Что составляет окружающую среду для растения животного человека. что составляет окружающую среду ели? что составляет окружающую среду ели?

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Что составляет окружающую среду ели. Что составляет окружающую среду для растения животного человека


Что такое экология. Что такое окружающая среда



Что же изучает наука экология

С.27.

1. Вопрос: назовите группы экологических связей, которые представлены схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы. В своем ответе учтите направления стрелок.

1. Экологические связи: абиотические, биотические и антропогенные.

1) Абиотические – влияние неживой природы на живую. Живые организмы не могут обойтись без воздуха и воды, почвы, тепла.

2) Биотические – влияние одних живых организмов на другие живые организмы. Животные питаются растениями, их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые – опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых – вредителей, портящих листву деревьев.

3) Антропогенные – влияние человека на живые организмы. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От поведения человека, от его хозяйственной деятельности зависит её сохранность и красота.

2. Вопрос: С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей среды.

Все, что оказывает влияние на живой организм называют окружающей средой. Для растения окружающую среду составляют солнце, вода, другие растения, животные, человек.

Для животного – солнце, вода, растения, животные, человек.

Для человека – солнце, вода, растения, животные, другие люди и продукты их жизнедеятельности.

Проверь себя:

1.Вопрос: что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображенных на схеме.

Ответ: окружающая среда — природные условия местности и ее экологическое состояние. Окружающая среда включает объекты живой и неживой природы.

2. Вопрос: что изучает наука Экология?

Ответ: экология изучает связи между живыми существами и окружающей их средой.

3. Вопрос: какое значения для людей имеет экология?

Ответ: экология занимается исследованием закономерностей организации живой природы и потому она позволяет:

- создать научную основу использования биологических ресурсов.

- прогнозировать изменения природы под влиянием деятельности человека и управлять процессами, протекающими в биосфере.

- сохранить среду обитания человека, восстановить нарушенные природные системы. Сохранить заповедные участки биосферы.

4.Вопрос: как можно показать экологические связи с помощью модели?

Ответ: Модели могут быть различными. Связи – абиотические и биотические.

Задание для домашней работы:

Задание 2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

Ответ: История развития Экологии как науки.

Термин «Экология» происходит от двух греческих слов «ойкос» - дом и «логос» - наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 г. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всего считается, что экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин «Экология» связывают с охраной и сохранением природы.

Задачи экологии:

- исследование закономерностей организации жизней;

- регуляция численности животных и растений;

- прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

- восстановление разрушенных природных систем;

- сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, химией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются природные сообщества.

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

1-й этап: до 1866г.

2-й этап: 1866 – 1936гг.

3-й этап: 1936 – 1976гг.

4-й этап: 1976 – по настоящее время.

На первом этапе в сочинениях Аристотеля имеется описание м особенностей строения животных в зависимости от среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как было велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе большое значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин «Экология» прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (например, Ч. Элтон «Экология животных»).

Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и необходимой. Во всех вузах и школах России введена дисциплина «экология». Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, например Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.

На следующем уроке

С.28

1. Вопрос: какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?

Ответ: памятка «Правила поведения на природе»

1. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста - соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

2. Не оставляй костёр непотушенным.

3. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор - в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;

б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

4. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

5. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток - птенчиков, зверушек; не пугай их.

6. Не трогай птичьи яйца в гнезде - птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

7. Не разоряй гнёзд - не губи малых деток наших пернатых друзей.

8. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

9. Не ломай деревья - они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез - им тоже больно.

10. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.

11. Не рви цветы - пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

12. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

13. Не ешь незнакомые ягоды и плоды, не собирай неизвестные грибы, они могут оказаться ядовитыми и можно получить отравление.

14. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы – ими лечатся лесные жители.

15. Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

2.Вопрос: какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?

Ответ: бытовой мусор из нашей квартиры, мы помещаем в разные контейнеры, которые расположены во дворе нашего дома на специальной площадке; осенью мы развешиваем кормушки для птиц и сыпем туда семечки и зерно для того, чтобы птицы могли лучше пережить холодное время года; во дворе нашего дома высажены молодые деревца, мы их поливаем, чтобы они быстрее прижились; когда выезжаем в лес, то не оставляем после себя бытовой мусор.

resheba.me

что составляет окружающую среду ели? что составляет окружающую среду ели?

Окружающая природная или антропогенная (созданная человеком) среда состоит из многих компонентов. Рассмотрим основные из них.

Литосфера - это верхний слой земной коры, наружная твердая каменная оболочка земного шара, толщиной 30-80 км. Природные процессы, происходящие в литосфере, приводят к землетрясениям. Из верхнего слоя литосферы добывают полезные ископаемые. Но наибольшее значение для человечества имеет тончайшая пленка на верхней поверхности литосферы - почва, т. е. поверхностный плодородный слой земной коры, созданный под совокупным слиянием климата (тепла, воды, воздуха) , рельефа, растений, животных, микроорганизмов и деятельности человека.

Земельные ресурсы - одно из основных богатств страны. Отрицательное воздействие на почву оказывает ветровая и водная эрозия, а часто - и деятельность человека. Деятельность промышленных предприятий зачастую приводит к загрязнению почвы. Например, авария на нефтепроводе приводит к тому, что нефтяная пленка покрывает участок почвы, делая невозможным продолжение биологических процессов. Она отрицательно влияет и на режим циркуляции подземных вод, загрязняет их. Положительное влияние человека состоит в закреплении и освоении песков, осушении болот, рекультивации земель после добычи полезных ископаемых, внесении органических и минеральных удобрений, окультурировании лесных насахдений и др.

Гидросфера включает в себя воду в трех агрегатных состояниях - жидком, твердом и газообразном. Вода в жидком состоянии на 98% сосредоточена в мировом океане и его окраинных частях, называемых морями. Пресная вода рек и озер составляет лишь весьма небольшую часть гидросферы, но именно она наиболее важна для жизнедеятельности человека. Вода в твердом состоянии сосредоточена в основном в ледниковых щитах Антарктиды и Гренландии, в многолетних арктических льдах, в ледниках на вершинах гор, а также в виде зимнего снега. Газообразная вода - часть атмосферы.

Поверхностные водные потоки зачастую сильно страдают от деятельности человека. Во многие производственные процессы входит использование воды, и сточные воды после некоторой очистки обычно сливают в ближайшие реки. К счастью, поверхностные воды обладают способностью к самоочищению под влиянием ряда физических, химических и биологических процессов. Однако в настоящее время способности к самоочищению обычно недостаточно, многие реки превратились в зловонные клоаки, и необходима активная работы по восстановлению водных ресурсов и их защите от промышленного и бытового загрязнения.

Атмосфера - газовая оболочка Земли, наиболее мобильная часть окружающей природной среды. Для жизнедеятельности человека основное значение имеет нижняя часть атмосферы - тропосфера, высотой до 10 км. В атмосферу выбрасываются вредные газы, частицы твердых веществ и мельчайшие капли жидких загрязнителей. В ряде промышленных центров человеку трудно дышать из-за выбросов металлургических комбинатов и выхлопных газов автомобилей. Деятельность человека оказывает влияние и на атмосферу Земли в целом - падает содержание кислорода, увеличивается содержание углекислого газа, меняются атмосферные потоки и в конечном счете климат (например, вследствие создания или уничтожения водных пространств, таких, как водохранидище на р. Кубань под Краснодаром) .

Биосфера - это растения, животные, микроорганизмы и другие живые существа, живущие на земле, в воде, в воздухе. Загрязнения окружающей природной среды обычно весьма вредно действуют на живые организмы, приводят к сокращению их численности. Кроме того, многие из них способны концентрировать в себе опасные вещества. Например, не рекомендуется употреблять в пищу грибы, выросшие в лесопосадках вдоль автотрасс, поскольку концентрация поглощенных ими солей тяжелых металлов (происхождением из выхлопных газов) представляет заметную опасность для здоровья человека.

otvet.mail.ru

Как устроен мир С. 6-34

 

Природа

 С. 6 1. Неживая природа – Солнце, звезды, океаны, муравейник.    Живая природа – бабочки, трава, муравьи.2. Кошка дышит, питается, растет, развивается, у неё могут быть котята, прожив жизнь, она умрет. Камень же долгими годами может пролежать на одном месте, не двигаясь и не меняясь.3. Представители каких царств изображены на рисунке? Растения, животные, грибы, бактерии.

  С. 7 4. Царство растений – берёза, тюльпан, орешник.    Царство животных – кукушка, жук, белка.    Царство грибов – подберёзовик, сыроежка, подосиновик.1. Живые существа, в отличие от предметов неживой природы, дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.2. Царства растений, животных, грибов, бактерий.3. Людям нужны тепло и свет солнца, они дышат воздухом, им требуется вода и пища. Всё это даёт природа.

  

Человек

 С. 15 1. Человек – часть природы. Как и другие живые существа, он дышит, питается, растёт, развивается, у него рождаются дети.2. Человек отличается от животных тем, что он – разумное существо.3. Разум у человека «живёт» в головном мозге.4. Внутренний мир человека складывается из его переживаний, мечтаний, особенностей его характера, картин, отражающих его знания об окружающем мире.5. Восприятие, память, мышление, воображение.

  

Общество

 С. 20 1. Человек живёт среди людей, в обществе, является частью природы и членом общества. В этом и заключается его место в мире.2. Семья объединяет самых близких друг другу людей. Они живут под одной крышей, ведут совместное хозяйство, заботятся друг о друге.3. На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов.4. На Земле около 200 государств.5. Любое государство имеет свою территорию, государственные границы, столицу, государственный язык.

  

Что такое экология

 С. 27 1. Экологические связи:    1) Живое – неживое. Люди не могут обойтись без воздуха и воды. Но и от людей зависит чистота и охрана воздуха и воды.    2) Растения – животные. Животные питаются растениями, их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые – опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых – вредителей, портящих листву деревьев.    3) Природа – человек. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От человека зависит её сохранность и красота.2. Для растения окружающую среду составляют солнце, вода, другие растения, животные, человек.    Для животного – солнце, вода, растения, животные, человек.    Для человека – солнце, вода, растения, животные, другие люди и продукты их жизнедеятельности.

  С. 281. Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называется окружающей средой.2. Экология изучает связи между живыми существами и окружающей их средой.3. Наука экология поможет сберечь нашу планету.

  

Природа в опасности!

 С. 34 1. Люди строят города, дороги, возделывают поля. Вырубаются леса. Древесина используется для изготовления бумаги, учебных принадлежностей, мебели. Поэтому на Земле с каждым годом становится меньше лесов. Это приводит к исчезновению многих растений и животных.2. С заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра – сточные воды с различными вредными веществами. От этого страдают многие растения и животные.3. Люди неразумно относятся к природе. Загрязняют её, часто рвут красивые растения, истребляют животных. Поэтому многие растения и животные стали редкими, а многие исчезли.4. В настоящее время многие заводы и фабрики переоборудованы, на них установлены очистные сооружения, и они уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных, которые занесены в Красные книги. В большинстве стран созданы заповедники и национальные парки.

 

 

 

ne-hochu.ru

Ответ §38. Среда обитания. Факторы среды

1) Рассмотри рисунок 103 учебника. Назови трех из изображенных на нем животных и условия, в которых они обитают. Подумай, какие особенности строения тела позволяют им жить именно в этих условиях. Ответ запиши в таблицу

 

  • Ответ:

    Название животного

    Условия, в которых оно обитает

    Особенности строения, связанные с условиями обитания

    Медведь

    Обитает в лесу, питается мелкими животными, растениями

    Толстый слой жира, которым питается в течение зимы

    Лягушка

    Обитает в водоемах

    У нее длинный язык, которым она ловит мошек, а также длинные лапки, с помощью которых она плавает

    Пингвин

    Обитает в арктическом поясе

    Плотное перьевое покрытие, которое помогает удерживать тепло

 

2) Рассмотри рисунок 104 учебника и попробуй сам назвать те объекты живой и неживой природы, которые могут влиять на жизнь растений (А), животных (Б), человека (В)

 

  • Ответ: А) животные, обитающие в этой же местности, климат, количество воды, количество осадков, вид почвы

    Б) от уровня, на котором это животное обитает, от способа питания, от условий, наиболее благоприятных для размножения, роста и развития

    В) наличие продуктов для питания, наиболее благоприятные условия жизни (климат, уровень экономики, местоположение населенного пункта)

 

3) Дай определение понятия

 

 

* Заполни в таблице пропущенные строки

 

  • Ответ:

    Среда обитания растений

    Неживая природа, другие растения, животные, человек, микроорганизм

    Среда обитания животных

    Неживая природа, другие животные и растения, человек, микроорганизмы

    Среда обитания человека

    Неживая природа (вода, воздух, полезные ископаемые), другие люди, животные, растения, микроорганизмы, уровень развития экономики

 

4) Заполни схему, пользуясь текстом учебника (с.118)

 

  • Ответ:

     

 

Дз 1) Назови организмы, живущие по твоему мнению, в одной среде обитания. Примеры запиши в таблицу

 

  • Ответ:

    Название организма

    Среда обитания

    Береза

    Лес

    Ель

    Лес

    Малина

    Лес

    Трава

    Лес

    Цветы

    Лес

    Медведь

    Лес

    Лиса

    Лес

    Заяц

    Лес

    Волк

    Лес

 

2) Приведи примеры влияния факторов живой природы на организм

 

  • Ответ: Поглощение организмами из среды различных веществ: кислорода, углекислого газа, воды, органических и минеральных веществ. Выделение в окружающую среду организмами продуктов обмена. Отрицательное влияние недостатка какого-либо фактора среды (кислорода, воды, света, органических веществ для животных) на жизнедеятельность организмов. Зависимость численности и распределения видов и популяций от абиотических факторов. Биотические факторы как пища, среда обитания для других организмов (растительноядные животные для хищных, хозяева для паразитов). Влияние экологических факторов на размножение организмов (насекомых на опыление растений), их распространение

tetrab.ru

Урок № 5. «Что такое экология»

Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс 

 Тип урока: комбинированный.

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Проблема:

что такое экология?

Задачи:

дать понятие об экологии – как науке о связях между живыми существами и окружающей средой;

Научить строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Предметные результаты

Научатся

-устанавливать взаимосвязь между живыми существами и окружающей средой, взаимодействии человека с природой;

-правилам поведения в природе.

Универсально учебные действия (УУД)

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать текст и схемы учебника, анализировать экологические связи, приводить примеры, моделировать связи организмов с окружающей средой.

Коммуникативные:

умение работать в парах, координировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Личностные результаты

Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Понятия

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие

.

Проверка готовности к усвоению нового материала

    На одном острове люди решили уничтожить комаров. Для этого они использовали ядохими­каты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время на острове появилось множе­ство крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта напасть

    Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничто­жали комаров, попали на растения. Этими рас­тениями питались тараканы (их много было на острове, и жили они не в домах, а в природе).

    Тараканы не погибали от яда, но он накапли­вался в их тельцах. Тараканов ловили и поеда­ли ящерицы. Они слабели от яда и становились лёгкой добычей кошек. А вот для кошек, поедав­ших отравленных ящериц, яд оказался смертель­ным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Ну и раздолье наступило тогда для крыс!

    Проследи по схеме основные события этой истории. Опираясь на схему, расскажи о них

     

    Изучение нового материала

       

      ЧТО ИЗУЧАЕТ НАУКА ЭКОЛОГИЯ

      Всё, что окружает живое существо и с чем оно связано, называют окружающей средой.

      Экология — это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой.

      Само слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экое», что значит «дом», и «ло­гос» — наука. Поэтому можно сказать, что эко­логия — это наука о доме. Для человечества до­мом является вся наша огромная и в то же время такая маленькая планета Земля.

      Экология — что это такое?

      Что изучает экология

       

       

       

       

      Презентация экология как наукаPPT / 1.11 Мб

       

      Осмысление и понимание полученных знаний

       

       

      Сейчас наш природный дом оказался в опас­ности. Чтобы его сберечь, каждый человек дол жен стать хотя бы немного экологом

      1.Назовите группы экологических связей, которые представлены этими схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные сто­роны. Как вы думаете, что это означает? Приве­дите примеры связей каждой группы. В своём ответе учтите направления стрелок

       

      Что такое экология? Предмет и задачи экологии

       

       

       

       

       

       

       

       

      Презентация Предмет и задачи экологииPPTX / 2.09 Мб

       

      2.С помощью рисунка расскажите, что со­ставляет окружающую среду для растения, жи­вотного, человека. Предложите модель, показы- вающую связь организмов и окружающей их среды. Обсудите представленные модели в клас­се. Выберите наиболее удачные

      Ответь на вопросы: 1. Какие правила поведе­ния необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда? 2. Какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?

       

      Самостоятельное применение знаний

        1.Что такое окружающая среда? Опиши окру­жающую среду природных объектов, изображён­ных на схеме. 2. Что изучает наука экология?

        2.Какое значение для людей имеет экология?

        3.Как можно показать экологические связи с по­мощью модели?

        Источники информации:

        А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

        «Просвещение» 2014

        Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

        Хостинг презентаций окружающий мир

        - http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

        xn--j1ahfl.xn--p1ai

        Что составляет окружающую среду ели

        Окружающая природная или антропогенная (созданная человеком) среда состоит из многих компонентов. Рассмотрим основные из них. Литосфера — это верхний слой земной коры, наружная твердая каменная оболочка земного шара, толщиной 30-80 км. Природные процессы, происходящие в литосфере, приводят к землетрясениям. Из верхнего слоя литосферы добывают полезные ископаемые. Но наибольшее значение для человечества имеет тончайшая пленка на верхней поверхности литосферы — почва, т.е. поверхностный плодородный слой земной коры, созданный под совокупным слиянием климата (тепла, воды, воздуха), рельефа, растений, животных, микроорганизмов и деятельности человека. Земельные ресурсы — одно из основных богатств страны. Отрицательное воздействие на почву оказывает ветровая и водная эрозия, а часто — и деятельность человека. Деятельность промышленных предприятий зачастую приводит к загрязнению почвы. Например, авария на нефтепроводе приводит к тому, что нефтяная пленка покрывает участок почвы, делая невозможным продолжение биологических процессов. Она отрицательно влияет и на режим циркуляции подземных вод, загрязняет их. Положительное влияние человека состоит в закреплении и освоении песков, осушении болот, рекультивации земель после добычи полезных ископаемых, внесении органических и минеральных удобрений, окультурировании лесных насахдений и др. Гидросфера включает в себя воду в трех агрегатных состояниях — жидком, твердом и газообразном. Вода в жидком состоянии на 98% сосредоточена в мировом океане и его окраинных частях, называемых морями. Пресная вода рек и озер составляет лишь весьма небольшую часть гидросферы, но именно она наиболее важна для жизнедеятельности человека. Вода в твердом состоянии сосредоточена в основном в ледниковых щитах Антарктиды и Гренландии, в многолетних арктических льдах, в ледниках на вершинах гор, а также в виде зимнего снега. Газообразная вода — часть атмосферы. Поверхностные водные потоки зачастую сильно страдают от деятельности человека. Во многие производственные процессы входит использование воды, и сточные воды после некоторой очистки обычно сливают в ближайшие реки. К счастью, поверхностные воды обладают способностью к самоочищению под влиянием ряда физических, химических и биологических процессов. Однако в настоящее время способности к самоочищению обычно недостаточно, многие реки превратились в зловонные клоаки, и необходима активная работы по восстановлению водных ресурсов и их защите от промышленного и бытового загрязнения. Атмосфера — газовая оболочка Земли, наиболее мобильная часть окружающей природной среды. Для жизнедеятельности человека основное значение имеет нижняя часть атмосферы — тропосфера, высотой до 10 км. В атмосферу выбрасываются вредные газы, частицы твердых веществ и мельчайшие капли жидких загрязнителей. В ряде промышленных центров человеку трудно дышать из-за выбросов металлургических комбинатов и выхлопных газов автомобилей. Деятельность человека оказывает влияние и на атмосферу Земли в целом — падает содержание кислорода, увеличивается содержание углекислого газа, меняются атмосферные потоки и в конечном счете климат (например, вследствие создания или уничтожения водных пространств, таких, как водохранидище на р. Кубань под Краснодаром). Биосфера — это растения, животные, микроорганизмы и другие живые существа, живущие на земле, в воде, в воздухе. Загрязнения окружающей природной среды обычно весьма вредно действуют на живые организмы, приводят к сокращению их численности. Кроме того, многие из них способны концентрировать в себе опасные вещества. Например, не рекомендуется употреблять в пищу грибы, выросшие в лесопосадках вдоль автотрасс, поскольку концентрация поглощенных ими солей тяжелых металлов (происхождением из выхлопных газов) представляет заметную опасность для здоровья человека.

        gdzyuka.ru

        Животные и окружающая среда

        Экологическая толерантность животных

        Факторы окружающей среды весьма изменчивы. Это и колебания температуры воздуха на протяжении суток или в течение года, изменение температуры при перемещении от экватора к полюсам и т.д. Для животных существование можно считать нормальным, если изменения экологического фактора находятся в пределах его максимального и минимального значений, то есть границ толерантности.

        Между значениями, ограничивающими возможность существования животного, находится наиболее для него благоприятная, но относительно узкая зона оптимума. Между зоной оптимума и максимумом или минимумом находится зона пессимума, в которой на организм влияют неблагоприятные условия.

        Зоны оптимума и пессимума устанавливаются по числу особей, приходящихся на единицу площади, то есть по плотности популяций вида.

        Определение 1

        Экологическая валентность вида – это способность данного вида заселять разную среду, которая характеризуется различными изменениями экологических факторов.

        Стенобионтный вид – это вид с малой экологической валентностью, приспособленный переносить только ограниченные колебания факторов среды. Сухопутные представители: обитающая во влажных тропических лесах человекообразная шимпанзе, обитатель хвойного леса умеренной зоны – глухарь. Стенобионты водной среды: рифообразующие кораллы, для нормального роста и развития которых необходимы строго определенные температура, степень освещенности и соленость морской воды. Эти кораллы живут в тропической зоне Мирового океана.

        Эврибионтный вид – это вид, способный заселять местообитания с меняющимися условиями, или различные местообитания (лисица – встречается в горах и на равнине, в степи и в лесу, в границах нескольких ландшафтно – климатических зон; киты могут существовать в различных широтах).

        При указании относительной степени толерантности применяют соответствующие термины с приставкой «стено» - узкий или «эври» - широкий:

        • относительные температуры – стенотермные или эвритермные;
        • пищевой рацион – стенофаги или эврифаги;
        • соленость воды – стеногалинны или эвригалинны;
        • по отношению к месту обитания – стеноэки и эвриэки и т.д.

        Условия распространения и существования животных в морской среде

        Моря и океаны включают наиболее богатую фауну, на долю которой приходится 64% всех видов животных. Многие классы животных способны обитать только в море: плеченогие, коралловые полипы, головоногие и боко-нервные моллюски, оболочники, бесчерепные, губки, немертины, многощетинковые кольчецы и др.

        На морские организмы особое влияние оказывают:

        • давление;
        • плотность;
        • глубина проникновения солнечной радиации;
        • растворение солей и содержание газов;
        • распределение тепла;
        • течения.

        В морской среде выделяют две группы биотопов:

        1. Пелагиаль – толща морской воды, в которой жизнь не связана с твердым субстратом (берег, дно). Представители пелагиали активно или пассивно плавают (нектон, планктон, китообразные, рыбы, моллюски (кальмары), крупные головоногие).
        2. Бенталь – вся поверхность дна и берег. Для бентали характерно вертикальное расчленение, выделяют литоральную и абиссальную зоны. Резкой границы между этими зонами нет, их делит батиальная зона.

        Литоральная зона включает поверхность континентального шельфа от зоны заплеска до начала материкового ската. Зона характеризуется наличием весьма разнообразных биотопов и обилием пищи.

        Абиссальная зона состоит из морского дна и прилегающего слоя воды от края материкового ската. Наиболее однообразная среда обитания на планете. Пищевые ресурсы скудные, представлены в основном детритом. Главные обитатели на большой глубине – иглокожие. На дне обитают фильтраторы: черви, актинии, моллюски, морские пауки-пантоподы, крабы и др. животные. Имеется много реликтов – рыбы-химеры, стебельчатые морские лилии и некоторые другие представители.

        Условия распространения и существования животных в пресных водах

        Пресные водоемы разобщены и прямых связей между населяющих их животных, нет. В пресных водоемах нельзя встретить головоногих моллюсков, иглокожих, многощетинковых кольчецов, но могут попадаться представители кишечнополостных и губок. Только с пресными водоемами связаны земноводные животные.

        Пресная фауна происходит от морской, поэтому на распространение организмов оказывают влияние общие факторы среды:

        1. Соленость водоемов. Некоторые виды животных – эвригалинные организмы - приспособились к колебаниям солености воды. Стеногалинные организмы к степени солености строго избирательны.
        2. Жесткость воды. Так, мшанки, губки, некоторые виды раков могут обитать только в мягкой воде.
        3. Содержание гумуса и растворенного кислорода. В водоемах, богатых гумусом, мало живых организмов. Разложение органических веществ ведет к заморам рыбы, что особенно опасно для стеноксибионтов.
        4. Температура. Большинство представителей внутренних вод относят к эвритермным организмам.
        5. Течения. Представители пресноводных водоемов чувствительны к скорости движения воды, их делят на реофилов – обитателей текучих вод и лимнофилов – обитатели стоячей воды.

        Условия распространения и существования наземных животных

        На суше происходят широкие колебания всех факторов среды обитания.

        Главнейшие факторы, обуславливающие распространение сухопутных животных:

        1. Влажность воздуха и почвы. Различают гигрофилы – влаголюбивые животные и ксерофилы – сухолюбивые, есть организмы, существование которых не зависит от влажности.
        2. Движение воздуха. Наличие сильного ветра (острова, морские побережья) отпугивает летающих насекомых, а за ними исчезают и насекомоядные животные.
        3. Температура. Каждый вид имеет свой собственный диапазон температур – температурный оптимум вида, обеспечивающий благоприятное существование. Эвритемные виды в основном заселяют умеренные климатические пояса, стенотермные виды подразделяют на термофильные (политермные) – теплолюбивые и термофобные (олиготермные) – холодолюбивые.
        4. Солнечная радиация. Свет оказывает влияние на существование дневных и ночных форм животных. Существенное влияние оказывает длина светового дня. Явление фотопериодизма предопределяет развитие строго определенного количества поколений в течение года у насекомых, расширение ареалов в другие широтные пояса и др.
        5. Характер субстрата. Существует зависимость распространения животных от солености почвы. Наиболее чувствительны к засолению членистоногие. К примеру, жуки рода Bledius встречаются только на засоленных почвах. Химизм почвы может оказывать на животных опосредованное влияние, через кормовые растения.
        6. Растительный покров обуславливает характер биоценоза и выступает его индикатором. Например, в хвойных лесах Севера, где произрастают багульник, брусника, зеленые мхи можно встретить синицу-московку, глухаря, клестов, кедровку, соболя, бурундука, рысь.

        spravochnick.ru


        Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта