Фенологический дневник наблюдений за растениями таблица. Реферат на тему "Методика проведения фенологических наблюдений в дополнительных образовательных учреждениях"

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Фенологические наблюдения за растениями. Фенологический дневник наблюдений за растениями таблица


Фенологические наблюдения за растениями - PDF

Фенологические наблюдения за растениями Введение На большей части территории нашей страны еще лежит снег, и явные признаки весны пока не наблюдаются. Однако весна уже вот-вот вступит в свои права и растения с нетерпением ждут ее прихода. Первыми откликаются на весеннее тепло растения, которые всю зиму сохраняли будущие побеги. Все деревья и кустарники по-своему реагируют на приближение весны. Но кроме пробуждения растений мы можем наблюдать и другие признаки сезонных изменений в природе. Наше исследование будет посвящено наблюдению за весенними изменениями растений на ваших приусадебных участках, на пришкольном учебно-опытном участке. Участники проекта могут выполнить задания полностью или отдельные их части по своему выбору. Задание 1. Выбор площадки для наблюдения. Для наблюдения за весенними изменениями мы выберем две постоянные площадки (два места). Это интересно тем, что природные условия весьма изменчивы: с одной стороны вашего дома может лежать снег, а на другой стороне снега уже нет, и растения выпустили первые зеленые листочки. Постарайтесь выбрать две разных площадки. Подумайте, где можно найти разные места по условиям освещения и температуре, влияет ли рельеф на скорость весенних изменений. Будут ли изменения растений одинаково развиваться около вашего дома и в парке? Выберите участки недалеко от школы или вашего дома. 1 Ход работы 1. Начертите планы выбранных участков с указанием сторон горизонта, дорог, зданий поблизости. 2 В зоне наблюдения (размер зоны наблюдения должен составлять примерно 20кв. метров) отметьте деревья, кустарники, клумбы. Постарайтесь определить, какие виды деревьев и кустарников растут на выбранных вами участках. Можно нарисовать планы на компьютере или от руки, а потом отсканировать. 2. Если наблюдение ведется за участком около дерева, то следует написать его вид и привести характеристики: примерная высота, диаметр ствола на уровне груди, высота прикрепления кроны, примерный диаметр кроны 3, наличие повреждений (трещины, дупла, поломанные ветви и т.д.), присутствие на дереве мхов, лишайников, грибов и др. 3. Если наблюдение ведется за участком газона или пустыря, отметьте наличие ограды, тропинок, культурных посадок. Ухаживают ли за участком, убирают ли его, не сбрасывали ли снег с дороги на наблюдаемый участок, утоптан ли снежный покров. 4. Сделайте фотографии ваших участков.

Задание 2. Наблюдения за растениями. Наблюдения за растениями на участках желательно проводить два раза в неделю в один и тот же день недели и одинаковое время суток например, по понедельникам и четвергам в 14.00. Ход работы Регулярно, в соответствии с графиком, посещайте наблюдаемые участки. В соответствии с произошедшими изменениями делайте записи в дневнике наблюдений. Изменения можно проиллюстрировать фотографиями или рисунками. К каждой фотографии или рисунку желательно дать пояснения (какие изменения или явления вы иллюстрируете). Рекомендации по проведению наблюдений. Особо следует отмечать ход схода снега, для наглядности этот процесс можно отразить схематично (зарисовать или сфотографировать постепенное уменьшение снежного покрова). Отметьте, вышли ли из-под снега зеленые растения (или земля голая, или в прошлогодней сухой траве). Пронаблюдайте начало весеннего сокодвижения у деревьев 4. Обращайте внимание на почки деревьев и кустарников когда они начинают набухать, когда распускаются. Перечислите появляющиеся растения. 5 Процесс прорастания травянистых растений можно не только сфотографировать, но и зарисовать условно, с указанием появления листьев, выгонки бутонов, распускания цветов. Для правильной регистрации явлений необходимо предварительно ознакомиться с методическими указаниями. Обращайте внимание на метеорологические условия в день наблюдений. Особенно отметьте какие-то резкие изменения в погоде, если они имеются - изменения температуры, заморозки или потепление; осадки снег, теплый дождь; туман и т.д. По мере накопления информации наблюдения оформляйте в таблице. Впишите даты, когда вы наблюдали изменения, указанные в таблице. Вы можете добавить строчки, если вам покажется необходимым указать явления, которых нет в таблице. Отмечаемые датами Участок номер один Участок номер два моменты Начало наблюдений Появление участка почвы из-под снега (название участка) (название участка)

Начало весеннего сокодвижения у деревьев Прорастание побегов травянистых растений Полный сход снега 6 Распускание почек на дереве или кустарника (с указанием видов растений) Начало цветения деревьев или кустарников на наблюдаемом участке (с указанием видов растений) Разворачивание листьев в полный размер (с указанием видов растений) Появление третьей пары листьев у молодых проростков двудольных травянистых растений (с указанием видов растений) Окончание наблюдений Вопросы к заданию 1. Наблюдали ли вы различия в весеннем развитии растений на выбранных вами участках? 2. Как вы думаете, с чем связаны эти различия? 3. Заметили ли вы связь между погодными условиями и наступлением тех или иных фенологических явлений? 4. Как влияют резкие изменения погодных условий на растения? Приборы и инструменты Блокнот для записей Распечатки таблиц для заполнения наблюдений Миллиметровая бумага для составления плана участков Планшет (желательно)

Карандаш, линейка, ластик Рулетка или мерная лента Компас Часы Фонедоскоп (желательно) Фотоаппарат или мобильный телефон с фотоаппаратом Оформление работы Вы можете представить свою работу в одном или нескольких наиболее удобных для Вас электронных форматов: документ Word, презентация Power Point, таблицы Excel. В начале работы необходимо указать: имя и фамилию автора (или авторов) работы (фото, если есть) фамилия, имя и отчество учителя (руководителя работы, если есть) название населённого пункта и учебного заведения адрес электронной почты для контактов Информационные источники: http://bio.1september.ru/2000/11/6.htm В.Ф. ГЕРАСИМОВ «Зачем нужна фенология» http://bio.1september.ru/articlef.php?id=200500909 Ю.В. МИРОНОВА, «Методика организации фенологических наблюдений на пришкольном участке, в сквере или лесопарке для учеников 6-8-х классов» Михеев А.В., Определитель птичьих гнезд http://www.zoomet.ru/mix%5cmixeev_oglav.html http://www.zoomet.ru/metod_sreda.html - определители, книга "Весна в жизни леса". Державина Т.Б. Экскурсии в природу. - М.: Мнемозина, 2010 Филоненко-Алексеева А.Л. и др. Полевая практика по природоведению: Экскурсии в природу. Изд.: ВЛАДОС ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР, 2000 Соловьев А.Н. Сезонные наблюдения в природе. Изд.: Киров, 2005 Примечания: 1 При выполнении работы важно соблюдать аккуратность оформления своего исследования ведь тогда результаты можно будет использовать в дальнейшем при обработке и обобщении данных, полученных разными наблюдателями. И каждая конкретная работа может стать частью большого общего проекта.

2 Границы схемы участка удобно определять по «теневой зоне» от ближайшего крупного строения. Скажем, отметьте, как в течении суток падает тень от ближайшего дома, и зарисуйте все крупные объекты, попадающие в эту зону (дороги, клумбы, детские площадки, трансформаторные будки и т.д.). Отметьте продолжительность освещения прямым солнечным светом участка (в часах, приблизительно). Скажем, в апреле солнце на участке бывало с девяти утра до двенадцати дня. 3 Определить по проекции кроны на земле 4 Сокодвижение у деревьев легко определить с помощью фонендоскопа, приложенного к стволу дерева. Перемещение жидкости внутри дерева обычно хорошо слышно. 5 В связи с тем, что ювенильные растения зачастую сложно определить даже опытному исследователю, можно описывать растения по общей схеме внешний вид, форма и цвет листьев, размеры, скорость роста. В дальнейшем добавятся название растений, когда их будет проще идентифицировать. 6 Ход таяния снега можно отразить в виде схемы или серии фотографий.

docplayer.ru

Методика проведения фенологических наблюдений в дополнительных образовательных учреждениях

Работу по организации фенологических наблюдений лучше всего начинать в предвесенний период. Учащихся следует познакомить с целями и задачами наблюдений, с объектами наблюдений, признаками наступления отдельных фаз, с направлениями наблюдений по каждой группе выбранных объектов, с основными понятиями и терминами фенологии (приложение 4). Организация фенологических наблюдений обычно начинается с выбора участка и маршрутов наблюдений. Участок для наблюдений должен отвечать следующим требованиям: 1) удобство для посещения в течение многих лет, т.е. данный участок и маршрут его посещения должен располагаться в непосредственной близости от наблюдателя (по дороге из школы домой) и его посещение не должно быть связано с большими тратами времени и сил; 2) типичность участка для данной местности, т.е. места постоянных наблюдений по рельефу и растительности не должны резко отличаться от окружающей местности; 3) древесные растения на участке должны быть представлены не одиночными экземплярами, достаточно большими группами (не менее 5-10 штук). Предпочтение следует отдать средневозрастным группам нормально развивающихся деревьев и кустарников; 4) травянистые растения также должны быть представлены достаточно большим количеством экземпляров. В городах местами наблюдений обычно являются пришкольные участки, парки, скверы, хорошо озелененные улицы. Необходимо иметь в виду, что климат городов несколько отличается от климата сельской местности, это сказывается на сроках прохождения фаз развития встречающихся здесь растений и животных. После того как выбраны участки и намечены маршруты наблюдений, необходимо детально их описать. Без точной характеристики мест наблюдений трудно сравнивать и анализировать фенологическую информацию, поступающую от разных наблюдателей. Описание целесообразно дополнить схематической картой с обозначением местонахождения основных растительных объектов. Это обеспечивает преемственность в наблюдениях, продолженных другим лицом. Выбрав места для наблюдений, приступают к выбору объектов наблюдения. Представление о сезонном развитии природы и его закономерностях складывается из наблюдений за ходом развития отдельных ее компонентов. Чем их больше, тем глубже и полнее будет картина сезонного развития природного комплекса. Однако, поскольку практически невозможно охватить наблюдениями бесконечное множество природных объектов, приходится, сообразуясь с реальными возможностями, отбирать сравнительно небольшую их часть. К отбору объектов и явлений, включаемых в программы общих фенологических наблюдений, предъявляются определенные требования: 1) объекты наблюдений должны быть широко распространены, что диктуется необходимостью получения однотипных наблюдений на больших территориях; 2) объекты наблюдений должны быть хорошо известны и безошибочно узнаваемы; 3) отмечаемые явления должны относиться к наиболее характерным для отдельных сезонов года, так как одна из главных задач общих фенологических наблюдений заключается в разработке фенологической (биоклиматической) периодизации года применительно к различным природным зонам и районам. Наблюдать необходимо не менее чем за 10 деревьями или кустарниками одного вида. Выбранные экземпляры надо отметить несмывающимися этикетками, хорошо заметными издали. Для наблюдения за травянистыми растениями достаточно заложить постоянную площадку размером 5Ч5 м, четко обозначив ее границы. Разумеется, это должен быть участок, на котором интересующие вас виды должны встречаться особенно часто. Должны быть также выбраны места, на которых можно встретить определенные виды животных, - участки с деревьями и кустарниками для наблюдения за птицами, лужайки для наблюдения за насекомыми, водоемы. После выбора маршрута и площадок для наблюдения следует составить карту-схему (приложение), указав на ней расположение всех интересующих вас объектов, включая растения с этикетками. Составленная схема участка станет руководством для последующих наблюдений. Регулярность наблюдений - важнейшее условие получения надежных фенологических данных. Научная и практическая ценность наблюдений зависит от того, насколько точно определены даты наступления сезонных явлений. А это значит, что чем чаще проводятся наблюдения, тем вероятность ошибки в определении даты наступления явления становится меньше. Наиболее точные результаты дают ежедневные наблюдения. Однако это удается далеко не всегда. В разное время года темп сезонного развития неодинаков. В весеннее время явления сменяются быстро, поэтому весной наблюдения необходимо проводить ежедневно. Летом допускаются достаточно большие перерывы, а в конце лета и осенью, в период созревания плодов и семян или отлета птиц, снова возникает необходимость в более частых наблюдениях. В зимний период возможно проводить наблюдения 1 раз в 10 дней. По возможности, постоянным должно быть и время суток, в которое проводятся наблюдения. Рекомендуется проводить их в утренние часы, поскольку в это время зацветает большинство растений и наиболее жизнедеятельны птицы. Однако строгой регламентации здесь нет. Правила регистрации фенологических наблюдений в целом должны обеспечивать накопление безошибочных фенологических данных, хорошо сопоставимых по годам и четко оформленных, чтобы в дальнейшем не возникло трудностей при их использовании. При регистрации фенологических наблюдений необходимо соблюдать следующие правила: 1. Записи необходимо вести в записной книжке простым карандашом. Записывать шариковой или гелевой ручкой не разрешается, так как при намокании книжки текст пропадает. Не следует вести записи на отдельных листочках, потому что их легко потерять. 2. Регистрация наблюдения должна проводиться непосредственно в ходе их наблюдения - "в поле". Откладывая записи, полагаясь на память, всегда рискуешь что-то упустить или ошибиться. 3. Форма дневниковых записей выбирается по усмотрению учителя, при этом важно, чтобы, однажды принятая, она регулярно соблюдалась из года в год. 4. В дневнике по каждому выходу после указания даты и часов наблюдения следует отмечать: состояние погоды и явления в неживой природе; изменения (явления) в растительном и животном мире. 5. В дневник следует заносить не только необходимые данные, но и сведения о других явлениях, которые привлекли к себе внимание. 6. Записи должны быть как можно более полными, с необходимыми пояснениями, для того чтобы не только по свежей памяти, но и много лет спустя их можно было легко прочесть и понять. Учащимся рекомендуется завести календарь природы в виде альбома для рисования или обычной тетради. На первых страницах записывают краткие сведения о месте наблюдения: местоположение, рельеф, характер почвы, общая характеристика растительного и животного мира. Сюда же вклеивают карту-схему маршрута. На последующих страницах записывают в хронологическом порядке явления, над которыми будут вестись наблюдения (лучше отдельно: метеорологические, гидрологические, ботанические, зоологические). Результаты своих наблюдений школьники могут оформить в виде настенных таблиц с рисунками, фотографиями, выдержками из литературных произведений. Одна из распространенных форм наглядного оформления результатов наблюдений - фенологическое дерево (приложение). На стволе его через равные промежутки наносятся даты, на ветвях - рисунки и надписи, показывающие, что в этот день произошло. С левой стороны, параллельно стволу, дается столбик средних дневных (или суточных) температур на те же даты, что отмечены на стволе дерева. Необходимо, чтобы в основу работы фенологического кружка была положена программа фенологических наблюдений, которые должны следовать друг за другом в определенной последовательности и должны быть связаны с временами года, т.е. характеризовать определенные повторяющиеся периоды развития природы. Данная программа должна быть составлена с учетом региональных природных особенностей и учитывать возможности ее выполнения школьниками (приложение).

Практическая часть

Задание 1 Проведите наблюдения за погодой в течение одного-трех месяцев, зафиксируйте и обработайте собранные материалы. Задание 2 Используя методические рекомендации, составьте и реализуйте программу фенологических наблюдений за каким-либо природным объектом или явлением по плану: 1. Описание участка, на котором будет производиться наблюдение. 2. Объект наблюдения. 3. Цель наблюдения. 4. Описание особенностей данного объекта. 5. План наблюдений. 6. Форма фиксации результатов. Задание 3 Используя "Примерную программу сезонных фенологических наблюдений" (приложение), составьте и выполните программу фенологических наблюдений на территории вашей области (района) на один сезон. Методические рекомендации К заданию 1. Задание лучше выполнить в отдельной тонкой тетради в клеточку. Наблюдения необходимо проводить в течение одного сезона (лето, осень, зима или весна), чтобы была возможность вычислить среднюю температуру сезона и преобладающие в данном сезоне ветра. Наблюдение за погодой, фиксация и обработка собранных материалов Цель: научиться строить температурную кривую, "розу ветров" и диаграмму облачности, делать выводы из своих наблюдений. Приборы и материалы: часы, термометр, флюгер. Указания к работе: 1. В течение трех месяцев наблюдайте за погодой, отмечайте температуру воздуха, измеряя ее в одно и то же время дня, направление и силу ветра, облачность и осадки. 2. Полученные данные записывайте в таблицу 1, пользуясь предложенными условными обозначениями: Условные обозначения Таблица 1 Фиксация результатов наблюдения за погодой
Дата Температура воздуха Направление и сила ветра Облачность Вид осадков
Обработка результатов наблюдений Составление графика изменения температуры за месяц 1. По полученным данным постройте температурную кривую, т.е. график зависимости температуры от даты наблюдения (покажите отрицательную температуру синим цветом, а положительную - красным). 2. Определите среднюю температуру воздуха за данный месяц (Тср =). 3. Какова наибольшая и наименьшая температура, наблюдавшаяся в этом месяце (Тmax =; Тmin =)? 4. Какие закономерности изменения температуры в течение месяца вы наблюдали? Можно ли проследить влияние ветра, облачности или осадков на изменение погоды? Построение "розы ветров" и диаграммы облачности 1. Используя полученные данные о направлении ветра и облачности, заполните таблицу 8, где отмечайте направления ветра и количество дней, в течение которых ветер имел указанное направление. 2. На основе данных таблицы 8 постройте "розу ветров" и диаграмму облачности. Для построения "розы ветров" предварительно нарисуйте стрелки, соответствующие основным и дополнительным сторонам горизонта. Затем на каждой стрелке изобразите последовательно одинаковые прямоугольники по количеству дней с таким направлением ветра. Соедините их окончания, и вы получите "розу ветров" (см. рис.1). 3. Определите преобладающее направление ветра в течение данного месяца. 4. Для построения диаграммы облачности раскрасьте прямоугольники в соответствии с наблюдаемой в эти дни облачностью. 5. Сделайте вывод о зависимости облачности от направления ветра. Попробуйте объяснить причины этой зависимости. Таблица 2 Сопоставление направления ветра и облачности
Показатели облачности Направления ветра и количество дней с таким направлением
С СВ В ЮВ Ю ЮЗ З СЗ
Ясно 2 2 - 1 - 1 - -
Облачно 2 - - 1 3 4 6 1
Переменная облачность 1 - - - 1 1 2 3
Итого 5 2 - 2 4 6 8 4
Рис.1 "Роза ветров" и диаграмма облачности К заданию 2 Предлагаемые ниже рекомендации и характеристики фенологических фаз обязательно следует учитывать с тем, чтобы наблюдения имели научную ценность и были сравнимы по годам.

Наблюдения за гидрометеорологическими явлениями

Из гидрометеорологических явлений в программу школьного фенологического кружка необходимо включать лишь небольшое число легко поддающихся визуальному определению сезонных явлений. Дополнительно рекомендуется отмечать даты устойчивого перехода среднесуточной температуры воздуха в весеннее время через 0, +5 и +10 °С, а летнее-осеннее время - через +10, +5, 0, -5 °С. Желательно также, чтобы отмечались даты оттаивания почвы на глубину 2-3 см и на глубину лопаты (20-25 см). Очень важно, чтобы во время каждого своего выхода вы в своих записных книжках отмечали общее состояние. Также необходимо указать название территории, на которой производились наблюдения. Появление первых проталин. Записывается дата, когда появились проталины на ровной местности. Исчезновение сплошного снежного покрова. Указывается день, когда более половины видимой окрестности освободилось от снега. Полное освобождение полей от снега. Регистрируется, когда открытая видимая поверхность освободилась от снежного покрова; остатки его могут сохраняться в оврагах и затененных местах. Исчезновение снега в лесу. Записывается, когда и в каком лесу (сосновом, еловом, лиственном и т.д.) исчез снежный покров. Отдельные островки снега во внимание не принимаются. Возобновление снежного покрова весной. Иногда после исчезновения устойчивого снежного покрова вновь выпадает снег и покрывает всю видимую поверхность. В таких случаях надо отметить время появления и исчезновения снежного покрова. Если этот покров сохраняется несколько дней, то следует отметить дату его образования и дату исчезновения. Если снег лежит лишь несколько часов, записывается время его появления и исчезновения. Последний заморозок весной и первый осенью. Записываются даты, когда последний раз весной и первый раз осенью наблюдался в ранние утренние часы иней на траве, крышах построек, других предметах. Первое появление снежного покрова. Отмечаются даты его появления и исчезновения. Появление устойчивого снежного покрова. Регистрируется дата образования снежного покрова, который сохранился на всю зиму. Следует отметить даты гроз, особо обратить внимание на зимние грозы. Если поблизости есть водоемы и возможны более подробные наблюдения, желательно отметить даты следующих явлений. Появление закраин. Весной при подъеме воды в реках иногда у берегов появляется поверх льда вода. Подвижка льда в реке. Очень часто, прежде чем начнется сплошной ледоход, наблюдается одна или несколько подвижек льда. Она наблюдается при потеплении весной. При этом какой-то участок реки освобождается ото льда, а выше и ниже по течению река остается покрытой льдом. Желательно определить приблизительно, на каком протяжении (в метрах) река освободилась ото льда. Вскрытие реки. Под этим явлением подразумевается начало сплошного ледохода или освобождение реки ото льда вследствие таяния его на месте. Указывается название реки. Исчезновение ледяного покрова на стоячих водоемах. Указывается дата, когда лед полностью растаял, тип водоема (озеро, пруд). Для больших озер указывается название. Появление "сала". Осенью перед ледоставом образуются очень тонкие льдинки, плывущие по реке, напоминающие по внешнему виду жир или сало. "Шуга" или "снежура". Явление, образующееся вследствие обильных осенних снегопадов, часто вместе с "салом". Забереги. Образование у берегов узких полос неподвижного льда. Ледостав. Водоем полностью покрылся льдом. Если имеются полыньи, необходимо сделать соответствующую запись. Следует отметить также случаи осеннего ледохода и вторичного ледостава. Опасные явления погоды. К таким явлениям относятся: градобития; грозы и как их следствие - пожары, повреждения электролиний, линий связь расщепление деревьев; буреломы; гололеды; летние паводки от дождей; весенние наводнения; бури; смерчи. Следует указать даты и время явлений, принесших вред хозяйству, и описать их.

Наблюдения за растениями

Растения считаются вступившими в ту или иную фазу развития, если признаки этой фазы будут обнаружены хотя бы на отдельных ветках. Отмечать начало каждой фазы следует, когда в нее вступит 10% растений того или иного вида (если наблюдается большая группа) или хотя бы 2-3 особи. Если наблюдения ведутся за одним растением, начало фазы отмечают, когда распустится до 10% цветков или листьев. При наблюдении за травянистыми растениями начало фазы отмечают днем, когда в нее вступило 10% растений данного вида на площадке или маршруте, выбранных для наблюдения (на площадке подсчитываются все экземпляры, на маршруте - не менее 100). Массовое наступление фазы отмечают в тот день, когда в нее вступит не менее 50% растений (или на одиночном дереве распустится 50% цветков или листьев).

www.referatnatemu.com

Фенологические наблюдения за растениями

Благодарим всех участников, приславших свои работы на проект!

Всем участникам, представившим свои работы, направлены электронные дипломы - их можно самостоятельно распечатать. Предлагаем обзор работ проекта. В данном проекте не предполагалось выделять победителей, так как задания были обучающие и несли немалую долю творчества.

 

Очень серьёзно подошли к работе участники проекта из школы Новомансуркинской Похвистневского района Самарской области (Гафурова Айсылу, Гафуров Раниль, Гайнуллина Венера, Гизатуллина Гузель, Фаттахов Рамис, Шарафутдинов Ильдар, Фаткуллин Динар, Зубаирова Гузель; руководитель работы: Азамова Илуза Иброгимовна, учитель биологии). Ребята весьма тщательно описали наблюдаемый участок, показав себя внимательными и хорошо подготовленными наблюдателями. Хорошо выполнен план участка, в работе не забыты травянистые растения, помимо деревьев. Каждое описание снабжено фотографиями, демонстрирующими каждый этап наблюдения. Не забыли наблюдатели и приложить к работе метку к карте Google – она указывает на координаты наблюдаемого участка.

sites.google.com


Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта