Растения среда обитания. Основные составляющие среды обитания. Водная среда обитания

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Тема урока: "Среда обитания растений" 3 класс Познание мира. Растения среда обитания


Растения как среда обитания микроорганизмов

К микроорганизмам, использующим высшие растения как среду обитания, как регулятор взаимоотношений с последней и (или) как источник пластических веществ, в первую очередь принадлежат вирусы, бактерии, микоплазмы и грибы.

Местом их развития могут быть наружная поверхность вегетативных или же репродуктивных органов растений, межклетные пространства в тканях или же протопласт. Во многих случаях в процессе развития микроорганизмов имеет место их постепенный переход от эпифитного к эндофотному образу жизни и обитание вначале в межклетниках, а затем в клетках. Подобный переход наблюдается и на протяжении их эволюции.

В процессе жизнедеятельности микроорганизмы большей частью вступают с растениями-хозяевами в метаболические взаимоотношения, важнейший исторический итог которых — возникновение симбиоза различных форм, включая паразитизм. Как правило, воздействие продуктов обмена веществ микроорганизмов на ткани и клетки растений-хозяев приводит к реактивным изменениям, которые могут распространяться на большую или меньшую группу клеток. Упомянутые изменения имеют большое значение для микроорганизмов. Они во многом способствуют их энергетическому обмену, обеспечивают защиту от воздействия повреждающих агентов, К инфицированным клеткам увеличивается приток предшественников синтеза пластических веществ, а в самих клетках нередко интенсифицируется и синтез последних. Под влиянием микроорганизмов инфицированные клетки увеличиваются в объеме (гипертрофируются) или же многократно делятся, что существенно для увеличения биомассы микроорганизмов. В результате у растений наблюдаются пороки развития и строения органов — морфологические уродства (тератоморфы), а также пороки развития и строения тканей, приводящие к образованию галлов — локальных тканевых разрастаний большего или же меньшего размера со своеобразным строением. Тератоморфы и галлы являются местом скопления микроорганизмов и источником их последующего распространения.

Попав в полость клеток, микроорганизмы воздействуют на процессы их жизнедеятельности различным образом. Во-первых, вокруг микроорганизмов в пределах клетки формируются своеобразные капсулы из целлюлозы и лигнина, и, во-вторых, происходит быстрое или растянутое во времени отмирание клеток (соответственно некроз и некробиоз). Формирование капсул способствует взаимной изоляции микроорганизмов и растительных клеток от повреждающих друг друга воздействий, осуществляемых, в частности, с помошью физиологически активных соединений и в особенности ферментов. Оно имеет, таким образом, иммунологическое значение для обоих компонентов биологической системы. Отмирание инфицированных растительных клеток, сопровождающееся отмиранием находящихся в них микроорганизмов, имеет иммунологическое значение лишь для зараженного растения-хозяина. Гибель части (отдельных клеток с микроорганизмами в протопласте) способствует сохранению целого — органов растения и растительного организма.

Взаимный клеточный иммунитет микроорганизмов и растений-хозяев — эволюционный итог длительного исторического совершенствования, важнейшая характеристика биологической системы микроорганизм — растение-хозяин.

Своеобразие биологических систем вредитель — кормовое растение и микроорганизм — поражаемое растение

Пищевые взаимоотношения возникли на основе многообразия типов питания и обмена веществ. Вначале они носили характер сосуществования между организмами, составляющими ценозы. Дальнейшая эволюция органического мира сопровождалась возникновением новых типов межвидовых отношений — появились бинарные и полинарные формы: симбиоз и паразитизм. К сравнительно позднему периоду относят и возникновение инфекции и инвазии. Следовательно, паразитизм является лишь одним из этапов развития взаимоотношений между организмами через цепь питания.

Система растение — насекомое-фитофаг относится к сложным. Организмы, составляющие эту систему, находятся на разных ступенях эволюционной лестницы, т. е. существенно различаются по уровню организации и, следовательно, наделены разными возможностями (программами) для реализации взаимодействия, В силу подвижности насекомых связи с растениями в онтогенезе непостоянны во времена и для свободноживущих ограничиваются в основном актом еды или моментом откладки яиц. Хорошо развитые рецепторы обеспечивают широкие возможности выбора насекомыми кормового растения, различных его органов и тканей.

Малые размеры тела при общей высокой организации, высокая теплоотдача, чрезвычайная подвижность в сочетании с огромным воспроизводительным потенциалом, высокими темпами и скоростью развития и другие специфические особенности делают насекомых весьма требовательными к пластическому и энергетическому обеспечению. Эта особенность насекомых превратила их в один из главных преобразователей энергии и информации в экосистемах как потребителей первичной и вторичной биологической продукции.

Особый характер отношений между насекомыми и растениями определяется двоякой ролью растений. Растение, выступая как компонент биоценоза, может играть роль внешнего фактора по отношению к насекомым-фитофагам, и в то же время, поступая в организм насекомого в качестве пищи, растение начинает играть роль и внутреннего фактора. На особое значение пищи как эндогенного (внутреннего) фактора в эволюции животных указывает и А. А. Покровский (1974).

Все многообразие взаимоотношений между организмами делится на исторические, отражающие последовательность развития видов, и экологические, отражающие различные формы взаимодействия между особями разных видов. Эти категории взаимоотношений базируются на трех типах связей между организмами — потоках веществ, энергии и информации.

Насекомые вследствие совершенства своих органов чувств воспринимают информацию о свойствах растения (о внешнем его строении, окраске, физиологическом состоянии, содержании химических соединений, различии молекулярного строения некоторых из них и т. д.) и руководствуются ею при выборе пищи и откладке яиц. Установлено, что насекомые хорошо различают не только продукты вторичного обмена веществ, но и фитогормоны и аминокислоты. Они также улавливают различия в содержании углеводов, белков и жиров с разным молекулярным строением.

В соответствии с принципом обратной связи поврежденное растение «использует» информацию о генотипических и фенотнпических признаках вредителей, о способах, с помощью которых последние распознают потенциальных хозяев, заселяют и повреждают их. В ответ

«включаются» механизмы растения, обеспечивающие успех регенераторных и компенсаторных реакций (дополнительного формирования органов взамен утраченных и т. д.). Информация, полученная растением о фитофаге, лежит в основе возникновения адаптаций, направленных на усовершенствование системы иммунитета.

Живые системы характеризуются активными энергетическими связями. Им свойственна высокая экономичность, в особенности касающаяся энергетического обеспечения. Принцип экономии энергии и наиболее эффективного ее использования широко «применялся» в процессе эволюции в прошлом и «применяется» в функционирующих биологических системах настоящего. Рассмотрение иммуногенетических барьеров растений с энергетических позиций актуально и плодотворно (Н. А. Вил — кова, И. Д. Шапиро, 1976).

Положительный энергетический баланс животных за-висит не только от общего содержания в пищевом субстрате соединений, богатых энергией, но и от их молеку-лярного строения, оказывающего влияние на скорость, легкость и степень их переваривания.

Вещественные связи в биологической системе фито-фаг— кормовое растение осуществляются главным об-разом в процессе поглощения фитофагами белков, жиров и углеводов, которые они используют на построение своего тела и формирование половой продукции. 

Эти особенности имеют огромное принципиальное значение для полного понимания роли кормового растения в рассматриваемой нами биологической системе и обоснования экологических принципов управления агробиоценозами. Если вещество и энергия передаются по цепям питания от продуцента однонаправленно (осуществляется связь по разомкнутому циклу), то сочлены системы обмениваются информацией взаимно, т. е. по принципу обратной связи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.activestudy.info

Основные составляющие среды обитания. Водная среда обитания :: SYL.ru

Что нужно для того, чтобы выжить? Еда, вода, кров? Животные нуждаются в тех же вещах и живут в той среде обитания, которая может обеспечить их всем необходимым. Каждый организм имеет уникальную среду обитания, которая удовлетворяет все потребности. Животные и растения, обитающие в определенной местности и совместно использующие ресурсы, образуют различные сообщества, внутри которых организмы занимают свою нишу. Выделяют основные три среды обитания: водная, воздушно-наземная и почвенная.

водная среда обитанияЭкосистема

Экосистема - это область, в которой взаимодействуют и зависят друг от друга все живые и неживые элементы природы. Среда обитания организмов представляет собой место, которое является домом для живого существа. Эта среда включает в себя все необходимые условия для выживания. Для животного это означает, что здесь оно может найти себе пропитание и партнера для размножения и продолжения рода.

Для растения хорошая среда обитания должна обеспечивать правильное сочетание света, воздуха, воды и почвы. Например, кактус опунция, приспособленный к песчаным грунтам, сухому климату и яркому солнечному свету, хорошо растет в пустынных районах. Он не смог бы выживать во влажных, прохладных местах с большим количеством осадков.

среда обитания организмовОсновные составляющие среды обитания

Основными составляющими среды обитания являются жилье, вода, пища и пространство. Среда обитания, как правило, включает в себя все эти элементы, однако в природе можно встретить также и отсутствие одного или двух составляющих. Например, среда обитания такого животного, как пума, предоставляет нужное количество еды (олени, дикобразы, кролики, грызуны), воды (озеро, река) и укрытие (деревья или норы). Однако этому крупному хищнику иногда не хватает пространства, места для установления своей собственной территории.

Пространство

Объем пространства, которое требуется организму, широко варьируется от вида к виду. Например, для простого муравья требуется всего несколько квадратных сантиметров, а одиночное крупное животное пантера нуждается в большом объеме пространства, которое может составлять около 455 квадратных километров, где можно охотиться и найти себе пару. Растения также нуждаются в пространстве. Некоторые деревья достигают более 4,5 метра в диаметре и 100 м в высоту. Таким массивным растениям требуется больше пространства, чем обычным деревьям и кустарникам в городском парке.

Еда

Наличие продовольствия является важнейшей частью среды обитания определенного организма. Слишком малое или, наоборот, большое количество пищи может нарушить среду обитания. В каком-то смысле растениям проще находить себе пропитание, так как они сами в состоянии создавать себе пищу путем фотосинтеза. Водная среда обитания предполагает, как правило, наличие водорослей. Такое питательное вещество, как фосфор, способствует их распространению.

Когда в пресноводном местообитании наблюдается резкое увеличение фосфора, это означает быстрое размножение водорослей, так называемое цветение, которое окрашивает воду в зеленый, красный или коричневый цвет. Цветение воды может также поглощать кислород из воды, уничтожая место обитания таких организмов, как рыбы и растения. Таким образом, избыток питательных веществ для водорослей может негативно сказаться на всей пищевой цепи водных обитателей.

среда обитания

Вода

Вода необходима для всех форм жизни. Практически каждая среда обитания должна иметь определенную форму водоснабжения. Некоторым организмам нужно много воды, а кому-то - очень мало. Например, одногорбый верблюд может обходиться без воды довольно долго. Верблюды-дромадеры (Северная Африка и Аравийский полуостров), которые имеют один горб, могут пройти 161 километр, не выпив и глотка воды. Несмотря на редкий доступ к воде и жаркий сухой климат, эти животные приспособлены к таким условиям обитания. С другой стороны, есть растения, которые лучше всего растут во влажных местах, таких как болота и топи. Водная среда обитания является домом для множества организмов.

Укрытие

Организм нуждается в укрытии, которое будет защищать его от хищников и непогоды. Такие приюты для животных могут принимать самые разные формы. Одно дерево, например, может обеспечить безопасную среду обитания для многих организмов. Гусеница может спрятаться под нижнюю сторону листьев. Для гриба чаги укрытием может служить прохладная влажная зона возле корней деревьев. Белоголовый орлан находит свой дом на кроне, где он сооружает гнездо и высматривает будущую добычу.

три среды обитания

Водная среда обитания

Животные, которые используют воду в качестве среды обитания, называются водными. В зависимости от того, какие питательные вещества и химические соединения растворены в воде, находится концентрация определенных видов водных обитателей. Например, сельдь обитает в соленых морских водах, в то время как тилапия и лосось живут в пресной воде.

Растения нуждаются во влаге и солнечном свете для осуществления фотосинтеза. Они получают воду из почвы через корни. Вода переносит питательные вещества в другие части растения. Некоторым растениям, таким как кувшинки, нужно много воды, в то время как пустынные кактусы могут месяцами обходиться без живительной влаги.

водная среда обитанияЖивотные также нуждаются в воде. Большинство из них должно регулярно пить во избежание обезвоживания. Для многих животных водная среда обитания является их домом. А например, лягушки и черепахи используют водные источники для того, чтобы откладывать яйца и размножаться. Некоторые змеи и другие пресмыкающиеся живут в воде. Пресная вода часто несет в себе много растворенных питательных веществ, без которых водные организмы не смогли бы продолжать свое существование.

www.syl.ru

"Среда обитания растений" 3 класс Познание мира

Урок познания мира в 3 классе

Тема: Среда обитания растений

Цель: знать, что такое среда обитания.

Критерии успеха:

  1. Ученик знает о среде обитания растений.

  2. Ученик умеет собирать и систематизировать информацию.

  3. Ученик проявляет стремление к защите и охране окружающей среды.

Задачи:

  1. Формирование знаний о среде обитания растений

  2. Развитие познавательной активности

  3. Воспитание бережного отношения к природе

Ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, сигнальные карточки

Ход урока:

1.Мотивационный этап.

-Вы любите преодолевать трудности?

-Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.

-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?

-Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке познания мира?

-У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.

-Все ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее- тучками.

-Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.

2.Проверка домашнего задания

Прием «Верные и неверные утверждения»

(Сигнальные карточки: красные-«нет», зеленые-«да», желтые –«не знаю»

1)Влаголюбивые растения- это растения, которые живут в воде. Нет.

2)Осока и клевер-влаголюбивые растения. Да.

3)в жарких местах растут засухоустойчивые растения. Да

4)Подсолнух-теневыносливое растение. Нет.

5)Молочай накапливает влагу в толстом корне. Нет.

3Вызов.-Отгадайте загадку.

Ее всегда в лесу найдешь.

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

-Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? А где растут растения? Растения могут расти только в лесу? Как бы вы объяснили, что такое среда обитания?

На доске записана тема урока как «центр» кластера.

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответы в течение урока?

Стратегия «Кластер»

Какие растения растут?--------Среда обитания------Как выглядит среда обитания?

--------Как человек использует среду Обитания? --------Какие обитают животные? ----------------Почему необходимо бережно относиться к среде обитания?

4.Постановка цели и задач урока.

5.Осмысление.

Работа с учебником. (С.90)

1)Работа в паре. Обсуди с одноклассником фотографии. Чем отличается среда обитания этих растений?

2)Работа с текстом.

Поработай с текстом самостоятельно. Заполни в рабочей тетради таблицу о том, как среда обитания влияет на жизнь растений.

-Основываясь на том, что вы прочитали, как бы вы объяснили влияние среды обитания на жизнь растений.

-Как бы вы использовали луга? Что случилось бы в результате, если б не было лесов? Могут ли растения жить в одинаковой среде обитания? Почему вы думаете,что растения не могут жить в одинаковой среде обитания?

Работа в группах.

-Я вам приготовила вопросы по прочитанному тексту. Вы в группах обсудите и разложите вопросы в виде пирамиды ( от самых простых до более сложного)

1.Почему на лугу много насекомых?

2.Как человек использует луга?

3.Какие виды лесов вы знаете?

4.Почему лес очень важен для человека?

5.Для кого лес является домом?

6.Чем степь отличается от луга?

7.Как степные растения приспособились к жизни?

8.Что « пришло» из леса к нам в класс?

9.По каким признакам можно узнать растения луга?

10.Почему возникла проблема охраны природы?

Творческая работа.

Используя разные материалы, выполните макет любой среды обитания.

-Чтобы вы изменили в данном макете?

Стратегия «Синквейн»

Опишите среду обитания (луг, степь, лес, водоем, пустыня)

Тема

2 прилагательных, описывающих тему

3 глагола, характеризующих действие

Фраза из 4 слов, содержит основную мысль

Синоним к теме.

-Что случилось бы в результате, если б не было лесов, лугов, водоемов?

6.Рефлексия.

Какое задание вам понравилось? Почему?

Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Как нужно справляться с ними в будущем?

7.Информация о домашнем задании.

Подобрать загадки о растениях.

Ответить на вопросы учебника

infourok.ru

Среда обитания животных — Науколандия

Животные расселены почти по всей поверхности Земли. Благодаря своей подвижности, способности эволюционно приспособиться к более холодным условиям существования, благодаря отсутствию у них прямой зависимости от солнечного света, животные заняли больше сред обитания, чем растения. Однако, следует помнить, животные зависят от растений, так как растения служат им источником питания (для травоядных животных, а хищники едят травоядных).

Здесь в контексте сред обитания животных мы будем понимать среды жизни животных.

Всего сред обитания животных можно выделить четыре. Это 1) наземно-воздушная, 2) водная, 3) почвенная и 4) другие живые организмы. Говоря о наземно-воздушной среде жизни, иногда ее делят на наземную и, отдельно, воздушную. Однако даже летающие животные, рано или поздно садятся на землю. Кроме того, передвигаясь по земле, животное также находится в воздухе. Поэтому наземную и воздушную среду объединяют в одну наземно-воздушную.

Существуют животные, которые обитают сразу в двух средах. Например, многие земноводные (лягушки) живут и в воде и на суше, ряд грызунов живет в почве и на поверхности земли.

Наземно-воздушная среда обитания

В наземно-воздушной среде больше всего видов животных. Суша оказалась в каком-то смысле наиболее удобной средой для их жизни. Хотя в эволюции животные (да и растения) возникли в воде и лишь позже вышли на поверхность.

На суше обитают большинство червей, насекомых, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих. Многие виды животных способны к полету, поэтому часть своей жизни проводят исключительно в воздушной среде.

Для животных наземно-воздушной среды обычно характерны высокая подвижность, хорошее зрение.

Для наземно-воздушной среды характерно большое разнообразие условий обитания (тропические леса и леса умеренного климата, луга и степи, пустыни, тундры и многое другое). Поэтому для животных этой среды жизни характерно большое многообразие, они могут сильно отличаться между собой.

Водная среда обитания

Водная среда обитания отличается от воздушной большей плотностью. Здесь животные могут позволить себе иметь очень массивные тела (киты, акулы), так как вода поддерживает их и делает их тела легче. Однако передвигаться в плотной среде труднее, поэтому у водных животных чаще всего обтекаемая форма тела.

В морские глубины почти не проникает солнечный свет, поэтому у глубоководных животных могут быть плохо развиты органы зрения.

Водных животных делят на планктон, нектон и бентос. Планктон пассивно плавает в толще воды (например, одноклеточные), нектон — это активно плавающие животные (рыбы, киты и др.), бентос обитает на дне (кораллы, губки и др.).

Почвенная среда обитания

Почва как среда обитания отличается очень высокой плотностью и отсутствием солнечного света. Здесь животным не нужны органы зрения. Поэтому они у них либо не развиты (черви), либо редуцированы (кроты). С другой стороны, в почве не такие значительные перепады температуры как на поверхности. В почве обитают многие черви, личинки насекомых, муравьи. Также есть почвенные обитатели и среди млекопитающих: кроты, слепыши, роющие норы животные.

Живые организмы как среда обитания

Обычно в других живых организмах обитают паразиты. Так среди паразитов много червей (аскариды, бычий цепень и др.). Преимуществом паразитизма являются избыток пиши и защищенность от негативных влияний внешней среды. Однако паразитизм зачастую ведет к упрощению строения организма, утрате им ряда органов. Чаще всего проблемой для паразитов является попадание в тело хозяина. Поэтому у них очень высокая плодовитость.

scienceland.info


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта