Транспорт веществ в растении. 48 Ближний и дальний транспорт органических веществ в растении.

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Конспект урока по теме "Транспорт веществ в растении". Транспорт веществ в растении


8. Транспорт веществ по растению

Различают ближний и дальний транспорт веществ по растению. Ближний транспорт – это передвижение ионов, метаболитов и воды между клетками по симпласту и апопласту. Дальний транспорт – передвижение веществ между органами в растении по проводящим пучкам и включает транспорт воды и ионов по ксилеме (восходящий ток от корней к органам побега) и транспорт метаболитов по флоэме (нисходящий и восходящий потоки от листьев к зонам потребления веществ или отложения их в запас).

Загрузка сосудов ксилемы наиболее интенсивно происходит в зоне корневых волосков. В паренхимных клетках проводящего пучка, примыкающих к трахеидам или сосудам, функционируют насосы, выделяющие ионы, которые через поры в стенках сосудов попадают в их полости. В сосудах результате накопления ионов увеличивается сосущая сила, которая притягивает воду. В сосудах развивается гидростатическое давление и происходит подача жидкости в надземные органы.

Разгрузка ксилемы, то есть выход воды и ионов через поры сосудов ксилемы в клеточные стенки и в цитоплазму клеток мезофилла листа или клеток обкладки, обусловлена гидростатическим давлением в сосудах, работой насосов в плазмалемме клеток и влиянием транспирации, повышающей сосущую силу клеток листа.

Ассимиляты из клеток листьев поступают во флоэму, состоящую из нескольких типов клеток. В ситовидных трубках флоэмы плазмалемма окружает протопласт, содержащий небольшое число митохондрий и пластид, а также агранулярный эндоплазматический ретикулум. Тонопласт разрушен. Зрелая ситовидная трубка лишена ядра. Поперечные клеточные стенки – ситовидные пластинки – имеют перфорации, выстланные плазмалеммой и заполненные полисахаридом каллозой и фибриллами актиноподобного Ф-белка, которые ориентированы продольно. Ситовидные трубки связаны с клетками-спутниками плазмодесмами. Клетки-спутники (сопровождающие клетки) – это небольшие вытянутые вдоль ситовидных клеток паренхимные клетки с крупными ядрами, цитоплазмой, с большим количеством рибосом, других органелл и, особенно, митохондрий. Число плазмодесм в этих клетках в 3-10 раз больше, чем в стенках соседних мезофильных клеток. В клеточных стенках клеток-спутников много инвагинаций, выстланных плазмалеммой, что значительно увеличивает ее поверхность. Самые мелкие проводящие пучки включают один-два ксилемных сосуда и одну ситовидную трубку с сопровождающей клеткой. У многих С4-растений проводящие элементы листа окружены плотно сомкнутыми клетками обкладки, отделяющими пучки от мезофилла и от межклетников. Проводящая система листа представлена проводящими пучками, которые объединены в жилки разных размеров. Жилки расположены по листу так, чтобы обеспечить равномерный сбор ассимилятов по всей площади листа. Транспорт ассимилятов в листе строго ориентирован: ассимиляты передвигаются из каждой микрозоны клеток мезофилла радиусом 70-130 мкм в сторону ближайшего к ней малого пучка и далее по клеткам флоэмы в более крупную жилку.

Основной транспортной формой ассимилятов у большинства растений является сахароза (до 85 % от общего сухого вещества). Активность инвертазы – фермента, расщепляющего сахарозу на глюкозу и фруктозу – в проводящих тканях очень низка. Также транспортируются олигосахара, азотистые вещества, органические кислоты, витамины, гормоны. Неорганические соли составляют 1-3 % от общего количества веществ сока, особенно много ионов калия.

В клетках мезофилла осмотическое давление ниже, чем в тонких проводящих пучках. По мере продвижения от тонких пучков к средней жилке содержание сахаров возрастает. Поэтому загрузка проводящей системы ассимилятами идет против градиента концентрации с затратой энергии. Источником АТФ служат клетки-спутники. В плазмалемме клеток-спутников функционирует протонная помпа, выводящая наружу протоны. Она активируется ауксином и блокируется абсцизовой кислотой. Закисление апопласта в результате работы этой помпы способствует отдаче ионов калия и сахарозы клетками листа и поступлению их в клетки флоэмных окончаний. Трансмембранный перенос протонов происходит по концентрационному градиенту, а сахарозы – против градиента с помощью белков-переносчиков. Поступившие в клетки протоны вновь выкачиваются протонной помпой, работа которой сопряжена с поглощением ионов калия. Сахароза и ионы калия по плазмодесмам переносятся в полости ситовидных трубок.

В 1926 г. Э. Мюнх предложил гипотезу тока ассимилятов по ситовидным элементам флоэмы под давлением. Согласно этой гипотезе между фотосинтезирующими клетками листа, где накапливается сахароза, и тканями, использующими ассимиляты, создается осмотический градиент и возникает ток жидкости во флоэме от донора к акцептору. Предполагается также, что движущей силой перемещения жидкости из одной ситовидной трубки в другую через поры в ситовидной пластинке может быть транспорт ионов калия. Ионы калия активно входят в ситовидную трубку выше ситовидной пластинки, проникают через нее в нижележащую ситовидную трубку и пассивно выходят из нее в апопласт. В результате на ситовидных пластинках возникает электрический потенциал, способствующий транспорту веществ. Кроме того, фибриллы актиноподобного Ф-белка в порах ситовидных пластинок обладают сократительными свойствами и периодическими сокращениями способствуют передвижению жидкости по флоэме.

Разгрузка флоэмы происходит из-за высокого гидростатического давления в ситовидных трубках и аттрагирующей (притягивающей) способности органа-акцептора. Его аттрагирующая способность зависит от интенсивности роста органа, в ходе которого используются транспортируемые ассимиляты и тем самым снижается их концентрация в клетке. Следовательно, возникает градиент концентрации между элементом проводящей системы и клеткой акцептора. Интенсивность роста контролируется балансом регуляторов роста. В плазмалемме клеток акцептора функционирует протонная помпа, которая воздействует на ситовидные трубки и клетки-спутники, закисляя апопласт и тем самым способствует отдаче ими ионов калия и сахарозы в клеточные стенки. Затем сахароза поглощается клетками акцептора с участием мембранных переносчиков в симпорте с протонами, а ионы калия – по электрическому градиенту.

studfiles.net

Транспорт веществ в растении | Биология. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, конспект, сочинение, ГДЗ, тест, книга

1. Как осуществляется транспорт веществ по растению?

Вода с минеральными веществами поступает в растение из почвы через кор­невые волоски. Затем по клеткам коры этот раствор поступает в сосуды прово­дящей ткани, которые находятся в центральном цилиндре корня. Сосуды — это длинные трубки, которые образуются из многих клеток, поперечные стенки между которыми разрушаются, а внутреннее содержимое отмирает. Таким обра­зом, сосуды — мертвые проводящие элементы. По сосудам, благодаря действию ряда факторов, вода и растворённые в ней вещества передвигаются по стеблю к листьям. Это направление движения растворов получило название восходящий поток веществ.

Органические вещества транспортируются от листьев по стеблю в направле­нии корневой системы. Передвижение этих веществ происходит сначала по ситовидным трубкам листа, а потом стебля. Ситовидные трубки — это живые клетки, поперечные стенки которых имеют много отверстий и похожи на сито. Отсюда и название этих проводящих элементов. Поток органических веществ по ситовидным трубкам от листа ко всем органам называют нисходящим.

Таким образом, восходящий поток обеспечивает транспорт неорганических веществ по сосудам, а нисходящий поток — транспорт органических веществ по ситовидным трубкам.

2. Где и для чего запасаются вещества в растении?

Растения запасают как неорганические, так и органические вещества. Напри­мер, растения засушливых местообитаний, такие, как очитки, молодило, кактусы, алоэ, молочаи, — имеют мясистые сочные стебли или листья, в которых накапли­вается много воды; благодаря этому растения могут переносить продолжительные периоды засухи. Органические вещества растение запасает также в специальных тканях стебля, корня или листа. Чаще всего растения запасают углеводы, белки и жиры. Так, углевод крахмал обычно откладывается в сердцевине стебля деревьев, видоизменённых корнях — корнеплодах (например, морковь, свёкла) и корневых клубнях (георгин и т. п.), видоизменённых побегах — клубнях (картофель), корне­вищах (касатик, или ирис) и луковицах (тюльпан) и т. п. Запасные белки и жиры запасаются в основном в семенах (например, кукуруза, горох, фасоль, орех), реже в плодах (например, облепиха, маслины).

Растения запасают питательные вещества в видоизменённых вегетативных органах или в плодах и семенах. Эти ве­щества помогают им переносить неблагоприятные условия, обеспечивают появ­ление новых органов растений или их размножение.

3. Чем между собой отличаются видоизменения побегов?

Как вы уже знаете, основными надземными видоизменениями побега или его частей (стебля и листьев) являются усики, колючки и усы. Усики — это удлинённые тонкие побеги, благодаря которым растения прикрепляются к опоре (например, виноград, огурцы), а колючки — это укороченные побеги, которые защищают растение от чрезмерного испарения (например, кактусы, чертопо­лох). Они располагаются в пазухах листьев или в узле напротив листа, что дока­зывает их побеговое происхождение. Удлиненные тонкие побеги земляники, клубники, лапчатки гусиной, или гусиных лапок, называют усами. С их помо­щью растения размножаются. Материал с сайта //iEssay.ru

Наиболее распространенными подземными видоизменениями побега являются корневище, клубень и луковица. Корневище похоже на корень. Но у него нет корневого чехлика и корневых волосков, зато есть зачатки листьев, имеющих вид чешуек. В пазухах этих чешуек имеются почки, из которых развиваются подзем­ные и надземные побеги (например, пырей, касатик, ландыш, валериана). Стебель корневища может быть длинным (например, ландыш, пырей) и коротким (напри­мер ирис). Ежегодно из почек корневища весной развиваются молодые надземные побеги. Клубень — это утолщенное, вздутое, мясистое видоизменение побега. Клубни могут быть надземными (например кольраби) и подземными (например, топинамбур, картофель). В картофеле клубень образуется вследствие разрастания стебля, листья совсем не развиваются и имеют вид рубцов, которые называют бровками. Почки, как им и надлежит быть, находятся в их пазухах и их называют глазками. Луковица - подземное видоизменение побега, в котором накапливаются питательные вещества (например, чеснок, тюльпан, лук, нарцисс). В луке репчатом луковица состоит из укороченного стебля (донце), внешних сухих и внутренних мясистых видоизменённых листьев-чешуй и почек.

Итак, видоизменения побега отличаются между собой строением и функциями.

На этой странице материал по темам:
  • передвижение веществ по стеблю растения презентация
  • урок на тему транспорт веществ в растении
  • органические вещества в растении передвигаются по
  • транспорт веществ в растениях по ситивым трубкам и сосудам
  • транспорт веществ в запасающие органы растений

iessay.ru

«Транспорт веществ в растении»

Тема урока: «Транспорт веществ в растении»

6 класс

Тип урока– комбинированный

Форма урока – урок - практикум

Цель урока:

Изучение особенностей транспорта веществ в растительном организме;

Задачи урока:

Образовательные:

  • дать представление о значении транспорта веществ в растительном организме;

  • познакомить с направлением движения веществ в растении;

  • рассмотреть особенности проводящих тканей растения, их строения и функций;

развивающие:

воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к растениям, играющим важную роль на Земле и в жизни человека.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: формируется научное мировоззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клет­ках растений; ценностно-смысловые установки по отно­шению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны.

Метапредметные: учащиеся учатся в ходе простей­ших биологических экспериментов по изучению процес­сов жизнедеятельности в клетках растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.

Предметные: учащиеся знакомятся с передвижением минеральных и органических веществ в растениях и зна­чением этих процессов для растений.

Оборудование - Компьютер, проектор

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем цикл уроков, посвященных изучению живых организмов. Обратите внимание на презентацию (слайд № 1)

Что общего между этими картинками?

Уже в течение нескольких уроков мы с вами изучали особенности некоторых процессов, происходящих в живых организмах. Тема нашего сегодняшнего урока содержит слово «транспорт». Предложите ряд ассоциаций к данному слову.

Итак, тема сегодняшнего урока «Транспорт веществ в растении»

обращаю ваше внимание на одно из слов ассоциативного ряда «перемещение», которое отразит связь темы нашего урока с основными задачами, которые нам предстоит решить. Как вы думаете, что нам надо знать для этого? (слайд № 2)

Учащиеся составляют ассоциативный ряд. Записывают тему в тетрадь.

Иметь представление о том, что будет перемещаться внутри живого организма, почему для растения необходимо перемещение веществ, как перемещаются вещества внутри растения.

2.Актуализация знаний.

Давайте ответим на вопросы:

  1. Какие вещества необходимы для жизни растения? Откуда оно их получает?

  2. Откуда растение получает воду и минеральные соли?

  3. В каком органе растения образуются органические вещества?

  4. Какие вещества перемещаются в растении? Почему возникает необходимость в перемещении этих веществ?

учащиеся отвечают на вопросы, в качестве опоры используют схему в учебнике с. 79

3.Изучение нового материала.

Найдите на странице 78 учебника информацию о том, как перемещаются вещества внутри клетки, между соседними клетками и между органами. Самые точные обобщающие слова используйте в качестве опоры при составлении схемы

Ребята, как вы думаете какие из перечисленных структур будут участвовать в транспорте веществ по растительному организму?

infourok.ru

Конспект урока по теме "Транспорт веществ в растении"

Тема: Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Цели:

  1. Ознакомить учащихся с процессами переноса веществ в растении, с их биологическим значением, особенностями перемещения воды и минеральных солей в цветковом растении

  2. продолжить формирование умений работать с натуральным объектом, умений узнавать органы растений на рисунках, таблицах

Оборудование: побеги пеларгонии в баночке с водой, подкрашенной чернилами, карточки задания, рабочая тетрадь к учебнику, дополнительно учебник В.А.Корчагиной «Биология» (6 - 7), Таблица «Органы цветкового растения»

Ход урока:

  1. Организационный момент: проверка готовности к уроку, цели урока, дача домашнего задания.

Д/З: раздел 12, с. 74 до слов «Многоклеточные животные», с. 77, с.78 рубрика «Подумайте!»

  1. Проверка домашнего задания.

а) 2 человека: проверка умений находить в содержании текста главные мысли.

Прочитать текст на с. 73 и сделать вывод о биологическом значении дыхания животных.

б) 2 человека + взаимопроверка

Какие утверждения верны?

1. Все живые организмы дышат.

2. Газообмен в листьях происходит через чечевички.

3. Одноклеточные организмы дышат всей поверхностью тела.

4. Устьица — органы дыхания дождевого червя.

5. Трахейное дыхание характерно для насекомых.

6. Водоросли дышат через чечевички.

7. Жабрами дышат только рыбы.

8. Легкие имеют только млекопитающие.

9. Кожное дыхание у наземных позвоночных животных отсутствует.

10. Человек дышит легкими и кожей.

в) проверь свои знания вопросы № 5 - 10 с 73.

  1. Изучение нового материала.

    1. Таблица «Органы цветкового растения». Актуализация знаний об органах цветкового растения.

    ? Что необходимо растению, для нормальной жизнедеятельности?

    вода - корень

    мин. в - ва - растворенные в воде

    орган. в - ва - в процессе фотосинтеза.

      1. рис. с. 42 (корень и стебель)

      ? Что изображено на рисунке «Поперечный срез кончика корня»?

      ? Какие зоны выделяют у корня? (корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, древесина - проводящая ткань - вода и мин. в - ва, луб - орган. в - ва).

      ? Какая зона отвечает за транспортировку веществ?

      ? Есть ли соответствующие (древесина и луб) зоны на стволе дерева?

      ? Как передвигаются вещества по растению?

      ? Куда поступают вещества по стеблю из корня?

      ! Давайте подведем небольшие итоги:

      Под слоем клеток с корневыми волосками расположены клетки коры. Их форма и величина различны. В центральной части среза находятся сосуды - длинные полые клетки с толстыми оболочками. Сосуды тянутся вдоль корня в его центральной части и продолжаются в стебле. По ним продвигается вода с минеральными веществами, поступающая через корневые волоски из почвы. Каждый сосуд состоит не из одной, а из нескольких мертвых клеток, расположенных одна над другой параллельно оси корня. Живое содержимое этих клеток разрушилось, и остались только клеточные оболочки. Поперечные перегородки между такими клетками разрушаются, а продольно расположенные оболочки древеснеют.

      Из клеток с корневыми волосками водный раствор просачивается в клетки коры и, перемещаясь далее из клетки в клетку, попадает в сосуды. По сосудам корня вода поднимается сначала в стебель, а по сосудам стебля - к листьям растения.

infourok.ru

Транспорт веществ. Минеральное питание растений

9

1. Поглощение и транспорт веществ у растений

Растения получают углерод и кислород преимущественно из воздуха, а остальные элементы из почвы. Питательные элементы - это химические элементы, которые необходимы растению и не могут быть заменены никакими другими. Питательные вещества - это соединения, в которых имеются эти элементы. Питательные элементы содержатся в почве в 4 формах: 1) прочно фиксированные и недоступные для растения (например, ионы калия и аммония в некоторых глинистых минералах, 2) труднорастворимые неорганические соли (сульфаты, фосфаты, карбонаты) и в такой форме недоступные для растения, 3) адсорбированные на поверхности коллоидов, доступные для растений благодаря ионному обмену на выделяемые растением ионы, 4) растворенные в воде и поэтому легко доступные для растений.

В поглощении минеральных веществ играют роль и клеточная стенка, и плазмалемма.

Наличие в клеточной стенке пектиновых веществ с карбоксильными группами обуславливает их свойство катионообменников (активно связывают двух- и трёхвалентные катионы и удерживают их в кажущемся свободном пространстве, непосредственно примыкающем к плазмалемме). Таким образом, благодаря контактному обмену с почвенным раствором или непосредственно с почвенным поглощающим комплексом ППК (адсорбированными на частицах почвы ионами) происходит обмен катионов водорода на катионы окружающей среды и HCO3- (OH-) на анионы минеральных веществ.

Перемещение же ионов через плазмалемму осуществляется либо путём диффузии (по электрическому и концентрационному градиентам) – пассивный транспорт, либоактивно– против градиента, с затратой энергии (Н+- АТРаза,Na+,K+- АТРаза,Ca2+- АТРаза, анионная АТРаза).

Особую роль в плазмалемме растительных клеток играет протонный насос. Создаваемый им мембранный потенциал может быть использован на транспорт катионов по электрическому градиенту против концентрационного. И наоборот, градиент рН служит энергетической основой для переноса через мембрану анионов хлора Cl-, сульфат-анионов SO42-и др. всимпорте с Н+ (в ту же сторону) или для выкачки излишних катионов натрия вантипорте с Н+. Изменение рН служит основой и для вторичного активного транспорта органических веществ (с помощью белков-переносчиков).

Рис. 1 Механизмы мембранного транспорта в плазмалемме растительных клеток: Кn+- катионы; А-- анионы; Сах – сахара; АК - аминокислоты

Ксилемный транспорт

Поглощённые вещества и некоторые метаболиты корня (аминокислоты) по апопластному и симпластному пути вместе с током воды поступают к сосудам ксилемы. Загрузка ксилемы осуществляется благодаря функционированию одного или двух насосов (Н+- АТРазы). Ксилемный сок, например, у люпина, имеет рН = 5,9, содержит: 0,7 – 2,6 ммоль/л аминокислот; 2,4 – 4,6 К+; 2,2 – 2,6Na+; 0,4 – 1,8 Са2+; 0,3 – 1,1Mg2+.

Состав ксилемного сока зависит от вида растения и условий питания, а по мере продвижения по ксилеме изменяется количественно и качественно.

Разгрузка ксилемы обусловлена гидростатическим давлением в сосудах, силами транспирации и аттрагирующим действием окружающих клеток. В клетки листа вещества из апопласта поступают в результате активной работы Н+-помпы. Если в результате постоянного тока воды в клетках возникает перенасыщение солями, то в тканях листа либо образуются труднорастворимые осадки солей (в клеточных стенках, вакуолях, митохондриях), либо происходит их отток через флоэму, либо выделение специализированными солевыми желёзками и волосками.

studfiles.net

48 Ближний и дальний транспорт органических веществ в растении.

Передвигаясь от места образования до места потребления, ко­торые обычно удалены друг от друга и находятся в различных органах, органические вещества проходят три качественно различ­ных отрезка пути: 1) путь внутри клетки; 2) внутри ткани между клетками; 3) между органами растения. Первых два отрезка от­носительно коротки и называются ближним транспор­том, третий более длинный и носит название дальнего транспорта. Передвижение веществ по всем этим отрезкам подчиняется различным закономерностям. Движение веществ внутри клетки происходит в силу различных причин. Оно может осуществляться как перенос с частицами ци­топлазмы в процессе их перетекания. Наиболее подходящее для этого — циркуляционное движение цитоплазмы, которое идет -с одного конца клетки на другой. Вторая форма этого движения — обменная адсорбция (особенно для веществ, несущих на себе, за­ряды), при которой вещества переходят ("перескакивают") с одной частицы цитоплазмы на другую. Наконец, вещества способны пе­реноситься по мембранам ЭПС. Движение веществ в пределах ткани между клетками осуще­ствляется двумя путями. Во-первых, оно может идти по свободному пространству (апопласту), т. е. по системе межклетников и обо­лочкам клеток. Так двигаются продукты фотосинтеза из фотосинтезирующих клеток к окончаниям флоэмных пучков. Этот процесс происходит очень легко, так как движение не встречает на своем пути никаких препятствий и не требует затрат энергии, однако оно идет только по градиенту. Второй путь передвижения - по метаболическому пространству (симпласту), т. е. по протопла­стам внутри клеток и по. мембранам эндоплазматического ретику­лума, находящегося между клетками в плазмодесмах. Процесс этот более сложный. Он является энергозависимым и происходит при участии активного мембранною транспорта, причем движение мо­жет быть направлено и против градиента. Некоторые исследователи считают, что это движение идет гораздо медленнее, чем по апопласту, так как передвигающимся веществам необходимо преодоле­вать сопротивление многочисленных мембран. Однако надо принять во внимание, что в тех тканях, где происходит активное передвижение веществ между клетками, имеется очень большое число плазмодесм, так что транспорт осуществляется так быстро, как будто никакой мембраны между клетками нет. Движение между органами (дальний транспорт) идет по про­водящей системе, обычно по флоэме, но иногда и по сосудам ксилемы. Флоэма представляет собой живую ткань, которая состоит из ситовидных трубок и клетрк-спутниц. Все эти клетки вытянуты в длину. Ситовидные трубки имеют цитоплаз­му с плазмалеммой и митохондрии, но ядра, вакуоли и тонопласта у них нет; части оболочки на поперечном сечении у них перфо­рированы, т. е. имеют отверстия (отсюда название — ситовидные трубки), и плотно прилегают друг к другу. К л е т к и-спутницы обычно прилегают к ситовидным трубкам. Они имеют крупные ядра, много органелл в цитоплазме и плазмодесмы в оболочке. Вещества, двигающиеся по флоэме, образуют флоэмный с о к. Он имеет сложный состав и содержит различные органиче­ские вещества и минеральные соли. Главную массу сухого вещества составляют сахара (80 — 85 %), затем следуют азотистые вещества (около 5 %). В небольших количествах присутствуют фитогормоны, витамины, АТФ (0,4 — 0,6 ммоль/л). Неорганические вещества составляют 1 — 3 %, среди них преобладает калий. Транспорту предшествует процесс загрузки флоэмы — вхождения веществ в ее элементы, а затем происходит процесс разгрузки — выход веществ из флоэмы. При этом передви­гающиеся вещества должны пройти через мембрану внутрь флоэмы или выйти из нее. Так как сахароза (основная транспортная форма углеводов) плохо проходит через мембрану, эти переходы осуще­ствляются в форме фосфорных эфиров сахаров. Таким образом, перед загрузкой притекающие к флоэме сахара (обычно моноса­хариды) переходят в фосфорные эфиры, в таком состоянии они проникают через мембраны клеток флоэмы, там внутри превра­щаясь в сахарозу. В загрузке' принимает участие Н+-помпа (водо­родный насос), которая переносит Н+-ионы по 1радиенту, «а фосфорные эфиры Сахаров — против градиента. Механизм транспорта органических веществ по флоэме полно­стью не раскрыт. Так как передвижение идет по живым клеткам, оно затруднено сопротивлением цитоплазмы. Предполагают, что процесс осуществляется при участии гидростатического давле­ния — происходит продавливание веществ через ситовидную пе­регородку. В передвижении, возможно, принимают участие ионы калия и сократительные миозиноподобные белки, но это пока не доказано. При разгрузке протекают обратные процессы: сахароза перехо­дит в фосфорные эфиры Сахаров, выходящие из клеток флоэмы, они превращаются в другие сахара, которые и потребляются рас­тительной клеткой. В этом процессе, как и в загрузке, принимает участие гидростатическое давление — выдавливание, а также аттрагирующее действие растущих и запасающих органов. Переход веществ через мембраны ситовидных трубок облегчается деятель­ностью Н+-помпы. На все эти преобразования затрачивается значительное коли­чество энергии, поэтому передвижение веществ относится к энер­гозависимым процессам.

studfiles.net

Транспорт веществ по растению

В стебле различают кору, камбий, древесину и сердцевину. Кора — внешний слой стебля, совокупность его тканей, расположенных снаружи от камбия. Стебель покрыто покровной тканью, которая называется пробок (его состав — отмершие клетки, защищает от избыточного испарения и повреждений). Внутреннюю часть коры называют луб.

Луб — совокупность различных типов тканей: ведущей (ситоподибни трубки), механической (лубяные волокна) и основной. При поврежденные ситовидных трубок коры корень не получает органических веществ от надземной части, и растение может погибнуть. Лубяные волокна придают стеблю прочность. Камбий — образующая ткань, расположенная под корой. Клетки камбия делятся и образуют наружу кору, а внутрь — древесину: так стебель растет в толщину. Древесина расположена внутрь от камбия. Она состоит из ведущей, механической и основной тканей. Ведущая ткань образована мертвыми клетками с утолщенными одревесневающим стенками — сосудами, они имеют большие отверстия на поперечных стенках. Отмершие удлиненные клетки механической ткани образуют древесные волокна. Прочность древесине придают не только древесные волокна, но и время-тина сосудов, которые заполняются особым соединение-ми, теряют ведущую функцию и выполняют опорную функцию. В живых клетках основной ткани древесины могут накапливаться различные вещества (масла, крахмал, смолы и др.)..

Сердцевина состоит из крупных тонкостенных, рыхло расположенных клеток основной ткани в центре стебля. Ряд таких клеток проходит в виде луча от сердцевины к коре — это сердцевинный луч. Кроме запаса веществ, эти клетки обеспечивают горизонтальное перемещение различных соединений между слоями стебля.

Движение веществ в клетках и тканях. В процессе жизни внутри клеток растения и между ними постоянно происходит перемещение веществ. Одни из них поступают в клетки, другие выводятся из них. Вещества передвигаются от одного органа к другому: продукты фотосинтеза от клеток листа транспортируются по стеблю к корню и плодов, вода с минеральными веществами передвигается от корня до листьев. Перемещению веществ способствует строение клеточной оболочки, сквозь которую проходят только определенные соединения. Цитоплазма соседних клеток соединены между собой канальцами (плазмодесмам), которые густо пронизывают клеточную оболочку. Такое строение клеток способствует перемещению веществ между ними.

Растворы минеральных веществ из почвы в растение поступают через всасывательного зону корня, где корневые волоски поглощают почвенный раствор. Далее последовательно через клетки коры раствор поступает в сосуды центрального осевого цилиндра и уже по ним, благодаря корневом давления, попадает в надземную часть (восходящий поток). Испарение воды листьями через устьица создает присисну силу: чем быстрее идет испарение, тем быстрее почвенный раствор поступает в надземных частей. Органические вещества, которые во время фотосинтеза образовались в хлоропластах листьев, активно транспортируются в направлении корневой системы, цветков, плодов. Поток продуктов фотосинтеза от листа до всех остальных органов осуществляется по ситоподибних трубках — это нисходящая течение. Знание путей и механизмов передвижения веществ по растению позволяет человеку управлять ими. Когда испарение воды (транспирация) через устьица значительно затруднено, т.е. корни поглощают воды значительно больше, чем растение может ее удалить через устьица листа, избыток воды под давлением выходит через специальные отверстия по краям листовых пластинок в виде капель.

 

xn----7sbfhivhrke5c.xn--p1ai


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта