Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных". Система органов растений
"Органы и системы органов растений"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1 пгт Серышево
имени Сергея Бондарева
Урок на тему: «Органы и системы органов растений. Побег»
6 класс
Учитель географии и биологии:
Стальмахович Юлия Александровна
пгт Серышево
Тема урока «Органы и системы органов растений. Побег»
Цель: ознакомление с основными органами растений, изучение строения и развития побега из почки.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть содержание понятия «побег»
- научить отличать вегетативные почки от генеративных.
Развивающие:
-развивать умение проводить сравнение, анализ, обобщение;
-развивать коммуникативные умения и навыки.
-сформировать представление о процессе развертывания почки;
-научить распознавать вегетативные и генеративные побеги и почки.
Воспитательные:
-продолжить работу по формированию научного мировоззрения.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
- установление связи между учебной деятельностью и мотивом.
Регулятивные УУД:
-учить планировать, строить алгоритм деятельности, делать прогнозирование;
- учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
-учить работать по образцу, по алгоритму.
Коммуникативные УУД:
- обучать умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;
- учить постановке вопроса.
Познавательные УУД:
Работать над формированием логических умений:
- анализ синтеза;
- сравнение;
- обобщения и классификации;
- доказательства;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- построение цепочек рассуждения.
2. Чтение и работа с текстом.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм», тетрадь-тренажер, таблицы «Строение побега», «Строение почки и развитие побега», комнатные растения.
Структура урока:
Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Актуализация опорных знаний – 6 мин.
Выявление места и причины затруднения – 4-6 мин.
Построение проекта – 6 мин.
Реализация проекта – 8 мин.
Включение в систему знаний и повторение- 6 мин.
Рефлексия- 3 мин.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин.
Приветствие учителя.
II. Актуализация опорных знаний
-Какие ткани имеются у растений и животных?
-Что образуют ткани в организме?
-В чем проявляется взаимосвязь органов и систем органов?
1. На интерактивной доске показан рисунок растения с транспортом воды и минеральных веществ, подпишите его? (работа с рабочим листом) СЛАЙД 1
Проверка домашнего задания
1.Связь между клетками у высших растений осуществляют:
А. нити цитоплазмы Б.взаимодействие клеточных мембран В.вещества, передвигающиеся по организму
Г. Особые клетки с выростами
2. Примером органа растений является:
А. лист Б. легкие В.желудок Г. Сердце
3. Клетки покровной ткани корня растения поглощают:
А. воду Б. минеральные вещества В. минеральные вещества и воду Г.углекислый газ.
4. Основную роль в регуляции деятельности организма животных играет:
А. мышечная ткань Б. нервная ткань В. костная ткань
5. Связь между клетками у многоклеточных животных осуществляют:
А. взаимодействие клеточных мембран Б. особые клетки с выростами В. вещества, передвигающиеся по организму Г. Нити цитоплазмы
6. Примером органа животного является:
А. лист Б. цветок В. корень Г. Жабры
7.Регуляцию жизнедеятельности организма с помощью гормонов называют:
А. прямой Б. нервной В. направленной Г. гуморальной
Моя отметка
Остальные выполняют тест в рабочем листе.А
А
В
Б
А
Г
Г
СЛАЙД 2
III Выявление места и причины затруднения
У многоклеточных водорослей тело не разделено на органы и имеет вид нитей, пластинок, кустиков. Ребята, а у высших растений имеются органы? Какие?
-Итак, тема нашего урока: Органы и системы органов растений. Побег.
СЛАЙД 3
Ребята, а какую цель мы поставим на уроке?
- А чтобы достичь этой цели, что нам нужно сделать? СЛАЙД 4
Достижение цели
Эксперимент
Спросить у взрослого
Подумать самому
Собрать нужный материал
(учащиеся решают, что достигать цели они будут сами, а для этого собирают нужный материал)
IV Построение проекта
-Ребята, а у нас достаточно знаний, чтобы рассказать о данной теме?
- А давайте, наметим план действий.
План урока
Что такое органы и их виды
Строение и функции побега
Строение и функции почек.
V Реализация проекта
Чтобы ответить на первый вопрос, что вы должны сделать? (работа с учебником и рабочим листом)
Найдите в учебнике на стр. 72, что называют органом и на какие две группы они делятся?
Органы растений: вегетативные- органы обеспечивающие основные процесс жизнедеятельности. (побег и корень)
Генеративные органы- органы размножения (цветок, плод, семя)
-А по какому признаку происходит деление органов?
- Приведите примеры вегетативных и генеративных органов и закончите схему в рабочем листе. (СЛАЙД 5)
- Найдите в тексте учебника из чего состоит побег. СЛАЙД 6
Задание 1: подписать на интерактивной доске и в рабочем листке из чего состоит побег.
СЛАЙД 7
Верхушечная почка- почка располагающаяся на верхушке побега.
Боковая почка- почка, расположенная по бокам над каждым побегом.
Пазуха листа- угол, между листом и расположенной выше частью стебля.
Пазушная почка- почка, находящаяся в пазухе листа
Междоузлие- участок стебля между двумя узлами.
Узел- участок стебля, на котором находится лист и пазушная почка.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Переходим к третьему вопросу нашего плана. Что же такое почка? (ответы учащихся, запись в рабочий лист) СЛАЙД 8
Почка- это зачаточный побег.
- Какую функцию выполняет почка?
- Какие почки бывают? (генеративная и вегетативная почка)
-Давайте их сравним. Внимание на слайд и рабочий лист. (учащиеся сравнивают)
Какой вывод можно сделать из сравнения? Напомню, что вывод начинается со слов: итак, таким образом, из этого следует.
В цветочной почке есть зачаточное соцветие, а в листовой- зачаточные почки. Ткань и там, и там-образовательная. Из зачаточного соцветия- образуется одиночный цветок или соцветие, а из зачаточной почки развивается стебель, листья, почки будущего растения.
Таким образом, рассмотрев строение цветочной и листовой почки, можно сделать вывод, что строение почки зависит от выполняемой функции.
VI. Включение в систему знаний и повторение
СЛАЙД 9
Назовите вегетативные и генеративные органы растений
Какое строение имеет побег?
Докажите, что почка зачаточный побег.
Что происходит с почками весной.
VII. Рефлексия
Подводим итог нашего урока СЛАЙД 10
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни
VIII. Домашнее задание параграф 27, тетрадь-тренажер с.4 №7, с.5 № 8,9. С.8 № 2, с.9 № 3, 4; с. 12 №2, с. 13 № 3
Выставление отметок за урок.
infourok.ru
Урок-зачёт в 6-м классе. "Органы и системы органов растений и животных"
Разделы: Биология
Цель: сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний по теме; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.
Тип урока: обобщение, путешествие по станциям.
Методы и приемы обучения: самостоятельная работа в группах; эвристический, проблемный.
Оборудование: задания для обучающихся – конверты разного цвета в зависимости от сложности заданий.
Структура урока:
Данный урок – зачет проводится в 6 классе после изучения темы «Органы и системы органов растений и животных» по учебнику Н.И.Сонина. Для проведения зачета класс делится на 4 команды. Каждая команда получает маршрутный лист, в котором указан порядок прохождения станций, фамилии членов группы, баллы, полученные при выполнении заданий.
Станции – это 4 стола, на которых разложено по 3 конверта разного цвета с заданиями: красный – задания на оценку «5», синий – задания на оценку «4», зеленый – задания на оценку «3». Для того, чтобы получить оценку за то или иное задание необходимо выполнить все задания данного конверта. Прибыв на станцию группа показывает учителю конверт того цвета, на какую оценку она готова отвечать. На каждой станции группа работает 7 – 8 минут, потом переходит на другую станцию, указанную в маршрутном листе. Все задания команды выполняют на отдельном листе бумаги. После окончания зачета учитель проверяет ответы, выставляет общую оценку команде, исходя из выполненных заданий и оценок, выставленных в самой группе друг другу (участие каждого в работе).
В конце урока учитель обобщает пройденный материал, делает выводы, объявляет баллы и оценки.
Маршрутный лист.
Порядок прохождения станций | Ф.И. участников |
Баллы |
Оценка |
1. «Отвечай-ка» |
|
|
|
2. «Проверяй-ка» |
|
|
|
3. «Любознайка» |
|
|
|
4. «На досуге» |
|
|
|
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Мы с вами закончили изучать раздел «Органы и системы органов растений и животных». Сегодня на уроке мы повторим пройденный материал, закрепим основные понятия темы. А чтобы интересней прошел урок мы с вами поиграем – совершим небольшое путешествие на поезде «Знания» по станциям, а поможет вам маршрутный лист, в котором указана очередность прохождения станций. Итак, начинаем наше путешествие. Желаю вам успехов!
2. Путешествие по станциям.
3. Проверка учителем работ обучающихся, выставление оценок.
4. Обобщение пройденного материала, выводы, итоговые оценки за урок.
5. Домашнее задание.
Станция «Отвечай-ка»
Вопросы на оценку «5»
- Назовите главные части цветка и поясните, какие гаметы они несут.
- Назовите признаки двудольных растений.
- Зарисуйте и подпишите части листа.
- Какую роль играют устьица и где они расположены?
- Почему организм называют «единым целым»?
- Как связаны между собой кровеносная, дыхательная, пищеварительная системы?
Вопросы на оценку «4»
- Из каких органов состоит растение?
- Как можно узнать возраст дерева?
- Назовите органы дыхания животных.
- Перечислите органы пищеварительной системы млекопитающих. Ее значение.
- Какие виды корневых систем встречаются у растений? Их признаки.
- Какое значение для растений имеет цветок?
Вопросы на оценку «3»
- Назовите главные части цветка.
- Перечислите системы органов животных.
- Назовите, из каких органов состоит кровеносная система млекопитающих.
- Почему насекомоопыляемые растения имеют яркую окраску цветка? Приведите пример.
- Предложите, какими способами можно размножить картофель, лук, ландыш.
- Назовите органы дыхания лягушки. Почему она живет в сырых местах?
Станция «Проверяй-ка»
На оценку «5» нужно правильно ответить 9-11 вопросов. На оценку «4» - на 7-8 вопросов. На оценку «3» - 6-7 вопросов.
- Как называется корневая система, в которой развиты боковые и придаточные корни?
- Какая система органов животных выполняет функцию воспроизведения себе подобных?
- Какую функцию в растительном организме выполняет покровная ткань?
- Что такое листопад?
- Что такое побег?
- Какие функции выполняет опорно – двигательная система?
- Какую роль в растительном организме играет цветок?
- Какое строение имеет соцветие кисть? Какие растения имеют данное соцветие?
- Где образуются семена в растительном организме?
- Назовите типы нервных систем у гидры, насекомых, млекопитающих.
- Какую роль в семени растений играет эндосперм?
Станция «Любознайка»
Вопросы на оценку «5»
- Чем простые листья отличаются от сложных? Найдите их в гербарии.
- Зарисуйте цветок и подпишите его части.
- Дайте определение терминам «орган», «система органов».
- Все ли растения имеют корень?
- Чем дышат все живые организмы?
Вопросы на оценку «4»
Вычеркни лишнее.
- Корень, лист, цветок, пестик.
- Пищевод, желудок, сосуды, кишечник.
- Сетчатая, узловая, брюшная, центральная и периферическая.
- Ландыш, смородина, береза, клен.
- Пшеница, ландыш, астра, рожь.
Вопросы на оценку «3»
Вставьте пропущенные слова.
- Главные части цветка____________и___________.
- Корень, стебель, лист, цветок – это______________________.
- Транспорт кислорода осуществляет___________________система.
- Рыбы дышат________________________.
- Выделительную систему млекопитающих составляют______________.
Станция «На досуге»
Задание на оценку «5»
Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Часть семени, содержащая питательные вещества.
3. Орган дыхания лягушки.
5. Орган полового размножения растений.
7. Орган пищеварительной системы млекопитающих.
По вертикали:
2. Часть зародыша семени.
4. Крупные сосуды кровеносной системы.
6. Орган растения, удерживающий его в почве.
8. Главная часть цветка.
Задания на оценку «4»
Составьте кроссворд, используя следующие органы растений и животных: лист, цветок, сердце, почка, трахея, мозг, корень.
Задание на оценку «3»
Отгадай загадки.
- Оно много меньше нас, а работает всяк час.
- Осенью пришла беда: Треснул домик гладкий. Поскакали кто куда круглые ребятки.
- Встречается у растений и у человека (орган).
- Мы на них стоим и пляшем, Ну, а если мы прикажем Нас они бегом несут Подскажи, как их зовут?
- Из почек появляются, Весною распускаются, Летом шелестят, Осенью – летят.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Система органов растений - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Основные органы растений Органы, которые обеспечивают основные процессы жизнедеятельности растительного организма: питание, рост, дыхание, выделение, называют вегетативпыми. Основные вегетативные органы растений — побег и корень. Все побеги одного растения образуют систему побегов, а совокупность всех корней — корневую систему.
Кроме вегетативных, у растений есть генеративные органы (от лат. genero— рождаю, произвожу), или органы размножения. К ним относят цветок, плод, семя.
Строение побега Побег — это стебель с расположенными на нем листьями и почками. Наличие листьев — главное отличие побега от корня. Почки могут быть верхушечными и боковыми. Верхушечные располагаются на верхушке побега, боковые — по его бокам над каждым листом. Угол между листом и расположенной выше частью стебля называют пазухой листа, а почки, находящиеся в пазухах листьев пазушными.
Участок стебля, на котором находится лист и пазушная почка, называют узлом. Он обычно толще междоузлия — участка стебля между двумя узлами. Таким образом, побег состоит из повторяющихся участков: междоузлий, узлов с листьями и почками.
Почка Почку называют зачаточным побегом. Снаружи она покрыта плотными кожистыми чешуями, под которыми находятся зачаточный стебель и маленькие зачаточные листья. В пазухах этих листьев расположены очень мелкие, едва различимые в лупу зачаточные почки.
Почечные чешуи защищают заключенный под ними зачаточный побег от высыхания и проникновения внутрь болезнетворных организмов, у зимующих почек — от замерзания. У некоторых деревьев чешуи пропитаны смолой, например у тополя и березы. Это усиливает защиту зачаточного побега.
Строение почек
На верхушке побега находится нежная образовательная ткань. Клетки ее постоянно делятся и обеспечивают формирование всех зачаточных органов побега.
Почки могут быть вегетативными и генеративными (цветочными). Из вегетативной почки образуется стебель с листьями и почками. В генеративной почке из образовательной ткани формируется зачаток соцветия или одиночного цветка. Из такой почки вырастает цветоносной побег.
Развертывание почки Весной почки на побегах набухают. Внутри почки происходит рост всех ее частей, особенно листьев и междоузлий. Некоторое время чешуи остаются плотно сомкнутыми. Затем они раздвигаются и появляются зеленые свернутые листочки молодого побега. Почечные чешуи при развертывании почки опадают. На стебле от опавших чешуй остаются рубцы в виде кольца — почечные кольца. По ним можно подсчитать возраст ветвей деревьев и кустарников.
encyclopaedia.bid
Реферат: Основные органы растений
Растение - живой организм. Каждое растение - дикорастущее, сельскохозяйственное, садовое, комнатное - представляет собой сложный живой организм. Первоначально все растения были дикорастущими, и человек использовал для себя то, что они давали в природе. С течением времени человек отбирал в природе наиболее полезные для себя растения и возделывал их, чтобы получить тот или иной продукт в наибольшем количестве и наилучшего качества.
Живое растение, особенно цветущее, радует глаз человека. Чтобы иметь возможность постоянно наслаждаться созерцанием живых растений, люди стали наиболее красивые растения выращивать в комнатах. Под влиянием ухода и специального воздействия эти растения превратились в комнатные цветы, отличающиеся особой красотой.
Каждое растение, в природе или в комнате, для своего существования требует определенных условий. Главнейшими из этих условий являются влага, элементы питания, воздух, свет, тепло. Для использования этих условий растение имеет особые органы. Так, влагу и растворенные в ней питательные вещества растение извлекает из почвы корнями, свет улавливает зелеными листьями, для размножения служат цветки с развивающимися из них семенами.
Корень. При прорастании семени появляется зародышевый корешок, из которого развивается главный корень. От главного корня отходит масса боковых корешков, которые образуют корневую мочку растения. У пальм, луковичных и некоторых других выращенных из семян растений главный корень довольно рано перестает расти, а взамен его из основания стебля появляются придаточные корни. У всех растений, выращенных не из семян, а из частей растения, например из черенка, главный корень отсутствует, а бывают только придаточные корни. На концах мелких корешков находится корневые волоски, через которые в основном поступают питательные вещества из почвы. Совокупность всех корней растения называется корневой системой. Прищипыванием главного корня при пикировке и умеренной подрезкой корней при пересадке растения можно усилить рост корневой мочки. А это увеличит поступление питательных веществ в растение. Корни дышат, т. е. поглощают кислород из воздуха, находящегося в рыхлой почве, и выделяют углекислоту. Поэтому рыхление земли в цветочных горшках и кадках способствует лучшему проникновению воздуха в почву, а следовательно, и лучшему росту корней и всего растения.
Корни растений весьма разнообразны по форме. Нередко встречаются растения (георгины, спаржа, некоторые виды бегоний) c утолщенными, разросшимися корнями, заполненными запасными питательными веществами. Филодендрон, антурий и некоторые другие образуют воздушные корни, отходящие от стебля, которые являются опорой для стебля растения.
Многие многолетние растения способны давать от корней ростовые побеги (корневые отпрыски). Такие растения (драцена, бирючина, некоторые виды пальм, роз) можно размножать корневыми отпрысками, делением куста, корневыми черенками.
Стебель. Стебель соединяет все органы растения, от корней к листьям проводит воду в растворенными в ней минеральными веществами, и от листьев к корням, цветкам и плодам - выработанные листьями органические вещества, из которых растение строит свое тело.
У большинства растений стебель держится вертикально, но у некоторых он обладает способностью виться, лазать или цепляться. Такие растения называют лианами. Их широко используют для вертикального озеленения стен, трельяжей, колонн. Для этой цели в комнатах используют виноград, ползучий фикус, плющ и в качестве свешивающихся (ампельных) растений - спаржу, традесканцию, хлорофитум. У кринума и кактуса в результате накопления запасов питательных веществ или воды стебель в местах накопления разрастается и образует различной формы утолщения. У некоторых растений стебли под землей образуют луковицы (гиацинты, тюльпаны), клубни (бегонии, глоксинии), корневища.
Эти видоизмененные части стебля являются не только местом накопления питательных веществ, но и средством для размножения растений.
У некоторых растений пустынь и полупустынь, например, у большинства кактусов, нет листьев. В этом случае стебель заменяет листья: он зеленый и усваивает из воздуха углекислоту. Стебли иглицы (рускуса) видоизменены настолько, что напоминают собой листья. На стебле (побеге) находятся почки, листья, цветки и плоды.
Почка представляет собой сильно укороченный зачаточный побег с зачаточными листьями и заканчивается точкой роста. Различают ростовые почки, имеющие зачатки побега и листьев, и цветочные почки, несущие зачатки цветка или соцветии. Цветочные почки обычно крупнее ростовых и более округлые.
Ростовая почка до распускания называется покоящейся. Часть почек, обычно расположенных в нижней части стебля, не распускается долго, иногда много лет, но сохраняет возможность к прорастанию. Такие почки называются спящими. Придаточные ростовые почки могут возникать по всему стеблю, обычно между древесиной и корой, на корнях или местах поранений. Покоящиеся, спящие и придаточные почни способны прорастать при обрезке и повреждении стеблей. Этим широко пользуются для формирования кроны, для восстановления утраченных ветвей или всей надземной части растения, для замены устаревших частей молодыми (омолаживание).
Лист. Значение листа для жизни растении огромно. В листьях находится зеленое вещество - хлорофилл. В хлорофилловых зернах листьев из углекислоты, воды и минеральных солей на свету создаются органические вещества, из которых растение строит свое тело. Процесс этот называется фотосинтезом. Протекает он только на свету и сопровождается выделением кислорода. Но листья не только поглощают углекислоту и выделяют кислород. В процессе дыхания они выделяют углекислоту, а поглощают кислород воздуха. Днем процессы накопления органических веществ преобладают над дыханием, ночью - наоборот. Поэтому днем растения улучшают в комнате воздух, обогащая его кислородом.
Поглощение и выделение углекислоты и кислорода происходит через мельчайшие отверстия - устьица, находящиеся чаще на нижней стороне листа. Через них же испаряется вода, что способствует поступлению питательных веществ из почвы через корни и продвижению их по растению. Испарение воды предохраняет растения и от перегрева. Поэтому очень важно, чтобы листья были всегда чистыми и достаточно освещались солнечным, лучше рассеянным светом.
Многие растения имеют красивые листья и ради этого выращиваются в комнатах.
Цветок. Основное назначение цветка - образование семян и плодов. Но комнатные растения редко размножаются семенами, и цветки здесь служат главным образом украшением. Из-за красоты цветков растения и выращивают в комнатах.
Цветки располагаются на растении или поодиночке, заканчивая собою побег (тюльпан и др.), или группами в определенном порядке. Эти группы называются соцветиями. Большинство декоративных растений образует соцветия различной формы и строения. Цветки бывают различных размеров, формы и окраски. Чрезвычайно разнообразны и исключительно красивы цветки роз, камелий, кактусов; у других растений своеобразно красивы соцветия, бутоны. Махровость цветка (увеличенное число лепестков) наряду с окраской и ароматом представляет исключительно ценное свойство декоративных растений, и махровые цветки расцениваются значительно выше простых (немахровых). Махровые цветки бывают у розы, камелии, розана, сирени и многих других растений.
Время и продолжительность цветения имеют большое значение. В периоды, неблагоприятные для цветения (осенью, зимой, а в открытом грунте и весной), каждый цветов дорог. Уже одна способность цвести в такой бесцветный период является ценным свойством того или иного растения. Зная время и продолжительность цветения, можно подбирать растения так, чтобы почти все время иметь цветущие экземпляры.
Растения цветут обычно один раз в год, но встречаются и такие растения, которые ежегодно цветут по два и по нескольку раз. Эти растения называются ремонтантными (отдельные группы роз, лимоны и др.). На продолжительность цветения оказывают значительное влияние питание, влажность, тепло, воздух и свет. Обилие света и влаги, например, у многих растений увеличивает продолжительность цветения. У большинства растений образование семян вызывает прекращение цветения, поэтому удаление завязей способствует продлению срока цветения.
Не только цветки, но часто и плоды являются украшением растения. В комнатах содержат многие растения с красивыми плодами (цитрусовые, паслен, плодовые).
Список литературы
www.neuch.ru