Задания олимпиады по МХК для 10-11 классов. Травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей
Задания олимпиады по МХК для 10-11 классов
ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ (10 -11 КЛАССЫ)
1. ЧАСТЬ. «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ»
1.1. На грамотность написания исторических терминов.
Задание 1. Назовите термин.
1. Травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей, использовалось как украшение на капителях колонн коринфского ордера.
2. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича.
3. В индуизме воплощение бога Вишну в облике героев, животных и сказочных существ.
4. Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал вархитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII вв.
5. Изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского духа в изобразительном искусстве.
6. Ювелирные изделия из крученых металлических нитей, обычно изогнутых в виде завитков и образующих сложный кружевной узор.
7. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.
8. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной.
Задание 2. Дайте определение термина.
1. Бусидо; 2. Иару; 3. Рамаяна; 4. Скрипторий; 5.Трансепт; 6. Харизма; 7. Царские врата;
8. Эннеада.
Задание 3: Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.
1. 3...ком...ра; 2. Г...релье...; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М.. .м.. .р.. .альный.
Задание 4. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
1. Пр...скений - выступающая вперед часть сценического сооружения (скене) в древнегреческом театре.
2. Энк...уст...ка - техника живописи восковыми красками, наносившимися в горячем виде.
3. Анг...ж.. .мент - приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.
4. Д.. .заб.. .лье - легкая свободная домашняя одежда.
5. Кр.. .н.. .лин - особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.
Задание 5.: «Лингвистический конструктор». Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам, менять местами и пр.
1. Изобразительное искусство, культура повседневности, внутренний смысл, жанр, живопись.
2. Стиль, русская культура, вычурность, витиеватость форм, западноевропейская культура, цветовой контраст, XVII - нач. XVIII вв., причудливость, пышность, декоративность.
2. ЧАСТЬ. ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ ФАКТОВ
2.1. Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т. д.)
Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду российских художников начала XIX в.:
1) О. А. Кипренский; 2) С. Ф.Щедрин; 3) А. Д. Захаров; 4) В. А. Тропинин.
Задание 2. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово выпишите и кратко объясните свой выбор)?
А) Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес.
Б) Н. Н. Ге, И. Н. Крамской, В. Г. Перов, К. П. Брюллов, И. И. Шишкин.
Задание 1.
1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?
2. Что такое "явь", "навь" и "правь" в славянской мифологии?
3. Какие богини греческой мифологии распоряжались судьбой людей?
4. Сколько лет, согласно Библии, жил Адам?
5. Его изображения в Древнем Египте служили амулетами и украшениями.
б. Красота этой богини воспевалась в гимнах древнего Вавилона: "Будь воспета богиня,
особо почитаемая среди богинь."
Задание 2.
1. Какой скандинавский бог мог принимать любое обличье?
2. Как звали Творца всей Вселенной в древнеиндийской мифологии?
3. По отцовской линии он считал себя потомком самого Геракла, а по материнской линии - Эака, деда знаменитого Ахилла, героя Троянской войны. Отец его установил господство над всей Грецией. Кто это?
4. Какая богиня помогла Персею победить горгону Медузу?
5. Имя какого полумифического героя пользовалось огромной популярностью в ассирийской литературе?
6. Кто являлся высшим божеством всекитайского пантеона?
7. По легенде, один из апостолов Христа был в Киеве. Кто это?
Задание 3.
1. Кто здесь лишний? Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.
2. Райская птица с человеческим лицом: Алконост, Феникс, Варган.
3. Жрецы древних кельтов, бывшие и прорицателями, и врачами, и учителями: Друиды, шаманы, знахари, волхвы.
4. Ледяной великан в скандинавской мифологии: Сурт, Трюм, Имир.
5. Персонаж русского фольклора, получеловек - полупес, наделенный конскими копытами: Кербер, Кентавр, Полкан.
6. Про какого бога Древнего Египта говорят: "У него сердце мудрое"? Ра, Осирис, Тот.
7. Какое одно из чудес света связывают с именем Навуходоносора?Галикарнасский мавзолей, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский.
Дайте краткий ответ на вопросы по художественной культуре Средневековья:
Задание 1.
1 .Это книга и известие, история и учение, знание и благая весть.
2.Что являлось основными знаками папской власти и папского могущества?
3.Как в Коране изображали Бога?
4.Как назывался один из иконографических образов Богоматери, который сформировался
в средние века и имел корни в раннехристианском искусстве Византии и Древней Руси?
В чем его особенность?
Задание 2.
1. Каким архитектурным стилям средневековья посвящены следующие стихи?
А)
Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила, -
И свода дерзкого бездействует таран.
О. Мандельштам
Б)
И свод, как череп изнутри,
Вздымал надбровицы и дуги,
Без позолот и мишуры,
Лишь щеки пышно надувая,
В серебряные дудочки играют
Младенцы - ангелы в раю.
К. Некрасова
2. Этими словами начинается знаменитая поэма на старофранцузском языке - жемчужина средневековой литературы. Каково ее название?
Король наш Карл, великий император,
Провоевал семь лет в стране испанской
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни. Аой!
Не сдали только Сарагосу мавры.
Марсилий - нехристь там царит всевластно,
Чтит Магомета, Аполлона славит,
Но не уйдет он господней кары.
(Перевод Ю. Корнеева)
3. О каком характерном для науки средних веков идет речь в стихах:
И вот опять до света кальцинируй, подсвечивай, цеди и дистиллируй
Сквозь глину, мел, а то и сквозь белок, сквозь сито, буру, поташ, золу, песок,
Сквозь реальгар, вощенную холстину и с волосами смешанную глину,
Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз; подмешивай селитру, купорос,
Сурьму и сурик, серу и мышьяк, иль винный камень, бурый железняк,
Иль сплавы всякие...
(Из поэмы Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы"
4. О каком грандиозном сооружении, цитадели православия и ислама идет речь в стихотворении:
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживает,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
О. Мандельштам
Чем интересен и знаменит данный храм, почему он объединил две религии?
Задание 3.
1. Певцы - поэты в средневековой Скандинавии назывались скальды, а как они назывались в Шотландии?
2. Этот храм освящали в 537 году, и известная историческая личность, причастная к строительству этого храма, воскликнула: "Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!" Что это за храм и кто эта историческая личность?
3. Как средневековые студенты называли свой университет? Что это обозначает?
4. В "Божественной комедии" Данте назвал шесть имен величайших, с его точки зрения, поэтов. Кто они?
5. В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. Как их называли? Постепенно маска стала частью комедийного театра. Так возникла комедия масок в Италии. Какое название она получила? Назовите главных героев этих комедий.
6. В 16 веке в искусстве орнамента возникает стиль "абстрактной звериной орнаментики". Что это значит?
7. Этот прием в живописи был разработан знаменитым художником Ренессанса и представлял собой в живописи и графике смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Что это за прием и кто его разработал?
Задание 4.
1. Во время первой религиозной реформы князем Владимиром в Киеве был установлен пантеон славянских богов. Среди названных ниже богов одно имя лишнее. Какое? Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Велес, Мокошь.
2. В устном народном творчестве восточных славян особое место занимал былинный эпос. Как назывались такие произведения в древности?
3. Нестор в "Повести временных лет" рассказывает об основании Киева следующее: "И было три брата: по имени Кий, другой - Щек, третий - Хорив, а сестра их была...". Как звали сестру братьев?
4. По древним славянским поверьям: домовой - добрый покровитель дома, а кто вносил в дом зло?
5. Какое слово у древних славян обозначало личное имя человека?
Задание 5.
1. Этот самый "византийский" храм был воздвигнут в Чернигове греческими мастерами в 11 веке и сохранился до наших времен почти целиком. Как он называется? Какой архитектурный элемент отличает этот храм?
2. Считается, что эта икона появилась чудесным образом после того, как посланный эдесским царем Авгарем художник не смог изобразить Спасителя. Как появился образ Христа и какое название получила икона?
3. ЧАСТЬ. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем:
1. "Храм как модель мира в средневековой культуре".
2."Пространство и время в Античности и в Средние века ".
3. "Вещь в культуре".
Скульптурное украшение капители, карниза и т. п. в виде стилизованных стеблей и листьев такого растения, 5 букв, 5-я буква Т, сканворд
Скульптурное украшение капители, карниза и т. п. в виде стилизованных стеблей и листьев такого растения
Альтернативные описания• (аканф) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения
• (борщ, медвежья лапа) декоративный элемент в виде листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем
• архитектурное украшение в виде листьев аканта
• род травянистых декоративных растений, называемых «Медвежья лапа»
• украшение в форме стилизованных листьев в различных видах орнамента
• украшение в форме стилизованных листьев на капителях колонн
• растительный орнамент
• вымершая колючкозубая рыба
• античный узор
• украшение в виде листьев
• декоративное растение, «медвежья лапа»
• узор из листьев
• орнамент из капители
• античный орнамент
• «медвежья лапа» ботаника
• слепок листьев в архитектуре
• орнамент на капители
• «медвежья лапа» в декоре
• лиственный архитектурный орнамент
• узор
• растение «медвежья лапа»
• «медвежья лапа»
• архитектурное украшение
• травянистое растение
• трава медвежья лапа
• листва в архитектуре
• вид орнамента
• медвежья лапа (бот.)
• украшение колонн в виде листьев
• декоративная форма капители колонны
• архитектурный декор
• трава с крупными резными листьями
• орнамент в виде листьев
• орнамент или растение
• «листовой» орнамент
• украшение капителей колонн в виде листа растения
• украшение в архитектуре
• «медвежья лапа» в ботанике
• и трава, и орнамент
• Южное травянистое или кустарниковое растение с крупными, собранными в виде розеток, зубчатыми листьями
• Растение медвежья лапа
• Декоративный орнаментальный растительный мотив античности
scanwordhelper.ru
От глубокой древности до Нового времени
Разделы: Внеклассная работа, МХК и ИЗО
Целый мир от красоты, От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать ее начало. Что такое день иль век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно – человечно.
А. Фет
Тема: Весь мир от глубокой древности до Нового времени.
1 тур “Терминологический”.
1 часть: назовите термин.
1. Это травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей использовалось как украшение на капителях колонн коринфского ордера.
2. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича.
3. В индуизме воплощение бога Вишну в облике героев, животных и сказочных существ.
4. Ритуальная японская танцевальная драма.
5. Широкий и плоский обоженный кирпич, основной строительный материал в архитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII в.
6. Изображение идиллистической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского духа в изобразительном искусстве.
7. Ювелирные изделия из крученных металлических нитей, обычно изогнутых в виде завитков и образующих сложный кружевной узор.
8. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый с длинными, спускающими на плечи концами.
9. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной.
10. Стихотворная форма в лирической поэзии народов Востока, состоит обычно из 5-12 двустиший (бейтов) с однозвучной рифмой.
2 часть: определение термина.
1. Бусидо 2. Ектенья 3. Иару 4. Паллиата 5. Рамаяна 6. Скрипторий 7.Трансепт
8. Харизма 9. Царские врата 10. Эннеада.
2 тур “Культура древних цивилизаций”
Где вы, о древние народы! Ваш мир был храмом всех богов, Вы книгу Матери-природы Читали ясно без очков.
Ф. Тютчев
1 часть: Мифология
1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?
2. Все знают словосочетание “пуп земли”. Какой у него смысл?
3. Какой город известен в Библии как “основание, жилище мира”? Почему?
4. Что такое “явь”, “навь” и “правь” в славянской мифологии?
5. Какие богини греческой мифологии распоряжались судьбой людей?
6. Сколько лет, согласно Библии, жил Адам?
7. Его изображения в Древнем Египте служили амулетами и украшениями.
8. Красота этой богини воспевалась в гимнах древнего Вавилона: “Будь воспета богиня, особо почитаемая среди богинь.”
9. Июль и август получили свои имена в честь римских императоров, а январь?
10. Как называется собрание древнейших японских мифов?
2 часть: Боги – герои – люди.
1. Какой скандинавский бог мог принимать любое обличье?
2. Имя какого фараона Древнего Египта обессмертило открытие гробницы археологом Картером в 1922 году.
3. Как звали Творца всей Вселенной в древнеиндийской мифологии?
4. По отцовской линии он считал себя потомком самого Геракла, а по материнской линии – Эака, деда знаменитого Ахилла, героя Троянской войны. Отец его установил господство над всей Грецией. Кто это?
5. Какая богиня помогла Персею победить горгону Медузу?
6. Какой древнеегипетский образ явился эталоном женской красоты?
7. Имя какого полумифического героя пользовалось огромной популярностью в ассирийской литературе?
8. Известно, что древнегреческий Геракл прославился своими подвигами, а знаете ли вы какой древнеиндийский бог тоже совершал разные подвиги: победа над тысячеглавым змеем Калиджей, отравляющим своим ядом воды озера, избавление от страшного пожара, уничтожение демона-быка и демона –коня и другие.
9. Кто являлся высшим божеством всекитайского пантеона?
10. По легенде, один из апостолов Христа был в Киеве. Кто это?
3 часть: Прогулка по древнему миру
1. Кто здесь лишний? Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.
2. Райская птица с человеческим лицом: Алконост, Феникс, Варган.
3. Жрецы древних кельтов, бывшие и прорицателями, и врачами, и учителями: Друиды,шаманы, знахари, волхвы.
4. Ледяной великан в скандинавской мифологии: Сурт, Трюм, Имир.
5. Персонаж русского фольклора, получеловек - полупес, наделенный, конскими копытами: Кербер, Кентавр, Полкан.
6. Про какого бога Древнего Египта говорят: “У него сердце мудрое”? Ра, Осирис, Тот.
7. Какое одно из чудес света связывают с именем Навуходоносором 2? Галикарнасский мавзолей, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский.
8. Откуда пошло выражение: “Богат, как Крез”? Крез – мифологический образ, Крез – богатый царь из Лидийского царства, где был золотоносный песок, Крез – жрец, который первым стал изготавливать золотые монеты.
9. Зачем шумер, переезжавший на новое место жительства, забирал с собой дверь? Своеобразный ритуал, дверь являлась священной, дерево ценилось дорого.
10. Имя, данное основателю буддизма, Будда обозначает: Просветленный, Мудрейший,Просвещенный.
3 тур: “Искусство средних веков”
Европа! Ты помнишь, когда В зазубринах брега морского Твой гений был юн и раскован И строил твои города?
П. Антокольский
1 часть: Религия
Какая сладость в жизни сей Земной печали не подвластна?
А.К. Толстой
1. Это книга и известие, история и учение, знание и благая весть.
2. Три монотеистические религии имеют свои священные писания: Ислам – Коран, Христианство – Библия, Иудаизм - ?
3. Фигурирует ли в мусульманских обрядах крашеные яйца? Если да, приведите пример.
4. Что являлось основными знаками папской власти и папского могущества?
5. Что такое белое и черное духовенство?
6. Как в Коране изображали Бога?
7. Как назывался один из иконографических образов Богоматери, который сформировался в средние века и имел корни в раннехристианском искусстве Византии и Древней Руси? В чем его особенность?
8. Что такое григорианский хорал?
9. Для чего буддисты пользовались четками? Сколько зерен могло быть в четках? Почему?
10. Как называется деятельность представителей религиозной организации, направленная на распространение своего вероисповедания среди инаковерующих?
2 часть: Поэзия помогает познать искусство.
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я Величье рыцарства и блеск средневековья.
Теофиль Готье (перевод М. Донского)
1. Каким архитектурным стилям средневековья посвящены следующие стихи?
А) Но выдает себя снаружи тайный план: Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, - И свода дерзкого бездействует таран.
О. Мандельштам
Б) И свод, как череп изнутри, Вздымал надбровицы и дуги, Без позолот и мишуры, Лишь щеки пышно надувая, В серебряные дудочки играют Младенцы – ангелы в раю.
К. Некрасова
2.Как называется описанное изображение?
Две нарисованы фигуры там столь искусно, что могли вы Подумать, будто обе живы. Одна упала на колени Перед другой как бы в моленье. Из уст ее торчал цветок, Касавшийся начала строк. Другим цветком переплетая Концы их, поднесла другая фигура к уху весь узор.
Из средневековой поэмы “Фламенка”
3. В этой же поэме описаны выступления жонглеров:
Жонглеров наступил черед… Звук слышен то рожка, то флейты; Тут голос жиги; рядом – роты; На дудке – тот, тот – на мюзете…
Один – слова; другой – к ним ноты; К тех свирель, с волынкой – эти, К тех свирель, с волынкой – эти,
Какие музыкальные инструменты упоминаются в данном отрывке, что они собой представляют?
4. В X–XI вв. в Византии сложился героический эпос, в котором воплотился идеал воина – героя, защитника границ империи от арабов. Ниже приводится отрывок из поэмы, где описывается один из его подвигов. Кто он?
Назад герой отправился, но лев из чащи вышел, И все стоявшие вблизи перепугались сильно, - Немало ведь в той местности свирепых львов встречалось, И в страхе император сам искал спасенье в бегстве, А ……(наш герой) напал на льва, не медля ни минуты, За лапу заднюю схватил его рукой умело, Тряхнул с великой силою, поверг на землю зверя.
5. Этими словами начинается знаменитая поэма на старофранцузском языке – жемчужина средневековой литературы. Каково ее название?
Король наш Карл, великий император, Провоевал семь лет в стране испанской Весь этот горный край до моря занял, Взял приступом все города и замки, Поверг их стены и разрушил башни. Аой!
Не сдали только Сарагосу мавры. Марсилий – нехристь там царит всевластно, Чтит Магомета, Аполлона славит, Но не уйдет он господней кары.
(Перевод Ю. Корнеева)
6. О каком характерном для науки средних веков идет речь в стихах:
И вот опять до света кальцинируй, подсвечивай, цеди и дистиллируй Сквозь глину, мел, а то и сквозь белок, сквозь сито, буру, поташ, золу, песок, Сквозь реальгар, вощенную холстину и с волосами смешанную глину, Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз; подмешивай селитру, купорос, Сурьму и сурик, серу и мышьяк, иль винный камень, бурый железняк, Иль сплавы всякие…
(Из поэмы Дж. Чосера “Кентерберийские рассказы”
7. О каком грандиозном сооружении, цитадели православия и ислама идет речь в стихотворении :
Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон – света торжество; На парусах, под куполом, четыре Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье Народы и века переживает, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот.
О. Мандельштам
Чем интересен и знаменит данный храм, почему он объединил две религии?
8. В стихотворении средневекового инкского поэта говорится:
Попрошу я ламу – стань золотокудрой, Блещущей, как солнце, как любовь, могучей, Облачка нежнее, тающего в небе, - Чтоб я сделал кипу и на нем пометил – Как проходят луны, что цветет, что вянет.
Что такое кипу? Из какого материала его делали? Для чего применяли?
9. Многие великие художники эпохи Возрождения обладали поэтическим даром. В данном отрывке из стихотворения одного великого художника говорится о сути и смысле произведений искусства. Это высказывание связано с его величайшими произведениями. Попробуйте определить, кто этот художник? Объясните свой ответ.
Для мастера не может быть решенья вне мрамора, где кроется оно, Пока в скульптуру не воплощено рукой, послушной воле вдохновенья.
10. Оцените афористические мысли из произведений Шекспира. Из каких бессмертных творений великого писателя взяты эти афоризмы?
а ) -“Кто высоко, тот вечно на ветру, А упадет – так разобьется насмерть”.
б ) -“Сведи к необходимости всю жизнь, И человек сравняется с животным”.
в ) - “…Крупица зла Все доброе проникнет подозреньем И обесславит”.
г ) - “…Что пользы Тужить о том, чего не воротить? Что сделано, то сделано”.
д ) - “Что миновало, то забыть пора, и с сердца сразу свалится гора. Все время помнить прошлые напасти,
Пожалуй, хуже свежего несчастья. В страданиях единственный исход – По мере сил не замечать невзгод”.
3 часть: Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?
Все было! И все это – вихрь...
П.Антокольский
1. Певцы – поэты в средневековой Скандинавии назывались скальды, а как они назывались в Шотландии?
2. Средневековый замковый ансамбль включал в себя высокую прямоугольную или круглую башню, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг. Как назывались такие башни?
3. Этот храм освящали в 537 году, и известная историческая личность, причастная к строительству этого храма, воскликнула: “Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!” Что это за храм и кто эта историческая личность?
4. Истинный рыцарь средневековья должен был обладать этим основным важным качеством. Каким? Что это значит?
5. Как средневековые студенты называли свой университет? Что это обозначает?
6. В “Божественной комедии” Данте назвал шесть имен величайших, с его точки зрения, поэтов. Кто они?
7. Во времена поздней готики (XIV век) удлиненный силуэт фигуры подчеркивался особым головным убором, полюбившимся бургундским дамам. Эти головные уборы продержались в моде около 100 лет. Что это за головные уборы?
8. В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. Как их называли? Постепенно маска стала частью комедийного театра. Так возникла комедия масок в Италии. Какое название она получила? Назовите главных героев этих комедий.
9. В 16 веке в искусстве орнамента возникает стиль “абстрактной звериной орнаментики”. Что это значит?
10. Этот прием в живописи был разработан знаменитым художником Ренессанса и представлял собой в живописи и графике смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Что это за прием и кто его разработал?
4 тур “Культура Отечества”
Два чувства дивно близки нам. В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля без них была б мертва.
А.С. Пушкин.
1 часть: По следам наших предков
1. Во время первой религиозной реформы князем Владимиром в Киеве был установлен пантеон славянских богов. Среди названных ниже богов одно имя лишнее. Какое? Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Велес, Мокошь.
2. В устном народном творчестве восточных славян особое место занимал былинный эпос. Как назывались такие произведения в древности?
3. Черноризец Храбр в сказании “О письменах” (рубеж X – XI вв.) отмечал, что славяне дохристианской поры использовали пиктографическое, т.е. рисунчатое письмо, при помощи которого “чтаху и гадаху”. Что это значит? Как назывались такие письмена?
4. Геродот - древнегреческий историк, живший в V веке до н. э., посетил юг нынешней Украины. Он был покорен множеством огромных рек и писал: “Борисфен – самая прибыльная река…” О какой реке он упоминал?
5. Нестор в “Повести временных лет” рассказывает об основании Киева следующее: “И было три брата: по имени Кий, другой – Щек, третий – Хорив, а сестра их была …”. Как звали сестру братьев?
6. По древним славянским поверьям: домовой – добрый покровитель дома, а кто вносил в дом зло?
7. Десница – правая рука, а как называлась – левая?
8. Все ли названные виды славянского оружия относятся к колющим: копье, сулица, пика, секира? Какое из них лишнее? Объясните свой выбор.
9. Какое слово у древних славян обозначало личное имя человека?
10. Расположите старинные единицы измерения длины в порядке возрастания (сажень, пядь, вершок, локоть, аршин ). Обоснуйте свой ответ.
2 часть: Дела давно минувших лет…
1. Этот самый “византийский” храм был воздвигнут в Чернигове греческими мастерами в 11 веке и сохранился до наших времен почти целиком. Как он называется? Какой архитектурный элемент отличает этот храм?
2. Считается, что эта икона появилась чудесным образом после того, как посланный эдесским царем Авгарем художник не смог изобразить Спасителя. Как появился образ Христа и какое название получила икона?
3. Своей удивительной красотой и необычными пропорциями эта церковь поразила воображение современников. Летописец восторженно отметил, что такая “велмичюдная” церковь “не бывала преже сего на Руси”. Этот храм открыл новую страницу в истории русской архитектуры начала 16 века. Как называется этот храм и в чем его особенность?
4. Кремлевские стены, как вы знаете, увенчаны зубцами, повторяющими форму ласточкиного хвоста, характерными для итальянского зодчества. Как в архитектуре называют такие зубцы? А знаете ли вы сколько всего зубцов на стенах Кремля?
5. За какие “три моря” совершил свое путешествие Афанасий Никитин?
6. На каком предмете (топоре, мече, ноже, колоколе, щите) кузнец Киевской Руси выковал свое имя “Людова коваль”?
7. Кого в летописях называют “начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси”, какое учение с ним связано?
8. В 1 половине XVI века был создан свод поучений, наставлений, правил, которым должен был следовать благочестивый человек в обществе и в домашней жизни. Какое название он получил? Из каких частей состоял?
9. Как называлась первые гравюры на продольном дереве, связанные с книгопечатанием в XVI веке? В чем их особенность?
10. Что в новгородской иконописи обозначают таблетки?
Приложение
17.02.2005
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Скульптурное украшение капители, карниза и т. п. в виде стилизованных стеблей и листьев такого растения, 5 букв, 4-я буква Н, сканворд
Скульптурное украшение капители, карниза и т. п. в виде стилизованных стеблей и листьев такого растения
Альтернативные описания• (аканф) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения
• (борщ, медвежья лапа) декоративный элемент в виде листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем
• архитектурное украшение в виде листьев аканта
• род травянистых декоративных растений, называемых «Медвежья лапа»
• украшение в форме стилизованных листьев в различных видах орнамента
• украшение в форме стилизованных листьев на капителях колонн
• растительный орнамент
• вымершая колючкозубая рыба
• античный узор
• украшение в виде листьев
• декоративное растение, «медвежья лапа»
• узор из листьев
• орнамент из капители
• античный орнамент
• «медвежья лапа» ботаника
• слепок листьев в архитектуре
• орнамент на капители
• «медвежья лапа» в декоре
• лиственный архитектурный орнамент
• узор
• растение «медвежья лапа»
• «медвежья лапа»
• архитектурное украшение
• травянистое растение
• трава медвежья лапа
• листва в архитектуре
• вид орнамента
• медвежья лапа (бот.)
• украшение колонн в виде листьев
• декоративная форма капители колонны
• архитектурный декор
• трава с крупными резными листьями
• орнамент в виде листьев
• орнамент или растение
• «листовой» орнамент
• украшение капителей колонн в виде листа растения
• украшение в архитектуре
• «медвежья лапа» в ботанике
• и трава, и орнамент
• Южное травянистое или кустарниковое растение с крупными, собранными в виде розеток, зубчатыми листьями
• Растение медвежья лапа
• Декоративный орнаментальный растительный мотив античности
scanwordhelper.ru
1. часть. «Терминологическая» На грамотность написания исторических терминов. Задание Назовите термин
1. ЧАСТЬ. «ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ»
1.1. На грамотность написания исторических терминов.
Задание 1. Назовите термин.
1. Травянистое растение в форме стилизованных листьев и стеблей, использовалось как украшение на капителях колонн коринфского ордера.
2. Храмовая башня, святилище главного божества в архитектуре Двуречья, представляющая собой поставленные друг на друга высокие, наподобие усеченной пирамиды, террасы (от 3 до 7), сложенные из сырцового кирпича.
3. В индуизме воплощение бога Вишну в облике героев, животных и сказочных существ.
4. Широкий и плоский обожженный кирпич, основной строительный материал в архитектуре Византии и русском храмовом зодчестве XI-XIII вв.
5. Изображение идиллической мирной жизни пастухов и пастушек на лоне природы, их любви и безмятежного сельского духа в изобразительном искусстве.
6. Ювелирные изделия из крученых металлических нитей, обычно изогнутых в виде завитков и образующих сложный кружевной узор.
7. Головной платок египетских фараонов, обычно полосатый, с длинными спускающими на плечи концами.
8. Песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, обращенная к возлюбленной.
Задание 2. Дайте определение термина.
1. Бусидо; 2. Иару; 3. Рамаяна; 4. Скрипторий; 5.Трансепт; 6. Харизма; 7. Царские врата;
8. Эннеада.
Задание 3: Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков и объясните, что обозначает термин.
1. 3...ком...ра; 2. Г...релье...; 3. Д...льм...ны; 4. Пер...пт...р; 5. М.. .м.. .р.. .альный.
Задание 4. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
1. Пр...скений - выступающая вперед часть сценического сооружения (скене) в древнегреческом театре.
2. Энк...уст...ка - техника живописи восковыми красками, наносившимися в горячем виде.
3. Анг...ж.. .мент - приглашение артиста на какой-нибудь срок для участия в спектакле.
4. Д.. .заб.. .лье - легкая свободная домашняя одежда.
5. Кр.. .н.. .лин - особый покрой платья или юбки в XVIII-XIX вв.
Задание 5.: «Лингвистический конструктор». Используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам, менять местами и пр.
1. Изобразительное искусство, культура повседневности, внутренний смысл, жанр, живопись.
2. Стиль, русская культура, вычурность, витиеватость форм, западноевропейская культура, цветовой контраст, XVII - нач. XVIII вв., причудливость, пышность, декоративность.
2. ЧАСТЬ. ЗАДАНИЯ НА ЗНАНИЕ ФАКТОВ
2.1. Ряды (продолжение перечисления, дать определение элементу ряда и т.д.)
Задание 1. Укажите лишнее имя в ряду российских художников начала XIX в.:
1) О.А. Кипренский; 2) С.Ф.Щедрин; 3) А.Д. Захаров; 4) В.А. Тропинин.
Задание 2. Что или кто является лишним в ряду (лишнее слово выпишите и кратко объясните свой выбор)?
А) Перун, Стрибог, Плутос, Сварог, Велес.
Б) Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В.Г. Перов, К.П. Брюллов, И.И. Шишкин.
Дайте краткий ответ на вопрос по мифологии:
Задание 1.
1. Как в образном языке мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира?
2. Что такое "явь", "навь" и "правь" в славянской мифологии?
3. Какие богини греческой мифологии распоряжались судьбой людей?
4. Сколько лет, согласно Библии, жил Адам?
5. Его изображения в Древнем Египте служили амулетами и украшениями.
б. Красота этой богини воспевалась в гимнах древнего Вавилона: "Будь воспета богиня,
особо почитаемая среди богинь."
Задание 2.
1. Какой скандинавский бог мог принимать любое обличье?
2. Как звали Творца всей Вселенной в древнеиндийской мифологии?
3. По отцовской линии он считал себя потомком самого Геракла, а по материнской линии - Эака, деда знаменитого Ахилла, героя Троянской войны. Отец его установил господство над всей Грецией. Кто это?
4. Какая богиня помогла Персею победить горгону Медузу?
5. Имя какого полумифического героя пользовалось огромной популярностью в ассирийской литературе?
6. Кто являлся высшим божеством всекитайского пантеона?
7. По легенде, один из апостолов Христа был в Киеве. Кто это?
Задание 3.
1. Кто здесь лишний? Коровы Гериона, Кербер, Троянский конь, яблоки Гесперид.
2. Райская птица с человеческим лицом: Алконост, Феникс, Варган.
3. Жрецы древних кельтов, бывшие и прорицателями, и врачами, и учителями: Друиды, шаманы, знахари, волхвы.
4. Ледяной великан в скандинавской мифологии: Сурт, Трюм, Имир.
5. Персонаж русского фольклора, получеловек - полупес, наделенный конскими копытами: Кербер, Кентавр, Полкан.
6. Про какого бога Древнего Египта говорят: "У него сердце мудрое"? Ра, Осирис, Тот.
7. Какое одно из чудес света связывают с именем Навуходоносора? Галикарнасский мавзолей, Висячие сады Семирамиды, Колосс Родосский.
Дайте краткий ответ на вопросы по художественной культуре Средневековья:
Задание 1.
1 .Это книга и известие, история и учение, знание и благая весть.
2.Что являлось основными знаками папской власти и папского могущества?
3.Как в Коране изображали Бога?
4.Как назывался один из иконографических образов Богоматери, который сформировался
в средние века и имел корни в раннехристианском искусстве Византии и Древней Руси?
В чем его особенность?
Задание 2.
1. Каким архитектурным стилям средневековья посвящены следующие стихи?
А)
Но выдает себя снаружи тайный план:Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила, -
И свода дерзкого бездействует таран.
О. Мандельштам
Б)
И свод, как череп изнутри,Вздымал надбровицы и дуги,
Без позолот и мишуры,
Лишь щеки пышно надувая,
В серебряные дудочки играют
Младенцы - ангелы в раю.
К. Некрасова
2. Этими словами начинается знаменитая поэма на старофранцузском языке -жемчужина средневековой литературы. Каково ее название?
Король наш Карл, великий император,
Провоевал семь лет в стране испанской
Весь этот горный край до моря занял,
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни. Аой!
Не сдали только Сарагосу мавры.
Марсилий - нехристь там царит всевластно,
Чтит Магомета, Аполлона славит,
Но не уйдет он господней кары.
(Перевод Ю. Корнеева)
3. О каком характерном для науки средних веков идет речь в стихах:
И вот опять до света кальцинируй, подсвечивай, цеди и дистиллируй
Сквозь глину, мел, а то и сквозь белок, сквозь сито, буру, поташ, золу, песок,
Сквозь реальгар, вощенную холстину и с волосами смешанную глину,
Сквозь разный уголь, воск, сухой навоз; подмешивай селитру, купорос,
Сурьму и сурик, серу и мышьяк, иль винный камень, бурый железняк,
Иль сплавы всякие...
(Из поэмы Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы"
4. О каком грандиозном сооружении, цитадели православия и ислама идет речь в стихотворении:
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживает,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
О. Мандельштам
Чем интересен и знаменит данный храм, почему он объединил две религии?
Задание 3.
1. Певцы - поэты в средневековой Скандинавии назывались скальды, а как они назывались в Шотландии?
2. Этот храм освящали в 537 году, и известная историческая личность, причастная к строительству этого храма, воскликнула: "Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!" Что это за храм и кто эта историческая личность?
3. Как средневековые студенты называли свой университет? Что это обозначает?
4. В "Божественной комедии" Данте назвал шесть имен величайших, с его точки зрения, поэтов. Кто они?
5. В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов. Как их называли? Постепенно маска стала частью комедийного театра. Так возникла комедия масок в Италии. Какое название она получила? Назовите главных героев этих комедий.
6. В 16 веке в искусстве орнамента возникает стиль "абстрактной звериной орнаментики". Что это значит?
7. Этот прием в живописи был разработан знаменитым художником Ренессанса и представлял собой в живописи и графике смягчение очертаний предметов с помощью живописного воссоздания окружающей их световоздушной среды. Что это за прием и кто его разработал?
Задание 4.
1. Во время первой религиозной реформы князем Владимиром в Киеве был установлен пантеон славянских богов. Среди названных ниже богов одно имя лишнее. Какое? Перун, Хоре, Даждьбог, Стрибог, Симаргл, Велес, Мокошь.
2. В устном народном творчестве восточных славян особое место занимал былинный эпос. Как назывались такие произведения в древности?
3. Нестор в "Повести временных лет" рассказывает об основании Киева следующее: "И было три брата: по имени Кий, другой - Щек, третий - Хорив, а сестра их была ...". Как звали сестру братьев?
4. По древним славянским поверьям: домовой - добрый покровитель дома, а кто вносил в дом зло?
5. Какое слово у древних славян обозначало личное имя человека?
Задание 5.
1. Этот самый "византийский" храм был воздвигнут в Чернигове греческими мастерами в 11 веке и сохранился до наших времен почти целиком. Как он называется? Какой архитектурный элемент отличает этот храм?
2. Считается, что эта икона появилась чудесным образом после того, как посланный эдесским царем Авгарем художник не смог изобразить Спасителя. Как появился образ Христа и какое название получила икона?
Задание 6. Определите, где находится это изображение, кто на нем изображен?
Задание 7. Определите, где находится это изображение, кто на нем изображен? Что символизирует это изображение?
Задание 8. Определите, какой храм изображен на рисунке, где он находится. Опишите основные архитектурные элементы храма.
Задание 9.
Определите, кто автор произведения, на какой мифологический сюжет написана картина, как Вы понимаете её содержание?
3. ЧАСТЬ. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных тем:
1. "Храм как модель мира в средневековой культуре".
2."Пространство и время в Античности и в Средние века ".
3. "Вещь в культуре".
Варианты олимпиадных заданий
(5-7 классы)
Станция «ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА»
Задание 1 (для выполнения задания педагогу необходимо разрезать предложенное изображение на фрагменты).
Перед вами фрагменты рисунка. Соберите изображение. Как вы считаете, почему животных в культуре палеолита, как правило, изображали достаточно реалистично (в отличие от людей, которые всегда обозначались схематично)? Аргументируйте свой ответ.
Задание 2
Изображения животных всегда занимали значительное место в первобытном искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п. Реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Объясните, почему древние художники палеолита чрезвычайно редко изображали растения.
В какой период каменного века (и в связи с чем) появляются символические изображения растительного мира в декоративно-прикладном искусстве?
Задание 3
Это слово пришло из алгонкинского языка индейского племени Центральной Америки и означает буквально «его род». Оно обозначало вид животных, растений или неживой объект, которые у родовых общин являлись предметом поклонения, знаком принадлежности к определенному роду или племени. Этот придуманный фантазией первобытного человека «первопредок» мог выступать защитником в жизни первобытного человека и посредником в мире духов. Вспомните, как он называется.
Обсудите, придумайте и нарисуйте образ вашего вымышленного «первопредка». Поясните свой выбор.
Задание 4
Перед вами несколько красок: красная, желтая, синяя, коричневая, белая, голубая, черная. Исключите те, которыми не пользовались древние художники, создавшие произведения наскальной живописи. Как вы думаете, чем обусловлен их выбор цветовой гаммы для росписи?
Задание 5
Главное открытие неолита – глина. Созданные из нее изделия и их художественная обработка положили начало созданию произведений, названных «керамика». Керамика становится основным видом искусства этого времени, а гончар – главным художником племени. Как вы думаете, в связи с какими изменениями в жизни первобытного человека появилась и стала востребована керамика?
Станция «ЕГИПЕТ»
Задание 1
Внимательно рассмотрите изображение подвески, находящейся в Каирском музее (Египет). Какие священные символы Древнего Египта вы смогли увидеть в этом изображении?
Задание 2
Внимательно прочтите фрагмент текста древнеегипетского папируса: «…Твое величие не останавливается даже на мгновенье, ибо широкими шагами ты в одно мгновенье проходишь такие пространства, для преодоления которых человеку нужно сотни и тысячи и даже миллионы лет; ты это совершаешь, а потом опускаешься, чтобы отдохнуть. Ты определяешь конец часам ночи и исчисляешь их, именно ты; ты заканчиваешь их в назначенное тобой время, и земля становится светлой. Ты предстаешь пред творением своим в облике … ты восходишь на горизонте».
Как вы думаете, о каком древнеегипетском божестве идет речь в тексте папируса? Попробуйте изобразить (нарисовать) его таким, каким изображали в Древнем Египте.
Задание 3 (для выполнения задания педагогу необходимо разрезать предложенное изображение на фрагменты).
Культура Древнего Египта знаменита не только пирамидами и храмовыми комплексами со скульптурными колоссами. Существуют известные скульптурные произведения малых форм, например, знаменитые скульптурные портреты. Один из таких портретов был найден при археологических раскопках города, построенного фараоном, которого принято считать великим реформатором Нового царства (XIV в. до.н.э.). Перед вами фрагменты этого изображения. Соберите его.
Рассмотрите получившееся изображение и попытайтесь ответить на вопросы:
как звали этого фараона до принятия реформы и после реформы?
каким образом родовое имя этого фараона связано с Санкт-Петербургом?
как реформы, предпринятые этим фараоном, отразились в изобразительном искусстве Древнего Египта этого периода?
Задание 4
Внимательно прочитайте фрагмент текста с древнеегипетского папируса: «Поклоняюсь тебе, о ты, существующий как РА, когда ты восходишь, и как АТУМ, когда ты заходишь. Ты – владыка неба, ты – владыка земли, ты – творец тех, кто пребывает в вышине, тех, кто пребывает в глубинах. … Ты сотворил землю, ты сотворил человека и ты сотворил водную пучину неба, ты создал образ ХАПИ… Будь славен ты, которого богиня МААТ обнимает и утром и вечером… Все боги радуются, когда ты восходишь и плывешь по небу, поднимающийся в ладье СЕКТЕТ. Поклоняюсь тебе, о АМОН-РА, ты, кто опирается на МААТ.»
Как вы думаете, почему именно богиня МААТ – богиня истины, порядка и справедливости – принимает участие в плаванье РА (ходе Солнца по небу)? Аргументируйте свой ответ.
Задание 5
Внимательно рассмотрите изображения древнеегипетских иероглифов. Попробуйте ответить на вопросы:
- Перед вами иероглиф «вода»
А что может означать такой иероглиф?
- Перед вами три иероглифа. Определите
скачатьnenuda.ru
(аканф) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения, 5 букв, сканворд
• (аканф) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения
• (борщ, медвежья лапа) декоративный элемент в виде листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем
• архитектурное украшение в виде листьев аканта
• род травянистых декоративных растений, называемых «Медвежья лапа»
• украшение в форме стилизованных листьев в различных видах орнамента
• украшение в форме стилизованных листьев на капителях колонн
• растительный орнамент
• вымершая колючкозубая рыба
• античный узор
• украшение в виде листьев
• декоративное растение, «медвежья лапа»
• узор из листьев
• орнамент из капители
• античный орнамент
• «медвежья лапа» ботаника
• слепок листьев в архитектуре
• орнамент на капители
• «медвежья лапа» в декоре
• лиственный архитектурный орнамент
• узор
• растение «медвежья лапа»
• «медвежья лапа»
• архитектурное украшение
• травянистое растение
• трава медвежья лапа
• листва в архитектуре
• вид орнамента
• медвежья лапа (бот.)
• украшение колонн в виде листьев
• декоративная форма капители колонны
• архитектурный декор
• трава с крупными резными листьями
• орнамент в виде листьев
• орнамент или растение
• «листовой» орнамент
• украшение капителей колонн в виде листа растения
• украшение в архитектуре
• «медвежья лапа» в ботанике
• и трава, и орнамент
• Южное травянистое или кустарниковое растение с крупными, собранными в виде розеток, зубчатыми листьями
• Скульптурное украшение капители, карниза и т. п. в виде стилизованных стеблей и листьев такого растения
• Растение медвежья лапа
• Декоративный орнаментальный растительный мотив античности
scanwordhelper.ru
архитектурное украшение в виде листьев аканта, 5 букв, сканворд
архитектурное украшение в виде листьев аканта
Альтернативные описания• (аканф) декоративная форма, восходящая к рисунку листьев одноименного травянистого растения
• (борщ, медвежья лапа) декоративный элемент в виде листа с выемчатым извилисто-зубчатым краем
• род травянистых декоративных растений, называемых «Медвежья лапа»
• украшение в форме стилизованных листьев в различных видах орнамента
• украшение в форме стилизованных листьев на капителях колонн
• растительный орнамент
• вымершая колючкозубая рыба
• античный узор
• украшение в виде листьев
• декоративное растение, «медвежья лапа»
• узор из листьев
• орнамент из капители
• античный орнамент
• «медвежья лапа» ботаника
• слепок листьев в архитектуре
• орнамент на капители
• «медвежья лапа» в декоре
• лиственный архитектурный орнамент
• узор
• растение «медвежья лапа»
• «медвежья лапа»
• архитектурное украшение
• травянистое растение
• трава медвежья лапа
• листва в архитектуре
• вид орнамента
• медвежья лапа (бот.)
• украшение колонн в виде листьев
• декоративная форма капители колонны
• архитектурный декор
• трава с крупными резными листьями
• орнамент в виде листьев
• орнамент или растение
• «листовой» орнамент
• украшение капителей колонн в виде листа растения
• украшение в архитектуре
• «медвежья лапа» в ботанике
• и трава, и орнамент
• Южное травянистое или кустарниковое растение с крупными, собранными в виде розеток, зубчатыми листьями
• Скульптурное украшение капители, карниза и т. п. в виде стилизованных стеблей и листьев такого растения
• Растение медвежья лапа
• Декоративный орнаментальный растительный мотив античности
scanwordhelper.ru