Разнообразия растений. Презентация на тему: Разнообразие растений 3 класс

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

Open Library - открытая библиотека учебной информации. Разнообразия растений


Разнообразие мира растений

Разнообразие мира растений можно наблюдать на территории нашего континента и убедиться в их огромном количестве. Только высших наземных и водных растений насчитывается до двадцати тысяч видов, не считая водорослей (подробнее: Водоем как экосистема), грибов и многочисленных бактерий (подробнее: Вода как среда жизни), которые также относятся к растительному миру.

Разнообразие мира растенийРазнообразие мира растений

Разнообразие форм растений

Разнообразие форм растений соответствует разнообразию условий жизни, но особенно большое значение в жизни растений имеют климатические условия.

Северные растения

Так, суровый климат севера с длинной, холодной, часто малоснежной зимой, резкими ветрами накладывает свой отпечаток на мир зеленых растений. Они прижимаются к земле, нередко образуя подушкообразные формы, что уменьшает их охлаждение.

Северные растенияСеверные растения

Низкорослость северных растений объясняется еще и тем, что холодные ветры зимой как бы подстригают их под уровень снега. Растения севера исключительно холодостойки, выносливы к резким переменам температуры: например, среди них имеются такие, которые, будучи застигнуты в цветущем состоянии рано наступившими холодами, промерзают и в таком виде перезимовывают, чтобы весной после оттаивания снова продолжать цветение…

Южные растения

На юге, в степной зоне, растительность совсем иная. Здесь уже не холод, длинная зима и короткое лето определяют приспособленность, а сухость климата, жаркое и длинное лето.

Южные растенияЮжные растения

Степные злаки-сухолюбы чередуются с разнообразными луковичными и корневищными растениями, покрывающими степь с весны великолепными узорами из ярких и нередко крупных цветов. Множество ароматических трав наполняет воздух разнообразными запахами. Хороша в это время степь!

…Тоже и трава разная бывает, как все равно и люди. Одна трава сама идет в гору, а другая за человеком ползет… степная трава сама по себе, горная трава сама по себе. У каждой свой предел…

Д. Мамин-Сибиряк

Но степи осталось немного, степные травы давно уступили место растениям полей, и лишь где-либо на южной или юго-восточной окраине Великой Русской равнины, в заповедных местах, где степные растения тщательно охраняются от уничтожения, можно увидеть остатки ковыльной степи, вдыхать степные ароматы, наблюдать весной яркие краски цветов.

Степные растенияСтепные растения

Еще своеобразнее в смысле приспособления к жизни в сухих условиях растения полупустынь и пустынь, занимающих большие площади Прикаспийской низменности и к востоку от нее.

Среди них имеются интереснейшие виды растений с жесткими, нередко колючими листьями, иногда совсем безлистные, черпающие влагу с больших глубин с помощью корней, достигающих десятка и более метров длины.

Здесь есть также растения-скороспелки, продолжительность жизни которых ограничивается несколькими неделями весны, пока в земле еще сохраняется влага: уже в начале лета они отцветают, предоставив ветрам пустыни заботу о распространении их семян.

Наконец, есть растения и с очень экономным расходованием влаги, обычно сочные и мясистые (солянки и т. п.).

Лесные массивы

К северу от степи лежат участки, где шла извечная борьба между лесом, наступавшим на степь в виде дубрав, и степью, наступавшей на дубравы. Вековые колебания климата от менее сухого к более сухому и снова к более влажному являлись в этой борьбе важным обстоятельством, влияющим на продвижение степи к северу, а леса — к югу.

Дубравы с примесью других широколиственных пород — клена, ясеня, вяза, а также липы — переходят в лиственно-хвойные и хвойно-лиственные леса с примесью березы и осины, обычных спутников северных хвойных лесов.

Лесной массивЛесной массив

Севернее лес постепенно принимает характер таежных еловых и елово-пихтовых лесов с примесью лиственницы и кедровой сосны (на северо-востоке).

По сухим песчаным местам, а к северу — по болотам и скалам издавна обосновались сосновые леса в виде роскошных строевых боров, редких и низкорослых сосняков торфяных болот и, наконец, остаточных сосняков (на юге и, юго-востоке Европейской части).

Такова общая картина растительности Европейской части с юга на север. Сходную картину представляет и растительность Азиатской части.

На Кавказе, Алтае, Памире, в Крыму, Приморском крае и некоторых других местах зеленый мир имеет свои, иногда весьма интересные особенности.

Широкая лесная полоса между тундрой и степью, тянущаяся в Европейской части с запада на восток на тысячи километров, представляет то могучие лесные массивы, то небольшие их остатки.

Условия жизни в тундре и степи сравнительно однообразны, но в лесной полосе они отличаются исключительным разнообразием. Здесь нет резких переходов климата, однако даже очень близкие, соседние, места различаются по температуре, влажности, освещению. Разнообразны здесь и почвы: от сыпучих песков до тяжелых глин, от торфянистой почвы до луговой, от подзолистой до черноземной.

Сложность условий жизни определяет богатство и разнообразие мира растений средней полосы. Вот почему эти места представляют особый интерес для натуралиста.

libtime.ru

Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе

Биология Разнообразие растений одного вида в растительном сообществе

просмотров - 479

Вегетативно-неподвижные растения. Вегетативно-подвижные растения. Счетные единицы. Плотность (обилие) вида. Глазомерный учет обилия. Формулы древостоя. Сопутствующие виды. Господствующие виды. Виды-строители

1. Какие растения называют вегетативно подвижными, а какие — вегетативно неподвижными? Приведите примеры.

2. Почему не удается поштучно считать вегетативно подвижные растения?

3. Что представляют собой счетные единицы? В чем их отличие от целых расте­ний? Приведите примеры

4. Объясните понятия «плотность», «обилие».

5. Как различают господствующие и сопутствующие виды? Каково их соотно­шение в растительных сообществах? Приведите примеры.

6. Какие виды называют строителями сообществ? Приведите примеры.

7. Объясните, почему кислицу, господствующую в травостое елового леса, нельзя считать видом-строителœем.

8. Что означает сокращение числа сопутствующих видов в растительном со­обществе?

Задания

Т. В сосновом лесу заложили 5 учетных площадок по 400 м2. На каждой из них было 10, 15, 11, 14, 16 деревьев сосны Рассчитайте численное обилие (плот­ность) сосны.

2. На лугу заложили 10 площадок по 4 м2 На них оказалось по 6, 8, 5, 7, 9 растений тмина обыкновенного. Рассчитайте плотность (численное обилие) тмина на данном лугу.

3. Расшифруете формулы древостоя и назовите типы леса: 8д1л1к, 5еЗб2ос, 7л2к1в, где д — дуб, л — липа, е — ель, б — береза, ос — осина, к — клен, в — вяз.

Вспомните! Возрастные состояния растений. Проростки, юношеские расте­ния, полувзрослые растения, взрослые растения. Конкуренция. Жизненные состояния растений. Семядоли. Папоротники.

Разнообразие взрислых деревьев ели. Когда вы идете по еловому лесу, на первый взгляд кажется, что ель представлена только крупными де­ревьями. Но присмотритесь внимательнее. Оказывается, что деревья отли­чаются по высоте, густоте кроны, толщинœе стволов (рис. 108). Одни ели вы­сокие, с толстыми стволами и i устыми кронами, другие — пониже, и кроны у них более жидкие, а третьи — совсœем угнетены, их ветки засохли, зелœеных хвоинок мало. Эти деревья имеют разное жизненное состояние (см. § 47). Стало быть, в одном и том же лесу бок о бок могут жить деревья с высокой, средней и низкой жизненностью. Различие деревьев одного возраста͵ оби­тающих в одинаковых условиях, объясняется конкуренцией между ними за свет, влагу, минœеральные соли.

Разнообразие молодых елœей. Гуляя в еловом лесу, легко найти проростки и юношеские растения ели. Οʜᴎ сильно отличаются по раз-

Рис. 108. Одновозрастные деревья ели разной жизненности, живущие в одном лесу 168

мерам и внешнему виду от взрослых деревьев и живут совсœем в иных ус­ловиях. ~

Првроетки ели— небольшие растеньица высотой всœего 3-5 см с мутов­кой из 7-9 линœейных семядолей (рис. 109). Их можно встретить на гнилых пнях, валежинах, у основания стволов, в местах, где не развит моховой по­кров. В больших количествах проростки появляются не каждый год, а толь­ко в урожайные годы, когда ель дает много семян. Такие урожайные годы слу­чаются через 4-8 лет. Возрастное состояние проростка у ели длится 1,5-2 го­да. На втором-третьем годах жизни большинство проростков погибает.

Юношеские растения имеют высоту 8-20 см. У них уже опали семядо­ли, побеги ветвятся, но слабо. Хвоинки короткие и мягкие. Стволик пока неясно выражен. Встречаются юношеские растения преимущественно у ос­нования стволов, реже на пнях. В лесу юношеские растения угнетены из-за корневой конкуренции (см. § 36) со взрослыми деревьями и недостатка све­та. Οʜᴎ медленно растут и могут < >ставаться в этом возрастном состоянии 20 лет и более.

Полувзрослые растения—это елочки высотой от 20 до 80 см. У них уже выражен стволик, а крона жидкая, плоская, похожа на зонтик. Зонтиковид­ная крона возникает потому, что главный побег растет медленнее, чем бо-

Рис. 109. Разные возрастные состояния ели: 1 — проросткл, 2 — юношеские растения; 3— полувзрослые растения, выросшие в тени (я) и на опушке (б)

ковые ветви. Плоская крона лучше улавливает свет, которого не хватает мо­лод! [м елочкам под тенью взрослых деревьев. Полувзрослые елочки в лесу угнетены, и их размеры не превышают размеры крупных травянистых рас­тений, к примеру папоротников.

Живущие в лесу полувзрослые елки-зонтики к 40-50 годам чаще всœего погибают. При этом если в лесу возникнет осветленное место, называемое в народе «окном», эти угнетенные деревца могут перейти к быстрому ро­сту. В «окнах» их кроны приобретают конусовидную форму. Ели начинают расти вверх, переходят во взрослое состояние, образуют шишки и дают семена.

Проростки, юношеские, полувзрослые и совсœем молодые деревья называют подростом. Обилие и состав подроста говорит об устойчивости леса. Присутствие подроста показывает, что в лесу есть взрослые деревья, приносящие всхожие семена. Молодые растения (см. § 45) — это своего рода резерв вида. Угнетенный в лесу подрост в случаях рубки, падения ста­рых деревьев, ветровалов, словом, при любом прореживании и осветлении леса, pt зко повышает свое жизненное состояние, начинает быстро расти и сменяет погибшие или вырубленные деревья.

Прореживание сельскохозяйственных посœевов и посадок. Человек искусственно прореживает посœевы и посадки культурных растений. Напри­мер, чтобы получить крупные корнеплоды свеклы, моркови, редьки, про­дергивают их молодые посœевы и удаляют мелкие и слабые растения. В лесу подобное же изрежи^ание мы наблюдаем у деревьев, но оно идет само собой без помощи человека.

Самоизреживание деревьев в лесу. В конкурентной борьбе побежда­ют деревья, растущие быстрее и образующие больше ветвей, листьев и кор­ней. Οʜᴎ перехватывают у более слабых, медленно растущих свет, влагу, питательные вещества. В ходе конкуренции ослабленные деревья погиба­ют и лес изреживается. Деревья с высокой жизненностью получают допол­нительное пространство для развития своих крон и корневых систем, бла­годаря неоднородности деревьев по жизненности происходит их самоизре­живание. Чем старше лес, тем крупнее деревья, тем больше места занимает каждое из них и тем реже они растут. Густота деревьев в еловых лесах зави­сит от возраста елœей. Вспомните, как густо растут молодые елочки, как труд­но пробираться через их чащу! А вот в старых ельниках, где деревьям за 60-100 лет, ходить легко и свободно, как в парке. Здесь деревья далеко от­стоят друг от друга.

Подрост. Самоизреживание

1.Какое значение для жизни леса имеет разнообразие одновозрастных де­ревьев по жизненному состоянию?

2.Почему происходит самоизреживание деревьев в лесу? Каковы последст­вия самоизреживания?

3.Что представляет собой подрост деревьев в лесу? Почему важно знать со­став и обилие подроста?

Рис. 110. Надземная ярусность (ярусы обозначены римскими цифрами)

4.Может ли растение с возрастом изменять уровень своего жизненного со­стояния[2]

Строение растительных сообществ

мершие хвоинки опадают не всœе сразу, как листья липы или черемухи, а по­степенно в течение всœего года.

В лиственных лесах обычно 5-7 ярусов, т. е. больше, чем в хвойных. В дубравах хорошо выражены два древесных яруса: более высокий — господ­ствующий ярус, в который кроме дуба могут входить вяз и граб, и сравни­тельно низкий — подчинœенный ярус, состоящий из липы, кленов остролист­ного, татарского, полевого, береста͵ рябины. Хорошо развит в дубравах ку­старниковый ярус из орешника, бересклета европейского, жимолости лесной, обыкновенной и др. Травяной ярус сильно меняется по временам года (см. § 41). Весной в нем преобладают ветреницы лютичная и дубрав­ная, хохлатки, чистяк, пролеска и другие эфемероиды. Летом эфемероиды не видны, бросается в глаза сныть, пролесник, зелœенчук, копытень. Назем­ный моховой покров в дубравах отсутствует, так как мхи не выносят ежегод­ного засыпания опавшими листьями. Пышная лесная подстилв а (см. § 40) в лиственных лесах препятствует образованию напочвенного мохового ков­ра. Мхи здесь растут главным образом на стволах деревьев с северной сто­роны: она лучше увлажняется и меньше пересыхает. Эту особенность роста мхов можно использовать для ориентировки в лесу (см. § 35).

Размещение подземных органов. В сообществах корневые системы, корневища, клубни, луковицы расте ний размещаются в почве слоями (см. рис. 110). Обычно чем выше растение, тем глубже в почву уходит его корне­вая система. В лесах наибольшей глубины (до 5-10 м) достигают корневые системы деревьев. Корневые системы кустарников достигают глубины 0,5-0,7 м, корни травянистых растений располагаются в почвенном слое на глубинœе 0,2-0,3 м, а ризоиды мхов находятс я чаще всœего у самой поверх­ности земли.

Подземная ярусностъ определяется не только глубиной корневых систем, но и их строением. Корневые системы включают разные корни: 1) многолетние, толстые, старые, закрепляющие растения в земле, уже не спосс бные поглощать почвенные растворы; 2) молодые, растущие, тонкие, которые несут корневые волоски и всасывают воду с растворенными в ней минœеральными солями.

Старые, покрытые пробкой многолет ние корни называют скелœетны­ми, а молодые, растущие — всасывающими. Всасывающие корни растений, обитающих в одном сообществе, от деревьев до однолетников, сосредоточи­ваются обычно в верхних слоях почвы на глубинœе до 30-40 см (см. рис. 110). Здесь больше всœего перегноя и минœеральных солей, необходимых растени­ям. Именно из поверхностных слоев почвы всœе растения сообщества чер­пают воду и минœеральные соли. Вот почему нельзя повреждать (вытапты­вать, сдирать, прожигать) поверхность почвы в лесах и на лугах.

Скелœетные корни, как уже отмечено, у растений разных жизненных форм и разных видов проникают на разную глубину. Именно эти корни и создают характерную картину подземной слоистости в том или ином рас­тительном сообществе.

Значение ярусов и слоев. Благодаря слоистости, ярусности в расти­тельных сообществах создаются разнообразные условия для жизни расте­ний. Кроны деревьев перехватывают свет и только небольшую часть его ос­тавляют нижним ярусам. Кустарники, в свою очередь, затеняют травы, ко­торые используют оставшийся свет. Лишь самая малая его доля достается напочвенным мхам. По этой причине в одном и том же лесу могут уживаться расте­ния разных экологических групп по условиям освещения. Наиболее светолю­бивы деревья господствующих ярусов (дуб, граб, вяз), менее светолюбивы деревья подчинœенных ярусов (липа, черемуха, рябина, клены), теневынос­ливы лесные кустарники и травы, кроме весенних эфемероидов (см. § 5). Лесные мхи и папоротники обычно тенелюбивы и не переносят слишком яркого освещения.

Горизонтальная расчлененность растительных сообществ. Гуляя в лесу, вы не раз видели, что многие растения (ландыш, черника, копытень, сныть и др.) растут группами. В одних местах этих растений много, a f дру­гих они совсœем отсутствуют. Такое неравномерное размещение растений возникает чаще всœего из-за особенностей их разрастания и вегетативного размножения. Характер групп (латок) зависит от степени вегетативной подвижности и жизненной формы растения. Вегетативно-неподиижные растения (к примеру, копытень, вороний глаз) образуют сравнительно не­большие латки. Вегетативно-подвижные растения (сныть, м шник, ландыш) формируют обширные заросли.

Характер размещения растений в сообществах зависит также и от особенностей микроусловий. Так, папоротник страусник обыкновенный вс гречается на влажных местах, к примеру вблизи ручьев, по днищам овра­гов. Папоротник кочедыжник женский посœеляется у вывалов деревьев, на упавших гниющих стволах, пнях и валежнике. Осока волосистая придержи­вается сухих мест и часто растет на верхних частях склонов.

Особенности размещения растений по площади растительного сооб­щества характеризуют его горизонтальную расчлененность.

oplib.ru

Разнообразие растительных организмов, их классификация. Конспект

Проявления разнообразия растительных организмов. Морфологические типы растений и их эволюцияРастительный мир поражает своим разнообразием. По подсчетам ученых на нашей планете растет более 500 видов растений. Однако, это приблизительное число видов, поскольку ученые ежегодно описывают новые виды и не только в малоисследованных районах тропических лесов Амазонки и Юго-Восточной Азии, но и в освоенных районах Европы.

Разнообразие растительных организмов проявляется в следующем: в их различиях по размерам (от микроскопических одноклеточных водорослей до гигантских морских водорослей и высоких древесных растений), в различиях по форме тела, внутренним строением, внешним видом, продолжительностью жизни, особенностями физиологических и биохимических процессов, особенностями жизненного цикла и различиями по многим другим признакам. Достаточно разнообразны и экологические условия существования растений, которым удалось освоить даже самые неблагоприятные мисцезростання.Одним из проявлений разнообразия растительного мира является существование нескольких морфологических типов растительных организмов. Морфологический тип определяют по сложности внутреннего строения и внешним видом организма. По этим признакам выделяют следующие основные морфологические типы растений: 1) одноклеточный, 2) колониальный, 3) неклеточный, 4) многоклеточный.В одноклеточном типе все функции и процессы, характерные для живого организма, осуществляются в одной клетке, которая одновременно является целостным организмом и выполняет все его функции. Здесь клеточный уровень структурной организации совпадает с организменном. Этот тип строения характерен для низших растений - прокариотических и отдельных групп эукариотических водорослей, а также для некоторых групп грибов (у высших растений одноклеточное стадию имеют лишь отдельные фазы, например, половые клетки, споры).

Колониальный тип является промежуточным между одноклеточным и многоклеточным. Колония представляет собой скопление клеток. В ней достаточно хорошо выраженные индивидуальные свойства клеток, то есть они соединены в основном механически (однако, у высокоорганизованных колониях уже наблюдается распределение функций между отдельными группами клеток). Клеточные колонии разных видов отличаются степенью автономности их клеток - от почти случайных скоплений к хорошо организованным образований, в которых группы клеток четко распределены по выполняемым функциям, имеют определенные отличия в строении и, таким образом, отдаленно напоминающие многоклеточные образования. Этот тип встречается только у низших растений, в частности у отдельных видов водорослей (например, вольвокс, пандорина, сценедесмус).

Неклеточный или сифональний тип строения образуется в результате значительного увеличения размеров одной клетки или слияния отдельных клеток, иногда их значного числа. Клеточная оболочка и плазмалемме между ними при этом разрушаются, вследствие чего возникает одна гигантская псевдоклитина, со многими ядрами в протопласты. Этот тип строения встречается редко и характерен для отдельных видов водорослей (например, ботридий, каулерпы) и для низших грибов (например, слизевиков).

Многоклеточный тип строения характерен для многих видов низших растений, высших грибов и всех высших растений (у высших растений клетки образуют настоящие ткани и четко дифференцированы на отдельные органы). Для высокоорганизованных низших многоклеточных форм можно наблюдать первичную дифференциацию талом на ткани и органы, имитирующие органы высших растений. Однако, настоящие ткани и органы в них не возникают.

Наибольшим разнообразием морфологических типов отличаются низшие растения, представленные всеми типами. В основе их эволюции лежит одноклеточный тип, который стал исходным для других типов. В дальнейшем из него путем дифференциации возник многоклеточный тип, однако это происходило через промежуточный тип, которым является колонии. Именно в результате более глубокой дифференциации и специализации клеток наиболее высокоорганизованных колоний возник многоклеточный тип. Дальнейшее углубление специализации в теле многоклеточных организмов в процессе эволюционного развития привело к возникновению настоящих тканей и хорошо выраженных органов. Неклеточный тип строения считается эволюционным тупиком, поскольку он имеет значительные недостатки в организации. Этот тип возник путем обычного размеров одной клетки или путем слияния многих клеток в одну структуру.

worldofscience.ru

Разнообразие растений на Земле

В ходе изучения материала учебника и хрестоматии на протяжении нескольких уроков  мы постарались выявить  отличительные особенности, разнообразие форм  растительного мира и значимость  Царства растений в жизнедеятельности человека.

Водоросли, колышущиеся под водой, и нарцисс, залитый солнечным светом, и лишайники, похожие на высохшую накипь на камне, кажутся совершенно разными, но все это – растения. В мире их тысячи видов. Это удивительные существа.

Растения – живые организмы. Без них люди и животные не смогли бы выжить. Они дают нам пищу, насыщают воздух необходимым для дыхания кислородом и поглощают из него вредный углекислый газ. Растения могут расти в помещении и на открытом воздухе, высоко в горах, в жарких, сухих пустынях и на морском дне. Они питаются солнечным светом, не бродят в поисках пищи, а вырабатывают ее сами.

На многих растениях есть цветы. Все цветущие растения имеют одинаковые части: сильный стебель поддерживает цветок; корни всасывают из почвы воду и питательные вещества; зеленые листья поглощают солнечный свет, необходимый для жизни растения; молодые  листья и цветы свернуты в тугие бутоны; у большинства цветов яркие лепестки.

Зеленый цвет листьев необходим для превращения солнечного света в питательные вещества. Растения тенистого леса обычно имеют большие листья, чтобы уловить как можно больше солнечного света. В очень влажных местах у растений блестящие листья, чтобы дождевая вода стекала с них. У кактусов вместо листьев  колючки. Из-за колючек животные не едят кактус, а воду он запасает в толстом стебле.

Корни поглощают воду. Она поднимается по стеблю к листьям. Вода нужна для роста растения. Корни растений бывают разные.

Проведём опыт. Обернем горшок с цветком чистым сухим целлофановым пакетом и поставим его в теплое место. Через некоторое время на пакете появятся крошечные капли воды. Почему это происходит?

Вывод: растения потеют! Таким образом они избавляются от лишней воды. Через крошечные отверстия в листьях выходит вода и поступает в воздух.

Новые  растения выращивают из семян. У каждого они особенные. Семена по-разному покидают растение и находят себе место, где расти. Семена клёна и одуванчиков летают по воздуху. Птицы клюют ягоды, и семена попадают на землю с птичьими испражнениями.

Семена некоторых растений, например, индийского лотоса, могут прорасти даже через тысячу лет. Возраст семян арктического люпина, найденных в мёрзлой почве составляет 15 000 лет. Некоторые из этих семян дали всходы, а на одном из них даже появились цветы.

Проведём ещё один опыт. Возьмем семена гороха или фасоли,  посадим их в землю и польем водой. Через несколько дней из земли появятся зеленые росточки. Почему это происходит?

Вывод: внутри любого семени есть зародыш. Когда семечко попадает в почву, и разбухает от воды, зародыш начинает расти и пробиваться к свету – наверх. Новое растение получает питательные вещества из семечка. Позже, когда вырастут листья и начнут вырабатывать пищу для растения, семечко высохнет и сморщится.

Когда растение вырастает, оно начинает цвести. Цветок – очень важная  часть растения. В нем образуются семена, из которых потом вырастут новые растения.

Цветок имеет свои части: чашелистик, лепестки, тычинки с пыльцой, пестик Чтобы образовались семена, пыльца с тычинок должна попасть на пестик. Во многих цветках образуется сладкий сок – нектар, который любят пить бабочки и другие насекомые. Они садятся на цветок, при этом вымазываются в пыльце и переносят её на другие цветы. Так происходит опыление.

Сережки – это тоже вид цветка. Ветер переносит пыльцу с одной серёжки на другую.

Яркие цвета и запахи привлекают к цветам и птиц. А цветок орхидеи офрис, или шмель цветковый очень похож на самца пчелы, поэтому пчёлы охотно садятся на него.

В Боливии обнаружили растение – пуйя раймондии, которое живёт более ста пятидесяти лет, прежде чем на нём распустится одно огромное соцветие. Оно состоит из 8000 цветков и может достигать в высоту 11 метров. После того, как цветок вырастёт и в нём образуются семена для нового растения, старое растение умирает.

На месте цветка после опыления появляется плод. Плод – это часть растения, в которой находятся семена.  Плоды падают на землю, прорастают – так появляются новые растения.

Цветы и листья находятся на стебле. По стеблю из почвы через корень поднимается вода. Стебли бывают тонкие – травянистые и сильные, крепкие – древесные. Древесные стебли у деревьев называют стволами. Они бываюточень толстыми и высокими. Например, ствол гигантской секвойи в Калифорнии такой огромный, что через арку, образованную им, может свободно проехать машина.

Каждый год вокруг ствола нарастает новый слой древесины. Если посмотреть на поперечный срез ствола дерева, можно увидеть много колец. Посчитав их, можно определить возраст дерева. Некоторым деревьям по несколько сотен лет.

На коре дерева есть  особый узор. У каждой породы он свой. Кора деревьев прочная. Она защищает ствол от вредных воздействий окружающей среды.

Растения очень хорошо приспосабливаются к окружающим условиям и растут везде, где есть для этого хоть самая маленькая возможность, а именно: солнечные лучи, почва, вода, семена.

Способы выживания растений просто удивительные! Высокогорные растения располагаются близко к земле. У них маленькие цветы и листья, которые легко укрываются от ледяного ветра. Некоторые растения пустыни похожи на гальку. Так они обманывают животных, которые их едят. Под горячим песком пустыни ростки прячутся в ожидании дождя. Когда идёт дождь, они очень быстро прорастают и расцветают. А через несколько дней они дают семена и умирают. Перекати-поле похоже на шар. Ветер катит шар при этом семена высыпаются из него.

Самое крошечное цветущее растение на Земле – плавучая ряска волффиа аррхиза. Размер его листочков составляет всего полмиллиметра в поперечнике. На ногте пальца человека свободно разместятся 25 таких растений.

А вот самый большой в мире цветок у раффлезии – не имеющего листьев растения из тропических лесов Юго-Восточной Азии. Это растение-паразит живёт на лианах. Отдельные цветы достигают одного метра в поперечнике. Красно-белые цветы раффлезии выглядят весьма привлекательно, но имеют отвратительный запах гниющего мяса. Он привлекает мух, которые и опыляют цветок.

Гигантская ламинария – это водоросль, образующая настоящие подводные леса в прибрежных водах Калифорнии. Её ветви достигают ста двадцати метров в длину, что позволяет считать ламинарию одним из самых высоких растений в мире.

После изучения различных материалов о растениях, нами сделаны следующие выводы: Растения – живые организмы, обогащают воздух кислородом. Они растут практически везде, где есть солнце, почва и вода. Размеры растений колеблются от половины миллиметра до 120 метров. Человек научился активно использовать растения для своих нужд.

Использование растений человеком: источник пищи, использование древесины в хозяйстве, топливо, стройматериалы, изготовление бумаги, получение каучука и резины, изготовление бечевы, верёвок, канатов и тросов, получение лекарств, изготовление парфюмерии и средств гигиены, использование нефти. Оказывается, нефть образуется из мельчайших морских растений, похороненных на дне океана миллионы лет назад!Растения – часть живой природы, без которой человек не может существовать

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разнообразие условий существования растений

8 мин.

 

 

 

 

8 мин.

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

4. Формирование новых понятий и способов действия

Условия существования растений.

В каждой природной зоне на сравнительно небольшой территории можно обнаружить значительное разнообразие условий для жизни растений. Так, например, в Московской области, пройдя 3-5 км, вы можете увидеть и тенистый еловый лес, и пронизанный светом березовый, и глубокие заросшие овраги. На вашем пути могут встретиться и небольшой ручей, и речка, берега которой, то пологие, песчаные, то обрывистые, глинистые, и поля, засеянные разными культурами, и красочный сенокосный луг, и пастбище с низкими травами и крупными растениями полыни и чертополоха. Как различаются растения по разнообразию условий их существования. Одни растения могут жить в самых различных условиях. Ольха серая, например, растет и в хвойных, и в смешанных, и в лиственных лесах (рис. 89). Она встречается на лесных болотах, на сухих песчаных и на влажных глинистых почвах, на плоских участках и на крутых склонах, по днищам оврагов и по берегам рек. Береза повислая может образовывать чисто березовые леса, как примесь присутствовать в еловых, сосновых, дубовых и смешанных лесах. Береза легко заселяет разнообразные места, нарушенные человеком: карьеры, откосы дорог, вырубки, пожарища и даже обитает на карнизах и крышах заброшенных зданий. Лютик ползучий можно встретить в лесу и на опушке, на лесной поляне и на лугах, на заболоченных местах и на пашне. Другие виды обитают в строго определенных условиях. Так, ольха клейкая, или черная, растет только на обильно увлажняемых торфянистых болотных почвах вдоль рек, по берегам водоемов, в оврагах (рис. 89). Клюква и росянка (§ 34) встречаются только на сфагновых болотах, а рдест курчавый – преимущественно в быстротекучих небольших речках. Растения, которые могут жить в разнообразных условиях, обладают широкой экологической приспособленностью: ольха серая, береза повислая, лютик ползучий. Виды, живущие в строго определенных условиях, обладают узкой экологической приспособленностью: ольха черная, клюква, росянка, рдест курчавый.

А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.  Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Как условия существования влияют на растения.

Если растение имеет широкую экологическую приспособленность, то в одних местах оно находит более благоприятные условия жизни, в других местах условия бывают менее благоприятны, а то и вовсе плохие. Например, лютик ползучий прекрасно растет на влажных рыхлых почвах в придорожных канавах, на заброшенных пашнях, на влажных лугах. Здесь формируются крупные растения лютика высотой до 50-70см, с большими листьями, многочисленными ползучими побегами.

 

Чтение текста учебника с последующими комментариями учителя

 

 

Сообщение учителя с элементами беседы и использование рисунков учебника и таблицы на доске

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Разнообразие растений 3 класс - презентация к уроку Окружающий мир

Презентация на тему: Разнообразие растений 3 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1 Проект по теме «Разнообразие растений» Подготовила ученица 3 «Б» класса Воробьев Описание слайда:

Проект по теме «Разнообразие растений» Подготовила ученица 3 «Б» класса Воробьева ОльгаРуководитель проекта: Александрова И.В.МОУ гимназия №4 город Озеры

№ слайда 2 Цели и задачи Доказать, что растение -живое существо.Как воздействует солнечный Описание слайда:

Цели и задачи Доказать, что растение -живое существо.Как воздействует солнечный свет на жизнь растенийУзнать, чем одна группа растений отличается от другой

№ слайда 3 Содержание Разнообразие растенийРастение-живое существоДыхание и питание растени Описание слайда:

Содержание Разнообразие растенийРастение-живое существоДыхание и питание растений Деревья, кустарники, цветыЛекарственные растенияРастения из Красной книгиИсчезающие растения, причины исчезновенияЛитература

№ слайда 4 Разнообразие растений Описание слайда:

Разнообразие растений

№ слайда 5 Дерево: это обычно крупное растение с многолетними деревянистыми стеблями. Каждо Описание слайда:

Дерево: это обычно крупное растение с многолетними деревянистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, а ветви образуют крону.

№ слайда 6 Деревья Описание слайда:

Деревья

№ слайда 7 Лиственные деревья Лиственные деревья относятся к царству растений, отделу высши Описание слайда:

Лиственные деревья Лиственные деревья относятся к царству растений, отделу высших растений, имеющих цветок. Лиственные деревья обычно легко узнать. Одни имеют обширную корону, другие более вытянуты вверх. Резко выражена листовая пластина, почки, плоды – характерные составляющие лиственных растений. Сейчас трудно найти уголок на планете, где не было бы представителей лиственных растений. Поражает воображение огромное разнообразие лиственных деревьев и кустарников. Берёза, бук, ясень, липа, вяз, ива, клён, багульник, тополь, ольха, орех, бархат, боярышник, бузина, вереск, дуб, - вот лишь маленькая толика лиственных деревьев. В нём нет экзотических представителей, не характерных для нашей страны.

№ слайда 8 Лиственные Береза.Красивые листопадные деревья с прозрачной, сквозистой кроной и Описание слайда:

Лиственные Береза.Красивые листопадные деревья с прозрачной, сквозистой кроной и часто с тонкими, свисающими ветвями и светлоокрашенными стволами. Дуб.Крупные красивые вечнозеленые деревья с мощной шатровидной кроной, кожистыми листьями, глубокой корневой системой с мощным стержневым корнем, реже кустарники. Липа.Дерево до 40 м в высоту с густой широкопирамидальной кроной. . Листья распускаются в середине мая, несколько раньше липы мелколистной, опадают в октябре. Цветки белые.

№ слайда 9 Хвойные деревья Листья хвойных деревьев видоизменены и имеют форму длинных , тон Описание слайда:

Хвойные деревья Листья хвойных деревьев видоизменены и имеют форму длинных , тонких иголочек и называются хвоинками. Большинство хвойных сохраняют иголки в течении всего года, постоянно формируя новые. Вот почему за исключением лиственницы, хвойные всегда зеленые. К таким деревьям относятся ель, сосна, пихта. Семена хвойных деревьев запрятаны в шишках.

№ слайда 10 Хвойные Сосна.Вечнозеленое однодомное дерево высотой до 45 м. Ствол диаметром до Описание слайда:

Хвойные Сосна.Вечнозеленое однодомное дерево высотой до 45 м. Ствол диаметром до 1 м, покрыт красновато-бурой, бороздчатой, отслаивающейся корой.ПихтаСтвол прямой, высотой до 80 м, с густой, обычно конусовидной кроной. Листья (хвоя) плоские, на верхушке большей частью притупленные, снизу с двумя светлыми полосками, по которым располагаются устьица Семена крылатые, по созревании семян вместе с ними отпадают чешуйки.Лиственница.Высокие вечнозелёные деревья с густой кроной и прямым стволом. Дерево до 45 м высотой с конусовидной, опущенной до земли кроной и серым стволомдо120 см в диаметре.

№ слайда 11 Кустарники Жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0 Описание слайда:

Кустарники Жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет.Чаще всего расположены на границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра)

№ слайда 12 Кустарники Малина Листопадный кустарник с многолетним корневищем, из которого ра Описание слайда:

Кустарники Малина Листопадный кустарник с многолетним корневищем, из которого развиваются двухгодичные надземные стебли высотой до полутора метров.БоярышникКак правило, высокий кустарник или небольшое дерево. Побеги пурпурно-красные, с колючками длиной 3—6 см. Плод — мелкое яблоко, образованное из гинецея, обросшего снаружи гипантием, размер 1—4 см. БарбарисВетвистый кустарник с трёхраздельными колючками, в углах которых сидят укороченные веточки с пучками обратнояйцевидных, по краям реснитчато мелкопильчатых листьев с короткими черешками.

№ слайда 13 Цветы Покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. Насчитывает свыше 4 Описание слайда:

Цветы Покрытосеменные отдел высших растений, имеющих цветок. Насчитывает свыше 400 семейств, более 12 000 родов и, вероятно, не менее 235 000 видов. По числу видов Цветковые растения значительно превосходят все остальные группы высших растений, вместе взятые.

№ слайда 14 Цветы КалендулаОднолетнее прямостоячее растение 20-75 см высотой.Побеги толстые, Описание слайда:

Цветы КалендулаОднолетнее прямостоячее растение 20-75 см высотой.Побеги толстые, ребристые, светло-зелёные, опушённые липкими железистыми волосками. зычковые цветки — жёлтые или оранжевые, сверху блестящие, с нижней стороны матовые. НезабудкаОднолетние травы небольших размеров.Стебли ветвистые 10—40 см высотой.Листья очерёдные сидячие, ланцетные, линейно-ланцетные или лопатчатые.Цветки обычно голубые с жёлтым глазком, иногда розовые или белыеГладиолусРастения многолетние. Стебли прямые, неветвящиеся, одиночные. Листья тонкие, линейные или мечевидные 50-80 см длиной, голубовато-зеленого цвета.

№ слайда 15 Мхи Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм Описание слайда:

Мхи Как правило, это мелкие растения, длина которых лишь изредка превышает 50 мм. Мхи встречаются на всех континентах, в том числе в Антарктиде, нередко в экстремальных условиях обитания. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, которые созревают в спорангиях на спорофите.

№ слайда 16 Мхи СфагнумБолотное растение из которого образуется торф; торфяной мох.Из-за мал Описание слайда:

Мхи СфагнумБолотное растение из которого образуется торф; торфяной мох.Из-за малой теплопроводности употребляется в строительном деле как изоляционный материал в виде пластинок, порошка, изготовляемого из этого торфа; также дезодорирующее средство.Кукушкин ленПроизрастает в местах с высокой влажностью. Имеет высокие стебельки, обычно возвышающиеся на 5-10 см, но иногда достигающие 30 см и более.

№ слайда 17 Папоротники Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохр Описание слайда:

Папоротники Современные папоротники — одни из немногих древнейших растений, сохранивших значительное разнообразие, сопоставимое с тем, что было в прошлом. Разнообразие форм листьев, удивительная экологическая пластичность, устойчивость к переувлажнению, громадное количество производимых спор обусловили широкое распространение папоротников по Земному шару. У папоротников ещё нет настоящих листьев. Но они сделали в их направлении первые шаги. То, что у папоротника напоминает лист — вовсе не лист, а по своей природе — целая система ветвей, да ещё расположенных в одной плоскости. Папоротники размножаются спорами и вегетативно.

№ слайда 18 Папоротник Щитовник пахучийнизкорослый горный или тундровый розеточный папоротни Описание слайда:

Папоротник Щитовник пахучийнизкорослый горный или тундровый розеточный папоротник. Листья жёсткие, плотные, узкие, прямостоячие, многолетние, собраны в плотные розетки. Листовые пластинки тёмно-зелёные, дважды перистые, по форме — почти ланцетные Спорангии эллиптические, расположенные вдоль питающих жилок листа. Адиантум Папоротник с тонкими ползучими корневищами, покрытыми матовыми коричневыми или чёрными чешуями. Листья очередные или супротивные. Черешки листьев тёмные, блестящие, у основания также с чешуями.

№ слайда 19 РАСТЕНИЕ - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО Растение, как любое живое существо, дышит и вдыхает ки Описание слайда:

РАСТЕНИЕ - ЖИВОЕ СУЩЕСТВО Растение, как любое живое существо, дышит и вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород «вдыхают» листья через маленькие отверстия на листовых пластинах – устьица. Устьица, как правило, располагаются на нижней части листовой пластины. Но могут быть и сверху. Так, например, у водяных лилий листья плавают на воде. Поэтому растение дышит верхней стороной листа, где и расположены устьица. Растение получает кислород как в воздухе (с помощью листьев), так и под землей (с помощью корней). «Выдыхается» углекислый газ в воздух и под землю. Из почвы растение с помощью корней получает воду и растворенные в ней соли. Но растению для нормального развития и роста требуется еще сахар крахмал. Этих веществ в почве нет. Когда свет падает на лист, часть его энергии поглощается зеленым пигментом, находящемся в листе. Этот пигмент называется хлорофиллом. Растение преобразует энергию солнца, и получаются молекулы сахара, которые разносятся по всему растению. Ненужный кислород выделяется обратно.

№ слайда 20 Дыхание растений Описание слайда:

Дыхание растений

№ слайда 21 Питание растений Описание слайда:

Питание растений

№ слайда 22 Лекарственные растения РомашкаПрименяют как противовоспалительное, слабое. Ромаш Описание слайда:

Лекарственные растения РомашкаПрименяют как противовоспалительное, слабое. Ромашка принимается внутрь в виде чая или настоя, её используют при спазмах кишечника, а также как потогонное средство. Настоем ромашки ополаскивают волосы для придания им золотистого оттенка.Мать и мачехаЦенное средство от кашля. А также от слизистой мокроты. Чаем из неё можно облегчить откашливание, сделать более жидкой вязкую бронхиальную слизь, а значит, принести настоящее облегчение больным хроническим бронхитом.ПодорожникСухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве противовоспалительного и отхаркивающего средства при бронхитах, коклюше, астме.

№ слайда 23 Лекарственные растения МалинаЗаваренные как чай сухие плоды исстари считаются хо Описание слайда:

Лекарственные растения МалинаЗаваренные как чай сухие плоды исстари считаются хорошим потогонным и жаропонижающим средство:: -при простудных заболеваниях. Плоды улучшают аппетит, регулирует деятельность желудка и кишечник. Плоды также обладают противорвотным, обезболивающим и противовоспалительным действием. Укроп Настой из листьев и стеблей применяют при гипертонической болезни. Семена и эфирное масло укропа действует как ветрогонное, седативное и спазмолитическое средство. Настой семян употребляют внутрь как противогеморроидальное средство и наружно как ранозаживляющее и при аллергическом зуде кожи.Лимон С лечебно-профилактической целью лимоны употребляют при гиповитаминозах, авитаминозах, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, нарушении минерального обмена, ревматизме, мочекаменной болезни, атеросклерозе, цинге, ангине, подагре, гипертонии. настойку лимонной корки или цедры — как средство, повышающее аппетит, седативное и противорвотное.

№ слайда 24 Растения из Красной книги ЛандышРастение имеет тонкое ползучее корневище. Почти Описание слайда:

Растения из Красной книги ЛандышРастение имеет тонкое ползучее корневище. Почти в самом низу стебля расположены 2-3 листа овальной формы. Цветки белые, с приятным тонким запахом, собраны в кисти. Плоды - ягоды алого цвета. Цветет в июне – июле.Женьшень Женьшень настоящий – это многолетнее травянистое растение высотой 40-60 см. его листья по внешнему виду похожи на листья клена. Цветки мелкие , невзрачные, собраны зонтиком. Плоды – ягоды красноватого цвета.. Клевер темно – каштановыйРастение имеет тонкие стебли, на которых расположены небольшие, продолговатой формы листья. Цветки мелкие, вначале темные – ореховые, позднее темно-каштановые, собраны в густые кисти .

№ слайда 25 ятрышник . Описание слайда:

ятрышник .

№ слайда 26 Исчезающие растения Описание слайда:

Исчезающие растения

№ слайда 27 Купальница Распространена от тундровой до степной зоны Европы, в Западной Сибири Описание слайда:

Купальница Распространена от тундровой до степной зоны Европы, в Западной Сибири, а за пределами России в Скандинавии. Раньше купальница европейская принадлежала к обычным растениям средней полосы, теперь же из-за истребления на букеты встречается все реже и реже. Характерные места обитания купальницы европейской — опушки смешанных лесов, сырые лесные поляны, луга. Купальница в массе растет среди кустарников на разнотравных лугах.  В Подмосковье размер растений зависит от мест обитания. Цветки купальницы шаровидные, крупные, в диаметре достигают 5 см. Чашелистики в количестве от 10 до 20 образуют шарообразный цветок. Цветки купальницы слабо душистые. Их цвет колеблется от бледно-желтых до золотисто-желтых. Лепестки-нектарники не превышают размера чашелистиков и имеют более интенсивную оранжевую окраску. Они немного короче тычинок, узкие, почти линейные, слегка расширенные сверху. Все части цветка скрыты под чашелистиками. Купальница европейская цветет при практически закрытом цветке. Стебель простой, иногда ветвистый. Цветет купальница европейская в конце мая — начале или середине июня, в течение 20—30 дней. Семена созревают в конце июня — июле. Плод — листовка с носиком, круто завернутым внутрь, очень коротким, не более 1 мм длиной. Листовки собраны в рыхлую головку шарообразной формы.  Причины исчезновения: Купальница многолетняя трава. Но зацветает она только на девятый год. Это довольно обычное растение , но во многих областях она взята под охрану из за того, что ее активно уничтожают любители букетов. Редкий сокращающийся в численности вид.

№ слайда 28 Список используемой литературы Ушакова О.Д. «Красная книга России: Растения/ Сло Описание слайда:

Список используемой литературы Ушакова О.Д. «Красная книга России: Растения/ Словарик – справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литератур», 2009.Плешакова А.А. «От земли до неба» атлас определитель для учащихся начальных классов/ - 8-е изд. – М.: Просвещение, 2007.Шалаева Г.П., Терентьева И.Г., Курбатова Н.В.«Новейший справочник школьника. 1-4 классы/- М.: СЛОВО, Эксмо, 2007.

ppt4web.ru

Разнообразие растительного мира

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Презентация помогает усвоению данного материала, так как представлена тремя главными этапами урока: проверка, изучение и закрепление (с гиперссылками), которые педагог может использовать «на своё усмотрение». Так можно применить только этап проверки или закрепление изученного материала.

Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта, что обеспечивает быструю безошибочную аттестацию учащихся по темам. Во время урока используются информационно-коммуникативные технологии – демонстрация презентации, работа с цифровым микроскопом. На этапе изучения новых знаний и способов действий учащиеся заполняют таблицу «Классификация растений», таким образом, систематизируя свои знания. Для разминки используется физкультминутка (упражнение «пчелка»), что способствует развитию дыхательной системы. Далее дети рассказывают о 10 самых удивительных растений мира (эти сообщения были даны им на прошлом уроке на дом) и их сообщения сопровождаются показом соответствующих слайдов. Затем ребята отгадывают кроссворд (смотрите презентацию), а один обучающийся заполняет его в компьютере по мере отгадывания. Подводим итоги урока и даем информацию выполнения домашнего задания, используя учебник В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: Дрофа, 2008. стр. 153-158, §37, читать, отвечать на вопросы в конце параграфа, подготовить устное сообщение о любом интересном для обучающегося растении.

Ведущая дидактическая цель: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений.

Форма урока: комбинированная.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Задачи урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с многообразием растительного мира, способствовать формированию понятий «цветковые и нецветковые растения», «теневыносливые и светолюбивые», «культурные и дикорастущие».
  • Развивающая: развить умение анализировать, сравнивать, делать выводы, продолжить формирование умений работать с рисунками учебника, таблицами, пользоваться техникой и лабораторным оборудованием, развить самостоятельность и уверенность в силах.
  • Воспитательная: способствовать формированию материалистического мировоззрения, воспитывать заботливое отношение к окружающей среде.

Оборудование: лабораторное, ТСО, компьютер, цифровой микроскоп, рисунки с изображением растений, бланки – таблица «Растения», аквариум вместе с его обитателями.

Ход урока

I. Организационный этап.

Приветствие, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

На прошлом уроке мы познакомились с признаками живых организмов, отличительными признаками растений, сейчас проверим ваши знания по данной теме, написав небольшой цифровой диктант (Слайд 5).

  1. Для растений, как и для других организмов, характерны …
  2. В процессе дыхания растения используют …
  3. В органах и тканях растений накапливаются красящие вещества. Их называют …
  4. Пигмент, который обусловливает зеленый цвет растений …
  5. Процесс, происходящий на свету, в результате которого образуются органические вещества из неорганических называются …
  6. В процессе фотосинтеза из атмосферного воздуха растение поглощает …

Ответы:

  Вариант 1 Вариант 2
1. 1, 3, 5 4, 6, 8
2. 2 7
3. 8 1
4. 6 3
5. 7 2
6. 4 5

Критерии оценок:

  • «5» – 5–6 правильных ответов;
  • «4» – 4 правильных ответа;
  • «3» – 3 правильных ответа.

III. Подготовка учащихся к активной деятельности на основном этапе урока.

Без растений немыслима жизнь на Земле. Роль мира растений трудно переоценить. Достаточно сказать, что своим существованием человечество обязано именно ему – самому чудесному из всех царств земных.

Мир растений – это волшебное царство, в котором обычное сочетается с необычным, явное с тайным. Это мир живых и добрых волшебников, которые живут с нами и радуют нас. В нем все прекрасно, чудесно и одновременно загадочно. Когда его, хотя бы немного узнаешь, то обязательно полюбишь.

Вот сегодня мы и начнем познавать тайны растительного мира.

IV. Изучение новых знаний и способов действий.

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему урока «Разнообразие растительного мира».

Зеленые растения – это живые лаборатории. Разгадывать загадки мира растений – очень интересное и увлекательное занятие.

Посмотрите на наш аквариум. Почему в нем вода стала зеленой? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте внимательно рассмотрим её под микроскопом. (Работа учащегося с цифровым микроскопом)

Ребята, посмотрите, одиночные клеточки зеленого цвета – это одноклеточные водоросли. Они настолько малы, что без микроскопа мы бы их не увидели, как и других живых организмов, движущихся в капле воды. Вот такое множество различных одноклеточных зеленых водорослей и придают воде изумрудный оттенок.

Все остальные растения, состоят из множества клеток и видимы невооруженным глазом, то есть без микроскопа. Их называют многоклеточными. Давайте приведем примеры этих растений. (Показываю на картинки, находящиеся на доске, а дети их называют). Если некоторые растения вам неизвестны, воспользуйтесь подсказкой в учебнике на стр. 155, рис.90.

-Молодцы! А теперь посмотрите внимательно и скажите: «Чем растения находящиеся справой стороны отличаются от растений, расположенных слева?» (Ответ: справа растения имеют цветки, слева – нет).

Цветок имеется далеко не у всех растений, поэтому в зависимости от наличия или отсутствия цветка ученые-ботаники разделили все растения на 2 группы: цветковые и нецветковые (заполняем таблицу).

Итак, хвощ – цветковое или нецветковое растение? Яблоня, ромашка, папоротник, подснежник и т. д.

Где чаще всего можно увидеть папоротник? (В лесу, там где всегда сумрачно, мало солнечных лучей). И действительно, одни растения, например, ландыши, земляника, незабудки любят тень. Поэтому их назвали теневыносливые цветковые растения, а другие, например, барбарис, ромашка (нивяник), лапчатка – наоборот любят много света.

– Как думаете, как их назвали? (Светолюбивые цветковые растения)

В природе за растениями никто не ухаживает, не выращивает.

Задание: из предложенных рисунков выбрать такие растения. Это дикорастущие растения. Остальные, человек выращивает специально, их назвали культурными. Приведите примеры других культурных растений, известных вам.

V. Рефлексия.

физкультминутка (упражнение пчелка) Руки – на пояс, глубокий вдох, на выдохе в спокойном состоянии произнести звук «зззз…»

В удивительном мире растений очень много загадочных обитателей: больших и малых, красивых и невзрачных, ядовитых и съедобных, ароматных и без запаха и т.п. Растения все красивы, только каждое по-своему.

Сейчас мы узнаем о 10 самых удивительных растений мира. (Сообщения детей)

1. Вельвичия удивительная: Возраст этого пустынного дерева-карлика может достигать 2000 лет. Из короткого пенькообразного ствола растения в обе стороны отходят два огромных листа, которые по мере роста продольно разрываются на ленты, а кончики отсыхают. Возраст этих гигантских листьев равен возрасту дерева. Листья постоянно растут от основания, а кончики отмирают. В отдельных случая длина листьев может достигать 8 метров.

2. Раффлезия – род удивительных растений, паразитирующих в основном на лианах. Представители рода Раффлезия не образуют листьев, стеблей и корней, проводя большую часть своего жизненного цикла в тканях растения-хозяина. Растение выделяется огромными размерами цветов, размеры которых могут превышать в диаметре 1 метр, а вес более 10 килограмм. Скопления этих цветов напоминают, какие-то инопланетные образования. Только насладиться ароматом этих цветков не удастся. “Аромат” этих цветков похож на запах тухлого мяса. Этот запах, как магнитом, притягивает основных опылителей растения – мух.

3. Аморфофаллус славится своим “тонким ароматом” разлагающейся плоти. Запах, исходящий от цветка ужасен. Без противогаза любоваться аморфофаллусом способны немногие. Цветок большинства представителей этого рода огромен в размерах и может достигать высоты 2,5 метра при диаметре 1,5 метра. Во многих восточных странах клубни этого растения используются при приготовлении различных кулинарных блюд и лекарств.

4. Опунция Биджелоу, наверное, один из самых удивительных видов рода Опунция семейства Кактусовых. На фотографии весь пустынный ландшафт до горизонта покрыт удивительными пушистыми кактусами, высотой до двух метров. В лучах заходящего солнца пейзаж выглядит фантастически. У находящегося здесь человека складывается впечатление, что он в составе космической экспедиции высадился на другую планету, покрытую неизвестными формами жизни.

5. Карнегия гигантская – удивительное растение семейства Кактусовых. Самой удивительной особенностью этого кактуса являются его исполинские размеры. Высота отдельных растений составляет около 14 метров, а диаметр более 3 метров! При этом возраст отдельных кактусов достигает 150 лет.

6. Непентес. Большинство растений из этого рода можно без преувеличения назвать “хищниками”, которые получают необходимые недостающие питательные вещества, “переваривая” пойманных насекомых. Растение имеет видоизменённые листья, которые по форме напоминают кувшинчики. Поверхность “горлышка” кувшинчика очень скользкая, поэтому шансов у прогуливающегося по горлышку насекомого не соскользнуть вниз практически нет. Насекомое падает в воду (у отдельных видов в кувшинчике может содержаться до 2 литров воды) и тонет. Далее вырабатываются ферменты, которые полностью “переваривают” насекомое. Иногда в ловушке оказываются не только насекомые, но и даже мыши, крысы, птицы.

7. Венерина мухоловка – это ещё более удивительное “растение-убийца”, которое предпринимает более активные действия по умерщвлению своей добычи. Видоизменённые листья -”челюсти” этого растения покушаются на жизнь не только насекомых, но и на жизнь улиток и даже лягушек.

8. Фикус Бенгальский. На первый взгляд может показаться, что на фото изображён лес. На самом деле – это одно единственное дерево. Фикус Бенгальский образует мощные ветви для поддержки которых отрастают побеги, которые опускаясь вниз до земли укореняются, образуя мощные колонны-стволы.

9. Секвоя вечнозелёная – это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса – это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревьев превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которы10е проходили автомобильные дороги. В ветреную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного “скрежета” и раскачиваний могучих стволов секвой. Произрастает в Калифорнии.

10. Пуйя Раймонда произрастающее в Боливийских и Перуанских Андах имеет самое большое соцветие диаметром 2,5 метра и высотой около 12 метров, состоящее из приблизительно 10000 простых цветков. Очень жаль, что цветёт это удивительное растение только при достижении 150-летнего возраста, а затем погибает.

VI. Закрепление знаний и способов действий учащихся.

Кроссворд (см. презентация, заполняет учащийся у компьютера, а дети отгадывают)

А сейчас святая обязанность и долг каждого из нас – с полным сознанием и любовью охранять и рационально использовать природу, её лучшую и прекрасную часть – удивительный мир растений и помнить при этом слова французского философа, педагога и страстного любителя природы Жан Жака Руссо: «Растения щедро рассыпаны на Земле, подобно звездам на небе: но звезды далеко, а растения у моих ног…»

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Информация о домашнем задании.

Стр. 153-158, §37, читать, отвечать на вопросы в конце параграфа, подготовить устное сообщение о любом интересном растении.

Таблица для заполнения – Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта