Лабораторная работа по биологии 6 класс на тему "Внешнее и внутреннее строение стебля". Лабораторная работа внешнее строение побега растений 6 класс
Лабораторные работы по биологии 6 класс
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа Строение вегетативной и генеративной почек 6 класс»
Лабораторная работа.
Строение вегетативной и генеративной почек
Цели: показать особенности строения вегетативной и генеративной почек растения, сравнить строение вегетативной и генеративной почек растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: живые побеги сирени, бузины, клена, каштана, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель.
Ход работы:
1. Рассмотрите расположение почек на побеге. Найдите боковые и верхушечную почку. Какое расположение имеют почки?
2. Оторвите одну из боковых почек побега. Аккуратно снимите с нее почечные чешуи подсчитайте их количество.
3. Аккуратно разрежьте боковую почку вдоль. Рассмотрите зачаточные листья и зачаточный стебель. Подсчитайте количество зачаточных листьев. Какая это почка – вегетативная или генеративная?
4. Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.
5. Рассмотрите верхушечную почку побега. Подсчитайте количество почечных чешуй.
6. Аккуратно разрежьте почку вдоль. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья, зачатки цветков. Сколько зачаточных листьев вы видите? Какая это почка – вегетативная или генеративная?
7. Зарисуйте внешний вид и внутренне строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.
8. Сравните увиденные вами почки, сделайте вывод о сходствах и различиях этих почек. Как они связаны с выполняемыми ими функциями?
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа на тему Внешнее строение простого листа 6 класс»
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа на тему Внешнее строение семя фасоли 6 класс»
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа на тему Знакомство с типичными представителями семейства розоцветные на примере шиповника 6 класс»
Лабораторная работа .
Знакомство с типичными представителями семейства розоцветные на примере шиповника
Цели: познакомиться с типичными представителем семейства розоцветные на примере распространенного местного вида -шиповника; научиться определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные или предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцветные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.
2. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), какими особенностями он обладает?
3. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изрезанный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рассмотрите их
4. Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.
5. Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цветка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).
6. Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?
7. Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Являются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?
8. Рассмотрите главные органы цветка при помощи лупы. Определите количество тычинок и пестиков.
9. Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.
10. Зарисуйте внешний вид и внешнее строение цветка шиповника, укажите его основные части.
11. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по возможности составьте диаграмму цветка.
12. Рассмотрите внешнее строение плода шиповника. Аккуратно разрежьте его препаровальным ножом и рассмотрите его внутреннее строение. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки шиповника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами с плодами из коллекции определите тип плода.
13. Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, подпишите плод и укажите его основные части.
14. Обобщите полученные результаты и на их основании сделайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа на тему Изготовление микропрепарата мякоти плода томата(арбуза), изучение его с помощью лупы. 6 класс»
Лабораторная работа.
Изготовление микропрепарата мякоти плода томата (арбуза), изучение его с помощью лупы
Цель: рассмотреть общий вид растительной клетки, научиться изображать рассмотренный микропрепарат, продолжить формировать навык самостоятельного изготовления микропрепаратов.
Оборудование: лупа, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек плода арбуза или томата.
Ход работы:
1. Разрежьте помидор (или арбуз), при помощи препаровальной иглы возьмите кусочек мякоти и положите его на предметное стекло, пипеткой капните каплю воды. Разомните мякоть до получения однородной кашицы. Накройте препарат покровным стеклом. Удалите излишек воды при помощи фильтровальной бумаги.
2. Рассмотрите изготовленный вами препарат при помощи лупы. Вы видите зернистую структуру. Это и есть клетки.
3. Зарисуйте в тетради, что вы увидели. Подпишите рисунок. Не забудьте указать, при каком увеличении вы рассматривали препарат.
4. Сделайте вывод о том, что мякоть плода томата (арбуза) состоит из клеток, укажите форму этих клеток.
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа на тему Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им. 6 класс»
Лабораторная работа.
Ознакомление с устройством микроскопа и овладение приемами пользования им
Цель: познакомить учащихся с устройством светового микроскопа, научить пользоваться микроскопом, изготавливать временный препарат.
Оборудование: микроскоп, мягкая ткань, предметное стекло, покровное стекло, стакан с водой, пипетка, фильтровальная бумага, препаровальная игла, кусочек ваты, нитка, волос или другие объекты для рассматривания.
Ключевые слова и понятия: микроскоп, штатив, тубус, окуляр, объективы – малый и большой, револьверная головка, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагма, зеркало, подставка, микропрепарат.
Ход работы:
1. Рассмотрите микроскоп. Рассмотрите рисунок микроскопа в учебнике и найдите его основные части: штатив, тубус, окуляр, объективы – малый и большой, револьверную головку, регулировочные винты, предметный столик, зажимы, диафрагму, зеркало, подставку. Ознакомьтесь с функциями каждой из частей микроскопа.
2. Выясните, во сколько раз может быть увеличен рассматриваемый вами объект. Для этого посмотрите на числа, выгравированные на окуляре и объективе, и перемножьте их. Например, на окуляре выгравировано х7, а на объективе х20. Соответственно 20*7=140. Это значит, что исследуемый объект будет увеличен в 140 раз. Какое минимальное и максимальное значение увеличение дает ваш микроскоп? Заполните таблицу.
Увеличение
Объектива
Окуляра
Суммарное
Минимальное
Максимальное
3. При помощи зеркала направьте свет в отверстие предметного столика. Посмотрите в окуляр и убедитесь, что зрительное поле освещено достаточно.
4. Возьмите предметное и покровное стекла, протрите их мягкой салфеткой. На предметное стекло капните каплю воды и положите в нее кусочек ваты (кусочек нитки или волос). Накройте сверху препарат покровным стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха. Промокните фильтровальной бумагой. Положите готовый микропрепарат на предметный столик так, чтобы исследуемый объект оказался над центром отверстия. Зажимами укрепите предметное стекло на предметном столике.
5. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении. Какие значения должны быть у объектива и окуляра в этом случае? При помощи регулировочного винта найдите такое положение предметного столика, при котором ваш микропрепарат будет виден наиболее четко. Будьте осторожны, так как сильно подняв предметный столик, можно раздавить стекло.
6. Рассмотрите микропрепарат при максимальном увеличении.
7. Зарисуйте микропрепарат при минимальном и максимальном увеличении. Подпишите название препарата и во сколько раз увеличен объект.
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа на тему Ознакомление со споровым растением. 6 класс»
Лабораторная работа .
Ознакомление со споровым растением
Цель: ознакомиться с внешним видом спорового растения, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении.
Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги.
Засушить листья папоротника со спорангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в лесу. В наших лесах чаще всего встречается папоротник щитовник.
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корневище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.
2. Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной», поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы – скопления спорангиев. В них находятся споры. Спора – специализированная клетка, которая служит для размножения и расселения. Зарисуйте лист с сорусами.
3. Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высыпались споры. Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте измерить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.
4. Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.
Сравните внешнее строение цветкового растения и папоротника. Сделайте вывод, в котором укажите черты сходства и различия этих двух групп растений.
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа на тему Ознакомление со строением высшего спорового растения на примере папоротника 6 класс»
Лабораторная работа .
Ознакомление со строением высшего спорового растения на примере папоротника.
Цели: ознакомиться с внешним видом высшего спорового растения на примере папоротника, рассмотреть споры папоротника и их расположение на растении; продолжать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: засушенный лист папоротника со спорангиями или лист папоротника, растущего в кабинете биологии, гербарий папоротника с корневищами и придаточными корнями; лупа, препаровальная игла, лист белой бумаги, готовый микропрепарат «сорус папоротника».
Засушить листья папоротника со спорангиями необходимо заранее. Найти папоротник можно в лесу. В наших лесах чаще всего встречается папоротник щитовник.
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарий папоротника. Найдите у него корневище, придаточные корни. Найдите вайи (листья). Обратите внимание, что это не стебель с листьями, а отдельный лист. На главном черешке находятся перистые листочки. Зарисуйте внешнее строение папоротника, подпишите все органы.
2. Рассмотрите лист папоротника. На нижней, «изнаночной» поверхности листа найдите коричневые выросты. Это сорусы – скопления спорангиев. В них находятся споры. Вспомните , что такое спора? Зарисуйте лист с сорусами.
3. Потрясите лист над белой бумагой. Из спорангиев высыпались споры. Рассмотрите споры под лупой. Попробуйте измерить их размер (примерно в долях миллиметра). Зарисуйте их.
4. Рассмотрите готовый микропрепарат «сорус папоротника» при помощи лупы. Найдите спорангии со спорами.
5. Зарисуйте строение соруса папоротника.
6. Сделайте вывод о том, что растение относится к высшим споровым растениям. Вывод обоснуйте.
Просмотр содержимого документа «Лабораторная работа на тему Определение растений семейства крестоцветные по определительным карточкам 6 класс»
Лабораторная работа .
Определение растений семейства крестоцветных по определительным карточкам
Цели: формировать умение распознавать растение с определителем или определительными карточками, давать полную систематическую характеристику растения; продолжать формировать навык работы с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: гербарии растений семейства крестоцветные (редька дика, желтушник левкойный, гулявник лекарственный, икотник серозеленый, пастушья сумка обыкновенная, ярутка полевая, горчица белая, клоповник сорный), школьный определитель высших растений и определительные карточки, лупа.
Ход работы:
1. Рассмотрите гербарий растения семейства крестоцветные.
2. Определите окраску венчика, тип плода, форму листовой пластинки.
3. Следуя инструкциям, по определительной карточке определите, что это за растение.
4. С помощью школьного определителя установите, к какому порядку, классу, отделу относится данное растение.
5. Сделайте вывод, в котором дайте полную систематическую характеристику данного растения. Укажите последовательность этапов при определении растения. Запишите полученные данные в тетрадь.
multiurok.ru
Уважаемые ребята!
Если вы не смогли присутствовать на лабораторной работе, я приглашаю вас на дополнительные занятия. Данная страница будет полезна учащимся, которые не успели на уроке оформить лабораторную работу или желают ознакомиться с практикумом заранее.
Лабораторная работа. № 1. "Изучение строения семени двудольных растений (на примере фасоли)".
Цель: изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.
Оборудование: лупа ручная, препаровальная игла, сухие и набухшие семена фасоли.
Ход работы:
1.Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли (рис.1). Сравните их размеры и внешнюю форму.
2.Найдите рубчик и семявход. Пользуясь препаровальной иглой, снимите с набухшего семени блестящую плотную кожуру.
3.Найдите зародыш семени. Изучите его строение. Рассмотрите части зародыша: две семядоли, зародышевые корень, стебель и почку.
4.Определите, в какой части семени фасоли находятся запасные питательные вещества.
5.Зарисуйте семя и надпишите его части.
рис.1.Семена фасоли.
Лабораторная работа №2. "Строение корня у проростка фасоли. Зона роста (растяжения) у корня".
Цель: изучить внешнее строение корня.
Оборудование: лупа ручная, проросшее семя фасоли.
Ход работы:
1.Рассмотрите невооруженным глазом корень у проросшего семени фасоли (рис.1). Отметьте его длину, толщину и окраску. Найдите на конце корешка корневой чехлик.
2.Обратите внимание на часть корня выше корневого чехлика и зоны роста. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитайте по учебнику, какое они имеют строение и значение.
3. Рассмотрите готовый микропрепарат «Корневой чехлик. Корневые волоски». Обратите внимание на зону роста (растяжения).
4.Сопоставьте увиденное под микроскопом с рисунком в учебнике, зарисуйте и сделайте надписи.
5.Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?
рис.1. Корень у проростка фасоли.
Лабораторная работа № 3. "Строение вегетативных и генеративных почек".
Цель: изучить внутреннее строение почек.
Оборудование и материалы: 1. Лупа ручная, препаровальная игла, пинцет, скальпель. 2. Годичные побеги с почками (сирень или тополь, смородина черная).
Ход работы:
1.Рассмотрите на побеге боковые и верхушечные почки. Опишите внешний вид почек (форму, окраску), отметьте их размеры.
2.Отделите от побега одну почку. Разрежьте ее вдоль. Положите разрезанные части на предметное стекло.
3.Пользуясь лупой и рисунком 1, найдите почечные чешуи, зачаточные листья, зачаточный стебель. Определите, какую почку вы рассматриваете — вегетативную или генеративную.
Рис. 1. Внешний вид и продольный разрез почек.
4.Рассмотрите вегетативную и генеративную почки. Опишите, чем они отличаются друг от друга.
5.Сделайте схематический рисунок строения почки и подпишите ее части.
6.Сделайте вывод, почему почку называют зачаточным побегом.
Лабораторная работа № 4. "Строение корневища, клубня и луковицы".
Цель: изучить строение подземных побегов.
Оборудование: клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырей), луковица лука репчатого.
Ход работы:
1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни (рис.1).
2.Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. По каким признакам вы их определили? Рассмотрите под лупой глазки (рис.1).
3.Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля.
4.Зарисуйте поперечный срез клубня.
5.Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло.
6. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи (рис.1)?
7.Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня. Зарисуйте продольный срез луковицы и обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.
8.Докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги.
рис.1. Строение клубня, луковицы и корневища.
Лабораторная работа № 5. "Черенкование комнатных растений".
Цель: сформировать элементарные умения черенковать комнатные растения.
Оборудование: три склянки с водой, скальпель, комнатные растения: традесканция, сенполия, бегония металлическая, сансевьера, колеус.
Ход работы:
Черенкование стеблей
Внимательно осмотрите побеги растений: традесканции, колеуса, бегонии металлической. Обратите внимание, что придаточные корни появляются раньше всего около узлов. Поэтому нижний срез надо делать под узлом. Разрежьте побег на черенки с 2-3 листьями (узлами) на каждом. Удалите нижний лист. Поставьте черенки в воду так, чтобы 2/3 стебля были над водой (рис.1).
Черенкование листьев
Срежьте у сенполии (или глоксинии, кустовой пеперомии, эписции) листовую пластинку вместе с черешком и поставьте в воду (неглубоко). Разрежьте длинный лист сансевьеры (или стрептокарпуса) на листовые черенки длиной 5-7 см каждый. Поставьте их в воду (неглубоко). Не спутайте верх и низ черенков!
Наблюдение за развитием корней у черенка
Все сосуды с черенками поставьте в светлое нежаркое место.
После развития корней посадите черенки в цветочные горшки с почвой и полейте их.
Наблюдения за развитием корней записывайте в таблицу:
№ П\П | Растение | Дата черенкования | Дата появления первого корня | Дата развития корней длиной 1,5 – 2 см | Дата посадки в почву |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
рис.1. Черенкование побегов у комнатных растений.
Лабораторная работа № 6. "Изучение внешнего строения моховидных растений".
Цель: знакомство с внешним строением зеленого мха.
Оборудование: лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло, кукушкин лен (гербарий и раздаточный материал), мох-сфагнум (рис.1,2).
Ход работы:
1.Изучите особенности строения зеленого мха (например, кукушкина льна) – его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.
2.Изучите строение коробочки. Снимите колпачок. На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой. Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они разлетаются от дуновения ветра. Сделайте вывод о расселении растения.
3.Сравните кукушкин лен с мхом-сфагнумом. Отметьте строение, форму листьев, коробочек, ветвление стебля.
4.На предметное стекло налейте большую каплю воды. Положите на нее сфагнум. Сделайте выводы о том, что произойдет.
рис.1. Кукушкин лён
рис.2. Мох сфагнум.
Список литературы:
1.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко/ авт.-сост. Т.В.Зарудняя. Волгоград: Учитель, 2007.
2.Илларионов Э.Ф. Биология 6 (7) класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2003.
3.Корчагина В.А. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебник для 6-7 кл. общеобразоват учреждений. – 24-е изд. – М.:1999.
4.Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология. 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – М.: Вентана-Граф, 2005.
5.Виртуальная лаборатория .
6.ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ. Биология.
flos.umi.ru
Лабораторная работа по биологии 6 класс на тему "Внешнее и внутреннее строение стебля"
Лабораторная работа №10.
«Изучение видоизмененных побегов: корневище, клубень, луковица»
Цель: изучить строение и типы видоизмененных побегов.
Оборудование: клубень картофеля, луковица.
Ход работы:
2. Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля, обозначьте и подпишите все элементы клубня.
4. Сравните внутреннее строение клубня картофеля с известным вам внутренним строением стебля (рис. 45 на с. 92 учебного пособия). Запишите соответствующие слои, отмеченные на рисунке цифрами.
коралуб
древесина
сердцевина
Найдите черты сходства и отличия.
6. Нанесите капельку йода на срез картофеля. Что произошло с тканью клубня? Почему срез изменил окраску?
Ткань клубня посинела. Срез изменил окраску потому, что ткань запасает крахмал.
8. Сопоставьте строение корневища и луковицы со строением побега. Зарисуйте разрез луковицы. Обозначьте и подпишите все ее части.
9. Сделайте вывод. Каковы особенности строения клубня картофеля и луковицы лука? В чем сходство клубня и луковицы с побегом?
У клубня в отличие от стебля менее развиты кора и древесина (ксилема), а наиболее развиты оказались части, отвечающие за проведение и накопление питательных веществ — луб, сердцевина.
Луковица и клубень — видоизменённые набеги, т.к. они имеют ряд характерных признаков. Для них характерно наличие почек, развитие придаточных корней, изменённых листьев. У луковица в отличии от клубня листья сохраняются, запасаются питательные вещества, развивается одна почка.
11. Под действием света в листьях образуется сахар. Почему же в клубнях картофеля накапливается крахмал? Как он туда попадает?
После образования сахар по флоэме транспортируется в клубни, где C6h22O6C6h22O6преобразуется в полисахарид — крахмал.
12. Как отличить корень от видоизмененных подземных побегов? Предложите свой способ распознавания.
На корне отсутствуют придаточные корни, почки, листья. Корни растут вертикально вниз в то время как видоизменённые стебли могут расти и параллельно поверхности.
infourok.ru
Лабораторная работа Строение корневища, клубня и луковицы. Цель: изучить строение подземных побегов.
1.Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни.
2.Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. По каким признакам вы их определили? Рассмотрите под лупой глазки.
3.Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля.
4.Зарисуйте поперечный срез клубня.
5.Капните на срез клубня йодом. Объясните, что произошло. - клубень изменит окраску
6. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Какое значение имеют сухие чешуи?
7.Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья. Определите, в чем отличие луковицы от корневища и клубня. Зарисуйте продольный срез луковицы и обозначьте чешуи, донце, почки, придаточные корни.
8.Докажите, что корневище, клубень и луковица – видоизмененные побеги. (Как и у наземного побега на корневище и луковице, имеются верхушечная и пазушные почки, а также видоизменённые листья (плёнчатые чешуйки на корневище, сочные и сухие чешуи на луковице). От корневища и донца (стебель в луковице) отрастают придаточные корни, а из верхушечной или пазушной почки весной развиваются молодые надземные побеги)
ВЫВОД: Все они имеют сходное строение: узлы, междоузлия, верхушечные и боковые почки, видоизмененные листья. Функции – запасающая. Различия во внешнем виде, в связи с условиями обитания.
www.soloby.ru
Лабораторная работа 6 класс. Внешнее строение листа.
Дата________________.Ф.И.___________________________________________ 6 «____» класс.
Лабораторная работа 6 класс.
Внешнее строение листа.
Цель: Ознакомиться с внешним строением листа.
Оборудование: Листья (простые и сложные) однодольных и двудольных растений (гербарные материалы или живые растения), лупы.
Прогнозируемый результат: Учащиеся должны: знать основные функции листа, научиться распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле, различать простые и сложные листья, научиться сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; получить опыт исследовательской работы с предложенными источниками информации; получить эмоциональное удовлетворение от результатов исследовательской деятельности.
Ход работы:
Часть 1. Внешнее строение листа
Рассмотрите цвет нижней и верхней стороны листа двудольного растения.
Найдите пластинку, черешок, прилистники. Рассмотрите под лупой жилки – центральную и отходящие от центральной более мелкие жилки, по всей поверхности пластинки.
Рассмотрите форму листа однодольного растения. Рассмотрите под лупой жилки листа. Определите, имеет ли данный лист черешок. Обратите внимание на нижний край листовой пластинки. Определите, имеет ли данный лист, разросшееся основание, обхватывающее стебель.
Рис.1. Лист двудольного растения Рис.2. Лист однодольного растения
4. Зарисуйте лист двудольного растения и подпишите части листа – пластинку, прилистники, черешок, жилки.
5.Зарисуйте лист однодольного растения и подпишите части – пластинку, разросшееся основание листа, жилки.
Выводы:
Какие возможны способы прикрепления листьев к стеблю?_______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 2. Разновидность листьев.
Определите простой или сложный лист. Подпишите под цифрами.
1._________________2._____________3._________________4._________________.
5.________________6.____________7._____________________8._______________________.
Рассмотрите жилкование листьев. Жилки расположены параллельно (параллельное жилкование) или напоминают дуги (дуговое жилкование) у однодольных растений, и жилки многократно ветвятся, образуя сплошную сеть у двудольных. Подпишите название жилкования листьев.
Жилкование листьев
1.___________________2._____________________________3._____________________
Рассмотрите край листовой пластинки.
Рассмотрите листорасположение. Подпишите.
Листорасположение
1.____________________2._____________________3._________________4._____________________
Выводы: а). Как однодольные растения отличаются от двудольных по жилкованию листьев?________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
б). Чем простые листья отличаются от сложных?________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Эти формы края листовой пластинки каждому ребенку для вклеивания в тетрадь выдаю.
Форма края листовой пластинки
а - цельнокрайный - край листа не надрезан;б - зубчатый - выступы на краю листа острые, а выемки (вырезки) между ними закругленные;в - выемчатый - вырезки на краю пластинки широкие, закругленные, а выступающие части острые;г - пильчатый - вырезки на краю листа и выступы острые (края) их неравнобокие;д - городчатый - вырезки на краю пластинки острые, а выступающие части (городки) тупые;е - с волнистым краем - вырезки и выступающие части на краю листа закругленные;ж - двоякозубчатый - по крупным зубцам располагаются более мелкие; з - двоякопильчатый - по выступающим зубцам пильчатого листа располагаются более мелкие зубчики такой же формы;
Форма края листовой пластинки
а - цельнокрайный - край листа не надрезан;б - зубчатый - выступы на краю листа острые, а выемки (вырезки) между ними закругленные;в - выемчатый - вырезки на краю пластинки широкие, закругленные, а выступающие части острые;г - пильчатый - вырезки на краю листа и выступы острые (края) их неравнобокие;д - городчатый - вырезки на краю пластинки острые, а выступающие части (городки) тупые;е - с волнистым краем - вырезки и выступающие части на краю листа закругленные;ж - двоякозубчатый - по крупным зубцам располагаются более мелкие; з - двоякопильчатый - по выступающим зубцам пильчатого листа располагаются более мелкие зубчики такой же формы;
Форма края листовой пластинки
а - цельнокрайный - край листа не надрезан;б - зубчатый - выступы на краю листа острые, а выемки (вырезки) между ними закругленные;в - выемчатый - вырезки на краю пластинки широкие, закругленные, а выступающие части острые;г - пильчатый - вырезки на краю листа и выступы острые (края) их неравнобокие;д - городчатый - вырезки на краю пластинки острые, а выступающие части (городки) тупые;е - с волнистым краем - вырезки и выступающие части на краю листа закругленные;ж - двоякозубчатый - по крупным зубцам располагаются более мелкие; з - двоякопильчатый - по выступающим зубцам пильчатого листа располагаются более мелкие зубчики такой же формы;
multiurok.ru
Тема: ПОБЕГ | Лабораторные работы по биологии
Тема: ПОБЕГ
25.09.2014 9887 0Лабораторная работа 10. Строение вегетативной и генеративной почек
Цели: показать особенности строения вегетативной и генеративной почек растения, сравнить строение вегетативной и генеративной почек растений; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: живые побеги сирени, бузины, клена, каштана, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель.
Ход работы:
1. Рассмотрите расположение почек на побеге. Найдите боковые и верхушечную почку. Какое расположение имеют почки?
2. Оторвите одну из боковых почек побега. Аккуратно снимите с нее почечные чешуи подсчитайте их количество.
3. Аккуратно разрежьте боковую почку вдоль. Рассмотрите зачаточные листья и зачаточный стебель. Подсчитайте количество зачаточных листьев. Какая это почка – вегетативная или генеративная?
4. Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.
5. Рассмотрите верхушечную почку побега. Подсчитайте количество почечных чешуй.
6. Аккуратно разрежьте почку вдоль. Найдите зачаточный стебель, зачаточные листья, зачатки цветков. Сколько зачаточных листьев вы видите? Какая это почка – вегетативная или генеративная?
7. Зарисуйте внешний вид и внутренне строение почки. Подпишите, что это за почка? Подпишите ее основные части.
8. Сравните увиденные вами почки, сделайте вывод о сходствах и различиях этих почек. Как они связаны с выполняемыми ими функциями?
Лабораторная работа 11. Внешнее строение видоизмененных подземных побегов – корневища и луковицы
Цели: показать особенности строения корневища и луковицы, сравнить строение этих видоизмененных побегов, сделать вывод о том, что эти части растений действительно являются видоизмененными побегами; продолжать формировать навык выполнения биологического рисунка.
Оборудование: клубни картофеля, луковицы лука, лупа, пинцет, препаровальная игла, скальпель.
Ход работы:
1. Рассмотрите внешнее строение луковицы. Найдите сухие пленочные чешуи, которыми покрыта луковица. Какова их основная функция?
2. Аккуратно разрежьте луковицу вдоль. Найдите и рассмотрите видоизмененный стебель, видоизмененные листья, верхушечную и боковые почки. Рассмотрите корни, отрастающие от стебля. Как называются эти корни? Какую корневую систему они образуют?
3. Зарисуйте продольный разрез луковицы. Подпишите ее основные части.
4. Рассмотрите внешнее строение клубня картофеля. Найдите верхушечную и пазушные почки («глазки»), найдите листовые рубцы («бровки»). Подсчитайте примерное количество глазков на клубне.
5. Зарисуйте внешнее строение клубня картофеля, подпишите ее основные части.
6. Сделайте вывод о сходствах и различиях в строении клубня картофеля и луковицы лука. Перечислите признаки, доказывающие, что клубни картофеля, луковицы лука действительно являются видоизмененными побегами.
tak-to-ent.net
§6. Внешнее строение листа Рабочая тетрадь по биологии Преображенская 6 класс
1. Дайте определение понятия.
Ответ: Лист – это часть побега.
Укажите основные функции листа.
Ответ: фотосинтез, газообмен и испарение воды.
2. Зарисуйте внешнее строение листа и подпишите его основные части
Ответ:
3. Рассмотрите рисунок 7. Закрасьте простые листья темно-зеленым цветом, а сложные листья – светло-зеленым цветом
Ответ:
Простые и сложные листья
4. Рассмотрите рисунок 8. Выпишите типы жилкования, которые имеют изображенные на рисунке листья
Ответ:
1 – сетчатое2 – параллельное3 – дуговое
Жилкование листьев
Лабораторная работа "Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение".
Рассмотрите предложенные образцы растений. Дайте краткую характеристику их листьев по плану: название растения, простые или сложные листья, тип жилкования, тип листорасположения
Ответ:
- название растения
1) яблоня
2) простой
3) сетчатое
4) очередное
- название растения
1) сирень
2) простой
3) сетчатое
4) супротивное
5. Зарисуйте примеры простых и сложных листьев. Подпишите названия растений, которым они принадлежат
Ответ:
Клеточное строение листа
Лабораторная работа "Строение кожицы листа".
- Возьмите микропрепарат кожицы листа или приготовьте его самостоятельно (см.учебник)
- Найдите разные виды клеток. Рассмотрите бесцветные клетки, их форму и строение, место их расположения
- Зарисуйте клетки кожицы и укажите их функции
Ответ: защитная и дыхательная
Найдите устьичные клетки. Опишите их форму. Зарисуйте устьица, подпишите их части
Ответ:
Какие функции выполняют устьица?
Ответ: газообмен и испарение
Лабораторная работа "Клеточное строение листа".
Рассмотрите микропрепарат среза листа. Найдите разные виды клеток: кожицу, клетки мякоти, сосуды, межклетник, устьице, ситовидные трубки, волокна. Подпишите их на рисунке 9.
Ответ:
Внутреннее строение листа
Какие функции выполняют эти клетки?
Ответ:
Кожица предохраняет лист от высыхания и поврежденийКлетки мякоти – фотосинтезСосуды – транспорт воды и минеральных веществМежклетник и устьица – испарение воды и газообменСитовидные трубки – транспорт органических веществ к корнюВолокна придают прочность листу
Зарисуйте клетки и укажите их функции
Ответ:
Клетки столбчатой ткани содержат много хлоропластов
Ситовидные трубки проводят органические вещества
§5. Побег и почки§7. Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменения листьев
dourokov.ru