Среда обитания растения. Конспект урока по природоведению в 5 классе «Среда обитания растений»

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Урок познания мира" Среда обитания растений"(2 класс). Среда обитания растения


Места обитания или среда обитания

Наша планета — необыкновенная мозаика суши, моря, погоды и форм жизни. Ни одно место во времени и пространстве не может быть идентично другому, и мы живем в сложном и динамичном «гобелене» мест обитания.

Местообитание (среда обитания) — это экологическая ниша, или область, в которой обитают отдельные виды фауны и флоры, и другие живые организмы. Термин обычно относится к зоне, в которой живет организм, и где он может найти пищу, укрытие, защиту и партнеров для размножения. Это природная среда, в которой обитает организм, или физическая среда, поддерживающая популяции видов.

Что в себя включает среда обитания?

Местообитание состоит из физических факторов, таких как почва, влажность, температура и интенсивность солнечного света, а также биотических факторов, таких как наличие пищи, и присутствие или отсутствие хищников. Каждый организм имеет определенные условия обитания, в которых он будет процветать, но некоторые из них терпимы к широким вариациям, в то время как другие очень требовательные к конкретным условиям. Местообитание не обязательно является географическим районом, оно может быть внутренней частью стебля, гнилым бревном, скалой или скоплением мха, а для паразитического организма оно является частью тела хозяина (например, пищеварительный тракт).

Типы сред обитания

Несмотря на огромную изменчивость, которая может встречается в разных районах, существуют некоторые общие типы местообитаний. Они могут быть описаны на основе общих характеристик климата, структуры растительности или видов животных. Эти места обитания помогают нам понять дикую природу и лучше защитить как землю, так и виды, которые зависят от нее. Их можно разделить на: леса, горы, пруды, ручьи, болота, прибрежные водно-болотные угодья, берега, океаны и т. д. Однако существуют общие принципы, которые применяются ко всем средам обитания, независимо от их местоположения.

Биом описывает места обитания со схожими характеристиками. В мире выделяют пять основных биомов, исходя из которых можно классифицировать различные места обитания, составляющие экологические сообщества и экосистемы.

Водные места обитания

Водный биом включает моря и океаны, озера и реки, а также лагуны и болота мира. Там, где пресная вода смешивается с морской, вы найдете мангровые заросли, соляные болота и осушки.

Водные места обитания являются домом для огромного количества видов дикой природы. Здесь можно встретить практически любую группу животных, от земноводных, рептилий, беспозвоночных до млекопитающих и птиц.

Например, литоральная зона — это увлекательное место, которое затапливается водой во время прилива и высыхает во период отлива. Живые организмы, обитающие в этих районах, должны выдерживать эти изменения влажности и приспосабливаться жить как в воде, так и на суше. Здесь можно встретить мидий и улиток вместе с водорослями. Больше информации >>>

Пустынные места обитания

Пустыни и кустарники — это места обитания, в которых мало осадков. Они, как известно, самые сухие районы на Земле, и это делает жизнь там чрезвычайно сложной.

Пустыни — довольно разнообразные места обитания. Некоторые из них — испеченные солнцем земли, которые испытывают высокие дневные температуры. Другие — прохладные и испытывают холодные зимние сезоны.

Кустарники являются полузасушливыми местами обитания, в которых преобладает низкая растительность, такая как кустарники и травы.

Человеческая деятельность может вытеснить более сухие земли в категорию пустынь. Это известно как опустынивание и часто является результатом обезлесения и неправильной сельскохозяйственной деятельности. Больше информации >>>

Лесные места обитания

лес, деревья, флора, растения, биом, солнечный свет, трава, природа, пейзаж

Леса являются местами обитания, в которых доминирующим видом растений выступают деревья. Лесные ресурсы простираются примерно на треть поверхности суши Земли и могут быть найдены во многих регионах мира.

Существуют различные типы лесов: умеренный, тропический, туманный, хвойный и бореальный. Каждый из них имеет различные климатические условия, а также разнообразие фауны и флоры.

Например, тропический лес Амазонки представляет собой разнообразную экосистему, где обитает десятая часть видов животных нашей планеты. Леса Амазонии располагаются на площади почти 5,5 млн км² и составляют значительную часть лесного биома Земли. Больше информации >>>

Луговые места обитания

Луга — это места обитания, в которых преобладают травы, а деревьев и кустарников очень мало. Есть три типа лугов: тропические луга (также известные как саванны), степные луга и умеренные луга.

К биому луга относятся африканская саванна, Великие равнины Северной Америки и т.д. Многие животные, которые там обитают, являются травоядными и занимают свое место в пищевой цепи, выступают пищей для хищников.

Луга испытывают сухие и дождливые сезоны. Из-за этих крайностей они подвержены сезонным пожарам, которые могут быстро распространяться по суше и приносить значительный ущерб. Больше информации >>>

Тундровые места обитания

Тундра — холодная среда обитания. Она характеризуется низкими температурами, короткой растительностью, длинными зимами и кратковременным вегетационным периодом.

Это экстремальный климат, но он остается домом для самых разных животных. Например, Национальный Арктический заповедник насчитывает 45 видов: от китов и медведей до мелких грызунов.

Арктическая тундра расположена недалеко от Северного полюса и простирается на юг, до бореальных лесов. Альпийская тундра расположена в областях высотной поясности по всему миру, выше границы лесов.

В тундре иногда встречается вечная мерзлота, которая определяется как замороженный участок скалы и почвы в течении всего года, и она может быть неустойчивой во время оттаивания, образовывая термокарсты. Больше информации >>>.

Изменения среды обитания

Среда обитания меняется со временем. Это может быть связано с такими опасными процессами, как извержения вулканов, землетрясения, цунами, лесные пожары и т.д.; или изменение может быть более постепенным, из-за изменений климата на протяжении тысячелетий, поскольку ледники тают, а это приводит к изменению климатических условий и солнечной радиации.

Другие изменения являются прямым результатом деятельности человека: обезлесение, вспашка пастбищ, заграждение рек, дренирование болот и работы на морском дне. Введение чужеродных видов может оказать разрушительное воздействие на местную дикую природу путем увеличения хищничества и конкуренции за ресурсы, или из-за введения вредителей и болезней, к которым у местных видов нет иммунитета. Человечество также несет серьезную ответственность за загрязнение и разрушение среды обитания.

Охрана среды обитания

Защита мест обитания является необходимым шагом в поддержании биоразнообразия, поскольку, если происходит разрушение местообитаний, страдают животные и растения, зависящие от них. Многие страны приняли законодательство для защиты своей дикой природы. Это может иметь форму создания национальных парков, заповедников и заказников, или ограничивается деятельностью людей с целью получения выгоды от дикой природы. Законы могут быть разработаны для защиты определенного вида или группы видов.

Законодательством может запрещать такие виды деятельности, как сбор птичьих яиц, охота на животных или уничтожение растений. Общий закон об охране мест обитания иногда сложнее реализовать, чем защиту конкретного места. Концепция, введенная в Соединенных Штатах в 1973 году, предусматривает защиту среды обитания видов, находящихся под угрозой исчезновения, и аналогичная концепция была включена в некоторые австралийские законы.

Международные договоры могут быть необходимы для таких целей, как создание морских резервов. Другое международное соглашение, Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных, защищает представителей фауны, которые мигрируют по всему миру и нуждаются в защите, в более, чем одной страны.

Однако для защиты мест обитания необходимо учитывать потребности местных жителей в продовольственных, топливных и других ресурсах. Столкнувшись с нехваткой продовольствия, фермер, вероятно, будет пахать ровный участок земли, несмотря на то, что он является последним подходящим местом обитания для исчезающих видов, таких как гигантский кенгуровый прыгун, и даже может убить животное как вредителя. Исходя из этого, желательно просвещать сообщество об уникальности их флоры и фауны и преимуществах экотуризма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

natworld.info

Конспект урока по природоведению в 5 классе «Среда обитания растений»

Урок природоведения в 5 классе

Тип урока: комбинированный

(урок-путешествие)

Тема: «Среда обитания растений»

Цель:

— продолжать знакомить учащихся с многообразием растительного мира и приспособлением растений к среде их обитания;

-активизация познавательной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

— воспитание интереса к предмету, формирование навыков адекватного самооценивания учащихся

Оборудование:

Компьютерная презентация, кроссворды , карточки для самостоятельной работы, цветные бумажные яблоки для самооценивания, «путевые листы»,разноцветные бумажные чемоданчики для релаксации, фигурка мальчика из бумаги.

Ход урока:

1.Организационный момент:

Дорогие ребята! Каждый урок — это увлекательное путешествие.

И мы тоже сегодня отправимся путешествовать, но об этом немного позже.

Упражнение «Турпоход»

Цель : раскрепощение учащихся в начале урока, умение рассказать о себе, о своих личных качествах, почувствовать желание быть вместе с другими.

(Учащиеся становятся в круг и все по очереди представляются и называют дату своего рождения. Далее делятся на группы:

1гр — те, кто родился в нечётные дни;

2гр.- те, кто родился в чётные дни;

Каждый в группе должен рассказать о своих личных качества)

Представьте, что вы собираетесь в длительное путешествие.

А какими качествами должны обладать люди, которые идут все вместе в поход?

( выносливость, дружба, взаимопомощь и обязательно хорошо знать и доверять друг другу).

Но прежде, чем отправиться в путешествие, нужно проверить ваши знания.

Во время путешествия вы будете заполнять «Путевые листы», которые вам впоследствии помогут самим оценить свою работу на уроке а эти яблочки помогут поставить себе соответствующую оценку. ( раздаю путевые листы и яблоки цветные красное яблоко -5, жёлтое-4, зелёное-3)

2.Повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания

1)1-2гр. Реши кроссворд «Культурные и дикорастущие растении»

G:сканер презентация10003.jpg

3гр. Заполните таблицу, используя слова для справок

Растения

Дикорастущие

культурные

Слова для справок: одуванчик, клубника, берёза, крапива, яблоня, подорожник, крыжовник, морковь, дуб, капуста.

2)Коррекционное упражнение «Угадай растение»

1,2гр. У какого растения самый толстый ствол? Об этом вы узнаете, если правильно выпишите буквы с желтых листочков.

3гр. Какое дерево самое высокое? Ответ прячется в красных листьях.

(слайд 3,слайд 4) G:сканер презентация10001 - копия (2).jpg

G:сканер презентация80001.jpg

Баобаб – дерево, имеющее самый толстый ствол (в обхвате до 10м), высота до 25 м, живёт 4-5 тыс. лет. Произрастает в Африке. В стволе образуется запас влаги, чтобы выжить в период засухи.

G:сканер презентация80002.jpg

Секвойя– самое высокое дерево в мире. Всота достигает 100м. растёт только в Северной Америке. Живёт до 4тыс. летЭто очень редкое растение, находится под охраной.

Подробно об этих растениях вы узнаете на уроках географии в 8 классе.

3. Сообщение темы и целей урока

Итак, наступило время отправляться в путь в «Царство растений» (Слайд2) где вы узнаете о многообразии растений, о среде их обитания.В начале урока вы лучше узнали друг о друге, ведь в путешествие отправляются только с теми людьми, с которыми хорошо знакомы. Но мы отправляемся не одни. С нами хочет путешествовать ещё один ученик, которого вы очень хорошо знаете, так как он часто бывает у нас на уроках и хочет узнать много нового. Это Дима Любознайкин.

( фигурка ученика из бумаги)

4.Изучение новой темы:

«Среда обитания растений»

  1. Рассказ с элементами беседы. Среда называется не только день недели, средой называют и места произрастания растений. И сегодня в этих местах мы и побываем. Итак, в путь!

  2. ЛЕС. Когда мы говорим о лесе, то представляем обширную местность, заросшую деревьями, кустарниками, травами.

Название леса зависит от того, какие там растут деревья. ( слайд 7,8,9,10)

Если в лесу растёт больше хвойных деревьев ( ель, сосна, кедр, лиственница)) – это хвойный лес. В лиственном лесу преобладают лиственные деревья (берёза, осина, клён, липа, рябина)

Если в лесу растут хвойные и лиственные деревья вместе – это смешанный лес.

А лучше запомнить каким бывает лес, вам поможет стихотворение:

Кусты и деревья, листья на ветках.

Лиственный лес это. Помните, детки.

Дуб в нём, берёза ,липы, рябины.

Лещина, шиповник, ясень, осины.

Если иголки вместо листвы,

Хвойным тогда этот лес назови.

Если в нём есть и листва и хвоинки,

Рядом и ели растут, и осинки,

Смешанным лес тот зовётся, друзья.

Тут все деревья от «А» и до «Я».

Работа с учебником ( стр.50-51) ( еловый лес, сосновый бор)

  1. ЛУГ (Слайд 12)

Мы с вами попали на большой участок с травянистой растительностью. Это луг. Среди зелёной травы можно разглядеть большое количество ярких цветов: голубые колокольчики, красные шапочки клевера, синие васильки , желтые лютики, белые ромашки. Особенно красивы луга в середине лета, когда цветут почти все растения.

Физминутка «Мы отправились в поход» (Слайд11)

Мы отправились в поход

Раз, два, три (шаги на месте)

Посмотреть кто как живёт?

(раз. два, три)

Впереди у нас овраг

Перепрыгнули – вот так!

(прижок на месте)

Переплыли Ниагару

(плавные движения руками)

Посмотрели на Сахару

И отправились домой

Раз, два, три,

Вот какой он, шар Земной!

(показываем руками большой круг)

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

  1. Растения, которые любят влагу, растут у ВОДОЁМОВ.(Слайд13,14,15)

На берегах болот, озёр можно встретить рогоз, камыш. Воду болота или пруда часто покрывает растение ряска.(Слайд14)

Поверхность водоёма украшают белые цветы кувшинок.

Кувшинка – это необычное растение! Она растёт в реках с медленным течением. Корни спрятаны на дне, а крупные листья лежат на поверхности воды. Очень красив цветок кувшинки. Он большой с белоснежными лепестками. Днём цветок раскрывается, а к вечеру закрывается и погружается под воду. Когда цветок отцветает, на его месте образуется плод, очень похож на кувшин, — отсюда и название этого растения.

5)В САДАХ (Слайд 16) человек выращивает плодовые деревья: яблони, груши, сливы, абрикосы, В них содержится немало ценных для человека веществ. Их плоды вкусные, сочные, сладкие. Из яблок и груш многие хозяйки готовят компоты, варенье, джемы, соки

В садах также разводят кустарники: малину, смородину, крыжовник. В них содержится немало ценных для человека веществ. ИХ плоды вкусные, сочные, сладкие. Из яблок и груш многие хозяйки готовят компоты, варенье ,джемы, соки

6)Места, где человек выращивает культурные растения, называют полем. (Слайд 17,18) На полях растёт пшеница, рожь, кукуруза, овёс. Из ржаной и пшеничной муки выпекают хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке,

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют,

Пашут каждую весну,Подымают целину,

Сеют,жнут, ночей не спят…

С детства знай, как хлеб растят.

7)В ОГОРОДАХ растут: капуста, помидоры, укроп, петрушка, редис, салат, баклажаны. (слайд 20).Много труда затрачивает человек, чтобы вырастить хороший урожай свежих овощей, в которых содержится так много витаминов и полезных веществ.

5.Первичное закрепление новой темы:

А сейчас пришло время проверить ваши знания, но делать мы это будем необычным способом. Мы совместим ваши знания, полученные на уроках русского языка и всё, что вы узнали сегодня.

1) Упражнение «Дополните предложение», не забудьте произносить глагол РАСТУТ ( на доске слова и предлоги)

ОВОЩИ Р на ————————.

ФРУКТЫ А в ————————-.

ПШЕНИЦА, РОЖЬ С на ————————-.

КУВШИНКА, КАМЫШ Т на ————————-.

ЕЛЬ, БЕРЁЗА, СОСНА У в —————————.

КОЛОКОЛЬЧИКИ, КЛЕВЕР Т на —————————.

2 )Поставьте слова в единственном числе. Запомните, какие буквы пишутся в конце этих слов:

ЛУГА ОГОРОДЫ САДЫ

3) Какая вторая буква в этих словах?. Найдите и запишите проверочные слова. Поставьте ударение.

___________________________________

____________________________________

6.Итог урока.

Метод «Багаж знаний»

Цель: подведение итогов урока.

Материал: разноцветные бумажные чемоданчики для каждого учащегося.

Проведение: Пришла пора подвести итоги. Каждый из вас получил маленький чемоданчик. Это багаж ваших знаний и достижений.

Ваша задача-н аписать с обратной стороны чемоданчика ответы на вопросы:

-Что вы узнали нового во время виртуального путешествия в царство растений?

-Что вам понравилось, а что нет?

(учащиеся зачитывают записи и приклеивают на доске свои чемоданчики на лист «Багаж знаний»)

7. Домашнее задание: стр.50-53учебник, вопросы

1,2 гр.- заполнить кроссворд, придумав вопросы к словам;

3гр. –заполнить кроссворд, используя буквы-подсказки;

8.Самооценивание.

Метод «Оцени себя сам»

Цель: адекватное самооценивание учащимися своей деятельности

По итогам заполнения путевых листов, оценить свою работу на уроке, используя бумажные яблоки разного цвета

(красное –«5», жёлтое-«4»,зелёное «3»).Помещают яблочки на доске на бумажное дерево «Дерево успехов»

www.alllessons.ru

Среда обитания цветочных растений | Fermer.Ru - Фермер.Ру - Главный фермерский портал

Идешь весной по улицам мимо жилых домов и сразу видно где живут садоводы – на подоконниках растет или рассада томатов, или перцев, или цветочная рассада, как правило – ухоженная. Но придет время высаживать рассаду, в частности цветочную, в грунт. А все ли знают о тех требованиях, которые цветы предъявляют к среде выращивания?Эти требования вытекают из биологических особенностей растений, и если их не учитывать, то можно получить чахлые замученные кустики, а не украшение для сада. Неухоженные цветы – достаточно грустное зрелище. Для хорошего роста и обильного цветения всем цветам необходимы – свет, тепло, вода и питательные вещества. Разберем некоторые особенности выращивания растений.Итак, первый фактор – свет. Все цветы условно делятся на светолюбивые и теневыносливые. Светолюбивыми считают растения, не способные цвести в тенистых местах. К этой группе относятся большинство цветочных растений. К теневыносливым относят виды, у которых рост и цветение при выращивании в полутени проходят нормально или даже лучше, чем на прямом солнечном свету. К этой группе относятся аквилегия, примула, анютины глазки, незабудки, маргаритки, ландыш, хоста.Второй фактор – тепло. К теплолюбивым относят растения, не переносящие заморозков, а также плохо растущие при невысоких температурах (+ 5...+10°С). К ним относятся бархатцы, настурция, петуния, душистый табак, шалфей, цинния, фасоль, доротеантус, бальзамин новогвинейский. Теплолюбивые растения лучше размещать на теплых, хорошо проветриваемых, защищенных от северных ветров местах. Холодостойкие однолетники не только переносят весенние и осенние заморозки, но и прорастают при более низких температурах и цветут в холодную погоду. Среди них есть такие «чемпионы», как капуста декоративная, которая осенью может вынести заморозки до -8°С, фиалка цветет при -4°С. К этой группе относятся астры, вербена, гвоздика, годеция, душистый горошек, календула, космос, левкой, львиный зев, хризантема, мак.Среди многолетников различают зимующие и незимующие в открытом грунте.Среди незимующих сравнительно холодостоек гладиолус, а георгины и клубневая бегония боятся даже незначительных заморозков. Все луковичные многолетники хорошо переносят наши суровые зимы, но гиацинты, лилии требуют небольшого укрытия, так же как и клематис. Малозимостойки все группы роз, особенно чайно-гибридные, их обязательно надо хорошо укрывать на зиму, без укрытия могут зимовать только парковые розы. Хорошо зимуют двулетники: анютины глазки, незабудка, маргаритка, наперстянка.Третий фактор – вода. Влаголюбивые растения хорошо цветут, когда земля постоянно влажная, но в то же время вода после полива или дождя не должна застаиваться, иначе там будут расти только болотные растения. К влаголюбивым относятся: однолетники – амарант, лобелия, настурция; двулетники – маргаритка, наперстянка, незабудка. анютины глазки; многолетники – аквилегия, дельфиниум, нивяник, примула, клематис, пион, роза. Засухоустойчивые растения не нуждаются в обильных и частых поливах.Их цветение усиливается именно в сухую погоду. К ним относятся – однолетние: бархатцы, василек, иберис, лобулярия, портулак, эшшольция; двулетние – шток-роза; многолетние – кореопсис. Между этими крайними позициями находится большая группа цветов, которые не предъявляют особых требований к влажности в обычное лето, когда почва не сильно пересыхает.Четвертый фактор – почва. Почва под цветы должна быть высоко окультуренной, глубоко обработанной (на 35–40 см), структурной, нейтральной. Такая почва содержит много воздуха, быстро прогревается, легко пропускает воду. С водой поступают все необходимые элементы питания растений и равномерно распределяются по обработанному слою. На легких по механическому составу почвах ( супеси, легкие суглинки) богатых гумусом и элементами питания, лучше растут однолетние – амарант, арктотис, львиный зев, цинния; двулетние – шток-роза; многолетние – клематис, бегония клубневая; луковичные – тюльпан, нарцисс, гиацинт, лилия. мускари, крокус, гладиолус.Легкие, среднебогатые почвы предпочитают однолетние – астра, вербена, космос, лобелия, мак, скабиоза; многолетние – кореопсис, лихнис. На легких небогатых почвах хорошо растут однолетние – василек, диморфотека, иберис, лаватера, лобулярия, портулак, эшшольция. Богатые среднеспелые почвы любят однолетние – бархатцы, годеция, душистый горошек, левкой, резеда, душистый табак, шалфей, хризантема, флокс Друммонда; двулетние – гвоздика, незабудка, фиалка; луковичные – кандык, белоцветник, пушкиния, сцилла, хионодокса; многолетние – пионы, астильба, аквилегия, дельфиниум, мак восточный, георгина, хоста, лилейник, роза, клематис, колокольчик. Среднесуглинистые небогатые почвы подходят для однолетних – гвоздика, календула, кларкия, настурция, петуния; многолетних – гайлардии, дороникума, люпина, нивяника, примулы, перетрума, рудбекии, флокса. Глинистые среднебогатые почвы подходят для матиоллы, геспериса, маргаритки, ириса.По срокам цветения растения можно отнести к продолжительно или сезонно цветущим – весной, в первую половину лета, в середине и конце лета, осенью.Наиболее выгодны для оформления продолжительно цветущие растения, но их, к сожалению, немного – агератум, бархатцы, петуния, шалфей, бегония.Цветущие весной – луковичные, анютины глазки, маргаритки, примула.В первой половине лета цветут: иберис, дороникум, гесперис, гвоздика турецкая, колокольчик, аквилегия, люпин, ирис, пион.В середине лета зацветают: агератум, амарант, арктотис, василек, вербена, годеция, диморфотека, календула, кларкия, лаватера, лобелия, львиный зев, маки, маттиола, настурция, портулак, резеда, скабиоза, табак, цинния, мальва, астильба, лилейник, кореопсис, нивяник, дельфиниум, клематис, роза, лилия.В конце лета цветут и продолжают цвести: астра, вербена, гвоздика, годеция, душистый горошек, космея, лаватера, лобелия, львиный зев, резеда, цинния, гладиолус, георгины, нивяник, рудбекия, флокс, клематис, розы.Осенью цветут: астры, космея, гладиолус, георгина, хризантема, рудбекия, подсолнечник, многолетние астры.

Алексеюк Е.Ф.

fermer.ru

Среда обитания [Экологическая ниша] — это, что такое, определение, значение, конспект, доклад, реферат, вики — Wiki-Med

Основная статья: Организм

Содержание (план)

Среда обитания – это все, что окружает организм и прямо или косвенно влияет на его жизнедеятельность, рост, развитие, размножение.

Каждый организм живет в определенной среде обитания. Элементы или свойства среды называются эколо­гическими факторами. На нашей планете выделяют четы­ре среды жизни: наземно-воздушную, водную, почвенную, другой организм. Живые организмы приспособлены к су­ществованию в определенных условиях жизни и в опреде­ленной среде.

Одни организмы живут на суше, другие — в почве, третьи — в воде. Некоторые избрали местом свое­го проживания тела других организмов. Таким образом, вы­деляют четыре среды жизни: наземно-воздушную, водную, почвенную, другой организм (рис. 3). Каждая из сред жиз­ни характеризуется определенными свойствами, к которым приспособлены живущие в ней организмы.

Наземно-воздушная среда

Наземно-воздушная среда характеризуется низкой плот­ностью воздуха, обилием света, быстрым изменением темпе­ратуры, переменной влажностью. Поэтому организмы, оби­тающие в наземно-воздушной среде, имеют хорошо развитые опорные структуры — наружный или внутренний скелет у животных, специальные структуры у растений.

Многие животные имеют органы передвижения по зем­ле — конечности либо крылья для полета. Благодаря разви­тым органам зрения они хорошо видят. Сухопутные организ­мы имеют приспособления, которые защищают их от коле­баний температуры и влажности (например, специальные покровы тела, устройство гнезд, нор). У растений хорошо развиты корни, стебель, листья.

Водная среда

Для водной среды характерна более высокая плотность по сравнению с воздухом, поэтому вода обладает выталкиваю­щей силой. Многие организмы «парят» в толще воды — мел­кие животные, бактерии, протисты. Другие активно двига­ются. Для этого у них имеются органы передвижения в виде плавников или ласт (рыбы, киты, тюлени). У активных плов­цов, как правило, обтекаемая форма тела.

Многие водные организмы (прибрежные растения, водо­росли, коралловые полипы) ведут прикрепленный образ жиз­ни, другие — малоподвижный (некоторые моллюски, мор­ские звезды).

Вода накапливает и удерживает тепло, поэтому в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше. Количество света в водоемах изменяется в зависимости от глубины. Поэтому автотрофы заселяют только ту часть водо­ема, куда проникает свет. Гетеротрофные организмы освои­ли всю толщу воды.

Почвенная среда

В почвенной среде отсутствует свет, нет резкой смены температуры, высокая плотность. В почве обитают бакте­рии, протисты, грибы, некоторые животные (насекомые и их личинки, черви, кроты, землеройки). Почвенные животные имеют компактное тело. У некоторых из них есть копательные конечности, отсутствуют или недоразвиты органы зре­нии (крот).

Огромную роль играет почва в жизни растений. Растения укрепляются корнями в почве. Почва обладает особым свой­ством — плодородием — способностью обеспечивать растения водой и минеральными солями. От плодородия почвы зави­сит урожай культурных растений. Материал с сайта http://wiki-med.com

Тела живых организмов как среда обитания (паразиты)

Средой жизни могут служить тела других организмов. Организмы, живущие в телах других организмов, защищены от воздействия факторов внешней среды. Их окружает обилие пищи. Поэтому у таких организмов часто утрачены некоторые органы. Они малоподвижны. У отдельных представителей имеются лишь органы фиксации, позволяющие закрепить­ся в организме хозяина (крючки, присоски). Обилие легко­доступной пищи приводит к упрощению системы пищеваре­ния. Например, у печеночного сосальщика пищеварительная система упрощена, а у бычьего цепня и вовсе утрачена (вса­сывание питательных веществ бычьим цепнем происходит всей поверхностью тела). Печеночный сосальщик и бычий цепень — это паразитические черви (рис. 4). Они обитают в организме теплокровных животных и человека. Организмы, живущие на поверхности или внутри другого организма и причиняющие ему вред, называются паразитами.

Экологические факторы сре­ды обитания

см. Экологические факторы

Совокупность необходимых организму элементов среды, без которых он не может существовать, называется условия­ми существования или условиями жизни.

На этой странице материал по темам:
  • организм примеры

  • что такое среда обитания воздействует ли на нее человек

  • какие растения живут в почвенной среде обитания

  • тела других организмов среда

  • кто живет в других организмах

Вопросы к этой статье:
  • Что такое среда обитания и условия существования?

  • Что называ­ют экологическими факторами?

  • Какие группы экологических факторов выделяют?

  • Какие свойства характерны для наземно-воздушной сре­ды?

  • Почему считают, что наземно-воздушная среда жизни более слож­ная, чем водная или почвенная?

  • В чем состоят особенности организ­мов, живущих внутри других организмов?

  • Приведите примеры организ­мов, среда обитания которых — другой организм.

  • Как вы считаете, почему организмы, живущие в наземно-воздушной среде, более многооб­разны. чем обитатели водной среды?

  • Приведите пример влияния температуры на живые организмы.

  • Как разнообразные виды приспосабливаются к температурному фактору?

  • В какой среде живет тот или иной организм?

  • Что вы знаете об условиях существования организмов и средах жизни?

wiki-med.com

Урок познания мира" Среда обитания растений"(2 класс)

Познание мира 2 классе .

Тема урока: Среда обитания растений.

Цель: Формирование понятия о среде обитания растений.

Задачи: Систематизировать знания обучающихся о разнообразии растений.

Дать понятие о среде обитания растений.

Формировать умение к самостоятельной поисковой – творческой деятельности; следовать инструкции, слушать и выделять последовательность действий.

Проявлять бережное отношение к растениям.

Оборудование : учебник « Познание мира - 2 кл, презентация, физминутка , изображение растений на карточках, карандаши, фломастеры, маркеры, разноцветные стикеры, ватманы, оценочные листы,

Ход урока:

I.Организация начала урока. Психологический настрой.

-Настроение каково? (Во!)

-Все такого мнения? (Все без исключения!)

-Может, вы уже устали? (Мы c собой таких не брали!)

-Может, ляжем, отдохнём? (Лучше мы урок начнём!)

II. Актуализация знаний. Загадки. 1)Не огонь, а жжётся? (крапива)

2)Зимой и летом одним цветом? (ель)

3)Что не сеяно, а растет? (трава)

- Что объединяет эти отгадки? (группа растений)

«Блиц – турнир»

  1. Что такое растение? (Растения-тела живой природы)

  2. Что значит - тела живой природы?

(дышат, питаются, развиваются, размножаются, умирают)

  1. Назовите известные вам группы растений (деревья, кустарники, трава)

  2. Что у них общее? (корень, ствол, лист, цветок, плод)

  3. Какое значение в жизни человека имеют растения? (продукты питания, животным - корм, промышленность-сырьё.)

III. Проверка домашнего задания Тест «Растения» (по вариантам)

Самопроверка (по слайду). Оценивание (критерии оценок на слайде)

IV. Физминутка (музыкальная)

V. Сообщение темы и целей

- Соберите слово, которое рассыпалось - С А Е Р Д

- Какие возникают ассоциации?

- Как слово СРЕДА может быть связано с разделом «Растения»

-Сегодня мы продолжим разговор о растениях. На уроке мы будем ботаниками – исследователями.

-Кто такие ботаники?

-Как появилась эта наука расскажет ...(подготовленный ученик )

- Тема урока «Среда обитания растений»

Проблемный вопрос: Какие условия необходимы растениям для жизни?

VI. Работа в группах (дети делятся на 4группы при помощи разноцветных карточек, распределение обязанностей)

Капитаны групп, получают задание-инструкцию для своей группы.

1) Записать своё определение, что такое среда обитания? (Каждая группа формулирует и записывает свой ответ. ( 2мин).

2). Работа с книгой стр.63-64 (7мин)

- составление кластера « Что нужно растениям?»(5мин)

3)Открыть конверт с заданием (для каждой группы одно условие, необходимое для жизни растений, и доказать, что без него растения не смогут прожить. 1гр - вода, 2гр - воздух, 3гр - свет и тепло, 4гр - почва)(5мин)

VII. Презентация работ (2-3мин группе) (критерии на слайде:

1.Оформление

2.Соответствие теме, её раскрытие

3. Выступление - умение донести материал)

( Оценивание группы при помощи разноцветных стикеров : «5»-зелёный

«4» -синий, «3»- красный)

VIII. Обобщение:

-Что же нужно растениям для жизни?

-Что называют средой обитания растений? (то место, где живёт растение и где есть необходимые условия для его жизни)

- Как вы думаете, все ли растения могут жить в одинаковых условиях?

IХ. Домашнее задание 1)стр63-64 пересказ, вопросы.

2)* дополнительная литература

составить кластер « Какой бывает среда обитания?»

Х.Выставление оценок в оценочных листах (участие каждого в группе определяют участники)

ХI. Рефлексия - Какое открытие сегодня вы для себя сделали?

- Какие сложности возникают, когда вы работаете в группе?

-Как с ними можно справиться?

- О чём вы можете рассказать родителям дома после урока?

infourok.ru

Четыре среды жизни на Земле

Среды, обеспечивающие возможность жизни организмов, разнообразны. На Земле существует четыре разные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная, т. е. среда жизни паразитов.

Среды жизниЧетыре среды жизни на Земле: 1 — водная; 2— наземно-воздушная; 3— почвенная; 4 — организменнаяВодная среда. Водная среда жизни может быть с морской или речной, с текучей или стоячей водой. В водах естественных водоемов (океаны, моря, реки, озера) содержатся различные минеральные соли, но мало кислорода и солнечного света. В толще океана, на дне глубокого озера всегда полумрак или совсем темно. Растения в этой среде могут расти лишь на сравнительно небольшой глубине, только там, куда проникает свет. Температура в водной среде мало меняется в течение суток и сезонов, причем она всегда плюсовая (+4 ... +25 °С).

В таких условиях приспособились жить водоросли и очень немногие высшие растения.

Наземно-воздушная среда. В этой среде жизни произрастают почти все высшие растения. Здесь находятся леса, луга, степи, тундры, сады и поля. Наземно-воздушная среда характеризуется обилием воздуха. В этой среде много света, но в разных местах отмечаются очень большие колебания температуры и влажности в зависимости от сезона, времени суток и географического положения территории. Большую роль играет ветер.

Природные условия наземно-воздушной среды разнообразны. Потому и жизнь растений в этой среде протекает неодинаково. Одни живут на ярко освещенных местах, другие в тени; одни обитают на солоноватых почвах, другие — на кислых. Они растут в низинах или на холмах, на склонах гор, около рек, озер, на побережьях морей, среди скал или на плодородных степных просторах. Таким разнообразием мест обитания растений в наземно-воздушной среде определяется множество их форм.

Почвенная среда. Почва — это поверхностный плодородный слой суши. Эта среда образовалась из смеси минеральных веществ при распаде горных пород и органических веществ (перегноя) в результате разложения растительных и животных остатков.

Здесь обитают многочисленные мельчайшие водоросли, находятся семена и споры разных растений, размещаются корни наземных растений. В почве также живут многочисленные бактерии, мелкие животные и грибы.

Организменная среда. Эта среда представлена организмом-хозяином, который питательными веществами своего тела обеспечивает существование живущих в нем паразитов. Так, на ветвях яблони, груши, клена, сосны паразитирует омела белая, на стеблях хмеля и многих трав — повилика, а на корнях подсолнечника поселяется паразитическое растение заразиха.

Отсасывая соки подсолнечника, заразиха истощает его, сама же успешно развивается и образует много семян. При прорастании растения -паразиты снова поселяются на растении-хозяине. Подсолнечник — это среда жизни для заразихи, т. е. организм-хозяин является средой жизни для паразита.

Растения способны жить лишь в той среде, к условиям которой они приспособлены.

Жизнь растений в природе обусловлена комплексом экологических факторов окружающей их среды. Если растения не имеют приспособлений к жизни в этих условиях, они погибают.

Человек часто создает необходимые условия для жизни растений при их выращивании. Жизнь культурных растений находится под защитой человека. Он добавляет недостающую в окружающей среде воду при поливе, удаляет сорняки, вредителей и паразитов при прополке, рыхлит почву, вносит удобрения. Прекращение ухода за культурными растениями обычно приводит к их гибели. Дикорастущие растения такого ухода не получают. Их жизнь в природе всецело зависит от условий окружающей среды. Если они произрастают в определенном месте, значит, имеют свойства (приспособления), обеспечивающие им выживание в этой среде.

На Земле существуют четыре среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная. Каждая среда характеризуется особыми условиями. Растения произрастают во всех четырех средах жизни.

blgy.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Экологические факторы и их влияние на растения

 

Изучая ботанику, вы узнали, что растения тропического леса и тундры, леса и луга различаются, даже если относятся к одному виду. Ухаживая за культурными растениями, вы заметили, что одни культуры особенно требовательны к влаге, другим необходимо яркое освещение. Вы знаете, что с сорняками трудно бороться, так как они образуют много семян, которые созревают раньше, чем семена культурных растений. У многих сорняков длинные корневища, которыми они быстро размножаются. Растения приспособлены к определённым условиям, условиям окружающей среды.

 

Давайте вспомним, что такое экология и экологические факторы.

 

 

Среда обитания и экологические факторы. Вся природа, окружающая растение, является его средой обитания. В ней имеются все условия, необходимые для роста и развития данного растения, но в разных количествах и соотношениях. Факторы (условия) внешней среды могут непосредственно влиять на растение, они необходимы для существования организма, но растению не обязательны. Влияют на растение такие факторы, как свет, влага в воздухе и в почве, температура, наличие и концентрация солей в почве, ветер и некоторые другие.

 

 

Экологическими факторами назовают любой элемент среды, способный оказывать прямое или косвенное влияние на организм.

 

 

 

Выясним, как могут воздействовать на растения экологические факторы. Фактор среды может ограничить рост растения. Например, если в почве содержится небольшое количество минеральных солей, а на ней из года в год возделывают какую-либо культуру, то запасы солей оказываются исчерпаны и рост растений прекращается. Если экологический фактор находится ниже критического уровня или, наоборот, превышает максимально возможный уровень, он становится ограничителем роста растения, даже если другие факторы имеются в необходимом количестве. Такой экологический фактор называют ограничивающим фактором. В водной среде ограничивающим фактором чаще всего становится кислород. Для растений, любящих солнце (подсолнечник), – свет. Причём важна не только интенсивность освещения, но и продолжительность.

 

На разных стадиях развития растение по-разному реагирует на факторы среды. Известно, что наиболее устойчивыми к слишком высоким или слишком низким температурам являются почки высших растений, семена, споры.

 

 

Все факторы вместе определяют условия существования растений, или условия обитания. Понятно, что условия обитания на Крайнем Севере и в степной зоне, в лесу и на лугу разные. Но условия обитания меняются по сезонам и даже в течение суток. Растения, как и все живые организмы, обладают удивительной способностью реагировать на изменения и приспосабливаться к условиям обитания.

 

Приспособление растений к сухим и жарким местам обитания. В засушливых и жарких местах обитания растения должны уметь добывать воду, сохранять её, избегать излишнего испарения, но и не «перегреться» на солнце.

 

В полупустынях и пустынях обитают растения с мощными корневыми системами. Некоторые корневые системы очень глубокие, это даёт им возможность использовать грунтовые воды. Так у кустарников рода Джузгун корни уходят вглубь на 30 м. У других растений (кактусы) корневая система неглубокая, но широко разросшаяся, поэтому во время редких дождей они быстро поглощают влагу с больших участков.

 

Третья группа растений (например, ревень татарский) не имеет сильно развитой корневой системы, зато они способны поглощать утреннюю росу своими крупными листьями, распростёртыми над поверхностью земли.

Собранную влагу важно сохранить. Некоторые растения, их называют суккулентами, содержат в листьях, ветвях, стволах или в подземных органах запас воды.

 

У этих растений, как правило, толстая кожица и очень мало устьиц. У них замедлен процесс обмена веществ и как следствие – рост.

Кустарники с глубокой корневой системой воду не накапливают, но сохраняют. Чтобы уменьшить испарение, их мелкие листья густо опушены. Часто листьев вовсе нет, а фотосинтез происходит в побегах, имеющих вид прутьев или колючек (саксаул). При недостатке воды немногочисленные устьичные щели закрываются.

 

Помимо приспособлений к поглощению и сохранению воды, растения пустынь обладают способностью переносить даже многолетнюю засуху. Среди них – эфемеры – растения, завершающие свой жизненный цикл от семени до семени в течение нескольких дней. Их семена прорастают, и растения зацветают и плодоносят сразу после выпадения дождя. В это время пустыня преображается – она цветёт.

 

Длительный период засухи эти растения переживают в стадии семян.

 

Многолетние луковичные или корневищные растения переживают засуху в виде подземных запасающих органов.

 

Самым удивительным образом переживают длительную засуху лишайники, многие низшие растения, некоторые виды плаунов и папоротников, даже немногие цветковые растения: они теряют всю влагу и, будучи полностью обезвоженными, находятся в состоянии покоя до тех пор, пока не выпадет дождь.

 

Приспособление растений к холодным и влажным условиям обитания. Условия обитания растений в тундре очень суровы. Прежде всего, это температура. Среднемесячные летние температуры редко превышают +10 °C. Лето очень короткое – около двух месяцев, но даже летом могут случиться заморозки.

 

Осадков в тундре выпадает мало, соответственно и снежный покров невелик – до 50 см. Поэтому опасны сильные ветры – они могут сдувать снег, защищающий растения. Почему же в тундре довольно много влаги? Во-первых, она не испаряется так интенсивно, как в более тёплых зонах. Во-вторых, вода не уходит глубоко в почву, так как её задерживает слой вечной мерзлоты. Поэтому здесь много мелких озёр и болот. 

 

Ещё один важный фактор – свет. Летом здесь господствует полярный день, поэтому фотосинтез происходит круглые сутки, растения успевают накопить достаточный запас веществ.

 

Растения в этой зоне обычно низкорослые и зимой покрываются снегом, который защищает их от холода и ветра. Корневые системы – поверхностные. С одной стороны, их развитию препятствует вечная мерзлота, с другой – повышенная влажность почвы и, как следствие, недостаток кислорода в почве. Интересно, что особенности строения побегов напоминают растения жаркого климата, только защищают они не от жары, а от холода. Это толстая кожица, восковой налёт, пробка на стебле. Растения должны успеть за короткое лето отцвести и дать семена.

 

Деревья тундры всего раз в столетие образуют семена, способные прорастать. Семена полностью вызревают лишь тогда, когда два года подряд лето бывает для тундры тёплым. Как правило, семена деревьев попадают в условия непригодные для прорастания. Многие растения тундры размножаются вегетативно, например, мхи и лишайники.

 

Свет как экологический фактор. Количество света, которое получает растение, сказывается и на его внешнем облике, и на внутреннем строении. Деревья, выросшие в лесу, имеют более высокие стволы, менее раскидистую крону. Если они росли под пологом других деревьев, то они угнетены и гораздо хуже развиты, чем их ровесники на открытом пространстве.

 

Теневые и световые растения могут различаться и по расположению листовых пластинок в пространстве. В тени листья располагаются горизонтально, чтобы уловить как можно больше солнечных лучей. На свету, где света достаточно – вертикально, чтобы избежать перегрева.

 

Растения, выросшие в тени, имеют более крупные листья и более длинные междоузлия, чем растения того же или близкого вида, выросшие на солнце.

 

Листья не одинаковы по внутреннему строению: в световых листьях столбчатая ткань развита лучше, чем в теневых. В стеблях световых растений более мощная механическая ткань и древесина.

 

 

Интерактивный урок-тренажёр. (Выполните все задания урока)

 

 

Аудиофрагмент "Экологические факторы" (4:33)

 

 

Окружающая организм природа – это его среда обитания. Науку, изучающую взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой, называют экологией. На растение влияют экологические факторы среды: свет, температура, влажность, ветер, состав почвы и др. Все факторы, необходимые для жизни растения, определяют условия обитания. Избыток или недостаток одного или нескольких экологических факторов сказываются на строении организма. Растения приспосабливаются к условиям обитания в определённых границах.

 

Экологический фактор, который находится ниже критического уровня или, наоборот, превышает максимально возможный для растения уровень, называют ограничивающим фактором.

 

biolicey2vrn.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта