Урок на тему "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс. Растения солнце и мы с вами
"Солнце, растения и мы с вами"
Галичина Галина Георгиевна, филиал МКОУ СОШ №3 Сажинская НОШ.
Урок окружающего мира.
Класс: 3
Тема: Солнце, растения и мы с вами.
(по учебнику А.А.Плешаков-3класс, раздел «Эта удивительная природа».)
Цели: 1. Познакомить учащихся с основными признаками растений как живых организмов.
2. Развивать наблюдательность и логическое мышление учащихся.
3. Способствовать развитию практических умений учащихся, направленных на
сопоставление процессов, происходящих в растениях.
Задачи: • установление связей между живой и неживой природой;
• развитие умений осуществлять анализ;
• привить заинтересованность предметом путем использования икт;
• воспитание доброго отношения к природе;
• показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на
Земле.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Интеграция на уроке: окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Методы обучения: практический, творческий, частично-поисковый, словесный, наглядный;
Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, дифференцированная, коллективная.
Оборудование: учебник для 3 класса «Окружающий мир» А.А.Плешаков
М.Просвещение,2014г., рабочая тетрадь, презентация – «Дыхание и питание
растений», тесты на листочках, мультимедийный проектор, ноутбук, цветная
бумага, ножницы, карандаши.
Этапы урока:
Организационный момент-1 мин.
Повторение изученного.Проверка домашнего задания-7 мин.
Сообщение темы и целей урока-2 мин.
Изучение нового материала-17 мин.
Физультминутка-2мин
Закрепление изученного -8 мин.
Итог урока-2 мин.
Рефлексия-4мин
Домашнее задание-2 мин.
Ход урока:
Слайд 1
1.Организационный момент.
Слайд 2
На перемене мы усталиИ в рядочек прямо встали,Влево, вправо посмотрели И за парту тихо сели.
2. Повторение изученного.Проверка домашнего задания. Слайд 3
1) Беседа-опрос: -Почему растения называют «зеленой одеждой Земли»?
-Перечисли группы растений и дай им краткую характеристику.
(водоросли; мхи; папоротники; хвойные; цветковые.)
-Приведи примеры различных видов растений.
-К каким группам относятся следующие растения: роза,
лиственница, морская капуста, клен, кедр, одуванчик, сосна?
2) Задание по карточкам:
- Ответьте на вопросы, обозначив «ДА» - дугой вверх, а «НЕТ» - дугой вниз:
1. Наука изучающая растения называется ботаника.
2. Цветковые растения – это самая маленькая группа растений.
3. Водоросли – это растения, живущие в воде.
4. Мхи размножаются спорами.
5. Папоротники цветут, образуют плоды и размножаются семенами.
6. У хвойных растений вместо цветков образуются шишки.
3) Какие загадки о растениях придумали? Слайд 4
4) Разгадывание кроссворда. Слайд 5 (слайды № 5-11).
3. Сообщение темы и целей урока Слайд 12
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство растений. Рассмотрим значение растений как источника питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.
4. Изучение нового материала.
Слайд 13
-Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?
(солнце – неживая природа; растения, человек – живая природа.)
Слайд 14
-Назовите признаки живой природы. (движение; питание; дыхание; рост и развитие; размножение.)
-А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.
Слайд 15 1. Дыхание растений.
Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ.
Слайд 16 2. Питание растений .
- А как же растения питаются? (своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.)
-Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.
Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана.
Слайд 17
- Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта «кухня» только на свету. Почему же для работы «кухни» требуется свет?
Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
Слайд 18
- Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества. А вместе с этими веществами и необходимую им для жизни энергию.
- Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
- Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит необходимо бережно относиться ко всем растениям.
5. Физкультминутка Слайд 19
6. Закрепление изученного:
-Работа в тетради (стр.32-34-самостоятельная работа, взаимопроверка)
7. Итог урока.
-А, теперь поработав, как настоящие ботаники, обладая научными знаниями о дыхании и питании растений, сможем ли мы ответить на вопросы?
- Как дышат растения?
- Как питаются растения?
Слайд 20
Сделаем вывод: Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.
8. Рефлексия.
- Отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
- О каких ладошках говорится в загадке? ( О листьях)
- Обведите свою ладошку на зеленом листе бумаги и вырежете ее. А затем наклейте свои ладошки на доске. (Получились трава, ель, береза.)
- Я уверена, что ваши ладошки никогда не принесут вред живым растениям.
-Оцените уровень своих знаний при помощи сигнальных карточек.
Домашнее задание. Слайд 21
1. Прочитать статью «Солнце, растения и мы с вами» ( стр. 74-77 ), ответить на вопросы и выполнить задания.
2. Индивидуально: придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения.
Слайд 22
Литература: 1.Т. Ю. Целоусова, Т. В. Максимова, Поурочные разработки по курсу
Окружающий мир, 3 класс. М: «ВАКО» , 2004.
2. Энциклопедия «Аванта+», Москва, изд-во Аванта+, том Экология, 2001г.
Ресурсы сети Интернет: nsportal.ru,
proshkolu.ru
http://www.uchcollector.ru
www.izbushka.com
www.collection.cross-edu.ru
infourok.ru
Урок на тему "Солнце, растения и мы с вами" 3 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Методическая разработка урока
на конкурс профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
Автор: Быкова Р.П..,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория.
Кашира, 2015
Окружающий мир,3класс, урок новых знаний
Автор: Быкова Р.П., учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. Кашира
Тема. Солнце, растения и мы с вами
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.
Задачи:
1) Ознакомить учащихся со способом дыхания и питания зеленых растений,
показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
2) Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление
учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3) Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, позитивное эмоционально – ценностное отношения к окружающему миру.
Планируемые результаты обучения:
Личностные
Учащиеся получат возможность для формирования: интереса к чтению информации о данной теме, к ведению диалога с учителем; к развитию речи, логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
У учащихся будут сформированы элементы сознательного отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Учащиеся:
- научатся формировать поставленную проблему , осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
-получат возможность ознакомления со способом дыхания и способом питания между живой и неживой природой.
-умения самостоятельно формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся:
-научатся формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- научатся формировать умение договариваться,
-находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Регулятивные УУД:
Учащиеся:
- научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
-получат возможность научиться: адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.
Предметные результаты:
Учащиеся:
-освоят умение создавать выводы на доступные детям изучаемые темы;
-приобретут навыки нахождения взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений
и живых организмов Земли.
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
учебник «Окружающий мир» для 3 класса, А. А. Плешаков;
тетрадь по окружающему миру для 3 класса, А. А. Плешаков;
тестовые задания на интерактивной доске;
схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки;
презентация к уроку.
Сценарий урока
Эпиграф: Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.
I. Организационный момент.
(Приветствие детей, настрой на учебную работу стихотворением)
Учитель:
-Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
Учитель:
-Прошу присесть тех, кто любит думать и рассуждать на уроке. Ум - хорошо, а два - ещё лучше. Надеюсь на вашу помощь на уроке.
Учитель:
-А теперь присядьте те, кто готов к уроку и настроен на активную работу. Молодцы. Дорогу осилит идущий.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель:
На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»
1.Угадайте группы растений:
*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)
* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)
*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)
* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения) Слайд№2
2. На доске тест. Здесь 4 ошибки. Попробуйте найти их. Слайд №3
* У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки.
* У лиственницы листья всю зиму зеленые.
* Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения
* У сосны и ели созревают плоды - шишки. В них находятся семена.
Учитель:
Проверим ваши ответы. Слайд №4
1. У хвойных растений нет листьев, а есть листья - хвоинки.
2. У лиственницы листья опадают осенью.
3. Хвойные растения не цветут.
4. У хвойных растений нет плодов.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Вы хорошо поработали. И за это я загадаю вам загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.
Отгадывание загадок:
1. Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт.
2. Вокруг нас растут, цветут,
Кислород всем нам дают.
3. Может сеять и пахать,
И машиной управлять,
Ну, а если захотите
Может в облака слетать.
Учитель:
Какие слова у вас получились?
Ключевые слова - отгадки: солнце, растения, человек. Слайд №5
Учитель:
Прочитайте, эпиграф к уроку. (Охранять растения – значит заботиться обо всем живом.) Слайд 6 .
Учитель:
- Как вы понимаете эти слова? (Без растений не было бы жизни, так как они дают всем живым существам кислород.)
- Представьте, что человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? (Человек бы умер…)
- В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз.
-прочитайте тему урока. Слайд 7 («Солнце, растения и мы с вами».)
- Я попыталась отобразить тему нашего урока исходя из ваших отгадок в следующей схеме: Слайд 8
Солнце Растения Человек
Учитель:
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Живая и неживая природа)
–Какие из этих слов относятся к живой природе? К неживой? (Живую (растения, человек) и неживую (Солнце).)
– Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)
Прогнозирование целей урока учащимися
Учитель:
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
Ответы детей.
Учитель:
- Какие вопросы у вас возникли? Что хотите у меня спросить? (Как растения дышат? Почему растениям необходимо питание? Каким образом растения получают питание?)
- Давайте послушаем ваши версии. (Растения дышат корнем и листьями… Питание необходимо, чтобы расти и развиваться… Питание растения получают из земли с помощью корня…)
Учитель:
-А как же питаются растения?
Ученые-ботаники всего мира долго пытались определить, как дышат и какими «продуктами» питаются растения. Давайте и мы попробуем с вами сегодня стать исследователями.
Учитель:
- Какие цели поставим перед собой? ( Как дышат растения? Как они питаются? Какое значение имеет солнце в жизни живых организмов?)
Слайд 9.
IV. Изучение нового материала.
1. Дыхание растений.
Беседа:
Учитель:
- Как дышим мы с вами?
-А как растения?
при объяснении материала учитель моделирует на экране схему по вопросам и ответам уч-ся. Слайд 10.
Дыхание растений
– Растения дышат так: из воздуха они поглощают частицы кислорода. При этом растения выделяют в воздух углекислый газ. Корни растений также дышат воздухом, который содержится в почве, и, следовательно, тоже выделяют углекислый газ.
– Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)
2. Питание растений.
Объяснение учителя.
Учитель:
– Вы теперь знаете, как дышат растения.
– О чем сейчас нам нужно поговорить? (О питании растений.)
– Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
-Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?
Ведь их в природе нет, а в растениях есть?
- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?
– Какой вопрос у вас возникает? Какое значение имеет солнце? (Почему же для работы требуется свет?)
Учитель:
В чем тайна? Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа «готовят» пищу – сахар, крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.
– Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. Энергия нужна для жизни любого живого существа, для работы любой машины. Слайд 11
3. Почему люди и животные не могут жить без растений?
Работа с учебником. Работа в парах. Чтение в учебнике «Рассказа ученого - биолога» стр. 74. Слайд 12.
Учитель:
– скажите, какие процессы жизнедеятельности характерны для растений? (Дыхание и питание.)
– Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Как вы думаете: почему? (Человек и животные не умеют из углекислого газа и воды получать сахар и другие питательные вещества.)
– Откройте учебник (с. 76, 1 абзац). Найдите и прочитайте подтверждение или опровержение этого мнения, то есть найдите ответ на вопрос: почему люди и животные не смогли бы жить без растений?
Рассказы учеников:
– Да, только растения из воды и углекислого газа могут получить сахар и другие питательные вещества. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя необходимые питательные вещества, а вместе с ними получают необходимую для жизни энергию. Питание растений происходит днём.
- Ученые сделали еще другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и… кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям. Теперь я получил ответ на свой вопрос.
V. Физкультминутка Слайд 13.
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучики согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
Учитель:
Продолжим наши исследования.
Самостоятельная работа учащихся.
Работа со схемами в рабочей тетради. (стр.42 №1)
– Как же связаны между собой Солнце, растения и люди? (Питаются – днем; дышат – постоянно.)
- Заполните самостоятельно схемы дыхания и питания растений.
Проверь себя. Рабочая тетрадь с.42 №1 Слайд 14-15
VI. Закрепление изученного материала.
1. Задание. Дополните названия газов в таблицы. (раб тет. С. 43 №2)
Проверка: Слайд 16.
2. Задание. Указать стрелками правильный ответ.
* Процесс, при котором растение
поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.----- Дыхание.
* Процесс, при котором растение
поглощает углекислый газ, а выделяет кислород. --------- Питание.
Проверка: Слайд 17.
Учитель:
-Какой вывод мы получили?
Вывод – чтение с доски. Слайд18 .
3.Творческая работа в группах.
1 ряд – рисование плакатов «Берегите природу!»
2 ряд – рисование запрещающих знаков в помощь лесным обитателям
3 ряд – составление лозунгов об охране природы ( из отдельных слов)(«Природа не терпит неточностей и не прощает ошибок», «В природе нет ничего бесполезного»,»Берегите природу - источник жизни, бодрости, здоровья»)
Проверка работы у доски – показ выполненной работы.
Учитель: Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать?
Ученик: Необходимо бережно относиться ко всем растениям. Все в природе взаимосвязано.
Учитель: Как приятно, когда ребята знают и берегут природу.
Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – маленькая рана, нанесённая природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
- Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы!
VII. итог урока.
Учитель:
- Обратимся к эпиграфу урока. Как теперь можете истолковать слова «Охранять растения – значит заботиться обо всем живом»? (ответы учащихся.) Слайд 19.
– Мне невольно вспоминаются следующие слова: Слайд 20.
Цветок на лугу я сорвал на бегу.
Сорвал, а зачем – объяснить не могу.
В стакане он день простоял – и завял,
А сколько бы он на лугу простоял? (В. Викторов.)
– Я надеюсь, вы сделаете выводы из всего, о чем мы говорили на уроке, и будете бережно относиться к природе.
VIII. Домашнее задание: Слайд 21
Учитель: учебник, с. 74–77, рабочая тетрадь с.44;
-составить схему на тему: «Что дают растения животным и человеку» ( раб. т. с.44 №4)
-написать от имени семьи благодарственное письмо растениям за их вклад в поддержание жизни на Земле. (раб.т. с.44 №5)
*по желанию:- придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли все растения;
IΧ. Рефлексия. Слайд 22
Учитель:
У вас есть 2 солнышка. Если вам было интересно, понятно, вы узнали новое - покажите «весёлое солнышко», если на уроке узнали новое, было понятно, но вам не интересно - «солнышко грустное».
Слайд 23
Учитель:
Я благодарю вас за работу на уроке.
Выставление отметок с комментированием.
Урок окончен. Спасибо всем за работу.
infourok.ru
Презентация окружающий мир «Солнце, растения и мы с вами»
Текст этой презентации
Слайд 1
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Солнце, растения и мы с вами»Подготовила и провела учитель начальных классов МОБУ СОШ № 3 р.п.Октябрьский Марданова Л.Р.
Слайд 2
ВОДОРОСЛИЭто - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп.
Слайд 3
МХИ Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.
Слайд 4
ПАПОРОТНИКИ Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Слайд 5
ХВОЙНЫЕ У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.
Слайд 6
ЦВЕТКОВЫЕ Самая многочисленная группа растений, имеющая все части: корень, стебель, лист, цветы, плод с семенами.
Слайд 7
Живая природа Неживая природа Кустарники Деревья Цветковые растения Хвойные растения Живая природа Неживая природа Кустарники Травянистые растения Цветковые растения Папоротники
Слайд 8
«Солнце, растения и мы с вами» Установить связь между солнцем, растениями и человеком
Слайд 9
Части растений
Слайд 10
Состав почвы1. Что такое почва? Верхний плодородный слой земли Слой земли на поверхности Слой земли, где обитают животные Слой земли, куда внесли удобрения 2. Что не входит в состав почвы? Песок, вода, воздух, кислота 3. Чем богата плодородная почва? Перегноем, песком, глиной, воздухом 4. Что растения не могут получать из почвы? Воду, соли, солнечный свет
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
ТАЙНА РАСТЕНИЙиз частиц воды и углекислого газа растения «готовят» пищу – сахар и крахмал. в «зеленой» кухне вместе спитательными веществами образуется и кислород
topslide.ru
Солнце, растения и мы с вами
Солнце, растения и мы с вами.
Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»
1.Угадайте группы растений:
*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)
* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)
*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)
* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)
А сейчас я вам загадаю загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.
Отгадывание загадок:
1. Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт. (СОЛНЦЕ)
2. Вокруг нас растут, цветут,
Кислород всем нам дают.(РАСТЕНИЯ)
3. Может сеять и пахать,
И машиной управлять,
Ну, а если захотите
Может в облака слетать. (ЧЕЛОВЕК)
- У вас на столе лежат карточки на столе, рядом с названиями растений напишите цифры, соответствующие названиям органов растений.
РАСТЕНИЕ | ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ | ЦИФРА |
Капуста |
| 4 |
Слива | 1 | |
Огурец | 1 | |
Горох | 2 | |
Морковь | 3 | |
Кукуруза | 2 |
- А теперь проверим домашнее задание. Какие виды растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
- Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода)
Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
- Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы)
-Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают)
Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.
-Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
- Откуда растения получают питательные вещества и воду? (из почвы)
- А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
- Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
- -Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?
Ведь их в природе нет, а в растениях есть?
- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?
-Давайте теперь сравним две схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений».
-Чем они похожи? Чем отличаются? (Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании).
- Давайте откроем рабочие тетради на странице 42, задание 1. Вам нужно будет с помощью схемы заполнить пропуски.
-Посмотрите на доску, здесь изображены карточки с разными буквами. Ваше задание: нужно из букв составить название вещества, которое образуется в зеленой «кухне» растения
- Давайте посмотрим видеоролик про питание растений. - А теперь послушайте сказку.
Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица — Маринке удивительно, почему у нее не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка — Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, все равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.«И почему это листья такие зеленые, и о чем они все время перешептываются?» — подумала Маринка.И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.
— Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? — лопотали над ней листья. — Разве ты нас поймешь-шь-шь?— Пойму, — решительно сказала девочка.— Ишь-ишь какая, ишь-ишь, — засмеялись листья. — Да ведь ты спишь-шь-шь!— И вовсе не сплю, — пробормотала Маринка. — Это вам так кажется.— Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, — зашептали листья. — Мы потому ш-ше-лестим, шшепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко — как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.— А вот и нет, — прошептала сквозь сон Маринка. — Я знаю — дерево кормят корни.— Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! — наперебой зашелестели листья. — Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук — даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики.
— Ну да, вы уж скажете, — засомневалась Маринка. — Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.— Верно говоришь-шь-шь, — зашелестели листья. — Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное — живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш. Ну, а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова, солнечный свет, пойманный когда-то зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырывается на свободу, обернувшись веселым, горячим огнем.— Значит, огонь — это тоже солнышко? — удивилась Маринка.— Конечно! — дружно за лепетали листья. — Только не сегодняшнее, а давнишнее. Сегодняшнее солнышко светит и греет сейчас, а солнышко давно минувших лет помогает хозяйкам готовить обед, обогревает дома.— А меня, — подумав, сказала Маринка, — зимой обогревают батареи, в них горячая вода, а она пришла со станции, мне об этом папа рассказывал. На теплоэлектростанции горит в топках каменный уголь. Он и электричество добывает, и воду греет для домов.— А разве ты не знаешь, — наперебой зашумели листья, — что каменный уголь — это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад?И они принялись рассказывать о растениях, шумевших на земле давным-давно, — о папоротниках и хвощах, только огромных, выше елок.— Десятки миллионов лет! — подумала девочка. — Как же долго спало под землей пойманное солнышко, чтобы однажды вдруг проснуться, обернуться огнем и согреть меня, Маринку! Десятки миллионов лет — это ведь ужасно долго.
Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.— Послушайте! — сказала Маринка. — Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?— Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко… — напере-бой повторяли листья над головой девочки.И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.
- О чем рассказывали зеленые листочки Марине?
- что берут из воздуха клетки листа?(УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ)
-Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (САХАР И КРАХМАЛ)
-Что дает энергию зеленым листьям? (СОЛНЦЕ)
– Разгадаем кроссворд
1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание.)
2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? (Свет.)
3. Какой газ выделяют растения при дыхании? (Углекислый.)
4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)
5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород.)
- И так, подведем итог урока.
-Как дышат растения?
-Как питаются растения?
-Почему люди и животные не могли бы жить без растений?
Запишите домашнее задание
Стр 43 упр 2
3
multiurok.ru
Солнце, растения и мы с вами — КиберПедия
Цель:познакомить с дыханием и питанием растений.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеке моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.
Оборудование: распечатки таблиц; конверты, карточки с на; званиями или рисунками растений; пластилин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Индивидуальные задания
(Учитель раздает ученикам распечатки таблиц.) — Дополните таблицу.
Группа растений | Корень | Стебель | Листья | Размножение | Особенности жизнедеятельности |
Водоросли | Нет | Нет | Нет | Спорами | |
Нет | Есть | Спорами | Живут в сырых местах, жизнеспособны, не имеют цветков | ||
Папоротники | Есть | Есть | Спорами | ||
Стержневая или мочковатая система | В виде иголок (хвоя) | Семена образуются в шишках | |||
Цветковые | Травянистый или одеревенелый | Из цветков образуются плоды с семенами | Очень разнообразны и многочисленны |
— Рядом с названиями растений напишите цифры, соответствующие названиям органов, употребляемых в пищу.
Растение | Органы растений | Цифра |
Капуста | 1. Плоды 2. Семена 3. Корни 4. Листья 5. Стебли | |
Слива | ||
Огурец | ||
Горох | ||
Морковь | ||
Кукуруза |
(Ответ. Капуста - 4, слива - 1, огурец — 1, горох - 2, морковь — 3, кукуруза - 2.)
Игра «Классификация растений»
(Учитель раздает детям конверты, внутри которых карточки с названиями или рисунками растений. Ученики должны классифицировать растения.)
Конверт 1
Береза, акация, волчье лыко, брусника, борщевик, валериана, липа, кукушкин лен, морская капуста, можжевельник, папоротник, бересклет, черемуха, сирень, ветреница, горох, сфагнум, лиственница.
Конверт 2
Клен, ромашка, магнолия, кукушкин лен, рожь, морская капуста, папоротник, малина, гречиха, сфагнум, ель, ива, чертополох, сосна, кислица, орешник, боярышник, герань, дуб.
— Представителей группы каких растений у вас получилось больше всего? (Цветковых.)
Фронтальный опрос
— Почему растения называют «зеленой одеждой планеты»?
— Перечислите группы растений. Приведите примеры представителей этих групп.
— Приведите примеры различных видов растений.
— Названия каких растений вы определили дома?
— Расскажите о каком-либо растении.
III. Самоопределение к деятельности
— Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества?
Сегодня на уроке мы ответим на этот вопрос.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа
Дыхание и питание растений
— Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (Солнце — неживая природа; растения, человек — живая природа.)
- Назовите признаки живой природы. (Движение, питание, дыхание, рост и развитие, размножение.)
— Как дышат растения? (Ответы учеников.)
— Растения дышат так: из воздуха они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
(Учитель рисует на доске схему дыхания растений.)
— Как же растения питаются? (Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.)
Но как же растения получают главные питательные вещества - сахар, крахмал? Ведь их нет в почве, а в растениях они есть.
Даже самые знаменитые ученые долго не могли разгадать эту тайну. Но сейчас она разгадана. Выяснилось, что листья растений - это удивительные «повара», которые из воды и углекислого газа «готовят» пищу — сахар, крахмал.
Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету.
Почему же для работы «кухни» требуется свет? Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» перестала бы работать. Энергия нужна для жизни любого живого существа.
Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что животные и люди не смогли бы жить без растений. Ведь ни одно животное, ни один человек не может из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. Животные и человек едят растения и таким образом добывают для себя необходимые питательные вещества, а вместе с этими веществами - и необходимую им для жизни энергию.
Происходит вот что: растения улавливают энергию солнечного света, запасают ее в питательных веществах, а затем как бы передают эту энергию животным и нам с вами.
Ученые сделали еще и другое открытие: в зеленой «кухне» вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. Если бы не было растений, в воздухе не было бы кислорода, а значит, необходимо бережно относиться ко всем растениям.
(Учитель на доске рисует схему питания растений.)
- Сравните две схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений».
- Чем они похожи? Чем отличаются? (Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании.)
2. Работа в парах
— Расскажите, пользуясь схемой, как питаются и дышат растения.
— А теперь послушайте сказку.
Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица — Маринке удивительно, почему у нее не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка — Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.
Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, все равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.
«И почему это листья такие зеленые и о чем они все время перешептываются?» — подумала Маринка.
И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.
— Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? — лопотали над ней листья. — Разве ты нас поймешь-шь-шь?
— Пойму, — решительно сказала девочка.
— Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, — зашептали листья. — Мы потому ш-ше-лестим, ш-шепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
— А вот и нет, — прошептала сквозь сон Маринка. — Я знаю — дерево кормят корни.
— Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! — наперебой зашелестели листья. — Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук — даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и Кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики.
— Нуда, вы уж скажете, — засомневалась Маринка. - Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.
— Верно говоришь-шь-шь, - зашелестели листья. - Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет - самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное — живое.
Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш...
Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.
— Послушайте! — сказала Маринка. — Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?
— Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко... — наперебой повторяли листья над головой девочки.
И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.
— О чем рассказали зеленые листочки Маринке?
— Что берут из воздуха клетки листа? (Углекислый газ.)
— Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (Крахмал и сахар.)
— Для чего они нужны клеткам? (Для роста растения.)
— Что дает энергию зеленым листьям? (Солнце.)
Работа по учебнику
— Прочитайте в учебнике текст на с. 74—75.
— Как дышат растения?
— Как питаются растения?
V. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись,
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем —
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
cyberpedia.su
Солнце, растения и мы с вами.doc - Разработка урока окружающего мира в ...
Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)*Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней,цветков и плодов с семенами. (Мхи)* Их можно узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)* У этой группы растений не бывает цветков и плодов.На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)* Эти растения наиболее разнообразны.У них есть цветки и плоды. Они имеют все другие части: корни, стебли и листья. (Цветковые растения).А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, выполнив тест по теме: «Разнообразие растений». СЛАЙД 4. Самопроверка. Самооценка.III. Мотивация познавательной деятельности. Сообщение темы и цели урока. 3мин.Работа с эпиграфом Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.Охранять растения – значит заботиться обо всем живом. (ЗАПИСАНО НА ДОСКЕ)Как вы понимаете слова, что хотел сказать нам автор?Без растений не было бы жизни, т. к. они дают всем живым существам кислород. Представьте, что Человек действительно остался один на нашей планете Земля. Все растения исчезли. Как вы думаете, что произошло бы тогда? Человек бы умер… В конце урока мы вернемся к этому высказыванию еще раз. А теперь прочитайте тему урока.Солнце, растения и мы с вами. (ЗАПИСАНА НА ДОСКЕ) Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?Будем рассматривать какая есть взаимосвязь между растениями, солнцем и человеком.Прикрепляю на доску табличку ТАЙНА. Это слово связано с темой урока. Есть какието предположения? (Высказывают предположения)Ребята, любите ли вы всё таинственное и загадочное? Сегодня на уроке нам предстоит раскрыть удивительную тайну, которую очень долго не могли раскрыть даже знаменитые учёные! Это тайна растений.IV.Актуализация необходимых знаний. 7 мин.Чтобы раскрыть тайну вы должны вспомнить то, что уже знаете о растениях.Работа в группах. Вспомним основные правила работы в группе. (Вспоминают правила)1. Какие части растений вы знаете? Какова роль каждой из них?2. Какие группы растений вы знаете?3. Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (Солнце – неживая природа; растения, человек – живая природа.)4. Назовите признаки растений как живых организмов. (Движение; питание; дыхание; рост и развитие; размножение.)5. Что поглощают растения из почвы?6. Как дышат растения?7. Как питаются растения?Обсуждают каждый вопрос. Представляют результаты работы, фиксируют затруднения,возникшие при выполнении задания.
znanio.ru
Солнце, растения и мы с вами
Солнце, растения и мы с вами.
Добрый день, ребята. Очень рада вас видеть. Хочу поприветствовать вас стихотворением
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Делать выводы и рассуждать,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
На прошлом уроке мы изучили с вами тему «Разнообразие растений»
1.Угадайте группы растений:
*Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. (Водоросли)
* Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. (Мхи)
*Их можно узнать по красивым листьям, похожими на большие перья. У есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. (Папоротники)
* У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. (Хвойные растения)
А сейчас я вам загадаю загадки. Их отгадки нам будут нужны на уроке.
Отгадывание загадок:
1. Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт. (СОЛНЦЕ)
2. Вокруг нас растут, цветут,
Кислород всем нам дают.(РАСТЕНИЯ)
3. Может сеять и пахать,
И машиной управлять,
Ну, а если захотите
Может в облака слетать. (ЧЕЛОВЕК)
- У вас на столе лежат карточки на столе, рядом с названиями растений напишите цифры, соответствующие названиям органов растений.
РАСТЕНИЕ | ОРГАНЫ РАСТЕНИЙ | ЦИФРА |
Капуста |
| 4 |
Слива | 1 | |
Огурец | 1 | |
Горох | 2 | |
Морковь | 3 | |
Кукуруза | 2 |
- А теперь проверим домашнее задание. Какие виды растений вы знаете? (Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
- Мы перечислили основные части растений. А теперь подумаем, без чего не могут обходиться растения? (солнце, свет, почва, вода)
Тема нашего урока «Солнце, растения и мы с вами». Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
- Ребята, а как слова «солнце», «растение», «человек» распределить в две группы? (объекты живой и неживой природы)
-Какие признаки живой природы мы знаем? (дышат, питаются, растут, развиваются, размножаются и умирают)
Все это относится и к растениям. И сегодня мы поговорим о том, как растения дышат и питаются.
-Мы говорили, что все объекты живой природы дышат. Как же это происходит у растений? В почве как мы знаем есть воздух. И растения этот воздух из почвы берут. Причем дышат растения тем же газом, что и мы с вами. Кислородом. А выдыхают углекислый газ.
В воздухе тоже содержится кислород и растения его пусть и в малом количестве поглощают, когда дышат. А выделяют обратно углекислый газ.
- Откуда растения получают питательные вещества и воду? (из почвы)
- А что содержится в почве, необходимое для жизни растений? (вода, воздух, перегной, минеральные соли)
- Какие у вас версии: как питаются растения? (Своими корнями растения высасывают из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.)
- -Но как же растения получают главные питательные вещества – сахар, крахмал?
Ведь их в природе нет, а в растениях есть?
- Когда мы едим морковку, мы говорим: «Она сладкая» Почему?
-Давайте теперь сравним две схемы: «Питание растений» и «Дыхание растений».
-Чем они похожи? Чем отличаются? (Растения дышат кислородом, но и образуют его при питании. Причем при питании растения выделяют значительно больше кислорода, чем поглощают при дыхании).
- Давайте откроем рабочие тетради на странице 42, задание 1. Вам нужно будет с помощью схемы заполнить пропуски.
-Посмотрите на доску, здесь изображены карточки с разными буквами. Ваше задание: нужно из букв составить название вещества, которое образуется в зеленой «кухне» растения
- Давайте посмотрим видеоролик про питание растений. - А теперь послушайте сказку.
Очень любила Маринка ходить по лесу и удивляться: запоет птица — Маринке удивительно, почему у нее не такие песни, как у других. Скачет по веткам белка — Маринке интересно знать, куда и зачем она скачет.Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом, а глаза, хоть и тоже устали, все равно зорко смотрели вокруг, а уши слушали.«И почему это листья такие зеленые, и о чем они все время перешептываются?» — подумала Маринка.И вдруг почудились ей в шелесте тихие голоса и показалось, будто она стала эти голоса понимать.
— Эй, малыш-ш-ш-ш, что глядишь-шь-шь? — лопотали над ней листья. — Разве ты нас поймешь-шь-шь?— Пойму, — решительно сказала девочка.— Ишь-ишь какая, ишь-ишь, — засмеялись листья. — Да ведь ты спишь-шь-шь!— И вовсе не сплю, — пробормотала Маринка. — Это вам так кажется.— Ну если не спишь-шь-шь, тогда слушай, — зашептали листья. — Мы потому ш-ше-лестим, шшепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом листе полным-полно чудесных зеленых хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть. И тем не менее каждое такое зернышко — как бы крохотный заводик. Спрятанные у нас, листьев, под кожицей, эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.— А вот и нет, — прошептала сквозь сон Маринка. — Я знаю — дерево кормят корни.— Несмыш-ш-шленыш-ш-ш! — наперебой зашелестели листья. — Корни само собой. Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду высасывают, выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, и все-таки из того, что добывают под землей корни, не то что ствол или сук — даже малой веточки не построить. Вот потому-то и работает в листьях бессчетное множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки-заводики и делают строительный материал для новых веток, почек, корешков и, конечно, для самого ствола. Как не подняться новому дому без бетона и кирпича, так не вырасти и дереву без материала, который готовят зеленые зернышки-заводики.
— Ну да, вы уж скажете, — засомневалась Маринка. — Заводам, пускай даже самым маленьким, нужно электричество. Или жаркий огонь.— Верно говоришь-шь-шь, — зашелестели листья. — Заводам для работы обязательно нужна энергия: либо электричество, либо тепло, либо то и другое. Ну, а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Для каждого листа, для каждой травинки солнечный свет — самое главное! Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно чудесное — живое. Благодаря нам, листьям, а вернее, спрятанным в нас хлорофилловым зернам из маленького, слабенького ростка вырастает высоченная сосна, или капуста, или яблоня, гнущаяся под тяжестью сочных плодов, или золотая пшеница, или такой могучий дуб, как наш. Ну, а когда дерево, отжив свой век, упадет или люди срубят его, распилят на дрова, солнечный свет, пойманный когда-то зелеными зернышками и запасенный деревом, вновь вырывается на свободу, обернувшись веселым, горячим огнем.— Значит, огонь — это тоже солнышко? — удивилась Маринка.— Конечно! — дружно за лепетали листья. — Только не сегодняшнее, а давнишнее. Сегодняшнее солнышко светит и греет сейчас, а солнышко давно минувших лет помогает хозяйкам готовить обед, обогревает дома.— А меня, — подумав, сказала Маринка, — зимой обогревают батареи, в них горячая вода, а она пришла со станции, мне об этом папа рассказывал. На теплоэлектростанции горит в топках каменный уголь. Он и электричество добывает, и воду греет для домов.— А разве ты не знаешь, — наперебой зашумели листья, — что каменный уголь — это остатки деревьев, живших десятки миллионов лет назад?И они принялись рассказывать о растениях, шумевших на земле давным-давно, — о папоротниках и хвощах, только огромных, выше елок.— Десятки миллионов лет! — подумала девочка. — Как же долго спало под землей пойманное солнышко, чтобы однажды вдруг проснуться, обернуться огнем и согреть меня, Маринку! Десятки миллионов лет — это ведь ужасно долго.
Над Маринкой сквозь листья поблескивало яркое солнце. Такое яркое, что пришлось зажмуриться.— Послушайте! — сказала Маринка. — Выходит, если я ем яблоко или картошку, значит, я ем то, что приготовили за лето зеленые заводики? Значит, во мне тоже пойманное ими солнышко?— Солныш-шко, солныш-шко, солныш-шко… — напере-бой повторяли листья над головой девочки.И кроме этого слова, Маринка ничего не смогла различить в зеленом шелесте.
- О чем рассказывали зеленые листочки Марине?
- что берут из воздуха клетки листа?(УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ)
-Как называются те вещества, которые вырабатывают клетки? (САХАР И КРАХМАЛ)
-Что дает энергию зеленым листьям? (СОЛНЦЕ)
– Разгадаем кроссворд
1. За один теплый солнечный день 1 гектар леса поглощает 220–280 кг углекислого газа и выделяет 180–200 кг кислорода. При каком процессе жизнедеятельности растений это происходит? (Питание.)
2. Что необходимо растению для производства кислорода из углекислого газа и воды? (Свет.)
3. Какой газ выделяют растения при дыхании? (Углекислый.)
4. Как называется процесс, при котором растение поглощает кислород и выделяет углекислый газ? (Дыхание.)
5. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород.)
- И так, подведем итог урока.
-Как дышат растения?
-Как питаются растения?
-Почему люди и животные не могли бы жить без растений?
Запишите домашнее задание
Стр 43 упр 2
3
multiurok.ru