Урок культурные и дикорастущие растения урок 6 класс. Комплексная разработка урока по окружающему миру на тему "Культурные и дикорастущие растения" 2 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Происхождение культурных растений". Урок культурные и дикорастущие растения урок 6 класс


Технологическая карта урока биологии в 6 классе "Происхождение культурных растений"

Дата проведения урока: 12.04.2018г.

Тема

Происхождение культурных растений.

Цели и задачи урока

Цель:

Познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

  • показать вклад Н.И.Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать причинно – следственные связи;

  • формировать умение применять полученные знания в новой учебной ситуации.

Воспитательные:

  • расширение кругозора обучающихся;

  • воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И.Вавилова.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. осуществлять поиск информации с использованием ресурсов учебника

Коммуникативные УУД

  1. аргументировать свою позицию;

  2. задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

  3. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;

  4. осознанно строить речевое высказывание в устной речи

Регулятивные УУД

  1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  3. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные УУД

  1. формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения и учебно-познавательного интереса.

Планируемый результат

Предметные:

- иметь представление о многообразии культурных растений;

- владеть информацией о центрах происхождения культурных растений;

- ознакомиться с трудами Н.И. Вавилова и определять их значение.

Метапредметные:

- уметь видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям,

структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

– уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, сотрудничать для достижения общих результатов.

Личностные:

– понимать значение культурных растений, их роль для жизнедеятельности человека

Основные понятия

Дикорастущие, культурные растения, сорные растения, селекция, центр происхождения.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь, презентация

учебные таблицы, индивидуальные карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

I. Организационный (1 мин)

Цели: рефлексия

активизация учащихся

Установка на работу, рефлексия в начале урока

Здравствуйте, сегодня на уроке мы изучим очень интересный материал. Поэтому давай максимально сконцентрируемся на уроке и будем работать плодотворно. 

Подготовка класса к работе.

Личностные УУД: самоопределение

Регулятивные УУД: целеполагание

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

II. Актуализация опорных знаний (7 мин)

Цели: повторение и закрепление ранее изученного материала

Вспомним тему, которую мы изучили на прошлом уроке. На столах листы самооценки.

Виды работы:

1. Индивидуальные карточки

Называет тему. Выполняет задания учителя

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог

Познавательные УУД:    - работать с учебником

Познавательные УУД: Анализировать и обобщать, делать выводы, определять понятия;

III. Постановка учебной проблемы (2 мин)

Цели: создание проблемной ситуации. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения цели и темы урока.

Организует деятельность обучающихся по формулированию темы и целей урока в ходе беседы.

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох! ..

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свёкла?

Ох!..

Хозяйка тем временем ножик взяла.

И ножиком этим крошить начала:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свёклу.

Ох!..

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

Капуста,

Морковка,

Горох,

Петрушка и свёкла.

Ох!..

И суп овощной оказался неплох!

Учитель:

Какие овощи перечислены?

А как давно хозяйки стали готовить блюда из овощей?

Питались ли наши предки (первобытные люди) свеклой и картофелем? (да)

А как ты думаешь, они были похожи внешне на нынешние? (нет)

А почему не были похожи? (потому что за нынешними ухаживает человек, а раньше были дикие формы)

А ты знаешь, откуда родом картофель? (Ответы учеников).

Молодец. 

Как ты думаешь о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (культурные растения) – тема

Отвечает на вопросы

Формулирует тему.

Записывает дату в тетрадь.

ПознавательныеУУД: извлекают необходимую информацию, фиксируют проблему.

Регулятивные УУД: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей.

Коммуникативные УУД: выражают свои мысли и аргументируют свое мнение.

IV. Формирование проблемы, планирование (2 мин)

Цель: поиск решения учебной задачи

Давай попробуем сформулировать цель нашего урока. (Ученики формулируют цель урока). 

- Как думаешь, пригодятся ли полученные тобой сегодня на уроке знания в дальнейшей жизни? Зачем?

Ученики высказывают предположения, делают выводы.

- Познакомиться с многообразием и происхождением культурных растений.

- Пригодятся, так как мы живем в сельской местности и имеем возможность выращивать овощи у себя на огороде.

Регулятивные УУД: Определять цель, проблему в деятельности

Личностные УУД: Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать свои мировоззренческие позиции

Коммуникативные УУД: Излагать свое мнение, аргументируя его

V. Открытие нового знания (15 мин)

Цель: Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала

Понятие о культурных растениях и центрах происхождения (Рассказ учителя с элементами беседы).

Жизнь человека без растений невозможна. Множество растений, используемых человеком, живет в природе в диком состоянии – это дикорастущие растения. Другие виды растений человек специально выращивает, выводит их новые сорта, то есть, культивирует – это культурные растения. Они характеризуются большим количеством семян (у зерновых), крупным размером плодов, сочностью, более нежным вкусом съедобных частей. Новые сорта культурных растений появляются благодаря искусственному отбору и селекции.

Задание: на странице учебника найдите определение этих терминов и перепишите их в тетрадь. (Запишите в РТ с.67, №1)

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии, (слайд) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как зимняя красавица (слайд) относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужными человеку, называют сортом.

Разные сорта растений можно получить, благодаря науке – селекции. Один из известных ученых – селекционеров - Н.И. Вавилов. (Сообщение – 4 мин)

Каждое растение имеет свою историческую родину – центр происхождения.

Выдающийся ученый Николай Иванович Вавилов открыл центры происхождения растений. Большинство центров совпадает с древними очагами земледелия, чаще всего это не равнинные, а горные районы. Посмотрите на карту(слайд), найдите центры. Сколько их?

Сейчас мы подробно изучим центры происхождения культурных растений, но сначала немного отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сейчас я раздам инструктивную карту с материалами. Затем тебе нужно будет представить отчет о проделанной работе.

Ищут информацию в учебнике, участвуют в беседе, записывают информацию в РТ

Сообщение учащегося о Н. И. Вавилове

Смотрят, отвечают

Выполняет физминутку

работает по инструктивной карте (Приложение 1.)

Познавательные УУД :

Формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

Анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

Коммуникативные УУД:

Умение слушать других людей.

Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Регулятивные УУД: Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные УУД: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

VI.Применение нового знания. (10 мин)

Цель: Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечить установление внутрипредметных и межпредметных связей

  1. Отчет о проделанной работе

  2. Фронтальная устная работа с заданиями РТ с.67

Работают с заданиями РТ.

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.

Коммуникативные УУД: инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации. С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владеть монологической и диалогической формами речи.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (7 мин)

Цели: Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Самооценка учащихся

Д/З

- Какое значение для человечества имело открытие центров происхождения культурных растений? (Дети отвечают). Правильно! Они дали человеку много различных ценных растений для питания, лечения, украшения жилищ, изготовления одежды, красителей и т.д.

Достигли ли мы цели урока? (Слайд)

Ты сегодня большая молодец. Прекрасно потрудились.

А теперь подсчитай свои баллы и оцени свое участие на уроке.

Д/З Параграф 47, РТ с.67, з.2

Ребята оценивают свою работу и эмоциональное состояние.

Учащиеся записывают домашнее задание

Личностные УУД:

проводит самооценку, учится адекватно принимать причины успеха (неудачи).

Познавательные УУД:

проводит рефлексию способов и условий своих действий.

Регулятивные УУД:

участвует в подведении итога урока.

Прочитайте в 47 учебника информацию о центрах происхождения культурных растений.

1. Плод — зерновка.

2. Цветок   имеет   один   пестик   и   шесть   тычинок   одинаковойвеличины.

3. В цветке — один пестик и шесть тычинок,  из которых две короткие и четыре длинные 

4. Многолетние растения с луковицами или корневищами.

5. Плод—ягода или коробочка.

6.Листья  длинные   с  параллельным  жилкованием.

7. Цветок имеет один пестик и десять тычинок 

8. Цветок имеет один пестик и пять тычинок.

9. Плод — стручок или стручочек.

10. Стебель—соломина с узлами

11. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик.

12. Венчик цветка раздельнолепестный, состоит из пяти лепестков.

13. Соцветие—кисть.

14. Чашечка цветка состоит из пяти свободных чашелистиков.

15. Мелкие цветки собраны в соцветия—колоски, которые, в своюочередь, соединяются в более сложные соцветия.

infourok.ru

Урок "Культурные растения" - биология, уроки

II.

Стадия осмысления

уч-ль: Я хочу предложить вам работу в форме составления схемы - кластера. На предыдущих уроках вы изучили семейства растений, их основные признаки ,некоторых представителей. Вы сидите группами. Каждая группа будет работать по определённому плану. Выберите по – одному представителю от группы, и пусть они по очереди подойдёт к столу и выберут из корзины любой предмет.

Дайте характеристику выбранному предмету.

если выбрана фасоль, это представитель какого семейства?

уч-ся: Бобовые

уч-ль: Знаит, ваша группа будет работать над изучением культурных растений семейства Бобовые и т.д. (2мин)

уч-ль: подойдите и возьмите задание для своей группы, распределите их между собой. Всё необходимое у вас имеется на столах. Н арботу отводится 3 минуты

1. Работа в группах:

– По учебнику, дополнительным сведениям на распечатках ученики составляют микрокластеры 1

уч-ль: Заканчиваем работу. Прошу выйти группу, которая изучала культурные растения сем. Крестоцветные, выступите и прикрепите вои кластеры к изучаемому семейству.

2. выступают уч-ся: каждый озвучивает составленный кластер и прикрепляет к магнитной доке 3

уч-ль: демонстрирует слайды 2, 3,4

Прошу выйти группу, которая изучала культурные растения сем. Паслёновые

3. выступают уч-ся: каждый озвучивает составленный кластер и прикрепляет к магнитной доке 3

уч-ль: демонстрирует слайды 5, 6, 7

Прошу выйти группу, которая изучала культурные растения сем. Розоцветные

4. выступают уч-ся: каждый озвучивает составленный кластер и прикрепляет к магнитной доке 3

уч-ль: демонстрирует слайды 8, 9,10

Прошу выйти группу, которая изучала культурные растения сем. Бобовые

5. выступают уч-ся: каждый озвучивает составленный кластер и прикрепляет к магнитной доке 3

уч-ль: демонстрирует слайды 11,12

Прошу выйти группу, которая изучала культурные растения сем. Сложноцветные

6. выступают уч-ся: каждый озвучивает составленный кластер и прикрепляет к магнитной доке 3

уч-ль: демонстрирует слайды 13, 14

Прошу выйти группу, которая изучала культурные растения сем. Злаки 7. выступают уч-ся: каждый озвучивает составленный кластер и прикрепляет к магнитной доке 3

уч-ль: демонстрирует слайды 15, 16

2.(12мин)

Поморите, ребята, что у нас получилось. Из ваших маленьких микрокластеров мы составили общую схему «Культурные растения»

Корзина с пачкой семян подсолнечника, мешочком фасолью, муляж яблока, картофеля, кукурузы,репы, инструктивные карты

Познавательные УУД

1. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; (работа с учебником ; дополнительной литературой, работа по составлению схем (кластерв) .

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные УУД

3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

1. Сформировать умение

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 6 класса «Многообразие и происхождение культурных растений»

Интегрированный урок» биология + география» по теме

«Многообразие и происхождение культурных растений» 6-й класс.

Разделы: Преподаватель биологии, Преподаватель географииЦель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения

культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

  • показать вклад Н.И. Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

  • Познакомить обучающихся с навыками и приемами выращивания культурных растений на основе знаний полученных на уроке.

Развивающие:

  • развивать кругозор обучающихся ;

  • воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И. Вавилова.

Оборудование:

  • Карта мира «Важнейшие культурные растения мира и их родина»

  • интернет – ресурсы

  • (интернет – ресурс 1 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб-Видио@Mail.Ru.), {BIO6 06-48}_{MA_01}.SWF(объект «application/x—shockwave—flash»), презентация, «Дневник исследователя»

Ход урока.

Вступительное слово учителя биологии (слайд 1,2,3)

-Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.

Учитель биологии:

Подводит к теме — « Многообразие и происхождение культурных растений»

Сегодня мы с вами поработаем исследователями. Откройте ваши Дневники исследователя. (Приложение 2) Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе .

-Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

-Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю «приручения» диких растений и превращение их в растения культурные, а также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

В источниках распечатанных на столе найдите ответ на вопросы

-какие растения называются дикорастущими? (которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека)

-какие растения относятся к культурным? (растения, специально выведенные и выращиваемые человеком ради своих потребностей.)

-ради чего первобытные люди собирали растения? (с древнейших времен наши предки много знали о свойствах растений использовали их для еды, получения текстильных тканей, постройки и обогрева жилищ, изготовления оружия и многое другое, люди каменного века не только собирали растения, но и выращивали их около своих обиталищ.

Учитель биологии:

Из поколения в поколение люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодам, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор — это выбор наиболее ценных в хозяйственном отношении растений и животных. Запишите в дневник исследователя понятие искусственный отбор.

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества проводить прививки искусственное опыление и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция. В параграфе 26 на стр. 154 найдите определение термину селекция— это процесс выведения новых сортов растений. И сделать записи в дневник исследователя.

Учитель биологии:

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии (слайд 2, 3, 4. 5, 6) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как Зимняя красавица относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужным человеку, называют сортом. Обучающиеся находят определения в параграфе 26 стр. 150 по заданию учителя.

Учитель биологии: В наше время во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно, ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.

Наше исследование мы начинаем с наших огородов (слайды 7,8,9)

На грядках так много, привычных нам, культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидоры и т.д.

Диалог с детьми:

-У кого из вас есть огород?

-Какие растения растут на вашем огороде?

-Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Мы заслушаем выступление наших знатоков по данному вопросу.

Полученную информацию мы будем вносить в «Дневник исследователя».

Раньше всех на российских огородах появлялись растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.

Выступление обучающихся о культурных растениях

(слайды 10,11,12,,14)

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Огурец

Петрушка

Свёкла

Гречиха

Закрепление.

Учитель географии: Ребята, проверим, что насколько внимательно вы слушали наших знатоков.

1.Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.

2. Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?

3.Корни какого растения больше всего содержат сахар?

4.Какое растение называют «черным рисом»?

Учитель географии:

Началась эпоха ВГО (великих географических открытий)- это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд 15)

Вслед за Колумбом в Новый Свет отправились испанцы, англичане, французы (интернет — ресурс 1 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб-Видео@mail.ru)(слайд15)

-Что же они привезли в Старый свет?

-Какие новые растения?

-Как они попали на территорию нашей страны?

Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследования (слайды 16,17,18,19)

Название растения

Время знакомства

Откуда прибыло

Кукуруза

Томат

Подсолнечник

Картофель

Учитель географии:

Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название этого растения.

Какое растение в Италии называли «золотое яблоко», а во Франции «яблоко любви»?

Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?

Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по правду называют вторым хлебом.

Учитель географии: какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету. Отмечают на интерактивной карте smartnotebuk – центры происхождения культурных растений.

Учитель биологии: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений? (слайд 22)[BIO6_06-48]_[MA_01].SWF(объект«application /x—shockwave—flash«)

Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Выступление учащегося о Н.И.Вавилове (слайд 20)

Учитель биологии: Вернёмся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что – да, возможно.

Дети скажут.

— Известны центры происхождения культурных растений. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

— Люди по прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

— Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

Учитель биологии:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями. Одно из направлений в развитии сельского хозяйства – это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосемянных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека.

Учитель географии. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.

  • Гваюла (слайд 23,24)

  • Echinochloa (слайд 25)

  • Хохоба (слайд 26,27,28)

  • Спаржевый порошок (слайд 29)

Мы ответили на вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастущие растения?

Ответ детей: да, можно.

Закрепление (Загадки о растениях в стихах.)

1.Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки (Огурцы)

2.Вот зеленая кокетка,

Сельдереева соседка.

Остроносая подружка,

Знаем мы тебя … (петрушка)

3.Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.

От дождя я не растаю, угощу всех сладким чаем (свёкла)

4.Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

5.Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни черненьких галчат (подсолнух)

6.Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют (томаты)

7. Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

-Это черная?

-Нет, это красная.

-А почему она белая?

-Потому что зеленая.

-О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?

Домашняя задание: (слайд 30).

На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые

использует человек.

Рефлексия.

  1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

  2. Что вам особенно запомнилось?

  3. Понравилась ли вам форма урока?

www.alllessons.ru

Конспект урока"Дикорастущие и культурные растения"(2 класс)

Конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Учитель: Толстых Светлана Владимировна

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели и задачи: Изучать особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; развивать внимание, память, мышление; воспитывать интерес к полевым растениям.

Ожидаемые результаты: Учащиеся должны знать особенности существования в природе дикорастущих и культурных растений; должны уметь различать жизненные формы растений; различать культурные растения – по назначению.

Форма организации работы детей: на уроке меняются виды и формы работы (фронтальная работа с использованием компьютера и экрана – просмотр слайдов с таблицами и рисунками по теме при изучении нового материала и при закреплении; при повторении ранее изученного материала; при решении проблемных вопросов; индивидуальная – выполнение самостоятельной работы, самопроверка работы, отгадывание загадок.)

Формы организации работы учителя: урок – изучение нового материала.

Технические условия: компьютер

Используемое оборудование: карточки для самостоятельной работы, таблицы на слайдах, картинки на слайдах.

План:

  1. Организация начала урока – ОНУ - 2

  2. Актуализация знаний – АЗ – 10

  3. Объяснение нового материала – ОНМ – 15

  4. Закрепление изученного материала – ЗИМ – 15

  5. Итог урока – ИУ -3

Организация класса.

Проверка домашнего задания.

- Вспомните, ребята, на какие группы можно разделить все растения?

(На деревья, кустарники, травы.)

а) Самостоятельная работа.

У всех ребят карточки с напечатанным заданием.

Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – желтым:

Слива, можжевельник, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать-и-мачеха, кедр, малина.

б) Самопроверка.

в) - Дети, вспомните, на какие группы делятся растения по виду листьев?

(Хвойные и лиственные.)

- Приведите примеры хвойных деревьев.

- Приведите примеры лиственных деревьев.

-Чем отличаются лиственные деревья от хвойных ?

Объявление темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о растениях. Мы с вами уже знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы с вами посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать-и-мачеха и помидор?

- теперь вспомним, какое значение для человека имеют растения? (Растения кормят, одевают, лечат, дают много полезных вещей.)

- Какие растения кормят человека? (Яблоня, пшеница, капуста,…)

-Какие растения одевают людей? (Лен, хлопок.)

-Какие растения лечат людей? ( Мать-и-мачеха, зверобой, береза,…)

-Какие растения дают много полезных вещей – мебель, топливо, строительные материалы? ( Дуб, сосна,…)

- Человек тесно связан с растительным миром. Одни растения человек сажает сам, ухаживает за ними, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут сами по себе, независимо от человека.

- Вот сегодня на уроке мы и рассмотрим эти две группы растений, на которые можно разделить все растения.

Работа над темой урока.

- Чем похожи? чем отличаются ель и яблоня? (Общее – это деревья. Различия – ель растет в лесу, яблоня в саду и за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу людям.)

- Чем похожи ? Чем отличаются крыжовник и можжевельник? (Общее – это кустарники. Различие – крыжовник растет в саду и за ним ухаживает человек. Можжевельник растет в лесу.)

- Чем похожи мать-и-мачеха и помидор? (Общее – это травянистые растения. Различия – помидоры растут в огороде и за ними ухаживает человек, собирает урожай. Мать-и-мачеха растет повсюду.)

- На какие группы можно разделить все растения? (Первая группа – это растения, которые выращивает человек. Их называют – культурными растениями. Вторая группа – это растения, которые никто не сажает. Они растут сами по себе. И их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и возле водоема. Эти растения называют дикорастущими.)

-Рассмотрим дикорастущие растения. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травянистые растения, которые растут в поле, в лесу, в пустыне, в степи сами по себе.

- Приведите примеры дикорастущих растений. (Примеры детей.)

- Какие еще бывают растения кроме дикорастущих? (Культурные растения – деревья, кустарники, травянистые растения.)

- Подберите растения к каждой группе. (Ответы детей.)

Физминутка

-Культурные растения можно разделить на другие группы.

- Назовите растения на этом слайде.

- Это зерновые растения. Где они растут и что из них делают? Растут на полях. Из них делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб.

-Назовите эти растения. Это слива, груша, персик. Это фрукты. Они растут в саду.

- Эти растения называют плодовые. К ним относятся не только фруктовые деревья, но и кустарники, и даже травы, дающие нам плоды. Это смородина, малина, клубника…

- Назовите эти растения. (Лук, картофель.. Это овощи. Они растут на полях и огородах.)

- Эти растения называют овощные. Приведите свои примеры.

- Это лен и хлопок. Из них делают ткань. Такие растения называют прядильные.

- Назовите эти растения. (Тюльпан, роза, гвоздика.)

- Эти растения называют декоративными. Приведите свои примеры этих растений.

Закрепление изученного материала.

Поиграем в игру: НАЙДИ ПАРУ

лук лен

груша рожь

пшеница картофель

хлопок слива

пион нарцисс

- Наведем порядок вот в этой корзине, и попробуют разделить на группы предметы, которые лежат в ней:

3) Проверка выполненной работы

Проверяем работу тех, кто работал с предметами:

- Все ли у вас получилось? Почему? (Овощи положили в одну тарелку, фрукты в другую, зерновые в следующую и в последнею цветы.)

Где люди могут выращивать все эти культурные растения? (В саду, в огороде, в поле…) Какую первую пару вы нашли?

ЛУК – КАРТОФЕЛЬ

-- Что это? Где их выращивают? Как называются эти растения? Приведите свои примеры овощных растений. Итак, все эти растения называются – ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМ

ГРУША – СЛИВА

-- А это что? Где они растут? Все эти растения называются – ПЛОДОВЫЕ. К ним относятся не только фрукты, но и ягоды. Приведите свои примеры

ПШЕНИЦА – РОЖЬ

-- Где выращивают эти растения? Каждый день вы едите хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Как вы думаете, как они называются? Это ЗЕРНОВЫЕ растения. Так почему же у ребят остался колосок? У нас в вазе находятся колосья зерновой культуры, попробуйте с помощью рисунка определить, какое это растение

ХЛОПОК – ЛЕН

Кто знает, что это за растения? Это растения, из которых делают или прядут ткань и поэтому называются ПРЯДИЛЬНЫЕ. Это очень ценные растения, дающие прекрасное волокно, из которого делают нитки, а потом и ткани: ситец, сатин, бязь, постельное белье и вафельные полотенца – это всё лен и хлопок

ПИОН – НАРЦИСС

-- Что это? Для чего их выращивают?

Эти растения выращивают для красоты и называются ДЕКОРАТИВНЫМИ растениями.

- Итак, на какие группы мы разделили все культурные растения? Для чего человек их выращивает?

Ребята, мы выяснили, что культурные растения играют огромную роль в жизни человека.

А теперь представьте себе, что вы приобрели участок земли. Вам нужно решить, что вы там будете выращивать. (Групповая работа – дети объединяются по 6 человек, обсуждают, что будут выращивать в саду и записывают или зарисовывают на листе бумаги)

Один человек от группы рассказывает, какие растения они будут выращивать.

- Отгадайте, о каких растениях говорится в загадках:

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

Стоит девчонка

В красной шапчонке.

Кто ни пройдет -

Всяк поклонится.

(земляника)

Стоит Алена: платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза)

Стоит в саду кудряшка - белая рубашка.

Сердечко золотое, что это такое?

(Ромашка)

Маленький и горький, луку брат.

(Чеснок)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво?

Это же...

(Крапива)

Плод все лето зеленого цвета,

А ранней осенью - красный с просинью.

(Слива)

Красный, детки, но не мак.

В огороде - не бурак.

Сочный лакомый синьор.

( Помидор)

На каких группы мы разделили растений ? (дикорастущие, культурные)

Приведите по два-три примера растений каждой группы.

( примеры учащихся)

Наш урок закончен.

До свидания.

Учитель: Толстых С.В.__________________________________

Руководитель практики: Аксёнова Г.И.____________________

Оценка:______________________________________________

infourok.ru

Разработка урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения"

Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс

Цели и задачи:

  1. Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.
  2. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.
  3. Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания.
  4. Развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.

I. Организационный момент.

Ну – ка проверь дружок, Ты готов начать урок?  Все ль на месте  Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка?  Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?  Каждый хочет получать Только лишь оценку “5”.

II. Актуализация знаний.

  1. Разнообразие растительного мира

Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. (растение)

Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)

  1. Группы растений. Работа по карточкам.

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)

Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.

Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).

III. Изучение нового материала

  1. Введение в тему.

Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)

Мы с детства, представьте, того и не знали, По – гречески этот цветок называли. “Звезда” - вот на русский его перевод. На клумбах он осенью долго цветет. (Астра)

Цветет он майскою порой, Его найдешь в тени лесной. На стебельке, как бусы в ряд, Цветы душистые висят. (Ландыш)

Со дна озера, реки Как веревки – стебельки. Над водою стебелек Превращается в цветок, И горит он летним днем Желтым пламенем – огнем А цветы назвали люди На подобие посуды, Как в шкафу глинянки – кринки  Те цветочки звать … (Кувшинки) 

В поле росла, Под жерновом была, Из печки на стол Караваем пришла. (Пшеница) 

Лето целое старалась –  Одевалась, одевалась … А как осень подошла,  Нам одежки отдала. Сотню одежонок Сложим мы в бочонок.  (Капуста)

Низок, да колюч, Сладок, да не пахуч. Ягоду сорвешь –  Всю руку обдерешь. (Крыжовник) 

Желтые головки, Белые ресницы, Все они похожи,  Будто бы сестрицы. Я надеюсь, знаешь ты Эти скромные цветы. (Ромашки)

(слайд 3)

- Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)

- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)

Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?

Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.

2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями

1) Работа по учебнику

- Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 62 (читают 2 учеников вслух), (слайд 4).

- Ниже даны рисунки растений. Назовите изображенные растения. Дикорастущие растения накройте зелеными фишками, а культурные – желтыми.

2) Деление растений на 2 группы

Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).

  1. Работа в рабочей тетради

Для закрепления полученных знаний, выполним в рабочей тетради задание 1 на странице 25 – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.

Взаимопроверка выполненной работы.

Физкультминутка:

Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится в беленькое платьице. Легкое, воздушное, ветерку послушное.

3. О дикорастущих растениях.

  1. Дикорастущие деревья, кустарники, травы.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы)

  1. Сообщения ребят о растениях.

О своих любимых растениях ваши одноклассники подготовили сообщения (1 – ый ученик рассказывает о травянистом растении, 2 – ой – о кустарнике, 3 – ий – о дереве)

- Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы.

4. О культурных растениях.

1) Выбор верного определения.

Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел попугай Илья. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У Ильи 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?

Что такое культурные растения? (Слайд 6)

а) Растения, которые человек использует для питания;

б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;

в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.

(Дети объясняют выбранный ответ)

2) Деление культурных растений на группы.

- Для каких же целей люди выращивают культурные растения? (ответы детей)

- Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны отгадать растения и рассказать для чего они нужны (после каждой загадки демонстрируется гербарий отгаданного растения).

а) Что две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает? (Рожь)

Где она растет? Какую часть этого растения использует человек? Для чего? Это растение относится к зерновым. Еще какие зерновые растения вы знаете?

б) Было зеленое платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное,  но надоело также и это -  платье надело синего цвета. (Слива)

Слива растет в саду. Что дает нам это растение? Значит, слива – плодовое растение. К плодовым растениям относятся еще …

в) Растут на грядке зеленые ветки,  а на них красные детки. (Помидор)

Это растение растет в огороде и называется … (овощ). Из овощных растений в наших огородах растут …

г) Вот чудесные цветы  небывалой красоты. Яркие, пахучие –  Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)

Для чего их люди выращивают? (для красоты). Такие растения называются декоративными. Еще какие декоративные растения вы знаете?

д) Из земли вырастаю –

весь мир одеваю. (Лен) (слайд 7).

Что люди получают из этого растения? (Ткань). Ткань делают еще из хлопка. Лен и хлопок – прядильные растения. Сейчас я вам расскажу, как из льна делают ткань:

  1. Рассказ учителя. “Как делают льняные ткани”.

Из льна можно изготавливать любые ткани: начиная от грубого брезента, холста и заканчивая кружевами.

Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси.

Лен неприхотлив. Все, что ему нужно – длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.

Технология обработки льна остается неизменной. Сначала лен выдергивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, очесывают и молотят (слайд 8). После этого лен расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Эта процедура позволяет отделить волокно от древесной части стебля и может продолжаться несколько недель. Полученное волокно поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от древесной части стебля. Трепаный лен расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту. Из нее уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно. Теперь мы можем наслаждаться натуральным и очень приятным на ощупь льняным изделием (слайд 9).

Помимо ткани, лен дает нам множество побочных продуктов. Практически, в процессе переработки льна нет отходов! Из семян получают целебное льняное масло, жмых идет на корм скоту, а из одеревеневших частей стебля получают отличные строительные материалы и мебельные плиты.

Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна выполняют машины.

- Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 10)

IV. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Что здесь лишнее?”

- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 11).

1. клевер, астра, роза, гладиолус 2. береза, василек, репа, осина 3. огурец, лук, лен, чеснок 4. груша, слива, малина, яблоня 5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”

- У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 12).

Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости  Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости  Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град,  То посыпался из облака  Виноград. (слайд)

- А теперь ответьте, может так быть или нет?

- Почему?

- Где такое может быть? (в сказке)

3) Игра “цвет – фрукт”.

Перечислите ягоды, фрукты, овощи:

- оранжевого цвета;

- желтого цвета;

- красного цвета;

- синего цвета.

V. Итог урока.

И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?

- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы

(слайд 13) – спасибо за урок.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать легенды о растениях

2) задания в рабочей тетради

Просмотр содержимого документа «Разработка урока окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения"»

Урок окружающего мира "Дикорастущие и культурные растения". 2-й класс

Цели и задачи:

  1. Ознакомить ребят с дикорастущими и культурными растениями.

  2. Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их.

  3. Развивать у учащихся интерес к предмету через разнообразные виды работы и творческие задания.

  4. Развивать у ребят умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

  5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями, “цветик – семицветик”, гербарий растений, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, фишки.

I. Организационный момент.

Ну – ка проверь дружок,Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке,Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получатьТолько лишь оценку “5”.

II. Актуализация знаний.

  1. Разнообразие растительного мира

Ребята, сегодня нас на уроке ожидает встреча с удивительными представителями живой природы. Вы их узнаете, отгадав загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. (растение)

Куда бы вы не посмотрели, где бы вы не побывали, повсюду увидите, встретите растения. Они растут на лугах, в лесах. Их много в степях и высоко в горах. В безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озерах, реках и прудах нашей планеты. Они есть даже в Арктике и Антарктиде.

Растительный мир разнообразен. Чем же растения отличаются друг от друга? (Продолжительностью жизни, формой стеблей, цветков, плодов, листьев…)

  1. Группы растений. Работа по карточкам.

Ребята, давайте вспомним, на какие группы делятся все растения? (деревья, кустарники, травы). Чем они отличаются? (стеблями)

Выполнение работы “Какие бывают растения” на карточках. Укажите стрелками, к какой группе относятся данные растения.

Теперь проверьте свою работу (слайд 2 (см. презентацию)).

III. Изучение нового материала

  1. Введение в тему.

Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух.)

Мы с детства, представьте, того и не знали,По – гречески этот цветок называли.“Звезда” - вот на русский его перевод.На клумбах он осенью долго цветет.(Астра)

Цветет он майскою порой,Его найдешь в тени лесной.На стебельке, как бусы в ряд,Цветы душистые висят.(Ландыш)

Со дна озера, рекиКак веревки – стебельки.Над водою стебелекПревращается в цветок,И горит он летним днемЖелтым пламенем – огнемА цветы назвали людиНа подобие посуды,Как в шкафу глинянки – кринки Те цветочки звать … (Кувшинки) 

В поле росла,Под жерновом была,Из печки на столКараваем пришла.(Пшеница) 

Лето целое старалась – Одевалась, одевалась …А как осень подошла, Нам одежки отдала.Сотню одежонокСложим мы в бочонок. (Капуста)

Низок, да колюч,Сладок, да не пахуч.Ягоду сорвешь – Всю руку обдерешь.(Крыжовник) 

Желтые головки,Белые ресницы,Все они похожи, Будто бы сестрицы.Я надеюсь, знаешь тыЭти скромные цветы.(Ромашки)

(слайд 3)

- Ребята, что их объединяет? Как мы их назовем одним словом? (это растения)

- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)

Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?

Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. Есть растения, которые выращивают люди.

2. Знакомство с дикорастущими и культурными растениями

1) Работа по учебнику

- Как называются эти растения, мы узнаем, прочитав текст учебника на странице 62 (читают 2 учеников вслух), (слайд 4).

- Ниже даны рисунки растений. Назовите изображенные растения. Дикорастущие растения накройте зелеными фишками, а культурные – желтыми.

2) Деление растений на 2 группы

Вернемся к нашим отгаданным растениям. Их тоже разделим на дикорастущие и культурные (по вариантам), (слайд 5).

  1. Работа в рабочей тетради

Для закрепления полученных знаний, выполним в рабочей тетради задание 1 на странице 25 – подчеркнуть названия дикорастущих растений зеленым карандашом, а культурных – красным.

Взаимопроверка выполненной работы.

Физкультминутка:

Носит одуванчик желтый сарафанчик.Подрастет, нарядится в беленькое платьице.Легкое, воздушное, ветерку послушное.

3. О дикорастущих растениях.

  1. Дикорастущие деревья, кустарники, травы.

Сначала поговорим о дикорастущих растениях. К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек. Назовите, ребята, дикорастущие деревья (кустарники, травы)

  1. Сообщения ребят о растениях.

О своих любимых растениях ваши одноклассники подготовили сообщения (1 – ый ученик рассказывает о травянистом растении, 2 – ой – о кустарнике, 3 – ий – о дереве)

- Спасибо вам, ребята, за такие интересные рассказы.

4. О культурных растениях.

1) Выбор верного определения.

Пока мы слушали выступления ребят, к нам в гости пришел попугай Илья. Он затрудняется ответить на вопрос: “Что такое культурные растения?”. У Ильи 3 варианта ответа, и он не может выбрать из них верный. Ребята, поможем ему?

Что такое культурные растения? (Слайд 6)

а) Растения, которые человек использует для питания;

б) Растения, которые растут на полях, в садах и огородах;

в) Растения, которые человек специально выращивает для своих целей.

(Дети объясняют выбранный ответ)

2) Деление культурных растений на группы.

- Для каких же целей люди выращивают культурные растения? (ответы детей)

- Сейчас я вам загадаю загадки, вы должны отгадать растения и рассказать для чего они нужны (после каждой загадки демонстрируется гербарий отгаданного растения).

а) Что две недели зеленится,две недели колосится,две недели отцветает,две недели наливает,две недели подсыхает? (Рожь)

Где она растет? Какую часть этого растения использует человек? Для чего? Это растение относится к зерновым. Еще какие зерновые растения вы знаете?

б) Было зеленое платье атласное,нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это - платье надело синего цвета. (Слива)

Слива растет в саду. Что дает нам это растение? Значит, слива – плодовое растение. К плодовым растениям относятся еще …

в) Растут на грядке зеленые ветки, а на них красные детки. (Помидор)

Это растение растет в огороде и называется … (овощ). Из овощных растений в наших огородах растут …

г) Вот чудесные цветы небывалой красоты.Яркие, пахучие – Ай – ай – ай! Колючие! (Розы)

Для чего их люди выращивают? (для красоты). Такие растения называются декоративными. Еще какие декоративные растения вы знаете?

д) Из земли вырастаю –

весь мир одеваю. (Лен) (слайд 7).

Что люди получают из этого растения? (Ткань). Ткань делают еще из хлопка. Лен и хлопок – прядильные растения. Сейчас я вам расскажу, как из льна делают ткань:

  1. Рассказ учителя. “Как делают льняные ткани”.

Из льна можно изготавливать любые ткани: начиная от грубого брезента, холста и заканчивая кружевами.

Историки утверждают, что лен возделывали еще во времена возникновения Руси.

Лен неприхотлив. Все, что ему нужно – длинный световой день. Однако получить из него высококачественную ткань не так просто.

Технология обработки льна остается неизменной. Сначала лен выдергивают из земли, причем вместе с корнями. Затем его высушивают, сложив в небольшие скирды, очесывают и молотят (слайд 8). После этого лен расстилают на траве для того, чтобы стебли намокли от росы. Эта процедура позволяет отделить волокно от древесной части стебля и может продолжаться несколько недель. Полученное волокно поднимают и сушат, а затем мнут и треплют, отделяя от древесной части стебля. Трепаный лен расчесывают и вытягивают из него слегка закрученную тонкую ленту. Из нее уже можно прясть льняную пряжу. Осталось соткать полотно. Теперь мы можем наслаждаться натуральным и очень приятным на ощупь льняным изделием (слайд 9).

Помимо ткани, лен дает нам множество побочных продуктов. Практически, в процессе переработки льна нет отходов! Из семян получают целебное льняное масло, жмых идет на корм скоту, а из одеревеневших частей стебля получают отличные строительные материалы и мебельные плиты.

Разумеется, сегодня большинство операций по обработке льна выполняют машины.

- Ребята, давайте повторим, на какие группы делятся культурные растения? (слайд 10)

IV. Закрепление изученного материала.

1) Игра “Что здесь лишнее?”

- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?” (слайд 11).

1. клевер, астра, роза, гладиолус2. береза, василек, репа, осина3. огурец, лук, лен, чеснок4. груша, слива, малина, яблоня5. пшеница, рожь, ячмень, картофель

2) Логическое упражнение “Может так быть или нет?”

- У известного поэта К. И. Чуковского в стихотворении “Радость” есть строчки о растениях. Сейчас я вам их прочитаю. А вы послушайте внимательно и подумайте, “Может так быть или нет?” (слайд 12).

Рады, рады, радыСветлые березы,И на них от радости Вырастают розы.Рады, рады, радыТемные осины,И на них от радости Растут апельсины.То не дождь пошел из облакаИ не град, То посыпался из облака Виноград. (слайд)

- А теперь ответьте, может так быть или нет?

- Почему?

- Где такое может быть? (в сказке)

3) Игра “цвет – фрукт”.

Перечислите ягоды, фрукты, овощи:

- оранжевого цвета;

- желтого цвета;

- красного цвета;

- синего цвета.

V. Итог урока.

И так, ребята, что нового о растениях мы узнали сегодня на уроке? На какие 2 группы делятся растения?

- Спасибо вам за активное участие на уроке! Молодцы

(слайд 13) – спасибо за урок.

VI. Домашнее задание:

1) прочитать легенды о растениях

2) задания в рабочей тетради

kopilkaurokov.ru

Конспект урока для 6 класса «Многообразие и происхождение культурных растений»

Интегрированный урок» биология + география» по теме

«Многообразие и происхождение культурных растений» 6-й класс.

Разделы: Преподаватель биологии, Преподаватель географииЦель: познакомить обучающихся с многообразием и центрами происхождения

культурных растений.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания обучающихся о культурных растениях, их происхождении и многообразии;

  • показать вклад Н.И. Вавилова в изучение происхождения культурных растений.

  • Познакомить обучающихся с навыками и приемами выращивания культурных растений на основе знаний полученных на уроке.

Развивающие:

  • развивать кругозор обучающихся ;

  • воспитание гордости за русскую науку на примере жизнедеятельности и научных работ Н.И. Вавилова.

Оборудование:

  • Карта мира «Важнейшие культурные растения мира и их родина»

  • интернет – ресурсы

  • (интернет – ресурс 1 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб-Видио@Mail.Ru.), {BIO6 06-48}_{MA_01}.SWF(объект «application/x-shockwave-flash»), презентация, «Дневник исследователя»

Ход урока.

Вступительное слово учителя биологии (слайд 1,2,3)

-Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.

Сегодня у нас необычный урок, урок биологии и географии.

Учитель биологии:

Подводит к теме - « Многообразие и происхождение культурных растений»

Сегодня мы с вами поработаем исследователями. Откройте ваши Дневники исследователя. (Приложение 2) Познакомьтесь с их содержанием. Обратите внимание на таблицу. В нее вы будете записывать время знакомства с растениями и откуда растение прибыло в Россию. Будьте внимательны!

Человеческая цивилизация существует больше 10 тыс. лет. За это время человек научился выращивать прекрасные цветы, растить сады, возделывать поля. Тысячи лет люди изменяли природу на благо себе .

-Как вы понимаете, что такое многообразие растений?

-Что вы знаете о происхождении культурных растений? (ввезены из других стран и континентов)

-Благодаря кому и когда они распространились по свету?

Чтобы выяснить это, мы пройдем путь от древнейших времен до наших дней и узнаем историю «приручения» диких растений и превращение их в растения культурные, а также каким образом Великие географические открытия повлияли на распространение культурных растений по всему свету.

На уроке мы будем использовать новые понятия. Познакомимся с ними.

В источниках распечатанных на столе найдите ответ на вопросы

-какие растения называются дикорастущими? (которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека)

-какие растения относятся к культурным? (растения, специально выведенные и выращиваемые человеком ради своих потребностей.)

-ради чего первобытные люди собирали растения? (с древнейших времен наши предки много знали о свойствах растений использовали их для еды, получения текстильных тканей, постройки и обогрева жилищ, изготовления оружия и многое другое, люди каменного века не только собирали растения, но и выращивали их около своих обиталищ.

Учитель биологии:

Из поколения в поколение люди научились отбирать и выращивать растения с самыми вкусными плодам, с самыми крупными зернами и сочными листьями. Так появился искусственный отбор - это выбор наиболее ценных в хозяйственном отношении растений и животных. Запишите в дневник исследователя понятие искусственный отбор.

Развивалось растениеводство, люди научились ухаживать за растениями, совершенствовать их качества проводить прививки искусственное опыление и даже создавать новые формы растений, которых не было в природе. Так развивалась наука селекция. В параграфе 26 на стр. 154 найдите определение термину селекция- это процесс выведения новых сортов растений. И сделать записи в дневник исследователя.

Учитель биологии:

Человек научился создавать растения с нужными для себя качествами. Посмотрите на фотографии (слайд 2, 3, 4. 5, 6) вы видите разные сорта яблони. Одни, как Белый налив, созревают уже в середине лета. Такие сорта как Зимняя красавица относятся к лежким, то есть их плоды можно использовать до следующего урожая.

Мы убедились, что растения могут обладать разными качествами, нужными человеку.

Группу растений, обладающих определенными качествами, нужным человеку, называют сортом. Обучающиеся находят определения в параграфе 26 стр. 150 по заданию учителя.

Учитель биологии: В наше время во всем мире используется традиционно несколько десятков культурных растений.

Проблемный вопрос: как вы считаете, возможно, ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшое исследование происхождения и распространения культурных растений в мире.

Наше исследование мы начинаем с наших огородов (слайды 7,8,9)

На грядках так много, привычных нам, культурных растений: морковь, тыква, огурцы, помидоры и т.д.

Диалог с детьми:

-У кого из вас есть огород?

-Какие растения растут на вашем огороде?

-Откуда же эти растения появились в России? Ваша версия?

Мы заслушаем выступление наших знатоков по данному вопросу.

Полученную информацию мы будем вносить в «Дневник исследователя».

Раньше всех на российских огородах появлялись растения Старого света. О них расскажут знатоки по данному вопросу. Я предоставляю им слово.

Выступление обучающихся о культурных растениях

(слайды 10,11,12,,14)

Название растения

Закрепление.

Учитель географии: Ребята, проверим, что насколько внимательно вы слушали наших знатоков.

1.Его плети украшали стены храмов в древнем Египте.

2. Какое растение у древних греков символизировало радость и славу?

3.Корни какого растения больше всего содержат сахар?

4.Какое растение называют «черным рисом»?

Учитель географии:

Началась эпоха ВГО (великих географических открытий)- это время ознаменовалось путешествиями Х.Колумба (слайд 15)

Вслед за Колумбом в Новый Свет отправились испанцы, англичане, французы (интернет - ресурс 1 мин 56 сек видеофильм 260 серия. Христофор Колумб-Видео@mail.ru)(слайд15)

-Что же они привезли в Старый свет?

-Какие новые растения?

-Как они попали на территорию нашей страны?

Об этом нам расскажут знатоки нашего класса, а вы продолжаете заполнять дневник исследования (слайды 16,17,18,19)

Название растения

Учитель географии:

Второе название этого растения МАИС. Назовите другое название этого растения.

Какое растение в Италии называли «золотое яблоко», а во Франции «яблоко любви»?

Из семян какого растения русский крестьянин Воронежской губернии Бокарев научился добывать ценное масло?

Родина этого культурного растения – Южная Америка. Оно произрастает в Андах от Чили до Центральной Америки. Это растение в России по правду называют вторым хлебом.

Учитель географии: какой вывод мы можем сделать? Как вы думаете, какую роль сыграли ВГО в распространении растений?

Дети: ВГО способствовали распространению новых растений по всему свету. Отмечают на интерактивной карте smartnotebuk – центры происхождения культурных растений.

Учитель биологии: Эти новые дикие формы человек превращал в культурные растения.

Встал вопрос: для создания новых сортов растений необходимо иметь разнообразие исходного растительного материала. А наиболее богатыми по количеству культур являются древние центры цивилизации, именно там началась культура земледелия. Появилась необходимость в определении таких центров и тщательном изучении видового разнообразия растений очагов древнего земледелия. Сейчас мы узнаем, кто и когда определил центры происхождения древних культурных растений? (слайд 22)[BIO6_06-48]_[MA_01].SWF(объект``application /x-shockwave-flash``)

Итак, создатель теории о центрах происхождения культурных растений – Н.И.Вавилов. Наш знаток познакомит вас с научными достижениями Н.И.Вавилова, которые прославили русскую науку.

Выступление учащегося о Н.И.Вавилове (слайд 20)

Учитель биологии: Вернёмся к вопросу нашего урока: возможно ли появление новых культурных растений в настоящее время?

Ответ: можно предположить, что – да, возможно.

Дети скажут.

- Известны центры происхождения культурных растений. Изучена только часть растений, произрастающих в очагах древнего земледелия.

- Люди по прежнему производят искусственный отбор среди растений с нужными качествами.

- Есть наука селекция, которая позволяет изменять и улучшать качества растений.

Учитель биологии:

На современном этапе селекционеры активно работают с новыми перспективными растениями. Одно из направлений в развитии сельского хозяйства – это введение в культуру новых растений, отобранных среди дикорастущих форм. В настоящее время известно 250 тысяч видов покрытосемянных растений. Но число основных сельскохозяйственных культур не превышает нескольких десятков. Несомненно, имеется много таких растений, которые могли бы стать полезными для человека.

Учитель географии. Огромное большинство этих растений обитает в тропиках и субтропиках. Ученые пробуют ввести новые виды в круг сельскохозяйственных культур для получения от них как продуктов питания, так и других новых продуктов.

  • Гваюла (слайд 23,24)

  • Echinochloa (слайд 25)

  • Хохоба (слайд 26,27,28)

  • Спаржевый порошок (слайд 29)

Мы ответили на вопрос: можно ли вводить в культуру дикорастущие растения?

Ответ детей: да, можно.

Закрепление (Загадки о растениях в стихах.)

1.Наши поросятки выросли на грядке,

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Эти поросятки играют с нами в прятки (Огурцы)

2.Вот зеленая кокетка,

Сельдереева соседка.

Остроносая подружка,

Знаем мы тебя … (петрушка)

3.Хоть я сахарной зовусь, но дождя я не боюсь.

От дождя я не растаю, угощу всех сладким чаем (свёкла)

4.Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!» (картошка)

5.Удивительное солнце:

В этом солнце сто оконцев,

Из оконцев тех глядят

Сотни черненьких галчат (подсолнух)

6.Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют (томаты)

7. Загадка в ваших дневниках исследователя:

Шли двое, остановились, один другого спрашивает:

-Это черная?

-Нет, это красная.

-А почему она белая?

-Потому что зеленая.

-О чем они вели разговор? (смородина) А как это растение попало к нам?

Домашняя задание: (слайд 30).

На следующем уроке мы продолжим изучать культурные растения, которые

использует человек.

Рефлексия.

  1. Ребята, что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

  2. Что вам особенно запомнилось?

  3. Понравилась ли вам форма урока?

Время знакомства

Откуда прибыло

Огурец

Петрушка

Свёкла

Гречиха

Время знакомства

Откуда прибыло

Кукуруза

Томат

Подсолнечник

Картофель

doc4web.ru

Комплексная разработка урока по окружающему миру на тему "Культурные и дикорастущие растения" 2 класс

27 октября четверг. Окружающий мир. Лебедева С.С. Открытый урок.

Дикорастущие и культурные растения.

Здравствуйте уважаемые родители. Спасибо, что пришли.

Дорогие дети, сегодня мы с вами будем в роли биологов-исследователей.

Отгадайте загадки (как дети угадывают, появляются картинки на проекторе):

У извилистой дорожкиРастёт солнышко на ножке.Как дозреет солнышко,Будет горстка зёрнышек. (подсолнух)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (береза)

На припеке у пеньков много тонких стебельков,Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (земляника)

Много платьев,Много хруста.Как зовут её? (капуста)

Был цветочек золотой, За неделю стал седой, А денёчка через два Облысела голова /одуванчик/

Кто ни прикасается, - За того цепляется. Привязчивый и колкий, Кругом торчат иголки. (репейник)

На какие две группы мы можем разделить эти растения. Подсказка, кто сажает эти растения и где они растут.

Давайте подумаем какие растения люди сажают специально? (подсолнух, капусту, землянику). Как мы можем назвать эту группу растений? (культурные)

Исследуем вторую группу. Кто-нибудь сажем эти растения? Нет. Значит как их можно назвать? (дикорастущие)

Итак, что же нас, исследователям, нужно будет изучить на сегодняшнем уроке? (Какие растения выросли сами, а какие посажены людьми, какие растения называются культурными, какие – дикорастущими. Учится их узнавать.)

(Проектор выкл)

Давайте попробуем объяснить, что такое дикорастущие растения, то есть дадим определение понятию Дикорастущие растения. (повесить табличку на доску)

«Дикорастущие растения» Дети: «Д» - растения, которые выросли сами, их никто не сажал, за ними никто не ухаживает. – молодцы.

«Культурные растения». Дети: «К» - растения посадили специально. Они могут приносить пользу человеку или для красоты. За ними человек следит и ухаживает. Подкрепите свои предположения примерами (огурцы, астра, пшеница)

Эл учебник.

Теперь сверим наши предположения с текстом учебника. Мы с вами были правы, наш первый этап исследования прошел успешно. В учебнике на стр.68 иллюстрация растений, какие из них можно назвать дикими. (на доску на магнитик поместить изображения из произвольного ряда) береза, крапива, осока.

-- Продолжаем наше исследование. Посмотрите на слайд, перечислите все то, что видите. Подумайте, на какие группы можно разделить эти К растения?

Деревья и кустарники. - Молодцы. Вы исследовали культурные растения по способу роста. Какие еще К деревья вы знаете (вишня, слива, облепиха), кустарники (смородина. Малина, жимолость) ? В нашу исследовательскую команду присоединился мальчик Сережа, которые узнал об еще одной группе. С.69. назовите ее? Поможем Сереже дополнить ряд травянистых растений (подсказки развешены по стенам и дети самостоятельно должны определить подходящее растение) (огурцы, кабачки, тыква)

Физкультминутка

Жил один садоводОн развел огород,Подготовил старательно грядки.Он принес чемодан,Полный разных семян,Но смешались они в беспорядке.Наступила весна,И взошли семена -Садовод любовался на всходы.Утром их поливал,На ночь их укрывалИ берег от холодной погоды.Но когда садоводНас позвал в огород,Мы взглянули и все закричали:- Никогда и нигде,Ни в земле, ни в водеМы таких овощей не встречали!Показал садоводНам такой огород,Где на грядках, засеянных густо,Огурбузы росли,Помидыни росли,Редисвекла, чеслук и репуста.

Исследователи должны уметь работать вместе. Исследуем следующие растения в парах. Р.Т. с. 48 №2 (1). Ребята одну минуту работают в парах, затем на эл. доске показывают, что сделали (соединяют линии)

-- Проводим следующее исследование. Изучим К растения по назначению. Слайды.. как вы думаете, для чего нужны эти растения людям. (для еды, для красоты, декора, для изготовления тканей)

Молодцы. Теперь посмотрим какие исследования провел Сережа и какие группы выделил он с.69 схема 2. Изучение схемы в учебнике. Поможем Сереже дополнить схемы своими примерами.

Исследователи опять объединяются в пары и выполняют задание в Р.Т. с. 48 №2 (2) затем выходят к доске и соединяют линиями как в тетрадках.

Сейчас я приглашу 4 молодых ученых, которые расскажут нам о заморских фруктах. (дети заранее приготовят рассказы на 2-3 минуты)

А вам, мои исследователи, нужно будет внимательно слушать их доклад и соотнести название с фруктом. В конце мы проверим, как вы внимательно слушали.

Под камеру взять тетрадь и проверить. Дети с места отвечают (4 чел)

Физ мин.

Теперь дорогие исследователи мы проверим, что же вы узнали на уроке. Я вам раздам конверты с заданиями. Нужно наклеить на лист подходящие изображения растений. Будьте внимательны, в конверте лежат лишние растения. Сначала разложите, проверьте, затем приклейте. 6 групп, а 7 группа сделает задание на эл. доске в приложении Задание 2.

Дома вам нужно будет продолжить наше исследование Д/З с. 68-71 читать, Р.Т. с 50 №4 (дифференцированное задание: мальчики о дереве, девочки о цветах)

Повторим, к чему привели наши исследования, что мы узнали на уроке? Что такое Д растения, что такое К растения. Приведите примеры в Р.Т. с. 48 №1, (одна минута на запись) Прочтите свои примеры, не повторяясь. (заслушивание) молодцы.

Спасибо за урок и внимание.

Ура!!!!

infourok.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта