Размножение споровых растений. Разработка урока "Способы размножения растений. Размножение споровых растений" (6 класс)

Детский сад № 4 "Золотая рыбка"

город Карпинск Свердловской области

 

2. Размножение низших споровых растений (водорослей). Размножение споровых растений


Размножение споровых растений

Споровые растения – это растения, которые размножаются и распространяются спорами. Все споровые растения делятся на высшие и низшие. К  низшим споровым растениям относятся водоросли, а к высшим – мхи, плауны, хвощи и папоротники.

Размножение водорослей

Воспроизведение себе подобных у водорослей совершается с помощью вегетативного, бесполого и полового размножений.  Вегетативное размножение у многоклеточных водорослей происходит несколькими способами, в том числе при механическом разрушении слоевища на части (волнами, течением, в результате погрызов животными) или вследствие процессов, которые приводят к распаду нитей на многоклеточные или одноклеточные части. 

Бесполое размножение водорослей происходит с помощью спор или зооспор (спор со жгутиками). Для некоторых водорос­лей, например хлореллы, характерно только бесполое размножение. При этом внутри клетки образуются неподвижные споры, по строению очень похожие на материнскую клетку. После разрыва оболочки споры выходят во внешнюю среду и растут. Обычно же водоросли размножают­ся как бесполым, так и половым путём.

Способы полово­го размножения у водорослей очень разнообразны. Рассмотрим размножение одноклеточных водорослей на примере известной вам хламидомонады. При благоприятных условиях хламидомонада размножается бесполым способом. Перед делением она пере­стаёт двигаться и теряет жгутики. В материнской клетке в результате деления образуются 2, 4 или 8 зооспор. Они выходят из  материнской клетки и вырастают до размеров взрослой хламидомонады.

При наступлении неблагоприятных условий (по­холодание, пересыхание водоёма) хламидомонада начинает размножаться половым путём. В этом случае внутри хламидомонады возникают половые клетки — гаметы, каждая с двумя жгутиками. Гаметы разных хламидомонад выходят в воду, сближаются и соединя­ются попарно, образуя зиготу, которая покрывается толстой оболочкой. После периода покоя на дне водоёма зигота делится и даёт 4 новые особи.

Размножение многоклеточных водорослей рассмотрим на примере улотрикса. Как и другие водоросли, улотрикс размножается бесполым и половым путями. В благоприятных условиях в тёплое время года улотрикс размножается бесполым путём. Каждая клетка, кроме той, с помощью которой нить прикрепля­ется, может разделиться на 2 или 4 зооспоры. Они выходят в воду, плава­ют, прикрепляются к какому-либо подводному предмету и делятся. Так образуются новые талломы водоросли.

Когда наступает неблагоприятный период, улотрикс переходит к половому размножению. При этом в клетках многоклеточного слоевища возникают гаметы. Поэтому многоклеточный таллом является гаметофитом (половым поколением) — водорослью, производящей гаметы. В воде гаметы сближаются и сливаются, образуя зиготу. Обычно сливаются га­меты, возникшие в клетках нитей разных водорослей. Зигота покрывается толстой оболочкой, формирует ножку и превращается в одноклеточный таллом — спорофит (бесполое поколение). Спорофитом эта водоросль называется потому, что образует подвижные или неподвижные споры. Эти споры развиваются в новые многоклеточные талломы улотрикса.

Таким образом, для пресноводного улотрикса характерно чередование поколений — многоклеточного гаметофита и одноклеточного спорофита. При смене условий окружающей среды способы размножения улотрикса сменяют друг друга.

Размножение мхов

У мхов чётко выражено че­редование бесполого и полового поколений. Характерной особенностью всех мхов является преобладание в жизненном цикле полового поколения над бесполым. Размножение мхов рассмотрим на примере кукушкина льна. Само растение мха, которое мы видим — это гаметофит (половое поколение).

Кукушкин лён — двудомное растение. Органы полового размножения у него развиваются на верхушках мужских и женских растений. На верхушке мужского растения образуются органы полового размножения, в которых развивается большое количество сперматозоидов, которые имеют по два жгутика. На верхушке женского растения закладываются женские половые органы, в которых располагается неподвижная яйцеклетка.

Во время дождя или при обильной росе сперматозоиды передвигаются в воде, которая покрывает мхи, и попадают к яйцеклетке. В результате слияния сперматозоида с яйцеклеткой образуется зигота. Из зиготы, благодаря её делению, через некоторое время на гаметофите начинает развиваться коробочка на ножке. Это спорофит — бесполое поколение мха. Он развивается за счёт гаметофита — материнского растения, от которого получает воду и питательные вещества. В коробочке созревают споры. При созревании спор коробочка вскрывается и споры рассеиваются. Они разносятся ветром, попадают на влажную почву и прорастают. При прорастании спор вначале образуются тонкие ветвящиеся нити зелёного цвета — предростки. На них через некоторое время возникают почки. Из почек вырастают новые растения гаметофита кукушкина льна. Так завершается жизненный цикл этого растения.

Размножение плаунов

Особенности размножения плаунов рассмотрим на примере плауна булавовидного. В жизненном цикле плаунов, в отличие от мхов, спорофит (бесполое поколение) преобладает над гаметофитом. Спорофит — это зелёное растение плауна, которое мы можем увидеть в лесу.

На нём образуются спороносные колоски. Они состоят из вытянутой оси, на которой расположены особые спороносные листочки. На их верхней стороне развиваются спорангии. Внутри спорангиев образуется большое количество одинаковых спор. При созревании споры высыпаются из спорангия и попадают в почву. В почве споры прорастают. Из них формируются гаметофиты — половое поколение плаунов. Гаметофит у плаунов называется заростком. Он бесцветный, лишён хлорофилла. Для нормального развития заростка необходимо, чтобы в него проникли гифы гриба и сформировался симбиоз. Только после этого гаметофит будет нормально развиваться дальше.

Заростки существуют независимо от спорофита. Развиваются они медленно. Через 6—15 лет после прорастания споры на заростке формируются мужские и женские органы полового размножения, в которых образуется большое количество сперматозоидов и  яйцеклетка. Для того чтобы сперматозоиды смогли доплыть до яйцеклетки и оплодотворить её, необходимо наличие воды. После оплодотворения развивается зигота. Из зиготы образуется новое растение спорофита. Вначале оно использует те питательные вещества, которые были накоплены в заростке. Но после того как у молодого растения сформируются зелёные листья и корни, оно переходит к самостоятельному существованию. Так завершается жизненный цикл плауна булавовидного.

Размножение хвощей

Размножение хвощей сходно с размножением плаунов. Растения хвоща, которые мы можем видеть в поле, в лесу или у водоёма, — это спорофиты. Они образуют в спороносных колосках большое количество спор, из которых вырастают зелёные надземные заростки гаметофитов. На заростках формируются такие же, как у плаунов, органы полового размножения. Оплодотворение, как и у всех споровых растений, происходит только при наличии воды и заканчивается образованием зиготы. Из образовавшейся зиготы сразу же начинает формироваться молодое растение бесполого поколения — спорофит. Так завершается жизненный цикл хвощей.

Размножение папоротников

Размножение папоротников рассмотрим на примере щитовника мужского. У папоротников, так же как и у плаунов и хвощей, в жизненном цикле  преобладает спорофит — листостебельное растение. На нижней стороне листьев папоротника образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Споры в сухую погоду высыпаются и разносятся ветром. Попав на влажную почву, спора прорастает и образует гаметофит — половое поколение щитовника. Гаметофит у папоротников, также как у плаунов и хвощей, называется заросток. Заросток щитовника существует независимо от спорофита. Он представляет собой небольшую зелёную пластинку сердцевидной формы. Заросток прикрепляется к почве с помощью ризоидов. На нижней стороне заростка раз­виваются мужские и женские гаме­ты (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются ка­пельки росы или дождевой воды, в которых сперматозоиды могут под­плыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш — молодое растение спорофита. Так завершается жизненный цикл щитовника мужского.

videouroki.net

2. Размножение низших споровых растений (водорослей)

Размножение одноклеточных водорослей

Для некоторых одноклеточных водорослей, например, хлореллы, характерно только бесполое размножение.

vodorosli.png

 

Обычно же водоросли размножаются как бесполым, так и половым путём. Способы полового размножения у водорослей очень разнообразны. Рассмотрим размножение одноклеточных водорослей на примере хламидомонады.

 

При благоприятных условиях хламидомонада размножается бесполым способом. Перед делением она перестаёт двигаться и теряет жгутики. В материнской клетке в результате деления образуются \(2\), \(4\) или \(8\) подвижных клеток — зооспор. Зооспоры покидают материнскую клетку и вырастают до размеров взрослой хламидомонады.

 

bespoloe.png 

Половым путём хламидомонада размножается при наступлении неблагоприятных условий (похолодание, пересыхание водоёма). В этом случае внутри хламидомонады возникают половые клетки — гаметы. Гаметы разных хламидомонад выходят в воду и соединяются попарно, образуя зиготу, которая покрывается толстой оболочкой. С наступлением благоприятных условий зигота делится, образуя четыре клетки — молодые хламидомонады.

polovoe.png

Размножение многоклеточных водорослей

Размножение многоклеточных водорослей рассмотрим на примере улотрикса. Как и другие многоклеточные водоросли, улотрикс размножается бесполым и половым путями.

В благоприятное время размножение идёт бесполым путём. Каждая клетка, кроме той, с помощью которой нить прикрепляется, может разделиться на \(2\) или \(4\) подвижные клетки со жгутиками — зооспоры. Они выходят в воду, плавают, прикрепляются к какому-либо подводному предмету и делятся. Так образуются новые нити водоросли.

бесполое.png

При неблагоприятных условиях в некоторых клетках водоросли образуются многочисленные мелкие подвижные гаметы со жгутиками. В воде они попарно сливаются, образуя зиготу. Обычно сливаются гаметы, возникшие в клетках нитей разных водорослей. Зигота покрывается толстой оболочкой и может долго находиться в состоянии покоя. При наступлении благоприятных условий зигота делится на \(4\) клетки — безжгутиковые споры. Каждая из них, опустившись на подводный предмет, может дать начало новой нитчатой водоросли улотриксу.

половое.png

 

улотрикс.png

 

Многоклеточные водоросли могут размножаться и вегетативно — кусочками слоевища.

Источники:

Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.

Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.

Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

Иллюстрации:

http://www.science-spravochnik.ru/atom.xml?redirect=false&start-index=1&max-results=100

www.yaklass.ru

Био: Размножение споровых растений

В жизненном цикле высших споровых растений наблюдается закономерная смена двух поколений - бесполого диплоидного (спорофита) и полового гаплоидного (гаметофита). Соответственно, чередуется бесполое размножение (образование спор) и половое размножение (с образованием гамет и оплодотворением). Этот порядок чередования поколений всегда соблюдается неукоснительно (спорофит-споры-гаметофит-гаметы-зигота-спорофит...), но одно из поколений всегда преобладает над другим и на него приходится большая часть жизненного цикла.
Размножение мхов В жизненном цикле мхов преобладает половое поколение - гаметофит (гаплоидная линия), а спорофит представлен коробочкой, полностью зависящей от материнского гаметофита. При этом гаметофиты могут быть двудомными (как у кукушкина льна), тогда спорофиты формируются только на женских экземплярах растений, или однодомными (как у сфагнума). сфагнум и кукушкин лен: или ЗДЕСЬ  для продвинутых пользователей, свободно владеющих терминологией и английским :)

Размножение папоротниковВ жизненном цикле папоротникв преобладает бесполое поколение (спорофит). Из спор развиваются заростки - маленькие свободноживущие фотосинтезирующие гаметофиты. Оплодотворение возможно только при наличии капельно-жидкой воды из зиготы развивается спорофит следующего поколения.

или ЗДЕСЬ

Для желающих: дополнительный материал.Плауновидные и Хвощевидные тоже являются высшими споровыми растениями, в жизненном цикле которых преобладает спорофит. Гаметофиты у них часто подземные, образуют микоризу с грибами и развиваются крайне медленно (10-15 лет).Размножение плаунов

Размножение хвощей

myblog-bio.blogspot.com

Размножение споровых растений | Параграф 41

"Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс". В.В. Пасечник

Вопрос 1. Как происходит размножение у одноклеточных водорослей?Бесполое размножение осуществляется с помощью зооспор, которые формируются внутри материнской клетки. Чаще всего формируется 2-4-8 двужгутиковых зооспор, каждая из которых после выхода в воду дорастает до размеров взрослой особи. При половом размножении под оболочкой материнской клетки образуются двужгутиковые гаметы, которые попарно сливаются и образуют зиготу. Зигота покрывается толстой оболочкой и зимует. Весной ядро в ней мейотически делится, и в результате формируются четыре молодые гаплоидные одноклеточные водоросли.

Вопрос 2. Какими способами размножается улотрикс?Размножается улотрикс вегетативным, бесполым и половым путем. Четырехжгутиковые зооспоры формируются внутри клеток улотрикса, выходят в воду, плавают, затем прикрепляются к подводным предметам и начинают делиться, формируя новые нити. В результате первого деления клетка образует две разнокачественные клетки: одну бесцветную (ризоид), другую зеленую. При делении этой клетки происходит нарастание нити тела водоросли. При половом размножении в клетках образуются двужгутиковые гаметы. Половой процесс изогамный. Выйдя из материнской клетки, гаметы сливаются в воде, образуя четырехжгутиковую зиготу, которая, проплавав определенное время, одевается оболочкой. После периода покоя в зиготе в результате мейотического деления формируются 4 гаплоидных зооспоры, которые после выхода в воду прорастают в новые нити. Таким образом, большую часть жизненного цикла улотрикс проводит в гаплоидном состоянии, диплоидна у него только зигота.

Вопрос 3. Как размножаются мхи?Бесполое размножение у мхов происходит с помощью спор. Споры образуются в коробочках и при созревании высыпаются на почву. Из проросшей споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на водоросль, — предросток. На нем появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские экземпляры мха.При половом размножении на мужских растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на женских растениях развиваются женские гаметы — яйцеклетки. Во время дождя сперматозоиды переплывают по воде к яйцеклетке. Происходит оплодотворение (оплодотворение у мхов невозможно без воды!). При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы на женском растении образуется коробочка со спорами. Споры рассеиваются и прорастают в предростки и т.д.Таким образом, у мхов четко выражено чередование бесполого и полового поколений.

Вопрос 4. Что такое заросток?Заросток — это маленькая зеленая пластинка диаметром несколько миллиметров, которая развивается из проросшей споры папоротника. Он живет самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Для передвижения сперматозоида к яйцеклетке необходима вода. После оплодотворения из зиготы развивается зародыш, который первое время существует за счет питательных веществ заростка. Зародыш имеет специальную ножку с присоской, с помощью которой он потребляет органические вещества из заростка, и небольшой лист. Через некоторое время заросток отмирает, и молодой спорофит переходит к самостоятельному существованию. Следовательно, заросток — это половое поколение папоротника.

Вопрос 5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?Летом на нижней стороне вайи папоротника (бесполое поколение) образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Созревшие споры разносятся ветром. Попадая в почву, они прорастают, образуя маленькую зеленую пластинку диаметром несколько миллиметров — заросток (половое поколение) папоротника. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, по которой сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение.Из зиготы на заростке развивается зародыш. Из зародыша — растение папоротника. Многие папоротники хорошо размножаются вегетативно, с помощью корневища.

buzani.ru

Размножение споровых растений. Ответы - Биология

Размножение споровых растений. Ответы

Вопрос 1. Как происходит размножение у одноклеточных водорослей?

Бесполое размножение одноклеточных водорослей происходит при благоприятных условиях. В материнской клетке в результате деления образуются 2, 4 или 8 подвижных зооспор. Зооспоры покидают материнскую клетку и вырастают до размеров взрослой особи.Половым путем одноклеточные водоросли размножаются при наступлении неблагоприятных для жизни условий. В этом случае внутри водоросли возникают половые клетки — гаметы. Гаметы разных водорослей одного вида выходят в воду и соединяются попарно. Каждая пара гамет образует зиготу, которая покрывается толстой оболочкой. С наступлением благоприятных условий зигота делится, образуя четыре молодые водоросли.

Вопрос 2. Какими способами размножается улотрикс?

Как и другие водоросли, улотрикс размножается бесполым и половым способами. Бесполым способом он размножается при благоприятных условиях. При наступлении неблагоприятных условий улотрикс переходит к половому размножению.

Вопрос 3. Как размножаются мхи?

Бесполое размножение у мхов происходит с помощью спор. Споры образуются в коробочках и при созревании высыпаются на почву. Из проросшей споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на водоросль, — предросток. На нем появляются почки, из которых затем вырастают мужские или женские экземпляры мха. При половом размножении на мужских растениях развиваются мужские гаметы — сперматозоиды, на женских растениях развиваются женские гаметы — яйцеклетки. Во время дождя сперматозоиды переплывают по воде к яйцеклетке. Происходит оплодотворение (оплодотворение у мхов невозможно без воды!). При слиянии гамет образуется зигота. Из зиготы на женском растении образуется коробочка со спорами. Споры рассеиваются и прорастают в предростки и т. д.Таким образом, у мхов четко выражено чередование бесполого и полового поколений.

Вопрос 4. Что такое заросток?

Заросток — это маленькая зеленая пластинка диаметром несколько миллиметров, которая развивается из проросшей споры папоротника. Он живет самостоятельно, прикрепляясь к почве ризоидами. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Следовательно, заросток — это половое поколение папоротника.

Вопрос 5. Как происходит половое и бесполое размножение у папоротников?

Летом на нижней стороне вайи папоротника (бесполое поколение) образуются маленькие бурые бугорки. В бугорках находятся пучки мелких мешочков — спорангиев, в которых созревают споры. Созревшие споры разносятся ветром. Попадая в почву, они прорастают, образуя маленькую зеленую пластинку диаметром несколько миллиметров — заросток (половое поколение) папоротника. На нижней стороне заростка развиваются мужские и женские гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки). Под заростком задерживаются капельки росы или дождевой воды, по которой сперматозоиды могут подплыть к яйцеклеткам. Происходит оплодотворение.Из зиготы на заростке развивается зародыш. Из зародыша — растение папоротника. Многие папоротники хорошо размножаются вегетативно, с помощью корневища.

vopvet.ru

Разработка урока "Способы размножения растений. Размножение споровых растений" (6 класс)

hello_html_m20fd4a63.gifhello_html_601217f.gifhello_html_m537497d1.gifhello_html_1c75ef72.gifhello_html_cb164de.gifhello_html_791f54b.gifhello_html_619986fc.gifhello_html_m2f03220c.gifhello_html_m6368317e.gifhello_html_4aa7e41d.gifhello_html_m2b6affdd.gifhello_html_e7425d.gifhello_html_1d23ca07.gifhello_html_44db344d.gifhello_html_4490b113.gifhello_html_4490b113.gifhello_html_18a226b3.gifhello_html_m766bb2af.gifhello_html_m494a563b.gifhello_html_4490b113.gifhello_html_4490b113.gifhello_html_4490b113.gifРаздел: « Жизнь растений»

№9

Тема урока: «Способы размножения растений. Размножение споровых растений.»

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением и контролем знаний.

Цель урока(цель освоения учебного содержания): познакомить учащихся со способами размножения растений, сформировать признаки отличия полового размножения от бесполого; сформировать знания о размножении растений, о биологическом значении полового и бесполого размножения, о способах размножения, особенностях бесполого размножения.

Обучающая:

учить устанавливать причинно-следственные связи, пользуясь различными источниками информации;

учить подбирать и группировать материал по теме;

учить сотрудничать при решении учебных задач;

учить выслушивать и объективно оценивать другого.

Развивающая:

продолжить развитие умений выделять главное и существенное;

самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию;

устанавливать причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи;

осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности

Воспитательная:

продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства ответственности за результаты своего труда

Планируемые результаты:

1. Личностные:

– Развитие высших чувств – эстетических чувств (чувство прекрасного), интеллектуальных чувств (радость познания).– Формирование чувства сопричастности ответственности человека за благосостояния общества.

2. Регулятивные:

– Целеполагание как постановка учебной задачи.– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения.– Коррекция

3. Познавательные:

– Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать собственные знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.– Логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.

4. Коммуникативные:

– Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;– Развитие инициативного сотрудничества в поиске и обработке информации;– Умение выражать свои мысли, используя монологическую и диалогическую форму речи.

Оборудование и материалы к уроку:

– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, презентация, термины «размножение, половое, бесполое, зигота, гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, спермий), таблица «Органы растений»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Задание 1.

Обмен веществ

Можно ли поставить знак равенства? Объяснить почему вы так считаете.

Размножение

Рост

Дыхание

Живой организм

http://flowerlib.ru/books/item/f00/s00/z0000032/pic/000032.jpg

Развитие

Смерть

Обмен веществ и энергии - совокупность процессов превращения веществ и энергии, происходящих в живых организмах, и обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой.

Дыха́ние - совокупность процессов, обеспечивающих поступление из атмосферного воздуха в организм кислорода, использование его в биологическом окислении органических веществ и удаление из организма углекислого газа. В результате биологического окисления в клетках освобождается энергия, идущая на обеспечение жизнедеятельности организма.

Рост - увеличение массы и линейных размеров организма и его отд. органов, происходящее за счёт увеличения числа и массы клеток.

Развитие - последовательность изменений на протяжении всей жизни организма.

Смерть — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма.

Название процесса жизнедеятельности, который мы будем изучать на уроке

¬1´ 2х2=4 (Размножение)

Домашнее задание: §40,41

Задание 2.

Определим уровень знаний по данной теме, заполнив таблицу «Знаете ли вы…»

(поставить + или -)

«Знаете ли вы…»

Начало урока

В конце урока

  1. Какой процесс называется размножением?

  1. Какие типы размножения существуют?

  1. Как отличать типы размножения?

  1. Какие особенности размножения есть у водорослей, мхов, хвощей, папоротников?

Оцените уровень своих знаний, отметив нужный смайлик

http://toast.ladycity.ru/images/docs/Image/smail.jpghttp://sessiya-ua.com/pars_docs/refs/37/36982/36982_html_m75455f6c.jpghttp://goneva.net.ua/uploads/posts/2015-05/1430479274_pic640.jpg

Сформулируйте свою цель урока, продолжив начатое предложение

Я хочу узнать ….

Я хочу научиться ….

Я хочу выяснить …

  1. Изучение нового материала.

Задание 3.

Прочитайте три варианта определения понятия «размножение» и отметьте верное. Подтвердите правильность выбора.

  1. Размножение – это одно из обязательных свойств любого тела природы, в результате которого происходит увеличение числа особей.

  2. Размножение – это одно из обязательных свойств любого живого организма, в результате которого происходит воспроизведение себе подобного.

  3. Размножение – это одно из обязательных свойств любого живого организма, в результате которого происходит увеличение числа особей.

Выделить главные словосочетания.

Рассказать своему соседу.

Поднять руки тем, кто не допустил ошибку.

Задание 4.

Изучить текст «Способы размножения растений», заполнить пробелы в схеме и определите местоположение указанных понятий. См. учебник с.190-191

У растений различают бесполое и половое размножение.

Бесполое размножение подразделяют на собственно бесполое, или спорообразование, и вегетативное.

Спорами размножаются одноклеточные и многоклеточные водоросли, мхи, папоротники, хвощи и плауны. Спора — специализированная клетка. Она отделяется от материнского растения и, попав в благоприятные условия, прорастает, образуя новое растение. Одно растение может образовать тысячи и миллионы спор, из которых лишь некоторые прорастут и дадут новые поколения растений.

При вегетативном размножении новые особи развиваются из клеток органов (или их частей), за счет которых происходит рост и питание растений, т. е. вегетативных органов. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского организма.

Половое размножение происходит при помощи особых половых клеток — гамет. Различают мужские гаметы (сперматозоиды — подвижные и спермии — неподвижные) и женские гаметы (яйцеклетки),

После слияния гамет образуется зигота (от греческого слова «зиготос» —- соединенный вместе). Процесс слияния мужской и женской гамет получил название оплодотворение. Из зиготы развивается зародыш будущего растения, который несет признаки обоих родителей.

При половом размножении новый организм образуется в результате слияния половых клеток (мужской и женской гамет), каждая из которых имеет свои наследственные признаки, их передают хромосомы, находящиеся в ядрах клеток. В результате перекомбинации признаков у растения могут появиться новые свойства, которые помогут ему лучше приспособиться к окружающей среде.

У многих водорослей и всех высших растений происходит закономерная смена бесполого размножения половым

РАЗМНОЖЕНИЕ

БЕСПОЛОЕ

ПОЛОВОЕ

СПОРООБРАЗОВАНИЕ

ГАМЕТЫ

СПЕРМИИ И СПЕРМАТОЗОИДЫ

ЯЙЦЕКЛЕТКА

СПОРА

+

СОБСТВЕННО БЕСПОЛОЕ

ВЕГЕТАТИВНОЕ

ЗИГОТА

ЧАСТЯМИ ТЕЛА

1 группа – бесполое, вегетативное, гаметы,

2 группа – спорообразование, частями тела, спермии и сперматозоиды

3 группа – размножение, спора, яйцеклетка,

4 группа – половое, собственно бесполое, зигота

Первичное закрепление знаний.

1. Какой тип размножения можно представить в виде схемы. Объяснить свой выбор.

1) 2)

+ =

2. Какому способу размножения соответствует результат

А) Потомство имеет признаки и отцовского и материнского организма;

Б) потомство является точной копией материнского организма.

3. Какой тип размножения вы будите использовать, если нужно …

А) размножить куст садовой земляники;

Б) создать новый сорт культурного растения.

Физкультминутка.

Рисуй глазами треугольник

Рисуй закрытыми глазами треугольник.

Теперь его переверни Вершиной вниз.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась. Ты молодец!

(Дети представляют внешний вид геометрических фигур.)

Задание 5.

Разделить данные растения на две группы. По какому принципу группировали?

Хламидомонада, ель, тюльпан, папоротник «Щитовник мужской», хвощ полевой, картофель, кукушкин лён, плаун булавовидный, можжевельник.

Сформулируйте вторую часть темы урока, если ее название соответствует 1 группе растений.

Задание 6. (Групповая работа)

1 группа – хламидомонада, хлорелла, плеврококк – одноклеточные водоросли (с.192-193)

2 группа – улотрикс, спирогира, ульва – многоклеточные водоросли (с.194 – 195)

3 группа – кукушкин лён, сфагнум – мхи (с. 195 – 196)

4 группа – орляк, щитовник мужской, водяная капуста – папоротники (с.196 – 197)

Заполнить пробелы в таблице, вставив соответствующие цифры.

Вопросы

Бесполое размножение

Половое размножение

  1. При каких условиях жизни растений происходит?

  1. Как называются клетки?

  1. Особенности.

  1. Закрепление. Рефлексия.

Задание 2.

Определим уровень знаний по данной теме, заполнив таблицу «Знаете ли вы…»

(поставить + или -)

«Знаете ли вы…»

Начало урока

В конце урока

  1. Какой процесс называется размножением?

  1. Какие типы размножения существуют?

  1. Как отличать типы размножения?

  1. Какие особенности размножения есть у водорослей, мхов, хвощей, папоротников?

Оцените уровень своих знаний, отметив нужный смайлик

http://toast.ladycity.ru/images/docs/Image/smail.jpghttp://sessiya-ua.com/pars_docs/refs/37/36982/36982_html_m75455f6c.jpg

  1. Итог урока.

Достигли ли вы поставленной цели? Поднимите руки.

infourok.ru

Споровые растения - высшие, размножение, цикл | Учеба-Легко.РФ

К споровым относятся растения, размножение и распространение которых осуществляется посредством спор, причем споры образуются двумя путями – бесполым и половым. Споровыми растениями являются водоросли, грибы, лишайники и высшие споровые растения (папоротники, плауны, хвощи, мхи, некоторые ископаемые растения).

 

В процессе эволюции около 400 млн. лет назад от многоклеточных зеленых водорослей возникли риниофиты – первые высшие растения, размножающиеся спорами, которые дали начало всем современным высшим споровым и семенным растениям. Это вымершая группа растений.

 

В жизненном цикле высших споровых растений, как и у некоторых водорослей, чередуются особи бесполового и полового поколений, которые размножаются, соответственно, бесполым и половым путем. В полном жизненном цикле, который обеспечивает непрерывность жизни организмов, происходит чередование гаметофита (полового) и спорофита (бесполого поколения). На спорофите образуются органы бесполого размножения, на гаметофите – полового.

 

Высшие споровые растения после выхода на сушу в ходе эволюции претерпевали метаморфозы в двух направлениях. Так сформировались две крупные эволюционные группы – гаплоидная и диплоидная. К первой ветви относятся мхи, у которых лучше развит гаметофит, а спорофит занимает подчиненное положение. К диплоидной ветви принадлежат папоротники, хвощи и плауны. У них гаметофит

редуцирован, и выглядит как заросток.

 

 

Из спор, которые формируют особи бесполого поколения, вырастают особи полового поколения. Они имеют специальные мужские и женские половые органы, в которых развиваются мужские и женские половые клетки (гаметы) – подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Для оплодотворения сперматозоид должен попасть во внешнюю среду и оплодотворить яйцеклетку, которая находится внутри женского полового органа. Для перемещения сперматозоида необходима вода. Из оплодотворенной яйцеклетки образуется зародыш. Он прорастает и превращается в особь бесполого поколения, которая размножается спорами.

 

Грибы, лишайники и водоросли размножаются подвижными зооспорами, спорангиеспорами, неподвижными апланоспорами. Для этих растений характерно половое размножение ооспорами, зигоспорами, вегетативное размножение также посредством спор. Из спор появляется такое же растение, как материнское. Тогда как у высших споровых растений такое растение, как то, что сформировало споры, появляется после сложного процесса оплодотворения.

 

Спора представляет собой клетку с двойной оболочкой. Споры у определенного вида растений могут быть одинаковыми по размерам или разными. Микроспоры – мелкие, макроспоры – крупные. Микроспоры обычно дают начало мужским заросткам, а макроспоры – женским.

 

Высшие споровые растения распространены в разных климатических условиях, но большинство из них обитает на влажных участках суши, так как для полового размножения им нужна вода. Однако некоторые виды этих растений встречаются и в пустынях.

uclg.ru


Смотрите также

Sad4-Karpinsk | Все права защищены © 2018 | Карта сайта