Солнце растения и мы с вами. План-конспект урока окружающего мира в 3 классе. Тема: "Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Презентация по окружающему миру для урока в 3 классе "Солнце, растения и мы с вами.". Солнце растения и мы с вами


Урок по окружающему миру "Солнце, растения и мы с вами" (3 класс)

Урок окружающего мира в 3 классе тема

«Солнце, растения и мы с вами».

Цели: показать взаимосвязи солнечной энергии, зелёных растений и живых организмов Земли, познакомить с ролью растений в поддержании жизни на Земле.

Задачи:

    • рассмотреть связь солнца, растений и людей,

    • формировать понятие о роли растений для поддержания жизни на Земле;

    • развивать творческие способности, умение анализировать, обобщать, делать выводы;

    • воспитывать навыки групповой работы, бережное отношение к природе.

ХОД УРОКА

1. Начало урока. Психологический настрой. – (1 мин.)

- Доброе утро, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что наш урок принесет нам радость общения друг с другом.

Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновение, серьёзными быть пора.

- Мы начинаем урок окружающего мира.

- Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.

2. Проверка домашнего задания. – (7 мин.)

-Дома, ребята, вы читали рассказ о разнообразии растений. Я вам предлагаю проверить ваши знания и отгадать группы растений по описанию.

1) Это жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (водоросли)

2) Они растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (мхи)

3) Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие крылья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (папоротники)

4) У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (хвойные растения)

- Прежде чем дать ответ, я вам предлагаю вначале обсудить между собой и дать ответ, кому ни будь одному.

- О какой группе растений тут не шла речь? (цветковые растения)

- Что мы сейчас с вами повторяли? (группы растений)

- Ну, а сейчас предлагаю вам посмотреть на экран. Внимательно прочитайте и исправьте ошибки.

  • У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.

  • У лиственницы листья всю зиму зелёные. (опадают осенью)

  • Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения. (не цветут)

  • У сосны и ели созревают плоды – шишки. В них находятся семена.

- Обсудите и дайте ответ. Молодцы, хорошо справились с работой!

3. Подготовка к активной познавательной деятельности. (7 мин.)

- Ребята, внимательно послушайте стихотворение. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Рано утром солнышко поднимает вас,

Вы бежите в школу, где ждет вас дружный класс.

А над вами осенняя шелестит листва.

В чем секрет урока? Узнай наверняка!

- О чем идет речь в стихотворении? (разбор стихотворения, запомните слова)

- Сегодня на уроке мы будем говорить о связи солнца, растений и человека.

- Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?

- Солнце – это неживая природа. Растения и человек – живая природа.

- Назовите признаки живой природы.

- Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение. (запись на доске)

- А что из перечисленных признаков можно отнести к растениям?

- Формулируем цели урока: познакомимся о способах дыхания и питания растений.

- Сегодня на уроке мы узнаем о тайне растений, которую очень долго не удалось разгадать и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные. То есть рассмотрим взаимосвязь: солнце – растения – человек.

4. Работа над новой темой. (15 мин.)

- Рассмотрим схему «Дыхание растений». Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются. Посмотрите на экран и сформулируйте правило.

- Дышат растения так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, а при этом выделяют в воздух углекислый газ.

- А как же растения питаются? Поможет нам найти ответ на этот вопрос следующая схема. Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.

- Но как растения получают главные питательные вещества – сахар и крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. В чем тайна?

- Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частицы воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар и крахмал. Но запомните: работает эта удивительная «кухня» только на свету.

- Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы.

- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что без растений не могут жить люди и животные.

- Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себе питательные вещества.

- Ученые сделали и другое открытие: в «зеленой» кухне вместе с питательными веществами образуется и кислород. Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода.

5. Физкультминутка. Продолжим урок после небольшой разминки.

6. Закрепление изученного материала. Работа с учебником. (8 мин.)

- Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе. Откройте учебник на стр. 74-75. Давайте ещё раз сделаем вывод по этим схемам.

- При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

- При питании растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.

- Спасибо вам за правильные ответы! Они помогут вам выполнить задания в тетради стр.42. Нужно вырезать карточки и приклеить на схему.

- На стр. 43 – вписать недостающие слова в формулировки.

- А теперь проверьте друг у друга работы и оцените их.

7. Закрепление изученного. Итог урока. (3 мин.)

- Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

- Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.

- Как приятно, когда ребята знают и берегут природу. Каждый сломанный цветок, каждая сломанная веточка – маленькая ранка, нанесенная природе. А ведь природе очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы.

8. Домашнее задание. (2 мин.)

с.44 – в тетради, с. 74-77 по учебнику.

9. Рефлексия. Обобщение. (2 мин.)

- Давайте оценим нашу работу. Выберите магнит тем цветом, на сколько вы сегодня поработали.

Красный – отлично

Сини – хорошо

Желтый – могу лучше

- А с каким настроением вы уходите с урока? Встаньте рядом с тем солнышком какое ваше настроение.

- Продолжите фразу: «Я теперь знаю, что…»

10. Заключение.

- Благодарю вас за работу на уроке. Всем большое спасибо, урок окончен.

infourok.ru

Презентация по окружающему миру для урока в 3 классе "Солнце, растения и мы с вами."

Окружающий мир

Солнце, растения

и мы с вами

3 класс

(УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов МКОУ «СОШ №11» г.о.Нальчик

Казанцева Е.И.

  • 1. Почва – это… о) верхний плодородный слой земли; в) полезное ископаемое; м) песок и глина. 2. Главное свойство почвы, отличающее ее от горной породы: б) сыпучесть; к) темный цвет; т) плодородие; у) водонепроницаемость. 3. Почва состоит: ф) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве; ж) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве; л) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей. 4. Ботаника – это… е) наука о животных; и) наука о растениях ; ю) наука о грибах. 5. Из почвы растения получают: т) остатки растений и животных; р) перегной, песок, глину; ч) воздух, воду, соли. 6. Ученые выделяют… групп растений: к) 4; ц) 6; н) 5. 7. К растениям не относятся: и) кустарники; е) деревья о) воздух; я) травы.

отлично

  • Почему растения называют зелёной одеждой Земли?
  • Перечислите группы растений и дайте им краткую характеристику.
  • К каким группам относятся следующие растения:

роза, лиственница, морская капуста, папоротник,

клён, кедр, одуванчик, мох сфагнум.

СОЛНЦЕ

РАСТЕНИЯ

человек

Солнце, растения

и мы с вами

  • Солнце, растения и мы с вами

Охранять растения – значит

заботиться обо всём живом.

Перед нами стоят цели:

1) ознакомиться со способом дыхания растений:

2) ознакомиться со способом питания растений;

3) показать взаимосвязь солнечной энергии, зелёных растений и живых организмов Земли

Дыхание растений

Углекислый газ

Кислород

Углекислый газ

Кислород

Питание растений

Сахар

Крахмал

Углекислый газ

Кислород

Вода

Используя энергию Солнца растения путем сложных химических превращений из простых неорганических веществ образуют необходимые им органические вещества. Этот процесс называется

фотосинтезом .

Раьота в парах

Самостоятельная работа

Выполните в рабочей тетради задания № 1 - 3, (стр. 43 - 44).

Проверь себя!

Углекислый газ

Кислород

Кислород

Углекислый газ

Проверь себя!

Углекислый газ

Сахар

Крахмал

Кислород

Растворённые соли

Вода

Используя схемы в учебнике, впиши названия газов.

При дыхании растение поглощает

кислород,

а выделяет

углекислый газ.

При питании растение поглощает

углекислый газ,

кислород.

а выделяет

Укажи стрелками:

Процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.

Питание

Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.

Дыхание

Запомни:

В листьях растений на свету из воды и углекислого газа образуются питательные вещества, необходимые растениям. Эти питательные вещества используют также животные и люди. Растения выделяют кислород, которым дышат живые существа. Вот почему охранять растения — это значит заботиться обо всём живом.

  • 1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? 2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?
  • 3. Какой газ выделяют растения при дыхании?
  • 4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ?
  • 5. Какой газ необходим для дыхания растений?

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял!

Домашнее задание : стр. 74-77, учить, выполнять задания в Р.Т. стр. 44 – написать от имени своей семьи благодарственное письмо растениям за вклад в поддержание жизни на Земле.

По желанию: Придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения.

  • Источники информации

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2014. - 159 с. : ил. — (Школа России).

Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ВАКО, 2014. - 384 с. -(В помощь школьному учителю).

Тихомирова, Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»: 3 класс: к учебному комплекту А. А. Плешакова «Мир вокруг нас: 3 класс» / Е.М. Тихомирова.— 2-е изд., перераб. и доп. •— М.: Издательство «Эк­замен», 2007. — 398, [2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

http://krasottka.ru/wp-content/uploads/2012/02/%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5.gif - солнце

http://scwaz.com/wp-content/uploads/2011/02/tree.gif - дерево

http://galina.shh.com.ua/wp-content/uploads/2011/02/08.jpg - фиалки

http://edu-teacherzv.ucoz.ru/load/shablony_i_fony_dlja_prezentacij/fony_dlja_prezentacij_nabor_14_45sht/4-1-0-131 - фон

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcREMuZscID8HpbXYrZjtQaNT7hqKYc-mxwUIDubtylgkeOFIXA8Eg - дерево

kopilkaurokov.ru

Открытый урок по окружающему миру "Солнце, растения и мы с вами"

2. Проверка

домашнего задания.

 

 

Цель –  проверить знания

учащихся по теме

«Разнообразие растений».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Основной этап.

Подготовка к активной познавательной деятельности.

 

 

 Цель – актуализировать

знания о связи солнца,

растений и человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Физкультминутка. Звучит фонозапись леса.

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Работа над новой темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Открытие»

новых знаний детьми.

 Цель – организовать

коммуникативное

взаимодействие, в ходе

которого выявляется

тайна связи Солнца, растений и человека.

Проблемный вопрос

Цель – выявить

необходимость

растений для людей и животных.

6. Творческий этап.

Цель – зафиксировать

знания по теме «Дыхание

растений» и «Питание растений».

Самостоятель

ная

работа.

Взаимопровер

ка.

7.Эксперимент со светом.

Проблемный вопрос

Цель – выявить

Нормы освещенности для

растений и людей

8.Самостоятельнаяработа.

Работа в парах (поиск материала в интернете) слайд 11

9. Рефлексия

Заключение

Домашнее задание:

Организует беседу, демонстрирует слайды, организует работу с пультами

Ребята, о чем вы читали дома, как называлась тема нашего прошлого урока? Слайд №1. 

Чтобы проверить ваши знания, я предлагаю выполнить тест при помощи электронного голосования. Взяли пульты в руки.

Тест по теме «Разнообразие растений»

1.Как называется наука о растениях?

А) биология в) ботаника

Б) зоология г) химия

2.Найди лишнее растение

А) сосна В) папоротник

Б) пихта Г) ель

3. Какое растение не относится к цветковым?

А) черемуха В) ромашка

Б) морская Г) кактус

капуста

4.Какое растение относится к хвойным?

А) кедр В) ягель

Б) папоротник Г) осока

5.Какие растения живут в воде?

А) хвойные В) мхи

Б) папоротники Г) водоросли

6.Найдите верное утверждение

А) Мхи – жители воды.

Б) У хвойных растений есть плоды – шишки.

В) У мхов нет корней, цветков и плодов с семенами.

-Молодцы. Ребята, поднимите руки, кто ответил на все вопросы правильно. Я надеюсь, что остальные поняли свои ошибки.

- Ребята, посмотрите на текст  и исправьте ошибки.Слайд №2.

1.У хвойных растений

нет листьев, а есть хвоинки.

2.У лиственницы листья всю зиму зеленые.

3.Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения.

- Проверим ваши ответы.

  Слайд №3.

- Молодцы!

Организует беседу, демонстрирует слайд

Ребята, внимательно

послушайте стихотворение.

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?

Рано утром солнышко

поднимает вас,

Вы бежите в школу,

где ждет вас дружный класс.

А над вами осенняя шелестит листва.

В чем секрет урока?

Узнай наверняка!

Слайд №4.

Еще  узнаем о тайне растений, которую очень долго не

удавалось разгадать, и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди,  ни животные.

То есть рассмотрим взаимосвязь:

Солнце - Растения – Человек

- Как слова «солнце»,

«растения», «человек»

распределить на две группы?

- Назовите признаки

живой природы.

 

 

Организует физкультминутку, прослушивание фонозаписи

Дети по лесу гуляли,         

 За растениями  наблюдали.

Верх на солнце посмотрели

И их все лучи согрели.

Руки в стороны, вперед.

Нас еще работа ждет.

Побежим скорее в класс,

Там продолжим мы рассказ.  

  Отдохнули немного и снова за

работу.

Организует демонстрацию слайдов

Рассмотрим схему. Как она называется? Слайд №5.

Растения – живые существа, значит, как вы уже говорили, они дышат и питаются.

- Посмотрите на экран и сформулируйте правило.

Дышат растения так: из воздуха они поглощают (что?)……

при этом выделяют в воздух  (что?)

Так как называется процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ?

А как же растения питаются? Поможет нам найти ответ на этот вопрос схема. Слайд №6.

Организует рассказ.

Но этого для растений мало. Для полноценного развития им нужны еще сахар и крахмал.

- Так как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал? Ведь их нет  в почве, а растениям они так нужны.

Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну.

 - Выяснилось, что листья растений - это

удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает

эта чудесная  «кухня»

только при одном условии. Кто догадался, что это за условие?

Какой вопрос у вас возникает?

Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой

чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для любого живого существа.

- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст на с. 76

Так ответим на вопросы:

- Почему, когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений.

-Правильно, растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

А какое еще одно открытие сделали ученые?

-Ребята, что бы случилось, если бы не было растений.

-Посмотрите на следующий слайд и прокомментируйте схему.

Слайд 7.

Ребята, процесс, при котором растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, называется фотосинтез и он протекает одновременно с дыханием. Давайте вместе произнесем это трудное слово

Так какие процессы жизнедеятельности характерны для растений?

А когда происходит питание?

А дыхание?

А теперь давайте закрепим наши знания

Тестирование.

Тест записан на

интерактивной доске.

Какой процесс описан?

1. Процесс, при котором растение поглощает воду, углекислый газ, и на свету получает из них сахар и крахмал, при этом в воздух выделяет кислород.

2. В каких частях растений образуется сахар и крахмал?

 

 

3. Отметь, что необходимо для работы «чудесной кухни» в листьях растений

Продолжим предложение и сделаем вывод:

-без солнечного света в растениях не может образоваться что…., который нужен для развития, и не может выделиться что…, который очень необходим нам всем.

А как вы думаете, для чего в классе нужны комнатные растения? Давайте проведем эксперимент и узнаем, хватает ли им света для процесса фотосинтеза. Свет измеряется в люксах. Норма - 300 люкс

-Ребята, где света больше, со стороны окна или стены?

В нашем классе соблюдается норма освещенности?

Какой можно сделать вывод?

Значит, нашим растениям самое лучшее место в классе где?

Организует работу в парах

Ребята, а кто знает, где больше всего выделяется кислорода?

Хотите узнать, сколько кг кислорода выделяет 1 га леса за 1 теплый солнечный день?

Тогда войдем в интернет и ответим на этот вопрос.

Какой вывод можно сделать?

  

Какой вывод о значении растений для планеты вы

можете сделать?

 

 Как приятно,  когда ребята

знают и берегут природу.

- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

 - Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? Поднимите смайлики

- А кто с удовольствием продолжил бы урок?

- Продолжите фразу:

« Я теперь знаю, что…»

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с

комментированием.

прочитать материал на с.74-77

- письменно ответить на вопрос №2 (задания для домашней работы)

- Р.Т. с. 42-44 

 

 

 

 

 

 

 

 Слушают, рассказывают о разнообразии растений, выполняют задания при помощи электронного голосования

 

 

 

 

Ботаника

папоротник

 

 

 морская капуста 

 

 

 

 кедр

 

Водоросли

У мхов нет корней, цветков и плодов с семенами.

 

 Читают текст, находят ошибки,

  выбирают верный ответ.

Читают исправленный текст.

Оценивают свои ответы.

1. У хвойных растений

есть листья, это хвоинки.

2. У лиственницы листья опадают осенью.

3. Хвойные растения не цветут.

 Дети

внимательно

слушают

стихотворение.

Определяют цели и задачи урока, выстраивают план своей работы

- Сегодня на уроке мы будем говорить о связи Солнца,

растений и человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

Солнце – неживая природа; растения и человек – живая природа.

Движение, питание, дыхание, рост, развитие, размножение.

Выполняют

упражнения

под фонозапись леса.

 

Дети рассматривают схему, выстраивают план своего ответа

«Дыхание растений».

частицы кислорода

углекислый газ

Дыхание

Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями

Слушают,

Предположения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Свет

 Почему для работы «кухни» требуется свет?

 Работа

с учебником, с.77.

Чтение вслух

Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и из углекислого газа получить питательные вещества.

Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух.

Если бы не было растений, то в воздухе не было бы кислорода.

 Один ученик комментирует: растения при помощи углекислого газа и солнечного света образуют сахар и крахмал и при этом выделяют в воздух кислород

 

Ребята хором повторяют слово «фотосинтез»

 

 

Дыхание и питание

 Днем

Постоянно

  Ученик выходит к доске и подчеркивает правильный ответ

 

Питание

В листьях

 

 

 

Углекислый газ, солнечный свет, вода

Сахар

Кислород

Чтобы они нам выделяли кислород

Наблюдают, делают выводы

 Со стороны окна

Да

Если света 300 люкс

и более, то это норма.

У окна

 

 

В лесу

Организуют практическую работу в ноутбуках.

Дети печатают вопрос в поисковик и находят нужную информацию. 

 (За один теплый солнечный день 1 гектар леса выделяет 180-200 кг кислорода и поглощает 220-280 кг углекислого газа

Леса приносят огромную пользу

 Необходимо бережно относиться ко всем растениям.

Все в природе взаимосвязано.

 Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

Выслушивание

мнений об уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

 

Познавательные

УУД

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Регулятивные УУД

 

 Познавательные

УУД

Самостоятельное

формулирование

познавательной

цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Логические УУД

Личностные УУД.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Познавательные

УУД

Анализ

объектов

с целью выделения

признаков.

 

 

Личностные УУД.

 Познавательные УУД.

Извлечение

необходимой

информации.

Сотрудничество с учителем.

Высказывание своего мнения,

обсуждение.

 

 

 

 

 

Логические УУД

Личностные УУД.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД.

Извлечение

необходимой

информации.

Познавательные УУД.

Извлечение

необходимой

информации.

Регулятивные

Коммуникативные

Коммуникативные

УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Выделение и

осознание того,

что усвоено на уроке, осознание

качества и уровня

усвоенного.

Познавательные УУД.

Извлечение

необходимой

информации.

Регулятивные

Коммуникативные

8 мин

2 мин

15мин

15 мин

1 мин

1 мин

2 мин

1 мин

multiurok.ru

Солнце, растения и мы с вами

Технологическая карта урока

Учитель: Достаева М.В.

Класс:3

Урок: окружающий мир

Тема: Солнце, растения и мы с вами.

Цели: рассмотреть связь солнца, растений и людей, формировать понятие о роли растений для поддержания жизни на Земле; развивать творческие способности, умение анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать навыки групповой работы, бережное отношение к природе.

Дидактические основы урока:

Методы обучения: практический, творческий, частично-поисковый, словесный, наглядный;

Формы работы учащихся на уроке: групповая, индивидуальная, дифференцированная, коллективная.

Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков М.Просвещение,2009г., рабочая тетрадь, тесты на листочках, мультимедийный проектор, компьютер, лист контроля, картинки, карточки-раскраски для индивидуальной работы учащихся.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Интеграция на уроке: окружающий мир, изобразительное искусство.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
  1. Организационный момент. Игра «Мы дружные!
Проверка готовности. Создание положительного настроя.

У каждого на парте лист контроля, на котором вы должны после выполнения задания раскрасить кружки:

красный-отлично, синий-допустил 1-2 ошибки, зелёный- более 3 ошибок

Самоконтроль готовности. Способ концентрации внимания «У меня всё получится! Я всё смогу и если что я тебе помогу!»
2.Проверка домашнего задания. Фронтальная беседа, индивидуальная работа по карточкам-раскраскам. Проверка знаний учащихся о взаимосвязи живой и неживой природы и важности этой связи.

-Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-Назовите пять признаков живой природы.

-Что мы называем неживой природой? Приведите примеры.

-Как связаны между собой живая и неживая природа?

Разделить картинки на две группы: живая и неживая природа.

Индивидуально: раскрасить только объекты живой природы.

Движение, рост, питание, размножение,смерть.

3.Актуализация знаний, полученных на прошлых уроках. Подведение к принятию темы урока с помощью загадок.

1.Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт.

2.Вокруг нас растут, цветут, кислород всем нам дают.

3.Может сеять и пахать, и машиной управлять, ну а если захотите может в облака слетать.

Ключевые слова- отгадки: солнце, растения, человек.

Отгадывание загадок.
4.Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации: составление схемы связи солнца, растения и человека. Диалог с учителем. Составление схемы, вывод по схеме. (слайд)
5.Совместное открытие. Рассказ учителя о дыхании растений.

Помощь в составлении схемы «Дыхание растений»

Под руководством учителя составляют схему. ( слайд)
6.Формулирование вывода. Подведение к пониманию закономерностей дыхания растений. Выявление закономерностей. Формулирование вывода совместно с учителем, сравнивание с выводом в учебнике. Работа в парах.
7.Физкультминутка «Солнышко» (на слайде)

Зрительная гимнастика.

Снять напряжение с мышц зрительных анализаторов. Укрепление зрительных анализаторов. Эмоциональный настрой.
8.Совместное открытие. Игра «Накорми растение» Рассказ учителя о питании растений. Чтение в учебнике. Самостоятельная работа в составлении схемы «Питание растений». Формулирование вывода, чтение вывода в учебнике.
9.Первичное закрепление. Рисование плакатов «Береги природу!» и запрещающих знаков в помощь лесным обитателям, составление лозунгов. Подведение к пониманию значимости человека в сохранении природных богатств. Контроль за усвоением новых знаний. Творческая работа в группах:

1ряд-рисование плакатов «Береги природу!»

2 ряд- запрещающих знаков в помощь лесным обитателям

3ряд- составление лозунгов.

10.Закрепление изученного материала. Подведение к пониманию великой роли растений в поддержании жизни на Земле.

-Что нам удалось узнать о связи солнца, растения, человека?

Работа с текстом учебника «Солнце, растения, человек»

Диалог с учителем.

11.Домашнее задание. Придумать рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы все растения исчезли? Инструктаж. Принятие цели д/задания.
12.Рефлексия. -Кто доволен своей работой на уроке?

-Какое задание вызвало затруднение? Как справились?

Аргументированное оценивание качества эффективности учебной деятельности учащихся в целом и по отдельности.

Анализ результатов своей деятельности.

publekc.ru

Урок окружающего мира на тему №Солнце, растения и мы с вами"

Открытый урок

по окружающему миру

«Солнце, растения

и мы с вами»

Подготовила

учитель

Курилова Е.С.

Тема. Солнце, растения и мы с вами

Тип  урока: урок изучения нового материала.

Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.

Задачи:

1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,

    показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений

    и живых организмов Земли.

2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление

    учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему  миру.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление  учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание   позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему  миру.

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

Учащиеся:

- научатся формировать поставленную проблему , осуществлять поиск и выделение необходимой информации;

-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.

-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД:

Учащиеся:

-научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

- научатся формировать умение договариваться,

-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Регулятивные УУД:

Учащиеся:

- научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-получать возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Предметные результаты:

Учащиеся:

-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;

-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений  и живых организмов Земли.

 Оборудование:

Компьютер, проектор, интерактивная доска; учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков; тестовые задания на интерактивной доске;

схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки; презентация к уроку.

Ход урока

Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.

I. Организационный момент.

(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)

Учитель:

Мы сегодня снова будем наблюдать,

Делать выводы и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Учитель:

-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.

Учитель:

-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель:

На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»

1.Угадайте группы растений:

*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)

* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)

*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)

* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения) 

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.

Отгадывание загадок:

1. Не огонь, а больно жжёт

Не фонарь, а ярко светит

И не пекарь, а печёт.

2. Вокруг нас растут, цветут,

Кислород всем нам дают.

3. Может сеять и пахать,

И машиной управлять,

Ну, а если захотите

Может в облака слетать.

Учитель:

Какие слова у вас получились?

Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. 

Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) .

- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)

- Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)

- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.

-Прочитайте тему урока.  («Солнце, растения и мы с вами».)

- Я отобразила тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме:

Солнце  Растения  Человек

-Подумайте, что я этим хотела сказать? Посмотрите внимательно на записанную тему и схему.

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)

–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)

– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)

Прогнозирование целей урока учащимися

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Ответы детей.

Учитель:

- Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)

- Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)

-А как же питаются растения?

Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.

Учитель:

- Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)

IV. Изучение нового материала.

1. Дыхание растений.

Беседа:

- Как дышим мы с вами?

-А как растения?

Дыхание растений

– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.

– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.) Видеоролик «Дыхание растений»

2. Питание растений.

Учитель:

– Вы теперь знаете, как дышат растения.

– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)

– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?

Ведь их  в природе нет, а в растениях есть?

- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?

– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)

Учитель:

В чем тайна?   Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.

Но запомните: работает эта чудесная  «кухня» только на свету.

– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Видеоролик «Как питаются растения?»

3. Почему люди и животные не могут жить без растений?

Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. 

– Скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)

– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)

– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?

Рассказы учеников:

– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.

- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.

V. Физкультминутка 

VI. Закрепление изученного материала.

1. Разгадаем кроссворд 

1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание.)

2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды?(Свет.)

3. Какой газ выделяют растения при дыхании? (Углекислый.)

4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)

5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород.)

2. Задание. Указать стрелками правильный ответ.

* Процесс, при котором растение

   поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.

* Процесс, при котором растение

  поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.  --------- Питание.

Учитель:

-Какой вывод мы получили?

Вывод – чтение с доски. 

3.Творческая работа в группах.

Рисование плакатов «Берегите природу!»

Проверка работы у доски – показ выполненной работы.

Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?

Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.

Учитель: Как приятно,  когда ребята знают и берегут природу.

Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая  природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!

 VII. Итог урока.

Учитель:

- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (Ответы учащихся.) 

– Мне невольно вспоминаются следующие слова: 

Цветок на лугу я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял – и завял,

А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)

– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.

VIII. Домашнее задание: 

- учебник, с. 74–77;

- придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения.

IΧ. Рефлексия. 

У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».

Я благодарю вас за работу на уроке.

Выставление отметок с комментированием.

Урок окончен. Спасибо всем за работу.

infourok.ru

"Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений"

Технологическая карта к уроку окружающего мира в 3 классе по теме:

«Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений»

Тип урока: открытие нового знания

Тема урока

«Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений»

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

Цель

рассмотреть связь солнца, растений и людей, создать условия для формирования понятие о роли растений для поддержания жизни на Земле;

познакомить учащихся со способами размножения и распространения растений.

Планируемый

результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

Рассмотрят связь солнца, растений и людей, сформируют понятия о ролю растений для поддержания жизни на Земле; расширять знания о жизни растений; сформируют представление о размножении и развитии растений из семени, научаться быть наблюдательными, бережно относиться к насекомым-опылителям.

Личностные:

овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли обучающегося;

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Метапредметные

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

умение работать в материальной и информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Познавательные:

освоение способов решения проблем поискового характера; освоение основ познавательной рефлексии;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

овладение базовыми предметными понятиями,

высказывать свое предположение;

Коммуникативные:

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Основные понятия

Кислород, углекислый газ, минеральные соли, вода, крахмал, сахар, питание, дыхание и размножение растений.

Межпредметные связи

Окружающий мир – развитие речи – литературное чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

учебник (А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3 класс. Часть 1)

презентация к уроку;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Учитель______________________________________________________

Методист_________________________________________

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Формируемые

универсальные учебные действия

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Устное сообщение учителя.

- Здравствуйте, ребята.

Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что наш мир интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

Готовятся к работе.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

- Давайте вспомним то, что вы изучали на прошлом уроке. Какая была тема прошлого урока? Что такое почва? Какой состав имеет почва? Какие живые существа обитают в почве? Как они влияют на ее плодородие?

Отвечают на вопросы.

Что такое почва

Верхний плодородный слой земли

Воздух, вода, перегной, песок, глина, соль.

Медведка, личинка жука, сверчок, крот, многоножка, жаба, лесная мышь, дождевой червь.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

3.Постановка

учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

- Отгадайте загадки:

Не рыли, не бурили, а воду добыли (корни)

У растений он бывает вьющимся, цепляется за любые предметы, у дерева он крепкий, толстый (стебель)

Рыжий Егорка

Упал в озерко.Сам не утонул.И воды не всколыхнул (лист)

Жёлтые, пушистые, шарики душистые (цветок)

Растёт коробочка, в ней семена (плод)

Предположите, о чём будем говорить на уроке?

- Посмотрите на слайд, составьте пищевую цепочку. Кто хочет рассказать цепочку? Кто питается растениями?

- Растения это живые существа, значит, они дышат и питаются. Дышат растения так: из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. А как же растения питаются?

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

О растениях.

Животные и люди

Добывают из почвы воду.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Давайте прочитаем рассказ, и найдем в нем ответ на вопрос, как же питаются растения?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Читают по цепочки рассказ в учебнике

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5.Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

-Какие главные питательные вещества для растений? Есть ли они в почве? Как растения получают крахмал и сахар? Почему для процесса получения крахмала и сахара необходимо солнце? Какую роль в питании растений играют корень, стебель, листья?

- Посмотрите на стр. 75, что вы видите? Что показано на первой схеме, а второй? Посмотрите на первую схему и составьте по ней рассказ о дыхании растений. Посмотрите на вторую схему и составьте рассказ о питании растений.

- Сравните получившиеся рассказы и скажите в чем сходство и различие процессов дыхания и питания растений?

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.

Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относится ко всем растениям.

- Смогли бы люди жить без растений? Почему?

Работают в соответствии с составленным планом.

Сахар, крахмал. Нет. Солнечный свет несет энергию. Вода поступает в листья по стеблю и корням.

Схемы. Схема дыхания, питания растений.

Растения дышат корнями и листьями. Корни и листья поглащяют кислород, а выдыхают углекислый газ.

Корни растений добывают из почвы воду и растворимые соли. По стеблю вода и соли попадают в листья растений. Листья поглащают углекислый газ из воздуха и с помощью энергии солнца получают питательные вещества

Нет. Не осталось бы кислорода.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Физкультминутка (видео)

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Закройте учебники, положите их на край парты.

- У вас на партах лежат карточки со схемой питания. Вставьте пропущенные слова в схемы. Обратите внимание, что внизу у вас есть слова для справки.

Выполняют задания с объяснением.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

7.Постановка

учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Можем ли мы сказать, что растения это живой организм? Почему вы так считаете? Какие признаки живой природы вы знаете?

1. Дыхание

2. Питание

3. Рост

4. Развитие

5. Размножение.  

- Ребята, мы уже с вами знаем, как растения дышат и питаются. А как растения размножаются?

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Можем. Растения дыша и питаются, а это свойственно только живой природе.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели;

логические – формулирование проблемы.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Давайте прочитаем рассказ, и найдем в нем ответ на вопрос, как же растения размножаются?

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

5.Реализация построенного проекта

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Как размножаются растения? Что такое опыление? Что развивается из опыленного цветка? Как можно назвать пчел, шмелей и бабочек? Важна ли работа насекомых-опылителей?

- Посмотрите на рисунок, на стр. 72. Плоды, каких растений вы видите? Прочитайте задание. Кто готов ответить на вопрос как распространяются плоды? В чем видна их приспособленность к этому?

- А почему плоды должны путешествовать?

Просмотр видео «Распространения плодов и семян» (3 минуты)

- Какими способами растения распространяют семена

- Какие специальные приспособления у растений вы увидели?

Работают в соответствии с составленным планом.

Семенами. Процесс переноса пыльцы с одного цветка на другой цветок того же вида. Плод с семенами. Насикомые-опылители.

Водой, ветром, животными, человеком, саморазбрасывание

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

6.Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

- Сейчас я покажу вам различные виды плодов растений, а вы попробуете определить, каким из способов они могут распространяться.

Выполняют задания с объяснением.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

9.Подведение итогов

Рефлексия

Итак, ребята, как питаются растения? Необходимо ли им для этого солнце? Смогли бы люди жить без растений? Почему? А как растения размножаются? Нужно ли бережно относиться к насекомым-опылителям? Какие способы распространения семян вы запомнили?

Оцените свою работу на уроке и поднимите сигнальные карточки.

- Вы все сегодня хорошо работали, активно отвечали. Спасибо за работу на уроке. До свидание.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

infourok.ru

Солнце, растения и мы с вами

4. Изучение нового материала.-

- Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (солнце – неживая природа; растения, человек – живая природа.)

- Назовите признаки живой природы. (движение; питание; дыхание; рост и развитие; размножение.)

- А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

1. Дыхание растений. Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ. (слайд № 4 ).

2. Питание растений -А как же растения питаются? (своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.)

-Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть. (слайд №5)

Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта «кухня» только на свету. Почему же для работы «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа

Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.

Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.

Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относится ко всем растениям.

Сравните две схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений».

-Чем они похожи?

Чем отличаются?

Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.

-Как дышат растения?

-Как питаются растения?

Физминутка Гуси серые летели

На лужайку тихо сели,

Походили, поклевали,

Потом быстро побежали.

На зарядку солнышко поднимает нас

Поднимаем руки мы, по команде «раз»

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два»

omedicin.ru


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта