наблюдали ли вы когда-нибудь грозу? Хорошим дополнением будет демонстрация записьи шума грозы. Опишите, что происходит во время грозы? (Ветер, гремит гром, сверкает молния, идет дождь) Во время ответов учащихся дополняется кластер. Учитель: Вот сколько явлений мы отыскали здесь! Откуда же появляется дождь, и почему гремит гром? Как вы думаете? (Ответы учащихся) Работа с презентацией: Скачать видео презентацию явления природы Учитель: Весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется) То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь. Кроме воды тучи накапливают еще и электричество. Ветер гонит тучи, сталкивает их друг с другом. И от этого столкновения происходит электрический разряд. Это очень похоже, если соприкоснуться два оголенных провода. Так возникает молния. А гром – это тот звук, который получается в результате этого электрического разряда. Мы нашли уже немало явлений природы. Отправляемся дальше. Что это у нас на указателе? Задание: прослушайте песню и найдите явления природы. Звучит 1 куплет песни "Вот оно какое, наше лето" Итак, мы оказались в летнем царстве. Какие явления природы упоминаются в песне? (Ветер и дождь) Какие еще явления природы вы наблюдаете летом? (дожди, град, радуга) Дополняют кластер. Почему идет дождь, мы уже с вами знаем. Но летом очень часто вместе с дождем идет град. Град – это та же вода, которая скапливается в тучах. Но в высоких облаках часть воды замерзает. Градины не могут долго удерживаться в облаке и падают на землю. Видели вы когда-нибудь град? На что похожи градинки? (Ответы учащихся) А что же такое ветер? Ветер – это движение воздуха. Чем быстрее двигается воздух, тем сильнее дует ветер. Он может быть могучим и сильным. Помните как у Пушкина "Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч." А может быть ветер легкий и ласковый. Какие ветры дуют летом? (Легкие) В какое время года мы наблюдаем сильный ветер? (Весной и осенью) А иногда ветер разгоняется с такой силой, что сметает все на своем пути. Такой ветер называют ураганом. Физкультминутка. Ветер тихо клен качаетВетер тихо клен качает,Вправо, влево наклоняет:Раз — наклон и два — наклон,Зашумел листвою клен. (Дети имитируют движение ветра) Учитель: Мы нашли немало явлений природы. А впереди еще одна остановка. Посмотрите, что это зашифровано на указателе? ПЛИОТСАД, МАНУТ, СОРА (Листопад, туман, роса) В какое время года мы можем наблюдать это явление природы? (Осенью) • Почему деревья сбрасывают листья осенью? • Какого цвета туман? (Серый, молочный, белый) Туман – то же облако. Просто оно еще не успело подняться до неба. Капельки воды собираются вместе и образуют облако у самой поверхности земли. Иногда таких капелек так много, что даже вытянутой руки не видно. Туманы могут появляться в любое время года. Но чаще всего они образуются осенью. • А что такое роса? (Ответы учащихся) Капельки росы – это вода, которая испаряется из растений с наступлением ночи. Ближе к утру роса самая обильная. По народной примете – если много выпало росы, то день будет ясный. Чем ближе зима, тем меньше росы. Цели урока:
Планируемые результаты:
I. Организационный момент
II. Актуализация
III. Постановка целей урока
IV. Объяснение темы