Ткани растений виды. Виды растительных и животных тканей

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Виды растительной ткани. Ткани растений виды


Ткани растений. Виды

Как и у животных, части растений состоят из тканей, клетки которых выполняют разные функции. Классификацию и терминологию растительных тканей разработал немецкий ученый Г. Габерландт, он разделил ткани по их физиологической роли в организме растения. Согласно современной классификации, существует 4 основных типа растительных тканей: меристематическая, покровная, основная и проводящая. Они отличаются по своему происхождению, внешнему виду, структуре и свойствам. 

Меристематическая

Клетки меристемы

Клетки меристемы в кончике корня обладают способностью постоянно делиться

Образовательная ткань (меристема) отвечает за рост растения и развитие его внутренней структуры. Меристематическая ткань  состоит из мелких клеток с крупным ядром и тонкой оболочкой. Эти клетки еще не обладают индивидуальностью, они быстро размножаются, и потом из них образуются все остальные постоянные ткани. Зародыш растения целиком состоит из меристемы, у взрослых растений меристема сохраняется в растущих частях: в кончиках корней и стеблей, а также в камбии —  ткани, которая обеспечивает увеличение толщины стебля или корня. 

Покровная

Клетки покровной ткани

Клетки покровной ткани лука плотно прилегают друг к другу, защищая растение

Покровная ткань включает эпидермис, пробку и кору. Эта ткань состоит из клеток с толстыми целлюлозными стенками, она предохраняет нижележащие ткани от иссушения и механических повреждений. На листьях и растущих зеленых побегах покровная ткань, похожая на прозрачную пленку, называется кожицей, или эпидермисом. Клетки эпидермиса обычно лишены хлоропластов, они плоские, и их стенки прочно соединены друг с другом наподобие частей головоломки-пазла.

Замыкающие клетки расположенных на поверхности листа устьиц, служащих для газообмена с внешней средой, тоже образованы эпидермисом. Часто на поверхности эпидермиса развиваются волоски, у ряда видов они предохраняют ткани от перепадов температур, задерживают испарение, а у крапивы, например, есть волоски с острым кончиком, заполненные жгучей муравьиной кислотой, — они защищают растение от животных.

Прочность и гибкость тканям растений придает целлюлоза

Прочность и гибкость тканям растений придает целлюлоза, из которой состоят стенки клеток

Со временем зеленые побеги буреют, потому что под слоем эпидермиса формируется другой вид защитной ткани — пробка. Пробка состоит из омертвевших клеток, стенки которых пропитаны водонепроницаемыми веществами. Чтобы растение могло дышать, в его покровах образуются разрывы, заполненные рыхлой тканью, — чечевички. Слой тканей, покрывающих стебли и корни растения снаружи, называется корой. 

Основная

Внутренняя часть листа образована клетками основной ткани и межклеточным пространством

Внутренняя часть листа образована клетками основной ткани и межклеточным пространством

Внутренняя часть листьев, цветков и плодов, сердцевина стебля состоит из клеток основной ткани. Эта ткань служит для выработки и запасания питательных веществ. Самый простой тип этой ткани — запасающая паренхима, она состоит из тонкостенных рыхло расположенных клеток, заполненных зернами крахмала, белка, капельками масла, а у кактусов и других суккулентов содержит большие вакуоли, заполненные водой. Другой тип этой ткани называется хлоренхимой.

Эта ткань особенно развита в листьях и молодых побегах, ее клетки содержат хлоропласты, и главное назначение этой ткани — фотосинтез. Запасающая ткань составляет большую часть семени растений.

Проводящая

поперечные срез стебля

На поперечном срезе стебля хорошо видны проводящие ткани растения

Проводящая ткань обеспечивает восходящий ток воды, растворенных солей и других соединений от корней к листьям, а также нисходящий поток растворенных питательных веществ, выработанных в листьях, к корням. Восходящий поток обеспечивают клетки ксилемы (древесины).

Эта ткань формируется из вытянутых клеток с заостренными концами и спиралевидно утолщенными стенками (трахеид). Трахеиды соединяются между собой, их поперечные стенки разрушаются, клетки отмирают, и образуются достигающие 3 м в длину сосуды с сильно утолщенными за счет отложения вещества лигнина стенками. Сосуды древесины обычно объединены в пучки. Нисходящий поток обеспечивает находящаяся под корой флоэма (луб). Флоэма состоит из удлиненных живых клеток, утративших ядро и соединенных между собой ситовидными пластинками. 

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Виды растительных и животных тканей

Растительные ткани

Ткань

Где располагается

Особенности строения клеток

Значение

Образовательная

Верхушка стеблей кончики корней, камбий, рана

Мелкие делящиеся клетки без вакуолей

Рост растения

Покровная

Эпидермис(кожица)

Пробка кора

Живые и мертвые клетки с толстым и прочными оболочками, плотно прилегающие друг к другу

Защита от неблагоприятных воздействий

Механическая

Луб, древесина

Толстые одревесневшие оболочки

Опора органам растения

Проводящая

Сосуды древесины, ситовидные трубки луба

Ситовидные трубки

Распределение веществ

Основная

Мякоть листа, сердцевина стебля,

Корень

Хлоропласты в клетках

Образование и накопление питательных веществ

Выделительная

Нектарники, Железы

Выделение эфирных масел,

Воды, нектара.

Животные ткани

Эпителиальные

Образуют покровы тела и большинство желез, выстилают полоски внутренних органов и сосудов

Клетки плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало (практически отсутствует)

Защита, секреция

Соединительные

Образуют скелет (кости, хрящи),связки

И сухожилия, жировые прослойки, оболочки внутренних органов и сосудов, кровь

Клетки располагаются рыхло, межклеточного вещества много (плотное, рыхлое, жидкое)

Опора, защита, поддержание формы тел, терморегуляция,

Запасание питательных веществ

Мышечные

Гладкая ткань: образует стенки внутренних органов и сосудов, образует мышцы

Гладкая ткань клетки: одноядерные, веретеновидные, сокращаются медленно, долго остаются в сокращенном состоянии

Поперечнополосатая: многоядерные, сокращаются медленно

Движение тела и его частей, защита, сокращение различных органов

Нервная

Образует головной и спинной мозг, нервы и нервные узлы

Согласованная работа всех органов, связь с внешней средой, регуляторная

biofile.ru

Растительные ткани

Тканями называют комплексы клеток, обладающих сходным строением, имеющих единое происхождение и выполняющих одинаковые функции. Растительные ткани возникли в процессе эволюции с переходом растений к наземному образу жизни и наибольшей специализации достигли у цветковых. Формирование тканей происходило параллельно с дифференцировкой тела растения на органы. Растения, не имеющие расчленения тела на вегетативные органы, как правило, не содержат дифференцированных тканей. Классификация растительных тканей основана на единстве выполняемых функций, происхождении, сходстве строения и расположении клеток в органах растения. По этим критериям ткани делят на несколько групп: меристематические или образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные.

Таблица . Растительные ткани (Т.Л. Богданова. Биология. Задания и упражнения. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.,1991)

Название ткани Строение Местонахождение
Функции
Образовательная: 1. Верхушечная Молодые тонкостенные клетки с крупным ядром и густой цитоплазмой, делятся путем митоза Почки побегов, кончики корней (конусы нарастания) Рост органов в длину благодаря делению клеток, образование тканей корня, стебля, листьев, цветков
2. Боковая (камбий) Между древесиной и лубом стеблей и корней Рост корня и стебля в толщину; камбий внутрь откладывает клетки древесины, наружу — клетки луба
Покровная: 1. Кожица (эпидерма) Плотно сомкнутые живые клетки с утолщенной наружной стенкой и устьицами Покрывает листья, зеленые стебли, все части цветка Защита органов от высыхания, колебаний температуры, повреждений
2. Пробка Мертвые клетки, стенки пропитаны жироподобным веществом суберином Покрывает зимующие стебли, клубни, корневища, корни
3. Корка (покровный комплекс) Много слоев пробки и других мертвых тканей Покрывает нижнюю часть стволов деревьев
Проводящая: 1. Сосуды Полые трубки с одревесневающими стенками и отмершим содержимым Древесина (ксилема), проходящая вдоль корня, стебля, жилок листьев Проведение воды и минеральных веществ из почвы в корень, стебель, листья, цветки
2. Ситовидные трубки Вертикальный ряд живых клеток с ситовидными поперечными перегородками Луб (флоэма), расположенный вдоль корня, стебля, жилок листьев Проведение органических веществ из листьев в стебель, корень, цветки
3. Проводящие сосудисто-волокнистые пучки Комплекс из древесины и луба в виде отдельных тяжей у трав и сплошного массива у деревьев Центральный цилиндр корня и стебля; жилки листьев и цветков Проведение по древесине воды и минеральных веществ; по лубу — органических веществ; укрепление органов, связь их в единое целое
Механическая (волокна) Длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым Вокруг проводящих сосудисто-волокнистых пучков Укрепление органов растения благодаря образованию каркаса
Основная: 1.Ассимиляционная Столбчатая и губчатая ткань с большим количеством хлоропластов Мякоть листа, зеленые стебли Фотосинтез, газообмен
2. Запасающая Однородные тонкостенные клетки, заполненные зернами крахмала, белка, каплями масла, вакуолями с клеточным соком Корнеплоды, клубни, луковицы, плоды, семена Отложение в запас белков, жиров, углеводов (крахмал, сахар, глюкоза, фруктоза)

Образовательные ткани благодаря постоянному митотическому делению их клеток обеспечивают не только рост, но и образование всех тканей растения. Часть дочерних клеток дифференцируется, т.е. превращается в клетки различных тканей. Другие, сохраняя :вои меристематические свойства, продолжают делиться и образуют все новые и новые клетки. Меристемы возникают в зиготе на ранних этапах развития зародыша и являются первичной тканью, из которой состоит весь зародыш. В процессе роста растения меристемы сохраняются в точках роста – апикальные меристемы (верхушка стебля и кончик корня), а также вдоль стебля – боковые меристемы. Верхушечные меристемы обесточивают рост растения в длину, а боковые – в ширину. Существуют еще вставочные меристемы, которые сохраняются в зонах роста (основание черешков листьев и междоузлия). Меристемы, имеющие свое происхождение от меристем зародыша, называют первичными, к ним относятся верхушечные. К вторичным меристемам принадлежат ткани, которые образуются из первичных меристем и клеток других тканей. Это боковые меристемы – камбий, раневые меристемы (камбий обеспечивает рост стебля в ширину, раневые – регенерацию тканей при повреждениях). Покровные ткани находятся в контакте с внешней средой и обеспечивают защиту растений от неблагоприятных воздействий среды: механических повреждений, низких температур, чрезмерного испарения воды, проникновения микроорганизмов и др. Кроме того, покровные ткани осуществляют обмен веществ между организмом и внешней средой. Различают три вида покровных тканей: кожицу, или эпидерму, пробку и корку. Эпидерма состоит из одного слоя плотно прилегающих друг к другу клеток. Ее поверхность покрыта воскоподобным веществом – кутином, образующим кутикулу. Кутикула снижает испарение воды, воск делает поверхность органов несмачиваемой. Эпидерма покрывает листья и молодые побеги растения. Клетки кожицы содержат хлоропласты, Одной из функций эпидермы являются газообмен и транспирация, т.е. испарение воды. Эти процессы обеспечиваются устьицами – отверстиями, окаймленными двумя замыкающими клетками. При изменении осмотического давления внутри клеток щель может расширяться и сужаться, регулируя транспирацию и газообмен. Предполагают существование двух процессов, изменяющих осмотическое состояние вакуолярного сока. На свету происходит гидролиз крахмала в глюкозу, которая повышает осмотическое давление в вакуоли. Считают, что изменение давления регулируется также ионами калия, концентрация которых увеличивается в светлое время суток. У многих высших растений некоторые клетки кожицы образуют выросты, так называемые волоски, имеющие разнообразную форму и выполняющие различные функции. Нитевидные волоски, в большом количестве покрывающие зеленые части растений, ослабляют иссушающее действие ветра и солнца. Жгучие волоски имеют форму шипа, который при прикосновении вонзается в кожу и клеточный сок с раздражающими веществами вспрыскивается в ранку. Существуют также железистые волоски и нектарники, выполняющие секреторную функцию. Пробка образуется на смену эпидерме и покрывает стебли и корни многолетних растений. Образование пробки связано с появлением вторичной меристемы – феллогена. Феллоген образуется под кожицей и располагается в виде кольца; при делении его клетки, откладывающиеся наружу, превращаются в пробку.  Пробка состоит из нескольких рядов мертвых плотно сомкнутых клеток, утолщенные стенки которых пропитаны суберином веществом, плохо пропускающим воздух и воду. Благодаря этому пробка предохраняет стволы и ветви от излишней потери воды, резких колебаний температуры и др. Для газообмена и транспирации в пробке имеются чечевички-отверстия, которые прикрыты рыхлой тканью, состоящей из живых, слабо опробковевших клеток. Корка образуется в результате того, что феллоген организует слои пробки, которые могут препятствовать поступлению веществ и воды в клетки паренхимы. Феллоген также захватывает механические ткани и луб. В результате происходит отмирание участков тканей. На поверхности органа образуется корка – комплекс мертвых тканей. Толстые слои корки надежно предохраняют стволы деревьев от разного рода повреждений. Трещины в корке, на дне которых имеются чечевички, обеспечивают газообмен. Механические ткани, подобно арматуре железобетонных конструкций, создают каркас всем тканям и органам растения. Клетки могут располагаться тяжами вдоль осевых органов, сопровождать проводящие пучки и образовывать трехмерные структуры, создающие опору для других тканей. Прочность и упругость клеток механических тканей обусловлены утолщенными и целлюлозными или одревесневевшими оболочками. Наиболее важные механические ткани – лубяные и древесные волокна – хорошо развиты в стебле. В корне механическая ткань сосредоточена в центре органа. Волокна механической ткани сопровождают проводящие пучки. Проводящие ткани обеспечивают транспорт веществ в теле растений. От корней в стебель и листья осуществляется перенос минеральных веществ, всасываемых из почв, – восходящий ток. Он обеспечивается ксилемой,  или древесиной.  Движение органических веществ, продуктов фотосинтеза к местам их использования или отложения в запас (к корням, плодам, семенам и другим органам) составляет нисходящий ток. Он осуществляется флоэмой, или лубом, располагающимся кнаружи от древесины. Основными элементами ксилемы являются трахеиды и трахеи (сосуды), окруженные древесными волокнами.

А – сосуды ксилемы с кольчатым, спиральным и сетчатым утолщением стенок; Б – клетки флоэмы: 1 – клетки камбия, 2 – ситовидные клетки, 3 – клетки-спутницы

Трахеиды-вытянутые мертвые клетки, одревесневевшие стенки которых имеют углубления (поры), затянутые перовой мембраной. Ток жидкости по трахеидам медленный и происходит путем фильтрации через мембраны соседних клеток. Трахеиды – наиболее древние проводящие элементы. Они встречаются у цветковых растений, а у голосеменных и папоротникообразных являются единственными проводящими элементами ксилемы. У покрытосеменных имеются также сосуды. Трахеи представляют собой полые трубки, состоящие из продольного ряда Клеток – члеников. Перегородки между члениками содержат сквозные отверстия (перфорации) или полностью разрушаются, что многократно увеличивает скорость тока раствора. В состав флоэмы входят ситовидные трубки и клетки-спутницы, окруженные лубяными волокнами. Ситовидная трубка состоит из вертикального ряда живых клеток, поперечные перегородки между которыми продырявлены в виде сита, сквозь них проходят тяжи цитоплазмы. Транспорт веществ осуществляется по цитоплазме члеников. Предполагают, что клетки-спутницы совместно с члениками ситовидных трубок составляют единую физиологическую систему и в известной степени регулируют функции ситовидных трубок, способствуя току ассимилятов. Элементы ксилемы и флоэмы с волокнами механической ткани образуют сосудисто-волокнистые пучки. Они располагаются во всех органах и объединяют растение в единое целое. Основные ткани паренхимы) составляют большую часть всех органов растений. Они заполняют промежутки между проводящими и механическими тканями и присутствуют во всех вегетативных и генеративных органах. Эти ткани образуются за счет дифференцировки апикальных меристем и состоят из живых паренхиматозных клеток, разнообразных по строению и функциям. Различают ассимиляционную, запасающую, воздухоносную и водоносную паренхимы. Клетки ассимиляционной паренхимы содержат хлоропласты и специализируются на фотосинтезе. Они расположены под эпидермой листьев, молодых зеленых стеблей и плодов. В клетках запасающей паренхимы накапливаются избыточные в данный период развития растения продукты обмена веществ: углеводы, белки, жиры и др. Она хорошо развита в стеблях, корнях, корневищах, клубнях, луковицах. воздухоносная паренхима представлена в разных органах болотных и водных растений и состоит из клеток с тонкими стенками. Пространства между клетками (межклетники) заполнены воздухом и сообщаются с внешней средой через устьица или чечевички. Растения засушливых мест обитания (кактусы, агавы, алоэ) в стеблях и листьях содержат водоносную паренхиму, которая служит для запасания воды, В вакуолях клеток этой ткани содержатся слизистые вещества, обеспечивающие удержание влаги. Выделительные ткани представлены различными образованьями (чаще многоклеточными, реже одноклеточными), выделяющими из растения или изолирующими в его тканях продукты обмена веществ либо воду. Листья многих растений способны выделять воду в условиях избыточной влажности. По проводящим пучкам вода подается к эпидерме, в которой по краям листа находятся водяные устьица. Млечники образуют млечный сок (латекс). У насекомоядных растений на листьях находятся желёзки, выделяющие пищеварительные соки. В цветках обычно содержатся нектарники, образующие сахаристую жидкость – нектар. Он служит средством привлечения животных, опыляющих растения. Смоляные ходы хвойных, эфиромасличные ходы цитрусовых выделяют вещества, имеющие защитное значение.

www.examen.ru

Ткани растений и их виды

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Вид урока: Комбинированный.

Цели урока:

  • Образовательные - сформировать представления о растительных тканях и их многообразии, раскрыть их особенности строения в связи с выполняемой функцией.
  • Развивающие - развивать ассоциативно-образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное;
  • Воспитательные – воспитывать бережное отношение к природе, а именно к растениям, как к производителям кислорода и органических веществ.

Задачи урока:

  • проверить усвоение знаний о строении растительной клетки;
  • познакомиться с видами растительных тканей;
  • выполнить задания в “Маршрутном листе”;

Оборудование для учителя:

  • компьютер,
  • проектор для показа демонстрационных слайдов,
  • цветные жетоны из клеящейся бумаги,
  • конструктор,
  • для удобства класс делится на три группы (3 варианта заданий).

Оборудование для учащихся:

  • технологическая карта - “Маршрутный лист”,
  • наглядный материал (спилы сосны, микропрепараты), микроскоп.

План урока

  1. Организационная часть (1 – 2 мин.)
  2. Повторение пройденного материала (5 мин.)
  3. Изучение нового материала
  4. включая самостоятельную работу (15 – 20 мин.)
  5. Физкультминутка (2 – 3 мин.)
  6. Самостоятельная работа (7 мин.)
  7. Подведение итогов (2 - 3 мин.)

Ход урока

1. Организационная часть.

Проверка подготовки учащихся к уроку.

2. Повторение пройденного материала.

Вступительное слово учителя: Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с элементарной структурной единицей растительного организма и всего живого в целом – это КЛЕТКА (слайд 1).

Выступление учащихся с исторической справкой об изучении клетки, ее открытии (Янсен, Левенгук – изобретение микроскопа; Т. Шванн и М. Шлейден – клеточная теория), (слайд 2),(приложение 1).

Давайте же вспомним, какие структуры характерны для растительной клетки (слайд 3 – динамическая схема, учащиеся соотносят название и изображение органоидов клетки). Хорошо, молодцы справились с заданием! А функции органоидов все помнят?! Кто желает заполнить таблицу (слайд 4 – интерактивная таблица “Проверь себя”, на знание функций органоидов клетки). За правильные ответы учащиеся получают цветной жетон и приклеивают его к своему “Маршрутному листу”.

У вас у каждого “Маршрутный лист” (приложение 2,3,4) - где прописано подробно, что нужно делать на каждом этапе урока. Подпишите свой лист и выполните задания на повторение пройденного материала - № 1, 2, 3*- по желанию (для любознательных ребят). Выполняем быстро и не отвлекаемся, время ограниченно (3 мин.).

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием ткань и многообразием растительных тканей, которые образуют организм растений. (Рассказ учителя с демонстрацией слайдовой презентации) – (слайды 5-12).

Выполняем задания в маршрутном листе № 4, 5, 6, 7* используя полученный материал на уроке, материал учебника параграф 9 и выполнив лабораторную работу № 6.

Обобщающая беседа. Подведем итог, выписываем на доску выводы (выслушиваем варианты учащихся, за правильные рассуждения вручаем цветной жетон):

  • Клетка – структурная и функциональная единица живого.
  • Ткань – это группа клеток, сходных по строению и по выполняемым функциям (строим ткань (ассоциация) из крупного конструктора разного цвета).
  • Растительный организм образуют – основная, проводящая, механическая, покровная, образовательная ткани.
  • Каждая ткань выполняет определенную функцию, но тесно взаимосвязана с другими, обеспечивая жизнь и развитие организма.
  • Организм – единое целое.

Клетка не только воспроизводит сама себя, но и создает особые ткани, которые образуют тело растения, дают ему упругость, защитные внешние покровы, обеспечивают поступление в организм питательных веществ. Их передвижение и хранение. Клетки благодаря способности создавать ткани соединили все органы растения в одно целое – организм. Жизнедеятельность организма полностью зависит от жизнедеятельности его клеток.

Схема на доске:

КЛЕТКА —> ТКАНЬ —> ОРГАН —> СИСТЕМА ОРГАНОВ —> ОРГАНИЗМ

4. Физкультминутка. Встаем между рядами. Все присели, ручками обхватили колени и замерли. Вы нераскрывшийся бутон. Вот вышло солнце, пригревает, и мы ручки раскрываем как бутон цветка, поднимаемся медленно, тянемся как растение к солнышку, поднялись. Подул ветерок, наклон вправо, влево. Ветер сменил направление – наклоны вперед, назад. Солнышко садится, и бутон закрывается, мы приседаем и ручками обхватываем колени. Молодцы! Садимся на свои места.

5. Самостоятельная работа.

Отдохнули немножко, продолжаем работу дальше. Отвечаем на задания № 8, 9*- по желанию. При выполнении всей работы, ребята сдают “Маршрутные листы”.

6. Итог урока: самые активные участники – у кого 3 жетона получают “5”, у кого 2 жетона “4”, один жетон “3”. Сегодня все молодцы! Работали на уроке хорошо! Вам понравился урок? (Ребята поднимают правую руку – все понравилось, а левую руку – не все).

Творческое домашнее задание: используя знания, полученные на уроке о строении растительных тканей и их функциях, изготовьте любую творческую работу (проект) – поделку из природного материала, икебана, разделочная доска и т.д..

Спасибо за внимание!

Урок окончен! Приложение 1.

  • Приложение 2.
  • Приложение 3.
  • Приложение 4.
  • Учебная и методическая литература, используемая при подготовке к уроку:

    Журнал “Биология” № 8, 2008 год издательский дом “1 сентября”;

  • Э. Ф. Илларионов Биология 6 (7): Поурочные разработки. – М.: Вако, 2003.
  • Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


    Смотрите также

    Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта